К общим показателям уровня жизни не относится. Классификации показателей уровня жизни населения


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Современное состояние и проблемы регулируемого объекта

Здесь мы рассмотрим понятие уровня жизни, связанную с ним систему показателей, необходимых для комплексного прогноза, а также проблемы, возникающие в нашей стране, опираясь на конкретные показатели.

1.1 Понятие уровня жизни

Важнейшим показателем, отображающим эффективность социально-экономической политики государства, является уровень жизни населения. В конвенциях Международной организации труда (МОТ), Концепции ООН, признающей жизнь человека высшей ценностью, каждый человек имеет право на уровень жизни, обеспечивающий поддержание здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов. Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

1.2 Необходимость учета уровня жизни населения и задачи учета

Анализ тенденций в изменениях уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами.

Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:

Общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;

Оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;

Анализ характера степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;

Выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

1.3 Показатели уровня жизни населения

Уровень жизни может определяться множеством показателей, характеризующих какие-либо стороны жизнедеятельности человека. Эти показатели в разной степени используются при анализе уровня жизни и планировании мер его регулирования.

Существует три основных вида показателей уровня жизни населения:

1.Конкретные частные показатели, выраженные натуральными величинами.

2.Стоимостные или обобщающие показатели.

3.Интегральные показатели.

Рассмотрим в отдельности каждый из них.

1.4 Конкретные частные показатели, выраженные натуральными величинами

К показателям данной категории могут быть отнесены следующие:

1. Питание: среднесуточное количество килокалорий (или грамм белка, как наиболее ценного источника энергии для организма) на душу населения.

Что касается для всего населения РФ, то продовольственная корзина рассчитана на 2500 килокалорий (белок 74 г., в т. ч. животного происхождения -- 21 г.). Такие количества далеки от стандартов развитых стран, особенно по показателю белка на душу населения и почти соответствуют питанию в развивающихся странах.

Результат бюджетного обследования свидетельствовал о том, что с ростом дохода на члена семьи увеличивается потребление мяса и мясопродуктов, яиц (белка животного происхождения); уменьшается потребление хлеба и хлебопродуктов, картофеля. Обеспеченные группы населения приобретали больше мясопродуктов, деликатесных видов рыб, кондитерских изделий, соков, свежих фруктов.

2. Здоровье и здравоохранение: прежде всего это ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент смертности.

Россия занимает 142 место в мире по продолжительности жизни - уступая Ираку и чуть обгоняя Белиз. В нашей стране этот показатель составляет 67,66 года. Рейтинг по уровню продолжительности жизни на момент рождения является мерилом общего уровня жизни в той или иной стране. Некоторыми специалистами он также рассматривается как индикатор потенциального возврата инвестиций, сделанных в той или иной стране в человеческий капитал.

Наибольшая продолжительность жизни оказалась в малой стране Европы - Андорре. Там люди живут в среднем 83,49 года. Меньше всего - 31,3 года отмерено жителям Мозамбика.

Из государств Евросоюза по этому показателю лидирует Швеция - 79,97 года. Из стран Восточной Европы лучше всего дела с продолжительностью жизни обстоят в Словении - 64 место и 75,5 лет. На 69 месте Чехия, на 71 - Македония, на 72 - Словакия, на 75 - Хорватия, на 79 - Сербия и Черногория, на 80 - Польша (73,91 года).

Кроме того, коэффициент смертности значительно превышает показатель в других развитых странах.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2006 года является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане.

3.Жилище: общая площадь на душу населения.

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2002г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций.

Финансовое положение большинства предприятий и организаций сложное; денежные средства на строительство жилья ограничены, поэтому население все в большей степени само ищет пути решения улучшения своих жилищных условий. Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения.

4. Домашнее имущество: обеспеченность населения бытовой техникой.

Данные показатели в России значительно ниже показателей в западных странах. Кроме того, высок процент домашних хозяйств, не обеспеченных необходимым набором бытовых приборов.

5.Уровень культуры: обобщающий показатель- среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше.

За последние 20 лет этот показатель в Российской Федерации поднялся в 1,5 раза. С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной деградации культуры. Тогда сократилась численность студентов, многие ВУЗы перевели обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд. В настоящее время гораздо меньше средств тратится на развитие науки, что также отрицательно сказывается на положении страны. Для преодоления этих негативных факторов необходимо дополнительное финансирование этих отраслей, что затруднено в сегодняшних условиях России, но очень важно для дальнейшего развития и благополучия страны.

Кроме рассмотренных выше, к факторам, определяющим уровень жизни относятся: условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП.

1.5 Стоимостные (обобщающие) показатели

К данным показателям относятся: ВВП на душу населения, доля товаров и услуг в структуре ВВП, доля потребления домашних хозяйств, денежные доходы на душу населения, номинальная и реальная з/п одного работника, МОТ и другие.

Индикаторы

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц

Реально располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему году

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата занятых в экономике, руб.

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

Средний размер назначенной пенсии, руб. в месяц*

Реальный размер назначенной пенсии, %

Индекс потребительских цен

* Рассчитан исходя из предпосылки, что сохранится в 2002-2006 гг. соотношение 2000-2001 гг.: пенсии составят 35 % средней заработной платы

Прогноз реальных располагаемых доходов населения

Реальность прогнозируемых стоимостных индикаторов в прямой зависимости будет находиться от эффективности экономики, в частности, повышения производительности труда. С учетом задолженности предприятий, необходимости технического и технологического обновления и развития, рост производительности труда должен опережать рост заработной платы. Показатели в значительной мере ниже аналогичных показателей западных стран.

