Индекс развития человеческого потенциала. Юдина А.А


Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс человеческого развития, уровень жизни людей.

В экономической литературе при характеристике или оценке развития страны все чаще стал употребляться термин «человеческий потенциал», который сейчас выступает важным параметром социально-экономического развития нации .

Под понятием «человеческий потенциал» в научной литературе понимают совокупность физических и духовных сил человека, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей – как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации . Иными словами, человеческий потенциал - это все возможности человека, позволяющие ему производить предельную единицу продукта.

Уровень человеческого потенциала измеряется таким важным показателем, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) или индекс человеческого развития (ИЧР). Индекс человеческого развития - это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране . ИЧР измеряет достижения страны в соотношении состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых разработаны следующие индексы:

1) Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

2) Индекс образования: доступ к образованию измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

3) Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности .

На основе данных значений выстраивается интегральный показатель, который позволяет оценить благосостояние страны, уровень развития экономики, уровень жизни населения, взаимодействие страны с внешним миром. Чем ближе значение ИЧР к 1, тем выше развитие человеческого потенциала страны.

Ежегодно Программа развития ООН (ПРООН) проводит исследование в области индекс человеческого потенциала по странам мира и опубликовывает полученные данные в “Докладе о человеческом развитии”. Так по данным, представленным в “Докладе о человеческом развитии 2015” Российская Федерация занимала 50 место с ИРЧ 0.798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Для России данная динамика оценивается как положительная по сравнению с 2014 годом, когда страна занимала 57 позицию с ИЧР 0.778.

Таблица 1. Показатели человеческого потенциала России

По данным табл. 1 по показателям развития человеческого потенциала Россия занимает высокое положение, по сравнению с множеством других стран мира, но пропуская вперед такие страны как Норвегия, Австралия, Швейцария, Дания, Нидерланды, США, Китай и др. Существуют сложные и разнообразные проблемы развития, сохранения и реализации человеческого потенциала, порождающие нынешние состояние нашей страны и обуславливающие ее отставание от ряда зарубежных стран .

Попытаемся выделить группы проблем особенно влияющие на показатель ИРЧ. Считаем рациональным сформулировать данные группы исходя из индексов, из которых складывается ИРЧ.

1) Факторы, негативно влияющие на продолжительность жизни граждан: резкое возрастание раковых заболеваний и заболевания, связанных с сердечно-сосудистой системой; гибель людей в результате катастроф, несчастных случаев, пожаров, актов терроризма, крушений и т. п.; возрастание числа людей, страдающих от нарко- или алкогольной зависимости, распространение курения среди несовершеннолетних; неблагоприятная экологическая ситуация в крупных городах.

2) Проблемы сферы образования: относительно невысокая зарплата педагогов, и, как следствие, незаинтересованность в качестве преподавания; неравный доступ к образованию из-за коррумпированности образовательной системы в ряде крупных городов России; проблема старения научно-педагогических кадров при незначительной доле молодых специалистов; проблемы с признанием полученного в России высшего образования в европейских странах .

Проблемы уровня жизни населения: высокий уровень инфляции, который значительно уменьшает ВНД на душу населения по паритету покупательной способности; ресурсоориентированность экономики России; монополизация рынков; высокий уровень коррупции.

Список проблем остается открытым, так как по мере развития экономики могут возникнуть новые препятствия .

В качестве предложений по разрешению вышеобозначенных проблем можно обозначить следующие пути: улучшение качества медицинского обслуживания населения; пропогандирование соблюдения правил дорожного движения, техники безопасности на предприятиях в целях уменьшения количества несчастных случаев; внедрение инновационных технологий на крупных предприятиях, позволяющих функционировать с наименьшим количеством выбросов в окружающую среду; повышение заработной платы сотрудникам образовательной сферы; инвестиции в учебно-методическое оснащение образовательных учреждений; активная работа по налаживанию связей с европейскими ВУЗами; переход к наукоемким технологиям; ориентация на ресурсосбережение; демонополизация и повышение контроля за деятельностью монополий; борьба с коррупцией.

Для решения данного комплекса проблем потребуются годы и слаженное взаимодействие всех институтов гражданского общества: государства, СМИ, граждан, партий, общественных объединений и т. д.

Индекс человеческого развития складывается из оценки уровня развития каждого гражданина. Развитие себя как успешного человека непременно влечет за собой и повышения ИЧР всей страны.

