Обжалование постановления судебного пристава вышестоящему должностному лицу. Порядок составления жалобы на бездействие пристава


Жалоба на действие судебного пристава-исполнителя, образец которой мы приведем ниже, является инструментом отстаивания своих прав от лиц правоохранительных органов. Часто сотрудники нарушают законодательство. Причины, конечно, могут быть разными. Нарушение может быть как от действия сотрудника ФССП, так и от бездействия. Последнее актуально при взыскании алиментов, долгов по кредитам, займам и т.д. Об этом пойдет речь в данной статье. Также будет представлена жалоба на действие пристава-исполнителя (образец).

Что подлежит обжалованию

Какие же действия являются незаконными? Согласно закону, обжалование действия судебного пристава-исполнителя правомерно, если:


Куда обращаться

Теперь вопрос о том, куда именно следует обращаться для отстаивания своих прав и законных интересов. Обжалование действия судебного пристава-исполнителя может происходить и через суд, и при обращении в вышестоящие органы. Под последними понимаются как собственные, в системе ФССП, так и сторонние, призванные охранять законность и правопорядок, например, прокуратура. Нужно помнить, что жалоба на действия судебного пристава-исполнителя в вышестоящие органы не лишает граждан права обращаться дополнительно в суд.

Сроки

Теперь о сроках. Жалоба на действие судебного пристава-исполнителя подается в течение 10 дней с момента:

  • Незаконных действий сотрудника.
  • Установления факта бездействия.
  • Отказа в отводе. Обязательно должен происходить тогда, когда сотрудник лично заинтересован в процессе, например, при производстве дела родсвенников.

Что содержит жалоба

Образец жалобы на действия судебного пристава содержит:

  • Данные заявителя.
  • Сведения о госоргане, в который она подается.
  • Данные о лице, чьи действие нарушили законодательство: ФИО, должность и т.д.
  • Реквизиты постановления пристава, в отношении которого пишется жалоба.
  • Требования.

Какие доказательства и документы нужно прикладывать

Скажем сразу, что обращение, например, в прокуратуру на действия сотрудника правоохранительных органов, можно подавать без доказательств. Ошибочно полагать, что они не рассматриваются. Конечно, если есть хоть какие-нибудь доказательства, подтверждающие неправомерные действия приставов, то их можно приложить к заявлению. Однако если их нет, то должностное лицо обязано запросить всю информацию и без них.

Образец жалобы, или Как заставить пристава работать

В России проблема долгов стоит наиболее остро. Почти каждый третий житель имеет кредиты, алименты ссуды, ипотеки и т.д. В кризис их процент только растет, в том числе и просрочки по ним. Отделы судебных приставов просто завалены исполнительными производствами по неоплаченным долгам. Существует две проблемы в работе судебных приставов, которые влияют на возврат денег кредиторам:

  • Загруженность.
  • Лень.

К сожалению, и то и другое не редкость в наше время. Что касается лени, то это мы оставим на совести конкретных людей из правоохранительных органов. Что касается загруженности, то здесь сотрудников понять можно: дел много, не успевают и т.д. Однако, с точки зрения законодательства, загруженность правоохранительных органов не является объективной причиной, по которой можно оправдать бездействия судебного пристава-исполнителя. Образец жалобы рассмотрим ниже. Перейдем к вариантам ее подачи.

Способ первый: вышестоящие руководители

Итак, перед тем, как искать образец заявления на бездействие суд. приставов, необходимо уяснить, куда оно будет направляться. Отправить его можно вышестоящим руководителям. Однако по опыту многих граждан скажем, что способ малоэффективен. Как правило, в ответ на него можно увидеть формальную отписку.

Несмотря на это, юристы все же рекомендуют подавать к вышестоящим руководителям. Это даст дополнительные основания для подачи искового заявления, позволит подкорректировать требования, узнать аргументы заранее. Это позволит подготовиться к аргументам правоохранительных органов еще до суда.

Как узнать вышестоящего пристава

Многие граждане обращаются к юристам с вопросом: как узнать вышестоящего руководителя. Это можно сделать двумя способами:

  1. По «горячей линии» службы.
  2. Узнать у местного отделения приставов по телефону, либо сделав официальный запрос. Если по официальному номеру можно не дозвониться, то на запрос обязаны ответить по Федеральному закону «О письменных обращениях граждан».

