Функционирование конкурентного рынка. Проблемы конкуренции в современных условиях россии Проблема функционирования конкурентного рынка


Рынок- это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.

Первоначально рынок существовал как особое место, где купля – продажа товаров осуществлялась в определённое время. То есть рынок в этот период своего развития имел пространственную и временную определённость.

Постепенно, по мере того как товарное производство становилось господствующим, количество товаров возрастало, расширялся их ассортимент, увеличивалась и численность участников актов купли – продажи. Акты обмена начинают осуществлять в любое время и в любом месте, становятся неотъемлемым элементом экономической деятельности. Пространственная и временная определённость рынка исчезает.

Товаром становится всё, и все становятся продавцами и покупателями. Акты купли – продажи связываются информационными потоками. Возникает рыночная экономика.

Рыночная экономика основана на товарном производстве. Поэтому её существование обусловлено общественным разделением труда, специализацией, наличием свободных независимых хозяйствующих субъектов, экономически ответственных за принимаемые решения.

Неотъемлемым институтом рыночной экономики является частная собственность, обеспечивающая свободу предпринимательства и свободу выбора.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что каждый хозяйствующий субъект сам решает, как использовать имеющиеся у него ресурсы: производить, продавать, выполнять работы или оказывать услуги; что, как и для кого производить; сам приобретает недостающие ресурсы; сам продаёт произведенную продукцию.

Самой широкой свободой обладает потребитель. Именно его желание приобрести тот или иной товар определяет возможность производителей организовать производство этого товара.

Рыночная экономика – это экономика индивидуумов, где главной движущей силой является личный интерес. Именно он определяет, какие действия должен осуществить каждый хозяйствующий субъект, чтобы обеспечить максимум дохода. Предприниматель стремится производить наиболее прибыльные товары; владелец рабочей силы – подороже сдать её в аренду; покупатель – купить больше товаров по более низкой цене и т. д.

1.1. Рыночная структура. Виды рынков

Стремление каждого хозяйствующего субъекта к максимуму дохода неизбежно ведёт к конкуренции.

Конкуренция – это особый тип взаимоотношений, в основе которых лежит стремление обеспечить только себе возможность достижения наилучших

результатов. Конкуренция существует внутри каждой из сторон рыночных отношений.

Конкуренция между производителями – это взаимоотношения по поводу установления цен и объёмов предложения на рынке.

Конкуренция между потребителями – это взаимоотношения по поводу формирования цен и объёмов спроса на рынке.

В рыночной экономике на рынках различных продуктов, услуг и ресурсов могут существовать различные виды и разновидности конкурентных структур.

Они отличаются друг от друга количеством производителей (продавцов) и количеством потребителей (покупателей), степенью сопоставимости и заменяемости выпускаемой продукции, степенью трудности входа на рынок и выхода из рынка, мобильностью факторов производства, уровнем информированности участников актов купли – продажи о цене, количестве продукта, затратах и спросе на рынке, возможностью воздействия на спрос, предложение и цену.

В зависимости от наличия и характера каждого из этих условий можно говорить о совершенной, несовершенной конкуренции и чистой монополии.

Совершенная конкуренция существует в условиях большого количества продавцов и покупателей, не имеющих возможности влиять на рыночную цену и количество производимых продуктов. Это обусловлено тем, что производимая продукция качественно однородна, все продавцы и покупатели имеют равный доступ к информации о состоянии рынка и равные возможности входа на рынок и выхода из него. На реальном рынке обеспечить такую структуру взаимодействия всех его элементов и всех участников практически невозможно. Поэтому совершенная конкуренция служит скорее теоретическим эталоном, чем реальным фактором. Особенности других конкурентных структур можно вывести из сравнения с этим эталоном.

Несовершенная конкуренция представлена трёмя разновидностями: монополистической и олигополистической конкуренцией среди продавцов и олигопсонической конкуренцией среди покупателей.

Монополистическая конкуренция существует на рынке, где множество продавцов и покупателей. Но продавцы способны предложить покупателю разные варианты товара (по качеству, свойствам, внешнему виду, количеству и качеству сопутствующих услуг). Продавцу для того, чтобы повысить цену, нужно выделиться среди других продавцов.

