Основные черты развития сельского хозяйства сингапура. Внешняя торговля сингапура


За период 1970-2016 гг. сельское хозяйство Сингапура в текущих ценах увеличилось на 0.053 млрд. долл. (в 2.1 раз) до 0.10 млрд. долл.; изменение произошло на 0.084 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 3.5 млн., а также на -0.032 млрд. долл. из-за падения сельского хозяйства на душу населения на 5.7 долларов. Среднегодовой прирост сельского хозяйства Сингапура равен 0.0011 млрд. долл. или 1.6%. Среднегодовой прирост сельского хозяйства Сингапура в постоянных ценах был на уровне -1.6%. Доля в мире уменьшилась на 0.013%. Доля в Азии сократилась на 0.042%. Минимум сельского хозяйства был в 1970 году (0.049 млрд. долл.). Максимум сельского хозяйства был в 1982 году (0.21 млрд. долл.).

В течение 1970-2016 гг. сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре выросло на 5.7 долларов (на 23.8%) до 18.1 долларов. Среднегодовой прирост сельского хозяйства на душу населения в текущих ценах был на уровне -0.12 долларов или -0.59%.

Сельское хозяйство Сингапура, 1970-1982 (рост)

За 1970-1982 гг. сельское хозяйство Сингапура в текущих ценах выросло на 0.16 млрд. долл. (в 4.3 раз) до 0.21 млрд. долл.; изменение произошло на 0.011 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 0.44 млн., а также на 0.15 млрд. долл. благодаря росту сельского хозяйства на душу населения на 61.0 долларов. Среднегодовой прирост сельского хозяйства Сингапура составил 0.014 млрд. долл. или 13.0%. Среднегодовой прирост сельского хозяйства Сингапура в постоянных ценах составил 2.6%. Доля в мире выросла на 0.0098%. Доля в Азии увеличилась на 0.020%.

В течение 1970-1982 гг. сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре увеличилось на 61.0 долларов (в 3.6 раз) до 84.7 долларов. Среднегодовой прирост сельского хозяйства на душу населения в текущих ценах равен 5.1 долларов или 11.2%.

Сельское хозяйство Сингапура, 1982-2016 (падение)

В течение 1982-2016 гг. сельское хозяйство Сингапура в текущих ценах снизилось на 0.11 млрд. долл. (на 52.3%) до 0.10 млрд. долл.; изменение произошло на 0.26 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 3.1 млн., а также на -0.37 млрд. долл. из-за падения сельского хозяйства на душу населения на 66.6 долларов. Среднегодовой прирост сельского хозяйства Сингапура был на уровне -0.0033 млрд. долл. или -2.2%. Среднегодовой прирост сельского хозяйства Сингапура в постоянных ценах был на уровне -3.0%. Доля в мире сократилась на 0.022%. Доля в Азии сократилась на 0.062%.

На протяжении 1982-2016 гг. сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре увеличилось на 66.6 долларов (на 78.6%) до 18.1 долларов. Среднегодовой прирост сельского хозяйства на душу населения в текущих ценах составил -2.0 долларов или -4.4%.

Сельское хозяйство Сингапура, 1970

Сельское хозяйство Сингапура в 1970 году было равно 0.049 млрд. долл., занимало 122е место в мире и было на уровне сельского хозяйства Габона (0.053 млрд. долл.), сельского хозяйства Намибии (0.050 млрд. долл.), сельского хозяйства Лаоса (0.049 млрд. долл.). Доля сельского хозяйства Сингапура в мире составляла 0.016%.

В 1970 году составляло 23.8 долларов, занимало 165е место в мире и было на уровне сельского хозяйства на душу населения на Теркс и Кайкос (23.8 долларов). Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре было меньше, чем сельское хозяйство на душу населения в мире (83.8 долларов) на 60.0 долларов.

Сравнение сельского хозяйства Сингапура и соседей в 1970 году. Сельское хозяйство Сингапура было меньше, чем сельское хозяйство Индонезии (4.2 млрд. долл.) на 98.8%, сельское хозяйство Малайзии (1.1 млрд. долл.) на 95.6%. Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре было меньше, чем сельское хозяйство на душу населения в Малайзии (103.2 долларов) на 77%, сельское хозяйство на душу населения в Индонезии (36.1 долларов) на 34.2%.

Сравнение сельского хозяйства Сингапура и лидеров в 1970 году. Сельское хозяйство Сингапура было меньше, чем сельское хозяйство СССР (70.8 млрд. долл.) на 99.9%, сельское хозяйство Китая (32.5 млрд. долл.) на 99.8%, сельское хозяйство США сельское хозяйство Индии (25.1 млрд. долл.) на 99.8%, сельское хозяйство Японии (11.8 млрд. долл.) на 99.6%. Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре было меньше, чем сельское хозяйство на душу населения в СССР (292.0 долларов) на 91.9%, сельское хозяйство на душу населения в США (119.9 долларов) на 80.2%, сельское хозяйство на душу населения в Японии (112.2 долларов) на 78.8%, сельское хозяйство на душу населения в Индии (45.5 долларов) на 47.8%, сельское хозяйство на душу населения в Китае (39.5 долларов) на 39.9%.

Потенциал сельского хозяйства Сингапура в 1970 году. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в СССР (292.0 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 0.61 млрд. долл., что в 12.3 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Малайзии (103.2 долларов), лучшего соседа, сельское хозяйство Сингапура был бы 0.21 млрд. долл., что в 4.3 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в мире (83.8 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 0.17 млрд. долл., что в 3.5 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Азии (50.6 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 0.10 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Юго-Восточной Азии (42.3 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 0.088 млрд. долл., что на 78.1% больше фактического уровня.

Сельское хозяйство Сингапура, 1982

Сельское хозяйство Сингапура в 1982 году составило 0.21 млрд. долл., занимало 119е место в мире и было на уровне сельского хозяйства Омана (0.22 млрд. долл.), сельского хозяйства Кипра (0.21 млрд. долл.), сельского хозяйства Габона (0.21 млрд. долл.). Доля сельского хозяйства Сингапура в мире была равна 0.026%.

Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре в 1982 году было равно 84.7 долларов, занимало 150е место в мире и было на уровне сельского хозяйства на душу населения в Ботсване (90.5 долларов), сельского хозяйства на душу населения в Сенегале (89.2 долларов), сельского хозяйства на душу населения в Непале (88.3 долларов), сельского хозяйства на душу населения в Конго (86.9 долларов), сельского хозяйства на душу населения в Индии (85.4 долларов), сельского хозяйства на душу населения в Судане (84.2 долларов), сельского хозяйства на душу населения в Мьянме (83.0 долларов), сельского хозяйства на душу населения в Замбии (82.3 долларов), сельского хозяйства на душу населения в Палестине (82.2 долларов), сельского хозяйства на душу населения на Кабо-Верде (80.1 долларов). Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре было меньше, чем сельское хозяйство на душу населения в мире (180.1 долларов) на 95.3 долларов.

Сравнение сельского хозяйства Сингапура и соседей в 1982 году. Сельское хозяйство Сингапура было меньше, чем сельское хозяйство Индонезии (22.0 млрд. долл.) на 99%, сельское хозяйство Малайзии (5.8 млрд. долл.) на 96.3%. Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре было меньше, чем сельское хозяйство на душу населения в Малайзии (398.2 долларов) на 78.7%, сельское хозяйство на душу населения в Индонезии (141.7 долларов) на 40.2%.

Сравнение сельского хозяйства Сингапура и лидеров в 1982 году. Сельское хозяйство Сингапура было меньше, чем сельское хозяйство СССР (111.9 млрд. долл.) на 99.8%, сельское хозяйство Китая (93.9 млрд. долл.) на 99.8%, сельское хозяйство США (65.3 млрд. долл.) на 99.7%, сельское хозяйство Индии (62.4 млрд. долл.) на 99.7%, сельское хозяйство Японии (35.2 млрд. долл.) на 99.4%. Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре было меньше, чем сельское хозяйство на душу населения в СССР (415.6 долларов) на 79.6%, сельское хозяйство на душу населения в Японии (294.0 долларов) на 71.2%, сельское хозяйство на душу населения в США (278.9 долларов) на 69.6%, сельское хозяйство на душу населения в Китае (91.7 долларов) на 7.6%, сельское хозяйство на душу населения в Индии (85.4 долларов) на 0.77%.