Письмо перед жалобой

Итак, гражданин все же решился на активные действия по защите своих прав. Для этого мы рекомендуем сначала написать письмо судебному приставу-исполнителю. Образец можно не искать, написать можно в произвольной форме.

Иногда на этом этапе некоторые начинают, что называется, шевелиться. Если сотрудник знает, что он не предпринял все меры по взысканию долга заявителя, и видит, что последний настроен решительно, то может начать работу эффективнее. Дальнейшие разбирательства могут не понадобиться. Случается и так, что сотрудник «забыл» про конкретное дело, такие письма заставляют его «вспомнить» о работе.

Жалоба главному судебному приставу (образец)

Если обращение к сотруднику, отвечающему за ваше дело, не принесло результата, тогда выход - писать официальную претензию вышестоящему руководителю. Итак, жалоба на действие судебного пристава-исполнителя (образец) будет выглядеть так:

Старшему судебному приставу: (ФИО)

Адрес (территориального органа):

Адрес (заявителя):

На действия судебного пристава-исполнителя

«ХХ» ХХХХ ХХ г. судебным приставом-исполнителем (Ф.И.О.) было принято Решение № ХХ, на основе которого были совершены следующие действия: (указать конкретные действия)

Такие действия нарушают мои права и интересы, так как они противоречат ст. (указать статью) от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». На основании вышеизложенного прошу признать такие действия незаконными.

Это на действия судебного пристава. На бездействие будет выглядеть также. Только вместо «действие» необходимо писать «бездействие». Также нужно указать, в чем оно проявилось, например: «судебные приставы не вызвали сторону для разъяснений, согласно законодательству».

Доказать бездействие довольно сложно, так как неизвестно, что делал сотрудник для взыскания долга, а что нет. Однако можно запросить, какие меры были предприняты, и по ответу анализировать нарушения.

Частые нарушения

Часто судебные приставы злоупотребляют правом в своих целях. Ни для кого не секрет, что за их работу берется исполнительский сбор. Он ложиться на плечи должника. С присужденной суммы он не снимается. Как и везде на госслужбе, с приставов требуют показатели эффективности. Поэтому иногда они начинают нарушать закон. Основные злоупотребления приставов-исполнителей:

  • Списание суммы с банковских зарплатных карт выше максимальной. Это частое явление. Приходит зарплата или аванс, а вместо смс о зачислении приходит уведомление о списании всей суммы в пользу кредитора. Сотрудники знают, что нарушают, однако процент судебных исков крайне мал, поэтому они знают о своей безнаказанности.
  • Арест имущества, которое не подлежит изъятию. Мало кто знает, но список вещей, которые подлежат отчуждению через приставов, крайне мал. Телевизор, видеомагнитофон закон не запрещает забирать, а вот вещи, которые напрямую относятся к обязательному быту, арестовывать нельзя. Особенно, если есть несовершеннолетние дети. К таковым относятся, например, микроволновая печь, духовка, холодильник и т.д. В список попадает компьютер (ноутбук), если он обязателен для работы должника.
  • Вещи других собственников. Управа на судебного пристава, который забрал вещи не должника, конечно, есть. Однако не стоит забывать, что доказывать право собственности лежит на хозяине вещи. Другими словами, если к вам пришли арестовывать плазменный телевизор, а он, например, гражданской супруги, то именно ей необходимо доказать незаконность такого действия. Если нет возможности сразу представить документы собственности (чеки, кредитные договоры и т.д.), то и понадобиться жалоба на действие судебного пристава-исполнителя, образец которой мы уже представили выше.
  • Запрет на определенные действия после погашения долга. В нашей стране, к сожалению, информация передается крайне медленно. Много случаев, когда должники полностью оплатили долг, а в аэропорту их не пускают за границу на отдых. Пока происходят все разбирательства, «сгорают» бронированные места в отелях, билеты на самолет, путевка и т.д.
  • Ненадлежащее извещение должника о вынесенном постановлении о Знайте, если для вас было неожиданным списание денежных средств в пользу кредитора, а вы постоянно проживали по одному адресу, то обязательно кто-то нарушил закон или инструкцию: суд, приставы или почтовая служба.

Способ второй: обращение в суд

Судебная жалоба на действие судебного пристава-исполнителя (образец) выглядит примерно так же, как и представленный выше образец. Измениться только «шапка», в ней будет наименование суда.

