Конкурентоспособность российской экономики и факторы, ее определяющие. Конкурентоспособность: Восемь козырей России


Введение. 2

1. Конкурентоспособность как экономическая категория. 4

1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели. 4

1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: 7

фирмы, отрасли, региона. 7

2. Конкурентоспособность России на мировых рынках. 21

2.1. Возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках. 21

2.2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов (на примере предприятия) 28

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 36

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению сложной теме – конкурентоспособность на уровне: фирмы, отрасли, региона, страны на мировых рынках. Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей.

Учёными были рассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.

Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.

Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:

На основе теоретического положения обобщить сущность конкурентоспособности и её показатели;

Указать особенности моделей конкурентоспособности на уровне: фирмы, отрасли, региона и страны;

На основе статистических данных выявить возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках;

Предложить пути повышения конкурентоспособности малоконкурентных субъектов.

Структура работы: введение, первая глава, состоящая из двух параграфов, вторая глава, состоящая из двух параграфов, заключение.

Объем работы 38 листов.

1. Конкурентоспособность как экономическая категория

1.1 Сущность конкурентоспособности, её показатели

Для понимания природы конкурентоспособности удобнее всего рынок понимать как единую экономическую систему, включающую в себя ряд функционально однородных объектов и окружающую эти объекты среду, роль которой сводится к формированию требований указанных объектов. Как требования среды, так и результаты функционирования объектов могут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющих различный экономический смысл. Целью каждого объекта, является достижение максимально возможного результата функционирования, предъявляемым потребителем.

Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать перераспределение рынка, в свою пользу.

Анализ многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

Конкурентоспособность какой-либо единицы системы – это мера ее привлекательности для потребителя;

Привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;

Состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;

Конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;

Конкурентоспособности присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;

Проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;

Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее определение: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:

· полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;

· основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;

· при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

· для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;

· доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;

· конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

Следовательно, конкурентоспособность – это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка – его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.

Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Для того чтобы правильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию, следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона – субъекта федерации и на уровне национальной экономики в целом. Что я и сделаю в следующем пункте своей работы.

1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона

Понятие «конкурентоспособность» применительно к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект отдельно.

Изучая факторы конкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия (производителя)» тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие «конкурентоспособность предприятия», необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.

Как известно, товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость, потребительскую стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями, показателями эффективности в производстве и потреблении, и другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре отражаются, все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар, является точным индикатором активности и экономической силы предприятия на рынке, в чем и заключается их взаимосвязанность. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара, от товара – конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Отправить другу

экономика России

бизнес

В условиях ускорения процессов глобализации хозяйственных связей и углубления международного разделения труда первоочередной задачей становится обеспечение адекватного уровня конкурентоспособности российской экономики. Для формирования новых условий устойчивого развития мирового хозяйства после острой фазы кризиса, как представляется, должны произойти существенные структурные изменения технологического и организационного характера как на международном, так и на национальном уровне. Поэтому ожидание восстановления докризисного экспортоориентированной сырьевой экономики с доминирующей ролью государства являлось бы самой опасной политикой для России в настоящее время.

В связи с этим востребовано формирование современной конкурентоспособной модели национальной экономики, базирующейся на знаниях, инновациях и передовом управленческом опыте. В принципе, дальнейшая эволюция российской экономики и ее интернационализация могут продолжаться при сохраняющейся специализации страны на преимущественных поставках на внешние рынки сырья и низкотехнологичной продукции традиционных отраслей, но этот путь сопряжен с многочисленными рисками и не ведет к качественному росту и инновационному развитию.

Прежде чем двигаться к новой модели, целесообразно определить, какое реальное положение занимает экономика России на современном этапе в сравнении с другими государствами мира как в количественном, так и в качественном измерении, а также выявить воздействие последствий мирового кризиса на изменение позиционирования страны в глобальном хозяйстве по основным макропоказателям и индикаторам внешнеэкономической сферы.

Согласно оценкам наиболее известного в России международного рейтинга Всемирного экономического форума - ВЭФ, основанным на сравнении индексов глобальной конкурентоспособности экономик, Российская Федерация в 2011 г. заняла лишь 66-е место среди 142 представленных стран, что является худшим показателем для страны с 2005 г. Характерно, что в 2000 г. Россия находилась на 63-й позиции среди 75 государств, т.е. за 10 лет позиционирование страны по данному критерию в мировой экономике качественно не изменилось. При этом по степени вовлеченности стран в международную торговлю согласно индексу ВЭФ позиция России практически не изменилась - 112-е место среди 132 стран.

Итоговый рейтинг данного индекса рассчитывается на основе четырех главных компонентов, по которым ситуация в России выглядит далеко не лучшим образом. Так, по степени свободы доступа товаров на внутренний и внешний рынки страна заняла только 129-е место, по эффективности и прозрачности таможенного оформления 111-е, по качеству логистики и транспортной инфраструктуры 113-е, по уровню зарегулированности бизнеса и безопасности участников торговли 107-е место.

Главные проблемы при осуществлении импортных операций в России, согласно проведенному опросу, коррупция на таможне, высокий уровень тарифов, криминал и рейдерство, а также нарушения сроков доставки. Единственной сильной стороной российской экономики, по мнению авторов доклада ВЭФ, являются IT-технологии, 51-е место по данному субиндексу как компонент транспортной инфраструктуры.

При недостаточно высоком уровне общей конкурентоспособности экономики, т.е. комплекса факторов производства, институтов и мер воздействия государства, обусловливающих общий уровень производительности национального хозяйства, Россия отличается еще и более низким уровнем, как минимум в 1,5 раза конкурентоспособности отечественного бизнеса.

В измененную методологию, используемую ВЭФ в настоящее время, была введена новая система показателей «Business Sophistication» -уровень конкурентоспособности компаний. По суммарному результату этих показателей в 2011 г. Россия заняла только 114-е место среди 142 стран, что ниже уровня годом ранее на 13 пунктов.

