Предмет региональной экономики и управления. Экономическое районирование представляет собой научно обоснованное выделение экономически и территориально обособленных целостных частей народного хозяйства


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Региональная экономика и управление

(103 часов, реферат, зачет)

Краткое содержание курса

Тема 1. Региональная экономика как научная область знаний. Предмет региональной экономики – природно-ресурсный потенциал России и её регионов, население, трудовые ресурсы, основные факторы размещения производительных сил, структура хозяйства, региональные финансово-кредитные отношения, процесс формирования региональных рынков. Методы, используемые в региональных экономических исследованиях. Метод таксонирования, экономико-географического исследования, системный анализ, систематизации, балансовый, экономико-математического моделирования, вариантный метод размещения производительных сил региона, картографический, геоинформационный, социологических исследований, сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры.

Тема 2. Понятие управления в экономике. Система. Основные элементы любой системы. Объекты и субъекты управления. Управляющее воздействие и обратная связь в управлении экономикой. Уровни управления. Макро и микроэкономическое управление.

Тема 3. Региональные экономические исследования в России. Роль экономического районирования в их развитии. Система региональных экономических исследований. Направления в исследованиях. Зарубежные региональные исследования. Теории учёных-регионалистов (Кристаллера, Леша, Хекшера-Оуэна,), теории специализации Смита и Рикардо.

Тема 4. Политико-правовые основы формирования и функционирования регионов – субъектов Российской Федерации. Конституция РФ. Федеральные законы, определяющие основы деятельности регионов. Другие нормативные акты.

Тема 5. Природно-ресурсный фактор регионального экономического развития. Наличие природных ресурсов – основное условие размещения производительных сил на данной территории. Количество, качество и сочетание природных ресурсов. Классификация природных ресурсов. Экономическая классификация природных ресурсов. Основные региональные задачи изучения природных ресурсов, выявления экономической эффективности их территориального сочетания и рационального использования в хозяйстве.

Тема 6. Понятие политики вообще. Понятие региональной экономической политики. Виды региональной политики. Политико-правовая основа региональной политики. Особенности, которые необходимо учитывать при разработке региональной политики. Зарубежный опыт формирования региональной политики.

Тема 7. Понятие и сущность территориально-отраслевой структуры. Отраслевая (компонентная) структура. Функциональная отраслевая классификация. Территориальная структура. Специализация. Показатели для определения специализации. Территориальные аспекты развития промышленности.

Тема 8. Промышленность Российской Федерации, формы её территориальной организации. Экономические зоны. Промышленные районы. Промышленные агломерации. Промышленные узлы. Современные формы промышленной интеграции.

Тема 9. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промыш-ленность. Нефтеперерабатывающая, газовая, угольная промышленность. Электроэнергетика. Перспективы развития ТЭК.

Тема 10. Чёрная и цветная металлургия. Металлургические базы России. Перспективы развития. Машиностроительный комплекс. Тяжёлое, общее, среднее машиностроение.

Тема 11. Химико-лесной комплекс. Лесозаготовительная промыш-ленность. Проблемы комплекса. Лесопильная промышленность, производство мебели, стандартное домостроение, химическая переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность.

Тема 12 . Лёгкая промышленность. Проблемы и перспективы развития. Территориальная специализация. Факторы размещения предприятий лёгкой промышленности. Сырьевой, населенческий т.е. потребительский фактор, фактор трудовых ресурсов. Сырьевая база лёгкой промышленности.

Тема 13. Агропромышленный комплекс. Структура АПК. Особенности сельскохозяйственного производства. Факторы размещения и специализации сельского хозяйства. Направления и пути развития сельского хозяйства. Важнейшие сельскохозяйственные базы России. Аграрная реформа.

Тема 15. Транспортный комплекс и проблемы его территориального развития. Виды транспорта. Развитие рынка автотранспортных услуг.

Тема 16. Бюджетно-налоговая система. Финансово-экономический механизм федеративных отношений. Региональный бюджет – финансовая база региональных структур власти. Функции, которые выполняет региональный бюджет. Экономическая сущность региональных бюджетов. Принципы межбюджетных отношений.

Тема 17. Региональные инвестиции. Региональный инвестиционный климат. Понятие "рыночная реакция". Группировка регионов в соответствии с этим понятием. Пути повышения инвестиционной активности.

Тема 18. СЭЗ – важнейшая форма экономических связей. Определение свободной экономической зоны. Различия в определении СЭЗ в разных странах. Задачи, которые ставит государство при создании СЭЗ. Экономические цели. Социальные цели. Научно-технические цели. Специфика формирования СЭЗ в России. Этапы развития СЭЗ. Особые режимы существования СЭЗ. Действующие зоны России. Законодательная база СЭЗ. Роль свободных экономических зон в развитии региональной экономики.

Темы рефератов

Тема 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ

Вопросы:

1. Предмет региональной экономики и управления

2. Иерархические уровни народно-хозяйственного комплекса страны

3. Территориальная организация общества. Понятие региона и региональной экономики

4. Тенденции и проблемы развития РЭС на этапе реформирования экономики

Предмет региональной экономики и управления

РЭУ представляет собой самостоятельную отрасль экономической науки. Её становление в качестве самостоятельной отрасли знаний вызвано объективными потребностями народного хозяйства России, необходимостью обеспечения экономического развития страны и её регионов в рыночных экономических условиях.

Различают отраслевую и территориальную структуры экономики страны.

Отраслевая структура определяется составом отраслевых хозяйственных комплексов (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и т.д.) и соотношением между ними по большому комплексу показателей (объемы производства и реализации продукции, численность занятых, стоимость ОПФ).

Территориальная структура экономики определяется составом хозяйственных комплексов, расположенных на отдельных территориях страны (хозяйственный комплекс Костромской области и т.д.), а также соотношением между ними по перечню показателей (валовый региональный продукт, объем произведенной и реализованной продукции, численность занятых и т.д.).

Соответственно выделяют отраслевые экономики как самостоятельные экономические дисциплины, а также региональные экономики. Отраслевые экономики изучают экономические принципы функционирования и развития отдельных отраслей, отраслевые особенности и закономерности, их функционирование.

РЭУ как отрасль экономической науки изучает производительные силы и производственные отношения в пространственном, территориальном разрезе, исследует закономерности территориального размещения производительных сил, функционирования и развития территориальных производственных комплексов, хозяйственные взаимосвязи, существующие внутри отдельных территорий и межтерриториальные проблемы управления региональными хозяйственными комплексами.

Целями РЭУ являются:

1. постановка и разработка теоретических и прикладных проблем функционирования и развития территориальных хозяйственных комплексов;

2. изучение экономических процессов, протекающих на различных уровнях иерархии народно-хозяйственного комплекса страны, взаимодействия между ними;

3. изучение экономических и отчасти социальных и политических факторов, определяющих условия формирования и развития производительных сил и производственных отношений на региональном уровне;


4. изучение проблем размещения производительных сил в территориальном аспекте;

5. изучение проблем управления экономическими системами регионального уровня.

Объектом исследования РЭУ как экономической дисциплины является региональные производственные комплексы, производительные силы и производственные отношения на региональном уровне.

В условиях плановой экономики преобладали отраслевые аспекты. На этапе проведения рыночных реформ, формирования и развития рыночной экономики значимость территориальных, региональных аспектов функционирования экономики значительно повысилась, соответственно значимость отраслевых аспектов снизилась.

К основным факторам , определяющим значимость территориальных аспектов, можно отнести:

объективные потребности рыночного экономического механизма по своей природе более ориентированы на реализацию интересов, развитие первичных производственно-экономических ячеек (хозяйствующих субъектов);

1. децентрализация управления экономикой страны, значительная переориентация системы управления экономикой из федерального центра в регионы, на уровень МО, что предполагает необходимость обеспечения их развития, исследование проблем их функционирования и развития;

2. возникновение в стране, формирование регионов нового общественно-политического и экономического качества – субъектов РФ, которые представляют собой (по КРФ 12 декабря 1993г.) государственные образования, относящиеся к уровню государственной власти в стране, обладающие значительным уровнем экономической самостоятельности, участвующие в межрегиональном и международном разделении труда;

3. формирование ОМСУ, системы МСУ, не входящей в структуру государственной власти и являющейся нижним уровнем управления в государстве. Система МСУ по своей природе имеет территориальных характер, что и повышает значимость территориальных, региональных аспектов функционирования экономики;

4. реформирование отношений собственности, формирование в каждом регионе государственной региональной собственности, муниципальной собственности, что явилось базой экономической самостоятельности регионов;

5. возрастание роли национальных факторов, стремление национальных государственных образований к большей самостоятельности.

