Коучинг для детей – счастливое детство и успешное будущее. «Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга


Мария Некрасова

Насколько применимы техники коучинга при работе с детьми? С какого возраста для Чемпиона можно проводить индивидуальные сессии? Как взаимодействовать с родителями при работе с ребенком? Вопросов после окончания 4-х Модульной программы в Международном Эриксоновском университете коучинга у меня, как у учителя начальных классов, было много.

Были сессии с подростками. Одна из них — с 12-летним мальчиком, которого направила ко мне мама, обеспокоенная его отчужденностью со сверстниками и некой пассивностью в жизни. Сессия прошла по всем канонам — с форматом конечного результата, со шкалой и будущим состоянием, инсайтом и благодарностью. А под конец мальчик выдал, что все было очень интересно, только он ничего не понял – для него это было как анкетирование, опросник. Приехали…. Были фрагментарные беседы с ребятами из своего класса, напоминающие скорее хождение по минному полю, с подчас потрясающими результатами-прорывами, но с затухающим эффектом. Не хватало опыта и знаний. Спасибо огромное Наталье Сусловой и Наталье Гульчевской, которые выдерживали шквалы моих вопросов, помогая найти собственные ответы.

В общем, все это напоминало приготовление чудесного традиционного блюда без знания рецепта. Но как говорится, если ты действительно чего-то хочешь, то рано или поздно своего добьешься. Или, как часто это бывает — ты добьешь Вселенную, и Она даст тебе книгу, откроет нужную страницу и ткнет тебя в нужный абзац носом.

20 мая 2014 г. после выступления на конференции «Коучинг в образовании» в рамках Международной Недели Коучинга в беседе была произнесена фраза о том, что многое из сказанного перекликается с книгой Бена Фурмана «Навыки ребенка в действии». Через несколько месяцев книга была куплена, прочитана еще через полгода… Вселенная, наверно, даже уже не рассчитывала на сие чудо. Всегда в таких случаях говорю, что «лучше поздно, чем никогда» и «учитель приходит, когда ученик готов». Извините, я долго готовилась, и вообще «я – не тормоз, я –медленный газ»…

Книга – чистая техника коучинга по работе с детьми возраста «от горшка» и старше. Все очень структурированно и ясно. И вроде бы выглядит, как классическая сессия в коучинга, но все адаптировано под ребенка и многократно отработано (почти вся книга – это примеры работы по этой технике с детьми разного возраста).

Если кратко по содержанию, то определяется навык, который ребенок хотел бы развить для полного счастья (здесь без иронии), с ФКР и экологичностью, этому навыку дается название, выбирается волшебный помощник, группа поддержки, якоря, расписывается будущий праздник, составляется план с шагами, и еще, что очень важно, напоминания и действия в случае провалов (провалы сразу оговариваются, как неизбежность). Для меня еще очень ценными в этой книге стали шаблоны писем для родителей, с чьими детьми ведется работа. Этот «скелет» техники, а дальше….импровизация и то, чему учат на 4-х Модульной программе. J))) В примерах, которые приводятся в книге, есть и хождение по шкале, и заброс в прошлое и т.д.

А теперь о моем опыте применения узнанного из книги. В коучинге говорят не «проблема», а «интересная задача». Мне нравится еще один вариант – «приключение» (спасибо 10-класснице за этот подарок во время сессии). Так вот, в моем классе я провела сессии по этой технике с тремя такими «приключениями». Практически невозможно описать словами, что со мной творилось после этих разговоров – 10-летние «сложные и неуправляемые» ребята раскрывали свои сердца, доверяли свои страхи и тайны, рассказывали о своих мечтах и надеждах. И спасибо огромное Бену Фурману за то, что я не лезла варварски скальпелем в детские души, а имея под рукой четкую инструкцию, лишь открывала форточку, сквозь которую дул освежающий весенний ветер, а сердца согревались теплым солнечным светом. Что еще могу сказать? Вот об индивидуальных сессиях, наверно, больше ничего, потому что это сродни исповеди или врачебной тайне. И хотя с двумя мальчишками, в качестве группы поддержки был выбран в том числе весь класс, кажется, что расскажи об этом, и что-то очень драгоценное исчезнет навсегда. Могу только сказать, что оставшиеся до конца учебного года 2 месяца это были другие дети. А может быть, вся магия заключается лишь в том, что благодаря этим часовым беседам, кардинально и глубинно изменилось мое личное отношение и мнение о них. Как говорится, повторяй человеку каждый день, что он свинья, и через пару недель он захрюкает. Гадать, «что, как и почему» можно долго, только зачем?:))))