Скажем сразу, исковые требования необходимо писать в районный суд по месту нахождения отдела приставов. Например, заявитель проживает в районе А, суд был по месту жительства ответчика - районе Б, а межрайонная служба находится в районе В. Именного в суд района В и нужно писать заявления на действия или бездействие сотрудников.

Преимущество подачи в суд

Судебное признание незаконных действий приставов имеет ряд преимуществ:

  1. Можно требовать имущественный и моральный вред.
  2. Доказать неполученную прибыль, после чего требовать и ее. Например, должник профессиональный трейдер. Он торгует на рынке "Форекс". Действие его официально зарегистрировано, платятся налоги. Однако приставы изъяли компьютер с программным обеспечением в нем. В результате гражданин лишился прибыли.
  3. Изменится отношение приставов в работе с заявителем. Они будут знать, что их действия (бездействие) обязательно приведут к разбирательствам.
  4. Объективность при рассмотрении. Суд не заинтересован в сокрытии нарушения приставов. Название «судебные» не должно вводить в заблуждение. Это сотрудники исполнительной власти, а не аппарата суда. Поэтому рассуждать «у них все схвачено» не стоит.
  5. Обращение в суд на действие приставов гарантированно будет рассмотрено в течение десяти дней. Никто не будет целенаправленно затягивать процесс, фальсифицировать штампы и т.д.

Недостатки судебного разбирательства

Судебные разбирательства имеют и недостатки. Главный из них - потребуется профессиональная помощь, за которую нужно будет сначала заплатить. Однако можно, при желании, сделать это самостоятельно.

Мы считаем, что необязательно заканчивать юридический факультет, чтобы понять, как написать иск в суд на незаконные действия приставов. Это, как правило, категория дел "низкой сложности".

Заключение

В России строгие законы. Однако это нивелируется их неисполнением. Примерно это же можно сказать и про исполнения судебных решений. Конечно, пытать, лишать свободы за долги, сурово. Хотя некоторые матери, отцы детей которых годами не платят по алиментам, хотят предложить и этот вариант.

В нашей стране необходимо навести порядок по работе судебных приставов-исполнителей. На практике уже много случаев, когда за весь период производства сотрудники ни разу не предпринимали никаких действий по исполнению решений суда. Мы надеемся, что ситуация изменится в ближайшее время.

И должник, и взыскатель, а также иные лица алиментных правоотношений (например, уполномоченные представители этих сторон или третьи лица) в процессе могут столкнуться с нарушением своих прав и законных интересов ввиду неправомерных действий судебного пристава-исполнителя, а также наоборот - бездействия этого должностного лица.

Чтобы защитить стороны исполнительного производства от возможных противоправных действий, а также предупредить бездействие в отношении них, законодательством РФ предусмотрена процедура обжалования в отношении специалистов Федеральной службы судебных приставов (далее ФССП).

Основные положения, связанные с подачей жалобы на судебного пристава-исполнителя, устанавливаются ст. 122-128 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и законом № 118-ФЗ «О судебных приставах» .

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Как известно, деятельность судебных приставов направлена на реализацию требований исполнительного документа и доведения алиментных выплат от плательщика до взыскателя. Однако свои полномочия каждое должностное лицо обязано осуществлять в рамках существующего законодательства, не допуская нарушения прав и законных интересов граждан: причем как взыскателей, так и должников.

Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя

Ситуация, с которой в настоящее время сталкиваются почти каждый третий взыскатель и должник алиментных правоотношений в процессе исполнительного производства - бездействие судебного пристава-исполнителя.

Бездействие пристава - это отсутствие полного перечня положенных действий должностного лица для обеспечения, в первую очередь, своевременного выполнения требований исполнительного документа, а также взаимодействия всех с соблюдением их прав.

Иными словами, бездействие пристава - это его некачественная работа, возникающая ввиду самых различных причин: от некомпетентности до рабочей загруженности, связанной с нехваткой кадрового состава и огромного количества исполнительных производств.

  • Как правило, подачи жалобы на действие или бездействие пристава, ведущего производство, на вышестоящее руководство , бывает достаточно, чтобы побудить его к действиям или же, наоборот, пресечь неправомерные деяния сотрудника ФССП.
  • Однако законодательство РФ оставляет за сторонами алиментных отношений также право обращения оспаривания деятельности приставов в судебно-исковом порядке .

Жалоба, поступившая в ФССП в подведомственном порядке, должна быть рассмотрена:

  • вышестоящим судебным приставом - в течение 10 дней с момента ее поступления;
  • в судебном порядке заявление об оспаривании действия пристава рассматривается судом общей юрисдикции также в 10-дневный срок.

