Методы эффективной коммуникации: психология общения.


Исходным пунктом межличностной коммуникации считается самосознание, представление человека о себе, что и определяет выбор самого собеседника и содержание его общения. Самосознание должно быть полностью адекватным, ведь никак не стоит занижать свои достоинства и, конечно же, нельзя вдаваться в самолюбие. Поскольку из-за этого отношение остальных людей будет к вам критической, что достаточно негативно отразиться на вашем общении.

Самосознание создано для того, чтобы человек смог самораскрыться, то есть представить себя другим, что входит в основу приемов коммуникации. Презентация самого себя имеет название – личностное PR – благоприятная информация о себе, которая сообщается партнеру невербальными и вербальными средствами.

Самое большое раскрытие происходит в период коммуникации между очень близкими друзьями. Ведь самораскрытие дает возможность коммуникаторам понять друг дружку и помочь каким-либо действием или же советом. В данном процессе особую важность имеет возможность быть самодостаточной личностью, которая уверенно выбирает о чем, с кем и при какой степени откровенности общаться.

Самодостаточная личность всегда знает, как правильно решить помехи, она всегда учиться быть счастливой, а также, верить в приемы эффективной коммуникации. Данная личность постоянно способна к естественной презентации и подача самого себя всегда согласуется с оценкой, которую дают окружающие.

В двадцатом веке 60-70 годов особую важность для исследователей имела связь понимания и открытости. Именно в это время особую популярность набрала идеология «честной коммуникации», и достаточно активно набралось стремление к межличностному общению. Карл Роджерс назвал цель коммуникации, и она звучит так: «адекватное понимание самого себя и остальных, а понимание может быть в честной коммуникации». Гуманистическая психология гласит о том, что межличностное понимание происходит благодаря самораскрытию, обратной связи и восприятию открывания других людей. А нечестность вызывает непонимание и некую неудовлетворенность в отношениях, что также, вызывает барьеры общения.

В приемы эффективной коммуникации входит открытость в отношениях и возможность свободно представлять себя другим и других самому себе. Чем сильнее у человека открытость, тем сильнее развивается его личность.

Проблема эффективной коммуникации в том, что мир, является социальным, и если другие люди закрываются, односторонняя открытость легко может нанести вред личности. Здесь требуется умное срытие, для того, чтобы хитрые и закрытие люди не смогли воспользоваться вами в своих каких-то корыстных целях. Закрытость приводит к безопасности и автономии, а открытость же, наоборот – к единству, сотрудничеству и близости, но при условии, что с вами единомышленники. В реальной жизни все оказывается намного сложнее, и главное правило это – осторожность в управлении. Ведь управляя, следует всегда держаться в границах нежелательного и возможного.

К приемам эффективной коммуникации относиться воздействие, которое имеет две формы:

Деструктивная форма способна вызвать неудовлетворенность или же нанести вред отношениям.

Конструктивная форма вызывает улучшение коммуникации и помогает в построение отношений.

Также, в приемах коммуникаций воздействие способно проявляться в четырех формах:

Аргументированность, то есть поддержка своей личной точки зрение и опровержение точки зрения своего оппонента.

Утверждение, является лучшим активным действием, которое помогает реализации своих личных интересов, ведь это продвижение своих каких-либо прав без ущемления прав остальных коммуникаторов.

Проявление гнева, раздражения, возмущения и отрицания – отрицательное воздействие.

Вербальная агрессивность, достаточно часто бывает связана с враждебностью. Проявляется в момент стремления эмоционально обидеть человека.

Если человек склонен к агрессии он враждебностью компенсирует свою нехватку аргументов. Поэтому коммуникаторов разделяют на две группы: агрессоры и аргументаторы. В реальной жизни они бывают различных видов, большинство зависит от ситуаций. Двусмысленное поведение обусловливается обстоятельствами, например, человек прибегает к данному поведению в какой-либо спорной ситуации.

К приемам эффективной коммуникации относиться межличностная адаптация, которая проявляется в приспосабливании темпа речи, громкости, жестикуляции, и т.д. Если коммуникатор желает подчеркнуть определенные различия от делает обратное. Это дивергенция – усиление различий и конвергенция – усиление сходства.

Дивергенция и конвергенция бывают: частичной и полной; невзаимной и взаимной; инстинктивной, стихийной и осознаваемой.

Дивергенция очень важна для увеличения или сохранения дистанции, а конвергенция для усиления общности и единства. Все люди ценят конвергенцию, но только с определенным соблюдением меру, ведь необходимо всегда сохранять свой стиль и при этом уметь адаптироваться к ситуации.

