Объективные факторы социально экономического развития регионов. Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Факультет подготовки региональных кадров

Специальность "Государственное и муниципальное управление"

Курсовая работа

Дисциплина: "Региональная экономика и управление"

"Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов"

Выполнила: студентка

гр. 11-32 ГМУ/7

заочной формы обучения

Полозова Д. А.

Проверил: преподаватель

Иваньковский С.Л.

г. Шахунья 2011 год

Введение

Есть области знаний и жизненный опыт, о которых может рассуждать любой из нас. Кроме политики к таким сферам относятся медицина и, конечно, экономика. И это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, непосредственно связанная с практикой. Каждый человек повседневно сталкивается с экономическими явлениями и процессами. Все мы - активные участники повседневной экономической жизни, но далеко не все имеют полное представление о том, чем является экономика в действительности.

Как наука экономика - это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание - накопляемой.

В XVIII-XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно изобретению колеса; "колесо" национального хозяйства "вращает" сложные системы взаимозависимых отраслей, формирует мировое хозяйство. Между тем в общественной жизни и деловой практике возникают проблемы, которые нельзя разрешить только при помощи традиционных средств. Экономисты начинают интересоваться вопросами общего порядка, совокупного спроса, денежного обращения. Нельзя не вспомнить в этой связи о Леоне Вальрасе, создателе теории общего экономического равновесия.

XX век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики. Большая система - это не только множество малых подсистем (фирм и отраслей), но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микроэкономики (ценой, прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели, новые методики и инструменты.

Подводя итог сказанному, отметим, что экономика - это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой.

Однако кроме понятия экономики как науки существует понятие "конкретная экономика", или "реальная экономика", которая может быть представлена различными уровнями хозяйствования: общегосударственным, региональным, корпораций, предприятий, организаций и т.д.

1. Основные понятия и определения экономики региона

1. 1 Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов

Понятие национальная экономика введено в научный оборот XIX в. представителями исторической школы. Почти 100 лет назад ее основатель -- Густав Шмоллер (1838--1917) сформулировал "генетический подход" к исследованию экономики. По его мнению, хозяйственный облик страны формируют социально-исторические, национально-психологические, этнические и даже антропологические факторы. Шмоллер впервые обратил внимание на "экономическую психологию" того или иного народа, придающую неповторимость национальной экономике. Он высказал и другую, звучащую весьма актуально, мысль: в экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Примыкавший к исторической школе социолог Макс Вебер (1864--1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды "Протестантская этика и дух капитализма" и "Экономическая этика мировых религий" снискали мировую известность.

С воспроизводственных позиций можно дать такое определение понятия национальной экономики: это сфера, в которой организуются процессы производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления в рамках национального государства, т.е. сфера, ограниченная рамками государственности, где организуются воспроизводственные процессы. Схематично сформулированное понятие можно отобразить следующим образом:

1 .2 Понятия "регион", "экономический район"

Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.

В связи с этим необходимы:

· учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;

· опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;

· страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления.

Отечественная экономическая наука с 70-х годов истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными - в практической деятельности:

В их числе:

· эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах;

· соотношение местных, региональных и федеральных интересов;

· формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;

· инвестиционная политика;

· управление имуществом при различных формах собственности;

· повышение эффективности использования местных pecypсов;

· интенсификация использования ресурсов и другие проблемы.

Исключительная важность действительно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.

Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе.

Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:

· географические (расположение, величина территории и количество населения);

· производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

· градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

· социологические (нормы общения, поведения).

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Ее характеризуют:

· высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;

· многоконтурность управления; иерархичность структуры;

· значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;

· неполная определенность состояний элементов.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

· системообразующая база;

· системообслуживающий комплекс;

· экология;

· население;

· инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.

Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:

· индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

· индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

· общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей - торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Непосредственно с регионом связано и другое понятие - "территориальная организация общества". В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" -- специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими. Необходимо иметь представление и о следующих терминах.

Промышленный узел - группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

Агломерация - территориально-хозяйственное сочетание, которое:

· возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

· отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

· оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

· показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Межотраслевой территориальный комплекс - интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

Экономический район - целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию "регион".

Экономические зоны - группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.).

2 . Типы и виды экономик. Экон омические системы и их сущность

2 .1 Экон омическая система и ее элементы

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы.

