План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Экономика и её основные участники. Новая экономика


Одной из основных тенденций современного является переход от индустриального к постиндустриальному обществу, важнейшей оставляющей которого является так называемая новая экономика . Ее главные компоненты — это информационные технологии и . Наиболее развитая модель «новой экономики» сложилась в США.

Основные черты «новой экономики»

Развитие «новой экономики» является важным условием обеспечения высокого, устойчивого и качественного экономического роста, который происходит главным образом не за счет увеличения традиционных факторов производства (сырьевых ресурсов, численности занятых и объема основного капитала), а на основе, с одной стороны, роста числа изобретений и их активного внедрения в экономику через венчурный бизнес, а с другой стороны, через широкое использование новых информационных и коммуникационных технологий.

Инновации становятся основным , динамика и качество которого все в большей степени зависят от технологических сдвигов. Можно сказать, что все более ориентируется на потребности экономики, обслуживая предпринимательский сектор, который, в свою очередь, финансирует научные исследования и использует их в своей деятельности.

Финансированию изобретений и их внедрению в хозяйственную жизнь активно помогает венчурный бизнес. Он специализируется на поддержке научных исследований и продвижении их результатов. Венчурный бизнес способствовал быстрому развитию в США таких отраслей, как микроэлектроника, биотехнологии, его продуктом стала известная сегодня корпорация Intel, мировой лидер в производстве полупроводников. Для «новой экономики» характерно развитие глобального информационного общества, создание всемирной системы взаимных связей, охватывающих посредством Интернета значительную часть человечества.

«Новая экономика» особенно заметна в США, менее — в Японии и ЕС. Именно в США сосредоточены крупнейшие мировые корпорации информационных технологий — производители полупроводников, программного обеспечения, компьютеров и сетевого оборудования. Финансирование перспективных проектов сыграло ключевую роль в стремительном развитии электронной коммерции в США.

Россия значительно отстает от этих стран в развитии «новой экономики». Это отставание возникло еще в 70-е гг. XX в. из-за игнорирования новых тенденций мирового развития и сохраняется до сих пор. Свидетельством тому является сравнение ряда индикаторов в России и за рубежом, характеризующих уровень внедрения информационных технологий и значимость научных исследований и разработок. На мировых рынках высокотехнологической продукции доля России составляет лишь 0,3%.

Российская наука отличается слабой инновационной ориентацией. Результаты научных исследований не востребованы в полной мере как со стороны бизнеса, так и государства.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-задания с дополнительным материалом.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

– Ребята, давайте посмотрим друга на друга, улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

– В нашей жизни мы постоянно с вами вступаем в экономические отношения, которые пронизывают всю нашу жизнь. Ежедневно мы слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых, постирать или почистить.

Все это, как и многое другое, что обслуживает огромное хозяйство, называется экономикой.

– В 6 классе мы уже с вами касались понятия экономики. И сегодня мы продолжим изучение этой темы.

– Тема нашего урока «Экономика и ее основные участники». (Приложение )

На занятии мы будем объяснять понятия «экономика», «производитель», «потребитель», «производительность труда» и попробуем выяснить – зачем нужна экономика.

План изучения нового материала (запись в тетрадь)

  1. Что такое экономика.
  2. Зачем нужна экономика.
  3. Основные участники экономики.

– Давайте вспомним происхождение слова «экономика»? (слово «экономика» произошло от греческих слов «экос» - «дом», «хозяйство» и «номос» - закон»).

Сообщение учащегося. (об истории термина «экономика»)

Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий автор Ксенофонт (V в. до н.э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (IV в. до н.э.). В своих экономических рассуждениях он выходил далеко за рамки домоводства. Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли античности.

Итак, давайте попробуем дать определение, что такое экономика.

– Попробуйте продолжить предложение:

– Экономика – это знания о …

– А теперь давайте проверим, какое определение слову «экономика» дается в учебнике.

– Используя словарь в конце учебника дайте определение что такое экономика.

(Экономика это –
– хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров;
– народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности).

Запись определения в тетрадь.

Продолжим нашу работу. Поработаем в группах.

