Кризисные пояса России. Критерии выделения кризисных регионов


    1. проблемные регионы: понятие и классификация
    2. Кризисные регионы
    3. Отсталые регионы
    4. Депрессивные регионы
    5. Приграничные регионы
    6. Регионы Севера.

1. проблемные регионы: понятие и классификация

Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

    1. особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности
    2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики
    3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны
    4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Как же осуществляется классификация проблемных регионов? Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

    1. Субъекты федерации
    2. Части субъектов федерации
    3. Несколько субъектов Федерации
    4. Сопредельные части субъектов Федерации.

Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

    1. Центральный пояс
    2. Южный пояс
    3. Уральский пояс
    4. Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:

    • Спад производства
    • Высокая безработица
    • Низкий уровень жизни
    • Высокий уровень депопуляции населения.

Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

    • Спад производства
    • Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью
    • Низкий уровень жизни
    • Низкая бюджетная обеспеченность
    • Межэтнические военные конфликты
    • Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

  • Локальный спад производства
  • Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного пояса являются:

    • Спад производства и высокая безработица
    • Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения
    • Слабая транспортная доступность
    • Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения
    • Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.

Анализ проблем кризисных поясов россии свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.


Похожая информация.


Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

1. Особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности

2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики

3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны

4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.

В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Сегодня существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

1. Субъекты федерации

2. Части субъектов федерации

3. Несколько субъектов Федерации

4. Сопредельные части субъектов Федерации.

Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития, и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

1. Центральный пояс

2. Южный пояс

3. Уральский пояс

4. Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются: спад производства; высокая безработица; низкий уровень жизни; низкая бюджетная обеспеченность; высокий уровень депопуляции населения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

o Спад производства

o Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью

o Низкий уровень жизни

o Низкая бюджетная обеспеченность

o Межэтнические военные конфликты

o Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом, в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-Сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

· Локальный спад производства

· Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного пояса являются:

o Спад производства и высокая безработица

o Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения

o Слабая транспортная доступность

o Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения

o Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Анализ проблем кризисных поясов России свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.

В отечественной и в зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия "регион". В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: "регион" и "район", причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район "представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории".

Понятию "регион" уделяется много внимания в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются:

  • 1. географические (расположение, величина территории и количество населения);
  • 2. производственно - функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
  • 3. градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
  • 4. социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что регион -- это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, поскольку, особенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части - регионы.

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:

  • 1. Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
  • 2. Регионы - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов.
  • 3. Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.

Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы - понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.

Третье определение позволяет реализовать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.

Конституционное признание регионов субъектами РФ требует раскрытие их роли в системе реформирования экономики России. Многоукладность экономики потребовала принципиально нового подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными положениями которой являются:

  • 1. признание самостоятельности субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью укрепления единства России;
  • 2. признание предприятия в качестве основного самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике страны;
  • 3. формирование системы государственного регулирования регионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень.

Данные положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами.

В учебной литературе деление территории на регионы принято называть районированием. Районирование проводится в соответствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемно ориентированным. В настоящее время существует несколько видов районирования России, а именно:

  • 1. административно-территориальное;
  • 2. общее экономическое;
  • 3. проблемное экономическое.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов районирования России.

С административно - территориальным районированием связана вся территория Российского государства. До Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. В 1708 г. впервые Петр 1 учредил восемь губерний, затем их число росло и в начале XX в. Россия уже была разделена на 97 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости.

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа.

C 18 марта 2014 года в РФ добавились Республика Крым и город Севастополь. В настоящее время в России 85 регионов - субъектов Федерации, включающих 22 республику, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, одну автономную область, 4 автономных округа.

По оценке на 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 11 городов с численностью населения свыше 1 млн человек: Москва - 10470,3 млн; Санкт-Петербург - 4568,0 млн; Новосибирск - 1390,5 млн; Екатеринбург - 1323,0 млн; Нижний Новгород - 1274,7 млн; Омск -1131,1 млн; Самара - 1135,4 млн; Казань - 1120,2 млн; Челябинск - 1092,5 млн; Ростов-на-Дону - 1048,7 млн; Уфа - 1021,5 млн человек.

Все 85 регионов различаются по размеру территории, численности населения, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

На территории России в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не затрагивают основное (конституциональное), административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственности.

Общее экономическое районирование России в настоящее время содержит 11 экономических районов. При этом каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится экономическая область как особая экономическая зона.

Интересы районов в значительной мере определяются структурой их хозяйства. По такому принципу можно классифицировать регионы:

  • 1. на добывающие (Тюмень, Якутия и др.), у которых высока доля экспорта; обеспечивающая им привилегированное положение;
  • 2. на агропромышленные (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), стремятся к формированию внутреннего регионального рынка, ограждают себя от проблем других регионов;
  • 3. с ярко выраженной этнической доминантой (Северный Кавказ, Тува и др.), которые стремятся к обособлению не по экономическим, а по национальным и политическим причинам.

Эти регионы имеют незначительные перспективы устойчивого развития.

Современное административно-территориальное деление Российской Федерации прошло сложный путь в своем развитии, сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого было экономико-территориальное размещение производительных сил, что определяло специализацию и уровень развития регионов. Теория и практика определили четыре типа экономических районов:

  • 1. основной экономический район, охватывающий несколько областей, автономных республик;
  • 2. экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, автономной республики;
  • 3. внутриобластной экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов;
  • 4. местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом.

Урбанизированные промышленные регионы, в том числе с высокой долей ВПК, при всем разнообразии их хозяйственной структуры ориентируются преимущественно на внутренний рынок и рынки стран СНГ. В таких районах проживает большинство россиян.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования в практике применяется деление России на две макроэкономические зоны:

  • 1. Запад (Европейская часть и Урал);
  • 2. Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Таким образом, общее экономическое районирование - это не механическое деление территории на заданное количество регионов, а деление, базирующееся на определенной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделения труда и эффективности национального рынка.

Проблемное экономическое районирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. К таковым могут относиться отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные регионы, особо выделяются приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка.

К регионам проблемного типа могут относиться те части территории страны, где осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера).

Следовательно, проблемное экономическое районирование не охватывает всю территорию России, как и выделяемые проблемные регионы.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что процесс образования регионов связан с развитием общественного (территориального) разделения труда и специализаций отдельных территорий.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...