Пути выхода из экономического кризиса. Современная классификация экономики


Михаил Дмитриев

Сырьевая модель роста больше не работает. Если страна хочет развиваться, необходимо строить новые дома и дороги, а инвестировать в инфраструктуру будут сами потребители

Потребляем больше, чем производим

Возобновление устойчивого экономического роста и предотвращение риска сползания в долгосрочную депрессию — это сейчас главный вопрос для экономики. Предыдущий этап был основан на опережающем росте потребления, а не инвестиций, но в нынешних условиях старая модель работать уже не может.

Прежняя модель была основана на беспрецедентном повышении цен на российский сырьевой экспорт. Потребление в стране долгое время устойчиво росло быстрее, чем ВВП. Такое возможно, когда валовый национальный доход (ВНД) — показатель, который отражает не только внутренне производство, но и результаты внешнеэкономической деятельности страны, — растет быстрее, чем ВВП. В нулевые годы ВНД рос быстрее именно потому, что очень быстро росло долларовое выражение экспорта, несмотря на медленный рост его физических объемов. А это значит, что происходило удорожание рубля по отношению к другим валютам и рост покупательной способности населения, выраженный в импортных товарах. В результате можно было не увеличивать производство: добыча нефти за эти десять лет выросла всего в полтора раза, а долларовая выручка от продажи нефти увеличилась примерно в десять раз с самого пикового падения в 1998 году, когда цены опускались до $4 за баррель.

Все это не требовало особенных инвестиций. Добычу нефти и газа не надо было усиленно наращивать — в основном эксплуатировались уже освоенные месторождения. Самые большие деньги тратились на строительство нефте- и газопроводов, да и это на фоне общих масштабов российской экономики было копейками: менее 1% ВВП в год. Поэтому основной прирост импорта шел не столько на закупки оборудования, сколько на закупки потребительских товаров. И масштабы этого роста импортного потребления были настолько велики, что долгие годы заработные платы росли двузначными числами, намного опережая ВВП, а доходы населения в реальном выражении выросли в три раза, хотя ВВП едва-едва удвоился.

$50 за баррель

Сейчас, после двух последних кризисов, которые привели к завершению мирового энергетического суперцикла, надежды на повторение такого роста уже нет. Потому что главный источник валюты для России — это нефть, которая дает почти половину всей экспортной выручки, а она имеет четкий потолок максимальной цены.

Связано это с добычей сланцевой нефти, для которой не нужны большие длительные инвестиции. В традиционных месторождениях старой эпохи 90% всех затрат на добычу нефти было связано с капитальными расходами: нужны были первоначальные стартовые вложения, чтобы пробурить большое количество глубоких скважин, протянуть трубопроводы, создать очень дорогую инфраструктуру для освоения нефтяных полей. А дальше можно просто качать нефть из этих скважин.

С добычей сланцевой нефти ситуация другая. Капитальные затраты на запуск месторождения составляют около 40% от затрат жизненного цикла, а 60% — это операционные затраты, но они настолько высоки, что сланцевая нефть рентабельна только при ценах на нефть выше $50 за баррель. Сейчас, когда цены на нефть упали, добыча сланцевой нефти моментально свернулась. Но как только цены на нефть снова поднимутся выше $50 за баррель, добыча на сланцевых месторождениях опять станет рентабельна, и тут же начинается очередной всплеск добычи. Большинство мировых аналитиков сейчас согласны, что при такой новой компоненте предложения нефти цена на нее не может устойчиво пробивать потолок $90 за баррель. Сланцевая нефть будет постоянно сбивать цену на мировом рынке. Поэтому никаких шансов дождаться момента, когда цена на нефть опять подскочит почти до $150, как это было в 2008 году, у России нет. А это значит, что валовый национальный доход, который кормил российского потребителя последние 15 лет, будет расти практически тем же темпом, что и российский ВВП: если не поменяются принципы функционирования российской экономики, это всего лишь 2% в год.

Мы вступаем в период долгосрочного стагнационного депрессивного роста, который, если все оставить как есть, при всех самых благоприятных изменениях на сырьевых рынках приведет к дальнейшему отставанию России от средних темпов роста не только мировой экономики, но и даже развитых стран мира.

Инвестиции в мегаполисы

Нет сомнений, что экспорт газа, нефти, угля, металла все равно будет основным источником поступления валюты в страну. Но из двигателя роста он превращается всего лишь в способ поддерживать в устойчивом состоянии платежный баланс страны. Для нового роста нужен новый источник. Необходимо переключение на инвестиционную модель: когда экономический рост может ускориться, но не за счет более быстрого роста потребления по отношению к ВВП, а, наоборот, более медленного. На первом этапе выхода из долгосрочной депрессии двигателями роста могут стать только инвестиции. Предпосылки для этого уже возникают: за последние два года доля прибыли в ВВП выросла на 4% за счет снижения доли заработной платы. Но на фоне рецессии бизнес не спешит инвестировать полученную прибыль, а придерживает ее до лучших времен.

Очень важно, чтобы для вложения денег стали привлекательными те сектора, которые действительно могут в этих условиях развиваться. Вкладывать деньги сейчас в добычу нефти и газа на новых месторождениях бессмысленно. Себестоимость совокупной добычи нефти на них сейчас выше, чем потенциальная цена на этом рынке, поэтому осваивать тундру, как мы это делали на протяжении нулевых годов ради увеличения добычи экспорта сырья, совершенно бесполезно. Это не ускорит темпов экономического роста.