РЭУ как экономическая дисциплина тесно связана с другими отраслями экономической науки:

1. с экономической теорией : РЭУ развивает, реализует принципы и законы экономической теории в региональном, территориальном аспекте;

2. с комплексом отраслевых экономик : РЭУ детализирует, отражает, развивает особенности функционирования и развития отдельных отраслей экономики на региональном уровне;

3. с управлением и планированием народного хозяйства : РЭУ реализует принципы управления и планирования на уровне отдельного региона;

4. с экономической географией : РЭУ изучает территориальные, географические аспекты функционирования экономики на уровне отдельно взятого региона страны.

1 Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловлива­ющих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе.

Предмет региональной экономики –

Элементы и механизмы внутренней струк­туры экономики от­дельных регионов:

объективные предпосылки экономического развития региона (географи­ческое положение, природно-ресурсный, демо­графический, производственный потенциал);

производственную структуру;

социальную сферу и условия жизни;

систему расселения и разме­щения хозяйства;

механизм функционирова­ния и управления экономикой и т.д.

Экономические связи региона с дру­гими регионами.

Благодаря межрегиональным экономи­ческим связям формируются системы взаимо­действующих регионов. Поэтому в предмет региональной экономики также входят региональные экономические системы, или национальная экономика как система взаимодействующих регионов.

Объектом исследования в региональной экономике – является вся совокупность экономико-хозяйственной деятельности экономических регионов и субъектов страны.

В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики России. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии, которые особенно остро проявляются сейчас во время перехода к рыночной экономике. Спад производства, рост безработицы, гиперурбанизация, серьезные экологические проблемы требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем регионального развития.

Исследования экономических и социальных аспектов регионального развития проводились в России и за рубежом еще в начале 19 в. В настоящее время региональную экономику можно считать сформировавшейся отраслью науки. Вместе с тем следует отметить, что отказ от административно-командной системы управления привел к тому, что государство вынуждено было делегировать часть своих функций управления и регулирования хозяйственной деятельности территориям. Одним из множества последствий этого было появление в России новой учебной дисциплины – «региональная экономика и управление».

Предметом изучения региональной экономики и управления являются все аспекты социально-экономического развития пространственных образований, рассматриваемых как сложные системы с множеством внутренних и внешних взаимосвязей, определение путей и механизмов разрешения возникающих проблем, а также оценки последствий реализации предлагаемых решений.

Региональная экономика и управление тесно связана с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, экономикой сельского хозяйства, транспорта и других), статистикой, теорией управления и другими социально-экономическими науками. Она широко использует результаты исследований демографии, социологии, географии, этнографии, управления.

В рамках региональной экономики исследуются следующие проблемы:

Экономика отдельного региона;

Экономические связи между регионами;

Региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);

Размещение производительных сил;

Региональные аспекты экономической жизни;

Моделирование системы управления регионом

Совершенствование механизмов и методов управления и регулирования хозяйственной деятельности в регионе.

2 . Методы, используемые в исследованиях региональной экономикой

Системный анализ . Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.Метод систематизации . Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и другие.Балансовый метод заключается в составлении региональных балансов. Он позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации рыночной региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс, инфраструктуру (материальную и социальную). Составление отраслевых и региональных балансов способствует определению рационального уровня комплексного развития регионов, наличия в их развитии диспропорций. Балансы также необходимы для разработки рациональных межрайонных связей. Метод экономико-географического исследования . Этот метод подразделяется на три составные части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения, общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение и размещение общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследования путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).Картографический метод . Этот метод позволяет наглядно представлять особенности размещения.Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием. Метод таксонирования - процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны (от лат taxare – оценивать; группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков и благодаря этому дающих основание для присвоения им определенной таксономической категории). Таксоны – равнозначные или иерархические соподчиненные ячейки, к примеру административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, в данном случае можно употребить понятие регионализация. Вариантный метод размещения производительных сил региона. Он чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

Методы социологических исследований . Они включают стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

    закон – в региональной экономике обьективно действующая внешне устойчивая связь между явлениями и процессами одинаково проявляющиеся в определенных условиях.

Основной закон РПС. Размещение производительных сил в пространстве считается удачным и эффективным в том случае если будет достигнуто получение прибили за счет минимизации затрат на преодоление геопространства.

Закон территориального разделения труда. Экономический эффект от действия и проявления этого закона достигается за счет закрепления специализированных функций за отдельными территориями которые наиболее эффективны в их конкретных природно-социальных условиях с последующим обменом между регионами произведенной продукции.

Закон пропорционального развития компонентов территориально-социально-экономических систем (ТСЭС). Благодаря действию этого закона обеспечивается наиболее рациональный обмен веществами, энергией, информацией в любом месте (территории).

Закон рационализации территориально-экономических связей (закон экономико-географического тяготения). Действие этого закона достигается посредством формирования устойчивых территориальных связей как внутри территориально-экономических систем так и между ними что характеризует уровень их комплексности.

Закон территориальной концентрации производительных сил(закон агломерирования п.с). Появляется в выборе наиболее выгодных мест для концентрации, кооперирования, специализации всех видов производственной и непроизводственной деятельности, целью повышения производительности труда.

Закон территориальной дифференциации. Проявляется в народно-хозяйственной специализации обуславливающей выбор на хозяйственно-освоенной территории, мест экономически выгодных уровней концентрации определенных видов человеческой деятельности, исходя из наличия и сочетания природных, социальных и экономических факторов.

Закон территориального комплексирования производительных сил. Согласно проявлению этого закона экономический эффект достигается путем взаимосвязей населения, производительных и непроизводительных сфер формирующихся с учетом комбинирования и специализации трудовой деятельности.

    Закономерности выражают общие причинно-следственныеотношения возникающие между территорией и общественным производством. Общие закономерности: 1 рациональное размещение для экономии общественно-полезных затрат. 2 пропорциональное размещение для оптимизации территориальных пропорций. 3 комплексная территориальная организация хозяйства для максимального использования региональных ресурсов. Специфические закономерности: 4 социальная направленность развития производительных сил. 5 устойчивость развития п.с. 6 соответствие размещения условиям национально-экономической безопасности. 7 обеспечение управляемостью процессов размещения п.с.

    Принцип – это руководящая идея, подход или правило проявления какого либо закона или закономерности. 1 принцип рационального размещения производства. Проявляется при наиболее удачном расположении при минимальных затратах. 2 принцип оптимального размещения. Оптимальность предполагает выбор варианта размещения не из наличных, а из всех возможных. 3 принцип сбалансированности и пропорциональности. 4 принцип комплексности. Наличие предприятий имеющих общую инфраструктуру совместно использующих, рационально использующих сырье, установленными связями между предприятиями. 5учета форм общественной организации производства. 6 сохранения экологического равновесия. 7 принцип приоритетности и перспективности (учет возможности участия в системе международного разделения труда)

    Теории факторов экономического пространства (теории Штандорта). Основные черты: 1 рассматривается отдельно взятое предприятие 2 обращается внимание на отдельные факторы размещения предприятия. Теория размещения сельскохозяйственного производства (автор Иоган Генрих Фон Тюнен (1826)). Метод Тюнена – анализ транспортных затрат на перевозку продукции от места производств к рынку, как основного фактора, под влиянием которого происходит размещение сельскохозяйственных культур и перерабатывающих их хозяйств. Теория рационального распределения или рациональный штандорт промышленного предприятия. Метод нахождения пункта размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Вклад в теорию штандорта внес Вебер. Вебер (1909) ввел в оборот три новых фактора размещения производства (фактор производства – экономическая выгода) транспорт, рабочая сила, агломерация. Теория центральных мест (автор Вольтер Кристаллер создал «центральные места в Южной Германии»)(1993). Центральные места – экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи. Уильям Изард предложил графическую модификацию. Август Леш. Условия, характеризующие состояние равновесия - местоположение каждой фирмы обладает максимально возможными преимуществами для производителей и потребителей; - фирмы размещаются так, что территория полностью используется; - существует равенство цен и издержек (нет избыточного дохода); - все рыночные зоны имеют минимальный размер (в форме шестиугольника); - границы рыночных арен проходят по линиям безразличия, что по мнению А. Леша, обеспечивает устойчивость.

