Опыт государственного регулирования занятости за рубежом. Занятость населения: российский и зарубежный опыт


  • Лукьянова Ксения Константиновна

Ключевые слова

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ / МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / LABOR MARKET / EMPLOYMENT PROGRAMS / MODELS OF EMPLOYMENT REGULATION / INTERNATIONAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Лукьянова Ксения Константиновна

В статье рассматриваются аспекты зарубежного опыта государственного регулирования занятости населения как пример для использования в некоторых странах СНГ. Акцентировано внимание на проблемах в сфере занятости, возникающих в экономически развитых странах, пути решения этих проблем и возможность их использования в постсоветских странах. Важным для стран постсоветского пространства является опыт высокоразвитых стран в решении проблем занятости. Он демонстрирует, что в условиях рыночной экономики жизнеспособность предприятий и эффективность решения проблем занятости населения в значительной степени были обусловлены именно государственным регулированием. Целью статьи является анализ основных направлений государственного и регионального регулирования занятости в зарубежных странах для разработки рекомендаций по использованию зарубежного опыта регулирования занятости в постсоветских странах. В статье приводится статистика по уровню безработицы европейских стран, России, Украины за последние годы. Проанализирован СОЗ (совместный отчет по занятости), который является частью Европейской стратегии занятости, целью которой является увеличение количества и улучшение качества рабочих мест в ЕС. Подробно рассмотрены основные модели регулирования занятости и рынка труда. На основании проведенного исследования зарубежного опыта приведены основные направления обеспечения эффективности государственного управления занятостью населения России и Украины. Однако обязательно при внедрении зарубежного опыта необходимо учитывать как общие процессы, так и особенности и уникальность страны.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Лукьянова Ксения Константиновна,

  • Конституционно-правовые аспекты регулирования занятости и трудоустройства в Украине на современном этапе в контексте зарубежного опыта ведущих государств

    2014 / Барегамян Сюзанна Хореновна
  • Занятость и безработица в России

    2015 / Ефимова Л.А.
  • Этноэкономика как условие роста занятости населения

    2015 / Болдырева С.Б.
  • Занятость населения республики Дагестан в системе угроз экономической безопасности

    2013 / Сараджева О.В., Барикаев Е.Н., Боярская И.В.
  • Исследование проблем занятости и безработицы молодежи на региональном рынке

    2016 / Ванкевич Елена Васильевна, Зайцева О.В., Коробова Елена Николаевна

This article discusses some aspects of international practices of the state regulation of employment as an example for their use in some CIS countries. Special attention is paid to the problems of employment in developed countries, ways of solution to the problems and the possibility of their use in the post-Soviet countries. The experience of highly developed countries in solving employment problems is important for the post-Soviet countries. It shows that within a market economy the viability of enterprises and the efficiency of solving employment problems are largely driven by state regulation. The aim of the article is to analyze the main directions of state and regional regulation of employment in foreign countries in order to develop some recommendations on the use of international practices of regulation of employment in the post-Soviet countries. The article presents some statistics on the unemployment rate of the European countries, Russia and Ukraine in recent years. The JER (Joint Employment Report) is analyzed in the article, which is part of the European Employment Strategy and which aims to increase the quantity and improve the quality of jobs in the EU. Basic models of employment regulation and labor market are considered in detail. The main directions of performance assurance of government control of Russian and Ukrainian employment are introduced based on the research of international practices . However, when implementing international practices , both common processes and some unique characteristics of a certain country should be taken into account.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования занятости населения»

УДК 331.526 + 316.344.27 DOI: 10.14529/ет160315

ББК У9(2)240.0

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

К.К. Лукьянова

Донецкий национальный университет, г. Донецк

В статье рассматриваются аспекты зарубежного опыта государственного регулирования занятости населения как пример для использования в некоторых странах СНГ. Акцентировано внимание на проблемах в сфере занятости, возникающих в экономически развитых странах, пути решения этих проблем и возможность их использования в постсоветских странах. Важным для стран постсоветского пространства является опыт высокоразвитых стран в решении проблем занятости. Он демонстрирует, что в условиях рыночной экономики жизнеспособность предприятий и эффективность решения проблем занятости населения в значительной степени были обусловлены именно государственным регулированием. Целью статьи является анализ основных направлений государственного и регионального регулирования занятости в зарубежных странах для разработки рекомендаций по использованию зарубежного опыта регулирования занятости в постсоветских странах. В статье приводится статистика по уровню безработицы европейских стран, России, Украины за последние годы. Проанализирован СОЗ (совместный отчет по занятости), который является частью Европейской стратегии занятости, целью которой является увеличение количества и улучшение качества рабочих мест в ЕС. Подробно рассмотрены основные модели регулирования занятости и рынка труда. На основании проведенного исследования зарубежного опыта приведены основные направления обеспечения эффективности государственного управления занятостью населения России и Украины. Однако обязательно при внедрении зарубежного опыта необходимо учитывать как общие процессы, так и особенности и уникальность страны.

Ключевые слова: занятость населения, безработица, рынок труда, программы занятости, модели регулирования занятости, зарубежный опыт.

Реализация зарубежного опыта регулирования развития предприятий малого бизнеса в постсоветских странах существенно усиливает роль предпринимательства в решении проблем занятости населения.

В литературе существует огромный пласт исследований, посвященных различным аспектам занятости. В работах зарубежных классиков экономической мысли Л. Вальраса, Дж. Кейнса, К. Маркса, А. Маршалла, В. Ойкена, А. Пигу и др. заложены теоретические основы регулирования занятости населения. Среди российских ученых, исследовавших механизмы регулирования занятости, можно выделить А.О. Вереникина, М.И. Воейкова, В.Е. Гимпельсона, И.Е. Заславского, А.Э. Котляра, Т.М. Малевую, И.С. Маслову, Ю.Г. Одегова, Ф.Т. Прокопова, А.А. Ткаченко, Т.Я. Четвернину и др. Также вопросам занятости посвящено множество работ украинских ученых: С.И. Бандура, Т.А. Заяц, С.П. Калининой, Е.М. Либановой, Г.В. Осовской, И. Л. Петровой, В.М. Петюха и др.

Теперь, когда в странах постсоветского пространства накоплен значительный собственный опыт обеспечения занятости, внимание должны привлечь проблемы, возникающие в этой сфере в других странах. Исследования и решения таких проблем могут значительно снизить риск возникновения осложнений в постсоветских странах.

В Российской Федерации уровень безработицы с 2013 по 2014 гг. немного уменьшился: с 5,5 до 5,2 %, а в 2015 г. незначительно возрос и соста-

вил 5,6 % . Уровень безработицы в Украине в последние годы (в % к экономически активному населению трудоспособного возраста) увеличился с 7,8 % (2013 г.) до 9,7 % (2014 г.) и в IV квартале 2015 г. незначительно уменьшился до 9,5 % (2015 г.) . Уровень безработицы, определенный по методологии МОТ, в 2014 г. в Украине был ниже, чем по странам Евросоюза (9,3 % и 10,2 % соответственно). Однако на Украине в 2015 г. данный показатель незначительно уменьшился и составил 9,1 %, а в ЕС снизился практически до украинского уровня - 9,4 %. Для сравнения приведем показатели по отдельным странам ЕС в 2014 и 2015 гг. соответственно: Австрия - 5,6 и 5,7 %; Нидерланды - 7,4 и 6,9 %; Германия - 5,0 и 4,6 %; Соединенное королевство - 6,1 и 5,3 %; Франция -10,3 и 10,4 %; Польша - 9,0 и 7,5 %; Греция - 26,5 и 24,9 %; Испания - 24,5 и 22,1 % .

Государственная активная политика занятости этих стран предусматривает разработку программ содействия занятости населения; программы занятости регулярно разрабатываются, финансируются и выполняются, учитывая специфику конкретной социально-экономической ситуации.