Основными элементами экономической системы являются:

· социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

· организационные формы хозяйственной деятельности;

· хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

· конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Рыночная экономика со свободной конкуренцией (чистый капитализм). Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX -- в первых десятилетиях XX в.(в разных странах по-разному), однако очень многие ее элементы вошли в современную рыночную систему.

Отличительными чертами рыночной экономики со свободной конкуренцией являлись:

· частная собственность на инвестиционные ресурсы;

· рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

· наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных предпосылок к возникновению чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности - не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития человеческого фактора -- главной производительной силы общества.

Фундаментальные задачи экономического развития в рассматриваемой экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

2 .2 Типы хозяйственных систем

Современная рыночная экономика представлена несколькими типами хозяйственных систем. Сами хозяйственные системы могут подразделяться на несколько типов.

Под хозяйственной системой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

В последние два столетия в мире действовали различные типы хозяйственно-экономических систем. В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок под влиянием спроса.

Согласно действующему на рынке закону спроса, объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может большее число потребителей, а при повышении цен - количество покупателей сокращается.

В рамках определенных хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночных экономик. Все они широко представлены в современном мире. Из всех хозяйственных систем рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям.

В развитой рыночной экономике хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро-уровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей.

Традиционная хозяйственная система. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования. национальный экономика рыночный конкуренция

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая). Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

· Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы;

· монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

2 .3 Типы и виды рыночных экономик

Рынок позволяет реализовать частные интересы продавцов и покупателей, ориентирует разрозненных участников обменных операций в их дальнейшей деятельности, помогает принять решение о том, что производить, в каких размерах, какими методами, обеспечивая тем самым общее экономическое развитие.

Что исторически и логически необходимо для возникновения рыночных отношений? Во-первых, продавцы товара должны быть его владельцами. В рамках общественной собственности отдельный производитель не может владеть продуктом, т.е. свободно им распоряжаться. Превращение товарного обмена в регулярное явление прочно связано с распространением частной собственности. Она обеспечивает право распоряжения (продажи) и в то же время создает личную заинтересованность в удешевлении производства товара, улучшении его качества и потребительских свойств.

Во-вторых, обмен должен стать необходимостью. Переход от случайного обмена, акта реализации редких излишков к обмену как процедуре, систематически повторяющейся и жизненно необходимой, связан с разделением труда в обществе. От общей массы первобытных племен отделяются пастушеские (т.е. возникает скотоводство как самостоятельная ветвь трудовой деятельности), затем от земледелия отделяется ремесло и возникают его специализированные отрасли.

"Рынок - это оптимальная система, позволяющая сообществу, члены которого преследуют собственные интересы, достичь максимальных при данных ресурсных возможностях, уровне развития экономических отношений, при других обстоятельствах совокупных результатов", - говорил еще А. Смит.

Особенности ведения хозяйства определяют специфику моделей хозяйствования и, в конечном счете, типы рыночных экономик.

Типы и виды экономик представлены следующими моделями рыночных систем.

1. Американская модель. Она построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения.

2. Японская модель. Данная модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение себестоимости продукции: и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом: рынке.

3. Шведская модель. Она отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

4. Германская модель. Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.

3 . Методы исслед ований в региональной экономике

В исследованиях регионоведов используется широкий комплекс научных методов, важнейшими из которых являются следующие.

Системный анализ. Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.

Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.

Балансовый метод. Данный метод характеризуется становлением отраслевых и региональных балансов.

Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).

Картографический метод. Этот метод позволяет наглядно представлять особенности размещения.

Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того, он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

С этим методом (равно как и с методом систематизации) тесно увязаны методы многомерного статистического анализа. В70--90-е годы было опубликовано значительное число работ, посвященных методам обработки статистических данных. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.

Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической базы.

По мнению академика Н. Некрасова, основой региональных экономико-математических моделей являются следующие положения:

· социально-экономические аспекты каждого конкретного региона рассматриваются как основная часть общей системы регионов страны; отсюда вывод: оценка различных вариантов эффективного формирования региона исходит из оптимальных территориальных экономических пропорций национального хозяйства на определенный период;

· региональные территориальные модели корректируют отраслевые модели размещения экономики на основе территориальной социально-экономической информации перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциала, сети городских и сельских поселений, транспортных связей и т.д.;

· региональные модели неразрывно связаны с моделями территориальных пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органичную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.

Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т.е. региональным моделированием, называется регионометрикой.

