Кто дал определение экономики как науки. Экономика и экономическая наука


ТЕМА 1

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

1. Экономика как наука и ее предмет.

2. Функции и методы экономической теории.

3. Механизм современной экономики. Система рыночных принципов.

4. Основные этапы развития экономической теории.

Экономика как наука и ее предмет

Для того чтобы понять, что же означает слово «экономика», ответьте мне на следующий вопрос: как вы считаете, являетесь ли вы участниками экономической жизни общества? [Ответ должен быть положительным, поскольку экономика окружает нас со всех сторон и мы являемся экономическими агентами, даже не принимая участия в производственном процессе. Так, выступая в роли потребителя мы своим кошельком «голосуем» за тот или иной товар, подсказывая производителю, что именно данный товар и нужно производить. Таким образом, экономика пронизывает незримыми нитями практически все общество. Рабочий, обтачивающий деталь на станке, пенсионерка, покупающая в магазине хлеб, парикмахер, делающий прическу, - все они вступают в определенные экономические отношения, т.е. совершают действия, связанные с экономикой.]

Итак, в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства».

Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия, хотя при исследованиях широко используется математика и разнообразные графики, позволяющие разобраться в сущности различных экономических процессов и логике поведения участников хозяйственной деятельности.

Все сказанное выше позволяет сформулировать первое определение экономики как науки.

Экономика – это общественная наука, изучающая способы и методы хозяйствования, удовлетворяющие потребности людей путем создания необходимых жизненных благ при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая наука (теория) имеет свой предмет исследования и свои специфические особенности, позволяющие выделить ее среди системы наук как самостоятельную область знаний.

Под предметом понимается сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний.

Во всех общественных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключения и экономическая наука; ее определяют как науку:

О богатстве;

О видах деятельности, связанных с денежными сделками;

Об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

Об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.

Таков далеко не полный перечень определений предмета экономической науки, которые можно встретить в современной литературе. Обобщая эти определения, можно сказать:

Предметом экономической науки (теории) является изучение того, как общество использует ограниченные ресурсы для производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, где:

1) производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека;

2) распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте;

3) обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ;

4) потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Таким образом, главной задачей экономической теории в широком смысле слова является исследование законов, управляющих производством, обменом, потреблением и распределением материальных благ в условиях альтернативностей целей и возможностей использования редких ресурсов для достижения максимального удовлетворения разнообразных потребностей общества. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

Постоянное увеличение жизненных благ образует экономический рост общества. Возобновление производства и его экономический рост происходят как на уровне отдельного предприятия (фирмы), так и в масштабах общества. В связи с этим экономика как наука структурно включает в себя:

1. Микроэкономику – раздел экономической науки, который изучает поведение отдельных хозяйственных субъектов (конкретные фирмы и домашние хозяйства, отрасли и рынки, отдельные товары и ресурсы), имеющие источник дохода и определенные расходы.

2. Макроэкономику – раздел экономической науки, который изучает экономику как единое целое, при этом анализирует факторы, которые определяют национальный продукт, национальный доход, валовые сбережения и инвестиции, внешнюю торговлю и финансовую систему, а также исследует проблемы экономического роста, безработицы и инфляции.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику.

При исследовании экономических явлений и процессов используют позитивный и нормативный анализ, которые представляют позитивную и нормативную экономическую теорию.

Позитивная экономическая теория – это совокупность выработанных на основе эмпирической проверки обобщений и выводов, которые могут быть использованы для предвидения последствий. При этом позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических процессов, как они есть. Например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него. В этом утверждении нет никаких оценочных (т.е. нормативных) суждений. Это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо это или нет, плохо или хорошо. В этом смысле позитивный анализ в экономике ничем не отличается от метода исследования в физике или химии (например, «газы расширяются при нагревании»).

Выяснив, что термин «экономика» подразумевает под собой и науку, и хозяйственную практику, рассмотрим более подробно каждую из них.

Дадим характеристику экономике как науке и в первую очередь определим ее предмет , главную область ее исследований.

Экономическая теория - наука общественная (социальная). Это значит, что наряду с другими такими же науками (историей, педагоги­кой, социологией, политологией…) она исследует мир общества, совме­стную жизнь в нём людей.

Каждая социальная нау­ка имеет свою сферу дейст­вия, свой круг проблем. В центре внимания экономической теории - хозяйственная, про­ изводственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потре­бления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем эко­номике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без сво­бодных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, без­работица, инфляция и как их смягчить.

Раз экономика - это хозяйство, то экономическая наука - это наука о хозяйстве и хозяйственной деятельности. Так может быть сформулировано самое простое определение теоретической экономики, однако оно не даст глубокого представления о ней как одной из современных наук, переживающей сегодня период бурного развития.

