Кредитные рейтинги стран снг остаются низкими. Экономическое развитие стран снг


СССР был не лучшим государственным укладом в истории человечества, но по сравнению с постсоветизмом многим он кажется просто райским. А как же обстоит дело с объективной точки зрения?
Скажу только следующее: по статистическим данным СССР по уровню жизни населения страны занимал седьмое место в мире, а современная постсоветская России занимает 148 место. Вот и весь сказ о «перестройке» и её плодах. Подробности о мровом уровне жизни в странах мира смотрите в нижеприведенном описании и таблицах. Вот конеретные статистические данные, которые говорят сами за себя: Рейтинг стран по уровню жизни Рейтинг актуален на 30.11.06 Шестой год подряд Норвегия удерживает титул лучшей страны мира для проживания. Средняя продолжительность жизни в этой скандинавской стране составляет 79,6 лет, все взрослое население имеет среднее или высшее образование, а ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, составляет 38,4 тыс. долларов в год на каждого норвежца. При составлении рейтинга учитывались следующие факторы: продолжительность жизни, уровень образования и величина ВВП на душу населения (по паритету покупательской способности). Подобные исследования проводятся ежегодно группой независимых ученых по заказу ПРООН, начиная с 1990 года. Индекс HDI (Human Development Index) - главный показатель, на основании которого страны ранжируются по уровню жизни. В рейтинге приводятся показатели 117 стран, в том числе Гонконг (Китай) и Палестина (Оккупированные Палестинские территории), за 2004 год (сбор и обработка информации занимают примерно полтора года). Вместе с тем, для 17 государств-членов ООН индекс HDI не установлен, поскольку по ним не было собрано достаточного количества данных.
Рейтинг стран по уровню жизни


Второе и третье место с минимальным отрывом от лидера заняли Исландия и Австралия. Средняя продолжительность жизни островитян - 80 лет, а такой важный показатель, как ВВП на душу населения, составляет 33 тыс. долл. в год на каждого жителя Исландии и 30 тыс. долл. на каждого австралийца. Странами с высоким уровнем жизни независимые эксперты признали 63 государства. В десятку лучших стран попали Ирландия, Швеция, Канада (лидер рейтинга с 1993 по 2000 годы), Япония, США, Швейцария и Нидерланды. Из стран бывшего СССР Россию по уровню жизни обгоняют только прибалтийские страны: ВВП на душу населения в Эстонии составляет 14,5 тыс. долл. в год (40-е место), Латвии – 11,6 тыс. долл. (45) и Литве – 13,7 тыс. долл. (41). Странами со средним уровнем развития стали 82 государства. В тройку лидеров данной группы входят Ливия, Россия и Македония. Уровень жизни в России неуклонно падает: в этом году наша страна и заняла 65 место (в прошлом году было 62, а годом ранее – 57). Из стран бывшего СССР условия для жизни хуже, хуже, чем в РФ, в Белоруссии – 67 место, Украине – 77 место, Казахстане – 79, Армении – 80, Грузии – 97 и Азербайджане – 99. Во второй группе также оказались такие мировые экономические гиганты, как Бразилия (69-е место) и Китай (81-е). В группу стран с низким уровнем жизни эксперты поместили 29 африканских стран и один остров - Гаити. Странами непригодным для проживания, согласно рейтингу, являются африканские страны Нигерия, Сьерра-Леоне и Мали. Валерия Волохова Источник таблиц: РБК, ООН

Экономическое развитие стран СНГ с 1991 по 2019 год имело несколько стадий: от момента становления и формирования до трансформации и кризисных явлений. За столь длительный период существования страны Содружества Независимых Государств прошли путь унификации и интеграции национальных экономик.

Уровень развития государств СНГ неодинаков.

В результате этого были созданы Таможенный союз (ТС), Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Благодаря этому экономика стран СНГ стала меняться, были упрощены таможенные правила ввоза и вывоза товаров, усилилось экономическое сотрудничество стран СНГ.

