Обязательную продажу части валютной выручки. Особенности валютной выручки


Продажа валютной выручки ИП(Индивидуальными предпринимателями)

До 2007 года закон обязывал индивидуальных предпринимателей и бизнесменов продавать валютную выручку в принудительно-обязательном порядке. В какие-то периоды норматив продаж зашкаливал до 75% от валютного дохода. Позже он был скорректирован до 30%. Отход от системы обязательной реализации ин.валюты, поступающей от предпринимательской деятельности, помог повысить перспективы вливания заграничных денежных потоков в страну, а также привел к повышению курса рубля.

Резиденты перестали бояться введения более жестких контрольных мер за своим капиталом в инвалюте. Также отмена принудительной продажи способствовало снижению темпа инфляции, стабилизировало инвестиционную политику и облегчило ведение бизнеса с заграничными партнерами. На текущий момент ЦБ утвердил норматив реализации валютной выручки на уровне 0%. Это обусловлено текущим состоянием отечественной экономики, ее положительной динамикой, достаточностью госбюджета.

Продажа доходов в валюте ИП.

Обязательно-принудительная реализация валютной выручки ИП довольно жестко ударяла по бизнесу. Крупным бизнесменам валютный ресурс необходим постоянно для наращивания торговых оборотов в производстве и сотрудничества с зарубежными партнерами. После снижения этой нормы до 0% объемы трансграничных денежных потоков значительно увеличились, а риски инвестирования в российские активы снизились. Увеличение объемов ин.валютного капитала повлияло на курс рублевой валюты, которая перешла на свободную конвертацию.

Как получают валютную выручку?

Доходы в валюте поступают на счет предпринимателя в том случае, когда он заключает договоры на поставку грузов или оказания услуг с зарубежными компаниями. В результате взаимодействия перечисляется определенный транш, который называют «валютной выручкой». Чтобы законно получать доход в валюте, нужно грамотно оформить документацию и завести валютный счет. На основании предоставленных документов банк открывает следующие счета в валюте:

  • Транзитный.
  • Текущий.
  • Транзитный спецсчет.

После открытия счетов нужно уведомить налоговую. Если этого не сделать или сделать с опозданием, то есть шанс получить штраф или наложение запрета на использование счета. Обычно уведомлением занимается курирующий банк в 5-дневный срок. Параллельно банком оформляются паспорта сделок, документация для валютных контроллеров, где содержатся все сведения о движении валютных средств на счете.

В некоторых случаях банк вправе отказать в открытии валютных счетов. Это касается тех вариантов, когда клиент предоставляет ложные данные или некорректные сведения, проводимые операции не соответствуют требованиям закона, контракты или договора представлены без сопровождающих писем на русском языке и проч.

Таким образом, на сегодняшний день отменена обязательная реализация валютного дохода ИП. В Госдуме ее посчитали нецелесообразной. Это можно считать хорошим сигналом для экономики, поскольку благосостояние будет достигаться иными адекватными методами, что увеличит инвестиционную привлекательность государства.

Зачем нужно обязательно продавать выручку в валюте?

Инструкция ЦБ №111 от марта 2003 г. и ФЗ №173 от декабря 2003 г. предусматривали обязательно-принудительную реализацию выручки валюте в размере до 30%. Продажа проводилась на основании распоряжения ИП не позднее 7-дневного срока. Предприниматели могли уменьшить сумму выручки на размер расходов, потраченных на следующие расчеты:

  • Оплату банковской комиссии и комиссии агентам валютного контроля.
  • Оплату сборов и пошлин на таможне при вывозе товара.
  • Оплату перевозки товара, доставки до контрагента, услуг экспедирования груза и его страхования во время перевозки и хранения.

Реализация валюты проводилась по внутрирыночному курсу инвалюты к рублю, действующему дату продажи.

Процесс продажи части валютной выручки.

