Мрачные перспективы россии. Реальные перспективы развития российской экономики и эффективные направления инвестиций


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Перспективы развития российской экономики

К началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами.

И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества. Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов -- минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.

России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада, что позволяет получать транспортную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.

Существуют и противодействующие факторы, препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел, что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат. Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг. В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий. По данным Всемирного банка, внешний долг увеличился с 59,8 млрд. долл. в 1990 г. до 183,6 млрд. долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП 1 . Выплаты долга с процентами отягощают государственный бюджет.

Все это обусловило большую глубину кризиса и тормозит выход из него.

В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработанные Центром стратегических разработок и доработанные Минэкономразвития РФ Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г., а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г., подготовленный Институтом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абалкина. Один из сценариев предусмотрен прогнозом динамики структуры экономики России на период до 2020 г., опубликованным в 1996 г. Можно сформулировать следующие сценарии ее развития на ближайшие 15-20 лет.

Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция к экономическому росту, его основой станут такие внутренние факторы, как опережающий рост инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение пятого технологического уклада, а затем и освоение шестого. Ожидается повышение на этой основе конкурентоспособности отечественного производства (прежде всего обрабатывающей промышленности), рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения денежных доходов населения. Все это позволит обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его уровня, но в рамках новой, более эффективной структуры. Произойдут позитивные структурные сдвиги в экономике, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для крупномасштабного привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.

Однако нельзя исключить и пессимистический сценарий будущего российской экономики. Если благоприятные тенденции, зародившиеся в 2000 г., не будут подкреплены внутренними факторами, мировая конъюнктура (в частности, цены на нефть) сложится неблагоприятно для России, темпы роста инвестиций и обновления основного капитала окажутся невысокими, не будет оказана ощутимая государственная поддержка базисным инновациям, то могут наступить необратимые изменения в экономике. Начнется массовый выход из строя физически изношенного основного капитала, будет утрачен и инновационный потенциал. Для погашения внешней задолженности придется прибегать к новым займам. Сильно возрастут темпы инфляции. Среднегодовые темпы прироста ВВП и повышения реальных доходов вряд ли превысят 1-2%, так что докризисный уровень будет достигнут (если это вообще свершится) как минимум через 25-30 лет. За это время другие страны вновь далеко шагнут вперед. Страна надолго, если не навсегда, отстанет от среднемирового уровня, станет объектом эксплуатации со стороны более развитых стран и цивилизаций. Такой ход событий вызовет острое недовольство населения. Не исключен социальный взрыв.

Значительной долей вероятности обладает умеренный сценарий, при котором позитивные сдвиги, предусмотренные оптимистическим сценарием, будут осуществляться более медленными темпами. В этом случае прирост ВВП и реальных доходов населения составит 3-4% в год, а докризисный уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. При этом сценарии отставание России от авангардных стран и среднемирового уровня возрастет, и она на многие десятилетия закрепится в числе экономических отставших стран, подвергаемых эксплуатации ТНК и развитыми странами.

Таким образом, наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий. Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации и возрождения экономики, активно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населением. Необходимо также более активное, умелое и дифференцированное государственное регулирование социально-экономического прогресса.

При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодических кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов. Преобладавшая ранее и используемая поныне методология прогнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, особенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активного включения в систему мирового капитализма. Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциацией "Прогнозы и циклы", Международным фондом Н.Д.Кондратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН. Исходя из этой методологии, можно примерно определить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века.

Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически мировой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов роста мировой экономики. Это не может не отразиться на экономике России, которая ныне включена в мировую экономику, особенно если упадут мировые цены на нефть -- основной экспортный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга.

На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долгосрочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну. В этом случае фазы подъемов приходящихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное падение глубже и длительнее 2 . Эффективность новых моделей и поколений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста. Лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, возможно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса.

Положение России в этой мировой ритмике зависит от избранного ею стратегического пути. Если продолжится нынешний курс "догоняющего" развития, "удержания позиций" в инновационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса. Переход к очередному Кондратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особенно болезненной. Если будет принят стратегический курс на "опережающее" развитие, технологический прорыв, на подготовку и приоритетное освоение поколений шестого уклада, это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России.

Россия оказалась в фокусе кризисной фазы цивилизационного цикла. Эта фаза связана с трансформацией индустриальной экономики в постиндустриальную, противоречивыми процессами глобализации с формированием четвертого поколения локальных цивилизаций и углублением их дифференциации, со становлением интегрального социально-экономического строя, идущего на смену как социализму, так и капитализму. Пока не все контуры нового строя и мироустройства ясны, идет бурный поток перемен. Россия как ядро евразийской цивилизации в 90-е гг. пережила период глубочайшего цивилизационного кризиса, откатилась назад по многим позициям. Предстоит не одно десятилетие напряженной, стратегически целенаправленной деятельности, чтобы -- при оптимистическом сценарии -- вернуть себе достойное место в мировом экономическом пространстве. Это необходимо учитывать при разработке долгосрочных перспектив социально-экономического развития страны.

Россия в мировом экономическом пространстве

На современном этапе значение России в мировом экономическом пространстве и в международных экономических отношениях заметно меньше ее экономического и научно-технического потенциала, а также ее роли на мировой политической арене.

По оценке Госкомстата Российской Федерации, процентное отношение валового внутреннего продукта России по паритету покупательной способности в расчете на душу населения достигло в 1996 г. лишь 24,1% к такому же показателю США, составив 6,7 тыс. против 27,8 тыс. долл. В целом по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Россия заметно отстает от ведущих промышленно развитых государств (от США -- в 7 с лишним раз). Еще более разительно отставание России по показателю ВВП, рассчитанному по текущему курсу. Составив в 2000 г. 290 млрд долл., он был примерно в 33 раза меньше, чем у США, и в 3,3 раза по сравнению с КНР. По объему экспорта Россия оказывается позади таких стран, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея, КНР и ряд других. Она занимает 17-ое место в мировом экспорте и 29-ое место в импорте (1,7% и 0,7%, соответственно). Уступает Россия широкому кругу стран и по такому показателю, как интенсивность внешнеэкономических связей.

Вместе с тем процесс глобализации отчетливо проявляет себя в сотрудничестве зарубежных стран с Россией в сфере прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Выражается это в активной роли, которая принадлежит в таких инвестициях транснациональным компаниям и банкам. В результате анализа фирменной структуры иностранных инвесторов обнаруживается, что из 100 ТНК, выступающих в качестве крупнейших в мире инвесторов за рубежом, на территории России в настоящее время имеют свои дочерние компании и филиалы, а также участвуют в совместных предприятиях около 90 компаний, таких, как "Роял Датч Шелл", "Бритиш Петролеум", АМОКО и др.

