Можно ли зачесть переплату по пенсионному. Межрегиональный зачет сумм страховых взносов


Минфин России дал ответ на вопрос о том, может ли осуществляться зачет между страховыми взносами, исчисленными за периоды до и после 1 января 2017 г. Кроме того, финансисты рассказали, как происходит возврат переплаты по взносам, возникшей до 2017 г.

Недоимка на 1 января 2017 г.

Предположим, что у компании имеется недоимка по взносам, начисленным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ). В 2017 г. у нее образовалась переплата в связи с излишней уплатой страховых взносов по правилам НК РФ. Можно ли зачесть эту переплату в счет погашения вышеуказанной недоимки?

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства указали, что такой зачет невозможен. Обосновали они это следующим образом. Правила, по которым функции администрирования страховых взносов передаются от ­ПФР и ­ФСС России (далее - Фонды) налоговикам, установлены федеральными законами от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее - Закон № 250-ФЗ) и от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее - Закон № 243-ФЗ). Эти правила не преду­сматривают проведение зачета между суммами страховых взносов, исчисленных в соответствии НК РФ, и страховыми взносами, установленными Законом № 212-ФЗ.

Имеющуюся недоимку компания должна погасить. Отметим, что перечислять ее нужно не фондам, а налоговикам. В совместном письме ­ФНС России № БС-4-11/1304@, ПФ РФ № НП-30-26/947, ­ФСС России № ­02‑11‑10/06-308-П от 26.01.2017 чиновники разъяснили, что уплата страховых взносов, в том числе за расчетные пе­рио­ды, истекшие до 1 января 2017 г., должна производиться с использованием ­КБК, закрепленных за ­ФНС России. При этом в платежном поручении в качестве получателя указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа.

Если компания самостоятельно не погасила недоимку, она будет взыскана налоговиками в порядке, пре­ду­смот­ренном НК РФ (п. 2 ст. 4 Закона № ­243-ФЗ). Порядок взыскания страховых взносов в НК РФ такой же, как и в Законе № ­212-ФЗ. Он состоит из трех пос­ледовательных этапов: выставление требования об уплате взносов, обращение взыскания на средства на счетах в банках, взыскание за счет имущества компании (ст. 46, 47 НК РФ, ст. 19, 20 Закона № 212-ФЗ). Налоговики осуществляют взыскание, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной фондами (п. 2 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). То есть, если, например, фонд уже выставил требование об уплате недоимки, налоговики не будут повторно выставлять требование, а осуществят взыскание за счет средств на счетах в банках.

Переплата на 1 января 2017 г.

Рассмотрим обратную ситуацию. Допустим, у компании есть переплата по взносам на 1 января 2017 г. Может ли она быть зачтена в счет недоимки по взносам в 2017 г.?

Финансисты разъяснили, что ни Закон № 250-ФЗ, ни Закон № 243-ФЗ не пре­дусматривают возможности проведения такого зачета. Согласно подп. 7 п. 1 и п. 2.1 ст. 32, ст. 33, 78, 79 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять зачет недоимки, пеней и штрафов в порядке, установленном Налоговым кодексом. Этот порядок распространяется только на страховые взносы, которые исчисляются в соответствии с НК РФ. А страховые взносы, установленные Законом № 212-ФЗ, предметом регулирования Налогового кодекса не являются, несмотря на то, что по своей социальной природе и предназначению они не отличаются от страховых взносов, пре­ду­смот­ренных НК РФ.

В соответствии со ст. 21 Закона № ­250-ФЗ переплату, имеющуюся у компании по состоянию на 1 января 2017 г., можно только вернуть. Для этого надо обратиться в соответствующий фонд с письменным заявлением (п. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Его можно подать и в элект­ронной форме по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью. Получив заявление, фонд выясняет, имеется ли у компании задолженность за пе­рио­ды, истекшие до 1 января 2017 г. Принять решение о возврате излишне уплаченных средств фонд может только при отсутствии каких-либо долгов (п. 3 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Исходя из этого, финансисты пришли к следующему выводу. Если у компании за пе­рио­ды до 1 января 2017 г. имеется переплата по страховым взносам, но при этом есть недоимка по штрафам или пеням, фонд не вправе принимать решение о возврате переплаты.