Он состоял из следующих этапов:

  • Банк отправляет уведомление владельцу счета о зачислении денег на следующий рабочий день с указанием номера платежного документа, даты уведомления, номеров лицевого и транзитного счетов.
  • Не позднее указанной в уведомлении даты ИП передает распоряжение о проведении обязательной реализации части валюты. Распоряжение может передаваться различными способами для коммуникации с использованием электронно-цифровой подписи или иного аналога собственной подписи.
  • Вместе с распоряжением клиент идентифицирует денежный приход в валюте и присваивает код валютной операции, предоставляя обслуживающему банку обосновывающие контракты, договоры.
  • В 2-х дневный срок банк обязан обменять указанную сумму. По требованию клиента валюта может продаваться частями.
  • Полученная от обмена сумма зачисляется в рублях на рублевый счет.
  • Оставшаяся валютная сумма может использоваться для ведения бизнеса и расчетов с контрагентами.

При невыполнении этих обязательств банк мог наложить ограничения на использование валютного счета, а также его закрытие в принудительном порядке за невыполнение предписания. Также можно было получить серьезный штраф от налоговой в денежной форме.

Репатриация в валютном законодательстве

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).

Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  1. Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  2. Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  3. Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  4. Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  5. В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.

ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

Когда возврат валютной выручки не обязателен

В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки :

  1. Если валюта была перечислена на банковские счета за рубежом с целью погашения займов и кредитов, полученных у нерезидентов.
  2. Когда нерезидент-заказчик оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства.
  3. Когда валюта получена резидентом РФ от проведения всевозможных культурных мероприятий за рубежом и предназначена для покрытия трат на их поведение.
  4. При зачете встречных требований, которые проводятся за рубежом между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, оказывающими им соответствующие агентские услуги. Это же основание применяется при взаиморасчетах между транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, оказывающими тем услуги.
  5. Когда взаимозачет совершается между страховыми организациями по договорам страхования.
  6. Если зачисление валюты произошло на счета транспортных компаний в зарубежные банки, а цель такого зачисления — оплата услуг, сборов, иных расходов.
  7. При взаимозачетах, проводимых между участниками договора по экспорту природного газа.

Законом «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ с 14.04.2018 вводятся еще 3 основания:

  • При предоставлении нерезиденту займа на добычу полезных ископаемых при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи.
  1. При взаимозачетах по договорам займа.
  2. При невозврате средств денежного займа, предоставленного нерезиденту на осуществление инновационной деятельности.

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Размер штрафа

Ст. КоАП

Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д.

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием

П. 4 ст. 15.25

От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки)

На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб.

П. 4.1 ст. 15.25

Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока

П. 5 ст. 15.25

От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Вина в невозврате денег в РФ

Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.

К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).

Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:

  1. Заранее предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в перечислении денежных средств (неустойку, штраф и т. п.). Это будет в будущем свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей (см. постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).
  2. Незамедлительно после нарушения обязательств контрагентом выслать ему соответствующую претензию. Вкупе с другими мероприятиями резидента она будет свидетельствовать о его невиновности (см. постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149).
  3. При игнорировании требований, указанных в претензии, подать иск в судебные инстанции.

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.

Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  1. Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.
  2. Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  3. Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.

Таким образом, ответ на вопрос «что это - репатриация валютной выручки ?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, получают в оплату своих товаров (работ, услуг), проданных за границу, иностранную валюту.

В целях полного и своевременного поступления экспортной выручки государство осуществляет контроль над внешнеэкономической деятельностью организаций.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем рынке Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон №173-ФЗ) осуществляется резидентами - юридическими лицами и резидентами - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

Требование об обязательной продаже части валютной выручки сохраняется до 1 января 2007 года, предельный норматив обязательной продажи, установленный законом, составляет 30 процентов, однако ЦБ РФ предоставлено право установления иного норматива в этих пределах.

Инструкцией ЦБ РФ от 30 марта 2004 года №111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее Инструкция №111-И) установлено, что обязательной продаже в размере 25 процентов суммы валютной выручки подлежит следующая иностранная валюта:

  • Австралийский доллар;
  • Датская крона;
  • Евро;
  • Исландская крона;
  • Иена;
  • Канадский доллар;
  • Норвежская крона;
  • Сингапурский доллар;
  • Турецкая лира;
  • Фунт стерлингов;
  • Шведская крона;
  • Швейцарский франк.
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона №173-ФЗ объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов. Выручка включает в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:
  • сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, ЦБ РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;
  • сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
  • валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) на срок свыше двух лет;
  • сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).
Сумма валютной выручки резидентов, подлежащая обязательной продаже, уменьшается на следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением сделок, расчеты по которым осуществляются в иностранной валюте:
  • оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
  • уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
  • выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
  • иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется ЦБ РФ.
Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется по курсу иностранных валют в валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

