Какой штраф за несвоевременную сдачу налоговой декларации. Штраф за несвоевременную сдачу декларации


Если компания не представит декларацию УСН вовремя, ее могут оштрафовать. Сумма штрафа составит 5% от налога, который не уплачен в срок. Налоговики возьмут штраф за каждый месяц просрочки

Сроки сдачи декларации по единому налогу

Организации и ИП, которые применяют упрощенную систему налогообложения, должны представлять декларацию по единому налогу по форме, утвержденной приказом ФНС России от 04.07.2014 №ММВ-7-3/352.

Декларацию нужно представить в ИФНС по месту нахождения организации или по месту жительства ИП (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Сдается декларация по итогам года Последний срок сдачи декларации для юрлиц — 31 марта года, следующего за отчетным. ИП должны представить отчетность не позднее 30 апреля (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Если компания или ИП, применявшие УСН, прекратили деятельность, то декларацию следует сдать не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Если право на применение «упрощенки» утрачено, то декларацию по единому налогу нужно представить не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение УСН (п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

Штрафы за непредставление отчетности в срок

Если компания не представит декларацию вовремя, ее могут оштрафовать. Сумма штрафа составит 5% от налога, который не уплачен в срок. Налоговики возьмут штраф за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или нет. При этом штраф будет не больше 30% от суммы неуплаченного в срок налога, но и не меньше 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). Если у компании есть смягчающие обстоятельства, то штраф может быть уменьшен (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).

Кроме того, за просрочку сдачи декларации к ответственности может быть привлечено должностное лицо компании. Ему может быть вынесено предупреждение или наложен штраф. Размер штрафа составит от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кроме того, ИФНС может принять решение о блокировке расчетного счета компании. Это произойдет в случае, если период просрочки превысит 10 рабочих дней (п. 2 ст. 76 НК РФ).

В этой статье:

  • какие санкции предусмотрены за несвоевременную сдачу декларации (по НК РФ и по КоАП РФ)?;
  • как посчитать штраф: рассмотрим несколько вариантов в зависимости от срока просрочки сдачи декларации;
  • приведем примеры расчетов.

Каждый новый календарный год приносит нам какие-нибудь изменения в области бухгалтерского учета и налогообложения. Как закономерность, ежегодно появляется новая отчетность, упраздняется старая. А вместе с тем растет и риск ее несвоевременной сдачи.

В этой статье мы попробуем рассмотреть, какие санкции предусмотрены за несвоевременную сдачу налоговой отчетности, и как самостоятельно рассчитать штраф.

Для начала, давайте выясним, какие же отчеты относятся к налоговым декларациям. Потому что само понятие «налоговая отчетность» включает в себя не только декларации, но и налоговые расчеты, а также различные бланки документов, предоставляемых по запросу или по личной инициативе налогоплательщика.

К налоговым декларациям относятся:

  • Декларация по НДС;
  • Декларация по налогу на прибыль;
  • Декларация по налогу на имущество;
  • Декларация по земельному налогу;
  • Декларация по транспортному налогу;
  • Декларация по водному налогу;
  • Декларация по акцизам;
  • Декларация по налогу на игорный бизнес;
  • Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • Декларация по ЕНВД;
  • Декларация по ЕСХН;
  • Единая упрощенная декларация.

Все штрафы, которые могут быть применены к налогоплательщику за несвоевременную сдачу деклараций, можно объединить в таблицу, что позволит вам легко их запомнить.

Таблица 1 - санкции за несвоевременную сдачу налоговых деклараций согласно НК РФ и КоАП РФ.

Вид наказания

Примечание

по НК РФ

Штраф на организацию в размере 5% (ст. 119 НК РФ)

Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации.

* Штраф рассчитывается от неуплаченной суммы налога в срок. Если же налог уплачен вовремя или имеется переплата по лицевому счету на дату уплаты налога, то штраф за несвоевременную сдачу декларации будет составлять минимальную сумму - 1000 руб.

Блокировка расчетного счета по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Такое право сохраняется за налоговой инспекцией в течение трех лет. Также нужно отметить, что сумма блокировки никаких ограничений не имеет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Важно знать, что блокировка банковских счетов не применяется, если было несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам.