Лучше расскажу вам, как применила эту технику на всем классе и на себе лично, взяв в группу поддержки весь класс.:))) Так как апрель месяц должен был оказаться очень тяжким из-за многочисленных проверочных работ, то на классном часу дружно решили придумать, как бы нам этот месяц максимально легко и эффективно пережить. И вот тут в очередной раз дети меня ошарашили своей непредсказуемостью и пониманием, как же мало я о них еще знаю – была разработана ни много ни мало С3ВЧ – Служба Спасения Спокойствия, Внимания и Честности. Неожиданно, да? А тем временем, после мозгового штурма и голосования именно спокойствие, внимание и честность оказались самыми необходимыми классу «навыками». С честностью, к слову сказать, в классе всегда все было хорошо, но детям виднее, что для них важнее и лучше.:)))) Тем более, что сторонники честности были ну очень убедительны в своей аргументации крайней жизненной ее необходимости. И с ними сложно было не согласиться. Дальше проработали шаги, количество допустимых провалов и т.д. и т.п. В качестве домашнего задания нужно было расписать праздник, и на следующий день опять же путем «вываливания» всех идей на доску, был выработан единый сценарий. Что по итогу? Месяц класс напоминал завод, работающий четко по часам, с повышенной производительностью и высоким качеством продукции. На переменах теперь проходили турниры по танчикам, виселице, морскому бою; 2-3 проверочных работы за неделю писались в штатном режиме – бойко и задорно, сама атмосфера в классе изменилась – ребята повзрослели, понимая зачем и ради чего.

А параллельно я приобретала навык спокойствия и тихого голоса, который не удавалось сохранить на протяжении 6-ти лет работы в школе. И вы знаете, получилосьJ))) И не могло не получиться, когда в качестве группы поддержки выступают 26 человек, знающих, что если Марии Владимировне все удастся, то вдобавок к празднику всех ждет еще и пицца.:))))

Праздник был, пицца была. Я там была, пиццу ела, на празднике веселилась, на душе светло и радостно, чего и вам желаю…J)))

Книга "Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы" Бен Фурман — купить книгу Kids" Skills in Action. A new way to help children overcome emotional and behavioural problems ISBN 978­5­91671­171­4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Наши дети – это наша самая большая радость. Ради них мы готовы на все. Мы хотим, чтобы они были счастливее нас, и подстилаем соломку где только можем. Почему же их поступки так часто вызывают у нас раздражение, злость, бессилие, заставляют чувствовать себя плохими родителями?

Возможно, все дело в том, что мы пытаемся научить наших детей тому, чего сами не умеем. К примеру, мы хотим видеть их спокойными и уравновешенными, а у самих далеко не всегда получается обуздать свои эмоции. Или учим детей тому, что при желании они могут добиться всего, чего захотят, а сами при этом все никак не осмелимся выйти из зоны комфорта и осуществить свои мечты. Поэтому применение родителями инструментов коучинга в отношениях с ребенком может оказаться тем самым средством, которое принесет пользу прежде всего самим родителям, неизбежно влияя на их развитие и трансформацию.

Выражение «счастливое детство» давно утратило свою актуальность. Это только взрослым может прийти в голову, что если дитё сыто, одето, обуто, получает в подарок желанные игрушки, то оно должно быть счастливо по определению.

На самом деле дети каждый день сталкиваются с ситуациями, которые их расстраивают, пугают, сбивают с толку, заставляют сомневаться в собственных силах. И большинство из них не умеют самостоятельно справляться с такими ситуациями! Обратится ли ребенок за помощью к родителям, во многом зависит от того, какие у них отношения.

Родители могут не замечать, что то или иное событие сильно повлияло на их ребенка, потому что дети далеко не всегда делятся своими переживаниями с родителями. Так как дети часто считают источником проблем самих себя, они могут скрывать их от родителей, боясь потерять родительскую любовь. А родители, если и замечают изменения в поведении своего ребенка, не всегда могут понять, с чем они связаны и как помочь.