Список использованных источников

1. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: курс лекций. Учебное пособие/ Лосева О.В., Лескина О.Н. – Пенза: Издательство «Пензенский государственный университет», 2014.
2. Market journal. Человеческий потенциал [Электронный ресурс]. URL:http://www.market-journal.com/naporoge/5.html (Дата обращения: 21.09.2016г.)
3. Лескина О.Н. Мировая экономика: курс лекций. Учебное пособие. – Пенза: Издательст
4. Зубенко, В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения / В. В. Зубенко, О. В. Игнатова, Н. Л. Орлова, В. А, Зубенко. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 409 с.
5. Центр гуманитарных технологий. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития старанах мира [Электронный ресурс]. URL:http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 (Дата обращения: 21.09.2016г.).
6. Василенко, Т. А. Современные проблемы развития человеческого потенциала в России / Т. А. Василенко // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2011. – №3 (3). – С. 81-87.
7. Лескина О.Н. Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России// NovaInfo.Ru. 2015. Т.1. № 30. С. 111-118
8. Лескина О.Н. Социальные основы устойчивого развития современных социально-экономических систем// NovaInfo.Ru. 2015. Т.2. №31. С.107-110
9. Лескина О.Н. Человеческие ресурсы России в аспекте ее инновационного развития// Наука, образование, общество. 2015. № 1(3). С.31-40

Научная статья на тему “Человеческий потенциал в России и проблемы его функционирования” обновлено: 2 февраля, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

ІІЕИіІІшШеЯ

Дети и моподежь - будущее России

ПРОВЛШМЫ

РАЗВИТИЯ

ч с лове чес кого

ПОТЕНЦИАЛА *

Человеческий фактор, человеческий капитал, качество населения -важнейшие основания для развития общества и экономики. Человеческий потенциал - наиболее общая характеристика социальной конструкции страны -имеет две координаты: количественную и качественную, взаимосвязанные и взаимозависимые между собой.

Главная особенность демографического воспроизводства России 1990-х годов состоит в возникновении феномена естественной убыли, прогно-зируемой на длительный период.

В результате естественной убыли Россия потеряла 11 млн. человек и продолжает терять ежегодно около 700 тыс. К сожалению, этот негативный процесс сопровождается снижением и качественных характеристик населения, включающих, как минимум, три компонента: здоровье, образовательный и интеллектуальный ресурс, социокультурную активность. Обобщая комплекс наметившихся тенденций, определяя озабоченность качеством человеческого потенциала России не только сегодня, но и завтра, которое, прежде всего, зависит от состояния детей и молодежи, мы считаем необходимым сосредоточиться на возникших проблемах.

В связи с падением рождаемости и ростом смертности в стране интенсивно снижается численность детей. «Поле детства», его человеческий и социальный потенциал сжимается, как «шагреневая кожа».

За последнее десятилетие (1991 -2003 гг.) численность детей в возрасте до 18 лет сократилась на 9 млн., или с 27 до 21%. В 2003 г. детей в возрасте 0 -17 лет было 30,5 млн. По прогнозам статистических органов РФ, в 2015 г.

* Настоящий текст представляет изложение основных положений доклада автора «Здоровье I и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства» на научной сессии российских академий наук, имеющих государственный статус, 5 - 6 октября 2006 г. (Народонаселение». - 2007. - №1 (35). - С. 5-9.).

___ __

доля детей снизится до 17%, а их число уменьшится до 22,5 млн. человек. К середине текущего столетия численность сократится до 5 млн., а доля - до 12%.

Уменьшение числа детей в силу инерционности демографических процессов будет негативным образом сказываться на структуре населения в течение всего текущего столетия, подобно «эху войны». А это чревато не только проблемами в области демографического воспроизводства. Подрастающее поколение, его масштабы и размеры определяют репродуктивный потенциал общества, брачность и рождаемость в будущемЛЯвляясь наиболее значимым и важным компонентом трудовых ресурсов, молодежь непосредственным образом определяет экономическую жизнь страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке. В самом деле, 80% новейших технологий устаревает в течение 10 лет, при том, что 80% работников получают свои профессиональные навыки более чем на 10 лет раньше. Каждое новое поколение технологий осваивается именно молодыми, а сокращение их доли в трудовом потенциале несет реальную угрозу стране и обществу.

Уменьшение численности детей может отчасти компенсироваться качеством их потенциала. Это справедливо, если уже сегодня мы могли бы наблюдать улучшение здоровья, повышение образования, рост интеллектуальных возможностей, духовное обогащение и нравственное совершенствование подрастающего поколения.

