Мис архитектуры. Творческое кредо ван дер Роэ


Стиль Мис ван дер Роэ (ХХ век)

Людвиг Мис ван дер Роэ. О нем можно кратко: Мастер ХХ века, написавший азбуку современной архитектуры.

Еще в 1920-е годы, проектируя свои небоскребы в Берлине, Мис ван дер Роэ приходит к революционному открытию: расположенные под разными углами друг к другу плоскости остекленных стен, отражая дома, природу, становятся гигантскими зеркалами и растворяют архитектуру самого здания.

Его проекты стали предвестниками одного из самых распространенных сейчас образов архитектуры – высотного каркасного здания с оболочкой из стекла.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969), немецкий архитектор. Профессионального образования не получал. С 1905 работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у П.Бернеса (1908-12). В 1910-х годах строил в духе неоклассицизма; после знакомства с работами Ф.Л.Райта и Х.П.Берлаге, обратился к разработке идей функционализма, выступил в 1919-24 с серией экспериментальных проектов (в том числе стеклянных небоскребов), в которых подчеркнутая четкость навесных конструкций сочетается с экспрессивной формой объемов.

1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него специальной отделкой дома можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов - полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.

В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендхата в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».

Во второй половине 20-х годов создал рационалистческий образец жилого дома со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой. В дальнейшем интересы Мис ван дер Роэ под влиянием голландской группы "Стиль" сосредоточились на разработке выразительной по композиции построек, в интерьере которых стены-ширмы членят единое внутренее пространство на отдельные, связанные между собой зоны(дом Тугендхата в Брно, 1930, и др.)

В 1930-33 был директором "Баухауза". С 1938 работал в США, возглавлял архитектурный факультет Иллинойскоко технологического института в Чикаго. В 40-50-х гг. выдвинул идею "универсальной архитектурной формы" (т.е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для различного использования интерьера), впервые воплощенную в доме Фарнсуорт в Плейно; тот же характер павильона с прямоугольным объемом, нерасчлененном внутренним прстранством и наружным ограждением из стеклянных панелей имеет здание архитектурного факультета Иллинойского технологического института (1952-56).

Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания - предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.

Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом - в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.

В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.

К элементарной геометрической форме приведены объемы высотных зданий, созданных Мис ван дер Роэ: жилые дома на Лейк Шор Драйв (1950-51), конторские здания Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1956-58) и др. , облик этих зданий, навесные стеклянные стены которых расчленены прямоугольной решеткой металлического каркаса, как правило, не зависит от их функционального назначения.

Творчество Мис ван дер Роэ 40-50-х годов оказало большое влияние на архитекторов США и Западной Европы.

Малоэтажный дом.

Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса - Филипа Джонсона, архитектора и художественного критика.

Лучшие современные архитекторы при всей непохожести на то, что делал Мис ван дер Роэ, несомненно «выросли» из него.

Сегодня большое количество архитекторов работает по мисовскому принципу.

Конечно, это антиконтекстуальная, как мы сейчас сказали бы, архитектура. Но обвинения в строительстве «коробок», которые то и дело звучат, не стоит относить к Мис ван дер Роэ. Предъявлять их следует тем, кто бездумно повторяет мисовские работы. Исследование же самого архитектора касалось другого – поиска не формы, а языка, обладая которым можно работать в других направлениях, в том числе и в поисках связей со средой. Так, найдя язык - дорический ордер, и отталкиваясь от него, пошла в свое время колоссальная культура пластической, классицистической архитектуры... Форма для Мис ван дер Роэ была вторична, первична же - структура, в ней он искал образность.

Для наших ревнителей региональной архитектуры он мог бы явиться жупелом, потому что был у истоков того, что явилось в результате интернациональным стилем, подчинявшимся не средовой или исторической подоплеке, а общим универсальным принципам. Ведь Мис ван дер Роэ искал универсализм, и это довольно ортодоксальная универсальность...

Концепция Мис ван дер Роэ была связана только с металлом и не охватывала архитектуру железобетона, ставшего в последствии основным, самым распространенным материалом для создания пластических форм. В этом смысле наследие Ле Корбюзье – более благодатная почва для обсуждения. Ведь наряду с модернистской архитектурой его поиски образности, особенно во второй половине жизни, были очень яркими и запоминающимися.

Однако Мис ван дер Роэ, любивший повторять: «Есть смысл делать то, что может быть использовано всеми», привнес в творчество других законы своего собственного, персонального стиля... Потому и хотелось поговорить о Мис ван дер Роэ, на котором, как на прочном, грамотно возведенном фундаменте, стоит и развивается вся современная архитектура.

Людвиг Мис ван дер Роэ. Рожденный эпохой.

Начиная серию публикаций НАСТОЛЬНАЯ КНИГА АРХИТЕКТОРА, «Архидом» предлагает читателю поближе познакомиться с творчеством величайших мастеров, оставивших неизгладимый след в истории зодчества.