В соответствии с главой 2 Инструкции №111-И для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов, уполномоченные банки открывают резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный счет. Одновременно открывается транзитный валютный счет, на который зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента. Исключение составляют следующие суммы, зачисляемые на текущий валютный счет, минуя транзитный:

  • денежных средств, поступающих с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
  • денежных средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;
  • денежных средств, поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.
С транзитного валютного счета денежные средства списываются для осуществления продажи иностранной валюты, включая и обязательную продажу части валютной выручки.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации установлен главой 3 Инструкции №111-И.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, уполномоченный банк направляет ему уведомление. В уведомлении должна содержаться информация о том, на какой счет поступила валютная выручка, указана сумма и дата ее зачисления, последняя дата представления банку распоряжения об осуществлении обязательной продажи выручки и справки, идентифицирующей указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, а также иная информация.

Подписанное ответственным лицом банка, уведомление с приложением выписки по транзитному валютному счету направляется резиденту.

Не позднее дня, указанного банком в уведомлении, резидент должен дать банку распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, перечислении полученной в валюте Российской Федерации суммы на свой банковский счет, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после обязательной продажи, на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте.

Распоряжение юридического лица - резидента подписывается двумя лицами, имеющими право подписывать расчетные документы, или одним лицом (при отсутствии в штате второго лица, которому может быть предоставлено право подписи), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением печати юридического лица - резидента. Распоряжение индивидуального предпринимателя - резидента подписывается физическим лицом - индивидуальным предпринимателем с приложением печати (при ее наличии).

Справка, идентифицирующая указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, заполняется в порядке и по форме, установленными Инструкцией №117-И.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от резидента распоряжения и справки, уполномоченный банк депонирует указанную в распоряжении сумму иностранной валюты с транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет. В течение двух рабочих дней, следующих за днем зачисления на этот лицевой счет иностранной валюты, банк обязан ее продать.

Одновременно с депонированием иностранной валюты банк списывает с транзитного валютного счета оставшуюся часть иностранной валюты и перечисляет ее на текущий или транзитный валютный счет резидента, указанный в распоряжении.

Договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку.

Обмен между уполномоченным банком и резидентом предусмотренными документами может быть осуществлен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между уполномоченным банком и резидентом.

В случае использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи между уполномоченным банком, с одной стороны, и резидентом, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также определяются порядок и условия его использования.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОДАЖЕ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

Приказ Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (далее план счетов бухгалтерского учета), для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, предусмотрен счет 52 "Валютные счета".

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитных организаций и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

К счету 52 открываются субсчета:

52-1 "Валютные счета внутри страны";
52-2 "Валютные счета за рубежом".

Для отражения движения в иностранной валюте в разрезе видов валютных счетов необходимо открыть субсчета второго порядка:

52-1-1 "Текущий валютный счет";
52-1-2 "Транзитный валютный счет";
52-1-3 "Специальный транзитный валютный счет".

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета поступление экспортной валютной выручки на транзитный валютный счет организации отражается по дебету счета 52 "Валютные счета" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. Такое требование вытекает из пункта 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации".

Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте приведен в Приложении к Положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 года №2н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000" (далее ПБУ 3/2000). В соответствии с этим перечнем датой совершения банковской операции считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета организации в кредитной организации.

Списываемые банком по поручению организации с транзитного валютного счета денежные средства в иностранной валюте отражаются по дебету счета 57 "Переводы в пути" в корреспонденции с кредитом соответствующего субсчета счета 52 "Валютные счета".

Списание стоимости проданной иностранной валюты отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 57 "Переводы в пути".