1.6 Интегральные показатели

Необходимо рассматривать взвешивающие коэффициенты. Мы рассмотрим наиболее распространенный показатель, разработанный специалистами “Программы развития ООН”- Индекс Развития Человеческого Потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала - это один из важнейших показателей, которым ОНН измеряет развитие социальной сферы в различных странах. В числе главных составляющих этого индекса: ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; уровень образованности населения и реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП)(доля каждого 1/3). Взятые вместе, они отражают три основных качества развития страны: здоровая жизнь, обеспечивающая долголетие населения, достигнутый уровень образования и достойный человека материальный достаток. Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0. ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40,000 долларов США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, или учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944 (по данным за 2001 год). ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275 (по данным за 2001 год). В советское время Россия занимала по ИРЧП место в числе развитых стран мира. Она славилась своим образованием; продолжительность жизни, хотя и не была очень высокой, но росла, а уровень жизни рассчитывался так, что мог считаться вполне сопоставимым с развитыми странами. Спад производства и сокращение ВВП в России в 90-х годах, связанные с трансформационным переходом к рыночной экономике, привели к тому, что она покинула по показателю ИРЧП группу развитых стран и заняла места в группе государств со средним уровнем развития. Так, например, Россия в 1995 г. занимала по ИРЧП лишь 114 место из 174 стран, по которым рассчитывается индекс человеческого капитала. После 2000 года в связи с быстрым экономическим ростом ИРЧП России стал расти, в результате чего Россия переместилась на 62 место.

2. Основные направления государственного регулирования

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и, в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной номенклатуры и лидеры ""теневой экономики"". Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни.

Итак, существует три основных направления регулирования уровня жизни:

1. С помощью государственных минимальных социальных стандартов . Данные стандарты направлены на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. ГМСС - установленный законодательством минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный прожиточный минимум; минимальный размер социальных пособий и выплат; номенклатуры, перечня и набора бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы; нормы обеспечения населения социальными услугами и т.д.

2. С помощью регулирования оплаты труда . В нашей стране работодатели начисляют з/п без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер з/п на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.

3. С помощью регулирования социального развития . При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.

Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.

3. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие уровень жизни

1. Конвенции Международной организации труда (МОТ)

2. Концепции ООН

3. Методика расчета минимального потребительского бюджета (1991г., министерство труда)

5. Указ Президента России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации”.

7. Постановление № 192 “Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации” (февраль 1999 г.)

8. Федеральный закон № 201 “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (ноябрь 1999 г.)

4. Историческое развитие регулирования уровня жизни

В качестве интегрального показателя в социальной практике до 90-х годов использовался показатель среднедушевого реального дохода. Основные формы его повышения: рост реальной заработной платы и увеличение выплат из общественных фондов потребления. В показателе “реальные доходы” кроме денежных доходов учитывались натуральные доходы в стоимостной оценке, доходы в виде материальных затрат учреждений социальной сферы, вклады населения в ценные бумаги, сбережения.

С 1992 г. используется новый показатель - “реально располагаемые доходы” (денежные доходы за минусом налогов и обязательных платежей с учетом темпов инфляции).

Различие между двумя показателями заключается не только в том, что реально располагаемые доходы - это объемный показатель, а среднедушевой реальный доход - это средний размер дохода на душу населения, но и в методологии расчета.

Как наиболее информативные в отечественной и зарубежной практике используются показатели бедности: абсолютной и относительной. Абсолютная бедность - это отсутствие дохода как такового или отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума жизненных потребностей личности (семьи).

Исходя из положений этих теоретических разработок и учитывая сложившуюся международную практику, в Российской Федерации была предпринята попытка в нормативном порядке установить показатель уровня жизни.

В 1991 г. Министерством труда РФ была утверждена Методика расчета минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет - это наименьший доход, который обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы. Он учитывает не только расходы на питание, но и потребности человека в вещах, услугах, отдыхе. Говоря проще, это минимальный уровень нормальной жизни, в котором учитывается более 300 позиций.

Однако в первом полугодии 1993 г. в России имели доходы ниже минимального потребительского бюджета 81 % населения. По меркам развитых стран, данный показатель и есть уровень бедности. Например, в США ниже этой черты проживает всего около 15 % граждан.

Стало ясно, что данный показатель не может применяться, поскольку возможности экономики страны не обеспечивают минимального потребительского бюджета для подавляющего большинства населения.

Поскольку существовала острая необходимость в каком-то расчетном показателе, который бы применялся при определении минимальных потребностей населения, пенсий, социальных пособий и других нужд, в качестве вынужденной меры в оборот был введен показатель “прожиточный минимум”.

В ноябре 1992 г. Министерство труда Российской Федерации направило в регионы Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам, разработанные в соответствии с Указом Президента России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации”.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального продовольственного набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на непродовольственные товары, на налоги и другие обязательные платежи. На основе методических рекомендаций можно рассчитать не только величину среднедушевого прожиточного минимума, но и отдельно для детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, трудоспособных граждан, пенсионеров.

Такие расчеты позволяют формировать прожиточный минимум практически для любых типов семей: супружеская пара с детьми и без детей, матери-одиночки и т.п. При формировании бюджета прожиточного минимума семьи необходимо учитывать объективные факторы, формирующие различия в уровне потребительских расходов одиночек и семей.

Прожиточный минимум, рассчитанный по методике 1992 г., существенно отличается от минимального потребительского бюджета, т.к. содержит весьма ограниченный минимальный набор продовольственных товаров, расходы на непродовольственные товары, услуги. Налоги и обязательные платежи даны не в натуральных показателях, а в процентном отношении к стоимости продовольственного набора. По сути, это сумма потребления товаров и услуг, способная поддержать существование людей на короткий кризисный период экономики (один - два года).

Тем не менее, такая методика применяется до сих пор, что влечет за собой ряд негативных последствий. Главным из них является расширение маргинальных слоев населения и потеря веры среди людей, входящих в эти слои, в поддержку государства, а это, в свою очередь, не позволяет создать условия для укрепления социальной стабильности

Кроме того, что введение в социальную практику нормативного показателя, не обеспечивающего устойчивое развитие общества, само по себе является опасным, при подготовке методики были допущены серьезные просчеты. Например, проведенное зонирование территории России не в полной мере учитывало различие природно-климатических условий, национальных традиций, характера расселения и т.д., что привело к необоснованному отнесению ряда регионов с суровыми природно-климатическими условиями к регионам, имеющим более благоприятные условия.