Используя коучинговый подход в отношениях с ребенком, родители могут помочь ему:

  • легче справляться с вызовами и разочарованиями, уметь находить внутри себя силы для разрешения трудных ситуаций;
  • выработать высокую самооценку, основывающуюся на понимании того, кто они есть на самом деле, а не чего они достигли или в каком окружении находятся;
  • научиться верить в свои силы, выходить за пределы своей зоны комфорта и смело идти к своей мечте;
  • проживать осознанную жизнь, ставить четкие цели и идти к ним, а не бесцельно «дрейфовать» по жизни;
  • реализовать свой природный потенциал.

Чем же детский коучинг отличается от взрослого?

Во-первых, детский мозг отличается от взрослого. В частности, лобные доли головного мозга, отвечающие за абстрактное мышление, у детей еще не полностью развиты. Поэтому им сложнее видеть различия и делать обобщения, планировать и предсказывать последствия своих действий.

Во-вторых, взрослые обладают большим жизненным опытом, на который они опираются при принятии решений. Поэтому основным инструментом коучинга для взрослых являются вопросы . У детей своего жизненного опыта мало, поэтому коучинг для детей должен быть более направляющим .

И в-третьих, учитывая, что детям сложно удерживать на чем-либо свое внимание в течение длительного времени, детский коучинг непременно должен быть увлекательным!

А что может быть более увлекательным и полезным, чем обучающие истории для детей?

  1. Истории – лучший способ обсуждать с детьми важные вопросы. Дети не любят нотации и наставления. Истории дают им возможность поразмышлять над своими чувствами в безопасной обстановке и сделать собственные выводы без давления со стороны родителей.
  2. В истории у ребенка есть возможность посмотреть на решение со стороны и примерить его на свою ситуацию.
  3. Истории стимулируют различные центры головного мозга (в отличие от чтения, например). Это помогает в создании опыта, который ведет к более глубокому усвоению материала.
  4. Обучающую историю можно придумать практически на любую тему или ситуацию. Например, с помощью обучающей истории «Школьная пицца» можно облегчить период адаптации ребенка к школе.

Вы захотели придумать обучающую историю для своего ребенка, но не знаете, как это правильно сделать?

Публикуя комментарий, Вы даёте согласие на обработку персональных данных, введенных в форму отправки комментария.

Занятие 1.
Теория: Принятие и доверие к себе и окружающим – основа уверенности и самостоятельности. Как «достучаться» до сознания ребенка. Принципы работы мозга. Практика: Учимся правильно слушать и задавать вопросы, чтобы выстроить диалог с ребенком

Занятие 2.
Теория: Что такое оценка? Ругать нельзя хвалить. Уровни восприятия себя. Правила обратной связи себе, ребенку, окружающим. Практика: Создаем с ребенком образ себя «всемогущего», чтобы с высоты его преодолевать страхи, препятствися, повысить уверенность и самооценку. Учимся давать обратную связь так, чтобы ребенок хотел меняться.

Занятие 3.
Теория: Умение ставить цель – основа успеха любого человека в жизни, учебе, работе. Как правильно ставить цели, чтобы сдать экзамены, добиться успеха, получить желаемое. Технология SMART-цели для выбора жизненного пути. Практика: Учим ребенка видеть будущее и себя в нем. Составлять план действий, который хочется скорее выполнять

Занятие 4.
Теория. Тайм-менеджмент для ребенка. Включенное и сквозное время. Что делать, если ребенок не чувствует времени и тратит его безответственно Практика. Учимся ассоциировать себя с моментом и вовремя смотреть на себя со стороны. Выстраиваем комфортные варианты режима дня

Занятие 5.
Теория. Цель и результат – чем они различаются? Как добавить энергии, чтобы у ребенка появилось желание достигать цель Практика. Инструмент GROW (РОСТ) для планирования цели, результата и быстрого поиска решения любой ситуации

Занятие 6.
Теория. Цели в жизни – откуда вообще они берутся? Что делать, если целей нет? Или, когда их много? Как их поставить и выбрать главное Практика: Помогаем ребенку поставить цели, выбрать главные, расставить приоритеты и составить план действий.

Занятие 7.
Теория: Страхи и привычки стоят на страже нашего спокойствия. Их главная цель – защитить нас. Как научить ребенка договариваться со своими «гремлинами», успокаивать их и двигаться вперед Практика: Вопросы, «растворяющие» страхи. Меняем привычки на конструктивные действия

Занятие 8.
Теория: На чем основана любовь к себе, уверенность и уважение. Почему они «теряются» и как их встроить в свою жизнь Практика: Помогаем ребенку создать ценностный образ себя и выбирать модели поведения в разных обстоятельствах – со сверстниками, на экзаменах, в семье и т.п.