Итак, при наличии недоимки по пеням и штрафам для возврата переплаты по взносам компании нужно сначала погасить недоимку. Как уже было сказано выше, перечислять ее надо налоговикам. Погасив недоимку, компания снова должна обратиться в фонд за возвратом переплаты. Решение о возврате фонд принимает в течение десяти рабочих дней с даты получения заявления (п. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). На следующий день пос­ле принятия решения о возврате оно направляется в налоговый орган (п. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ).

Порядок действий налогового органа пос­ле получения решения разъяснен в п. 5.3 письма ­ФНС России № БС-4-11/1304@, ПФ РФ № НП-30-26/947, ­ФСС России № 02‑11‑10/06-308-П от 26.01.2017. Налоговики оформляют заявку на возврат и направляют ее в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Отметим, что в соответствии с п. 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н, возврат производится в срок, не превышающий трех рабочих дней, следующих за днем представления заявки на возврат в орган Федерального казначейства.

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Действующее законодательство позволяет вернуть переплату по страховым взносам каждому гражданину. Для реализации данной процедуры сначала необходимо определить период, в который была совершена переплата по страховым взносам, а также размер переплаты. Так как эти показатели существенно влияют на порядок дальнейших действий.

Если переплата по страховым взносам возникла до 1 января 2017 года, то необходимо обратиться в ФСС и ПФР напрямую. Так как в январе 2017 года в силу вступило новое законодательство, по правилам которого происходит возмещение переплаты по взносам за текущий год и следующие периоды.

Если переплата по страховым взносам была осуществлена в текущем году, то изначально следует обратиться именно в налоговые органы.

1. Порядок обращения для зачета и возврата переплаты по страховым взносам.
2. Порядок возврата переплаты в ФСС.
3. Порядок возврата переплаты по ОПС и ОМС до 2017 года.

Порядок обращения для зачета и возврата переплаты по страховым взносам

Первым делом необходимо в местный налоговый орган за возвратом взносов на ОПС и ОМС. Дополнительно можно обратиться в ВниМ. Это касается только тех переплат, которые были произведены до 31 декабря 2016 года. Так как с января месяца следующего года уполномоченным органом по этим вопросам стала ФНС. И все обращения по возврату переплаченных взносов необходимо направлять именно в этот орган. Изменения приобрели свою актуальность по причине смены органа, осуществляющего контроль. Так как органы ПФР и ФСС не справлялись с нагрузкой по принятию страховых взносов. Поэтому принятием страховых взносов от предпринимателей с 2017 года теперь занимается федеральная налоговая служба на законных основаниях. Это означает, что все вопросы по этой теме, в том числе и возврат переплаты по взносам, необходимо направлять исключительно в ФНС.

При этом органы ФНС не смогут осуществить процесс возврата по страховым взносам, если период переплаты приходится на предыдущие годы. Так как принимали эти взносы другие органы, а именно ПФР и ФСС.

Исключением из данного правила являются страховые взносы на травматизм. Так как их возвращать необходимо по старым правилам, то есть в фонде социального страхования.

Порядок возврата переплаты в ФСС

Этот вопрос почему-то вызывает затруднения у населения. Хотя алгоритм возврата страховых взносов аналогичен механике возврата налогов. Только фигурируют при этом другие органы. А процесс составления и подачи документов точно такой же.

Дополнительно стоит ознакомиться с 78 статьей Налогового кодекса. Особый интерес вызывает первая часть шестого пункта данного нормативно правового акта. Содержит она в себе причину отказа в возврате переплаты по страховым взносам. Не получится возместить переплату только в том случае, если органы ПФР уже перевели эти денежные средства по счетам застрахованных лиц в системе ОПС.

Многие граждане полагают, что переплату по взносам можно перенести в счет других взносов. Но действующее законодательство не позволяет реализовать этот способ. То есть переплата по страховым взносам за какой-то конкретный период не может быть перенаправлена в качестве обязательного взноса во внебюджетные фонды в следующие периоды. Поэтому следует проявить особую внимательность в отношении данного вопроса.

