Основные направления государственного регулирования экономики. Стабилизационная политика


ПЛАН:

1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)

2. Сущность и цели ГРЭ

3. Методы и инструменты ГРЭ

1. Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.

В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

Однако существует много других причин , которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику , среди этих причин можно выделить:

· существующие монополии;

· наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве;

· наличие внешних эффектов;

· излишне коммерческое распределение доходов.

Представление о роли государства , степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества.

Исторически первой концепцией о роли государства в рыночной экономике была концепция классической политической экономики . В соответствии с представлениями классиков, государство призвано обеспечить безопасность человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство.

В настоящее время существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики.

Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста.

Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация.

В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.

2. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.


Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей :

Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

Обеспечение устойчивых темпов роста;

Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

Решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства.

Экономические функции государства :

  • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
  • зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
  • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
  • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
  • финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации , которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

§ через государственный сектор;

§ посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

3. Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики. К методам прямого государственного воздействия относятся: · определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; · государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; · государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции; · правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; · лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: · налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот; · регулирование цен, их уровня и соотношений; · платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; · таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Общепринято деление методов государственного регулирования на:

· правовые,

· административные,

· экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитнаяполитика , программирование , прогнозирование , планирование .

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги . Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ играют две роли :

· это главный источник финансирования государственных расходов

· это инструмент регулирования, т. к. в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики . Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите факторы, обуславливающие необходимость государственного влияния на экономику.

2. Чем обусловлена необходимость производства общественных благ?

3. Раскройте содержание, преимущества и недостатки прямых и косвенных методов воздействия на экономику. В каких условиях лучше срабатывают прямые, а в каких - косвенные методы?

4. Назовите основные инструменты монетарной, фискальной, внешнеэкономической и социальной политики.

5. Тестовые задания:

1. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана:

а) необходимостью поддержания эффективного функционирования рынка;
б) необходимостью создания и использования эффектов общественных благ;
в) необходимости перераспределения доходов, рост доступа к некоторым товаров и услуг;
г) все ответы верны.

2. К основным функциям государства в современных условиях относятся:

а) формирование правовой основы деятельности;
б) защита и развитие конкуренции;
в) организация производства товаров и услуг общественного пользования;
г) перераспределение доходов;
д) осуществление макроэкономической стабильности;
е) все ответы верны.

3. Что представляют собой трансферты:

а) неравное распределение произведенного в стране совокупного дохода между отдельными лицами или семьями;
б) некоторые выгоды или ущерб, связанные с производством или потреблением продуктов, которые перемещаются к лицам, которые не являются непосредственно продавцами или покупателями данных товаров;
в) безвозмездные выплаты населению, не связанные с трудовым вкладом;
г) товары или услуги, к которым не применим принцип исключения, и производство которых обеспечивается государством.

4. Что из перечисленного ниже не является общественным благом (общественным товаром):

а) электроэнергия;
б) маяки;
в) милиция;
г) оборона страны;
д) защита от наводнений.

Государственное регулирование осуществляется через:

· правовые регуляторы;

· административные:

· экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве. Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников. Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы. К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др. Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

· меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;

· косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

· достижение необходимого уровня занятости;

· стабильность экономического роста;

· сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема. Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности их действия.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.

С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Ответ:

1) в ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т.е. государство, решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения;

2) в Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, т.е. государство, защищая интересу потребителей, принимает антимонопольное законодательство;

3) отдельной статей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т.е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

С 6. Раскройте на трех примерах различные проявления государственного регулирования рыночной экономики

Ответ:

Ø Снижение Центробанком размера ставки процента за кредит (регулирование денежных отношений)

Ø Повышение косвенных налогов на ряд товаров (регулирование налогообложения)

Ø Принятие закона о повышении минимального размера оплаты труда (правовое регулирование трудовых отношений)

С 7. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Ответ:

Ø появление товарного дефицита;

Ø рост теневой экономики;

Ø оживление спекуляции.

С 7. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

Ответ:

1) формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности);

2) правовое регулирование отношений между работодателем и наемным рабочим (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда);

3) создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу);

4) формирование рыночной инфраструктуры (например, определение условий и правил деятельности коммерческих банков, фондовых бирж).