по КоАП РФ

Ответственность должностных лиц: - предупреждение - штраф от 300 руб. до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Суд может смягчить наказание в виде снижения суммы штрафа на 50% и более, а то и вовсе вынести решение лишь с предупреждением.

Хотелось бы уточнить, что за непредставление нулевой декларации также применяется все тот же штраф по ст. 119 НК РФ. Но, так как суммы к уплате нет, то предъявляется минимальный штраф в размере 1000 рублей.

Что же касается промежуточной отчетности (например, налоговой декларации по налогу на прибыль), то штраф должен быть не в размере 5%, а 200 рублей (об этом сказано в п. 17 Письма ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Обратите внимание! ссылке .

Расчет штрафов за несвоевременную сдачу налоговой декларации

Для расчета штрафов существует множество онлайн-калькуляторов, которые позволят вам рассчитать штраф до копейки, для этого лишь необходимо ввести сумму налога по налоговой декларации, которая была несвоевременно представлена. Указать день, следующий за крайним сроком подачи декларации, и дату подачи декларации.

Если же вы считаете самостоятельно, то вам нужно придерживаться следующей формулы:

Сумма штрафа = Сумма не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации × 5% × Количество месяцев *

* Для расчета месяц фактической подачи декларации и месяц с крайним сроком подачи берутся как полные.

Примеры

Для наглядности расчёта давайте рассмотрим ситуации:

1. Налоговая декларация по ЕНВД за 3 кв. была представлена 26.10.2016 г. Крайний срок подачи - 20.10.2016 г. Сумма налога, подлежащая уплате по этой декларации, - 34 121 руб. Сумма налога не была уплачена в срок, 25 числа месяца, за отчетным периодом (25.10.2016 г.)

Тогда сумма штрафа составит:

34 121 руб. × 5% × 1 мес. = 1 706,05 руб.

Сумма штрафа 1706,5 руб. больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и меньше его максимальной суммы, которая составляет 10 236,3 руб. (34 121 руб. × 30%). Соответственно, организация обязана заплатить 1706,5 руб.

2. Налоговая декларация по НДС за 4 кв. 2016 г. была представлена 25.03.2017 г. Крайний срок подачи - 25.01.2017 г. Сумма налога, подлежащая уплате по этой декларации, - 4 500 руб. Плательщик всю сумму налога уплатил также 25.03.2017 г.

Так как плательщики НДС вправе уплачивать сумму налога равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, то исходя из примера налог по декларации по НДС за 4 квартал 2016 года необходимо было уплатить в следующие сроки:

  • до 25.01.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3);
  • до 25.02.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3);
  • до 25.03.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3).

Поскольку в сроки 25.01.2017 года и 25.02.2017 года налог не был уплачен, то штраф составит:

  • за просрочку уплаты налога по сроку 25.01.2017 года: 1 500 руб. × 5% × 3 мес. = 225 руб.
  • за просрочку уплаты налога по сроку 25.02.2017 года: 1 500 руб. × 5% × 2 мес. = 150 руб.

Итого: 375 руб.

Давайте проверим, соответствует ли рассчитанная сумма штрафа условиям таблицы 1.

Сумма штрафа 375,00 руб. меньше минимального размера штрафа (1000 руб.) и, соответственно, организация обязана заплатить не 375,00 руб., а 1000 руб.

3. Налоговая декларация по УСН 2015 г. была представлена 28.10.2016 г. Крайний срок подачи - 01.04.2016 г. Сумма налога, исчисленная за год, составила 100 000 руб. В том числе, по итогам года (за 4 квартал) сумма налога к доплате составила 15 000 руб. На момент предоставления декларации плательщик не уплатил эти 15 000 рублей.

Тогда сумма штрафа составит:

15 000 руб. × 5% × 7 мес. = 5 250,00 руб.

Давайте проверим, соответствует ли рассчитанная сумма штрафа условиям таблицы 1.

Сумма штрафа 5 250 руб. больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и больше его максимальной суммы, которая составляет 4 500 руб. (15 000 руб. × 30%). Соответственно, организация обязана заплатить не 5 250 руб., а 4 500 руб.

