Факторы эффективности фискальной политики. Курсовая работа: Фискальная политика государства


    ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ

Фискальная политика является частью финансовой политики государства.

Фискальная политика – политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная политика включает:

    дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

    недискреционную политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Выделяют два вида дискреционной политики: стимулирующую и рестриктивную.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

Рестриктивная фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

    финансирование дефицитов;

    ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством пропажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. К основным проблемам относятся следующие:

1. Временной лаг. Это период, обусловленный реализацией фискальной политики, включающий этапы: осознания явления (спада или бума); административной задержки (от осознания до принятия мер); преодоления инерционности экономики (от принятия мер до получения эффекта). Проблема в том. Что в течение этого времени экономическая ситуация может принципиально изменится, и принятые меры окажутся неадекватными.

2. Приоритеты и баланс целей государственной политики:

а) У государства, как известно, много целей, и фискальная политика лишь одно из направлений его деятельности. Цели нередко противоречат друг другу. Так, например, задача сбалансирования госбюджета часто находится в конфликте с задачами макроэкономической стабилизации. Не согласованность целей порождает непредвиденные результаты. Поэтому необходимо соотносить между собой приоритеты целей и их баланс.

б) Необходимо учитывать переплетение делового цикла экономической активности с избирательным циклом политической активности. Это ставит осуществление фискальной политики в зависимость от чисто внешних политических устремлений. Например, известно, что популярные меры проводятся, как правило, до выборов, а наиболее непопулярные - после.

в) Фискальная политика, в отличие от кредитно-денежной, наиболее подвержена воздействию коррупции и лоббизма.

3. Эффект вытеснения расходов. Он обусловлен тем, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика в тенденции подрывает свою собственную эффективность. Так, например, при спаде государство осуществляет программу роста государственных расходов. Для их финансирования оно выходит на финансовый рынок, предлагая ценные бумаги. В результате произойдет увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной ставки и, соответственно, сокращению частных инвестиционных и потребительских расходов. Происходящее вытеснение расходов снижает эффективность стимулирующей политики. Однако, по мнению кейнсиансев, существуют факторы, противодействующие этому. Указывается на то, что 1) рост государственных расходов приводит к увеличению ожидаемой прибыли в частном секторе и стимулирует спрос на частные инвестиции; 2) можно увеличить денежное предложение, и эффект вытеснения будет полностью компенсирован, поскольку произойдет стабилизация ставки процента.

4. Эффект инфляции. Он состоит в том, что рост цен существенно ослабляет эффективность стимулирующей политики. При стимулировании совокупного спроса экономика перемещается на промежуточный участок кривой AS . Начавшаяся промежуточная инфляция через механизм эффектов богатства, процентной ставки, импортных закупок приводит к сокращению АЕ, что уменьшает эффективность стимулирования. Экономика не попадает в точку полной занятости Q e . Рост цен привод к отклонению кривой AS влево вверх, и равновесный объем производства устанавливается на уровне Q 2 .

5. Эффект чистого экспорта. Он обусловлен тем, что воздействия мировой конъюнктуры могут снизить и обесценить эффективность фискальной политики. Так при осуществлении стимулирующей политики государство в целях финансирования дефицита выходит на денежный рынок в качестве предъявителя дополнительного спроса. Увеличение спроса на деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг и делает их привлекательными для покупателей из-за рубежа. Поэтому повышается внешний спрос на деньги и, соответственно, валютный курс рубля, что вызывает снижение чистого экспорта и АЕ. Такие изменения не только обесценивают фискальную политику, но и негативно воздействуют на торговый баланс.

6. Односторонность мер кейнсеанской фискальной политики. Кейнсеанцы предлагают воздействовать на экономику через AD и AE . Однако сторонники неоклассической экономической доктрины выступают за проведение политики, ориентированной именно на AS .

7. При проведении общей фискальной политики важно учитывать соотношение между дискреционной и недискреционной политикой, конкретный вклад каждой из них в макроэкономическую стабилизацию. Неучет этого ведет к нежелательным, нередко противоположным результатам, нежели те, которые предполагались в качестве первоначальных целей.