В этом контексте показательны сравнения рейтингов ВЭФ по уровню глобальной конкурентоспособности среди стран БРИКС накануне кризиса и после его острой фазы. Так, в 2007 г. Россия находилась на 58-м месте в мире среди 131 страны, уступив ЮАР 44-е место, Индии 48-е и Китаю 34-е, опередив только Бразилию 72-е место. Таким образом, выигрывая в показателях макроэкономической стабильности, Россия в предкризисный период заметно отставала даже от ведущих развивающихся государств по показателям развития институтов, эффективности бизнеса и инновациям.

В 2011 г. Россия опустилась на 66-ю позицию среди 133 стран, ЮАР и Индия также ухудшили свои положение 50-я и 56-я позиции, а Китай и Бразилия поднялись соответственно до 26-й и 53-й позиций. В итоге можно констатировать, что в посткризисный период произошло снижение ряда показателей и общего рейтинга России на фоне роста конкурентоспособности ведущих развивающихся государств, которые постепенно, но неуклонно сокращают разрыв с развитыми странами.

Как отмечают эксперты ВЭФ, Россия не сможет подняться в рейтинге без институционального прогресса, так как это один из самых серьезных ограничителей ее роста. Укрепление верховенства закона и защиты прав собственности, улучшение функционирования судебной власти, повышение уровня личной безопасности, а также создание адекватной конкурентной среды принесло бы экономике страны очень большие преимущества и позитивно отразилось на ее положении в рейтинге ВЭФ. Причем в данном случае стабильность правил предпринимательства и доверие бизнеса к государству важнее уровня регулирования конкретных секторов экономики.

Ранжирование России в международных рейтингах и индексах довольно часто вызывает негативную реакцию в официальных кругах страны и критическое отношение экспертного сообщества. Это обусловлено прежде всего недостаточно высокими в целом или даже крайне низкими позициями Российской Федерации по отдельным показателям, а также неизбежной субъективностью оценок и выводов при составлении таких рейтингов.

Особое неприятие, например, вызывают рейтинг стран «со свободной экономикой» IEF, публикуемый американским фондом Heritage Foundation 143-я позиция среди 183 государств в 2011 г., и индекс восприятия коррупции CPI международной неправительственной организации Transparency International по итогам 2011 г. Россия заняла 143-е место среди 182 стран.

Однако справедливости ради следует подчеркнуть, что и в других известных международных рейтингах складывается в целом аналогичная ситуация. Так, в широко используемом рейтинге инвестиционного климата Всемирного банка - Doing Business 2011 Россия, поднявшись на 4 позиции, заняла только 120-е место среди 183 стран, что в итоге привлекло особое внимание руководства страны.

В опубликованном в 2012 г. Институтом менеджмента в Швейцарии - IMD, Institute of Management Development рейтинге конкурентоспособности мировых экономик Российская Федерация по сравнению с 2011 г. поднялась на одну строчку, до 48-й позиции среди 59 исследуемых государств, хотя еще в 2007 г. была на 43-м месте. В данном рейтинге отечественный бизнес занимает последнее место по нацеленности на удовлетворение потребителей и по уровню социальной ответственности.

В связи с этим необходимо отметить, что наблюдается значительная корреляция позиций Российской Федерации во многих рейтингах, методически построенных на основе разных данных и для различных целей. Публикуемые международными организациями индексы в целом дают согласованную и достаточно объективную оценку качества ключевых институтов, динамики количественных макропоказателей, а также современного позиционирования России в мировой экономике.

В итоге такое положение демонстрирует ее заметное отставание не только от развитых, но и от ряда развивающихся стран и государств с переходной экономикой, причем этот разрыв продолжает увеличиваться. Было бы целесообразно не отвергать итоги данных рейтингов, а использовать их результаты для углубленного анализа с целью поиска путей исправления ситуации. При этом необходимо принимать во внимание, что при составлении большинства мировых рейтингов используются оценки отечественных экспертов и результаты опросов представителей российского бизнеса.

Вместе с тем в силу неудовлетворенности результатами России в международных индексах периодически звучат призывы к разработке альтернативных отечественных рейтингов со ссылкой на «субъективность» зарубежных оценок. Однако такие инициативы представляются контрпродуктивными, так как требуют высокопрофессионального уровня его разработчиков и международного признания, а не создания «контррейтингов» для внутреннего потребления.

В целом рейтинги - категория субъективная и объективная одновременно, однако в последнее время сложившийся имидж экономики России за рубежом не вполне совпадает с реалиями, существующими в настоящий момент в стране. Однако при всех переживаемых сложностях, а также имеющихся институциональных и инфраструктурных ограничениях российская экономика заслуживает более высоких мест в данных рейтингах. Такой подход предполагает внесение соответствующих корректировок и уточнений со стороны как составителей, так и задействованных экспертов.

Но эти изменения не могут произойти автоматически, так как требуют кропотливой и профессиональной внутренней работы по исправлению положения дел, а также участия в разработке международной системы оценок и показателей, в том числе уровня конкурентоспособности страны и национального бизнеса.

Как представляется, постепенно отношение в стране к таким инструментам международного анализа и сравнения меняется. Так, в последние годы Минэкономразвития России и ряд других ведомств при разработке и оценке реализации программ социально-экономического развития и отраслевых, секторальных концепций уже используют в качестве сопоставлений и даже целевых показателей некоторые индикаторы международных рейтингов.

Особое внимание при этом уделяется кредитным рейтингам ведущих мировых агентств, а также ОЭСР, которые имеют практическое значение как для национальной экономики, так и для крупных компаний России. Также в 2012 г. правительство Российской Федерации поставило задачу в течение нескольких лет, до 2018 г. войти в лидирующую двадцатку рейтинга Всемирного банка Doing Business, в 2011 г. 120-е место.

Так, одобренные в мае 2012 г. правительством четыре дорожные карты Агентства стратегических исследований - АСИ во многом, как представляется, ориентированы на «технику» повышения субпозиций в данном рейтинге, а не на реальное улучшение ситуации в конкретных сферах. Таким образом, международные рейтинги становятся частью госполитики, и внимание экспертного сообщества к подобным международным сопоставлениям заметно возросло.

Для проведения углубленного анализа рассматриваемой проблемы и определения исходного уровня позиционирования России в посткризисный период представляется целесообразным провести сопоставление уровня ее конкурентоспособности по основным макроэкономическим показателям, характеризующим внешнеэкономическую деятельность, как критически важную сферу национального развития в глобальном измерении.