Если в период между датами совершения операций будет происходить изменение курса иностранной валюты, организация должна произвести пересчет стоимости денежных средств в иностранной валюте. Возникающие положительные и отрицательные курсовые разницы, согласно пункту 13 ПБУ 3/2000, включаются в состав внереализационных доходов или внереализационных расходов и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" и субсчет 91-2 "Прочие расходы" соответственно.

Денежные средства в рублях, полученные от продажи иностранной валюты, зачисляются на расчетный счет организации, указанный в поручении на продажу экспортной выручки. Данные суммы в соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", признаются операционными доходами. Отражаются операционные доходы на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" в корреспонденции с дебетом счета 51 "Расчетные счета".

Комиссионное вознаграждение банку за продажу иностранной валюты является услугой, оказываемой кредитными организациями. Такие расходы согласно пункту 11 Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", являются операционными расходами. Отражаются операционные расходы по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и подтверждаются выпиской банка. Удержание суммы комиссионного вознаграждения банком отражается записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

В целях исчисления налога на прибыль сумма уплаченного банку комиссионного вознаграждения, являющаяся расходом на услуги банков, на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) учитывается в составе внереализационных расходов.

Пример.

Организация реализовала на экспорт готовую продукцию. Контрактная стоимость продукции составляет 14 000 долл. США.

Экспортная выручка в полном объеме поступила на транзитный счет организации 5 августа. Организация представила уполномоченному банку распоряжение об обязательной продаже экспортной выручки и о перечислении оставшейся суммы валютной выручки на текущий валютный счет 6 августа. Денежные средства от продажи валютной выручки зачислены в день ее продажи 9 августа на расчетный счет организации. Комиссионное вознаграждение банку за продажу экспортной выручки составило 2000 рублей.

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета предположим, что курс доллара оставался постоянным и составлял 29,20 рублей.

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
52-12 62 408 800 Получена экспортная выручка (14 000 х 29,20)
57 52-12 102 200 Списана иностранная валюта для обязательной продажи (14 000 х 25%) х 29,20
51 91-1 102 200 Зачислены на расчетный счет денежные средства от обязательной продажи экспортной выручки (3 500 х 29,20)
91-2 57 102 200 Списана стоимость проданной иностранной валюты(3 500 х 29,20)
76 51 2 000 Списано комиссионное вознаграждение банка за продажу иностранной валюты
91-2 76 2 000 Отражены расходы по комиссионному вознаграждению
52-11 52-12 306 600 Отражено перечисление оставшейся части валютной выручки на текущий валютный счет (14 000 - 3 500) х 29,20

Окончание примера.

Налоговый консультант

Экспорт товаров (работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности) сопровождается контролем государства за поступлением валютной выручки на счета экспортеров.

Изменение нормативных положений

Основными документами, регулирующими указанные операции в настоящий момент являются:

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закона N 3615-1),

Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее Инструкция № 86-И),

Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее Инструкция № 7) и др.

В части контроля за валютной выручкой произошли в последнее время три изменения, о которых мы хотели рассказать нашим читателям.

Во-первых, Правительство РФ утвердило Правила выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности. Правила утверждены постановлением от 24.09.02 N 699 "О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)". Зачем нужно оформление этого разрешения?

Переводы в РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на срок не более 90 дней осуществляются без ограничений, то есть без особого разрешения (ст. 1 Закона N 3615-1).

Если выручка в этот срок не поступает, необходимо получить отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Предоставление такой отсрочки отнесено к операциям, связанным с движением капитала, а значит, требует соответствующего разрешения.

Под сроком платежа в постановлении N 699 понимается интервал от даты пересечения товарами границы России до даты зачисления на банковский счет всей выручки от экспорта. Если платеж укладывается в 90 дней, это текущая валютная операция. Более продолжительное ожидание денег - это уже «капитальная» валютная операция, на которую нее надо получать разрешение. Прежние разрешения, выдаваемые Центробанком, действуют до окончания указанных в них сроков или операций. Новые разрешения будут выдавать Минфин России и его территориальные органы. Если Вам придется это делать, внимательно ознакомьтесь с Инструкцией по организации работы по выдаче резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Она утвержденна приказом Минфина РФ от 21 октября 2002 г. N 100н.