Но подобно тому, как сырьевая экономика территориально привязана к месторождениям сырья, несырьевая экономика тоже имеет вполне конкретную географическую привязку. «Месторождения» несырьевой экономики расположены в зонах с высокой концентрацией населения и предприятий. По оценкам McKinsey, две третьих всего мирового прироста ВВП в период до 2030 года будет сосредоточено всего лишь в 600 крупнейших городах мира и прилегающих к ним агломерациях, которые по площади составляют территорию меньше современного Судана. А треть ВВП — это вся остальная поверхность Земли. Из числа крупных мировых агломераций порядка 12-15 находятся в России. Именно они и могут стать зонами опережающего роста несырьевых отраслей с высокой производительностью. И если мы говорим о несырьевой экономике, то именно там будет возникать основной дополнительный прирост добавленной стоимости. Но для этого нам нужна комбинация экономических мер, сочетающих стимулирование спроса (более или менее в русле кейнсианских традиций) и стимулирование предложения (прежде всего создание благоприятных условий для бизнеса и инвестиций).

Смысл кейнсианских мер — это создание денежных и инвестиционных стимулов для потребителей, наделение их большими ресурсами, с помощью которых они могут создать цепочку мультипликативного спроса на товары и услуги, и тем самым стимулировать выход из кризиса. Одним из традиционных, всем нам известных воплощений такого кейнсианского подхода была рузвельтовская программа строительства дорог и привлечение безработных на реализацию больших инфраструктурных проектов: электроэнергетика, дороги, орошение и многое другое. В конечном счете все это было направлено на стимулирование спроса и использование эффекта мультипликатора спроса.

Дороги и жилье

По количеству автомобилей на сто человек населения Московская область сопоставима с большинством крупнейших агломераций Европы и превосходит пригороды Лондона, Парижа, Хельсинки, но плотность дорог в четыре раза меньше, чем в среднем по Европе. На всех этих автомобилях в Подмосковье по большому счету некуда ездить. Даже в электричках время в пути до недавнего времени было в два раза дольше, чем в среднем в европейских агломерациях. В этих условиях бизнесы просто не могут эффективно работать. Рынки сужаются, потому что увеличивается расстояние, осложняется сбыт и взаимодействие, все эффекты масштаба сжимаются.

Значит, большая часть несырьевых секторов может обеспечивать гораздо меньший прирост на рубль инвестиций, если мы не решим эту проблему отсталой инфраструктуры в центрах несырьевого роста. Дополнительные вложения в инфраструктуру, которые нужны, чтобы эту проблему решить, сейчас мы оцениваем примерно в 1-1,5% ВВП в год на протяжении ближайших десяти лет. Это немногим больше, чем на предыдущем этапе роста тратилось на нефте- и газопроводы. Теперь инвестиции должны уйти в агломерации и расширение зоны их влияния.

Эффективный рынок труда в наших агломерациях не может возникнуть также при нынешнем уровне обеспеченности жильем. С точки зрения достигнутого уровня доходов и потребления обеспеченность жильем в России должна быть на уровне 28-30 кв. м на человека. В Москве сейчас — 20 кв. м. Этот показатель практически не рос в течение последних 20 лет. Сейчас в Китае уже больше 20 городов, в которых обеспеченность жильем превышает 35 кв. м на человека. Большинство агломераций в России недоразвиты, в результате они не могут привлечь больше людей для работы на высокооплачиваемых производительных предприятиях, потому что этим людям просто негде жить.

Жилье стоит запредельно дорого из-за дефицита предложений жилья и барьеров на рынке, которые завышают цену. И поэтому решать надо одновременно и проблему инфраструктуры, и снимать барьеры на рынке жилья. Необходимо создание новых механизмов финансирования социального арендного жилья для людей, приезжающих на работу в эти зоны ускоренного высокопроизводительного развития. Мы вкладываем в инфраструктуру и жилье, а они создают спрос на стройматериалы, оборудование и другие товары, которые не импортируются, а производятся внутри страны.

Далее возникает уже другой, некейнсианский мультипликатор — агломерационные эффекты, которые действуют не со стороны спроса, а со стороны предложения. Новая инфраструктура и жилье создают условия для роста производительности несырьевых бизнесов в агломерациях, а также способствуют притоку капитала и рабочей силы в те места, где их можно использовать наиболее производительно. Это, собственно, и дает толчок росту несырьевой экономики в агломерациях.

Где деньги?

Принципиально важно создание нормальной регуляторной среды, не должно быть избыточных барьеров, должны быть защищены права собственности, должна быть эффективная финансовая инфраструктура, которая открывает доступ к капиталу для осуществления инвестиций. Многое из того, чего сейчас остро не хватает. Снос торговых павильонов у метро — это пример того, когда московские власти в разгар кризиса, фактически ничего не предлагая взамен, по сути, убивают очаги экономической активности.

Еще один элемент экономики предложения тесно переплетен с кейнсианством. Дополнительная инфраструктура может быть создана за частные деньги. Чтобы это произошло, должен возникнуть рынок долгосрочных инфраструктурных инвестиций, размеры которого не такие уж и большие. Это всего лишь 1,5-2% ВВП в год. У нас колебание нормы накопления достигает 5% ВВП в год. То есть это макроэкономически незначительная величина.​

Частный инвестор пойдет в инфраструктуру, вложит свои деньги и существенно ускорит развитие всей несырьевой экономики. Но это произойдет при одном условии: этот рынок должен выйти из нынешнего состояния отсутствия стандартов и понятных для всех правил игры.

Позитивные примеры уже есть. Десять лет назад менее 5% покупок жилья делалось с помощью ипотечных кредитов. После реализации приоритетного национального проекта «Жилье» появилась возможность штамповки ипотечных сделок на конвейере по стандартным понятным правилам. Объемы ипотечных кредитов выросли в 30 раз. К 2014 году около половины жилья покупалось с участием ипотечных кредитов. Именно это позволило за десять лет, несмотря на два эпизода рецессии, удвоить вводы жилья и довести их до исторических максимумов.

