Фискальная политика. Большая энциклопедия нефти и газа


Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах. К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог; косвенные налоги; пособия по безработице; пособия по бедности.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж, падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращается. При перегреве совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Для стабилизирующего воздействия фискальной политики на экономическую конъюнктуру, правительство должно в периоды спада увеличивать «приток», а в периоды бума – «отток» на рынке благ. Такое развитие событий обеспечивается не только дискреционной политикой, но и системой автоматических (встроенных) стабилизаторов – факторов рыночной экономики, обеспечивающих эти «притоки» и «оттоки».

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика , или «система встроенных (автоматических) стабилизаторов» – изменение в относительных уровнях государственных расходов и налогов без вмешательства государства, вызванное изменением экономической конъюнктуры. Эта система представляет собой фискальное законодательство, сформированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска и занятости. Его цель – создать механизмы, которые без специальных правительственных решений оказывают стимулирующее фискальное воздействие на экономическую конъюнктуру (путем увеличения бюджетного дефицита) при наступлении спада , а во время подъема сдерживающее (путем увеличения бюджетного излишка).

Основная задача недискреционной политики – ослабить колебания совокупного спроса и дохода, тогда как задача дискреционной политики – устранить негативные последствия этих колебаний.

К «встроенным стабилизаторам» относятся:

· прогрессивная система налогообложения доходов;

· систему социальных пособий и программы помощи;

· потребление и сбережение;

· система участия наемных работников в прибыли.

Прогрессивная система налогообложения заключается в увеличении налоговых ставок с ростом объекта налогообложения. Благодаря такой системе в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. В результате этого колебания совокупных расходов будут смягчены.

Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также индексация доходов населения. В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства.

Автоматическим стабилизатором является функция потребления , зависящая от национального дохода. Если потребление домохозяйств соответствует этой концепции, это оказывает стабилизирующее воздействие на экономическую конъюнктуру: в периоды спада потребление снижается не так быстро, как доходы, а в периоды подъема рост потребления отстает от роста доходов. Как правило, домохозяйства стремятся поддерживать привычный жизненный уровень и медленно приспосабливаются к повышению дохода.

Любой встроенный стабилизатор действует в сторону частичного уменьшения любых колебаний экономики, но он не может полностью их нейтрализовать. Без проведения дискреционной политики сами по себе они недостаточны.

Определим их влияние на мультипликативные эффекты дискреционной фискальной политики.

Если государство вводит пропорциональный налог, то все мультипликаторы изменяются, что доказывается алгебраически. Так, налоговая функция принимает вид, аналогичный функции потребления:

где: Т а – объем автономных (не зависящих от совокупного дохода) налоговых поступлений;

t – ставка налога (доля дохода, изымаемого в виде налога).

Тогда функция потребления принимает вид

В точке равновесия имеет место . Введем в это уравнение функцию потребления:

Решая данное уравнение относительно Y, получаем следующие результаты (таблица 8.1).

Очевидно, что при наличии встроенных стабилизаторов величина мультипликаторов снижается, что ослабляет влияние резких изменений автономных (в первую очередь инвестиционных) расходов на объем совокупного выпуска и дохода.

Таблица 8.1

Фискальные мультипликаторы при отсутствии и наличии

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (благодаря прогрессивной ставке налогообложения и также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательской способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма доходов, изымаемых с помощью налогов, уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Другими словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и, наоборот, в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

К встроенным стабилизаторам относится система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.д., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная политики.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика. Внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

2.3 Типы финансовой политики

1. Классическая

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж.М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3.Неокласическая

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.

Схема 1. Структура фискальной политики

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Инструментами фискальной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета - государственные закупки; трансферты и налоги. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также налогово-бюджетной политикой.

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют: стимулирующую фискальную политику, которая применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов; сдерживающую фискальную политику, которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают: дискреционную и автоматическую фискальную политику. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики, их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Т.е. встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие, которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся: подоходный налог (включающий налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.

  • 1. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия подоходных налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
  • 2. Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.
  • 3. Автоматическими стабилизаторами являются также пособия по безработице и по бедности, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже «черты бедности» - и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому в развитых странах экономика примерно ? регулируется с помощью мер дискреционной фискальной политики и на ? - за счет встроенных стабилизаторов.


ВВЕДЕНИЕ

"Фискальная политика - манипулирование

государственным бюджетом, производственными

расходами и налогообложением, для

достижения выдвинутых целей, увеличения

производства и занятости или снижения инфляции"

К. Р. Макконнелл и С. Л Брю

фискальный занятость инфляция налог

Актуальность темы

Фискальная политика является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства. Я считаю, что исследуемая мною тема, тема фискальной политики, на сегодняшний день очень актуальна, так как экономика переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба страны и судьба каждого человека, живущего в Республике Молдова.