Так, по данным МВФ, в 2011 г. по номинальному объему ВВП Россия заняла 11-е место в мире, а ее удельный вес в глобальном валовом продукте составил 2,35% по сравнению с 8-й позицией и долей в 2,75% в 2008 г., что наглядно отразило негативные последствия мирового кризиса для российской экономики. По предварительным данным, в 2012 г. макроэкономические показатели Российской Федерации в глобальном измерении несколько улучшились, 10-е место и 2,8% соответственно.

С учетом универсального характера показателя ВВП место России в мире по объему валового продукта в долларовом выражении и ее долю в глобальном ВВП, как представляется, можно принять за исходный уровень для сопоставления ключевых индикаторов развития ее внешнеэкономической сферы, и соответственно уровня конкурентоспособности в международном масштабе.

Прежде всего, в качестве сопоставления необходимо отметить позиции России в сфере международной торговли товарами, что традиционно рассматривается как конкурентное преимущество страны, по крайней мере, в количественном измерении. По данным ВТО, в 2011 г. Российская Федерация по сравнению с 2010 г. поднялась на 3 пункта в страновом рейтинге и заняла 9-е место в мире по масштабам экспорта товаров 522 млрд долл., а номинальные темпы его прироста увеличились на 30%. В итоге удельный вес страны в глобальном вывозе возрос с 2,6 до 2,9%. Однако эти параметры полностью совпадают с позициями России в мировом экспорте товаров в 2008 г.

По стоимости импорта товаров 323 млрд долл., прирост на 30% Российская Федерация перешла с 18-й на 17-ю позицию, а ее доля в мировом импорте составила 1,8%, что в целом соответствует показателям 2008 г. Без учета внутрирегиональной торговли стран ЕС, так называемого внутреннего товарооборота между ее участницами Россия заняла 6-е место по товарному экспорту и 11-е по импорту в мире.

В рейтинге стран поставщиков коммерческих услуг в 2011 г. Российская Федерация находилась на 22-м месте 54 млрд долл., рост на 22%, а ее доля составила 1,3%. В сфере импорта коммерческих услуг страна поднялась на одну строчку и заняла 15-е место в мире 90 млрд долл., рост на 24%, а ее удельный вес увеличился до 2,3% по сравнению с 2% в 2010 г. Все эти показатели в сфере экспорта и импорта услуг практически идентичны результатам 2008 г. Без учета внутрирегиональной торговли услугами стран ЕС Россия заняла 11-е место по экспорту и 9-е по импорту в мире.

Таким образом, проведенные сопоставления позволяют констатировать, что, во-первых, динамика показателей национального ВВП и вывоза товаров имеет в России жесткую корреляцию. Это особенно явно проявилось во время кризиса и в последующий период и является отражением традиционной экспортно-сырьевой модели ее экономики. Указанная прямая взаимосвязь занимаемых страной позиций в мире по масштабам и доле в глобальном ВВП и экспорте еще раз демонстрирует зависимость экономического роста в России от объемов вывоза прежде всего энергетических товаров.

Также позиции России по экспорту и импорту ПИИ в глобальном измерении в целом превышают соответствующие показатели ВВП, так называемый индекс динамики ПИИ, а также экспорта товаров и услуг. Вместе с тем объемы накопленных прямых инвестиций как в стране, так и за рубежом еще не столь велики, что свидетельствует о начальном этапе активных трансграничных операций российских компаний.

Таким образом, проведенные сопоставления выявили относительно новое явление в российской экономике, масштабный вывоз прямых инвестиций. Причем это единственный среди рассматриваемых выше показателей, который в истекшем десятилетии продемонстрировал устойчивую положительную динамику.

Помимо этого, еще только два индикатора, накопленные ПИИ за рубежом и в России из девяти рассмотренных показали рост по сравнению с предкризисным периодом. В итоге страна впервые стала нетто-экспортером ПИИ в кризисном 2009 г., и это положение сохранилось в 2010-2011 гг., а также в первой половине 2012 г.

Вывоз предпринимательского капитала отечественными компаниями в значительной степени связан с приобретением материальных активов за границей в форме сделок по слияниям и поглощениям, а также реализации новых проектов. Зарубежное предпринимательство, таким образом, обеспечивает отечественному бизнесу в принимающих странах прямой доступ не только к стратегическим ресурсам и рынкам сбыта, но также и к передовым технологиям и современному опыту управления. Данные факторы, непосредственно обеспечивают рост конкурентоспособности российского бизнеса.

В свою очередь, эта деятельность за рубежом может прямо или опосредованно оказывать позитивные эффекты на развитие экономики страны в целом. Однако ожидаемую отдачу, как показывает опыт государств с сопоставимым уровнем развития, можно получить при соблюдении определенных условий, наличие адекватной рыночной среды и институтов развития, продуманная политика правительства в рассматриваемой сфере, а также способность соответствующих отраслей и секторов экономики абсорбировать приобретаемые таким образом преимущества.

При этом необходимо учитывать, что в перспективе возможности наращивания экспорта товаров из России достаточно лимитированы, прежде всего в силу низкой диверсификации отечественной экономики, а вывоз традиционных товаров, ТЭК и сырьевые отрасли имеет известные ограничения роста. Такой прогноз обусловлен неопределенной ситуацией на мировом рынке энергоносителей, связанной с комплексом глобальных факторов политического, экономического и даже социального характера.

Наращивание экспорта новой, в том числе высокотехнологичной, продукции даже в среднесрочной перспективе в силу неразвитости этого фактора не сможет компенсировать сокращение нефтегазового вывоза страны. Помимо этого, для реализации экспортного потенциала страны необходимо формирование комплексной системы господдержки вывоза несырьевой продукции, товаров и услуг, которая в настоящее время неэффективна. Также требуется создание экспортоориентированных отраслей по массовому производству среднетехнологичной продукции.

Экспорт услуг пока играет второстепенную роль во внешнеэкономической деятельности страны опять-таки в силу диспропорционального развития этой сферы экономики и характеризуется низкой исходной базой, доля услуг в совокупном вывозе страны составляет менее 10% при среднемировом уровне в 20%.

