Главные особенности населения европы. Изучение нового материала


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»

Кафедра географии и экологии

План - конспект урока по курсу «Экономическая и социальная география мира» 11 класс

Тема: Население Зарубежной Европы.

Выполнила: магистрантка 1-го курса

Естественно-географического факультета

Группы МПГз-16

Князева М.С.

Руководитель: Борщ Е.А.


Ульяновск,2016

Население Зарубежной Европы

Тип:

Урок изучения нового материала

Цель:

Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи:

    Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе.

    Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

    Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

Планируемый результат

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Методы познания

Формы работы

Биология, история, обществознание, математика, экономика.

Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые ЦОРы(цифровые образовательные ресурсы)

Средства обучения: Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский. – 12-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 2004. – 400с.: ил., карт. – (География). Политическая карта Зарубежной Европы, атлас 10 кл.

Новые термины: демографическая зима, депопуляция, миграция, эмиграция, иммиграция, урбанизация, субурбанизация.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Цель - эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха и доверия.

Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы продожим изучать Зарубежную Европу

    Изучение нового материала:

- Тема нашего урока «Население Зарубежной Европы»

Запишите число и тему урока в тетрадь.

- Цель урока – Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Для достижения данной цели, на уроке мы решим следующие задачи :

    познакомиться с естественным движением изучаемого региона и его причинами;

    объяснить процессы миграции на данной территории;

    изучить национальный и религиозный состав;

    дать определение понятию урбанизация.

Естественное движение населения

Ребята, как вы считаете, как изменяется население Зарубежной Европы в данный момент? Возрастает или уменьшается? Объясните причины.

Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. Запишите в тетрадь.

На мировом фоне этот регион выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом населения. Такое явление демографии называют демографической зимой. Демографическая зима – низкий естественный прирост за счет низкой рождаемости. Запишите это определение в тетрадь.

Рождаемость в регионе повысилась после второй мировой войны, но в 50-е годы 20 века отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей. Общемировой показатель 26 человек на 1000 жителе (промилле.) Запишите общемировой показатель в тетрадь. В Среднем европейская женщина производит 2, 1 ребенка. Такой уровень рождаемости приводит к тому, что воспроизводство населения не обеспечивается. Это, в свою очередь, приводит к старению населения.

Попробуем объяснить причины низкой рождаемости в регионе:

    высокая продолжительность жизни;

    старение населения;

    резкое возрастание «цены» ребенка;

    влияние городского образа жизни;

    непрочность семьи;

    слабое влияние религии.

За счет этих причин происходит убыль населения, т.е. депопулияция. Запишите определение в тетрадь.

Такая депопуляция находит отражение в возрастно- половых пирамидах. Обратите внимание на рис.46. на стр. 184 в вашем учебнике. Проанализируйте данный рисунок.

(Меняется возрастной состав населения: пирамиды имеют «суженное основание»,т.е. низкая рождаемость, растет доля пожилых людей)

Рождаемость европейских стран растет за счет мигрантов. Самая высокая рождаемость и естественный прирост в Албании (26 промилле). Как вы думается, почему?

Высокая рождаемость в Албании связана с влиянием мусульманства.

Сравнительно высокая рождаемость в Ирландии, Исландии, Македонии.

Но вместе с этим есть страны с очень низкой рождаемостью – Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ. Запишите эти страны в тетрадь.

В каких странах особо остро стоит демографическая ситуация? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

Какой вывод можно сделать о типе воспроизводства населения в странах Зарубежной Европы?

Вывод: все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость и низкий естественный прирост.

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах восточной Европы. Связано это, в первую очередь, с тем, что в этих странах долгое время проводилась жесткая демографическая политика. В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей. За незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз контрацептивов в страну и их продажа были запрещены. После снятия этих ограничений рождаемость резко снизилась, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран проводит демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, без запрета на аборты и использование контрацептивов. Но расширенное производство наблюдается не во многих странах. В некоторых, таких как ФРГ, проявляется естественная убыль населения.

Миграции

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Вспомните, что такое миграция? Ее виды.