По количеству денежных потоков и развитости производства к лидерам постоянно приближается Азербайджан, в котором находится множество заводов, предприятий промышленности добывающего характера - газовой и нефтяной.

Россия является важным звеном в становлении и развитии внешнеэкономических связей, интеграции СНГ в мировое сообщество. Государства во многом зависимы от экономической ситуации в РФ, от рыночных взаимоотношений в Содружестве, от денег российских инвесторов.

  1. Реформирование экономики. Проходит в разных странах неодинаково и отличается неоднородностью.
  2. Взаимозависимость и дополняемость.
  3. Мероприятия, направленные на создание общего комплекса сельского хозяйства и народного хозяйства. Экономические показатели стран в этом направлении говорят о том, что без объединения выпускать сельскохозяйственную продукцию невыгодно. В частности, в России упал объем производства с/х продукции и сейчас составляет 67 %. В других государствах показатели еще ниже: в Казахстане - 48 %, в Беларуси - 16 %, в Азербайджане - 15 %.
  4. Наблюдается переориентация сырьевого и топливного экспорта на рынки других стран мира, в том числе Европы, Азии, Ближнего Востока, Кавказа. Отказ от дальнейшего активного взаимодействия в данной сфере вызван тем, что многие государства имеют большие долги перед РФ. В частности, некоторые страны не рассчитались за газ, поэтому для них стоимость газа в течение последних лет постоянно пересматривается.
  5. Производители, работающие на рынках Таможенного союза, сокращают промышленность, поскольку продукция в больших объемах не востребована.
  6. Национальные экономики большинства стран СНГ отличаются однотипностью, поэтому создаются одинаковые условия для того, чтобы продвигать товары и предлагать услуги в системе внешней торговли.

Динамика ВВП стран СНГ с 2005 по 2015 год

В связи с этим перед СНГ стоят следующие проблемы дальнейшего экономического развития:

  • Входить в мировое пространство вместе или поодиночке.
  • Нормализовать рост ВВП.
  • Наполнить бюджеты стран Таможенного союза, прекратив инфляцию и ликвидировав кризисные явления.
  • Возродить промышленность.
  • Активизировать импорт и внешнеэкономические связи.

Страны Содружества уже начали постепенную интеграцию в качестве сырьевого придатка в экономику Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки. Поэтому сейчас государства СНГ работают над тем, чтобы усилить сотрудничество и сделать более продуктивными экономические отношения.

Самые высокие темпы интеграции, роста ВВП, наращивания объема промышленного производства демонстрируют Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Азербайджан. Приближается к этому списку стран Узбекистан. Остальные государства отличаются низкими показателями экономического развития, постоянными кризисами в промышленности и производстве.

Экспортируемые товары из СНГ на мировой рынок

Объем ВВП в странах СНГ 2018-2019 год

Отдельными статьями экспорта являются энергоресурсы и дешевая рабочая сила, которые признаны фундаментальными основами для развития и подъема экономики. Несмотря на потенциал, страны СНГ практически не используют указанные статьи экспорта.

Самым ярким примером нерациональности признан низкий уровень ВВП многих государств Содружества. Из-за того, что в структуре экспорта преобладают нефть, нефтепродукты, газ, химия, металлургия, экономика СНГ не демонстрирует стабильность. Связано это с тем, что цены на сырье постоянно колеблются.

ВВП стран СНГ на конец девяностых годов

Россия, Беларусь, Казахстан и Узбекистан производят около 94 % всей продукции, поставляемой на рынок СНГ.

Внешнеэкономическое развитие и торговля

В 1991 году в странах Содружества были проведены реформы, которые вызвали структурные изменения внешнего и внутреннего рынка. ВВП стран СНГ постоянно снижался. В России, стране № 1 в СНГ, проявилась импортная зависимость внутреннего рынка, государственный долг стал расти, возникла опасность того, что российский капитал будет бесконтрольно «убегать» за рубеж.

