Источники формирования доходов государства. Государственный бюджет


2. Источники формирования государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени, определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Доходы государственного бюджета поступают из трех источников:

Налоговые поступления (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);

Неналоговые поступления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к налогам. Взносы вносятся на определенные цели; они возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

2.1 Налоговые поступления и государственные займы

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.

Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:

Подоходный налог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);

Налоги на прибыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;

Налоги на имущество и наследство;

Налоги с продаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

Налога на игорный бизнес;

Налог на покупку иностранных денежных знаков;

Лицензионных и регистрационных сборов;

Налога на операции с ценными бумагами;

Платежей за использование недрами и земельного налога;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

Налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;

НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

Акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин;

Автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

Лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;

Подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

Налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

Платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

Платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

Лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

Платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

Налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.

К ним относятся:

1. Отчисления от федеральных и региональных налогов;

2. Средства фондов финансовой поддержки регионов;

3. Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;

4. Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода

Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Государственные займы классифицируются:

По субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

В зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;

В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

В зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

По характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются ценные краткосрочные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.

Существуют два пути получения государственных займов:

Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства;

Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Государственный бюджет: понятие, структура. Взаимосвязь государственного бюджета и ВВП

Важным инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства делятся на:

  • расходы на политические цели : обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и др.), содержание аппарата управления государством;
  • расходы на экономические цели : содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;
  • расходы на социальные цели : социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются :

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета . При этом, государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях :

  • когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку или профициту государственного бюджета;
  • когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, то есть бюджет сбалансирован;
  • когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, то есть имеет место дефицит государственного бюджета.

Существует интервал оптимальности - оптимальная доля бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП) , достижение которого обеспечивает максимальные темпы экономического роста. При высокой доле государственного бюджета в ВВП экономика страдает от непомерного налогового бремени, что негативно сказывается на ее развитии. Отсюда, чем ниже доля бюджета в ВВП, тем выше темпы экономического роста.

Однако это правило верно лишь до определенного момента. Если доля государственных расходов в ВВП настолько мала, что не позволяет государству эффективно выполнять свои функции, то это может отрицательно сказаться на экономическом развитии.

Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своим и, т.е. государственными, доходами. Они находятся в собственности Федерации и ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Кроме того, собственными доходами располагают муниципальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют .

Доходы государства — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также являются частью национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают, соответственно, в муниципальные денежные фонды — и . Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

Классификация доходов государства

Действующая в Российской Федерации система государственных и местных доходов базируется на принципе единства . Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

  • от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);
  • от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
  • от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
  • от личных доходов граждан.

В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:

  • федеральные;
  • доходы субъектов Федерации;
  • местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

  • налоговые;
  • неналоговые.

Свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Как уже говорилось выше, они могут быть обязательными и добровольными.

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов , то их можно подразделить на две группы:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). 11редприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муни ципальными п редприятиями.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наиболее важные, приоритетные потребности общества для финансирования намеченных программ.

Особенности формирования доходов государства

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

В отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера в отличие от налогов свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные сборы), получение юридически значимых услуг (регистрационные сборы), на пользование государственным или муниципальным имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем такие платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

На добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.

Нормативно-правовое регулирование лотерей в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 11 ноября 2003 г. «О лотереях», вступившим в силу 1 января 2004 г. Согласно данному Закону лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Доходы общественного сектора

1. Источники поступления доходов государства

2. Налоги и их виды

3. Структура налоговых поступлений в разных странах и в Украине.

4. Критерии оценивания налоговых систем

1. Источники поступления доходов государства

Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валового общественного продукта. Эта деятельность осуществляется через различные виды денежных поступлений в собственность государства. Они предназначены для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

Совокупность финансовых ресурсов Государственного бюджета, местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины (централизованные фонды), фонды средств государственных предприятий и организаций и части средств в доле государственной собственности совместных предприятий (децентрализованные фонды) составляют Государственные доходы.

В качестве основного содержания государственных доходов необходимо выделить денежные ресурсы, которые в процессе распределения и перераспределения государственного дохода поступают государству и используются им для осуществления своих функций и задач.

При формировании доходов государство привлекает как доходы от собственной деятельности и имущества, так и доходы от деятельности юридических и физических лиц. В основе доходов от деятельности юридических и физических лиц лежат иные (нежели государственная) формы собственности, их доходы и имущество.

