Индустриальное общество обществознание. Этапы эволюции простых обществ



Становление индустриального общества Глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья сформировали предпосылки нового типа цивилизационного развития индустриального (капиталистического) общества. К их числу можно отнести особое понимание человека как активного и деятельного существа, созданного по образу и подобию Бога, а также сформировавшийся в эпоху Просвещения культ человеческого разума, способного проникнуть в сокровенные тайны мироздания. Ученые продолжают дискуссии о том, какие причины оказали решающее воздействие на становление индустриального общества.


К. Маркс усматривал главную причину возникновения капитализма в развитии производительных сил. Согласно марксистскому учению постоянно развивающиеся общественные производительные силы приходят в противоречие со сложившимися формами производственных отношений. Тогда наступает эпоха социальной революции, разрушающей старые производственные отношения и устанавливающей новое, исторически изменчивое соответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношений.


М. Вебер усматривал культурные истоки «духа капитализма» в реформе традиционного христианства. Широкое распространение в Европе протестантской этики с присущим ей культом производительного труда, резко контрастирующего с традиционалистскими идеалами нестяжательства и благородной бедности, по мнению М. Вебера, сыграло решающую роль в становлении капитализма в Европе. Говоря о культурных истоках капитализма, М. Вебер проводил важное научное различие между производительным трудом, приносящим прибыль, и безудержной алчностью, страстью к обогащению любой ценой. Цивилизованный капитализм основан на профессиональной честности, строжайшем бухгалтерском учете и разграничении капитала и личной собственности. М. Вебер усматривал культурные истоки «духа капитализма» в реформе традиционного христианства. Широкое распространение в Европе протестантской этики с присущим ей культом производительного труда, резко контрастирующего с традиционалистскими идеалами нестяжательства и благородной бедности, по мнению М. Вебера, сыграло решающую роль в становлении капитализма в Европе. Говоря о культурных истоках капитализма, М. Вебер проводил важное научное различие между производительным трудом, приносящим прибыль, и безудержной алчностью, страстью к обогащению любой ценой. Цивилизованный капитализм основан на профессиональной честности, строжайшем бухгалтерском учете и разграничении капитала и личной собственности.


Наконец, французский историк Ф. Бродель усматривал предпосылки капитализма в торговле на дальние расстояния. Она зародилась в городах Средиземноморья еще в XIXII вв. Первыми крупными центрами морской торговли поочередно становились средиземноморские города Амальфи, Генуя и Венеция. Торговля на дальние расстояния оказалась гораздо прибыльнее сельского хозяйства. Ф. Бродель показал, что центр новой индустриальной цивилизации неуклонно перемещался с юга на север вслед за смещением центров крупной морской торговли (Генуя, Венеция, Антверпен, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк). Индустриальное общество это урбанизированное общество, расцвет крупных городов.


Индустриальное общество как техногенная цивилизация Индустриальное общество тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.


Характеристики индустриального общества Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой. Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.


Технический прогресс способствовал невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. На смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. В индустриальном обществе господствующий тип социальной на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). Технический прогресс способствовал невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. На смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. В индустриальном обществе господствующий тип социальной на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием).


Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей личную свободу. Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей личную свободу. Социальные отношения в индустриальном обществе принимают форму товарно- денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей социальных партнеров. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально- опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.), и каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей. Социальные отношения в индустриальном обществе принимают форму товарно- денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей социальных партнеров. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально- опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.), и каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей.


Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества. Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.



В условиях традиционного общества основным мировоззренческим источником выступала религиозная идеология, а транслирующие функции были возложены на духовенство. Однако дальнейший ход исторического процесса обозначил усложнение социальных отношений, что не могло не отразиться на информационных институтах.

В ходе "промышленной революции" происходят существенные сдвиги как в материальном, так и в духовном плане. Э. Дюркгейм рассматривает трансформационный процесс западного социума как постепенное вытеснение структур механической солидарности структурами органической солидарности. Первые опираются, прежде всего, на традиционные устои и потому консервативны. Вторые же основаны на функциональном взаимодополнении и, следовательно, гораздо более изменчивы Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А. М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 53..