Также необходимо учитывать слабую диверсификацию предоставляемых «традиционных» видов услуг, более половины это транспортные услуги и поездки при незначительной доле перспективных направлений поставок. Поэтому возможности по прорыву в этой сфере экспорта, по крайней мере, в среднесрочной перспективе не просматриваются.

Трансферт технологий в настоящее время имеет ограниченный и неразвитый потенциал. При этом с начала 2000-х годов сложился хронический дисбаланс экспорта и импорта, примерно 1:9, демонстрирующий рост технологической зависимости страны от основных государств - поставщиков инноваций. Возможности расширения значимого экспорта технологий в отдельных подсферах появляются в долгосрочной перспективе только в случае успеха инновационного типа развития экономики по приоритетным направлениям модернизации. Немаловажное значение при этом будет иметь эффективная охрана прав российских и зарубежных владельцев интеллектуальной собственности.

В то же время исходя из приведенных выше соображений экспорт прямых инвестиций можно рассматривать как новое сравнительное преимущество, потенциал конкурентоспособности данного фактора производства России, учитывая масштабность происходящих процессов в рассматриваемой сфере, а также наличие практического опыта, ресурсов и позиций страны на мировом рынке.

В связи с этим вывоз капитала в производительной форме необходимо трансформировать в конкурентное преимущество страны, чему может способствовать реализация последовательной государственной стратегии в рассматриваемой сфере. Поэтому данный процесс требует дополнительного углубленного изучения во всех его проявлениях с точки зрения возможностей и рисков, а также последствий для национальной экономики.

Введение

Россия уже сейчас должна получить статус страны с рыночной экономикой, а процесс ее вступления во Всемирную торговую организацию следует ускорить - с таким заявлением выступили в Москве руководители крупнейших зарубежных бизнес-ассоциаций, ведущих дела в России. Они указали на ряд законов, принятых в последнее время, а также на значительное улучшение делового климата, что делает российскую экономикой чрезвычайно привлекательной для инвестиций.

С таким решительным заявлением выступили четыре крупнейших объединения иностранных фирм: Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ), Европейский деловой клуб, Союз немецкой экономики в России и Американская торговая палата в России. Как было объявлено на пресс-конференции в Москве, эти объединения представляют порядка 90% всего иностранного бизнеса в России. Дискуссии о статусе российской экономики как экономики рыночной особенно усилились в прошлом и нынешнем году. Руководство КСИИ, как сказал координатор Совета Стивен Мусбрюггер, широко обсуждало этот вопрос с бизнесменами, а также с другими бизнес-ассоциациями, и результатом стало совместное заявление. Стивен Мусбрюггер поясняет:

В Консультативный совет по иностранным инвестициям при правительстве России входят 25 иностранных компаний, осуществляющих наиболее крупные инвестиционные проекты. В совместном заявлении КСИИ, Европейский бизнес клуб, Американская торговая палата и Союз немецкой экономики указывают, что переход России к рыночной экономике в последние годы по-настоящему впечатляет, почти три четверти российской экономики находится в частной собственности. Государственная Дума приняла ряд важнейших рыночных законов, соответствующих требованиям ВТО. Авторы заявления считают, что Россия может стать членом ВТО в ближайшем будущем. В целом же они настаивают, что есть все основания считать экономику России рыночной по законам, принятым в международном бизнесе. Заявление вместе с инициаторами подписали еще два десятка крупнейших компаний мира.

Конкурентоспособность российской экономики

Россия готова вступить во Всемирную торговую организацию /ВТО/ и быть "полноправным членом на стандартных, таких же, как для других стран, условиях". Россия "не нуждается в особых привилегиях, но и не будет мириться с какими-либо ограничениями" по сравнению с другими странами-членами ВТО.

Вступление России в ВТО - важнейший этап в развитии российской экономики.

Россия всячески приветствует этот процесс, однако вместе с тем "надеется быть услышанной в связи с собственными проблемами, появляющимися из-за расширения союза".

Власть России в лице премьера Михаила Касьянова сформулировала основную задачу при вступлении страны в ВТО следующим образом: Преимуществ от вступления в ВТО Россия должна получить больше, чем проблем. С этим согласно и правительство, и крупный бизнес. Однако ни те, ни другие, не знают, как бы это осуществить на практике. Да еще так, чтобы экономика страны после выполнения всех требований ВТО осталась в живых? Ведь значительность плюсов от вступления в ВТО отнюдь не очевидны. А силу удара от вторжения «экономических варягов» ощутит на себе каждый житель Российской Федерации.

Как известно, в качестве основных условий по вступлению РФ в ВТО Запад рассматривает открытие рынка финансовых услуг (прежде всего, страхового), трехкратное увеличение тарифов на электроэнергию внутри страны, снижение таможенных пошлин на импорт и другие не менее неприятные для нас моменты. Россия, конечно же, торгуется, но при этом ясно - либо мы уступим «по полной», либо вопрос о вступлении в ВТО в очередной раз отложится до лучших времен. По мнению вице-президента РСПП Игоря Юргенса, придется уступить не только там, где мы к этому готовы (рынок услуг, в том числе страховых), но и там, где это нам совсем не желательно.

Спору нет. С одной стороны, открытие рынков для иностранных производителей и поставщиков услуг создаст лучшие условия для конкуренции. Российскому несколько обленившемуся бизнесу придется поднапрячься и как следует покрутиться. Соответственно, снизятся цены, повысится качество услуг. И российский потребитель по идее должен почувствовать себя значительно лучше. Все это правильно.

С другой стороны, сегодня мало кто сомневается, что конкурентные позиции российских компаний и предприятий при таком открытии внутреннего рынка просто рухнут. Можно не сомневаться, многих не досчитаемся. Также, как не досчитаются налоговых сборов федеральные налоговики, бюджеты субъектов Федерации. Помимо этого тысячи и тысячи россиян отправятся в бессрочные неоплачиваемые отпуска, а врачи и учителя опять забудут, когда в последний раз получали в кассе деньги.

Конечно, все это не совсем экономика, а так называемые социально-экономические последствия. Но на то и правительство, чтобы учитывать все аспекты последствий.

