Индексации зарплаты. Регулирование доходов: определение гарантированного минимума заработной платы, индексация доходов, поддержка малообеспеченных слоев населения


В трудовом законодательстве индексацией называется периодическое увеличение уровня заработной платы работников. Суть этой процедуры — компенсировать ежегодный рост цен на товары и услуги, то есть последствия инфляции. Кто, в каком размере и порядке должен индексировать зарплату, разберемся в статье.

Что говорит закон об индексации зарплаты

По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.

Повышение заработной платы персонала организации зависит от финансовых возможностей и желания работодателя, а индексация — это государственная гарантия по зарплате всем работающим по трудовым договорам работникам. В ст. 130 ТК РФ сказано: меры, которые обеспечивают увеличение реального содержания зарплаты, входят в систему госгарантий работникам. К этим мерам по ст. 134 ТК РФ относят индексацию заработной платы с учетом повышения потребительских цен.

Получается, что индексирование ЗП должны проводить все работодатели: государственного и коммерческого секторов. Только госучреждения делают это по нормам ТК РФ и других правовых актов, а коммерческие предприятия — по установленному коллективным договором или локальным нормативным актом порядку. ТК РФ не делает исключений для ИП и малых предприятий в плане индексации зарплат работников, поэтому в типовую форму трудового договора для микропредприятий включены условия индексирования зарплаты — п. 13 и п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.08.2016 №858 .

Важно! В отношении физлиц, которые выполняют работы по ГПХ, индексирование заработной платы не проводится.

Порядок и сроки индексации зарплаты

По ТК РФ, порядок индексации спускается в госучреждения через нормативно-правовые акты, а в коммерческих предприятиях он прописывается во внутренних нормативных актах — на эту обязанность указывает и Роструд (Письмо от 19.04.2010 г. №1073-6-1).

Коммерческая организация самостоятельно выбирает, где прописать условия индексации зарплаты сотрудников. Это может быть отдельное Положение по организации или раздел коллективного или трудового договора. В любом случае документ должен содержать:

    периодичность процедуры индексирования;

    часть зарплаты, которая подлежит индексированию;

    величину или коэффициент индексации.

За величину индексации можно принять установленный по итогам какого-либо периода индекс потребительских цен (ИПЦ) с сайта Росстата. Можно использовать уровень инфляции, закрепленный в законе о федеральном бюджете, или показатель роста прожиточного минимума трудоспособного населения. В зависимости от коэффициента повышения устанавливается периодичность индексирования: ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. При ежеквартальном индексировании лучше использовать прожиточный минимум, а при ежегодном — уровень инфляции.

Проведение индексации оформляется приказом руководителя. Сотрудников знакомят с этим приказом под роспись. Информация об оплате за труд — существенное условие трудового договора (ТД), поэтому при изменении размера зарплаты с сотрудниками нужно заключить дополнительные соглашения к ТД. Также руководитель издает приказ внести изменения в штатное расписание организации.

Индексация отражается на всех работниках и учитывается при расчете среднего заработка для подсчета отпускных. При этом повышающий коэффициент рассчитывается одним из способов:

  • если индексировались только оклады: новый оклад / оклад до индексирования;
  • если индексировались все компоненты системы оплаты труда: (новый оклад + новые выплаты) / (оклад до индексирования + прежние выплаты).

Индексация зарплат бюджетников в 2019 году

По Федеральному закону № 459 в 2019 году будут проиндексированы зарплаты бюджетным работникам. Прибавка бюджетникам, включенным в майские указы президента (учителям, врачам, преподавателям университетов, работникам культуры), составит 6% с 1 февраля 2019 года. Величина прибавки работникам бюджетного сектора, не включенным в майские указы, составит 4,3% - уровень инфляции в 2018 г. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.

Индексация зарплаты в 2019 году до МРОТ

Коммерческие предприятия обязаны проиндексировать зарплаты сотрудников, получающих за полный месяц работы меньше МРОТ, величина которого с 01.01.2019 г. составляет 11 280 рублей. Работодатели должны учитывать, что для некоторых регионов установлен свой МРОТ. Если организация вовремя не отказалась от регионального значения МРОТ, она должна ориентироваться на величину, установленную в регионе, а не на федеральный МРОТ.

