Морской порт сабетта на ямале. Как живет закрытый вахтовый поселок сабетта на крайнем севере


12 января 2018 года атомный ледокол «50 лет Победы» взял под проводку из порта Сабетта арктический танкер-газовоз «Борис Вилькицкий» . В сопровождении ледокола Росатомфлота судно проследует во французский порт Дюнкерк (Dunkerque).

На акватории морского порта Сабетта из-за нарастания толщины ледового покрова более 0,7 м устанавливают ограничения по режиму ледового плавания. По распоряжению исполняющего обязанности капитана морского порта Сабетта Александра Морозова с 15 января не допускают к плаванию баржебуксирные составы и суда с ледовыми классами Ice1, Ice2, Ice3. Судам с ледовым классом Arc4 разрешено плавать во льдах только под проводкой ледокола. Допускают к плаванию во льдах под проводкой ледокола или самостоятельно по разрешению и рекомендациям ледокола суда с ледовым классом Arc5 и выше.

После завершения проводки «Бориса Вилькицкого» атомный ледокол Росатомфлота проведет в порт Сабетта танкер-газовоз «Эдуард Толль», четвертое судно типа «YAMALMAX» * , имеющий ледовый класс ARC7, 24 декабря 2017 года вошел в Полярные воды в Беринговом море, прошел траверз мыса Дежнева и вышел на трассу Северного морского пути. После 17 дней транзитного перехода танкера-газовоза через четыре моря судно благополучно прибыло в акваторию Обской губы в районе острова Белый, где его взял под проводку атомоход «50 лет Победы» для дальнейшего следования по морскому каналу до внешнего рейда морского порта Сабетта.

Впервые в истории транспортное судно осуществило самостоятельный переход по Северному морскому пути в период зимней навигации с востока на запад без ледокольного сопровождения. Наиболее тяжелые участки встречались на подходах к проливу Санникова и непосредственно после его прохождения. Факторами, которые также затрудняли движение судна, являлись ледовые сжатия и огромные поля торосов, достигавшие местами 2 метров в высоту.

Всего с момента запуска «Ямал СПГ» в декабре 2017 г было отгружено 5 партий СПГ. Пока «Ямал СПГ» продавал партии по 73 000 тонн. С учетом цен на биржах NBP и TTF каждый танкер может приносить порядка 20 млн евро.

Ворота Арктики >>

Первую партию купил швейцарский трейдер "НОВАТЭКа" Novatek Gas&Power (NGP) и отгрузил трейдинговой дочке малайзийской Petronas (Petronas LNG UK Limited).

Партия была доставлена в Великобританию танкером «Кристоф де Мажери», однако позже появилась информация о том, что в итоге СПГ был перегружен на танкер Gaselys, который направляется в США.

Вторую партию танкер «Борис Вилькицкий» доставил в порт Роттердам , там она также была перегружена и направлена в порт Ферроль в Испании. Конечным получателем стала китайская CNPC.

Третья партия была доставлена танкером «Федор Литке» во французский порт Монтуар (Montoir) и перегружена на танкер «Jurojin» компании Vitol, который направился в порт Пхентхэк в Южной Корее и прибудет туда 6 февраля 2018 г.

С четвертой партией СПГ, весом 72 973 тонны, танкер-газовоз «Кристоф де Мажери» 9 января вновь направился в Европу . 11 января танкер миновал Карские Ворота и продолжает путь в Великобританию. Пункт назначения - регазификационный терминал Dragon LNG, расположенный в устье реки Cleddau, в порту Milford Haven. Маршрут судна проходит через Северное море и далее через пролив Ла-Манш. Прибытие для разгрузки ожидается 16 января 2018 г.

Пятую партию танкер «Борис Вилькицкий» доставит в порт Дюнкерк . Прибудет во Францию ориентировочно 25 января 2018 г. Конечный получатель Total.

Завтра, 17 января «Эдуард Толль» (принадлежащит канадской Teekay) после загрузки шестой партии СПГ выйдет из порта Сабетты и направится во Францию на СПГ-терминал Montoir de Bretagne , куда прибудет 28 января, следует из данных системы позиционирования. Кто является конечным покупателем очередной партии СПГ, представитель «Новатэка» комментировать не стал. Оператором терминала Montoir de Bretagne является компания Elengy, СПГ-подразделение французской Engie.