Олигополистическая конкуренция существует на рынке, где несколько продавцов одного продукта или несколько продавцов различных моделей одного вида продукта. Каждый продавец очень чувствителен к цене и чутко реагирует на действие конкурентов. Победить конкурента можно либо снижением цены, либо предложением большего числа или объёма услуг.

Олигопсоническая конкуренция существует в том случае, если множеству продавцов противостоит несколько покупателей.

Чистая монополия – это вид рыночной структуры, где существуют один продавец однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Монопсония – это вид рыночной структуры, где существует один покупатель однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Чистая монополия и монопсония не являются конкурентными структурами.

Конкуренция выступает невидимым регулятором и контролёром экономики. Она стимулирует заинтересованность в снижении затрат, улучшении качества, расширении ассортимента, в перемещении из отрасли в отрасль.

Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция – это регулирующий механизм. Координирующей и организующей силой рыночной экономики является система рынков и цен.

Цены служат ориентиром, используя который владельцы ресурсов, предприниматели и потребители осуществляют свободный выбор, обеспечивающий личный интерес.

Система рынков и цен учитывает, суммирует и взаимно уравновешивает свободно выбираемые хозяйствующими субъектами решения. В рыночной экономике всё множество производимых продуктов и оказываемых услуг по своему функциональному назначению может быть распределено на три группы:

Конечные продукты и услуги;

Факторы производства;

Соответственно этому система рынков включает рынок конечных продуктов и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок.

На рынке конечных продуктов и услуг осуществляется купля – продажа продуктов и услуг, удовлетворяющих личные и общественные потребности населения.

Покупателями на этом рынке выступают домашние хозяйства (семьи) или правительство. Продавцами – организации бизнеса.

Рынок факторов производства включает рынок труда, рынок земли и землепользования и рынок капиталов (средства производства).

Финансовый рынок – это рынок, на котором продавцы и покупатели взаимодействуют по поводу особого товара – денег. На этом рынке деньги могут передаваться на время в виде ссуд и займов под обязательства или навсегда – под акции. Этот рынок наиболее точно позволяет судить о состоянии экономики.

Рыночная экономика – это экономика сделок с равноправными партнёрами, развитой системой горизонтальных связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру (банки, биржи, страховые фирмы и т. д.), сильное и уважаемое людьми законодательство, регулирующее взаимоотношения хозяйствующих субъектов.

Теоретически рыночная экономика стремится к обеспечению равенства всех людей в реализации своих возможностей. В то же время это экономика, в которой нормой является неравенство богатства и доходов. Богатство, по П. Самуэльсону, это имеющийся денежный запас, а доход есть прирост денег за определённый период времени.

Причина этого неравенства заключается в различиях в способностях, в профессиональной неоднородности, в уровне образования, в продолжительности работы, в неравенстве исходного богатства (полученного по наследству) и т. д.

Свобода выбора и конкуренция, дающие возможность и требующие полного и эффективного использования всех пригодных для производства ресурсов, стимулируют создание новых продуктов, совершенствование технологии производства, изменение структуры поставляемых ресурсов. Это говорит о том, что рыночная экономика обладает способностью адаптироваться к неизбежным изменениям.

Для этого рыночная экономика использует не только внутренне присущие ей механизмы саморегулирования, но внешние регуляторы, находящиеся в руках государства.

Способность к саморегулированию характеризует преимущества рыночной экономики. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена её недостатками.

Остановимся на этом подробнее.

Рассмотрим проблему координации индивидуальных решений с целью достижения состояния общего равновесия, существование которого было доказано “на классной доске”. Предполагается, что моделирующему децентрализованную экономику экономисту известно поведение всех агентов, представляемое им уравнениями рыночного спроса и предложения. Но каждому агенту известна только его собственная функция поведения, и, даже если бы он был знаком с принципами общего вальрасовского равновесия, он не смог бы определить ни равновесные цены, ни равновесные количества.

Это следствие не несовершенства информации, а децентрализации решений. С того момента, когда равновесие определяется встречей всех агентов, для исследования проблемы рынка в общем случае предполагается, что каждый агент контролирует только свой собственный спрос или предложение блага, и что он рассматривает цену как параметр. Таково наиболее общее определение конкуренции.