Среди математических методов можно выделить следующие:

Метод таксонирования - процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны -- равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, к примеру административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, в данном случае можно употребить понятие регионализация.

Вариантный метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

Методы социологических исследований. Они включают: стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

Метод сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счете основная цель территориального анализа уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий в уровне жизни и достижений относительно равной степени удовлетворения потребностей населения всех регионов, а уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры.

Таким образом, изучение региональных социально-экономических систем опирается на довольно широкий круг методов и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы.

4 . Основы реги онального управления экономикой

4 .1 Особенности орган изации регионального управления

Противоречия и не урегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.

Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях:

1. Система новых отношений создается в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.

2. В новых условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.

3. Упразднение государственной отраслевой системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации - муниципалитет; муниципалитет - основное производственное звено; субъект Федерации - основное производственное звено.

4. В этих условиях меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой - вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.

5. Чтобы обеспечить заинтересованность субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.

4 .2 Сущность и задачи регионального управления

Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:

· ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

· формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;

· ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

· формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

· переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

· оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.).

4 .3 Задачи и о бъект регионального управления

Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода. В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления.

В число основных задач регионального менеджмента входят:

· обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

· экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

· оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

· обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

· формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).

Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).

4 .4 Принципы и методы регионального управления

К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

Методы регионального менеджмента также обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые - по всем другим объектам.

5 . Региональное развитие: цел и, критерии и методы управления

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.

Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

· рост производства и доходов;

· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

· перемены в общественном сознании;

· перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

· повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

· создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

· увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Развитие любого региона - многоцелевой и многокритериальный процесс.

5 .1 Цели и критерии социально- экономического развития региона

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1.

При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

· интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

· величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

· национальный доход на душу населения;

· уровень потребления отдельных материальных благ;

· степень дифференциации доходов;

· продолжительность жизни;

· уровень физического здоровья;

· уровень образования;

· степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей -- становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.

В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития.

Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

· привлечение новых видов бизнеса;

· расширение существующего бизнеса;

· развитие малого бизнеса;

· развитие центра города;

· развитие промышленности;

· развитие сферы услуг;

· повышение уровня занятости населения региона.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

· ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

· средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

· продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

· уровень образования;

· уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

· уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

· состояние окружающей среды;

· равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

· обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.

5 .2 Методы уп равления региональным развитием

Местные органы власти любого уровня -- региона, города или района -- выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

· создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;

· регулирование деловой активности;

· прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Рассмотрим эти методы управления региональным развитием.

Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.

Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.

6 . Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы упр авления региональной экономикой

6 .1 Организаци онно-экономические факторы

Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.

1. Рыночного - взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.

2. Конкурентного - усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции - конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного -- постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда -- горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности -- соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков - к диверсифицированным, а в целом - от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

· производственно-ресурсный потенциал региона;

· структуру регионального рынка;

· кадровый потенциал региона;

· региональный бюджет;

· стратегию развития региона.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

· внешними поставщиками товаров и услуг;

· внешними потребителями;

· регионами-конкурентами;

· финансовыми организациями;

· транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:

· общеэкономические;

· общеполитические;

· научно-технические;

· природно-экологические;

· демографические.

6 .2 Общая ха рактеристика методов управления

Методы управления - важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

Метод управления - это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач. Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов. Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

6 .3 К лассификация методов управления

Классификация включает следующие методы управления:

· административные (организационно-распорядительные);

· экономические;

· социально-психологические;

· воспитательные и др.

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.

Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов - в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы.

Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

Базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);

Оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);

Непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

...

Подобные документы

    Государственное регулирование социально-экономического развития РФ. Формирование программ социально-экономического развития регионов России. Механизмы регионального регулирования экономики на примере Северо-запада Сибири и Дальнего Востока в 2010 г.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2013

    Модели рыночной экономики и их критериальные характеристики. Многообразие моделей экономического устройства на примере США, Германии, Швеции, Японии, Китая. Анализ социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь. Ее характерные черты.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Приоритетные направления экономического и социального развития регионов, обеспечение гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов. Элементы современной рыночной экономики, реализация концепции социально-экономического развития.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2010