– Каждая группа решает два вопроса: (слайд)

  1. В каких видах проявляется экономика?
  2. Какой конкретно вид проявления экономики встречается в каждой предложенной Вам ситуации.

Самостоятельная работа учащихся в группах.

– Но прежде чем работать в группе давайте вспомним правила работы в группах (лежат на столах).

  • Когда говорит один, другие слушают. Не надо смеяться над ответом товарища.
  • Дай возможность высказаться каждому.
  • Уважай точку зрения и мнения другого.
  • В группе все равны – нет недругов.
  • Учись слушать и слышать.
  • В споре рождается истина; мо можешь ошибиться, а вместе мы найдем правильное решение.
  • Работать в группе интереснее и легче.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 1

  • § 12 (с.131 учебника):
  • дополнительный материал («Репка»)

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в сказке «Репка»?» Объясните понятие «технология».

Репка
Посадил дед Репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут – вытянули репку!

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 2 (давайте посмотрим как справилась с заданием вторая группа)

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 12 (с.131 учебника):
  • дополнительный материал (считалочка)

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в считалочке?»

Считалочка
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто куда!

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 3 (а теперь послушаем ребят третьей группы)

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 12 (с.131 учебника):
  • дополнительный материал («Барабек» английская песенка)

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в английской песенке «Барабек»»?

Барабек (английская песенка)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 4

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

  • § 12 (с.131 учебника):
  • дополнительный материал (стихотворение)

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в детском стихотворении?»

Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок
Кому в лапочку.

Выступления групп.

– Перечислите виды проявлений экономики. Запишите в тетрадь (слайд).

Вывод: к основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление.

– Перед вами вопрос: ЗАЧЕМ НУЖНА ЭКОНОМИКА? (слайд)

– Давайте попробуем на него ответить.

– Зачем люди производят продукцию, покупают товары и вещи? (другими словами, чтобы удовлетворить свои потребности. Для этого производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.)

Производство товаров, услуг берет свое начало с появлением первобытных людей на земле. Но уровни производства были разные. Долгое время господствовало натуральное хозяйство, начиная с 17 века стало складываться товарное хозяйство. (слайд)

– Используя материал учебника на стр. 132 и рубрики «Путешествие в прошлое» (стр. 132-133 учебника) заполните таблицу. Ваша задача выяснить, в чем преимущество товарного хозяйства перед натуральным.

Беседа по вопросам:

Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования? (Рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствования орудий труда привели к росту производительности труда и потребностей человека. В результате происходит разделение труда, одни люди занимаются сельским хозяйством, другие ремеслами, третьи торговлей. Улучшились условия труда, повысился уровень жизни ).

– Ребята, нам осталось ответить на вопрос: Кто является участниками экономики? (слайд)

– Посмотрите на доску и определите по экономической деятельности ее участников, как можно назвать участников экономических отношений. (слайд)

– С помощью учебника (стр. 134) дайте определения кто такой производитель и потребитель. (запись в тетрадь)

– Каковы цели основных участников экономики? Заполните схему. (слайд)

– В чем взаимосвязь между производителем и потребителем? (Производитель и потребитель связаны, т.к. они обеспечивают удовлетворение потребностей друг друга. Одни получают товары и услуги, другие прибыль от произведенных и реализованных экономических продуктов. Обеспечивая потребителя товарами и услугами, производитель ориентируется на то, в чем тот нуждается. В то же время потребитель своими действиями подсказывает, что, в каком количестве и в каком ценовом пределе ему необходимо).

II. Подведение итогов урока.

– А теперь давайте проверим наши знания.

  1. Что такое экономика.
  2. Какое слово лишнее, почему?
    потребитель, производитель, экономика
  3. Какое из понятий верно:
    • экономика – хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров;
    • экономика – народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности.

Сообщение оценок учащимся.

Чтение стихотворения на стр. 133-134 учебника.

Домашнее задание: § 12.

Конспект урока
Класс: 7
Предмет: обществознание
Тема: "Экономика и ее основные участники"
Учитель: Корелина С.С.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её
необходимости.
Задачи:
- сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных
проявлениях и участниках;
- раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и
жизнедеятельности людей;
- выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера
деятельности ее участников;
- помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования
(натуральное и товарное хозяйство).
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и
экономика». И тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники». (Слайд 1)
Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)
1. Что такое экономика.
2. Зачем нужна экономика.