Расчет индексации зарплаты в 2019 году

Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2019 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.

С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 5%, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.

Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня инфляции, заложенного в бюджет на следующий год.

На основании этого величина коэффициента на 2018 год составила 1,043.

Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,043 = 41 720 руб.

Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 104,3%.

Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 26 075 руб. (25 000 × (104,3: 100)).

Штрафы за отсутствие индексации заработной платы работников

Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:

    За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 — 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 — 50 тыс. рублей.

    Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 — 5 тыс. рублей.

Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Рассчитывайте зарплату автоматически в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис поможет правильно отразить премию и заплатить с неё налоги.

Индексация как метод защиты номинальной заработной платы от инфляции
получил распространение в развитых
странах с рыночной экономикой вскоре
после окончания Второй мировой войны.

Механизмы индексации в зарубежных странах создавались прежде всего
для поддержания покупательной способности малоимущих, т. е. обеспечения им
материальной возможности приобретать
фиксированный набор потребительских
благ. Кроме того, индексация направлена
и на поддержание определенного уровня
жизни путем периодического обновления минимального набора потребительских благ, а также на сохранение постоянного соотношения между уровнем
жизни лиц, охваченных государственными программами социального обеспечения, и работающей частью населения.
Этот подход увязывает социальные выплаты с состоянием экономики.

В соответствии со степенью охвата
граждан индексацией развитые страны
можно подразделить на четыре категории:

Страны, где практически все население охвачено индексацией (Бельгия,
Дания, Исландия, Италия и др.);

Страны, где индексация применяется лишь по отношению к определенным
социальным группам (как правило, на основе соответствующего пункта в коллективных договорах) (Канада, Франция,
Швейцария, США и др.);

Страны, где индексация практически не применяется (Австрия, ФРГ, Япония, Швеция и др.);

Страны, где курс на осуществление
индексации подвергается значительным
колебаниям в контексте общей политики
доходов, направленной на борьбу с инфляцией (например, Нидерланды, Норвегия и Финляндия).

В государствах, относящихся к первой
группе, широкое распространение индексации в значительной степени связано
с существованием хорошо отлаженной
системы коллективных договоров, которая находится под постоянным контролем
профсоюзных объединений. Любые прецеденты и формы социального партнерства становятся в этих странах предметом
общенациональной политики. Благодаря
этому индексационные меры обуславливают здесь значительную долю прироста
номинальной заработной платы.
В странах второй группы, где индексацией охватывается лишь часть рабочей
силы, например в США, доля несельскохозяйственных рабочих, охваченных индексацией, составляет, по некоторым
оценкам, около 10 процентов. В то же
время среди рабочих, имеющих свои
профсоюзы, эта доля значительно выше - около 40 процентов. Во Франции
индексация сверх прожиточного минимума была запрещена специальным постановлением правительства.

Отличительная особенность данной
группы стран - большое разнообразие
применяемых механизмов индексирования, вплоть до внутриотраслевого.

В странах третьей группы, где индексация практически не применяется, подавляющее число представителей предпринимательских и рабочих кругов
считает, что автоматический регулирующий механизм индексации существенно
ограничивает права и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров.

К четвертой группе относятся страны, в которых осуществляются жесткие
ограничительные меры по отношению
к политике индексации. Эти меры могут
предусматривать, в частности, установление верхнего предела роста заработной
платы, предельный коэффициент ее индексационного прироста и др.

Так, в Финляндии после значительного обесценения национальной валюты в октябре 1967 года правительством
и представителями различных профессиональных союзов был подписан договор, согласно которому профсоюзы отказывались от применения механизма
автоматического регулирования заработной платы. Вновь пункт об индексации появился в коллективных договорах
лишь в 1979 году. То же самое можно
сказать и о Норвегии, где индексация
применялась довольно долго.

Таким образом, некоторые правительства, ограничивая или вовсе отменяя
индексацию, предпринимали усилия по
сдерживанию роста заработной платы
в условиях роста цен.

Однако порой, как это ни парадоксально, такая политика может быть построена и на введении индексации.
В качестве примера можно привести Австралию, где индексация была вновь
введена в 1975 году, когда инфляция достигла наивысшего уровня.

