Нефть и нефтепродукты в России (обзор рынка). Обзор ключевых изменений налогового и таможенно-тарифного законодательства Российской Федерации


Array ( => Array ( => обзор российского рынка нефтепродуктов => производство авиакеросина => керосин => бензин => запасы бензина => продажи мазута => продажи дизельного топлива => биржа => биржевые цены) [~TAGS] => обзор российского рынка нефтепродуктов, производство авиакеросина, керосин, бензин, запасы бензина, продажи мазута, продажи дизельного топлива, биржа, биржевые цены => Array ( => 8282 => 08.04.2015 12:41:17 => iblock => 91 => 100 => 9949 => image/png => iblock/b9e =>.png => 2015-02-24 17-34-36 Скриншот экрана.png => => => [~src] => => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15) [~PREVIEW_PICTURE] => 8282 => 15889 [~ID] => 15889 => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 [~NAME] => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => [~IBLOCK_SECTION_ID] => =>


Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15
[~DETAIL_TEXT] => Керосин рекордно подорожал на искусственном дефиците В минувший четверг цена авиакеросина на хабе Владимир составила 36400 ₽/т, по сравнению с 25 февраля цена выросла почти на 34,3%. На ЯНОСе авиакеросин начал быстро дорожать 25 февраля, к 1 апреля цена топлива выросла на 28,1%.

«ФортеИнвест» еще 26 марта продавал авиакеросин производства Орского НПЗ по 30500 ₽/т, а 31 марта и 1 апреля — по 32000 ₽/т. Если на рынке автобензина и дизтоплива ситуация более-менее нормализовалась, то на рынке авиакеросина на прошедшей неделе продолжался разгон цен, подогреваемый сразу несколькими факторами.

По предварительным данным Минэнерго, производство авиакеросина в январе-марте 2015 года в относительном выражении сократилось в наибольшей степени среди всех основных нефтепродуктов, свидетельствуют данные Минэнерго. За первые 3 месяца текущего года произведено 1,97 млн т авиакеросина, что на 16,8%, или на 397,7 тыс. т, меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения: производство бензина за первые 3 месяца выросло на 2,9%, дизтоплива — на 1,8%, а топочного мазута — снизилось на 4,4%. Первичная переработка нефтяного сырья за январь-март 2015 года составила 70,39 млн т, что на 0,1% меньше по сравнению с I кварталом прошлого года.

Все крупнейшие производители авиационного керосина («Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть») в марте значительно снизили среднесуточную выработку топлива по сравнению с февральским уровнем. Несколько источников на рынке рассказали, что в марте были проблемы с качеством авиакеросина на Омском НПЗ и на Ангарской НХК.

«На Омском заводе была проблема с обводнением авиакеросина, а часть ангарского топлива в марте отгружена на нелетные цели под соответствующие расписки покупателей», — рассказал трейдер...

Подробнее в обзоре, который можно скачать по ссылке:
Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15
=> html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html => В минувший четверг цена авиакеросина на хабе Владимир составила 36400 ₽/т, по сравнению с 25 февраля цена выросла почти на 34,3%. На ЯНОСе авиакеросин начал быстро дорожать 25 февраля, к 1 апреля цена топлива выросла на 28,1%. [~PREVIEW_TEXT] => В минувший четверг цена авиакеросина на хабе Владимир составила 36400 ₽/т, по сравнению с 25 февраля цена выросла почти на 34,3%. На ЯНОСе авиакеросин начал быстро дорожать 25 февраля, к 1 апреля цена топлива выросла на 28,1%. => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text => [~DETAIL_PICTURE] => => 08.04.2015 12:51:49 [~TIMESTAMP_X] => 08.04.2015 12:51:49 => 07.04.2015 12:34:35 [~ACTIVE_FROM] => 07.04.2015 12:34:35 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/obzor_rossiyskogo_rynka_nefteproduktov_za_06_04_15/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/obzor_rossiyskogo_rynka_nefteproduktov_za_06_04_15/ => 15889 [~IBLOCK_ELEMENT_ID] => 15889 => Независимое агентство «АТР» [~PROPERTY_22] => Независимое агентство «АТР» => http://www.na-atr.ru/ [~PROPERTY_23] => http://www.na-atr.ru/ => 0.0000 [~PROPERTY_54] => 0.0000 => 1.0000 [~PROPERTY_95] => 1.0000 => [~PROPERTY_148] => => / [~LANG_DIR] => / => obzor_rossiyskogo_rynka_nefteproduktov_za_06_04_15 [~CODE] => obzor_rossiyskogo_rynka_nefteproduktov_za_06_04_15 => 15889 [~EXTERNAL_ID] => 15889 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 => s1 [~LID] => s1 => => 12:34, 07 Апреля 2015 => Array () => Array ( => обзор российского рынка нефтепродуктов, производство авиакеросина, керосин, бензин, запасы бензина, продажи мазута, продажи дизельного топлива, биржа, биржевые цены => Array ( => 8282 => 08.04.2015 12:41:17 => iblock => 91 => 100 => 9949 => image/png => iblock/b9e =>.png => 2015-02-24 17-34-36 Скриншот экрана.png => => => [~src] => => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15)) => Array ( => Array ( => 22 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Автор => Y => 500 => AUTHOR_NAME => => S => 1 => 30 => L => N => 22 => => 5 => => 0 => N => N => N => Y => 2 => => => => Независимое агентство «АТР» => [~VALUE] => Независимое агентство «АТР» [~DESCRIPTION] =>) => Array ( => 148 => 2018-03-11 18:19:22 => 1 => Подзаголовок => Y => 500 => SUB_TITLE => => S => 1 => 30 => L => N => => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] =>) => Array ( => 23 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Ссылка на автора => Y => 501 => AUTHOR_URL => => S => 1 => 30 => L => N => 23 => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => http://www.na-atr.ru/ => [~VALUE] => http://www.na-atr.ru/ [~DESCRIPTION] =>) => Array ( => 54 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Важно => Y => 502 => IMPORTANT => 0 => N => 1 => 4 => L => N => 54 => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => 0 => [~VALUE] => 0.0000 [~DESCRIPTION] =>) => Array ( => 95 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Главная новость => Y => 503 => MAIN_NEWS => 0 => N => 1 => 30 => L => N => => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => 1 => [~VALUE] => 1.0000 [~DESCRIPTION] =>)) => Array ( => Array ( => 22 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Автор => Y => 500 => AUTHOR_NAME => => S => 1 => 30 => L => N => 22 => => 5 => => 0 => N => N => N => Y => 2 => => => => Независимое агентство «АТР» => [~VALUE] => Независимое агентство «АТР» [~DESCRIPTION] => => Независимое агентство «АТР») => Array ( => 23 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Ссылка на автора => Y => 501 => AUTHOR_URL => => S => 1 => 30 => L => N => 23 => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => http://www.na-atr.ru/ => [~VALUE] => http://www.na-atr.ru/ [~DESCRIPTION] => => http://www.na-atr.ru/)) => Array ( => 1 [~ID] => 1 => 14.10.2019 20:00:00 [~TIMESTAMP_X] => 14.10.2019 20:00:00 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => s1 [~LID] => s1 => news [~CODE] => news => Новости [~NAME] => Новости => Y [~ACTIVE] => Y => 500 [~SORT] => 500 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/ => [~SECTION_PAGE_URL] => => [~PICTURE] => => [~DESCRIPTION] => => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html => 1 [~RSS_TTL] => 1 => Y [~RSS_ACTIVE] => Y => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y => furniture_news_s1 [~XML_ID] => furniture_news_s1 => [~TMP_ID] => => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y => N [~INDEX_SECTION] => N => N [~WORKFLOW] => N => N [~BIZPROC] => N => L [~SECTION_CHOOSER] => L => [~LIST_MODE] => => S [~RIGHTS_MODE] => S => 2 [~VERSION] => 2 => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 => [~SOCNET_GROUP_ID] => => [~EDIT_FILE_BEFORE] => => [~EDIT_FILE_AFTER] => => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость => [~SECTION_PROPERTY] => => [~PROPERTY_INDEX] => => [~CANONICAL_PAGE_URL] => => furniture_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 => / [~LANG_DIR] => / => www.ngv.ru [~SERVER_NAME] => www.ngv.ru) => Array ( => Array ()) => => Array ( => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 => =>))