Сформулируйте цель урока.
Давайте с вами вспомним:
Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль
играет труд в жизни общества? Что создается трудом?
1. Что такое экономика
Вопрос классу: Что такое экономика?
С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о
ценах на товары, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в
ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдельные проявления
можно объединить общим понятием «экономика».
Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально слово «экономика» в переводе с
древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это
понятие получило более широкое толкование. Так, например, английский писатель Джордж Бернард
Шоу (1856- 1950) утверждал: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»,
а современные ученые сделали вывод: «Экономика - это сознательно построенная и используемая
людьми система их жизнеобеспечения».
Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии,
ты можешь убедиться, что это понятие рассматривается в двух значениях:
экономика как хозяйство и как область знаний. Ты можешь сам предложить свои варианты, как
дополнить следующие определения: «Экономика - это знания о...», «Экономика - это умения...».
Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, например, следующие определения
экономики: экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками
между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к
существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и
производства; 4) богатство. (Слайд 4)
Возможно обсуждение следующих вопросов: почему автор предлагает различные определения?
Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из
определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?
Мы начали разговор с частных проявлений экономической жизни человека, но за ними можно
увидеть и наиболее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен,
потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они
могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это
на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - потребности в
употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает,
т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские
сады, школы, а другую часть - в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е.
обменивает на деньги, покупателям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного завтрака свежий
хлеб. (Потребление.)
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Выполним задание (Слайд 5)
Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы:
изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной
столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в
быту, закупка снаряжения для туристического похода.
Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической
жизни. Здесь же попробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.
Физкультминутка.
2. Зачем нужна экономика
Вспомни, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране
здоровья и др. Почему необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно
- для обеспечения его жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удов­
летворении этих потребностей, ее цель - поддержание и продолжение жизни людей. Для этого
производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.
Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения
хозяйства, как натуральное и товарное.
Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором все необходимое
для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. (Слайд 6).
Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий произ­
водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами,
что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.
Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
Главный недостаток этой формы хозяйствования - низкая производительность труда,
позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный
на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской деревни.
Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?
Товарное хозяйство - способ организации экономической жизни общества, при котором люди,
специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для
обмена друг с другом. (Слайд 6).
Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?
Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики - максимально
удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром,
предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и
улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ
такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало
преобладающим в экономической жизни общества.
Натуральное хозяйство - низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в
экономике, как правило, является тормозом социально­экономического развития общества, отдельной
страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более

эффективной и совершенной формы - товарному хозяйству, которое позволяет лучше
удовлетворять потребности людей.
3. Основные участники экономики.
Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.
Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).
1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»).
Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов
экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет
обсуждение следующих вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит
ли уровень потребления от уровня производства?
Домашнее задание: § 8,
на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)
Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались,
При наличии свободного времени:
почему вы совершаете ту или иную покупку?
Читаем вслух рубрику: Знания на каждый день, стр. 94. (Слайд 9).
Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя
материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли
на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли
тебе что­то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?
Название товара
Потребительские мотивы
Выводы
эмоциональные
рациональные
Спасибо за урок! До свидания. (Слайд 10)

Что такое экономика. Впервые слово «экономика» было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем. Оно было образовано путем соединения двух слов: «эйкос» - хозяйство «номос» - закон. В переводе с греческого «экономика» означает «законы хозяйства» , «хозяйствование по законам (правилам)» Современные ученые дают следующее толкование этому понятию: «Экономика – это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения»

Потребности человека по Абрахаму Маслоу l l l 1. физиологические 2. защищенность и безопасность 3. принадлежность к социальной группе 4. уважение и признание 5. самовыражение.