Выбор знаковых фигур и их творений «Архидом» возлагает на российских архитекторов, на чьих рабочих столах «живут» уникальные книги и альбомы, посвященные архитектурным образцам и их создателям АЛЕКСЕЙ ГИНЗБУРГ: «Информационное богатство нашего времени поистине безгранично. Стоит лишь захотеть, и можно узнать практически обо всем. Это касается и архитектуры, разумеется. Правда, в большей степени архитектуры современной. Судите cами: великолепно иллюстрированные журналы, прекрасно изданные книги, лекции и телевидение могут дать более или менее полное представление о творениях тех, чьи имена всемирно известны, а заслуги наглядны... Мне же хотелось бы вспомнить архитектора, чье имя не «на устах».

Вообще, говорить об этом времени невероятно интересно. Начало прошлого века. В общем тесном котле бурлит будущее архитектуры – Ле Корбюзье, Гропус, Мис ван дер Роэ. Они учатся в одной мастерской и участвуют в общих конкурсах, вместе проходят блестящую профессиональную школу. Мис ван дер Роэ так и не получает высшего архитектурного образования, как, впрочем, Райт и Ле Корбюзье – они истинные «первопроходцы» в том, что мы сейчас называем современной архитектурой... А тогда! Технологическая революция. Триумф инженерии! Новомодные и категорически не признаваемые архитекторами сталь и железобетон превращаются в строительный материал грандиозных мостов, башен и ангаров для дирижаблей... Это время – эра Техники, буквально рвущейся в архитектуру. Мис ван дер Роэ как никто ощутил это. И воспевая эпоху, назвал архитектуру ее «квинтэссенцией», «выжимкой», «солью».

Металл был его настоящей страстью. Мис ван дер Роэ увидел в нем не только новизну и прочность, но и особую красоту, достойную архитектуры. Опираясь на свойства металла, он сформулировал свою концепцию каркаса и «привел» металл в зодчество, придумав для него ордер, поэзию, доведенный до абсолюта язык.… То, что Мис ван дер Роэ сделал с металлическими конструкциями, можно считать базовым для любого современного архитектора. А опыты со стеклом! Первым в мировой практике архитектор использует его как новое изобразительное средство.

Вообще, идея делать стеклянные дома целиком принадлежит Мис ван дер Роэ. Например, стеклянная вилла Франсворт-хаус, существующая в системе каркаса, вынесенного за пределы здания, и стекла, соединяющего строение с парком. Это тотально стеклянное здание демонстрирует работу нового для архитектуры материала, по сути эту архитектуру «делающего». Примечательно, что в это же время в подражание Мис ван дер Роэ и будучи вдохновленным его идеями строит свой стеклянный дом американец Джонсон. Но, в отличие от Мис ван дер Роэ, он использует в нем не металлический, а деревянный каркас, чем существенно дополняет саму идею, обогащая ее столь симпатичной нашей современной архитектуре «связью со средой». Возможно поэтому работа Джонсона получила большую известность. Но вернемся к Мис ван дер Роэ…. Пик его творчества – середина ХХ века, время, когда эпицентр распространения идей западноевропейской архитектуры перемещается на американскую, не разрушенную войной, землю. В Америке, уже делавшей попытки возвести высотные здания на стальных конструкциях, Мис ван дер Роэ становится законодателем самого прогрессивного направления архитектуры. Он проектирует прозрачные параллелепипеды на чикагской набережной Лэйк-Шор-Драйв и первые корпуса Иллинойского технологического института с их четкой структурой и фирменной мисовской композицией: плоским, горизонтально протяженным объемом, поставленным на столбы с вестибюльной группой - ядром. По этому принципу, кстати, по сей день строятся все административные здания...

Пользуясь металлическим прокатом и стеклом, Мис ван дер Роэ создал простую, доступную архитектуру, вызывающую желание подражать ей. Облик строгих прямоугольных форм, оправленных в каркас, был независим ни от материалов и специфики местного строительства, ни от каких-либо национальных традиций. Это было настолько ново, что образовало целое направление в архитектуре, метко названное критиками «интернациональный стиль». И его основой стало творчества Мис ван дер Роэ.

Посещение Барселонского павильона оказалось едва ли не самым сильным впечатлением от архитектуры вообще.

Мис ван дер Роэ построил относительно немного. Среди его работ – многочисленных проектов, нескольких небоскребов и вилл, есть павильон Германии, который архитектор возвел в 1929 году для международной выставки в Барселоне. Этот Павильон - вершина творчества архитектора, концепт, идея в чистом виде - экспонирование самой архитектуры ХХ века.

