Государственные казначейские обязательства. Краткосрочные облигации (Short-term bonds) - это


Казначейские обязательства

Данный вид ценных бумаг регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 г. «О выпуске казначейских обязательств»[ СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1911.], а также утвержденным Министерством финансов от 21 октября 1994 г. № 140 Положением «О порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств»[ Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1995. № 1.]. В соответствии с указанными нормативными актами эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов Российской Федерации.

Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами, выпускаемые в бездокументарной форме в виде записи на счетах-депо в уполномоченном депозитарии, который осуществляет регистрацию сделок и обременений. При этом и обращение казначейских обязательств осуществляется только в бездокументарной форме по счетам-депо на основании распорядительных документов. Держатели казначейских обязательств открывают счета-депо в уполномоченных депозитариях на основании собственных заявлений. Данная ценная бумага обладает признаками именной, поскольку для перехода и осуществления прав по ним необходима идентификация владельца.

Этот вид ценных бумаг удостоверяет следующие права его владельца: 1) право на погашение казначейского обязательства по текущему курсу;

2) право на получение процента. Таким образом, казначейское обязательство относится к денежным доходным ценным бумагам.

Необходимо заметить, что в качестве особенности этой ценной бумаги является возможность ее обмена на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет. С данной особенностью тесно связано и то, что владельцами казначейских обязательств могут быть только российские юридические и физические лица.

Казначейские обязательства выпускаются сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска в двух экземплярах, один из которых хранится в депозитарии, а второй - в Минфине России. Глобальный сертификат служит для закрепления параметров выпуска казначейских обязательств, к которым относятся (п. 2.2. Положения Минфина):

1) дата выпуска;

2) номинальная стоимость КО;

3) процентная ставка;

4) общий объем выпуска Казначейских обязательств;

5) срок начала погашения (с которого казначейское обязательство может быть предъявлено к погашению);

6) срок обращения;

7) ограничения на владельцев казначейских обязательств, если таковые устанавливаются.

Документом, подтверждающим право собственности на казначейские обязательства, принадлежащие держателю счета депо, является выписка с этого счета, сделанная уполномоченным депозитарием.

Казначейские обязательства относятся к срочным ценным бумагам, поскольку имеют предельный срок обращения (осуществления прав).

Хотя Положение Минфина и говорит о том, что казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога (п. 1.3.). Тем не менее, пункт 2.4. допускает обращение казначейских обязательств в ограниченной и неограниченной форме.

Свойства казначейских обязательств отвечают признакам эмиссионных ценных бумаг, содержащимся в Законе о рынке ценных бумаг, а именно: они закрепляют комплекс имущественных прав, размещаются выпусками, имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги

Таким образом, казначейские обязательства - это государственные денежные именные ценные бумаги, для которых характерны: эмиссионность, бездокументарность, доходность и срочность.

Казначейские обязательства

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (КО) - 1) документарные купонные государственные среднесрочные облигации бывшего СССР.

Выпуск данных КО производился е 1 января 1990 г. по 30 ноября 1992 г. облигациями с номиналами от 50 до 1 тыс. руб. с интервалом в 50 руб., а также номиналами от 1 тыс. до 20 тыс. руб. с интервалом в.1 тыс. руб. Первоначально заем выпускался на 16 лет. В последующем, в связи с инфляционными процессами, его сроки были сокращены сначала до 8, а затем - и до 3 лет, т. е. до 1 января 1993 г.

2) Бездокументарные государственные краткосрочные ценные бумаги РФ.

Нормативной базой для выпуска, обращения и погашения КО служат постановление Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906 "О выпуске казначейских обязательств" и Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств, утвержденное письмом Минфина РФ от 21 октября 1994 г. № 140.

Эмитентом КО являлся Минфин РФ, который устанавливал объемы и даты выпуска КО соответствующих серий. КО каждой серии имеют единые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения, каковые опять-таки должны были устанавливаться Минфином РФ. КО выпускались в бездокументарной форме путем депонирования Минфином РФ глобального сертификата на весь выпуск (серию) в центральном депозитарии. Последний дробил этот глобальный сертификат на мелкие партии, которые переводил на счета депо лиц, являвшихся уполномоченными депозитариями: они затем размещали КО среди юридических лиц - резидентов РФ, в порядке, устанавливавшемся Главным управлением федерального казначейства Минфина РФ. В последующем КО могли быть приобретены любыми российскими юридическими, а также физическими лицами.