Зачем нужна экономика? Об ра зе ц Необходимость удовлетворения потребностей те для обеспечение жизни и деятельности кст а Потребности Т р е услуг т и й у р Производство разных товаров,

Что нужно для начала экономики? Ресурсы – то, что используется, применяется, подлежит использованию, может быть применено

Задание: сравните способы ведения хозяйства Вопросы для сравнения Натуральное хозяйство Кто производит? члены семьи Кто потребляет? члены семьи или натуральный обмен для продажи, тот, кто покупает Как производит? ручной труд, простые орудия труда стремление к повышению качества и количества продукции Какова производитель ность труда? Низкая, обеспечивает минимальные условия для жизни Товарное хозяйство. с применением наёмной рабочей силы Стремление повышать производительность труда

Я- Иван. Окончил МИСИ. С друзьями создал строительную фирму «Ваш дом» . Мы создаем красивое и удобное жильё. Я – Пётр Петрович. Недавно купил загородный дом, возведённый фирмой «Ваш дом» . используют товары и услуги для удовлетворения своих потребностей участвуют в создании товаров или оказании услуг

Чтобы стать мастером, нужно: Получить профессиональные знания; Овладеть практическими знаниями и умениями; Много самостоятельно трудиться. Знания и навыки работника составляют его квалификацию. В современном мире нужно постоянно повышать свою квалификацию.

Заработная плата – деньги за выполненную работу. Зарплата Повременная Оплачивают отработанное время Сдельная Оплачивают выполненную работу

Что определяет размеры зарплаты? Сложность труда и уровень квалификации; Условия труда; Социальная значимость труда; Ступень риска при занятии данным трудом; Уникальностью труда; Качество и количество труда.

Безработица - ситуация в стране, при которой трудоспособные люди, способные и желающие трудиться, не могут найти себе работу. Типы безработицы Фрикционная Сезонная Добровольная. Структурная Кризис в одной области. Циклическая Кризис во всей экономике. Зависит от времени года.

ПРОИЗВОДСТВО Товары РЕСУРСЫ (ФАКТОРЫ и услуги Ресурсы ПРОИЗВОДСТВА) Земля Труд Капитал + предпринимательские способности Ограниченность ресурсов? Эффективность использования

Типы производства Массовое Серийное Единичное Тип производства - характеристика производственного процесса, основанная на признаках: количество и ассортимент выпускаемой продукции, тип оборудования и характер загрузки рабочих мест.

Генри Форд изобретатель КОНВЙЕРА Американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг - «автомобиль для всех» ; 1906 г-500$, завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Компания «Ford Motor Company» существует по сей день.

Конвейер (от англ. convey - передавать) - машина непрерывного транспорта, предназначенная для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Важной характеристикой работы конвейера является её непрерывность. Эта система превратила процесс сборки сложных изделий, ранее требовавший высокой квалификации от сборщика, в рутинный, монотонный, низкоквалифицированный труд, значительно повысив его производительность. (эффективное разделения труда.)

Затраты производства l постоянные Не зависят от объема продукции l переменные Зависят от объема продукции

Затраты производства – сумма всех расходов на организацию производства, расходы на приобретение всех ресурсов, необходимых для производства определенного количества продукции.

Постоянные затраты Постоянными называются затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения объема производства. Например: плата за аренду помещения, оплата труда управляющего персоналом.

Переменные затраты Переменными называются затраты, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска продукции. Например: расходы на сырье, электроэнергию, транспорт, сдельную оплату труда работников.

ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА – ЗАТРАТЫ(ИЗДЕРЖКИ) Прибыль - превышение выручки от продажи товаров над их затратами ВЫРУЧКА – доход от продажи произведенных товаров ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - отношение результата к затратам =

Урок обществознания в 7 классе: Виды и формы бизнеса Четыров Улюмджи Бадмаевич, МКОУ «Хартолгинская СОШ»

Что такое бизнес? Бизнес (предпринимательство) – это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. Формула бизнеса Вложение денег в дело + успешная реализация проекта = возврат вложенных денег + прибыль.

Бизнесмен С какой целью человек занимается бизнесом? Стремление получить прибыль Стремление проявить свои способности, характер

Немного истории… История знает различные способы начать свое дело Купцы из разных стран покупали дешевый товар в одном месте, а продавали его там, где он стоил дороже. Позже, инициатива перешла к тем, кто владел мастерскими или фабриками. Типичной фигурой капиталистической эпохи стал человек, у которого есть свое дело.