Созвучна рассуждениям французского мыслителя концепция "открытого общества" К. Поппера. Главной отличительной чертой "открытого общества" ему представляется ускоренная социальная динамика, тогда как в обществах закрытого типа имеет место жесткий, мало подвергнутый изменениям каркас социальных взаимодействий. Слом традиционных институтов закрытого общества привел им на смену более гибкие и изменчивые общественные структуры. Причем здесь роль главного фактора Поппер отводит расширяющейся торговле. Процесс внутреннего естественного отбора в условиях "открытого общества" идет более интенсивно, что существенно расширяет и разнообразит поведенческие практики. Следует отметить наиболее характерные черты индустриального социума:

В индустриальном обществе индивиды получают возможность более самостоятельного принятия решений. Духовная секуляризация и растущий авторитет научного знания дали толчок рациональному осмыслению окружающей действительности ("расколдовывание мира" по М. Веберу). Ценностно-рациональный тип поведения вытеснялся целерациональным, т. е. в качестве главного мотива социального поведения стал выступать индивидуальный интерес. Отсюда стала меняться роль духовных источников, которыми руководствовались социальные субъекты в плане определения поведенческих стратегий. Как писал Д. Рисмен, если индивиды прошлого были сориентированы на традиции и семейные установки, то эпоха индустриализма сформировала "внешнеориентированного человека". Тем самым функции коммуникации стали пониматься куда более широко, а ее опирающиеся на научную базу методы становятся более систематическими и разносторонними Социальная философия / под ред. Н.Ф. Медушевской, А. М. Чугунова. - М.: МосУ МВД России, 2010. - С. 55..

Присущая традиционному социуму мировоззренческая целостность оказалась разрушенной. По выражению К. Маннгейма, "к расщеплению религиозного видения мира присовокупилось разделение в политических взглядах". Кроме того, в ходе индустриализации происходит определенная дискредитация монархической формы правления, как в функциональном, так и в идейном плане. Монархический принцип, как известно, опирался на традиционные представления о природе государственной власти, предполагая сильную теологическую составляющую (традиционный тип политического господства по М. Веберу). Рациональный тип политической легитимности предполагает убеждение, что существующий порядок является оптимальным, поскольку функционально наиболее эффективен, а также пользуется добровольной поддержкой социального большинства. Выражением подобного типа легитимности стала республиканская форма правления, опирающаяся на выборный принцип, который предполагал определенное пропагандистское воздействие с целью формирования массового политического поведения.

На духовную монополию стали претендовать несколько политико-философских концепций-идеологий, которые пытались дать научное объяснение общественных отношений и на этом основании дистанцировались от религии. Тем самым политическая борьба охватила и духовную сферу, а решающим фактором успеха стало наличие социальной базы. Другими словами, определенная идеология нуждалась в социальных носителях (индивиды, социальные группы), приобретая в этом случае практическое значение. Конкуренция на идейно-политическом поприще соответственно давала толчок разрастанию распространяющих информацию институтов Фролов С. Общая социология. - М.: Проспект, 2010. - С. 102..

В эпоху индустриальных трансформаций усиливается роль коллективных социальных субъектов. Речь идет о таких феноменах, как "толпа", "общественное мнение", "публика", обладающих масштабным влиянием на общественные процессы (особенно в политической сфере). Их появление объясняется рядом обстоятельств объективного плана. Универсальной чертой процесса индустриализации выступает урбанизация, предполагающая распространение городского образа жизни. Города превращаются в промышленные центры, их население зачастую многократно возрастает. Концентрация индивидов приводит к феномену массовидного поведения, на который не случайно было обращено внимание в конце XIX в. (Г. Ле Бон, Г. де Тард, Х. Ортега-и-Гассет, С. Сигеле и др.), то есть в эпоху окончательного утверждения индустриализма. Тенденции массовизации соответственно усиливали вероятность иррациональных проявлений в индустриальном обществе. Социологи первой половины XX в. высказывали опасения о том, что рационализированные в трудовой сфере индивиды "могут в любой момент превратиться в разрушителей машин и не ведающих сомнения ратников".

Став специфичным явлением для индустриальных стран, массовизация приобрела устойчивое влияние на социально-политические процессы. Общественная элита, видя объективность данного процесса, стремилась сделать его управляемым, подконтрольным. В этом зачастую, как следует из вышеизложенного, крылся залог политического успеха в демократических государствах. В решении данной задачи одну из первостепенных ролей должны были играть средства трансляции тех мировоззренческих элементов (установок, убеждений, политических мифов и др.), которые бы способствовали стабилизации общественных отношений Фролов С. Общая социология. - М.: Проспект, 2010. - С. 104..

