По талонам: История продуктовых карточек. Продовольственные карточки в России: причины и цели введения


Минпромторг рассказал подробности планов внедрения адресной продовольственной помощи для малоимущих – так, как это принято во многих странах мира. Программа должна убить сразу двух зайцев: оздоровить рацион питания малоимущих и помочь отечественным производителям. Главным образом – и так процветающим крупнейшим агропромышленным холдингам.

Нуждающиеся граждане получат специальные карты, на которые будут перечисляться «эквиваленты денежных средств» – баллы или бонусы. На них можно будет купить практически любые отечественные продукты, кроме алкогольной и табачной продукции и прочих «вредных» продуктов типа кофе, рассказали в Минпромторге.

Ведь эти продукты не улучшают рацион питания, а это главная социальная цель программы. Не случайно составлять перечень продуктов для программы помогал Минздрав. В перечень вошли хлеб, мука, крупы и макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые, свежие фрукты и сухофрукты, сахар, соль, питьевая вода, яйца и растительное масло, а также мясо, рыба, молоко и продукты из них. Кроме того, в список внесены саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных, что особенно актуально для сельского населения.

Карты могут быть использованы во всех магазинах, готовых работать в центральной процессинговой системе, создания отдельной торговой сети для данного проекта не требуется. Баллы накапливаться не будут, в течение месяца их надо будет потратить, иначе они «сгорят».

Кому и сколько

Эксперты долго рассуждали, сколько денег государство может выделить на продкарты и кто сможет их получать. В сентябре прошлого года Минпромторг оценил потребность программы в 240 млрд рублей, а число участников – в 15–16 млн человек. Однако позже министерство представило другую оценку: в 2017 году на программу будет направлено 70 млрд рублей, а выплаты могут составить 1,4 тыс. рублей в месяц. Это значит, что выделенных средств хватило бы на поддержку в течение года около 4,2 млн человек.

Однако теперь сумма, выделяемая государством, увеличена вдвое. На программу продовольственной помощи стоит выделить 140 млрд рублей, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Если исходить из выделения в месяц 1,4 тыс. рублей, то при таком объеме финансирования программа сможет помочь с покупками около 8,3 млн человек.

Если распределить 140 млрд рублей между 20 млн человек (об этом количестве нуждающихся речь шла изначально), тогда они получат по 7 тыс. рублей в год, или по 583 рубля в месяц. При этом расходы на реализацию проекта и эмиссию продуктовых карт могут съесть до 25% выделенных из бюджета средств, замечает гендиректор «Мани Фанни» Александр Шустов.

Кто будет иметь право на получение продуктовой карты, пока неизвестно, критерии будут определены позже. Да и сколько в реальности будет выделено, тоже еще не ясно, так как сама программа находится на рассмотрении правительства. Анна Бодрова из «Альпари» уверена, что 140 млрд рублей на покупку отечественных продуктов не дадут как минимум потому, что в бюджете нет свободных сумм подобного порядка.

Впрочем, у Минпромторга есть идея разделить финансовую нагрузку с бизнесом – производителями продуктов. Резон у производителей в этом есть. Они смогут условно пополам с государством продавать продукты со скидкой для ряда категорий граждан, выполняя социальную функцию. С другой стороны, производители смогут надеяться, что государство станет меньше регулировать цены на ряд важных социальных товаров. И, в конце концов, производители смогут нарастить свои продажи. Главное доказать, что это действительно продукт, произведенный в России.

Эффективность программы

В самом Минпромторге и других ведомствах настаивают на том, что эта программа убивает одним выстрелом двух зайцев. С одной стороны, помогает улучшить рацион питания нуждающимся гражданам. С другой – помогает отечественным сельхозпроизводителям и стимулирует потребительский спрос, а также в целом поддерживает российскую экономику. В частности, озвучивались надежды на то, что каждый вложенный в программу рубль может дать дополнительно 2 рубля для ВВП страны. Такой эффект заложен в похожей программе США по льготной покупке продуктов питания. Каждому участнику программы выдавали в среднем 125 долларов в месяц в 2014 году.