Павильон на монументальном цоколе из травертина с двумя бассейнами, облицованными черным стеклом, в свое время был разобран, увезен в Германию, а потом, спустя годы, воссоздан. Уникальность этой постройки - в доведенном до абсолюта принципе перетекающего свободного пространства, в ощущении той самой концентрации, квинтэссенции, о которой говорил сам Мастер. Это маленький павильон, не несущий никакой градостроительной нагрузки – игрушка, вещь в себе, в которой нет ничего лишнего. Как не вспомнить Микеланджело, который на вопрос: «Как Вы создаете свои скульптуры?» ответил: «Беру камень.... и отсекаю все лишнее». показал, как это можно сделать в архитектуре. Его усилиями стало аксиомой положение о пространстве как вещи синтетической. Оно проходит сквозь стекло, связывая интерьер с экстерьером. В основу планировки положен принцип свободного плана. Павильон не имеет ни замкнутых помещений, ни дверей – пространство течет непрерывно. Стоит побывать там, чтобы ощутить это пространство, существующее по «другим», невероятно гармоничным законам. Верный себе, Мис ван дер Роэ ювелирно отточил каждую «мелочь». Чего стоят одни только фирменные мисовские металлические колонны или мебель - стул и табурет «Барселона», созвучные стенам, большим плоскостям стекла и хромированным столбам. Рисунок двух х-образных хромированных рам, их кривизна, размер стальной полосы, пропорции, отделка кожаных подушек – все продумано до миллиметра...

20 ноября 2015, 23:33

Некоторые факты из биографии Миса ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ - немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.

Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине.

В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.

До 1938 года Мис жил и работал в Германии. В ранний период своего творчества В 1911-1912 годах руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса.

Здание гармонично вписано в ансамбль Исакиевской площади, и в то же время, оно обладает своим уникальным стилем, который отличает его от других зданий, стоящих рядом. Оно может нравится или нет, но запоминается сразу.

С 1930 по 1933 год Мис был директором школы Баухауз (учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 годы, и определившая многие основные направления в искусстве и архитектуре на весь XX век, но в 1933 году было разогнано нацистами) .

В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. В США Мис оставался и творил до конца своей жизни. Умер в 1969 году в Чикаго.

«Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус, 1946-1950


Дом располагается в штате Иллинойс к югу от небольшого города Плано на земельном участке в 24 гектара. Участок примыкает к реке Фокс. Дом располагается в 30 метрах от реки.

Дом для женщины-хирурга из Чикаго (Farnsworth House) стал квитэссенцией еще нескольких лет исследовательской работы Миса в области малоэтажного домостроения. Архитектор пришел к очень чистому решению - простому прямоугольному в плане объему, размещенному на подиуме и от этого кажущемуся зависнувшим в воздухе. Подъём дома над землёй также обеспечивает защиту от наводнений, так как дом располагается недалеко от реки в затапливаемой местности.

Стены дома выполнены из стекла, крепящегося к железным опорам. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.

При том, что лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных, она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность.

«Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать ее красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого», - объяснял архитектор свою точку зрения в одном из интервью.

Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Созданный Мисом ван дер Роэ «Стеклянный дом» породил плеяду клонов, настолько идея эфемерности конструкции дома понравилась архитекторам.

Интерьер

Клоны "Стеклянного дома" встречаются везде и повсюду. Вот лишь очень немногие из них.

Обновлено 21/11/15 01:22 :

История "Стеклянного дома"

Дом был заказан известной в Чикаго женщиной-врачом Эдит Фарнсуорт в 1945. Проектирование было завершено к 1947. После завершения проекта строительство было отложено, так как заказчица ожидала получения наследства. Постройка началась в 1950 году и была завершена в 1951.

К окончанию строительства между заказчицей и архитектором возник конфликт. Ван дер Роэ подал на Фарнсуорт в суд, требуя недоплаченные ему деньги за строительство. Фарнсуорт выдвинула встречный иск. Суд решил дело в пользу архитектора, обязав Фарнсуорт выплатить деньги.

Дом не предназначался для постоянного проживания и использовался для отдыха в выходные.

Фарнсуорт продала дом в 1972 году. Дом был куплен британским магнатом и любителем архитектуры Питером Палумбо. Палумбо установил в доме кондиционер воздуха, изменил ландшафтный дизайн вокруг дома и разместил вокруг дома скульптуры из своей коллекции.

В 2003 году Палумбо убрал скульптуры и выставил дом на продажу. При поддержке меценатов дом был выкуплен Национальным трастом сохранения исторических памятников. В нем был организован музей и проводятся экскурсии для посетителей.

В сентябре 2008 года дом был затоплен во время урагана Айк. Хотя дом поднят над уровнем земли на опорах высотой 1,5 м, после сильных дождей вода поднялась выше этого уровня.

Цвета домов и интерьеров не должны уничтожать природу вокруг...

Стеклянная любовь архитектора Миса.