С 7. В стра­не Z для под­держ­ки оте­че­ствен­ных ав­то­про­из­во­ди­те­лей были по­вы­ше­ны по­шли­ны на ввоз ав­то­мо­би­лей ино­стран­но­го про­из­вод­ства и по­дер­жан­ные ино­мар­ки стар­ше пяти лет. Сфор­му­ли­руй­те три по­след­ствия по­доб­но­го ре­ше­ния для ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли стра­ны Z.

Ответ:

1. По­вы­ше­ния спро­са на оте­че­ствен­ные ав­то­мо­би­ли.

2. Уве­ли­че­ние про­из­вод­ства оте­че­ствен­ных авто

3. Рост про­даж оте­че­ствен­ных авто

4.По­вы­ше­ние цен на оте­че­ствен­ное авто

5. Про­дви­же­ние оте­че­ствен­но­го рынка.

Ответ:

1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения;

2) прогрессивное налогообложение личных доходов;

3)меры по обеспечению занятости населения;

4) законодательное установление минимальной оплаты труда;

5) гарантии бесплатного общего среднего образования.

С 6. Перечислите три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны.

Ответ:

1)законодательное установление минимального размера оплаты труда;

2) меры по обеспечению занятости населения;

3)меры по социальной поддержке малоимущих слоев населения;

4)гарантии расширения доступности образования и медицинских услуг.

С 6. Одним из на­прав­ле­ний эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки го­су­дар­ства вы­сту­па­ет про­тек­ци­о­низм. При­ве­ди­те три кон­крет­ных при­ме­ра про­яв­ле­ния про­тек­ци­о­низ­ма в эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке.

Ответ:

1) для того чтобы под­дер­жи­вать оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля ав­то­мо­би­лей, го­су­дар­ство вво­дит по­вы­шен­ные ввоз­ные та­ри­фы на ввоз ав­то­мо­би­лей ино­стран­ных марок, как по­дер­жан­ных, так и новых, чтобы их цена на внут­рен­нем рынке была выше цен на оте­че­ствен­ные ав­то­мо­би­ли;

2) го­су­дар­ство предо­став­ля­ет го­су­дар­ствен­ные суб­си­дии оте­че­ствен­ным про­из­во­ди­те­лям, для того чтобы под­дер­жать их кон­ку­рен­то­спо­соб­ность;

3) го­су­дар­ство предо­став­ля­ет льго­ты по на­ло­го­об­ло­же­нию для оте­че­ствен­ных пред­при­я­тий, сти­му­ли­руя их раз­ви­тие.

С 6. Назовите основные методы государственного регулирования внешней торговли и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Ответ:

Методы государственного регулирования внешней торговли:

Ø Тарифные (введение таможенных тарифов на импортные товары, экспортных тарифов, создание таможенных союзов)

Ø Нетарифные (установление квот на импортируемые товары, стандартов на ту или иную продукцию, введении эмбарго)

С 6. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Ответ:

1. Дефицит государственного бюджета.

2.: внутренний заем; эмиссия денег; займы у правительств других стран; займы у международных финансовых организация.

С 6. Назовите три любые направления расходов государственного бюджета России, направленные на развитие человеческого и интеллектуального потенциала нации.

Ответ:

1)образование; 2)здравоохранение и физическая культура; 3)социальная политика; 4)фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 5)предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.

Ответ:

1) государство создаёт свободные экономические зоны для привлечения отечественного и иностранного капитала;

2) правительство посредством государственных заказов обеспечивает развитие производства в отдельных отраслях;

3) государство осуществляет политику протекционизма, защищая отечественных производителей от конкуренции с иностранными товарами и тем самым поощряя развитие отечественного производства.