«Общий итог вложения средств в отечественную экономику может дать двойной прирост, если посчитать цепочку получения денег от потребителей к производителям, поставщикам ресурсов и логистам, после чего проследить ее обратный ход в виде отчисления от заработной платы и налогов обратно в бюджет государства. Но это опять же в идеале, а на практике все будет зависеть от подхода к реализации программы», – объясняет Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент».

Однако и социальный, и экономический эффекты имеют подводные камни. Во-первых, указывает Бодрова, социальная поддержка по этой программе будет сжатой по срокам, так как цены на продукты растут планомерно и постоянно. Чтобы программа продолжала оказывать социальный эффект, объемы ее финансирования потребуется постоянно увеличивать. Во-вторых, далеко не все россияне, которым нужна соответствующая помощь, смогут собрать нужное количество бумаг и справок.

Некий экономический эффект от реализации программы, конечно, будет, но получат его далеко не все игроки рынка. «Не факт, что фермерам и небольшим производствам удастся пробиться в этом направлении», – считает Анна Бодрова.

Да и в целом эксперты сомневаются, что эта программа окажет выраженное влияние на ВВП. С учетом негативной динамики потребления, вызванной все еще высокими темпами инфляции и отстающим ростом реальных доходов населения, 140 млрд рублей не позволят достигнуть перелома ситуации просто потому, что это мизерный объем в масштабах рынка, говорит Александр Шустов. Для сравнения: выручка только одной X5 Retail Group в 2016 году составила 1,025 трлн рублей, а в целом оборот розничной торговли в России в прошлом году составил 28,13 трлн рублей (падение на 5,2%).

Шустов считает, что более эффективным с экономической точки зрения было бы пустить эти средства на поддержку фермеров, которых активно вытесняют с рынка агрохолдинги. «За 10 лет количество фермерских хозяйств в России сократилось в 1,6 раза с 285 тыс. до 174,5 к 2016 году в связи с высокой стоимостью кредитов и тем, что попасть на прилавки розничных сетей они попросту не могут. При этом производство продуктов питания сосредоточено в России в руках 10–15 крупнейших агрохолдингов», – поясняет собеседник.

Внедрить в России систему продуктовых карточек для малоимущих Министерство промышленности и торговли пообещало три года назад, а в июне 2017 года стало известно время старта программы - во второй половине 2018 года ее запустят в тестовом режиме. Сумма выплат на каждого участника программы составит порядка 10 тысяч рублей в год.

И так, когда введут, кому положены и как получить продовольственные карточки, где их будут принимать и что на них можно купить?

Кто придумал продовольственные карточки?
В 2014 году Минпромторг принял «Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2014-2016 годы и период до 2020 года», документ затрагивает сельскохозяйственные рынки, развитие разных форматов торговли и, в частности, продовольственную поддержку малообеспеченных слоев населения.

Термин «продуктовые карточки» быстро разлетелся в СМИ и поднял большой ажиотаж прежде всего из-за негативных исторических ассоциаций: сама по себе система впервые была применена во время Первой мировой войны и в дальнейшем использовалась только в воюющих странах или странах с серьезным дефицитом продуктов (и, как правило, с социалистическим строем).

На деле же речь идет о российском аналоге food stamps - продуктовые карточки в США для социально незащищенных слоев населения. Этой льготой американцы пользуются больше 50 лет, а количество участников программы почти достигло 50 миллионов человек.

Еда за баллы: правительство раздаст малоимущим продуктовые талоны«Определенным категориям граждан имеет смысл держать социальные карты, которые уже во многих субъектах Российской Федерации существуют – либо в виде эксперимента, либо уже в виде постоянно действующей программы (в частности, в Москве), - объяснял министр торговли и промышленности Денис Мантуров. - Мы говорим о повышении качества питания определенных слоев населения, которые, к сожалению, сегодня не имеют возможности купить свежие фрукты, овощи или охлажденное мясо животного происхождения». В тексте самой стратегии программа субсидирования покупки продуктов питания (food stamps) как адресная продовольственная помощь малоимущим названа «косвенной формой протекционизма отечественным производителям, допускаемой правилами ВТО».

