Профессионально важные качества \nи способности в трудовой деятельности. Значение памяти в профессиональной деятельности юриста


Человек как субъект деятельности характеризуется определенным сочетанием индивидуальных качеств, которые сформировались у него в процессе онтогенеза. Объединение индивидуальных свойств в структурные комплексы в процессе выполнения трудовой деятельности приводит к образованию профессионально важных качеств. Качества, в отличие от свойств, более устойчивы и, повторяясь в различных ситуациях, характеризуют личность, ее поведение и деятельность.
Профессионально важные качества - это совокупность индивидуальных свойств субъекта деятельности, которые способствуют успешному овладению профессиональной деятельностью и ее продуктивному выполнению.
При описании профессионально важных качеств используется широкий спектр свойств человека: конституциональных (телосложение, биохимические свойства индивида); нейродинамических (свойства нервной системы: сила возбудительного и тормозного процессов, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность); психодинамических (темперамент); особенностей психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.); особенностей личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер и т.п.). Конкретный перечень этих свойств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления психограмм.
Рассмотрим профессионально значимые характеристики основных психических процессов.
Профессионально значимые виды чувствительности (зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная и др.) объединяются в группу сенсорных профессионально значимых свойств. В разнообразных видах профессиональной деятельности востребован разный уровень чувствительности анализаторов, который может быть присущ человеку от природы или развивается в результате длительного профессионального опыта, специальной тренировки.
Сенсорные навыки и различительная чувствительность разных анализаторов образуют сенсорную основу профессиональной деятельности, в структуре которой выделяются ведущий и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. При переходе от операции к операции состав сенсорной основы деятельности может меняться. В качестве показателей продуктивности сенсорных профессионально значимых свойств выделяются скорость различения раздражителей, точность ощущений, длительность сохранения их интенсивности.
При выполнении деятельности с учетом задач и условий труда, особенностей оборудования происходит формирование профессионально значимых свойств внимания (аттенционных свойств), к которым относятся интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения.
Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов, а его устойчивость - от силы возбудительного процесса. Поэтому специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут привести к резкому улучшению индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Тем не менее в процессе профессионального обучения целесообразно уделить внимание формированию ат- тенционных навыков и овладению оптимальной для данной деятельности системой организации внимания.
Для успешности трудовой деятельности имеют значение профессионально значимые свойства памяти (мнемические свойства): объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения и др. Профессиональная память может оперировать зрительными (память на лица у педагога), слуховыми (музыкант), осязательными (врач), обонятельными (работники пищевой и парфюмерной промышленности), двигательными (артист балета) и другими видами образов. Процесс запоминания сопровождается использованием так называемых мнемических действий, которые позволяют обрабатывать (осмысливать) материал в целях его запоминания, сохранения и воспроизведения.
К мнемическим действиям относятся:
. группировка (разбивка материала на группы по каким-либо основаниям);
. выделение опорных пунктов (каких-либо кратких пунктов, служащих опорой более широкого содержания: заголовков, образов излагаемого в тексте, примеров, сравнений и т. д.);
. систематизация (установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними);
. схематизация (изображение или упрощенное представление запоминаемой информации);
. перекодирование (проговаривание, представление информации в образной форме) и др.
Существенная роль в развитии профессиональной памяти принадлежит мотивации, отношению к выполняемым задачам. Показателями продуктивности мнемических профессионально важных свойств являются точность, скорость запоминания и воспроизведения.
Профессионально значимые свойства воображения (имажинитивные свойства) обеспечивают создание в процессе труда новых образов на основе уже известных. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения. Например, диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по различным каналам информации о положении и движении воздушных судов строит в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации. Этот образ является динамичным, включающим не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3-10 мин). На основе этого образа воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной экстраполяции образа являются профессионально значимыми для данной профессии.
Имажинитивные профессионально значимые свойства проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта, широте оперирования образами, способе преобразования (изменение положения воображаемого объекта либо его структуры или комбинация данных преобразований).
Профессионально значимые виды мышления (словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, оперативное, творческое и др.) объединяются в группу мыслительных профессионально значимых свойств. В качестве показателей продуктивности данной группы свойств выделяются:
. гибкость (подвижность) мыслительных процессов (изменение аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений);
. быстрота протекания мыслительных процессов;
. самостоятельность (умение поставить новую задачу и решить ее своими силами);
. экономичность (количество логических рассуждений, посредством которых усваивается новая закономерность);
. широта (умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики);
. глубина (умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия);
. последовательность (умение соблюдать логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса);
. критичность (осуществление оценки результатов мыслительной деятельности, нахождение сильных и слабых сторон).
Профессионально важные качества находятся в постоянном развитии, которое сопровождается совершенствованием отдельных индивидуально-психологических свойств. Между ними устанавливаются специфические взаимосвязи и взаимозависимости (системные качества), соответствующие требованиям изменяющейся деятельности. Между отдельными профессионально важными качествами возникают функциональные взаимосвязи, способствуя образованию закономерно организованной системы, специфичной для той или иной деятельности.
Профессионально важные качества, имеющие наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, обозначаются понятием базовых профессионально важных качеств, в то время как наибольшее число связей с параметрами деятельности позволяет выделить ведущие профессионально важные качества. Структурообразующими для той или иной деятельности являются базовые профессионально важные качества, так как вокруг них и на их основе объединяются, структурируются и организуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности.
Не все профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью (чем выше уровень того или иного качества, тем эффективнее деятельность). Некоторые профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности нелинейной зависимостью (параметры деятельности принимают наибольшие значения не на предельных (максимальных), а на некоторых средних (оптимальных) уровнях развития профессионально важных качеств).
По-видимому, отдельные профессионально важные качества могут выступать в качестве элементов системы профессиональных способностей.
Способности - это индивидуально-психологические возможности субъекта, которые определяют качественные и количественные показатели освоения и дальнейшего выполнения деятельности. Они проявляются в скорости и точности выполнения деятельности.
В качестве основных характеристик способностей были выделены следующие:
1. Способности характеризуются родовыми свойствами, следовательно, в том или ином виде они присущи всем людям, не страдающим органическими дефектами (общие способности).
2. Способности существуют до деятельности, но развиваются только в процессе деятельности (В.Д. Шадриков). Результаты деятельности, обобщаясь и закрепляясь в человеке, оказывают влияние на развитие его способностей.
3. Индивидуальная степень выраженности способностей зависит от природных данных человека (задатков).
4. Способности - это не знания, умения, навыки индивида, а средства (внутренние условия) их приобретения.
В.Д. Шадриковым выделены следующие этапы формирования профессиональных способностей:
1. Вхождение в деятельность. Деятельность строится на основе ограниченного числа индивидуально-психологических качеств, связанных со спецификой деятельности. Зарождаются отдельные потенциальные профессионально важные качества. Профессиональные способности пока еще не сформированы, индивидуально-психологические качества в их структуре представлены разрозненно.
2. Первичная профессионализация. Развитие профессионально важных качеств первого этапа становится базой для развития профессионально важных качеств второго этапа. Наблюдается функциональное объединение отдельных качеств (рис. 3).