Напомним! Для подготовки и сдачи отчетности воспользуйтесь онлайн-сервисом «Моё Дело» - Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса . Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не надо будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Кроме того, сервис напомнит вам о приближающихся сроках сдачи всех необходимых отчетностей. Получить бесплатный доступ к сервису можно по

Налагается согласно пункту 1 статьи 119 Налогового Кодекса и рассчитывается из суммы НДС к уплате.

Суммы штрафа за несвоевременное представление и штрафа за отсутствие отчетности рассчитываются по общим правилам. Непредставление таковой декларации означает нулевую сумму налога, исходя из чего возникают спорные ситуации.

В случае если компания не сдала декларацию в установленный срок, она будет привлечена к ответственности уплатить штраф в размере 5% от налога, неуплаченного в срок, который налагается по каждому месяцу просрочки. Взыскание не может быть больше 30 % от суммы неуплаченного налога и меньше 1 000 рублей, но может быть уменьшено при наличии определенных смягчающих обстоятельств.

Кроме этого, должностное лицо компании уплачивает штраф 300-500 рублей, а просрочка свыше 10 рабочих дней грозит блокировкой расчетного банковского счета и приостановление электронных денежных переводов.

Однако, можно избежать штрафа, если вы поступите следующим образом (пункты 2, 3, 4 – соответственно, статьи 81 Налогового Кодекса):

  • подадите уточненную декларацию до конечного срока подачи основной НДС-декларации. Тогда первоначальная отчетность будет считаться сданной в день сдачи уточнённой;
  • подадите уточненную после конечного срока представления первоначальной, однако до завершения срока уплаты налога в госбюджет, при условии, что инспекция ФНС не сообщила вам об ошибках в первоначальной или не еще успела сообщить налогоплательщика о грядущей выездной проверке;
  • уплатите недоимки и пени до подачи уточненной отчетности, которую представили после срока подачи декларации и до того, как уплатили налог, а выездной проверкой ошибок выявлено не было.

Существуют разные точки зрения по поводу того, будет ли налагаться минимальное взыскание в размере 1000 рублей в случае, если был факт несвоевременной сдачи НДС-декларации, но по ее показателям суммы к исчислению . Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Непредоставление декларации

Чиновники придерживаются позиции, что не может освобождаться от штрафа за отсутствие отчетности по НДС, даже в том случае, если сумма налога будет исчислена и уплачена в срок. Это справедливо приравнивается к штрафу за несвоевременную сдачу отчетности. Этой точки зрения придерживаются и суды.

По декларации, которая не располагает суммой налога к уплате, штраф процентным методом рассчитать невозможно, но наложить его надо. Некоторые судебные практики все-таки обязывают уплатить минимальное взыскание, равное 1000 рублям.

Существует и совершенно иная позиция в вопросе несвоевременной сдачи декларации. По мнению многих судов, которые ссылаются на нормы статьи 119 Налогового кодекса, величина штрафной санкции должна рассчитывается с учетом налоговой суммы к уплате. Исходя из этого, единого фиксированного штрафа нет, а ответственность будет зависеть напрямую от налоговой обязанности.

В этом случае, если сданная не вовремя декларация выводит нулевую сумму налога к уплате, штраф за игнорирование сроков будет тоже равен нулю.

Смягчающие обстоятельства для налогоплательщиков

Наличие таких обстоятельств позволяет снизить величину начисленного штрафа минимум в два раза.

Пункт 1 статьи 112 Налогового Кодекса подает следующие случаи, связаны с:

  • совершением правонарушения по стечению тяжелых семейных или личных обстоятельств;
  • совершением правонарушения под воздействием угрозы или принудительно, а также в силу материальной или служебной подневольности;
  • тяжелым материальным положением физического лица, который привлекается к штрафу за налоговое правонарушение;
  • иными обстоятельствами, которые судом или налоговой службой могут быть признаны смягчающими.

Судебное заседание в ходе разбирательства по налоговой неосторожности будет рассматривать все обстоятельства, которые налоговая инспекция уже изучила для досудебного обжалования. Налогоплательщику в суде необходимо сделать заявления о всех имеющихся смягчающих обстоятельствах, вне зависимости от того, были ли они учтены налоговым органом при наложении штрафа, или нет. Суд также может снизить штраф повторно.