Потенциал сельского хозяйства Сингапура в 1982 году. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в СССР (415.6 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 1.0 млрд. долл., что в 4.9 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Малайзии (398.2 долларов), лучшего соседа, сельское хозяйство Сингапура был бы 1.0 млрд. долл., что в 4.7 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в мире (180.1 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 0.45 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Юго-Восточной Азии (127.9 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 0.32 млрд. долл., что на 50.9% больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Азии (118.9 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 0.30 млрд. долл., что на 40.3% больше фактического уровня.

Сельское хозяйство Сингапура, 2016

Сельское хозяйство Сингапура в 2016 году было равно 0.10 млрд. долл., занимало 177е место в мире и было на уровне сельского хозяйства Бахрейна (0.11 млрд. долл.), сельского хозяйства Багам (0.099 млрд. долл.). Доля сельского хозяйства Сингапура в мире была равна 0.0032%.

Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре в 2016 году составляло 18.1 долларов, занимало 208е место в мире. Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре было меньше, чем сельское хозяйство на душу населения в мире (422.2 долларов) на 404.1 долларов.

Сравнение сельского хозяйства Сингапура и соседей в 2016 году. Сельское хозяйство Сингапура было меньше, чем сельское хозяйство Индонезии сельское хозяйство Малайзии (26.1 млрд. долл.) на 99.6%. Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре было меньше, чем сельское хозяйство на душу населения в Малайзии (837.9 долларов) на 97.8%, сельское хозяйство на душу населения в Индонезии (480.2 долларов) на 96.2%.

Сравнение сельского хозяйства Сингапура и лидеров в 2016 году. Сельское хозяйство Сингапура было меньше, чем сельское хозяйство Китая (992.8 млрд. долл.) на 100%, сельское хозяйство Индии (353.0 млрд. долл.) на 100%, сельское хозяйство США (177.6 млрд. долл.) на 99.9%, сельское хозяйство Индонезии (125.4 млрд. долл.) на 99.9%, сельское хозяйство Нигерии (84.9 млрд. долл.) на 99.9%. Сельское хозяйство на душу населения в Сингапуре было меньше, чем сельское хозяйство на душу населения в Китае (707.3 долларов) на 97.4%, сельское хозяйство на душу населения в США (551.2 долларов) на 96.7%, сельское хозяйство на душу населения в Индонезии (480.2 долларов) на 96.2%, сельское хозяйство на душу населения в Нигерии (456.6 долларов) на 96%, сельское хозяйство на душу населения в Индии (266.5 долларов) на 93.2%.

Потенциал сельского хозяйства Сингапура в 2016 году. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Малайзии (837.9 долларов), лучшего соседа, сельское хозяйство Сингапура был бы 4.7 млрд. долл., что в 46.3 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Китае (707.3 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 4.0 млрд. долл., что в 39.1 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Азии (448.0 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 2.5 млрд. долл., что в 24.8 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в Юго-Восточной Азии (425.7 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 2.4 млрд. долл., что в 23.5 раз больше фактического уровня. При показателе сельского хозяйства на душу населения на таком же уровне, как сельское хозяйство на душу населения в мире (422.2 долларов), сельское хозяйство Сингапура был бы 2.4 млрд. долл., что в 23.3 раз больше фактического уровня.

Сельское хозяйство Сингапура, 1970-2016
год сельское хозяйство на душу населения, долларов сельское хозяйство, млрд. долл. рост сельского хозяйства, % доля сельского хозяйства в экономике, % доля Сингапура, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Юго-Восточной Азии
1970 0.049 23.8 0.049 2.7 0.016 0.047 0.41
1971 0.059 27.8 0.054 10.6 2.7 0.018 0.055 0.48
1972 0.065 30.4 0.059 8.3 2.3 0.018 0.055 0.50
1973 0.097 44.2 0.056 -5.4 2.4 0.021 0.063 0.54
1974 0.11 47.6 0.054 -4.0 2.1 0.021 0.061 0.46
1975 0.12 55.2 0.058 8.5 2.2 0.023 0.068 0.51
1976 0.12 54.2 0.064 9.9 2.1 0.022 0.065 0.44
1977 0.13 57.7 0.065 1.0 2.1 0.022 0.063 0.41
1978 0.13 57.4 0.062 -3.6 1.7 0.019 0.054 0.37
1979 0.15 63.5 0.064 1.9 1.6 0.019 0.053 0.38
1980 0.18 75.6 0.064 1.3 1.6 0.022 0.060 0.42
1981 0.21 85.4 0.066 2.9 1.5 0.025 0.066 0.45
1982 0.21 84.7 0.067 0.93 1.4 0.026 0.067 0.45
1983 0.21 82.3 0.071 6.2 1.2 0.025 0.063 0.47
1984 0.21 79.2 0.073 3.1 1.1 0.024 0.062 0.44
1985 0.17 63.2 0.066 -10.1 0.96 0.020 0.054 0.37
1986 0.13 48.7 0.057 -12.7 0.74 0.015 0.041 0.31
1987 0.12 42.2 0.053 -8.5 0.57 0.013 0.033 0.26
1988 0.11 38.5 0.045 -15.1 0.44 0.011 0.027 0.22
1989 0.11 38.1 0.043 -4.7 0.38 0.010 0.026 0.20
1990 0.13 41.8 0.039 -8.2 0.34 0.011 0.027 0.24
1991 0.11 36.7 0.036 -8.3 0.26 0.010 0.025 0.20
1992 0.10 32.3 0.034 -5.6 0.21 0.0096 0.022 0.16
1993 0.10 31.9 0.031 -7.2 0.18 0.0099 0.022 0.15
1994 0.13 37.7 0.032 2.5 0.19 0.012 0.025 0.17
1995 0.13 36.6 0.031 -3.7 0.16 0.011 0.023 0.14
1996 0.14 40.5 0.032 3.2 0.16 0.012 0.024 0.15
1997 0.13 36.5 0.031 -1.5 0.14 0.011 0.023 0.15
1998 0.095 25.6 0.029 -8.7 0.12 0.0083 0.017 0.16
1999 0.096 25.1 0.029 -0.64 0.12 0.0086 0.017 0.13
2000 0.088 22.6 0.027 -4.8 0.099 0.0080 0.016 0.13
2001 0.074 18.4 0.024 -12.5 0.088 0.0067 0.014 0.11
2002 0.066 15.9 0.020 -17.1 0.075 0.0058 0.012 0.085
2003 0.060 14.0 0.018 -8.3 0.065 0.0047 0.0097 0.069
2004 0.064 14.6 0.018 0.0 0.059 0.0044 0.0091 0.069
2005 0.070 15.6 0.019 7.1 0.058 0.0047 0.0093 0.071
2006 0.072 15.7 0.020 1.6 0.051 0.0044 0.0087 0.061
2007 0.077 16.3 0.020 -0.085 0.046 0.0040 0.0077 0.053
2008 0.080 16.5 0.018 -5.8 0.044 0.0035 0.0068 0.044
2009 0.079 15.9 0.019 3.9 0.043 0.0036 0.0064 0.042
2010 0.087 17.1 0.020 2.4 0.039 0.0034 0.0059 0.037
2011 0.095 18.4 0.020 2.0 0.037 0.0032 0.0056 0.034
2012 0.096 18.3 0.021 3.7 0.035 0.0031 0.0053 0.034
2013 0.10 19.3 0.022 4.5 0.036 0.0032 0.0054 0.036
2014 0.12 21.2 0.025 13.4 0.040 0.0035 0.0058 0.041
2015 0.10 18.7 0.024 -3.6 0.037 0.0033 0.0052 0.039
2016 0.10 18.1 0.023 -1.4 0.037 0.0032 0.0051 0.037
Отправить другу

Сингапур - самое успешное и молодое суверенное государство Юго-Восточной . В 1959 г. Англия на основе подготовленной ею Конституции Сингапура предоставила этой своей колонии статус самоуправляющегося государства, которое, однако, оставалось в составе Британского Содружества Наций. Сингапур обрел некоторую независимость, в частности получил право формировать свое правительство. Пятого июня 1959 г. премьер-министром нового государства стал и оставался вплоть до 1990 г. лидер созданной в 1954 г. Партии народного действия (ПНД) Ли Куан Ю. В дальнейшем, уже на посту министра-ментора, он продолжал деятельно участвовать в подготовке и реализации долгосрочных проектов социально- экономического развития Сингапура.

Экономика Сингапура остается одной из самых открытых и по-прежнему зависит от иностранных инвестиций и мировой торговли. Как и другие страны Юго-Восточной Азии после обретения ими независимости, Сингапур сосредоточил внимание на постколониальной трансформации социально-экономической системы. Создав базовые экономические институты, страна относительно недолго проводила политику импортзамещения, затем перешла к практике «догоняющего развития» на основе широкого привлечения иностранного капитала и ориентации на внешние рынки.

