Национальная экономика: понятия, цели и структура. Кошелев А.Н


Субъекты национальной экономики:

♦ домохозяйства;

♦ предпринимательский сектор;

♦ государственные институты;

♦ заграница.

Домохозяйство (ДГ) - экономический субъект, деятельность которого направлена на удовлетворение собственных потребностей с целью максимизации полезности. Домохозяйства - собственники факторов производства, за счет чего получают доходы, которые используют на текущее потребление и накопление. Доходы бывают трудовые и от имущества. В закрытой экономике активность домохозяйств обусловливает:

Предложение факторов производства; -с спрос на блага;

Сбережения части дохода.

Предпринимательский сектор (ПС) - совокупность всех фирм, занимающихся производством и реализацией благ. Активность предпринимательского сектора обусловливается:

o спросом на факторы производства;

o предложением благ;

o чистыми инвестициями;

o валовыми инвестициями (затратами на развитие производства, амортизацией);

o инвестициями для поддержки материально-технической базы производства.

Государственные институты (ДИ) - совокупность учреждений, организаций, представляющих политическую власть. Государственные институты обеспечивают воспроизводство общественных благ. Общественные блага характеризуются:

Не конкурентностью (не приходит полезность при потреблении другими людьми);

Не исключительностью (невозможность исключения из потребления в случае неуплаты).

Воспроизводства общественных благ (строительство дорог, уличное освещение и т.п.) осуществляется за счет государственного бюджета.

Государственный бюджет - план доходов и расходов государства. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов.

Виды бюджета:

o Д = В - сбалансированный бюджет;

o Д < - "-" дефицит;

o Д > - "+" профицит.

Активность государственных институтов нацелена на:

♦ взимание налогов;

♦ спрос на общественные блага;

♦ выплату трансфертов;

♦ регулирование предложения денег.

Заграница - все другие национальные экономики, с которыми взаимодействует данная экономика посредством международной торговли, а также движения факторов производства. Государство может оказывать экономическую помощь другим государствам. Активность заграницы представлена:

Экономической помощью;

Импортом;

Экспортом;

Переводом части доходов домохозяйствам.

Все субъекты имеют доходы и расходы, следовательно - собственный бюджет, то есть, секторами национальной экономики.

На ряду с этими секторами в экономике имеется сектор имущества (СМ), который можно представить, как воображаемую копилку общества, в котором аккумулируются: сбережения домохозяйств, нераспределенная прибыль предпринимательского сектора, амортизация предпринимательского сектора, профицит государственного бюджета и торгового баланса.

Из сектора имущества домохозяйства могут потреблять часть доходов, когда их расходы превышают доходную часть. Предпринимательский сектор осуществляет валовые инвестиции из сектора имущества, государство в случае дефицита государственного бюджета использует, в частности, сектор имущества. Заграница с него финансирует дефицит платежного баланса.

Методы анализа национальной экономики

Рис. 1.1. в

Рассмотрим более подробно эти методы. Общенаучные.

I. Формально-логические, рассматривают национальную экономику с точки зрения формы и содержания. Отдельными методами формальной логики являются:

A. Анализ и синтез:

o Анализ предполагает расчленение на простые составные сложного объекта.

o Синтез - объединение познанными, простых элементов. Б. Индукция и дедукция:

o Индукция - движение от отдельных фактов к обобщенному.

o Дедукция - движение от общего к частному.

B. Сравнение. Сравнение национальной экономики осуществляется в рамках специального направления - компаративистика.

Г. Гипотеза.

II. Диалектические методы. Диалектическая логика объектом исследования рассматривает национальную экономику в движении и развитии. Она предусматривает:

А. Движение познания от конкретного к абстрактному.

Б. Единство логического и исторического. Каждая сложная система в своем развитии сначала формирует простейшие базисные элементы, а потом - усложняется.

III. Специальные методы:

А. Моделирование. Моделирование предполагает формализацию связей в национальной экономике, адекватную структуре объекта и целям исследования. Обязательным этапом моделирования является верификация модели.