Стеклянный дом на Лисьей реке близ Чикаго был построен в 1951 году для известного врача-нефролога, переводчицы итальянской поэзии, скрипачки и коллекционера Эдит Фарнсворт. Доктор Фарнсворт приобрела девять акров земли старого хутора на берегу реки рядом с городком Плано, штат Иллинойс, в шестидесяти милях к юго-западу от Чикаго у полковника Роберта Маккормика, издателя Chicago Tribune. Цена покупки земельного участка составила $ 500 за акр. На хуторе был дом и хозяйственные постройки, но доктор Фарнсворт захотела построить что-то новое. Она обратилась к известному архитектору Людвигу Мису фон дер Рое, чья карьера находилась в то время на пике. В выборе архитектора сыграли роль общие знакомые и чувства, чуть большие, чем просто восхищение перед творчеством архитектора. Дом был спроектирован в 1946 году, но построен только к 1951 году, поскольку Эдит Фарнсворт ожидала получения наследства от тети, на которое она собиралась строить дом. А счет за дом вышел совсем не малый - $73,000.00, что эквивалентно по покупательной способности полумиллиону долларов в настоящее время. Что же, заказчица хотела получить дом для отдыха на выходных, причем дом необычный, не такой как у всех... И за это пришлось заплатить... Причем, не только деньгами, но и разрывом отношений с архитектором, судом, скандальной известностью и 21-м годом борьбы с просчетами в конструкции Стеклянного дома.

Работа над проектом началась в 1946 году и Людвиг с Эдит стали проводить много времени вместе, обсуждая будущий необычный дом, в кортом Мис ван дер Роэ желал воплотить основы новой архитектурной эстетики минимализма, свое рода протестантизма в мире христианства архитектуры. В этом доме должны были воплотиться идеи, которые архитектор вынашивал три десятилетия. В основу был положен уже разработанный проект, от коророго отказались предыдущие заказчики. Это должен быть дом, где ни одна лишня деталь не отвлекала бы от единства с природой, где суетность бытия и бытовые проблемы отходили бы на второй план, перед созерцанием великой вечности, открывающейся за панорамой окон Стеклянного дома. Эдит, которой тогда было 42 года, увлеклась образами, нарисованными 59-летним привлекательным архитектором. В 1947 году проект дома был представлен на выставке в музее современного искусства.

Строительные работы начались в сентябре 1949 года и в 1951 году подошли к концу, но не были завершены в части внутренней отделки и меблировки. По слухам отношения между заказчиком и архитектором начали портиться, когда доктор Фарнсворт попросила установить в доме отдельный гардероб, который не был предусмотрен проектом. Мис ван дер Роэ же в ответ сказал, что приезжая на выходные, можно обойтись крючками для одежды на двери ванной комнаты. Доктора Фарнсворт, которая, как говорят, мечтала о том, что Стеклянным домом на выходные она сможет пользоваться не в полном одиночестве, данный ответ лишил всякой надежды на счастливые перспективы ее сложного многоходового домоустроительного проекта. Возможно, что сыграло свою роль и превышение сметы архитектором на $16,000.00. Так или иначе, заказчица отказалась оплачивать счета и бывшие друзья и несостоявшиеся партнеры встретились в суде, где на глазах у всей Америки отстаивали свой взгляд на уникальный стеклянный дом и его стоимость. Что же... "Любовь уходит, когда приходят деньги", - так говорил комик и философ Граучо Маркс. Суд встал на сторону архитектора, сумевшего доказать, что превышение сметы было вызвано инфляцией из-за войны в Корее и роста цен на дефицитную в то время сталь. В суде всплыли и многочисленные конструктивные просчеты архитектора, которые существенно осложняли жизнь заказчицы в доме. Отношения заказчика и архитектора стали так широко известны, что послужили основой для двух пьес "Стеклянный дом" Джун Финфер и "Джесси и Толстяк" Алана Фитча.

Прежде чем мы рассмотрим Стеклянный дом доктора Фаренсворт в деталях, упомянем, что это архитектурное произведение искусства в настоящее время является важнейшей частью американской архитектурной иконографии, прекрасным примером современного и интернационального стиля архитектуры. Стеклянный дом послужил идейной основой, визуально-тектоническим воплощением царствующего ныне минимализма и функционализма. Дом Фарнсворт есть кристаллизация новейшей эстетической архитектурной идеи, где "меньшее означает большее", где внешний облик здания следует за функциональностью, где постройка сливается с окружающим ландшафтом и природой.

Несмотря на все претензии к дому, Эдит Фаренсворт продала его только в 1968 году британскому девелоперу и коллекционеру лорду Питеру Палумбо, после того как вышла на пенсию в 1967 году и переехала жить под Флоренцию в Италию. Скончалась Эдит в 1978 году в возрасте 74 лет.
Сэр Палумбо высоко ценил свое приобретение и считал Стеклянный дом "современным аналогом классическому греческому храму, который вот так просто расположен на лужайке на берегу реки". Именно Палумбо вернул дому оригинальный вид (было демонтировано тонированное остекление навеса, установленное Эдит) и наполнил его мебелью дизайна Миса ван дер Роэ.
В 2003 году Стеклянный дом был выкуплен у владельца Национальным фондом охраны памятников истории на аукционе Сотбиз за $7,5 миллиона. Меценаты собрали эту сумму для города, когда стало ясно, что дом, возможно, будет приобретен каким-либо коллекционером "на вывоз" для установки у себя в усадьбе.
Сейчас памятник архитектуры находится в управлении фонда, открыт для посещений как музей ($20-$25 за входной билет) и сдается в аренду для свадебных торжеств, приемов, фото и киносъемок. Стеклянный дом открыт для посещений с апреля по ноябрь и в год его посещают всего 8000 человек.

