Характер экономической деятельности смешанной экономики. Смешанная экономическая система


Виды экономических систем можно выделить по различным основаниям, но наибольшее распространение получила классификация по форме собственности на ресурсе и способам обеспечения координации деятельности. По данному критерию выделяют 4 типа экономических систем - традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

Традиционная экономика была распространена в древних и средневековых обществах, но и сохраняется и сегодня в ряде слаборазвитых государств. Ее отличительной чертой является господство обычаев и традиций при осуществлении хозяйственной деятельности.

Большинством предприятий командной экономики владеет государство. Решение о производстве продукции, его ассортименте, объемах производства принимается государственными органами. Именно поэтому такую экономику часто называют плановой. Государством регламентируются и такие аспекты, как зарплаты и направления инвестиционных затрат. Типовым примером командной экономики является СССР.

Ключевой принцип рыночной экономики - свободное , а также обеспечение многообразия форм собственности на средства производства. Рыночная экономика подразумевает рыночное ценообразование и ограниченное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. В классической модели рыночной экономики государство не играет абсолютно никакой роли при распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами. Обычно в качестве примера такой системы приводят Гонконг.

Особенности смешанной рыночной экономики

Сегодня встретить можно чисто командную или рыночную экономическую систему, которая абсолютно исключает роль государства. Большинство стран сочетают рыночные принципы с государственным регулированием, что образует смешанную экономику.

В рамках смешанной экономики предприниматели могут принимать независимые решения относительно собственной финансовой деятельности, но их автономия в данных вопросах ограничена государством. При этом государство, наряду с частными компаниями могут осуществлять перемещение товаров, осуществлять сделки купли-продажи, нанимать работников и пр. Такая экономическая деятельность предоставляет государству отчасти обеспечивать свою финансовую самостоятельность и направлять полученные средства на функционирование его институтов. Другая часть доходов обеспечивается за счет действующих налогов и сборов.

Смешанная экономика считается сегодня наиболее эффективной экономической системой. Она позволяет решить такие важные задачи как борьба с безработицей и инфляцией, эффективное использование производственных мощностей, обеспечение роста зарплаты соразмерно с производительностью, а также равновесный платежный баланс.

Виды смешанной экономики

Условно различают три основные модели смешанной экономики:

Неоэтатистскую с развитым национализированным секторов, к примерам относят Японию, Англию, Италию и Францию;

Неолиберальную, в которой участие государства имеет целью исключительно защиту конкуренции (существует в США, Германии);

Модель согласованного действия или социально ориентированную модель экономики, в которой основные задачи государства направлены на выравнивание доходов (в числе примеров Швеция, Австрия, Бельгия).

Смешанная экономика

Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика – это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства.

Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов. В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

o Крупное предпринимательство

o Мелкое предпринимательство

o Среднее предпринимательство

o Государственные организация и учреждения

o Муниципальные предприятия

При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, - скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

o Обеспечение занятости

o Стабилизация цен

o Взаимосвязь заработной платы и производительности труда

o Равновесие платежного баланса

o Использование производственных мощностей в полной мере

В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной.

Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

Этапы возникновения

Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

o невмешательство государства в экономику

o установление рыночного равновесия

Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация, уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.


Похожая информация.


Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы различаются также в зависимости от типа социально-экономической структуры. Главная характеристика этой структуры в экономической системе - это господствующая форма собственности на средства производства. В зависимости от этого в истории выделяются такие экономические системы, как первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, социализмВ этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная.

Способы координации экономической деятельности: рыночная, бюрократическая и традиционная.Традиционная координация предполагает действие на основе традиций, предписанных как поступать в тех или иных случаях.Бюрократическая основана на командах сверху. Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от центра к непосредственному исполнителю (производителю) – первобытная община, социализм. Основана на власти в лице руководителя фирмы или государственного органа.