В основе классификации государственных доходов могут находиться различные основания. Когда в качестве критерия избирается территориальный принцип, то выделяются группы общегосударственных и местных доходов. В зависимости от метода финансовой деятельности, применяемого для аккумуляции средств, формируются группы общеобязательных (налоги и иные обязательные платежи) и добровольных поступлений (добровольное участие в денежно-вещевых лотереях, на рынке государственных ценных бумаг, добровольные взносы и пожертвования). В зависимости от субъектного состава, образующегося при формировании государственных доходов, доходы можно подразделить на поступающие от: юридических лиц, физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, населения. В зависимости от характера и метода взимания платежей их можно подразделить на налоговые и неналоговые платежи и т.д.

Кроме того, государственные доходы подразделяются на: 1) возвратные (государственные займы) и безвозвратные (обязательные платежи); 2) возмездные (государственный кредит) и безвозмездные (налоговые платежи); 3) общие (платежи в бюджет) и целевые (платежи в государственные целевые фонды) Поступления в государственные целевые фонды включают обязательные отчисления юридических и физических лиц в государственные целевые фонды. Такие отчисления производятся с целью обеспечения финансирования государственных целевых программ. Доля государственных целевых фондов составляет до 0,3% в доходах государственного бюджета. В частности, в состав этой группы в разные периоды развития нашей страны входили отчисления в фонды: осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; социального страхования; содействие занятости населения; инновационного фонда; социальной защиты инвалидов; охраны окружающей среды; строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования; фонда финансирования расходов на авиационную деятельность и др.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты различных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

Муниципальные доходы поступают соответственно в местные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды.

В зависимости от порядка формирования государственных доходов их принято подразделять на: Централизованные доходы - или такие, порядок аккумуляции, распределения, перераспределения и использования которых устанавливается государством централизованно (к таковым относится бюджетная система, иные государственные централизованные фонды);

Децентрализованные доходы - или такие, порядок формирования, распределения и использования которых определяется не централизованным порядком, а тем государственным предприятием, учреждением и организацией, которые формируют данные доходы и используют их в соответствии со своим финансовым планированием.

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Украины доходы бюджетов классифицируются следующим образом: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

Финансирование дефицита бюджета проводится путем привлечения займов. Классификация финансирования бюджета осуществляется по категориям кредиторов (или владельцев долговых обязательств) и по типам долговых инструментов.

Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги - основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Налоговые поступления - это доходы, привлекаемые в состав государственного бюджета в форме общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей. Доля таких поступлений в структуре доходов государственного бюджета составляет от 65 до 70%, а доля в ВВП - от 9 до 12%. К налоговым поступлениям относятся прямые и косвенные налоги, сборы и обязательные платежи. В частности, налоговыми поступлениями являются налоги на доходы, на прибыль, на увеличение рыночной стоимости активов, платежи за использование природных ресурсов, акцизы, налог на добавленную стоимость, ввозная пошлина, плата за лицензии и др. Это будем разбирать далее.

Неналоговые поступления - доходы, привлекаемые в формах, которые не относятся к налоговым платежам.

Неналоговыми поступлениями в государственный бюджет являются:

1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;

3) поступления от штрафов и финансовых санкций;

4) другие неналоговые поступления.

Неналоговые поступления - это статья доходов бюджета, которая занимает второе место в структуре доходов и составляет примерно 25% от доходов бюджета. Особо отметим доходы от собственности и предпринимательской деятельности. К поступлениям от собственности и предпринимательской деятельности относятся: рентная плата за нефть и газ собственной добычи, поступления от реализации избыточного вооружения; плата за транзит нефти и газа территорией Украины; дивиденды, начисленные на акции, доли государства в капитале хозяйственных обществ, арендная плата за аренду государственного имущества и др.

Так, в их состав впервые включены доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов может оказываться в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Доходы государственных предприятий образуются в общем и целом на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в непосредственном распоряжении государственных органов. Коль скоро предприятие функционирует по законам рыночной системы, его финансы обособлены от финансов государства. Оно самостоятельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки и, как правило, инвестирует часть прибыли в собственное развитие.

В той мере, в какой поведение предприятий определяется свободным действием рыночных сил, его принадлежность к общественному сектору проявляется главным образом в том, что чистая прибыль, причитающаяся собственнику, передается в бюджет. Конечно, государство, выступая в качестве собственника, способно повлиять на доходы предприятия, предписывая ему основные параметры затрат и выпуска, а также цены. Но для рыночной экономики такие действия государства в принципе не характерны и могут быть оправданы лишь постольку, поскольку они необходимы для удовлетворения потребностей в общественных благах, а также для реализации перераспределительной политики.