3. Стабилизация деятельности. Часть профессионально важных качеств, сформировавшихся на первом этапе, выпадает из структуры профессиональных способностей. Появляются профессионально важные качества, связанные с планированием и прогнозированием деятельности. Увеличивается общее число значимых связей в структуре профессиональных способностей. Деятельность реализуется в индивидуальном стиле.
4. Вторичная профессионализация. Профессионально важные качества второго и частично третьего этапов утрачивают свое значение. Наблюдается уменьшение числа разрозненных профессионально важных качеств за счет их объединения в системы профессиональных способностей (рис. 4). Успешность деятельности начинает определяться всей структурой профессиональных способностей, а не отдельными качествами.
При изучении профессиональных (специальных) способностей по результатам деятельности отбираются наиболее эффективные индивиды и подвергаются детальному обследованию их индивидуальнопсихологических особенностей. В результате составлены качественные описания музыкальных (Б.М. Теплов), математических (В.А. Крутецкий), организаторских (Л.И. Уманский), летных (К.К. Платонов), педагогических (Н.А. Аминов, Н.В. Кузьмина), художественных (Е.И. Игнатьев, А.А. Мелик-Пашаев), литературных (З.Н. Новлянская) и ряда других способностей.

Каждая профессиональная (специальная) способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, преобразованные под влиянием деятельности. К ведущим свойствам в профессиональных (специальных) способностях относятся:
. в творческих (литературных, художественных) способностях - творческое воображение и мышление, яркие наглядные образы памяти, эстетическое чувство, а также чувство языка;
. в математических способностях - умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;
. в педагогических способностях - наблюдательность, любовь к детям, педагогический такт, потребность в передаче знаний.

Во многих профессиях важно вовремя находить в памяти нужную информацию и оперировать ею. От этого иногда может зависеть не только качество, скорость и эффективность работы, но и куда более важные вещи - такие как жизнь, здоровье и безопасность людей.