Второе изменение - с 1 декабря 2002 г. действует новый порядок продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ. Он установлен Указанием ЦБР от 5 сентября 2002 г. N 1192-У "О порядке продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

Согласно этому указанию, у организации-резидента будет четыре способа обязательной продажи валютной выручки:

Через обслуживающий уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах;

На внебиржевом межбанковском валютном рынке;

Центральному банку Российской Федерации;

Непосредственно обслуживающему уполномоченному банку.

Операция осуществляется по поручению клиента через обслуживающий уполномоченный банк.

До появления этого документа валюту можно было продавать только на лицензированных ЦБ РФ межбанковских валютных биржах. А такой биржей с 1998 года являлась только Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Наличие биржи-монополиста вело к возникновению убытков у предприятий, продающих валютную выручку. Приходилось платить биржевую комиссию, валютный курс на ММВБ был невыгодным.

Теперь у резидентов есть право выбора, через кого осуществить продажу обязательной части валютной выручки.

В-третьих, Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 192-ФЗ "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" внес изменения в Закон N 3615-1. Эти изменения позволяют резидентам направлять часть валютной выручки на погашение кредитов, полученных от нерезидентов, на счета в банках за пределами территории РФ. При этом нерезиденты должны являться агентами правительств государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития, а резиденты должны иметь соответствующее разрешение ЦБ РФ. При соблюдении этих условий резиденты освобождаются от обязательной продажи валютной выручки от экспорта в пределах суммы, необходимой для исполнения их обязательств по этим кредитным соглашениям.

Кроме того, хотелось бы проинформировать читателя о возможных переменах в валютном законодательстве. Работа над подготовкой новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", заканчивается. В настоящее время Правительство готовит его для внесения в Государственную Думу.

В общих чертах охарактеризуем новую редакцию Закона, имеющую отношение к валютной выручке.

Планируется отменить полностью валютное регулирование в 2007 г.

Валютные операции между резидентами по-прежнему не разрешаются. Исключения из этого правила будут прямо поименованы в закрытом перечне.

Увеличивается срок внешнеэкономических операций, разграничивающий текущие и капитальные операции. Под текущими (в случае введения закона) будут приниматься операции сроком до 180 дней вместо 90 дней, установленных в настоящий момент в Законе. Планируется закрытый перечень операций движения капитала, на совершение которых требуется разрешение Центрального банка или Правительства РФ.
Базовый срок репатриации валютной выручки составит 180 дней, по машинно-технологическому экспорту - 3 года, по строительным работам - 5 лет.

В законопроекте закрепляется норматив обязательной продажи валютной выручки в размере 30 % без возможности его дальнейшего снижения Центробанком. Сейчас норматив обязательной продажи составляет 50 %.

Будет определен объект обязательной продажи валютной выручки и перечень сумм, которые в него не включаются. В объект не будут входить суммы в иностранной валюте, предусматривающие передачу эмиссионных ценных бумаг.

Обязательная продажа валютной выручки будет осуществляться на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь дней со дня поступления на счет в уполномоченном банке. Если такое распоряжение не поступит, то продажа будет осуществляться в течение трех последующих дней.

В законопроекте перечислены расходы и иные платежи, учитываемые для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки. Это уплата вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, транспортировки, страхования и экспедирования грузов.

А теперь напомним ныне действующие правила документального оформления и учета валютной выручки.

Оформление документов для получения валютной выручки

Если Ваша организация-резидент заключила экспортный контракт на реализацию товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, Вы получите валютную выручку.

Для этого необходимо правильно оформить соответствующие документы.

Для получения валюты необходимо иметь валютный счет в обслуживающем Вас банке. Банк на основании договора банковского валютного счета открывает:

Текущий валютный счет;

Транзитный валютный счет;

Специальный транзитный валютный счет.

Об открытии каждого из них необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение 10 дней (ст.23 НК РФ). Если вы не выполните это требование, ваша организация может быть оштрафована на 5 000 рублей (ст.118 НК РФ). За это же нарушение на руководителя вашей организации может быть наложен административный штраф от 1 000 до 2 000 рублей (ст.15.4 КоАП РФ).