Жесткий контроль за ростом номинальной заработной платы был одной из
составляющих стабилизационной программы в Польше в 1990 году.

В отличие от Югославии, где реализация стабилизационной программы
предусматривала замораживание зарплаты в полном объеме, в Польше, наоборот,
был принят механизм ее частичной индексации посредством применения специальных коэффициентов допустимого
роста фонда оплаты труда. Величина этих
коэффициентов в различные периоды
составляла, к примеру, 0,2; 0,3; 0,6 и даже
достигала значения 1,0.

Как видно из приведенных примеров,
официальная политика в области доходов
в различных странах строится на диаметрально противоположных подходах к осуществлению индексации. Тем не менее они
доказательно иллюстрируют, что сама проблема принятия индексационных мер для
регулирования доходов в условиях роста
цен возникает практически повсеместно.

Выбор параметров механизма индексации обычно производится на основе
определенных принципов. Практический опыт стран с высокоэффективной
рыночной экономикой показывает, что
целью при этом выступает уже не столько
сохранение определенного уровня жизни, сколько поддержание существующих
стандартов ее качества.

При наличии подобного подхода могут быть сконструированы самые разные
механизмы индексации заработной платы за счет применения специально разработанных индексов потребительских
цен (ИПЦ). Так, в США в годы топливно-энергетического кризиса многократный рост цен на импортируемую нефть
выразился в значительном росте ИПЦ
и привел к быстрому увеличению размеров выплат. В этой ситуации механизм
индексации был модифицирован, из минимального набора потребительских
благ были исключены те, цены на которые растут особенно быстро.

Другой, еще более распространенной
модификацией указанного принципа является поддержание способности занятого населения приобретать фиксированный набор благ на уровне прожиточного
минимума.

С учетом роста цен периодически пересматривается и «порог бедности» - показатель, применяемый официальной
статистикой некоторых стран для оценки
уровня жизни населения. В США, например, этот показатель был введен
в 1960-е годы и представляет собой доход
семьи из четырех человек, численно равный утроенной стоимости минимальных
расходов на питание.

Прожиточный минимум для такой
семьи составляет сумму, превышающую
«порог бедности» на 20–40 процентов,
причем в этот минимум не включаются
расходы на отдых, образование, питание
вне дома и т. п.

Практический опыт развитых стран
показывает, что отношение к индексации
как к механизму регулирования доходов
населения в условиях инфляции может
быть противоположным не только в различных странах, но и при разных экономических ситуациях в одной и той же
стране. Противники индексации указывают главным образом на то, что политика индексации ускоряет инфляционные процессы. Анализ опыта индексаций заработной платы в девяти странах Европейского экономического сообщества не
обнаружил непосредственной связи индексаций с нарастанием или торможением инфляции. Инфляция, разумеется,
может значительно возрасти в результате
стихийных неконтролируемых повышений заработной платы в условиях снижения уровня жизни. Но все страны ЕС
контролировали темп роста номинальной заработной платы и соблюдали определенные правила индексации.

Как показывает мировой опыт, негативное воздействие индексаций на инфляционные процессы может быть ограничено, по крайней мере, тремя
факторами: во-первых, временным лагом между ростом цен и повышением
доходов, во-вторых, определенным государством или закрепленным в коллективном договоре ИПЦ, по достижении
которого принимаются индексационные меры, и, в третьих, формулой выплаты компенсаций.

Важнейшим элементом формулы выплаты компенсаций является так называемый «порог» индексации, т. е. заранее
установленный государством (или закрепленный в коллективном договоре)
уровень роста цен, по достижении которого осуществляется индексация.

Так, например, в Швейцарии ряд договоров зафиксировал «порог» на уровне
четырех-пяти процентов, что было значительной величиной.

Другой подход реализует схему, согласно которой заработная плата повышается почти параллельно с ростом цен.
Темп повышения оплаты труда в этом случае также зависит от установленного порога повышения индекса цен. Например,
в США и Канаде таким «порогом» является повышение ИПЦ на 0,3 или 0,4 пункта, при этом часовая заработная плата повышается на один цент.В 1980 году
в Италии «порог» был равен одному пункту индекса, в Бельгии - двум процентам,
в Люксембурге – двум с половиной процентам.