Противники вступления в ВТО со своей стороны приводят вполне здравые доводы. К примеру, развитые страны заманивают экономически более слабые страны в ВТО и попросту захватывают их незащищенные рынки. За счет этого они получают доступ к более дешевым ресурсам и снижают собственные издержки. Естественно, конкурентоспособность развитых стран растет. А экономики стран слабых обычно так и не могут оправиться.

Рынкам России всего десять лет, - заявляет один из ярых противников вступления в ВТО председатель Общественного совета по вопросам присоединения России к ВТО, депутат Государственной Думы Константин Ремчуков, - их открытость и так постоянно растет, а значит, форсировать вступление в ВТО незачем. Тем более, что Запад, по убеждению депутата, заинтересован в усилении контроля за реформами Путина и в фактическом делегировании в Женеву части российского суверенитета. И, прежде всего, в плане субсидий и льгот российскому производителю. Кажется, у страха глаза велики?

Но российская рыночная экономика действительно еще очень молода. В ней масса проблем: слабая мобильность рынка труда, отсутствие межбанковских кредитных рынков, очень высокая стоимость капитала, недоразвитость фондового рынка как источника средств для развития. "Каким образом правительство хочет, чтобы в этих условиях бизнес развивался исключительно на основе рыночных законов и сил, непонятно?" - вопрошает депутат Ремчуков, весьма близкий к олигарху Дерипаске.

Конечно, противники вступления выглядят этакими замшелыми мастодонтами. Но, к сожалению, ни правительство, ни флагманы капитализма в России, похоже, не в состоянии внятно объяснить обществу, зачем мы рвемся в ВТО и что нам от этого будет хорошего.

Проблемы большинства отечественных производителей к членству в ВТО не имеют никакого отношения. Их нужно решать принципиально и внутри страны. Давным-давно отечественные производители пытаются добиться от правительства ясной и понятной промышленной политики. Четких ориентиров в развитии экономики, уровня экономических амбиций России сегодня. Однако у правительства, занятого множеством не менее важных проблем, до решения такого рода задач просто не доходят руки. А представители крупного (в основном, ресурсо-экспортного) бизнеса, которые на днях достигли столь умилительного консенсуса с правительством по вопросу вступления в ВТО, к сожалению, отнюдь не выражают интересов всей российской экономики в целом. Но поскольку они главные несуны валюты в копилку бюджета, их мнение для премьера Касьянова чрезвычайно важно и в конечном итоге определяет государственную политику в экономике.

Ведущие российские эксперты между тем совершенно спокойны. По их мнению, вступление в ВТО не приведет российскую экономику в целом ни к спаду, ни к подъему. Так, Национальный инвестиционный совет подготовил и широко распространил весьма обстоятельный доклад. В нем утверждается, что даже по самому плохому сценарию производство в стране сократится не больше чем на 1%. Но то макроэкономика.

Отечественный бизнес проигрывает перед иностранцами в качестве, производительности труда, уровню себестоимости производства и т. д. и т. п. Конкурировать с импортом он может только за счет низкой цены. И государство его в этом прикрывает, манипулируя таможенными пошлинами. Если пошлины придется снизить, ничто уже российскому производителю не поможет. (Впрочем, если судить по автопрому, власть уже не слишком придерживается политики протекционизма.)

Скажем, российские производители лекарств последние годы весьма энергично вытесняли с рынка иностранные лекарства. С 1997 года доля импорта уменьшилась с 70 до 50%. Сегодня Брынцалов и другие нацелились на захват 70% отечественного рынка. Но если при вступлении в ВТО не удастся отстоять таможенные барьеры, с этой мечтой придется проститься. Кто же станет покупать брынцаловские таблетки, если импортные стоят столько же? Те же проблемы стоят и перед другими, далеко не всегда производительными отраслями.

Скажем, если иностранным банкам будет разрешено открывать филиалы, а не дочерние компании, они окажутся в привилегированном положении по отношению к российским банкам. Конечно, они могут позволить себе выдавать кредиты в большем объеме и на более льготных условиях. Это вполне может спровоцировать отток капиталов из российской экономики. Это мнение специалиста Информационного бюро по присоединению к ВТО Татьяны Буцык. С другой стороны реальный сектор российской экономики задыхается от недостатка кредитования. Какая, кажется, разница, кто ссудит свечному заводику на Волге денег?

Более того, пока российский политический и деловой мир ломает копья и достигает согласования интересов, руководство того же ВТО не останавливается на достигнутом. Оно уже формулирует новые условия членства, которые начнут действовать с 2005 года. Среди них может оказаться унификация тарифов на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках. В нынешних экономических условиях для России такое требование недопустимо.

Заключение

Вступление в ВТО не может быть связано с резким ухудшением положения отечественного бизнеса или с таким раскрытием внутреннего рынка, который приведет к прямым убыткам российской экономики или российского бюджета. В этой связи вступление в ВТО - это длительные переговоры, баланс взаимных уступок и тех выгод, которые российской экономике необходимо получить в процессе вступления. Это действительный баланс и нужно взвешивать буквально все.

Существует мнение, что многие направления в политике присоединения к ВТО соответствуют логике российских реформ. И если говорить об идеологии, то у нас здесь как бы нет разночтений с ВТО по поводу направления движения российской экономики по раскрытию внутреннего рынка. Но уже на протяжении многих лет Россия фиксировали желательность переходного периода для наиболее чувствительных секторов и отраслей. Включая, прежде всего, те отрасли, которые являются формирующими некий образ жизни большой группы населения, например, сельское хозяйство - проблема неэкономическая, а скорее социально-политическая. Если открыть сельскохозяйственный рынок, то встанет проблема, как обеспечить сложившийся образ жизни группы сельского населения в условиях, когда они потеряют возможность поддерживать свое благосостояние. Их нужно будет переводить на пособия, а это чревато социальным разложением. В равной степени это касается и необходимость умеренного протекционизма в течение переходного периода для отраслей, где Россия, по крайней мере, потенциально ощущает себя конкурентоспособной. Та же авиация считается у нас той отраслью, где Россия может конкурировать с Западом. Поэтому наличие переходного периода признается необходимым.