Чрезвычайно важным становится введение в научный оборот и в практику социального управления не суррогатных расчетных и оценочных показателей уровня жизни, как это было до сих пор, а показателей, которые позволяют производить расчеты, оценку и регулирование уровня жизни населения России в рамках практики, общепринятой в мировом сообществе.

Необходимым условием успешного проведения социальных реформ является введение минимальных социальных стандартов, т.е. перечня основных социальных услуг, которые государство стремится гарантировать всем гражданам. Наличие реально функционирующего механизма обеспечения минимальных социальных стандартов - условие и признак общей управляемости в стране, потеря которой не только деморализует общество, но и лишает его надежды на исправление положения в будущем.

Царящий в экономике и социальной сфере управленческий хаос грозит существованию самого федеративного государства. Начинать его преодоление следовало бы с наведения порядка в законодательстве, в том числе социальном. В специальных изданиях идет заинтересованный разговор о необходимости принятия кодекса социального обеспечения, включающего сквозную, прозрачную и внутренне согласованную систему гарантий и правил, что сняло бы многие противоречия в социальном обеспечении и обслуживании, ввело унификацию, способствовало бы экономии средств, в частности, путем ограничения количества льгот для одного пользователя.

Чрезвычайно важной представляется разработка принципиально новой системы оценочных показателей, технологий расчетов и государственного регулирования уровня жизни населения на их основе.

В Российской Федерации в этом направлении предприняты реальные шаги, прежде всего, упорядочивающие определения понятий.

Так, 24 октября 1997 г. был принят Федеральный Закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”. В статье 1 закона даны определения понятия “потребительская корзина” и “прожиточный минимум”:

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум имеет непосредственное отношение к уровню жизни и суммирует нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социально-демографическим группам населения, природно-климатическим зонам, национальным особенностям и др. факторам.

Потребительская корзина и прожиточный минимум позволяют полнее охарактеризовать жизнедеятельность людей и являются составными частями системы показателей доходов и уровня жизни населения.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Подготовлен и принят пакет законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих правовую базу по исполнению закона.

В феврале 1999 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 192 “Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации”.

В ноябре 1999 г. принят Федеральный закон № 201 “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”. Законом установлена потребительская корзина для основных социально-демографических групп, которая определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в натуральных показателях.

Законом регламентируется порядок определения продовольственных наборов, наборов непродовольственных товаров и услуг.

Министерство здравоохранения разработало минимальный набор продовольственных товаров, Госкомитет по ЖКХ - минимальный набор платных жилищно-коммунальных услуг и минимальный набор услуг энергоснабжения, Министерство промышленности, энергетики и транспорта - минимальный набор транспортных услуг, Министерство социальной защиты населения и труда совместно с Советом профсоюзов разработали минимальный набор предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения.

В результате внедрения новой технологии расчета величина прожиточного минимума будет научно обоснованной, т.к. в потребительскую корзину войдут натуральные показатели норм потребления не только продовольственного набора, но и минимального набора непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования, минимального набора платных услуг, рассчитанных с учетом научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум действительно станет социальным стандартом, учитываемым при разработке и реализации социальной политики, при оценке уровня жизни населения, обосновании устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. В конечном итоге он станет одним из основных показателей при формировании федерального и региональных бюджетов.

Реализация Закона Российской Федерации “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” имеет первостепенное значение для создания единого социального пространства на всей территории страны. Оно предполагает наличие такой системы, в которой бы, с одной стороны, была четко закреплена доля централизованных на федеральном уровне финансовых ресурсов, способных нивелировать чрезмерную региональную дифференциацию в доходах, а с другой - гарантировать региональную финансовую децентрализацию.

С переходом на новую методику расчетов и оценок прожиточного минимума у органов государственного управления появится возможность реально оценивать уровень жизни населения и принимать эффективные меры по его научно обоснованному регулированию.

уровень жизнь население показатель

5. Практическая часть

1. Первый расчет должен показать, какой объём и структура производства обеспечивает заданную структуру и объём потребления домашних хозяйств. Иными словами, какой объём выпуска соответствует определенному показателю уровня жизни населения.

Задача здесь сводится к расчету следующей цепочки:

ВВП - ДОХОДЫ - ПОТРЕБЛЕНИЕ Д/Х - СРЕДНЕДУШЕВЫЕ

РАСХОДЫ - ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА.

Мы взяли данные 2002 года, на котором заканчивается необходимая доступная для данного исследования информация:

Структура потребительских расходов домашних хозяйств

(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах к итогу)

Потребительские расходы - всего

в том числе:

расходы на покупку продуктов для домашнего питания

из них на покупку:

хлеба и хлебных продуктов

картофеля

овощей и бахчевых

фруктов и ягод

мяса и мясных продуктов

рыбы и рыбных продуктов

молока и молочных продуктов

сахара и кондитерских изделий

масла растительного и других жиров

чая, кофе, безалкогольных напитков и др.

расходы на питание вне дома (общественное питание)

расходы на покупку алкогольных напитков

расходы на покупку непродовольственных товаров

в том числе на покупку:

одежды, обуви, белья, тканей

телерадиоаппаратуры, предметов для отдыха и увлечений

транспортных средств

строительных материалов

товаров и принадлежностей по ведению хозяйства, мебели

предметов личной гигиены, фармацевтических и медицинских товаров и др.

табачных изделий

других непродовольственных товаров

расходы на оплату услуг

в том числе на оплату:

жилищно-коммунальных услуг

коммунальных услуг

услуг по ремонту (изготовлению)

одежды и обуви

мебели, предметов домашнего обихода, электротоваров и т.д.