По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, – нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.

В сложившихся условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей системы фискального регулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог на добавленную стоимость) и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру.

Однако этот подход, направленный на “расшивку” всей системы бухгалтерского учета для изменения самого механизма изъятия налогов, не предполагает методов макроанализа. В противовес ему количественный метод оптимизации налоговой системы нацелен на определение максимально рациональных налоговых ставок в рамках действующего фискального механизма. Понятно, что он предполагает оптимизацию величин как отдельных налоговых ставок, так и совокупного налогового бремени как на юридических, так и физических лиц. Данный метод кардинально не меняет действующей системы налогообложения и, по сути, нацелен лишь на корректировку количественных фискальных параметров. Понятно, что это направление совершенствования системы государственного регулирования предполагает применение широкого спектра микро- и макроэкономических методов и моделей.

Оценить эффективность фискальной политики можно с разных позиций, а именно с позиции экономического субъекта (источника налогообложения) и государства (получателя налогов). С точки зрения юридических и физических лиц, оценка эффективности фискальной политики государства не представляет научного интереса, так как здесь действует прямолинейная и примитивная логика: чем больше налоговых изъятий, тем хуже. При оценке фискальной политики с точки зрения государства возможны два аспекта анализа: оценка эффективности фискальной политики, влияющей на производственную активность экономической системы и на наполненность доходной части государственного бюджета. Как правило, эти две оценки вступают в противоречие, и фискальная политика, эффективная с точки зрения второго критерия, может быть совершенно неэффективной с точки зрения первого. Кроме того, даже в рамках каждого из этих критериев фискальная политика может иметь неоднозначный результат, т. е. в развитии исследуемых процессов имеются точки перегиба.

Именно нелинейная зависимость объемов производства и налоговых поступлений от налогового бремени и есть предмет изучения, когда оценивается эффективность фискальной системы. Как правило, все конкретные расчеты параметров эффективности ведутся в рамках так называемой кривой А. Лаффера, в соответствии с которой функциональная зависимость налоговых доходов государства от уровня налогового бремени описывается параболой с точкой максимума.

Справедливости ради отметим, что концепция кривой Лаффера занимает центральное место в современной теории фискального регулирования. При этом конкретные исследования в этой области идут, как правило, по двум направлениям. Первое (теоретическое) предполагает моделирование экономистами производственных и фискальных процессов и теоретическое выведение из построенных моделей параболической зависимости Лаффера. В работах подобного рода акцент ставится на строгое доказательство наличия “эффекта перегиба” на фискальной кривой и выявление условий его возникновения, что само по себе имеет большое значение для экономической теории. К числу наиболее содержательных исследований этого направления можно отнести работы . Второе (прикладное) направление связано с практическими расчетами величин так называемых точек Лаффера (точек перегиба на фискальной кривой) применительно к отдельным странам и, по сути, представляет собой специфический раздел теории макроэкономического оценивания. В этом случае функциональные особенности экономической системы уступают первое место вычислительным алгоритмам и работе с конкретными статистическими данными (см., например, ). В ряде случаев теоретические модельные построения сопровождаются эмпирическими расчетами, чем обеспечивается слияние первого и второго подходов. Однако таких исследований чрезвычайно мало и, похоже, что при всей своей привлекательности этот путь малопродуктивнен.

Фискальная политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Именно поэтому оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время.

Оценивая эффективность фискальной политики, следует отметить её достоинства и недостатки.

К достоинствам фискальной политики относят:

Бюджетно-налоговая политика помогает сгладить колебания экономического цикла: помогает экономике возрождаться при спаде, а при подъеме сдерживает «перегрев» экономики. Инструменты фискальной политики либо непосредственно являются составляющими совокупного спроса (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансфертные платежи). Именно это и позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъёма экономики - сокращать их.