Возврат взносов в 2017 году

Возврат социальных взносов будет осуществляться по новым правилам, то есть в другом государственном органе, которым является налоговая служба. Новые правила повлекли за собой образование новых документов, а именно новых форм заявлений на возврат переплаты по взносам.

Пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ сообщает, что возврат переплаты по страховым взносам осуществляется путем отправления заявительного письма в налоговую инспекцию. Сделать это можно не только посредством Почты России, но и онлайн. Во втором случае для граждан доступно два варианта:

— либо направить электронное письмо в ФНС;
— либо оформить возврат в личном кабинете на сайте ФНС.

Второй вариант является более практичным и популярным. Так как в этом случае обращение в государственный орган не может потеряться или прийти в неизвестный срок.

Законодательство предоставляет налоговой службе ровно один месяц для возврата переплаты по страховым взносам. Началом отсчета является дата получения письма. Если вы подаете документы через личный кабинет на сайте, то датой отсчета является статус принятия, который вы увидите в онлайн форме.

Дополнительно стоит отметить, что до 31 марта 2017 года налоговая служба принимала заявление о возврате переплаты по страховым взносам по старой форме. А уже с 1 апреля стала действовать новая форма, о чем сообщает приказ ФНС от 14 февраля 2017 года. Поэтому перед составлением документов рекомендуется проверить бланк заявления. Ведь если бланк старого образца, то налоговая инспекция не примет документ, то есть вы не сможете оформить возврат переплаты по страховым взносам, а будете вынуждены повторно проходить процедуру, но уже с новыми документами по действующему образцу.

Порядок возврата переплаты по ОПС и ОМС до 2017 года

Возврат переплаты по ОПС и ОМС за период до 2017 года осуществляется по старым правилам на основании документов, которые составлены по старым формам. Обращаться в этом случае необходимо в органы внебюджетных фондов, которыми являются пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Если у вас есть переплата по взносам как до 2017 года, так и после. То необходимо обращаться в два разных органа с разными комплектами документов. Причиной этому является смена органов контроля за страховыми взносами по причине загруженности фондов.

К теме применения пониженных тарифов страховых взносов эксперты журнала не единожды обращались, приводя различные аргументы в пользу плательщиков страховых взносов. Если читатель поверил в возможность сэкономить задним числом и собрался высвободить средства на нужды аптеки, данная статья в этом поможет. В ней рассказано о том, как вернуть переплату по страховым взносам и отра-зить такой возврат в учете.

О возврате взносов

По вопросам уплаты и возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование Минфин рекомендует обращаться в Минтруд (Письмо от 08.05.2013 № 03-04-05/4-419). Однако последний не спешит с комментариями по обозначенной теме. Поэтому бухгалтеру ничего не остается, кроме как изучать арбитражную практику; но автор предлагает начать с норм законодательства, которые в спорных ситуациях все же первичны.

Итак, порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов установлен в ст. 26 Закона о страховых взносах. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом, контролирующим уплату взносов по месту учета плательщика взносов, без начисления процентов. Если чиновникам внебюджетных фондов стало известно о переплате взносов, то они обязаны сообщить об этом страхователю, а не замалчивать факты. При взаимном согласии сторон допускается проведение совместной сверки расчетов по страховым взносам в целях уточнения факта и суммы переплаты. Нужно учитывать, что проще произвести зачет страховых взносов, чем возврат, так как первую процедуру орган контроля выполняет самостоятельно, и внебюджетному фонду это выгодно.

Для возврата инициативу должен проявить плательщик взносов, представив в орган контроля письменное заявление по установленной форме. Срок возврата - не более месяца, при этом в случае наличия у страхователя задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Не допускается зачет взносов, излишне уплаченных в бюджет одного внебюджетного фонда, в счет предстоящих платежей страховых взносов, погашения недоимки по ним, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.

Не всегда излишне уплаченные взносы можно вернуть. В частности, данная операция не выполняется, если сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством о персонифицированном учете. Очевидно, данное ограничение касается той части взносов, которые идут на пенсионное страхование и учитываются согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В описанной ситуации переплату можно лишь зачесть в счет предстоящих платежей.