    Теории пространственной организации экономики. Основные черты 1 в основе представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики, 2 рассматриваются лидирующие отрасли. Теория полюсов роста (автор Франсуа Перу). Суть теории: центры и ареалы экономического пространства, в которых размещаются предприятия лидирующих отраслей – полюса притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Полюса роста – компактно размещенные и динамично развивающиеся отрасли промышленности, которые порождают цепную реакцию возникновения и роста промышленных центров в хинтерланде. Хинтерланд – территория, тяготеющая в хозяйственном отношении к определенному экономическому центру, являющемся выходом для продукции на внутренний и внешний рынок, а также местом ее переработки. Модификация теории «полюсов роста». Ж. Будвиль – дал определение регионального полюса роста и выделил виды экономических пространств (гомогенное, поляризованное, плановое). Региональный полюс роста – набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызывать дальнейшее развитие экономической деятельности. Полюс роста – предприятия относящиеся к экспортному актору экономики. Ростут полюса роста с помощью импульса. Импульс роста передается к периферийным второстепенным предприятиям. Л. Лотье – теория об полюсах развития. Суть: развитие передается вдоль главных транспортных каналов, которые соединяют между собой важнейшие промышленные центры. Теория «диффузий инноваций». Автор: Т. Хегерстранд «диффузия инноваций как пространственный процесс» (1953). Территориальная диффузия инноваций имеет определенные законы распространения и может быть смоделированная в 3-х направлениях. Диффузия инноваций является решающим фактором в определении социального эффекта для центрпериферийных отношений. Теория экономического районирования и образования территориально-производственных комплексов. Основатель теории: Н. Н. Колосовский. Центральные фигуры: Н. Н. Баранский, И. Г. Александров, Ю. Г. Саушкин, и др. Характерные черты ТПК 1 экономическая взаимосвязанность между предприятиями. 2 единство и компактность территории. 3 соответствие предприятий имеющимся условиям. 4 решение одной или несколько общегосударственных задач. Теория технопарков и технополисов. Цель: активизация производственной деятельности за счет использования имеющихся ресурсов и за счет привлечения новых технологий. Технопарки – специальная территория, на которой объедены научно – исследовательские организации, объекты индустрии, учебные заведения, средства транспорта. Технополис – объединение университетов, исследовательских центров, технопарков, промышленных и иных предприятий осуществляющих свою практическую деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований, поддерживающих тесные связи с аналогичными структурами на национальном и международном уровнях.

    Новейшие теории регионального развития. Основные черты: 1 регион рассматривается как многофункциональная и многоаспектная система. 2 рассматривается возможности перехода регионов на модель устойчивого развития. 4-ре главные концепции региона. 1 регион как квазигосударство 2 регион как квазикооперация. 3 регион как рынок 4 регион как социум. Регион как квазигосударство – представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Регион как кооперация – это крупный субъект собственности экономической деятельности. 1 регионы становятся участниками конкурентной борьбы. 2 регион взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. 3 расширение экономической самостоятельности регионов. Регион как рынок. Подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно – финансовых ресурсов. Регион как социум (общности людей живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни и развития системы расселения.

    Производственный потенциал – это совокупность средств которые можно использовать при производстве материальных благ необходимых для стран. Характеризуется: стоимостью основных производственных фондов (ОПФ) и наличием их в натуральном измерении. К ОПФ относятся: помещения, оборудования, машины, механизмы, транспортные средства, инструменты производства, хозяйственный инвентарь, рабочий и производственный скот, а также сады, виноградники, многолетние насаждения. Стоимость п.ф. (153.5 млрд. долл.). структура производственного потенциала по стоимости: 1промышленность-48.2% 2сельское хозяйство-24.6% 3транспорт-18.6% 4строительство-3.8% 5другие отрасли 4.7%. В 1990 году СПФ (561 млрд. долл.) причины потери в 4.5раза: 1с процессом банкротств предприятий. 2 Продажа оборудования по заниженным ценам. 3 сдача помещений в аренду и не использование их по назначению. 4 ликвидация сельскохозяйственных предприятий в ходе проведенной аграрной реформы.

    Научно – технический потенциал. Совокупность ресурсов и возможностей науки которые позволяют эффективно решать хозяйственные задачи. Инновационный потенциал включает в себя: 1 материально – техническую базу науки. 2 научные кадры. 3 информационную систему. 4 организационно управленческую систему. 1303 организации выполняют научно – технические работы, 349 вузов 3 и 4 уровня аккредитации, всего организаций 1652 в которых работают 189 тис. человек. За 2010 год: всего выполнено науч. Техн. Работ на сумму 9.9 млрд. грн. – 0.9% от ВВП. 13.8 предприятий занимаются инновациями. 3.8% инновационной продукции от общего объема произведено в Украине. Минусы: 1 низкое финансирование (НЕОКР 0.3% от ВВП, в 2010 0.9% от ВВП). Источники финансирования: 59% собственные средства предприятий, 30% иностранные инвесторы, 1% с госбюджета, 10% другие источники финансирования.

    Трудовые ресурсы - трудоспособная часть населения страны, которая имеет соответствующее физическое развитие, знания и практический опыт работы, которые потенциально могут быть использованы в общественном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников. В Украине к трудовым ресурсам принадлежит население в трудоспособном возрасте (мужчины до 60 лет и старшие, женщины - до 55 лет и старше, а также подростки в возрасте до 16 лет, которые работают). Численность и состав трудовых ресурсов приведен в таблице 1.2. Преобладающую часть трудовых ресурсов страны составляет население в трудоспособном возрасте. В составе рабочих за пределами трудоспособного возраста свыше 4/5 приходится на пенсионеров. Часть населения трудоспособного возраста в общей численности жителей Украины в 1990 г. равнялась 54,1, в 1996 г. - 58,8 процента. Численность всех занятых в национальном хозяйстве в 2003 г. составляла 21,4 млн. человек Основная часть трудоспособного населения занятая в промышленности и строительстве (30,6%). Дале идут сельское и лесное хозяйство (22,5%), транспорт и связь (6,3%), торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка (6,9%), здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение (6,3%), народное образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание (11,0%), аппарат управления, кредитования и государственное страхование (3,8%), а также другие области национального хозяйства (5,2%). Причем приблизительно 66% население работает в производственной сфере и близко 38% - в сфере услуг. Много профессий в непроизводственной сфере, преимущественно в здравоохранении, образованию, требует более высокого уровня образования и продолжительной профессиональной подготовки. Большинство рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве,- женщины. Более всего их в областях сферы услуг - 70-80%.

    Отраслевая структура ХОЗЯЙСТВА . Национальное хозяйство Украины имеет сложную структуру. Структура хозяйства –это его внутреннее строение, которое показывает, из каких основных элементов состоит хозяйство, а также выражает соотношение и взаимосвязи между ними. Предприятия и организации группируются по видам хозяйственной деятельности и за размещением на территории. Согласно рассматривают галузевая и территориальную структуру хозяйства. Отраслевая структура показывает разделение хозяйства на отрасли и соотношения между ними. Отрасль - это совокупность хозяйственных единиц, производящих качественно однородную продукцию или удовлетворяют определенные однородные потребности общества. Все отрасли национального хозяйства объединяются прежде всего в две сферы - сферу материального производства и сферу услуг. К сфере материального производства входят промышленность, сельское, лесное, рыбное хозяйство и строительство - отрасли, которые производят материальные блага (товары). У сфере услуг создаются духовные блага и услуги не производственного и производственного характера. В отраслевой структуре национального хозяйства Украины сфера материального производства всегда существенно преобладала сферу услуг (соответственно 2 / 3 и 1 / 3 стоимости продукции). И только в начале XXI ст. их доли выровнялись. В сфере материального производства выделяются промышленность (65% стоимости всех произведенных в 2004 г. товаров) и сельское хозяйство (24%). Таким образом, по этим показателям национальное хозяйство Украины является промышленно-аграрным.