Экономическая теория – это наука об отношениях между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг, о способах эффективного использования ограниченных ресурсов в целях максимального удовлетворения потребностей людей.

Данное определение – одно из множества других определений экономической теории. Как самостоятельная область знаний, экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Экономические представления и знания носили эмпирический («опытный») характер, поскольку черпались из жизни. Они не были обобщены и синтезированы в единую научную систему.

Исходные пункты экономической науки с определенностью впервые выступают в трудах знаменитых ученых Древней Греции и Рима: Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Цицерона и др. Наряду с философскими, историческими и иными суждениями у них име­ются высказывания и по экономическим вопросам. Но подлинная экономическая наука формировалась на протяже­нии длительного исторического периода, начиная с XVII в. и вплоть до настоящего времени.

Большую роль в становлении экономической науки сыграли труды: «Трак­тат политической экономии» Антуана де Монкретьена (Франция, 1615г.); «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита (Англия, 1776г); «Капитал» Карла Маркса (Германия, 1867г.); «Общая теория занятости, процента и денег» Джона М. Кейнса (Англия, 1936г.); «Экономикс» Поля Самуэльсона (США, 1948г.). На основе идей и теорий, изложенных в этих работах, возникли самостоятельные научные школы, направления, течения, оставившие значительный след в теоретической экономике.

Весомый вклад в развитие экономической науки внесли и российские ученые-экономисты. Пробуждение экономической мысли в России тесно связано с образованием всероссийского рын­ка и возникновением мануфактур. Наиболее глубокий след в российских экономических воззрениях XVII-XIX веков оставили А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.С. Мордвинов, М.М. Сперанский, М.И. Тугаи-Барановский и др. Экономическим достижением мирового класса является теория экономических циклов, разработанная Н.Д. Кондратьевым. Ученый-экономист российского происхождения В. Леонтьев и советский математик-экономист Л.В.Канторович названы лауреатами Нобелевской премии по экономике.

Долгое время экономическая наука существовала под именем политической экономии. Автором этого названия был меркантилист А. де Монкретьен. Для него и его сторонников очень важно было даже в названии науки подчеркнуть ту особую роль, которую должно играть государство в хозяйственной жизни страны, в увеличении национального богатства. Под этим названием экономическая наука просуществовала достаточно долго - до конца XIX, а в нашей стране – до конца ХХ века, когда в обиход вошло и стало широко использоваться другое, уже привычное нам название эконо­ микс .

По мнению многих экономистов (Ж. Желладо, Л. Роббинс и др.) это свидетель­ствует о том, что наука становится менее идеологизированной, более техниче­ской, сосредотачиваясь на собственно научных исследованиях и проблемах. Она все чаще носит не предписывающий, а описательный характер. Термин же «политическая экономия» сегодня применим только к той части экономической мысли, которая занимается про­блемами чисто экономической политики. Так постепенно вырисовывался предмет экономической науки, менялись представления о том, что именно и как она должна исследовать и изучать, на что обращать свое первостепенное внимание.

Несмотря на обилие самых разных подходов и точек зрения на определение предмета теоретической экономики, общепризнанным сегодня считается то положение, с которого мы начали изложение учебного материала данной главы: предметом теоретической экономики является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях максимального удовлетворения потребностей людей.

Как видим, экономисты в нем исходят из предположения о рациональном поведении людей – таком, которое направлено на достижение максимального результата при имеющихся ограничениях (природных ресурсов, сырья и материа­лов, орудий и средств труда, рабочей силы и т.п.). В процессе выбора, навязанного людям ограниченностью ресур­сов, общество сталкивается с необходимо­стью решать три фундаментальных задачи:

1. Что производить (какие товары и услуги, в каком количестве)?

2. Как производить (кто должен производить, с помощью каких ре­сурсов и технологий)?

3. Для кого производить жизненные блага?

Выбор, а также методы решения этих задач и составляют предмет эконо­мической науки. «Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление «заработать себе на жизнь» - это и есть предмет экономикс, эконо­мической науки. Точнее, экономикс - это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления ма­териальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов», - так определяют предмет эконо­мической науки К. Макконнелл и С. Брю. О том же, по сути, пишет в своих книгах и П. Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор известнейшего во всем мире учебника, по которому экономическую теорию до сих пор изучает не одно поколение людей.

Подытоживая все вышесказанное, окончательно сформулируем предмет науки: экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности.