Целью данной курсовой работы, является рассмотрение проблем и особенностей осуществления на территории РМ фискальной политики, проводимой правительством Республики Молдова.

Реализация поставленной цели, предполагает решение задач:

Анализ общих положений фискальной политики и ее механизма.

Исследование направленности фискальной политики в РМ

Выявление проблем повышения эффективности фискальной политики в РМ

Объектом исследования данной курсовой работы, является фискальная политика государства, автоматические стабилизаторы и их воздействие на экономику.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

Объём работы составляет 36 страницы. Данная курсовая работа содержит 4 рисунка, 1 приложение.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ речь идет о основных методологических аспектах фискальной политики и автоматических стабилизаторов, о их воздействии на экономику страны. Здесь определяются и исследуются основные задачи фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Описана сущность основных инструментов бюджетно-налоговой политики (государственных расходов(G ) и налогов(Т)).

ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ рассматриваются особенности бюджетно-налоговой политики Молдовы. Здесь выявлены содержание и направленности налоговой системы Республики Молдова. Подробно рассмотрен один из основных налогов Республики Молдовы, который является регулирующим доходным источником бюджетной системы - подоходный налог с физических лиц.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ идет речь о эффективности фискальной политики в Республике Молдова. Целью Правительства является служение на благо всей страны в целом и каждого гражданина в отдельности. Повышения эффективности бюджетно-налоговой политики является задачей Правительства. Эффективность и качество государственной службы лежат в основе современного публичного управления, ориентированного на достижение конкретных результатов. В данной главе рассмотрены именно проблемы повышения эффективности фискальной политики, задачи Правительства и непосредственная деятельность Правительства Республики Молдова по осуществлению данных задач.

ГЛАВА 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ МЕХАНИЗМ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Фискальная политика представляет собой деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. Фискальная политика является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства.

Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации, делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. Прямые это-изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Косвенные – изменения в налогообложении(ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Уровень государственных расходов, налоговых поступлений может изменяться даже если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику.

Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса. Автоматические стабилизаторы обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции, во-вторых, они действуют автоматически. Способность стабилизировать выпуск продукции проистекает из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора. Это означает, например, что любое падение инвестиций ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину. Автоматизм их действия обусловлен тем фактом, что налоговая ставка одним только фактом своего существования уже способствует стабилизации выпуска продукции.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1. Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства, сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.

2. Системы пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства, увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат.

Существуют и другие формы встроенных автоматических стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д. Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта.

~ Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

~ Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Стимулирующая фискальная политика проводится в тех случаях, когда равновесный уровень производства меньше потенциального. Государство может воздействовать на совокупный спрос через налоги, или государственные закупки, или используя сразу оба инструмента фискальной политики. Когда увеличиваются государственные закупок (G) или снижаются налоги(T), кривая совокупного спроса сдвигается вправо(AD). (см. рисунок 1). Стимулирующая фискальная политика приводит к дефициту государственного бюджета.

Рис. 1 Виды фискальной политики

Сдерживающая фискальная политика действует в ситуации инфляционного разрыва (когда равновесный уровень производства больше потенциального). Данная политика предусматривает увеличение налогов, уменьшение госзакупок, или совмещение этих двух методов.

Ограничительная фискальная политика приводит к излишку госбюджета. (см. рисунок 1.)

Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы (G) и налоги (Т).

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. С их помощью государство воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Функции налогов:

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. Посредством фискальной функции системы налогообложения мобилизуют денежные средства, необходимые государству для выполнения его функций и удовлетворения общенациональных необходимых потребностей. Размер налогового бремени в стране определяется суммой расходов государства на управление, оборону, содержание суда, органов общественного порядка, на хозяйственно-организаторскую деятельность, социальные нужды и другие. Чем больше функций возложено на государство, тем оно должно больше мобилизовать налогов в бюджет. С другой стороны, размер налогового платежа определяется в зависимости от доходов, объема потребления, стоимости имущества, находящегося в собственности плательщика.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования - обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, и тем самым способствовать росту централизованного фонда денежных средств государства.фискальной политикой понимается автоматическое изменение государственных расходов, налогов и... экономики. Инструментами данной фискальной политики являются встроенные стабилизаторы , которые представляют собой...

  • Фискальная политика , ее виды, инструменты

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Недискреционная фискальная политика осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов . Автоматические (встроенные) стабилизаторы – не зависящие...

  • Фискальная политика государства цели и механизмы

    Реферат >> Экономическая теория

    Делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов ). Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством...

  • Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики

    Реферат >> Экономика

    Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов . Автоматический стабилизатор - ... уровня экономической активности. Автоматическая фискальная политика . Автоматическая фискальная политика - экономический механизм...

  • Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...