В целом по России на предприятиях с иностранным капиталом, согласно данным Госкомстата России, работает более 0,5 млн человек. Прогнозные оценки показывают, что к концу первого пятилетия XXI века на таких предприятиях может быть занято до 4 млн человек. Для сравнения отметим, что в середине 90-х гг. в США на подобных предприятиях работало чуть более 3 млн человек. Появление и активизация в России крупнейших в мире ТНК и банков совпадают с развитием в стране процесса концентрации и централизации отечественного капитала, который охотно идет на сотрудничество, вплоть до сращивания с мировыми титанами.

Процесс глобализации проявляется и в формировании неблагоприятной специализации России в международном разделении труда, в развитии ряда ассиметричных тенденций. Как указывалось выше, Россия занимает весьма скромное место в системе международных экономических отношений. На территории России нет центров мировых товарных рынков, где формировались бы конъюнктурные факторы развития таких рынков. Крайне мал перечень товаров, по экспорту которых России принадлежит ведущее место. Это природный газ, алмазы, платина, никель и аммиак.

Российский экспорт не эластичен. Слишком высока степень его концентрации. Гипертрофированное место в нем принадлежит топливно-энергетической товарной группе (до 50%). Развитие экспорта нефти стало определяющим фактором не только экономической, но и политической ситуации в стране. Доля машин и оборудования крайне мала. Это в основном продукция оборонной промышленности. В результате индекс относительной специализации России в международном разделении труда по машинам и оборудованию в 90-х гг. снизился с 4 до 2 пунктов. Высока экспортная квота по некоторым отраслям промышленности и товарам: сырая нефть, природный газ, черные металлы и ряд других. Это невоспроизводимые ресурсы. Интегрирование в мировую экономику при такой ситуации в экспорте трудно назвать перспективным, обнадеживающим.

Не перспективна для России и товарная структура российского импорта. Слишком высока доля импорта в потреблении мяса и мясопродуктов, растительного масла и ряда других продуктов питания, условия для производства которых в России вполне достаточны. Чрезмерной оказалась импортная зависимость России по машинам и оборудованию для химии и нефтехимии, по некоторым химикатам и специальным материалам для нефте- и газодобычи. В целом импорт составляет порядка 15% по отношению к ВВП России, но 1/3 от объема товарооборота потребительских товаров. Таким образом, складываются условия для высокой зависимости российской экономики как от экспорта, особенно по товара топливно-энергетической группы, так и от импорта по широкому кругу готовых промышленных изделий и материалов, а также основных видов продовольствия.

Из-за слабой конкурентоспособности Россия в международном разделении труда выступает как нетто-импортер машин и оборудования. Несмотря на сокращение в связи с падением инвестиций в основные фонды, импорт машин и оборудования (в стоимостном выражении) в несколько раз больше, чем экспорт этих товаров. Это характеризует позиции России не только как ослабленные и нетипичные для промышленно развитого государства, но и как неблагоприятные с точки зрения процесса глобализации, что становится особенно важным в связи с переговорами о присоединении России к ВТО.

Правда, имеется и ряд положительных моментов во внешнеэкономических связях России. По расчетам Международного института развития менеджмента (IMD), в категории "рост экспорта товаров" к 2000 г. Россия вышла на 4-е место в мире, а по величине положительного сальдо торгового баланса -- на 2-ю позицию. Более того, Россия лидирует по позитивному соотношению стоимости экспорта и стоимости импорта.

Хотя вступление России в международный фондовой рынок явилось положительным событием 90-х гг., ситуация на этом рынке нередко стала оказывать на Россию отрицательное воздействие. Переживаемый Россией финансовый кризис резко обострился в июле-августе 1998 г., в частности, под влиянием катастрофического положения на фондовых рынках в ряде азиатских стран. Это обстоятельство негативно отразилось также на Германии и США, являющихся наиболее крупными кредиторами России. Заметно понизился курс российских ценных бумаг на рынке евробондов. Серьезные потери понесли иностранные инвесторы, действующие на российском рынке ценных бумаг. Большинство из них в августе 1998 г. покинуло этот рынок. Считается, что на иностранных инвесторов до кризисной ситуации приходилось официально 20-30% объемов продаж. На самом деле эта доля доходила до 80%, поскольку нерезиденты широко практиковали выход на рынок ценных бумаг через российские брокерские фирмы.

Перечень конкретных проявлений процесса глобализации в России был бы неполным, если не отметить выявившуюся в 90-е гг. тенденцию к росту вывоза за границу российского капитала. В подавляющем большинстве случаев такой вывоз осуществляется нелегально. Он представляет собою бегство капитала из России, что наносит значительный ущерб ее народному хозяйству. Ежегодно, по оценке Генпрокуратуры РФ, из страны уплывают 20-25 млрд долл. США.

Вместе с тем капитал вывозится крупными российскими компаниями из России и по легальным каналам в связи с осуществлением инвестиций за рубежом. Он направляется в предприятия по добыче нефти и металлургического сырья, в строительство магистральных газопроводов, в нефтеперерабатывающую промышленность, в выращивание некоторых плантационных культур и т.д.

Вывоз капитала из России связан и с нарастающим из года в год потоком граждан, выезжающих на работу и постоянное жительство за границей. Эмиграция сопряжена в России с вывозом указанными гражданами капитала в основном в виде инвалютных денежных средств. В итоге утечка умов, сама по себе негативно воздействующая на российскую экономику, провоцирует еще и увеличение вывоза из России денежных средств.

Как видим, уже на начальном этапе своего перехода к рыночной экономике Россия охвачена процессом глобализации мировой экономики. Но она не получает от этого выигрыша. Объем экономических потерь оказывается заметно выше.

К 2000 г. заметным фактором воздействия на эффективность экономической деятельности в России стало отношение зарубежных государств и непосредственных партнеров по торговле и сотрудничеству к российским хозяйствующим субъектам и государству в целом. Это отношение стало жестким, а в ряде случаев враждебным. В США и ЕС увеличивается число антидемпинговых процедур против российских экспортных товаров и т.п. Все это происходит на фоне стремления соответствующих финансовых и информационных структур определять неблагоприятные рейтинги России на рынках заемного капитала, транспортных, страховых и других услуг. Делаются попытки раздуть миф о сплошной криминализации российского бизнеса.