К сожалению, существующие тенденции имеют прямо противоположную, сугубо негативную направленность. Между тем все, кто через 10 -15 лет будут составлять основную часть

населения России, уже родились, и от них непосредственно зависят особенности общества в наступающем времени. Следовательно, главная задача сегодня состоит в том, чтобы преодолеть негативные тенденции в развитии молодежи, как бы «развернув» их движение позитивным курсом.

Для рассмотрения качественного потенциала детей необходимо остановиться по крайней мере на трех аспектах.

Наиболее острая проблема - это состояние физического, психического и социального здоровья, наблюдение которого показывает, что наши дети теряют его не только в течение года, но каждый месяц и каждый день.

Достаточно привести два примера.

Первый характеризует общее состояние «детства» по данным всероссийского обследования 2002 г., в котором признаны здоровыми всего 32% (I группа здоровья), 52% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), а 16% - хронические заболевания (III, IV и V группа здоровья). Из 30 млн. детей сегодня 4,8 миллиона страдают хроническими заболеваниями, ежегодно пополняя масштабы инвалидизации . Не случайно поэтому отмечается значительный рост численности детей-инвалидов, а также детей с хроническими инвали-дизирующими заболеваниями, который за последние 10 лет составил 4,5 раза. В 2002 г. общее число детей-инвалидов достигло 620 тыс. . А эти дети не только нуждаются в специальном уходе со стороны родителей и медицинских учреждений, но и либо не способны постигнуть азы общего образования, либо у них возникают серьезные трудности.

Дети и молодежь - будущее России

Второй пример, отчасти объясняющий первый, свидетельствует о том, что до 40% детей сегодня рождаются уже больными. В процессе жизненного цикла - от рождения до взросления -потенциал их здоровья не только не восстанавливается, но и постоянно снижается, что играет сугубо негативную роль в процессе демографического воспроизводства. Ведь больные дети, вступая в детородный возраст (если доживают до него), рожают тоже больных, как бедные - бедных. И так -по цепочке. Учитывая тот факт, что доля детей, рождающихся больными, с каждым годом возрастает, как показывают многолетние мониторинги, каждое последующее поколение с точки зрения здоровья слабее, чем предыдущее: наши дети менее здоровы, чем мы, а их дети (наши внуки) обладают еще меньшими возможностями.

В чем дело? Почему наблюдается столь тяжелая динамика? Ответ очень прост, очевиден и имеет тендерный характер.

Основной груз нездоровья ребенок приносит с собой при рождении. Результаты исследования показали, что все или почти все зависит от состояния здоровья родителей, и прежде всего матери, витальности ее поведения, качества условий жизни, в которых рождается дитя, а также - от степени позитивного отношения матери к появлению ребенка. (Здесь стоит и задуматься, хорошо ли, если его рождение стимулировано увеличением дохода семьи либо возможностью улучшить жилищные условия. Нормально и правильно было бы наоборот: материальные и жилищные условия так хороши, что рождение ребенка в семье не сможет их ощутимо ухудшить, и в этот мир

приходит действительно желанный ребенок.) Вместе с тем, специальные разработки привели к парадоксальному выводу: оказывается, индивидуальны!! потенциал здоровья женщин существенно ниже, чем здоровья мужчин, несмотря на то, что ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, напротив, на 13 лет больше у женщин. Столь необычный вывод связан с тендерными различиями ролевых и биологических функций супругов .

Более того, репродуктивное здоровье, особенно беременных и кормящих матерей, имеет особенность существенно снижаться. Для этого немало причин, но главные - две:

1) более половины беременных и кормящих матерей находятся в семьях с материальной обеспеченностью ниже прожиточного минимума, где недостаточное и несбалансированное питание, отягощенное дефицитом белков, витаминов и важных микро-нутриентов, неизбежно ведет к росту заболеваемости, в том числе анемией;

2) более трети беременных страдают анемией и передают свои болезни рожденным детям.

Пока не решена проблема преодоления бедности в России, необходимо обеспечить беременных и кормящих матерей питанием в соответствии с научными нормами, аналогично тому, как это организовано применительно к детям в младенческом возрасте. Ведь таких женщин не более 1 - 1,5 млн. И главное, что такой опыт уже имеется, например, в Московской области, а также есть налаженное производство нужных продуктов питания.

Вторая, не менее острая, проблема связана с доступностью среднего образования для российских детей.