Научное направление изучения структуры и организации рынков рассматривает концентрацию рыночной власти и ее влияние на конкурентную среду, как на национальном, так и на региональном рынках. Представителями этой школы были разработаны методы определения размеров рынков и географических границ рынков, изучена система факторов, определяющих структуру рынка, которые послужили основой для анализа конкурентной среды отраслевых рынков.

Количественными показателями, наиболее часто применяемыми для оценки структуры товарного рынка, являются:

1) численность продавцов, действующих на данном рынке;

2) степень однородности выпускаемой продукции;

3) доли, занимаемые продавцами на данном рынке;

4) показатели рыночной концентрации.

Численность продавцов, действующая на товарном рынке, позволяет определить, к какому типу структуры относится изучаемый отраслевой рынок: монополии, олигополии, монополистической конкуренции либо чистой конкуренции. Характеристика степени дифференциации выпускаемой продукции от товаров конкурентов, наиболее важна для выявления того, к какому типу олигополии относится отраслевой рынок: недифференцированной олигополии, когда выпускаемые отраслевыми предприятиями товары должны соответствовать строго определенным стандартам качества, либо дифференцированной олигополии, наиболее часто встречающейся на рынке потребительских товаров.

Рыночная доля отражает результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования предприятия на рынке. Большая доля на рынке недифференцированной олигополии означает, что фирма лидер, вследствие действия эффекта масштаба и эффекта опыта, работает на рынке с наименьшими издержками и определяет степень рентабельности по всей отрасли посредством контроля над уровнем цен на рынке. Таким образом, исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной борьбе.

Рынок нефтепродуктов относится к рынкам недифференцированной олигополии, поскольку НПЗ должны производить топливо в соответствии с существующими едиными для всех предприятий стандартами. Основными товарными продуктами, производимыми на НПЗ, являются следующие виды топлива: бензин, керосин, дизельное топливо, мазут. Помимо этого на части отечественных НПЗ производится дорожный битум, широкая фракция углеводородов, а также прямогонный бензин, являющиеся сырьем для нефтехимических производств.

На настоящий момент структура производства и реализации автобензинов российскими НПЗ характеризуется следующими показателями. (Табл.1.2.) Составлено автором по статистическим сборникам инфо ТЭК консалт Нефтехимия и нефтепереработка Т.1-3. за 2006,2005,2004, 2003 года НПЗ «КраснодарЭконефть» и Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод не вошли в данную выборку, поскольку в номенклатуре выпускаемой продукции данных заводов присутствует только прямогонный бензин, а автомобильные бензины в рассматриваемый период не выпускались.