Отличительная черта социально-экономической политики страны способность своевременно и адекватно отвечать на вызовы индустриальной и постиндустриальной эпохи, постоянно и гибко совершенствовать и традиционные и новосозданные институты, следовать принятой стратегии, при этом постоянно ее корректируя. Приоритетом в своей деятельности сингапурское правительство избрало «развитие человеческого фактора» как единственного ресурса, которым обладает это государство. Имеется в виду социальная составляющая внутренней политики: подъем образования и науки, здравоохранения, улучшение жилищных и материальных условий быта населения. Такая политика позволит обеспечить ускоренное развитие постиндустриальных секторов экономики, сохранить благоприятную динамику роста. Ожидаемый мультипликационный эффект от проводимого курса может проявиться в повышении адаптивности экономической системы в целом и накоплении ресурсов для дальнейшего прорыва в постиндустриальный мир.

В июне 1998 г. был дан старт движению «Сингапур - ХХI», которое включало как одну из своих целей реализацию «Промышленного плана ХХI», начавшегося в 1999 г. Выступая 6 августа 1998 г. с речью «Экономика Сингапура в ХХI веке», заместитель премьер-министра Тони Тан отметил, что данное движение является дальнейшим развитием Национального стратегического экономического плана. Он подчеркнул, что для эффективного перехода к экономике, базирующейся на знании, необходимо привить обществу культуру созидания, новаторское предпринимательство, стремление к переменам, умение рисковать и стойко переносить неудачи.

Установки плана предусматривали: ежегодно промышленность должна обеспечивать 25% ВВП, а услуги по обслуживанию экспорта 15%. Намечался ежегодный прирост 20 тыс. рабочих мест. Кроме того, ставились задачи, которые предстоит решить за десять лет в сферах образования, искусства, химии, коммуникаций, средств массовой информации, инжиниринга, здравоохранения, электроники и логистики. Например, чтобы скорее довести уровень образования до самых передовых показателей, предлагалось десяти всемирно известным высшим учебным заведениям, в том числе институтам Вартона, Джона Хопкинса, Карнеги, открыть свои отделения в Сингапуре. Была разработана Программа технологического предпринимательства, призванная стимулировать новейшие начинания в этой области. Сингапурцы получили возможность обучаться новым профессиям, им предоставлялось льготное финансирование и другие виды поддержки.

Для обеспечения реализации программы был создан Комитет технологического предпринимательства во главе с заместителем премьер-министра Тони Таном. В обязанности Комитета входило организовать научный центр типа Силиконовой долины, а также внести изменения в законодательство, касающееся регулирования технологического предпринимательства. Ставилась задача поощрять дальнейшее расширение рынка венчурного капитала, чтобы обеспечить финансирование проектов, основанных на высоких технологиях. Созданный для этого Венчурный фонд с капиталом в 1 млрд. долл. США был увеличен до 12 млрд. Таким образом, появился новый институт венчурного, т.е. связанного с повышенным риском, капитала, область операций которого - новые технологии, предложение нового продукта, современный маркетинг. Тем самым создавались необходимые связи между наукой и производством. Венчурные фирмы относились, как правило, к среднему бизнесу. Развитие этого вида предпринимательства, поддерживаемого государством,- показатель того, как усложнялась структура сингапурской экономики.

Успеху новых начинаний способствовали и правительственные ассигнования, возросшие с 757 млн. синг. долл. в 1991 до 3 млрд. синг. долл. в 2000 г. Только за два года возникло восемь научно-исследовательских институтов, пять исследовательских центров, а также 67 корпоративных научно-исследовательских и проектных центров, призванных ускорить внедрение новейшей автоматики, магнетики и микроэлектроники. Кроме того, многие ТНК открыли свои проектные и исследовательские организации. Предполагалось выделить для развития науки и технологии средства в размере 2% от ВВП. За последние три десятилетия результаты коммерческого освоения новейших достижений в сфере высоких технологий сказались не только в экономике, но и на всем обществе. Появившиеся в стране научные учреждения послужили основой сектора, ведущего разработки в области высоких технологий. В перспективе он поможет развитию нескольких современных отраслей, прежде всего электротехники, электроники, производству транспортного оборудования. Новейшие технологии успешно внедряются во все отрасли национального хозяйства. Кроме того, республике удалось добиться большого прогресса и в области подготовки собственных высокопрофессиональных кадров.

Описанные достижения видны по первым же результатам анализа «экономики знаний» в городе-государстве, в частности проведенного сотрудниками Министерства торговли и промышленности Сингапура под руководством доктора То Мунг Хенга и Адриана Чу. Количественные параметры роста «экономики знаний» в 1978- 2011 гг. были определены эконометрическими методами. Однако основные, проходившие в экономике процессы прослеживались и по другим показателям. В частности, воздействие факторов роста производства на котировку акций компаний, проводивших научные исследования с 1978 по 2011 г., изучалось с учетом годовой депрессиации. Как показали расчеты, на один дополнительный доллар, вложенный в НИОКР, отдача экономике составляла 20%. Исследования на микроэкономическом уровне выявили, что каждый доллар, затраченный отдельной фирмой на НИОКР, давал 14% прибыли.

Наиболее высокая окупаемость затрат прослеживалась в сфере информационно-коммуникационной технологии и «науке о жизни». Исследования показали также, что отдача от вложенных средств была большей у фирм, пользовавшихся правительственными грантами, чем у компаний, получивших средства для исследований и разработок из других источников. Исходя из этих показателей, сингапурское правительство предпочло развивать новые направления, не полагаясь на эффективное воздействие рынка, а создать для руководства ими определенные структуры. Вместе с тем у государственных и частных организаций существуют различные установки и цели в научно-исследовательской работе. Согласно оценкам, в государственных организациях на каждый миллион долларов, вложенный в НИОКР, получали 0,19 заявок на патенты, тогда как в частных фирмах - лишь 0,07. Это подтверждает, что деятельность государственных институтов более эффективна и реально содействует развитию НИОКР. Долгосрочные капиталовложения в НИОКР уже приносят сравнительно высокую прибыль в Сингапуре, а по мере дальнейших разработок отдача от новых технологий и в других отраслях, включая сферу услуг, будет все весомее.

Изучая модель «экономики знаний», действующую в Сингапуре, исследователи этой страны подробно проанализировали четыре фактора, взаимодействие которых определяет «основную движущую силу роста, создания богатства и занятости». Все показатели сопоставляются с данными по США, Канаде, Тайваню и Южной Корее. Это формирование нового знания, его доступность, его распространение и его применение. Во-первых, формирование нового знания зависит от того, насколько велики затраты на НИОКР по отношению к ВВП. Это позволяет оценить интенсивность проводимых научно-исследовательских работ. В Сингапуре доля расходов на НИОКР выросла с 0,86% ВВП в 1990 до 0,88% в 2010 г. В этом отношении Сингапур оказался примерно на уровне Тайваня и Канады, но все еще заметно отставал от США, Японии и Южной Кореи. Во-вторых, число научных работников, приходящихся на тысячу человек населения, показывает, насколько страна может обеспечить потребности НИОКР в кадрах. В 2010 г. в городе-государстве соответствующий показатель составлял 4,82 и был гораздо выше, чем в Южной Корее, Канаде и на Тайване. В-третьих, количество патентов, зарегистрированных в США на душу населения, отражает качество национальной инновационной системы и окупаемость науки.

В этом за последнее десятилетие ХХ века Сингапур добился впечатляющих результатов: в 1990 г. в США было зарегистрировано всего 25 сингапурских патентов, в 2010 г. их было уже 294. И все же по этому показателю Сингапур занимал последнее место в ряду сравниваемых стран: в 2010 г. он зарегистрировал 74 патента на миллион жителей, тогда как Канада - 131, Тайвань - 294, а США почти 350. В-четвертых, политика, направленная на привлечение ТНК, исходит из целесообразности получения готовой новейшей технологии, и на импорт ее выделяются немалые средства. В 1995 г. на эти цели было потрачено 3,3 млрд., а в 2010 - 7,7 млрд. синг. долл., т.е. 3,3% стоимости всего импорта. Это почти втрое больше среднего показателя для стран ОЭСР, который составлял 1,2%.