Традиционная система характерна для развитых стран, характеризуется традициями передачи информации из поколения в поколение по производству товаров и услуг, их продаже, которая основывается на обычаях и традициях. Определяющим условием по принадлежности экономической роли различным субъектам является их отнесение к определенному общественному классу. Административно-командная система представляет собой центральную экономическую систему и плановую экономику. Государство принимает решения по основным возникающим вопросам, которые касаются экономики страны, и в его собственности находятся все ресурсы. Для административно-командной системы экономики характерно регулирование отношений между предприятиями, отраслями, регионами путем установления планов, программ, постановлений, приказов, законов государственными органами власти.Государством также определена структура построения хозяйственных отношений между различными экономическими субъектами, а именно по процессу производства, обмена и распределения, а также оно устанавливает цены на товары и услуги. Однако в чистом виде функционирование данной системы не существует. Смешанная экономика . Основной положительной чертой ее служит эффективность применения ресурсов и экономическая свобода производителей. Для смешанной экономике характерно внедрение новейших биотехнологий, а также производители имеют возможность свободного перемещения из отрасли в другие отрасли без указаний направления действий государством, т. е. по индивидуальному их предпочтению. рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ..

Смешанная экономика - это такая экономическая система, которая сочетает в себе различные формы собственности (частную, коллективную, государственную) и два механизма макроэкономического регулирования: рыночный и государственный. Однако в каждой стране со смешанной экономикой соотношение между рыночным и государственным регулированием, или распределение регулирующих функций между рынком и государством, является неодинаковым. В одних странах государство играет большую, в других - меньшую роль в регулировании экономики. Можно выделить три типичные модели смешанной экономики.

Американская модель . Основу американской модели составляет система всемерного поощрения предпринимательства, достижения личного успеха, обогащения наиболее активной части населения. Задача социального равновесия граждан при этом остро не ставится, а прямое государственное вмешательство в экономику является незначительным и охватывает такие вопросы, как определение правил игры на рынке, использование бюджетной системы, перераспределение доходов через налоговые механизмы и другое.

Японская модель . Для этой модели характерно активное не вмешательство государства в экономику. Развитие экономики подчиняется общим национальным задачам, большую роль играет экономическое планирование (индикативное). Решением социальных задач непосредственно занимаются корпорации и объединения.

Шведская модель . Характерной особенностью этой модели является ее социальная направленность на уровне государственной политики. Сокращение имущественного неравенства достигается за счет перераспределения дохода через бюджет в пользу менее обеспеченных слоев населения. В государственном бюджете аккумулируется более 50% валового внутреннего продукта.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке

Собственность в экономическом смысле охватывает весь хозяйственный процесс и пронизывает отношения по производству, распределению, обмену и потреблению полезных благ и услуг.

Под субъектами собственности понимают конкретных людей (группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Субъектами собственности могут быть отдельный индивид, коллектив людей, общество в целом.

Объектом собственности называют те элементы условий производства и результатов деятельности людей, которые присвоены данным субъектом. Все объекты собственности можно разделить на две большие группы: 1) вещественные, 2) невещественные. При таком подходе вещественные объекты собственности представлены двумя видами – это средства производства и предметы потребления. К невещественным объектам собственности относятся научные знания, информация, способности людей (их рабочая сила). Недвижимое имущество - имущество, состоящее из земли, зданий и соору­жений, а также объектов инфраструктуры. Движимое имущест­во - машины, оборудование, инструменты, товары длительного пользования (автомобили, мебель и т. д.).Интеллектуальная собственность представлена научно-техническими изобретения­ми, достижениями в области искусства и литературы, а также другими продуктами человеческого интеллекта.

Юридический аспект выражается в имущественных отношениях, которые обусловлены Конституцией РФ и другими законами. К имущественным отношениям относятся: право владения, право распоряжения и право пользования.

Экономический аспект собственности состоит из трех видов экономических отношений: присвоение, экономическая реализация и хозяйственное использование материальных ценностей.

Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которое любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Оно охватывает полномочия, как над материальными объектами, так и над правами человека (право голосовать, печатать и т.д.).
Господствующая в обществе система прав собственности есть в таком случае сумма экономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые отдельные члены общества противостоят друг другу.
С точки зрения общества права собственности выступают как правила игры, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами.
С точки зрения индивида права собственности выступают как пучки правомочий на принятие решений по поводу того или иного ресурса.
Таким образом, положение об экономической основе права собственности как бы отступает, а все более актуальной становится ее юридическая форма в тех проявлениях, в которых функционирует и реализуется частная собственность. На первый план выдвигается защита отношений владения благами, что послужило толчком для разработки и широкого распространения на Западе экономической теории прав собственности. Собственность можно классифицировать различным образом, например:1) По форме присвоения различных форм собственности (индивидуальная, коллективная и государственная собственность).2) По форме права собственности (частная, государственная и совместная собственность).3) По типу производственных отношений (первобытно-общинная, феодальная, капиталистическая, социалистическая, рабовладельческа Определяющим видом собственности в рыночной экономике является частная собственность. Она может выступать в следующих основных формах:1) Единичная собственность – характеризуется тем, что физич. или юридич. Лицо реализует все отношения собственности. Владелец частного предприятия может использовать труд человек своей семьи или наёмных рабочих;2) Партнерская собственность – она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала, нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности;По типу парт. собст. у нас работает ООО (общество с ограниченной ответственностью) ОДО (общество с дополнительной ответственностью).3) Корпоративная собственность – базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество).

В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы (см.рис). В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.

Структура видов и форм собственности в РФ

Теория прав собственности Р. Коуза Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, "взаимообязывающий" характер: "При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба".

Переходная экономика - особое состояние экономики, когда она функционирует в период перехода от одной исторической ступени к другой.

Переходную экономику характеризуют следующие черты:
1. Неустойчивость, нестабильность, изменчивость экономики. Они усиливают неустойчивость существующей системы с тем, чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.
2. Альтернативный характер развития. Переходная экономика перерастает в какое-то другое новое состояние. Переходность исключает простой возврат к прежнему состоянию, предполагает выход на новые варианты, Формирование новой системы.
3. Существование особых переходных экономических Ф°рм. Это акционерные формы собственности, формы Распределения, соединяющие в себе элементы старого и нового. Они отражают направление преобразований.
4. Наличие элементов административно-командной и Рыночной системы. В некоторых странах к ним примы-
а1°т элементы традиционной хозяйственной системы.
5. Противоречивость переходной экономики. Пр ходной экономике присущ особый характер противоо чий. Это противоречия не функционирования, а разви тия, т.е. нового и старого.
6. Историчность, обусловленная особенностями эко номического развития отдельных стран. ки, когда она функционирует в период перехода от одной исторической ступени к другой.

Ведущую роль в переходной экономике играют собственность и предпринимательство. Для переходной экономики характерна своя система отношений собственности. Здесь встречается разнообразие переходных типов и форм собственности. Типами собственности являются частная и общественная собственность

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

Крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

Длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

Крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

Неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Стратегическая цель переходного периода в России - это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию

государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли

государства в экономике.