В декабре 2017 года представитель НОВАТЭКа заявил, что завод «Ямал СПГ» намеревается отгрузить по спотовым контрактам до апреля 2018 г порядка 14 партий СПГ. Всего за 2018 г планируется отгрузить порядка 75 партий СПГ . С середины весны 2018 года начнутся поставки СПГ по долгосрочным поставкам.

Проводку в порт Сабетта и в обратном направлении обеспечивает атомоход «50 лет Победы». Постановкой судов к морскому причалу занимаются буксиры портового флота ФГУП «Атомфлот» - ледокольный буксир «Юрибей » и буксир ледового класса «Тамбей».

В настоящее время в акватории Северного морского пути работают три атомных ледокола Росатомфлота. Атомоход «Вайгач» задействован в проводке танкеров к мысу Каменный. Атомный ледокол «Таймыр» продолжает работы по проводке, постановке и отводу балкеров, занимающихся вывозом угля с портопункта «Чайка», а также обновлением канала в реке Енисей для судов «Норильского никеля». Атомный ледокол «Ямал» проходит плановый доковый ремонт на базе ФГУП «Атомфлот».

Заход первого танкера-газовоза в порт Сабетта состоялся в марте 2017 года: атомоходы «Вайгач» и «50 лет Победы» обеспечили проводку судна «Кристоф де Маржери».

Ямальский порт Сабетта, самый молодой морской порт России – океанский экспортный терминал проекта «Ямал-СПГ» , в 2017 году стал абсолютным лидером по росту грузооборота среди морских портов России. По итогам года порт Сабетта, начавший в декабре экспортные поставки сжиженного природного газа, нарастил перевалку на 280,7% по отношению к 2016 году (с 2,845 млн.тонн до 7,987 млн.тонн). В Топ-5 по росту грузооборота в минувшем году вошли арктический порт Кандалакша – 202,9% (с 801,5 тыс. тонн до 1,625 тыс. тонн), небольшой дальневосточный порт Зарубино – 172% (со 110 тыс. тонн до 189 тыс. тонн), сахалинские порты Невельск – 163,8% (с 1,062 млн.тонн до 1,740 млн.тонн) и Шахтерск – 155,6% (с 3,987 млн.тонн до 6,202 млн.тонн).

ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот), предприятие госкорпорации «Росатом», намерен заказать у финской компании Aker Arctic Technology, одного из ведущих мировых разработчиков ледоколов и ледовых судов, несколько танкеров для перевозки сжиженного газа . Эти суда предназначаются для работы на проекте «Ямал СПГ», а в будущем - и на «Арктик СПГ-2».

На первом этапе Aker выполнит предварительную проектную проработку и проведет ледовые модельные испытания прототипа нового газовоза. Предполагается, что судно будет иметь ледовый класс Arc5 и типоразмер Yamalmax с емкостью танков 175 000 м³ СПГ. Данный типоразмер внедрен для обслуживания экспортного терминала в порту Сабетта, где находится завод «Ямал СПГ».

Росатомфлот рассчитывает, что такие танкеры смогут круглогодично доставлять грузы сжиженного газа в Европу, правда, в сопровождении ледокола. Примечательно, что ледовый класс новых СПГ-перевозчиков ниже, чем тех, которые уже работают на проекте «Ямал СПГ».

Четыре танкера ледового класса Arc 7 – «Кристоф де Маржери», «Борис Вилькицкий», «Федор Литке» и «Эдуард Толль» – в настоящее время доставляют грузы в европейские перевалочные порты, не пользуясь ледокольной проводкой.

* С верфи корейской корпорации DSME, где строят танкеры для проекта «Ямал СПГ», спущены в первых числах января на воду суда «Владимир Визе», строящийся по заказу компании MOL, и «Рудольф Самойлович», строящийся по контракту с канадской Teekay. Пока находятся в сдаточном доке танкер «Георгий Брусилов» и «Николай Зубов»(отдельные секции). О том что эти два газовоза имеют уже имена, ранее не сообщалось.

Я уже писал, что 28 марта мы заходили в порт Сабетта, в связи с приходом сюда нового .
В том посте было много изображений танкера. Но понятно, что сам порт не мог пройти мимо моего объектива.

2.

Начало - http://yarepka.livejournal.com/10529.html
Порт Сабетта - http://zavodfoto.livejournal.com/4838728.html
Ямал СПГ - http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html

Название Сабетта дали геологи Тамбейской НГРЭ, созданной в 1980 году, после перебазировки её в посёлок из города Лабытнанги.