Известно, что большинство несчастных случаев, нелепых происшествий и упущений случается из-за банальных ошибок. Можно выделить три главные причины таких ошибок – невнимательность, лень и плохо развитая профессиональная память.

Профессиональная память – это раздел мышления, отвечающий за оперирование специализированной информацией, необходимой для какой-либо определенной деятельности. Это может касаться не только работы, но и хобби. Например, футбольные болельщики помнят результаты всех матчей, а рыбаки могут часами рассказывать о разновидностях крючков и наживок.

Недооценка памяти в профессиональной деятельности может привести к пагубным последствиям для карьеры. Вспомните, как восхищается начальство и завидуют коллеги тем, кто помнит всю важную информацию по своему вопросу. Воспользоваться документами не всегда есть возможность, а Фортуна – дама капризная. Блеснули вовремя знаниями – и вот вы уже в новом скрипучем кресле. Застыли с открытым ртом – и уже в нем кто-то другой.

Для каждой профессии имеется ряд характеристик памяти, которые нужно развивать, чтобы она становилась гибкой и увеличивался объем запоминаемой информации. Так, для полицейских важна зрительная память (чтобы зафиксировать номерной знак на машине или описать мельком увиденного человека), у парфюмеров развита обонятельная память, у дегустаторов – вкусовая. Юристу важно помнить целые своды законов, преподавателю – изучаемый материал, продавцу – ассортимент товаров. Да, информация разная и к ней нужен особый подход. Но есть ряд универсальных принципов и методов, помогающих ускорить развитие профессиональной памяти.

Как развить профессиональную память

  1. Информация лучше всего запоминается при ее постоянном воспроизведении. А это значит, что полученные знания нужно сразу же применять на практике или хотя бы проговаривать.
  2. Новые факты намного проще встраивать в систему, чем запоминать их бессистемно и бессвязно. Когда в основу наших знаний положена система, и уже имеется наработанная база данных, нам куда проще добавлять к ним свежую информацию. Мы подсознательно сравниваем ее с уже имеющейся и сохраняем не весь новый блок, а только наращиваем на основной костяк то, чего еще нет.
  3. Чтобы запомнить информацию, ее нужно понять, вникнуть. Все мы с детства ненавидим зубрежку – и правильно делаем. Бездумное заучивание потока данных приводит к тому, что мы перегружаем мозг лишним мусором, пустыми оболочками из слов и цифр. Поняв всю глубину изучаемой темы, мы готовы пересказать ее своими словами, то есть сохраняем только эссенцию, суть вопроса. И уже при воспроизведении переводим полученные знания в материал полного объема: образно говоря, разбавляем концентрат знаний водой слов.
  4. Для лучшего запоминания пользуйтесь методами ассоциаций, привлекайте впечатления и все органы чувств. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – здесь это правило работает как нельзя лучше. Ознакомьтесь с изучаемым вопросом в реальных ситуациях, пощупайте его. Попробуйте на вкус, потрогайте руками. Это, конечно, тоже метафора, но помните: пока информация представляет собой исключительно текст или колонки цифр, ее довольно сложно запомнить. А вот во время применения на «живом» объекте, в реальной или хотя бы смоделированной ситуации – намного проще. Например, по такому принципу изучаются правила дорожного движения: ученик видит на картинке расположение транспортных средств и рассказывает, какой участник движения должен двигаться на перекрестке первым. При изучении законов лучше представлять, как бы они работали во время судового процесса, а при ознакомлении с торговым ассортиментом – не просто читать названия, а стараться увидеть товар своими глазами.
  5. Это должно быть интересно. Любая умственная работа интересна, если вы относитесь к ней ответственно, стараетесь углубляться или даже привносить какие-то новшества. Неинтересно только тогда, когда деятельность сводится к минимальному набору простейших алгоритмов, проще говоря – к рутине. Стремитесь к полному охвату имеющегося материала, и тогда вас будет одолевать желание узнавать больше и больше. Как говорят учителя и преподаватели в обратных случаях: «Если у вас нет вопросов по теме, значит, вы ничего не поняли».
  6. Делайте несложные упражнения на развитие памяти. Пока вы осваиваете информацию по конкретной работе, параллельно тренируйте все виды памяти. Например, есть хорошее задание на тренировку зрительной памяти: бросить быстрый взгляд на группу объектов и затем описать, что увидели. Это может быть стол с посудой – перечислите все предметы. Еще можно мысленно описать одежду человека, на которого вы смотрели только пару мгновений. Это полезно, если вы быстро забываете людей при знакомстве. Когда по работе нужно запоминать большое количество текстовой информации – учите стихи.
  7. Учите только то, чем вы пользуетесь постоянно. Можно вычленить существенный пласт профессиональной информации, которой мы пользуемся от случаю к случаю и ее легко найти в документах или справочниках. Ею память засорять вовсе ни к чему. А вот те данные, которые «всплывают» при работе постоянно, лучше выучить как можно скорее.
  8. Используйте свои сильные стороны. Каждый человек по-разному воспринимает, запоминает и воспроизводит информацию. Начнем хотя бы с того, что всех нас можно поделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Соответственно, каждый тип будет лучше впитывать знания через наиболее удобные для него носители информации – визуальные или слуховые образы, ощущения или сухие цифры. Учтем также индивидуальные особенности каждого человека. Воспроизведение данных – тоже отдельная тема. Кому-то проще написать, кому-то рассказать в устной форме, кому-то составить график… В общем, экспериментируйте, ищите то, что комфортно конкретно для вас.
  9. Возвращайтесь к первоисточнику. В данном случае имеется ввиду объект изучения. Он окружен полем данных, именно они вам и нужны. Но чтобы эта информация всегда была свежей, чтобы вовремя обнаружились какие-то расхождения и неточности, нужно постоянно держать в поле зрения сам объект. Иначе данные могут исказиться в памяти подобно тому, как слово коверкается в игре «Испорченный телефон».
  10. Полагайтесь на память. Если память трудилась мало, то поначалу возникает искушение снова воспользоваться шпаргалкой или «Гуглом». Искушение будет сильным, мозг будет заедать и предательски скулить – но нужно заставлять его работать. Каждая система человеческого тела функционирует тем эффективнее, чем чаще и интенсивнее ее нагружать. Поверьте, трудно будет только сначала.