Разработка программ занятости занимает одно из приоритетных мест в Европейском Союзе. В марте 2015 года Совет ЕС по вопросам занятости, социальной политики, здравоохранения и защиты прав потребителей принял Совместный Отчет по Занятости (СОЗ). Отчет опубликован вместе с Обзором ежегодного роста, и является частью Европейской стратегии занятости, целью которой явля-

ется увеличение количества и улучшение качества рабочих мест в ЕС. В упомянутом СОЗ анализируется ситуация в области занятости в Европе. Среди прочего, в отчете рассматриваются ответные меры государств-членов ЕС на трудности в области занятости и вопросы социальной политики.

СОЗ показывает, что занятость и социальная ситуация по-прежнему вызывает обеспокоенность. Число безработных составляет 24,6 миллионов и число людей, подверженных риску бедности или социальной изоляции, увеличивается. Особенное беспокойство у аналитиков вызывает рост уровня длительной безработицы. Поэтому, в отчете государствам-членам ЕС предлагается продолжить осуществление необходимых реформ для создания улучшенного функционирующего рынка труда, осуществления политики создания долгосрочных и качественных рабочих мест со справедливой заработной платой, достойной защитой занятости и обеспечения безопасности и гигиены на рабочих местах. В отчете рекомендуется обратить внимание на реализацию Гарантий для молодежи. Это значит акцентирование большего внимания на государственные службы занятости и содействие, к примеру, профессионально-техническому образованию и обучению. Государства-члены ЕС должны обеспечить бизнес-структуры благоприятными условиями для того, чтобы они смогли предоставить места для прохождения производственной практики, и, тем самым, содействовать плавному переходу от получения образования к трудоустройству. В СОЗ также говорится, что инвестирование в человеческий капитал через образование и обучение вызывает рост производительности труда. Согласно отчету, государства-члены ЕС работали над принятием мер, направленных на совершенствование трудовых навыков и на содействие образованию взрослых. Некоторые страны приняли меры, которые были направлены на улучшение систем начального, среднего и высшего образования, в то время как другие рассматривали вопросы относительно общей стратегии образования. Странам рекомендовано по-прежнему продолжать формировать свои системы профессионально-технического образования и обучения в целях повышения производительности труда работников.

Кроме того, в СОЗ предлагается предоставить больше налоговых льгот бизнесу для содействия созданию рабочих мест. Некоторые государства-члены ЕС уже пытались сделать это посредством временного найма и субсидий, предоставляемых компаниям как поощрение за найм новых сотрудников. Отчет также напоминает обо все еще существующем гендерном разрыве, несмотря на то, что действия для усиления занятости женщин и гармоничного соотношения между работой и семейной жизнью, были предприняты. Указано, что должен существовать доступ к недорогим и качественным услугам по уходу за детьми, к гибкому

графику работы и к достойной политике предоставления отпусков. Наконец, в СОЗ рекомендуется улучшить систему социальной защиты, включая схемы минимального дохода и выплат пособий по безработице, что позволит увеличить активность тех, кто имеет доступ к рынку труда и защитить тех, кто наиболее отдален от него .

Значительную роль в реализации политики занятости в странах ЕС играет региональная политика, ориентированная на уменьшение разрыва между уровнями развития разных регионов, на ликвидацию отставания развития «депрессивных» европейских территорий (как правило, это периферийные зоны, отдаленные сельские и горные территории). Цель такой политики - уменьшить имеющиеся региональные диспропорции в экономическом и социальном развитии, в уровнях занятости населения и предотвратить возникновение региональных дисбалансов в странах ЕС. Совместная региональная политика стран ЕС является составляющей европейской структурной политики и называется - политика «сплочения». Основным средством достижения «сплочения» в большинстве стран ЕС является создание для жителей различных регионов примерно равных условий доступа к факторам производства, включая капитал, труд, образование и услуги.

Исследователи различают пять моделей регулирования занятости и рынка труда: американская (США), шведская (скандинавские страны), англосаксонская (Великобритания, Канада, Ирландия), континентальная или немецкая (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, частично Франция), японская. Однако некоторые исследователи группируют страны иначе, например, не выделяют отдельно американскую модель, а включают ее в англосаксонскую .

Основой американской модели является субсидиарный тип социально-трудовых отношений, ориентация работника на достижение личного успеха и самореализацию. Эта модель характеризуется децентрализацией рынка труда и законодательства по вопросам занятости и социального обеспечения; высоким уровнем контроля за наемным работником со стороны работодателя; высокой географической и профессиональной мобильностью работников; относительно высоким уровнем безработицы.

Профессиональная карьера связана, прежде всего, с изменением места работы, соответственно, эта модель отличается высоким уровнем мобильности. Уровень заработной платы устанавливается на основе квалификации работ и их сложности, продвижение по службе, как правило, не связано с расширением профессионально-квалификационного профиля. Значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации. Существуют как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и универ-

ситетах. При министерстве труда США создано 1200 государственных центров профориентации и профотбора, через которые ежегодно проходит более 1 млн. подростков. Следствием является снижение затрат на подготовку специалистов на 30-40 %, а каждый доллар, вложенный в разработку тестов профессионального отбора, создает экономический эффект в одну тысячу долларов .

США традиционно имеют достаточно высокий уровень безработицы. Необходимо заметить, что на ее уровень существенно влияет фрикционная безработица. Это вполне объяснимо при широком и динамичном рынке труда, на котором работники активно меняют не только место работы, а и профессию. Например, в этой стране около 10 % работников меняют профессию в течение года. Кроме того, страна в течение многих лет удерживала первое место в мире по количеству создаваемых ежегодно рабочих мест. Эти факторы способствовали тому, что безработица воспринимается населением как распространенное, но не угрожающее явление.

Поскольку в ряды безработных в США попадают преимущественно неквалифицированные или малоквалифицированные работники, то рабочие места, которые для них создаются, достаточно низкого качества. К основным направлениям современной политики занятости США относятся: улучшение качества рабочих мест в аспекте повышения уровня оплаты труда, перспектив профессионального роста и обогащение содержания труда. Государственная политика США, прежде всего, направлена на стимулирование роста занятости и увеличения количества рабочих мест, подготовку и переподготовку работников, содействие найму рабочей силы.

В практике европейских государств и США накоплен значительный опыт создания и функционирования агентств регионального развития, которые в значительной степени способствуют решению проблем занятости населения. Наиболее распространенной является такая организационная форма агентства регионального развития, как государственная инвестиционная корпорация. В основу ее деятельности возложена политика концентрации государственных инвестиций, которые направлены на развитие городов, а города, в свою очередь, осуществляли положительное экономическое и социальное влияние на отсталую периферию.

Шведская модель основывается на трех основных принципах:

Достижение полной занятости трудоспособного населения;

Предоставление социальных гарантий населению;

Обеспечение равных возможностей достижения благосостояния.

Характерной чертой шведской модели является предупреждение безработицы, а не борьба с ее последствиями. Правительство страны в социальной политике особое внимание уделяет, в частности, разработке мероприятий, направленных на создание новых рабочих мест, в основном в государственном секторе экономики; координацию миграции населения и рабочей силы путем предоставления субсидий и кредитов на переезд семей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места; обеспечивая оперативный доступ населения к своевременной информации об имеющихся вакантных местах и тому подобное.

На мероприятия, связанные с проведением политики в сфере занятости, тратится почти 3 % ВВП и 7 % бюджета. Успех Швеции в достижении полной занятости был достигнут именно благодаря этому .

Главной особенностью этой политики в сфере занятости Швеции является то, что 70 % средств здесь тратят:

На проведение профессиональной подготовки и переподготовки лиц, оставшихся без работы или тех, кому грозит безработица;

Создание новых рабочих мест, в основном в государственном секторе экономики;

Обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы;

Обеспечение населения информационными услугами на базе компьютерных банков данных о вакантных местах по регионам страны;

Поощрение развития мелкого предпринимательства путем предоставления государственных кредитов и субсидий.