Занятие 9.
Теория. Что такое «зона комфорта»? Надо ли из нее выходить? Если да, то когда, как, насколько далеко. Формула изменений Бекхарда Практика. Помогаем ребенку осознать ситуацию, насколько она требует изменений и каких. Как делать усилия, когда ничего делать не хочется

Занятие 10.
Теория. Как внутренние диалоги разрушают нашу решимость действовать. Наши мысли – главные враги наших действий. Как мыслить конструктивно и последовательно Практика. Учим ребенка правильно мечтать – не уносясь в фантастические дали, но и не зарубая собственные идеи на корню.

Занятие 11.
Теория. Ответ «не знаю» - не всегда говорит об отсутствии знаний. Как научить ребенка не бояться брать ответственность за свои действия Практика. Научить ребенка спрашивать совета, слушать его, но опираться на собственное мнение и воплощать его в жизнь.

Занятие 12.
Теория. Мы часто не видим всех возможностей, которые лежат перед нами. Но ресурсы есть всегда и у всех. Что считать ресурсами и как они помогают в сложных ситуациях Практика. Придаем ребенку смелости и силы, когда помогаем ему увидеть все имеющиеся у него ресурсы и возможности. А если ему чего-то не хватает, разбираемся, как это получить.

Занятие 13.
Теория. Разбираемся с ценностями. Принципы и убеждения. Что это? Как помогают и мешают отношениям с ребенком? Почему мы не понимаем друг друга. Практика. Определяем ценности, которые хотим передать ребенку и установить с ним глубокий контакт

Занятие 14.
Теория. Продолжаем разбираться с ценностями. Как понимание своих ценностей помогает ребенку с пользой проводить время, выбирать правильные занятия и двигаться к своей цели? Практика. 4 техники, которые помогут ребенку определить его ценности

Занятие 15.
Теория. Проблема выбора. Почему она возникает, что мешает нам сделать выбор, как выбраться из «жизненного тупика» Практика. Делаем выбор быстро, на «раз, два, три»

Занятие 16.
Теория. Для чего существуют возражения? Дети не хотят выполнять наши просьбы или хотят что-то нам этим сказать? Практика. Отрабатываем возражения ребенка

Выбирая жизненный путь для ребенка, родители исходят из лучших побуждений и своего опыта. Однако часто желания родителей и детей совсем не совпадают. На помощь семье придет детский коучинг.

Родители хотят дать своим детям все самое лучшее, иногда не задумываясь, чего хочет сам ребенок. «Что он, ребенок, понимает в этой жизни? Как можно основываться на его желаниях?» Да, конечно, у ребенка еще мало жизненного опыта, чтобы строить далеко идущие планы. Однако, у него уже есть врожденный набор качеств характера, который задает определенный мотив для всех его действий, предсказывает его поведение. Этот набор не передается на генетическом уровне, то есть может быть совсем иным, отличным от родительского.

Если его врожденные качества характера не совпадают с родительскими ожиданиями, то могут возникнуть следующие ситуации. Например, мама мечтала в подростковом возрасте блистать на подиуме, и теперь с самого рождения дочери водит ее на все показы, съемки, корректирует питание, занимаясь с ребенком в модельном агентстве и т.д., посвящая этому практически все свое время. Некоторым детям это и в самом деле интересно, они с удовольствием окунаются в мир моды, стойко переносят все строгие диеты и правила. А некоторые дети, сначала следуя призывам и требованиям мамы «ведутся», а потом начинают увиливать, капризничать, саботировать мероприятия. И у мамы начинают возникать мысли о неблагодарности ребенка.

Или папа, приложив колоссальные усилия, основал бизнес, и видит своего сына преемником, а ребенку это совершенно не интересно: он хочет заниматься совершенно другим. Отец, мягко говоря, разочарован.

Как выявить основной мотив ребенка?

Один из вариантов - обратиться к детскому коучу. Эта профессия еще относительно нова для нашей страны, хотя многие взрослые уже имеют своих персональных коучей и знают зачем кочинг нужен. Сейчас это даже модно. К коучу, как адвокату, лучше обращаться до возникновения проблемы. Очень важно выбрать «своего» коуча, который поймет ребенка, поможет ему, скорректирует поведение родителей, не задев их чувств. Снятие рефлексии - постоянного обдумывания и зацикливания на ситуации - понимание происходящего и принятие друг друга существенно снижают конфликтность в жизни как детей, так и взрослых. Коучинг позволяет увидеть причины и суть проблемы и найти эффективные и комфортные для клиента пути решения вопроса. Необходимо помнить, что, обучая ребенка, мы обучаемся и меняемся сами.