(Миграция- перемещение население. Виды миграции: эмиграция- выезд из страны, миграция- въезд в страну.)

Европа превращается в очаг трудовой иммиграции. Проанализируйте рис. 47 на стр. 184 в учебнике.

Между странами эмиграции и иммиграции существует определенная закономерность. Какая?

(Страны-эмиграции- страны бывшие колонии, странны иммиграции- страны метрополии.)

Почему Европа стала очагом трудовой иммиграции?

(1.Нехватка трудовых ресурсов: насчитывается около 20 млн. иностранных временных гостей- рабочих, а не граждан. Больше всего в Германии- около 7 млн. человек.

2. Приток иммигрантов положительно сказывается на приросте населения, его возрастном составе, но вместе с этим ухудшается качество жизни населения, обостряются многие социальные проблемы.)

Национальный состав

- П о национальному составу население Европы относительно однородно. Подавляюще количество из 62 народов этого региона относится к индоевропейской семье. Какие страны называют однонациональными, двунациональными, многонациональными? Ответ на этот вопрос оформим в виде таблицы

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Бельгия

Швейцария

Великобритания

Испания


В двунациональных и многонациональных странах зачастую возникают национальные конфликты.

Межнациональный конфликт в Бельгии. Надпись на государственном гербе гласит: «В единении наша сила». Но достичь этого единения не удается со времен образования государства (1830год). На территории этой страны проживает 2 народа: фламандцы и валлоны. Причиной конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, т.е. Валлония. Здесь активно добывались полезные ископаемые, развиты ремесла, население жило гораздо богаче. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия выполняла сельскохозяйственную роль. Ее население подвергалось экономическому и национальному дискредитированию. Ситуация изменилась после второй мировой войны. Районы юга стали старопромышленными, север стали развивать наукоемкие отрасли. Благодаря благополучной демографической ситуации население Фландрии выросло. Это привело к обострению конфликтов между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в стране два государственных языка. Все вывески и документы производятся сразу на 2 языках. Непростые ситуации наблюдаются и в Испании, Румынии, Болгарии.

Примером многоязыковой страны, где нет конфликтов на этой почве, может служить Швейцарская Конфедерация.

Религиозный состав

- Как вы думаете, какие религии преобладают в Европе?

На основе текста учебника на стр.182 и карт атласа составьте схему «Религиозный состав стран Европы»

Религии Европы

Католическая церковь Православная церковь Мусульманство

Католики Протестанты

В Европе очень много течений протестанства: лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

Урбанизация

- Что такое урбанизация?

(Рост городского населения)

Зарубежная Европа - один из наиболее густозаселенных регионов мира со средней плотностью населения свыше 120 человек на 1 кв. км. Уровень урбанизации здесь один самых высоких – 78%. Некоторые страны достигают уровня 80-90 %. Люксембург -100%. Запишите эти данные в тетрадь.

Для городов характерен западноевропейский тип. В центре обычно находится главная площадь с ратушей и собором, от которого радиально отходят улицы с жилыми зданиями, магазинами.

Обратите внимание на рис.48 на стр. 185.

Назовите крупные агломерации (Лондонская, Парижская, Рейнско- Рурская). Население более 10 млн. человек. Запишите крупнейшие агломерации в тетрадь.

Отметьте самое большое количество городов-миллионеров в странах:

Великобритания -7,ФРГ-6, Италия-5, Польша-3, Франция- 3.

Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора – центральная ось развития. Пометьте это в тетради.

Европа долгое время характеризовалась высоким уровнем урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах. Однако, в 70-е годы 20 века начался отток населения в пригородные и сельские зоны. Как называется такое явление? В чем его причины? Какие города подверглись этому явлению? Найдите ответ на стр. 183 в учебнике.

(Субурбанизация – процесс роста пригородных зон городов и городов-спутников, который происходт значительно более быстрыми темпами и приводит к оттоку населения и мест приложения труда из более центральных частей.