Технический прогресс способствовал разработке новых технологий управления ("вторая волна" по определению А. Тоффлера). Изобретение книгопечатания и дальнейшее его техническое развитие дало возможность массового тиражирования сообщений (пресса). Результатом подобных технологических новаций стал феномен публики, заслуга описания которого принадлежит французскому мыслителю Г. Тарду. По его определению, публика - это духовная общность людей, разделенных физически, но соединенных чисто умственной связью. По ходу индустриализации в обществе искусственно формируется нечто вроде коллективного сознания, питаемого внешней информацией. Публика и есть тот коллективный субъект индустриального общества, значение которого (особенно в политических процессах) переоценить трудно. Но теперь в качестве объединяющего момента выступает не столько традиция, сколько общественное мнение, представляющее собой совокупность суждений, навязанных преимущественно внешними источниками (книгами, газетами, журналами). При этом, как отмечает Г. Тард, сила общественного мнения обратно пропорциональна силе традиции Там же. - С. 106..

На объективность и даже на определенную тотальность общественного мнения указывал испанский социальный философ Х. Ортега-и-Гассет. Его определяющей чертой он считал независимость от индивидуальных воззрений. В то же время "ощутимая реальность коллективного мнения состоит не в том, что я или ты его разделяем, напротив, это оно само, независимо от нашей воли, навязывает нам свою реальность, вынуждая с собой считаться". Общественное мнение в силах подняться над классовыми барьерами, а в перспективе - даже преодолеть национальные рамки. Что продемонстрировала вторая половина двадцатого столетия.

Итак, с утверждением индустриального типа общественных отношений актуализируется проблема создания относительно самостоятельных и независимых организаций, занимающихся распространением сообщений среди индивидов, социальных групп с целью формирования оценок, мнений и поведения Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 117..

В индустриальном обществе не короткие, персонифицированные социальные связи, но вещноинституционально опосредованные анонимные олицетворяют социальные коммуникации Модерна. Индустриальная современность знаменует собой глубокое изменение социального образа человека. Из элементарной частицы первичной социальной группы он преобразуется в "гражданина мира", способного к социально-культурной миграции. Ролевую идентичность, заданную жестким положением в традиционалистской социальной иерархии, замещает социальная мобильность. Ценности индивидуальной свободы и автономии личности идеологически закрепляются в доктринах приоритета личностных прав. Социально-онтологические предпосылки новых жизненных смыслов Модерна - личной свободы и автономии личности - сформировались в процессах социальной и религиозной эмансипации, с одной стороны, и массовой миграции в процессах модернистской урбанизации, с другой. В сравнении с традиционным, индустриальное общество предоставляет человеку гораздо большую социальную подвижность. Личная свобода как "открытая возможность" социального конструирования собственных жизненных траекторий становится фундаментальной ценностью индустриального общества. Свобода уже не только не ассоциируется со смертью, но в романтически-революционаристских контекстах прямо противопоставляется ей.

Мощное развитие товарного производства создает не только новую предметную среду обитания человека, но и продуцирует новые социальные значения, неведомые традиционному обществу. Если традиционалистское сознание отдает приоритет привычно-знакомому, то индустриализм олицетворяет глубокие изменения традиционалистского архетипа восприятия времени, осознание ценности инноваций и прогресса: креативное ценно само по себе и не нуждается в легитимации прошлым. В традиционном обществе инновационная деятельность, как известно, носила латентный характер: незапланированные социальные изобретения мимикрировали под традицию. Социальный запрос на инновации - порождение состязательного этоса индустриального общества. Ценность инноваций порождает феномен моды, отражающий динамику потребительских вкусов Кошкаров А. Механизмы распада и сохранения религиозной культуры в индустриальном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №5-4. - С. 117..

Зависимость результатов экономической деятельности от скорости оборота капитала породила новую ценность индустриального общества, не ведомую традиционному, - ценность времени. Невиданная для традиционного общества ценность времени воплощена в фундаментальном понятии капиталистического товарного производства - стоимости. Понятие прогресса отражает нецикличный, восходящий характер индустриальной современности, ценностное превосходство нового над старым. Вхождение в индустриальную современность способствовало невиданному взлету качества человеческой жизни, заметному возрастанию ее продолжительности. И содержание понятия прогресса укоренено в критериях индустриальной эффективности. Определяющим показателем модернистски понятого прогресса становится уровень технико-экономического развития.