В Швеции действуют государственные региональные компании, которые принимают долевое участие в реконверсии предприятий и организации производства новых товаров, поддерживают малые и средние предприятия, что в значительной степени способствует решению проблем занятости.

Англосаксонская модель предполагает преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокую долю частных предприятий и общественных организаций в предоставлении социальных услуг. Поскольку декларируемые на государственном уровне меры регулирования занятости впервые начали внедряться именно Великобританией, рассмотрим их общие направления в историческом аспекте.

Бывший британский премьер Т. Блэр убеждал коллег, что статистика в деле создания новых рабочих мест - плохой помощник. По его мнению, трудоустройство - проблема индивидуальна, расчеты и цифры не способны помочь конкретному безработному найти свое место в жизни.

В середине 30-х годов ХХ века для реализации рекомендаций, предоставленных Дж. М. Кейнсом правительству Англии, в этой стране был

создан Национальный Совет экономического развития. Для вывода экономики из кризисного состояния Кейнс предлагает как решительное вмешательство государства, так и искусственное применение государственных расходов, например, строительство дорог, освоение новых территорий с целью создания рабочих мест (общественные работы).

Одной из задач Национального Совета была разработка государственных экономических и социальных программ, которые должны быть подчинены достижению главной цели - обеспечению полной занятости рабочей силы и повышению жизненного уровня населения.

Нынешняя модель регулирования занятости Великобритании является действенной и эффективной. В ее состав входит несколько взаимосвязанных блоков: сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда, целостная система профессионального обучения и трудоустройства, разработка программ обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке труда женщин и молодежи, разработка целевых программ общественных работ, развитие фондов страхования от безработицы, развитие системы социального обеспечения. В институциональной системе регулирования экономики и социальных отношений Великобритании имеется разветвленная сеть полуправительственных организаций. Вопросами занятости и безработицы занимается Комиссия по рабочей силе, которая выполняет совещательную функцию по отношению к правительству. Сегодня на государственном уровне регулирование занятости осуществляется Департаментом по вопросам занятости.

Заслуживает внимания опыт Великобритании в профориентационной деятельности. Главным координирующим органом в профессиональной деятельности является служба занятости молодежи, состоящая из более чем 3,6 тыс. консультантов и их помощников. Подготовка специалистов в этой сфере проводится в Великобритании с 1949 г.

Для континентальной модели, как и для шведской, характерны стремление к поддержанию высокого уровня занятости, сокращение численности занятых при повышении эффективности труда. Поэтому вопросам занятости и безработицы уделяется первостепенное внимание. Оно вызвано как осознанием государством своей ответственности за состояние на рынке труда, так и причинами социально-политического характера, в частности наличием значительного количества трудовых иммигрантов, которые создают конкуренцию местным работникам. На нивелирование этого явления во Франции направлена, в частности, реализация программы занятости «Новые услуги - новые рабочие места». Среди других мероприятий она предусматривает возмещение государством до

80 % затрат предприятиям на создание новых рабочих мест для молодежи.

Привлекает внимание и система реализации политики занятости Франции. Вопросами занятости занимаются не только на государственном и региональном, а и на отраслевом уровне.

Немецкая (или неолиберальная) модель занятости базируется на активной политике занятости - государство поощряет всех производителей (работодателей), которые создают новые рабочие места, а также поддерживают существующий уровень занятости при модернизации предприятий, предоставляет льготы предприятиям, которые воздерживаются от массовых увольнений работников. В Германии основная часть субсидий направляется кооперативам, которые образовались на базе предприятий-банкротов из безработных, имеющих определенные знания, но не имеющих навыков в организации бизнеса .

Использование положительного опыта организационно-управленческих основ регулирования занятости в Германии ведет к сокращению безработицы путем создания новых рабочих мест и может дать двойной эффект как в экономическом, так и в социальном развитии. Во-первых, будут создаваться новые конкурентные продукты и, во-вторых, снизится уровень безработицы и социальное напряжение в постсоветских странах.

В Германии на совершенствование территориальной экономической структуры выделяется около 1 % государственного бюджета, к чему добавляются собственные средства земель и Структурных фондов ЕС. Координатором европейской региональной политики является Комитет регионов, который состоит из представителей региональных и местных органов власти. Комитет регионов играет важную роль в прогнозе тенденций и разработке стратегии регионального развития; вносит свои предложения и коррективы в структурную политику ЕС, привлекая региональные и местные органы власти в процесс принятия решений на общеевропейском уровне .

Японской моделью предусматриваются гарантии занятости работникам в течение всей трудовой жизни, увеличение всех видов выплат в зависимости, прежде всего, от стажа работы. Уровень безработицы в Японии в течение последних лет составляет 3-3,5 %. Однако отечественные ученые отмечают, что это модель, которая может быть реализована в специфической ментальной среде, несмотря на то, что условия жизни отличаются от западноевропейских, российских и украинских стандартов.

Система трудовых отношений в Японии основывается на «пожизненном найме». Что касается сокращения трудовых затрат на рабочую силу, то в японских фирмах это осуществляется благодаря перемещениям внутри предприятия или между предприятиями, а не за счет увольнения работни-

ков, как это осуществляют американские фирмы. Рынок труда Японии характерен тем, что молодых людей принимают на работу в первую очередь, а людей старшего поколения принудительно увольняют, что требует внимательного рассмотрения при применении в постсоветских странах.

Роль государственной службы занятости должна расти, прежде всего, в прогнозировании структурных сдвигов в экономике региона и разработке соответствующих потребностям региона программ трудоустройства. В последнее время все большее распространение приобретают именно гибкие и нестандартные формы занятости. Так, в странах ЕС треть рабочей силы охвачена гибкой занятостью.

Гибкая занятость предназначена оптимизировать количество рабочего времени, время начала и окончания рабочего дня, создать гибкие рабочие места. Широкое распространение в развитых странах получил такой вид гибкой и НФЗ (новой формы занятости), как частичная занятость. Например, при необходимости расширить режим работы предприятия и привлечь к работе в «часы пик» дополнительные рабочие руки, чтобы снизить нагрузку на работающих и лучше удовлетворить потребности клиентов и др., для рабочих - с возможностью иметь условия работать с учетом ресурсов здоровья, необходимости подготовки к выходу на пенсию, совмещать работу с воспитанием детей и тому подобное . Причины распространения этой концепции занятости связаны с необходимостью решения проблемы безработицы, поиска новых источников рабочей силы и оптимизации ее использования, что актуально для стран, где происходит процесс старения населения).

Выводы. В контексте проанализированного зарубежного опыта основными направлениями обеспечения эффективности государственного управления занятостью населения является сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда; целостная система профессионального обучения и переподготовки лиц, оставшихся без работы или тех, кому грозит безработица; система налоговых льгот для содействия созданию рабочих мест; программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке безработных; разработка региональных программ занятости населения и целевых программ общественных работ; развитие системы социального обеспечения. Зарубежный опыт организации общественных работ позволяет более рационально использовать рабочую силу, создавать временную занятость безработного населения как на региональном уровне, так и при реализации проектов общегосударственного характера.

Адаптация зарубежного опыта к постсоветским условиям и его внедрение должно учитывать как общие процессы, так и особенности и уникальность страны. В постсоветских странах, на-

пример, широкому использованию общественных работ мешают, с одной стороны, отсутствие средств в местных бюджетах, незаинтересованность предприятий в организации этих работ вследствие ограниченной потребности в рабочей силе, с другой стороны - непопулярность таких работ среди незанятых граждан по причине того, что это временно, не соответствует квалификационному уровню и по причине психологической неприемлемости.