В апреле замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил, что проект обойдется бюджету в 300 миллиардов рублей (изначально называлась цифра в 240 миллиардов). Из-за недостатка средств запуск программы откладывают с 2015 года. Минпромторг и Минфин рассматривают возможность разделить финансовую нагрузку с бизнесменами - производителями товаров, которые можно будет купить по новой карте.

Кому положены и как получить?
Ожидается, что программа стартует во второй половине 2018 года и начнет работать в полную силу в 2019 году. Замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов в мае этого года отметил, что на продуктовые талоны смогут претендовать порядка 19 миллионов россиян с уровнем доходов ниже прожиточного минимума. Точные критерии, по которым будут определять потенциальных участников программы, еще не сформулированы, как и порядок выдачи карт.

Малоимущей может считаться семья любого состава, зарегистрированная по общему адресу и способная доказать, что ее доходы не дотягивают до прожиточного минимума из-за внешних обстоятельств, а не из-за тунеядства кого-то из членов семьи. Тщательно будут отсеивать тех, у кого есть теневые доходы, заниматься этим будут, скорее всего, местные социальные службы.

Чтобы выяснить средний ежемесячный доход семьи, чиновники предлагают сложить доходы всех членов семьи за последние три месяца (включая пенсии, стипендии и пособия), а полученную сумму сначала разделить на три, а затем - на количество членов семьи.

Если итоговая цифра ниже прожиточного минимума в регионе, то семья может считаться малоимущей и рассчитывать на соответствующие льготы.

10 тысяч рублей на продуктовую карточку
Детальный алгоритм работы программы станет известен в 2018 году, пока Минпромторг предлагает следующую схему. Человек получает пластиковую карту, на которую ежемесячно зачисляются баллы (1 балл = 1 рубль), которые можно тратить на еду - определенные продукты отечественного производства.

Как правило, это скоропортящаяся продукция: свежие фрукты и овощи, молоко, рыба, мясо. В список также вошли хлеб, мука, крупы, макароны, сахар, соль, вода, яйца, растительное масло.

Лозунг разработчиков системы: «Только свежее и отечественное».

Не потраченные в течение месяца баллы сгорают, накопить их не получится. В год каждому держателю полагается порядка 10 тысяч рублей на продуктовые карточки (деньги будут начисляться ежемесячно).

Может пополнять карту и самостоятельно - при зачислении собственных средств владелец будет получать 30-50% внесенной суммы в качестве бонуса из бюджета.

Для сравнения: американцы по программе food stamps получают 110-130 долларов ежемесячно.

Кстати, вывод денег с карты будет невозможен, как и покупка с ее помощью табака, алкоголя, деликатесов и «вредных» продуктов вроде чипсов.

Система также не пропустит покупку, если производитель товара не значится среди партнеров программы.

Принимать оплату по продуктовым картам смогут любые торговые предприятия при условии, что они подключатся к особой процессинговой системе и будут предлагать покупателям продукцию отечественного производства.

По неофициальной информации, базой для обслуживания карточек станет национальная платежная система «Мир», созданная как альтернатива системам Visa и MasterCard.

Зачем вводят карточки?
Вопреки опасениям россиян, введение продуктовых карт не означает, что в стране дефицит продуктов или ведется подготовка к войне. Это просто инструмент поддержки потребительского спроса, который нацелен одновременно на отечественных промышленников и малоимущих граждан.

По подсчетам специалистов, каждый бюджетный рубль, потраченный покупателем по программе food stamps, даст оборот в экономике региона 3-5 раз, что выгодно как производителям, так и розничным торговцам.

Кроме того, карточки будут способствовать импортозамещению ряда товаров, потому что за государственный счет планируется установить стабильный спрос на довольно широкий ассортимент продуктов.

Что касается держателей карт, то им по идее, станут доступны продукты, которые они сейчас покупают очень редко или вообще не могут себе позволить.