Для избежание барьеров общения существуют методы достижения уступок. Данная теория основана на том, что человек желает получить от другого одно в обмен на что-то другое. Методы по достижению уступок разделяют на пять кластеров: наказание, безличные обязательства, вознаграждение, экспертиза, личные обязательства. У них есть множество разновидностей: угроза наказания, негативная экспертиза, обещание наград за уступки, изображение дружеского расположения, призыв к долгу, обращение к морали, показ уважения, положительный пример, показ неуважения, и многое другое.

Благодаря исследованиям выявлено четыре основные группы:

Методы, которые основаны на санкциях.
Убеждение с целью уступок.
Методы, которые основаны на рациональном основании или же внушении.
Контроль за происходящей ситуацией с помощью других или же своими силами.

Существуют методы разрешения конфликтов.

Люди понимают причины возникновения конфликтов из-за субъективного понимания поведения человека.

Всего три метода разрешения конфликтов:

Кооперативное поведение, возникает тогда, когда все коммуникаторы желают достичь взаимных хороших результатов и принимают ответственность за итог в разрешение происходящего конфликта.

Уход от конфликта, бывает уклончивым и прямым.

Конкурентное поведение, происходит тогда, когда один коммуникатор начинает критиковать своего партнера и не соглашается с его личным мнением.

Выбор стратегии и методики зависит только от сути происходящей ситуации и поведения всех коммуникаторов.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения - это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и ре-

Зультаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).
Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.
Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются

Непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З.Фрейд1.
В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.
Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.
Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.
Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способно-
¦См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ-. Лекции. - М., 1991. - С. 7-50

Стей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
Профессиональность общения проявляется на этапе пред-настройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ
Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:
1. Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного существа к другому. Сначала - это сведения о биологических, внутренних состояниях организ-

Ма; затем - информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит информация когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знания о мире, представленные в виде понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже к дошкольному возрасту.
2. Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированнее и совершеннее целевой аспект общения.
Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).
Развитие общения у животных естественным образом включено в биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческого общения имеет исторический характер.
Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.
Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех жи-

Вотных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч.Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.
Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения - примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8-10 месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.
4. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются

Его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Понятие и виды общения.
1. Определение общения, его содержания, целей и средств.
2. Отличие общения человека от общения животных.
3. Виды человеческого общения.
4. Общение и деятельность.
Т е м а 2. Роль общения в психическом развитии человека.
1. Необходимость общения для психического развития человека.
2. Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека.
3. Общение и развитие человека как личности.
Т е м а 3. Техника и приемы общения.
1. Понятия техники и приемов общения.
2. Техника и приемы общения на разных его этапах.
3. Понятие и механизмы действии обратной связи в общении.
4. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения.
Т е м а 4. Развитие общения.
1. Филогенетические и онтогенетические аспекты общения.
2. Появление и роль невербального общения в становлении звуковой речи как основного средства человеческого общения.
3. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития.

Темы для рефератов
1. Виды общения у животных.
2. Виды общения у человека.
3. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Сравнительный анализ общения у человека и животных.
2. Развитие общения у детей.
3. Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА I
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. (Определение педагогического общения: 6-45. Самовоспитание педагогической общительности: 46-95. Стиль профессионально-педагогического общения, его технология: 96-138. Тренинг профессионально-педагогического общения: 139-154.)
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. - М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72- 78.)
Лисина МЛ. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. (Понятие общения: 8-30.)
Общая психология. - М., 1986. (Общение: 127-156.)
II
Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. - 1984. - № 12. - С. 99-106.
Добрович АЛ5. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М., 1987. (Поведение человека в межличностном общении: 66-121. Психокоррекция общения: 164-204.)
Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985. (Соотношение вербального и невербального в общении: 116-150.)
Лабунская В А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. - Ростов н/Д., 1986. (Структура и функции невербального поведения: 5-35. Проявления невербального поведения

И его оценка: 36-111. Методика исследования особенностей и психологический анализ невербального поведения: 115-130.)
Менынутин В.П. Помощь молодой семье: Заметки психолога. - М., 1987. (Культура и искусство общения: 162-199.)
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. (Индивидуальный стиль общения: 181-195.)
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989. (Межличностное общение и перцептивно-ориентированный тренинг: 9-17. Перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг: 45-194.)
Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. (Основные принципы психологического воздействия в концепции К.Роджерса: 30-37. Общая характеристика «групп встреч» как групп «роста личности»: 37-57. Т-группа как форма тренинга чувствительности: 57-75. Общая характеристика социально-психологического тренинга: 97-121. Процедурные аспекты групп интенсивного общения: 138-148.)
Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации. - М., 1988. (Идентификация как феномен общения: 19-26.)
III
Генетические проблемы социальной психологии. - Минск, 1985. (Общение младенцев: 30-56. Общение в раннем возрасте: 57-71. Общение дошкольников; 72-87, 123-^147.)
Егидес А.П. Психологическая концепция конфликтного общения // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 5. - С. 52-62.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. - М., 1983. (Роль общения в регуляции поведения животных: 76-111.)
Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. - М., 1989. (Экспрессивное поведение: 5-43. Понимание экспрессивного поведения: 43-60.)
Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. - М., 1979.
Мелибруда Е.Я. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.
Развитие общения у дошкольников. - М., 1974. (Развитие общения у детей: 256-282.)