О подаче «уточненки»

В связи с переплатой страховых взносов (при применении общего тарифа взамен пониженного) у плательщика возникает обязанность представить в орган контроля уточненную отчетность. Правила внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам прописаны в ст. 17 Закона о страховых взносах. Уточненный расчет не считается представленным с нарушением установленного срока («штрафным расчетом»), если допущенные ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов (в ситуации, когда аптека вместо применения пониженных тарифов начисляла и платила взносы по общему тарифу, сумма как раз не занижена). Уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

При подаче уточненного расчета по страховым взносам в связи с применением общего тарифа взамен пониженного порядок заполнения расчета тот же, что и обычно, за исключением ряда нюансов. Один из нюансов связан не столько с заполнением «уточненки», сколько с отражением данных о расчетах по взносам в последующей отчетности. Вызывает вопросы заполнение строк, где указываются остатки страховых взносов на начало и конец отчетного периода, а также где вписывается сумма уплаченных взносов. Как заполнить эти строки, если контролирующий орган возвратил переплату? Ведь в действующей форме расчета по страховым взносам нет строки для данной операции. В таком случае есть два пути: либо увеличить на возврат переплаты какой-либо из остатков по расчетам (начальный или конечный, в зависимости от периода), либо уменьшить уплаченные страховые взносы на сумму возврата переплаты. В обоих случаях в строках расчета могут появиться отрицательные значения, чего, по мнению чиновников, не стоит пугаться, поскольку расчет построен так, что в нем наравне с положительными могут присутствовать отрицательные числа (Письмо ПФ РФ от 11.10.2012 № 30-21/14846).

Отметим, в отчетных формах индивидуального (персонифицированного) учета подобного быть не должно, так как суммы уплаченных страховых взносов (отдельно на страховую, отдельно на накопительную части трудовой пенсии) должны быть меньше суммы начисленных страховых взносов или равны ей (соответственно). Об этом сказано в Письме ПФ РФ от 23.05.2011 № 08-25/5577, посвященном алгоритму проверки сумм страховых взносов по индивидуальному лицевому счету застрахованного лица. Получается, суммы излишне уплаченных страховых взносов в формах индивидуального (персонифицированного) учета не отражаются, то есть корректирующие сведения в ПФР на возврат переплаты подавать и не нужно, максимум что можно сделать, так это зачесть переплату на основании уточненного расчета по страховым взносам. Повторяем, сказанное касается взносов, перечисленных на обязательное пенсионное страхование и разнесенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Взносы на иные виды социального страхования (в ФСС, ОМС) можно вернуть при условии, что представлено заявление на возврат и сдана «уточненка».

К сведению

В части взносов в ФСС уточнению подлежит расчет 4-ФСС (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 № 107н), при этом на титульном листе нужно проставить номер корректировки в предназначенном для этого поле.

И еще: для плательщиков страховых взносов по пониженным тарифам в расчете по страховым взносам предусмотрены разделы, заполнение которых подтверждает это право. Для аптек, применяющих пониженный тариф в силу п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, не введено такой отдельной таблицы (раздела) в расчете по страховым взносам.

О судебной практике

Организация представляет в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов заявление о возврате излишне уплаченных взносов. Инспектор рассматривает заявление с учетом информации, имеющейся в формах персонифицированного учета и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения чиновник принимает решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, но иногда не в пользу страхователя. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 30.05.2013 по делу № А46-25881/2012 ПФР отказал в возврате излишне уплаченных сумм, мотивируя отказ отсутствием переплаты, что следовало из ведомости (ф. АДВ-11).

Между тем в законодательстве не установлен приоритет сведений, отраженных в ведомости по форме АДВ-11, над сведениями, внесенными в расчет по страховым взносам. Нет и такого основания для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, как несоответствие данных, имеющихся в ведомости (ф. АДВ-11) и в расчете, отсутствие справки о состоянии расчетов с бюджетом. Проще говоря, при разрешении вопроса о наличии или отсутствии излишней уплаты страховых взносов персонифицированные сведения не имеют какого-либо приоритета по сравнению с расчетом и платежными документами, а также не подтверждают и не опровергают сведения, отраженные в расчете по страховым взносам и следующие из платежных документов.