транспортных средств 2)

квартир, домов и других построек

прочих бытовых услуг

услуг учреждений культуры

услуг в системе образования

из них дошкольного воспитания

медицинских услуг 3)

санаторно-оздоровительных услуг

услуг правового характера 3)

услуг пассажирского транспорта

услуг связи

прочих услуг

расходы на покупку продуктов для домашнего питания + расходы на покупку алкогольных напитков (кстати, удельный вес расходов на питание характеризует качественный индикатор уровня жизни: чем ниже их доля, тем выше уровень благосостояния общества), например, относили к “доле потребительских расходов в пищевой промышленности”. Скомпоновав, таким образом, доли потребительских расходов в 22 отраслях, мы получили следующую картину:

Наименование показателей

Доля потребительских расходов,%

Электроэнергетика

Нефтегазовая

Угольная промышленность

Горючие сланцы и торф

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химия и нефтехимия

Машиностроение и металлобработка

Лесная и деревообрабатывающая

Промышленность строительных материалов

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Прочие отрасли промышленности

Строительство

Сельское и лесное хозяйство

Транспорт и связь

Торговля, посредническая деятельность и общепит

Прочие виды деятельносту по производству товаров и услуг

ЖКХ и непроизводстенные виды бытового обслуживания

Здравоохранение, физю культура и социальное обеспечение

Управление

Далее за абсолютную величину расходов населения за 2002 год мы приняли взятое из официальных источников сумму - 5000 млрд. рублей и нашли абсолютную величину расходов домашних хозяйств для каждой отрасли. Затем из официального источника мы вынесли численность населения за 2002 год и, с помощью этих данных, нашли среднедушевой конечный спрос, выраженный в рублях.

На последней стадии наша задача сводилась к отысканию выпуска каждой отрасли, т.е. вектора Х, при заданном конечном спросе. Все расчеты произведены в EXCEL.

Абсолютная величина расходов, млрд.руб

Среднедушевые

расходы, руб

5000000000000,00

2. Следующий расчет покажет, как будут меняться доходы при удвоении ВВП.

Для расчетов используем следующую модель:

Std.Err.

Коэффиц. регр.

Std.Err.

Intercept

Estimate

Std.Err.

Коффиц. регр.

Std.Err.

Intercept

Estimate

I дох(n) = а+в*I ввп

I дох(n)= 0,27+0,42*2 =

Итак, расчеты показывают следующую тенденцию. При удвоении ВВП, доходы увеличатся через год на 11%, а через 2 года на 58%.

3. Теперь рассчитаем индекс развития человеческого потенциала для России за 2002 год.

Исходные данные

Значение

данные 2002 года

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

Уровень грамотности взрослого населения, %

в возрасте 15 лет и старше

Совокупная доля учащихся начальных, высших и средних учебных заведений, %

Реальный ВВП на душу населения, $

в качестве порогового значения, достаточного для высокого уровня благосостояния принимается среднедушевой объем ВВП по миру в целом

Индекс ожидаемой продолжительности жизни

индексы рассчитываются как I=(Xi-Xmin)/(Xmax-Xmin):0,663=(64,8-25)/(85-25)

Индекс грамотности

Индекс доли учащихся

Индекс уровня образования

рассчитывается как сумма двух индексов: индекса доли учащихся с долей 2/3 и индекса грамотности с долей 1/3

Индекс ВВП

Индекс Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП)

рассчитывается как среднеарифметическое трех индексов: ожидаемой прододжительности жизни, уровня образования и ВВП:0,846=(0,663+0,913+0,960)/3

Следует отметить тот факт, что высокое значение ИРЧП для России достигается во многом за счет высокого уровня образования.

Использованные источники

“Государственное регулирование национальной экономики” - А.М. Бабашкина, 2003

Сайт Госкомстата России (http://www.gks.ru )

Университетская информационная система Россия (http://www.cir.ru )

Материалы семинаров и лекций

Другие многочисленные информационные интернет-ресурсы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие "уровень жизни населения", его составляющие. Социальные нормативы и потребности, основные индикаторы уровня жизни. Задачи изучения уровня жизни. Пирамида потребностей по Маслоу. Статистическая характеристика уровня жизни населения Волгограда.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2012

    Понятия "уровень жизни", "качество жизни". Социальная политика как средство эффективного повышения уровня жизни. Основные показатели, принятые в международной практике для сопоставления уровня и качества жизни населения. Направления социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Теоретические основы уровня и качества жизни населения, индикаторы и их сущность. Основные показатели уровня и качества жизни населения развитых зарубежных стран и России. Проблема бедности, государственное регулирование социально-экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2009

    Понятие статистической оценки уровня жизни, социальных нормативов и потребностей, основных индикаторов уровня жизни. Современный уровень жизни населения, социальная защищенность и борьба с бедностью. Закономерности изменения благосостояния населения.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    История и современные подходы к статистике уровня жизни населения и социальных сфер. Основные проблемы данной отрасли и достижения, осуществленные политикой нашей страны. Ведущие направления деятельности, направленные на повышение уровня жизни населения.

    реферат , добавлен 29.04.2009

    Понятие "уровень жизни", подходы к его определению, показатели и системы показателей уровня жизни. Проблема бедности, динамика ее уровня, официальный подход к измерению, показатели бедности. Анализ показателей бедности и уровня жизни населения РФ.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Сущность, показатели, динамика и составляющие уровня жизни населения России. Понятие и функции социальной защиты населения. Инструменты и методы управления развития социальной сферы. Анализ основных показателей уровня жизни населения Саратовской области.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Анализ уровня жизни и показатели дифференциации доходов населения. Питание населения как объект статистического наблюдения. Потребление непродовольственных товаров и услуг. Выявление закономерностей изменения благосостояния населения Пензенской области.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Сущностные характеристики уровня и качества жизни населения России. Анализ основных показателей качества жизни на примере Брянской области. Знакомство с понятием минимального уровня потребления. Способы повышения уровня и качества жизни населения России.

Исследования уровня жизни населения ведутся всесторонне с конца 1950-х гг. Начиная с 1970 г. эти исследования приобрели постоянный и многосторонний характер. В международной статистике существуют различные определения уровня жизни населения.