В этой связи представляет интерес как индикатор отношения к России оценка конкурентоспособности нашей страны, сделанная в 2001 г. Международным институтом развития менеджмента. Используя статистические показатели, полученные от международных организаций, национальных и частных институтов, а также данные опроса руководителей крупных и средних компаний, этот институт определил на основе 286 критериев рейтинг конкурентоспособности 49 стран, присудив России 45-е место. Главными факторами, не позволившими нашей стране занять более достойную позицию, оказались самый высокий внешний долг в процентах от ВВП, самый высокий уровень потребления энергии (62,7 килоджоулей) на каждый доллар ВВП (в Гонконге -- 1,9, в Швеции -- 3,3), несовершенство механизма защиты иностранных инвестиций, слабый интерес к созданию благоприятных условий для привлечения не только инвестиций, но и лучших умов.

Все это убеждает в необходимости разработки и проведения целенаправленной политики государственного регулирования в целях включения России в мировую экономику и в процесс глобализации на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и защиты государственного суверенитета.

Используемая литература

Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М.: Финстатин-форм, 1993.

Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 1998.

Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика. 1992.

Архангельский В.Н. Еще одна концепция развития экономики России М.: Права человека, 1996.

Архангельский В.Н. Макромаркетинг в российской экономике: проблемы взаимодействия рынка и

государственного регулирования. М.: Изд-во РАГС, 2002.

Баззел Р.Д. и др. Информация и риск в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1993.

Бойко И.П. Проблемы устойчивости сельскохозяйственного производства. Л., 1986.

Буглай В.Б., Ливвнцвв Н.Н. Международные экономические отношения. М.: Высшая школа, 1996.

Буланов B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. Рязань, 1994.

Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. T.I, И. М.: Интерпракс, 1994.

Валовая Т.Д. Валютный курс и его колебания. М.: АО "Финстатинформ", 1995.

Венская конвенция о договорах международной куплипродажи товаров: (Комментарии). М.: Юридическая литература, 1994.

Виноградов В.В. Экономика России. Учебное пособие. М.: Юрисгь, 2001.

Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. М.: Финпресс, 2000.

Подобные документы

    Понятие, структура и виды иностранных инвестиций. Формы участия иностранного капитала в иностранной экономике. Перспективы импорта капитала в российскую экономику. Оценка инвестиционной привлекательности современной экономики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Современные тенденции экономического развития России. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России. Исследование основных направлений развития российской экономики в 21 веке. Предпосылки глобализации российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2007

    Стратегические альтернативы российской экономики. Концепция социально-экономического развития России. Сущность и роль регионального стратегического планирования, его основные этапы. Характеристика и перспективы развития субъектов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Предпосылки возникновения и развития новой экономики, ее характерные черты. Принципы развития новой экономики в России. Факторы, влияющие на конкурентные возможности России в новой экономике. Сетевые технологии как основа глобальной экономики будущего.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2016

    Характеристики и принципы функционирования рыночной экономики. Факторы формирования российской модели рыночной экономики. Стратегии перехода к рыночной экономике России и пути их реализации. Экономика России на современном этапе и перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Определение Российской экономики. Три сектора экономических реформ. Порок экономических реформ. Перечень достижений российской экономики. Современное состояние экономических реформ России. Ошибки реформирования Российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2006

    Анализ социально-экономического развития Российской Федерации. Построение экономических моделей. Оценка объектов собственности. Прогнозы развития моделей смешанной экономики. Основные направления развития российской смешанной экономической системы.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Особенности экономики Северных регионов России, социально-демографическая ситуация. Тенденции, перспективы экономического развития, необходимые мероприятия и существующие проблемы. Концепции государственного регулирования развития экономики субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Теория экономического роста и экономического развития. Рецессия как следствие кризисных явлений в развитии экономики России на современном этапе, ее суть и содержание. Причины создания сложившейся ситуации в российской экономике, пути решения проблем.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2013

    Экономический потенциал России и его уникальность. Политические и экономические предпосылки включения РФ в мировое хозяйство. Причины низкой конкурентоспособности российской экономики, трудности ее преодоления. Перспективы преобразования экономики страны.

Реальные перспективы развития российской экономики и эффективные направления инвестиций

М.Г. Козырев, А.А. Мошков, К.А. Румянцев, Институт глобализации и социальных движений

Экономический кризис прошёл первую стадию, в ходе которой подверглись коррекции стоимостные параметры бывших привычно-прибыльными и надёжно растущими видов деятельности. Но при этом не могло произойти и не произошло подстройки хозяйственных структур под новые условия. То есть проблемы во многом вскрылись и продолжают вскрываться. Но пока не решены. И решаются лишь в незначительной степени, или вообще только обсуждаются.

1. Введение

Экономический кризис прошёл первую стадию, в ходе которой подверглись коррекции стоимостные параметры бывших привычно-прибыльными и надёжно растущими видов деятельности.

Но при этом не могло произойти и не произошло подстройки хозяйственных структур под новые условия.
То есть проблемы во многом вскрылись и продолжают вскрываться.
Но пока не решены.
И решаются лишь в незначительной степени, или вообще только обсуждаются.

Вскрывающиеся проблемы по привычке заливали деньгами.
В США более 10 трлн.долл. было влито за период кризиса.
У нас скромнее, но и экономика меньше на порядок.
На рынке мы этих денег не увидели, потому что эмитированные и распределённые деньги (в первую очередь, доллары) поступили в те же структуры, которым бы благодарны и предыдущему подъёму и кризису.
С тем, чтобы им было чем отвечать по своим актуальным обязательствам.

Очищение рынка от структур, не соответствующих складывающимся стоимостным параметрам будет идти как через подстройку этих структур под новые условия, так и через уход с рынка через реальное банкротство тех, кто по объективным и субъективным факторам подстроиться не сможет.

Во втором случае – будет ли такой уход сконцентрирован во время второй волны кризиса или растянутым в течение вялотекущей депрессии, с продолжением спада в одних отраслях и локальным подъёмом в других – пока ясности нет.
Вполне возможно, что в разных странах ситуация сложится в отношении этого вопроса по-разному.

Но независимо от того, каким будет выход из кризиса, после его окончания возврата к прежним, устоявшимся, как кому-то казалось, условиям ведения хозяйственно-коммерческой деятельности, уже не произойдёт.

Экономический мир уже не будет казаться в среднесрочной перспективе столь безмятежно, безальтернативно, устойчиво и динамично растущим и развивающимся, каким он виделся многим в годы предыдущего подъёма.

Прошедший кризис показал как финансово-пирамидальную структуру мировой экономики, её внутренние противоречия, накопление долгосрочных проблем, так и отсутствие быстрых путей их решения.