Иногда за плательщика страховых взносов эти взносы перечисляет иное лицо. С недостатком денежных средств может столкнуться любая организация или предприниматель. В таком случае нужно знать, что на сегодня нет каких-либо обязательных требований к способу перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, равно как и запрета на участие других лиц в исполнении обязанности по уплате страховых взносов (Постановление ФАС ЗСО от 17.05.2013 по делу № А03-11003/2012).

Для заявления права на возврат излишне уплаченных страховых взносов установлены предельные сроки:

Не более месяца для обращения плательщика страховых взносов с заявлением в орган контроля за уплатой страховых взносов;

Не более трех лет для подачи искового заявления в суд со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания (уплаты) страховых взносов.

Если эти сроки не нарушены, орган контроля не вправе отказать в возврате переплаты (постановления ФАС ЗСО от 22.03.2013 по делу № А27-17234/2011, ФАС МО от 06.03.2013 по делу № А40-68316/12-99-395).

И еще: в период с 2002-го по 2009 год полномочия по расчету суммы переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате были предоставлены органам ПФР, в то время как исполнение таких решений было возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда - ФНС (см. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу № А72-6511/2012). Поэтому взносы за данные периоды возвращались только на основании согласованного решения ПФР и ФНС. Если этого не было сделано, за неправомерный невозврат страховых взносов отвечать приходилось обоим - и Пенсионному фонду (Постановление ФАС ПО от 28.05.2013 по делу № А72-5990/2012), и ФНС (Постановление ФАС УО от 31.01.2013 № Ф09-14095/12 по делу № А60-50182/11).

Об отражении пересчета взносов в учете

Для целей ведения бухгалтерского учета любая неточность, требующая уточнения, должна быть правильно квалифицирована. Если это ошибка, порядок внесения исправлений один, а если это получение новой, ранее недоступной информации, то другой. Как догадался читатель, автор использует термины ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и обращается к методологии, заложенной в этом стандарте. В целях его применения ошибкой считается неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или финансовой отчетности организации либо их неправильное отражение. В то же время неточности или пропуски, выявленные в результате получения новой информации, недоступной бухгалтеру ранее, не считаются ошибками. Применение общего тарифа взамен пониженного не хочется признавать ошибкой, но тем не менее это так. Ведь тот факт, что бухгалтер узнал о возможности применения пониженных тарифов из писем уполномоченных органов, судебных решений и статей экспертов журнала, вовсе не означает, что была получена новая информация, которая не была доступна на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности. Хотя завышенный расчет страховых взносов скорее говорит не об ошибке в методологии учета, а о просчетах в соблюдении законодательства о страховых взносах. Можно расценивать это как неточность в вычислениях либо как неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности. Очевидно одно: размер страховых взносов к начислению, а вместе с ним и размер расходов (финансовый результат), нужно корректировать с учетом не примененного ранее пониженного тарифа.

Но прежде напомним, что льготные страховые тарифы в ПФР и ФСС для имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность аптечных организаций, применяющих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, введены с 2012 года (Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ). Поэтому произвести пересчет взносов бухгалтер вправе за 2012 год и за те промежуточные отчетные периоды, которые прошли в 2013 году. Излишне начисленные и перечисленные страховые взносы 2012 года являются ошибкой прошлых лет, в то время как переплата 2013 года - ошибка текущего периода.

Когда половина года уже позади, можно констатировать, что за прошлый год финансовая отчетность уже составлена, подписана и утверждена, осенью ее уже не исправить, не надо и составлять пересмотренные бухгалтерские отчеты. Пусть в 2012 году все остается так, как есть, корректировки нужно вносить в учет 2013 года. Напомним, что ошибка, выявленная после утверждения отчетности, исправляется либо в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (для существенной ошибки), либо в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (для несущественной ошибки) (см. пп. 1 п. 9 и п. 14 ПБУ 22/2010).

Возникает вопрос: является ли переплата страховых взносов существенной ошибкой? Ответ зависит от суммы переплаты и ее доли в нераспределенной прибыли (непокрытом убытке) - будет ли она влиять на решения собственников или же можно включить ее в расчет текущего финансового результата? Автор рискнет предположить, что по итогам всего 2012 года ошибка в переплате взносов может быть существенна, а по итогам промежуточных отчетных периодов 2013 года - нет. Другой вариант - когда ошибки обоих периодов являются несущественными или же, наоборот, признаны существенными. Рассмотрим данные ситуации на примерах.