Города: Лондон, Париж, Милан, Гамбург, Вена

Причины: изношенность жилого фонда, скученность населения в центральных частях городов, ухудшение состояния окружающей среды, недостаток места для реконструкции предприятий, перенос рабочих мест в пригородные зоны, массовая автомобилизация, желание многих семей жить в частном доме).

3. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

    Дайте краткую характеристику демографической ситуации в Европе?

    Назовите причины низкой рождаемости в европейских странах?

    Какое влияние оказывают миграции на Зарубежную Европу?

    Расскажите о национальном составе изучаемого региона?

    Перечислите преобладающие религии европейских стран?

    Охарактеризуйте уровень урбанизации в Европе?

    Поясните, что такое субурбанизация и каковы причины этого явления?

    Домашнее задание

Пункт 3 стр.181-183 прочитать, нанести на контурную карту крупнейшие агломерации, выполните задания 4, 5, 6 на стр. 216-217 письменно.

Выставление оценок

Литература:

1. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский.12-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2004. С.400.: ил., карт. (География).

2. Жижина Е.А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии.10 класс. М.: ВАКО, 2014. С. 320.

3. Примерная школьная программа по географии для 10 класса.

1-2 минуты

25-27 минут

Запись числа и темы урока в тетрадь

Беседа

Постановка цели и задач урока

Объяснительно – иллюстративный метод

Запись в тетрадь

Запись определения в тетрадь.

Запись в тетрадь

Частично- поисковый метод

Ответ учащихся

Запись определения в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь

Ответ учащихся

Запись вывода в тетрадь

Запись в тетрадь

Объяснительно- иллюстративный метод

Работа с учебником

Ответ учащихся

Запись в тетрадь

Оформление таблицы

Рассказ

Запись в тетрадь

Работа с текстом учебника. Составление схемы в тетради

Запись в тетрадь определения

Запись в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Работа с учебником.

Запись определения в тетрадь

Ответ учащихся

6-7 минут

2 минуты

Видеоурок посвящен теме «Население Европы». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Европы. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Европы, приведет примеры крупнейших народов.


Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Население Европы

Население Европы составляет более 500 млн. чел. Регион имеет достаточно сложную демографическую ситуацию.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Почти для всех стран Европы характерен современный тип воспроизводства населения. Страны с минимальными показателями естественного приросты (убыли населения): Украина, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Польша, Венгрия.

Рис. 1. Карта роста/снижения населения в странах Европы (зеленый цвет - рост численности населения, красный - снижение). ()

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 18 - 20 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом.

Типы государства по национальному составу:

Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);

Двунациональные (Бельгия);

Многонациональные страны, со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Самые распространенные языки в Зарубежной Европе: французский, немецкий, итальянский, английский.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной — протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан. В юго-восточных и восточных странах Зарубежной Европы исповедуют православие. Ислам исповедуют в Албании, Боснии и Герцеговине.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 74%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы - очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Наибольшее количество мигрантов едут в следующие страны: Франция, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Бельгия, Австрия. Кроме того, для Зарубежной Европы характерна миграция внутри региона - и востока на запад.

Рис. 3. Лондон - один из крупнейших городов Зарубежной Европы ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. В чем особенности размещения и воспроизводства населения в Зарубежной Европе?

2. Приведите примеры стран Зарубежной Европы с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

Слабо заселена, например Фенноскандия (за исключением южных прибрежных районов Швеции, Норвегии и Финляндии). Наименьшую среднюю плотность населения имеют Исландия (2 чел./км/кв) и Норвегия (12 чел. км/кв).

И наоборот, очень плотно заселена полоса, тянущаяся от юго-восточной Англии через Бельгию и Нидерланды на юг по долине Рейна и далее, прерываясь Альпами, по всей долине реки По в Италии. Особенно большой плотностью населения отличается Мальта (1 тыс. чел. км/кв), а также Нидерланды и Бельгия (более 320 чел. км/кв). Сравнительно плотно заселены долины рек Эльба, Дунай, Сена, побережья Бретани и Нормандии, многие прибрежные районы Средиземноморья.