Виды бизнеса Производственный Экономические продукты Торговый Бизнес Финансовый Страховой Посреднический Купля-продажа товаров «Пустить деньги в рост»

Формы бизнеса Формы организации бизнеса Единоличное предприятие Владеет и управляет один человек Товарищество Объединение 2 -х и более людей Акционерное общество Владеют и управляют держатели акций

Формы бизнеса Индивидуальное предприятие Плюсы Простота создания и управления. Предприниматель сам отвечает за успех или неудачу своего предприятия Товарище- Объединение участниками ство товарищества своих денег, способностей. Коллективная ответственность за результат деятельности Минусы Ограниченность в возможностях увеличения денежных средств. Многие организационные вопросы трудно решить в одиночку Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. В рискованных экономических предприятиях возможны разногласия между партнерами Акционер- Имеет большие возможности Самое дорогое и сложное по ное для увеличения денежных организации предприятие бизнеса общество средств и расширения сферы деятельности

Зачем люди обмениваются 1. В чём преимущества обмена? 2. Что необходимо для обмена: 1). Производство экономического продукта 2). Доставка экономического продукта на рынок, продукт становится товаром. 3). Полезность произведённого экономического продукта для людей 4). Способность обмениваться на другие товары

Полезность произведённого экономического продукта для людей– потребительная стоимость товара. Способность обмениваться на другие товары – меновая стоимость товара.

Стоимость - мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность Может ли быть у двух видов товара: 1). Одинаковая потребительная стоимость и разная меновая? У товаров, одинаковых по целям назначения, одинаковая потребительная стоимость, но разница в качестве, в материалах, из которых изготовлен товар, разница в затраченных ресурсах приводят к разной меновой стоимости.

Может ли быть у двух видов товара: 2). Разная потребительная стоимость и одинаковая меновая? Стоимость затрат на разные виды товаров может оказаться одинаковой, что может привести к одинаковой меновой стоимости, но потребность в этих товарах может оказаться совершенно разной.

Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме. Обмен должен быть равноценным и взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах. - Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без денег. Он возникает вместе с появлением обмена. Сейчас бартер используется там, где денег мало или они отсутствуют совсем.

Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме. Обмен должен быть равноценным и взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без денег. Он возникает вместе с появлением обмена. Сейчас бартер используется там, где денег мало или они отсутствуют совсем.

1. Зачем люди обмениваются Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме.

За разработку каких идей Адама Смита называют отцом экономической науки? 1. Источник богатства народов – труд. 2. Государство должно минимально вмешиваться в экономику и минимально ограничивать свободу экономической деятельности граждан. 3. А. Смит выделил идею выгоды для всех участников обмена – экономию труда.

2. Торговля и ее формы l Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли – продажи. Оптовая и розничная Внутренняя и внешняя

1. Оптовая – продажа товара большими партиями. 2. Розничная – продажа единичных товаров или мелкими партиями. 3. Внутренняя – торговля в пределах одной страны. 4. Внешняя – торговля с зарубежными странами по особым правилам

Деньги Деньги – покупательное и платежное средство, средство измерения, сохранения, накопления стоимости. Основное свойство денег – воплощение стоимости товаров.

Первые монеты Лидийская монета VI века до н. э. (трите, одна треть статера) Первые китайские монеты (около 500 г. до н. э.) делали из бронзы в форме орудий труда и раковин каури, служивших ранее деньгами.

Бумажные деньги появились в Китае в 8 в. н. э. Вначале это были расписки, которые выдавались под ценности, сдаваемые на хранение, либо свидетельства об уплаченных налогах.

1993 год. Изобретены "цифровые деньги" Digi. Cash. На основе этой технологии чуть позже были созданы смарт-карты карточки с компьютерным чипом, на который записывается информация о количестве денег на счете.