Выделим важнейшие функции экономической науки и тем самым обозначим те задачи, которые она призвана решать:

1) познавательная . В этой функции экономика изучает все, что происходит в экономической сфере жизни и деятельности общества: экономические явления, состояния, процессы. На основе полученных знаний наука пытается выявить и объяснить закономерности, которые наблюдаются в хозяйстве и хозяйственной деятельности как отдельного хозяйствующего субъекта, так и всего общества в целом. Обнаружить, открыть законы , чтобы затем использовать их в своей практической деятельности, «заставить их работать на себя» - именно для этого, ради этого и существует любая наука. Это ее конечная цель.

Если экономическая наука, ученые-экономисты выявляют факты, ха­рактеризующие уровень жизни в той или иной стране, исследуют структуру семейных бюджетов, общие объемы потребления про­дуктов, потребление на душу населения, обеспеченность коммунальными услугами и пр., то эту науку называют описательной или эмпирической наукой. Но не менее важным является и тот момент, когда экономическая наука устанавливает принципы, то есть выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов (пред­приятия, фирм) из ранее изученных фактов. В этом случае выведе­ние принципов (законов) из фактов называется экономической теорией или экономическим анализом .

2) методологическая функция. Если учесть, что в самом общем виде методология есть учение о методах (путях, способах) познания мира, то главная задача экономической науки в этой функции – показать, как следует изучать (познавать) экономические явления и процессы.

Экономическая теория служит общетеоретической и методологической базой для всех конкретных экономических наук, поскольку разраба­ тывает основные понятия, определения, термины, а также общие на­ правления и методы научных исследований экономики . В отличие от нее конкретные экономические науки изучают лишь от­дельные области хозяйственной жизни общества: экономику определенной отрасли национального хозяйства («Экономика здравоохранения»), сферу финансов или хозяйственного учёта, историю экономики страны…

Таким образом, экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, а все остальные эко­номические науки - проявление этих основ и принципов в конкретных областях: в промышленности или сельском хозяйстве, в торговом или банковском деле, сфере труда и т.д.

Рассматривая методологическую функцию экономической науки, охарактеризуем методы , которые используют экономисты в своих исследованиях. Важнейшими из них являются:

    наблюдение (преднамеренное, целенаправ­ленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов , происходящих в действительности. Полученная таким образом информация подвергается дальнейшей обработке – собранные факты анализируются, сопоставляются, группируются, обобщаются, на этой основе появляются первые теоретические выводы, выстраиваются гипотезы и теории, требующие тщательной проверки и подтверждения на практике.

    эксперимент. Метод предполагает проведение искусст­венного научного опыта, в ходе которого изучаемый объект ставится в специаль­но созданные и контролируемые условия. Эксперимент либо подтверждает выдвинутые теоретические выводы, либо опровергает их, и тогда исследовательский поиск начинается заново. Так, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят её пробные испы­тания в рамках той или иной группы работников.

    моделирование. Метод пре­дусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу - модели, которая замещает сам объект исследования. Моделями в экономической теории часто выступают различные схемы, таблицы, формулы, графики, позволяющие наглядно представить исследуемый процесс или явление (модель экономического кругооборота, волновая теория циклов, бюджетная линия и кривые безразличия…).

    метод научных абстракций , или абстрагирование. Он состоит в очищении объекта исследования от случайных, второстепенных признаков и определении наиболее типичных, постоянных, характерных его свойств и качеств. Так формулируются отвлеченные понятия – научные категории или абстракции, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели;

    анализ и синтез . Данные методы предполагают изучение социально-эко­номических явлений как по частям (анализ ), так и в целом (синтез ). Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объек­там исследования. Подобные объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Вся экономика, по существу, состоит из множества больших и малых сис­тем: народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов; стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников и т.д.

Среди методов экономических исследований особое место занимают позитивный и нормативный анализ , благодаря которым в науке утвердилось два основных подхода к изучению экономических явлений - позитивизм и нормативизм, вследствие чего возникла экономика позитивная и нормативная.

Позитивная экономическая наука изучает то, что есть, тогда как нормативная экономика выражает субъективные представления о том, что должно быть. Сторонники позитивизма считают, что экономика - это «чистая наука», такая же, как и естественная наука (биология, физика и т.п.), поэтому и изучать экономические явления нужно по аналогии с точными, естественными науками. Она призвана давать описание экономических явлений такими, какими они есть, какими они предстают в реальной действительности. Конечным результа­том экономических исследований для позитивистов является теория, создаваемая на основе обобщения фактов, выведения присущих исследуемому объекту закономерностей.

Сторонники нормативного подхода в экономической науке отрицают необходимость анализа реальных факторов экономическо­го развития по аналогии с точными науками. При изучении экономических явлений, утверждают представители нормативизма, важно учи­тывать тенденции в развитии социальных, политических, религи­озных и других сфер общественной жизни, т.е. опираться в иссле­дованиях не только на факты, но и на ценностные ориентиры. Таким образом, представители позитивного направления высту­пают лишь как ученые, а нормативисты - и как ученые, и как политики.