Высокая плотность населения в Зарубежной Европе создается в основном за счет горожан, доля которых постоянно возрастает и в целом превышает 70% численности жителей региона. В Бельгии, Швеции и Германии городское население превышает 80%. В странах Южной Европы слабее развитых в промышленном отношении, доля городского населения значительно меньше (в Португалии и Греции около 40%). Правда следует учитывать, что не все эти цифры сопоставимы, так как к городским поселениям в одних странах (Нидерланды, Бельгия, Австрия) относят населенные пункты с 5 тысячами жителей и более, в других (Германия, Франция, Норвегия) – от 2 тысяч жителей, а в третьих (Дания, Швеция, Финляндия) – в 200 и более жителей.

В настоящее время Зарубежная Европа – наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

Одна из характерных черт европейской урбанизации – большая концентрация населения в наиболее крупных городах. Свыше половины городского населения Зарубежной Европы сосредоточенно в городах не менее 100 тыс. жителей.

Концентрация населения в крупных городах способствует быстрому росту агломераций или конурбаций. В результате разрастания и слияния соседних агломераций возникают мегалополисы.

В Западной Европе самые большие мегалополисы – Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

Зарубежная Европа простирается с севера на юг на 5 тысяч километров, а с запада на восток – на 3 тысячи километров. Ее территория в общем занимает 5, 4 млн. квадратных километра, а население составляет 520 миллионов человек.

Общие сведения о Зарубежной Европе

Зарубежная Европа представляет собой один их очагов мировой цивилизации, и имеет несравнимое значение для мировой политики, экономики и культуры.

На ее территории расположены 40 суверенных государств, которые связаны между собой историческим прошлым, тесными культурными и политическими отношениями.

Если говорить о экономико-географическом положении стран, то оно определено двумя главными критериями. Страны зарубежной Европы относительно близко расположены друг к другу, они либо вплотную граничат по природным рубежам, либо между ними есть незначительное расстояние, которое никак не влияет на удобство транспортных связей.

Вторым основным критерием является приморское положение большинство стран, которые связаны между собой и странами других континентов морскими путями.

Такие страны, как Италия, Испания, Португалия, Великобритания , Норвегия, Дания, Нидерланды с самых давних времен связаны с морем.

Политическая картина Зарубежной Европы

Политическая картина зарубежной Европы значительно менялась трижды на протяжении 20-го века.

Первая и Вторая мировые войны существенно меняли ее, а также в конце века произошли значительные изменения, связанные с пришедшими к власти социал-демократическими партиями.

Что касается устройства государств на этой территории, то в зарубежной Европе есть республики, унитарные государства, монархические и федеративные.

К 21 веку возникла Организация по безопасности и сотрудничеству – ОБСЕ, состав которой представлен 56 странами (также в нее входят США, Канада и страны СНГ).

Природные условия и ресурсы

На территории зарубежной Европы размещены множество полезных ископаемых. К северной части относят рудные и топливные полезные ископаемые.

А гидроэнергетические ресурсы приходятся на территорию Альп, Динарских и Скандинавских гор. Лесное хозяйство развито в Швеции и Финляндии, для которых типичны лесные ландшафты.

Население Зарубежной Европы

Численность жителей этой части мира возрастает очень медленно, в зарубежной Европе зафиксирована довольно сложная демографическая ситуация. Территория представляет собой очаг мировой трудовой эмиграции, здесь находится около 20 млн. иностранных рабочих.

Важно отметить, что большинство стран Европы высокоурбанизированны, самые высокие показатели урбанизации относятся к Бельгии, Великобритании и Нидерландам.

Страны Европы относят к индоевропейской семье, различают четыре основных типа государств по национальному составу. Это однонациональные (Исландия, Норвегия, Швеция, Дания), с резким преобладанием одной нации (Великобритания, Франция, Финляндия), двунациональные (Бельгия) и многонациональные (Швейцария, Латвия).

Хозяйство Зарубежной Европы

Европа занимает лидирующее место в мировом хозяйстве по размерам сельскохозяйственного и промышленного производства, по развитию туризма и экспорту товаров и услуг.