______________________________________ (Вып. 37)

При формально провозглашенном всеобщем среднем образовании мы вынуждены признать, что:

> по экспертным оценкам, до 2 млн. детей в разных возрастных группах не посещают школьных учреждений;

> 690 тыс. детей по причине нездоровья не могут иметь стандартного образования;

> 10% поступающих в школу не способны полностью освоить учебную программу.

Особую озабоченность вызывают проблемы образования и связанные с ним развитие интеллектуального потенциала в России, подготовка профессионалов высшего и среднего уровня, обеспечение всеобщего права на получение трудовой квалификации.

В этой связи обращают на себя внимание начатые в сфере образования реформы, главная цель которых - мар-кетизация сферы услуг, что способно довольно быстро разрушить формировавшуюся веками лучшую систему русской школы, имеющую свои индивидуальные особенности, свою самобытность и специфику; под флагом «модернизации» в российское образование вводятся европейские стандарты, американская тестовая система знаний (ЕГЭ), платность на всех уровнях и государственные именные финансовые обязательства (ГИФО).

Относительная бесплатность образования фактически устанавливается лишь в пределах 8 лет обучения.

Последнее обстоятельство вынуждает родителей использовать систему дополнительных занятий и репетиторства, стоимость которых интенсивно возрастает. Среднее школьное образование становится лишь относи-

тельно бесплатным, а рынок образовательных услуг - серьезным дифференцирующим фактором среди отдельных групп граждан. В результате небедное население обладает более высоким образовательным потенциалом, чем бедное. Между тем востребованность высшего образования интенсивно возрастает, так как сегодня оно оказывается ключевым адаптационным ресурсом. В школе появляются богатые и бедные, а следствием этого - опасные факты потери толерантности, в том числе и на этнической почве.

Последние исследования показывают, что 100%-ный охват школьников средним образованием касается лишь тех, кто находится в поле зрения. За его пределами остаются дети, уходящие из дома вследствие конфликта поколений и формирующие значительную численность беспризорных и безнадзорных, которая, по оценкам экспертов (а только такая и может быть), превышает 1 миллион. Очевидно, что подростки-маргиналы оказываются в состоянии серьезной дискриминации, дополнительно социальным способом уменьшая и без того сокращающееся «поле детства».

В системе организации всеобщего образования возникает следующее серьезное противоречие.

С одной стороны, интенсивно развивается информатизация школ, подключение их к интернет-системам, оснащение компьютерами все более нового поколения, что полностью отвечает велению времени. Но это адекватно для школ мегаполисов, больших городов, областных центров. С другой стороны, 30% населения и их дети проживают в малых городах и в сельской местности, где закрываются школы в

Пети и моподежь - будущее России

вымирающих деревнях, а те, что существуют, лишены не только компьютеров, но и тепла, часто электроэнергии, водопровода и канализации в нашей не избалованной теплым климатом стране. При отсутствии дорог нельзя использовать и автобусные перевозки школьников, закрывая учебные заведения при их слабом заполнении. Отсюда еще одно крупное социальное противоречие, нарушающее конституционные права населения и его наиболее уязвимой группы - детей.

Однако недопустимо усиливать уже существующее, имеющее катастрофический характер социальное неравенство.

Третья проблема связана с социальной адаптацией детей в современном российском обществе и девиацией их поведения в форме алкоголизма, наркомании, криминализации. Семейная и школьная дезадаптации обусловлены прогрессирующим потреблением психоактивных веществ, в результате в 2002 г. более 30% детей страдали психическими расстройствами, что послужило, в том числе, причиной освобождения их от призыва на военную службу.

Коренная причина этих явлений -охватившая наше общество аномия, т.е. ослабление и утрата позитивных поведенческих норм, рассогласование между символами успеха и средствами их достижения. Асоциальное поведение детей и молодежи в значительной мере связано с потерей нравственных ориентиров и деформированием социальных ценностей, так как от старых общество спешит отказаться, а новые здоровые постулаты еще не заняли свое место в структуре социальных императивов. Их замещает ве-

стернизация, проникающая во все поры информационного пространства. Негативную роль играют СМИ, и особенно - телевидение, постоянно формируя у молодежи культ насилия и жестокости, использование агрессии как инструментальной ценности.

Рассматривая лишь одну составляющую подростковой девиации - наркоманию, надо отметить:

о в 11 лет каждый второй ребенок знает о наркотических свойствах конопли или препаратов опийной группы; о в 13 лет таких подростков уже 2/3; о в возрасте от 11 до 24 лет число потребляющих наркотические вещества достигает 4 млн. человек, а нарко-зависимых среди них - свыше 1 млн.;

о все активнее в наркопотребление вовлекаются девушки, вконец подрывая свои репродуктивные возможности;

о наркомания - главный фактор распространения ВИЧ/СПИД.