Традиционалистское расчленение пространства на "сакральное-профанное" уступает место десакрализированному, "однородному" пространству. Единая система мер и весов - культурная предпосылка индустриального нормативизма и универсализации производственных и потребительских стандартов. В системе объективных значений индустриального общества искусственное, рукотворное ценнее естественного. Индустриальная современность - это мир артефактов, апофеоз техники, воспринимаемой не только как средство облегчения человеческого труда, но и в качестве самостоятельной ценности. Идеология догоняющей модернизации нередко прямо отождествляет социальный прогресс с уровнем технического развития. Социальное конструирование реальности становится одной из ведущих тем индустриального Модерна Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 64..

Социальные коммуникации в индустриальном обществе обретают форму товарного обмена. Поэтому в модернистском сознании социальная зависимость выступает в превращенной форме власти денег и вещей. Обезличивание социальной связи, восприятие Другого как комплекса социальных функций, отождествление человека с его социальной ролью чревато отчуждением человека от человека. Отчуждение - социальный продукт Модерна, следствие замены "коротких", личных социальных связей функционально-обезличенными анонимными. Следствием возрастания ценности индивидуальной свободы и социальной мобильности является развитие социальных институтов, канализирующих социальную активность и закрепляющих сложившиеся образцы социально одобренных форм деятельности, поведения и общения. В отличие от дисциплинарного характера традиционногообщества, индустриальное общество нередко называют обществом социального контроля. Контролирующие функции заключены в самом бытии социального института. Развитие средств социального контроля составляет сущность институционализации Гончаров В. Общество: социально-философский анализ. - Ставрополь: ЛИТЕРА, 2010. - С. 66.. Становление правовой инфраструктуры и правового простран ства, создающие предпосылки формального равенства богатого и бедного, знатного и безродного, открыло невиданные ранее источники социальной энергии, стимулировало мощное развитие социальной инициативы. Но свойственные Модерну представления о "логике истории", восходящие к модернистской идее Прогресса препятствовали формированию представлений об ответственности человека за результаты собственных действий.

Индустриа́льное о́бщество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. . Термин был введен французским философом и социологом Анри де Сен-Симоном.

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции . Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, за счет чего возрастает доля занятости населения в промышленности , торговле и других несельскохозяйственных сферах занятости, что ведет к росту доли городского населения (80-85%).

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввел предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер . В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество .

Черты индустриального общества в капиталистическом государстве

  1. Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.
  2. Переход к машинному производству.
  3. Перемещение населения в города - урбанизация .
  4. Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.
  5. Общественно-исторический прогресс.
  6. Эксплуатация природных ресурсов, зачастую во вред экологии.
  7. Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.
  8. Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.
  9. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

По мнению некоторых ученых, главным критерием того, что в данной стране сформировалось индустриальное общество является то, что в сельском хозяйстве работает не более 50% населения. Этот критерий позволяет довольно точно определить страны, находящиеся на доиндустриальном этапе .

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и образовательной деятельности; рост населения и увеличение продолжительности его жизни;образование монополии,сращивание промышленного капитала с банковским, значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Напишите отзыв о статье "Индустриальное общество"

Примечания

Литература

  • Запарий В. В., Нефедов С. А. Екатеринбург, 2003.
  • Глазьев С. Ю. – М.: Наука , 1990. – 232 с.
  • Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993. – 310 с.
  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига , 2006.
  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. - М.: УРСС , 2007.
  • Корлочагин Ю. А. - Воронеж: ЦИРЭ.
  • Корчагин Ю. А. . М.:ВШЭ , 2011
  • Тимошина Т.М. – М.: «Юстицинформ», 2006.
  • Фомина А. В. М.: Международный фонд Кондратьева, 2005.
  • Алексаха А.Г. Прогрессология. Лекции

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Индустриальное общество

– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.