Но помимо того, чтобы помочь развиваться ребенку в интересных ему сферах, родителям хочется развить в нем те качества, которые с высоты опыта важны для успеха в жизни. И здесь мы тоже можем помочь развить черты характера, необходимые для эффективного пребывания ребенка в том социуме и в той страте, в которой он родился и растет. Важно помнить, что чем раньше родители поймут основной мотив ребенка и сопоставят его со своими ценностями, тем проще будет развивать в ребенке остальные грани характера. Чем больше будет развито качеств, тем универсальнее и гармоничнее он сможет действовать в различных ситуациях.

В основе лежит типология личности, в которой выделяется 7 основных мотивов, движущих нашими поступками. Их может быть несколько, но ведущий всегда один. Важно помнить, что нет плохих характеров, в каждом есть плюсы и минусы, и они тесно связаны между собой. Мы можем нивелировать некоторые из них путем развития других типов личности. Итак, типы мотивов.

Творчество, эксперимент

  • Общая характеристика : таким детям свойственна некоторая небрежность во всем, что касается одежды, рабочего места. Может бросить вещь неважно где, как только она стала ненужной. Любят рюкзаки и темные очки. Не выбрасывают сломанных вещей. Не убирают за собой. Взгляд несколько отсутствующий. Непредсказуемость поступков, простодушие и наивность. Проявляют творчество всегда и во всем. Могут увидеть простое в сложном и наоборот.
  • Плюсы : творческий подход, креативность, хорошо развито ассоциативное мышление, хорошее воображение.
  • Минусы : непрактичность, не способен создавать и поддерживать порядок, бестактность, замкнутость, неэффективность общения.

Самопрезентация

  • Общая характеристика: ребенок любит быть в центре внимания, любит выступать. Таким детям все равно, каким образом привлекать внимание, главное, чтобы его было побольше. Выражение их лиц часто - мимическая маска. Характерна манерность, театральность, претенциозность жестикуляции. Часто они принимают красивые, «выигрышные», величественные позы. Любят яркие вещи, подарки в красивой обертке, собирают экзотические безделушки. Вешают на стену свои фотографии, дипломы, грамоты и т.д. При столкновении с первыми реальными трудностями резко теряет к работе интерес и, в конце концов, бросит недоделав.
  • Плюсы: умеют красиво излагать мысли, легко адаптируются к любой социальной группе, умеют произвести нужное впечатление, артистизм, способность к ролевому поведению.
  • Минусы: завышенная самооценка, эгоизм, «бегство в болезнь» (психосоматические заболевания), перескакивание с задачи на задачу. Не признают своих ошибок. Неискренни. Имитируют результаты деятельности.

Установление правил

  • Общая характеристика: везде стараются устанавливать правила и диктовать условия, зачастую требовательным тоном, периодически в довольно агрессивной форме. Очень аккуратны. Чистоплотны. Раскладывают вещи в соответствии с их собственной классификацией, по баночкам, ящичкам. Любят спортивную многофункциональную удобную одежду. Не любят, когда кто-то берет их вещи. Любят мастерить руками, собирать мелкие детали. Часто - недовольное выражение лица, колючий взгляд. Медлительны, сдержанны. Позы и жесты как бы характеризуют захват территории. Брезгливость, азартность. Они делят всех на «сильных» и «слабых», на «своих» и «чужих».
  • Плюсы: умеют структурировать информацию, смелость и решительность, склонность к порядку во всем, умение планировать, внимательность к мелочам.
  • Минусы: необщительность, склонность советовать другим, подозрительность, занудливость, агрессивность, недоверчивость.

Социальное реформаторство

  • Общая характеристика: такие дети зачастую выглядят очень серьезными и сосредоточенными, они думают, как изменить весь мир. Очень уверены в себе и в том, что могут практически все. Лидеры по натуре, всегда окружают себя помощниками. Очень упорно преодолевают трудности (вообще упорство, иногда даже некая твердолобость, их отличительная черта). Предпочитают классический стиль в одежде, строгую прическу, делающую их взрослее. Им свойственна направляющая и ритмообразующая жестикуляция, сокращение физической дистанции с людьми. Не хочет и не умеет беседовать по душам, сочувствовать, сопереживать.
  • Плюсы: целеустремленность и масштабность целей, результативность, доведение начатого до конца, уверенность в себе, лидерство, устойчивость к стрессу.
  • Минусы: упрямство, нежелание услышать новую идею, отсутствие душевной теплоты.