Статистика внешней торговли стран СНГ

Все эти процессы отрицательно сказались на торговле, внутренней и внешней, снизив взаимосвязь между членами организации. Об этом может свидетельствовать то, что в конце девяностых годов объем торговли РФ с другими странами СНГ упал до 19 млрд долл. США. После создания Таможенного союза и ЕАЭС ситуация стала меняться в лучшую сторону:

  • Активизировались импортно-экспортные торговые операции между Казахстаном, Россией и .
  • Импортируемые товары стали более качественными и востребованными на внутреннем и внешнем рынке. Основными товарами, которые импортируются, являются нефтепродукты, сахар, целлюлоза, сливочное масло, автомобили.
  • Россия стремится покупать продукцию и услуги у государств СНГ, а не на мировом рынке.

При этом внешняя торговля по объемам превышает торговые операции со странами Содружества. Основным партнером для государств Средней Азии, и Беларуси остается Россия, от которой они получают энергоресурсы, сырье, техническую продукцию.

Доля товаров, которые поставляет Российская Федерация в страны СНГ, разная. Средний диапазон - от 54 до 88 %.

При этом в странах дальнего зарубежья наблюдается также высокий процент участия во внешнеэкономических и внешнеторговых операциях. Часть экспорта составляет 78 %, а импорта - 57 %.

Рынок стран Содружества демонстрирует небольшой прирост, что позволяет постепенно интегрироваться в европейские, азиатские и американские рынки. Объем экспорта в конце девяностых - 2000 годы из стран Содружества в различные государства мира варьируется в пределах 80 миллиардов долларов США. Это не соответствует потенциалу экономики этих стран.

Для внешней торговли характерны такие проявления на современном этапе:

  • Упало количество экспортируемых готовых услуг и товаров.
  • Сократился объем в экспорте комплектующих изделий.
  • Вырос уровень вывоза в третьи страны сырья необработанного характера.

Основные статьи экспорта в двухтысячные годы

Уровень безработицы в странах СНГ

Из-за того, что снизилось количество продукции собственного производства, на рынках СНГ стала появляться продукция из-за рубежа. Доля импортных товаров варьируется от 60 до 80 %. Особенно это касается одежды и обуви.

Внутренний рынок очень сильно зависит от ввоза продовольствия и потребительских товаров, что угрожает системе экономической безопасности стран СНГ. Но именно иностранные товары, продукция и услуги смогли стабилизировать рынок.

Одновременно с этим растет зависимость от государств, которые находятся в странах дальнего зарубежья. Главным образом это проявляется в производстве высокотехнологичного характера и во ввозе потребительских товаров, которые постепенно вытесняют продукцию стран СНГ.

Итак, импортно-экспортная структура государств - членов СНГ демонстрирует значительные изменения на их внешнем и внутреннем рынке. Например, в дальнее зарубежье постоянно вывозят так называемые невозобновляемые ресурсы, на рынки же соседних государств поступают в основном потребительские товары.

В СНГ отсутствуют инструменты и механизмы контроля рынка, переориентации его с внешнеэкономических направлений в сектор реального производства. Деятельность большинства стран Содружества за пределами организации постепенно переходит в офшоры. Это вызывает спекуляции и нестабильность на финансовом рынке, а также способствует развитию отраслей, ориентируемых на потребление сырья.

Инвестиции в экономику

В развитие национальных экономик и рынков стран Таможенного союза средства вкладывают единицы инвесторов. До конца девяностых годов внутреннее инвестирование в СНГ и России составляло около 21–30 % валового внутреннего продукта.

Ситуация в положительную сторону стала меняться с 1997 года: ВВП, как и инвестиции, стали расти ежегодно. В среднем этот показатель составлял около 1 %.