(Фотографии: Для иллюстраций ниже использованы общедоступные фотографии Carol M. Highsmith (если не обозначено иное) из коллекции Библиотеки Конгресса США в обработке автора статьи. Все фотографии кликабельны.)

Вступление

Мастер ХХ века. Его проекты стали предвестниками одного из самых распространённых сейчас образов архитектуры – высокого каркасного здания с оболочкой из стекла.

Людвиг Мис ван дер Роэ (нем. Ludwig Mies van der Rohe, настоящее имя нем. Maria Ludwig Michael Mies - Мария Людвиг Михаэль Мис; 27 марта 1886, Ахен - 17 августа 1969, Чикаго)

С 1912 по 1930 г. Мис работает как независимый архитектор в Берлине. В начале самостоятельной карьеры он изменил свою фамилию, объединив с помощью «аристократического» сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мис с материнской фамилией Роэ.

Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) Людвиг (27.3.1886, Ахен, ныне в ФРГ, - 17.8.1969, Чикаго, США). немецкий архитектор, с 1938 работал в США. В 20-е гг. - один из лидеров функционализма; в 50-е гг. выдвинул идею "универсальной архитектурной формы". Профессор образования не получил. Учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине. В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912 г.,после чего имел уже достаточно связей в кругу средней буржуазии, чтобы открыть свою мастерскую. Этому способствовала и удачная женитьба. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный » подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни.

Для последующего творчества зодчего огромное значение имела выставка работ Фрэнка Ллойда Райта в Берлине (1910). В этот период Мис ванн дер Роэ вошел в космополитический кружок молодежи, который сыграл важную роль в творческом развитии зодчего. После знакомства с идеями Райта и Берлаге обратился к разработке идей функционализма.

В дальнейшем интересы Миса ванн дер Роэ под влиянием группы «Стиль» сосредоточились на формально-эстетических проблемах, связанных с разработкой пространственных систем. К работам этого периода относится павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне (1929).

В 1930-33 директор "Баухауза" в Дессау . В 1938-58 директор факультета архитектуры Иллинойсского технологического института (Чикаго) . В 10-е гг. работал в духе неоклассицизма (дом Перльса в Берлине, 1911). Для последующего творчества М. в. д. Р. решающее значение имело знакомство с произведениями Ф. Л. Райта и Х. П. Берлаге. В 1919-24 М. в. д. Р. выступил с серией экспериментальных проектов (в т. ч. стеклянных небоскрёбов), в которых подчёркнутая чёткость навесной конструкции сочетается с экспрессивной формой объёмов. В 1926 создал в духе экспрессионизма памятник К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. В 1927 руководил Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план поселка Вейсенхоф. Созданный М. в. д. Р. рационалистический образец жилого дома со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой послужил прототипом зданий, получивших в 30-е гг. распространение во многих странах . В дальнейшем интересы М. в. д. Р. под влиянием голл. группы "Стиль" сосредоточиваются на формально-эстетических проблемах, связанных с разработкой пространственных систем, отдельные части которых благодаря общему свободному плану образуют непрерывное динамическое единство (павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне, 1929; дом Тугендхата в Брно, 1930).

В поисках форм, пригодных для любой специфической функции, М. в. д. Р. пришёл к отрицанию тех прогрессивных функционалистских идей, которые развивал в 20-е гг. Свою эстетическую концепцию он связывал с философской школой неотомизма, в абстрактности простейших геометрических тел, ясности прямого угла, обнажённости конструкции, экономии выразительных средств (принцип "меньше - значит больше") он видел воплощение "абсолютной идеи", путь к созданию вечных эстетических ценностей. В 1950-60-е гг. оказал широкое влияние на архитекторов США и Западной Европы.

Рабочие тезисы

Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания - предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.

Идея "универсальной формы" (т. е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для всех последующих изменений интерьера).(40-50-е года)

Манифест

Я не против формы, но против лишь формы как самоцели... Форма как цель всегда ведет к формализму.

Потому что такое стремление направляется не к сущности, а к внешнему.

Нужно ответить на требование, которое предъявляет наше время, - требование реализма и функционализма. Только тогда наши здания будут выражать потенциальное величие нашей эпохи.

Сегодня мы имеем дело с вопросами общего порядка. Индивидуальность утрачивает значение; ее судьба уже не интересует нас. Решающие достижения во всех областях носят безличный характер, и те, кому мы обязаны ими, по большей части неизвестны. В этом тоже проявляется тенденция к анонимности, присущая нашему времени. Образец в этом смысле являют собой наши инженерные сооружения. Гигантские плотины, индустриальные комплексы и огромные мосты строятся как нечто обыденное, и с ними не связывают имя проектировщика. Они предвосхищают технику будущего.