Если же заявителем направляются одновременно две жалобы - в порядке подчиненности и в суд - до решения в ходе судебного разбирательства рассмотрение жалобы в порядке подчиненности приостанавливается (п. 2 ст. 126 закона 229-ФЗ).

Порядок составления жалобы на бездействие пристава

  • Письменная форма;
  • Указание фамилии, инициалов и контактных данных заявителя;
  • Указание конкретного должностного лица, на которое подается жалоба о бездействии;
  • Изложение основания жалобы (т.е. прямое указание на бездействие);
  • Требования заявителя:
    • удовлетворение жалобы;
    • устранение бездействия должностного лица путем понуждения к действию.

Прилагать какие-либо документы, подтверждающие бездействие, к жалобе необязательно, так как все материалы исполнительного производства находятся непосредственно в ФССП, и руководитель службы может ознакомиться с ними в любое время.

Кто может обратиться

Поскольку бездействием отдельного должностного лица, ведущего производство по алиментам, могут быть ущемлены права любой из сторон алиментных правоотношений, то обращаться с жалобой на бездействие могут как должник, так и взыскатель (в том числе их нотариально удостоверенные представители).

Следует знать, что подача жалобы имеет обратную силу, и подающая сторона может отозвать ее до принятия по ней решения (п. 7 ст. 123 229-ФЗ).

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Зачем нужен административный иск на действия судебного пристава-исполнителя? В каких случаях стоит его подавать? Давайте разберемся.

Административное исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается в случаях, когда исполнение судебного постановления слишком затягивается или судебный пристав совершает действия нарушающие права заявителя. Административный иск можно использовать также с целью затянуть исполнение судебного постановления.

Особых требований к содержанию заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя не предъявляется, однако лучше воспользоваться нашими рекомендациями и предложенным образцом.

Пример административного искового заявления на действия судебного пристава-исполнителя

В Советский районный суд г. Астрахани

Административный истец: Павлова Екатерина Сергеевна,

адрес: г. Астрахань, ул. Петербуржская, д. 24

тел. 69584785623

Административный ответчик:

Судебный пристав-исполнитель

Административный ответчик:

ОСП Советского района г. Астрахани

Масленникова Валентина Егоровна,

адрес: г. Астрахань, ул. Коммунаров, д. 57

Заинтересованное лицо:

Управление Пенсионного Фонда РФ

по Советскому району г. Астрахани

адрес: г. Астрахань, ул. Коммуны, д. 357

Административное исковое заявление

на действия судебного пристава-исполнителя

25 ноября 2015 г. с моего личного счета в ОАО «ВостокСибИнвест» списаны денежные средства в размере 25 000 руб. При обращении в банк мне было разъяснено, что денежная сумма арестована в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Астрахани и списана в счет имеющейся у меня задолженности перед Пенсионным фондом России.

В период с 2010 по 2013 г. я являлась индивидуальным предпринимателем и имела задолженность перед ПФР по уплате взносов. С 12 марта 2014 г. я не являюсь предпринимателем, не трудоустроена. Я состою на бирже труда как безработная, а указанный счет № 78965412354679548762 открыт для перечисления алиментов на моего несовершеннолетнего сына Павлова Алексея Сергеевича.

Кроме того, я не получала постановление о возбуждении исполнительного производства (ни лично, ни по почте). Мне не был установлен добровольный срок оплаты задолженности. Поскольку денежные средства в виде алиментов принадлежат моему ребенку и не являются источниками моих доходов, а также в соответствии со ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве», наложение ареста на расчетный счет, предназначенный для алиментов, является незаконным.

Подтвердить целевое назначение средств с указанного счета может история операций, из которых следует, что единственным отправителем финансовых средств является отец ребенка, Павлов Сергей Андреевич.

  1. Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Астрахани В.Е. Масленниковой по наложению ареста на расчетный счет № 78965412354679548762, ОАО «ВостокСибИнвестБанк».
  2. Обязать ОСП Советского района г. Астрахани вернуть на вышеуказанный расчетный счет денежную сумму в размере 25 000 руб.
  3. Установить срок добровольной оплаты для погашения имеющейся перед ПФР задолженности.

Приложение:

  1. Копии административного искового заявления
  2. Копии справки о состоянии на учете в качестве безработной
  3. Копии истории банковских операций
  4. Копии судебного приказа о взыскании алиментов

Павлова Е.С. 02.12.2015 г.