Следует различать понятие уровня жизни населения в узком и широком смысле слова:

В узком - это удовлетворение личных потребностей в материальных и духовных благах;

В широком - весь комплекс социально-экономических условий жизни народа.

Уровень жизни в широком смысле слова называется качеством жизни. Выделяют четыре уровня качества жизни населения:

1. Нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор материальных благ и услуг, потребление которых позволяет поддерживать жизнеспособность человека.

2. Бедность - это потребление благ и услуг на уровне сохранения работоспособности (низшая граница воспроизводства рабочей силы). В международной статистике используется два определения бедности: абсолютная и относительная бедность. В первом случае под бедностью понимают такое состояние домохозяйств, при котором они не в состоянии обеспечить себя суммой благ, абсолютно необходимых для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни. Во втором случае под бедностью понимают низкие доходы домохозяйств, которые значительно ниже какого-то заданного стандарта.

3. Нормальный уровень жизни населения - это потребление материальных благ и услуг по рациональным научно обоснованным нормам, обеспечивающим человеку нормальное восстановление его физических и интеллектуальных сил.

4. Достаток - потребление благ и услуг на уровне, обеспечивающем всестороннее развитие человека.

Понятие «уровень жизни» обладает сложной структурой, поскольку характеризует сферу жизнедеятельности людей, где переплетаются экономические, социальные и психологические отношения. Уровень жизни - это не только степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, но и абсолютное количество и качество потребляемых благ.

Определение показателей уровня жизни населения даже в рамках национальной статистики значительно усложняется в тех случаях, когда государства велики по территории и численности населения и, следовательно, весьма неоднородны по уровню жизни.

Что же касается международной статистики, то появляются новые факторы и условия, еще в большей степени затрудняющие сравнение и сопоставление уровня жизни населения. К этим условиям относятся:

Уровень экономического развития стран и их потенциал;

Состояние финансовой системы;

Обеспеченность природными ресурсами;

Уровень интеллектуального потенциала стран;

Географические факторы;

Национальные традиции и особенности.

К сказанному выше необходимо добавить, что уровень жизни можно рассматривать как определенный минимум благ и услуг.

1. Физиологический минимум, при котором свыше 80% средств уходит на продукты питания. Что касается промышленных товаров, то это те товары, без которых не обойтись (одежда, обувь, головные уборы). Затраты на услуги крайне незначительны. Физиологический минимум позволяет человеку только существовать без восстановления трудоспособности.

2. Прожиточный минимум обеспечивает человеку не только существование, но и восстановление его трудоспособности.

3. Социальный уровень. Этот уровень потребления основан на рациональном бюджете - так называемый уровень малообеспеченное™.

Уровень жизни может измеряться как по отношению ко всему населению, так и по отношению к отдельным группам населения. Показатель уровня жизни населения рассматривается как показатель социальной эффективности общественного производства.

Поскольку не существует однозначного определения категории уровня жизни населения, то дискуссионными остаются вопросы о перечне показателей, необходимых для ее адекватной статистической характеристики.

Для характеристики уровня жизни населения специалистами в этой области предлагаются:

Отдельные частные показатели;

Один обобщающий показатель;

Система показателей.

Частные показатели характеризуют отдельные стороны уровня жизни населения, что недостаточно для комплексной характеристики этой категории. Разработка обобщающего показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей международной статистики. В качестве обобщающего показателя предлагались: индекс реальной заработной платы, индекс прожиточного минимума, индекс стоимости жизни. Каждый из этих показателей ценен, но они не дают всесторонней характеристики уровня жизни.

В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Он являлся первой попыткой создания системы показателей. В 1978 г. была разработана новая система показателей уровня жизни населения, включавшая 12 групп показателей.

В настоящее время для оценки уровня жизни населения Статистическая комиссия ООН рекомендует выделять следующие группы показателей:

Демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни);

Показатели доходов населения (реальных и номинальных);

Показатели расходов и сбережений;

Показатели потребления населением материальных благ и услуг;

Показатели обеспеченности населения жильем и предметами длительного пользования;

Показатели занятости и безработицы;

Показатели условий труда населения;

Показатели свободного времени;

Показатели образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и отдыха.

Сложность и многогранность категории уровня жизни населения предопределяют необходимость ее комплексной характеристики на основе системы показателей. В силу того, что все элементы уровня жизни объективно взаимосвязаны, такими же взаимосвязанными должны быть и статистические показатели.

Все показатели, входящие в систему показателей уровня жизни населения, можно разбить на две группы.

1. Количественные показатели, характеризующие количественную сторону уровня жизни:

Показатели доходов населения;

Показатели расходов и потребления материальных благ;

Сбережения;

Показатели накопленного имущества и обеспеченности жильем;

Показатели дифференциации доходов, уровня и границ бедности.

2. Качественные:

Показатели демографической статистики (коэффициент детской смертности, материнской смертности, средняя продолжительность жизни);

Показатели состояния и охраны здоровья;

Показатели качества и структуры потребляемых продуктов питания;

Показатели уровня грамотности, образования и культуры;

Показатели комфортабельности жилья.

Для характеристики уровня жизни населения используются следующие источники:

Переписи населения;

Переписи жилья;

Специальные выборочные обследования;

Текущая статистика.

Наиболее полным источником информации об уровне жизни населения в большинстве стран мира являются переписи населения. Их преимущества:

Универсальность с точки зрения охвата исходной совокупности;

Широкий спектр получаемых данных;

Детальное документирование результатов.

Но этот источник обладает и недостатком: переписи населения проводятся редко.

Как пример специальных выборочных обследований можно назвать выборочные обследования учреждений здравоохранения в США, обследования городов с неблагоприятными условиями для жизни во Франции, выборочные обследования расходов семей в Великобритании. В Швеции и Норвегии выборочные обследования уровня жизни населения проводятся статистическими службами этих стран каждые 5 лет.

С 1993 г. система показателей уровня жизни населения отражается в Системе национальных счетов. Счета, построенные на основании социальной информации, называются сателлитными (спутниковыми) счетами.