При любом сценарии выхода из кризиса на достаточно долгий период времени ситуация во многих отраслях и экономике в целом будет оставаться неустойчивой и неопределённой.

И прояснится она на среднесрочный период только тогда, когда вновь начнётся фаза устойчивого подъёма, и будет казаться, что росту уже ничего не угрожает.
То есть не скоро.

Что всё это означает для инвестиционного менеджера?

То, что инвестиционный менеджер не сможет, как раньше, надёжно полагаться на внешне заданные представления об экономической ситуации, выраженные в экономической модели внешней среды с устойчивыми параметрами, в рамках которой нужно делать проект.

Инвестиционному менеджеру нужно будет самому формировать для себя картину мира в отношении экономических условий реализации проекта и корректировать её по мере появления новой информации.

Соответственно этому мы и хотим рассказать то, что знаем и понимаем о значимых чертах и тенденциях мировой и российской экономики, которые проявились в период кризиса и будут действовать после него.

А чтобы мы более надёжно понимали друг друга вспомним и расскажем базовые понятийные основы экономики и финансов.

2. Что такое экономика? Структуры мировой и национальных экономик

Экономика (экономическая деятельность) – это совокупность видов деятельности, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности в экономических благах.

Экономические блага – те, которые человек не может взять из природы без приложения своих усилий или усилий других людей.

Затрачивая силы, используя другие имеющиеся в распоряжении ресурсы, в ходе экономической деятельности люди производят экономические блага в совокупных размерах, соответствующих тому, чем они готовы пожертвовать ради потребления этих благ.

Люди обладают различными способностями и навыками.
В разной степени владеют технологиями производства благ.
Живут в разных местах мира, неравно обеспеченных природными богатствами и накопленными капитальными ресурсами.
Поэтому разделение труда между ними по производству благ и последующий обмен продуктами труда оказываются в целом более эффективными, чем производство каждого из предметов и услуг самостоятельно.

Это касается как разделения труда на предприятии по видам деятельности и функциям в них, так и разделения труда в экономике страны по отраслям и в мировой экономике в части того, какие отрасли или функции в них становятся преимущественными специализациями отдельных стран.

Распределение отраслей и функций в них по отдельным странам выражает структуру мировой экономики и определяет структуру национальных экономик каждой из стран.

Экономические факторы определяют доходы, затраты и прибыли экономических субъектов:
- доходы как произведения количеств и цен производимых продуктов и услуг,
- затраты как произведения количеств и цен ресурсов, расходуемых на производство и реализацию этих продуктов и услуг,
- прибыли или убытки как разницу доходов и затрат.

3. Главные факторы мировой экономики, влияющие на ситуацию в российской экономике

Современная мировая экономика является глобализирующейся, что выражается в усиливающейся конкуренции и кооперации всё большего числа субъектов хозяйствования стран с другими субъектами хозяйствования в мире.

Конкуренции за лучшее удовлетворение спроса – за производство лучших по соотношению цены и качества товаров и за лучшее исполнение функций по производству товаров и предоставлению услуг для членов общества, обладающих платежеспособным спросом.

Стандартизация производимых и потребляемых товаров и услуг в различных странах в последние десятилетия выросла.
Стоимость перевозки товаров между странами и стоимость связи сильно снизились.
В результате каждый хозяйствующий субъект все меньше обладает естественной монополией на некоторой территории на производство и реализацию своих товаров и услуг просто в силу того, что сам находится на этой территории.
Страны все более делят между собой не отрасли, а функции, которые они в этих отраслях выполняют.

Поскольку доминирует капиталистическая система, то все субъекты стремятся максимизировать доходы и минимизировать расходы, чтобы получить максимум прибыли.
Поэтому специализация стран и регионов смещается в сторону тех функций, в выполнении которых они обеспечивают минимальные издержки при равном качестве их выполнения.

Соответственно этому, разделение труда в современной глобализирующейся экономике становится не только все более всеобщим, но и функциональным, а не только отраслевым.
То есть труд делится не только по тому, что кто производит, но и по тому, кто что делает (какие функции выполняет) в ходе этого производства.

По мере все более полного включения развивающихся стран, в первую очередь, юго-азиатских – Китая, Индии, Вьетнама, Индонезии и других в мировое разделение труда в качестве конкурентоспособных по издержкам и качеству производителей индустриальных товаров, обострение противоречий по неравной стоимости труда равного качества стало более явным.

Поскольку основой низкой стоимости выполнения функций юго-азиатских стран является приток дешевого труда из аграрного сектора по мере индустриализации этих стран, а аграрный сектор в этих густонаселенных странах пока еще большой, то имеющаяся тенденция будет только усиливаться.
Производственные функции в растущем числе отраслей будут становиться предметом специализации юго-азиатских стран, охватывая всё новые и новые, всё более сложные отрасли.

Страны с более высокой стоимостью труда, чем в Юго-Восточной Азии (а это не только развитые капиталистические, но и постсоциалистические страны), становятся все менее конкурентоспособными в выполнении производственных функций.
Производственные предприятия в этих странах не модернизируются, потому что это не выгодно – после модернизации они стали бы производить более качественную, но много более дорогую продукцию, чем импорт из юго-азиатских стран.

В результате индустриальный сектор в них все более сворачивается.

В последнее десятилетие для обеспечения занятости населения в развитых странах осуществляется выполнение тех функций, в которых данные страны неконкурентоспособны по издержкам.

Следствием поддержки выполнения неконкурентоспособных функций в развитых странах является завышенное потребление населения в них относительно вырабатываемых объёмов добавленной стоимости.

Некоторое время источником средств на покрытие убытков, возникающих вследствие этого, были, во-первых, накопленные запасы капитала и, во-вторых, те самые пирамиды финансовых рынков, проблемы которых стали поводом к началу текущего финансового кризиса.

4. Положение дел в российской экономике

Значительная часть спроса (как потребительского, так и производственного) в России удовлетворяется за счет импорта.
Основным источником доходов для оплаты импорта является экспорт природных ресурсов (прежде всего, энергоресурсов и металлов).

Большинство товаров, импортируемых в Россию, не имеют аналогичных по цене и качеству продукции производств в России.
Российское производство не конкурентоспособно.

Большинство существующих в России производств сохранилось в постсоветское время вследствие недостаточной её включённости в конкуренцию в мировой экономики, а также по причине низкой оплаты издержек на воспроизводство изнашиваемых основных средств, которые ветшали и не обновлялись.