Подготовка административного иска на действия судебного пристава-исполнителя

При подготовке административного искового заявления следует учитывать, что можно обжаловать действия или бездействия конкретного судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав имеет право совершать какие-то действия только по возбужденному . Постановление о возбуждении исполнительного производства должно быть направлено взыскателю и должнику.

В некоторых случаях может быть более правильным обжаловать пристава через вышестоящие органы. Здесь нужно смотреть по ситуации. Такой путь предпочтителен, когда действия пристава выходят за рамки исполнительного производства, а также когда неясно, кто совершил оспариваемые действия.

Содержание административного иска на действия судебного пристава-исполнителя

В административном иске нужно указать свои полные данные. Укажите наименование отдела судебных приставов, его адрес, а также фамилию, имя и отчество судебного пристава-исполнителя, действия которого обжалуются.

В жалобе должны быть указаны обстоятельства возбуждения исполнительного производства, перечислены действия судебного пристава, которые обжалуются. Необходимо подробно изложить свое видение возникшей ситуации, указать на допущенные судебным приставом нарушения. Указание конкретные положения Федерального закона «Об исполнительном производстве»на предмет соответствия которым суд должен будет проверить действия судебного пристава-исполнителя.

В просительной части административного иска укажите какие действия судебного пристава-исполнителя просите признать незаконными, какое постановление просите отменить или изменить (полностью или в части) и каких последствия обращения в суд желаете получить.

Срок подачи административного иска на действия судебного пристава-исполнителя

Перед подачей административного искового заявления следует учесть, что сроки обращения в суд ограничены 10 днями. 10 дней начинают течь на следующий день после совершения приставом какого-то действия или вынесения какого-то постановления. Эти сроки применяются судом самостоятельно, для этого не требуется отдельного заявления о применении сроков .

Если жалоба подается за пределами срока, к ней обязательно прилагается заявление о восстановлении срока по административному иску. Тот факт, что о совершенном действии Вы узнали за пределами срока может повлечь восстановление срока, но срок все равно нужно восстанавливать.

Срок подачи административного иска легко рассчитать, если обжалуется какое-то постановление судебного пристава-исполнителя. В этом случае отталкиваемся от даты его вынесения.

Сложнее считать сроки для обжалования бездействий судебного пристава-исполнителя. Рекомендуем в таких ситуациях руководствоваться элементарно здравым смыслом. Отталкивайтесь от того, когда Вы должны были узнать о совершенном действии (бездействии). Следует обратить внимание, что в некоторых случаях бездействие носит длящийся характер (например, судебный пристав не производит арест имущества должника). При длящимся характере нарушений прав сроки не применяются.

Предъявление административного иска на действия судебного пристава в суд

Заявление подается в районный суд по месту нахождения службы судебных приставов-исполнителей, должностного лица, действия которого обжалуются. К административному иску прилагается его копия для судебного пристава-исполнителя.

Если решение по жалобе на пристава может затронуть права другой стороны исполнительного производства, то к административному иску прикладывается комплект документов для этой стороны, а она указывается в заявлении в качестве заинтересованного лица.

От уплаты при подаче административного искового заявления на действия судебного пристава-исполнителя заявители освобождаются.

Рассмотрение административного искового заявления на действия судебного пристава-исполнителя

Административные иски рассматривается судом по общим правилам публичного производства. Это значит, что срок рассмотрения жалобы составляет 10 дней со дня поступления заявления в суд. Законность своих действий должен доказать сам судебный пристав-исполнитель.

Суд не связан доводами жалобы, однако связан предметом заявленных требований. При рассмотрении административного иска суд обязан проверить оспариваемое действие на полное соответствие закону, в том числе и по процедуре его применения. Обычно по таким делам суд сразу же назначает судебное заседание, в котором выносит решение, не откладывая дело.

Решение суда можно обжаловать апелляционной жалобой по административному иску . Правом подачи такой жалобы обладают все лица, участвовавшие в деле (взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель). Если жалоба не поступит в течение 1 месяца, решение суда вступает в законную силу, становится обязательным для исполнения судебным приставом.

Система судебных приставов существует для исполнения вынесенного решения. Они обладают определенными обязанностями, в том числе – применять к ответчику штрафные санкции или административные меры.

Но не всегда постановление пристава-исполнителя отвечает «букве закона». В некоторых случаях его можно успешно оспорить.