Рис. 1.2. в

Б. Количественный подход, что позволяет формировать показатели 2 типов:

o Показатели потока, которые рассчитываются за определенный временной период.

o Показатели запаса - рассчитываются на определенную дату.

В. Экстраполяция - перенос тенденций и связей, сложившихся в прошлом на текущий период и перспективу. Недостаток - невозможность учета новых тенденций.

Г. Корреляционный анализ - метод статистики, который показывает тесноту связей между случайными, не функциональными показателями.

Д. Факторный анализ. Выявление факторов, определяющих тенденцию развития национальной экономики.

Е. Балансовый анализ - количественные связи между ресурсами и их источниками, с одной стороны, и потребителями - с другой.

  • 7. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы и их классификация.
  • 8. Ресурсы и факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность. Принцип ограниченности экономических ресурсов.
  • 9. Экономические блага: классификация и основные характеристики. Редкость экономических благ.
  • 10. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации).
  • 11. Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек.
  • 12. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность.
  • 13. Экономическая система общества: понятие и элементы.
  • 14. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная.
  • 15. Собственность: понятие и формы. Государственная и частная собственность.
  • 16. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование.
  • 17. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция.
  • 18. Структура рыночной экономики. Классификация рынков.
  • 19. Рыночная инфраструктура: сущность, элементы и функции.
  • 20. Круговорот ресурсов, продуктов и дохода в рыночной экономике.
  • 21. Несовершенства рынка. Функции государства в современной рыночной экономике.
  • 21. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели.
  • 23. Трансформационная экономика.
  • 24. Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
  • 25. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. График.
  • 26. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. График.
  • 27. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки.
  • 28. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 29. Перекрестная эластичность спроса по цене.
  • 30. Эластичность спроса по доходу.
  • 31. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие и эластичность предложения.
  • 32. Теория поведения потребителя. Закон убывающей предельной полезности.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.
  • 34. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
  • 35. Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
  • 36. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора: понятие, измерение, взаимосвязь.
  • 37. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения.
  • 38. Понятие издержек производства. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 39. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.
  • 40. Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки.
  • 41. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба и достижение оптимального размера предприятия.
  • 42. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Правило максимизации прибыли.
  • 43. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.
  • 44. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 45. Система национальных счетов (снс). Основные макроэкономические показатели. Дефлятор ввп и индекс потребительских цен.
  • 46. Понятие совокупного спроса (аd). Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • Кривая совокупного спроса
  • 47. Понятие совокупного предложения (аs). Неценовые факторы совокупного предложения. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
  • 48. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии.
  • 49. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
  • 50. Безработица: сущность, виды и социально-экономические последствия. Закон Оукена.
  • 51. Инфляция: сущность, причины и виды. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 52. Деньги: сущность, виды и функции. Эволюция денег.
  • 53. Денежное предложение и его структура.
  • 54. Спрос на деньги. Мотивы спроса на деньги. Равновесие денежного рынка.
  • 55. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
  • 56. Понятие финансов и их функции. Финансовая система Республики Беларусь
  • 57. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы госбюджета. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
  • 58. Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система Республики Беларусь.
  • 59. Мировая экономика: предпосылки возникновения и этапы становления.
  • 60. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве: международная торговля, движение капитала, миграция рабочей силы.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.

    Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступа­ют как средства связи между экономическими субъектами.

    Экономические субъекты - субъекты экономических отношении, уча­ствующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими субъекты являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подраз­деления. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, ин­дивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о ра­циональном поведении субъектов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимиза­ция затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к мак­симальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство - к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете.

    Домашнее хозяйство - самостоятельная экономическая единица, состоящая из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей. Если домашнее хозяйство ведёт только предпринимательскую деятельность, то оно может получать только предпринимательский доход. Нетрудоспособные члены семьи получают пенсию. Домашнее хозяйство может получать дотации. На практике основным источником дохода выступает, прежде всего, зарплата.