Таблица.1.3. Реализация автомобильных бензинов НПЗ России на внутреннем рынке в 2002-2005 году

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

Всего поставлено в Россию

Как видно из представленных данных объемы потребления бензина в России колеблются в пределах 2-5%. Снижение объемов потребления бензина в 2003 году было, на наш взгляд, обусловлено значительным ростом цен на топливо, вызванное ростом цены на сырую нефть. Незначительный рост потребления бензина в 2004 году вопреки стремительному росту количества автовладельцев объясняется, на наш взгляд, сокращением количества автомобилей с высоким уровнем расхода топлива на единицу пробега. Полученная динамика потребления опровергает мнения аналитиков предвещающих дефицит бензина, хотя подобные утверждения встречаются в отечественной периодической печати. Так по мнению вице-президента Лукойла Л.Федуна: «Если не будут развиваться нефтеперерабатывающие мощности, то возникнет дефицит и России придется импортировать бензина все больше и больше, чтобы удовлетворить спрос на рынке» Баскаев К. «Бензиновая лихорадка»// Нефть России №3, 2006 .-с.76. По его словам в России необходимо увеличить производство бензина на 4-5 млн. тонн в год. Аналогичный дефицит бензина прогнозирует в 2007-2008 году К.Баскаев обосновывая его ростом числа автомобилей Баскаев К. «Бензиновая лихорадка»// Нефть России №3, 2006 .-с.78. Однако, даже в случае стремительного роста потребления бензина на внутреннем рынке, значительным резервом характеризуется экспорт автобензина. Согласно нашим расчетам в 2002 году экспорт бензина составил 16%, 2003 году экспорт бензина составил 19% от общего объема выпуска, а в 2004 году -18%. При этом экспорт нефтепродуктов для большинства НПЗ находящихся в центре России, менее рентабелен по сравнению с реализацией на внутреннем рынке. Поэтому в случае роста потребления автобензина в России, нефтяные компании без ущерба для себя сократят экспорт и переориентируют сбытовую политику. Кроме того, следует учитывать тот факт, что загрузка производственных мощностей отечественных НПЗ составляет в среднем 70%, т.е. при увеличении спроса на автобензин предприятия имеют определенный резерв. Поэтому, по нашему мнению, нет необходимости во введении в строй новых нефтеперерабатывающих мощностей ориентированных на переработку 4-5 млн. тонн. На наш взгляд, целесообразно не вводить в строй новые заводы, а наращивать мощности вторичных процессов, позволяющих углубить переработку и производить большее количество качественного автомобильного бензина из того же объема перерабатываемой нефти.

Помимо нефтеперерабатывающих заводов нефтепродукты производятся на газоконденсатных заводах ОАО «Газпром», совокупные мощности заводов Газпрома рассчитаны на переработку 8,2 млн. тонн нефтяного сырья. РосБизнесКонсалтин. Нефтеперерабатывающая промышленность. Обзор отрасли.-2003. Традиционно нефтеперерабатывающие предприятия «Газпрома» рассматриваются отдельно от остальных российских НПЗ. На заводах «Газпрома» ведется переработка газового конденсата, сырья по качественному составу значительно превосходящему нефть. Это позволяет на данных заводах получать 85% светлых нефтепродуктов с тонны переработанного сырья, тогда как средний показатель для российских НПЗ, как было указано нами ранее, составляет от 45 до 54%.

Производство топлив ведется также на мини-НПЗ. В настоящий момент их количество насчитывает порядка 40-50 установок с мощностью от 20 до 500 тыс. тонн перерабатываемой нефти в год. Количество мини-НПЗ в России ежегодно растет. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, большая часть заводов в России принадлежит нефтяным компаниям, перерабатывающим собственную нефть. Малые нефтяные компании могут поставлять нефть на переработку преимущественно на башкирские заводы, Московский НПЗ, Ярославнефтеоргсинтез, вокруг которых и сосредоточен относительно свободный рынок нефтепродуктов. Из чего видно, что независимая переработка сконцентрирована в Приволжском и Центральном федеральном округе, в то время как нефтедобыча постепенно сместилась в Уральский и Сибирский федеральные округа. Это обусловило стремительный рост количества мини-НПЗ, в регионах Западной и Восточной Сибири. Появление мини-НПЗ с одной стороны продиктованы рынком и способствуют снижению уровня концентрации и росту конкуренции между производителями топлив. Однако топлива, вырабатываемые на мини-НПЗ, являются низкокачественными. На данных установках реализуется первичная разгонка нефти, позволяющая отобрать небольшую долю ценных светлых фракций. Дальнейшая переработка тяжелого остатка на подобных заводах не производится и сырье, содержащее значительную долю светлых, чаще всего экспортируется за рубеж, где из него на современных НПЗ выделяют фракции для производства дизельного топлива и керосина. Получаемое на мини-НПЗ топливо в связи с отсутствием процессов вторичной переработки не соответствует современным стандартам качества, это высокосернистое дизельное топливо и низкооктановый бензин. Таким образом, ни о каком соответствии современным ежегодно ужесточающимся стандартам по качеству моторных топлив речи не идет. Соответственно, мы считаем, что подобная конкуренция со стороны мини-НПЗ, основанная на производстве низкокачественных дешевых топлив, отрицательно воздействует на инновационную активность крупных нефтеперерабатывающих предприятий. Мы не разделяем положительной оценки появления мини-НПЗ данной специалистами РосБизнесКонсалтинг, поскольку считаем, что внедрение дорогостоящих вторичных облагораживающих процессов на мини-НПЗ будет скорее исключением, чем распространенной практикой. Таким образом, строительство подобных НПЗ стоимостью от $100млн до $650млн в Свердловской, Новосибирской, Магаданской, Орловской областях является неграмотным инвестиционным решением. В условиях ужесточения экологических стандартов по содержанию ароматических углеводородов, серы в моторных топливах большая часть мини-НПЗ вынуждена будет закрыться, в силу отсутствия финансовых ресурсов на внедрение вторичных процессов.