    индукция и дедукция представляют собой два тесно взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга метода исследования. Многие выводы и положения теоретической экономики были сделаны именно этими методами.

Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему вы­воду – это индукция, или обобщение. При таком способе рассуждения экономист начинает исследование с накопления фактов (увеличение спроса на товар при снижении цен на рынке), которые затем обобщаются, систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принципы (цены снижаются - спрос на товар возрастает, повышение же цен неотвратимо ведет к снижению спроса).

Рассуждение в обратном направлении (от общего поло­жения к частным выводам) называют дедукцией. Экономическая наука часто решает свою задачу, начиная с уровня теории (принципов), а затем проверяет или отвергает дан­ную теорию, обратившись к фактам.

Дедуктивный метод исследования часто называют гипотетическим: опираясь на логику или интуицию, умо­зрительные заключения, экономисты формулируют непроверенные принципы, называемые гипотезой. Однако правильность гипотезы обязательно должна быть подтверждена и доказана систематическим и много­кратным изучением соответствующих фактов.

    исторический и логический методы исследования также применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических явлений, про­цессов в их исторической последовательности сопровождают логиче­скими обобщениями - оценкой этих процессов в целом и общими выводами. К примеру, детальное исследование конкретного хода и осо­бенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах - это использование исторического метода исследования . А выводы, сделанные на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о то­варных дефицитах и пр.) – использование логического метода.

    графический метод . Он отображает хозяйственные явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и нагляд­ность в представлении сложного теоре­тического материала.

    экономико -математические и статистические методы - без них никак не обойтись в экономических исследованиях. Данные методы позволяют достаточно точно описать и измерить многие количественные процессы, свойственные массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении длительного периода. Благодаря методам математического и статистического анализа ученые открывают тенденции и закономерности развития реальной экономики.

3) практическая функция. Знания, полученные экономической наукой, обязательно прилагаются, прикладываются к хозяйственной, практической деятельности людей. Они используются для решения конкретных проблем, позволяя людям увеличивать объем производимой продукции, более полно удовлетворять их растущие потребности, облегчать их хозяйственную деятельность, улучшать собственное благосостояние и т.д. Наука помогает не сознавать и четко формулировать сами проблемы, но и предлагает различные пути, способы их решения. Она учит из множества возможных вариантов решений выбирать лучшие – такие, которые при наименьших затратах способны привести к наибольшим результатам.

4) образовательная (учебная) функция теоретической экономики позволяет в доступной форме познакомить с важнейшими достижениями науки всех, кто нуждается или желает приобрести необходимые ему экономические знания. Пусть небольшим, но определенным набором этих знаний должен обладать и пользоваться каждый человек. С раннего детства нас окружает хозяйственная (экономическая) среда, вне которой ни отдельный человек, ни человечество в целом существовать просто не сможет. Значит, мы должны разбираться в проблемах экономического характера. Безработица и инфляция, зарплата и доход семьи, достойный уровень жизни, налоговые льготы и платежи, способы социальной защиты… - из решения этих и подобных проблем и складывается наша жизнь. Мы должны понимать их суть, знать пути и способы их решения. К этому и призван курс экономической теории, включенный в учебные программы самых разных вузов.

Экономика – сложная, многоуровневая наука . Учитывая, что основной, центральной фигурой жизни и жизнедеятельности на Земле является человек, личность, экономика как наука призвана уделять внимание отдельной личности, домашнему, семейному хозяйству, отдельным продуктам, товарам, услугам, удовлетворяющим потребности человека и семьи.

С другой стороны, экономические знания распространяются на такие объекты, как предпринимательская деятельность, предприятия, фирмы, представляющие основные звенья предпринимательской деятельности. Это объекты более крупного масштаба, но и они представляют лишь часть гораздо более масштабной экономики регионов, стран, государств. Наконец, существует самая масштабная – мировая - экономика.

Таким образом, в экономической науке выделяются отдельные части, различающиеся охватом, масштабом изучаемых объектов, в зависимости от чего изменяются и методы их описания и анализа, а также используемые показатели. Соответственно различают макроэкономику и микроэкономику .

Макроэкономикой называют часть экономической теории, изу­чающей экономику как единую, целостную систему. В поле зрения макроэкономики попадают экономические явления и процессы, имеющие значимость в масштабе всего хозяйства страны.

Макроэкономика использует экономические показатели, характеризующие со­стояние всей экономики страны как одного большого объекта. Это показатели общего, сум­марного объема производства и потребления, темпов экономическо­го роста и спада, общих и средних по стране величин доходов и рас­ходов, заработной платы, производительности труда, цен, валютного курса. Такие совокупные показатели, свидетельствующие о состоя­нии и поведении экономики в целом, называют агрегированными, син­тетическими.