Судебная позиция в вопросе повторного снижения взыскания

Исходя из чиновнической точки зрения, повторное снижение возможно. Суд может уменьшить размер штрафа даже после того, как налоговой инспекций уже были учтены смягчающие обстоятельства, аргументируя это тем, что:

  • законодательством не предусмотрены ограничения по доводам для снижения взыскания;
  • законодательством не запрещается суду оценивать смягчающие обстоятельства, учтенные налоговым органом до суда;
  • суд может проверить тяжесть нарушения на соответствие с принятым налоговиками наказанием. Законодательством не запрещается повторное рассмотрение в доводов по уменьшению штрафной санкции, в случае, если инспекторами не соблюдалась пропорциональность наказания и нарушения;
  • суд может и просто признать те обстоятельства, которые инспекторы не установили смягчающими, а может учесть их, вынеся решение о повторном снижении взыскания;
  • Статьей 114 Налогового Кодекса предусмотрен лишь минимальный порог снижения, однако математически это выглядит как от 50 % до 99 % от начисленной суммы .

Альтернативой этому является позиция, что суд не может уменьшить размер штрафа, после того, как налоговый орган уже учел причины к этому, аргументируя это пунктом 4 статьи 112 Налогового Кодекса, которая гласит, что обстоятельства для смягчения или ужесточения санкций могут быть установлены или налоговой службой, или судом.

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

Не сданная предпринимателем вовремя налоговая декларация может привести к неприятным последствиям для него. Причем, некоторые из них могут появляться вследствие спорной трактовки законодательства государственными структурами. Изучим специфику подобных последствий подробнее.

​Если ИП не сдаст налоговую декларацию вовремя, то в отношении него могут быть применены, прежде всего, санкции в виде штрафов.

В общем случае величина штрафа составляет 5% от суммы налога, исчисленного и подлежащего отражению в декларации, но не уплаченного в срок. Аналогичная сумма штрафа начисляется каждый последующий месяц после возникновения просрочки в предоставлении отчетности. Но даже если недоимка по налогу отсутствует, то ИП за несдачу декларации в любом случае оштрафуют на минимальную сумму — 1000 рублей. Максимальная сумма штрафа — 30% от неуплаченного налога (то есть, при просрочке в 5 месяцев).

Указанный штраф, как правило, выписывается ИП за несдачу профильной декларации по основному виду деятельности — например, декларации по ЕНВД или УСН. Но есть и другие разновидности штрафов, применяемые в зависимости от типа декларации (либо расчета по тому или иному платежу), которую ИП обязан сдать в ФНС. В частности, это могут быть:

  • штраф за непредоставление 2 - НДФЛ (если у ИП есть сотрудники) — в размере 200 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу расчета по форме 6-НДФЛ — в величине 1000 рублей за каждый месяц просрочки предоставления документа;
  • штраф в размере 30% от не уплаченных вовремя взносов (минимальный — 1000 рублей) за непредоставление расчета по страховым взносам;
  • штрафы за непредоставление СЗВ - М, СЗВ-СТАЖ — 500 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу 4 - ФСС — 30% от неуплаченных взносов, минимум — 1000 рублей.

Несмотря на то, что многие из указанных форм не относятся к налоговой отчетности, по существу они очень схожи с декларациями. Санкции за их предоставление, очевидно, могут быть не менее жесткими для налогоплательщика, чем при несдаче налоговой отчетности вовремя.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с положениями КоАП РФ указанные штрафы могут дополняться иными административными санкциями. Например, за несдачу любой налоговой декларации ФНС вправе выписать штраф на основании статьи 15.5 КоАП РФ на должностное лицо (в данном случае, им будет ИП) в сумме 300 - 500 рублей.

Не считая указанных санкций, ИП, не сдавший декларацию вовремя, может столкнуться с иными неприятными правовыми последствиями. В их числе — возникновение обязанности по уплате в ПФР взносов, в несколько раз увеличенных в сравнении с теми, что платятся в стандартной фиксированной величине. Изучим специфику таких правовых последствий подробнее.

Кратный рост взносов при несдаче декларации: на каком основании?

Индивидуальные предприниматели, которые работают без штата — то есть, без осуществления выплат другим физическим лицам, обязаны уплачивать обязательные взносы в социальные фонды — ПФР, ФСС и ФФОМС. С 1 января 2017 года за их сбор отвечает ФНС (но впоследствии переводит полученные от хозяйствующих субъектов суммы на счета в указанных фондах).