Однако, несмотря на различные препятствия, в постсоветских странах борются с безработицей, разрабатывают государственные и региональные социально-экономические программы, которые подчинены достижению главной цели - обеспечению полной занятости рабочей силы и повышению жизненного уровня населения.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики: Рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

2. Экспресс-выпуск. Государственная служба статистики Украины: экономическая активность населения в 2014 г., в IV квартале 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua

3. Евростат. Общий уровень безработицы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat

4. Новый Совместный Отчет по Занятости Европы. Реформы рынка труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.csee-etuce.org/ru/

5. Дружинина, В.В. Обеспечение сбалансированности местного рынка труда: зарубежный опыт / В.В. Дружинина // Научный Вестник Херсонского государственного университета. - 2014.

- № 6. - С. 124-128.

6. Зайцева, К. В. Управление трудовой занятостью в условиях смешанной экономики: монография / К.В. Зайцева. - Донецк: МЧП «ВИК», 2003. -294 с.

7. Никольская, Г.К. Влияние глобализации экономических связей на состояние рынка труда в США /Г. К. Никольская // Труд за рубежом. - 2000.

- № 1. - С. 13-16.

8. Туленков, М.В. Организационно-управленческие основы регулирования занятости в Германии / М.В. Туленков // Бюл. ИПК ГСЗУ. - 2004. -№ 1. - С. 50-54.

9. Белоус, И. Опыт стран ЕС в сфере социальной поддержки населения / И. Белоус // Мир финансов. - 2006. - № 4. - С. 165-169.

10. Афонин, Е.А. Социальная сфера и проблемы государственного управления / Е.А. Афонин, В.О. Чмыга // Экономика и государство. - 2007. -№ 1. - С. 67-69.

Лукьянова Ксения Константиновна. Аспирант очной формы обучения кафедры «Управление персоналом и экономика труда», Донецкий национальный университет (г. Донецк), [email protected]

DOI: 10.14529/em160315

INTERNATIONAL PRACTICES OF EMPLOYMENT REGULATION

Donetsk National University, Donetsk

This article discusses some aspects of international practices of the state regulation of employment as an example for their use in some CIS countries. Special attention is paid to the problems of employment in developed countries, ways of solution to the problems and the possibility of their use in the post-Soviet countries. The experience of highly developed countries in solving employment problems is important for the post-Soviet countries. It shows that within a market economy the viability of enterprises and the efficiency of solving employment problems are largely driven by state regulation. The aim of the article is to analyze the main directions of state and regional regulation of employment in foreign countries in order to develop some recommendations on the use of international practices of regulation of employment in the post-Soviet countries. The article presents some statistics on the unemployment rate of the European countries, Russia and Ukraine in recent years. The JER (Joint Employment Report) is analyzed in the article, which is part of the European Employment Strategy and which aims to increase the quantity and improve the quality of jobs in the EU. Basic models of employment regulation and labor market are considered in detail. The main directions of performance assurance of government control of Russian and Ukrainian employment are introduced based on the research of international practices. However, when implementing international practices, both common processes and some unique characteristics of a certain country should be taken into account.

Keywords: employment, unemployment, labor market, employment programs, models of employment regulation, international practices.

1. Federal"naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: Rynok truda, zanyatost" i zarabotnaya plata . Available at: http://www.gks.ru

2. Ekspress-vypusk. Gosudarstvennaya sluzhba statistiki Ukrainy: ekonomicheskaya aktivnost" naseleniya v 2014 g., v IV kvartale 2015 g. . Available at: http://www.ukrstat.gov.ua

3. Evrostat. Obshchiy uroven" bezrabotitsy . Available at: http://ec.europa.eu/eurostat

4. Novyy Sovmestnyy Otchet po Zanyatosti Evropy. Reformy rynka truda . Available at: https://www.csee-etuce.org/ru/

5. Druzhinina V.V. Obespechenie sbalansirovannosti mestnogo rynka truda: zarubezhnyy opyt . Nauchnyy Vestnik Khersonskogo gosudarstvennogo universiteta , 2014, no. 6, pp. 124-128.

6. Zaytseva K.V. Upravlenie trudovoy zanyatost"yu v usloviyakh smeshannoy ekonomiki . Donetsk, 2003. 294 p.

7. Nikol"skaya G.K. Vliyanie globalizatsii ekonomicheskikh svyazey na sostoyanie rynka truda v SShA . Trud za rubez-hom , 2000, no. 1, pp. 13-16.

8. Tulenkov M.V. Organizatsionno-upravlencheskie osnovy regulirovaniya zanyatosti v Germanii . Byul. IPK GSZU , 2004, no. 1, pp. 50-54.

9. Belous I. Opyt stran ES v sfere sotsial"noy podderzhki naseleniya . Mirfinansov , 2006, no. 4, pp. 165-169.

10. Afonin E.A. Sotsial"naya sfera i problemy gosudarstvennogo upravleniya . Ekonomika i gosudarstvo , 2007, no. 1, pp. 67-69.

Ksenia K. Lukianova, full-time PhD student, Department of HR-Management and Labor Economics, Donetsk National University (Donetsk), [email protected]

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Лукьянова, К.К. Зарубежный опыт регулирования занятости населения / К.К. Лукьянова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2016. -Т. 10, № 3. - С. 109-115. БО!: 10.14529/ет160315

Lukianova K.K. International Practices of Employment Regulation. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2016, vol. 10, no. 3, pp. 109-115. (in Russ.). DOI: 10.14529/em160315

Как отмечалось ранее, безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.

Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи. Однако изучение такого опыта необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы к решению этих проблем в других странах. Например, если во Франции правительство старается прежде всего обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии основные силы уходят на создание рабочих мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения.

Так что же все-таки важнее для государства: дать средства для выживания или помочь найти работу? Различают государственную активную и пассивную политику занятости. Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест).

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)-совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.).

Регулируемый рынок труда формируется при условии наличия правовых основ поведения субъектов на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так и индивидуальных. Организационный рынок труда - это высшая степень развития рыночных трудовых отношений. При этом, во-первых, государственная политика занятости рассматривается в качестве приоритетной составляющей экономической политики и тесно увязана с другими направлениями экономической, технической и социальной политики государства; во-вторых, предполагается обязательное наличие развитой системы специальных учреждений, обеспечивающих государственные гарантии по защите населения от безработицы и оказание необходимой социальной помощи. Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за "активной политикой", т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подходе просматривается не столько "корыстный подход" государства, сколько психологических маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.

Основными принципами государственной политики в области занятости являются:

  • - обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
  • - поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • - координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • - участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • - предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • - обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • - международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.

Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям :

  • а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных . Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
  • б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения .

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров .

Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную безработицу. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии (первый год - около 1200 евро ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года - 1600 евро).

г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы .

Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена со значительными материальными и моральными издержками, поэтому рассчитывать на успех в борьбе с безработицей через переселение людей в другие районы не приходится.

  • д) Регулирование международных потоков рабочей силы . В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.
  • е) Регулирование демографических процессов . Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.

Как показывает история развития других стран, в условиях адаптации к рыночным условиям пока еще никому не удавалось избежать роста безработицы. Вместе с тем в различных странах существуют свои особенности формирования и развития рынка труда. В них выражена не только реакция занятости на рыночные перемены, но и более широкая проблема -- выбор обществом характера социальных издержек, связанных с переходом от государственной системы к рыночной. Переход к рыночной экономике связан с большими издержками в социально-экономической сфере, и страны, вступившие на этот путь, сталкиваются с необходимостью предоставить населению определенный уровень социальной защищенности, возможность подыскать работу, обеспечить минимум жизненных благ, средств к новым условиям функционирования рынка рабочей силы. В этой связи определенный интерес может представлять опыт деятельности системы трудоустройства тех стран, где в определенной мере отлажен и накоплен достаточный запас прочности в деле регулирования занятости населения, хотя очевидно, что решить эту проблему западному обществу не удастся никогда, по крайней мере, пока существует капиталистический способ производства.