Требование о направлении отдельного уведомления по каждому счету приведено в письме МНС от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530. Это требование спорно, ведь транзитный счет открывается параллельно текущему, без просьбы организации. Но во избежание разногласий с налоговой инспекцией, лучше сообщить об открытии 3 счетов. Если у вас есть филиалы, то сообщение об открытии счета в любом из них нужно посылать в налоговые инспекции по месту нахождения филиала и головного офиса.

После подписания контракта (договора) между Вами - российским хозяйствующим субъектом (резидентом)- и иностранным заказчиком (нерезидентом), Вы обязаны представить его оригинал или заверенную копию в банк, в который будет поступать выручка.

Выручка должна поступить на валютные счета в уполномоченных банках РФ. Это записано в Инструкции N 86-И. Для того, чтобы не возникало проблем с налоговыми органами, экспортная выручка должна поступать в банк, фактически находящийся на территории РФ.

Если экспортная выручка не будет зачислена на счет вашей организации в уполномоченном банке, на организацию может быть наложен штраф в размере незачисленной валютной выручки (ст.15.25 КоАП РФ).

Валютная выручка может не поступать на территорию России, такие случаи предусмотрены законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки.

На основании представленного Вами внешнеторгового договора (контракта) банк оформляет (далее - ПС).

ПС - документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом на экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации. Согласно требованиям валютного законодательства российский экспортер по каждому заключенному контракту оформляет отдельный ПС. Он оформляется в 2 экземплярах и подписывается банком. С момента его подписания банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по этому контракту.

Банк может отказать с подписании ПС по следующим причинам:

Несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;

Несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;

Оформление ПС с нарушением установленных требований;

Отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;

Представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;

Непредставление экспортером в банк копии необходимого в установленных случаях специального разрешения.

При отказе в подписании ПС банк возвращает экспортеру представленные документы.

Если в дальнейшем в контракт вносятся изменения или дополнения, затрагивающие сведения, указанные в ПС, экспортер представляет в банк, подписавший ПС по данному контракту, оригиналы (заверенные копии) изменений и/или дополнений к контракту; копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке.

После подписания ПС банк в течение 5-ти календарных дней формирует его электронную копию и ведомость. Эти документы служат для учета операций, связанных с поступлением в пользу экспортера денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.

После заверения ПС его первый его экземпляр с контрактом возвращаются экспортеру. Второй экземпляр остается в банке и служит для открытия досье. Досье - это подборка документов по каждому ПС.

Экспортер, осуществляя таможенное оформление экспортируемых товаров, обязан одновременно с представлением грузовой таможенной декларации (ГТД) представить в таможенный орган ксерокопию с хранящегося у него оригинала ПС.

Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в ПС, сведениям в ГТД, условиям контракта, соответствие оттиска печати банка на ксерокопии паспорта сделки образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля.

При отсутствии расхождений в документах и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии паспорта сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью.

После принятия решения о выпуске товаров экспортер в течение 15-ти календарных дней представляет в банк копию ГТД для помещения в досье.

Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров, которые также отправляются в банк и подшиваются в досье. Учетная карточка таможенно-банковского контроля - документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения об экспортируемом по контракту товаре из ГТД, а также сведения о поступлениях выручки.

Таким образом, в банке в досье должны быть следующие документы:

Оригинал паспорта сделки;

Копия контракта;

Учетные карточки;

Копия ГТД;

Поручения на продажу части валютной выручки;

Оригинал разрешения Банка России (если необходимо);

Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк.

При поступлении денежных средств на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера.

Экспортер в срок не более семи календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и/или транзитный валютный счет, обязан в порядке, установленном банком, предоставить ему информацию:

О номере и дате ПС, по которому поступили денежные средства;

О виде полученного платежа с указанием сумм по каждому коду вида платежа;

О распределении суммы полученной выручки по произведенным в рамках ПС отгрузкам, подтвержденным соответствующими учетными карточками и/или ГТД.

Если выручка получена в иностранной валюте, то 50% ее в обязательном порядке должно быть продано. Это требование установлено в п.5 ст.6 Закона N 3615-1. Обязательная продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБР. В начале статьи мы отметили изменения в данном порядке, установленные ЦБР.