Наши утилитарные здания могут быть достойными имени творений архитектуры только в том случае, если они правильно интерпретируют наше время своей совершенной функциональностью.

Биография

Павильон

Павильон Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) в Барселоне - это основная работа мастера и ключевой памятник архитектуры XX-ого века. Знаменитый Немецкий Павильон был построен к Международной Выставке 1929 года. А уже к концу двадцатого века, мэрия Барселоны приняла решение реконструировать здание, оставив его на прежнем месте, на горе Монтжуик.

Основание павильона выполнено из травертина, 2 стены отделаны ониксом и мрамором, все остальное – стекло. Крыша павильона, будто парит в воздухе, подпираемая тонкими хромированными колоннами. Внутри стоят кресла, обтянутые белой кожей. Вся экспозиция павильона – сам павильон, олицетворяющий лаконичность, чистоту и гармонию.

Это не только павильон, но и выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора архитектор использует четкие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов, а также поверхности воды. В павильоне Мис создает свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо павильона Мис создает коллекцию мебели «Барселона». Проект принёс архитектору мировую славу.

Во второй половина 20-х годов создал рационалистический образец жилого дома со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой. В дальнейшем интересы изменились под влиянием группы «Стиль» и сосредоточились на разработке выразительной по композиции построек, в интерьере которых стены-ширмы членят единое внутреннее пространство на отдельны связанные между собой зоны (Тугендхарт)

В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендгат в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно

Краун холл

В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им - например, Краун Холл , здание факультета архитектуры - функционируют до сих пор.

Идею "универсальной формы" (т. е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для всех последующих изменений интерьера) впервые воплощает дом Фарнсуорт в Фокс-Ривер (штат Иллинойс, 1946-50). Тот же характер павильона с прямоугольным объёмом, нерасчленённым внутренним пространством и наружным ограждением из стеклянных панелей имеет здание архитектурного факультета Технологического института (1952-56), плоская плита покрытия которого подвешена к стальным рамным конструкциям, выведенным наружу. К элементарной геометрической форме приведены объёмы высотных зданий, созданных М. в. д. Р.; их навесные стеклянные стены расчленены однородной прямоугольной решёткой металлического каркаса

«Стеклянный дом»

Идею "универсальной формы" (т. е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для всех последующих изменений интерьера) впервые воплощает дом Фарнсуорт в Фокс-Ривер (штат Иллинойс, 1946-50).

В 1946-1951 г. в местечке Плейно (Иллинойс) Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса - архитектора и художественного критика Филипа Джонсона - дом которого построен по принципу «слияния с природой»: те же стеклянные стены, но зато тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструкции.

Простота форм этих сооружений обеспечивается сложными техническими средствами и подчас противоречит функциональной целесообразности

С 1938 года уже в США, развивая идею совершенной «универсальной формы», создал два типа металлостеклянных зданий: первый - вертикальная призма, в стеклянную оболочку которой как бы упакована стальная многоэтажная каркасная структура (дома на Лейк Шор-драйв в Чикаго, Lake Shore Drive Appartments, Chicago, 1951; Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958), второй - распластанный параллелепипед со стальным каркасом, с цельным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен, «здание-ларец» (здание архитектурного факультета Иллинойского технологического института в Чикаго, 1956; Neue National Galerie, Berlin, 1968).

Лейк Шор Драйв

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.

Сигрэм-билдинг

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.

После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.

В поисках форм, пригодных для любой специфической функции, архитектор отошел от своих взглядов 20-х годов. В абстрактности простейших геометрических форм, обнаженности конструкции, экономии выразительных средств видел воплощение «абсолютной идеи», путь к созданию вечных эстетических ценностей.

В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать обычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом Мис отходит от принципов, которые сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.

КРИСТИАН НОРБЕРГ-ШУЛЬЦ. БЕСЕДА С МИС ВАН ДЕР РОЭ

Мис ван дер Роэ известен как человек немногословный. Он никогда не отстаивал свои идеи в речах и сочинениях, как это делали Ле Корбюзье, Райт или Гропиус, и только после войны его имя стало известно широкой публике.

Его чикагская мастерская полна моделей всех размеров. Искусно сделанные модели крупных сооружений перемежаются с деталями отдельных узлов и связующих конструкций. В чертежной руководимого им архитектурного отделения ИТИ студенты работают, как профессиональные металлисты, и изготовляют детальные, большого масштаба модели каркасов. По-видимому, все основывается на строительстве, а не на чертеже, не на «бумажной архитектуре». Модели - это главное, а чертежи - всего лишь средство привязки к строительному участку. Училище ИТИ постоянно расширяется под руководством Миса, и студенты в продолжение учебного курса проходят строительную практику в полном объеме.

«Как вы видите, нас интересует прежде всего ясная конструкция », - говорит Мис.