16 Межотраслевые комплексы. (МОК). Функциональная структура хозяйства Украины представлена межотраслевыми комплексами (МОК) . МОК – это целостная система предприятий различных отраслей которые производят взаимозаменяемую продукцию и последовательно перерабатывают сырье или решают важную народно – хозяйственную проблему. Процесс формирования МОК следует рассматривать как объективную закономерность развития и углубления территориального разделения труда, усиления тенденций диверсификации и дифференциации и интеграция общественного производства. На сегодняшний день в Украине сложилось 14 МОК: 1 ТЭК (ТЭМОК) – топливно-энергетический комплекс, 2 металлургический, 3 агропромышленный, 4 машиностроительный, 5 химико-технологический, 6 лесопромышленный, 7 строительный, 8 транспортный, 9 морехозяйственный, 10 научно-технологический (НТК), 11 рекреационный, 12 социальный, 13 военно-промышленный (ВПК), 14 управленческий. Региональные или локальные бывают общенациональные и международные.

  1. Топливно-энергетический комплекс Украины. ТЭМОК – это совокупность предприятий и отраслей по добыче, производству, хранении и доведению к потребителю различных видов энергии. На 2011 г. Основные фонды ТЭМОК составляют 30% основных промышленных фондов. 24% всей промышленности Украины. 30% населения занятых промышленностью. Состав ТЭК: 1 топливная промышленность (угольная, нефтяная, газовая, торфяная сланцевая, урановая). 2 предприятия по производству (электростанции, трубопроводный транспорт, линии электропередач). Факторы развития: 1 наличие в недрах почти всех видов энергоносителей, 2 наличие в стране энергетического машиностроения и производства оборудования для горно-добывающей промышленности., 3транзитное положение территории, 4 наличие всех видов транспорта, 5 наличие не традиционных видов носителей энергии, 6 социальная и экологическая ситуация на территориях производства, предприятий.

    Энергетика Украи́ны – важная отрасль промышленности Украины . Она базируется на традиционных видах электростанций и ТЭЦ , с отклонением от среднемировой статистики в сторону использования АЭС . Практически все объекты энергетики Украины достались ей в наследство от СССР , отработали немалый, а многие и очень большой, сроки службы. Исключением является сравнительно молодая ядерная энергетика Украины, по мировым стандартам являющаяся вполне современной. В хозяйственном комплексе Украины играет очень важную роль электроэнергетика . Приблизительно половина всего первичного топлива (уголь , нефть , газ , уран ), которое добывает или импортирует Украина, а также энергия отдельных рек используется для производства электро- и теплоэнергии . Развитие электроэнергетики стимулирует создание новых промышленных узлов. Отдельные отрасли промышленности территориально приближены к источникам дешёвой электроэнергии, например, цветная металлургия . Преимущественно электроэнергию на Украине вырабатывают ТЭС , ГЭС , ГАЭС и АЭС . В перспективе использование экологически чистых источников. Мощность электростанций Украины - 52,8 млн кВт . В 2004 году на электростанциях Украины было произведено 182,2 млрд кВт∙ч электроэнергии.

Основные ТЭС расположены на Донбассе . Самые мощные из них Углегорская ТЭС (3,6 млн кВт), Луганская, Мироновская и Старобешевская (по 2,4 млн кВт). Запорожская АЭС (Энергодар ) - самая мощная среди атомных электростанций Европы. На Днепре работают ГЭС суммарной мощностью 2,5 млн кВт. Возле Киева расположены три мощных станции: Трипольская ГРЭС (1,8 млн кВт), Киевская ГЭС и ГАЭС. Новый мощный район формируется в западной части страны, состоящий из ТЭС Добротворе и Бурштыне ) и АЭС (Ровненская и Хмельницкая), а также есть Днестровская ГЭС (0,702 млн кВт). Южные регионы хуже всего обеспечены электроэнергетикой собственного производства. Крупнейшие станции: Южноукраинская АЭС (3 млн кВт) иЛадыжинская ГРЭС (1,8 млн кВт).

  • 2.3. Экономические закономерности и факторы регионального развития в условиях регулируемого рынка
  • 2.4. Теоретическая база региональных исследований в России и за рубежом
  • Контрольные вопросы
  • 3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
  • 3.3. Научно-технический и организационный факторы развития регионов
  • 3.4. Структура комплексов материального производства региона. Типология регионов
  • 3.5. Особенности и методы формирования регионального товарного рынка
  • 3.6. Финансовые ресурсы регионов и межбюджетные отношения
  • 3.7. Подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социального развития регионов
  • 3.8. Принципы организации и функционирования региональной структуры управления
  • Контрольные вопросы
  • 4.2. Целевые программы развития регионов
  • 4.3. Свободные экономические таксоны и их значение в развитии экономики регионов
  • 4.4. Межрегиональные транспортно-экономические связи. Внешнеэкономические связи региона
  • 4.5. Крупные города. Их значимость в развитии регионов
  • 4.6. Проблемы и направления развития малых городских и сельских поселений
  • 4.7. Конкурентоспособность региона, города, территории
  • 4.8. Экономика домашнего хозяйствования и ее вклад в региональную экономику
  • Контрольные вопросы
  • Тема 5 Практические аспекты регионального развития
  • 5.1. Основные параметры Сибирского федерального округа
  • Как макрорегиона
  • 5.2. Динамика развития Омской области
  • 5.3. Функции и структура управления регионом и входящими в его состав подсистемами и образованиями (на примере Омской области)
  • Контрольные вопросы
  • Методические указания по выполнению контрольных (курсовых) работ
  • Темы контрольных или курсовых работ
  • Аттестационные вопросы по дисциплине
  • Библиографический список Нормативно-правовые акты
  • Основной
  • Дополнительный
  • Периодические издания, материалы конференций
  • Приложения
  • Омский государственный технический университет
  • В 2005 году Омский государственный технический университет предлагает подготовку специалистов и бакалавров по следующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования
  • Региональная экономика и управление
  • Редактор н.Н. Пацула
  • Тема 1 предмет и задачи дисциплины «региональная экономика и управление». Исторический аспект регионального развития

    1.1. Предпосылки формирования дисциплины

    «Региональная экономика и управление»

    Устойчивое динамичное развитие регионов –

    экономическая основа повышения благосостояния

    населения и укрепления государства Российского.

    «Региональная экономика и управление» как синтез двух учебных дисциплин и сформировавшееся научное направление получила импульс динамичного теоретического, методологического и практического развития в России в связи с происходящей трансформацией политической, экономической, социальной структур государственного устройства. Пожалуй, востребованность и актуальность этой науки и дисциплины обусловлены тремя главными факторами.

    Первый фактор – это принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, где, в частности, провозглашено, что:

      «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»;

      «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»;

      «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления»;

      «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации»;

      «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»;

      «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» .

    Вторым фактором можно назвать переход от плановой директивно-централизованной экономики к рыночной, децентрализованной с многообразием форм собственности экономических субъектов-предприятий и их организационно-правовых форм, закрепленных Гражданским кодексом РФ .

    В качестве третьего – определяющего фактора можно назвать ориентацию на демократические отношения между равноправными гражданами, администрациями территориальных образований, уровнями и ветвями власти. Как известно, территориально-пространственное ведение хозяйства – самая первая форма экономики, не случайно слово «экономика» представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», т. е. хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. В толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке означал «искусство ведения домашнего хозяйства». В Древней Греции, как и в других странах, хозяйство было в основном натуральным, домашним. В наше время слово «экономика» имеет три разных, но взаимосвязанных значения:

    1. Экономика – это само хозяйство, представляющее совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей, т.е. созданная и используемая людьми система жизнеобеспечения, воспроизводства жизни, поддержания и улучшения условий существования.

    2. Экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ограниченных ресурсов в целях наилучшего обеспечения жизненных потребностей людей и общества.

    3. Экономика – это отношения, возникающие между людьми во время процессов производства, распределения, обмена, потребления товаров.

    С усложнением хозяйства государств, хозяйственных связей, необходимостью постоянного совершенствования орудий труда вслед за территориальным ведением хозяйства появилась отраслевая структура экономики (рис. 1) .

    Территориально-пространственная и отраслевая структуры экономики параллельно развиваются и в рыночной экономике, хотя в директивной централизованно-плановой приоритет отдавался отраслевой структуре. Таким образом, в России региональная экономика и управление получили свое интенсивное развитие только в 90-е годы XX века. При этом под регионами понимаются субъекты Федерации, число которых закреплено Конституцией РФ (ст. 65) в количественном и качественном составе – 89 субъектов Федерации, объединенных по Указу Президента в 2000 г. в семь федеральных округов (макрорегионов – рис. 2), .