Обращение КО осуществлялось только в бездокументарной форме по счетам-депо в уполномоченных депозитариях, которые обязаны были хранить собственные и клиентские КО в центральном уполномоченном депозитарии. Уполномоченные депозитарии (в том числе центральный) осуществляли регистрацию сделок купли-продажи КО, а также учет обременения последних залоговыми обязательствами их владельцев. Процентный доход по КО выплачивался Главным управлением федерального казначейства Минфина РФ одновременно с погашением КО. Ответственность за своевременное погашение и выплату процентного дохода по КО нес Минфин РФ.

Последним стал выпуск КО 22 декабря 1995 г. на основании Приказа Минфина от 5 января 1996 г. № 4. Объем выпуска составлял 29,8 млрд. руб. (29 800 шт. КО по 1 млн. руб. каждое). Срок обращения КО данной серии составил 6 месяцев начиная с 22 марта 1996 г. Доход выплачивался по ставке 40 % годовых. В качестве депозитария по КО данной серии был избран Промстройбанк РФ.

Белов В.А.

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Казначейские билеты и функции Казначейства Эмиссию и всю работу с казначейскими билетами предлагается поручить Казначейству Российской Федерации.Казначейство РФ – государственная организация при Минфине или Кабинете министров, которой предоставлена монополия на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги МСФО. Шпаргалка автора Шредер Наталия Г.

Из книги автора

Из книги автора

Государственные казначейские обязательства (ГКО) ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ГКО) (полное название - государственные краткосрочные бескупонные облигации) - бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления

Из книги автора

Деликтные обязательства см. Обязательства вследствие причинения

Из книги автора

Денежные обязательства ДЕНЕЖНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - гражданские правоотношения, преследующие своей целью перераспределение денежных ценностей и включающие право требования кредитора к должнику о передаче в собственность некоторого количества денежных средств.Следует

Казначейские обязательства (КО)

Эти государственные ценные бумаги являются по своей сути финансовым инструментом переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по основным финансовым инструментам.

Начало выпуска казначейских обязательств (КО) - август 1994 года, эмитентом является Министерство финансов. Эти ценные бумаги выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Министерства финансов). Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Министерством финансов одновременно с погашением казначейских обязательств .

Владельцами этих ценных бумаг могут быть юридические и физические лица Российской Федерации. Размещение осуществляется путем перевода того или иного количества казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета в других уполномоченных депозитариях.

Казначейские обязательства могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. Кроме того, они могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет .

Рынок казначейских обязательств стал наиболее доходным сектором фондового рынка. При этом оборот обязательств на межбанковском рынке за первые три месяца увеличился более чем в два раза.

Постоянный спрос на рынке казначейских обязательств и снижение темпов их эмиссии позволили банкам-депозитариям повышать цены на КО. Среди участников рынка выделились две группы дилеров, привлекающих казначейские обязательства для спекулятивных операций и получения налоговых освобождений (предприятия, осуществляющие платежи в бюджет). В итоге стоимость КО, привлекаемых под налоговые освобождения, возросла со 100 до 115% номинала, а средневзвешенная доходность рынка КО составляла 200--250% годовых .

Однако в это же время было официально объявлено об ограниченных сроках обращения казначейских обязательств.

Основным поводом для подобного решения стало несоответствие КО стандартам МВФ, имеющим такие требования к ценным бумагам, как рыночная доходность и рыночные условия размещения и обращения. Вместе с тем казначейские обязательства заняли важное место на рынке государственных ценных бумаг, а их доходность превысила уровень доходности ГКО. Положение изменилось, и сейчас доходность по операциям с казначейскими обязательствами снизилась почти в три раза и составила 65 - 80% годовых.

Причинами снижения доходности государственных казначейских обязательств также являются: падение доходности на рынке ГКО, падение биржевого курса доллара и доходности валютных инструментов, рост стоимости казначейских обязательств, привлекаемых прежде всего под портфель .

Дело в том, что казначейские обязательства не попадают в реальный сектор: из отраслевой структуры, ведающей их распределением, они направляются в банк или финансовую компанию. В итоге посредник получает проценты, финансовые компании проводят высокодоходные операции, государству достаются 35% дохода в виде налога на прибыль, а предприятия, вынужденные продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования производственной деятельности, терпят убытки.

Эмиссия казначейских обязательств была прекращена.

Предпосылки выпуска казначейских обязательств

Для ликвидации возникшей задолженности, основной причиной которого явился дефицит государственного бюджета , было принято решение не осуществлять дополнительную эмиссию денег , а выпустить казначейские обязательства, которыми можно было рассчитываться с государством по налогам , т.е. происходил взаимный зачёт задолженности государства перед предприятиями в части финансирования работ по заказу государства и в части платежей в федеральный бюджет .