На практике между ростом цен и индексацией неизбежен определенный временный шаг, поскольку регулирование
доходов осуществляется, как правило,
лишь после того, как рост цен достигнет
определенного уровня. Естественно, что
это перманентное запаздывание может
подорвать эффективность индексации
как средства защиты реальной заработной платы от инфляции. Поэтому обычно
индексация основывается на усредненном значении индекса цен за определенный период, например два-три месяца,
по прохождении которых производятся
компенсационные выплаты.

Система, основанная на минимальном
лаге, когда автоматическая корректировка
доходов осуществляется ежемесячно, применяется в Бельгии и Люксембурге. В Австралии, Дании и Нидерландах заработная
плата пересматривается, как правило, раз
в полгода.

Формулы регулирования компенсаций, применяемые в странах с высокоэффективной рыночной экономикой, могут
быть условно подразделены на три категории:

- пропорциональная компенсация,
которая обычно выражается в процентах
и не затрагивает дифференциацию в заработной плате;

- фиксированная компенсация, которая способствует уменьшению дифференциации в оплате труда, поскольку та
же самая сумма у низкооплачиваемых составляет большую долю в процентах, чем у высокооплачиваемых (Канада, Дания, США);

- смешанная компенсация, сочетающая в себе элементы пропорциональной
и фиксированной компенсации в зависимости от размеров заработка (Австралия).
Из восточно-европейских стран механизм индексации доходов в наиболее
развернутом виде действовал в Болгарии и Польше, где во второй половине 1980-х годов было введено ежегодное
автоматическое повышение минимальной заработной платы в зависимости от
роста средней зарплаты. В 1989 году
в связи с безудержным ростом цен минимальная заработная плата, как и норматив безналогового роста фонда заработной платы, увеличивался трижды.

В Болгарии индексация должна была
осуществляться два раза в год, но если
рост цен превысит 10 процентов по сравнению с ценами базисного периода или прошлой индексации, то - с начала следующего месяца. Индекс роста цен определялся на основе потребительской корзины, включающей 600 наименований
товаров и услуг, которая соответствует социальному минимуму. Размер компенсации дифференцировался в зависимости
от величины дохода. В полном размере,
т.е. пропорционально росту потребительских цен, она выплачивалась к заработной
плате, не превышающей 1,7 минимальной
зарплаты, и к пенсиям, не превышающим 1,5 минимального размера пенсии
по старости. На 60 процентов роста потребительских цен компенсировалась зарплата, составляющая от 1,7 до 3 минимальных ее величин, и пенсии в интервале
от 1,5 до 3 минимальных ее уровней, но не
ниже размера компенсации для 1,5 величины минимальной пенсии. Далее компенсация прогрессивно снижается: при
зарплате, превышающей минимальную
в 3–4,5 раза, она выплачивается в размере, установленном для трех минимальных зарплат; при зарплате, превышающей минимум в 4,5 раза, компенсация
равна предусмотренной для минимальной
зарплаты. Если пенсия превышает минимальный ее размер более чем в три раза, то
компенсация выплачивается в размере,
полагающемся для трех минимальных
пенсий.

Важным фактором, влияющим на положение малообеспеченных слоев населения, является государственная система социальной помощи. В США, например,
в целом выплаты по линии социального
обеспечения снижают уровень распространения бедности примерно вдвое.

Система социальной помощи включает в США несколько программ:

Программа обеспечения гарантированного дохода престарелых и нетрудоспособных инвалидов. Она действует
с 1974 года и предусматривает выплаты
государственного денежного пособия
в размере примерно 60 процентов от
уровня дохода «порога бедности». С ростом потребительских цен величина этого
пособия корректируется;

Программа помощи семьям, имеющим детей, направлена на помощь многодетным семьям с низким доходом (как правило, семьи вдов, разведенных женщин
и матерей-одиночек). Федеральное правительство финансирует примерно 60 процентов этой программы, а остальное приходится на штаты. Там и устанавливаются
критерии нуждаемости;

Программа продовольственных талонов, получившая довольно широкое
распространение в 1980-е годы (одновременно были урезаны программы школьных завтраков и помощи малообеспеченным матерям с грудными детьми). Право
на получение таких талонов имеют лица
или семьи, где доход не превышает 125 процентов «порога бедности». Талоны выдаются бесплатно (самым бедным)
или по сниженным ценам. В 1987 году
средняя стоимость талонов составляла 65 долларов в месяц на человека.