Чтобы стать профессионалом в своей работе, нужно обеспечить много факторов – пройти хорошую школу, обзавестись собственным опытом, принять к сведению достижения успешных коллег и конкурентов… Это, как и развитие профессиональной памяти, требует определенных усилий. Но затем все наработки начнут работать на своего хозяина и приносить ему дивиденды. И весьма существенные.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.

2. Как связана профессиональная значимость индивидуально-психологических свойств с характером профессиональных задач?

Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества (ПВК) - это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылками профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношение к труду и к другим людям. Мотивы, цели, интересы и т.п. мы рассматривали в отдельной лекции, а сейчас попытаемся охарактеризовать такие составляющие ПВК, как профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость.

Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. В литературе отмечается, что личность выбирает профессиональную деятельность в соответствии с ее способностями, сложившимися на предыдущих этапах развития. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Потенциальные способности являются условиями развития новых видов деятельности. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Различают общечеловеческие способности, а также общие профессиональные и специальные способности.


Лечение заболеваний
Секрет успеха традиционной китайской медицины заключается в том, что ее может применять не только врач, но и обычный человек в своей повседневной жизни, либо для того, чтобы самому избавиться от легких повседневных недомоганий, либо в кач...

Мышление как высшая форма познавательной деятельности
Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практическо...

Память и развитие профессиональной памяти продавца Понятие о памяти
Все, что человек непосредственно отображает с помощью процессов ощущения и восприятия, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в ее мозгу, образуя индивидуальный опыт, и при необходимости используется в дальнейшей деятельности.

Память - это отражение предметов и явлений действительности в психике человека в то время, когда они уже непосредственно не действуют на органы чувств. Она представляет собой ряд сложных психических процессов, активное овладение которыми дает человеку способности усваивать и использовать нужную информацию. Память включает следующие процессы: запоминание, хранение, забывание и воспроизведение. Запоминание связано с усвоением и накоплением индивидуального опыта, использование которого требует воспроизведения запомненных. Регулярное использование опыта в деятельности субъекта способствует его сохранению, а неиспользование - забыванию.

В памяти различают такие основные процессы: запоминание (связано с накоплением в процессе жизнедеятельности индивидуального опыта), хранения, воспроизведения (использования в дальнейшей деятельности того, что запомнилось), забывания (выпадение определенного материала из деятельности) . Как важнейшая характеристика всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность существования личности.

Материальной и основой среди процессов памяти является способность мозга образовывать временные нервные связи, закреплять и восстанавливать следы прошлых впечатлений. Эти следы создают возможность актуализации ситуации и соответствующего возбуждения, когда раздражителя, который его вызвал в свое время непосредственно, нет. Запоминания и хранения основываются на образовании и закреплении временных нервных связей, забывание - на их торможении, воспроизведение - на их восстановлении.