Макроэкономика позволяет видеть, исследовать, прогнозировать экономическую картину в целом, так как она не углубляется в отдельные детали, а стремится выявить самые общие качества, свойства, признаки.

Под микроэкономикой понимают область экономической на­уки, изучающую экономические процессы, связанные с состоянием и деятельностью отдельных частей экономики или, как принято го­ворить, отдельных субъектов экономической деятельности. Для ми­кроэкономики представляют интерес отдельные отрасли народного хозяйства, рынки товаров и услуг, предприятия, фирмы, производители и потребители, до­машние хозяйства.

Микроэкономика есть, прежде всего, экономика предприятий, предпринимательской дея­тельности, рынков. Когда изучается, сколько легковых и грузовых автомобилей произведено в течение 2012 года предприятиями автомо­билестроения, или какие товары пользовались наибольшим спросом на рынках города Омска в 2010 г., или какой урожай пшеницы соб­рали фермеры Кубани в течение двух последних лет, мы имеем дело с микроэкономикой.

Микроэкономика исследует взаимодействие производителя с потребителями, взаимные расчеты, цены на разные виды товаров, складывающиеся на разных рынках. Способы выработки и принятия хозяйственных решений в низших звеньях экономики тоже представ­ляют предмет микроэкономики. Так что если правление акционер­ного общества определяет, какую часть прибыли вложить в развитие производства, а какую раздать акционерам, то оно решает микроэко­номическую проблему.

Макроэкономика и микроэкономика тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Большинство вопросов, на которые приходится отвечать эконо­мистам-практикам, относится к области микроэкономики. Но на государственном уровне, когда приходится решать проблемы народ­нохозяйственного масштаба, без макроэкономики не обойтись. Иногда трудно провести четкую грань между микроэкономикой и макроэкономикой. Отдельные микроэкономические проблемы об­ретают такую значимость, что становятся макроэкономическими.

Любая наука опирается на свой аппарат научных терминов и понятий, которые составляют язык науки или ее категории . Экономика не является исключением из общего правила. Товар, цена, стоимость, спрос, предложение, прибыль, капитал, издержки, деньги, полезность, рентабельность, рынок, зарплата, приватизация… – список понятий, широко используемых и в теории, и в практике хозяйствования, можно продолжать очень долго. Все они являются категориями экономической науки: в них наука хранит накопленные в ходе научных исследований знания, с их помощью она себя выражает. Со многими из экономических категорий нам предстоит познакомиться в ходе изучения основных тем курса экономики.

Как мы уже говорили, главная цель любой науки – проникнуть в самую глубину, сердцевину изучаемого процесса или явления, познать его сущность, чтобы открыть законы , позволяющие понять и объяснить эти явления.

Экономическая теория исследует законы функционирования и развития экономики . Они выражают необходимые, существенные, массовые, устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи между хозяйственными явлениями и процессами. Среди законов, с которыми мы уже успели познакомиться – закон возвышения человеческих потребностей, закон Энгеля, устанавливающий четкую взаимосвязь между доходами людей и степенью удовлетворения их насущных потребностей. Многие законы нам только еще предстоит изучать – законы спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности, закон убывающей отдачи ресурсов и т.д.

Экономические законы имеют свои специфические особенности . Они, как и законы природы, объективны, то есть не зависят от сознания и воли людей: экономические законы действуют и проявляются независимо от того, хотим мы этого или нет, знаем мы их или для нас они еще не открыты. Но люди могут их познавать, что­бы действовать не наперекор, а заодно с ними, повышая, тем самым, эффективность своей деятельности. Так, зная закон спроса, разумный про­давец гибко снижает цены по мере падения спроса на свой товар и, ус­коряя торговый оборот, увеличивает доходы.

Однако экономические законы не следует абсолютизировать . Они часто действуют, как замечал К. Маркс, весьма запутанным и приблизительным образом, лишь как господствующая тенденция. К примеру, растущая цена на сверхмодный товар может даже подстегивать спрос. Но взять общественный транспорт: удорожание проезда в нём практически не влияет на спрос.

В отличие от законов природы, которые действуют стихийно и не затрагивают интересов людей, экономические законы проявляются через сознательную целесообразную деятельность людей, они непосредственно затрагивают присущие людям экономические интересы, поэтому, изучая эти законы, нужно обязательно учитывать человеческий фактор, который оказывает большое влияние на состояние и развитие хозяйственной (экономической) деятельности.

В отличие от законов природы, экономические законы очень недолговечны и изменчивы. Они исторически приходящи. Каждому способу производства, каждой ступени в развитии общества присуща своя система экономических законов, и лишь незначительное их количество относится к категории общих законов (уже упомянутый нами закон возвышения человеческих потребностей).