Инвестор не идет не потому, что инфраструктура у нас непригодна для инвестиций, и не потому, что в принципе в России нет длинных денег, а потому, что каждый проект приходится «собирать вручную», как роллс-ройс. Мы уже видим, что целый ряд довольно простых и уже реализованных в России решений наподобие мер по развитию ипотечного кредитования может превратить выпуск инфраструктурных инвестиционных инструментов в массовое конвейерное производство. Уже в ближайшее время мы совместно с участниками рынка рассчитываем подготовить и вынести на публичное обсуждение детальную дорожную карту таких мер.

Если мы это делаем, то сразу снимаем еще одно узкое место: мы направляем значительный поток денег из других финансовых рынков в рынок инфраструктуры, мы активируем сразу и мультипликаторы спроса за счет прямых эффектов от инвестиций, и мультипликаторы предложения в виде агломерационных эффектов. И, если это все будет сопровождаться улучшением бизнес-среды и повышением защиты прав собственности, да еще плюс реформой таможни, то появится шанс выйти из долгосрочной депрессии на принципиально новой экономической основе.

Если мы запустим такую модель всерьез, а для этого, я считаю, в стране есть хорошие предпосылки, то темпы роста российской экономики в ближайшие 10-15 лет могут в среднем оказаться на 1,5-2% выше инерционного, «депрессивного» тренда. 3,5-4% в год при достигнутом в России уровне доходов — это очень высокие темпы роста. При таких темпах мы продолжим наверстывать отставание от развитых стран и примерно на рубеже 2030 года окажемся по формальным критериям страной с высоким уровнем дохода.

Для наших соотечественников слово «кризис» давно стало чуть ли не привычным. Мы довольно часто слышим его в новостях - ведь экономический кризис в России случается даже чаще, чем раз в десятилетие (если брать период после распада Советского Союза).

Однако не все точно знают, каковы причины экономического кризиса в России, чем это грозит простому гражданину, и когда это закончится. IQReview собрал в одном месте актуальную информацию и ответы на подобные вопросы.

Что такое экономический кризис, и каковы его признаки?

Если обобщить: экономический кризис - это комплекс событий, в ходе которых возникает значительное и резкое падение производства.

Т акая ситуация имеет целый ряд признаков, среди которых:

    Рост уровня безработицы.

    Существенное падение курса национальной валюты.

    Нарушение баланса спроса и предложения на различных рынках товаров и услуг.

    Уменьшение платежеспособности граждан.

    Уменьшение ВВП (или остановка роста - если до этого ВВП стабильно увеличивался).

    Уменьшение темпов и объемов производства в различных секторах промышленности.

    Отток зарубежного капитала.

    Снижение стоимости сырья.

Перечисленные «симптомы» являются лишь основными - на самом деле список проблем в экономике гораздо больше. Проявляются они обычно резко, комплексно (сразу несколько пунктов), и в значительном объеме. К примеру, если за год в стране вырастет уровень безработицы на 5%, то это плохо, но далеко не кризис. А вот если за полгода национальная валюта обесценилась на 30%, упал ВВП, обанкротилось несколько тысяч предприятий, упали характеристики в различных сферах экономики - это уже кризис.

Классификация кризисных ситуаций

Поскольку кризис - это явление крупномасштабное, его можно разбить на различные категории по ряду признаков:

    Частичный или отраслевой. Характеризуется тем, что охватывает отдельную отрасль экономики, не приводя к существенным проблемам в остальных сферах.

    Цикличный. Характеризуется тем, что происходит регулярно (повторяется примерно в равных временных промежутках). Обычно его причины заключаются в устаревании промышленного оборудования и технологий, что приводит к удорожанию продукции. Для преодоления подобных проблем требуется реорганизация структуры производства.

    Промежуточный. Схож с цикличным, отличается тем, что проблемы проявляются не так остро и резко. Также промежуточный кризис не является регулярным - не повторяется примерно в равных временных промежутках.

Также кризисные ситуации можно разделить и по локализации. Происходить они могут как в отдельно взятом регионе, в отдельной стране, нескольких странах (соседствующих), так и в большом количестве стран. Мировой экономический кризис - это и есть последний вариант, когда спад экономики наблюдается в нескольких крупнейших государствах одновременно.

Современная классификация экономики

По классификации NBER (Национальное бюро экономических исследований, США), состояние современной экономики состоит всего из 4 фаз:

Экономический цикл

    Пик (когда экономическая обстановка находится на максимально комфортном уровне).

    Спад (когда стабильность нарушается, и состояние экономики начинает стабильно ухудшаться).

    Дно (самая низкая точка спада).

    Оживление (преодоление низшей точки, после чего следует выход из кризисной ситуации).

Н емного истории: когда еще возникали серьезные кризисы экономики?

Чтобы подтвердить слова о том, что мировой экономический кризис - явление регулярное, приведем список наиболее крупных коллапсов экономики:

    1900-1903 годы. Кризис внезапно начался в большинстве европейских стран, чуть позже - и в США. Этот экономический кризис в России (в те годы - еще Российской Империи) начался еще раньше - в 1899. Причем в России он перерос в затяжную депрессию, которая длилась около десятилетия - до 1909.

    1914-1922, Первая Мировая война. Кризис разразился из-за военных действий, остановивших или серьезно пошатнувших работу тысяч компаний в странах-участниках. Проблемы начались еще до начала военных действий - когда обстановка стала накаляться, и на финансовых рынках началась паника.