Самыми мощными странами относительно экономического положения называют Великобританию, Францию, ФРГ и Италию. У них больше всего развиты комплексы различных отраслей, в отличие от других стран, у которых сильно развиты одна-две отрасли.

Технологическая карта урока учебной дисциплины ОУД.16 «География»

по теме «Население Зарубежной Европы»

Разработала:

Преподаватель географии

БКТиГ

Арсланова Рима Вахитовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи урока

Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе

Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету

Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации

Планируемые результаты

Предметные

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Личностные

развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать о населении стран Зарубежной Европы; формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Универсальные учебные действия

Познавательные

самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям воспроизвоство,депопуляция, миграции населения, урбанизация, субурбанизация. характеристику национальному и религиозному составу;структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ, отбор информации,перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и одногруппниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Организация образовательного пространства

Учебник географии, атлас по географии для 10-11 классов, политическая карта мира, проектор, презентация учителя, ЦОРы: социальная сеть работников образования nsportal .ru , www .wikipedia .org

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Здравствуйте, ребята. На предыдущем уроке мы начали знакомство со странами Европы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Население Зарубежной Европы». (Слайд 1)

Более 40 государств на карте Европы таких разных как сама Европа: древняя и юная, со старыми замками и современными городами, с бушующем морем и спокойной гладью озёр, с цветниками и пастбищами, с населением, говорящем на десятках языков.

Население… За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад. Живут сейчас и будут жить в будущем. Какие понятия, связанные с населением вам уже знакомы?

рождаемость, смертность, плотность, национальный, половой и возрастной состав, миграция, занятость. Всё это облегчит нашу задачу – охарактеризовать население Европы. Сегодня мы должны продемонстрировать свои знания, творческие способности, умение аргументировано высказывать свою точку зрения. (Слайд 2)

Постановка цели урока

Вступление в беседу. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цель урока – выявить особенности воспроизводства населения, национального, религизного, полового, возрастного состава, миграций Зарубежной Европы.

Регулятивные Коммуникативные

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Давайте вспомним, что мы знаем о Европе.

Какую площадь занимает Европа? (5, 4 млн км 2)

Каковы особенности ЭГП европейских стран

Расположены компактно, большинство стран имеет выход к океану, сильная изрезанность береговой линии, дающая возможность для развития морского транспорта

Ситуативные задания

Политическая карта Европы за всю историю своего формирования претерпела множество изменений. Как изменилась политическая карта Европы вXX веке?

Сколько государств насчитывается на ПК Европы сегодня?

Каковы природные условия Европы?

Какими природными ресурсами она обладает?

Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона. (страны «большой семёрки»)

Работа с картой.

3 раза: после 1 мировой войны, после 2 мировой войны, в 90 –е годы. После 2 мировой войны – раскол Германии, 90- гг – Чехия и Словакия, из состава Югославии в 1991-1992 гг вышли Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и Македония, в начале 2006 Югославия распалась на Сербию и Черногорию и фактически перестала существовать, в связи с распадом СССР -26 декабря 1991 г – образовались Украина, Беларусь, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония)

Свыше 40

Большая часть – равнины (60 %) и возвышенности (24%), Высокие горы только на юге (6 %) рельеф и климат позволяют развивать многие отрасли хозяйства, климат умеренный на большей территории

Балтийский щит – рудные, уголь - бассейны Рура, Саара, Йоркшира, Уэльса, Верхней Силезии, нефть и газ – на шельфах Северного и Каспийского морей, в предгорьях Пиренеев, юг Польши – сера, железная руда – Лотарингский бассейн во Франции и Кируна - Швеции, гидроэнергетические и лесные ресурсы – Норвегия, Швеция, Финнляндия;

Великобритания, Германия, Франция, Италия – страны Западной Европы

Познавательные Коммуникативные

Индивидуальные задания двум учащимся -Задание: (проверка в парах )

Какие пары верны:

а) страны – соседи: б) страны – столицы:

Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

ФРГ – Словакия Швеция – Осло

Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

Бельгия – Люксембург

Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

Исландия – Дания Польша – Варшава

Испания – Андорра Албания – Тирана

Монако – Франция Словакия – Любляна

Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

Греция – Венгрия Швейцария – Берн

Приложение1 .