Опасность сложившейся ситуации в конечном счете состоит в том, что срок жизни наркоманов невелик, кроме того, их поведение сопровождается деградацией личности и ее криминализацией. Исследования показывают, что источники и причины расширения наркопотребления имеют преимущественно информационный характер. Интерес к наркотикам подогревается молодежными изданиями, фильмами, литературой.

Эффективное преодоление наркозависимости лежит не только на пути возведения преград перед наркоторговцами, хотя и это безусловно необходимо, но и на пути совершенствования способов лечения уже больных молодых людей, но прежде всего оно требует мощного развертывания профилактической деятельности на всех

______________________________________ (Вып. 37)

Пети и молодежь - будущее России

фронтах присутствия детей и молодежи: в школе, в семье, в учебных заведениях, культурных и общественных организациях.

Сегодня уже созданы соответствующие методики, базирующиеся на контринформации, на противостоянии активному напору наркоторговцев всех мастей, имеющие характер новых здоровьесберегающих технологий.

Чтобы позитивным образом изменить ситуацию, касающуюся состояния российских детей, необходима комплексная программа действий, нацеленная на решение наиболее острых

проблем, в числе которых прежде всего - физическое, психическое и социальное здоровье; развитие и закрепление интеллектуальных способностей на базе широкой системы образования; воспитание нравственности и моральных принципов. Решение указанных проблем возможно лишь при условии знания механизмов формирования полноценной личности. Главным компонентом этих механизмов является совокупность факторов, воздействующих на становление личности, и выявление способов их влияния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад о состоянии здоровья детей Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.). - М., 2003.

2. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX в. - М.: ИСЭПН РАН, 2001.

Реализация человеческого потенциала в национальной экономике на современном этапе происходит в пространстве действия взаимосвязанных

противоречий:

Между постоянно усложняющимися экономическими условиями существования и неадекватным сужающимся человеческим потенциалом;

Между потенциально выросшими возможностями реализации человеческого потенциала в условиях экономической свободы и реальной разрушающейся материально-технической базой общества;

Между достижениями информационных технологий и интернационализации производительных сил общества и дезинтеграцией общества;

В обществе обострились противостояния между собственниками и наемными работниками, социальное расслоение достигает огромных размеров, возникла и закрепилась массовая бедность.

Для исправления сложившейся ситуации нам видится необходимым направить усилия, как государства, так и домохозяйств и местных органов самоуправления на сохранение и развитие человеческого потенциала.

Улучшения ситуации сложившейся в области реализации человеческого потенциала можно достигнуть при помощи выработки предложений, направленных на повышение качества реализации человеческого потенциала в украинском обществе. Эти предложения направлены на создание благоприятной институциональной среды, которая бы способствовала активному развитию основных составляющих человеческого потенциала в украинском обществе. Государственная политика должна быть направлена на становление новой системы ценностей, норм и правил, влияющих на развитие и реализацию человеческого потенциала. С этой целью необходимо:

Разработать систему мер, направленную на снижение дифференциации доходов в обществе. Это видится нам возможным благодаря внедрению принципа взаимозависимости между уровнем дохода индивида и его человеческим капиталом;

Разработать правила и нормы, с помощью которых можно было бы адаптировать современную украинскую систему образования к мировой системе и рынку труда. Такую адаптацию следует производить не с помощью простого копирования мировых стандартов образования в украинское законодательство, а при помощи учета национальных особенностей, менталитета людей и в контексте синтеза культур;

Разработать нормы и правила, способствующие реформированию системы здравоохранения.

Это реформирование должно быть направлено в русло решения проблем связанных с вопросами увеличения продолжительности жизни населения страны и сокращением уровня смертности в стране, пропагандой здорового образа жизни, а также увеличением физического и психологического здоровья населения страны путем активной политики в области социально-психологических факторов, которые имеют непосредственное влияние на среду жизнедеятельности.