    «Ножницы цен», 1923. Коллапс, затронувший экономику «молодого» СССР. Возник из-за отсутствия баланса между ценами на промышленные и на сельскохозяйственные товары.

    «Великая депрессия», 1929-1939. Сильнее всего отразился на США и Канаде, в меньшей мере - Франции, Германии, ощущался и в других развитых странах. Причины этого коллапса точно не установлены, существует несколько версий. Разразился он после биржевого краха в США, на Уолл-стрит (именно оттуда и пошло выражение «черный понедельник»).

    1939-1945, Вторая Мировая война. Естественно, что столь масштабные военные действия привели в упадок экономики как всех стран-участников, так и отразились на других государствах.

    Нефтяной кризис (или нефтяное эмбарго), 1973. Начался из-за отказа ряда стран (арабские государства, являющиеся членами ОАПЕК, Египет, Сирия) поставлять нефть в Японию, США, Нидерланды, Канаду, Великобританию. Главной задачей этой акции являлось давление на эти страны за поддержку Израиля в военном конфликте против Сирии и Египта. Этот экономический кризис России (СССР в то время) не принес негативных последствий. Наоборот: существенно выросли поставки нефти из Союза, а ее стоимость за 1 год возросла с 3 до 12$ за баррель.

    Распад СССР, конец 80-х и начало 90-х. Ситуация, приведшая к распаду Союза, развивалась под давлением нескольких факторов: санкции со стороны Запада, снизившиеся цены на нефть, отсутствие достаточного количества товаров широкого потребления, высокий уровень безработицы, военные действия в Афганистане, общее недовольство правящей верхушкой. Коллапс сильно отразился на странах Союза, в меньшей мере - на государствах, расположенных по соседству (из-за ухудшения или полного прекращения сотрудничества).

    Российский кризис, 1994. После развала Союза экономическая обстановка РФ находилась в плачевном состоянии, и с 1991 по 1994 год ситуация стабильно ухудшалась. Причинами проблем являлись ошибки при приватизации государственного имущества, потеря экономических связей, устаревшие технологии и оборудование на производствах.

    Российский дефолт, 1998. Развился из-за невозможности выплачивать государственные долги. Предпосылкой стал кризис в Азии, резкое падение цен на нефть и резкий рост курса доллара по отношению к рублю (с 6 рублей до 21 рубля всего за неполный месяц). Выход из ситуации был затяжным и сложным, и растянулся на несколько лет (для разных сфер экономики занял разный срок).

    Азиатский финансовый кризис, 1997-1998 (одна из причин российского дефолта). В той или иной мере отразился на всех государствах планеты. Развился из-за очень быстрого роста экономик азиатских стран, из-за чего в них начался массовый приток иностранного капитала. Как следствие - это привело к «перегреву», резким колебаниям на финансовом рынке и рынке недвижимости, и в дальнейшем - их дестабилизации и падению.

    2008-2011. Масштабы и последствия экономического кризиса сопоставимы с «Великой депрессией». Коллапс резко развился в США, начавшись с финансового кризиса. Перекинувшись на еврозону, он продлился еще дольше - до 2013 года. На российском сегменте кризис отразился слабо, и основные его последствия были преодолены еще в 2010.

    Текущий кризис (с 2014 года). Отразился на многих странах резким снижением стоимости нефти. Также влияние оказывают и санкции, которые нарушили экономические отношения между странами Запада и Российской Федерацией.

Экономическая ситуация в России: краткая история текущего кризиса

Поскольку последний крупный кризис для России еще не закончился, на нем следует остановиться подробнее.


Экономическая ситуация России

Одними из первых причин его развития стали «украинские события», в ходе которых полуостров Крым перешел от Украины к России. Также Российская Федерация начиная с первой половины 2014 года регулярно обвиняется во введении войск в Донецкую и Луганскую области Украины. Доказательства этих обвинений до сих пор отсутствуют, однако они все равно продолжают озвучиваться.

Для оказания давления на «агрессора» странами Запада (США и рядом европейских государств) были введены санкции в отношении РФ. Ограничения коснулись промышленного и финансового секторов, что привело к резкому ухудшению состояния из-за того, что ряд компаний лишился возможности получать «дешевые» кредиты за рубежом и покупать иностранное оборудование (сырье, технологии).

Параллельно с этим стали быстро снижаться цены на нефть. С 2012 по середину 2014 они находились в диапазоне 100-115$ за баррель, а уже в декабре 2014 достигли отметки 56.5$ (самая низкая точка с 2009 года). После этого стоимость нефти не стабилизировалась, а регулярно колебалась, причем при падении достигала отметки и 27.5$ за баррель (впервые с 2003).

Из-за того, что экономика РФ во многом зависела именно от экспорта нефти, это быстро привело к ухудшению экономики во всех ее отраслях (в дополнение к ухудшению, возникшему из-за санкций).

Сейчас (на начало 2017 года) страна из экономического кризиса постепенно выходит. Стоимость нефти стабилизировалась, и с осени 2016 года удерживается в коридоре 50-57 $ за баррель. Вместе со стоимостью сырья стабилизировалась и национальная валюта - около 55-60 рублей за доллар.

Чем такие проблемы грозят обычному гражданину?

Кризис ощущают не только компании в различных секторах экономики. Не меньшее влияние он оказывает и на обычного гражданина. Неблагоприятная обстановка приводит к следующим последствиям:

    Снижается зарплата (или замедляется, или останавливается ее рост).

    Снижается покупательская способность (из-за роста цен, уменьшающейся зарплаты, стремления экономить).

    Приходится отказываться от привычного набора продуктов, развлечений.

    Ухудшаются возможности в получении медицинской помощи, образования.