Уровень жизни выражает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, культурными (духовными), социальными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Важнейшая задача изучения уровня жизни - выявление закономерностей формирования благосостояния населения. В частности, необходимо рассмотреть следующие моменты: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения показателей уровня жизни; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); средний класс (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы, равно объему прожиточного минимума); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека, равно половине прожиточного минимума).

С количественной стороны уровень жизни как социально-экономическую категорию характеризуют показатели уровня жизни и социально-экономические нормативы.

В стоимостные показатели входят реальные доходы населения, номинальная и реальная заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума.

К натуральным показателям относятся количество и качество потребления населением материальных благ и услуг, обеспеченность жильем, предприятиями и учреждениями социально-бытового обслуживания. Социальные же определяются величиной и структурой свободного времени, продолжительностью жизни, уровнем образования и культуры трудящихся.

Для определения величины прожиточного минимума в России применяется следующая методика. Во-первых, учитываются диетологические нормы, призванные обеспечить получение каждым человеком минимально необходимого количества калорий. Затем производится стоимостная оценка минимально необходимой продовольственной корзины. Величина прожиточного минимума устанавливается с учетом того, что затраты на продукты питания в соответствии с “Методологическими рекомендациями по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации”, разработанными Минздравсоцразвития РФ, составляют для трудоспособного гражданина - 61,1%, для пенсионера - 82,9%, а в среднем на душу населения - 68,3%.


Специалисты "Программы развития ООН" (ПРООН) разработали обобщающий индикатор уровня жизни, исчисляемый как средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения (с учетом порога бедности), ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения (25 лет и старше), отнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутых в мире

Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояние и охрана окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающую абсолютную и относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Основные показатели уровня жизни населения

Показатели уровня жизни населения можно классифицировать по направлениям:

1. Экономическая активность населения

2. Доходы населения и социально-экономическая дифференциация

3. Жилищные условия населения

4. Медицинское обслуживание

5. Состояние здоровья населения

6. Питание

7. Образование

8. Культура и отдых

9. Средства передвижения

10. Демографическая ситуация

11. Правонарушения

Экономическая активность населения:

1. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек;

2. Численность безработных, тыс. человек;

3. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек.

Показатели уровня жизни населения.

Понятие «уровень жизни населения страны» - категория историческая. Она отражает обеспеченность граждан материальными благами и услугами на конкретный период времени. Понятие имеет количественное и качественное содержание. Оно дополняется различными категориями воспроизводственно­го процесса, новыми характеристиками условий труда, жизни и быта. В пери­од экономических преобразований в научный и практический обиход прочно вошли такие, например, определения, как «качество жизни», «стоимость жиз­ни», «образ жизни» и ряд других. Появление этой «нетрадиционной» для Рос­сии терминологии стало прямым следствием использования в экономике ры­ночных отношений. В мировой практике в последние годы все шире применя­ется понятие «концепция качества жизни», которое сложилось на основе поня­тий «глобальная занятость», «качество трудовой жизни» и т. д.

Концепции уровня жизни в странах современного мира имеют свои нацио­нальные специфические черты. Наиболее общие и существенные компоненты этих концепций перечислены в рекомендациях ООН. Это здоровье, потребле­ние продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизнен­ные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, пра­ва человека и вообще личности. Следовательно, концепция уровня жизни фор­мирует совокупность условий, определяющих физическое, умственное и соци­альное благополучие отдельного человека, семьи или целых социальных слоев и групп населения страны. Учитываются не только объективные факторы, оп­ределяющие качество и стоимость жизни (питание, жилье, работу и т. д.), но и субъективное восприятие человеком уровня своего благополучия (личные до­стижения, уверенность в завтрашнем дне, вера в социальную справедливость, жизненный успех и т. д.).

Поскольку уровень жизни населения страны является сложным образова­нием, включающим ряд элементов, для отражения его размеров и структуры разработана система показателей. Для международного сопоставления уровня жизни населения различных стран используется так называемый «ин­декс человеческого развития». Для расчетов этого индекса привлекаются три интегральных индикатора:

1) преобразованный национальный доход в расчете на душу населения;

2) продолжительность жизни населения;

3) образовательный уровень.

По этим показателям Россия занимала в 1993г. 8-е место среди стран с населением свыше 25млн. чел. И 37-е среди 173 стран мира. В 1997г. по индексу развития человеческого потенциала Россия занимала уже 71-е место. Значение этого индекса в нашей стране, по классификации ООН, составляло 0,747, ожидаемая продолжительность жизни (в годах) - 66,6 лет, уровень гра­мотности взрослого населения - 99%, совокупный показатель числа посту­пивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней - 77%, а ре­альный ВВП на душу населения (паритет покупательной способности в долл. США) - 4370.

Уровень жизни населения отдельных стран мира в общенациональном мас­штабе измеряется рядом показателей, каждый из которых дает представление о какой-то стороне жизнедеятельности человека. Этих показателей достаточно много, и они тесно связаны с Концепцией уровня жизни. В общем виде их сис­тема представлена в табл. 11.

Таблица 1 Система оценки уровня жизни населения

Объемные (абсолютные) показатели Удельные (средние) показатели
1. Объем национального дохода, используемого на потребление и накопление 1. Доля фонда потребления в национальном доходе страны
2. Номинальные доходы населения 2. Реальный доход на душу населения
3. Фонд заработной платы 3. Средняя и минимальная заработная плата
4. Доходы от предпринимательской деятельности 4. Средний доход от предпринимательской деятельности на душу населения
5. Объем пенсионных фондов 5. Средний и минимальный размер пенсии
6. Объем розничного товарооборота 6. Товарооборот на душу населения
7. Величина жилого фонда 7. Обеспеченность жильем на одного челове­ка (кв. м)
8. Численность занятых в отраслях экономики 8. Доля безработных в экономически актив­ном населении
9. Сумма вкладов населения в Сбербанке 9. Средний размер вкладов в Сбербанке страны
10. Естественный прирост населения 10. Средняя продолжительность жизни

Россия имеет свою специфику расчетов уровня жизни населения, определя­емую особенностями исторического развития нашей страны. В состав показате­лей входят:

1) потребление важнейших видов материальных благ и услуг;

2) обеспеченность жилищными, коммунальными, бытовыми и транспорт­ными услугами;

3) развитие просвещения, здравоохранения, культурного обслуживания, социального страхования и социального обеспечения;

4) продолжительность рабочего и свободного времени;

5) доходы населения.