Дополнительные замечания относительно данной постановки проблемы координации:

а) упомянутая выше гипотеза рациональных ожиданий предполагает, что агенты способны в среднем безошибочно предвидеть состояние рынка. Такой подход приводит к устранению проблемы координации, поскольку предполагается, что она осуществляется предварительно благодаря использованию “истинной модели” экономики. Данная гипотеза, следовательно, не является особым пониманием проблемы рынка, она ее устраняет.

Именно поэтому предположение о мгновенной корректировке цен, сделанное новыми классиками, являясь логичным, не ведет к решению данной проблемы.

б) некоторые современные модели предполагают, что агент обладает достаточной информацией о поведении прочих агентов для определения собственного поведения. Можно выделить два типа таких моделей. Во-первых, это модели “поиска” (search), в которых этот процесс представлен возможными встречами агентов. Мы остановимся на них ниже. Во-вторых, это модели “повторяющихся действий”, позволяющие определить стратегии агентов. При некоторых условиях состояния равновесия, возникающие на рынках в разные периоды, сходятся к общему вальрасовскому равновесию; но аналитическое решение существует только при небольшом числе игроков, что весьма ограничивает применение данных моделей при анализе общей проблемы рынка.

При анализе функционирования рынка, на котором агенты принимают цены в качестве параметров, возникают два вопроса.

Первый может быть сформулирован следующим образом: поскольку предполагается, что именно изменение этих параметров приводит к установлению общего вальрасовского равновесия, то каким образом осуществляется корректировка цен? Это вопрос устойчивости ОРВ.


Необходимо отличать этот вопрос от вопроса гибкости цен, с которым его часто путают. Цены могут быть негибкими или “липкими” вследствие экзогенных (институты, установившиеся, рутинные процедуры принятия решений) или эндогенных (взаимные интересы партий, издержки корректировки) причин. Как мы видели, гипотеза негибкости цен, особенно в сторону понижения, сыграла большую роль в макроэкономическом анализе неравновесных состояний. Современная теория неявных контрактов, согласно которой оба участника обмена могут быть заинтересованы в корректировке не цен, а количеств, рассматривает именно такие ситуации. Но какими бы не были цены, жесткими или абсолютно гибкими, остается открытым вопрос о том, каким образом происходит их изменение. Являются ли цены фиксированными или только негибкими в сторону понижения, необходимо задать себе вопрос о том, кто их устанавливает. Если предположить, что их устанавливает или изменяет некоторый агент или группа агентов, то вновь встает проблема описания функционирования конкурентного рынка, поскольку мы отказываемся от гипотезы цен как параметров.

Очевидно, что данная гипотеза совместима с любой частной гипотезой, касающейся гибкости цен, если только они рассматриваются агентами как параметры.

Второй вопрос касается осуществления обменов. В условиях равновесия агенты принимают индивидуальные решения об обмениваемых количествах, совокупность которых, по построению, является равновесной. Для каждого товара реализуется равенство между совокупным спросом и совокупным предложением: продавцы реализуют все количество товара, которое они хотели продать, а покупатели приобретают именно столько товара, сколько они хотели купить. Тогда каждый рынок уравновешивается (markets clear).

Остается определить, каким образом количество, предлагаемое каждым индивидуальным агентом, продается в действительности другому индивидуальному агенту. Рыночная экономика предполагает, что обмены реализуются посредством двусторонних контрактов. Но такое положение не принимается ТОРВ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Конкуренция как элемент рыночного механизма. Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные признаки и характерные черты монополистической конкуренции. Методы конкурентной борьбы. Правительство как регулятор конкурентных отношений в экономике.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2009

    Конкуренция как важнейший элемент рыночного механизма. Ее основные формы, свойственные современному рыночному хозяйству. Формирование совершенной конкуренции и условия ее возникновения. Основные черты абсолютной монополии и монополистической конкуренции.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2009