    На рис. 2 (схематичная карта территории России) цифрами обозначены:

    1. Центральный федеральный округ:

    Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.

    Центр федерального округа – г. Москва.

    Рис. 1. Отраслевая структура экономики

    Рис. 2. Федеральные округа России

    2. Северо-Западный федеральный округ:

    Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

    Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург.

    3. Южный федеральный округ:

    Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

    Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону.

    4. Приволжский федеральный округ:

    Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика – Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.

    Центр федерального округа – г. Нижний Новгород.

    5. Уральский федеральный округ:

    Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

    Центр федерального округа – г. Екатеринбург.

    6. Сибирский федеральный округ:

    Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

    Центр федерального округа – г. Новосибирск.

    7. Дальневосточный федеральный округ:

    Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

    Центр федерального округа – г. Хабаровск.

    Таким образом, экономика государства и регионов подкрепилась улучшением управляемости – одного из важных понятий менеджмента. Созданные федеральные округа имеют аппарат управления во главе с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, через которого Президент решает все вопросы государственного регулирования жизнедеятельности субъектов Федерации данного федерального округа. Федеральные округа созданы в территориально-административных границах оборонных округов и не соответствуют одиннадцати экономическим макрорегионам, поэтому их образование было воспринято неоднозначно. С позиции менеджмента, системного подхода это одно из кардинальных решений Президента, позволяющее интегрировать гражданские, общечеловеческие, оборонные и мобилизационные задачи с одновременным усилением значимости государственных органов управления и укреплением целостности государства. Это подчеркивают многие ученые-теоретики и практики государственного и территориального управления, например проф. В. В. Кистанов .

    Государственная власть в РФ, как федеративного государства, имеет три официальных самостоятельных ветви (законодательную, исполнительную и судебную) и четвертую неофициальную – власть независимых средств массовой информации, формирующих общественное мнение и оказывающих влияние на принятие решений представителями трех официальных ветвей власти, а также несколько взаимосвязанных уровней управления: верхний государственный – уровень управления государством как федерацией; промежуточный – аппарат управления федеральными округами; средний (региональный) – аппарат управления регионами, который формируется ими самостоятельно (ст. 77 Конституции) «в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ» ; нижний уровень – самоуправление муниципальными территориальными образованиями, создаваемыми на территориях субъектов Федерации, т. е. регионов. Это так называемое местное или муниципальное управление, самостоятельное в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления (городские, районные администрации) не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

    Судебная ветвь власти единая, и по Конституции различаются Конституционный, Верховный суды РФ, Высший арбитражный суд РФ и суды общей юрисдикции в субъектах Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (Конституция, гл. 7).

    Теоретические дискуссии и практические проблемы вызывают два термина, связанные с государственным устройством РФ как федеративного государства: федерализм и регионализм. И тот, и другой означают усиление соответствующих властных структур с ослаблением противоположных. На самом деле, и федерализм, и регионализм имеют право на совместное деятельное существование с укреплением как регионов, так и всего государства. «В федерациях суверенные права территориальных образований подтверждены действующим законодательством, регулирующим разграничение сфер полномочий федеральных и региональных органов власти. Федеральное устройство государства предполагает разделение государственной власти по субъектам Федерации. Государственный аппарат субъектов Федерации самостоятельно представлен, как правило, всеми ветвями власти, за исключением судебной, которая в ряде государств остается единой. Государство может передавать часть своих полномочий субъектам для решения вопросов государственного значения, оставляя за собой право контроля за их выполнением» .

    Регион (район) и региональный (лат.) – местный, областной, относящийся к какому-либо определенному территориальному району (региону), области, стране, группе стран; построенный по территориальным признакам . Отсюда и течение «регионализм» – политическое, экономическое, социальное течение, основанное на решении в приоритетном порядке вопросов местного, территориального уровня, с некоторым пренебрежением к государственным интересам, вплоть до попыток оформления полного суверенитета региона и формирования самостоятельного государства (наиболее яркий пример – Чеченская Республика или Республика Ичкерия). Понятно, что этот политический и экономический максимализм невыгоден всем гражданам общего государства и в Конституции РФ оговорен порядок проведения согласительных процедур при возникновении разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (согласительные процедуры и, при необходимости, референдумы назначает Президент РФ) .

    Рассмотрим классификацию экономики и место в ней региональной экономики. Экономика разделяется на теоретическую (экономическая теория и политическая экономия) и прикладную, практическую (микроэкономика и макроэкономика) части. «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества» (формулировка П. Самуэльсона и В. Нордхауса) . При микроэкономическом подходе рассматривается экономика на уровне человека, семьи , предприятия, организации, фирмы . Микроэкономика оперирует такими показателями, как объем производства и потребления товара или группы товаров, цена товара, издержки его производства и реализации, выручка от продажи, эффективность деятельности фирм, предпринимательских сделок, хозяйственных проектов. Однако используя только микроэкономические понятия, невозможно представить общей экономической картины в государстве и в отдельном регионе. Макроэкономический срез экономики использует агрегирование экономических показателей, их сведение в обобщенные величины, позволяющие судить об экономике и экономических процессах в целом как о едином хозяйственном комплексе. Макроэкономика – это изучение хозяйства крупных экономических субъектов, получение общего представления о процессах производства, распределения, потребления товаров, благ, услуг в масштабах регионов, страны и всего мира. Это агрегированное представление о хозяйстве как единой, целостной системе. Макроэкономика оперирует такими понятиями, как национальное богатство страны, региона, мира, валовой национальный продукт, совокупный доход, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, темпы увеличения или снижения производства и потребления товаров и услуг. Одновременно макроэкономика изучает средние величины, такие как среднедушевые или среднесемейные доходы и расходы, среднее потребление, средняя производительность труда, средняя заработная плата, и их динамику.

    Прикладная экономическая наука в большей степени, чем теория, опирается на опыт, практику хозяйствования, конкретные показатели хозяйственной деятельности. Экономическая наука широко использует данные экономической статистики, анализ, сопоставление, сравнение экономических показателей. Но это не дает оснований сводить экономику к эмпирической науке, базирующейся на результатах опыта. Экономическая теория призвана устанавливать устойчивые тенденции, выявлять факторы, влияющие на результат, делать обобщения, выводить определенные закономерности. Проведение опытов, экспериментов в экономике ограничено, т. к. они становятся экспериментами над людьми, обладают социальной опасностью. Тем не менее во многих случаях в связи с невозможностью создания адекватных объектам экономико-математических моделей такие эксперименты неизбежны, но их проводят в ограниченных масштабах (пример – единый госэкзамен).

    В экономической науке выделяются три направления: позитивная (дескриптивная) экономика призвана дать научное объяснение наблюдаемых процессов и явлений, построение на их основе научных гипотез, выявление закономерностей функционирования экономических систем; нормативная экономика должна определять целесообразные действия, чтобы достичь желаемых результатов; прогнозная экономика – это научное предвидение того, что может и должно происходить в будущем хозяйстве. Эти три направления призваны обслуживать управление экономикой.

    Экономика как хозяйство имеет функциональную структуру, представленную в виде следующих основных частей.

     Экономика – это прежде всего человек, люди; человек – центральная фигура экономики, ее целевое и созидательное начало. Человек представляет цель экономики, т. к. экономика действует для обеспечения жизни людей. В то же время люди являются средством экономики; труд, рабочая сила – это основной экономический ресурс. Человек как часть экономики и ее участник несет такие функции: человек-менеджер, человек-производитель, человек-потребитель.

     Вторая важнейшая часть экономики – природа, из которой человек черпает ресурсы, используя землю, ископаемые богатства, водную и воздушную среду, флору и фауну, солнечные тепло и свет. Природа – это среда обитания людей, именуемая часто окружающей человека средой.

     Третья составная часть экономики – созданное человеком антропогенное богатство, среди которого выделяют элементы: средства производства (средства труда или основные средства и предметы труда или оборотные средства); инфраструктура (производственная как совокупность объектов, обеспечивающих функционирование производства, и социальная, обеспечивающая условия жизнедеятельности людей); предметы потребления (потребительские товары); информация (знания, интеллектуальный продукт как результат научных исследований и потребляемая людьми информация СМИ).