  • Расширять рынок экспорта продукции, полученной по результатам производства из добывающих отраслей экономики.
  • Продолжать и дальше вкладывать в энергетику и топливную промышленность.
  • Увеличивать количество инвестиций в металлургическую и машиностроительную сферу, а также в легкую промышленность.
  • Правительства стран СНГ не должны отказываться от российских инвестиций в экономику и рынок. Такие поступки некоторые страны Содружества рассматривают как вмешательство РФ во внутренние дела и нарушение суверенитета.
  • Нужно рисковать и реализовывать проекты, носящие надгосударственный характер.

Государства, входящие в организацию, стараются не просто сохранить традиционные рынки сбыта продукции, но и освоить новые. Большинство из них являются сырьевыми, и нужно странам СНГ экспериментировать, успешно конкурировать с другими производителями, расширять ассортимент товаров народного потребления.

Все изменения, которые активно проводятся правительствами стран, должны быть постоянными. Для того чтобы структурно изменить экономику на 1 %, необходимы деньги. Ежегодно каждое государство обязано вкладывать финансы в реформы, что составляет 2–3 % от ВВП.

Российские чиновники неоднократно критиковали тройку американских рейтинговых агентств за то, что те не учитывают финансовую мощь России. Несколько лет назад даже была идея создать собственное российское рейтинговое агентство.

Но агентства настаивают: все что инвесторам нужно знать об экономиках других стран, их рейтинги отражают точно. Экономисты Standard & Poors во главе с Аной Йеленкович объяснили, почему рейтинги стран СНГ остаются низкими.

Ни одна из стран, входящих, в СНГ, не попала в группу "А" - самых надежных кредиторов в мире. Ближе всего к этой группе приблизился Казахстан, имеющий, по версии S&P, рейтинг "BBB+". Россия отстает от него на одну ступень - "BBB". Самый низкий суверенный рейтинг у Белоруссии - "B-" с отрицательным прогнозом. Она вот-вот попадет в группу высокорисковых заемщиков вместе с европейскими должниками.

Standard & Poors разделило имеющие рейтинг страны СНГ (плюс Грузию, которая СНГ покинула) на две группы:

1. Группа экспортеров энергоносителей: Россия (BBB), Казахстан (BBB+) и Азербайджан (BBB-). У этой группы рейтинг, позволяющий привлекать инвестиции, положительный торговый баланс и лучшие финансовые показатели.

2.Группа импортеров: Беларусь (B-), Украина (B+) и Грузия (ВВ-). У них слабый торговый счет и неважные показатели бюджета.

Однако экономическая и политическая ситуация во всех шести странах схожа: развиваться (и получать высокие рейтинги) им мешают одни и те же причины.

В первую очередь, сдерживают рост рейтингов стран СНГ политические риски. В отличие от стран Восточной Европы и Прибалтики, ни одна из шести стран не прошла до конца весь путь рыночных преобразований и уменьшения централизации власти. Все шесть стран - либо сильные президентские, либо "суперпрезидентские" республики, причем некоторые властители, например, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев, находятся у власти с начала или середины 1990-х годов.

В большинстве стран продолжает углубляться социальная пропасть между правящими элитами и населением. Чем богаче страна, тем большее недовольство вызывает неэффективная власть и отсутствие системы сдержек и противовесов. В большинстве стран оппозиции как таковой нет: она раздроблена и слабо влияет на события, происходящие в стране.

Как следствие, процесс принятия решений, в том числе сфере бизнеса и бюджета, в этих странах, как правило, непрозрачный и непредсказуемый. Государство во всех этих странах активно участвует в экономике, особенно это касается группы экспортеров. По мере роста цен на нефть, в них развился "ресурсный национализм". Государство стремится увеличить свои доходы от роста цен на сырье в ущерб остальной экономике.

В Белоруссии на долю частного сектора приходится 20-25% экономики.

В Казахстане 400 государственных компаний после кризиса были объединены в "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" - он полностью контролируется руководством страны. В этом году будут проданы небольшие пакеты акций госкомпаний, но вряд ли правительство решится на крупномасштабную приватизацию, особенно в добывающем секторе.