Бюджетно-налоговая политика стимулирует экономический рост. При

осуществлении государством стимулирующей фискальной политики государственные расходы увеличиваются, налоги снижаются. Во-первых, это приводит к увеличению совокупного спроса с AD1 до AD2, а значит и совокупного дохода с Y1 до Y2. Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции; если же будет понижена ставка подоходного налога - повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой АS1 в положение AS2 и росту совокупного дохода с Y2 до Y3. В итоге уровень дохода увеличится с Y1 до Y3 [рисунок 2.1].

Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики обладают мультипликационным эффектом воздействия равновесного совокупного выпуска.

Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени от утверждения решения об изменении фискальной политики до получения эффекта от их реализации. Когда правительством принято решение об изменении в фискальной политике, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

Немедленное включение автоматических встроенных стабилизаторов при недискреционной фискальной политике. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики, сглаживание экономических колебаний происходит автоматически.

К недостаткам фискальной политики относят:

Эффект вытеснения.

Вытеснение - это общий термин, обозначающий любое падение частных расходов, сопровождающееся увеличением государственных расходов .

Эффект вытеснения заключается в том, что при увеличении роста государственных расходов, что приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Таким образом, государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором, что повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления, или иначе государственные расходы «вытесняют» частные. Когда фискальную политику рассматривают с этой точки зрения, то может оказаться, что она в значительной степени, а иногда и полностью, неэффективна.

Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - период времени между осознанием необходимости изменения политики и принятием решения о её изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, но введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования в большинстве случаев требуют длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Например, если первоначально в экономике наблюдалась рецессия (спад производства), и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

Трудности в расчетах. Трудно оценить влияние на совокупный спрос трансфертов и налогов, т.к. их влияние зависит от предельной склонности к потреблению, рассчитать которую достаточно сложно.

Политическое влияние на фискальную политику.

Фискальные меры принимаются и проводятся на политической арене. Эта реальность может не только замедлить реализацию фискальной политики, но и породить потенциальные политические конфликты, которые приходится учитывать при формулировании этой политики. Политики - это люди, которые стремятся быть избранными как можно дольше, поэтому они активно используют инструменты фискальной политики в предвыборных целях. Сильная экономика в период выборов, несомненно, помогает им добиться этих целей. Поэтому многие из политиков могут выступить за крупные снижения налогов под лозунгом проведения стимулирующей фискальной политики даже в том случае, когда такая политика в экономическом смысле является необоснованной. Точно так же они могут обосновать повышение государственных расходов на популярные в обществе статьи, вроде субсидий в сельское хозяйство, здравоохранение, образование, повышение безопасности страны.

Существует вариант, что лица, занимающие выборные должности, и политические партии, могут совместно использовать фискальную политику, в первую очередь в политических целях, тем самым они вызывают ненужные изменения совокупного спроса, в результате чего усиливается (вместо сдерживания) экономические колебания. Часто происходит, что перед выборами проводится экспансионистская фискальная политика, а уже после выборов приходится прибегать к мерам рестрикционной политики, чтобы ограничить излишне высокий совокупный спрос после выборов. Если отобразить эту проблему более кратко, то политиками могут быть порождены так называемые политические циклы деловой активности. Доказать при помощи документов, что ситуация проводилась по подобному сценарию, довольно трудно. Несмотря на это, мало кто сомневается, что политические аспекты действительно серьезно влияют на формирование фискальной политики .

Неопределённость. Это касается в первую очередь проблем распознавания экономической ситуации. Достаточно трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период спада и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в «перегрев». Так как на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики. Во-вторых это касается проблем оценки, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то достаточно сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные расходы или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрева и ускорения инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей бюджетно-налоговой политики как не привести экономику в состояние депрессии.

Инфляция спроса как результат увеличения совокупных расходов. В кейнсианской модели механизм действия фискальной политики рассматривается при постоянном уровне цен. В реальности цены изменяются. Например, увеличение государственных закупок приводит к увеличению совокупного спроса, следовательно, и росту цен. В результате чего прирост государственных закупок в краткосрочном периоде частично компенсируется, т.е. воздействие стимулирующей фискальной политики будет меньше предполагаемого.