    Сокращаются рабочие места (это может привести как к увольнению, если у человека есть работа, так и усложняет поиски тем, кто ее ищет).

    Уменьшается выбор товаров в магазинах (не всегда, не критично, и не во всех сферах).

Прибавьте к этому и другие - нематериальные - проблемы. У населения, уровень жизни которого падает, ухудшается настроение - у каждого гражданина в отдельности. Если ситуация затягивается, может нарастать социальная напряженность: падает доверие к правительству, граждане активнее проявляют свое недовольство (в Сети, на митингах).

Причины возникновения кризиса

Теорий и объяснений причин кризисов существует немало, однако одной из наиболее распространенных является марксистская версия. Выдвинутая еще Карлом Марксом (1-й том «Капитала», 1867 год), она достаточно точно описывает суть проблемных ситуаций в экономике. Карл Маркс отмечал, что до конца XVIII века (до промышленной революции, когда во многих странах стало стремительно развиваться производство) не существовало регулярных циклов подъемов и спадов в экономике.

Согласно этой теории, кризис является неотъемлемой частью капиталистической экономики. Какой бы стабильной, надежной и сбалансированной не была экономическая система государства - кризисные ситуации в ней все равно случались, случаются и будут случаться дальше. Их можно «укротить», ослабить их воздействие, сделать более редкими, но полностью избавиться от них нельзя.


Раздача бесплатной еды безработным во время Великой Депрессии (США)

По словам автора, это объясняется тем, что любой капиталист (владелец предприятия) стремится к увеличению прибыли. Для этого нужно продать как можно больше товаров при наименьшей себестоимости их производства. То есть объемы производимой продукции достигаются максимальные.

Однако никто не контролирует баланс между общей стоимостью производимых товаров и реальными зарплатами населения (которое получает всегда меньше, чем производит - иначе капиталист не получал бы прибыли). Как результат, со временем это приводит к тому, что у владельца производства падает прибыль.

Чтобы этого избежать, он начинает предпринимать активные действия, которые направлены либо на наращивание объемов товаров, либо на дальнейшее снижение себестоимости производства. Когда это не помогает - начинаются сокращения на предприятиях вплоть до их банкротства. В результате растет безработица, освободившееся место на рынке стремятся захватить конкуренты, которые далее столкнутся с теми же проблемами.

Если обобщить, то каждый новый экономический кризис возникает из-за отсутствия баланса между производством и потреблением товаров и услуг.

Если оценивать более узко, то среди причин проблем можно выделить:

    Неконтролируемый рост инфляции.

    Ориентирование на какую-то одну отрасль экономики и недостаточное внимание к остальным сферам.

    Политическая нестабильность.

    Ошибки в управлении.

    Устаревание производства.

    Выпуск неконкурентоспособной продукции, которая уступает импортным товарам, и при этом стоит не дешевле (или ненамного дешевле) их.

Пути выхода из кризиса

К аждая кризисная ситуация - индивидуальна, и поэтому единого «рецепта» по ее преодолению не существует. Однако можно обобщить несколько основных шагов, которые необходимо предпринять власти для решения проблемы:

    Диверсификация бюджетных средств: создание максимального количества путей получения дохода. В этом случае из-за падения производства в какой-то одной отрасли (как сейчас в России - цен на нефть) экономика в целом пострадает меньше.

    Создание рабочих мест - для повышения занятости населения. Для бюджета это полезно тем, что будет поступать больше средств в виде налогов, и, вдобавок, население будет больше тратить, стимулируя производство. Чтобы создавать рабочие места, необходимо поддерживать благоприятную атмосферу для ведения бизнеса.

    Сдерживание инфляции.

    Финансовый контроль: за обменным курсом, за процентной ставкой.

    Информирование населения и предприятий: о текущей обстановке, о прогнозах и перспективах, о рекомендациях по преодолению проблем.

    Обновление промышленной сферы: оборудования, технологий.

    Поддержка ключевых отраслей экономики, при необходимости - корректировка распределения бюджета (снижение расходов на менее важные отрасли и увеличение расходов на более важные).

О развитии и причинах финансовых кризисов (видео)

Реализует ли правительство меры по спасению экономики?

Одна из крупнейших парламентских партий предлагает свои меры для выхода страны из кризиса. На Орловском экономическом форуме лидер КПРФ Геннадий Зюганов предложил десять конкретных мер, выполнение которых, по мнению коммунистов, сможет обеспечить экономический рост в России.

На первое место Зюганов поставил пункт о восстановлении экономического суверенитета страны. По его словам, необходимо установить госконтроль над Центробанком. Неподконтрольность в целом банковской системы привела к выводу из страны за последние 14 лет 789 млрд. долларов и 39 трлн. рублей. Необходимо также выйти из ВТО.

Вся выручка от продажи углеводородов должна поступать в казну. Это, по подсчетам коммунистов, позволит увеличить доходы бюджета с 13 до 20 трлн. рублей. Нужно провести новую индустриализацию на основе мощного госсектора. По инициативе КПРФ уже приняты законы «О промышленной политике» и «О стратегическом планировании». Осталось только реализовать их.

Третий пункт программы - развитие высоких технологий и переход к доступному образованию. Четвертый - субсидирование сельского хозяйства. По оценке КПРФ, продовольственную безопасность можно обеспечить за два-три года. Пятый пункт - поддержка «народных» предприятий.

Среди остальных мер коммунисты предлагают зафиксировать цены на жизненно важные товары, предоставить дешевые кредиты производителям, повысить прожиточный минимум, ввести госмонополию на производство табака и алкоголя, сохранить традиционные ценности.