Основными способами разгосударствления являются: . либерализация рынков;(предполагает открытие широких возможностей для ихосвоения различными хозяйственными субъектами.) . коммерциализация;(Коммерциализация государственных предприятий, заключается в ихпереводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципамрыночного механизма.) . стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных); . денационализация. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности,заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан июридических лиц.Цели приватизации в России: . формирование слоя частных собственников-предпринимателей; . повышение эффективности деятельности предприятий; . создание конкурентной среды; . содействие демонополизации экономики; . привлечение иностранных инвестиций; . социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.Особенностью приватизации в России является ориентация на смешанныйтип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные) методы ееосуществления. В целом процесс приватизации в России характеризуется высоким темпами,чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие срокичастный сектор предпринимательства. В Росси приватизация началась с октября 1992г. На первом ее этапе –так называемой ваучерной приватизации – ставились задачи: а) покончить с государственным монополизмом; б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходовпревратиться в зажиточный «средний класс» (это совершенно не достижимаяцель, особенно в условиях кризисного спада производства). По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1 июля1994г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Долягосударственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила35%. Результаты первого этапа приватизации: . разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России; . в первые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая передать в собственность десятки тысяч предприятий; . центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования. Однако результаты первого периода приватизации оцениваютсянеоднозначно: . пока еще рано говорить о формировании широкого слоя частных собственников; . недостаточно использован отраслевой подход; . отсутствует разделение и закрепление в отдельных законах малой и большой приватизации; . оценка стоимости государственного имущества; . не удалось в большом объеме привлечь иностранные инвестиции; . не были придуманы механизмы защиты от негативных последствий. С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации – постваучерныйили денежный, за время которого имущество государственных и муниципальныхпредприятий должно продаваться за деньги. При этом преследовалась основнаяцель – способствовать появлению новых собственников, которые будутзаинтересованы развивать производство и вложат в него средства. Но появлению «новых собственников» мешал ряд обстоятельств: . ѕ акционированных предприятий находится в собственности трудовых коллективов, которые не собираются продавать свои акции какому-то постороннему лицу; . большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники, и они заинтересованы лишь в получении дивидендов, без вливания дополнительных средств; . имеющие большие денежные накопления предприниматели, банки и иностранные капиталисты не стремятся приобретать акции приватизированных предприятий, большинство из которых не дает высокую прибыль или даже убыточны.

Производство - В экономическом смысле - процесс создания разных видов экономического продукта [

Индивидуальное производство – производство, которое осуществляется отдельным человеком (индивидом). Базируется на наличии средств производства, предназначенных для индивидуального пользования, которые по своей производительности могут обеспечить существование отдельной семьи.

Общественное производство - это совокупная организованная деятельность людей по преобразованию веществ и сил природы с целью создания материальных и нематериальных благ, необходимых для их существования и развития.

важнейшими элементами процесса производства в любом обществе являются труд, предметы труда, средства труда

Мат. Производство: транспорт связь торговля, коммунальные услуги, промышелнность.

Немат. Производство: спорт культура, духовность, образование, здравохраннение

Натуральное производство - такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Эта система имеет следующие специфические черты (рис. 4.1).

во-первых, характера ручной универсальный труд, исключающий его разделение на обособленные виды, Каждый человек выполняет все основные работы.

Во-вторых, натуральное хозяйство - замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы разобщенных и экономически изолированных друг от друга хозяйственных единиц (семей, общин, поместий).

В-третьих, системе натурального хозяйства свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле: «производство - распределение - потребление».

Товарное производство - такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Такая система обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукты (рис. 4.2).

Во-первых, производство товаров, основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хозяйственными единицами.
Во-вторых, товарное хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям.

В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле: производство - обмен - потребление.

Результатом общественного производства является общественный продукт , то есть совокупность экономических благ, созданных в обществе за определенный период времени.

Экономическое благо – это средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве, в противоположность благам неэкономическим (например, воздух). Они состоят из вещей и услуг и делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, напитки, спички и т.д.).

Общественный продукт характеризуется не только с натурально - вещественной стороны, но и имеет стоимостную оценку.

Совокупный (валовой) общественный продукт включает материальные затраты и чистый продукт. Материальные затраты воплощают в себе прошлый или овеществленный труд или затраты средств производства на создание экономических благ.

Чистый продукт общества – это совокупный общественный продукт за вычетом материальных затрат. Он создается живым трудом работников в данном году.

Чистый продукт подразделяется на необходимый и прибавочный.

Необходимый продукт – часть чистого продукта, которая требуется для нормального воспроизводства рабочей силы, то есть для поддержания ее работоспособности, включая и подготовку нового поколения работников, замещающих тех, кто утратил способность к труду. Необходимый продукт покрывает расходы на питание, одежду, содержание жилища, на удовлетворение сложившихся культурных и социальных потребностей, на экологические нужды и т.д.