Дефицит бюджета. В результате проведения стимулирующей фискальной политики увеличивается дефицит бюджета. Дефицит бюджета - сумма, на которую расходы бюджета превышают доходы бюджета. Дефицит состоит из дефицита при полной занятости (структурного дефицит) и циклического дефицита (вызванного колебаниями экономического цикла).

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить её результаты. Часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а с другой стороны - на их размеры могут повлиять изменения объёма национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Именно поэтому судить по данным показателям об эффективности проводимой дискреционной фискальной политики достаточно сложно.

Чтобы оценить правильность принимаемых мер фискальной политики, используют бюджет полной занятости (стандартизированный, или структурный бюджет), который позволяет определить, каким была бы структура дефицита или излишка государственного бюджета при данном уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости .

Смысл такой операции состоит в том, чтобы получить возможность сравнить фактические государственные расходы за год с государственными доходами, которые государство могло бы получить, если бы экономику функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки [рисунок 2.2].

Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объёме выпуска YE. Фактический объём выпуска равен Y1, а потенциальный - Y2. Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Но в действительности никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налогах (кривые G и Т остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN.

Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень национального дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, то есть в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как проводимая фискальная политика влияет на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что оценка эффективности системы фискального регулирования и путей ее оптимизации являются довольно актуальными в настоящее время. Анализ эффективности фискальной политики показал, что данный механизм финансового регулирования имеет как свои «плюсы», так и свои «минусы». Бюджетно-налоговая политика может способствовать стабилизации выпуска продукции, но в то же время абсолютно ясен тот факт, что фискальная политика не всегда способна обеспечить полную стабильность. Для оценки правильности принимаемых мер фискальной политики принято использовать бюджет полной занятости. Следует отметить, что эффективность фискальной политики глубоко можно проанализировать с использованием модели IS-LM.

По мнению многих ученых, эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков.

Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема - сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения (подробнее о нем см. ниже). Сдерживающая - наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.

Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика способствует решению ряда других задач . Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой - позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение.

Вместе с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги (запаздывание).

Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов проблематично, потому что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от трс, динамику которой предсказать достаточно сложно; во-вторых, для определения степени влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса необходимо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчет которых затруднителен.

Одна из серьезных проблем реализации фискальной политики - эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные - в этом и состоит эффект вытеснения.



Помимо эффекта вытеснения результативность стимулирующей фискальной политики ослабляет и инфляция спроса, которая может быть следствием увеличения совокупных расходов.

Существуют также проблемы, связанные с действием автоматической фискальной политики. Она не только не в состоянии значительно влиять на ход делового цикла, но и на определенной его стадии может служить так называемым фискальным тормозом. Так, в ситуации, когда после серьезного спада производства экономика только начинает выходить из застоя и ей еще требуется поддержка, стимулы к развитию, встроенные стабилизаторы начинают действовать в обратном направлении, сокращая совокупные расходы и увеличивая налоговые изъятия в казну.

Не следует забывать и о том, что фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Например, практика показывает, что перед выборами некоторые виды государственных расходов увеличиваются, а после них - сокращаются, что, естественно, не способствует повышению эффективности фискальной политики.

Эффективность фискальной политики

После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесия платежного баланса.

Фискальная политика служит действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но для нее характерны некоторые негативные черты, снижающие ее эффективность:

Изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;

Фискальная политика эффективна в краткосрочном периоде, а в долгосрочном может приводить к отрицательным результатам;

Для фискальной политики характерен «эффект запаздывания»: требуется определенное время, прежде чем изменение величины налогов или правительственных закупок окажет ожидаемое воздействие на экономику (часть времени уходит на принятие решений о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера, затем определенное время требуется на то, чтобы экономика начала «реагировать» на принятые решения). К моменту, когда принятые меры начнут давать результаты, экономическая ситуация может изменится и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, тогда как результаты сдерживающих мер начнут сказываться в период спада – фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой.