Введение

«Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

(Дж. Рокфеллер)

Человек - “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение - контактное, опосредованное или воображаемое.

В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Эффективное общение - это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

Эффективное общение:

· способствует взаимопониманию;

· направляет поток информации в нужное русло;

· помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

· стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

· передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

В данной работе описаны наиболее значимые приемы и технологии эффективного общения.


Эффективное общение

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Эффективность общения - это тот "конечный продукт", создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

Коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

Интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

Перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

· Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

· Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

· Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

· В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

· Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

· Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

· Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

- " Правило трех двадцати ":

· 20 сек. вас оценивают.

· 20 сек. как и что вы начали говорить.

· 20 см улыбки и обаяния.

6 правил Глеба Жеглова:

· Проявлять искренний интерес к собеседнику.

· Улыбаться.

· Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

· Уметь слушать.

· Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

· Относиться к нему с уважением.

Как увеличить полезность контакта:

· Быть наблюдательным;

· Сделать комплимент;

· Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

· Всегда настаивать на правде.

· Строить сообщения просто и понятно.

· Не приукрашивать, не набивать цену.

· Помнить, что 1/2 аудитории – женщины.

· Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

· Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

· Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

· Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

· Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Как результат вы получите:

· Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

· Вы завоюете собеседника.

· Вы повысите вашу самооценку.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Правило трех «плюсов»».

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его Ребенку (То же касается и окончания беседы или встречи).

Существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

Комплимент

На первый взгляд, комплимент – самое простое в общении. Но сделать его мастерски - высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, «помешанному» на собаках – его любимца, родителю – ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала – ужас от мысли о смерти, а потом – неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если "минус" окажется сильнее "плюса" последствия могут быть для нас плачевными.

Не обязательно быть психологом, дабы знать и активно применять всевозможные психологические приемы, помогающие добиться в жизни. Не будет лишним отметить, что на сегодняшний день наибольшей популярностью приемы убеждения, самозащиты и, конечно же, эффективной коммуникации.

Психологические приемы убеждения

  1. Прием наставления. Данную форму общения можно смело назвать вежливой. Это своего рода команды и приказы, но произносятся они в мягкой форме. К примеру, мы не скажем: «Ты сделаешь это так…», а «После выполнения этой процедуры было бы неплохо сделать…».
  2. Прием косвенного одобрения. Как завуалировать лесть? Правильно, используя косвенное высказывание. Произносим фразы с эмоциональной окраской не так, например: «Вы такой молодец!», а следующим образом: «Проделанная вами огромная работа не может не принести пользу и восхищение окружающих!».
  3. Прием Сократа. Ваша главная задача – не дать в начале беседы сказать человеку «Нет». В противном случае, вам будет сложно переломить его на нужную вам сторону.

Психологические приемы убеждения в споре

  1. Что может с легкостью подтвердить любые ваши тезисы, так это уместно примененные цифровые примеры и статистические данные.
  2. Метод сравнения задействуем в том случае, когда уверены, что сможем до конца спора отстаивать свою точку зрения. К тому же этот прием придает беседе насыщенность.
  3. Попытайтесь понять, каково главное орудие спора вашего собеседника? Станьте его отражением и используйте это против него самого же.

Психологические приемы эффективного общения

  1. Не используйте в своей речи слова, которые подсознательно оттолкнут от вас собеседника. Таковыми являются следующие: должен, нужно, ужасно, страшно, неудача, провал, растерянный. Вместе с тем, замените их на: хотел бы, небольшие трудности, немного тревожно, предпочел бы.
  2. Понимание станет затруднительным, если любое объяснение будет проводиться на повышенных тонах. К тому же, если ваш собеседник – личность ранимая и чувствительная, то уж тем более вам не следует говорить громко и эмоционально.
  3. Следите за тоном голоса. Научитесь правильно расставлять акценты во время разговора.

Психологические приемы самозащиты

Современный человек стремится быть успешным везде - и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья - все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды - надежные межличностные связи.

Определение коммуникации

Разные способы передачи информации от одних людей к другим называют коммуникацией. Она включает в себя все разнообразие каналов передачи и расшифровки сигналов и бывает:

  • вербальная;
  • невербальная;
  • письменная;
  • пиктографическая;
  • пространственно-символьная и т. д.