Прибавочный продукт – часть чистого продукта, созданная сверх необходимого продукта.

товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. Свойство товара удовлетворять какую-либо потребность человека называетсяпотребительной стоимостью.

Продукты труда имеют потребительную стоимость, но не являются товарами, если изготовлены для себя. Части природы (воздух) тоже не являются товаром (не являются продуктом человеческого труда). Продукты труда, которые имеют общественную потребительную стоимость, становятся товарами в сфере обмена. То есть потребительная стоимость становится вещественным носителем общественных отношений или меновой стоимостью (

Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через обмен, через меновую стоимость.

Суть закона стоимости заключается в том, что производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров не превышали общественно необходимые.

Закону стоимости свойственны следующие черты:

  • в основе стоимости лежит общественно необходимый труд;
  • величина стоимости товара прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;
  • обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;
  • с возникновением денег и цены закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;
  • через механизм рыночных цен закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процесс производства, способствуя его сокращению или расширению.

Рабочая сила как товар обладает теми же двумя внутренними свойствами, которые присущи любому товару: потребительной стоимостью и стоимостью.

Чтобы рабочая сила стала товаром, необходимы три условия:

1. Рабочий должен быть юридически свободным человеком.

2. Чтобы рабочая сила стала товаром, работник нс должен имегь средств производстш. Тогда он вынужден, чтобы не умереть от голода, продавать свой единственный товар - рабочую силу.

3. Чтобы рабочая сила обращалась на рынке как товар, необходима ее продажа не навсегда, а только на определенный срок, в форме временного найма на работу. Если бы владелец рабочей силы продал ее навсегда, он превратился бы в раба, перестал быть юридически свободным

1. По Марксу, товар, во-первых, способен удовлетворять потребности людей, т.е. обладает потребительной стоимостью; во-вторых, производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью. В основе этого двуединого свойства лежит выдвинутое Марксом положение о двойственном характере труда. В условиях товарного производства труд производителей является, с одной стороны, конкретным трудом, создающим потребительную стоимость, а с другой стороны, абстрактным трудом, создающим стоимость. Труд - создатель стоимости - есть труд не для себя, а для других, для обмена, для продажи на рынке.

2. В основе стоимости товара лежит только один источник, один производственный фактор - труд наемных работников. Все товары являются продуктами человеческого труда. Измерителем ценности товаров служат затраты рабочего времени, причем не индивидуальные, а общественно необходимые, усредненные затраты.

3. Наемный рабочий получает за свой труд заработную плату. Заработная плата покрывает издержки, необходимые для поддержания и восстановления физических и моральных сил, для нормального функционирования работника.

Заработная плата оплачивает не труд, а специфический товар - "рабочую силу". Особенность рабочей силы заключается в том, что она имеет свойство создавать продукт (товар), стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, т.е. того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и его семьи.

4. Итак, капиталист, нанимая рабочего, оплачивает его способность к труду и приобретает право заставить его трудиться сверх того времени, которое потребно рабочему для обеспечения некоторого минимума жизненных средств. В результате образуется разница между стоимостью произведенного трудом рабочего товара и стоимостью рабочей силы - заработной платой, оплачиваемой капиталистом в качестве "цены" товара "рабочая сила". Эта разница и представляет собой прибавочную стоимость - часть материализованного в товаре труда рабочего, безвозмездно присваиваемого владельцем предприятия.

"Тайна" эксплуатации, по Марксу, кроется в том, что рабочая сила, как любой товар, имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Прибавочная стоимость есть не "вычет из труда рабочего" (как считал Рикардо), а результат эквивалентного обмена. Рабочая сила продается и покупается по стоимости, но ее стоимость, или "цена", ниже, чем стоимость создаваемого ею продукта.

Все обоснование существа рассматриваемого процесса - логическое продолжение и "развертывание" исходных постулатов о двойственном характере труда и двух факторах товара.

5. Прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала - предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента

Маркс называет ту «часть капитала, которая превращается в средства производства»и в процессе производства не изменяет величины своей стоимости, постоянным капиталом , а ту «часть капитала, которая превращена в рабочую силу» и в процессе производства изменяет свою стоимость, – переменным капиталом

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ - цикл «производство-распределение-обмен-потребление», стадии которого характеризуют состояния, которые проходит экономический продукт от его создания до потребления по мере изменения во времени.

Различают два его вида: простое и расширенное воспроизводство . При простом воспроизводстве неизменными сохраняются условия производства, количество и качество производимых экономических благ, отсутствует экономический рост. При расширенном воспроизводстве так воссоздаются условия производства, что обеспечивается возрастание количества и качества производимых экономических благ, осуществляется экономический рост, повышается возможность удовлетворения потребностей общества.

Под производством понимают процессы преобразования вещества природы, придания ему новой структуры, формы, свойств, характеристик и т. д., создающие условия для лучшего удовлетворения потребностей общества. Производство отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы. При этом единство рабочей силы и средств производства выступает характеристикой производительных сил общества. Во-вторых, производство отражает взаимодействие между людьми в процессах хозяйственной деятельности, получившее название «производственные отношения ».

деятельность по разделу продукта между собственниками и участниками производства, его адресации по направлениям дальнейшего движения или использования классифицируется как «распределение» . Распределением подготавливается продвижение продукта к потребителю. При этом часть продукта может оказаться в накопителе в виде резерва или запасов, подлежащих последующему распределению. Непосредственная передача продукта из сферы производства в сферу потребления происходит в формах обмена . Форма натурального, прямого обмена товарами получила название «бартер ». Форма обмена с использованием посредника в виде денег названа «покупка-продажа»

Потребление , по выражению А. Маршалла, можно рассматривать как своеобразное отрицательное производство, поскольку происходит уменьшение или разрушение используемого блага. При этом потребление можно подразделить на два типа – личное потребление и производительное потребление . Результатом личного потребления оказывается уменьшение блага и прямое удовлетворение индивидуальных потребностей человека. Производительное потребление представляет использование средств производства для создания новых, в том числе потребительских товаров, таким образом, обеспечиваеткосвенное удовлетворение потребностей человека и есть не что иное, как производство.

Экономическая эффективность - показатель, определяе­мый соотношением экономического эффекта (результата) и за­трат, породивших этот эффект (результат).

Для характеристики эффективности производства используется ряд частных показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных видов ресурсов, среди которых следует выделить следующие:

1. Производительность труда = результат / затраты живого труда (это прямой показатель)

Обратная величина есть трудоёмкость продукции:

Трудоёмкость = затраты времени / результат

2. Материалоотдача = результат / затраты материалов

Обратная этой величина есть материалоёмкость:

Материалоёмкость = затраты материалов / результат

3. Фондоотдача = результат / использованные фонды (капитал)

Обратная величина – Фондоёмкость = стоимость использованных основных фондов / результат.

Производительность труда, качество продукции, ее материалоёмкость и фондоёмкость выступают основными слагаемыми эффективности производства. В условиях жесткой конкуренции в оценке эффективности производства возрастает значение конкурентоспособности, которая определяется рядом показателей, среди которых особое место занимают цена и качество продукции.

Парето – эффективность – это такое состояние национальной экономики, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положения другого члена общества.

На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, капитал, земля) минус единица.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «кривая производственных возможностей».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Смешанная экономика понимается как:

- экономика страны , в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем;

- экономическая система , где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране;

- макроэкономическая система , которая базируется на взаимодействии нескольких хозяйственных укладов - частнособственнического, общественно-государственного, коллективного и других. Характеризуется противоречивым единством механизмов рыночного, корпоративного и государственного регулирования экономических процессов;

- соединение преимуществ рыночной, централизованно-регулируемой и даже патриархальной экономики (например, японская или китайская - верность лучшим национальным традициям). Классический пример смешанной экономики - экономическая система Швеции, Японии, Китая и других азиатских стран (так называемых «азиатских драконов»).