Вся система трудоустройства в большинстве стран, где она существует, разделяются на две основные группы: государственную службу трудоустройства и частные агентства. Ведущую и универсальную роль субъекта в обеспечении трудоустройства играют именно государственные службы трудоустройства. Это характерно для всех стран Центральной и Восточной Европы. Службы занятости в отдельных странах построены по принципу вертикальной структуры. Но степень государственного контроля и воздействия на службу трудоустройства в отдельных странах различна. Например, в Австралии, Нидерландах, Финляндии и Японии службы трудоустройства являются по сути дела рабочим органом министерства труда и работают под непосредственным контролем этих министерств.

В Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Франции, Швеции служба трудоустройства является институтом с некоторой степенью самостоятельности, контролируемым в качестве общенационального органа ответственным чиновником соответствующего министерства. В таких странах, как, США и Швейцария, служба трудоустройства контролируется на местном уровне при наличии центрального координирующего органа. В России уровень самостоятельности службы занятости несколько выше, чем в других странах, поскольку она выполняет роль своеобразного комитете по занятости, находящегося под кураторством одного из вице-премьеров России.

Важным моментом политики занятости является вопрос финансирования служб трудоустройства. Здесь можно выделить два основных вида финансирования. В одних странах, главным образом в Западной Европе, службы трудоустройства финансируются из средств государственного бюджета. В некоторых других странах (Северная Америка, Азия) финансирование происходит из разных источников: из фондов страхования от безработицы и средств государственного бюджета. В подобном случае фонды страхования часто используются для покрытия административных расходов, а средства госбюджета для реализации программ.

Функции службы занятости Канады выполняет Комиссия по делам занятости и иммиграции. Сердцевиной деятельности службы занятости Канады является трудоустройство, посредничество, консультация и информации о положении с вакансиями. Служба занятости Канады имеет в своем составе более 550 местных офисов, которые осуществляют программы занятости и трудоустройства. Региональные и местные органы имеют возможность гибко реагировать на изменение условий местного рынка рабочей силы.

Службу трудоустройства Великобритании курирует министерство по вопросам занятости, а местные отделения курируются штаб-квартирой службы в Лондоне, хотя и имеют определенную степень самостоятельности, рассчитанную на лучшее знание ими местных условий, рынков рабочей силы и демографической ситуации. Основная функция службы трудоустройства Великобритании - посредничество в поисках работы, а главный метод - самообслуживание клиентов посредством ознакомления с информацией о вакансиях, выведенной на экран дисплея в местных офисах, содействие в оформлении направлений на работу в выборе компании в соответствии с запросами претендентов на место. Кроме того, в Великобритании служба трудоустройства выполняет еще одну важную функцию - разработку и осуществление программ вмешательства в деятельность рынка труда в сочетании с консультированием ищущих рабочее место и реализацией разного рода программ адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

Служба трудоустройства ФРГ, представленная Федеральным институтом труда, рассматривается как современный механизм содействия в профессиональной карьере и трудовой жизни различными средствами. Федеральный институт труда обладает значительной автономией на всех уровнях. Его правление состоит из представителей государственных органов, организаций предпринимателей и профсоюзов, других общественных организаций, проводит государственную политику в рамках закона о поощрении занятости и других нормативных актов. Работа осуществляется под наблюдением министерства труда и социальных дел при условии сохранении незыблемости юридических и конституционных рамок. Служба трудоустройства ФРГ юридически обязан осуществлять программу исследования рынка рабочей силы и системы профессиональной подготовки, осуществлять исследования конъюнктуры с занятостью, обеспечивать государственные органы статистическими данными и издавать отчеты о результатах своей работы. Функции трудоустройства службы занятости ФРГ разделены, согласно классификации профессий, с учетом особенностей местных рынков рабочей силы, а процедура основана на собеседовании с претендентом на рабочее место, которое используется как дополнительная возможность консультирования претендента.

Национальное агентство занятости (НАЗ) представляет службу трудоустройства Франции. Оно является государственным учреждением с собственной юридической ответственностью под эгидой министерства труда, занятости и профессиональной подготовки. Основная функция службы трудоустройства - посредничество в предоставлении рабочего места - осуществляется на принципах самообслуживания, дополненного системой саморегистрации, что признано достаточно эффективным в условиях страны. Вакансии достаточно широко рекламируются в средствах массовой информации - прессе, по радио и телевидению.

Среди промышленно развитых стран Швеция выделяется высокой степенью контактов службы занятости с функционирующим рынком рабочей силы. Кроме деятельности по обеспечению рабочих мест для соискателей работы через работодателей, служба занятости ответственна за осуществление всех других методов государственного регулирования рынка труда, осуществляемого правительством и парламентом. Служба занятости Швеции, Национальный совет по рынку труда, осуществляя политику и программы использования рабочей силы, является финансируемым государством представительным органом, подотчетным правительству и представленным в парламенте министром по вопросам рынка труда

Анализ мировой практики свидетельствует об огромной неравномерности развития систем социально-экономической защиты от безработицы. Индустриальные страны обладают более чем вековым опытом политики противодействия безработице и смягчения ее последствий. Системы защиты от безработицы в них характеризуются высокой степенью инкорпорированности в государственную социально-экономическую политику, адаптивностью к происходящим переменам как внутри страны, так и во всем мире.

В то же время во многих странах и прежде всего в развивающихся политика защиты от безработицы находится в зачаточном состоянии или отсутствует вообще. Отличительные особенности этих стран - большая роль патриархальных дорыночных отношений и институциональная неразвитость рынка труда. Они не располагают ни ресурсами, ни институтами для комплексного решения соответствующего круга проблем. Вместе с тем разрушение традиционного уклада, во многом обусловленное набирающими силу процессами экономической глобализации, вынуждает их приступить к разработке и осуществлению мер по защите от безработицы. Проводимая в этих странах политика нацелена на решение отдельных конкретных задач, как правило, связанных с защитой определенных категорий национальной рабочей силы.

При широком разнообразии национальных систем защиты от безработицы в промышленно развитых странах можно условно выделить две базовые модели. Первая характерна для стран, придерживающихся англосаксонской традиции и отличающихся высоким динамизмом рынка труда (Канада, США), вторая для стран Западной Европы, где развитие рынка труда протекает более вяло, в том числе вследствие многочисленных исторических и социальных потрясений на протяжении прошлого столетия.

Особенностями первой, североамериканской модели являются: дерегулирование рынка труда; жесткие условия предоставления материальной компенсации; упор на повышение эффективности от вложенных средств при разработке и реализации активных и пассивных программ. Политика этих стран ориентирована на максимально быстрое уменьшение экономических и финансовых потерь от безработицы, на жесткую увязку форм материальной защиты безработных и затрат на них, на скорейшую реинтеграцию безработных в сферу оплачиваемой занятости. Основной акцент эта модель делает на снижении численности претендентов на государственную социальную помощь и соответственно сокращении бремени социальных расходов государства. Компенсационный механизм в этих странах основывается только на страховых принципах, устанавливаются достаточно жесткие правила сохранения права на страховые выплаты по безработице, которые время от времени пересматриваются, но не в сторону смягчения. Максимальная продолжительность выплаты пособий также сравнительно невелика, например, в США - не более 6 месяцев. Практика найма и увольнения в них лишь в минимальной степени регламентирована законом, коллективно-договорное регулирование также не получило широкого развития, поскольку профсоюзами охвачена небольшая доля наемных работников. В результате вероятность лишиться рабочего места в полтора - два раза выше, чем в европейских странах, однако продолжительность периодов безработицы существенно короче. Доля длительно безработных в США составляет около 8% их общего числа, в то время как во Франции, Германии, Нидерландах она достигает 40-50%.