Также в программе значится изменение налоговой политики. КПРФ предлагает отменить налог на добавленную стоимость. Как сказано в предложениях коммунистов, НДС отсутствует во многих странах, а у нас он приводит к удорожанию российских товаров на 10−18%. Конечно, среди необходимых мер и ввод прогрессивной шкалы на доходы физических лиц.

Стоит отметить, что многие предложения появились на Орловском форуме не впервые. О них коммунисты говорят уже давно. И не только они. Академические круги предлагают во многом схожие рецепты спасения отечественной экономики. В частности, эксперты Московского экономического форума.

Главный вопрос - прислушаются ли к предложениям КПРФ в правительстве.

Увы, даже член Президиума ЦК КПРФ депутат Госдумы Валерий Рашкин не настроен оптимистично:

Я выступал на Орловском форуме и сказал, что предложим нашу программу президенту и действующему либеральному правительству. Но я сказал тогда, что у кабинета министров совершенно другая программа, наши рекомендации выполнять не будут. Потому что нужна политическая воля, жесткое изменение курса от либерализма к реализму. Поэтому логично встает вопрос об отставке правительства и формировании нового. Компетентные кадры у нас есть.

«СП»: - Какие-то из предложенных мер всё-таки могут реализоваться на практике?

Мы подготовили и внесли законопроекты, которые должны помочь реализовать нашу программу. Свои предложения мы рассылаем депутатам региональных заксобраний, просим их рассмотреть программу. Если предложения не подкрепить федеральными и региональными законами, то они повиснут в воздухе.

Я думаю, что в регионах, где разумные, стоящие на земле губернаторы и депутаты, наша программа начнет реализовываться.

Если бы власть хотела выполнить разумные предложения КПРФ, то могла это сделать еще 15 лет назад, - говорит директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. - Сейчас это становится просто частью предвыборной кампании партии. Примерно этот же набор мер КПРФ предлагает неуклонно последние 20 лет. Конечно, эти предложения могли бы принести пользу стране и изменить ситуацию к лучшему. Но беда в том, что от упорных предложений КПРФ ничего не меняется, никто не рассматривает предлагаемые механизмы.

Более того, если бы в стране была реальная возможность создания левого прогрессивного правительства, то нынешним набором мер дело бы не ограничилось. Они должны быть вписаны в концепцию, стратегию социально-экономического развития. Среди прочих мер была бы необходима национализация. Но национализация не может заменить индустриальной политики. Необходимо продумывать целостную экономическую стратегию. Одновременно надо думать, как брать власть, какие силы способны сделать это.

Пока же КПРФ дает обществу свои предложения. На мой взгляд, очень позитивные. Но это всего лишь предложения.

«СП»: - Кризис заставит власть прислушаться к ним?

Вряд ли. Страну ожидает полный крах. Но, видимо, иначе государство трансформироваться не может. Что касается позиции правительства, оно не собирается менять свой курс. Зачем ему это? Да, у страны есть проблемы. Но какое отношение они имеют к правительству? У министров всё хорошо.

«СП»: - То есть, без смены правительства проблемы не решить?

Смена кабинета министров тоже ничего не даст. В нынешнем контексте я вижу, что если нынешнее правительство отправить в отставку, то новый кабинет министров будет еще хуже. Мы о нынешнем правительстве будем думать, как о светочах мысли и прогрессивных идей. Если назначат новое правительство, то мы увидим, что «дна» нет. Соберут людей, которые в десятки раз будут хуже, то есть найдут еще более убежденных либералов.

«СП»: - Почему же не могут назначить компетентных? Вроде наша страна богата талантами.

Если нет четкой стратегии, то и назначение компетентных людей ничего не даст. Нужна именно смена стратегии, а не только правительства. Естественно, правящий класс на такие меры не согласен и не предпримет никаких действий, пока не потерпит крах в полной мере. Когда всё рухнет, встанут совершенно другие вопросы. Но добровольно никто сам себя ликвидировать не будет.

Я думаю, что нынешним правительством предложения КПРФ восприняты не будут, - говорит ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Руслан Дзарасов. - Меры КПРФ идут вразрез с неолиберальным курсом кабинета, который желает бремя кризиса переложить на плечи граждан. Ожидая, что мировая конъюнктура изменится, цены на нефть вырастут, и проблемы рассосутся сами собой.

Но меры КПРФ рассчитаны на изменение неолиберального курса. Часть этих мер предполагает перераспределение национального дохода в пользу наемных работников. Это совсем не тот путь, которым, к сожалению, идет правительство. Поэтому я думаю, что предложения КПФР встретят враждебное отношение.

«СП»: - Но полного развала экономики тоже никто не хочет.

По ряду косвенных признаков можно судить, что идет борьба по поводу экономической политики. Какие-то силы есть в около правительственных сферах, которые выступают за изменение курса. И эти силы усиливаются из-за кризиса. Но дело осложняется тем, что за нынешним неолиберальным курсом стоят социальные интересы крупного капитала, который жирует на вывозе из страны энергоресурсов. Он использует свое влияние, чтобы нынешняя экономическая политика продолжалась. Чем кончится эта борьба - мы предсказать не можем. Но стоит надеяться, что кризис усилит позиции тех, кто выступает за изменение курса.

"Второй волны банковского кризиса мы не опасаемся - в отличие от второй волны, связанной с оттоком умов из России", - заявил журналистам вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов.

Речь шла о том, какие "подводные камни" ждут Россию на пути к технологической модернизации. Один из них - кадры, которым будет по силам совершить технологический прорыв. Как известно, сообщество российских экономистов, работающих в институтах Российской академии наук, вузах и аналитических центрах, создали в этом году Новую экономическую ассоциацию (НЭА). И теперь готовятся провести Первый российский экономический конгресс. Он состоится с 7 по 12 декабря 2009 года в МГУ имени М.В. Ломоносова.