    Характеристика поведения исследуемой фирмы в условиях равновесия рынка в коротком и длительном периоде. Отличительные черты совершенной и чистой конкуренции. Особенности регулирования монополии путем налогообложения. Последствия монополизации рынка.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    История, сущность механизма рыночных отношений. Два вида взаимоотношений субъектов рынка. Классификация конкурентности по основаниям, по масштабам развития. Характерные черты совершенной, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Понятие рыночного хозяйства и его характеристика, экономическая сущность рынка. Описание экономической модели рынка совершенной конкуренции, её отличия от чистой конкуренции. Монополистическая модель рынка, её равновесие и условия максимизации прибыли.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Совершенная конкуренция. Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2007

    Понятие конкуренции как экономической категории, её основные элементы. Совершенная и несовершенная конкуренция как важнейшие элементы рыночного механизма. Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции. Способы их решения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2016


Содержание

Введение

Практика развитых индустриальных и развивающихся стран свидетельствует, что не все функции, необходимые для естественного протекания воспроизводственных процессов и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что механизм свободного рынка оказывается несовершенным с точки зрения обеспечения макроэкономической устойчивости, а рыночные отношения не обеспечивают социальных гарантий населению. Рынок оказывается неспособным решить проблему обеспечения экономической и национальной безопасности, социальной стабильности в обществе.
Негативные последствия вышеперечисленных факторов и многих других аспектов экономического развития привели к осознанию недостаточности «самонастройки» рыночной среды.
При всей своей огромной позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.
Первые попытки обосновать несовершенство рынка и его неспособность производить достаточно благ определенного рода предпринимали такие экономисты как А.Смит, А.Маршалл и А.Пигу. А.Смит сформулировал экономические функции государства, А.Маршалл и А.Пигу ввели в научный оборот понятие «внешний эффект». А.Пигу оправдывал вмешательство государства в экономику (налог Пигу) как следствие несовпадения частных и общественных затрат и выгод, которые приводят к недостижимости общественного оптимума.
В российской экономической теории проблема несовершенства рынка практически не освещается в разделах курса микроэкономики или в рамках экономики общественного сектора, так как не вполне вписывается в классическую тематику теории рыночного хозяйства.
Целью курсовой работы является изучение несовершенство рынка и проблем функционирования современной экономики. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    рассмотреть понятие «несовершенства» рынка, его проявления и причины появления; изучить методы государственного воздействия на рынок, а также функции государства в экономике;
    рассмотреть глобальные экономические проблемы; проанализировать состояние современной российской экономики, выявить проблемы ее функционирования.
Предметом исследования являются экономические процессы несовершенства рынка, а также основные проблемы современной экономики.

Глава 1. Понятие несовершенства рынка и роль государства в рыночной экономике

      Несовершенство рынка. Проявления и причины несовершенства рынка

Несовершенства рынка – это отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию.

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

Следует отличать несостоятельность рынка от его несовершенства 1 . Рынок - это институт для сделок, который может принимать различные формы, далекие от совершенной конкуренции. Если несостоятельность служит проявлением недостаточной эффективности конкурентного рынка при соблюдении всех условий свободной конкуренции, то несовершенство рынка возникает в результате изменения формы рынка одним или несколькими продавцами или покупателями (монополистическая, монопосоническая и другие формы несовершенства рынка).
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.
Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.
Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.
3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.
Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.
Причинами несовершенства рынков являются 2: наличие частной информации (которой располагают только фирмы), внешние шоки (воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать) и отдельные непредвиденные инновации (которые могут изменить направления развития производства самым непредсказуемым образом).
Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
      Функции государства в экономике
Несовершенства ("провалы") рынка смягчаются созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране.
Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.
Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты.
Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства 3 . К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
- создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
- стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
-социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

1.3. Методы государственного воздействия на рынок

Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование 4 .
Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование.
Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.
Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.
Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.
Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.
Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий.
Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.
Итак, в данной главе были рассмотрены понятие несовершенства рынка, его проявления и причины. Изучены функции государства в экономике, а также методы государственного воздействия на рынок, которые подразделяются на микро-, макро- и интеррегулирование. В свою очередь основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство. Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли

Глава 2. Проблемы функционирования современной экономики
2.1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки

Глобальные проблемы мировой экономики – это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие разрешения только в результате совместных усилий членов мирового сообщества.
Все глобальные проблемы имеют ряд общих признаков:

    носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или, по крайней мере, большинства) человечества;
    угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человечества как такового);
    нуждаются в срочном и неотложном решении;
    взаимосвязаны между собой;
    требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.
    Рассмотрим ряд проблем.