Другое дело, что Россия, даже ведя интенсивные переговоры по ВТО, до сих пор не сформулировали принципы, приоритеты промышленной (структурной) политики. Переговоры по ВТО должны были бы помочь нам внятно понять самим, какие отрасли нуждаются в защите. Понятно, что это не может быть вся экономика. Переговоры должны были активизировать выработку приоритетов промышленной политики, но этого до сих пор не сделано. Все время идут колебания - защищать автомобильную промышленность или нет, вводить или не вводить запрет ввоза подержанных автомобилей. У нас то протекционизм, то умеренное открытие рынка. Это не связано непосредственно с ВТО, правительство просто не можем определить степень необходимой поддержки отечественной промышленности.

У России отсутствуют собственные представления о структурной промышленной политике, по крайней мере, есть нечеткость этих представлений. Это с одной стороны. И с другой стороны, постоянно повторяющие призывы к скорейшему вступлению в ВТО и даже выдвижение пункта о вступлении в ВТО в качестве одного из основных в переговорах с ведущими странами, например, с Большой Семеркой.

Хотя понятия «стандартные» имеют уже двоякое значение. Первое значение - отсутствие переходных периодов, специфики мер по постепенному приоткрытию тех или иных секторов экономики страны, присоединяющейся к ВТО. А с другой стороны - условия, когда страна сначала вступает в ВТО, а потом меняет свое законодательство. У нас здесь тоже были проблемы, когда в прошлом году ВТО вдруг заявила, что Россия должна вначале модифицировать законодательство, полностью привести его к виду среднего соответствия, а потом ее примут. Стандартные условия вступления в ВТО, сначала присоединение, а потом корректировка законодательства. Только сейчас переходим на уровень взвешенного понимания присоединения. Присоединяться нам нужно, но необходимо создавать конкурентную среду в российской экономике.

Список использованной литературы

1. Долан Э.Деньги, банки и денежно-кредитная политика.СПб.2008.

2. Экономика и бизнес.Под ред. В.Д.Камаева.М.2008.

3. Левшин Ф. М. ”Мировой рынок”, М. , 2007г,

4. Регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. М. 2007год.

5. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю "Экономикс", "Республика", 2007г.

6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов-на-Дону, «Феникс» 2008г.

7. Международные экономические отношения. Под ред. Б.П.Супруновича. -М.: «ГФА», 2008.

8. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. ред. И.П.Фаминского. -М.: «МО», 2008.

9. Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 2006-2007 гг. // Внешняя торговля. -2008. -№1-5.

10. Пашкова И., Шорохов Г. Создание системы содействия экспорту в России. // Внешняя торговля.-2008. -№1-3

11. Экспорт и импорт России по странам за 2005г. // Внешняя торговля. -2008. -№7-8

Конкурентоспособность отрасли

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкретных преимуществ, позволяющих создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию (услуги) высокого качества, отвечающую требованиям покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), поставлять их на мировой рынок в сроки, диктуемые рыночной ситуацией.

Если два первых уровня конкурентоспособности – конкурентоспособность товара и фирмы – имеют значение для борьбы не только за внешний, но и за внутренний рынок, конкурентоспособность отрасли есть фактор, влияющий на успешность борьбы компании данной отрасли на мировом рынке.

Исходным для конкурентоспособности отрасли является наличие в стране тех или иных факторов производства. Конкуренция – это не равновесное состояние, а процесс, в ходе которого влияние факторов производства может меняться. Конечно, для отдельных отраслей природные ресурсы остаются важным фактором развития (например, полезные ископаемые – обязательное условие для добывающих отраслей промышленности, значительные массивы плодородных земель в США позволяют сохранять положение крупного экспортера сельскохозяйственной продукции) .

Конкурентоспособность отрасли во многом обуславливается традициями производства соответствующих товаров в стране и накоплением технологий, обеспечивающих высокое качество и приемлемые цены (например, производство часов в Швейцарии или парфюмерно-косметической продукции во Франции). Однако в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса положение отрасли в национальной экономике, да и в мире быстро изменяется. Конкурентоспособность отрасли и экономики страны определяют условия, существенно влияющие на конкурентоспособность фирмы данной отрасли и ее продукции. В настоящее время все большее значение имеет не наличие факторов производства, а их использование. Для конкурентоспособности отрасли существенное значение имеет подготовка кадров, собственная научно – техническая база. Хотя совершенствование технологии осуществляется первоначально в рамках отдельных компаний, передача знаний и опыта в отрасли идет более интенсивно, чем между странами. Конкурентная борьба в отрасли стимулирует технический прогресс. Для конкурентоспособности отрасли важен характер спроса на ее продукцию с точки зрения не только его величины, но и ориентации на отдельные сегменты рынка, что приводит к специализации отрасли, которая отражается на ее роли в мировом масштабе. .

Конкурентные преимущества отрасли во многом зависят от состояния в стране родственных и сопутствующих отраслей. Если они конкурентоспособны в мировом масштабе, то и уровень основной отрасли поднимается. Развитие основных и сопутствующих отраслей стимулируется их сотрудничеством, совместной разработкой новой продукции .

Сегодняшние Ведомости публикуют окончание статьи Владимира Евтушенкова - члена Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ. Первая часть статьи вышла 13 мая. Для удобства приводим полный текст.

Восемь козырей России

Национальная конкурентоспособность выступает предметом озабоченности правительства и бизнеса в каждом государстве. И хотя до настоящего времени не существует общепринятого и бесспорного определения этого института рынка, не вызывает сомнений одно: конкурентоспособна экономика той страны, хозяйствующие субъекты которой в условиях свободной конкуренции производят товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка.

Постановка вопроса

В разработанном Всемирным экономическим форумом сводном индексе конкурентоспособного экономического роста (Growth Competitiveness Index) Россия занимает 70-е место среди 104 оцениваемых стран (по итогам 2004 г.). В 2003 г. наша страна была на 70-м месте, в 2000 г. - на 55-м. Очевидно, что это недостойный для России уровень.

В экономической политике последних лет понятие конкурентоспособности иногда приравнивалось к понятию приоритетности тех или иных отраслей и видов деятельности. В итоге отдельные отрасли добивались для себя разного рода преференций, хотя приоритетными они становились не по объективным критериям, а в результате лоббистской деятельности.