Для малоимущих, при этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Еще в прошлом году в Госдуме звучали предложения о введении в России продовольственных карточек для малоимущих, однако пока подобного решения принято не было.

Количество россиян, поддерживающих введение продуктовых карточек для малоимущих, выросла с лета прошлого года на 11%. Наибольшую поддержку эта идея находит в Сибири и на Урале. Противников больше всего в Северо-Западном федеральном округе (32%).

Первые карточки

Впервые карточки были введены еще при Николае II в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Позднее нормированное распределение продуктов и товаров вводилось в стране на разных этапах советской истории страны: в годы гражданской войны, голода 1921-1922 годов, в годы великой отечественной, первые послевоенные годы и на излете СССР, в начале 80-х.

При карточной системе для покупки товара следовало не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение, пишет fox-notes.ru . Только в годы войны получать продукты без оплаты позволялось эвакуированным и труженикам тыла.

В классическом виде карточная система существовала в стране с 1929 года, когда на исходе НЭПа началась нехватка продовольствия и дефицит промтоваров. Длинные очереди и полупустые прилавки - такая картина вспоминается многим, кто застал это время. Однако в карточной системе был и положительный ньюанс: несмотря на ограниченный выбор продуктов в советских магазинах, покупатели могли купить по низким ценам самое необходимое.

"Литер-А-торы", "кое-какеры" и другие "карточники"

В 1931 году все трудящееся население городов было разделено на группы по "классово-производственному" признаку. Эти группы в народе делились по так называемым "литерам". В Казани владельцев карточек первой группы литеры "А", получавших 800 г хлеба в день, звали "литер-А-торами". Помимо них были еще "литер-Б-торы" (600 г) и "кое-какеры" (300 г). К "кое-какерам" относились, в частности, студенты дневных отделений, которые могли прожить на свой паек только кое-как.

Карточное снабжение не распространялось на незанятых "общественно-полезным трудом" граждан, в ряды которых входили безработные домохозяйки моложе 56 лет, торговцы, служители религиозных культов и лишенные избирательных прав.

Чтобы получить больше дозволенного законом, карточки стремились подделать или украсть. Бывали случаи подделки врачебных рецептов, по которым отдельным категориям населения выдавали дефицитные продукты. Манная крупа, например, выдавалась только больным детям.

Некоторые приспособились заранее узнавать в отделе торговли, куда в ближайшее время завезут колбасу и сахар, а куда конфеты и масло. Те, кому продуктов не хватало, обменивали алкогольные талоны на продуктовые, пишет kp.ru . Причем талоны на водку были своего рода неофициальной валютой, которой расплачивались с сантехниками, грузчиками и электриками.

Централизованная карточная система продлилась вплоть до 1935 года и охватила более 40 миллионов человек.

Карточки во время Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны карточки появились снова. Однако на этот раз труженики тыла и эвакуированные могли получать продукты по талонам бесплатно.

В каждом городе были свои нормативы снабжения и свои особенности в организации карточной систем, вспоминает Валерий Митюшев в "Записках обыкновенного человека" .

К примеру, в Москве карточки были хлебные, продовольственные и промтоварные. Причем выбрать можно было только один из трех вариантов продовольственной карточки. В продуктовой карточке были талоны на определенное количество граммов отдельных видов продуктов питания (мясо, рыбопродукты, макаронные, крупу, жиры и др.).

Студенты предпочитали получать трехразовые карточки и отовариваться исключительно через столовую. "Три раза в день в столовую, конечно, не ходили, а съедали разом за обедом и обед и завтрак и ужин. Это называлось "взять полный". Так можно было более-менее насытиться. А если съесть один обед, то оставалось чувство неудовлетворенности", - пишет Валерий Митюшев.

После окончания войны появилось сверхнормативное питание в виде карточек ДП (дополнительное питание) и УДП ("Усиленное дополнительное питание"). В народе УДП расшифровывалось как "Умрешь Днем Позже". Эти карточки могли получить все фронтовики, а также некоторые ослабленные студенты по заключению поликлиники.

Жизнь по карточкам настолько вошла в привычку, что, когда в 47-м году произошла отмена талонов, это было воспринято как поистине революционное событие.