Важнейшим компонентом процесса разработки и реализации активных программ содействия занятости является оценка их эффективности, в том числе в отношении различных категорий безработных. На ее основе разрабатываются рекомендации по применению этих программ. Широкое распространение в США и Канаде получил метод профилирования безработных. В соответствии с ним на раннем этапе безработицы прогнозируется ее вероятный период для каждого обратившегося и определяется оптимальная программа его интеграции в занятость (продолжительность действия этой программы колеблется от одного до трех месяце). Таким образом, идеология активной политики исходит из необходимости вовлечения безработных и занятых, наиболее подверженных риску попадания в категорию безработных, в программы, позволяющие уменьшить период выплаты пособия по безработице или предотвратить ее. Длительно безработные не являются объектом специальных программ, так как эта категория сравнительно малочисленна и считается неперспективной.

В соответствии с либеральным подходом в основе защиты от безработицы лежит принцип самопомощи, ориентирующий как безработных, так и занятых, находящихся под угрозой увольнения, на самостоятельный поиск работы. Несмотря на то что роль службы занятости в рамках данной системы не отрицается, ей постоянно приходится доказывать свою значимость и демонстрировать высочайшую адаптивность к технологическим новшествам. Особенно это проявилось в 1990-е годы - период быстрого внедрения новых информационных технологий. Службы занятости не только освоили новые средства коммуникации, оперативно внедрили их в практику повседневной работы с безработными и работодателями, повысили квалификацию своих сотрудников, но и стали разворачивать обучающие программы для безработных, адаптируя их к технологическим вызовам нового тысячелетия. Одной из основных функций службы занятости является управление системой страхования от безработицы.

Вторую, преимущественно социальную модель защиты от безработицы, получившую развитие в большинстве стран Западной Европы, отличает более жесткое по сравнению с предыдущей регулирование в сочетании с достаточно щедрой системой материальной поддержки безработных. Цель данной модели - обеспечение плавной адаптации населения к переменам, происходящим на рынке труда, и содействие реинтеграции безработных в сферу оплачиваемой занятости через участие в активных программах. Таким образом, компенсационные выплаты осуществляются не в ущерб программам содействия занятости. Законодательное регулирование в этих странах направлено на создание достойных условий занятости повышение гарантий ее сохранения для работника как более слабого агента рынка труда по сравнению с работодателем. Особенно строго регламентирована процедура увольнения, в том числе продолжительность периода уведомления об увольнении, размер выходного пособия, способы законодательной защиты от несправедливого увольнения. Во Франции при индивидуальном увольнении работодатель обязан выплатить работнику его полугодовую заработную плату, а также социальный взнос за этот срок, оплатить отпуск, положенный по закону и в соответствии с коллективным договором. Работодатель несет издержки и в том случае, если работник находит другую подходящую работу сразу после увольнении. Даже суд в соответствии с законом не может снизить установленный уровень возмещения.

Строгая регламентация процедуры увольнения имеет оборотную сторону, так как серьезно подрывает объективные возможности стимулы работодателей к расширению найма и, следовательно, сужает перспективы трудоустройства для потерявших работу и впервые выходящих на рынок труда. Вместе с тем законодательные правила предоставления прав на пособие по безработице, определения его размера и продолжительности выплат в западноевропейском варианте намного мягче по сравнению с преимущественно либеральной моделью.

В ряде стран (например, во Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Швейцарии, Бельгии) материальная поддержка безработных основывается на тесном взаимодействии двух систем - страхования от безработицы и социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты по безработице безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через службу занятости. Отсюда - широкий охват занятого населения системой страхования от безработицы (от 60-80 процентов) в отличие от стран, придерживающихся либеральной модели, где охват занятых страхованием от безработицы вдвое ниже. Такое страхование распространяется на граждан с относительно низкой заработной платой, при этом предполагается, что граждане с высокими доходами или заработной платой могут сами страховать себя от будущего риска безработицы.

Несмотря на достаточно щедрое финансирование материальной поддержки безработных, доля расходов на активные программы в этих странах, как правило, не ниже, а изначально несколько выше, чем в странах, ориентированных на либеральную модель. В последних в 1990-е годы наметилась тенденция к относительному сокращению расходов на проведение пассивной политики и их увеличению на осуществление активной.

В настоящее время в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в России и Украине предпринимаются действия по формированию целостной национальной модели защиты от безработицы, сопоставимой с моделями промышленно развитых стран. В то же время стран СНГ, например, Узбекистан, Грузия, во многом 9 хотя и не полностью) копируют сценарий развивающихся стран. Усилия международных финансовых институтов, предоставляющих целевые кредиты на создание национальных систем служб занятости, и их представителей, ставших советниками правительств многих стран, в том числе и России, во многом способствовали активному продвижению «готовой» западной модели. Во-первых, влияние Запада проявлялось в установлении порядка и процедуры финансирования реформ, в соответствии с которыми размер очередного финансового вливания зависел от выполнения определенных для каждого конкретного этапа обязательств, в частности, по построению национальных систем служб занятости. Во-вторых, значительная часть выделяемых международными организациями средств была инвестирована в создание современной материально-технической базы нового института рынка труда. В-третьих, проводниками внедрения передового западного опыта были многочисленные специалисты и консультанты из развитых стран, непосредственно связанные с деятельностью служб занятости, активно продвигавшие западные концепции и технологии поддержки безработных и подготовки специалистов для новой системы .

Внедрение в практику переходных экономик уже готовой модели давало значительные преимущества. Так, в короткие сроки (2-3 года) была сформирована законодательная база системы защиты от безработицы, создана национальная структура служб занятости, представляющая собой сеть региональных и местных подразделений, управляемых центральным органом, но вместе с тем достаточно самостоятельных в определении методов работы и решении конкретных задач. Создание инфраструктуры рынка труда сопровождалось формированием нового поколения служащих, деятельность которых изначально была нацелена на решение и экономических, и социальных проблем. Совместная работа со специалистами из развитых стран, имеющими большой опыт в решении конкретных задач, стажировки в них специалистов из стран Восточной Европы, Балтии и России, адаптации полученных знаний применительно к потребностям своих стран позволили в кратчайшие сроки освоить и успешно использовать методы, отработанные в развитых рыночных экономиках в течении десятилетий.

Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации.

Читайте также:
  1. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  2. Административные и экономические методы регулирования природопользования.
  3. Антимонопольный и социально-ориентированный подход к изучению соц.-эк. процессов Л. Эрхарда.
  4. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора, его полномочия
  5. Билет 23. 1. Отечественный и зарубежный опыт организации физкультурно-спортивной работы с инвалидами на современном этапе
  6. Билет 52. Принципы государственного регулирования рекламного рынка
  7. Билет № 12. Организация производственных процессов. Цели и функциональные задачи организации производства.

Появление серьезных социально-экономических последствий безработицы привели к необходимости вмешательства государства в сферу труда. За счет этого стало возможным видоизменить трудовые отношения, провести их регулирование и ограничить свободу рыночных сил. Как элемент, было создано мощное государственное правовое регулирование рынка труда, с помощью которого регулируются трудовые отношения (продолжительность рабочего дня, порядок найма и увольнения, предоставления выходных дней и т.д.) на интернациональном и национальном уровне. Государственное регулирование рынка труда осуществляется в двух формах – активной (повышения уровня занятости, создание новых рабочих мест, а также преодоление безработицы за счет переобучения и обучения работников) и пассивной (выплата пособий безработным).

Государственное регулирование рынка труда ставит перед собой выполнение следующих целей: · Обеспечение полной занятости, которая позволит исключить развитие циклической безработицы, не нарушая так называемого привычного уровня безработицы, который определяется размерами ее структурной и фрикционной форм. · Создание такого рынка труда, который сможет приспособиться к различным внешним и внутренним изменениям в развитии экономики. Если говорить об основном направлении, то в последнее время государственное регулирование рынка труда делает все, чтобы достигнуть полной занятости населения. Для этого применяются такие меры, как организация переобучения и переквалификации безработных, стимулирование инвестиций в экономику, развитие служб занятости, содействие в развитии мелкого и семейного предпринимательства, организация общественных работ, международное сотрудничество с целью решения проблем занятости, рассмотрения вопрос, связанных с международной трудовой миграцией.