Все это предполагает издержки. Иными словами, либо принадлежность конкурентоспособного предприятия к общественному сектору не сказывается на его доходах (за исключением адреса, по которому перечисляется чистая прибыль), либо она обусловливает некоторые изъятия из потенциально достижимого максимального дохода. Это происходит, например, когда государство, заботясь о поддержании занятости, препятствует увольнению работников на принадлежащих ему предприятиях или когда оно берет в свои руки естественную монополию, устанавливая цены на уровне более низком, чем это сделал бы частный собственник. По сути, подобные действия представляют собой использование прерогатив государства не для извлечения доходов, а, напротив, для мобилизации средств в целях финансирования общественных благ и перераспределения.

Если же речь идет о неконкурентоспособных предприятиях, субсидируемых государством, и о бюджетных учреждениях, то их расходы приходится полностью или частично финансировать либо за счет прибыльных предприятий общественного сектора, либо, чаще всего, за счет налогов. Как бы то ни было, нерыночные поступления этих предприятий и организаций представляют собой не чистые доходы общественного сектора, а трансферты, также сопряженные с издержками (потерями).

Доходы государственного предприятия тем позитивнее отражаются на доходах общественного сектора, взятого в целом, чем меньше рыночное поведение этого предприятия отличается от поведения его конкурентов, находящихся в частной собственности. Говоря упрощенно, если бы государственное предпринимательство служило только способом пополнения казны, то наилучшей его формой была бы покупка акций высокодоходных частных компаний при минимальном вмешательстве в их оперативную деятельность.

Третья группа поступлений в государственный бюджет - доходы от операций с капиталом - имеет относительно небольшую долю в структуре доходов - примерно 1,5%. К этой группе относят доходы от продажи драгоценных металлов и драгоценных камней и государственных запасов товаров из государственных резервов.

Трансферты - это средства, полученные бюджетом на безвозмездной и безвозвратной основе. Такие средства различные звенья бюджетной системы могут получать от органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, других государств и международных организаций. Доля трансфертов в доходах государственного бюджета является незначительной и составляет 0,15% от их общей суммы.

В раздел "другие доходы" входят поступления в виде: превышение доходов над расходами НБУ; средств, полученных от размещения внутренних займов; поступления в виде возвращенных государственных займов, процентов по займам и кредитам, предоставленным государством; средств от конфискованного имущества, бесхозного имущества и др.

Согласно порядку распределения и поступления доходов в соответствующие бюджеты, все доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным доходам относятся доходы, которые полностью или в установленной законодательством доле (от общегосударственных налогов и сборов) перечисляются в соответствующие бюджеты. Порядок распределения закрепленных доходов между звеньями бюджетной системы устанавливается Бюджетным кодексом Украины. Такими доходами являются: налог на имущество предприятий и организаций, плата за землю, арендная плата за аренду имущества целостных имущественных комплексов, находящихся в общегосударственной собственности, превышение доходов над расходами НБУ, полученные дивиденды на акции, которые находятся в общегосударственной собственности и др.

Регулирующие доходы - это поступления в соответствующий бюджет средств в виде отчислений от общегосударственных налогов и сборов), которые утверждаются на каждый бюджетный год. Такие доходы определяются Законом о Государственном бюджете на текущий год. К регулирующим доходам в Украине относят: НДС, акцизный сбор, доходы от приватизации государственного имущества, подоходный налог с граждан, сбор на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемый при покупке-продаже валют, торговли ювелирными изделиями, недвижимости и др.

По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность отдельных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Таким образом, государственные доходы - это денежные поступления в государственные фонды, используемые государством для осуществления своих задач и функций.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Налоги занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Имеется множество различных налогов, которые устанавливают власти. Но прежде чем рассмотреть их основные виды, еще раз напомним общие типы налоговых систем. Прогрессивный налог (относящийся соответственно к прогрессивной системе налогообложения) - нарастающее по мере увеличения дохода налоговое изъятие из дохода.

Понятие "облагаемый налогом доход" логично предполагает наличие необлагаемого дохода. Во многих странах существует необлагаемый минимум годового дохода. Его наличие или отсутствие зависит от исторических, экономических и других особенностей конкретной страны. В США в 30-е гг. был на довольно высоком уровне (что исключало значительную часть населения из налогоплательщиков), но со вступлением США во Вторую мировую войну он был опущен до 500 долл. в год, в результате чего практически все население страны стало налогоплательщиками.

Доход из всех источников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы. Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т.д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы - прямые налоги.

АПК Республики Беларусь его структура и функции
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непрои...

Анализ финансового состояния МУП ПАТП-1 г. Ярославля
В условиях экономического кризиса многие российские предприятия испытывают многочисленные финансовые проблемы, к числу которых относятся неустойчивость хозяйственной деятельности, неплатежеспособность, неэффективность производства и сбыта продукции. Переход к рыночной эконо...

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...