ВЫВОДЫ

Таким образом, Украина имеет определенные проблемы в управлении человеческим и социальным развитием, которые типичны для стран постсоветского пространства. Одновременно ей присущи специфические особенности решения этих проблем, которые представляют научный и практический интерес для использования в социальном управлении на государственном и региональном уровнях. Они направлены: на совершенствование реализации Концепции человеческого развития, на формирование методики оценки человеческого развития в региональном разрезе, на становление институционального обеспечения человеческого развития, на внедрение мониторинга человеческого развития на основе сочетания статистической и социологической информации и др. Нежелание мириться с негативными процессами в социальной сфере в Украине, наличие мощного человеческого капитала в стране, толерантность и трудолюбие нации являются главными предпосылками для реализации надежд в части обеспечения эффективного управления человеческим и социальным развитием.

Итак, для формирования условий и возможностей сохранения и обеспечения человеческого развития в Украине необходимо:

– внести дополнения и изменения и включить в Конституцию Украины, в Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины», Стратегию национальной безопасности положения, регламентирующие сохранение и развитие человеческого потенциала Украины;

– разработать Стратегию развития Украины, Основные направления социальной политики Украины с конкретизацией положений по человеческому развитию в государстве и регионах;

– обосновать и разграничить социальные функции государства и регионов относительно полномочий, обязательств и ответственности за состояние и перспективы человеческого и социального развития;

– обеспечить реализацию государственных и договорных социальных стандартов и гарантий, неотвратимость ответственности за их непредставление, использовать денежную компенсацию как инструмент законодательно установленных социальных прав и гарантий с конкретизацией источников компенсационных выплат;

– обеспечить сбалансированность достижения стратегических социальных ориентиров при условии соблюдения экономического роста и инновационного развития;

– обеспечить усовершенствование научно-методической базы оценки и измерения человеческого потенциала на основе одновременного использования стратегической и социологической информации.

C демографической проблемой тесно связана так называемая проблема развития человеческого потенциала. Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом определяется ее челове­ческим потенциалом, т.е. количеством трудовых ресурсов, но главное - их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации, образовании и трудовой морали.

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, ко­торые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное пол­ноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, со­стояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыль­ность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здра­воохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капи­таловложений. Затраты на образова­ние составляют в США более 5% их ВВП, в России – 3.6%.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии - 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Меж­дународного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки - менее трех лет, в Восточной Африке - около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования - это ликвидация не­грамотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрос­лого населения.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к разви­тию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время вза­имосвязанных тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с дру­гой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе («команде») для решения сложных производствен­ных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Современные проблемы развития человеческого потенциала

Все чаще в литературе об экономическом развитии России встречаются упоминания о человеческом потенциале. И это, определенно, не случайно. Сложившаяся в нашей стране проблемная ситуация связанная с поиском выхода из уже затянувшегося экономического кризиса и необходимостью перехода к инновационной экономике, наводит на мысль, что человеческий потенциал и его развитие безусловно способствует продвижению в этом направлении. Что и объясняет возросшую частоту обращения к нему и необходимость постоянного анализа его состояния, а так же определение наилучших направлений его развития.

В целом, нужно отметить, что употребление понятия человеческого потенциала в методологическом аспекте оказалось крайне продуктивным. Ежегодные доклады ПРООН о развитии человеческого потенциала прекрасно демонстрируют, что сравнивая показатели, характеризующие «человеческий потенциал», в разных странах, можно сделать, наиболее обоснованные выводы об уровне их развития и о стоящими перед ними актуальными социально-экономическими проблемами.

Понятие человеческого потенциала относится к области деятельности человека, субъектом которой он является. Потенциал описывает состояние возможности осуществления определенной деятельности. Возможность создается обществом в процессе его исторического развития, она определяется целым комплексом разнообразных факторов в их тесной взаимосвязи. Деятельность человека есть процесс осуществления этого потенциала.

На сегодняшний день существуют сложные и разнообразные проблемы развития, сохранения и реализации человеческого потенциала, порождающие нынешние состояние нашей страны. Промышленное производство, сельское хозяйство , как и многие другие сферы экономики слаборазвиты, а выход из сложившейся кризисной ситуации возможен лишь с помощью экономического роста.