Семьям с низшими доходами предоставляются также жилищные дотации,
в среднем две тысячи долларов в год на семью. Эта сумма на фоне высокой стоимости жилья в США - весьма незначительна. Помощь на жилье предоставляется по
усмотрению государственных органов социального обеспечения в каждом конкретном случае.

В области здравоохранения в США
действует федеральная программа «Медикэр», по которой частично возмещаются расходы пожилых людей на лекарства, пребывание в больнице. Однако
в последние годы она все больше урезается в пользу частных страховых систем.
В целом расходы на социальные нужды заметно сокращаются. В 1987 году при
установлении разрядов пособий и пенсий считалось, что стоимость жизни повысилась лишь на один процент, в то время как реально она выросла на пять
процентов.

В восточноевропейских странах социальные выплаты и льготы для пенсионеров и семей с детьми также являются
важной составляющей системы поддержки доходов населения в период инфляции. Корректировка пенсионных выплат
в связи с ростом стоимости жизни производится по-разному. В Венгрии еще
в 1971 году был введен механизм автоматического ежегодного повышения всех
пенсий. В Чехии применяются компенсационные выплаты в связи с ростом
цен. В Польше с 1983 года введен принцип ежегодного увеличения основы расчета индивидуальной пенсии и заработной платы в соответствии с ростом средней заработной платы в народном
хозяйстве. В зависимости от роста цен
этот перерасчет могли производить дватри раза в год или даже ежеквартально
в процентах к предполагаемому размеру
средней заработной платы в размере:

35 процентов - пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по
инвалидности I и II групп, а также III
группы для лиц, достигших пенсионного
возраста;

27 процентов - пенсии для инвалидов III группы, не достигших пенсионного возраста.

Перерасчет ранее назначенных пенсий
в Болгарии проводился по коэффициенту, установленному исходя из соотношения
уровней средней зарплаты в год назначения пенсии и в 1990 году с учетом предыдущих повышений пенсий. В результате все
пенсии по старости и за выслугу лет, а также пенсии по инвалидности, назначенные
до 1970 года, были скорректированы при
помощи коэффициента - 1,45, а за период
с 1971 по 1989 год - коэффициента, снижающегося с 1,44 до 1,03. Благодаря этому
перерасчету удалось значительно сократить долю пенсионеров, получающих минимальные пенсионные выплаты.

Возросли и надбавки по уходу за инвалидами, вместо фиксированной ставки
теперь они установлены в размере 50 процентов социальной пенсии (составляющей почти две трети минимальной зарплаты). Это обусловило возможность ее
систематического увеличения.

Что касается других социальных выплат, то в Болгарии, например, семейные пособия компенсировались в полном объеме увеличения расходов на содержание
детей; пособия по уходу за детьми в возрасте до двух лет - в размере увеличения
минимальной заработной платы; стипендии учащимся - в проценте, равном росту цен; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,
пособия и другие выплаты безработным -
аналогично заработной плате, с которой
они начисляются. Следует отметить, что
наряду с денежными выплатами компенсация выплачивалась в виде акций, облигаций, срочных вкладов и т. д. Предполагалась также индексация некоторых
сберегательных вкладов населения.
Насколько применяемые методы индексации в развитых странах были эффективны, можно судить по данным таблицы .

Таблица снизились на 34 пункта.

В последующие годы темпы роста цен
несколько обгоняли темпы роста заработной платы. Так, с 1994-го по 1996 год цены здесь возросли на 4,4 процента, а заработная плата на 3,6 процента. Но
созданный ранее разрыв в пользу заработной платы позволил смягчить неблагоприятные последствия относительного
сокращения покупательной способности
доходов населения.

Справка подготовлена Жанной Сидоровой

Борисов С. М. Мировая валютная ситуация в зеркале статистики // Деньги и кредит. 1996. № 5.

Индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь, выплачиваемых из бюджетных источников с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Индексация заработной платы осуществляется в соответствии с установленным нормативом индексации и величиной роста ин­декса потребительских цен. Причем индексация проводится, ес­ли индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим ито­гом с момента предыдущей индексации, превышает 5%-й порог.

Например, норматив индексации - 50 тыс. р. Индекс потре­бительских цен - 112,5%. Доход, получаемый по месту работы, составляет 154 тыс. р. Индексация проводится следующим обра­зом: 50 тыс. р. ∙ 12,5% = 6250 р.

Расходы по индексации полностью относятся на фонд зара­ботной платы. Индекс потребительских цен исчисляется органа­ми статистики на основе изменения цен на группы товаров и услуг, включенных в состав минимального потребительского бюджета. Выплаты индексированного дохода производятся еже­месячно, одновременно с выплатой заработной платы. При этом размер индекса потребительских цен, применяемый при индек­сации, сохраняется на весь период и индексированный доход выплачивается до наступления новой индексации.

По решению Правительства индексация может заменяться одноразовыми пересмотрами размеров оплаты труда, пенсий, социальных пособий и других выплат или применяться в сово­купности с этими мерами.

Величина минимального потребительского бюджета исполь­зуется как социальный норматив для: прогнозирования измене­ний условий жизни населения; усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения; определения минимальных размеров заработной платы и т. д.

Бюджеты разрабатываются для разных социально-демогра­фических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава.

Наиболее важной частью минимальных потребительских бюджетов является "продовольственная корзинка", при форми­ровании которой рассчитывается энергетическая и биологиче­ская ценность продуктов питания для различных контингентов населения. Отправной точкой этих расчетов служит расчет фи­зиологической потребности людей в пище и энергии (например, мужчин трудоспособного возраста, женщин, а также детей).

Индексация заработной платы предусматривается также и в случае задержки выплат заработной платы. В случае задержки выплат заработ­ной платы она индексируется в соответствии с индексом потре­бительских цен, публикуемым в периодической печати Мини­стерством статистики и анализа Республики Беларусь.

Для частичного или полного возмещения финансовых потерь населения используется индексация — финансовый инструмент социальной защиты от инфляции. Индексация позволяет увеличивать доходы и поддерживать покупательную способность граждан.

В зависимости от периода, за который индексируются денежные доходы, различают два вида индексации:

  • Ретроспективную — динамика изменения цен в предыдущих периодах;
  • Прогнозируемую — по ожидаемым ценам.

Расчет индексации

Индексация зависит от индекса потребительских цен, отражающего динамику изменения стоимости продукции первой необходимости. Процесс индексирования доходов состоит из четырех этапов:

  1. Базовый месяц, являющийся периодом повышения оклада, или ставки, по занимаемой работающим лицом должности. Увеличение размера регулярных премий, доплат и надбавок без роста оклада не приводит к изменению базового месяца и расчета индексации. В данном месяце индекс потребительских цен равен единице или 100 %, а индексация начинает насчитываться с наступающего после него месяца.
  2. Порог индексации — это установленное законодательно минимальное значение индекса потребительских цен (ИПЦ), достижение и превышение которого позволяет проводить индексацию. Согласно законодательству РФ порог индексации составляет 6 %. Если значение ИПЦ ниже этого порога, индексация не начисляется.
  3. Коэффициент индексации — это величина прироста ИПЦ, представляющая собой умножение предыдущих ИПЦ с начального месяца с вычетом 100 %.
  4. Сумма индексации, рассчитываемая путем умножения индексируемого дохода на коэффициент индексации деленный на 100 %.

Указанные коэффициенты ежеквартально или ежемесячно публикуются государственными статистическими органами. Доход индексируется со следующего месяца после официального обнародования этих показателей, т. е. фактически индексация выплачивается работнику спустя 2 месяца после реализации права на нее.

Порядок проведения индексации доходов

Доход, принимаемый в расчет индексирования, ограничивается на законодательном уровне размером минимальной месячной зарплаты или прожиточным минимумом.

Индексированию подлежат только доходы постоянного характера, включая оплату труда, стипендии, пенсии и другие социальные выплаты. Разовые выплаты и предпринимательские доходы не подлежат индексации.