В начале ХХI века в экономике Сингапура оперировало около 7 тысяч многонациональных корпораций. Около половины из них использовали Сингапур как свою базу в ЮВА, а от 800 до 900 компаний производили продукцию на мировой рынок. По опубликованным данным ЮНКТАД, в 2010 г. семь сотен ТНК в совокупности направили на НИОКР за пределами стран своего базирования 310 млрд. долл. США. Это говорит о весьма благоприятной для Сингапура, а также для Малайзии и Таиланда ситуации: им открыт доступ к инновациям. В частности, в списке стран, принимающих заказы на НИОКР, Сингапур разделял девятое место с Италией. Таким образом, в начале ХХI века Сингапур был активно вовлечен в глобальный процесс интернационализации НИОКР. При этом в наибольшем выигрыше были несколько отраслей: электронная, электротехническая, фармацевтическая промышленность и производство средств информатики.

Согласно прогнозу экспертов ЮНКТАД среди заказчиков НИОКР, вероятно, будут и три страны ЮВА - Сингапур, Малайзия и Таиланд. Согласно ЮНКТАД, то, что ТНК наращивают капиталовложения в странах Азии, начиная с Индии и Китая и кончая государствами ЮВА, характерно для новой стадии глобализации экономики. Подчеркивается, что для ТНК эти страны не только источники дешевой рабочей силы, но и так называемые полисы роста, места концентрации квалифицированного персонала и новой технологии. От того, насколько востребованы наукоемкие услуги в бизнесе, зависят его взаимосвязи с глобальными источниками инноваций. Затраты Сингапура на такие услуги за 10 лет возросли вчетверо - с 1,1 млрд. синг. долл. в 1990 г. до 4,7 млрд. в 2010-м.

Свое присутствие в экономике Сингапура расширили известные компании, предоставляющие новейшие научные и технологические услуги. Таковые все больше востребованы сингапурскими фирмами, и это способствует распространению глобальной практики инноваций в различных сферах экономики Синганура. Успешно создается здесь инфраструктура информационной и коммуникационной технологии - ИКТ. Однако в этой области Сингапур еще не достиг показателей развитых стран. В некоторой степени это сказывается на конкурентоспособности сингапурских товаров, поскольку их цены менее эластичны.

В частности, после того как в 2000 г. передовые страны облегчили доступ частного капитала в сферу производства телекоммуникационных систем, цены на соответствующую продукцию в Сингапуре все еще были выше мировых. Тем не менее, по ежегодно публикуемым данным о рейтинге предпринимателей и предпринимательства стран мира, в 2010 г. Сингапур занимал пятое место после США, Канады, Тайваня, Южной Кореи, но опережал Японию. О том, насколько интенсивно государство развивает новейшие системы информации и связи, свидетельствует доля затрат на эти цели в ВВП. По данным 2010 г., она составляла в Сингапуре 8,8%, в Японии - 8%, а в США 7,9%.

К началу ХХI века Сингапур обладал одной из лучших в мире инфраструктур ИКТ. Распространению «всемирной паутины» в городе-государстве содействовал образованный в 1981 г. Национальный компьютерный совет. Было ускорено внедрение новейших технологических средств и появление пула профессионалов в области информатики. Сотрудники и высшие служащие составляли в 2010 г. 36% всех занятых. Эти оценки даны на основе критериев МОТ, которые относят к научным работникам не только ученых, но и других лиц умственного труда - менеджеров, старших государственных чиновников, высокопрофессиональных служащих в разных областях.

Эффективность сингапурской «экономики знаний» определяется величиной стоимости, созданной в отраслях, где достижения науки получили широкое применение. С 1983 по 2010 г. эти отрасли давали 53% ВВП, а в 2011 г. их доля достигла 56%. Стоимость, созданная в аналогичных отраслях других стран, была меньше: она равнялась половине ВВП в США, Австралии и в большинстве членов Европейского Союза. Благодаря модернизации образования повысилась квалификация большей части занятых и, соответственно, производительность труда: в среднем за год на 4,5%. А в тот же отрезок времени среднегодовое увеличение зарплаты составило 6,1%. С начала 90-х годов обращалось внимание не только на повышение производительности труда, но и на качество выпускаемой продукции. В 1994 г. Государственный совет по производительности труда и контролю за качеством установил основные критерии добротности продукции. Тогда же была учреждена награда за качество по примеру аналогичной американской награды за качество, введенной Малькомом Балдриджом. Эта сингапурская премия присуждалась компании, которая отличилась самыми высокими показателями производительности труда, качества продукции и услуг, образцовой постановкой информации и менеджмента, успешной работой с кадрами и рациональным планированием.

Стремясь к совершенствованию технологической базы промышленности, Сингапур сосредоточил внимание на развитии нескольких отраслей. Например, за последние два десятилетия доля электронной промышленности в добавленной стоимости увеличилась с 18% в 1993 до 48% в 2010г. Однако в начале ХХI века на мировом рынке появились симптомы падения спроса на электронику, и Экономический комитет по пересмотру политики развития обрабатывающей промышленности рекомендовал переключиться на новые направления, в частности на нанотехнологии, системы производства альтернативного топлива, перформаторных материалов, которые дают более высокую добавленную стоимость, но при условии использования новейших знаний. Именно поэтому Комитет рекомендовал расширять сферу услуг в области образования, финансов, развивать туризм, торговлю и обслуживание логистики, а также профессиональные услуги. В 2010 г. сектор услуг давал 23,6% ВВП. Предположительно среднегодовые темпы прироста этого сектора - с 7,3 до 8,7%, и к 2012 г. он будет приносить около 31,8% ВВП.

С начала 90-х годов Сингапур взял курс на формирование собственной научно-исследовательской базы. Научно-техническая революция дала возможность производить новый и более дешевый продукт. В то же время она вызвала и «эффект сети», т. е. передачу новых достижений в другие отрасли. Возникали и осложнения. Прогресс в современной «экономике знаний» столь динамичен, что новые технологии сжимают до предела цикл и происходит все большее обесценение человеческого капитала.

Совет развития торговли, учрежденный в 1983 г., активно заботился о расширении внешнеэкономических связей страны. Особенно поддерживались частные компании, содействие им оказывалось через представительства в странах, которые традиционно были для Сингапура торговыми партнерами, и в государствах, которые стали для него новыми рынками. Система поддержки экспорта и экспортеров включала страхование. При содействии Совета упрощены процедуры вывоза и ввоза товаров через границу. Благодаря введению единой декларации на грузы ее оформление требует лишь 15 минут.

Официальный девиз правительства «превратить Сингапур в ворота стран АТР» предполагал определенные условия для его воплощения, прежде всего расширение товарной номенклатуры экспорта. От торговли товарами и услугами Сингапур неуклонно переходил к вывозу знаний, и сфера предлагаемых им услуг расширялась. Новым видом такой деятельности стал, например, финансовый арбитраж. Экономика Сингапура сумела выстоять в годы великого азиатского финансового кризиса, однако новая волна трудностей для национального хозяйства накатилась на берега острова с американского континента, обнажив ахиллесову пяту сингапурской экономики, а именно ее чрезмерную зависимость от внешней торговли и мировой конъюнктуры. Стагнация американской экономики и сужение рынка важнейшего торгового партнера Сингапура крайне негативно сказались прежде всего на промышленности города-государства.

Сингапурские экономисты умеют быстро реагировать на меняющиеся условия и корректировать общую стратегию и экономическую политику. Они отчетливо видят, когда модель хозяйствования, казалось бы, все еще исправно работающая, исчерпала свои возможности интенсивно функционировать. Такую гибкость, более или менее успешно, правительство Сингапура проявляло почти после каждого кризиса, сотрясавшего экономику мира в последние десятилетия, и это позволяло стране преодолевать трудности примерно в течение одного-двух лет.

Под давлением сложившейся ситуации Экономический комитет решил сократить число «стратегий», признаваемых ключевыми в 2000-2010 гг. Таковых было восемь: первой стояла программа расширения и модернизации производства и сферы услуг секторов, которым отводилась роль локомотива экономического роста. Затем следовала стратегия формирования «внешнего крыла» экономики, которая осуществлялась по программе регионального инвестирования. Отдельная стратегия предусматривала поддержку фирм, способных стать вровень с мировыми компаниями и не уступать им в конкурентоспособности.