Обусловили глубокие изменения в политической и экономической жизни людей позднего Средневековья. Индустриальное общество начало формироваться в начале XIX века. Произошло своеобразное перераспределение рабочей силы: занятость населения упала в сельскохозяйственной сфере с 80% до 12%. Одновременно возросла до 85% доля работающих в промышленном секторе и существенный прирост городского населения.

Такое общество характеризуется возникновением поточного, массового производства, автоматизацией и механизацией , неуклонным развитием рынков и услуг. Накапливаются знания, формируется гражданское общество, повышается уровень жизни , развивается , образование, наука. Результатом образовательной революции становится всеобщая грамотность и формирование системы образования.

Приоритеты индустриального общества

Важнейшими ценностями считаются трудолюбие, предприимчивость, порядочность, образованность. В индустриальном обществе быстрыми темпами растет сельскохозяйственное и промышленное производство, возникают новые средства коммуникации (печатная пресса, радио, ТВ), образуются монополии, происходит сращивание промышленного и банковского капиталов. Кроме того, повышается мобильность населения, увеличивается средняя продолжительность жизни, растет уровень потребления, изменяется структура рабочего времени и отдыха. Изменения касаются и демографического развития - снижается и смертность, происходит постарение населения.

Для развитого индустриального общества характерна соответствующая политическая система - . Преобразования в политической сфере приводят к установлению новых политических прав и свобод, в том числе, избирательного права. Важнейшую роль в поддержании порядка имеет право, основными принципами которого является равенство возможностей, признание за каждым права на жизнь, свободу, собственность.

В 70-х годах 20 века индустриальное общество, благодаря научно-технической революции и глобальной информатизации, трансформировалось в постиндустриальное общество.

Все слышали о таких понятиях, как индустриальная эпоха и индустриализация, но мало кто может их лаконично охарактеризовать. Что же, попробуем разобраться.

Индустриальное общество: какое оно

Эта эпоха характеризуется таким типом общественных отношений, в основе которых лежит разделение труда, а промышленность способна обеспечить людям комфортную жизнь. Является промежуточным вариантом между традиционным и информационным (постиндустриальным) обществом.

Несмотря на то что историки называют современный уклад жизни постиндустриальным, у него много "индустриальных" черт. Мы ведь до сих пор ездим на метро, жжем уголь в котельных, а кабельный телефон иногда напоминает своим пронзительным звонком о промышленном советском прошлом.

Предпосылки индустриального общества

Вступление европейского общества на путь прогресса - это постепенный процесс, характеризующийся сменой феодальных отношений на капиталистические.

(эпохой индустриализации) считается период с 16 по 19 (начало 20) вв. За эти три столетия европейское общество проделало большой путь развития, охватывший все сферы жизни человека:

  • Экономическую.
  • Политическую.
  • Социальную.
  • Технологическую.
  • Духовную.

Процесс постепенных новаций получил название модернизация.

Переход к индустриальному обществу характеризуется:

  1. Разделением труда. Именно это вызвало увеличение производимой продукции, а также - образование двух экономических классов: пролетариата (наемных рабочих) и буржуазии (капиталистов). Итогом разделения труда стало становление нового экономического строя - капитализма.
  2. Колониализмом - господством развитых европейских стран над экономически отсталыми государствами Востока. Понятно, что колонизатор эксплуатирует человеческие и природные ресурсы зависимой страны.
  3. Достижения науки и инженерные изобретения изменили жизнь людей.

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами

  • Урбанизацией.
  • Переходом к капитализму.
  • Появлением общества потребления.
  • Образованием глобального рынка.
  • Снижением влияния церкви на жизнь человека.
  • Формированием массовой культуры.
  • Огромным влиянием науки на жизнь людей.
  • Появлением двух новых классов - буржуазии и пролетариата.
  • Уменьшением численности крестьян.
  • Индустриализацией.
  • Изменением мировоззрения людей (индивидуальность человека - высшая ценность).

Промышленная революция в европейских странах

Как говорилось ранее, индустриальное общество характеризуется индустриализацией. Перечислим поочередно страны Старого Света, в которых проходил этот процесс:

1. Англия - первая европейская страна, ставшая на путь прогресса. Уже в 16 веке был изобретен летучий челнок и паровая машина. 17 век можно вообще назвать веком изобретений: первый паровоз проделал свой путь из Манчестера в Ливерпуль. В 1837 году ученые Кук и Уинстон создали электромагнитный телеграф.