Развитие профессиональной памяти продавца
Продавец должен хорошо знать товары, которые он продает. Но неверно думать, что работа памяти продавца сводится к механическому запоминанию свойств товаров, различных психологических рецептов обслуживания, порядка заполнения торговой документации и т. д. Важно не только приобрести эти сведения. Нужно их своевременно, умело применять. Поэтому важнейшая профессиональная характеристика памяти продавца - ее готовность, т.е. умение быстро вспомнить то, что нужно в каждом конкретном случае.

Процессы и виды памяти
Виды памяти выделяют по следующим критериям:
1) в зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, какая деятельность преобладает, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;
2) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную (оперативную) и долговременную;
3) в зависимости от того, как процессы памяти включаются в структуру деятельности, как они связаны с ее целями и средствами, - на мы мовильну и произвольную;
4) за осознанием (пониманием) содержания материала памяти - на смысловую и механическую.

Двигательная память состоит в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Такая необходимость возникает преимущественно в практической деятельности человека: производственной, спортивной, учебной, игровой и др.. Большое значение этого вида памяти объясняется тем, что она служит основой для различных практических навыков, особенно трудовых, бытовых, жизненно важных (навыки хождения, письма и т.п.).

Эмоциональная память - это запоминание и воспроизведение своих эмоций и чувств. Эмоции сигнализируют о потребности и интересы, отражают наше отношение к окружающему. Эмоциональная память может оказаться сильнее других. Чувство запоминается основательно и надолго, но такое чувство не беспредметное. Поэтому эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с объектами, которые их вызывают.

Образная память состоит в запоминании образов, представлений о предметах и ​​явлениях окружающего мира, свойств и связей между ними. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, в зависимости от анализаторов, с которыми связано его происхождение. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим картины природы, мелодии песен, ароматы весны, вкус чая и тому подобное.

Словесно-логическая память является специфически человеческой памятью , которая базируется на совместной деятельности двух сигнальных систем, в которой главная роль принадлежит второй. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, понятия, суждения, отражающие предметы и явления с их общими свойствами, существенными связями и отношениями. Мысли не существуют без языка, поэтому такую ​​память называют не только логичным, а ее словесной. Запоминание может происходить по тем же словам или содержанием, что требует взаимодействия с различными психическими процессами и имеет разную эффективность.
Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, немедленным его воспроизведением и коротким сроком хранения.

Выделяют также - оперативная память это запоминание, сохранение и воспроизведение информации по мере необходимости для достижения цели в конкретной деятельности или выполнение отдельных операций . После завершения деятельности материальный памяти имеет сразу забываться, иначе он может негативно повлиять на последующие операции.

Долговременная память пять базируется на долгосрочной функции памяти, характеризуется длительным хранением и последующим использованием информации в деятельности человека.
Оперативный, кратковременный и долговременный разновидности памяти взаимосвязаны, что обусловлено как содержанием запамятовуваного, так и целями и средствами деятельности, в которую включаются процессы памяти.

Непроизвольная память состоит в запоминании и воспроизведении материала без специальной цели его запомнить или вспомнить. Без специальных намерений и усилий мы обогащаем память во время нашей деятельности, незаметно для нас самих формируется основная часть нашего опыта.

Произвольная память - это запоминание и воспроизведение, когда человек ставит перед собой цель запомнить, когда возникает потребность в преднамеренном заучивании.

Смысловая память связана с пониманием того содержания, запоминающимся. Она опирается на смысловые связи, которые уже образовали системы словесных и образных ассоциаций и составляют основу опыта
человека.

Механическая память действует в тех случаях, когда не достигается понимание заучиваемого материала, а вольно или невольно запоминаются вещи, которые до конца не осознаются
Усваиваемый материал зачастую бывает более или менее понятным. Поэтому в каждом случае необходимо сочетание смысловой и механической памяти.

Запоминание и условия его эффективности
Особенностью памяти является то, что ее составляющие выступают одновременно и как автономные процессы. Анализируя отдельные процессы памяти, приходится абстрагироваться от связей и определять каждый из них за доминирующими признаками.

Запоминание - это закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и связей между ними через контакты новых данных с приобретенным ранее опытом. Процесс запоминания происходит в трех формах: отражение, непроизвольного и произвольного запоминания.

Первичное отражение нередко играет решающую роль в запоминании, составляет основу для закрепления материала.
Непроизвольное запоминание выступает как продукт и условие осуществления познавательных и практических действий или результат многократного повторения. Это довольно продуктивная форма запоминания, которая к тому же не требует специальных усилий для усвоения.