11.6. Задачи и упражнения

Задача № 1

Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки. Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Доход

Налог

Средняя налоговая ставка, %

Предельная налоговая ставка, %

Задача № 2

Постройте две кривых Лоренца на основании следующих данных:

а) распределение доходов уплаты налогов и получения трансфертов:

Первые 20 % населения получают 2 % всего национального дохода;

Вторые – 10 %;

Третьи – 15 %;

Четвертые – 20 %;

Пятые – 53 %.

б) распределение доходов после уплаты налогов и получения трансфертов:

Первые 20 % населения получают 5 % национального дохода;

Вторые – 14 %;

Третьи –21 %;

Четвертые – 25 %;

Пятые – 35 %.

Какая из кривых, на ваш взгляд, в большей степени отражает принцип справедливости при построении системы налогообложения?

Задача № 3

«Чем выше ставки налогов, тем больше поступления в государственный бюджет». Дайте комментарий этому высказыванию, используя идею кривой Лаффера.

Задача № 4

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Предельная ставка подоходного налога (t) составит 20 % или 0,2. Уровень дохода, соответствующий полной занятости, составляет 1200 млрд.руб. Если Y=0, то T=0; при Y, равном 1000 млрд.руб.

Чему будут равны налоговые поступления?

Если доход составляет 1500 млрд.руб. Чему при этом будут равны налоговые поступления?

Предположим, что фактический Y равен 600 млрд.руб., тогда чему будут равны налоговые поступления (T)? При G = 200 млрд. руб., чему будет равен фактический бюджетный дефицит? Но если бы при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд.руб., т.е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета. Определите чему будет равен бюджетный профицит?

Задача № 5

Допустим, что правительство в условиях спада экономики приняло решение увеличить на 20 млрд.руб. госзакупки (это осуществляется за счет бюджета), т.е. = 20 млрд.руб.; предположим, что предельная склонность к потреблению (MPC) равна 0,8, соответственно предельная склонность к сбережению (MPS) составит 0,2; при этих условиях мультипликатор (K) равен 5 (1/ MPS = 1/0,2). Определите прирост дохода?

Задача № 6

Налоговая ставка (t) при пропорциональной системе налогообложения составляет 20 %. Сбалансированный бюджет (отсутствие дефицита и профицита) соответствует уровню дохода (Y), равному 500 млрд.ден.ед. Какова при этих условиях величина государственных расходов? Проиллюстрируйте свой ответ на графике.

Задача № 7

Государство вводит прогрессивный налог – 40 млрд.руб., предельная склонность к потреблению составляет 0,75. Рассчитайте, на какую величину изменится национальный доход?

Задача № 8

Правительство получило кредит от международных финансовых организаций в размере 10 млрд.долл. по годовой ставке 8 % сроком на 7 лет. Эти средства предполагаются использовать на инвестирование промышленности. Инвестиционные проекты будут осуществлены в течении в течении двух лет.

Каким должен быть прирост ВВП страны, чтобы за 7 лет можно было полностью погасить долг?

Задача № 9

Темпы роста реального ВВП составляют 4 % в год, реальная ставка процента i = 5 %, относительный показатель первичного дефицита государственного бюджета d = 7 %, соотношение

= 60 %.

Определить, насколько изменится за год соотношение ?

Задача № 10

Величина государственного долга (Гд) до начала года составляет 300 млрд.долл., номинальные государственные расходы без платежей по обслуживанию долга на конец года (Грасх.) – 40 млрд.долл., Уровень цен в течении года возрос на 5 %, номинальная ставка процента (i) – 10 %, номинальные налоговые поступления (Н) – 50 млрд.долл.

Рассчитайте величину номинальных процентных платежей по обслуживанию долга, бюджетный дефицит на начало следующего года?

Задача № 11

Различают понятия активного и пассивного дефицита бюджета. Поясните сущность этих категорий, раскрыв причины возникновения каждого из типов дефицитов бюджетов?

Задача № 12

Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на 40 млрд. руб., что произойдет с выпуском продукции?

Задача № 13

Объем равновесного ЧНП (дохода) составляет 550 млрд. долл. Y = 550. Предположим, что государство увеличивает единовременно выплачиваемый налог на 20 млрд. долл. (
= 20). Функция потребления и сбережения имеют вид C = 0,75
и S = 0,25 . Увеличение налога приводит к снижению располагаемого дохода
= 20 млрд. долл., при этом происходит сокращение потребления (
) и сбережений (
). Определить и ?