Многие производимые в России товары отставали и отстают по качеству от импортных аналогов. При этом производственные мощности, на которых производятся эти товары, сильно устарели, как с технологической, так и с физической точки зрения.
В настоящее время в России отсутствуют производственные мощности, которые могли бы обеспечить импортозамещение. В 1998 году такие производственные мощности были, и. в результате девальвации рубля, простаивающие мощности были загружены и обеспечили импортозамещение. Однако в период подъема эти мощности доизнашивались и не воспроизводились.

Технологическое отставание приводит к тому, что российские товары неконкурентоспособны не только по качеству, но и по цене, даже несмотря на то, что при при их производстве имеют меньшую цену на энергию и труд.
Физический износ основных средств приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности.

5. Инвестиционные перспективы для российской экономики.

Существование индустриального сектора в России будет всё менее экономически эффективным, но будет сохраняться его социальная роль – сохранение занятости населения.
Выполнение им данной роли будет требовать всё большего объёма перераспределения доходов от экспорта сырья в его пользу, поскольку издержки на сохранение индустриального сектора будут расти. В то же время значимого роста объёма сырьевых доходов происходить не будет.
Рост издержек на сохранение индустриального сектора приведет к усилению егно неконкурентоспособности, дальнейшему сокращению или даже прекращению деятельности в ряде отраслей индустриального сектора.
Одновременно с этим накопленный износ повышает риски эксплуатации основных средств и в экспортно-доходных и связанных с ними отраслях, а также жизнеобеспечивающих начнётся перевооружение, что приведёт к росту спроса на инвестиционные товары.
Однако при этом выяснится, что многие из них в России уже не произвести, а восстанавливать производство дорого.

Всё более востребованными обществом и государством будут становиться относительно недорогие инвестиционные проекты, реализация которых позволит поддерживать занятость населения с меньшими затратами ресурсов, чем требуется на поддержку индустриального сектора в его нынешнем виде.
Также будут востребованы проекты, ориентированные на увеличение доходов от экспорта сырьевых ресурсов.
Данные проекты могут быть эффективно реализованы в следующих направлениях:
- повышение эффективности сырьевых отраслей;
- оптимизация затрат в отраслях, исключенных из конкуренции в мировой экономике по естественным причинам (высокие транспортные издержки, привязанность к рынкам сбыта и т.п.);
- снижение потребления сырьевых ресурсов внутри страны (например, развитие ядерной энергетики, повышение эффективности энергетической инфраструктуры и т.п.);
- развитие индустриальных отраслей, искусственно защищенных от конкуренции в мировой экономике, для обеспечения занятости населения и поддержания необходимого уровня суверенитета страны.

При этом, искусственная защита отраслей индустриального сектора от конкуренции в мировой экономике возможно только на уровне государства. Поэтому отбор отраслей, которые будут защищаться, будет осуществляться государством, при некотором участии предпринимателей, заинтересованных в развитии тех или иных отраслей. И возможно работников этих отраслей, при их достаточной организованности и нацеленности на защиту своих интересов

В период циклического конъюнктурного подъёма, который последует в России после кризиса, как и прежде, будут появляться «спекулятивные инвестиционные проекты»- проекты, которые внешне представляются инвестору привлекательными и обоснованным, в то время как на деле они либо нереализуемые, либо неэффективные при доведении их до конца. Но при более ранних выходах из таких проектов, когда их неэффективность ещё не проявилась, они могут оказаться интересным источником прибыли для инвестиционных спекулянтов.

Поскольку значимый объём накоплений, сделанных в экономике в период СССР, уже превращён в доход и потреблён, количество проектов, нацеленных на вложения и «капитализацию» имеющихся промышленных и торговых предротятий и объём ресурсов, которые удастся привлечь на них, окажутся меньше, чем в период предыдущего подъёма. Поэтому привлечь ресурсы удастся только под те проекты, которые появятся раньше других и будут значимо превосходить конкурирующие проекты.

В период первых лет посткризисного развития ещё более обострится несоответствие между реальными тенденциями и процессами в экономике России и риторикой правящей элиты. Последняя будет продолжать декларировать необходимость развития инноваций, хотя ресурсов на это будет ещё меньше, чем в предшествующий подъём.

Поэтому востребованными и поддерживаемыми государством также окажутся недорогие инновационное или псевдоинновационные проекты, запуск и широкое общественное освещение запуска которых будет соответствовать целям пиара инновационной политики государства.

Приложение. Общая логика среднесрочного циклического развития экономики.

Экономика всегда развивается циклично.
Циклический кризис является нормальным завершением среднесрочного 8-10 летнего экономического цикла.

Обычно такие кризисы затрагивают один или несколько регионов мира, как это было, например, в 1998 году, когда кризис ударил по Юго-Восточной Азии, России, Бразилии и ещё ряду стран.
В общем виде экономический цикл выглядит следующим образом.

Стадия подъема:

Рост рынка (объемов потребления и цен).
Инвестиции в производственные и коммерческие мощности для насыщения растущего спроса на рынке.
Ощущение ненасытности рынка и долгосрочности подъёма, эйфория.
Начало менее эффективных и прибыльных лишь при высоких ценах проектов, рост цен на ресурсы, падающая эффективность проектов.
Создание избыточных производственных, торговых и иных мощностей.
Ожидание прибыльности при растущих ценах и объёмах, что в реальности означает накопление убытков.
Покрытие убытков растущими кредитами и займами.

Стадия кризиса и спада:

Накопленные убытки позволяют финансировать текущую деятельность только при постоянном росте привлекаемых средств.
Появление опасений у кредиторов и инвесторов в возвратности привлекаемых средств. Сокращение ими финансирования
Рост компаний, которые не могут ответить по своим обязательствам, имеющих технические дефолты и просроченные задолженности.
Знаковое событие – крупная и представительная, ранее считавшаяся очень надёжной, компания не может отвечать по своим обязательствам вызывает перенос её ситуации на других и пересмотр оценок в негативную сторону.
Лавинообразный рост банкротств как следствие сокращение притока средств при росте предъявляемых к погашениям обязательств.
Сокращение расходов, падение объёмов деятельности
Активы перестают генерировать денежный поток достаточный для демонстрации эффективности инвестиций.
Активы обесцениваются до уровня, когда денежные потоки, генерируемые этими активами, дают адекватную отдачу на инвестиции.

Однако при этом постепенно открываются новые возможности хозяйственной деятельности, успешное опробование которых порождает новый подъём.