Налоги

В стра­не Н. дли­тель­ное время су­ще­ство­ва­ла про­грес­сив­ная шкала ис­чис­ле­ния на­ло­га с до­хо­дов фи­зи­че­ских лиц, вы­зы­ва­ю­щая серьёзные на­ре­ка­ния со­сто­я­тель­ных людей. Ряд граж­дан, не же­ла­ю­щих упла­чи­вать налог на сверх­до­хо­ды, уеха­ли из стра­ны и при­ня­ли граж­дан­ство со­сед­них стран. При­шед­шее к вла­сти новое пра­ви­тель­ство про­ве­ло на­ло­го­вую ре­фор­му, уста­но­вив про­пор­ци­о­наль­ную шкалу на­ло­го­об­ло­же­ния.

В чём за­клю­ча­ет­ся сущ­ность дан­ной шкалы ис­чис­ле­ния на­ло­га? При­ве­ди­те три пред­по­ло­же­ния о её пре­иму­ще­ствах.

Ответ:

1. сущ­ность про­пор­ци­о­наль­ной шкалы ис­чис­ле­ния на­ло­га:

Сущ­ность про­пор­ци­о­наль­ной шкалы за­клю­ча­ет­ся в уста­нов­ле­нии еди­ной став­ки на­ло­га вне за­ви­си­мо­сти от уров­ня до­хо­да.

2. пре­иму­щества по­зи­ции:

Про­сто­та расчёта и сбора на­ло­га;

Выход мно­гих до­хо­дов из «тени», ле­га­ли­за­ция до­хо­дов;

По­вы­ше­ние ак­тив­но­сти ра­бот­ни­ков в по­ис­ке до­пол­ни­тель­ных за­ра­бот­ков, до­пол­ни­тель­ных до­хо­дов:

Урав­не­ние всех ка­те­го­рий на­ло­го­пла­тель­щи­ков в пра­вах.

С 7. Правительство страны А. ввело пропорциональную шкалу индивидуального подоходного налога. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента (обоснования) в пользу подобного выбора.

Ответ.

1)несправедливо налогами наказывать граждан, которые в большей степени, чем другие, используют свои способности для получения дохода;

2) каждый гражданин, независимо от достатка, как налогоплательщик пользуется одинаковым набором общественных благ (охрана правопорядка, бесплатное образование, медицинское обеспечение и т. п.)

3) все граждане согласно Конституции РФ, равноправны; это должно появляться в отношении налогов.

С 6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Ответ:

1) накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию);

2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т.е. за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;

3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т.е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.

С 6. Приведите три функции налогов в жизни общества и государства, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

Ответ:

Приведены функции налогов и иллюстрирующие их примеры:

1) фискальная (например, государство вводит транспортный налог, чтобы пополнить бюджетные средства, выделяемые на ремонт и строительство дорог);

2) социальная (например, государство вводит налог на прибыль, чтобы выплачивать пособия, пенсии социально незащищенным категориям населения);

3) стимулирующая (например, государство предоставляет льготы предприятиям, активно внедряющим энергосберегающие технологии, чтобы стимулировать технологическое обновление производства).

Сб. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности налогоплательщика, закрепленные законодательством РФ.

ОТВЕТ:

Три обязанности налогоплательщика:

1) платить законно установленные налоги и сборы. Пример: гражданин Н. заплатил налог на имущество за свою трехкомнатную квартиру.

2) встать на учет в органах Федеральной налоговой службы. Пример: гражданин Н. получил ИНН, гражданин Н зарегистрировал свою фирму и получил для нее ИНН.

3) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Пример: гражданин Н. предоставил налоговым органам свои ФИО, дату рождения, место регистрации, справку о доходах.

Собственность

С 7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

Внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акции.

Внешние акционеры -21% акций,

Государство – 17% акций

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратились ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

Дан утвердительный ответ на первый вопрос.

В качестве аргумента приведены данные, свидетельствующие о том, что более половины предприятий были приватизированы.

Дан отрицательный ответ на второй вопрос.

В качестве главного аргумента использован показатель, свидетельствующих о том, что на долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

Мировая экономика

С 7. Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провел сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик. Результаты проведенного исследования были обобщены и

представлены на диаграмме:

Сравните структуру мировой экономики со структурой экономики страны Н. Сделайте три вывода на основании проведенного сравнения. Какая основная тенденция выявилась в результате сравнения? Укажите ее. Определите, чем она опасна для страны Н. Сформулируйте одно суждение. (Ответ должен включать в себя не менее пяти элементов).