Нормативное распределение вернулось в СССР в 1983 году с введения талонов на покупку дефицитных товаров, в числе которых был табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.. Только в начале 1990 х в связи с ростом цен и распространением свободной торговли талонная система стала сходить на нет, частично уступив место бартеру.

Материал подготовлен редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

08.02.2015 0 8022


Продуктовые карточки применялись всегда и везде, независимо от экономических и политических систем. Существуют они и в настоящее время. Все их объединяет одно — дефицит. Денежный, товарный или статусный.

О продовольственных карточках слышали все. Молодое поколение знает о них по фильмам, книгам и рассказам старших, но много еще тех, кто на себе испытал это трудновыносимое счастье. В недавние времена тотального дефицита обладатель такой вот «лицензии» на право приобретения всего подряд — от пайки хлеба до румынской стенки или отечественных «жигулей» — чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком. Он был «избранным». И если без ящиков из лакированной древесностружечной плиты можно было хоть как-то прожить, то лишенный талонов на хлеб был обречен на голодную смерть.

ОТ РОМУЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ

История получения кусочков персонального счастья насчитывает несколько тысячелетий. В Европе их ввел в обращение римский трибун Гай Гракх за полтора столетия до новой эры. К появлению фрументационных тессер (хлебных жетонов) привел экономический кризис, вынудивший власти каким-то образом защитить от вымирания голодающих горожан. Общее количество нуждающихся в самые тяжелые времена достигало 300 тысяч человек.

Одаривались члены гвардии, полиция, пожарные и всякие городские службы. Принадлежность к категории «фрументум публикум» не была постыдной. Напротив, она была предметом гордости в силу своей избранности и статусности. Государство таким образом подчеркивало заботу о своих гражданах. Надо отметить, что эти металлические знаки позволяли получать продукты питания бесплатно.

История римских легити-мационных, то есть законных тессер продолжалась не менее трех столетий. С начала правления Клавдия и до времен Севера раздача жетонов стала походить на вручение правительственных наград и производилась лично императором. Учитывая количество отобранных счастливцев, этот ритуал, проводившийся ежемесячно, мог продолжаться несколько дней.

Следует отметить, что в дальнейшем подобные награды становились более разнообразными и по праздникам их обладатели могли получать даже алкоголь. Для этого выпускались «тессеры винариум». При последующих императорах появилась новая форма в виде деревянных пластинок. Они уже были именными, и на них, кроме перечня продуктов, указывалось и место получения продовольствия.

Кроме того, они давали пожизненные права на отоваривание, и такая «хлебная карточка» могла быть продана, завещана, куплена или подарена. Впоследствии торжественность момента была опошлена императором Нероном, просто разбрасывавшим наследные тессеры толпе.

Принцип «хлеба и зрелищ» требовал расширения сферы поддержки малоимущих. Известны случаи раздачи тессер для посещения Колизея, различных театров и даже бани! Выходит, что античные жетоны несли еще и культурно-пропагандистскую нагрузку.

Но Римом дело не ограничилось. Талоны оказались весьма востребованы и применялись в других местах и временах: в Голландии, Испании, Франции, в континентальной части Африки. Кроме того, выпускались профессиональные и коллегиальные тессеры, распространяемые среди членов соответствующих сообществ.

Нередко они выдавались и для проведения частных мероприятий, требующих значительных материальных затрат- — к свадьбам или похоронам. Не правда ли, все это очень напоминает перестроечные талоны на «свадебную» водку, выдаваемые по справкам загсов? При этом древнеримские «талоны» принципиально отличались от советских тем, что не требовали оплаты и полностью заменяли деньги.

Если обратиться к близким временам, то примеры «кормежки плебса» можно обнаружить начиная с эпохи Просвещения. Например, во Франции карточки на хлеб, мыло, мясо и сахар появились во времена якобинской диктатуры в конце XVIII века. В период Первой мировой войны лимитированное распределение продуктов вводилось в ряде европейских государств, а также в США и в России.