Источником экономического роста России могут оставаться большие запасы минерального сырья. Продолжая развивать «сырьевую экономику» и организовывая экспорт сырья, экономика может получать столь необходимые ресурсы для своей активизации. Существует мнение, что Россия просто обречена двигаться по такому «сырьевому пути», иными словами страна сможет выйти из кризиса и стабильно развиваться, если отдаст приоритет развития добывающей промышленности , создав в ней совершенную инфраструктуру, вложив в нее капитал, сориентировав на нее научные исследования, адаптируя систему образования и т. д. Не смотря на не популярность этого мнения, экономика России фактически продолжает двигаться по «сырьевому пути», сохраняя свою экспортно-сырьевую ориентацию, тем самым поддерживая критическую зависимость от сложившихся внешних цен на сырье, превращая экономику России в сырьевой придаток. Между тем именно критическая зависимость экономики и экспортных цен на сырье говорит о бесперспективности такого развития. Но не стоит забывать, что помимо богатых запасов минеральных ресурсов у России есть и другое богатство - человеческий потенциал. Развитие человеческого потенциала способствует переходу экономики России на инновационный путь развития, о котором столь часто говорят в правительстве нашей страны.

Инновационная экономика – это экономика, которая создает, распространяет и использует всевозможные инновации (новые знания) для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует инновации в разнообразной форме, но также создает их в виде разнообразной высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования.

Во многом развитию инновационной экономики в нашей стране мешают проблемы связанные с развитием человеческого потенциала.

Главными проблемами, препятствующими развитию человеческого потенциала, являются:

Низкая продолжительность жизни и высокая смертность населения;

Низкий уровень физико-психического здоровья населения под влиянием социальных и экологических факторов;

Тяжелое экономическое положение детей, молодых семьи и молодежи как основных элементов человеческого потенциала;

Негативные тенденции, связанные с практическим применением научно-технических достижений;

Новая культурная среда, окружающая молодые поколения.

Отчасти эти проблемы связаны с объективным ходом цивилизационного процесса, который характерен для современного века, отчасти - они специфичны в условиях нашей страны. Рассмотрим проблемы развития человеческого потенциала более подробно.

Состояние здоровья и продолжительность жизни населения как одно из важнейших составляющих человеческого потенциала.

Сложившаяся демографическая ситуация в России, не смотря на демографический рост в 2009 году (в 2009 году впервые с 1992 года количество новорожденных превысило количество умерших на 24 тыс. человека), оценивается большинством специалистами как кризисная. Начиная с 1992 года смертность населения, в первый раз со времени окончания Великой Отечественной войны, превысила рождаемость. Численность населения сократилась со 148,6 млн. человек в 1992 году сократилась до 141,9 млн. человек в 2010 году, иными словами депопуляция населения России за 1992-2010 годы составила – 6,7 млн. человек.


Продолжается возрастание процентной доли пенсионеров над долей молодежи. Наиболее ярко эта тенденция выражена в деревнях и селах, где люди пенсионного возраста иногда составляют большую часть жителей, что связано с вымиранием деревни и продолжающимися процессами урбанизациии в России.

Не смотря на рост населения достигшего пенсионного возраста, продолжительность жизни в России является очень низкой по сравнению с экономически развитыми странами - по продолжительности жизни среди мужчин Россия занимает 134-е место в мире, а среди женщин - 100-е место. Основные причины низкой продолжительности жизни являются:

1) крайне высокая смертность от болезней связанных с системой кровообращения, и продолжающейся рост смертей в этой области, в отличии от западных стран, где наблюдается обратная тенденция;

2) большой смертностью в результате несчастных случаев и убийств, а так же самоубийств в трудоспособном возрасте.

3) большим количествам смертей связанных с болезнями органов дыхания и инфекционными болезнями.

Помимо высокой смертности, особую тревогу вызывает психическое состояние здоровья населения, обусловленное низким уровнем культуры поведения, отсутствием в массовом сознании установок на здоровый образ жизни, плохой информированностью населения. Вследствие чего наблюдается высокое число больных алкоголизмом и наркоманией, а так же людей страдающих от различных психических расстройств. Продолжает расти число умственно отсталых детей.

Влияние социально-экологических факторов на человеческий потенциал

Острая психологическая и социальная ситуация объясняется двумя группами факторов:

Влияющими на психические явления через сдвиги в физиологических процессах;

Воздействующими на психику человека посредством изменения социально-экономических условий.

К основным факторам в первой группе относят явления гипоксии, действие различных веществ, отравляющих атмосферу, плохое качество питания и т. д. В роли наиболее важных факторов второй группы выступает: низкий уровень жизни, безработица , отсутствие уверенность в завтрашнем дне, увеличение потока миграции, трудности, связанные с получением образования, высокая стоимость досуга и т. д.

Здоровье населения непосредственно связано с постоянно ухудшающейся экологической обстановкой в стране, обусловленной техногенными изменениями окружающей среды и физическими изменениями условий среды жизнедеятельности (климатические изменения, радиационные загрязнения, высокое электромагнитное излучение, шумы, вибрации и пр.).