Запоминание осуществляется в процессе выполнения заданий для самого себя. Активно действуя с объектами, человек мимоходом их запоминает.
Несмотря на эффективность непроизвольного запоминания, ведущей формой запоминания считается произвольное. Оно дает возможность запомнить то, что нужно в данный момент, и настолько, чтобы обеспечить успехи в обучении, развитии, выполнении заданий. Это требует времени и дополнительных усилий, однако обеспечивает необходимый уровень готовности индивида к выполнению определенных задач.

Сохранение - это процесс удержания в памяти сведений, полученных в ходе приобретения опыта. Во многом он зависит от качества и глубины запоминания, использование материала памяти в своей деятельности. Без использования материал памяти постепенно забывается.
Забывание - процесс, противоположный сохранению, и проявляется он в том, что актуализация забытых образов или мыслей затрудняется или становится вообще невозможным. Этот процесс основывается на явлении торможения условно-рефлекторных связей под влиянием различных факторов и угасания следов, образовавшихся ранее.

Интересными в этом отношении мнения 3. Фрейда, который связывал забывания с потребностями, эмоциями, мотивами деятельности. Он утверждал, что часто причиной забывания является не совсем осознаваемый мотив - нежелание помнить. Негативные эмоции, недостаток погреба тоже способствуют возникновению условий для подсознательного забывания. Люди нередко склонны скорее забыть неприятное, избежать упоминаний о печальных случаях в своей жизни, избавиться от всего, что вызывает внутренний протест, негативные переживания, нарушает комфорт.

Упоминание - это воспроизведение прошлого опыта в соответствии с содержанием и задач деятельности. Оно бывает непроизвольным (например, непреднамеренное упоминание) или произвольным, когда ставится репродуктивное задачи, делается волевое усилие, организуются специальные мнемические действия.

Однако порой нам не удается вспомнить то нужное сразу. Такое упоминание требует напряжения умственных усилий, преодоления трудностей и называется припоминанием. При нем человек решает иногда довольно сложные мнемические задачи, анализирует, условия, обдумывает логические связи, привлекает все известно, по-новому его упорядочивает, глубже осознает задачи, проявляет активность и настойчивость. Как одна из разновидностей воспроизведения выделяют воспоминания - локализованы во времени и пространстве упо-ления человека о своей прошлой жизни, преимущественно в яркой образно-логической форме, со всеми обстоятельствами.

Индивидуальные особенности памяти
Личностные особенности памяти состоят в индивидуальных сочетаниях видов памяти, специфике отдельных процессов и свойств, содержания приобретений и профессиональной направленности. Различия в уровне развития памяти в значительной мере зависят от особенностей типов высшей нервной деятельности и передаются человеку по наследству. Скорость и устойчивость временных нервных связей обусловлены наличием сильных процессов возбуждения и торможения, а это способствует быстрому и прочному запоминанию. Низкая подвижность основных физиологических процессов снижает скорость запоминания, а слабое торможение - точность запоминания, негативно влияет на его прочность. Более благоприятные предпосылки готовности к воспроизведению связанные с подвижными нервными процессами возбуждения и торможения.
индивидуальные различия проявляются не только в общем уровне развития памяти, но и в уровне развития отдельных видов памяти каждого человека: словесно-логической, образной, двигательной и эмоциональной.
Человек с доминированием логической памятью легко запоминает понятия в словесной форме, теоретические идеи, логические конструкции суждений и т.п..

Говоря об исключительной роли того или иного вида памяти в деятельности личности, следует отметить, что чаще всего речь идет о зрительную и слуховую память. Очевидно, что естественной основой этих двух видов памяти является не только и не столько работа соответствующих анализаторов, сколько особенности деятельности полушарий головного мозга. Ведь их специфическими функциями определяются все стороны деятельности, и память частности. Функция правого полушария касается преимущественно образной памяти, а левой, в которой расположены языковые центры, - словесно-логической.

В зависимости от того, какое содержание материала и с какой целью его запоминает человек, у нее формируется профессиональная память. Образный вид памяти присущ инженерам и работникам материального производства. художникам, писателям, актерам и музыкантам, в частности, зрительный тип интенсивнее формируется в художников, инженеров, производственников, а слуховой - у музыкантов, актеров. Родственный материал лучше ассоциируется и запоминающимся. Так, инженер-конструктор легко схватывает строение и функции технического устройства, а музыкант без труда запоминает новую мелодию.

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает она это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама собой. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что-производит самое впечатление, что интересно.
В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизводство и забывания . В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память - это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала, допускающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.