Наряду с этим действовала стратегия поддержки малого и среднего бизнеса. Четыре остальные стратегии конкретизировали задачу построения экономики и общества на базе науки и знаний. В августе 2001 г. премьер-министр Го Чок Тонг обнародовал «Новую экономическую стратегию». За образец было принято развитие Соединенных Штатов Америки, признанное более динамичным и рациональным, чем опыт европейских стран и Японии. В частности, сингапурские экономисты высоко оценили эффективность американских общегосударственных учреждений, прежде всего Федеральной резервной системы. Достойным подражания было признано также и то, что в США государство поддерживает все формы бизнеса, особенно новые. Импонировали сингапурским экономистам и американские предпринимательские традиции, прежде всего поощрение готовности к риску и неосуждение неудач то, что способствует развитию бизнеса и усилению его динамичности. Кроме того, как сочли в Сингапуре, внимания заслуживает и гибкость американского рынка труда.

«Новая экономическая стратегия» свела основное содержание макроэкономической политики правительства к пяти направлениям. Теперь в первую очередь предусматривалось обеспечить для сингапурских товаров новые рынки сбыта в радиусе семичасового перелета, а также заключить соглашения с ближайшими соседями о создании зон свободной торговли на двусторонней основе. Второй задачей объявлялась поддержка предпринимательства и превращение сингапурских компаний при содействии правительства, прежде всего в лице Совета по развитию торговли, в компании международного уровня. На тот же Совет возлагалась и третья задача дальнейшее развитие «внешнего крыла» экономики.

Экспансия сингапурского капитала в регионе активизировалась, когда были одобрены заявки на сооружение 74 проектов в Индонезии на общую сумму свыше 1 млрд. долл. США. Две сингапурские компании получили разрешение на сооружение на о. Батам верфи и сталелитейного завода проектной производительностью 2 тыс. т стали в год. В последние годы Сингапур занимает первое место среди 47 стран, осуществлявших капиталовложения в Индонезии. О расширении зарубежной экономической деятельности свидетельствует динамика роста учрежденных за рубежом сингапурских компаний, число которых в 2011 г. составляло 9623. Прямые сингапурские инвестиции в других странах превысили 156 млрд. долл. США. Поступления в Сингапур от зарубежной деятельности оценивались в 26 млрд. долл. в 2011 г.

Правительство объявляло, что при реструктуризации экономики следует изыскивать новые возможности совершенствования производства на основе достижений науки и информационной технологии, развития новаторства и готовности идти на оправданные риски. Эти установки подкреплялись финансовыми ресурсами. Например, для увеличения численности занятых и повышения их квалификации выделялись специальные фонды. На нужды образования в Сингапуре отводится 4,5 - 5% ВВП. В стране создаются заманчивые условия для привлечения высококвалифицированных и перспективных специалистов и ученых из других стран.

Совет экономического развития Сингапура разработал проект «Промышленность ХХI века», рассчитанный на десять лет. Его основная цель - наладить работу всех секторов производства и услуг в соответствии с требованиями нового века и превратить Сингапур в глобальный центр наукоемкой промышленности. Удельный вес таковой предусмотрен примерно в 40% ВВП. В наукоемком производстве должно быть занято 20-25 тыс. человек, при этом две трети из них будут высококвалифицированными рабочими или работниками умственного труда.

Другой предложенный Советом проект «Технологическое предпринимательство в ХХI веке». Эти документы положили начало развитию в Сингапуре «науки о жизни» (понятие подразумевает новейшие научные отрасли, связанные с производством новых медикаментов, медицинской аппаратуры, а также агробиопродукции и пищевых добавок). В научно-исследовательской работе, а также в клинических испытаниях нового продукта принимают участие иностранные компании мирового класса. В 2011 г. ожидался выпуск новой продукции на 12 млрд. долл. США. Завершено строительство биомедицинского центра (Биополис), в котором занято до 2 тыс. ученых и специалистов. Он призван стать частью создающегося нового научного центра в районе Буэна Виста. Среди компаний, оперирующих в новейших отраслях, лидирует Информационно-телекоммуникационная корпорация, в ведении которой находятся около 40 промышленных и специализированных парков. Кроме них, создаются также различные кластеры, в том числе Издательский центр, где под одной крышей разместятся все звенья современного производства печатной продукции от редакций до типографии.

Реализация стратегии превращения Сингапура в мировой центр передовых технологий была возложена на Совет развития торговли и Совет экономического развития. Последний ответственен за консолидацию промышленной базы экономики на основе концепции объединения предприятий в группы; предоставления большей свободы действий частным компаниям, особенно венчурным. Государство помогает бизнесу, реализуя «концепцию рассредоточения», т.е. размещения предприятий в различных промышленных районах для привлечения новых технологий и освоения новых сфер предпринимательства. Кроме того, правительство намерено стимулировать инвесторов, учреждая новые структуры, в том числе венчурный капитал, формируя более совершенную инфраструктуру и принимая законы о защите интеллектуальной собственности. Министерский комитет должен содействовать созданию «экосистемы предпринимательства», т.е. заботиться о сочетании интересов местных и иностранных компаний, имеющих глобальные амбиции.

В наступившее сложное время на первом плане новых реалий оказывается интеллектуальный капитал. В Сингапуре считают, что нельзя допускать выезд своих ученых и специалистов для работы за границей, и, напротив, необходимо всемерно привлекать талантливых работников науки из других стран. При всех отмеченных выше изменениях в стратегии экономического развития Сингапура, главная роль в ней по-прежнему отводится промышленности, доля которой в ВВП должна составлять 25%, а в занятости - около 20%. Для этого, как заявило правительство, ежегодные инвестиции в эту сферу экономики не могут быть менее 8 млрд. долл. США.

Правительство разработало также стратегический план развития технологического потенциала частных местных и государственных компаний. Особая роль отводится группе «Сингапурские технологии», которая оперирует в таких передовых отраслях, как авиакосмическая промышленность, производство электронных интеграционных систем, полупроводников и программного обеспечения. Сингапур, согласно установке Совета по экономическому развитию, должен стать центром электронной промышленности мирового класса и лидером в области производственных решений, управления современного производства. К 2012 г. в этой отрасли намечена реализация 150 новых проектов, что позволит выпустить продукцию на 150 млрд. долл. США.

Предполагается также превратить Сингапур в центр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности мирового класса. К 2012 г. этого рода продукции должно быть произведено на 75 млрд. долл. США. Утроение производства метилена обеспечит нефтехимическую промышленность исходным сырьем, что позволит резко наращивать добавленную стоимость, создаваемую в отрасли. Сингапур вовремя учел резко растущий спрос на сложное современное оборудование, необходимое для добычи нефти на морском шельфе. Во многом именно благодаря доходам от экспорта морских платформ и бурильных установок город-государство сумел выдержать спад спроса на мировом рынке на продукцию электротехнической и электронной отраслей, наблюдавшийся на мировом рынке в начале ХХI века.

Сингапур намерен постоянно находиться в гуще глобальных научных идей, перемещения капиталов, ноу-хау в области ресурсов, технологии и рынков. Правительство стремится к тому, чтобы и в дальнейшем действующие в самых разных сферах ТНК открывали на его территории свои головные офисы. Благодаря этому они могут управлять своими подразделениями и в ЮВА, и во всем мире. Их деятельность дает дополнительные преимущества сингапурскому деловому миру, особенно его финансовым учреждениям, способствует поддержанию деловых контактов предпринимателей.

После мирового кризиса Сингапур, по утверждению Дж. Йео, стал в Юго-Восточной Азии первопроходцем изыскания новых форм сотрудничества, новой внешнеэкономической стратегии. Все шире практиковали двусторонние соглашения о свободной торговле, а они стимулировали дальнейшую либерализацию экономических связей, снижение тарифных барьеров и, в конечном счете, формирование международной торговой системы. В частности, подписанный двусторонний договор с Японией предусматривает беспошлинный ввоз обеими странами 98,5% товаров и, кроме того, по словам Го Чок Тонга, создает условия для сотрудничества двух стран в нескольких важных областях науки и техники, финансов, туризма, а также в деле подготовки специалистов. В 2003 г. Сингапур заключил соглашение с Соединенными Штатами Америки о свободной торговле. Важной частью новой стратегии стало создание зон свободной торговли со странами АТР, в том числе с Новой Зеландией, США, Японией, Канадой, Австралией и др. Правительство Сингапура заявляло, что оно, вопреки недовольству некоторых членов АСЕАН, намерено развивать торгово-экономические отношения со многими другими странами более интенсивно, чем с государствами ассоциации, и что Сингапур не будет пытаться замедлить процесс своей интеграции в глобальную экономику, ожидая отстающих партнеров по АСЕАН.