Аптека переплатила страховые взносы по общему тарифу за 2012 г. (110 000 руб.) и один отчетный период 2013 г. (30 000 руб.). Все это было выявлено в 2013 г. после утверждения отчетности за 2012 г. Страховые взносы во внебюджетные фонды включаются в расходы на продажу и отражаются на счете 44. Ошибка, относящаяся к 2012 г., признана существенной, а относящаяся к 2013 г. - нет.

Начинаем с переплаты за 2012 г. За этот период в бухгалтерском учете нужно снизить сумму начисленных страховых взносов (Дебет 69 Кредит 84) до той величины, которая получилась бы, если бы страховые взносы начислялись по пониженному тарифу.

Далее рассмотрим переплату за 2013 г. Излишне начисленные взносы сторнируются до той величины, которая показывала бы расчет страховых взносов не по общему, а по пониженному тарифу (Дебет 44 Кредит 69 - сторно) в том месяце 2013 г., когда бухгалтер узнал, что он, не применяя пониженный тариф, заблуждался.

Представленная корреспонденция подойдет для ситуации, когда ошибки в переплате страховых взносов обоих периодов признаны бухгалтером существенными.

Изменим условия предыдущего примера. Переплата страховых взносов за 2013 и 2012 гг. признана несущественной ошибкой по отношению к показателям финансовой отчетности аптеки.

В таком случае корреспондирующим счетом для исправления переплаты по взносам за 2012 г. является счет 91 «Прочие доходы и расходы», а для ошибки 2013 г. действуют те же правила, что и в предыдущем примере, то есть исправления вносятся сторнировочными записями.

В бухгалтерском учете аптеки будут сделаны следующие проводки:

Добавим, все проводки нужно подтвердить документами (справками бухгалтера).

О поправках в отчетности

При обнаружении переплаты, относящейся к 2012 году, бухгалтер уже не сможет внести исправления в утвержденную отчетность за этот период. Она не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям (п. 10 ПБУ 22/2010). Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения отчетности за этот год, исправляется путем пересчета сравнительных показателей за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год (пп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010). Фактически это означает, что по существенной ошибке 2012 года придется уточнить показатели нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Напомним, в настоящее время сравнительная информация в балансе представляется по трем периодам: текущему (в условиях примера это 2013 год), предшествующему (2012 год) и предшествующему предыдущему (2011 год). При этом данные по нераспределенной прибыли (непокрытому убытку), отраженные в капитале баланса текущего периода, должны соответствовать сальдо счета 84 на отчетную дату, что показывает правильность ретроспективного пересчета показателей бухгалтерской отчетности. По несущественной ошибке сравнительные показатели пересчитывать не нужно, достаточно отразить корректировку в показателе чистой прибыли (убытка) текущего отчетного периода.

При обнаружении переплаты, относящейся к 2013 году, ее нужно отразить в промежуточной отчетности за тот период, когда был обнаружен данный недочет и принято решение пересчитать страховые взносы по пониженным тарифам. Очевидно, что составлять пересмотренную отчетность по предыдущему промежуточному периоду нет необходимости, и не только потому, что это не преду-смотрено ПБУ 22/2010 . Дело в том, что промежуточная отчетность составляется для внутренних пользователей, которые могут в любой момент запросить данные об интересующей их операции у бухгалтера.

Об изменениях в налогообложении

Облегчение страхового бремени не означает, что у аптеки, пользующейся преимуществами «вмененки», появился облагаемый налогом доход. Ведь уплата ЕНВД зависит от физических, а не от стоимостных показателей. В то же время сумму единого налога налогоплательщик вправе уменьшить на страховые взносы. Если они переплачены, то получается, что сумма единого налога была занижена.

Напомним, общие правила исправления ошибок при расчете налогов прописаны в ст. 54 НК РФ . Она обязывает производить перерасчет налоговой базы и налога за период, в котором совершены ошибки (искажения). В совокупности налоговый вычет по всем социальным взносам и выплатам не должен уменьшать налог (авансовые платежи) более чем на 50% (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ ). В связи с тем, что взносы были излишне начислены, сумму единого налога (авансовых платежей) бухгалтер также излишне уменьшил. Нужно представить уточненный расчет и пересчитать налог за предыдущий период.