Для оценки уровня конкуренции интерес представляет динамика распределения долей рынка предприятий на российском рынке сбыта бензинов.(Табл.1.4.)

Таблица 1.4. Доля рынка НПЗ и ВИНКов на рынке автомобильных бензинов в России Рассчитано автором по статистическим сборникам инфо ТЭК консалт Нефтехимия и нефтепереработка Т.1-3. за 2006,2005,2004, 2003 года

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Лукойл - Волгограднефтепереработка

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез

Сургутнефтегаз-Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ)

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Ангарская нефтехимическая компания

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Краснодарский НПЗ - КраснодарЭкоНефть

Афипский филиал ООО Профит-4 (Краснодарнефтеоргсинтез)

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

По рассчитанным долям рынка мы видим, что основным поставщиком на российском рынке автомобильных бензинов является ЮКОС (20% в 2004 и 2005 году) вопреки расхожему мнению, что позиции лидера российской нефтепереработки занимает компания Лукойл. Таким образом, мы можем заключить, что Лукойл, имея наибольшие объемы перерабатываемой нефти, значительную долю нефтепродуктов экспортирует.

Как видно из представленных данных, доли рынка большинства компаний в 2003 и 2004 году сократились за счет роста сбыта двух крупнейших игроков на российском рынке нефтепереработки- ЮКОСа - прирост рынка-1,6% и Лукойла- прирост рынка- 0,4%. Представляет интерес тенденция сокращения объемов переработки третьего крупнейшего конкурента(совокупная доля рынка порядка 16%), обслуживающего преимущественно независимых переработчиков- группы заводов Башнефтехима, а также Салаватнефтеоргсинтеза. Так, мы видим ежегодное сокращение их доли рынка на 1,5%. Это косвенно свидетельствует о том, что в России растет количество автозаправок крупных ВИНК, в то время как, темпы прироста независимых заправочных станций невелик. Таким образом, происходит постепенное вытеснение независимых АЗС и соответственное усиление позиций крупнейших российских ВИНК на розничном рынке автобензина в России. Это, на наш взгляд, является причиной роста доли рынка ТНК, Лукойла, Роснефти и долей рынка заводов Газпрома - Омского и Московского НПЗ.

Вторым наиболее ликвидным продуктом отечественной нефтепереработки является дизельное топливо. Основными потребителями дизельных топлив на российском рынке являются автомобильный транспорт с высокой грузоподъемностью, речные и морские суда.

Ассортимент дизельных топлив, поступающих на рынок достаточно широк, хотя, в конечном счете, все дизельные топлива могут быть объединены в две группы: летнее дизельное топливо и зимнее дизельное топливо. Внутри каждой из групп выделяют дизельные топлива с содержанием серы от 0.05 до 0.5% вес.

Таблица 1.5. Требования к качеству дизельных топлив.

Дизтопливо, производимое по ГОСТу 305-82, является наиболее распространенным на сегодняшний день в России. Качество летнего дизельного топлива согласно данному стандарту указано в табл. 1.5. Помимо дизельного топлива, соответствующего ГОСТу 305-82 , в Москве и других крупных городах России используется специальное «городское дизельное топливо» с максимальным содержанием серы не выше 500 ррм вес. Существуют планы по изменению стандартов на содержание серы в российских дизельных топливах: по снижению уровня ее содержания до 500 или 350 ррм вес, но до сих пор они пока не были утверждены российским парламентом. Что касается стран Европейского Союза, то Европарламент утвердил в странах членах ЕС стандарт на содержание серы в дизельном топливе с 1 января 2005 года не более 50 вес.ррм и не более 10 вес.ррм с 2008 года. Уже сейчас, благодаря системе поощрительного налогообложения, в нескольких крупных европейских странах производятся экологически чистые дизельные топлива с содержанием серы не более 10 ррм вес. по стандарту 2008 года. В США Управление по охране окружающей среды предложило снизить к 2006 году среднее содержание серы до 15 ррм вес., а к 2008 году, также как и в странах ЕС, не более 10 ррм вес. Данное ужесточение норм по содержанию серы в топливах в развитых странах обусловлено чрезвычайно губительным воздействием диоксида серы на здоровье человека.

Кроме летнего и зимнего дизельного топлива на российском рынке выделяют также топливо арктическое и экспортное. В России с ее более суровыми климатическими условиями и холодными зимами фактическое соотношение производимых зимних и летних марок дизельных топлив меньше, чем в Канаде и ряде европейских стран со схожим климатом, например, скандинавскими странами. У нас суммарное производство дизельных топлив арктического и зимнего в общем объеме выпуска составляет 12-13%, у них 20-25%.Балукова В.А., Залищевский Г.Д., Колесов М.Л., Садчиков И.А., Сомов В.Е.. Стратегический анализ технической реструктуризации предприятия / Под ред. В.Е. Сомова.-СПб.: СПбГИЭУ,2001.-с.150 Потребности же в зимнем и арктическом топливе России составляют 35% от общего объема потребляемых дизельных топлив, т.е. в 2,5-3 раза выше. Балукова В.А., Залищевский Г.Д., Колесов М.Л., Садчиков И.А., Сомов В.Е.. Стратегический анализ технической реструктуризации предприятия / Под ред. В.Е. Сомова.-СПб.: СПбГИЭУ,2001.-с.150 В России выработка зимних дизельных топлив связана с высоким расходом керосиновых фракций, т.е. ресурсов более дорогостоящих на мировых рынках реактивных топлив, что и обуславливает небольшую выработку данного топлива.