Ответ:

1. Выводы :

В мировой экономике ведущее место занимают отрасли высоких технологий, наукоемкие производства (хайтек), а в экономике страны Н. ведущая роль сохраняется за энергетическим сектором;

На втором месте и в структуре мировой экономики, и в структуре страны Н. занимают финансы, но финансы обслуживают разные приоритеты в экономике;

В отличие от мировой экономики, в экономике страны Н. аутсайдерами являются отрасли высоких технологий и прочие отрасли, в мировой экономике аутсайдер - энергетика.

2) тенденция :

Отставание страны Н. от мировой экономики в области новейших наукоемких технологий, в ней, главным образом, превалирует энергетическая отрасль.

3) опасность тенденции:

Страна Н. рискует остаться в стороне от модернизации мировой экономики, от развития наукоемких интеллектуальных отраслей, она может остаться энергетическим сырьевым придатком мировой экономики.

Деятельность государства направлена на достижение главной цели – блага человека, его благополучие и максимальной защищенности.

Государство выполняет определенные функции, каждая из которых имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:

    Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

Государственное регулирование рыночной экономики представ­ляет собой процесс воздействия на социально-экономическую сис­тему данного общества правомочными государственными органами при помощи системы законодательных, административных и кон­трольных мер с целью повышения эффективности действенности рыночного механизма и обеспечения экономической стабильности.

Достижение основной цели регулирования находится в пря­мой связи с реализацией конкретных целей, среди которых важ­нейшими являются следующие.

1. Противодействие (или нейтрализация) циклическим коле­баниям и их последствиям в экономике.

2. Ограничение (или поощрение) последствий внешних эф­фектов.

3. Целенаправленное дорегулирование тех социально-эко­номических сфер, в которых действие рыночных регуляторов ли­бо ограничено, либо вовсе отсутствует.

Решение задач, связанных с достижением каждой из постав­ленных целей, имеет свою специфику и может осуществляться по различным направлениям.

Противодействие колебаниям в экономике государство может осуществлять по нескольким направлениям. Одним из них может быть расширение совокупного спроса. Регулирование спроса госу­дарство реализует с помощью снижения налогового бремени, при­нятия мер для роста доходов или снижения процента. Другими на­правлениями борьбы за экономическую стабильность могут быть борьба с безработицей и инфляцией. Действуя в этом направле­нии, государство регулирует инвестиционный климат и массу де­нег, находящуюся в обращении.

Свою специфику и направления имеет регулирование послед­ствий внешних эффектов. Внешние, или побочные, эффекты пред­ставляют собой явление, способное оказывать на потребителей косвенное воздействие. Оно не может иметь конкретной денеж­ной оценки, следовательно, и не может быть представлено для продажи на рынке.

Внешние эффекты могут быть отрицательными и положитель­ными. Примером негативного внешнего эффекта может служить загрязнение окружающей среды, обусловленное использованием несовершенной технологии или применением вредного для здо­ровья людей и природы сырья (химическое производство, ме­таллургия и др.). Последствия побочного эффекта не могут быть полностью учтены и, следовательно, автоматически компенсиро­ваны (через механизм спроса и предложения). Поэтому, для то­го чтобы соблюсти интересы производителя и общества в целом, при этом в качестве приоритета поставив общественные интере­сы, необходимо регулирование рамок деятельности производи­теля.

Необходимость целенаправленного дерегулирования отдельных социально-экономических сфер обусловлена тем, что рынок не мо­жет гарантировать право на доход и труд, не способствует со­хранению невоспроизводимых ресурсов и среды обитания. В то же время рынок создает условия для дифференциации среди производителей и членов общества в целом, а также служит бла­готворной средой для монополизации экономики - антипода добросовестной конкуренции и тормоза прогресса.

Свои регулирующие функции и конкретные цели государство осуществляет на основе определенных методов.

Методы государственного регулирования экономики представ­ляют свод способов и форм, с помощью которых органы госу­дарственной власти реализуют возложенные на них функции по регулированию экономических процессов.