В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных чинов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лиц и т. п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно-логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли.
По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, которая обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти. Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

Человек как субъект деятельности характеризуется определенным сочетанием индивидуальных качеств, которые сформировались у него в процессе онтогенеза. Объединение индивидуальных свойств в структурные комплексы в процессе выполнения трудовой деятельности приводит к образованию профессионально важных качеств . Качества, в отличие от свойств, более устойчивы и, повторяясь в различных ситуациях , характеризуют личность, ее поведение и деятельность.

Профессионально важные качества – это совокупность индивидуальных свойств субъекта деятельности, которые способствуют успешному овладению профессиональной деятельностью и ее продуктивному выполнению.

При описании профессионально важных качеств используется широкий спектр свойств человека: конституциональных (телосложение, биохимические свойства индивида); нейродинамических (свойства нервной системы: сила возбудительного и тормозного процессов, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность); психодинамических (темперамент); особенностей психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.); особенностей личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер и т.п.). Конкретный перечень этих свойств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления психограмм.

Рассмотрим профессионально значимые характеристики основных психических процессов.

Профессионально значимые виды чувствительности (зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная и др.) объединяются в группу сенсорных профессионально значимых свойств . В разнообразных видах профессиональной деятельности востребован разный уровень чувствительности анализаторов, который может быть присущ человеку от природы или развивается в результате длительного профессионального опыта, специальной тренировки.

Сенсорные навыки и различительная чувствительность разных анализаторов образуют сенсорную основу профессиональной деятельности , в структуре которой выделяются ведущий и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. При переходе от операции к операции состав сенсорной основы деятельности может меняться. В качестве показателей продуктивности сенсорных профессионально значимых свойств выделяются скорость различения раздражителей, точность ощущений, длительность сохранения их интенсивности.

При выполнении деятельности с учетом задач и условий труда, особенностей оборудования происходит формирование профессионально значимых свойств внимания (аттенционных свойств), к которым относятся интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения.

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов, а его устойчивость – от силы возбудительного процесса. Поэтому специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут привести к резкому улучшению индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Тем не менее в процессе профессионального обучения целесообразно уделить внимание формированию аттенционных навыков и овладению оптимальной для данной деятельности системой организации внимания.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение профессионально значимые свойства памяти (мнемические свойства): объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения и др. Профессиональная память может оперировать зрительными (память на лица у педагога), слуховыми (музыкант), осязательными (врач), обонятельными (работники пищевой и парфюмерной промышленности), двигательными (артист балета) и другими видами образов. Процесс запоминания сопровождается использованием так называемых мнемических действий, которые позволяют обрабатывать (осмысливать) материал в целях его запоминания , сохранения и воспроизве-дения.

К мнемическим действиям относятся:


  • группировка (разбивка материала на группы по каким-либо основаниям);

  • выделение опорных пунктов (каких-либо кратких пунктов, служащих опорой более широкого содержания: заголовков, образов излагаемого в тексте, примеров, сравнений и т. д.);

  • систематизация (установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними);

  • схематизация (изображение или упрощенное представление запоминаемой информации);

  • перекодирование (проговаривание, представление информации в образной форме) и др.
Существенная роль в развитии профессиональной памяти принадлежит мотивации, отношению к выполняемым задачам. Показателями продуктивности мнемических профессионально важных свойств являются точность, скорость запоминания и воспроизведения.

Профессионально значимые свойства воображения (имажинитивные свойства) обеспечивают создание в процессе труда новых образов на основе уже известных. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения. Например, диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по различным каналам информации о положении и движении воздушных судов строит в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации. Этот образ является динамичным, включающим не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3–10 мин). На основе этого образа воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной экстраполяции образа являются профессионально значимыми для данной профессии.

Имажинитивные профессионально значимые свойства проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта, широте оперирования образами, способе преобразования (изменение положения воображаемого объекта либо его структуры или комбинация данных преобразований).

Профессионально значимые виды мышления (словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, оперативное, творческое и др.) объединяются в группу мыслительных профессионально значимых свойств . В качестве показателей продуктивности данной группы свойств выделяются:


  • гибкость (подвижность) мыслительных процессов (изменение аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений);

  • быстрота протекания мыслительных процессов;

  • самостоятельность (умение поставить новую задачу и решить ее своими силами);

  • экономичность (количество логических рассуждений, посредством которых усваивается новая закономерность);

  • широта (умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики);

  • глубина (умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия);

  • последовательность (умение соблюдать логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса);

  • критичность (осуществление оценки результатов мыслительной деятельности, нахождение сильных и слабых сторон).
Профессионально важные качества находятся в постоянном развитии, которое сопровождается совершенствованием отдельных индивидуально-психологических свойств. Между ними устанавливаются специфические взаимосвязи и взаимозависимости (системные качества), соответствующие требованиям изменяющейся деятельности. Между отдельными профессионально важными качествами возникают функциональные взаимосвязи, способствуя образованию закономерно организованной системы, специфичной для той или иной деятельности.