В России как видно по рис.1.2. потребление дизельного топлива с 1999 по 2001 год ежегодно сокращалось. По мнению аналитиков, это происходило по причине роста цен на данный энергоресурс. Однако в 2002 года данная тенденция была преодолена, и потребление дизельного топлива в период с 2002 по 2005 год колебалось в пределах 3-1,5%. В 2005 году произошло резкое 10% увеличение потребления дизельного топлива. Это обусловлено, на наш взгляд, ростом грузооборота автомобильного транспорта сопряженного с увеличением тарифов на железнодорожный транспорт.

Рисунок 1.2. Динамика потребления дизельного топлива на внутреннем рынке России

В Российской Федерации основным потребителем дизтоплива является грузовой автотранспорт, на долю которого приходится около 30% всех поставок. Крупный сегмент рынка также составляют сельское хозяйство и автобусные перевозки (по 17-19%). На долю остальных приходится около 30% сюда включено потребление железнодорожным и водным транспортом, а также потребление дизтоплива энергетическими компаниями. Доля дизельного топлива, потребляемая населением -28%, а доля бензина, реализуемого на внутреннем рынке населению-76%. Таким образом, мы склонны утверждать, что спрос на бензин будет характеризоваться большей эластичностью в сравнении с дизельным топливом.

Объемы поставок дизельного топлива крупными НПЗ России представлены в таблице 1.6.

Таблица 1.6. Реализация дизельного топлива нефтеперерабатывающими заводами России на внутреннем рынке в 2002- 2005 году

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Лукойл - Волгограднефтепереработка

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез

Сургутнефтегаз-Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ)

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Ангарская нефтехимическая компания

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Краснодарский НПЗ - КраснодарЭкоНефть

Афипский филиал ООО Профит-4 (Краснодарнефтеоргсинтез)

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

Всего поставлено в Россию

Как видно из таблицы 1.6 основными поставщиками дизельного топлива в России являются группы компаний Лукойла, ЮКОСа и Башнефтехима. В совокупности российскими НПЗ в 2002 году было произведено 50215,1 тыс.тонн дизельного топлива, в 2003 году 52523,4 тыс.тонн и в 2004 году- 53762,9 тыс.тонн, в 2005 году 60068,7 тыс.тонн топлива. Вычтя долю поставок в Россию мы видим, что в 2002 году было экспортировано 47% произведенного дизельного топлива, в 2003 году 46,3% произведенного топлива, в 2004 году 48,1%, в 2005 году - 49,2% произведенного россйискими НПЗ топлива. Основным экспортным рынком является Северо-Западная Европа (около 60-70%). Вторым по значимости является рынок Средиземноморья (~20-30%) и третьим - Сингапурский рынок (~ 8%). Доля остальных рынков незначительна.

Лидером по объемам производства дизельного топлива является компания Лукойл, однако, как показали результаты расчетов долей внутреннего рынка, приведенные в табл.1.7 наибольшую долю российского рынка дизельного топлива по-прежнему занимает ЮКОС. За исследуемых четыре года наиболее значительное сокращение доли рынка произошло у Лукойла на 5,5% и, соответственно, выросли доли рынка ЮКОСа на 6,1%, Роснефти и Московского НПЗ на 3,8%.

Таблица 1.7. Доля рынка ВИНКов на внутреннем рынке дизельного топлива

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Лукойл - Волгограднефтепереработка

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез


Сургутнефтегаз-Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ)

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Ангарская нефтехимическая компания

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Краснодарский НПЗ - КраснодарЭкоНефть

Афипский филиал ООО Профит-4 (Краснодарнефтеоргсинтез)

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

Проведенный анализ показал, что формально между нефтеперерабатывающими предприятиями и нефтяными компаниями идет интенсивная конкуренция, и поводов возбуждения расследований ФАС России нет. Однако роста инновационной активности, присущей конкурентным отношениям крупных интегрированных объединений также не наблюдается. Мы считаем, в данном случае антимонопольные органы избегают правильного определения географических границ товарного рынка. Согласно порядку определения границ товарного рынка Приказ государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 20 декабря 1996 г. №169 об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. при определении географических границ рынка, учитываются следующие факторы:

Возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

Доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

Незначительность* транспортных расходов на перемещение

покупателя к продавцу и т.д.;

Исходя из приведенных условий, мы видим, что в качестве географических границ товарного рынка рассматривать единый внутренний рынок нефтепродуктов России ошибочно, поскольку рынок автобензина относится к потребительскому розничному рынку. Очевидно, что условиям незначительности транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцам соответствуют только локальные рынки или как минимум региональные рынки. Все выше перечисленное обусловило необходимость изучения структуры именно региональных рынков сбыта для выявления реальной конкуренции между нефтеперерабатывающими компаниями России.