Функции денег мера стоимости ценник в магазине прокомментируйте рис. на с. 139 средство накопления вклад в сбербанке средство обращение приведите собственные примеры покупка батона какая функция денег на рис. слайда средство платежа мировые деньги плата за проезд в транспорте возвращение долга мировому валютному фонду www. sliderpoint. org Конвертируемость валют – возможность обмена валюты данной страны на иностранную

Запишем… Нумизматика (от лат. «nomisma» - монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Самой дорогой и редкой российской монетой большинство исследователей считают так называемый "константиновский рубль" Номинал – нарицательная стоимость монеты Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства. Легенда – надписи на монете Гурт – боковая поверхность монеты

Разновидности денег Электронные деньги Наличные деньги Безналичные деньги чеки банкноты купюры ассигнации банковские билеты металлические деньги кредитные карточки

Бюджет моей семьи Урок обществознания 7 класс Березкина Е. Е. учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 56 г. Калининград

1. Ресурсы семьи l l Семья располагает рядом ресурсов: материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми. Они и составляют основные источники доходов семьи. Доходы бывают фиксированные и переменные.

1. Ресурсы семьи Экономика семьи складывается из: 1. Материальные ресурсы (дом, дача, автомобиль, бытовая техника и другое имущество семьи) 2. Трудовые ресурсы (умения, время и силы для обеспечения семьи средствами к существованию и выполнения домашней работы)

1. Ресурсы семьи 3. Энергетические ресурсы – средства освещения и обогрева (электричество, газ, дрова и т. п.) 4. Информационные ресурсы – знания членов семьи о технологии выполнения домашних работ и возможности пополнения этих знаний.

1. Ресурсы семьи 5. Финансовые ресурсы – доходы и сбережения семьи (заработная плата, социальные выплаты: стипендии, пенсии.) 6. Личное подсобное хозяйство (сокращает расходы на питание, может принести дополнительный доход)

1. Ресурсы семьи Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации подросток с 14 лет имеет право работать с согласия одного из родителей (легкая работа). Рабочий день 14 -16 -летнего подростка не более 2, 5 часа, 16 -18 -летнего 3, 5 часа в день. Работа ранее 14 лет допускается с согласия одного из родителей только в сфере искусства (кино, цирк, театр и т. д.) Работа не должна мешать учебе!

2. Что такое семейный бюджет Бюджет (англ. «денежная сумка» , «кошелёк») – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов.

2. Семейный бюджет– предварительная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи на определенный период времени (месяц, квартал, год).

3. Расходы семьи ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ Питание, одежда, оплата жилья и коммунальных услуг, транспорт, лекарства. ПРОИЗВОЛЬНЫЕ Улучшение качества необходимых покупок, отдых, предметы роскоши, коллекции.

2. Что такое семейный бюджет Расходы семьи: Обязательные расходы: Произвольные расходы: 1. расходы на питание 2. расходы на одежду 3. оплата жилья и коммунальных услуг 4. расходы на транспорт 5. расходы на лекарства 6. (если есть) оплата кредитов. 1. приобретение товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства 2. затраты на уход за собой и своими домашними животными 3. затраты на досуг и отдых 4. затраты на коллекционирование 5. покупка предметов роскоши 6. затраты, связанные с повышением количества и качества расходов, перечисленных в обязательном списке

Экономика с древнегреческого означает «ведение хозяйства по правилам». Экономика – это те процессы, с которыми люди сталкиваются каждый день.

Человек что-то покупает в столовой, одевается в одежду, покупает билеты в общественном транспорте, дети слушают разговоры взрослых о ценах, заработной плате и т. д. – это все процессы экономические, и они непосредственно влияют на людей.

Экономика – сознательно выстроенная людьми система их жизнеобеспечения, это система использования тех ресурсов, данных человеку природой или физическими возможностями. Выстроена она так, чтобы максимальные человеческие потребности были удовлетворены. Человеческая жизнь состоит из тех потребностей, которые обеспечиваются его повседневной жизнью.

Структура экономики

Ученые выделяют два направления экономической деятельности: хозяйство (ведение каждодневного быта, его организация) и наука (специфическая область знаний человека, изучающая ведение этого хозяйства). Наука подразделяется на отдельные элементы: макроэкономика (изучает глобальные процессы), микроэкономика и т. д.