«Но разве отправная точка не «свободный план», - спрашиваю я, несколько удивленный, поскольку большинство авторов, писавших о Мисе, подчеркивало, что он пользуется так называемым свободным планом.

«Нельзя отрывать свободный план от ясной конструкции. Ясная конструкция - основа для свободного плана. То, что не имеет ясной структуры, нас вообще не интересует. Мы прежде всего спрашиваем себя, что именно нам надо построить - здание с открытым пространством или с более традиционным каркасом, а после этого разрабатываем конструкцию избранного типа вплоть до мельчайших деталей и только потом принимаемся за решение частных вопросов плана. Если вы станете сначала разрабатывать план и внутренние пространства, все застопорится и будет невозможно создать ясную конструкцию ».

«Что значит «ясная конструкция»?»

«Мы без обиняков говорим о ясной конструкции, потому что отстаиваем правильную конструкцию, которая может отвечать нынешнему требованию стандартизации».

«Можно ли сказать, что такого рода правильная конструкция должна также придавать зданию цельность и в формальном плане?»

«Да, конструкция - это становой хребет здания, благодаря ей и возможен свободный план. Без этого станового хребта план был бы не свободным, а хаотическим и потому затрудняющим использование здания. [...]

Нам не нравится слово «дизайн». Оно означает все и ничего. Многие думают, что могут проектировать все, что угодно, от гребенки до железнодорожной станции, - и ничего хорошего у них не получается. Нас интересует только строительство. Мы предпочли бы пользоваться не словом «архитектура», а словом «строительство», относя его лучшие результаты к произведениям «строительного искусства ». Многие школы настолько поглощены социологией и проектированием, что забывают строить. Строительное искусство начинается там, где тщательно складывают вместе два кирпича. Наше обучение направлено к тому, чтобы натренировать глаз и руку. В первый год мы учим студентов точно и аккуратно чертить, на следующий год мы преподаем им технические предметы, а на третий год обучаем их планированию таких элементов, как кухни, ванные, спальни, уборные и т. д.».

Я спрашиваю Миса, почему столь многие его здания симметричны и придает ли он важность симметрии.

«А почему бы зданию не быть симметричным ? - отвечает он. - В большинстве университетских зданий естественно расположить по лестнице на каждом конце, а аудиторию или вестибюль посредине. Таким образом здания становятся симметричными, если это естественно. Но помимо этого мы не придаем симметрии никакой важности».

«Почему вы всегда повторяете одни и те же типы структуры, вместо того чтобы экспериментировать, искать новые возможности?»

«Если бы человек каждый день изобретал что-нибудь новое, мы бы никуда не ушли . Ничего не стоит придумать интересные формы, но требуется очень многое для того, чтобы их разработать. Я часто пользуюсь в преподавании примером, заимствованным у Виоле ле Дюка. Он показал, что трехсотлетнее развитие церковной готики было разработкой и усовершенствованием одного и того же типа структуры. Мы намеренно ограничиваем себя теми структурами, которые реальны в настоящий момент, и разрабатываем их во всех деталях. Таким образом мы хотим создать основу для дальнейшего развития».

Опера явно дорога сердцу Миса, потому что он описывает ее во всех подробностях. Он подчеркивает, что сложность плана - результат требований, сформулированных в конкурсной программе. В эти требования входит наличие двух зрительных залов, которые могут использоваться независимо один от другого, но имеют общее техническое оборудование. В то время как над другими проектами Мис работал месяцами и даже годами, Мангеймская опера была создана за несколько недель лихорадочного творчества зимой 1952/53 года. Помогавшие ему студенты рассказывают, что он мог часами сидеть перед большой моделью, одетый в черный костюм, «будто на свадьбу собрался», с неизменной сигарой в руке.

«Как вы видите, все здание представляет собой как бы одну большую комнату. Мы считаем, что сегодня это самое экономичное и практичное решение. Цели, которым служит здание, со временем меняются, но мы не можем допустить, чтобы по этой причине здание снесли. Поэтому мы перевернули лозунг Салливена «формы следуют за функцией» и создали практичное и экономичное пространство, которому можно придать различные функции. В Мангеймской Опере зрительные залы и сцены не зависят от стальных конструкций. Просторный зрительный зал представляет собой своего рода консоль, выступающую из железобетонной основы, - протянутую вперед «руку».

«Многих удивляет, что вы коллекционируете картины Клее - то пристрастие как будто не согласуется с вашими зданиями».

«Я стараюсь делать здания нейтральной рамкой, в которой люди и произведения искусства могут жить своей собственной жизнью. Это требует скромности ».

«Раз вы рассматриваете архитектуру как нейтральную раму, какую роль вы отводите природе по отношению к зданию?»

«Природа тоже должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать ее красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауза, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого».

«Я заметил, что вы избегаете обычных углов и выводите одну из стен, образующих угол, за другую».