    Экономические процессы и объекты имеют две стороны: материально-вещественную и стоимостную, денежную. Двойственная природа экономики, проявляющаяся в наличии в ней взаимосвязанных сторон в виде материально-вещественного и денежного начал, является фундаментальным признаком и принципом экономики.

    Экономику также представляют в виде совокупности взаимосвязанных отраслей. Отрасль – это часть экономики, область производственно-хозяйственной деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых видов выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов, и основанная на общественном разделении труда (см. рис. 1). Региональная (территориальная) структура проявляется в разделении экономики страны по территориальному признаку. Региональная экономика – это совокупность экономических объектов, расположенных в одном регионе, означающая одновременно и историю, и национальные традиции, и обеспеченность природными ресурсами региона, и связь с населением и трудовыми ресурсами, с государственностью, частично с общественно-политической системой. Территориальность экономики следует понимать не только в чисто географическом, но и в государственно-национальном и природном смыслах .

    Территориальное ведение хозяйства характерно для всех государств мира и означает не что иное, как делегирование части полномочий с государственного уровня управления на местный.

    Рассмотрим с позиции российского менталитета, какие истоки имеет региональная экономика и управление в России.

    Ресурсный, особенно экономический, потенциал России, ее территория, население, производственные и научно-технические фонды, природные ресурсы, транспортная и информационная инфраструктуры – огромны. Территория (свыше 17 млн км 2) – самая обширная из всех государств, а по численности населения (145,5 млн человек) страна занимает седьмое место в мире.

    Вместе с тем есть факторы, осложняющие экономическое и геополитическое положение России. Основная часть территории расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах, и лишь 2/5 общей площади относительно благоприятны для сельского хозяйства и проживания населения. Исторически сложился территориальный разрыв между размещением главных природных богатств и основным массивом расселения. Например, районы европейской части страны сосредоточивают 4/5 всего населения и лишь 1/10 – топливно-энергетических ресурсов.

    В связи с большой протяженностью территории – 9 тыс. км с запада на восток и 4 тыс. км с севера на юг – обостряются проблемы транспортной доступности и издержек на перемещение товаров и людей, а также обмена деловой и культурной информацией .

    Все эти факторы привели к осознанию распределения властных полномочий по государственному управлению экономикой отдельных территориальных образований с централизованным контролем за ситуацией на местах.

    Управление хозяйством регионов в России велось столетиями, но эпоха конструктивных преобразований экономики территорий и всей регионально-хозяйственной структуры страны началась со времен Петра I.

    Как отмечает проф. О. М. Рой, высшей единицей административного деления в России стала губерния, сформировавшаяся в XVIII в. в ходе Петровских реформ. В 1708 г. страна была разделена на семь губерний. Они были призваны стать передаточным звеном между уездами и центральными учреждениями в Москве. Губернии становятся центрами государственного управления в 1713 г. Сначала они были разделены на доли, затем с 1719 г. – на провинции, а провинции – на дистрикты. Никаких представительных органов власти в этот период не существовало. С одной стороны, губернаторы являлись представителями центра, сосредоточив у себя административную, судебную, финансовую и военную власть, а с другой стороны – администраторами крупных территорий.

    Усиление местной власти осуществлялось по мере расширения границ Российской империи: уже к началу правления Екатерины II в России происходит резкое увеличение числа губерний до 40 единиц, а к концу – до 51. В губернии выделяются уезды или округа, взявшие на себя функции проведения государственной власти на территории и возглавлявшиеся капитаном-исправником, избиравшимся местным Дворянским собранием. В каждой губернии насчитывалось до 12–15 уездов. В вышедшем в 1775 г. «Учреждении для управления губерниями в Российской империи» подчеркивалась необходимость децентрализации власти в России, вызванная общностью границ губерний и нерациональностью централизованного управления. В результате реформы из триады «губерния – провинция – уезд» выпала провинция, что и привело к увеличению числа губерний. Среди критериев выделения территориальных единиц в тот период основными были такие, как численность населения (300–400 тыс. чел. на губернию), функции управления, сбора налогов, проведения рекрутского набора. Не принимались во внимание национальные принципы, компактное проживание национальности на определенной территории.

    Губернии объединяются в наместничества (по 2–3 губернии), подчинявшиеся непосредственно Сенату и прокурорскому надзору. Екатерина II высказывала намерение образовать в каждой губернии правительства, которые взяли бы на себя всю полноту власти на местах. Однако и Петру I, и Екатерине II казалось невозможным предоставление права избрания губернатора непосредственно населению, что делало губернаторское представительство прямым продолжением государственной власти. Наказом 1837 г. губернаторы наделялись дополнительно полицейскими, надзорными и административно-хозяйственными полномочиями.

    В конце XIX в. число уровней государственного управления увеличивается на единицу. Самой низшей единицей власти на местах после губернии и уезда становится волость, являющаяся по положению реформы 1861 г. единицей сословного крестьянского управления. Несмотря на это, ее самостоятельность была потеряна вместе с введением в 1889 г. института земских участковых начальников.

    В результате проведения в 1890 г. реформы в 34 губерниях создаются земские органы управления. Институт земства заменил в деревнях ростки крестьянского самоуправления после отмены крепостного права. На земства возлагалась реализация следующих функций: заведование капиталами, имуществом и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщений; меры по обеспечению «народного продовольствия»; мероприятия по благотворительности; взаимное земское страхование имущества; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры; участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования. В ходе реформы около 200 крупных сел были преобразованы в города. Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом. Судопроизводство в городах осуществлялось губернским магистратом. Судопроизводство было сословным: для каждого сословия был образован свой собственный орган, отправлявший правосудие.

    К началу XX в. в России насчитывалось 8 генерал-губернаторств, 78 губерний, 18 областей, 4 градоначальства, 2 военных губернаторства (Николаев и Кронштадт), а также округа, уезды, волости и станы.

    В послереволюционный период в территориальном делении России происходят существенные изменения. К началу советского периода в развитии России сложились следующие административно-территориальные единицы: губернии, края, области, округа, города, поселки, уезды, волости, районы. В Конституции РСФСР 1925 г. перечень административно-территориальных единиц явно еще не оговаривается.

    В течение 1929–1930 гг. губернии, уезды и волости были полностью ликвидированы. На их месте была создана совершенно новая система административно-территориального деления, в основу которой были положены национальный и экономический признаки. В соответствии с этими критериями в России на муниципальном уровне были созданы следующие административно-территориальные единицы: города, поселки, станицы, районы, села, сельские округа (сельсоветы).

    В 1929 г. районы компактного проживания людей одной национальности объединяются в одну территориальную единицу – республику или округ. Однако уже в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. приводится конкретный перечень административно-территориальных единиц страны, который включает в себя 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик, 6 автономных областей. В Конституции СССР 1977 г. уже выделяется 6 краев, причем статус края, закрепленный за ним Конституцией 1936 г., сохранил только Красноярский край. Число областей увеличилось до 49 единиц, а число автономных республик сократилось на одну – прекратили свое существование в составе РСФСР Крымская республика и Республика немцев Поволжья. Прибавилась Тувинская республика. Кроме того, сохранился статус автономных областей – их насчитывалось пять. Появились категории городов республиканского подчинения, а также автономных округов.

    С принятием Конституции РФ в 1993 г. территория страны была разделена на 89 регионов-субъектов Федерации. Среди них – республики, края, области, два города федерального значения и одна автономная область. Таким образом, на 1 января 1999 г. в состав РФ входили 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения, 10 автономных округов, 1 867 районов, 1 091 городов, 329 городских районов (округов), 1 922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). Примечательной особенностью административно-территориального деления России на рубеже веков стало то, что девять из десяти автономных округов входили в более крупные территориальные образования.

    Административно-территориальными единицами, обретшими в результате проведенных в период с 1991 по 1997 гг. государственных реформ статус самостоятельных и полноправных субъектов, стали территориальные образования (поселения) – исторически и пространственно сформировавшиеся общности людей, населяющие определенную территорию и формирующие схожие геополитические ориентации. Территориальные образования в России формируются в пределах административно-территориального деления страны, предполагающего последовательное разделение территории государства на таксоны (ячейки) административной ответственности.