"Для участия в первом экономическом конгрессе уже зарегистрировалось почти 1300 представителей. В том числе они готовы представить 1025 докладов. В программе конгресса - 24 "круглых стола", более 60 секций по актуальным проблемам российской экономики, 15 тематических конференций, включая специальную - "Мировой экономический кризис". На ней презентуют 13 проектов. И каждый коллектив выскажет в них свое представление о сути кризиса и выходе из него России. Ученые уверены, что, объединившись, экономисты помогут власти принимать научно обоснованные решения.

"После конца социализма одни наши экономисты слепо ударились в западные теории, другие, наоборот, в самобытность и свою собственную дорогу, - обрисовал ситуацию директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. - Появились экономические колдуны, запугивающие всяческими экономическими катастрофами". Ученый считает, что от деятельности множества мелких сепаратных экономических школ и направлений, зачастую бросающихся в крайности и нелепости, страдала наука, а потом - в первую очередь качество экономических экспертиз. Конгресс, по его словам, поможет восстановить "статус экономического мышления", рационализировать поиски ответов на злободневные вопросы.

Это своего рода инвентаризация идей, которые накопились в многочисленных аналитических центрах, что также позволит, по мнению организаторов, изменить процесс подготовки экономистов в стране. Как сказал Руслан Гринберг, разные экономические вузы сегодня буквально штампуют дипломы экономистов.

Еще один совет российским экономическим властям дал директор Центрального экономико-математического института Валерий Макаров. В России, по его мнению, надо создавать проектную экономику, когда государство будет заботиться не столько о госкомпаниях и малом бизнесе, сколько о комплексных мегапроектах, которые могут спасти страну от кризиса.

Проект разработан в сотрудничестве следующих специалистов:

▪ доктор технических наук, профессор, автор теории субстратно-оптимального управления Румянцев Анатолий Александрович, г. Краматорск, http://www.kegi.com.ua/naychnaja%20shkola.htm

▪ кандидат экономических наук, доцент по специальности «Экономика», магистр (MBA) Терещенко Виктор Иванович, г. Минск; http://vikte.ru/

▪ экономист-аналитик и практик, разработчик концепции и описания проекта
Довгель Евгений Станиславович, г. Минск, http://dovgel.com/ob_avt.htm

ДОСТИЖЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКОВ
В результате многолетних целенаправленных научно-практических поисков, специалистами в области экономики, менеджмента, социологии и теории систем, на уникальной методологии субстратной оптимизации систем и процессов управления, выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, цен, безработицы. Разработаны имитационные модели, показывающие процесс углубления кризиса в каждой из стран. И найден метод оптимального преодоления кризисных явлений в экономике любой из стран путем субстратной оптимизации общественных производственных отношений. Особое значение имеет этот метод для освоения рациональных результатов научных разработок и максимизации до предельно возможного уровня конкурентоспособности национальных экспортеров.

НАЗНАЧЕНИЕ

Применение вышеуказанных научных достижений для субстратной оптимизации общественных производственных отношений в любой из заинтересованных стран с преодолением в кратчайший срок кризисных явлений в ее национальной экономике, получением высокого экономического, политического и социального эффекта. Концепция преодоления в стране кризисных тенденций, явлений и оптимизации производственных отношений включает следующие блоки:

национальная денежная система как источник государственных инвестиций в эффективные и перспективные бизнес-проекты и средство удовлетворения потребностей национальной экономики в деньгах без инфляции;

налоговая система как инструмент активизации и оптимизации национального производства, максимизации конкурентоспособности продукции национальных производителей и обеспечения бездефицитности госбюджета;

▪ система по созданию в стране условий высоких мотиваций работникам к заинтересованному труду и вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов с наибольшей выгодой для предприятий, корпораций, государства, собственников и работников предприятий.

ПРЕИМУЩЕСТВА
Разработки имеют принципиальную новизну и не имеют аналогов.
Любое заинтересованное государство, системно применив их, сможет в течение 9 ‑ 12 месяцев вывести свою страну из-под влияния условий мирового финансово-экономического кризиса, организовать безинфляционное развитие национальной экономики с ростом числа рабочих мест, создать в стране условия высоких мотиваций населению к труду, предпринимательству, сбережениям и инвестициям, обеспечить бездефицитный госбюджет, рациональные темпы экономического роста, с устранением в производстве антагонистических противоречий и удовлетворением всех слоев общества реальной динамикой роста их уровня жизни.

Выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, безработицы, цен. Разработаны имитационные модели, показывающие, как действуют эти механизмы в экономике, ведя к углублению кризиса в каждой из стран. Разработаны методы преодоления кризисных явлений и субстратной оптимизации производственных отношений в экономике любой страны (http://dovgel.com/zenyi.htm).

Накоплен, научно обоснован и оптимизирован уникальный опыт разработки и внедрения систем высоких мотиваций для работников на предприятиях. Разработан метод изучения и измерения вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов. Подготовлен семинар для руководителей, экономистов и профкомов предприятий на тему «Теория и опыт по созданию высоких мотиваций работникам к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства».

Продумана система мер и правовых норм, необходимых для оптимизации до наивысшего уровня производственных отношений, формирования бездефицитного госбюджета, устранения экономических причин преступности в любой из стран с учетом их специфики, традиций, верований.

Подготовлена программа учебного курса на 20 учебных часов, планы лекций и тексты докладов, видеоролик (на 1 час) для специалистов предприятий.