Увидевшие свет в октябре новые среднесрочные прогнозы развития российской экономики стали, на первый взгляд, более позитивными, особенно со стороны международных организаций. Однако дело здесь, видимо, лишь в разнице прогнозных предпосылок с точки зрения цен на нефть. При этом даже на фоне прогнозного оптимизма Россия в ближайшие годы будет уменьшать свою долю в мировом ВВП.

Мы обычно подробно не комментируем прогнозы других организаций относительно динамики российской экономики. Однако на фоне набирающей силу дискуссии относительно перспектив развития российской экономики и значительного расхождения оценок мы решили изменить этому правилу и постараться глубже понять логику аргументов, высказываемых экономическими прогнозистами.

В увидевших свет в сентябре-октябре новых прогнозах развития мировой экономики от ОЭСР и МВФ видно некоторое ухудшение прогнозов роста мирового ВВП на ближайшие годы по сравнению с оценками начала и середины года (табл. 1). Это объясняется в основном влиянием Brexit и осознанием факта относительной устойчивости наблюдающегося после мирового финансового кризиса торможения мировой торговли, что объясняется последовавшим за кризисом замедлением Китая, ростом протекционизма и ослаблением темпов роста спроса в Европе. С другой стороны, и МВФ, и ОЭСР темпы роста мирового ВВП в 2017 г. прогнозируются более высокими, чем в 2016 г.: 3,2% и 3,4% против ожидаемых 2,9% и 3,1% прироста в 2016 г. соответственно (табл. 1). При этом, хотя обе организации предостерегают относительно рисков для финансовых институтов и финансовой стабильности, связанных с затянувшимся периодом низких процентных ставок, но нового мирового кризиса в ближайшие годы они на текущий момент не предвидят (МВФ дает свои прогнозы до 2021 г.).

Обобщая «пакет» новых октябрьских докладов МВФ о состоянии мировой экономики, традиционно включающий в себя World Economic Outlook, Global Financial Stability Report и Fiscal Monitor, можно сказать, что, по мнению этой организации, для развивающихся стран в целом за последние 6 месяцев краткосрочные риски сгладились, так как рынки показали гибкость и способность адаптироваться к большому количеству шоков. Давление на развивающиеся рынки ослабилось благодаря прекращению падения и даже росту цен на сырьевые товары, а также в силу того, что ожидания жесткой посадки экономики Китая не оправдались.

При этом среднесрочные риски возрастают вследствие повышенной политической нестабильности на развивающихся рынках и нарастания финансовых проблем. Ожидания относительно нормализации денежной политики в развитых экономиках еще сильнее сместились в будущее, а слабый рост и низкие процентные ставки повышают давление на банки, страховые и пенсионные фонды как в развитых, так и в развивающихся странах. Хотя в большинстве развитых экономик банковская система в целом надежна, стабильная доходность находится под вопросом, отражая нерешенные структурные проблемы и проблемы, связанные с необходимостью изменения используемых банками бизнес-моделей. Корпоративный долг на многих развивающихся рынках достиг пиковых отметок при слабых возможностях обслуживания долга. Эти изменения осложняют проведение более сбалансированной и стимулирующей политики и могут привести к продолжению экономической и финансовой стагнации. По мнению МВФ, экономические власти всех стран должны следовать более комплексному и продуманному подходу, стремясь защитить и усилить финансовую стабильность и оживить мировую экономику.

Исходя из такого рода оценок и призывов, новые прогнозы развития российской экономики формируются МВФ, с одной стороны, на фоне растущих долгосрочных рисков при относительно стабильных текущей ситуации и ценах на нефть, а с другой стороны, предполагают проведение Россией жесткой денежно-кредитной политики. Касательно цен на нефть в базовом сценарии МВФ предусмотрен выход на уровень 50,6 долл. за барр. нефти марки Brent в 2017 г. против 43 долл. – в 2016 г.

В условиях, когда господствует точка зрения о низкой вероятности нового мирового кризиса (так как обычно предшествующий ему перегрев мировой экономики вроде бы отсутствует), прогнозы по России различных организаций определяются преимущественно оценкой динамики внутренних для российской экономики факторов. Тем не менее, эти прогнозы меняются достаточно быстро. Так, если в первой половине года иностранные эксперты говорили лишь о замедлении рецессии в России в 2017 г., то большинство прогнозов, вышедших позже, в своих базовых сценариях говорят уже о переходе в следующем году к росту. Правда, оценки этого роста разнятся от 0,4% прироста ВВП в 2017 г. у Института «Центр развития» НИУ ВШЭ до 1,3% у рейтингового агентства Fitch (табл. 2).

При этом показательны действия рейтингового агентства Fitch, которое недавно скорректировало прогноз по ряду российских банков и по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента (РДЭ) России в целом (IDRs), присвоив им уровень «Стабильный» вместо «Негативного», который рейтинговые агентства ставили российской экономике довольно долгое время. При этом потолок странового рейтинга все так же остается на отметке BBB-, а краткосрочный РДЭ в национальной валюте – на уровне F3, что, как известно, является последними отметками инвестиционной категории, граничащими со спекулятивной. Однако изменение характера прогноза на стабильный дает определенную надежду на улучшение позиций или же, как минимум, на сохранение достигнутого уровня. При этом эксперты агентства Fitch отметили проведение адекватной и достойной доверия макроэкономической политики российскими денежными властями в ответ на резкое падение цен на нефть.

Можно согласиться и с почти солидарной позицией иностранных экспертов относительно того, что такие факторы, как гибкий валютный курс, таргетирование инфляции и поддержка финансового сектора, позволили удержать экономику России от сильного спада и даже наметить шаги для постепенного восстановления. Особенно, по мнению уже конкретно экспертов Fitch, проводимая Россией политика выделилась (в положительном смысле) на фоне мер, принятых в других странах-экспортерах нефти, также зависящих от колебания цен на природные ресурсы. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что триггером принятия этих решений явилось не только снижение цен не нефть, но и вся совокупность экономических и политических условий и факторов, определившая ту высокую степень шока, от которого российская экономика пострадала в последние два года.

Позитивным признаком, позволяющим прогнозировать рост российской экономики после ее снижения, наблюдаемого в конце 2014-2015 гг., по мнению многих экспертов, является рост международных резервов на 8% за первые девять месяцев 2016 года. При этом гибкий обменный курс способствовал сохранению профицита счета текущих операций и сокращению оттока капитала. При этом тем же рейтинговым агентством Fitch ожидается, что в 2016 г. профицит все же будет ниже, чем в 2015 г., вследствие снижения цен на нефть, т.е. составит около 2,3% ВВП против 5,2% в 2015 г., а в будущем будет наблюдаться его медленный и рост.