    Предприятия (фирмы) образуют самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование – капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Предприятие – это первичное и основное звено общественного производства.

    Большую роль в хозяйственной жизни страны играет государство. Его вмешательство в экономику выступает в многообразных формах, и поэтому важно сказать, что государство есть экономический субъект, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами. Государство покупает товары и услуги, взимает налоги, оказывает финансовую помощь фирмам и домашним хозяйствам. Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть над хозяйственными субъектами для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества. Государство стремится максимизировать общественную полезность.

    Рынок продуктов - место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4). Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

    Модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

    Существуют различные определения национальной экономики. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев в работе «Экономическое эссе. Теория исследования, факты и политика» определяет национальную экономику как «саморегулирующуюся систему, состоящую из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности». Национальная экономика определяется и как исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства, и как взаимосвязанная система отраслей и видов производств и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

    Основные цели национальной экономики:

    1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства или обеспечение нормального экономического роста; это предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг данной страны без резких изменений, спада и кризисов.

    2. Стабильный уровень цен. Низкие цены выгодны для потребителя, но лишают стимула производителя; высокие цены стимулируют производство, но снижают покупательную способность потребителя. Если цены неизменны в течение длительного времени, то это приводит к замедлению темпов валового национального продукта, снижению занятости, что тоже плохо для экономики. Предполагается, что цены устанавливаются на основе свободной рыночной конкуренции и не повышаются слишком быстрыми темпами. Стабилизация цен достигается посредством их регулирования. В рыночной экономике оно происходит на основе конкуренции, соответствия спроса и предложения. В административно-командной экономике преобладает государственное монопольное ценообразование, что, как правило, приводит к снижению стимула производителей, не соответствию спроса и предложения, падению жизненного уровня населения.

    3. Обеспечение уровня занятости, которое определяется через уровень безработицы. В США он составляет б % от всей рабочей силы, в развитых странах - 5-6 % совокупной рабочей силы. Таким образом, полная занятость трудоспособного населения достигается при фактической занятости трудоспособного населения, равной 94 -95 %. Показатели уровня безработицы, объема производства и инфляции взаимосвязаны. Если объем производства больше потенциального, то, как показывают исслеования западных экономистов, занятость приближается к полной, но инфляция растет. Снижение объема производства ведет к уменьшению инфляции, но заметно пастет безработица. Регулирование занятости происходит на национальном и международном рынках труда.

    4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Речь идет о благоприятном торговом балансе, об отражении в торговом балансе сальдо платежей и поступлений по экспортным, импортным операциям. Внешняя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше страна производит, тем больше она продает за границу, с другой стороны, импорт товаров из-за границы усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, улучшая выбор населения. Серьезное воздействие на сальдо торгового баланса, а следовательно и на объем производства внутри страны, оказывает курс валюты, т.е. цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Государство устанавливает фиксированный, твердый валютный курс или «плавающий» - в зависимости от спроса и предложения на валютном рынке.

    5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основными формами социальной поддержки являются денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные услуги, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, льготы при покупке лекарств.

    Структура национальной экономики представляет собой относительно устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Различают несколько видов структуры: воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуры, а также инфраструктуру.

    Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводят определенные группы товаров. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы: домашние хозяйства, предприятия, государство. Кроме того при рассмотрении национальной экономики учитывается и заграница.

    В воспроизводственной структуре особую важность представляет соотношение средств, идущих на потребление, а также средств на накопление. От этого соотношения зависит тип воспроизводства: простое, расширенное, убывающее.

    Социальная структура национальной экономики означает деление ее на такие совокупности социально-экономических единиц, которые объединены определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам населения, по видам труда, по получаемым доходам и другим признакам.

    Для экономической теории важно деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности. По этому критерию в Республике Беларусь можно выделить государственный (республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный и другие секторы экономики.

    Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли - качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом разрезе осуществляется производство и происходит учет статистических данных.