Индексация начисляется согласно фактически отработанному наемным работником времени. При неполной занятости индексация рассчитывается пропорционально количеству рабочих дней. Средства на индексацию зарплат поступают из дополнительного фонда оплаты труда.

Индексация обязательна для выполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности, независимо от трудового договора или формы собственности. Порядок индексации зарплаты в бюджетных организациях регулируется трудовым кодексом, на коммерческих предприятиях правила начисления индексации разрабатываются локально и включаются в Положение об оплате труда.

Механизм повышения доходов, позволяющий частично или полностью возместить потери населœения, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги, то есть индексация, является частью системы социальной защиты граждан и направлена на поддержание покупной способности и денежных доходов. В большинстве зарубежных стран в период становления рыночных отношений активно использовалась индексация заработной платы.

Основное правило корректировки оплаты труда исходя из роста потребительских цен при этом устанавливались государством. В сентябре 1997 ᴦ. был принят закон РСФСР об индексации денежных доходов населœения и сбережений граждан РСФСР. В нем предусмотрено индексировать в связи с ростом потребительских цен заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, вклады граждан в сберегательный банк. Были определœены порядок и размеры индексации. При этом реализация закона до сих пор не осуществляется: принимаются отдельные решения о повышении минимального заработной платы, прием, мало связанных с фактическими размерами инфляции. Это привело к тому, что сократилась доля средств в ВНП, направленная на оплату труда. В результате реальная зарплата в России упала в несколько раз. Снижение покупной способности населœения привело к снижению спроса на потребительском рынке и, как следствие, падению объёма производства товаров.

В законе об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР предусмотрено, что источником средств для индексации оплаты труда работников бюджетных предприятий, пенсий и пособий являются ассигнования из соответствующего бюджета. Из них же должны индексировать пенсии, пособия по безработице.

Оплата труда работников предприятий, реализующих продукцию или услуги по государственным фиксированным ценам и тарифам при недостатке средств на оплату труда по независимым от них причинам индексируются из бюджетных средств в порядке, который определяется.

Индексация оплаты труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и услуги, осуществляется за счёт собственных средств. Индексация должна производиться периодически исходя из темпов инфляции и величины устанавливаемого порога инфляции.

Порог инфляции – это величина роста потребительских цен, превышение которой является основанием для индексации заработной платы. Чем ниже такой порог, тем надежнее защищается покупательская способность заработной платы.

На предприятии крайне важно разработать и утвердить конкретный документ в виде положения о порядке проведения индексации заработной платы. Это положение желательно включать в коллективный договор в виде положения. В указанном документе следует указать, какие денежные выплаты подлежат индексации, каким будет порог и периодичность инфляции, размеры корректировки заработной платы и других выплат исходя из уровня инфляции.

Порог инфляции должен быть согласован с периодичностью. В случае если, к примеру, периодичность 1 месяц, порог инфляции 5%, а потребительские цены возросли на 2%, то по истечении месяца нельзя будет проводить индексацию, так как ее порог не достигнут.

Наиболее сложный вопрос – определœение размеров повышения заработной платы и других денежных выплат в связи с ростом потребительских цен. В западных странах, где используется индексация как механизм сохранения покупательской способности населœения, индексация компенсирует только часть повышения потребительских цен. К примеру, 0,8% за каждый 1% роста цен.

В России законом об индексации денежных доходов и сбережений граждан предусмотрена индексация заработной платы, не превышающей 3-х минимальных размеров заработной платы. Часть доходов, равная полуторной величинœе минимальной заработной платы в России индексируется в полной мере, то есть 1% за 1% роста потребительских цен. Вторая последующая часть, равная 1,5 величинœе минимальной заработной платы, индексируется на половину. Заработная плата͵ превышающая 3-х кратную величину минимальной заработной платы, индексации не подлежит.

Такая схема была направлена на поддержку низко оплачиваемых работников, но в условиях очень низкого уровня минимальной заработной платы устанавливаемая законом норма индексируемого дохода не защищает заработную плату работников даже на уровне прожиточного минимума.

Предприятия, на которых индексация производится самостоятельно, сами определяют порядок ее проведения, в т.ч. и размеры повышения заработной платы исходя из уровня инфляции.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...