Обязанности и права сотрудников ФССП

Определить возможное наличие нарушения в содержании постановления можно только после детального изучения полномочий пристава. Для этого необходимо ознакомиться с содержанием статьи 13 Федерального закона №118. В ней подробно описаны права и обязанности исполнителей, с учетом специфики делопроизводства.

Согласно этому документу ответственное лицо обладает следующими полномочиями:

  • Принятие мер по обеспечению выполнения судебного решения. Но при этом он должен действовать только в рамках закона.
  • У них есть возможность обрабатывать персональные данные граждан РФ без их согласия. На основании полученной информации может быть открыто новое судебное разбирательство.
  • Пристав имеет возможность принимать заявления граждан, различного типа ходатайства, а также рассматривать их в пределах своих полномочий.
  • По требованию участников судебного дела предоставляет документы или иную информацию, относящуюся к конкретному разбирательству.
  • Имеет право известить ответственные органы об обнаруженных нарушениях.

Дополнительно при материальном взыскании судебный пристав-исполнитель может наложить штрафные санкции, если требования постановления не были исполнены в срок.

Причины для обжалования

Есть ряд действий пристава, которые по своей сути могут расходиться с действующим законодательством. Но исполнительная система построена так, чтобы избежать подобных ошибок. Контроль за действиями судебного исполнителя осуществляется со стороны старшего пристава (его заместителя), а также всеми сторонами дела – истцом, ответчиком и заинтересованными лицами.

Но, несмотря на это, можно выделить следующие причины оспаривания постановления:

  • Окончание судебного производства без должного исполнения. Обычно это неполное взимание долга, недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям.
  • Зафиксировано при необходимости взыскания алиментов. Реже жалуются на превышение полномочий.
  • Исполнительное производство передается в другую инстанцию без объективной причины. Это делают для затягивания исполнения судебного постановления.
  • Некорректные действия во время ареста, описи имущества или его реализации.
  • Нарушение сроков выполнения приговора. Чаще всего жалуются на затягивание исполнения постановления.
  • Отсутствие уведомления для истца, ответчика или других участников процесса. Это является грубым нарушением делопроизводства.
  • Начисление исполнительного сбора без оснований.

Последнее встречается чаще всего. Для его аннулирования необходимо выполнить процедуру обжалования постановления судебного пристава.

Кто может противоречить?

Действия судебных исполнителей могут обжаловать все лица, участвовавшие в процессе. Для этого необходимо правильно составить претензию, для чего предварительно анализируются документы и информация о действиях пристава. В некоторых случаях опротестовать постановление могут субъекты, напрямую не участвовавшие в судебном заседании, но ставшие заинтересованной стороной после вынесения приговора.

Право оспорить постановление пристава предоставляется:

  • Истцу. Обычно это связано с несвоевременным исполнением постановления.
  • Ответчику. Необходимость возникает при некорректном выполнении постановления или нарушении регламента.
  • Прокурор. При нарушении действующих законов или других нормативных актов.
  • Организации или лица, в бюджет которых должно быть выполнено начисление денежных средств согласно судебного постановления.

Дополнительно оспорить действия исполнителя могут все субъекты, перечисленные в статье 45, часть 1, 53 и 53.1 АПК РФ. Также учитываются положения статьи №40 КАС РФ. Подобные права напрямую зависят от обстоятельств рассматриваемого дела. Это также влияет на порядок обжалования и ответственность за предоставление ложных доказательств.

Данный перечень может быть расширен. По сути, оспорить постановление может каждый, которого касаются обстоятельства приговора суда. Важно правильно сформулировать претензии и составить исковое заявление для пересмотра постановления.

Заявление об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя

Главным инструментом для оспаривания решения судебного пристава является система подачи жалобы или искового заявления. Такая возможность предусмотрена в законе №229, глава 18. Правила составления сформулированы в законе № 4866-1. Любое нарушение этих норм может стать причиной отклонения заявления. Но это не отменяет возможность повторной подачи документов.

Этапы формирования жалобы:

  1. Ознакомление с текстом постановления. Это может быть копия документа, но с указанием его составителя.
  2. Формирование претензий к содержанию. Они должны быть обоснованы, обязательно ссылаются на законы или другие правовые документы, которые были нарушены.
  3. Определение инстанции, куда будет подаваться иск – старший судебный пристав или местный арбитраж.
  4. Составление жалобы с учетом действующих требований к форме и содержанию.
  5. Подача документа и получение официального ответа от компетентных лиц или организаций.