Николаем II в 1916 году было введено карточное распределение многих видов продовольствия. Эпопея продолжилась и после свержения царя-батюшки. Весной 1917 года эту же схему продолжило и Временное правительство. Пшеница, рожь, просо, гречка и другие крупы распределялись исключительно по карточкам.

Эта практика просуществовала до 1921 года. Новая экономическая доктрина, провозглашенная большевиками, на время сняла остроту в продовольственном вопросе. Однако после пересмотра политики партии и правительства, посчитавших НЭП ошибкой, в 1929 году возникла необходимость в карточной системе. Она просуществовала вплоть до 1935 года, то есть весь период коллективизации и индустриализации. Распределением были охвачены более 40 миллионов человек.

Третья волна централизованного распределения (читай — ограничения) продуктов питания и даже некоторых промышленных товаров пришлась на период Великой Отечественной войны. Нормы выдачи были строго ранжированы и зависели от вида деятельности гражданина. Наибольшая пайка выдавалась работникам оборонной промышленности и служащим силовых ведомств, наименьшая — детям, старикам и прочим иждивенцам. Только благодаря жесточайшей распределительной системе удалось избежать массового вымирания людей.

В эти же годы нормированное распределение было установлено во всех европейских странах, а также в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Японии, Индии, Турции, Алжире, Тунисе и др. К примеру, в Германии имперская карточная система на все продукты была введена сразу с началом Второй мировой войны — «благодарные» немцы получили 62 вида различных карточек.

ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК ДЛЯ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

Последняя, четвертая карточная волна 1980-1990-х годов до сих пор свежа в памяти большинства населения бывшего СССР. Первоначально талоны внедрялись как элемент системы мотивации — отли-
чившемуся сотруднику выдавалась бумага на приобретение дефицитного товара, например женских сапог или телевизора.

Продовольственное распределение также поначалу применялось лишь в отдельных городах и касалось ограниченного набора продуктов, таких как колбаса. Однако впоследствии, с ростом тотального дефицита, карточная география расширялась и затрагивала все больший ассортимент. В этот список вошли чай и сахар, табачные изделия и алкоголь, мыло и стиральный порошок, спички и галоши.

В Ельце, например, только по талонам можно было приобрести женское белье. В столице государства карточки, выдаваемые совершеннолетним, позволяли приобрести в месяц не более десяти пачек сигарет и двух бутылок водки. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления можно было получить в «родном» ЖЭКе, а также по месту работы или учебы.

Без документов, подтверждающих право на приобретение продуктов первой необходимости, проблемы выживания были гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Например, детское питание приобреталось исключительно на специализированных молочных кухнях при предъявлении необходимых бумаг, а в магазинах зачастую, кроме пакетов с лавровым листом и молотым перцем, прикрывающих пустые прилавки, ничего не было.

Последняя, четвертая карточная волна 1980-1990-х годов до сих пор свежа в памяти большинства населения бывшего СССР.

В некоторых городах самолюбие жителей все же щадили и избегали названий вроде «талон на хлеб», используя более дипломатичное «приглашение на покупку». Однако их суть от этого не менялась. Такими же скрытыми ограничительными системами были и столы заказов, и продуктовые наборы, распределяемые профсоюзами обычно раз в месяц, и офицерские пайки, и «Книжка молодоженов», воспользоваться которой можно было всего один раз в жизни.

Продуктовые наборы тех времен не отличались особым разнообразием и изыском, однако, в зависимости от места работы или занимаемой должности, они могли существенно различаться.

Обладатель набора, в котором помимо перловки была палка финского сервелата или банка прибалтийских шпрот, чувствовал себя везунчиком. Нередко талоны исполняли роль денежного суррогата и выдавались как часть заработной платы для питания в столовой предприятия.

Разумеется, подобная система не могла обойтись без злоупотреблений, воровства и мошенничества, что нередко приводило к народному возмущению. Население протестовало против несправедливого распределения, а также против спекулянтов. В то время слово «спекулянт» было одним из самых употребляемых.