    Существующее в настоящее время в РФ административно-территориальное деление сформировалось на базе прежних территориальных полномочий местных советов. Административно-территориальной единицей следует называть часть территории субъекта Федерации, имеющую собственное наименование, располагающую определенными границами и выделяемую с целью решения вопросов государственного и местного значения. Среди наиболее характерных для современной России административно-территориальных единиц можно выделить следующие:

      Регион (область, губерния, край, республика, автономный округ) – территориальное образование, статус которого в качестве самостоятельного субъекта Федерации определен действующей Конституцией РФ, наделенное широкими экономическими и политическими правами. Выделяется как по этническому (республика), так и по территориальному признаку (область, край). Регион является ретранслятором государственной политики с учетом местных интересов и традиций. В соответствии с Конституцией страны республики имеют свою конституцию и законодательство, тогда как край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ имеют свои уставы вместе с собственным законодательством.

      Внутриобластной район (уезд) – административно-территориальная единица, образованная из совокупности малонаселенных пунктов, принимающая на себя функции хозяйственного и политического управления территорией. Является промежуточным территориальным звеном между регионом и территориальным поселением (городом, селом, поселком). Район служит узловым звеном в системе управления на местах, где концентрируется необходимая социальная и инженерная инфраструктура, обеспечивающая входящие в район поселения. Предполагает обязательное наличие районного центра – территориального поселения, осуществляющего функции административного центра территории района. Районный центр ответственен за осуществление текущей управленческой деятельности на подведомственной территории.

      Город – территориальное поселение урбанизированного типа с центральной системой жизнеобеспечения, глубоким общественным разделением труда и высокой степенью ресурсного потребления. Исторически складывался как центр местного самоуправления на территории автономных поселений граждан, занимающихся несельскохозяйственными видами деятельности и располагающих особым статусом члена единой социальной общности. Выделяются крупнейшие, крупные, средние и малые города. Кроме того, особое значение для определения статуса городской территории приобрела дифференциация городов на столичные города, областные центры, города районного подчинения, поселки городского типа и т. д.

      Округ – выделяемая внутри городской системы управления административно-территориальная единица, отвечающая за территориальную реализацию разрабатываемых функциональных проектов и программ и контролируемая главой городского самоуправления. Как правило, округа являются подразделениями муниципальной власти и не располагают статусом самоуправляемой общности. В городе Москве управление округом представлено институтом префектуры, являющейся составной частью городского административного аппарата.

      Внутригородской район – территориальная единица в пространстве города, выделенная в соответствии с устоявшимися в советский период принципами административного управления, предполагающими разделение городской власти по административным районам. К примеру, в городе Москве уровню городских районов соответствует звено управ, обретающих в городе федерального значения статус низового муниципального образования. Выделение субгородского районного уровня способствует приближению населения к власти в крупных городах и рационализации системы управления на территории.

      Село (деревня, хутор, станица) – поселение, расположенное в неурбанизированной зоне, отличающееся высокой степенью общности ее жителей, непременным присутствием в подавляющем большинстве дворов натурального хозяйства, а также преобладанием сельскохозяйственных видов занятости. Особенностью неурбанизированной зоны является отсутствие комплексной централизованной системы энерговодоснабжения, канализации, уборки мусора, специализированного обслуживания объектов жизнеобеспечения и пр. Выделяют несельскохозяйственные и сельскохозяйственные сельские поселения. В несельскохозяйственных поселениях больший процент занятости приходится на такие отрасли, как промышленность, транспорт, лесное хозяйство, отхожие промыслы, курортно-санаторное обслуживание и т. д.

    В каждой из представленных выше административно-территориальных единиц реализуется один из возможных вариантов государственного и муниципального управления, закрепляющий за каждой административно-территориальной единицей собственный круг полномочий. Государственное управление концентрируется, прежде всего, на федеральном уровне, обеспечивая целостность государства и его воспроизводство. Кроме того, в соответствии с принципом комплементарности, государство в разрезе всех территориальных уровней через уполномоченные федеральные институты осуществляет защиту своих прав на местном уровне и общую координацию действий местных органов власти в решении вопросов регионального значения. Не вошедшие в сферу компетенции государственных органов власти полномочия переходят местным органам власти, представленным на уровнях субъекта Федерации и местного самоуправления .

    Проф. В. В. Кистанов, Н. В. Копылов считают, что активное целенаправленное преобразование экономики территорий и всей регионально-хозяйственной структуры страны началось в советское время. С этой эпохой связано зарождение и становление региональной экономики как научного направления, охватившего три различных по продолжительности этапа.

    Первый этап – от 20-х до 70-х гг. XX в. – был ознаменован началом широкомасштабных практических территориально-экономических исследований и созданием предпосылок формирования региональной экономики.

    В начале 20-х гг. деятельность научных коллективов сосредоточилась главным образом на подготовке совместно с плановыми органами известного плана электрификации России – ГОЭЛРО, явившегося первым опытом разработки единой государственной программы возрождения и переустройства народного хозяйства. Основную часть плана составляли прогнозные проектировки на 10–15 лет в региональном разрезе – программы электрификации и развития хозяйства восьми экономических районов.

    Увеличение объёмов научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, связанных с территориальным развитием, пришлось на период ускоренной индустриализации экономики, успешно проведенной в годы «великого подъёма» (1928–1940 гг.).

    Над планами первой и второй пятилеток работали сотни академических и отраслевых институтов, включая институты экономики, географии АН СССР, Институт экономических исследований Госплана СССР и др. Почти все они затрагивали вопросы региональной организации хозяйства. Совет по изучению производительных сил (СОПС) при Академии наук (преобразованная КЕПС – Комиссия естественных производительных сил) развернул свыше 100 комплексных экспедиций. Они охватили огромную территорию – от Курской магнитной аномалии (КМА) до Дальнего Востока и от Кольского полуострова до Памира.

    В период индустриализации ученые, плановики и проектанты обосновали размещение и развитие не только тысяч новых и реконструируемых предприятий промышленности, обеспечивших миллионы дополнительных рабочих мест, но и десятков и сотен индустриальных центров и узлов, новых городов, формирование не только основных производственных баз, но и новой специализации крупных экономических районов.

    Необходимо отметить, что в официальных материалах плановых и хозяйственных органов, в том числе в инструктивных указаниях к разработке пятилетних планов, широко освещались научно-методические вопросы территориального развития.

    Помимо широкого внедрения балансовых расчетов использовались метод последовательных (вариантных) приближений, экспертные оценки и др. Было положено начало исследованию понятий абсолютной и относительной эффективности, стали применяться показатели окупаемости капитальных затрат и коэффициент их эффективности, формула приведенных затрат. Надо также подчеркнуть, что в довоенный период крупные региональные и «размещенческие» проекты и программы проходили широкое не только экспертное, но и общественное обсуждение (на конференциях, в печати и т. д.).

    В рассматриваемый период теоретическим «компасом» территориального планирования и изучения региональных проблем служила экономическая география. Развивавшие ее крупные ученые – экономисты и географы, плановики и проектанты (И. Г. Александров, Н. Н. Баранский, В. Ф. Васютин, Н. А. Кова­лев­ский, Н. Н. Колосовский, Л. Л. Никитин, С. Г. Струмилин, Я. Г. Фейгин и др.) – стремились внедрить в нее конструктивные, планово-аналитические методы. Она официально рассматривалась как методологическая и организационная основа территориального и «размещенческого» планирования. Ряд ученых (Н. Т. Агафо­нов, П. М. Алампиев, А. Д. Данилов, А. Н. Лаврищев и др.) подчеркивали активную роль экономической географии в территориальном планировании вплоть до последних десятилетий.

    Таким образом, конструктивная ветвь экономической географии, которая преподавалась в экономических институтах и плановой академии, находилась уже на пути трансформации в прикладную районно-экономическую науку – прототип будущей региональной экономики.

    На втором этапе – с 60-х по 90-е гг. XX в. – характерны коренная перестройка территориально-экономических исследований, зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве региональной экономики.

    В условиях сложившегося народнохозяйственного комплекса страны, при огромных масштабах капитального строительства, материального производства, хозяйственного освоения («вширь» и особенно «вглубь») территорий прежние методы региональных исследований – в основном только выборочные экспедиционные и камеральные (включая общественные апробации разработок на научных форумах и т. п.) – изжили себя. Необходимо было переходить к принципиально новым. Страна нуждалась в единой всеохватывающей системе научного, предпланового обоснования регионального развития и размещения производительных сил.