Государственное регулирование рынка труда касается и поддержки тех лиц, которые оказались без работы. Такая социальная защита является пассивной формой политики государства. Лицам, которые по тем или иным причинам не могут устроиться на работу, государство гарантирует бесплатное медицинское обслуживание, а также оказание социальной поддержке в виде материальной помощи, пособий по безработице и некоторых других выплат. Насколько необходимо государственное, особенно правовое регулирование рынка труда? Понять это, проанализировав плюсы и минусы такой государственной политики. Государственное регулирование рынка труда приводит к тому, что заключение трудовых соглашений происходит не в свободной форме, а согласно закону. До недавнего времени работодатель в том случае, если не оформлялось официальное трудовое соглашения, мог на свое усмотрение устанавливать размер заработной платы и условия труда. Благодаря регулированию такое деяние ограничивается законом об условиях труда и минимальной заработной плате. Конечно, такое обстоятельство является плюсом государственного регулирования. Однако, с другой стороны, сторонники такого регулирования считают, что этот закон приводит к увеличению издержек работодателей, в итоге последние не могут действовать гибко. Так провоцируется рост безработицы, которая особенно высока в отдельных сферах деятельности. Причиной же этому является то, что установленный высокий уровень заработной платы и условия труда устраивают лишь самих рабочих, оставаясь невыгодными для организаций и фирм. В итоге последние буду избегать приема на работу тех людей, у который отсутствует хороший «послужной список». Их этого следует вывод: люди, которые долго не работали или не имеют необходимой квалификации, остаются нетрудоустроенными. Таким образом, государственное регулирование рынка труда не стоит рассматривать только с положительной стороны.



Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.



Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.

Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Применение такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты интересов молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости. Подобные меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании.

Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

Содействие в организации собственного дела, оказываемое службами занятости, включает как оказание консультативной и материальной помощи, так и помощь в отборе и подготовке работников для вновь создаваемой фирмы. Помощи в организации собственного дела следует уделять особое внимание, так как это связано не только с трудоустройством человека, желающего организовать свое дело, но и с созданием новых рабочих мест. В отношении частных предпринимателей государство использует различные меры, стимулирующие их расширять свое производство, причем там, где возникает острая необходимость в дополнительных рабочих местах.

В числе экономических специализированных мер особое внимание в развитых странах оказывается созданию предприятий так называемой защищенной занятости - специализированных предприятий для инвалидов. Это еще один пример защитного регулирования. Такие предприятия менее конкурентоспособны, чем обычные, из-за низкой производительности труда, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства. Однако они дают инвалидам возможность работать, поэтому рассматриваются как эффективная мера для трудоустройства данной социально уязвимой группы.

Организация общественных работ - способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда. Эта мера направлена на защиту безработных и не относится к тем, кто имеет работу.

Государство обладает экономическими средствами регулирования величины и структуры предложения рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы, представляют собой группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую, и как административную. Количество рабочих мест, как правило, больше количества людей, их занимающих, из-за совместительства. Поэтому меры, ограничивающие совместительство, позволяют получить вакантные рабочие места. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяют снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится организация переподготовки населения. Основной системой является организация переподготовки за счет фонда занятости, которая охватывает официально зарегистрированных безработных. Для финансирования системы переподготовки необходимо привлекать средства предприятий, причем не только взимая с них взносы в фонд занятости, но и обязывая их платить за обучение работников, которым грозит безработица. Чтобы эти расходы не ложились бременем на предприятия, необходимо разработать механизм льготного налогообложения для них.

Такие меры имеют в основном экономический характер и являются специализированными, так как направлены на облегчение трудоустройства работников, вынужденных сменить место жительства. Следует отметить, что для России характерна большая привязанность к одному месту жительства, чем в развитых странах (из-за существования прописки, неодинаковых материальных условий в разных регионах, семейных связей и т. д.), что затрудняет применение указанных мер. Кроме того, ситуацию усложняют и проблемы миграции из «горячих точек».

Рассмотрим далее меры по регулированию заработной платы. Воздействие на заработную плату можно рассматривать как общий экономический способ определенного регулирования спроса и предложения. Воздействие на предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определенную политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу.

Его вмешательство может быть административным или экономическим. Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего времени обычно носит административный характер; в большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при заключении трудового договора между предпринимателями и работниками.

Таким образом, государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

Сегодня ни в одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в том числе и рынок труда, не находится во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами существуют, развиваются и взаимодействуют механизмы регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в регулировании занятости отводится государству.
Проблемы занятости для большинства стран мира становятся острее по мере усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, предопределяя необходимость повышения эффективности использования рабочей силы, ее качества, высвобождения образующегося в результате технического перевооружения ее «излишка» и т.д.
Если проанализировать накопленный в развитых капиталистических странах опыт в области государственного регулирования занятости, можно отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.
В развитии государственного регулирования занятости за рубежом в послевоенный период выделяют четыре этапа:

  • начало 60-х - середина 70-х годов;
  • середина 70-х - начало 80-х годов;
  • 80-е годы;
  • конец 80-х гг. - до настоящего времени.
Характерным для экономики в период с начала 60-х до
середины 70-х годов был общий экономический подъем. Но на
его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа - развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.
В этих условиях участие государства в решении проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его деятельности стали:
  • достижение относительно постоянной занятости в масштабах всей национальной экономики;
  • повышение отраслевой, профессионально-квалификаци- онной и региональной мобильности рабочей силы, ее способности адаптироваться к техническим и структурным изменениям;
  • расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;
  • укрепление финансовой базы путем формирования специальных фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения.
Период с середины 70-х и до начала 80-х годов для большинства развитых капиталистических стран - время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во-первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во-вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.
Для решения проблем занятости широко используются общественные работы.
В этот период в государственном регулировании занятости доминируют направления:
  • усиление мер поддержки занятости и увеличение государственных ассигнований на их осуществление;
  • проведение политики децентрализации и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости;
  • государственное субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и лиц с пониженными шансами на трудоустройство;
  • увеличение числа программ поддержания занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;
  • принятие правительственных программ компенсации потерь заработка трудящихся при переводе их на сокращенную рабочую неделю.
80-е годы отличаются неоконсервативным поворотом в экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.
Аналогичные тенденции проявились и в политике регулирования занятости: программы переподготовки, их проведение и субсидирование ориентированы на предприятия; поощряются мелкое предпринимательство и создание собственного дела безработными; совместные инициативы местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций и т.д.
Приоритетными направлениями в регулировании рынка труда становятся:
  • повышение гибкости рабочей силы, включая функциональные и организационные ее аспекты;
  • «либерализация» правил найма и увольнения;
  • усиление мер, ограничивающих предложение рабочей силы (поощрение частичной и временной занятости, досрочный перевод на пенсию, сокращение или перекрытие потока иностранных рабочих и помощь в их репатриации);
  • снижение роли общественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, которая не требует высокой квалификации, вызванное увеличением удельного веса длительной безработицы;
  • ориентация на «селективный» характер программ поддержания занятости, нацеленных на «болевые» точки рынка, главным образом на нетрудоустроенную молодежь.
На современном этапе, начавшемся с конца 80-х г., в большинстве стран мира наблюдаются замедление темпов экономического роста, сохранение застойной безработицы на фоне нехватки квалифицированных кадров в условиях обновления капитала, использования новых технологий, малоэффективных мер регулирования занятости, применяемых в предшествующий период.
В этих условиях занятость является важнейшей проблемой для всего современного развитого общества, которое считает своими основными целями повышение материального благополучия граждан, сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение устойчивого функционирования национальной экономики. Исходя из таких целевых установок, в 1988 г. на 75-ой сессии МОТ были выработаны основные требования в области регулирования занятости, обязательные для всех государств - членов МОТ:
  • увеличение размера пособий и срока их выплаты;
  • увеличение численности охватываемых пособием лиц;
  • сокращение периода ожидания работы;
  • обеспечение безработных медицинским обслуживанием;
  • стимулирование предпринимателей к созданию новых рабочих мест;
  • стимулирование безработных через систему социального обеспечения к поиску работы;
  • создание специальных программ по содействию занятости для низкоконкурентных социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).
В 90-е годы в большинстве стран мира в системе государственного регулирования занятости делается упор на налоговую систему; социальное страхование и вспомоществование; меры, подталкивающие безработных на более энергичный поиск нового места работы. Кроме того, осуществляется перестройка служб занятости для более тесной увязки системы страхования по безработице с активной политикой на рынке труда, приоритетное развитие получают программы повышения качества рабочей силы.
Коррективы в налоговой системе направлены на снижение налогов на низкие доходы и увеличение разрыва между заработной платой неквалифицированного работника и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.
При формировании системы страхования по безработице в большинстве стран учитывается корреляция между размером пособий и ростом безработицы. Это объяснялось тем, что высокие размеры пособия в сравнении с уровнем дохода от работы не стимулируют поиск рабочего места безработным. По этой причине были изменены и принципы страхования, и система выплат пособия по безработице.
Для снижения общего объема затрат на выплату пособий страны прибегают к различным методам:
  • снижению максимального размера пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада);
  • ограничению сроков выплат в максимальном объеме (Франция);
  • изменению порядка индексации (Ирландия при корректировке величины пособия вместо динамики средней заработной платы использует показатель инфляции);
  • удлинению стажа работы, необходимого для получения пособия;
  • возрастному лимитированию, в первую очередь для молодежи, затрудняющему доступ к получению пособия лицами, не достигшим определенного возраста (в Норвегии, Новой Зеландии и Канаде не выплачиваются пособия молодым людям 16-17 лет; в Нидерландах сокращен размер пособия для молодежи; в Дании снижена продолжительность выплат для данной возрастной категории).
Одновременно сокращаются другие социальные выплаты безработным (например, в Великобритании снижен размер жилищных субсидий безработным семьям).
Параллельно с ужесточением контроля за процессом трудоустройства отдельные страны вводят систему материального поощрения активных поисков работы безработными. Этот подход широко применяется в Японии: размер выплачиваемого поощрения (оно может достигать суммы четырехмесячного пособия по безработице) напрямую зависит от скорости трудоустройства безработного на новое рабочее место. Практика выплаты премиальных длительно безработным, сумевшим трудоустроиться, стала вводиться и в некоторых американских штатах.
Другое направление активизации трудоустройства безработных, в основе которого лежит усиление заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест безработным, получило развитие в Германии. Оно заключается в том, что государство переносит акценты материальной заинтересованности от безработного на нанимателя.
В большинстве стран в последнее время наблюдается тенденция постепенного замещения пассивных мер регулирования занятости активными.
Наряду с общими для всех стран тенденциями, характеризующими государственное регулирование занятости, каждая сторона имеет свою собственную модель рынка труда, зависящую от модели и состояния национальной экономики, менталитета, культуры и традиций нации.
В США регулирование занятости осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Американская модель ориентирована на:
  • максимальную свободу экономических сил на рынке труда;
  • невысокую степень контролируемости условий продажи рабочей силы;
  • децентрализацию политики занятости, т.е. перенос центра тяжести в решении этих проблем с общегосударственного на региональный уровень;
  • предоставление широких прав нанимателю в области, регулирующей увольнение или сокращение наемного работника;
  • соблюдение прав трудящихся при найме на работу;
  • искоренение дискриминации при найме на работу (в связи с семейным положением, по расовой принадлежности, полу, религиозным убеждениям, политическим связям и т.д.).
Важнейшая роль в решении проблемы занятости принадлежит профсоюзам.
Результатом сведенного до минимума государственного регулирования занятости в США является относительно высокий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень безработицы: в период «великой депрессии» безработица составляла более 24%, в середине 80-х гг. - более 10%, на сегодняшний день - 6-8%.
Для стран Западной Европы характерны активная роль государства и его значительное, а зачастую и определяющее влияние на развитие ситуации на рынке труда, высокий уровень социальной защищенности трудящихся. Западноевропейскую модель рынка труда отличает наличие развитой организационной структуры, охватывающей многочисленные государственные, общественные и частные институты, учреждения, организации.
Государство и работодатели обеспечивают выдачу пособий по безработице, различные виды социального вспомоществования. Средства на решение проблем безработицы поступают по двум основным каналам: из государственного бюджета и от нанимателей. При этом государство применяет и льготное налогообложение.
В странах Западной Европы широко используется принцип «пожизненного субсидирования» профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, осуществляемой за счет средств государства и частного капитала.
В результате государственной политики в сфере занятости в странах Западной Европы наблюдается относительно невысокий уровень безработицы - 3-5%.
Особый интерес вызывает шведская модель рынка труда, существовавшая в Швеции до начала 90-х годов. Ее отличали высокая степень вмешательства государства, заметная роль профсоюзов, ориентация на применение мер превентивного характера, предупреждающих появление безработицы. Основными элементами данной модели, заложенной более 40 лет назад шведскими учеными, являлись:
ограничительная фискальная политика (ее цель - ограничение темпов инфляции посредством установления косвенных налогов на товары и услуги; недопущение конкуренции между высокорентабельными фирмами на рынке труда путем контроля за повышением зарплаты на данных предприятиях);
политика солидарности в заработной плате (равная оплата труда за равный труд вне зависимости от финансового положения нанимателя привела к равномерному распределению заработной платы в национальной экономике);
активная политика на рынке труда, направленная на достижение полной занятости в долгосрочной перспективе, основанная на:
  • дифференциации наемных работников, обладающих различной конкурентоспособностью на рынке труда;
  • стимулировании нанимателей посредством субсидий на сохранение рабочих мест за проблемными группами работников;
  • создании специальных рабочих мест на государственных предприятиях при активном участии профсоюзов.
Применение данной модели рынка труда позволило Швеции достичь полной занятости: уровень безработицы составлял 1,5-2%.
Однако отказ Швеции в начале 90-х гг. от «социальной уравниловки», усиление монетарных регуляторов в экономике, ослабление государственного влияния в перераспределительном процессе повлекли за собой резкий рост безработицы, достигшей 10-12%.
Мировой опыт подтверждает необходимость государственного регулирования рынка труда. Однако конкретные меры воздействия государства на решение проблем занятости зависят от особенностей национальной экономики, сложившейся в стране социально-экономической ситуации. Кроме того, эти меры не являются застывшими. Они изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, например, курс на сохранение рабочих мест в случае, когда он не отвечает техническим требованиям и потребностям рынка, отвергается как несовместимый с экономическим прогрессом. Неоправданными при определенной демографической ситуации могут быть и поощрение досрочного выхода на пенсию, ограничение притока иностранных рабочих и т.д.
В современных условиях в любой стране меры государственного регулирования занятости должны быть увязаны с решением общих проблем: развитием более производительной экономики, активизацией и развитием человеческих ресурсов. Они должны быть нацелены на расширение предложения труда, улучшение его качества, повышение эффективности труда. Для этого необходимы:
  • мобилизация возможностей человека;
  • расширение участия населения в экономической жизни в любых, в том числе и нестандартных формах (частичная, временная занятость, надомный труд);
  • повышение общеобразовательной и квалификационной подготовки;
  • усиление мобильности рабочей силы;
  • расширение использования активных мер регулирования занятости, направленных на «рассасывание» армии нетрудоустроенных (увеличение рабочих мест, повышение уровня квалификации рабочей силы и т.д.).
Все перечисленные меры требуют значительных затрат со стороны государства. В настоящее время в большинстве развитых стран затраты на регулирование сферы занятости составляют 2-3% от валового внутреннего продукта, но с лихвой окупаются за счет повышения использования человеческих ресурсов.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...