Государственное регулирование осуществляется администра­тивными и экономическими методами.

К административным методам государственного регулиро­вания относятся методы разрешения, запрета и принуждения.

С помощью разрешительных административных методов го­сударство осуществляет регулирование развития определенных сфер деятельности, степень открытости внешнеэкономических отношений и др.

Запретительные способы наиболее распространены в деле охраны окружающей среды и в использовании невоспроизводи­мых ресурсов. Например, государство вправе запретить производство тех продуктов, которые либо сами, либо их изготовление и продажа наносят вред обществу. Вправе оно запретить и те виды деятельности, которые нецелесообразны для общества. Это может быть, например, запрет на ввоз и продажу оружия и наркотиков, запрет на предоставление услуг игорного бизнеса и др.

Административные методы принуждения особенно эффективны для регулирования деятельности монополий. Так, государство заставляет монополии ограничивать масштабы своего развития лишь до определенных пределов, принуждает всех предприни­мателей исполнять нормы государственных правовых актов - трудовой и административный кодексы, законы о минимальной оплате труда, о продолжительности рабочей недели и т.д.

Инструментами административных методов регулирования яв­ляются правовые и нормативные акты и правила. К ним относятся конституция страны, законы центральных органов власти, зафик­сированные в различных кодексах, указы президента страны, по­становления правительства и распоряжения его отдельных структур (министерств), федеральные правила, стандарты и уставы, а также законы и нормативы, принятые местными органами государствен­ной власти (в Российской Федерации это субъекты Федерации).

К экономическим методам государственного регулирования относятся те, с помощью которых государство оказывает воздей­ствие на факторы непосредственно рыночных отношений, таких как совокупный спрос и совокупное предложение, денежное об­ращение и налоги.

Основным экономическим методом государственного регу­лирования экономических процессов является использование инструментов финансовой и денежно-кредитной систем. .

Использование финансовой системы для регулирования эко­номики предполагает осуществление государством сбора налогов с экономических субъектов и перераспределение имеющихся в распоряжении государства денежных ресурсов через бюджетную систему. Таким способом государство получает возможность, с одной стороны, содержать себя и социальную сферу, перераспре­делять доходы, а с другой - способствовать развитию опреде­ленных сфер и отраслей экономики.

Прогнозирование и разработка планов социально-экономи­ческого развития в условиях рыночной экономики служат, во-пер­вых, важными средствами (индикаторами) получения информа­ции о направлениях развития экономики страны как для отечест­венного, так и для международного делового мира, а во-вторых, определяют материальные возможности и объем необходимых средств для реализации национальных программ и дальнейшего развития экономики.

Таким образом, для осуществления регулирования экономи­ческих процессов государству требуется комплексная система методов и инструментов.

В странах с централизовано управляемой экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется в виде директивных планов, распорядительства материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.

Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства – частной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования .

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория . Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Высшая цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.

Отсюда и основные цели макроэкономического регулирования 2 :

1. Устойчивый экономический рост.

2. Оптимальная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильный уровень цен.

5. Экономическая свобода.

6. Справедливое распределение доходов.

7. Экономическая обеспеченность граждан.

8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.

Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.

Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.

Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.

Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.

Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.

Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.

Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.

Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические .

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения.

К административному регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы , которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования

Административные

Экономические

Косвенные

Государственное законодательство

Целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий

Государственное предпринимательство

Социально-экономическая политика

Внешне-экономическая политика

Денежно-кредитная политика

Налогово-бюджетная политика

Инструменты

лицензирование

субвенции, прямые субсидии,

минимальная заработная плата

таможенные пошлины

учетная ставка

регистрация

пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных

комплексные программы

размер пенсий, пособий по безработице

нетарифные методы регулирования

обязательные резервы банков

гос. расходы

регламентация

льготные кредиты

государственные инвестиции

курс нац. валюты

операции открытого рынка

гос. заказы

антимонопольные запреты

субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам

валютные интервенции

займы, субсидии, субвенции. дотации

квотирование

кредитные льготы

компенсации

запреты. разрешения

золотовалютные резервы

налоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор .

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки .

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства .

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...