2. Франция немного "проигрывала" в индустриализации Англии из-за крепких феодальных порядков. Впрочем, прошедшая революция 1789-1794 годов изменила положение вещей: появились машины, и стало активно развиваться ткацкое дело. 18 век примечателен развитием текстильной и керамической промышленности. Заключительный этап французской индустриализации - это зарождение машиностроения. Подытожив, можно сказать, что Франция стала второй страной, избравшей капиталистический путь развития.

3. Германия значительно отставала от темпов модернизации своих предшественниц. Немецкий индустриальный тип общества характеризуется появлением в середине 19 века паровой машины. В итоге темпы промышленного развития Германии набрали внушительные обороты, и страна стала лидером по производству в Европе.

Что общего между традиционным и индустриальным обществом

Одинаковые черты имеются у этих двух принципиально разных укладов жизни. Традиционное и индустриальное общество характеризуются:

  • наличием экономической и политической сферы;
  • аппаратом власти;
  • - наблюдается при любом типе общественных отношений, поскольку все люди разные, вне зависимости от эпохи.

Экономика индустриального общества

По сравнению с аграрными отношениями средних веков, экономика нового времени была более производительной.

Как характеризуется экономика индустриального общества, что ее отличает?

  • Массовое производство.
  • Развитие банковского сектора..
  • Возникновение кредита.
  • Появление глобального рынка.
  • Цикличные кризисы (например, перепроизводства).
  • Классовая борьба пролетариата с буржуазией.

Предпосылкой для серьезных экономических изменений стало разделение труда, способствовавшее росту производительности.

Прекрасно описал это английский экономист Адам Смит. Он привел пример с производством булавок, на котором можно наглядно понять, что такое "разделение труда".

Опытный мастер производит всего 20 булавок за день. Если же разделить производственный процесс на простые операции, каждую из которых будет выполнять отдельный рабочий, производительность труда возрастет во много раз. В итоге получится, что команда из 10 человек производит на свет около 48 тысяч булавок!

Социальная структура

Индустриальное общество характеризуется следующими чертами, изменившими повседневную жизнь людей:

  • демографическим взрывом;
  • увеличением продолжительности жизни;
  • бэби-бумом (40-50 гг. ХХ века);
  • ухудшением экологии (с развитием промышленности возрастают вредные выбросы);
  • появлением партнерской семьи вместо традиционной - состоит из родителей и детей;
  • усложненной социальной структурой;
  • социальным неравенством между людьми.

Массовая культура

Что характеризует индустриальное общество, помимо капитализма и индустриализации? она является его неотъемлемой частью.

Шла в ногу с научно-технической революцией. Появились технологии звукозаписи, кинематограф, радио и прочие средства массовой информации - они объединили вкусы и предпочтения большинства людей.

Массовая культура проста и понятна всем слоям населения, ее цель - вызвать определенный эмоциональный отклик от человека. Она рассчитана на удовлетворение мимолетных запросов, а также - на развлечение людей.

Приведем примеры массовой культуры:

  • Женские романы.
  • Глянцевые журналы.
  • Комиксы.
  • Сериалы.
  • Детективы и фантастика.

Жанры литературы, указанные в последнем пункте, традиционно причисляют к массовой культуре. Но некоторые обществоведы не разделяют эту точку зрения. Например, «Приключения Шерлока Холмса» - это серия детективов, написанных художественным языком и имеющих много смыслов. А вот книги Александры Марининой можно смело отнести к массовой культуре - они легко читаемы и имеют понятный сюжет.

В каком обществе живем мы

Западные социологи ввели такое понятие, как информационное (постиндустриальное) общество. Его ценностями являются знания, развитие информационных технологий, безопасность людей и забота о нашем большом доме - чудесной зеленой Земле.

Действительно, в нашей жизни все большую роль играют знания, а информационные технологии коснулись практически любого человека.

Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля - это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

Поэтому название сегодняшней эпохи «постиндустриальная» - это красивая абстракция. Логичней именовать наше общество индустриальным с чертами информационного.

Индустриальное общество характеризуется множеством полезных открытий и посещением человеком Космоса.

Накопленный на сегодня багаж знаний огромен; другое дело, что он может как пойти на благо человечеству, так и нанести вред. Мы надеемся, что человеку хватит разумности применить накопленный потенциал знаний в правильном направлении.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...