И все же, по нашему мнению, разница в оценках перспектив российской экономики со стороны российских и зарубежных экспертов, явно видная в табл.2, объясняется не большим скептицизмом россиян относительно проводимой экономической политики и, тем более, ее перспектив, а разными предпосылками прогноза с точки зрения цен на нефть. На период до 2018 г. они разнятся от 40 до 50 долл. за барр. (табл. 1) (за исключением агентства Fitch, которое, по понятным причинам, открытого доступа к своему полному прогнозу и его предпосылкам, судя по всему, не предоставляет).

При этом наша гипотеза относительно причины расхождений в прогнозах по России российских и иностранных экспертов выглядит весьма правдоподобной, так как чувствительность темпов роста российского ВВП к изменению (при прочих равных) цен на нефть достаточно велика и до кризиса, по некоторым оценкам, составляла до 0,175 п.п. годового прироста при изменении цен на нефть на 1 долл. за барр.9

В связи с этим имеет смысл особое внимание обратить не на абсолютные цифры прогноза по России того же МВФ, а на прогнозируемую динамику российской экономики относительно других, прежде всего, нефте-ориентированных экономик. Это позволит более глубоко понять логику этой организации в оценке перспектив России.

Фактические темпы и прогноз (по данным МВФ) роста ВВП нефте-ориентированных экономик и Китая, прирост год к году, %

Новый прогноз развития мировой экономики и стран мира от МВФ (World Economic Outlook) показывает, что прогнозируемые темпы роста ВВП России в целом хотя и находятся в положительной сфере (около 1,5% в год с 2019 г.), однако они заведомо ниже многих крупных нефте-ориентированных экономик, даже имеющих гораздо более высокий уровень ВВП на душу населения (Норвегия и Канада), не говоря уже о Казахстане, Нигерии и Саудовской Аравии (рис. 1). Правда при этом МВФ рассчитывает на успех России в борьбе с инфляцией, которая, по его оценкам, должна снизиться до 4% уже в 2018 г. и достичь среднего для крупных «нефтяных» экономик уровня, став значительно ниже, чем у Казахстана, Азербайджана и Нигерии (рис.2).

Рис. 2. Фактические темпы и прогноз (по данным МВФ) динамики потребительской инфляции, на конец периода, в %

При этом удивительных успехов российская экономика в прогнозе МВФ достигает в снижении дефицита государственного бюджета, который с 3,9 % ВВП в 2016 г. к 2018 г. снижается до 0,8%, опережая по этому параметру большинство крупных нефтяных экономик (за исключением Норвегии и Азербайджана) (рис. 3). На этом фоне уровень государственного долга России растет очень медленно, увеличиваясь с 17,1% ВВП в 2016 г. до 19,1% в 2019 г. Столь же низкий уровень госдолга из нефтяных экономик МВФ прогнозирует лишь для Нигерии (рис. 4), где политическая ситуация нестабильна, что априори снижает ее привлекательность как надежного заемщика.

Рис. 3. Фактические уровень и прогноз (по данным МВФ) динамики дефицита государственного бюджета, в % к ВВП

Агентство Fitch в своем недавнем докладе также отмечает, что, согласно среднесрочной налоговой стратегии, в России планируется замораживание бюджетных расходов совместно с повышением акцизов (что уже значится в планах относительно повышения цен на алкоголь) и некоторых других налогов. Эти и некоторые другие меры должны привести к снижению общего дефицита федерального бюджета до 1,5% ВВП в 2018 году с 4% в 2016 году. Также прогнозируется снижение государственного долга до уровня гораздо ниже среднего прогнозируемого значения для группы ВВВ в рейтингах агентства Fitch в 34%.

Рис. 4. Фактические уровень и прогноз (по данным МВФ) динамики госдолга (гросс), в % к ВВП

На фоне вынужденно жесткой денежно-кредитной и экономной бюджетно-налоговой политики в России МВФ не предполагает того, что российские власти смогут быстро задействовать институциональные факторы ускорения экономического роста. При том, что в 2017-2021 гг. сбережения будут превышать валовые накопления на 3,5-4% ВВП, доля последних в ВВП в 2018 г. будет составлять лишь 22,4%, а к уровню в 24% приблизится лишь в 2021 г. (рис. 5). Такой уровень инвестиционной активности среди нефтяных экономик будет свойственен лишь благополучной Канаде, которая почти все уже построила, а заметно ниже он будет в прогнозируемом периоде лишь у Азербайджана и Нигерии.

Неудивительно, что при слабой инвестиционной активности чистый экспорт, который на фоне прошедшей девальвации мог бы подстегнуть рост российского ВВП, по мнению МВФ, также не будет расти. Более того, рост физических объемов импорта в отдельные годы будет даже опережать прирост экспорта в реальном выражении (рис.5), а темпы последнего (1-3% в год) будут находиться на среднем для нефте-ориентированных экономик уровне, явно отставая от прогнозных оценок по Казахстану и Нигерии. При этом даже на фоне слабой динамики экспорта счет текущих операций в российской экономике будет находиться на вполне благополучном уровне (3,9% ВВП в 2018 г., 4,4% – в 2021 г.), лишь чуть более низком, чем в 2007 г., когда он составлял 5,2% ВВП (рис. 5). Это предрекает относительную стабильность и валютного курса рубля. В общем, посмотришь прогноз МВФ, и получается тишь да гладь. При этом претензии «по существу» к этим прогнозам можно предъявлять лишь с точки зрения завышенных прогнозных цен на нефть и, соответственно, по завышению величины счета текущих операций и стабильности валютного курса рубля.

Однако при этом надо четко осознавать, что, если судить по текущим прогнозам международных организаций, даже выйдя из рецессии в 2017 г., российская экономика будет расти вяло, темпами в 2,5-3 раза более низкими, чем мировая экономика в целом. Это будет негативно сказываться на уровне жизни и настроениях населения, негативно влиять на настроения инвесторов и уменьшать возможности по накоплению человеческого капитала и укреплению позиций страны в мире.

Удастся ли сделать так, чтобы прогнозы российской экономики стали не только успокаивающими, но и привлекающими внимание быстрым экономическим ростом, обеспечивающим возможности модернизации экономики и общества? Время покажет.

Перспективы социально- экономического развития России к 2020 году.

Целью стратегии 2020 является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В частности, в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объёму ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая продолжительность жизни - примерно 72 лет. Хотя финансово-экономический кризис отодвинул достижение тех или иных задач, он не способен отменить достижение определённой стабильности: во-первых, заданы основные ценности и приоритеты в управлении страной: ничего во вред России и всё для роста благосостояния граждан; во-вторых, усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни; в-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей. Наконец, наличие Концепции долгосрочного социально-экономического развития как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества. Благодаря достигнутой стабильности появилась возможность перейти к политике долгосрочного социально-экономического развития. И новый стратегический план позволит нам ответить на вызовы современности.