Выявлять, обнаруживать законы экономики, объяснять их действие, чтобы затем использовать открывшуюся закономерность в практической деятельности – в этом, как мы уже говорили, и заключается основная задача теоретической экономики.

Логическим завершением процесса экономических исследова­ний поведения хозяйствующих субъектов, может быть выработка мер или решений государства, обеспечивающих ре­гулирование рассматриваемой проблемы. Этот процесс называют экономической политикой.

Определив предмет теоретической экономики, разобрав ее функции и уровни, охарактеризовав методы экономических исследований, экономические категории и законы, мы получили общее представление об экономике как науке - области знаний, центром внимания которой являются процессы и явления, наблюдаемые в хозяйственной сфере жизни и деятельности человеческого общества. Теперь нам предстоит охарактеризовать экономику реальную - сложную хозяйственную систему, призванную обеспечить людей всем необходимым для их существования.

Успешное изучение экономической теории само по себе еще не является залогом успехов в предпринимательской дея­тельности, однако знания, которыми она располагает, важны и ценны не только для тех, кто в своей профессиональной деятельности с ними связан. Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, формирует гражданское сознание, вырабатывает эконо­мический тип мышления, позволяющий решать те экономические проблемы, которые ставит перед нами жизнь, практика.

Характеристику экономике как хозяйственной системе мы дадим на следующей лекции. Спасибо за внимание.

Экономика (наука)

Экономика - совокупность общественных наук , изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг . Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на теоретические и прикладные.

Теоретическое направление также называют экономической теорией - рассматривает особенности процесса обмена, распределения, выбора способа использования ограниченных ресурсов.

Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией, непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

Объекты экономической науки

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику , изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику , изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика » (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической науки

В экономической науке используются стандартные методы диалектики и логики. К общенаучным методам исследования экономических процессов относятся такие методы, как:

Общим мировоззренческим методом является

  1. материалистическая диалектика

Среди частных методов исследования выделяют:

  1. графические,
  2. статистические,
  3. математические,
  4. моделирование,
  5. сравнительный анализ,
  6. экономический эксперимент,

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики .

Экономикс

Как производить

Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобили «Форд » изготавливается первым способом, а «Лотус » - вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать с применением компьютерных технологий дистанционного обучения одновременно для сотен студентов.

Эффективность - главный критерий при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идёт с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето , по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью - это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.

Эффективность в производстве - это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда . Может ли каждый человек быть универсальным - фермером утром, портным - днем и поэтом - вечером? Или люди должны работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Совместная работа позволяет сделать то, что в одиночку делать долго или вообще невозможно. Примером могут служить рабочие, разгружающие объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они смогут поднимать тюки и укладывать их в штабеля на складе.

Работа может требовать выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает своё умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создаётся высокопроизводительная бригада.

Когда работник уже обладает некими специальными навыками, то разделение труда произойдет в соответствии со сравнительными преимуществами - возможностью выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого? » имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества блага может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остаётся неизменным.

Эффективность в распределении и эффективность в производстве - это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчёт оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряжённо работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. На практике вопрос справедливости часто доминирует над эффективностью в дискуссиях о распределении. Согласно концепции равенства, все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определённые блага, - услуги, пища и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от самого механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определённые принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации . Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты [кто? ] проводят чёткую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещён? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует своё внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определённых институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации:

  • стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения;
  • иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства . Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растёт. Рост цен даёт потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несёт «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчётливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остаётся основной чертой экономического мышления.

Иерархия и власть . Рынки - важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры - решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».

В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.

Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие - на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием , таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия - процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой , так и микроэкономикой . И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.

В последнее время не принято разделять эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика - две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.

Примечания

См. также

  • Централизованное компьютерное управление плановой экономикой

Ссылки

  • Гневашева В. А. Прогнозирование экономики: понятия и история // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 141-144.
  • Российские и зарубежные экономические журналы на портале eLibrary.ru
  • J. M. Keynes. The General Theory of Employment (англ.) Interest and Money, 1936
  • Электронная библиотека по экономике, теории активных систем и менеджменту .
  • Макроэкономика . Электронные книги по макроэкономике.
  • Микроэкономика . Электронные книги по микроэкономике.
  • Финансовая математика . Финансовая математика - электронные книги.
  • Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент.»