Название посёлка является производным от названия реки Сабетта-яха.

Также существует ещё несколько версий происхождения названия:

От имени рода Сабе — местного рода самоедов (ненцев), живших в этом районе;

От слова «сабетта» — название женского головного убора на ненецком языке.

В упразднённой в 2006 году одноимённой деревне (посёлке) Сабетта по переписи 2002 года проживало 19 жителей, в том числе русские —  12, коми —  5, другие —  2. С 2011 года ведётся строительство инфраструктуры вахтового посёлка Сабетта, рассчитанного на 3500 жителей.

В Сабетте сейчас работают более 22 000 человек. Которые возводят на берегу Обской губы порт и завод по сжижению газа в рамках проекта "Ямал -СПГ".

Сегодня порт фактически уже работает в штатном режиме. За прошлый год было принято и обслужено около 1200 судов различного класса и около 3 миллионов тонн грузов. (М.Соколов)

Проект «Ямал СПГ» предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения составляют 907 млрд кубометров. Первая линия по производству СПГ в рамках проекта должна быть запущена в 2017 году.

Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта, а также перевалочную базу в бельгийском Зебрюгге для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в периоды отсутствия транзитной навигации по Северному морскому пути.

Данный регион является богатейшим местом по своим запасам, здесь возможно производить более 70 миллионов тонн. Здесь возможно создать хаб с долей на мировом рынке более 15 процентов по СПГ. Созданная инфраструктура поможет обеспечить это в кратчайшие сроки. (Л.Михельсон)

3.

4.

В порт заходят с моря суда от таких:
i

до таких

и даже таких (тот, что за ледоколом)

iii

С осени до позденй весны, акватория порта покрыта льдом, посему буксиры помогать судам швартоваться не могут.
Суда становятся к причалу самостоятельно.

5.

Но перед подходом грузового судна к причалу, ледоколы подготавливают акваторию вдоль причала. Такую оперцию, но на другой акватории, можно посмотреть в журнале капитана а/л "Вайгач" alex_lw_65

- Постановка второго балкера NORDIC BARENTS

Здесь же в порту работает л/к "Москва" и л/к "Тор"
6.

7.

8.

9.

Встали передахнуть почти бок о бок три ледокола.

10.

11.

12.

И на последок - карта порта, на которой видно, какой объем грунта был убран с территории порта.

13. Вот так было. Специально включил старую карту, чтобы было видно, где теперь стоят суда. Черный контур - это наш ледокол с осадкой 11м.

14.Вот так стало. Хорошо виден зеленый контур т/х "Polar King". Он на старой и новой карте стоит в одном географическом месте.

Развитие экономических связей со странами мира, а также политическая ситуация обусловили возникновение проекта по строительству такого важного объекта, как порт Сабетта. Назван он по одноименному поселку на Обусловлено строительство порта Сабетта, прежде всего, тем, что в данном регионе сосредоточено порядка 20% всех месторождений нефти и газа России.

Проект строительства и цели

Как уже говорилось выше, сооружение нового порта в арктическом регионе страны - это уже необходимость. Это не отдельно построенное сооружение, а целый комплекс под названием "Ямал-СПГ". В будущем порт Сабетта призван обеспечить навигацию в течение всего года по Рядом будет построен завод по для транспортировки его в специальных танкерах для экспорта в Западную Европу, Южную и Северную Америку и государства Тихоокеанского региона.

Для того чтобы арктический порт Сабетта мог полноценно функционировать, возле него выстроен рабочий поселок. Также планируется строительство ветки железной дороги и аэродрома.

Работы, которые должны быть выполнены в процессе реализации проекта

В целом морской порт Сабетта будет являться уникальным с точки зрения строительства подобных сооружений. Все работы выполняются с нуля. На момент закладки порта на местности не было никакой инфраструктуры, грузы с материалами необходимо было доставлять морским путем. Это относится в первую очередь к тяжелым и крупногабаритным элементам конструкции порта. Сроки навигации на тот момент составляли всего 3-4 месяца.

Строительство порта Сабетта включает в себя следующие работы:

  • сооружение подходного канала;
  • сооружение морского канала;
  • акватория порта;
  • причальная стенка;
  • 4 причала;
  • контрольно-корректирующая станция;
  • гидрометеорологический пост;
  • склады;
  • здания технического и административного назначения.

Работы по оборудованию подходного канала выполнены. На данный момент ведутся работы по обустройству акватории порта, продолжается строительство инфраструктуры.