Промышленная политика, нацеленная на поддержку конкурентоспособных отраслей, уже не в силах дать тот эффект, на который можно было рассчитывать несколько лет назад. Предприятия, формально относясь к определенным отраслям промышленности, диверсифицируют свою экономическую деятельность и мало соответствуют формальным наименованиям отраслей.

С 1 января 2005 г. вступил в силу Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) взамен Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), разработанного еще в 1976 г. На смену отраслям пришли виды экономической деятельности. Однако вопрос о том, какими конкурентоспособными отраслями располагает отечественная экономика, по-прежнему сохраняет актуальность.

Потенциал

Наша страна располагает значительной частью ресурсного потенциала планеты, и в этом ее бесспорное преимущество. Однако из этого не вытекает автоматически конкурентоспособность нашей экономики, поскольку естественными условиями нужно уметь воспользоваться. Скажем, в настоящее время существует несколько завышенная самооценка "уникальности" российских трудовых и интеллектуальных ресурсов, а именно они дают существенный вклад в создание конкурентоспособного продукта.

Группа экспертов, представляющих бизнес, науку и высшую школу, попыталась дать общую оценку состояния и перспектив российских участников конкурентной борьбы на современных рынках. В качестве инструмента такого анализа использовалась методика определения стоимости экономического потенциала отраслей экономики методом дисконтированных доходов, разработанная аудиторско-консалтинговой компанией "ФБК". Эта методика позволила не только оценить текущее состояние отраслевой экономики, но и спрогнозировать темпы приращения их стоимостей.

В долгосрочном периоде растущий рынок будет находиться в таких секторах экономики, как промышленность, строительство, связь, торговля и общественное питание. Средние темпы прироста валовой добавленной стоимости в период 2005-2012 гг. составят 6,9% в год. Доля промышленности в ВВП страны к 2012 г. возрастет с нынешних 26,5% до 30,1%, строительства - с 7,2% до 7,9%, связи - с 1,8% до 3,0%, торговли и общественного питания - с 22,8% до 25,7%. В то же время средние темпы прироста валовой добавленной стоимости транспорта составят 4,3%.

Однако эти агрегированные показатели в значительной степени предопределены естественно-конкурентными преимуществами, а не эффективностью работы экономических агентов, а также системы регулирования их деятельности. А именно это в конечном счете обеспечивает успех на рынке. Поэтому требуется более детальный анализ.

Критериев, по которым необходимо определять конкурентоспособность, видится два: наличие естественно-конкурентных преимуществ и наличие положительного научно-технического задела.

Сырьевые чемпионы

По первому критерию к конкурентоспособным должны быть отнесены нефтегазовая, лесозаготовительная, алюминиевая и никель-кобальтовая отрасли промышленности. По экспорту продукции данных отраслей Россия занимает 1-2-е место в мире. Они дают подавляющую часть экспортной выручки страны.

Несмотря на удаленность основных нефтяных месторождений от экспортных терминалов, относительно низкая себестоимость добычи российской нефти обеспечивает ее высокую конкурентоспособность. Вопрос конкурентоспособности российского газа на внешних рынках неоднозначен. Он связан с перспективой выхода газодобычи в регионы с высокой себестоимостью топлива, освоения месторождений шельфовой зоны.

Алюминий как крупная статья экспорта держится на относительной дешевизне энергии, льготах по транспортным тарифам, оптимизации налогов. Высокая доля экспорта (до 80% и более) почти избавляет отрасль от НДС.

По объему валютной выручки лесозаготовительная промышленность стабильно занимает пятое-шестое место среди прочих экспортеров страны. Между тем, обладая примерно пятой частью лесных ресурсов планеты, доля России в мировом лесном экспорте лишь 2-3%. Традиционно экспортируются сырье и полуфабрикаты, а импортируется продукция углубленной переработки древесины.

Признание данных отраслей конкурентоспособными продиктовано объективными преимуществами российской экономики. Ее диверсификация и политика преодоления сырьевой зависимости не должны приводить к искусственному ограничению развития одних отраслей в пользу других.

Научные заделы

Использование второго критерия, по которому можно выделить конкурентоспособные части экономики, представляет более сложную задачу. Практически в каждой отрасли есть научно-технические заделы, но в полной мере этому критерию отвечают лишь немногие подотрасли, а именно авиакосмическая, атомная и оборонная промышленность.

В авиакосмической промышленности реальной конкурентоспособностью обладает та ее часть, которая связана с космосом, а также военное авиастроение. Гражданское самолетостроение конкурентоспособно скорее авансом.

В атомном машиностроении российские позиции на мировом рынке действительно сильны (услуги по обогащению урана, поставке топлива для ядерных реакторов, разработке и проектированию систем атомных реакторов). Потребителями отечественных технологий в ядерной области являются США, Франция, Германия, Китай.

Значительным является экспортный потенциал отечественной оборонной промышленности. На мировом рынке вооружений Россия прочно удерживается в пятерке стран-лидеров. Однако вызывает беспокойство тот факт, что Россия специализируется главным образом на экспорте "платформ" военной техники - корпусов судов, фюзеляжей и оперения самолетов, разнообразной бронетехники. Мировые рынки этой продукции не столь перспективны по сравнению с действительно наукоемкой продукцией - вычислительной техникой, авионикой, компьютеризированными системами комплексного управления ближним боем.

Разве этого мало?

Таким образом, окончательный перечень конкурентоспособных отраслей сегодня включает в себя нефтедобывающую, газовую, алюминиевую, никеле-кобальтовую, лесозаготовительную, атомную, оборонную, авиакосмическую промышленность.

Ограниченность этого перечня не означает, что в других отраслях нет конкурентоспособных производств, но их частные успехи не позволяют квалифицировать эти отрасли как конкурентоспособные. Тем не менее уже перечисленных конкурентоспособных отраслей достаточно для проведения эффективной промышленной политики. Что же касается выявления потенциально конкурентоспособных отраслей, то такая задача должна решаться принципиально по-другому.

Кластер - будущее России

Определение отраслей российской экономики, которые конкурентоспособны на сегодняшний день, не снимает с повестки дня задачу выбора тех направлений, которые будут повышать конкурентоспособность страны завтра.