Литература

  • Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5. - С. 52-53.
  • Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики . - 2004. № 3. - С. 149-153.
  • Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. - 2001. - № 2. - с. 73-107.
  • Бизнес: Оксфордский толковый словарь . - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 752c.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. - СПб: Экономическая школа, 1994. - 349 с.
  • Гудвин Н. Р. и др. Микроэкономика в контексте. - М.: РГГУ, 2002. - 636 с.
  • Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс : Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. - Таллин: А. О. «Реферато», 1993.
  • Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. - М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • Некипелов А. Д. О теоретических основах выбора экономического курса в современной России //Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5.
  • Основы экономической теории. Политэкономия. - М.: Изд. УРСС, 2003. - 528 с.
  • Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986. - 472 с.
  • Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 824 с.
  • Самуэльсон Пол , Вильям Нордхаус. Экономика = Economics. - 18-е изд. - М .: Вильямс, 2006. - 1360 с. - ISBN 0-07-287205-5
  • Современная экономика. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 608 с.
  • Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 2000. - № 1. - С. 39-55.
  • Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. - 1997. - № 7. - С. 35-52.
  • Шиобара Т. Марксистский взгляд на нынешнюю российскую экономику // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 2. - С. 101-114.
  • Simon H. Reason in Human Affairs. - Oxford: Basil Blackwell, 1983.

Коды в системах классификации знаний

  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (по состоянию на 2001 год): 06 ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Основные разделы

Экономика является многоплановым понятием, и выделить однозначное определение этого явления довольно сложно. По этой причине трактовок существует крайне много, и понятие экономики необходимо рассматривать с разных сторон.

Экономика: понятие

Одним из самых распространенных определений экономики является «хозяйственная деятельность людей». В узком смысле можно говорить об экономике, как об экономике предприятия, об экономике определенной отрасли или как об экономике страны.

Более широкое понятие подразумевает под экономикой систему жизнеобеспечения страны, которая решает задачи распределения, производства и потребления различных материальных благ и услуг. Последние необходимы для удовлетворения потребностей каждого индивида, так и для отдельных предприятий и всего государства.

Об экономике говорят, как о фундаменте любого общества. Именно это явление способствует постоянному возобновлению производственных процессов, которые должны непрерывно повторяться для того, чтобы человечество продолжало существовать.

Экономическая наука и что она изучает

Экономической наукой называют отрасль знаний, которая посвящена изучению правил, позволяющих рационализировать поведение экономического субъекта. Это необходимо для решения экономических проблем человека, компании или целого государства.

Так как только человеку присуще экономическое мышление, экономику можно назвать ровесником человечества. Уже в первых законах древнего Востока были зафиксированы правила экономического поведения. Даже в Библии встречаются определенные экономические заповеди.

Как отдельная наука, экономика возникла в античном обществе и рассматривалась, как наука о ведении домашнего хозяйства. Уже самостоятельной дисциплиной экономика стала к 17 веку, с которым связано возникновение капиталистического строя.

Тогда и возникла существенная необходимость более расширенных экономических знаний. А с выходом книги Маршалла «Принципы экономики» название «экономика» находит свое полное утверждение в большинстве развитых стран.

Прежде всего, экономическая наука изучает экономические отношения между людьми. Но однозначно определить предмет экономической науки тяжело, так как это развивающаяся наука, которая долгое время была плотно связана с другими науками.

Экономическая наука включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Эта наука включается в себя детальное изучение процессов микроэкономики, и макроэкономики.

Экономическая деятельность

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества.

Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Это один из основных терминов в экономической науке.

Значение термина «экономика»

Термин «экономика» имеет древнегреческие корни. В первоначальном виде слово экономика понималось как хозяйство, ведущееся с соблюдением определенных норм и законов, так как произошло объединение двух греческих слов, обозначающих хозяйство и закон . Стоит напомнить, что большую часть древнегреческого хозяйства представляло домашнее хозяйство, и экономику того времени точнее было бы рассматривать не как народное хозяйство страны, а, скорее, как домоводство.

Рисунок 1.

За долгую историю существования значение термина «экономика» весомо расширилось и развилось. Современная «экономика» имеет более широкий смысл, чем было задумано его автором греческим философом Ксенофонтом изначально. Понятие «экономика» довольно многозначно, в современном мире выделяют несколько значений.

Определение 1

В основном значении подразумевают, что экономика - это непосредственно хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. объединение вещей, предметов, средств, субстанций духовного и мира, применяемое для удовлетворения потребностей и поддержания жизненных условий.

Вторая трактовка термина подразумевает науку, как общность знаний об умении вести хозяйство и деятельность , связанную с ним, о потреблении различных природных потенциалов для удовлетворения потребностей общества и людей, о взаимоотношениях, зарождающихся между людьми в процессе деятельности.

Появление экономики как науки

Экономическая наука появилась несколько позже, чем экономика. На протяжении не одного века экономической истории люди осуществляли свою деятельность, основываясь на опыте, передающемся от одного поколения другому. Основами для появления и развития научной экономики стали философия и социология.