Дополнительную опасность представляет низкий уровень мониторинга за экологически опасными для человека явлениями окружающей среды и производными от нее показателями состояния здоровья населения.

Положение детей в сложных социально-экономических условиях.

В начале 21 века социально-экономические показатели, характеризующие положение детей по совокупности параметров оказались неблагоприятными. Беспокойство вызывает высокая, в сравнении с западными странами, младенческая смертность (в 2007 г. младенческая смертность составила – 11,06 на 1000 родившихся в то время как в странах Западной Европы этот показатель в 2-3 раза ниже). Продолжает увеличиваться число детей страдающих хроническими заболеваниями, заболеваниями центральной нервной системы, системы пищеварения, кровеносной системы, онкологическими заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Специально проведенные исследования показали, что пятая части детей дошкольного возраста уже имеют различные хронические заболевания, а более чем у половины школьников отмечено ослабление здоровья, третья часть детей к моменту окончания школы ограничены в выборе своей профессиональной деятельности по состоянию здоровья. Низкий уровень жизни ведет к значительному ухудшению качества питания детей, к их переходу на углеводородную модель питания, а это будет негативно сказываться как на физическом так и на психическом здоровье детей.

Особой социальной проблемой развития человеческого потенциала является нарастающая безнадзорность и, как следствие высокий уровень детской преступности, ежегодно детьми совершается около 150 тысяч преступлений, что составляет примерно 10% от общего числа криминальных проявлений в стране. Еще 20 лет назад этот показатель составлял не более 3%. За свои преступления в 62 воспитательных колониях сейчас находятся более 10 тысяч несовершеннолетних преступников. Что касается безнадзорности, то общее число бездомных детей составляет около 2 млн. человек.

Состояние молодежи как фактор риска

Высокая динамичность и степень сложности, а также не уверенность в завтрашнем дне делает особенно сложной проблему освоения молодыми людьми культурной и социальной среды. Наложение же общецивилизационных негативных тенденция на специфические российские трудности вдвойне усугубляет молодежную проблематику. А ведь именно социальная и психологическая защищенность молодежи является наименьшей, вследствие чего она испытывает наиболее высокое давление общественных проблем.

Серьезной проблемой развития человеческого потенциала является профориентация и трудоустройство молодежи. В системе образования и профподготовки сейчас происходят существенные изменения, многие из которых носят экспериментальный уровень, что негативно сказывается на испытуемых. Плюс к этому происходит снижение воспроизводства рабочих специальностей, особенно специалистов среднего звена. ИСЭПН РАН провело исследование из которого можно сделать вывод, что с 2000 года число рабочих специальностей сократилось на 30,3%, а количество учебных заведений уменьшилось на 374 единицы.

Доля молодежи в числе безработных составляет 35%. Сохраняется огромный разрыв между рынком образовательных услуг и рынком труда. Множество выпускников учебных заведений (около 40%) не находят работу по специальности.

Влияние научно-технических достижений и средств массовой информации на человеческий потенциал.

С точки зрения возможности манипулирования как индивидуальным, так и коллективным сознанием и поведением, телевидение, радио и печатные издания не всегда оказывают положительное воздействие на человеческий потенциал. Напротив, в условиях постоянной конкурентной борьбы и отсутствия действенных инструментов правового контроля, а так же морального самоконтроля, средства массовой информации часто апеллируют к самым низменным инстинктам и потребностям людей, к иррациональным сторонам их психики.

Так же можно отметить негативные тенденции связанные с практическим применением научно-технических достижений. Наиболее остро эти тенденции происходят в связи с постоянным развитием компьютерных технологий. Сегодня активно увеличивается как количество людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием сети Интернет, но помимо этого активно увеличивается число так называемых компьютерных аддиктов (под аддиктами понимают зависимых пользователей). Эта тенденция как и все новаторское, в наибольшей степени относится к молодому поколению (до 30 лет).

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

1. Интернет-зависимость (интернет-аддикция);

2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

Данная статья не претендует на систематический анализ всех проблем развития человеческого потенциала, в ней сделана попытка показать ценность комплексного изучения проблем, которые негативно влияют на человеческий потенциал страны. Однако дальнейшее комплексное изучение этих проблем позволит создать целостное представление о положении и перспективах развития человеческого потенциала. Такое представление может быть основанием для гуманитарной экспертизы социальных нововведений и стратегии социального развития с точки зрения из воздействия на человеческий потенциал.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...