    Научным центром территориальной организации производительных сил стал СОПС, переведенный из Академии наук в состав Госплана СССР. На него было возложено руководство подготовкой крупных научно-теоретических, методологических исследований и прежде всего – впервые – разработкой генеральных схем развития и размещения производительных сил страны, включавших региональные и отраслевые схемы. Вместе с ним успешно работали ЦЭНИИ при Госплане РСФСР, Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭ и ОПП) Сибирского отделения АН СССР, институты экономики Уральского и Дальневосточного отделений АН СССР и другие крупные научно-исследовательские организации.

    Благодаря усилиям содружества творческих коллективов-соисполнителей во главе с ведущими учеными (Н. Н. Некрасов, А. И. Ведищев, А. Е. Пробст, С. В. Славин, Р. И. Шнипер и многие другие) схемы развития и размещения производительных сил становились наряду с народнохозяйственными планами важнейшим инструментом территориального прогнозирования и планирования, обоснования территориальных пропорций и связей народного хозяйства. В итоге в значительной степени обеспечивалась реализация принципов целенаправленного, комплексного и результативного размещения и регионального развития производительных сил. Этот период отличался активизацией методических исследований. Стали широко внедряться в научные разработки новейшие экономико-мате­ма­тические методы (В. С. Немчинов, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, М. М. Ал­бе­гов и др.). На основе системных, крупномасштабных территориально-экономических исследований по генеральной схеме, отраслевым и региональным схемам в СОПСе сформировалась научная школа комплексного размещения производительных сил и региональной экономики.

    Разработка и реализация территориальных схем позволили во многом решить в 70–80-х годах узловые проблемы государственной региональной политики: широкое вовлечение в хозяйственный оборот нефти и газа Западной Сибири, угля Кузнецкого, Канско-Ачинского, Южно-Якутского и других бассейнов, создание новых мощных баз энергетики и энергоемких производств в районах Сибири, Казахстана и Средней Азии, формирование и развитие крупных территориально-производственных комплексов (ТПК) на Востоке, Севере, в Центральном Черноземье и других районах. Результаты могли бы быть более внушительными, если бы не пагубное влияние ведомственности и местничества, срывы выполнения народнохозяйственных планов, игнорирование советским руководством последствий научно-технической революции в мире, а также просчеты отдельных ученых и научно-исследовательских организаций, плановых и хозяйственных органов.

    Углубленное исследование процессов территориального разделения труда, повышение роли предплановых работ в территориальном планировании вызвали постановку вопроса о формировании особой ветви экономической науки в составе ее территориального цикла – региональной экономики. Прозвучавший впервые в работах одного из руководителей отдела территориального планирования Госплана СССР В. Ф. Павленко и председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) при Госплане СССР Н. Н. Некрасова, он получил широкий резонанс среди ученых-экономистов и экономикогеографов. Оживленный обмен мнениями о сущности этой науки, ее предмете, методах, актуальных задачах состоялся во время теоретической дискуссии в СОПСе (1972 г.), в которой приняли участие ведущие ученые. Научный спор продолжался позднее и вышел далеко за пределы этой научной организации. С другой стороны, при постановке в экономических вузах курса региональной экономики на кафедрах экономической географии ощущался недостаток опыта территориально-эконо­мических исследований и планирования, а интеграция с научными и управленческими структурами задерживалась.

    Третий этап – с начала 90-х гг. XX в. – сопровождался адаптацией региональной экономики к рыночным отношениям.

    После распада СССР и кардинального изменения геополитического и экономического положения России региональная экономика стала выступать в качестве основного объекта территориально-экономических исследований, имея свои особенные интересы и факторы развития. Смена форм государственного управления привела к пересмотру целей исследований. Вместо предплановых материалов, ориентированных на обширную систему показателей, стали разрабатываться рассчитанные на условия рынка вариантные прогнозы социально-экономического поведения регионов при различных макроэкономических сценариях развития страны. Причем ориентация на директивные установки поменялась на первостепенный учет экономических интересов субъектов хозяйствования и регионов. Важное значение получил новый для региональной экономики финансовый аспект территориального развития.

    Среди регионально-экономических исследований, выполненных в последние годы СОПСом и другими научными организациями территориального профиля, особую актуальность имели: разработка стратегии территориального развития России и регионального аспекта экономической реформы; комплексный прогноз развития и размещения производительных сил Российской Федерации до 2000 г.; комплексные схемы экономического и социального развития и финансового состояния регионов, входящих в межрегиональные ассоциации; ряд долгосрочных региональных программ федерального значения (по районам Крайнего Севера, Дальнему Востоку и Забайкалью, Сибири, ряду районов-субъектов Федерации); исследования, направленные на формирование механизма регулирования территориального развития России (их результаты учтены в региональных разделах правительственных программ развития экономических реформ); работы по мониторингу законодательства Российской Федерации в региональной экономике; предложения по введению в России административно-территориального деления федерального уровня; исследования в области экономических отношений России и ее регионов со странами СНГ и Балтии.

    Научные организации активно участвовали в международном сотрудничестве ученых-регионалистов, в подготовке ряда межгосударственных проектов.

    В связи с необходимостью решения возникших на этом этапе сложных проблем и принципиального изменения методологии анализа и прогнозирования регионального развития подготавливалась система новых методических материалов.

    Многие ученые-регионалисты еще на заре российских реформ активно отстаивали концепцию тесного сочетания рыночных регуляторов с плановыми началами регионального развития экономики, рассматривая план и рынок как два выдающихся результативных достижения мировой цивилизации . Как следствие этого появились синтезированное научное направление и вузовская дисциплина «Региональная экономика и управление».

    Региональная экономика по своей структуре может быть отнесена к мезоэкономике и является особым хозяйственным образованием, основная сложность которого состоит в множественности его форм.

    Экономика региона - это подраздел экономической науки, который изучает территориальную организацию производственной деятельности. Данный подраздел должен описывать процессы и прочие термины, связанные с развитием региональных хозяйств и их гармонизацией с единым экономическим пространством.

    Региональная экономика и управление в качестве самостоятельной отрасли экономической науки сформировалась благодаря объективным потребностям хозяйствования России. Немаловажную роль в ее становлении сыграла необходимость обеспечения экономического развития в условиях рынка как страны в целом, так и ее отдельных регионов.

    Данная отрасль науки в сфере экономики должна изучать не только производственные силы, но и в разрезе определенных территорий. Региональная экономика и управление занимаются исследованием закономерностей размещения на конкретной территории их функционирования и взаимосвязи при хозяйствовании внутри территорий. Инструментами для достижения выбранных целей при этом должны быть:

    Постановка теоретических проблем развития и функционирования территориальных комплексов с хозяйственной точки зрения;

    Исследование экономических процессов, которые происходят на всех уровнях государственного народно-хозяйственного комплекса и, конечно же, взаимодействия между этими уровнями;

    Изучение различных факторов (экономических, социальных и политических), которые являются основополагающими при формировании и развитии производственных отношений на уровне отдельного региона;

    Проведение анализа причин возникновения проблем при управлении экономическими системами на региональном уровне.

    Как и любое научное понятие, региональная экономика и управление имеет свой объект, который представлен производственными комплексами регионального типа, производственными отношениями и производственными силами на региональном уровне.

    Когда в стране существовала в отрасли управления соответствующими процессами преобладали отраслевые аспекты. На современном же этапе, времени развития рыночной экономики, повышается значение региональных и территориальных аспектов.

    Региональная экономика и управление как экономическая дисциплина достаточно тесно связана с такими экономическими науками, как:

    Экономическая теория: связь прослеживается в развитии, реализации законов и принципов в региональном аспекте;

    Комплекс отраслевых экономик: региональная экономика отражает и детализирует особенности функционирования отдельных экономик на территориальном уровне;

    Управление и планирование народного хозяйства: связь можно обнаружить в реализации и управления на примере отдельного региона.

    Эффективность регионального управления неразделимо связана с улучшением жизненного уровня граждан, проживающих на этой территории. Именно поэтому экономическое развитие - это понятие, которое отвечает за прогресс и целенаправленность в изменении структуры, взаимодействие ее элементов, а также повышение качества функционирования системы производства. Под данным термином следует понимать своевременную модернизацию производства, обновление его структуры и усовершенствование основных функций. В любом случае все нововведения, направленные на экономическое развитие регионов, должны иметь прогрессивный характер и основным их направлением должно быть увеличение производственного потенциала региона.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...