Порядок выпуска и обращения казначейских обязательств

Выпуск казначейских обязательств осуществлялся сериями в бездокументарной форме Министерством финансов Российской Федерации . Параметрами выпуска являлись:

Поскольку выпуск казначейских обязательств осуществлялся в бездокументарной форме, то учёт движения ценных бумаг осуществлялся на счетах депо в уполномоченных Минфином РФ банках, выполнявших функции депозитария .

Получив от Минфина РФ глобальный сертификат, уполномоченные депозитарии открывали счета депо первому держателю казначейских обязательств на весь объём выпуска данной серии. Первыми держателями являлись федеральные министерства и ведомства. Движение ценных бумаг осуществлялось переводом казначейских обязательств со счёта первого владельца на открываемые счета последующих владельцев, которые имели возможность в свою очередь переводить казначейские счета со своего счёта депо на счета депо последующих владельцев в счёт погашения кредиторской задолженности перед последними. Подтверждением того, что предприятие/организация является законным владельцем казначейских обязательств являлась выписка со счёта депо, выдаваемая уполномоченным депозитарием, т. е. банком .

Для того, чтобы казначейские обязательства выполняли предусмотренную для них функцию расчётного средства, для каждой серии казначейских обязательств было установлено число расчётных операций, которые можно было совершить с этими ценными бумагами. Передача осуществлялась с помощью индоссамента . По каждой серии было установлено минимальное число индоссаментов, которое должно было пройти казначейское обязательство в процессе расчётов между предприятиями соответствующей отрасли. После этого владельцем казначейского обязательства могло стать любое юридическое лицо , а не только предприятие данной отрасли, т.е. казначейские обязательства могли свободно обращаться на фондовом рынке .

При достижении срока начала погашения казначейских обязательств они могли быть предъявлены к погашению. Погашение осуществлялось Минфином РФ путём перечисления на счета последнего владельца номинальной стоимости казначейского обязательства и процентов за весь срок обращения.

Сумма выручки от погашения казначейского обязательства определялась на основании текущего курса следующим образом:

Kt = Н + Н*(T/360)*(R/100), где

Kt – текущий курс казначейского обязательства;

Н- номинал казначейского обязательства;

T – срок обращения казначейского обязательства, но не более предусмотренного при выпуске срока обращения;

R – процентная ставка, исходя из 40 % годовых.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Казначейские обязательства" в других словарях:

    Экономический словарь

    КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия

    Государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение их держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения К.о … Юридический словарь

    казначейские обязательства - государственные ценные бумаги, размещаемые на добровольной основе среди населения. Такая бумага удостоверяет внесение ее держателем денежных средств в государственный бюджет, благодаря чему владелец бумаги приобретает право на получение… … Словарь экономических терминов - (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) …

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Юридическая энциклопедия

    Размещаемые на добровольной основе государственные ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающие право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими бумагами. В… … Энциклопедический словарь экономики и права

Облигации государственного сберегательного займа

В сентябре 1995 г. на российском финансовом рынке появился новый финансовый инструмент - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Если ГКО, ОФЗ и другие государственные бумаги адресованы достаточно крупным финансовым структурам, то ОГСЗ доступны юридическим и физическим лицам. Главная цель данного займа -^ привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета. Облигации имели низкий номинал - 100 и 500 тыс. руб., так как были рассчитаны на массового потребителя.

Срок обращения облигаций - 1 год. Выпускаются ОГСЗ в бумажной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации. Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

В декабре 1997 г. были выпущены ОГСЗ двадцать четвертой серии сроком на 2 года - с 18 февраля 1998 г. по 17 февраля 2000 г. Объем выпуска составил 1 млрд руб. при номинале облигаций 500 руб. Общее количество облигаций - 2 млн шт.

Каждая облигация имела четыре купона. Купонный период составлял шесть месяцев и определялся с даты начала выпуска. На 1 января 2000 г. было выпущено 29 серий ОГСЗ.

В 1994 г. появился еще один вид ценных бумаг- казначейские обязательства (КО). Цель их выпуска - безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Эмитентом КО являлся Минфин, который выпускал их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имели единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения.

Казначейские обязательства выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях. Ими выступали, по согласованию с первыми держателями КО, банки-агенты Минфина, имеющие депозитарии в качестве своих подразделений. Уполномоченные банки осуществляли денежные расчеты с конечными держателями КО на момент их погашения на основе выписок со счетов «депо», подтверждающих права собственности на КО.

Казначейские обязательства могли без ограничений выполнять роль платежных средств за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога. КО можно было обменивать на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов.

Особенность КО состоит в том, что это - гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета. К 1997 г. выпуск данной ценной бумаги был прекращен.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...