Безопасность, незаметность

  • Общая характеристика: медленно переключаются с одной задачи на другую, с одного собеседника на другого. Часто не могут самостоятельно принять решение. Им присуши консерватизм и сохранение традиционных форм поведения. Темные цвета одежды. Склонность носить одно и тоже. Минимализм. Очень опрятны, любят чистоту. Робкий взгляд, не смотрят в глаза собеседнику. Позы, мимика и жестикуляция весьма сдержаны. Голос тихий и монотонный. Склонны к сомнениям и колебаниям во всех жизненных ситуациях. Пунктуальны, организованны.
  • Плюсы: продуманность и взвешенность каждого шага, умение предвидеть опасности, стремление к порядку, экономность.
  • Минусы: боязливость, безынициативность, склонность плыть по течению, пассивность, быстрая утомляемость.

Гармонизация пространства и отношений вокруг них

  • Общая характеристика: добрые и естественные. Задумчивые, немного печальные глаза. Мягкий взгляд. Обладают врожденным вкусом, чувством стиля и гармонии. Избегают тесной давящей одежды. Любят искусство. Очень любят красивых и пушистых животных. Позы естественны. Они тактичны и тонко чувствуют окружающих людей. Не выносят крика и ссор. Сочувствуют, сопереживают. Ответственны, добросовестны, старательны.
  • Плюсы: эмоциональны, с развитой интуицией, чувством красоты и гармонии, тактичность, скромность, заботливость, ответственность, умение поговорить по душам.
  • Минусы: мягкость, не способность дать отпор, и сказать «нет».

Праздник, веселье

  • Общая характеристика: легки на подъем, переключаются с задачи на задачу, активны физически. Заливисто смеются, легко сходятся с новыми людьми. Быстрые движения (походка, еда, речь). Иллюстрирующая и размашистая жестикуляция. Торопливая небрежность в одежде и обилие различных предметов в карманах. Любят пикники и поездки на природу, праздники и веселые компании.
  • Плюсы: коммуникабельность, оптимизм, легкость па подъем, не переживает по мелочам, уверенность в себе. Быстро адаптируется к любой среде.
  • Минусы: небрежность, невнимательность к мелочам, необязательность. Не любят дисциплины, легкомысленны, дела не заканчивают.

Возможно, читая характеристики разных типов, вы определили несколько мотивов своего ребенка и не знаете, какой основной. Задайте себе вслух вопрос, например: «Мой ребенок больше занимается самопрезентацией или установлением правил?» Ответив на пего, сравните другие типы характера с вашим ответом, и т.д.

Определив основной мотив своего ребенка, подумайте, какие качества вы хотели бы в нем развить.

В одной из следующих статей мы поговорим о том, как развить те качества, которые свойственны конкретному типу личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Нина Авдиенко
«Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга»

Детство – уникальный и волшебный мир. В дошкольном возрасте ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальных , нравственно-волевых качеств личности ребенка , расширяется его мотивационная сфера : познавательная мотивация и мотивация достижения , т. е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата в этом им помогают педагоги. Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается , самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей .

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является внедрение инновационных форм работы с дошкольниками , стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.

Инновационные технологии в дошкольном образовании используются , в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность учебной мотивации .

В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы дошкольников . Поскольку в данном возрасте активно развивается диалогическая речь и диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, то коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка , так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос – ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.

Коучинг (анг. Coaching – обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности .

В основе коучинг – подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти - уже заложена в каждом ребенке .

Коучинг - это искусство содействовать обучению и развитию другого человека . Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.

Коуч – это консультант , наставник, в роль которого перевоплощается педагог. Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит : «надо делать так, а вот так делать не надо» , а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял , что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой , уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу , особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия , где ребенок чувствует , что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

Коучинг проходит в 7 этапов :

1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком ;

2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации) ;

4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

А если сказать это коуч – вопросами , то это будет выглядеть примерно так :

«Чего ты хочешь?»

«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

«Что можно сделать?»

«Что ты будешь для этого делать сегодня?»

Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику . То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча .

Может быть, кому-то показалось, что коучинг – это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование .

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение взрослого : «Спагетти надо есть вилкой» . При этом ребенок не думает , а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус.

Коучинг : взрослые кладут перед ребенком ложку , нож и вилку – и говорят : «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать . В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы : «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок , думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка , но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить .

Еще несколько коуч – вопросов , которые вы можете использовать в воспитании своих детей :

Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы» , направляющие ребенка :

Что ты хочешь?

А зачем тебе это?

Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

Что может повлиять на изменение ситуации?

Что ты будешь делать?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

Кто и чем может тебе помочь?

Какие знания тебе нужны?

Где и как можешь получить эти знания?

Коучинг на практике .

Развитие мотивационной сферы дошкольников с элементами коучинга .

Перед началом работы на подготовительном этапе был определён уровень учебной мотивации детей с помощью психологической методики диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет Т. А. Нежновой (модификация А. М. Прихожан) .

Из результатов диагностики стало видно, что у 73% диагностируемых – примерное равенство игровой (дошкольной ) и учебной мотивации , а у 27% замечено преобладание игровой (дошкольной ) мотивации .

Для повышения уровня учебной мотивации у дошкольников я разработала занятие с использованием технологии коучинга .

Перед собой я поставила цель вывести детей на уровень учебной мотивации в процессе беседы с ними.

Чтобы достичь заданной цели, я определила следующие задачи :

1. Продиагностировать уровень учебной мотивации с помощью психологической методики и диагностического задания.

2. Сформировать у детей побудительный мотив к обучению с помощью техник коучинга : упражнения «Мотивирующие цели » и упражнения «Масштаб цели» .

3. Подвести итоги психологической работы, совместная с детьми рефлексия.

Что работа шла продуктивнее, для работы мне необходим наглядный материал и оборудование : картинки с изображением школы, уроков в школе, учителя, учеников лежат на столе перед ребенком , в руках у психолога вопросы беседы, листы бумаги, ручка, карандаш.

На занятии я использую такие методы и приемы, как психологический опрос, беседа, техники – упражнения коучинга , рефлексия.

Совместную деятельность с детьми я провожу в подгрупповой форме работы. Подгруппа формируется из 3 – 4 человек. В подгруппе обязательно должен быть ребенок с высоким уровнем учебной (школьной) мотивацией , для стимулирования детей с низкой учебной и высокой игровой (дошкольной ) мотивацией . На занятиях я использую тонкую ненавязчивую корректировку целей, мотивов , намерений детей. То есть, я держу под контролем ситуацию, чтобы сохранить целесообразность совместной деятельности. В противном же случае цель занятия может быть не достигнута.

На первом этапе занятия я повторно диагностирую уровень учебной мотивации , только с использованием вопросов из коучинга (приложение) .

На основном этапе занятия для того, чтобы у детей появился смысл обучения в школе и сформировался побудительный мотив я использую технику коучинга «Мотивирующая цель » (приложение) .

В целях закрепления побудительного мотива , а так же выявления дополнительного смысла учения и дополнительных ресурсов я использую технику коучинга «Масштаб цели. Шаги вверх»

В результате я формулируется мотивирующую цель обучения . Которая в дальнейшем преобразуется с помощью цепочки вопросов. Все ответы детей я записываю, найти дополнительный ресурс для дальнейшей работы.

Для уточнения знаний детей о школьных принадлежностях на занятиях я использую упражнение «Собираем портфель в школу»

С использованием картинок с изображением портфеля, школьных принадлежностей, игрушек и других дополнительных предметов.

Заключительный этап – рефлексия, которую я провожу так же, в виде техники коучинга «Рамка результата» .

В конце занятия я еще раз озвучиваю каждому ребенку его цели , намерения, мотивы , побуждения как результат всей работы, отслеживая при этом эмоциональную реакцию, мнение, согласие или несогласие с выводами.

И в заключении хочу сказать, что методов воспитания и обучение огромное множество. Они могут сильно отличаться друг от друга, могут быть схожими, во многом это связано с требованиями современного общества, хотя конечная цель остается единой воспитать сильного, счастливого человека, способного жить в современном мире. Использование инновационных технологий помогает в этом и коучинг одна из таких технологий .

Попробуйте начать хотя бы понемногу применять метод коучинга в своей работе , хотя это и сложнее, чем просто вписывать программы в ребенка , но зато намного полезнее.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...