Задача № 14

Предположим, государство вводит 3-х рублевый налог на одну пачку сигарет. Покупатели в этом случае будут платить за пачку на 3 рубля больше, чем получают продавцы: допустим, покупатели платят 13 руб., продавцы получают 10 руб., государство получает 3 руб. При введении налога изменится ли количество, которое покупатели желают приобрести, при разном уровне цен? Изменится ли предложение и спрос? Что получат продавцы? Найти точку равновесия. Проиллюстрировать графически.

Задача № 15

Правительство проводит финансово-бюджетную политику, направленную на бездефицитность госбюджета, в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой. Могут ли быть решены задачи по сокращению госдолга при таких условиях?

Задача № 16

Укажите, какие из перечисленных ниже методов гос. регулирования относятся к числу экономических, а какие – административных:

1) прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов;

2) изменение учетной ставки;

3) изменение размеров минимальных резервов;

4) принято постановление, в соответствии с которым предприятия общественного питания обязаны осуществлять льготное обслуживание инвалидов и пенсионеров;

5) разрешено ускоренное амортизационное списание основного капитала;

6) осуществляется гос. регулирование в тех отраслях, где частный капитал неэффективен;

7) введение налога на добавленную стоимость;

8) установление фиксированных цен на товары и услуги.

Задача № 17

Укажите, какие методы денежно-кредитной политики используются в теоретической концепции Кейнсианства, а какие в концепции монетаризма?

1) воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния хозяйства;

2) увеличение количества денег в обращении (стимулирующая роль дополнительной денежной эмиссии в развитии предложения и производства) для роста занятости, стимулирования инвестиционного спроса;

3) манипулированием процентной ставкой;

4) регулирование нормы обязательных резервов для коммерческих банков;

5) операции на рынке ценных бумаг;

6) регулирование учетной ставки.

Задача № 18

Экономика описана следующими данными:

Экспорт товаров составляет 19650 тыс.долл.

Импорт товаров составляет 21758 тыс.долл.

Граждане страны получают факторный доход в виде процентных выплат из-за рубежа в размере 3621 тыс.долл.

Страна выплачивает зарубежным инвесторам факторный доход в виде процентов в размере 1394 тыс.долл.

Расходы граждан данной страны на туризм составляет 1919 тыс.долл.

Доходы данной страны от туризма составляет 1750 тыс.долл.

Страна выплачивает односторонние текущие трансферты в размере 2388 тыс.долл.

Правительство финансирует текущие операции с помощью внешних займов в размере 2500 тыс.долл. Окажется ли такой объем заимствований достаточным для финансирования дефицита платежного баланса по текущему счету? Подтвердите Ваш ответ необходимыми расчетами.

Задача № 19

Определите, дефицитен ли бюджет, если госзакупки составляют 50 ден.ед., трансфертные платежи равны 10 ден.ед., процентные выплаты – 10 % годовых по госдолгу, равному 20 ден.ед., налоговые поступления составляют 40 ден.ед.

Задача № 20

Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?

11.7. Вопросы для самопроверки

1. Каковы сущность и функции финансов?

2. В чем отличие финансовых отношений от кредитно-денежных?

3. Что понимается под финансовой системой и ее структурой?

4. Какова сущность и функции налогов?

5. Принципы налогообложения?

6. Назовите и охарактеризуйте виды налогов?

7. Что такое бюджетный дефицит? Почему он возникает и какие известны методы борьбы с ним?

8. Какую экономическую зависимость выражает кривая Лаффера?

9. Дайте понятие, что такое государственный долг и его виды?

10. Каким образом гос. долг влияет на экономику? Его последствия?

11. Что вы понимаете под бюджетно-налоговой политикой?

12. Виды фискальной политики?

13. Как оценивается эффективность фискальной политики?