Инвесторы и подрядчики

Проект по возведению порта был разработан по заказу правительства РФ проектным бюро ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ». По результатам проведенного тендера генеральным подрядчиком портовых объектов стал УСК «Мост», генеральным подрядчиком по возведению порта выступил ОАО «МРТС».

Строительство порта Сабетта требует больших затрат. Инвесторами выступили ОАО «Новатэк» (Россия) и нефтегазовая компания TOTAL (Франция). В качестве заказчика выступает «Ямал-СПГ». Проектно-изыскательские работы выполнены ЗАО ГТ «Морстрой».

После определения всех действующих лиц пришлось провести переоптимизацию проекта. В результате появилась возможность уменьшить количество материалов путем более оптимального их использования.

Выполненные этапы

Закладка порта произошла в 2012 году (полностью он должен быть завершен в 2017). В 2013 году завершена причальная стена. Более чем на 10% выполнена технологическая дамба, ведущая к причалам. Частично готовы причалы, и в октябре 2013 года порт Сабетта дал возможность пришвартоваться первому судну. Построен рабочий поселок. Однако не известно, смогут ли уложиться в срок подрядчики.

Финансовые трудности на пути строительства и не только

Основное финансирование строительства и обслуживания поступает из федерального бюджета страны. Как оказалось через два года после закладки, оптимизация проекта не пошла на пользу. Судя по всему, подрядчикам придется вернуться к первоначальному проекту. В нем предусмотрены ледозащитные сооружения. Это поднимает стоимость более чем на 40%.

Однако законсервировать проект возможности не представляется. Прежде всего, задержка сроков повлечет за собой штрафы в очень крупных размерах. Ну и самая важная причина - это может подорвать престиж и репутацию Российской Федерации как надежного и стабильного поставщика. Уже подписаны контракты на большой объем газа для транспортировки, и срыв сроков строительства повлечет за собой еще и финансовые санкции по невыполненным международным обязательствам.

Для изыскания средств планируется сократить инвестиции в другие проекты, такие как строительство парома для линии Усть-Луга - Балтийск, реконструкция порта Санкт-Петербург и строительство глубоководного порта в Балтийске. Пока решение не принято, продолжаются поиски средств.

Перспективы и значение

Порт Сабетта по проекту будет использоваться не только для экспорта Через него на мировой рынок будет уходить зерно, металл, уголь. Это позволит изменить экономику региона и дать толчок ее дальнейшему развитию. Если говорить о политическом значении, то порт Сабетта позволит не зависеть от многих стран, через которые осуществлялся провоз грузов ранее. Если же удастся реализовать строительство железной дороги, то жизнь региона существенно изменится.

уделом романтиков и экстремалов, сегодня становится обычной морской дорогой. Через год на севере Сибири появится новое сердце Северного морского пути - порт Сабетта. Огромный комплекс, который обеспечит работой атомный флот, исследователей и торговцев. Новая Мангазея Сибири

Строительство нового порта Сабетта началось летом прошлого года. Новый порт в будущем должен стать крупнейшими арктическими морскими воротами России. Как отмечено в сообщении пресс-службы "НОВАТЭКа", новый порт на северо-востоке полуострова Ямал станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры проекта "Ямал СПГ", предусматривающего создание завода по сжижению природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения компании. Проект включен в утвержденный правительством РФ комплексный план по развитию производства СПГ на Ямале. Строительство порта Сабетта создаст фундамент для разработки месторождений Ямала и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота России, подчеркивается в сообщении.

Строительство будет вестись в два этапа. На первом из них должны быть построены причалы для приемки крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. В июле 2014 г. порт должен принять первые модули. На втором этапе планируется построить причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата.

По сути, это крупнейшая морская стройка современной России стоимостью около 600 миллиардов рублей.

В декабре 2011г. постановлением российского правительства на строительство порта Сабетта было предписано выделить в 2012-2016 гг. федеральные средства в объеме 47,2 млрд руб, а также 25,9 млрд руб. внебюджетных средств. Ранее финансовый директор "НОВАТЭКа" Марк Джетвей сообщал, что в "Ямал-СПГ" планируется привлечь $7-8 млрд при общем объеме инвестиций в проект на уровне $18-20 млрд.

Нам, конечно, больше всего интересно, как это отразится на будущем Сибири и ее жителей. Наблюдатели уверяют - это будет новая Мангазея (город, ставший в свое время центром пушных промыслов, о котором блог "Открой Сибирь!" еще расскажет).