    Понятие национальной экономики, ее характерные признаки, цель и структура. Предпосылки ее становления и развития в РБ, результаты функционирования основные направления роста. Особенности белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Экономический рост как необходимое условие устойчивого развития современной рыночной экономики. Проблемы обеспечения устойчивого развития в странах с рыночной экономикой. Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Особенности экономики Северных регионов России, социально-демографическая ситуация. Тенденции, перспективы экономического развития, необходимые мероприятия и существующие проблемы. Концепции государственного регулирования развития экономики субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Понятие национальной экономики, ее цели и структура. Показатели социально-экономического развития Республики Беларусь. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Основные направления экономического роста государства.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Изучение основных факторов экономического роста как условий социального развития национальной экономики. Анализ особенностей интенсификации экономики в Российской Федерации. Исследование тенденций и перспектив экономического подъема в государстве.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2014

    Основные виды структур национальной экономики. Инфраструктура экономики, ее виды и значение для национальной экономики. Экономические ресурсы: их виды и свойства. Национальное богатство - часть совокупного экономического потенциала национальной экономики.

    реферат , добавлен 13.04.2015

    Факторы экономического роста национальной экономики. Критерии развития общества. Факторы, определяющие источники и степень реализации источников экономического роста. Экстенсивные и интенсивные, субъективные и объективные факторы экономического роста.

Существует множество факторов влияющих на экономическое развитие страны.

Факторы делятся в зависимости от характера роста (количественного или качественного):

Интенсивные факторы:

  • · ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фондов и т.д.);
  • · повышение квалификации работников;
  • · улучшение использования основных и оборотных фондов;
  • · повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

Экстенсивные факторы:

  • · увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии;
  • · увеличение числа занятых работников;
  • · рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлива и других элементов оборотного капитала.

Интенсивные факторы еще называют факторами совокупного предложения. От них зависит производство национального продукта.

Экстенсивные факторы еще называют факторами совокупного спроса. От этих факторов зависит реализация выросшего национального продукта, т.е. они должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Также к факторам связанным с совокупным спросом относят и эффективное распределение ресурсов.

Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этот фактор прежде определяется численностью населения страны. Надо учесть то, что часть населения включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда. К ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д., желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу. Данный показатель затрат труда (т.е. численность занятых) не отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени.

Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития. Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы.

Другим важным фактором экономического роста является капитал - это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами.

Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов - чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста.

При этом следует иметь в виду, что объем основного капитала, приходящего на одного работника, т.е. капиталовооруженность, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращается капиталовооруженность каждого работника.

Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны.

Но нужно сказать, что наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического развития.

Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического развития. Он охватывает целый ряд явлений, характеризующих совершенствование процесса производства. Научно-технический прогресс включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции, в связи с чем, при этом возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономическою развития. Также важен эффективный экономический рост. Он определяется следующими факторами:

  • - природные ресурсы (земля);
  • - капитал;
  • - трудовые ресурсы;
  • - технологии.

Проанализировав сущность и факторы экономического развития можно сделать вывод о том, что экономический рост является важнейшей характеристикой развития страны. Все факторы экономического развития тесно взаимосвязаны с экономическим ростом. Каждый фактор в отдельности, а также они в совокупности определяют уровень и скорость экономического развития.

Развитие - необратимый закономерный процесс, нап.на изменение материальных и идеальных объектов. Различают 2 стадии развития: эволюция,революция

Эволюция - необратимое и направленное историческое постепенное развитие

Революция (поворот, переворот) - радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое разрывом с предыдущим состоянием.

Основные 2 типа развития :

Прогре́сс (движение вперёд) - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Регресс (обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему,процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций

Диалектик а- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

3 закона диалектики :

Первый закон : единство и борьба противоречий, всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении.

Второй закон : переход количественных изменений в качественные. Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино.

Третий закон : отрицание отрицания. Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь. То есть отрицание само подвергается отрицанию.

Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали).

Основные теории социально-экономического развития:

1) Формационная . Согласно формационному подходу, представители- К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономю формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистич. и коммунистич. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на опред.способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производств. отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства включают в себя предметы труда и средства.

2)Цивилизационная . Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

3)Социальная революция . Способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Экономическая основа соц.революции- углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений.

Социально-экономическое развитие регионов России в значительной степени определяется общими условиями ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в стране, спецификой проведения социально-экономических реформ. Однако имеется ряд других факторов, которые определяют дифференциацию регионов по уровню и динамике их развития. Так, важное значение имеют социально-экономическая политика региональных и муниципальных органов власти, федеральное регулирование регионального развития. Существуют и объективные факторы регионального развития, не зависящие или слабо зависящие от экономической политики органов власти разных уровней.