    В отраслевой структуре промышленности Беларуси основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Эти отрасли дают до 9/10 валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль - машиностроение и металлообработка - сама имеет развитую структуру: тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др. Оптимальное соотношение всех отраслей очень важно для общего «здоровья» экономики.

    Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в Беларуси выделяются западный, восточный и полесский экономические районы со свойственной им структурой производства, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.

    Инфраструктура национальной экономики включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.

    Следует отметить, что структура любой национальной экономики имеет тенденцию к изменению и усложнению под влиянием научно-технического прогресса, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

    Особенность структуры национальной экономики Беларуси определяется тем, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе большой страны. Для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности, отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Республика фактически представляет собой «сборочный цех» бывшего Союза, поэтому промышленность для нормальной работы нуждается в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран СНГ.

    Для Республики Беларусь также характерны высокоразвитые сельское хозяйство, строительная индустрия и другие отрасли материального производства. Сельское хозяйство специализируется на производстве мясо-молочной продукции, льна, картофеля.

    Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

    В непроизводственной сфере ведущее место по затратам принадлежало военно-промышленному комплексу. Беларусь была западным рубежом СССР и поэтому по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходила некоторые другие западно-европейские страны. В настоящее время решается задача перевода промышленности на мирные рельсы, т.е. осуществления конверсии.

    Субъектами национальной экономики являются:
    1) Домохозяйства - физические лица (или семьи), которые обладают трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, получают доход от предоставления этих ресурсов экономике и используют полученные доходы для удовлетворения своих потребностей.

    2) Фирмы - юридические лица, которые используют приобретенные и заимствованные ресурсы для производства товаров и услуг с конечной целью получения прибыли.

    3) Государство - совокупность государственных институтов. Государство перераспределяет созданные экономикой доходы, покупает товары и услуги, обеспечивает создание благ общественного потребления, формирует законодательство и регулирует экономику.

    Ограниченный объем основных экономических ресурсов определяет необходимость их эффективного и рационального использования – минимизации затрат при максимизации результата. На реализацию этой цели направлена хозяйственная деятельность. Это вид деятельности, направленный на производство благ, основанный на постоянном процессе оценки, сравнения и отбора альтернативных вариантов использования экономических ресурсов, необходимых для этого. Для поддержания постоянного протекания этого процесса существуют определенные экономические агенты – хозяйствующие субъекты. Их отличительной особенностью по сравнению с другими элементами национальной экономики является способность к принятию и реализации самостоятельных решений по организации своей экономической деятельности.

    Особенности каждого хозяйствующего субъекта связаны с тем, в каком отношении он находится к экономическим факторам и ресурсам, является это владением или пользованием. Объем находящегося в их распоряжении капитала и экономической власти оказывает непосредственное влияние на выбранную форму хозяйственной деятельности. Это может быть либо непосредственное участие в управлении крупными организациями, индивидуальная предпринимательская деятельность или распоряжение только собственным трудом.

    В национальной экономике существуют следующие основные виды хозяйствующих субъектов:

    1) домашние хозяйства. Это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства – зачастую это потребление. Они концентрируют в своей собственности значительную часть экономических ресурсов и факторов производства. Их экономическая деятельность направлена на предоставление экономических ресурсов и факторов производства, например рабочей силы, капитала, земли другим хозяйствующим субъектам. Финансовые ресурсы, полученные в результате этого, используются для приобретения необходимых им благ или же для накопления. В зависимости от существующей в обществе структуры и размеров доходов домашние хозяйства имеют специфическую экономическую свободу – право принимать независимые экономические решения;

    2) предприятия (организации). Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена преимущественно на производство благ и инвестирование в этот процесс. В национальной экономике существует большое видовое разнообразие внутри этого хозяйствующего субъекта. Например, они различаются по формам собственности (частные, кооперативные, государственные), по видам и масштабам своей деятельности. Общепринято их деление на финансовые – предприятия, деятельность которых направлена на инвестирование капитала в производство благ, и нефинансовые – предприятия, деятельность которых направлена исключительно на производство благ. Целью деятельности предприятий является исключительно извлечение прибыли из своей деятельности;