Российское руководство эксперты S&P также упрекают в излишнем контроле над экономикой - фактически оно взяло на себя принятие всех ключевых решений.

S&P также указывает инвесторам, что Россия взяла на себя дополнительные риски, искусственно усилив влияние на постсоветском пространстве. Наиболее ярким примером этой зависимости является Белоруссия, живущая на кредиты от России и ЕврАзЭс, а также Украина, зависящая от российских энергоносителей. По Грузии ударили экономические санкции и запрет на экспорт части продуктов - когда он будет снят, платежный баланс Грузии заметно улучшится. Таможенный союз и другие инициативы увеличивают влияние России, а вместе с ним - и сопутствующие риски.

В России вряд ли будут проведены структурные реформы экономики и либерализация, а также власти не смогут существенно улучшить инфраструктуру, уверены в S&P. В 2012-2014 годах средние темпы роста России не превысят 3,8% (в этом году будет 3,5%). Принятая в России модель госкапитализма, отсутствие конкуренции и плохая демография помешают развитию не только самой страны, но и всего региона.

Рис. 1. Темпы экономического роста в странах СНГ

Шесть экономик различаются по темпам роста. В 2011 году в среднем ВВП стран вырос на 4%. Однако в Казахстане рост составил 7%, в Азербайджане - лишь 0,1%, а Белоруссия пережила экономический спад. Ни одна из шести экономик не будет расти так же быстро, как до кризиса, уверены в S&P. Среднегодовые темпы роста Казахстана, например, снизятся до 6%, и это без падения цен на нефть, которое может ухудшить ситуацию, особенно с бюджетом, который у стран из группы энергоэкспортеров исполняется с профицитом.

Единственной из исследованных стран, серьезно снизившей расходы бюджета, стала Грузия. Дефицит бюджета сократился с 9,2% ВВП в 2009 году до 3,7% в 2011 году, а к 2015 году у Грузии есть шанс снизить дефицит до 3%. И это при том, что бюджетные показатели страны ослабил конфликт с Россией и последовавший за ним кризис.

Остальные страны, включая Украину, получившую помощь МВФ, расходы бюджета увеличивают. От вновь избранного президента Владимира Путина экономисты рейтингового агентства ожидают того же: из-за снижения поддержки населения он не решится на сокращение расходов.

До 2007 года агентство постоянно повышало рейтинги России и других стран СНГ: с 2000 года по 2006 год рейтинг России вырос на семь ступеней с "частичного дефолта" (SD) до "BBB+".

Повышение рейтингов, главным образом, связано с ростом цен на нефть: за 2000-е годы они выросли с $20 за баррель до $130 перед кризисом 2008 года. От этого выиграли рейтинги России и Казахстана - лидеров группы.

Переломным для стран СНГ стал 2007 год. Ухудшение ситуации в мировой экономике, последующее падение цен на нефть и снижение притока капитала привели к быстрому снижению рейтингов.

После 2008 года на одну ступень рейтинга опустились Россия, Казахстан и Грузия. Россия поплатилась за массовый отток капитала и "побег" инвесторов, а Казахстан - за плохие показатели бюджета.

В 2011 году на две ступени выросли рейтинги Грузии и Казахстана, а также на одну ступень - Азербайджана. В Грузии на S&P произвело впечатление согласие Грузии на вступление России в ВТО, а также готовность правительства проводить реформы.

Авторитетное финансовое издание Global Finance опубликовало список богатейших и беднейших стран мира, составленный на основе данных Международного валютного фонда. Рейтинг позволяет составить представление о том, какого прогресса сумели достичь республики бывшего СССР за 25 лет, прошедшие после распада союза, и насколько теперь отличаются их экономики.