Считается, что коммуникация эффективная, когда отправитель информации общается на одной волне с получателем. Однако даже общение в единой знаковой системе не дает гарантий того, что послание будет верно расшифровано.

Эффективная коммуникация позволяет свести к минимуму потери смысла сообщения. Для успешного продвижения бизнеса, для поддержания дружеских связей, для яркой личной жизни любому человеку будет полезно улучшить свои навыки общения.

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

  1. Коммуникатор - тот, кто передает информацию.
  2. Содержание сообщения.
  3. Способ передачи информации (как она осуществляется).
  4. Аудитория, или реципиент, - кому предназначено сообщение.
  5. Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.

Принципы эффективной коммуникации

Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.

Прежде всего нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:

  1. Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен - возникает необходимый эффект.
  2. Реципиент должен прилагать максимальные усилия для правильного восприятия сообщения.
  3. Сообщение должно быть четким, структурированным и кратким.
  4. Реципиент должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.
  5. Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.
  6. Терпение и снисходительность к чужим недостаткам. Принятие людей такими, какие они есть, без попыток что-либо подкорректировать и исправить.

Ниже обсудим основные условия эффективной коммуникации.

Как добиться положительного эффекта от общения?

Для того чтобы коммуникация считалась эффективной, должны соблюдаться определенные условия:

  1. Речь должна соответствовать изначальной цели разговора, быть адекватной. Не стоит говорить слишком много или затрагивать в беседе вопросы, никак не касающиеся обсуждаемой темы. Это улучшает навыки эффективной коммуникации.
  2. Используемые слова должны быть логичны и лексически точны, это очень важно для достижения цели общения. Достигается путем постоянного самообразования, чтения различной литературы и внимательного отношения к родному языку.
  3. Само повествование должно быть логичным и грамотным. Четкая структура изложения создает благоприятные условия для слушателей и повышает шансы на позитивный исход.

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить - это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, "Скайпом", электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

Правила для эффективной коммуникации

Любое должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.

Правила эффективной коммуникации:

  1. Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
  2. Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
  3. Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
  4. Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
  5. При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
  6. Перед звонком по телефону или "Скайпу" заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.

Способы эффективного общения

Чтобы достигнуть взаимопонимания в процессе общения, необходимо создать условия и учесть возможные способы эффективной коммуникации. Всего их выделяют шесть:

  1. Стремитесь излагать мысли максимально убедительно. Всегда говорите кратко и по существу, избегайте излишних нагромождений слов, недомолвок и возможных двойных толкований.
  2. Употребляйте терминологию и профессионализмы только в тех случаях, кода они уместны.
  3. Даже в бытовом общении следует избегать жаргонных и сленговых выражений, особенно это касается межпоколенной коммуникации.
  4. Избегайте излишней эмоциональной нагрузки, как положительной, так и отрицательной.
  5. Старайтесь обращаться персонализированно, по имени, по научному или военному званию, либо объединяя группу собеседников общезначимым словом.
  6. Всегда соблюдайте и этикета.

Невербальные сигналы для улучшения коммуникации

Собеседники воспринимают друг друга не только на слух. Словесное воздействие может быть усилено или уменьшено с помощью различных невербальных сигналов. Наше тело посылает их в большом количестве, а другие люди считывают и интерпретируют их на подсознательном уровне.

Чтобы улучшить будет полезно овладеть приемами позитивного невербального подкрепления:

  1. Будьте всегда чисты и опрятны: даже если одежда не совсем соответствует дресс-коду, общее впечатление от беседы будет позитивным.
  2. Старайтесь контролировать мимику и эмоции. Выражение лица должно быть нейтрально-позитивным и реагировать изменениями в зависимости от течения беседы.
  3. Избегайте касаться лица во время коммуникативного акта - это подсознательно воспринимается как попытка прикрыть рот, соответственно, высказывание ваше - ложное.
  4. Научитесь «зеркалить» положение тела собеседника. Важно делать это деликатно, без излишнего рвения, чтобы не выглядеть карикатурно.
  5. Избегайте «закрытых» поз - скрещенных рук и ног. Такое положение тела говорит о неготовности к эффективной коммуникации. В то время как открытые ладони и доброжелательная улыбка - способны расположить любого собеседника.

Условия эффективного общения с помощью технических средств

Технический прогресс подарил нам новые средства, позволяющие облегчить общение. Это телефоны, факсы, Интернет. Коммуникация с помощью техники должна строиться по тем же правилам и принципам, что и межличностная. Следует соблюдать все правила этикета, принципы ведения деловой и персональной беседы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...