«Это потому, что обычный угол создает впечатление массивности, которое трудно сочетать со свободным планом. Свободный план - новая концепция и у него есть своя грамматика, как у нового языка. Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу. Это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, что и традиционный план. Свободный план требует, например, чтобы замкнутые элементы, которые все же необходимы, выдавались из внешней стены, как в Фэрнсуорт-хаузе. Только таким образом создается свободное пространство ».

«Многие критикуют вас за то, что вы всегда придерживаетесь прямого угла. Однако в одном проекте тридцатых годов вы создали свободный план, пользуясь криволинейными стенами».

«Я ничего не имею против острых или тупых углов и кривых линий, если то, что сделано на их основе, сделано хорошо. Но до сих пор я не видел ни одного человека, который делает такие вещи хорошо. Архитекторы эпохи барокко владели этим искусством, но их творчеству предшествовало долгое развитие».

«Когда глядишь на ваши ранние работы, создается впечатление,

что ваши идеи о ясной конструкции и свободном пространстве относительно новы?»

«Сегодня нам ясно многое из того, что мы лишь предугадывали в двадцатых годах».

«Если сделать последовательные выводы из этих идей, не придем ли мы к своего рода «механицизму», согласно которому можно свободно оперировать стандартными элементами внутри ясной конструкции?»

«Этот метод, без сомнения, и утвердится в будущем, но пока у нас нет технических средств для того, чтобы полностью следовать ему. Когда это станет экономически возможным, строительство станет монтажом».

Я считаю, что в архитектуре вы должны иметь дело с конструкцией, но вы должны, однако, понимать конструкцию. Когда конструкция достигает утонченности и когда она становится выражением сущности нашего времени, тогда и только тогда она будет становиться архитектурой. Каждое здание имеет свое значение, не каждое из них - собор. Это должно быть осмыслено и понято. [...]

[Моя] концепция не выйдет из моды по двум причинам. Она прогрессивна и она консервативна - в одно и то же время. Она радикальна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени. Она имеет научный характер, но она - не наука. Она использует технологические средства, но она - не технология. Она консервативна, так как сосредоточена не только на пользе, но связана и со смысловым значением, сосредоточена не только на функции, но и на выражении. Она консервативна, так как основана на вечных законах архитектуры: порядок, пространство, пропорции. [...]

МИС ВАН ДЕР РОЭ, ЛЮДВИГ (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886–1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля», для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей.

Людвиг Мис ван дер Роэ родился 27 марта 1886 в Ахене (Германия). От отца, каменщика по профессии, Мис ван дер Роэ унаследовал доскональное знание возможностей каменных конструкций. Приехав в 1905 в Берлин, он поступил учеником к известному немецкому мебельному мастеру Б.Паулю. С 1908 работал в мастерской у П.Беренса, где в то время обучались многие знаменитые мастера современной архитектуры, в том числе В.Гропиус и Ле Корбюзье. В 1912 Мис ван дер Роэ переехал в Гаагу; там он познакомился с работами Х.Берлаге, оказавшими большое влияние на формирование его стиля.

После Первой мировой войны Мис ван дер Роэ организовывал выставки, издавал журнал «G» и активно сотрудничал с Ноябрьской группой, пропагандировавшей современное искусство. Выполненные Мисом проекты оказались слишком смелыми для того, чтобы быть реализованными; однако они часто публиковались и оказывали воздействие на развитие современной архитектуры. В течение следующих двенадцати лет архитектор был занят проектированием ряда выставочных интерьеров, а также создал свои знаменитые работы в области мебельного дизайна – стулья «Барселона», «Тугендхат» и «Брно». В 1926 он был избран вице-президентом Немецкого Веркбунда, профессиональной ассоциации архитекторов и мастеров декоративного искусства и промышленного дизайна, а в 1927 был назначен директором знаменитой выставки Веркбунда в Штутгарте. Мис ван дер Роэ был также автором павильона Германии на Международной выставке в Барселоне (1929) и дома Тугендхата в Брно (Чехословакия, 1930). Обе работы знаменуют высшую точку в развитии его творчества, воплотившего основные идеи новой архитектуры – функционализм и отточенность геометрической формы. С 1930 по 1933 Мис ван дер Роэ возглавлял Баухауз, в основе эстетической программы которой лежала концепция синтеза всех искусств и представление об определяющей роли промышленного производства для современного дизайна.

После прихода к власти фашистов архитектор покинул Германию и переселился в США. В 1938 он возглавил архитектурный факультет института Армора (ныне Технологический институт) в Чикаго, для которого спроектировал университетский городок. Среди других работ, выполненных им в США, – дом Эдит Фарнсуорт в Плэйно (шт. Иллинойс, 1950), несколько домов в Чикаго, в том числе знаменитые здания на Лейк-Шор-драйв со сплошным остеклением фасадов (1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (в соавторстве с Ф.Джонсоном, 1958). Главной работой архитектора в Европе стала Новая национальная галерея в Берлине (1968). Умер Мис ван дер Роэ в Чикаго 17 августа 1969.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...