Подобное госраспреде-ление просуществовало в России вплоть до 1992 года и после введения принципа свободной торговли тихо скончалось, хотя в отдельных районах страны карточки просуществовали до 1996 года.

Карточно-талонные распределительные системы существуют и по сей день в некоторых странах бывшего соцлагеря. Северная Корея и Куба не сумели справиться с недостатками централизации и плановой госэкономики. Кубинские лидеры с сожалением признают, что благодаря карточкам, дающим пусть минимальную, но гарантию пропитания на Острове свободы выросло уже как минимум два поколения людей, не желающих и не умеющих работать.

Сейчас талоны уже перестали быть единственным источником снабжения, но большинство кубинцев не представляют себе жизни без них. Возможность купить несколько видов основных продуктов по смешным ценам до сих пор дает им ощущение безопасности.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

Сегодня и в некоторых развитых странах применяется карточная система. К примеру, в США на продуктовые карточки в настоящее время «подсажены» более 46 миллионов человек, что составляет примерно 14,5% от всего населения страны.

Однако причины введения подобной системы принципиально иные, и она используется исключительно для поддержки социально незащищенных слоев населения, а не вследствие товарного дефицита. Карточки, подобные банковским, выдают тем, чей годовой доход меньше 27 тысяч долларов на семью из четырех человек.

На эту карту государство ежемесячно перечисляет около 115 долларов (на семью — 255 долларов), предназначенных для покупки строго ограниченного набора продуктов питания, и лишь тех, что произведены в Соединенных Штатах. Таким образом, поддерживаются и местные производители. Да, эта карточка ограничивает выбор владельца, поскольку ее нельзя продать или обменять на спиртное, но она гарантирует пропитание даже самым несознательным и асоциальным типам.

Следует отметить, что цены на продукты питания в Штатах зачастую ниже российских, следовательно, даже на эти небольшие суммы можно кормиться вполне сносно. Кроме того, дети малоимущих получают бесплатные обеды в школах, что существенно экономит семейные бюджеты. Если принять во внимание увеличивающуюся бедность, особенно среди цветного населения, то банальная кормежка за государственный счет выглядит вполне разумным шагом. В противном случае голодные бунты ввергнут Америку в хаос и анархию.

Нечто подобное обсуждается и в российских эшелонах власти, и не исключено, что беднейшие слои населения станут счастливыми обладателями подобных пластиковых карт. С такой инициативой выступил в прошлом году Геннадий Онищенко. На осенних парламентских слушаниях в Госдуме главный санитарный врач выразил недоумение, почему у нас до сих пор не ввели продовольственные карточки. Так что все еще впереди. Догоним и перегоним Америку!

Александр ГУНЬКОВСКИЙ

При этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Карточная система - система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. При этой системе для покупки товара следует не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение. Карточки (талоны) устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в том числе в Российской Империи. Впервые в России карточки были введены в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Затем этой практикой воспользовалось Временное правительство, установив 29 апреля 1917 года карточную систему во всех городах. Исключительно по карточкам распределялось зерно: рожь, пшеница, полба, просо, гречиха и др.

После Октябрьской революции карточки появились вновь в августе-сентябре 1918 года и просуществовали до 1921 года . При организации распределения продовольствия практиковался «классовый подход».

Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа и расцветом предпринимательства.

В 1929 году на исходе НЭПа в городах страны вновь была введена централизованная карточная система . В апреле 1929 года были введены карточки на хлеб, к концу года карточная система охватила все виды продовольственных товаров, а потом затронула и промышленные. Карточки первой категории предназначались для рабочих, которые могли съесть в день по 800 г хлеба (членам семьи полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Система просуществовала весь период коллективизации и индустриализации, вплоть до 1935 года, и охватила более 40 миллионов человек.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году централизованное карточное распределение вводится вновь. Карточки на продовольственные и некоторые виды промышленных товаров появились в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года. Карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.

Карточное распределение продовольственных и промышленных товаров в СССР просуществовало до декабря 1947 года .

Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонов (талонная система). Суть талонной системы заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.

Талонная система стала сходить на нет в начале 1990‑х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...