Еще одной новой тенденцией во внешнеэкономической политике Сингапура стало значительное увеличение торговли с Россией. Значительные изменения претерпела структура торговли. Главными статьями российского экспорта являются нефтепродукты (66%), цветные металлы и изделия из них (21%), подшипники, детали к буровому оборудованию и другие товары 10%. Появились и такие российские товары, как электронные компоненты и интегральные схемы. В структуре российского импорта превалируют машины, транспортные средства, бытовая электроника. Части и комплектующие к вычислительной технике (75,8%), остальная треть товаров продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Сингапурские предприниматели проявляют интерес к инвестированию в экономику России. Накопленные инвестиции составили 77,8 млн. долл. США, при этом 40% из них были вложены в лесное хозяйство, 24% - в операции с недвижимостью, 14% - в обрабатывающую промышленность, 12% - в рыболовство, 8% - в оптовую торговлю. Российские инвестиции в объеме 2,6 млн. долл. США направлены в основном в химическую промышленность.

С. - индустриально развитое государство. ВВП 90,27 млрд долл. США, ВВП на душу населения 24,7 тыс. долл. США (2001). По уровню благосостоя­ния занимает 4-е место в мире. Число безработных - 25 тыс. чел. Инфляция - 1%.

Сфера услуг играет важнейшую роль - 65,5% ВВП, затем следует обрабатывающая промышлен­ность - 34,4%, сельское хозяйство - 0,1%. В сфере ус­луг, включая финансы и бизнес, занято 35% работаю­щих, в промышленности 21%, в строительстве 13%, в сфере транспорта и коммуникаций 9%, в других сфе­рах - 22%.

Ведущим динамично развивающимся сектором экономики является финансовый, составляющий бо­лее 1/3 прироста ВВП. В 1990-х гг. С. превратился в один из ведущих мировых финансовых центров, за­няв 4-е место после Лондона, Нью-Йорка и Токио по объёму операций с иностранной валютой. Является важнейшим финансовым центром Азии, рынком «азиатских долларов». Первоначально созданный как партнёр рынка «евродолларов», он трансформировал­ся в региональный центр операций с конвертируемы­ми валютами, центр кредитования, выпуска ценных бумаг и управления финансовыми фондами. К кон. 1990-х гг., несмотря на валютно-финансовый кризис в тихоокеанской Азии, по объёму операций (св. 500 млрд долл. США) почти в 3 раза превышал аналогич­ный показатель национального банковского сектора. В валютно-финансовом отношении С. стал для соседних стран Юго-Восточной Азии такой же «землёй обетованной», как Швейцария для остального мира: важнейшим источником международного кредита и самым надёжным сберегательным банком в регионе.

С. прочно занял место среди промышленно разви­тых стран, став одним из крупных центров таких высо­котехнологичных отраслей, как электронная и элект­ротехническая, нефтепереработка, судо и авиастрое­ние. Ему принадлежит ведущее место в Юго-Восточ­ной Азии по производству электронных компонентов, точных приборов и компьютеров (половина всего объ­ёма промышленного производства и 1/3 занятых в от­расли), по судостроению и судоремонту, является 3-м в мире (после Хьюстона и Роттердама) центром неф­тепереработки. На долю предприятий передовых тех­нологий приходится св. 72% добавленной стоимости и более 1/2 занятых в промышленном секторе.

Характерным для развития промышленности и экономики в целом является активная роль государ­ства, действующего через долевое участие в акционер­ном капитале, и бюджетное финансирование. Им­пульсом создания современной промышленной базы явилось широкое привлечение транснациональных корпораций, прежде всего американских, изначально получивших «пионерский статус». Ныне в городе-го­сударстве насчитывается св. 5 тыс. зарубежных ком­паний, включая 3 тыс. филиалов ТНК. На их долю приходится 3/4 выпускаемой продукции и 90% про­мышленного экспорта.

С. - единственная страна АСЕАН, обладающая собственной развитой военной промышленностью. Государство полностью или частично контролирует этот сектор экономики. В рамках холдинга Singapore Technologies военно-промышленные ком­пании сведены в четыре группы: Singapore Technologies Industrial, продукция общего назначе­ния в интересах Министерства обороны; Singapore Technologies Ordance, стрелковое и артиллерийское вооружение, а также автобронетанковая техника; Singapore Technologies Airospace, авиационная и ко­смическая техника; Singapore Technologies Marine, военно-морская техника.

Большое внимание уделяется развитию военных НИОКР. Основным направлением здесь является разработка собственных и адаптация зарубежных об­разцов вооружений, военной техники к местным по­требностям, модернизация отдельных видов боевой техники и комплектующих, совершенствование тех­нологических процессов, внедрение в производство наукоёмких технологий.

Созданные мощности перекрывают потребности Вооружённых сил. По этой причине значительная до­ля военной продукции, особенно стрелкового и ар­тиллерийского вооружения, боеприпасов, авиацион­ного оборудования, запчастей идёт на экспорт. Еже­годный объём продаж вооружений оценивается в 350-400 млн долл. США.

Сделан акцент на разработку и внедрение продук­ции двойного назначения. В значительной степени производственная и научно-техническая база воен­ной промышленности стимулирует развитие граж­данских отраслей.

Сельское хозяйство не играет заметной роли в фор­мировании ВВП. Сельхозугодия занимают лишь 1,6% территории. Имеются животноводческие фермы, про­дукция которых идёт на внутреннее потребление. Ос­новная масса продовольствия импортируется, прежде всего из Малайзии. Рыболовство базируется в порте Джуронг.

С. - крупнейший морской порт региона и один из самых крупных в мире. Обрабатываются до 700 судов и около 240 млн т грузов ежегодно. Крупнейший контей­нерный и бункеровочный терминал (7,6 млн контей­неров). Судоходными линиями связан с 800 портами по всему миру. Строительство и ремонт судов скон­центрированы на верфях Кеппель на южном побере­жье острова. Торговый флот - 876 судов, включая за­регистрированные под иностранным флагом, сово­купным тоннажем 20,7 млн т.

По территории острова с севера на юг проходит железная дорога (38,6 км), принадлежащая малай­зийской государственной компании. Протяжён­ность автомобильных дорог 3150 км, включая 150 км скоростных. 9 аэропортов, из которых Чанги имеет международное значение. Ежегодно обслужи­вает св. 70 тыс. самолётов. Действует городская ско­ростная железная дорога (метрополитен) протяжён­ностью 83 км, 48 станций. Телекоммуникационная инфраструктура включает 3 наземные станции спутниковой связи, подводные кабели, соединяю­щие с Малайзией, Индонезией и Филиппинами, ми­кроволновую радиосвязь. Около 2 млн телефонных ли­ний, 2,7 млн мобильных телефонов, 2,1 млн пользо­вателей Интернета.

Ежегодно страну посещает св. 6 млн иностранных туристов, главным образом из стран АСЕАН (около 30%), Японии, Тайваня, КНР, Австралии и Велико­британии. Средняя продолжительность пребывания - 3-4 дня. Данный сектор экономики курируется го­сударственным Советом по продвижению туризма.

За 35 лет независимости (1965-2000) С. превра­тился из порта реэкспортной торговли в современное государство с высокотехнологичной экономикой. Ны­не взят курс на превращение его в «остров человечес­кого и электронного интеллекта», связанного самыми современными информационно-телекоммуникацион­ными каналами с аналогичными центрами Северной Америки и Европы, а также с соседними азиатскими государствами.

Фактически перейдя на стадию постиндустриаль­ного общества, С. приступил к реализации стратегии «регионализации» экономики, т.е. к свертыванию не­рентабельных производств и перемещению их за ру­беж, приобретению крупной недвижимости в Азиат­ско-Тихоокеанском регионе. Одним из направлений создания как бы второго эшелона национального хо­зяйства стало создание «треугольников развития». Пионером на этом поприще выступил «треугольник» в составе С., малайзийского штата Джохор и индоне­зийской провинции Риау. На острове Батам, входя­щем в Риау, сингапурская корпорация Singapore Technologies Industrial на паритетных началах создала «индустриальный парк», выпускающий экспортную продукцию, в который к нач. 2000, несмотря на азиат­ский финансово-экономический кризис, было инвес­тировано 1,5 млрд долл. США.

Во внутриэкономической политике по-прежнему главенствующую роль играла стратегия, базирующая­ся на трёх «китах»: социально-экономической ста­бильности, «конфуцианском динамизме» и макси­мальном развитии международного сотрудничества.