Размер фиксированных взносов в ФСС и ФФОМС не зависит от доходов ИП. В свою очередь, взносы в ПФР делятся на 2 части:

  • строго фиксированные;
  • начисляемые на доход предпринимателя свыше 300 тыс. рублей.

До 2017 года действовал Закон «О страховых взносах» № 212 - ФЗ, в соответствии с которым ПФР имел право увеличить «строгую» часть взносов в 8 раз в случае несообщения ИП сведений о полученных доходах. То есть — при непредоставлении налоговой декларации в ФНС (откуда ПФР в порядке межведомственного обмена данными запрашивал сведения о доходах плательщиков взносов).

Таким образом, те индивидуальные предприниматели, которые до 2017 года по каким - либо причинам не представляли декларации в ФНС (вне зависимости от наличия или отсутствия доходов), могли становиться обязанными уплачивать взносы в ПФР в сумме, увеличенной в несколько раз относительно их стандартной величины. Теоретически, сумма к уплате могла доходить до 154 852 рублей (действовавшая в 2016 году фиксированная ставка, умноженная на 8).

Разумеется, не всех ИП устраивало подобное положение дел. В ходе взаимодействия бизнеса и государственных ведомств сформировались 2 противоположные позиции (одна из которых, отметим, характеризуется уклоном в пользу предпринимателей и, более того, в принципе, может рассматриваться как основная). Речь идет о позициях:

  • ФНС России.

Изучим их подробнее.

Взимать ли увеличенные взносы с ИП: позиция ПФР

В Письме от 10.07.2017 года № НП - 30 - 26/9994 Пенсионный Фонд указывает, что норма Закона № 212 - ФЗ о взыскании с ИП взносов, в несколько раз превышающих стандартные, не предполагает возможности пересчета обязательств ИП, возникших вследствие непредоставления декларации. Фонд считает правомерным истребовать с предпринимателя — пусть и с нулевыми доходами, социальные взносы — по фиксированной их части, в максимальном объеме.

Вместе с тем, ПФР отмечает, что при предоставлении ИП налоговой декларации пусть и с опозданием, но в пределах расчетного периода, за который исчисляются взносы, пересчет обязательств все же возможен. Очевидно, что такая позиция все же выходит за рамки Закона № 212 - ФЗ или, по крайней мере, отражает попытку ПФР определенным способом трактовать нормы данного закона. В данном случае — трактовка не в пользу предпринимателей.

Иную точку зрения по вопросу пересчета взносов имеет ФНС России.

Позиция ФНС

Налоговое ведомство в Письме от 13.09.2017 года № БС - 4 - 11/18282@ отмечает, что:

  1. В положениях Закона № 212 - ФЗ отсутствуют нормы, ограничивающие сроки представления налогоплательщиком сведений о доходах в ФНС (о которых впоследствии информируется ПФР).
  2. Выходит, что ИП, забывший представить декларацию за определенный период, вправе сделать это в любой момент позднее. Как только ФНС получит ее, то в распоряжении ведомства появятся сведения о доходах налогоплательщика, которые затем можно будет передать в ПФР.
  3. Основное назначение норм Закона № 212 - ФЗ, позволяющих ПФР увеличивать взносы в несколько раз — установление юридических оснований для дополнительного контроля над доходами ИП в целях корректного расчета не фиксированной части взносов, а той, что зависит от дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
  4. Выходит, что по мнению ФНС указанную норму, в принципе, не следует применять как оправдывающую многократное увеличение взносов. ПФР, таким образом, может иметь смысл пересмотреть свой подход к трактовке данной нормы.
  5. В компетенции ПФР — установление правильности исчисления взносов.
  6. Выходит, что если Фонд будет следовать политике увеличения платежей, истребуемых с ИП, не разбираясь в ситуации, то его действия можно будет расценить как не соответствующие указанной компетенции.

В итоге, ФНС признает, что поддерживает право ИП на пересчет обязательств ИП, в отношении которых закон дает ПФР формальное право увеличить требования по пенсионным взносам. Но при одном условии: ИП, так или иначе, должен представить в ФНС декларацию по периоду, за который исчислены взносы в сумме, вызывающей вопросы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...