В качестве основного показателя Global Finance, следуя устоявшейся международной практике, использует данные по размеру валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, исчисленные по паритетам покупательной способности валют (ППС). В отличие от номинального ВВП, который отражает объем экономики в текущих ценах и зависит от колебаний курсов национальных валют, ВВП по ППС дает более адекватную картину, учитывающую стоимость товаров и услуг внутри страны. В расчете на душу населения этот показатель служит достаточно достоверным индикатором общего уровня экономического развития страны. Вместе с тем он не полностью отражает реальный уровень жизни, для которого используются другие показатели (уровень доходов, потребления, обеспеченность жильем и т.п.).

Все республики бывшего СССР, входящие в СНГ (учтем здесь и Грузию, входившую в Содружество до 2009 г.), по уровню подушевого долларового ВВП, исчисленного по ППС, можно разделить на четыре группы. К первой из них относятся страны с ВВП на душу населения в размере более 20 тыс. долларов США, ко второй - от 10 до 20 тыс., к третьей - от 10 тыс. до 5 тыс., а к четвертой - менее 5 тыс. Как и любая другая классификация, она является условной и не учитывает, в частности, различия внутри одной группы, где могут оказаться государства с очень разным уровнем развития, и уже тем более не отражает такие критически важные показатели, как отраслевая структура экономики, структура экспорта, производство товаров с высокой добавленной стоимостью и т.п. Тем не менее такая классификация дает общее представление о том, какое место на сегодняшний день занимают постсоветские государства в мировой экономической табели о рангах и насколько велики различия между ними по уровню развития экономики.

В первую группу стран входят лидирующие по уровню подушевого ВВП Россия (26 109 долл.) и Казахстан (25 669). Ко второй группе относятся Азербайджан (17 688), Белоруссия (17 496), Туркмения (17 347) и Грузия (10 099), к третьей - Армения (8 881), Украина (8 229), Узбекистан (6 452) и Молдавия (5 217), к четвертой - Киргизия (3 467) и Таджикистан (2 982). В этой классификации можно заметить следующую закономерность: более высокий уровень подушевого ВВП имеют государства, экономика которых основана на экспорте углеводородов. Не является исключением в этом плане даже Белоруссия, львиную долю экспорта которой составляет продукция Мозырского и Новополоцкого НПЗ, работающих на российской нефти.

Среди 189 стран мира, включенных в рейтинг Global Finance, по уровню подушевого долларового ВВП Россия и Казахстан занимают соответственно 52-е и 54-е места, Азербайджан, Белоруссия и Туркмения - 72, 73 и 74-е, Грузия - 108-е, Армения и Украина - 114-е и 116-е, Узбекистан - 127-е, Молдавия - 136-е, Киргизия - 148-е, а замыкающий список Таджикистан - 157-е место. К слову, первые места в этом списке занимают отнюдь не лидирующие по общему объему экономики США, Китай, Германия, Япония и Великобритания, что связано с высокой численностью их населения, особенно заметной в случае со Штатами и КНР. В пятерку лидеров входят Катар, Люксембург, Словения, Сингапур и Бруней. США же занимают лишь 13-е место, Германия - 19-е, Великобритания - 27-е, а Япония - 30-е. В пятерку аутсайдеров входят исключительно страны Африки южнее Сахары - Нигер, Либерия, Бурунди, Демократическая Республика Конго и Центрально-Африканская Республика.

Для того чтобы осознать место, занимаемое республиками бывшего СССР в мировой экономической табели о рангах, стоит сопоставить их подушевой ВВП с другими странами мира. Результаты этого сравнения весьма любопытны. Так, входящие в первую группу Россия и Казахстан имеют подушевой ВВП, сопоставимый с Португалией, Малайзией, Венгрией и Грецией, которые по меркам Запада можно отнести к государствам со средним уровнем развития. Страны второй группы, включая союзную России Белоруссию, а также богатые нефтью и газом Азербайджан и Туркмению, по уровню экономического развития сопоставимы с Ираном, Черногорией и Таиландом, опережая при этом Китай. Третья группа постсоветских государств очень разнородна. Армения и Украина по уровню подушевого ВВП сравнимы с Марокко, Белизом, Бутаном и Гватемалой, Узбекистан - с Индией, Вьетнамом и Мьянмой, а Молдова - с Никарагуа, Гондурасом и Пакистаном. Экономики стран четвертой группы сопоставимы главным образом с государствами Черной Африки. Так, Киргизия по размеру подушевого ВВП соответствует уровню Папуа Новой Гвинеи, Джибути и Кении, а Таджикистан - Микронезии, Вануату и Чада.