Важнейшее достоинство наукоемких отраслей России - научно-технологический задел - не вечно. Оно не является естественным конкурентным преимуществом страны. Если за сырьевые отрасли в ближайшие десятилетия можно не волноваться, то в отношении будущего атомной, оборонной и авиакосмической отраслей такой уверенности нет.

Поддержание и развитие научно-технического задела зависит от эффективности промышленной политики государства. Это заставляет по-новому подходить к выбору “точек роста”.

В оценке конкурентоспособности национальных экономик все более значимую роль играет технологический подход. В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума сводный индекс получается на основе агрегирования трех индексов, характеризующих состояние технологии, общественных институтов, макроэкономической среды. США занимают общее второе место в сводном рейтинге только благодаря своему первенству по технологическому индексу. Россия по этому индексу находится на 67-м месте.

Критический перечень

Потенциальные “точки технологического роста” в современном мире лежат в технологических кластерах. Их создание является одним из важных шагов на пути успешного экономического развития. В качестве примера можно привести кластеры, объединяющие компании в области информационных технологий в Силиконовой долине в США и телекоммуникационные компании в Эспоо в Финляндии.

Кластеры редко подчиняются стандартным системам классификации отраслей. Они обычно состоят из компаний нескольких отраслей, выпускающих готовый продукт, материалы и оборудование, а также занимающихся сервисом. Государственные и частные инвестиции, направляемые на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим компаниям.

В чем-то выбор технологических кластеров схож с выбором перечня критических технологий. Такие перечни в разных странах составлялись с разной степенью успеха. Есть свой опыт и у России: правительственной комиссией по научно-технической политике 21 июля 1996 г. был утвержден перечень критических технологий федерального уровня. В его формировании участвовало в общей сложности свыше 800 ученых и специалистов, а в дальнейшем перечень неоднократно обновлялся.

Обобщая отечественный и зарубежный опыт, можно выделить перечень технологических кластеров, которые будут оказывать значительное влияние на конкурентоспособность экономики страны.

Приоритетное значение в современных условиях приобретает нанотехнология. В отчете консультативного комитета по науке и технологиям при президенте США записано: “Страна, которая будет лидировать в области разработки и применения нанотехнологий, будет иметь огромное преимущество в экономической и военной сферах в течение многих десятилетий”. Научный уровень российских разработок в области нанотехнологий (наноэлектроники, наноматериалов, нанотехники) вполне соответствует мировому, а порой и превосходит его.

Другое важное направление - клеточная биотехнология (биомедицина, биокатализ, биологические производственные системы, биополимеры клетки). К примеру, технология получения биополимеров клетки находит применение в здравоохранении и ветеринарии, ряде отраслей промышленности, сельском хозяйстве, в сфере защиты окружающей среды.

Пристального внимания заслуживают новые материалы - композиты, полимеры, керамические материалы, материалы и сплавы со специальными свойствами, сверхтвердые материалы, биосовместимые материалы, катализаторы, мембраны.

Наконец, следует упомянуть информационные технологии (информационно-телекоммуникационные системы, программное обеспечение, биоинформатика, системы математического моделирования, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности). В частности, технология создания систем математического моделирования может быть эффективно использована при разработке безопасных технологий атомной энергетики, в моделировании элементной базы и технологий получения материалов в микроэлектронике, в исследованиях в области лазерного термоядерного синтеза, в теории и методах автоматизации проектирования сложных технических систем, в моделировании социально-экономических процессов.

Отличительная особенность технологических кластеров состоит в том, что разрабатываемые здесь конкретные технологии могут находить применение в самых разных отраслях, в том числе в сырьевых и обрабатывающих, укрепляя их конкурентные позиции.

Третий путь

“Параллельное” определение сегодняшних конкурентоспособных отраслей и технологических кластеров завтрашнего дня позволяет выйти на формулировку оптимальной стратегии экономического развития. В настоящее время такой стратегии в России нет.

Фактически в стране осуществляется ресурсно-экспортная стратегия, ориентированная на экспорт первичных ресурсов. Определенные надежды принято возлагать на экспортно-наукоемкую стратегию, предполагающую значительное увеличение поставок российской наукоемкой продукции на мировой рынок. Однако надежды эти малообоснованны: реальных конкурентных преимуществ у России в данной сфере нет, а “доводка” до коммерческого использования имеющихся технологических заделов потребовала бы колоссальных инвестиций, которые в экономике пока отсутствуют.

Совмещает преимущества этих двух стратегий третий путь - ресурсно-инновационная стратегия. Она опирается на скоординированное и более полное использование отечественного ресурсного и инновационного потенциала за счет поддержки длинных технологических цепочек, в том числе с помощью технологических кластеров.

При этом государство своей нормативно-правовой базой должно стимулировать эффективность использования капитала и людских ресурсов, а его совокупная мощь - обеспечивать интересы национальных производителей на мировом рынке, далеко не свободном и не справедливом. Власти объективно заинтересованы в поддержке отечественных производителей, содействии их развитию и процветанию, поскольку имеется неразрывная связь между конкурентоспособностью предпринимательского сектора и уровнем конкурентоспособности страны.

Среди факторов конкурентоспособности развитых стран одними из важнейших являются: инфраструктура (энергетика, транспортная система, связь, здравоохранение), финансовая система (объем капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности и других секторов экономики), ресурс научных знаний в университетах, государственных НИИ, частных исследовательских учреждениях. Все эти факторы могут быть задействованы при реализации кластерного подхода.

В России же этот подход подчас остается за пределами внимания практиков и исследователей, хотя в стране уже действует ряд формально не оформленных кластеров: транспортное машиностроение в Центральном федеральном округе, лесопереработка в Архангельской области, автомобильная промышленность в Тольятти, аэрокосмический кластер в Самаре, кластер информационных технологий в московском регионе. Поддержать имеющиеся кластеры и способствовать возникновению новых - такова реальная задача современной промышленной политики России.

Технологический подход, основанный на определении и поддержке технологических кластеров, ориентирован на будущее. Реально оценивая нынешнее место России в рейтинге страновой конкурентоспособности, следует признать, что у нас нет другого выбора.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...