Дополним условия примера 1. Аптека уплачивает ЕНВД. Суммы переплаты страховых взносов те же: в 2012 г. 110 000 руб., в отчетном периоде 2013 г. 30 000 руб. Допустим, что ЕНВД был уменьшен на полную сумму страховых взносов и при этом не вышел за рамки 50% ограничения уменьшения первоначальной суммы единого налога.

С учетом того, что единый налог был занижен излишне уплаченными по общему тарифу взносами, его нужно доначислить. За 2012 г. ЕНВД увеличится на 110 000 руб., а за 2013 г. - на 30 000 руб. соответственно.

В бухгалтерском учете аптеки будут сделаны проводки:

Корреспонденция счетов сделана исходя из предположения, что выявленная ошибка по единому налогу существенна для соответствующей строки бухгалтерской отчетности.

Ошибка несущественна для соответствующей строки бухгалтерской отчетности.

Изменим условия предыдущего примера. Допустим, единый налог был уменьшен страховыми взносами до 50% ограничения. При этом в 2012 г. не были учтены страховые взносы на сумму 80 000 руб., а в 2013 г. - на сумму 40 000 руб.

В связи с тем, что в 2012 г. до 50% ограничения уменьшения ЕНВД не было учтено 80 000 руб. взносов, в то время как сами взносы были переплачены на 110 000 руб., получается, что единый налог был излишне уменьшен на 30 000 руб. (110 000 - 80 000). В отчетном периоде 2013 г. неучтенные 40 000 руб. взносов больше суммы переплаты 30 000 руб., поэтому сумма единого налога, уменьшенного до 50%, не изменится.

В бухгалтерском учете аптеки недоплата единого налога за 2012 г. будет отражена так:

Корреспонденция счетов сделана исходя из предположения, что выявленная ошибка по единому налогу несущественна для соответствующей строки бухгалтерской отчетности.

В целом возврат страховых взносов из внебюджетных фондов (их зачет в счет предстоящих платежей) - достаточно хлопотное мероприятие. Но экономия может быть дороже потерянного времени и сил, поэтому тем, кто переплатил страховые взносы, не используя пониженный тариф, нужно быть готовым к «уточненкам», объяснительным и к перерасчетам не только по взносам, но и отдельным налогам. И еще: не стоит бояться признавать и исправлять ошибки, гораздо хуже их не замечать и в итоге терять больше.

  1. Статьи А. М. Лопатиной «Пониженные тарифы для аптек на ЕНВД: продолжаем обсуждение», № 5, 2013, и «Страховые взносы в вопросах и ответах», № 4, 2013.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  3. Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2009 № 979н.
  4. Заметим, сами чиновники ПФР (см. письма от 19.05.2011 № 08-26/5404, от 18.05.2011 № 08-26/5320) допускают уточнение сведений персонифицированного учета в отдельных случаях (как при недоплате, так и при переплате), но это не означает, что организация может надеяться на возврат переплаты взносов из ПФР.
  5. Форма расчета утверждена Приказом Минтруда РФ от 28.12.2012 № 639н.
  6. В 2011 году действовала форма, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 894н, в 2012 году - форма, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 № 232н, а начиная с 2013 года - форма, утв. Приказом Минтруда РФ от 28.12.2012 № 639н.
  7. Утверждено Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н.
  8. Автор допускает, что можно полностью сторнировать ранее отраженные суммы (Дебет 44 Кредит 69 - сторно) и начислить взносы заново по пониженному страховому тарифу (Дебет 44 Кредит 69 ).

1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.

4. В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.

5. Формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление, поданное в письменной форме или в форме электронного документа, о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.

9. В случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.

10. Положение, предусмотренное частью 9 настоящей статьи, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление, поданное в письменной форме или в форме электронного документа, о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам. В этом случае решение органа контроля за уплатой страховых взносов о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления плательщика страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

13. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

14. Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

15. До истечения срока, установленного частью 14 настоящей статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

16. Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить в письменной форме или в форме электронного документа плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае направления указанного сообщения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

18. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов, уведомляет орган контроля за уплатой страховых взносов о дате возврата и сумме возвращенных плательщику страховых взносов денежных средств.