Важно понимать, что подушевой ВВП, рассчитанный по покупательной силе валют, является адекватным, но условным показателем, поскольку в «обычной» жизни его не существует. Если взять номинальный подушевой ВВП, исчисляемый по текущим ценам, картина будет совсем другой. По данным МВФ, в пятерку лидеров по нему за 2015 г. входят Люксембург, Швейцария, Катар, Норвегия и США. Китай по номинальному подушевому ВВП занимает, опять-таки из-за численности населения, только 32-е место в мире. Казахстан по этому показателю в 2015 г. занял 61-е место и опередил Россию, которая из-за резкого падения рубля опустилась на 66-е место. Туркмения, Азербайджан и Белоруссия заняли соответственно 79, 80 и 81-е места, Грузия и Армения - 116, 117-е, Узбекистан - 133-е, а Украина - только 134-е. Тот факт, что за два постмайданных года она скатилась ниже всех закавказских и большинства среднеазиатских республик бывшего СССР, особенно показателен. К беднейшим странам СНГ относятся Молдавия, Киргизия и Таджикистан, занимающие 140, 153 и 160-е места.

Еще более значительными являются различия по абсолютному размеру ВВП, который также может измеряться как номинальный и по покупательной силе валют. По данным МВФ за 2015 г., в пятерку лидеров по номинальному объему ВВП входят США, Китай, Япония, Германия и Великобритания. Россия при этом занимает 12-е место, Казахстан - 53-е, Украина, которая на момент распада СССР входила в десятку промышленно развитых стран мира - 63-е, Узбекистан - 69-е, Белоруссия и Азербайджан - 75 и 76-е, Туркмения - 93-е, Грузия - 116-е, Армения - 130-е, Таджикистан - 140-е, а Киргизия - 143-е. При пересчете данных по покупательной силе валют картина заметно меняется, но в основном для верхней части списка. Мировым экономическим лидером будет уже Китай, а США займут второе место. Из пятерки лидеров выпадет Великобритания, которая переместится с 5-го сразу на 9-е место. Зато в число лидирующих по объему ВВП стран мира войдет Индия, которая сразу же займет 3-е место. Заметно повысится и вес России, которая становится шестой экономикой мира, опережая Бразилию, Британию, Францию и Италию. Более высокими окажутся также позиции Казахстана и Украины, которые займут 42-е и 49-е места.

Главной особенностью интеграционных процессов в ЕАЭС, отчетливо заметной на этом фоне, является то, что объединенные в рамках Союза экономики относятся к совершенно разным весовым категориям, причем как по абсолютному, так и относительному размеру ВВП. Если взять деление государств ЕАЭС на основе их подушевого ВВП (по ППС) на четыре группы, то Россия и Казахстан принадлежат к первой из них, Белоруссия - ко второй, Армения - к третьей, а Киргизия - к четвертой. По абсолютному размеру ВВП безусловным лидером является Россия, на которую приходится более 80% всей экономики ЕАЭС, за ней следуют Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.

В наличии безусловного лидера в лице РФ заключается принципиальное отличие евразийской интеграции от европейской, где изначально объединялась группа стран с более или менее схожим уровнем развития экономики. Причем присоединение к ЕС после распада Совета экономической взаимопомощи и СССР значительно менее развитых восточноевропейских стран стало одной из причин кризиса Евросоюза, преодолеть который он не может до сих пор. ЕАЭС следует извлечь из этой «разновесовой» интеграции уроки с тем, чтобы чужих ошибок не повторять.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...