Еще одной причиной снижения активности на рынке является недостаточное выделение средств дорожникам, причем ситуация по прогнозам игроков не изменится до конца июля, то есть - до окончания ЧМ.
Основные работы в этом году, по всей видимости, будут проводиться в августе-сентябре, и соответственно в этот период стоит ожидать пика цен на битумном рынке.
Что касается цен продукта на заводах, то они сохранились.
Так, например, по одной из наиболее привлекательных цен в ПФО реализуется продукт с завода «Газпром нефтехим Салават» - 15 500 руб./т (а/т) и 14 500 руб./т (ж/д). Прежней сохраняется стоимость ресурса на Нижнекамском НПЗ у компании «ТАИФ-НК» - 16 700 руб./т (а/т). На Орском НПЗ у компании «ФортеИнвест» цена ресурса с отгрузкой автотранспортом ниже на 700 рублей - 16 000 руб./т, стоимость ж/д партий сохранилась на отметке 15 000 руб./т.
На Юге России стоимость ресурса также сохранилась на прежних значениях. По одной из наиболее привлекательных цен реализуется ресурс с Краснодарского НПЗ - 15 500 руб./т. Значительно выше цена на заводах в Саратове и Волгограде. Так, стоимость БНД на Саратовском НПЗ составляет 18 100 руб./т.
В Центральной части России по одной из наиболее привлекательных цен предлагается продукт с завода в Киришах, но объемы здесь ограничены, и как сообщают игроки, продукт к трейдерам не попадает. Поэтому основной производственной площадкой стал Московский НПЗ, где сегодня стоимость БНД составляет 17 100 руб./т. Дороже продукт на Рязанской НПК - 17 700 руб./т.
Наиболее высокая цена наблюдается в Нижегородской области на НОРСИ. Здесь битум реализуется автотранспортом по 19 750 руб./т.
В СФО стоимость на заводах также варьируется. По наиболее привлекательной цене предлагается БНД с Омского НПЗ - 18 400 руб./т при реализации по а/т и 18 000 руб./т при реализации по ж/д. Дороже ресурс на заводах в Ачинске и Ангарске.
Наиболее высокая стоимость продукта в восточной части страны - на Хабаровском НПЗ (ДФО), 25 500 руб./т.
Стоимость ПБВ на этой неделе, как и стоимость БНД, в целом сохранилась. Так, «Газпромнефть-Битумные материалы» продолжает реализацию продукта по 26 800 руб./т, «РН-Битум» - по 26 200 руб./т.
Не дорожал продукт и у независимых производителей. Компания «Техпрогресс» сохраняет цену на уровне 26 400 руб./т. Стоимость ПБВ у компании «Петро-Хим Технологии» сегодня держится на отметке в 25 900 руб./т. Компания «ТехноНИКОЛЬ» сохранила ценник ПБВ на производственных площадках в Воскресенске и Выборге на отметках 28 000 и 31 100 руб./т соответственно.
Но нашлись игроки, которые цену на неделе повысили. Так, компания «Битумное производство» с производственной площадки в Кстово реализует продукт на 1 500 рублей дороже, по 28 000 руб./т.
Динамика цен ПБВ отражает изменения цен сырья на рынке с небольшим временным лагом, но на следующей неделе игроки 19 числа планируют повысить стоимость ПБВ после удорожания БНД.
На текущей неделе стоимость топочного мазута на заводах России преимущественно снижалась, исключением стал только Омский НПЗ, где отмечено повышение цены.
На уфимской группе НПЗ за недельный период продукт подешевел на 100 рублей, до 15 800 руб./т.
На 300 рублей понизилась стоимость продукта на Саратовском НПЗ, до 18 300 руб./т.
На самарской группе НПЗ стоимость ресурса понизилась на 600 рублей, до 17 800 руб./т.
На Рязанской НПК стоимость М-100 снизилась на 700 рублей, до 18 200 руб./т.
На заводе в Ярославле стоимость мазута снизилась на 1 200 рублей и составляет 17 500 руб./т.
Наиболее ощутимое понижение цены произошло на Московском НПЗ - 1 600 рублей, до 17 200 руб./т.
На Ачинском НПЗ М-100 подешевел на 800 рублей, до 17 200 руб./т.
На Омском НПЗ стоимость продукта повысилась на 300 рублей, до 17 200 руб./т.
Прежней осталась цена на Ангарском НХК, мазут реализуется по 19 300 руб./т.

Почему пора кратно повышать норматив продаж дизтоплива на бирже?
29 июля биржевые цены дизельного топлива на Московском НПЗ, Рязанской НПК и ЯНОСе составили 33900–34150 ₽/т. Днем ранее экспортный паритет для трубопроводных партий дизельного топлива производства Московского НПЗ в направлении Приморска - самый высокий среди существующих маршрутов экспорта - рухнул до уровня 28420 ₽/т.

Таким образом, премия внутреннего рынка для дизельного топлива на НПЗ Центрального федерального округа в прошлую пятницу была на уровне 5500 рублей на тонну. Ранее были эпизоды, когда ФАС России озвучивала претензии к нефтяным компаниям из-за столь высокой премии внутреннего рынка по дизтопливу. В мае, когда экспорт ДТ был более привлекательным по сравнению с его реализацией на внутреннем рынке, нефтяные компании резко снизили продажи товара на бирже и увеличили экспортные поставки.

Так, в марте 2016 года доминирующие компании реализовали на СПбМТСБ 339 тыс. т дизельного топлива в соответствии с требованиями Совместного приказа ФАС России и Минэнерго России, по данным биржи. В апреле доминанты продали 311 тыс. т дизтоплива, а в мае - 233 тыс. т товара со словами «скажите спасибо, что на фоне премиального экспорта мы перевыполнили норматив». В итоге за май 2016 года биржевая цена дизельного топлива на НПЗ Центрального федерального округа выросла более чем на 12% - с 30600 до 34350 ₽/т.

В мае привлекательный экспорт дизельного топлива позволил нефтяным компаниям объяснить и сокращение биржевых продаж товара, и увеличение экспорта, и рост цен.

Экспортируя дизельное топливо, нефтяные компании сейчас получают на 5000–6000 рублей на тонну меньше, чем продавая его на внутреннем рынке. Несмотря на это, мы не видим ни существенного увеличения продаж дизельного топлива на СПбМТСБ, ни адекватного динамике экспортного паритета снижения биржевых цен. В чем причина, и как эту ситуацию исправить? Судя по всему, норматив продаж дизельного топлива на бирже на уровне 5% от производства для каждой доминирующей компании и 4% от производства для всех доминирующих субъектов в совокупности себя изжил. На рынке автомобильного бензина за товар состязаются независимые сети АЗС и сбытовые предприятия нефтяных компаний. Причем слишком активные закупки вторых гарантированно привлекают внимание ФАС России.