К числу объективных факторов относятся в первую очередь природно- климатические условия. От них зависит развитие не только сельского хозяйства и туризма, но и всех остальных отраслей экономики, включая промышленность. Для целого ряда российских регионов лимитирующим фактором является их северное положение. В северных условиях существенно выше издержки на строительство, на содержание зданий (в силу более суровых климатических условий), на заработную плату работникам из-за более высокой стоимости жизни (жилищно-коммунальных услуг, продуктов питания). В результате в промышленности северных регионов развиваются в основном добыча полезных ископаемых (которая ведется там, где есть полезные ископаемые) и производство потребительских товаров для местных нужд (зачастую произвести продукцию на месте оказывается все же дешевле, чем завести ее из других регионов). Производство продукции обрабатывающих отраслей промышленности на внешние рынки (рынки других регионов или стран) не развивается или развивается крайне слабо, поскольку инвесторы вполне благоразумно предпочитают выбирать более южные регионы, где их издержки будут ниже.

Социально-экономическое развитие регионов в значительной степени определяется сложившейся системой расселения в стране. В региональной экономике сформировались теоретические представления о центро-периферийных закономерностях развития регионов. Считается, что экономический рост концентрируется в крупных городах (точках роста или полюсах развития) - благодаря повышенной емкости потребительского рынка, более высокому уровню развития различных видов инфраструктуры (транспортной, социальной, рыночной и др.), сосредоточению высших ученых заведений и научно-исследовательских центров, выполнению сервисных функций. Остальные территории развиваются за счет так называемой диффузии нововведений (инноваций ) - положительного влияния крупных городов. Ради экономии на издержках производства предприятия размещаются не в самих городах, а вблизи них; вблизи городов развиваются также пригородное сельское хозяйство и рекреация. Чем крупнее город, тем на большую территорию вокруг него распространяется диффузия нововведений. Таким образом, из теории центро-периферийных отношений следует, что если на территории региона нет крупных экономических центров, он заведомо обречен на определенное отставание в социально-экономическом развитии. Для равномерного развития территории страны должно быть довольно равномерное и плотное размещение крупных городов (чего нет в восточной части страны).

Важными демографическими факторами регионального развития являются также плотность населения (чем выше плотность населения, тем выше емкость потребительского рынка, ниже транспортные издержки на доставку готовой продукции), сложившийся уровень рождаемости и направления миграций. При низком уровне рождаемости и миграционном оттоке снижается обеспеченность региона трудовыми ресурсами; при миграционном притоке нет проблемы кадров, но возникают проблемы жилищного и транспортного строительства; при очень высоком уровне рождаемости темпы роста населения могут не успевать за темпами создания рабочих мест (так происходит, например, в республиках Северного Кавказа).

Большое значение для развития региона имеет его экономико-географическое положение , которое можно оценивать как благоприятное при близости к крупным экономическим центрам и емким рынкам сбыта продукции, при приморском положении (морской транспорт остается самым дешевым, поэтому морские порты активно развиваются благодаря как непосредственно портовой деятельности, так и размещению производств, связанных с завозом импортных комплектующих и (или) поставкой продукции на экспорт), приграничном положении в случае соседства с экономически развитыми странами (которые становятся источниками инвестиций). Напротив, неблагоприятное экономическо-географическое положение характеризуется удаленностью (или даже оторванностью) от основных рынков сбыта продукции, глубинным положением внутри страны, удаленностью от внешних границ страны или приграничным положением в случае соседства со странами с низким уровнем экономического развития.

Лимитирующим фактором развития регионов является недостаточный уровень развития инфраструктуры. В ряде российских регионов приходится сталкиваться с неразвитостью инфраструктуры как таковой (транспортной изолированностью регионов, отсутствием железных и автомобильных дорог, развитой энергетики). Такая ситуация характерна для восточной части страны, где имеет место незавершенность формирования связывающего территории транспортного каркаса, наличие территорий с немалой численностью населения, не имеющих выхода в транспортную сеть страны (отсутствует железнодорожное сообщение со значимыми для востока страны городами). В ряде регионов, особенно в крупнейших городских агломерациях, имеет место отставание уровня развития инфраструктуры от потребностей социально-экономического развития. Эта проблема наиболее очевидна в столичной агломерации, где одновременно имеют место перегруженность и общественного транспорта, и дорог для проезда личного автотранспорта, дефицит электроэнергии, недостаточные темпы жилищного строительства. В более плотно заселенной западной части страны существует объективная потребность в росте объемов автомобильных перевозок, что сталкивается с недостаточной пропускной способностью и невысоким качеством автомобильных дорог.