Однако в 2001 хозяйство страны пережило серьёз­ный спад, обусловленный кризисными явлениями в высокотехнологичных секторах ведущих внешнеэко­номических партнёров, прежде всего США. Рецессия достигла нижней точки в 1-й пол. 2002. Однако к кон­цу того же года рост ВВП составил 2,2%. В значитель­ной степени это было вызвано оживлением общеми­ровой конъюнктуры, фискальными мерами прави­тельства, в т.ч. дополнительными бюджетными ассиг­нованиями и совершенствованием валютно-финансо-вого регулирования. Рост отметился в электротехни­ческой и фармацевтической отраслях промышленнос­ти. Вновь активизировался банковский сектор.

Роль центрального банка выполняет Финансовое управление С. Является ведущим органом по регули­рованию кредитно-банковской системы. В его функ­ции входит проведение мероприятий по ограничению инфляции и поддержанию стабильного курса нацио­нальной валюты. В 2001 в связи с ухудшением экономического положения Финансовое управление пошло на ряд экстренных мер, приведших к сокращению золо­товалютного запаса до 75,54 млрд долл. США (2000 - 78,1 млрд долл.).

Эмиссионным центром является Главное валют­ное управление. Сингапурский доллар - конвертиру­емая валюта.

Действует св. 130 банков, из которых около 80 - ком­мерческие. По количеству представленных ведущих международных банков и финансовых корпораций за­нимает 3-е место в мире после Лондона и Нью-Йорка.

Доходы правительства составили 30,4% ВВП. Де­фицит государственного бюджета 10,1% ВВП (2000). Главные источники поступлений в бюджет: подоход­ный налог на граждан и корпорации, налог на недви­жимость, таможенные сборы, налог на автотранспорт­ные средства. Другие доходы - проценты с государст­венных кредитов и высокие штрафы.

Внешний долг 8,3 млрд долл. США.

Среднегодовой доход работающего жителя С., включая дивиденды с отчислений в Центральный сбе­регательный фонд, субсидии на приобретение жилья и получение образования, составлял в 2000 42 тыс. долл. США. Согласно прогнозу японского Центра эконо­мических исследований, при сохранении благопри­ятной хозяйственной конъюнктуры к 2020 С. спосо­бен стать самым богатым в мире государством с по­душевым доходом 145 тыс. долл. США. По оценкам национального налогового управления, в стране на­считывалось 386 миллионеров, 1200 налогоплатель­щиков приближались к этому уровню. В 2000 пять ведущих предпринимателей С. входили в «золотую сотню» богатых людей Азии с состоянием св. 1 млрд долл. 21-е место в списке устойчиво занимал Kwek Leng Beng (недвижимость, гостиничный бизнес) - 3,3 млрд долл.

С. - крупнейшая торговая держава региона. Объ­ём внешней торговли (2001) - около 240 млрд долл. США. Экспорт - 122 млрд долл., в т.ч. продукция электронной и электротехнической промышленнос­ти, потребительские товары, продукты переработки натурального каучука, нефтепродукты. В основном направлялся в Малайзию (18%), США (17%), Гонконг (8%), Тайвань (6%), страны ЕС (6%). Импорт - 116 млрд долл.: машины и оборудование, топливо, хи­мические товары, продовольствие. Главные партнёры по импорту: Япония (17%), Малайзия (17%), США (15%), КНР (5%).

Сингапур приобрел свою независимость только в 1965 году. К этому моменту островное государство относилось к категории самых бедных и проблемных в мире. Страна не имеет больших запасов природных ресурсов, пресная вода - и та доставлялась из Малайзии. Сингапурское чудо - это то, что сегодня столицу государства можно сопоставить с Нью-Йорком в Америке. Благодаря мудрой политике премьер-министра республики в короткие сроки экономика этого уголка земли расцвела.

Кто возродил Сингапур?

Сингапурское чудо - заслуга премьер-министра страны, Ли Куан Ю. Он родился в 1923 году, обучался в родной стране и закончил Кембридж в Британии. В 1949 году, после возвращения на родину, Ли посвятил себя адвокатской практике. Он являлся постоянным участником профсоюзных движений. В период с 1959 по 1990 год он занимал пост премьер-министра. Именно под руководством этого великого человека стране удалось перейти из категории стран «третьего мира» в разряд самых богатых государств. В основе необычной политики премьера лежало стремление возродить страну за счет успешного и развивающегося народа.

Что стало основой для развития государства?

Секрет сингапурского чуда скрыт в уникальном подходе Ли Куан Ю к Он сделал упор на то, что все граждане государства чрезмерно заинтересованы в своем личном росте и в высоких доходах. На заметку был взят еще и закон естественного отбора, который в природе играет ключевую роль. Концепция воспитания под авторством Ли легла в основу кардинальных перемен. Она позволила изменить статистику, в соответствии с которой большинство умных и образованных женщин никогда не выходят замуж и не рожают детей. Параллельно этому явлению успешные мужчины отдавали приоритет либо бедным, либо малообразованным малазийкам. Премьер принял решение сформировать мощную основу для развития и создания высокоинтеллектуальных семей, которые дадут жизнь здоровому и умному поколению, что в перспективе окажет благоприятное воздействие на экономику в целом.

Брачные агентства - основа основ

Под руководством правительства было сформировано два крупнейших брачных агентства, которые сделали свой вклад в сингапурское экономическое чудо. Основное задание организаций заключалось в объединении мужчин и женщин, одинаковых по интеллектуальному уровню и социальному статусу. Одно из агентств работает и сегодня, помогая молодым высокоинтеллектуальным людям создавать хорошие семьи. Второе помогает остальным молодым людям в стране. Подбор партнеров осуществлялся с учетом личных особенностей каждого человека. Сотрудники организаций организовывали личные встречи, создавали все условия для благоприятного развития отношений. После оформления брака молодое семейство получало поощрение от государства в форме кредита на жилье. Необразованные женщины взамен на решение вопроса с жильем соглашались на стерилизацию. Высокоинтеллектуальные представительницы страны, наоборот, поощрялись за рождение ребенка.

Все начинается с юного возраста

Сингапурское чудо стало возможным не только за счет формирования новых связей. Ему предшествовали существенные реформы в системе образования. Было принято решение предоставить всем детям одинаковые условия развития. Среди детских школ и садиков не существовало никакого разделения. Ежегодно в каждом учебном заведении проводились тесты на IQ, организацией которых занимались английские ученые. Дети, показавшие лучшие результаты, автоматически становились учениками лучшей школы страны Raffles. Именно тут происходило обучение будущего руководства государства. Такой подход обеспечил страну высокоинтеллектуальными кадрами. Есть недостаток специалистов со средней и низкой квалификацией.

Комплексный подход дал ошеломительный результат

Сингапурское чудо Ли Куан Ю создавал постепенно. И оно стало закономерным следствием комплексного подхода к преобразованию нации, в котором учитывалось многочисленное количество факторов. Модернизированная система воспитания принесла свои плоды. Государству принадлежит сегодня первое место в мире по уровню интеллектуального развития. Постоянный приток молодежи с хорошим образованием и интеллектом обеспечивает непрерывное развитие государства. Система перевоспитания граждан привела к сокращению преступности, так как хаос и развитие по своей природе просто несовместимы.

На чем построена политика власти?

Сингапурское экономическое чудо и его причины основаны на жестком государственном правлении на базе примата права, которое перекрыло такие недостатки, как отсутствие природных ресурсов, полезных ископаемых и пресной воды. Мировые кризисы 1998 года и 2001 года никак не задели страну в силу ее неординарного развития. В стране принято беспрекословное подчинение закону. Любые законодательные нарушения предполагают полную ответственность со стороны нарушителя, которого не играет в данном вопросе роли. В основе сингапурского общества лежит дисциплина на каждом из социальных уровней. Семейная дисциплина выстроена на традициях сразу трех культур: китайской, малайской и индийской. Жители Сингапура обладают уникальными по своей природе чертами характера, такими как высокий уровень работоспособности и хитрость, деловая хватка и стремление к успеху. "Отец" сингапурского чуда акцентировал внимание еще на одной особенности народа - на его послушании. Общество закона, порядка и финансового успеха опирается на культурные особенности.

Глобальные перемены на уровне экономики

Автор сингапурского чуда Ли Куан Ю занимался не только перестройкой общества. За время его правления было принято решение развить нефтеперерабатывающий бизнес. Сотрудничество было налажено с Брунеем и Индонезией, которые хоть и занимались разработкой залежей нефти, но самостоятельно и качественно ее переработать не могли. Для реализации проекта были приглашены крупнейшие мировые компании. Именно с помощью их средств, опыта и связей было построена крупнейшая сегодня нефтеперерабатывающая отрасль. Сразу после расцвета данного сегмента экономики было начато строительство первого сингапурского порта, которых сегодня уже насчитывается четыре.