Профессионально важные качества, имеющие наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами , обозначаются понятием базовых профессионально важных качеств , в то время как наибольшее число связей с параметрами деятельности позволяет выделить ведущие профессионально важные качества . Структурообразующими для той или иной деятельности являются базовые профессионально важные качества, так как вокруг них и на их основе объединяются, структурируются и организуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности.

Не все профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью (чем выше уровень того или иного качества, тем эффективнее деятельность). Некоторые профессионально важные качества связаны с параметрами деятельности нелинейной зависимостью (параметры деятельности принимают наибольшие значения не на предельных (максимальных), а на некоторых средних (оптимальных) уровнях развития профессионально важных качеств).

По-видимому, отдельные профессионально важные качества могут выступать в качестве элементов системы профессиональных способностей.

Способности – это индивидуально-психологические возможности субъекта, которые определяют качественные и количественные показатели освоения и дальнейшего выполнения деятельности. Они проявляются в скорости и точности выполнения деятельности.

В качестве основных характеристик способностей были выделены следующие:


  1. Способности характеризуются родовыми свойствами, следовательно, в том или ином виде они присущи всем людям, не страдающим органическими дефектами (общие способности).

  2. Способности существуют до деятельности, но развиваются только в процессе деятельности (В.Д. Шадриков). Результаты деятельности, обобщаясь и закрепляясь в человеке , оказывают влияние на развитие его способностей.

  3. Индивидуальная степень выраженности способностей зависит от природных данных человека (задатков).

  4. Способности – это не знания, умения, навыки индивида, а средства (внутренние условия) их приобретения.
В.Д. Шадриковым выделены следующие этапы формирования профессиональных способностей:

1. Вхождение в деятельность. Деятельность строится на основе ограниченного числа индивидуально-психологических качеств, связанных со спецификой деятельности. Зарождаются отдельные потенциальные профессионально важные качества. Профессиональные способности пока еще не сформированы , индивидуально-психологические качества в их структуре представлены разрозненно.

2. Первичная профессионализация. Развитие профессионально важных качеств первого этапа становится базой для развития профессионально важных качеств второго этапа. Наблюдается функциональное объединение отдельных качеств (рис. 3).

Рис. 3. Трехкомпонентная структура профессиональных способностей
педагога:


3. Стабилизация деятельности. Часть профессионально важных качеств, сформировавшихся на первом этапе, выпадает из структуры профессиональных способностей. Появляются профессионально важные качества, связанные с планированием и прогнозированием деятельности. Увеличивается общее число значимых связей в структуре профессиональных способностей. Деятельность реализуется в индивидуальном стиле.

4. Вторичная профессионализация. Профессионально важные качества второго и частично третьего этапов утрачивают свое значение. Наблюдается уменьшение числа разрозненных профессионально важных качеств за счет их объединения в системы профессиональных способностей (рис. 4). Успешность деятельности начинает определяться всей структурой профессиональных способностей, а не отдельными качествами.

При изучении профессиональных (специальных) способностей по результатам деятельности отбираются наиболее эффективные индивиды и подвергаются детальному обследованию их индивидуально-психологических особенностей. В результате составлены качественные описания музыкальных (Б.М. Теплов), математических (В.А. Крутецкий), организаторских (Л.И. Уманский), летных (К.К. Платонов), педагогических (Н.А. Аминов, Н.В. Кузьмина), художественных (Е.И. Игнатьев,


А.А. Мелик-Пашаев), литературных (З.Н. Новлянская) и ряда других способностей.

Рис. 4. Многокомпонентная структура профессиональных способностей


педагога:

отрицательная корреляционная связь;

положительная корреляционная связь (p

незначимая положительная корреляционная связь


Каждая профессиональная (специальная) способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, преобразованные под влиянием деятельности. К ведущим свойствам в профессиональных (специальных) способностях относятся:

  • в творческих (литературных, художественных) способностях – творческое воображение и мышление, яркие наглядные образы памяти, эстетическое чувство, а также чувство языка;

  • в математических способностях – умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...