Тема 12. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

12.1. Внешнеэкономические связи. Теории международной торговли

12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм

12.3. Открытая экономика. Модель Манделла-Флеминга. Формирование открытой экономики в России

12.4. Валютный рынок. Валютный курс и его составляющие

12.5. Задачи и упражнения

12.6. Вопросы для самопроверки

12.1. Внешнеэкономические связи. Теории международной торговли

Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали как внешнеторговые, в ходе эволюции они переросли в сложную совокупность международных экономических отношений, затрачивающих интересы всех государств мира.

Для России необходимость определения своего места в мировой экономике стоит как одна из важнейших и очень сложных задач.

На пути взаимодействия с мировым хозяйством необходимо находить и переходить от замкнутой к открытой экономике. Этот путь в разное время пришлось пройти многим странам мира, т.к. неоднократно предпринимавшиеся попытки разных стран, жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводили.

Мирохозяйственные связи берут начало в мировой торговле. Внешнеторговый обмен товарами важнейшая составная часть мировых экономических отношений.

Основными показателями, характеризующими внешнеторговый оборот являются:

Экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП);

Объем экспорта на душу населения и др.

Они характеризуют степень включенности страны в мирохозяйственные связи или степень «открытости» экономики. Экономические отношения во всемирном сообществе складываются во многом под воздействием рынка.

Можно выделить следующие формы мировых отношений:

      международная торговля товарами и услугами;

      движение капиталов и зарубежных инвестиций;

      межотраслевая кооперация производства;

      обмен в области науки и техники;

      валютно-кредитные отношения.

Теории международной торговли. Торговый и платежный баланс.

Теории международной торговли – научная основа политики международной торговли, ее стратегии. ТМТ в своем развитии прошли ряд этапов и выступали в различных направлениях экономической мысли.

    Теория меркантелизма, господствовала в течение трех столетий (XV – XVIII вв.). Богатство страны определялось владением ценностями, обычно золотом. Задача государства больше вывозить товаров (экспортировать), меньше ввозить (импортировать).

    Классическая теория МТ включает в себя: теорию абсолютного и сравнительного преимуществ (А.Смит, Д.Рикардо). Теория абсолютных преимуществ исходила из того, что МТ основана на различии абсолютных издержек в производстве товаров в разных странах. А.Смит считал, что целесообразно, импортировать товары из страны, в которой издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которые ниже у экспортеров.

    Теория сравнительных преимуществ исходит из того, что условием внешней торговли не обязательно должно быть различие абсолютных издержек. Рикардо считал, что страны должны выпускать и вывозить товары, которые обходятся им сравнительно дешевле, нежели внутри страны. Следовательно, каждая страна специализируется на выпуске тех товаров, по которым ее издержки относительно более низкие, хотя абсолютные издержки могут быть и выше, нежели за рубежом. Рикардо полагал, что у каждой страны имеется товар, выпуск которого более эффективен, чем выпуск других товаров при сложившихся соотношениях в издержках других стран. Это и есть, по Рикардо, сравнительное преимущество. Следовательно, необходимой предпосылкой существования внешней торговли является выпуск одного и того же товара с различными сравнительными издержками. Когда же складываются равные сравнительные издержки, то международная торговля нецелесообразна. Принцип сравнительных издержек является принципом взаимной выгоды, он определяет, что каждая страна использует свой труд и капитал в отраслях, дающих ей наибольшую эффективность.

    Неоклассическая теория международной торговли (теория шведских экономистов Эли Хейшера и Бертеля Олина, 1899-1979 гг.). Значительный вклад в эту модель внес П.Самуэльсон (модель Хейшера-Олина). Теорию внешней торговли Хейшера-Олина называют теорией соотношения факторов производства. Страны неравномерно наделены факторами производства трудом, землей, капиталом, что по суждению неоклассиков, обуславливает различия относительных цен на товары, от которых зависят сравнительные преимущества стран. Например, если страна наделена в избытке трудом со сравнительно более низкой заработной платой, то трудоемкие товары, выпускаемые в этой стране будут обходится более дешево. Если страна имеет избыток капитала, то более дешевыми товарами будут капиталоемкие товары. Следовательно, согласно теории Хейшера-Олина, странам с избытком рабочей силы выгодно выпускать и экспортировать трудоемкие товары, странам с избытком капитала выгодно выпускать и экспортировать капиталоемкие товары.