Глобализация сегодня является, пожалуй, наиболее актуальной проблемой в функционировании современной экономики, и поэтому требует особенно тонкого и адекватного к себе отношения, оценки, восприятия и применения для практической деятельности 5 . Многие известнейшие исследователи как за рубежом, так и в нашей стране относятся к ней в большей степени настороженно и негативно, чем позитивно.
Глобализация это механизм, который опирается на процессы сугубо либерального характера, что приводит, как правило, к резким перекосам в структуре и порядке функционирования мирового хозяйства в целом, в отдельных его сферах и пространственных ареалах. Это проявляется, в частности, в усилении и ужесточении конкуренции между подавляющим большинством хозяйствующих субъектов вследствие интенсификации потока инноваций и быстрой утраты конкурентных преимуществ. Также возрастает опасность агрессивной монополизации целых рынков и отраслей со стороны ТНК, что, в свою очередь, приводит к их конкурированию в более широких сегментах и территориях мирового хозяйства - с другими ТНК, национальными государствами и их союзами, а также всех вместе - на мировых финансовых рынках 6 .
В целом такое положение дел ведет, наряду с получением материальных, финансовых и геополитических дивидендов наиболее обеспеченным меньшинством в основном из развитых государств, к катастрофическому расслоению населения по уровню и качеству жизни как в отдельных странах, так и между богатыми и бедными странами, к культурной деградации - в различных аспектах по всем странам, к экономико-финансовой нестабильности и кризисам, подрыву государственных институтов, этническим, политическим, военным конфликтам и т. д.
Глобальная продовольственная проблема. Если рассматривать в широком смысле – это производство, распределение, обмен и потребление продовольствия в мире и в отдельных странах (политэкономия продовольствия) . В узком смысле – это обеспечение продуктами питания населения мира и отдельных стран и регионов.
Прежде всего, продовольственная проблема напрямую связана с сохранением окружающей среды. Развитие аграрной сферы зависит от заботы государства о сельскохозяйственном производстве и рациональности использования имеющихся в обществе ресурсов – материальных, финансовых, природных и трудовых.
Решение производственной проблемы зависит от социальной политики государства. Обеспечение населения продовольствием в значительной мере определяется наличием и деятельностью профсоюзов и общественных организаций в стране. Снабжение продуктами питания населения определяется степенью экономического развития общества, в частности уровнем производительности труда общества в сельскохозяйственном производстве. По мере роста производительности труда возрастают возможности увеличения производства продуктов питания и возможно снижение остроты продовольственной проблемы.
На продовольственную проблему влияет множество экономических взаимозависимостей, такие как зависимость между: доходами и расходами, отдельными секторами экономики, различными странами, макроэкономической стабильностью и продовольственной стабильностью, экономическими возможностями и равенством в процессе распределения, наделением женщин правами и снижением рождаемости, политическими стимулами и государственной политикой, войнами и экономическим обнищанием.
В последнее столетие широко эволюционировали экологические проблемы. Важнейшими признаками этого кризиса являются: глобальные изменения климата и возникновение парникового эффекта.
В результате беспрецедентных масштабов воздействия человека на окружающую среду, выхода человеческой деятельности за пределы планеты в космическое пространство, втягивания в процесс производства всех элементов биосферы озоновый слой планеты уменьшается, что может привести к всемирному потеплению, таянию ледников Арктики, затоплению значительной части заселенных районов Земли, к усилению разрушительной силы ураганов, тропических циклонов, штормов.
Ежегодно на нашей планете происходит около 10 тыс. наводнений, оползней, ураганов, тысячи землетрясений, сотни извержений вулканов, тропических циклонов. За последние 20 лет вследствие этих природных катаклизмов погибло около 3 млн чел. В условиях дальнейшего углубления экологического кризиса количество жертв от природных катастроф будет нарастать.
Результатом проведения неоколониальной политики в развивающихся странах, в частности, политики «ножниц цен» на сырьевые ресурсы, является массовое уничтожение лесов, прежде всего тропических, что делает невозможным их воспроизводство и приводит к расширению пустынь. По данным института мировых ресурсов, наводнения периодически разрушают налаженную жизнь более 1 млрд чел. Нехватка древесного топлива, истощение грунтов и водных источников, падение сельскохозяйственного производства прямо или косвенно вызваныуничтожением тропических лесов.