По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни насе­ления страны, показатели делятся на общие и частные.

Общие показатели уровня жизни - это объем на душу населения нацио­нального дохода, фонда потребления, потребительского фонда национально­го богатства (объем накопленного потребительского имущества, культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения). Эти данные характеризуют степень социально-экономического развития общества.

К частным показателям уровня жизни населения можно отнести: уровень и способы потребления, условия труда, обеспеченность жильем, уровень соци­ального обслуживания, условия воспитания детей, социальное обеспечение.

Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедея­тельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребнос­ти. Эти показатели прямо связаны с воспроизводством рабочей силы, напри­мер, номинальные и реальные доходы, занятость и т. д.

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроиз­водство рабочей силы (численность населения, отдельных его слоев и групп, продолжительность жизни, индексы смертности, рождаемости и др.).

По характеру отражения процессов потребления материальных благ и ус­луг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и на­туральные.



К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребле­ния, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой тор­говли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).

Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных ма­териальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).

По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жиз­ни населения подразделяются на количественные и качественные.

Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг.

Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдель­ным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).

В самостоятельную группу можно выделитьпоказатели, характеризующие пропорции и структурураспределения населения по уровню благосостояния. Например, по доходам.

Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных (федеральных и региональных) программах социального разви­тия, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения, таких, как Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского обслуживания РФ, Фонд социального страхования населения России и др. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материально­го производства страны, связанных с производством продовольственных и непро­довольственных товаров, со строительством объектов социальной инфраструкту­ры, с деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы. Особое место за­нимают расчеты уровня доходов и потребления населения.

Для оценки дифференциации населения по уровню жизни используются следующие показатели:

1. распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов;

2. коэффициенты дифференциации доходов населения;

3. распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения;

4. коэффициент концентрации доходов – индекс Джини;

5. численность населения с доходами ниже черты бедности, коэффициент бедности.

Ряды распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода населения являются статистической формой выражения дифференциации населения по уровню материального благосостояния. Для построения рядов используются методы имитационного моделирования, сущность которых заключается в преобразовании эмпирического ряда распределения населения по уровню доходов, полученных на основе выборочного обследования домашних хозяйств, в теоретический ряд распределения. В целом задача сводится к выбору функции распределения, наиболее адекватно отражающей закономерность распределения доходов, установлению по эмпирическим данным параметров кривой распределения и расчету по найденному уравнению теоретических частот для заданных значений среднедушевого дохода. В качестве математической модели для описания распределения доходов населения лучше всего подходит логарифмически нормальный закон распределения.

Для изучения дифференциации доходов и потребления населения проводятся перегруппировки домохозяйств:

- по децильным группам – выделяются десять групп, в каждой группе по 10% домохозяйств;

- по квинтильным группам – пять групп, в каждой группе по 20% населения;

- по покупательской способности населения – по группам, кратным величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25 (или из 31) наименований продуктов питания.

По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский расход и его структура; средний размер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (в расчёте на 100 домохозяйств); показатель покупательской способности денежных доходов (денежных доход, делённый на среднюю цену покупки данного товара).

На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические показатели:

1. Обобщающие показатели распределения : модальное значение дохода, медианное значение дохода и средний доход.

Модальный доход уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения (имеющий наибольшую частоту ).

Медианный доход – это уровень дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше.

Коэффициенты дифференциации доходов населения , устанавливающие размер повышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.

К показателям дифференциации денежных доходов относятся:

· децильный коэффициент дифференциации;

· коэффициент фондов;

· кривая Лоренца и коэффициент Джини;

· уровень бедности.

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (К d ) показывает во сколько раз минимальные доходы среди 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы среди 10% наименее обеспеченного населения:

где d 9 и d 1 –девятый и первый дециль соответственно.

Коэффициент фондов () определяется как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильной группах:

где и – среднедушевой доход в месяц 10% населения, имеющего минимальный доход, и 10% самой богатой его части соответственно.

Уровень бедности или доля бедного населения - это доля населения, чей доход или потребление находятся на уровне ниже установленного в стране порогового значения (черты бедности), который обычно приравнивается к прожиточному минимуму

Поскольку уровень жизни - сложная социально-экономическая категория, ее характеристику можно осуществить с помощью системы показателей. В настоящее время отсутствует единый обобщающий показатель уровня жизни, поскольку не выработано рационального способа объединения многих разноплановых показателей.

Систему показателей уровня жизни населенияможно представить в виде следующих блоков:

Показатели доходов населения;

Показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

Показатели сбережений населения;

Показатели обеспеченности населения жильем и накопление имущества;

Показатели дифференциации доходов населения, уровень и граница бедности;

Социально-демографические характеристики уровня жизни; обобщающие оценки уровня жизни.

Данная система показателей характеризует скорее количественную, нежели качественную сторону уровня жизни населения, поэтому для его характеристики используется следующий ряд показателей социально-демографической статистики:средняя продолжительность жизни; уровень младенческой смерти; показатели состояния охраны здоровья; показатели питательной ценности потребляемых продуктов; уровень грамотности населения; показатель комфортабельности жилья.

Некоторые из этих показателей по своему значению принимаются в качестве обобщающей оценки уровня жизни.

В настоящее время в международной практике чаще используется категория качества жизни, которая наряду с названны­ми показателями характеризует также состояние экологии, сте­пень мобильности населения (в частности, показателями международного туризма).