На рынке дизельного топлива, помимо независимых сетей АЗС и «сбытов» нефтяных компаний, присутствуют промышленные предприятия. Для последней категории покупателей не существует такого понятия как маржа «на пистолете». Кроме того, промышленники могут иметь стойкие предпочтения к дизельному топливу определенных нефтяных компаний и НПЗ. В итоге мы имеем рынок экспортно ориентированного дизельного топлива, которое зачастую хуже реагирует на снижение экспортного паритета, чем неэкспортный автобензин. Из этого следует, что существующий норматив по реализации дизельного топлива на СПбМТСБ недостаточен для удовлетворения спроса на биржевой площадке. В итоге вместо установления адекватной рыночной цены дизтоплива мы периодически наблюдаем рекордные премии внутреннего рынка, которые являются ничем иным, как отражением недостаточного предложения товара.

Таким образом, оптимальным решением проблемы видится увеличение обязательного норматива продаж дизельного топлива на СПбМТСБ в два раза в сравнении с действующим, то есть до 10% от производства для каждой доминирующей компании. К слову, для автобензина было бы целесообразно рассмотреть введение плавающего норматива продаж с минимальными требованиями на уровне 20% в сезон высокого спроса с мая по сентябрь. Это позволило бы обеспечить дополнительное предложение товара на рынке именно тогда, когда он пользуется высоким спросом.

Анализ российского рынка нефтепродуктов Ринат Хантемиров, ПКП «МОБОЙЛ»
Текущий год складывается не очень удачно для мировой нефтепереработки. На графике 1 на странице 5 показано изменение цен на нефть и основные нефтепродукты с июля 2014 года (по данным Thomson Reuters). За 100% приняты значения на 3 июля 2014 года. Видно, например, что 20 января 2016 года на пике падения цены на мазут составляли лишь 17% от уровня на 3 июля 2014 года.

В таблице 1 на странице 4 приведены абсолютные значения котировок и их изменения от уровня на 3 июля 2014 года

в июле 2014, 2015 и 2016 годов (по данным Thomson Reuters).
В прошлом году производство бензина и дизельного топлива приносило переработчикам хороший доход, поскольку цены на них снижались медленнее по сравнению с ценами на нефть. Однако в 2016 году ситуация оказалась противоположной.

Спрос на бензин в мире этим летом оказался ниже ожиданий. Запасы бензинов, накопленные в период высокой маржи переработки и в надежде на высокий спрос этим летом, достигли рекордных уровней. И, что хуже всего, цены на бензин в этом году начали снижаться на месяц раньше, чем в 2015 году.

Вернемся к российскому рынку нефтепродуктов, который в летнее время, как правило, живет собственной жизнью.

Рынок автобензина
По данным «ЦДУ ТЭК», товарные остатки автомобильного бензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний с середины июня стабилизировались на уровне 1,7 млн т. Так, 25 июля они составляли 1,724 млн т, это примерно на 25 тыс. т больше, чем год назад.
Впереди еще два месяца относительно высокого спроса на автобензин. Однако, на мой взгляд, рынок уже готов развернуться, и в ближайшие неделю или две цены на бензин перейдут к падению. Иными словами, тренд на снижение цен на российском рынке бензины в этом году, скорее всего, установится раньше, чем в предыдущие годы.
Как мы видим, в 2013 году цены на бензин держались до середины сентября, а в 2015 году - до конца августа. Аномальный 2014 год не берем в расчет в связи с многочисленными авариями на заводах. В этом году российский рынок бензина, вероятно, выйдет из летнего диапазона высоких цен до середины августа. Причины - снижение внутреннего потребления, достаточные объемы производства бензина класса 5, и «щадящий» график осенних ремонтов НПЗ.

Ниже на таблице 2 приведены данные «ЦДУ ТЭК» о суммарном простое первичных мощностей российских НПЗ в связи с ремонтами в 2016, 2015 и 2013 годах с разбивкой по месяцам.

В августе–октябре 2016 года выбывающие мощности первичной переработки составят 5658 тыс. т. Для сравнения: за такой же период 2015 года выбывающие мощности первичной переработки составили 10142 тыс. т, а в августе–октябре 2013 года - 7633 тыс. т. В связи с этим нефтяные компании, вероятно, не будут формировать запасы нефтепродуктов на период осенних ремонтов и предпочтут распродать августовский товар на открытом рынке, пока он дает высокую премию к экспортному паритету. В предыдущие годы, напомню, накопление запасов бензина перед ремонтами поддерживало цены из-за временного снижения предложения на рынке и создания на ряде базисов искусственного спроса.

Падение мировых цен на нефть и нефтепродукты сделало российский рынок сильно премиальным. Это привлекает на наш рынок белорусских продавцов и увеличивает потенциал будущего падения цен. В отсутствие форс-мажорных ситуаций, описанный выше сценарий снижения цен на бензины, на мой взгляд, является наиболее вероятным. Возможный небольшой рост цен в начале августа, скорее всего, будет последним движением рынка вверх перед началом снижения цен.

Рынок дизельного топлива
По данным «ЦДУ ТЭК», товарные остатки дизельного топлива на НПЗ, ПНПО нефтяных компаний и в системе «Транснефтепродукта» 25 июля составили 2,09 млн т, что примерно на 100 тыс. т ниже, чем год назад. В конце прошлой недели экспортный паритет для летнего дизельного топлива составлял 27500–28500 ₽/т для НПЗ в Поволжье. Внутренние цены на этих же заводах были на уровне 32300–33300 ₽/т.