Топливно-энергетическая и сырьевая проблемы. Использование топливно-энергетических и сырьевых ресурсов на нашей планете растет значительными темпами. На каждого жителя планеты производитсяоколо 2 кВт энергии, а для обеспечения общепризнанных норм качества жизни необходимо 10 кВт. Такой показатель достигнут только в некоторых наиболее развитых странах мира. В связи с этим, а также ввиду дальнейшего роста населения планеты, нерациональное использование энергии, сырья, неравномерное распределение топливно-энергетических ресурсов среди различных регионов стран мира, их производство и потребление и дальше будут увеличиваться.
Однако энергетические ресурсы планеты не безграничны. При запланированных темпах развития ядерной энергетики суммарные запасы урана будут исчерпаны в первом десятилетии XXI в., но если расход энергии будет происходить на уровне энергетики теплового барьера, то все запасы невосстанавливаемых источников энергии сгорят за 80 лет. Поэтому с точки зрения вещественного содержания основной причиной обострения топливно-энергетической проблемы является увеличение масштабов вовлечения природных ресурсов в хозяйственное обращение и их ограниченное количество на нашей планете. С точки зрения общественной формы такой причиной являются отношения монополистической собственности, которые обусловливают хищническую эксплуатацию природных ресурсов.
Нерациональное использование энергоресурсов в значительной мере вызвано неоколониальной политикой империалистических государств, в частности, «политикой дешевого сырья», которая обескровливает экономику развивающихся стран.
Место и роль развивающихся стран в мировом хозяйстве. Одной из самых острых глобальных проблем является преодоление отсталости развивающимися странами 7 . Эти страны образовались вследствие распада колониальной системы. К ним относятся бывшие колониальные, полуколониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время их насчитывается около 150 из 230 стран мира. В этих странах проживает более 50 % населения планеты.
К общим экономическим чертам их народного хозяйства относятся, во-первых, низкий уровень развития производительных сил; во-вторых, монокультурный характер сельского хозяйства и гипертрофированное развитие отдельных отраслей, работающих на экспорт; в-третьих, многоукладность экономики с преобладанием тех укладов, которые основываются на натуральной форме хозяйствования; в-четвертых, господство докапиталистических форм собственности; в-пятых, наличие отдельных форм государственного вмешательства в экономику; в-шестых, чрезвычайно низкий жизненный уровень большинства населения.
Применение оружия массового поражения носит глобальный характер. Гонка вооружений - огромная опасность человечеству не только как угроза ядерной войны. На нее ежегодно расходуется около 700 млрд дол., что равняется затратам труда в сумме приблизительно 100 млн чел.- лет. Под военные базы отведена значительная часть территорий, только в регулярных войсках занято около 25 млн чел. Изготовление и наращивание огромных арсеналов оружия наносит непоправимый вред окружающей среде.
Особенно опасными являются хранение и захоронение ядерных отходов, отходов химического и бактериологического производства, аварии на военных заводах, боевых самолетах с ядерными и водородными бомбами.
Наряду с угрозой термоядерного оружия реальной становится угроза экологического оружия (провоцирование землетрясений, цунами, нарушение озонового слоя над территорией противника), милитаризация космоса.
Наиболее общей причиной обострения глобальных проблем, связанной с развитием технологического способа производства, является интенсивный рост в последние десятилетия народонаселения планеты, или так называемый демографический взрыв, который к тому же сопровождается неравномерностью роста населения в различных странах и регионах. Если за 1 млн. лет существования человеческой цивилизации население планеты достигло 1 млрд. чел., то увеличение его численности до 2 млрд. произошло через 120 лет, 3 млрд. - через 32 года (1960). В марте 1976 г. население Земли достигало уже 4 млрд. чел., а в начале 1989 г. был преодолен 5-миллиардный рубеж. Согласно прогнозам экспертов ООН, в начале 2000 г. население нашей планеты достигло 6 млрд., а к 2100 г. будет 12-13 млрд. чел.
Прежде всего, она неблагоприятно отражается на экономическом развитии мира и отдельных стран и регионов. Чтобы прокормить, одеть, обеспечить жильем постоянно растущее число людей, необходимо все время наращивать производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, увеличивать объем добычи полезных ископаемых и т.д. Вследствие этого постепенно исчерпываются природные ресурсы, повышается средняя температура на Земле, загрязняется окружающая среда и др. Демографический взрыв сопровождается неравномерностью роста населения в различных странах и регионах, причем наивысший прирост населения наблюдается в странах, где производительные силы развиты слабо, вследствие чего господствует массовый голод, нищета. Демографический взрыв вызывает обострение таких глобальных проблем, как продовольственная, экологическая, сырьевая, энергетическая.
Также причиной обострения глобальных проблем является также быстрая урбанизация населения, увеличение гигантских мегаполисов, что сопровождается бурной автомобилизацией и сокращением сельскохозяйственных угодий. В целом на 0,3 % территории планеты сконцентрировано 40 % населения.