Двое учащихся работают в парах

Какой вывод вы можете сделать о Зарубежной Европе из всего сказанного?

Учащиеся формулируют вывод: Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно – ресурсного потенциала. Этот регион занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. В частности, по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Коммуникативные Познавательные

3.Изучение нового материала

а.Численность населения

б.Возрастной состав

в.Половой состав

г.Воспроизводство населения

д.Национальный состав

е.Религиозный состав

ж. Плотность и урбанизация

з. Миграции

1.Население Зарубежной Европы составляет 740 млн. человек. (Слайд3) Этот регион имеет весьма сложную и не очень благоприятную демографическую ситуацию. На мировом фоне он имеет самые низкие показатели рождаемости и естественного прироста. (Слайд4) Такое явление демографы называют демографической зимой. В большинстве стран региона появилась тенденция к снижению рождаемости. В результате по данным 2014 года средний показатель рождаемости составляет 11 человек на 1000 жителей (Россия – 11 с небольшим человек). Причины такого низкого показателя рождаемости разнообразны. Но главными среди них следует считать общие демографические процессы. (Слайд 5) Это увеличение средней продолжительности жизни (76 лет), (в России – 65, женщины – 73, мужчины - 59) резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии. Кроме этого политические, социальные и другие проблемы, которые потрясают современную Европу. Уровень смертности, который в среднем для всего региона составляет 11 человек на 1000 жителей, превышает среднемировой. Результат этого старение населения, нарушение полового состава. (Слайд 6) Но нельзя не учитывать и такие факторы, как производственный травматизм, профессиональные заболевания, несчастные случаи, алкоголизм, наркомания и т. д. На дорогах Европы ежегодно гибнут более 100000 человек и более 2 млн получают увечья. Поскольку в большей мере это относится к мужчинам, то численность мужчин в Европе значительно ниже численности женщин. .

Задание 1. Перед вами лежит таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы». Проанализируйте таблицу. В маршрутной карте укажите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста (1 гр). 2 гр. – укажите страны, имеющие самые низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Постарайтесь сделать вывод. (3мин.) (Слайд7, 8, 9)

2.По национальному составу (Слайд 10) население Европы сравнительно однородно. На территории Европы проживают представители 80 этносов. (карта в конце учебника) Большинство населения относится к индоевропейской языковой семье. Наиболее многочисленные группы – это Славянская (поляки, чехи, сербы, болгары, русские, украинцы, хорваты..), германская (шведы, немцы, англичане, голландцы, исландцы…), романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны, португальцы..). В Европе присутствуют языки уральской семьи, на которых говорят финны, эстонцы, венгры и др.

Вспомните, какие страны называются однонациональными, а какие – многонациональными?

Задание 2.

Какие из европейских государств относятся к каждой из этих групп? Проанализируйте карту атласа, дополнительную информацию, результаты оформите в виде таблицы в маршрутной карте.

В Европе немало государств со сложным национальным составом, в которых наблюдается обострение межнациональных отношений. Давайте заслушаем доклад, который приготовил для вас

3.(Слайд 11) В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, центр которого находится в Ватикане. В Северной Европе – протестантизм, а в Средней Европе эти конфессии представлены практически поровну. Православие исповедует население Восточной и Юго- Восточной Европы. Это население таких стран, как Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Черногория.

Ислам исповедуют в Боснии и Герцеговине, Албании и частично признанной республике Косово. В последнее время происходит усиление исламского фактора за счет притока мигрантов из исламских стран.

4. (Слайд 12) Зарубежная Европа – один из густонаселённых регионов мира. Средняя плотность населения – 100 человек на 1 км2. Но население распределено неравномерно от 3 чел. на 1 км 2 в Исландии до 406 чел – в Нидерландах.Самая высокая плотность в Монако 15 000 чел. Размещение населения определяется в первую очередь географией городов. Уровень урбанизации в Европе один из самых высоких в мире. В Бельгии он составляет 99 %, в Дании – 87%, во Франции – 78%. Общее количество городов достигает несколько тысяч, они размещены компактно и образуют агломерации.