50% валютной выручки, оставшиеся после обязательной продажи валюты, Вы можете хранить на своем валютном счете либо продать в добровольном порядке после зачисления этих средств на текущий валютный счет.

До того, как Вы осуществили обязательную продажу части валютной выручки, Вы можете произвести ряд платежей в валюте. Это разрешено п. 8 Инструкции N 7 .

Например, валютой, поступившей на транзитный счет, можно оплатить:

Транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

Экспортные таможенные пошлины в иностранной валюте, а также оплату таможенных процедур;

Комиссионные вознаграждения в пользу уполномоченных банков за осуществление с транзитных валютных счетов платежей

Начисленное в пользу посреднических организаций комиссионное вознаграждение по экспортным контрактам.

Таким образом, сумму выручки, подлежащую обязательной продаже, можно уменьшить.

Пример 1.

Организация получила на свой транзитный счет 000 $. За перевозку экспортного груза зарубежному партнеру необходимо оплатить 2 000 $. Организация перечисляет эту сумму со своего транзитного валютного счета еще до того, как продало часть валютной выручки.

Организация обязана продать на внутреннем валютном рынке с учетом данной операции 39000 $ ((80 000 $ - 2000 $) х 50%).

Банк зачисляет всю поступившую экспортную выручку на транзитный валютный счет организации. Для продажи валюты Вам следует оформить и представить в банк "Поручение на обязательную продажу валюты". Это типовой бланк, форма которого приведена в приложении 2 к Инструкции N 7. Поручение на обязательную продажу валюты оформляется в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером и руководителем организации.

Типового бланка поручения на добровольную продажу валюты нет. Его форму каждый банк разрабатывает самостоятельно с учетом формы бланка обязательной продажи валюты.

Если такое поручение в течение установленного срока от Вас не поступит, банк самостоятельно продаст часть валютной выручки.

Учет поступления валютной выручки

Рассмотрим на конкретном примере операций по обязательной продаже валютной выручки.

Пример 2.

Организация за проданные за рубежом товары получила экспортную валютную выручку на транзитный валютный счет в размере 50 000 $.

На следующий день организация продает банку 50% выручки (25 000$), а оставшиеся деньги поручает перечислить на текущий валютный счет.

Обязательная продажа валюты производится обслуживающим банком по курсу 31,50 руб./ $.

Курс ЦБ на дату поступления выручки на транзитный счет составил 31,5150 руб. за 1$, на день ее продажи и зачисления остатков валютных средств на текущий валютный счет, составил 31,5700. Кредит субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит

- 789 250 руб. (25 000 $ х 31,5700 руб/$) - списана стоимость проданной валюты .

Если банк взимает комиссию за осуществление данной операции, ее отражают в составе операционных расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н):

- на сумму банковской комиссии от обязательной продажи валютной выручки.

Банковская комиссия не должна превышать 1,3 процента от суммы продаваемой иностранной валюты, включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам. Это установлено п. 9 Инструкции N 7. А. письмом ЦБР от 5 апреля 1994 г. N 84 разъяснено, что оплата комиссионного вознаграждения по операциям уполномоченных банков, связанным с обязательной продажей части экспортной валютной выручки непосредственно на внутреннем валютном рынке России, должна производиться с текущих валютных счетов предприятий.

- 1 000 руб. (787 500 + 2750 - 789 250) - в конце месяца определен финансовый результат (доход).

Для целей исчисления налога на прибыль налоговая база может быть уменьшена на отрицательную курсовую разницу и увеличена на положительную курсовую разницу (подп.5 п.1 ст.265 и п.11 ст.250 НК РФ). В нашем случае базу следует увеличить на 2750 руб.

Банк покупает валюту, как правило, по курсу, который ниже официального курса Центробанка. Получившуюся из-за этого разницу организация может отнести к внереализационным расходам и исключить из своей прибыли на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

В нашем случае разница составит 1750 руб. (789250-787500).Общий финансовый результат – внереализационный доход 1 000 руб. доход.

Вознаграждение банка в целях налогообложения организация вправе отнести к внереализационным расходам (подп.16 п.1 ст.265 НК РФ).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...