2.2.Основные проблемы современной экономики России

Российская экономика за восемь последних лет существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция 8 .
За восемь лет объемы ВВП выросли на 72%, достигнув 1 триллиона 330 миллиардов рублей. Чистый приток капитала в РФ в 2007 году составил 82,3 миллиардов долларов, что является рекордом. В 2006 году приток капитала был почти вдвое меньше - 42 миллиарда долларов.
Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз за последние 8 лет. Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самых низких показателей в мире).
Основные экономические индикаторы уровня жизни населения представлены в приложении 1.
Зарплаты и пенсии увеличивались быстрее инфляции, что позволяет говорить о росте реальных доходов населения. Однако, пока не удалось решить одну весьма важную задачу - это сокращения разрыва между бедными и богатыми.
Анализ распределения населения по величине среднедушевых доходов показал (см. приложение 1), что в 2007 г. по сравнению с 2004 г. на 9,7% сократилась доля населения с ежемесячным доходом до 2000 руб.
Наибольший удельный вес в структуре доходов 2007 г., а именно 19,1% занимают граждане с доходом от 10000 до 15000 руб. Возросло количество граждан с уровнем дохода выше 25000 руб., к примеру, в 2006 г. их удельный вес составлял 3,1%, когда в 2007 г. – 10,1%.
Однако, так называемый "коэффициент фондов", это соотношение доходов 10% наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения, даже несколько вырос. Если целевой уровень был 14,4 раза, то в 2007 г. этот коэффициент достиг величины 15,3.
Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.
Однако, несмотря на все вышеперечисленное, существуют системные проблемы функционирования современной российской экономики, прежде всего это инфляция , монополизация, бюрократия и коррупция 9 .
Обеспечение макроэкономической стабильности и снижение инфляции являются основными условиями экономического развития России 10 .
Основной проблемой является все-таки высокая инфляция, однако ее причины проистекают от комплекса факторов:

    увеличение бюджетных расходов;
    производительность труда заметно отстает от динамики реальных зарплат;
    рост цен на энергоресурсы на мировых площадках;
    приток иностранных инвестиций;
    низкий уровень конкуренции в отдельных сферах.
Во многих важных сферах цены растут намного быстрее темпов базовой инфляции: в 2007 году квартиры подорожали на 35%, детские сады – на 28,5%, ЖКХ – на 18%, электричество – на 16,7%, бензин – на 16% 11 .
Кроме того, логичным следствием «искаженной» политики ЦБ является отрицательный уровень реальных процентных ставок, способствующих быстрому росту кредитования и, в конечном счете, потребления, что толкает инфляцию вверх. Также в таких условиях возникает риски неэффективности инвестиций, особенно при столь внушительной поддержке государства.
и т.д.................

Особенности конкуренции на рынке труда.

Лекция 2. Функционирование рынка труда.

Функционирование рынка труда и поведение всех его участников во многом зависит от характера складывающихся на нем конкуренции.