Как самостоятельная сфера знаний экономика выделилась позднее, приблизительно 300 лет назад. За прошедшее время, в частности за последние 150 лет, понимания о предмете экономической науки существенно изменились. На вопрос «Что такое экономика как наука?» - философы и самые выделяющиеся исследователи этой сферы знаний, ученые-экономисты не дают одинаковых ответов. При более детальном анализе ответов условно можно выделить три различных пути к определению предмета экономики.

Замечание 1

Прежде всего, определилось значение экономической науки, как исследуемое производство и потребление вещественных благ , получение материальных средств существования. Источником такого мнения считается экономист А. Смит: - Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния».

Неполнота данной трактовки с точки зрения современных мнений подразумевается в том, что в ней из области экономической деятельности не учитывается нематериальное производство» в образе интеллектуальной деятельности, услуг. Кроме того экономическая наука в действительности оказывается сосредоточенной в области выпуска, в то время, как, обмен товарами остается вне зоны ее использования. Как выглядит данное определение наглядно можно увидеть на рисунке ниже.

Рисунок 2.

Замечание 2

В последнее время все чаще выделяется новый способ определения предмета экономической науки, в его основе используются такие понятия, как «ограниченность ресурсов» , «редкость» . Опираясь на этот вариант, основной целью экономической науки является формулировка и развитие всех альтернативных способов использования ограниченных экономических ресурсов, потребляемых для осуществления определенных задач, для выбора наилучшего варианта. Экономическая наука анализирует поведение людей в условиях, когда им необходимо сравнить цели и средства необходимые для их достижения, принимая в расчет ограниченность этих средств и иные более или менее выгодные варианты их использования.

Основная цель экономической науки

Рассмотрев различные формулировки термина, можно выделить общее определение экономической науки, которая есть совокупность знаний, помогающих найти ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

  1. Что и в каком количестве производить?
  2. Каким образом и кем будут произведены товары, из каких ресурсов, используя какие технологии?
  3. Кто будет потребителем этих товаров, как они распределятся между потребителями?

Ответом на первый вопрос будет являться структура производства, на второй - используемая технология, на третий - область использования произведенного продукта.

Замечание 3

Важно не забывать, что экономическая наука не имеет заранее установленных границ, она неизменно развивается и увеличивает зону своего охвата, постепенно проникая в различные области, в частности в социальные, гуманитарные науки. Вместе со своим общепринятым объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания полностью охватывают всю социальную сферу. Экономика непосредственно связана с философией, правом, информатикой, математикой, историей, географией, психологией, социологией и рядом естественных наук. Но все-таки экономическая наука, прежде всего, изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Под экономическими потребностями часто воспринимается нехватка чего-либо для сохранения жизненных функций и совершенствования индивида , организации и общества в целом. Фактором, склоняющим человека к бурной деятельности, является экономическая потребность. Условно выделяют два вида потребностей : первичные и вторичные. Первичными называются жизненно необходимые потребности (еда, одежда и т.д.). Вторичными называют все остальные потребности.

Также можно выделить эластичные и неэластичные (жесткие) потребности. Неэластичными, называют первичными, а эластичными - вторичные. Неэластичные потребности невозможно заменить другими или не удовлетворять их в течение длительного времени.

Блага и ресурсы в экономике

Определение 2

Блага - средства, для удовлетворения потребностей. Можно выделить два вида благ взаимозаменяемые(субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) . Экономические блага могут быть также разделены на настоящие и будущие, прямые и косвенные.

Маркс считал, что важной часть стоимости экономического блага является общественно необходимый труд, т. е. труд, осуществляемый при средних общественно нормальных условиях производства и средней производительности труда. Из неоклассических воззрений можно сделать вывод, что ценность благ пропорциональна их доступности. Учитывается, что любую потребность можно удовлетворить не одним видом благ, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Экономические блага получают, используя средства - ресурсы.

Определение 3

Экономические ресурсы - это средства, необходимые для создания экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся природные ресурсы, труд, капитал, предпринимательская способность или способность к бизнесу.

Бизнесом считается ресурс, сосредоточенный в умении индивида или группы использовать имеющиеся ресурсы наиболее продуктивно.

Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер. Поскольку экономическая наука носит позитивный, отражающий объективную реальность, характер, постольку она изучает поведение участников экономических процессов. Тем не менее, конечный результат их деятельности объективен, не зависит от воли и сознания отдельных индивидов.

Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, т. е. как одну из ее задач можно выделить стремление поиска самой эффективной формы организации производства, постольку она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики. С этим связано стремление экономистов использовать взаимозаменяемость экономических благ. Такие ресурсы, как природные, труд, капитал, достаточно взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...