Реализация разработок возможна по следующей схеме:

1. Контакт заинтересованных с разработчиками проекта. Совместная организация в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи, на русском языке с возможностью синхронных переводов) и представление заинтересованной аудитории базисного доклада «Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны» с наглядной демонстрацией на математических (имитационных) моделях механизмов кризиса и механизмов будущего экономического роста.
План базисного доклада см. в конце страницы.
Для полной версии доклада необходимо 2 часа. В целях предварительного ознакомления
основные положения доклада могут быть представлены в кратком изложении за 40 минут.

Тезисы доклада в самом кратком объеме (6 стр. + 4 стр. ответы на вопросы) в виде главы из книги профессора Румянцева А.А. «Теория и практика субстратной оптимизации систем и процессов управления», уже опубликованной издательством LAMBERT Academic Publishing (Германия), представлены Основные положения доклада в более полном объеме (30 стр.) см. http://dovgel.com/zenyi.htm .

2. Организация совместно заинтересованными сторонами и разработчиками проекта занятий в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи на русском языке с возможностью синхронных переводов) для руководителей и специалистов органов госуправления, корпораций, предприятий по изучению учебного курса «Проблемы современной экономики и пути их оптимального решения в любой стране» объемом на 20 учебных часов (по 2 часа в день, с дополнительными занятиями при необходимости);

3. Подготовка по итогам занятий специалистами заинтересованных государств к зачету по изученному курсу концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, а также планов по реализации разработанных концепций с целью субстратной оптимизации в своей стране производственных отношений на всех уровнях национального производства;

4. Консультирование разработчиками проекта специалистов органов госуправления, корпораций, организаций, прошедших обучение по пунктам 2 и 3, в вопросах практической реализации разработанных ими концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, внедрения субстратно-оптимальных решений в экономику их реальных объектов. Проведение экономических экспериментов различного масштаба (предприятие, населенный пункт, район, отрасль производства) в любой из стран, для предварительной проверки эффективности и оптимизации разработанных мер.

Проект на начальном этапе требует информационной поддержки. В остальном же он рассчитан на полную самоокупаемость, самофинансирование, получение в любом из государств достаточных доходов на его саморазвитие с должной прибылью для инвесторов. Источником доходов будут заказы на внедрение субстратно-оптимальных решений в экономику государств, корпораций, организаций и отчисления заказчиков по договорам от экономического эффекта при внедрении проектов в экономику их объектов.
----------------


ПЛАН БАЗИСНОГО ДОКЛАДА
«Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны»
(необходимое время – 120 минут)

I. Доклад с раскрытием вопросов:

ВСТУПЛЕНИЕ. «Думать – самая трудная работа из всех существующих – поэтому так мало людей занимаются ею» (Генри Форд).
Думать – это значит ДЕЛАТЬ ЧТО И КАК ИМЕННО?
Суть методологии субстратной оптимизации экономических систем и управления ими.

1. О типичных проблемах в экономике стран СНГ и других стран
(показ общих проблем на статистических примерах Республики Беларусь).
1.1. Инфляция национальных денег. Суть явления и в чем его неверно понимают.
1.2.«Модель-инфляция-экспорт». За счет чего девальвация, инфляция национальных денег временно повышают конкурентоспособность национальных экспортеров и механизм закономерного падения их конкурентоспособности в дальнейшем.
1.3.Показ истинного масштаба роста цен в мире и СНГ.

2. Причина и экономические механизмы мирового валютно-финансового и долгового кризиса, инфляции, роста цен…
2.1. Суть причины мирового кризиса (модель механизма).
2.2. Механизм обесценения денег, демонетизации и долларизации экономик, роста цен.
2.3. Сравнение количества национальных денег к ВВП и на душу населения в СНГ с тем, что имеют к ВВП и на душу населения страны с высоким уровнем доходов населения (Япония, Англия, Швейцария и др. – графики сравнения).

3. Слагаемые закономерно снижающейся в настоящее время конкурентоспособности товаров из стран СНГ в зоне влияния ВТО.
3.1.Показ всеобщих тенденций в кредитно-денежных системах (модель 1).
3.2.Показ принципиальной невозможности роста на кредитных схемах (модель 2).
3.3.Показ принципиальной ошибки в налоговых системах (схема 3).
3.4.Показ нерациональности условий в странах СНГ (схема 4) для инвесторов, работников и государств в сравнении с передовыми странами.
●Показ негативных тенденций в экономике стран СНГ, если не оптимизировать систему денежно-кредитных, налоговых и мотивационных отношений.

4. Как рационально, без общественных противоречий трансформировать экономику в любой из стран из ее современного состояния в субстратно оптимальное.
●как оптимизировать национальную денежную систему в стране;
●как изыскать достаточный национальный источник для инвестиций, оптимизировать налоги в стране, обеспечить освоение эффективных научных разработок, высокую конкурентоспособность национальных экспортеров и бездефицитный госбюджет;
●как создать оптимальные для общества и государства условия высоких мотиваций населению к сбережению средств, инвестициям, предпринимательству; работникам – к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства; решить проблему надежного источника для трудовых пенсий, не повышая пенсионный возраст;
●алгоритм внедрения и последовательного расширения внутрихозяйственного хозрасчета на предприятиях в условиях общественно целесообразных мотиваций для работников.
4.1.Пути, ресурсы и время для практической реализации концепции и разработок.

4.2.Обоснование целесообразности для стран СНГ создания общей валюты СНГ.
4.3.Как оптимально создать общую (не единую!) валюту СНГ (при сохранении и стабилизаци всех национальных валют) и выйти из финансово-экономического кризиса всей территорией СНГ.

II. Полные и доказательные ответы разработчиков на вопросы
по докладу до их полного исчерпания.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...