Конкуренция – борьба между людьми и группами людей за овладение редкими благами (товары, услуги, ресурсы), приобретение которых требует жертв в виде отказа от других благ.

Конкуренция на рынке труда ведется между:

Наемными работниками за рабочее место и должности;

Работодателями за работников (особенно высококвалифицированных);

Работодателями и наемными работниками (профсоюзами за условия найма);

Между государствами за высококвалифицированную рабочую силу.

Рынок труда в каждой стране делится на сегменты не редко почти несвязанные между собой, поэтому существует:

Конкуренция внутри определенного сегмента рынка труда между работниками одного уровня квалификации – внутрифирменная и межфирменная конкуренция;

Внутрифирменная конкуренция между работодателями, предлагающими однородные рабочие места;

Межсегментная конкуренция – предполагает необходимость преодоления межсегментных сегментов (отраслевых и территориальных), причем как для работников, так и работодателей.

На рынке труда, как и на других работниках можно различать конкуренцию ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную.

Ценовая конкуренция – непосредственно связана с уровнем вознаграждения за труд.

Неценовая конкуренция – связана с их нервной продуктивностью, а так же с недавними возможностями передачи работодателями «рыночного сигнала» о своих трудовых качествах и возможностях.

Добросовестная конкуренция происходит в рамках закона и этических норм.

При недобросовестной конкуренции эти нормы нарушаются.

Экономическая теория труда особое внимание уделяет исследованию аспектов функционирования рынка, которые связаны со степенью ограничения конкуренции, т.е. с наличием ими монопольной власти одной из сторон.

Теоретические аспекты функционирования рынка труда:

Столь большое количество продавцов и покупателей труда, что ни кто из них не в состоянии повлиять на его цену, рыночную заработную плату.

Равноценность работника (их квалификация и продуктивность) и рабочих мест.

Самостоятельный и независящий от кого-то давления, чего-либо вмешательства выбор участников трудовых сделок.

Отсутствие барьеров, препятствующих перемещению работников на новые рабочие места

Равный доход всех участников рынка труда к инфляции в сочетании с нулевыми издержками по ее получению.

На конкурентном рынке труда фирма сталкивается с абсолютно эластичным предложением труда. Для рынка в целом линия предложения имеет обычный для нее положение наклон.



Процесс установления, поддержания, восстановления равновесия на рынке труда можно с одной стороны анализировать в рамках традиционных микроэкономических моделей, а с другой стороны особенностей рынка труда и его субъектов требуют более детального рассмотрения процесса и эффектов, которые здесь возникают. Следует отметить, что в краткосрочных и долгосрочных периодах спрос на труд и его предложение имеют разные коэффициент эластичности.

В краткосрочном периоде он ниже, в долгосрочном выше. Соответственно, установление рыночного равновесия и его поддержания при изменившихся условиях требуют надстройки рынка с помощью государственных методов регулирования.

В ответ на изменение спроса и предложения рынок труда отреагирует соответствующими изменениями к заработной плате и занятости. Как быстро могут эти изменения происходить, т.е. как быстро рынок труда в соответствии находить новое равновесное состояние, зависит от гибкости рынка труда.

Гибкость рынка труда зависит от мобильности работников, степени гибкости режимов труда и рабочего времени, от возможности производства связанных с изменением издержек. Рынок труда будет не гибким, если заработная плата и режим рабочего времени жесткие, а мобильность рабочей силы низкая.

Подстройка равновесия на рынке труда может осуществляться по-разному в зависимости от ряда обстоятельств, в частности от того, на сколько способно работники и работодатели договариваться между собой, соблюдая баланс интересов. Если работник может сообщить работодателю о недовольстве работой лишь своим увольнением, то подстройка равновесия на рынке труда называется механизмом выхода.

Восстановление равновесия на рынке труда может происходить иначе: с помощью механизма подстройки «голос». Он основан на том, что работодателем и работники обмениваются информацией и это позволяет работодателю во время реагировать на изменение ситуации, избегая тем самым потерь из за увольнения работников. Таким образом, с помощью механизма «голос» регулируется условия труда, с помощью механизма «выход» уровень труда.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...