При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность конституционно, законодательно и политически сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика де-факто возникла в годы Великой депрессии (мирового экономического кризиса с 1929 по 1933 год) и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Двойственность смешанной экономики подразумевает достаточно длительное сосуществование двух секторов экономики: «рыночного» и «нерыночного», каждому из которых свойственны специфические формы хозяйствования, методы и формы регулирования. Современная экономика выступает как смешанная и по форме собственности, и по организации предпринимательской деятельности.

Смешанная экономика сочетает рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, ее суть сводится к сосуществованию в ее рамках разных, конфликтующих и, казалось бы, несовместимых институтов, принципов отношений. Современная развитая экономика - это регулируемая смешанная экономика , где эффективность рыночного механизма зависит от деятельности правовых, государственных и общественных институтов.

В смешанной экономике исследователи выделяют две особенности функционирования государственного сектора:

1. Смешанная экономика характеризуется противоречивым единством различных форм организации производства - частного («коммерчески-целесообразного») и общественного («государственно-целесообразного») секторов как двухэлементного основания данной системы.

2. Государственный сектор смешанной экономики осуществляет системную, макроэкономическую и институциональную рыночные функции, единство которых обеспечивает дополнительную устойчивость функционирования рыночного сектора; значимость этих функций приобретает мультипликативный эффект в периоды циклических депрессий и системных стагнаций во время кризисов.


Выделим пять основных задач, решаемых смешанной экономикой в современном обществе:

Обеспечение занятости населения;

Наиболее полное использование производственных мощностей;

Стабилизация цен;

Параллельный рост заработной платы и производительности труда;

Равновесие платежного баланса всех участников экономической деятельности.

Практическое достижение этих задач осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Выделим три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (ФРГ, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается в экономику лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция, Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика. И во всех этих странах наибольшая часть собственности не принадлежит государству.

Рассмотрим более подробно модели смешанной экономики в экономически развитых государствах.

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Данное различие зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Типы и виды экономик представлены следующими страновыми моделями рыночных систем.

1. Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха .

Смешанная экономика в США характеризуется незначительным государственным вмешательством в дела экономических субъектов и небольшим размером государственной собственности. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась эффективная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов.

2. Германская модель - это модель социально ориентированного рыночного хозяйства. Она увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. При этом важнейшая задача государственной власти - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Трактовка государства, как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий, не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и в целом - в концепции социально ориентированной рыночной экономики - отличаются обоснованием более активного вмешательства государства в экономику.

Германская модель характеризуется следующими чертами:

Индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержки конкуренции;

Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

Стимулирование технологических и организационных инноваций;

Проведение структурной политики;

Защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социально ориентированной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

3. Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

4. Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социально ориентированной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. А многие современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики (иногда называемой «смешанной системой хозяйства»).

Таким образом, современная рыночная экономика смешанного типа (или смешанная экономика) на сегодняшний день предстает наиболее совершенной экономической системой. Ее основной особенностью является удачное сочетание черт разных экономических систем: «чистого» рыночного капитализма и командно-административной экономики, хотя черты капитализма в ней преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, то есть гибкой.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует обществу наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий на основе ограниченной законодательством конкуренции. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить осмешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность -- гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

Смешанные системы существовали в различных исторических условиях. Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

  • -- смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
  • -- смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно- государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно хозяйственной инициативы -- социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.

Модели смешанной экономики

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации.

Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Американская модель -- это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель -- это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

  • - индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
  • - социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
  • - антициклическое регулирование;
  • - стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • - проведение структурной политики;
  • - защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Японская модель -- это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства".

Характеристика смешанной системы хозяйства

Политико-экономическая концепция социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - отражается в понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

Термин "социальный" означает:

  • 1). "что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;
  • 2). что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

  • - обеспечение экономического роста и экономической стабильности;
  • - социальная обеспеченность и социальная справедливость;
  • - содействие конкуренции;
  • - обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30--40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...