Ценам на дизельное топливо оказывают поддержку высокий спрос на ГСМ в связи с уборочными работами и сравнительно небольшие остатки дизтоплива.
С другой стороны, на цену дизельного топлива давят низкий экспортный паритет и падение внутренних цен на нефть с поставкой в августе на 1500–2000 рублей по сравнению с июльскими партиями. Второй фактор вызовет удешевление заменителей дизтоплива, которые производят мини-НПЗ.

В совокупности, эти факторы не оставляют шансов на рост цен на дизельное топливо. Цены на дизельное топливо, вероятно, продолжат постепенно снижаться. Более того, в случае роста объемов продаж товара, цены могут обвалиться.

Рынок мазута
Те же драйверы - низкий экспортный паритет и грядущее удешевление продукции мини-НПЗ - давят и на рынок мазута.
Цены поддерживаются низкими объемами продаж. При этом, как только на рынке появляется дополнительный товар, цены проседают.
В середине августа начинаются закупки мазута для нужд энергетиков, что может на какое-то время поддержать стоимость топлива на бирже.

« Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание двух известных спекулянтов смарт-лаба о том, что сырьевой рынок перестал ходить по фундаменталу (и как вывод предсказать его поведение на отрезке в один год не получится) »

Алексей, наш ресурс не предназначен для того, чтобы давать оценки поведения рынков со спекулятивной точки зрения. Мы считаем, что базовыми факторами для прогнозирования цен на сырьевых рынках является соотношение спроса и предложения, а также маржинальность производства и себестоимость добычи сырья. Этот подход заложен нами в основу прогнозирования цен и с успехом применяется нами уже не первый год. При этом мы отдаем себе отчет в сложности такого прогноза: действительно, прогнозировать рыночную конъюнктуру товарных рынков очень тяжело. С одной стороны, мы не всегда имеем доступ в полной мере к информации, характеризующей спрос и предложение. С другой стороны, товарные рынки подвержены определенным манипуляциям со стороны крупных рыночных игроков. По этой причине, на коротких временных окнах сырьевые цены могут вести себя нелогично, не оправдывая наших ожиданий. Отчасти нашу задачу облегчает тот факт, что прогнозы цен на сырье нужны нам для оценки будущих доходов компаний, а не для игры на колебаниях сырьевых цен. Так как компании реализуют свою продукцию в течение всего года, нам необходимо иметь представление именно об изменении средних по году цен на ресурс, и вовсе не обязательно знать точную стоимость сырья на конкретную дату. И хотя в отдельные периоды времени на сырьевые цены могут влиять настроения инвесторов и прочие околорыночные причины, в конечном счете динамика среднегодовых цен на сырье определяется фундаментальными факторами. Более того, для нас важен даже не прогноз цен на сырье на ближайший год, а выработка наиболее вероятного сценария поведения сырьевых цен в диапазоне 5-7 лет.

« В обзоре выше ничего не говорится о недавнем скачке цен на железную руду (7 марта цена поднималась до 58-62 долларов за тонну в зависимости от биржи, причем за день скачек составил рекордные 19%, немного опустившись впоследствии). В считаете это кратковременным явлением? »

Сергей, спасибо за Ваш вопрос! Краткосрочные колебания цен на активы прогнозировать достаточно сложно. По нашему мнению, недавний скачок цен на железную руду не связан с фундаментальными факторами на рынке данного сырья, ведь на нем по-прежнему наблюдается значительный излишек предложения. Рост цен может быть вызван краткосрочными перебоями поставок сырья из Австралии и других регионов. Однако это не говорит о том, что цены на руду вновь перейдут к снижению. Это может означать подтверждение нашей гипотезы о достижении ценами на железную руду минимальных значений в конце прошлого - начале текущего года. Мы считаем, что со временем цены на железную руду будут постепенно восстанавливаться от своих минимальных значений на фоне закрытия нерентабельных производств. Вместе с тем, возможны краткосрочные колебания цен как вверх, так и вниз.

Если смотреть по годовым данным, на которые мы и ориентируемся, то взаимосвязь очень слабая

« В мае стоимость бензина вплотную приблизилась к психологической отметке 30 руб. за литр 95-го. Срок действия соглашения правительства с нефтяниками о сдерживании розничных цен на горюче-смазочные материалы до завершения президентских выборов истек, поэтому сейчас ничто не сдерживает роста цен на топливо. Поможет ли сниженных экспортных пошлин удержать рост цен??? »

Экспортные пошлины не оказывают влияния на внутренние цены на бензин. На высокий уровень цен на бензин в России влияют два основных фактора: 1. Высокая степень монополизации рынка (маржа российских производителей выше, чем у европейских). 2. Рост автомобилизации приводит к росту спроса на бензин. В результате производственные мощности российских НПЗ загружены почти полностью.

« С 1 июня 2012 года экспортная пошлина на нефть в России снизится почти на $30 - с $448,6 до $419,8 за тонну, льготная ставка снижена до $210,8 за тонну. Соответствующее постановление 23 мая 2012 года было утверждено правительством РФ. Пошлина на экспорт светлых и темных нефтепродуктов составит $277 за тонну, бензина - $377,8 за тонну. Сверхприбыль у нефтянки - скакнут акции отрасли? »

Никаких сверхприбылей нет. Пошлины корректируются раз в месяц исходя из средних цен на нефть за предыдущие три месяца. Т.е. как правило пошлины реагируют на изменение нефтяных цен с лагом три месяца. Когда цены растут рост пошлин чуть запаздывает и компании действительно получают чуть больше прибыли, когда цены падают то прибыли компаний падают более существенно т.к. снижение пошлин происходит с временным лагом. Сейчас пошлина снижена на 6,4% - это не существенно, особенно, принимая во внимание что и цены на нефть тоже немного снизились. На котировки нефтяных компаний это влияния не окажет.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...