Вот, например, что пишет Владимир Рукша из Мурманска:

"Начало работы порта Сабетта даст нам, морякам атомного ледокольного флота, постоянную долговременную работу. При этом впервые это будут долгосрочные договоры на 15 - 25 лет. Проект "Ямал СПГ" на первом этапе будет генерировать 5 - 6 миллионов тонн грузов в режиме круглогодичной навигации. На третьем этапе глубоководный порт Сабетта будет генерировать до 16 миллионов тонн в год. С учетом того, что этот грузопоток в достаточно большом объеме планируется к продаже на рынки Тихого океана, это значит, что зимой атомные ледоколы Росатомфлота будут обеспечивать безопасную проводку судов с грузами углеводородов через Карское море, скорее всего в европейском направлении, а в летне - осенний период эти же грузы пойдут транзитом по трассам Северного морского пути, также в сопровождении атомоходов Росатомфлота.

Порт Сабетта - это вторая мангазея для Ямальской земли. Я уверен, что начало строительства глубоководного арктического порта и начало финансирования строительства нового атомного ледокола Росатомфлота - это звенья одной цепи, этапы одного громадного проекта по развитию важнейшей трансконтинентальной транспортной магистрали - Северного морского пути".

А вот еще одно свидетельство со стройки. Совсем недавно туда съездил магистр 2-го года обучения кафедры экологии и природопользования ИЭУиП Сибирского федерального университета Александр Митев. Он, как водится молодым романтикам, и вовсе сравнивает эту стройку со вторым БАМом, и готов хоть сейчас вернутся туда для создания мега-проекта:

"Может, для кого-то ещё существует вопрос - зачем строить огромный порт в Арктике? - но ведь ответ лежит на поверхности. Так уж сложилось, что природные богатства России, прежде всего газ и нефть, находятся на севере страны, вдалеке от тех объектов, где они действительно нужны. Как доставить их потребителю?

Так что в этом отношении мне повезло - такого крупного проекта в России не было, наверное, со времён строительства Байкало-Амурской магистрали. И вот в составе группы специалистов-экологов попал я на полуостров Ямал, где необходимо было провести радиационно-экологические исследования.

В тундре я раньше не был, но она оказалась примерно такой, как я её и представлял: холод, ветер, снег, полярная ночь и северное сияние. Вообще, работать в условиях Крайнего Севера без привычки оказалось достаточно тяжело, особенно когда находишься по 6-8 часов под открытым небом. Тем не менее, суровая, безжизненная красота этого края не оставляет равнодушным никого из тех, кто здесь побывал".

Производственный экологический контроль (мониторинга) объекта в 2016-2017 гг.


Специалисты Международного экологического Фонда "Чистые моря" осуществляют экологический мониторинг морской среды и животного мира в течение всего строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал. Генеральный подрядчик по строительству ОАО «УСК МОСТ» определен Распоряжением Правительства РФ. Начало работ – 2012 г., окончание работ – 2017 г. Арктический порт Сабетта строится в районе одноименного поселка на западном берегу Обской губы в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО Тюменской области. Новый порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути. Строительство порта ведется в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях за Полярным кругом. Уникальность проекта заключается в том, что строительство ведется с нуля, на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий и составляет 70 суток (август – октябрь).

Экологический мониторинг дноуглубительных работ в порту Сабетта

Новый порт на северо-востоке полуострова Ямал станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры проекта "Ямал СПГ", предусматривающего создание завода по сжижению природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения компании. Проект включен в утвержденный правительством РФ комплексный план по развитию производства СПГ на Ямале.


Строительство порта Сабетта создаст фундамент для разработки месторождений Ямала и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота России. Строительство будет вестись в два этапа. На первом из них должны быть построены причалы для приемки крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. В июле 2014 г. порт должен принять первые модули. На втором этапе планируется построить причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата. Через несколько лет порт Сабетта должен стать базой для морских поставок СПГ, нефти и газового конденсата из РФ в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В июле-ноябре каждого года "НОВАТЭК" предполагает отправлять суда через Берингов пролив на Восток, а в декабре-июне - через Атлантический океан на Запад. Проект реализуется ОАО "НОВАТЭК" совместно с французской Total. Естественно, такое масштабное строительство привлекает повышенное внимание международных и российских экологических организаций. В связи с чем экологический мониторинг является важнейшей составной частью работ.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...