19. В случае, если предусмотренные частью 17 настоящей статьи проценты уплачены плательщику страховых взносов не в полном объеме, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных страховых взносов, в течение трех дней со дня получения уведомления соответствующего территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных плательщику страховых взносов денежных средств.

20. До истечения срока, установленного частью 19 настоящей статьи, поручение о возврате оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления указанного возврата.

21. Зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

23. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

24. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных пеней и штрафов.

С 1 января 2017 года произошли важные изменения в процессе администрирования страховых взносов: утратил силу Федеральный закон от 24.07. 2009 г. № 212-ФЗ. На его смену в Налоговом кодексе появилась глава 34 «Страховые взносы». Также, не стоит забывать о законе № 250-ФЗ от 03.07.2016, который внес изменения в ряд законов, связанных с передачей полномочий по администрированию страховых взносов.

Теперь все страховые взносы, за исключением страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, придется уплачивать в ИФНС. Что делать с теми «хвостами» по переплатам и недоплатам, которые возникли до этой даты?

Переплаты и недоимки, возникшие до 1 января 2017 года

Переплаты, возникшие до 1 января 2017 года, можно только вернуть. Сделать это можно при условии, что:
  • у Вас нет задолженности по взносам, пеням, штрафам за период до 1 января 2017 года (п. 3 ст. 21 Закона N 250-ФЗ);
  • с момента уплаты прошло менее трех лет (ст. 78 НК РФ);
  • излишне уплаченные суммы страховых взносов на ОПС не были указаны в персонифицированной отчетности и учтены на лицевой счет застрахованного лица (ст. 78 НК РФ).
Для возврата переплаты необходимо обратиться в (п. 1 ст. 21 Закона N 250-ФЗ):
  • по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование - в ПФР РФ. Для этого Вам придется заполнить заявление по форме №23-ПФР (скачать образец заполнения );
  • по взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в ФСС РФ. Для этого Вам придется заполнить заявление по форме №23-ФСС РФ (скачать образец заполнения ).
Решение о возврате принимает тот фонд, в который Вы обратились. Сделать это он обязан в течении 10 рабочих дней со дня со дня получения заявления в письменном или электронном виде (с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи). На этом этапе фонд может попросить Вас провести с ним сверку. Думаю, отказываться от этого не стоит, потому что это и в Ваших интересах тоже.

На следующий день после принятия решения, фонд направляет это решение в налоговые органы, которые и произведут фактический возврат денежных средств на Ваш расчетный счет.

Если за Вами числится недоимка, то оплачивать ее нужно уже в ФНС РФ. Только уплату необходимо произвести по специальным КБК.

Переплаты и недоимки, возникшие после 1 января 2017 года

Условно, все платежи по страховым взносам, которые могут быть произведены после 1 января 2017 года в адрес ФНС, можно разделить на два вида:
  • платежи по страховым взносам, уплачиваемым за период до 01.01.2017;
  • платежи по страховым взносам, уплачиваемым за период после 01.01.2017.
Таблицу соответствия и сами КБК можно посмотреть на сайте ФНС вот .

Напомню, что после 01.01.2017 платежи в ПФР РФ и ФСС РФ (за исключением страховых взносов на страхование от НС и ПЗ) не производятся.

С переплатами и недоплатами, возникшими после 01.01.2017, все намного проще. Их возврат, зачет и погашение производится в налоговом органе по правилам, действующим для возврата и уплаты налогов.

Для разъяснения всех нововведений ФНС выпустила «Памятку для плательщиков страховых взносов по администрированию налоговыми органами страховых взносов» (Письмо ФНС №БС-4-11/793@ от 19.01.2017). Ее можно скачать .

С вопросом возврата и зачета переплаты все понятно. А что делать, если взносы начислены, но оплатить их не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств?

В этом случае можно получить отсрочку от уплаты. Правда, сделать это может крайне ограниченный круг лиц.

Об этом мы поговорим в следующей статье.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...