Для ознакомления с правильным формированием жалобы рекомендуется изучить образец.

Порядок

Порядок обжалования подробно описан в Кодексе административного судопроизводства. Детали можно изучить в главе №22 этого документа. Дополнительно при формировании жалобы или иска можно использовать действующие нормы из других законов или постановлений. Все зависит от вида нарушения и его степени расхождения с действующим законодательством.

Судебный порядок оспаривания постановления пристава-исполнителя:

  • Субъект (заявитель). Это может быть частное лицо, организация или группа, которых касается действие постановления.
  • Предмет. В данном случае – это документ, сформированный судебным исполнителем, которому присвоен статус законного.
  • Вид обращения – жалоба или исковое заявление. Вид зависит от инстанции, куда будет подаваться документ.
  • Подсудность. Сначала подается иск в суд, решение которого выполняет пристав. При отсутствии компромисса — в местный арбитраж.
  • Срок исковой давности. Согласно действующих норм, он составляет 10 рабочих дней с момента ознакомления с содержанием постановления.
  • Время рассмотрения иска не может превышать 5 дней .

После сбора необходимой доказательной базы и корректного составления претензии можно начинать процедуру оспаривания. На первом этапе рекомендуется обратиться с жалобой к непосредственному начальству судебного исполнителя.

Обращение к старшему судебному приставу

Для начала необходимо определиться с ответственным лицом, которому будет подаваться жалоба. Лучше всего это сделать на имя старшего судебного пристава. Его координаты можно найти на официальном сайте ФССП или взять непосредственно у исполнителя. Но нужно помнить, что подача документа не будет означать начало судебного процесса. По факту руководитель может подтвердить незаконность постановления.

Порядок подачи жалобы не отличается от стандартного. Важно, чтобы этот факт был зафиксирован, чтобы в дальнейшем иск не попал под действие срока давности, который составляет 10 рабочих дней .

При рассмотрении старший судебный пристав проверяет следующие моменты:

  • действие или бездействие своего подчиненного;
  • соответствие действующим нормам оспариваемого постановления;
  • регламент выполнения обязанностей исполнителя.

По результатам внутреннего расследования может быть принято решение о законности или незаконности документа. При этом руководитель может отменить его действие, что не имеет права сделать сам составитель — исполнитель. Если часть требований или их полный перечень не были удовлетворены — заинтересованное лицо вправе передать иск в арбитраж.

Подача документов в суд

Процедура подачи искового заявления на постановление должна соответствовать требованиям закона №118. Дополнительно учитывается Постановление Пленума ВС РФ №50, в котором даются разъяснения по некоторым аспектам подобного судопроизводства. Заявитель может подать гражданский иск в суд общей инстанции или арбитраж.

Регламент оспаривания постановления судебного пристава в суде.

  1. На основании доказательной базы формируется текст искового заявления.
  2. Подача пакета документов в суд.
  3. Назначение даты первого заседания.
  4. После проверки всех факторов назначается время основных слушаний.
  5. Вынесение решения по исковому заявлению.

Если суд решает дело в пользу истца – постановление частично или полностью аннулируется. Его действие прекращается по факту вынесения приговора. Однако срок рассмотрения подобных дел может затянуться на длительное время. За этот срок может сформироваться приличная денежная задолженность по оспариваемому документу.

Особенности делопроизводства

Можно ли временно отменить действие постановления судебного пристава на период его оспаривания? Для решения этого вопроса необходимо изучить законодательство. Подобные решения выносятся только в судебном порядке и полностью зависят от обстоятельств рассматриваемого дела.

Временное приостановление действия документа возможно в следующих случаях:

  • Его положения влияют на финансовое «бремя» ответчика. Это может быть штраф или взыскание расходов за неисполнение предыдущего постановления суда. Зачастую предусматривают пеню за просрочку.
  • Отсутствует возможность полноценно использовать движимое или недвижимое имущество. Исключения составляют попытки его реализации, если оно подлежит продаже с аукциона для погашения долга.

Для всех остальных случаев действие документа не приостанавливается. Но все зависит от обстоятельств рассматриваемого иска. Важно досконально изучить все нюансы дела, для чего рекомендуется воспользоваться услугами практикующих юристов. Они помогут не только правильно составить иск для оспаривания, но и могут представлять интересы истца во время проведения судебных заседаний.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...