России необходимо направлять большие средства на развитие нашей военной машины, когда эти средства могли бы пойти на проекты социально-экономического развития. Поэтому в отношении внешней безопасности поставлена задача не дать втянуть себя в затратную гонку вооружений, обеспечив тем не менее достаточный уровень внешней безопасности.

Многие страны имеют то или иное преимущество перед другими: дешёвую рабочую силу, доступное сырьё, научно-технологическое превосходство, тёплый климат… В то же время, призывая Россию к снятию таможенных и иных ограничений, внешнеэкономические партнёры нечасто стремятся к ответной открытости. В этих условиях Стратегия-2020 предусматривает активную защиту национального производителя.

Есть немало современных троцкистов, готовых принять поддержку от зарубежных покровителей в обмен на перехват управления Россией посредством революционных технологий или внутриэлитных перестановок. Но какие бы разногласия ни возникали, мы должны всегда действовать по принципу «ничего во вред России». Необходимо защищать устойчивость и преемственность проводимого политического курса.

Согласно Стратегии-2020 будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростят и сделают более прозрачными для контроля. Если тот или иной вид экономической активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок для этой деятельности, согласно Стратегии-2020, предполагается заменить уведомительным порядком. За органами власти останется функция последующего надзора. При этом часть функций по надзору может быть передана на региональный и муниципальный уровни управления.

Сегодня в России доходы 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных отличаются более чем в 15 раз. И большинство людей не видит пользы от преобразований 1980-1990-х годов, считая, что ситуация приносила и приносит выгоды непропорционально прилагаемым усилиям, талантам и способностям.

Стратегия-2020 предусматривает сокращение социального неравенства: должно быть создано общество не только равных прав, но и равных возможностей. Доля среднего класса составит к 2020-му году 0,6-0,7 от общей численности населения. Однако не следует впадать в уравниловку: более нравственный, трудолюбивый и талантливый человек должен быть достоин большего, чем ленивый, глупый и безнравственный.

Проводимые в стране реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную инициативу. Но никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения имуществом. И всё же, несмотря на хозяйственные неурядицы последних 20 лет, у нас сложилась определённая предпринимательская среда и даже развивается в условиях давления, с одной стороны, криминала, пытающегося поставить предпринимателя или его имущество под свой контроль, и, с другой стороны, мощного иностранного капитала, способного скупить на корню целые.

Для нашей страны в последние годы характерен рост различий в уровне социально-экономического развития регионов - иногда в десятки раз. Это вызывает огромное социально-политическое напряжение, провоцирует вопросы о справедливости и эффективности государственной региональной политики. Выравнивание в уровне развития регионов будет происходить, согласно Стратегии-2020, не только путём бюджетных вливаний, но и за счёт формирования новых центров социально-экономической активности, создания инновационных производственных комплексов, совершенствования инфраструктуры.

Наша страна пытается перейти к инновационному социально-ориентированному типу развития, который имеет ряд важных характеристик. С одной стороны, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) с опережающим развитием переработки сырья в более высокотехнологичные продукты. С другой стороны, инновации станут ведущим фактором экономического роста, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в ВВП с сырьевым сектором. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП составит 17-20% (2007 год - 10-11%).

Инновационному сценарию соответствует модернизация. Но мы не должны распылять свои ресурсы и время, пытаясь стать лучшими сразу во всём. В основу Стратегии-2020 положено развитие ключевых секторов национальной конкурентоспособности: авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, ряд других.

Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, вырастет в 3-5 раз. Также должна быть восстановлена национальная инновационная система - совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур.

Ключевой принцип построения национальной инновационной системы заключается в том, что нам следует не «догнать и перегнать» передовые страны, а как бы перепрыгнуть те этапы развития, которые прошли они, и оказаться в числе первых. Значит, России нужны не просто инновационные, а прорывные технологии и проекты - такие, которые выводят нас в число мировых лидеров по тому или иному продукту либо способу его производства.

Кроме того, Стратегия-2020 предполагает почти полное обновление производственной базы. Предусмотрено массовое внедрение технологий, более совершенных по показателям эффективности, энергосбережения, экологической чистоты, уровня производственного травматизма и заболеваемости, а также отдачи на единицу вкладываемых ресурсов.

Кредитно-финансовая система, как известно, это не просто одна из отраслей, а сфера, которая направляет развитие всей экономики в ту или иную сторону или даже разрушает её. Поэтому Россия уже строит независимую кредитно-финансовую систему на принципах, которые обеспечивают устойчивость развития. Один из принципов - переход на внешнюю торговлю за рубли. Другой принцип - обеспечение доступности капитала для длинных технологических циклов, а не только для быстрых спекуляций на фондовом и валютном рынках. Важнейшая роль отводится максимальному снижению кредитной ставки. Необходимые средства предоставляют и институты развития: Фонд национального благосостояния, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и некоторые другие. Среди нефинансовых институтов развития можно назвать особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие.

Ещё один ключевой фактор инновационного сценария - развитие инфраструктур как систем интеграции общества. Известно, что рост экономики находится почти в прямой зависимости от роста потребляемой энергии. Развитие энергетического сектора направлено на решение триединой задачи: обеспечение экономики необходимыми энергетическими потоками за счёт создания новой электроэнергетической инфраструктуры и преодоления дефицита генерирующих и сетевых мощностей, устойчивое наращивание масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, снижение энергоёмкости экономики на 40%.

Задача развития транспортной системы - это задача роста пространственной свободы и мобильности граждан. Предполагается обеспечить: ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышение доступности и качества услуг транспорта для населения; повышение безопасности и устойчивости транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны (в частности, создание транспортных коридоров между Европой и Азией).

Фактором, определяющим рост национальной конкурентоспособности, должно стать ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий, а именно: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий; повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий; стимулирование распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении; формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и повышение экспортного потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Общий объём предоставляемых информационно-коммуникационных услуг вырастет к 2020-му году по сравнению с 2007-м годом почти в 10 раз.

К 2020-му году в основном завершится догоняющее развитие России. Адекватные ответы на внешние и внутренние вызовы современности приблизят нас к обществу, гарантирующему безопасность и процветание не для избранных, а для всех.

Разделы: Оценка знаний учащихся
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...