Экономика как способ ведения хозяйства

Экономика как ведение хозяйства – это частный тип экономики. Главная ее задача состоит в ответе на вопрос: «Как количество средств, которое есть у человека или ресурсы его семьи, использовать самым рациональным способом, чтобы получить максимальное количество благ?» Общие характеристики экономики с точки зрения научного знания, состоит из основных элементов изучения экономики, которые были определены задолго до нашего времени. Они будут изучаться в старших классах.

Экономика как наука: ее элементы

Экономическая деятельность имеет 4 основных составляющих: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, производимых человеком.

Все эти элементы тесно связаны между собой. Например, производитель телефонов перевозит продукцию в магазины (распределение), которые за деньги продают этот товар (обмен), его используют те, кто его купил (потребление). Так все эти элементы взаимодействуют между собой.

Взаимосвязь потребностей человека и экономического благополучия

Человеческая жизнь состоит из множества желаний, которые человек пытается удовлетворить. В разные экономические эпохи потребности эти менялись: в период войны человеку нужен лишь кров над головой, который защищает его от холода, но в период благоприятной политической ситуации человек не довольствуется элементарными нуждами, ему хочется изысков.

Способы удовлетворения потребностей человека

Ученые выделяют два типа удовлетворения потребностей человека: натуральное производство и товарное производство.

Натуральное хозяйство

Натуральное хозяйство как тип экономического производства был характерен для стран Западной и Восточной Европы в период средних веков (период медиевистики). Это период истории, когда большинство крестьянских хозяйств пыталось обходиться собственными силами. Они не только производили все, что им было нужно, сами, люди даже считали, что пользоваться продуктами, произведенными другими людьми, неправильно – это противоречило божественной картине мира. В средние века люди изготовляли своими руками все, что могло пригодиться в обыденной жизни: клей, бытовые приборы, посуду и т. д. Разнообразие таких вещей огромно, потому что каждый хозяин мастерил и изобретал такие вещи практически с нуля.

Натуральное хозяйство считается примитивным (начальным) этапом развития экономических отношений, но нужно отметить то, что в то время творческий потенциал человека, был очень высок.

Натуральное производство

Натуральное производство – тип производства, при котором все необходимое для жизнедеятельности человек создает сам. Все ученики знакомы с романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» (рис. 2). В этом произведении представлен тип натурального хозяйства. Герой романа создает вокруг себя цивилизацию из вещей, которые выбросило на остров после крушения его корабля.

В реальности так организовать свою жизнь было бы трудно, хотя в человеческой истории натуральное хозяйство существовало достаточно долгое время. В натуральном хозяйстве есть один большой минус – очень низкие темпы производства продукции и ограниченные возможности. Отдельный человек может хорошо делать только конкретное дело или несколько, но охватить весь спектр необходимых ему благ он не в состоянии.

Товарное производство: его участники

Товарное производство – тип производства, в котором принимает участие большое количество людей, и это производство имеет четкое распределение обязанностей. Участниками товарного производства являются производитель и потребитель товара. Хотя потребитель не производит товар, он полностью вовлечен в экономический процесс и является его частью. Производитель товара не будет изготовлять то, что не нужно потребителю. Если бы кто-то из производителей стал делать платья, которые были модными в XVIII в, их бы никто не покупал. Это значит, что производитель всегда должен отвечать интересам потребителя

Потребитель пытается рационально использовать свои ресурсы, а значит, он будет пытаться купить товар наилучшего качества и за меньшую цену. Производитель должен заботиться о том, чтобы его товар был дешевле и качественнее. Так в борьбе между различными производителями рождается конкуренция. Экономика – жесткая гонка, кто не выдерживает этой конкуренции, тот проигрывает.

Задача экономики

Экономика – сложная наука, но изучает она процессы, которые происходят с людьми каждый день. Ресурсов на земле ограниченное количество: материальных ресурсов, полезных ископаемых, трудовых возможностей. Главная задача экономики – понять, как сделать так, чтобы ограниченное количество ресурсов служило людям наилучшим образом.

Литература

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 224 с.: ил.

Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. – М.: Дрофа.

Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7. – М.: Мнемозина.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...