С помощью карты атласа, (стр 15 атласа) дополнительной информации распределите страны Европы на сильно -, средне – и сильноурбанизированные. Результаты оформите в виде схемы в маршрутной карте. (индивидуально ) (5 мин). (Слайд 13,14,15,16,17,18)

5. Зарубежная Европа со времён Великих географических открытий была главным поставщиком мигрантов за океан.(Слайд19 В настоящее время Европа является основным центром притяжения рабочей силы. В конце 90 –х годов количество мигрантов только в странах Европейского Союза по некоторым данным превысило 20 млн человек, а доля Европы в общем объёме мировых миграций увеличилась до 20 %. В это число входят мигранты по разным причинам, Но основную массу пришлых людей составляют трудовые мигранты, так называемые гастарбайтеры. Приток мигрантов привёл к обострению многих социальных противоречий, как на рынке рабочей силы, так и в общем демографическом плане, что связано с гораздо большим естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении.

Проследите направления миграций, результаты отразите в виде таблицы в маршрутной карте.

Вступают в беседу, вспоминают численность населения Зарубежной Европы.

Записи в тетрадь.

Определяют, используя диаграммы в учебнике возрастной и половой состав Европы.

Приложение2.

Анализируют таблицу, делают выводы о самых неблагополучных странах в плане воспроизводства. Все страны Зарубежной Европы относятся к I типу воспроизводства населения, кроме Албании. Причины высокого естественного прироста в Албании – влияние ислама.

Вспоминают языковые семьи и группы.

Записи в тетрадь

Приложение 3.

Заполняют таблицу.

Делают выводы.

Доклад учащихся

Вспоминают направления христианства.Определяют принадлежность к ним разных народов.

Приложение 3.

Учащиеся по атласу выявляют сильноурбанизированные, среднеурбанизированные и слабоурбанизированные страны, результаты записывают в маршрутную карту.

Делают выводы, что довольно невысокий уровень урбанизации в странах Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Дают определение миграции, виды, причины миграций.

Учащиеся заполняют таблицу по миграциям в приложении и делают выводы о том, чточто существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии. Приложение 3.

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

4.Закрепление

Предлагает тест для закрепления. 1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

5. Европа – главный центр распространения:

А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.

Работа с тестом.

Приложение 4.

Коммуникативные Познавательные

5. Рефлексия

Что при изучении темы вам показалось сложным?

Для чего мы изучаем эту тему?

Какой вклад каждый из вас может внести для нормального взаимодействия разных национальностей?

Ответы учащихся

Коммуникативные

6. Домашнее задание. Оценки

Изучить параграф 17, на контурных картах отметить страны Европы и их столицы.

Записывают домашнее задание.

Литература и сайты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.

3. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Максаковский В.П. М.: Просвещение. 2007.

5. Материалы сайта:

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // . wikipedia . org

    Приложение 1

    Задание: (проверка в парах)

    Какие пары верны:

    а) страны – соседи: б) страны – столицы:

    Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

    ФРГ – Словакия Швеция – Осло

    Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

    Бельгия – Люксембург Португалия – Рим

    Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

    Исландия – Дания Польша – Варшава

    Испания – Андорра Албания – Тирана

    Монако – Франция Словакия – Любляна

    Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

    Греция – Венгрия Швейцария – Берн

    Приложение 2

    Воспроизводство населения

    Рождаемость

    Смертность

    Естественный прирост

    Герцеговина

    Болгария

    Великобритания

    Ирландия

    Исландия

    Македония

    Нидерланды

    Норвегия

    Португалия

    Словакия

    Словения

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Приложение 3

    Маршрутная карта

    Задание 1.

    Задание 2.

    Задание 3.

    INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET

    Задание 4.

    Приложение 4

    Тест для закрепления урока.

    1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

    A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

    2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

    A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

    3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

    А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

    4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

    A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

    5. Европа – главный центр распространения:

    А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.


Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...