Уровень развития инфраструктуры как ограничитель социально-экономического развития ярко проявляется на внутрирегиональном уровне, когда инвесторы не приходят в периферийные регионы из-за их низкой транспортной доступности. Ограничителем развития может выступать и невысокий уровень развития социальной инфраструктуры, поскольку квалифицированные специалисты зачастую не готовы приезжать работать в регионы с плохим качеством жизни.

Еще один ограничитель экономического роста регионов - низкий стартовый уровень экономического развития , который проявляется, во-первых, в дефиците внутренних инвестиционных ресурсов. Убыточность предприятий региона, небольшие их масштабы не позволяют аккумулировать достаточные ресурсы для реализации значимых инвестиционных проектов. Возможности для развития малого бизнеса также ограниченны из-за отсутствия достаточных средств у населения как на организацию собственного бизнеса, так и на оплату услуг малых предприятий. Во-вторых, низкий стартовый уровень развития проявляется в недостаточном уровне развития профессионального образования, научных исследований, высокотехнологичных производств.

Наличие природных ресурсов позволяет развивать в регионе сырьевые производства (связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых, использованием лесных ресурсов и т.п.). В силу экспортной ориентированности многих таких производств (прежде всего добычи топливно-энергетических ресурсов, металлургического производства) специализирующиеся на них субъекты Федерации попадают в число наиболее экономически развитых в России. Сложившаяся структура экономики регионов влияет не только на уровень их социально-экономического развития, но и на его динамику, поскольку темпы экономического роста в регионах зависят от общей ситуации в отраслях их специализации.

В каждом из российских регионов складывается определенное сочетание названных объективных факторов социально-экономического развития, которое во многом объясняет сложившуюся картину дифференциации регионов по уровню и динамике их развития. Таким образом, ускоренные темпы экономического роста характерны прежде всего для крупных городов (городских агломераций), для богатых природными ресурсами территорий, для приморских регионов (которые в условиях формирования открытой экономики России становятся ее «воротами» для внешних связей). Кроме того, имеет место дифференциация российских регионов по осям «север - юг» и «запад - восток». Более низкие темпы экономического роста восточных регионов страны но сравнению с западными обусловлены:

  • существенно большими транспортными издержками, связанными с более низкой плотностью населения, удаленностью от основных рынков сбыта страны, менее развитой транспортной инфраструктурой, в регионах Сибири - с удаленностью от внешних рынков сбыта;
  • в целом более сложными природно-климатическими условиями, также ведущими к более высоким издержкам;
  • менее выгодным соседством с зарубежными странами.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития.

Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели, прежде всего, те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.

1. Рыночного -- взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.

2. Конкурентного -- усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции -- конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного -- постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда -- горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности -- соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков -- к диверсифицированным, а в целом -- от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-экономического развития регионов в будущем.

Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов, и регионов. Например, для регионов это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных специфичных сферах (пример - туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты, и какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.

Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

Производственно-ресурсный потенциал региона;

Структуру регионального рынка;

Кадровый потенциал региона;

Региональный бюджет;

Стратегию развития региона.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

Внешними поставщиками товаров и услуг;

Внешними потребителями;

Регионами-конкурентами;

Финансовыми организациями;

Транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:

Общеэкономические;

Общеполитические;

Научно-технические;

Природно-экологические;

Демографические.

Макроэкономические показатели характеризуют развитие экономики, указывают на экономический рост или рецессию. Т.е. можно сказать, что макроэкономический показатель развития региона - это показатель, характеризующий состояние социально-экономической сферы того или иного региона. Без использования макроэкономических показателей невозможно осуществить количественный анализ социально-экономического положения в регионе. Однако, как известно, любой анализ направлен «в прошлое», тогда как любое управление, в том числе и управление социально-экономическим положением региона, предполагает необходимость количественной оценки качественных характеристик процессов и соответствующее моделирование последствий управленческих решений, параметры которых не всегда можно описать количественно.

Здесь на помощь приходит система макроэкономических индикаторов, под которыми в данной работе предлагаем понимать интегральные показатели в виде предельных (пороговых) значений, количественно определяющие качественные характеристики социально-экономических процессов в регионе и предполагающие наличие инструментов воздействия на эти процессы.