    3) некоммерческие организации. Это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена не на получение прибыли, а на реализацию специфических, общественно значимых функций. К ним относятся, например, ассоциации бизнесменов, благотворительные фонды и организации, профсоюзные организации, спортивные клубы. Смещение цели их хозяйственной деятельности от извлечения прибыли к удовлетворению потребностей общества делает их значимыми для функционирования национальной экономики. Например, целью деятельности некоммерческих организаций в области науки является развитие научного потенциала страны. Результатом реализации этой чисто некоммерческой цели является развитие трудового потенциала страны, а следовательно всей национальной экономики;

    4) государство. Оно является важнейшим субъектом хозяйственной деятельности, существенным образом определяющим характер функционирования национальной экономики. Несмотря на то что его деятельность больше направлена на реализацию административных и санкционирующих функций, оно оказывает большое влияние на характер большого количества протекающих экономических процессов. Для этого оно использует широкий набор методов, позволяющих ему занять активную позицию в национальной экономике. Оценка экономической активности государства производится с привлечением различного рода индикаторов, к числу которых относятся, например, объем государственной собственности, доля благ, производимых государством, объем государственных расходов и налогов в ВВП.

    Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности не могут существовать независимо. Для реализации своих целей им необходимо постоянно взаимодействовать. Это взаимодействие специфично для каждого отдельного хозяйствующего субъекта и непосредственно зависит от характеристики внешней среды. Основой такого взаимодействия, определяющей его характер, являются экономические интересы – причины экономических действий хозяйствующих субъектов. На них оказывают непосредственное влияние положение хозяйствующего субъекта в национальной экономике, реализуемые им экономические функции. Распространенным экономическим интересом домашних хозяйств является увеличение предельной полезности благ при минимизации расходов, необходимых для их приобретения. Это возможно осуществить, например, с помощью расстановки приоритетов в потребностях и осуществления потребления только на основании имеющихся у них ресурсов.

    Действия предприятий также неоднозначны: они могут быть направлены либо на извлечение и увеличение прибыли, либо на увеличение экономической власти, занимаемой ими доли рынка, объемов производства. Государство в своей экономической деятельности реализует интересы всего населения, активно воздействует на темпы и масштабы экономического роста и увеличение объемов национального богатства. Определяющее значение имеет реализация приоритетных для всего населения задач, установление фундамента для эффективного взаимодействия всех хозяйствующих субъектов.

    Национальная экономика – это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта. Основными субъектами национальной экономики являются юридические, физические лица и государства, объектами – товарные потоки и услуги. Национальная экономика имеет сложную структуру,которая может быть рассмотрена с позиции следующих критериев:

    1. Воспроизводственная структура . Критерий ее выделения – особенности хозяйствования и функции субъектовмакроэкономики (домашних хозяйств, бизнеса и государства). Они и являются элементами воспроизводственной структуры.

    2. Социальная структура . Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий.

    3. Отраслевая структура . Она выделяется по критерию однородности выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов.

    4. Территориальная структура . Она выделяется по критерию размещения производительных сил.

    5. Инфраструктура . Выделяется по критерию особенности обслуживания того или иного производства.

    6. Структура внешнеэкономических связей . Она выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.

    Основными целями макроэкономической политики являются следующие:

    1. экономический рост . Чем больше товаров и услуг будет произведено в экономике, тем выше уровень жизни населения.

    2. Экономическая эффективность . Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами и потерями.

    3. Обеспечение высокого уровня занятости . Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.

    4. Стабильный уровень цен , означающий отсутствие резких скачков в его динамике.

    5. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса (баланс между экспортом и импортом). Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.

    6. Экономическая свобода , которую определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Экономическая свобода не означает, что у нее нет границ, хотя они и подвижны.

    7. Справедливое распределение доходов . Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации уровня жизни, так уравниловки в распределении доходов.

    8. поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой . Производство должно развиваться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем.

    9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время – один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...