Активное развитие сразу во всех отраслях экономики

Создатель сингапурского чуда инициировал строительство и развитие аэропорта, банковского бизнеса, сектора электроники, сферы торговли и туризма. Это все и стало предпосылками великолепия современного Сингапура. Государство, которое еще в 1970-х годах утопало в долгах, сегодня обладает инвестициями за рубежом в размере 300 миллиардов долларов. Более того, правительство имеет в своем распоряжении около 200 миллиардов долларов на будущие проекты. На территории которого составляет около 4 миллионов человек, живет не менее 50 тысяч миллионеров и миллиардеров. Сингапурское чудо, Ли Куан Ю которое творил всю свою жизнь, сегодня считается примером для многих стран мира. Несмотря на то что Ли сейчас в отставке, он остается министром-советником и носит гордое звание лидера и отца нации.

Поощрение инвесторов и борьба с коррупцией

По словам Ли Куан Ю, современное сингапурское чудо можно наблюдать благодаря активному привлечению инвесторов в страну всеми возможными способами. Правительство буквально из кожи вон вылезло, чтобы помочь иностранцам реализовать их проекты. По неофициальным данным, иностранные инвесторы сберегают в банках страны не менее пятисот миллиардов долларов. Сегодня ВВП страны приравнивается к 55 тысячам долларов на душу населения. Именно по этому показателю страна практически в два раза опередила Саудовскую Аравию, Великобританию, Германию и даже Америку. На передовых позициях государство и по уровню интеллектуального развития населения. Особой частью истории островного государства можно назвать Власти значительно упростили механизмы принятия решений и ограничили количество разрешений и лицензий. Существенно был увеличен срок уголовного наказания за взятки. Имело место расширение полномочий правоохранительных органов. Расследование, например, теперь может быть начато по причине жизни не по средствам семей чиновников.

Интеграция в мировую банковскую систему

Сингапурское экономическое чудо Ли Куан Ю не обошлось без интеграции в мировую банковскую систему. Статус финансового центра достался стране за то, что она сделала возможным круглосуточное банковское обслуживание. Страна заняла нишу, которая ранее была свободна. Так, средства из Цюриха, банки которого открываются в 9 утра, перенаправляются во Франкфурт, а далее в Лондон. После закрытия банков Цюриха в обед и более позднего окончания работы финансовых институтов во Франкфурте и Лондоне эстафету принимает Нью-Йорк, на смену которому приходит Сан-Франциско. В силу специфики часовых поясов с момента закрытия банков на территории Сан-Франциско и до 9 утра по Швейцарии финансовый мир ранее спал. Сегодня эта ниша принадлежит именно банковскому сегменту Сингапура. Такой подход к развитию финансовой отрасли сделал страну не только крупным финансовым центром в регионе, но и обеспечил ей достойное место на мировой арене. По мнению экспертов, сингапурское экономическое чудо - эталон того, как должна строиться эффективная экономическая система.

Как выглядит Сингапур сегодня?

С 1965 года одна из превратилась в самое богатое государство планеты. То, что каждый может увидеть сегодня, достигалось сингапурцами исключительно собственными силами и интеллектом. оформленный в стиле хай-тек, отличается стерильной чистотой. Забота об окружающей среде проявляется в небольшом количестве автомобилей. Причина отсутствия пробок скрыта в слишком высокой стоимости машин и цене на получение разрешения на управление транспортом. Приятные мелочи, делающие жизнь граждан страны лучше, заметны повсюду. Чего только стоят установленные под углом лавочки, позволяющие каждому сидящему четко видеть номер приближающегося транспорта. В стране действуют жесткие штрафы. Выброшенный из окна окурок может стоить нарушителю порядка 15 тысяч долларов. Не только экономика страны, но и все аспекты ее жизни выглядят безупречно.

Несмотря на достаточно маленький внутренний рынок, экономика Сингапуре активно вовлечена в деательность на мировом рынке. Экономика Сингапура признана второй открытой экономикой в мире, согласно Индексу Экономической Свободы – показателя, ежегодно рассчитываемого фондом Heritage Foundation. На макроэкономическом уровне она может быть охарактеризована, как одна из наиболее стабильных экономик, с отсутствием внешних долгов, высокой государственной прибылью и постоянным приростом резервного капитала. Во время Финансового Кризиса 1997 года, в то время как экономики соседних стран снижались и претерпевали проблемы, экономика Сингапура оставалась относительно стабильной. Сингапур стойко перенес мировой экономический кризик 2008 года и, по сути, вышел из него, став одной из самых быстро растущих мировых экономик в 2010 году, в то время, как развитые экономики США и стран Европы продолжали страдать от последствий кризиса. И даже те факты, что у Сингапура нет в запасе никаких природных ресурсов и его территория, как страны-государства-города очень невелика, никоим образом не повлияли на укрепление позиций Сингапура среди других стран и его выхода на лидирующее место.

Экономика Сингапура устояла тяжелому напору и была приведена в движение благодаря:

  • Экспорту электронной промышленности и производстенного оборудования
  • Финансовым услугам высоко качества и профессионализма
  • Туризму
  • Морским грузоперевозкам (порт Сингапура является самым большим грузовым портом в мире)

Ключевые типы промышленности Сингапура

Производственный сектор Сингапура вносит ежегодный вклад в ВВП страны (от 20 до 30%). К главным отраслям промышленности относятся электроника (полупроводники, тонкая и точная механика и др.), фармацевтика, химическая промышленность, строительство и кораблестроение.

Также большой подъем и рост наблюдается в следующих видах деятельности: оптово-розничная реализация, финансовые, услуги и .

Говоря о финансовых и бизнес услугах, следует подчеркнуть, что благоприятная и поддерживающая бизнес среда Сингапура привлекает в страну большое количество мульти-национальных банков с мировым именем, а также инвестиционных компаний. Только представьте себе – каждый крупный банк и инвестиционная компания из США и стран Европы, которые представлены в Азии, открывают свой головной офис в Азиатском регионе именно в Сингапуре.

Иные виды деятельности, которые начинают набирать обороты и приносить существенный вклад в экономику Сингапура включают в себя , казино, инфокоммуникации и медию.

Природные ресурсы

Сингапур, расположенный на самом южном окончании Малазийского полуострова и обладающий территорией, в несколько раз меньше, чем Москва или Нью-Йорк, не имеет своих природных ресурсов. В то время как Сингапур заведует третьим в мире по величине нефтеперерабатывающим заводом, сырье сюда поставляют из-за рубежа (в основном из Саудовской Аравии).

Инфраструктура

Правительтсво Сингапура стремится улучшить и расширить инфраструктуру страны во всех отношениях. Это касается как транспорта (наземного, воздушного и водного), коммуникаций, промышленности, так и жилищной системы.

Передвигаться в Сингапуре по суше можно по 3,297.00 киллометрам магистральных дорог, 138.20 киллометрам рельсов. В стране, помимо метро пассажирам предлагается передвигаться на автобусыах и такси. Одним словон, транспортная система страны очень эффективная, безопасная и пунктуальная.

Междунарожный аэропорт Сингапура (Changi International Airport) предлагает перелеты в более чем 182 города в 57 странах. Пассажиро и грузо-перевозки аэропорта оцениваются в 4,000.00 тысячи полетов еженедельно.

Морской порт Сингапура предлагает перевозчикам выбор в более, чем 200 морских компаний и предоставляет доступ к 600 портам в 123 странах мира. В одно и тоже время в портовых доках Сингапура может находиться не менее 1,000.00 кораблей. Тем самым порт Синагупра по праву считается одним из самых загруженных контейнерных портов мира.

ВВП. Источники прибыли государства и резервный капитал

Экономика Сингапура выросла на 4,9% в 2011 году. По данным Британского информационного агентства «Блумберг», ВВП Сингапура составил S$326.8 миллиарда в 2011 году.

Как и в большинстве иных государств, Сингапур зарабатывает наибольшую часть доходов посредством налогов – на доходы, на недвижимость, на товары и услуги, акцизные и таможенные сборы и другие. За 2010-11 бюджетный год прибыль от налогов составила 91% от всех государственных операционных поступлений. Иными источниками дохода являются сборы за оформление лицензий и разрешений; сборы за съем жилищных и бизнес помещений; штрафы и конфискации; а также поступление капитала от продажи товаров капитального значения, таких как земля. Свободный резервный бюджет Сингапура за 2011 год оценивается в S$2.3 миллиарда или 0.7% ВВП.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...