Анализ основных блоков системы показателей уровня жизни показывает, что каждый из них характеризует лишь один аспект этой сложной категории. В связи с этим актуальным является вопрос о разработке единого обобщающего показателя уровня жизни, позволяющего сравнивать его по странам и регионам. Так как уровень жизни в значительной степени определяется уровнем экономического развития страны, в качестве такого обобщающего показателя часто используют показатель ВВП, национального дохода, чистого располагаемого дохода.

Для анализа уровня жизни и его изменения, а также сопоставления по странам и регионам используется показатель ВВП в сопоставимых ценах на душу населения. Для сравнения между странами ВВП пересчитывают в долларах по паритету покупательной способности.

Группой ученых в качестве обобщающей оценки уровня жизни был разработан так называемый «индекс развития человеческого потенциала » (ИРЧП ), который включает 3 наиболее важных индикатора уровня жизни населения:

1) средняя продолжительность жизни (J 1);

2) уровень образования (J 2);

3) уровень среднедушевого производства ВВП (в долларах по паритету покупательной способности) (J 3).

ИРЧПрассчитывается как средняя арифметическая из индексов перечисленных трех индикаторов: .

В основу определения каждого из трех индексов положена формула: , где x факт, x мин, x макс – соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение показателя.

Использование этой схемы расчета индексов обеспечивает стандартизацию показателей, переход к относительным уровням, т.е. использование единой шкалы измерений.

При расчете J 1 - индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении в качестве минимального и максимального значения принимают 25 и 85 лет: .

J 2 - индекс достигнутого уровня образования - это средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов:

а) J 2 I – индекс грамотности взрослого населения (от 15 лет):

поскольку x мин, и x макс соответственно считаются равными 0% и 100%;

Б) J 2 II – индекс доли учащихся начальных, средних и высших учебных заве­дений в общей численности лиц моложе 25 лет. Поскольку x мин, и x макс также равны, соответственно 0% и 100%:

.

Тогда . Веса 2/3 и 1/3 отражают примерное соотношение взрослого и молодого населения (до 15 лет) в общей численности населении при продолжительности жизни 85 лет.

J 3 - индекс реального объема ВВП на душу населения рассчитывается исходя из принятых минимального и максимального значений 100 и 40 000 долл. по ППС: .

Индекс развития человеческого потенциала меняется в пределах от 0 до 1. Чем ближе значения к 1, тем выше развитие человеческого потенциала.

2.3. Доходы населения .

Доходы населения представляют собой денежные и натуральные поступления, которые могут быть использованы на удовлетворение личных потребностей населения, обязательные и добровольные платежи, сбережения. Статистика изучает величину и состав доходов населения, его структуру, динамику в целом по всему населению, а также в разрезе территорий страны, отраслям экономики, типам домашних хозяйств, социальным группам населения. Изучение показателей доходов населения позволяет оценить потенциальную сумму потребительских расходов, которая может быть обеспечена без сокращения накопленных активов.

Сумма всех денежных поступлений составляет номинальные денежные доходы .

Располагаемые денежные доходы представляют собой разницу между номинальными денежными доходами и обязательными платежами и взносами. Располагаемые доходы являются источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережений, т.е. конечными доходами населения.

Реальные доходы - это совокупность благ, которые могут быть приобретены на конечные доходы и накопления населения. Величина реальных доходов зависит от величины конечных доходов и уровня цен на потребительские товары и услуги.

Динамика реальных доходов характеризуется индексом, который рассчитывается по формуле: I p д =I нд /I p ,

где I p д иI нд - соответственно, индексы реальных и номинальных доходов;I p - индекс потребительских цен.

Кроме того, реальное содержание денежных доходов (или покупательную способность) и их динамику можно выразить через товарный эквивалент, т.е. количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальные денежные доходы.

Анализ материального благосостояния основан не только на изучении общего объема, но и на структуре расходов. Так, в качестве внешнего индикатора уровня жизни выступает удельный вес расходов на питание в общей сумме потребительских расходов. Чем выше этот показатель, тем выше уровень благосостояния. В настоящее время в российской статистике для определения расходов домашних хозяйств на потребительские товары и услуги имеется 3 основных источника информации: 1) данные торговой статистики; 2) выборочное бюджетное обследование; 3) баланс доходов и расходов населения.

В анализе уровня и динамики доходов населения и, соответственно, уровня жизни широко применяются средние показатели: среднедушевой доход (доход в среднем на одного человека); средний доход на одно домохозяйство; средняя численность населения за период; число домохозяйств за период (как правило, средняя величина).

Выводы об уровне жизни населения и его динамике можно сделать, сравнивая средние показатели доходов населения, заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума, минимальной заработной платой и минимальным размером пенсии, которые регулируются законодательно.

2.4. Прожиточный минимум .

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку прожиточного минимума: натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств. Прожиточный минимум предназначен для: оценки уровня жизни населения страны и в регионах; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; для формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Прожиточный минимум определяется в среднем на душу всего населения и раздельно по социально-демографическим группам населения ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Суммарный показатель «стоимость жизни» - это стоимость потребляемых благ и услуг, необходимых для обеспечения жизни человека. Рассчитывается как ∑р∙q (где р - цена, q - объемы потребления). Чем больше объемы потребления продуктов, тем лучше жизнь, но чем выше цены, тем жизнь хуже. Но чтобы сделать какие-то выводы, требуется сравнить ∑р∙q с другими показателями в динамике. Для этого существуют определенные нормы потребления на душу населения, которые закрепляются, чтобы можно было рассчитать этот показатель.

Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, принято называть минимальной потребительской корзиной . Она определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Имея эту фиксированную потребительскую корзину, мы можем сравнивать изменения стоимости нашей жизни. Рассчитывается, как индекс потребительских цен (объем потребления - q фиксируется в базисном периоде):

I p =∑p1∙q0 / ∑p0∙q0 .

Неравенство в распределении доходов приводит к появлению бедного населения. Для выявления бедного населения необходимо установить границу бедности. В России границей бедности является прожиточный минимум. Население, имеющее денежный доход ниже величины прожиточного минимума, относится к бедному населению.


Похожая информация.


Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...