В отличие от макроэкономического показателя, дающего лишь количественную констатацию явления или процесса, макроэкономический индикатор развития региона имеет векторный, направленный характер.

Индикаторы ограничивают предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения, например, в отношении уровня прибыльности, налоговых ставок и пр. Внутри предельных границ образуется так называемый коридор, необходимый и достаточный для принятия управленческого решения. Для того, чтобы принимаемые решения были эффективными весьма важно установить адекватные пороговые значения этого коридора.

Особое место занимают и часто используются в антикризисном управлении и предотвращении кризисов пороговые значения индикаторов, призванные сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления (например, региона) и необходимости изменить стратегию развития объекта, включить соответствующие экстренные регуляторы. В связи с этим реальность действия индикатора определяется не только количественными характеристиками, которые может предоставить система макроэкономических показателей развития региона. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, т.е. для него должны быть предусмотрены регуляторы прямого воздействия на объект управления .

Итак, важнейшей статистической информацией для проведения диагностики региона являются общие сведения о регионе, а также комплекс макроэкономических показателей и индикаторов.

Общие сведения о регионе характеризуют географическое положение региона (удаленность от сырьевых баз и районов-потребителей продукции), природные ресурсы, тип природно-климатической зоны. При этом характеризуется административно-территориальное деление региона, указывается общая численность, национальный состав и плотность населения, анализируется место ведущих отраслей в экономике региона . На основании вышеуказанных данных делается вывод о значимости рассматриваемого региона среди других субъектов.

В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование валового регионального продукта, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставку банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов .

Дополнительными и конкретизирующими характеристиками регионов и стран в целом могут являться различные макроэкономические показатели их устойчивости (нестабильности).

Существуют и другие группировки макроэкономических индикаторов развития регионов. В частности, Международный банк реконструкции и развития предлагает 26 показателей, характеризующих макроэкономическое состояние страны (региона). Международный валютный фонд использует для этих целей 10 ключевых макроэкономических показателей .

Согласно методике Международного банка реконструкции и развития всю совокупность индикаторов развития регионов можно представить следующими группами:

1. Экономические индикаторы, к которым относятся: экономический потенциал региона и его использование; объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность; энергетическая и продовольственная безопасность; финансовое самообеспечение региона; налоговая нагрузка и наличие независимой налоговой базы для формирования местных бюджетов; показатели территориальной структуры, концентрации экономической деятельности, уровня диверсификации; структура собственности в регионе.

2. Социальные индикаторы, включающие в себя: уровень безработицы и занятости в регионе; динамика номинальных и реальных доходов; структура доходов и расходов; соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума; потребление материальных благ и услуг; уровень развития инфраструктуры и др.

Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни людей (социального развития региона) программой развития ООН рекомендуется показатель «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Индекс развития человеческого потенциала дает самую общую интегральную оценку уровня социального развития страны и региона. Он включает в себя:

Доход, измеряемый ВВП (ВРП) на душу населения с учетом различной покупательной способности в различных регионах;

Продолжительность жизни, измеряемую ожидаемой продолжительностью жизни при рождении;

Знания, или уровень образования, измеряемые числом грамотных лиц или длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.

3. Экологические индикаторы, в числе которых выделяют: антропогенную нагрузку на территорию; уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод и др.

4. Демографические индикаторы, характеризующие информацию о количестве городского и сельского населения, о его половозрастной структуре, трудоспособном населении, уровне образования, плотности населения, сальдо миграции и др.

5. Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе, которые анализируют наличие и состояние в регионе:

Трудового потенциала, отражающего численность трудовых ресурсов, половозрастной состав и профессиональный уровень их подготовки;

Природно-ресурсного потенциала, характеризующего наличие природных богатств (земельных ресурсов, лесов, полезных ископаемых, воды, прочих видов ограниченных природных ресурсов и условий окружающей среды);

Производственного потенциала, анализирующего в самом общем виде производственные мощности: стоимостную оценку капитальных ресурсов, материальных оборотных средств, ноу-хау и др.;

Потенциала инфраструктуры, отражающего показатели развития социальной, производственной, управленческой, экологической и рыночной инфраструктуры.

Систематизация сведений об используемых в настоящее время макроэкономических индикаторах позволила объединить их в три основные группы: индикаторы в сфере производства, в финансовой сфере, в социальной сфере.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...