12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм

Торговый баланс положителен, если нация вывозит больше товаров и услуг, чем ввозит из-за рубежа. Если импорт больше экспорта, торговый баланс отрицателен. В первом случае торговый баланс имеет активные сальдо, во втором случае он имеет дефицит.

Платежный баланс. Помимо торгового баланса включает в себя:

Иностранные займы;

Проценты по ним;

Доходы от инвестиций;

Трансфертные платежи;

Обмен финансовыми активами.

Сделки по каждой из этих статей представляют собой платежи, поступающие либо в страну, либо из нее. В зависимости от этого платежи заносят либо в графу «доходы», либо в графу «расходы» (соответственно кредит и дебет).

Таблица 16. Платежный баланс

Доходы

Расходы

Экспорт товаров

Импорт товаров

Экспорт услуг

Импорт услуг

Доходы от инвестиций за рубежом

Доходы от иностранных инвестиций в стране

Трансфертные платежи от иностранцев в страну

Трансфертные платежи иностранцев из страны

Приобретение иностранцами активов данной страны

Приобретение гражданами страны иностранных активов (акций, облигаций, валюты)

Обобщающим показателем платежного баланса является его сальдо – это разница между импортными и экспортными статьями.

Превышение импорта из других стран над собственным экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, к внешнеторговому дефициту. Для оплаты последнего страна вынуждена делать долги. А для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутреннее потребление.

Для обозначения разницы между совокупным импортом страны за год используют также понятие чистый экспорт. Превышение экспорта над импортом или положительный чистый экспорт приводит к росту совокупных расходов и тем самым к росту национального продукта и наоборот.

Протекционизм .

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая торговля может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня натурального благосостояния.

Если на пути свободной торговли появляются экономические или неэкономические барьеры, то в силу вступает новый принцип международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – это политика, направленная на защиту национальной экономики путем ограничения (прямого или косвенного) ввоза иностранных товаров.

К экономическим барьерам относятся:

1) таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от иностранной конкуренции;

2) импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то промежуток времени;

3) экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.

высшего высшего образования и приступить к трудовой деятельности или продолжить высшее образование в... высшее профессиональное образование , или высшее профессиональное образование в консерватории на основании закона о школах или высшее образование ...

  • Высшее образование тенденции развития

    Аннотированный список

    И концептуальные вопросы законопроекта об образовании . Модернизация системы высшего образования 4 Ниязова, М. В. ... с учетом международных стандартов инженерного образования [Текст] / А. И. Чучалин // Высш . образование в России. – 2011. - № 10. ...

  • Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель - стабилизация уровня совокупного спроса и, соответственновалового внутреннего продукта. Затем, государству необходимо поддерживатьмакроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен . Под влияние фискальной политики попадает каксовокупный спрос, так исовокупное предложение.

      Фискальная политика: издержки и эффективность.

    Эффективность фискальной политики

    Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помога­ет существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюд­жетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой ре­альной применимости данного вида стабилизационной политики.

    Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики воз­никают некоторые проблемы:

    Побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расхо­дов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита го­сударственного бюджета, а последний - к росту инфляции;

    Государственные инвестиции вытесняют частные инвести­ции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вы­теснения - сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

    Вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвести­ционных расходов;

    Проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о пра­вительственных программах расходов. Фискальная полити­ка часто запаздывает из-за административных и законода­тельных процедур, в результате она может воздействовать

    Только на крупные дестабилизирующие изменения. Не­большие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

    Политические проблемы. С одной стороны, сокращение на­логов, как и увеличение государственных расходов, - очень популярная мера чисто политического плана. С другой сто­роны, увеличение налогов или урезание социальных про­грамм связано с нежелательными социальными последствия­ми, и правительство часто не решается применять эти меры.

      Теоретические основы кредитно-денежной политики.

    Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

    Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

    Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

    1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами

    Неоклассическая школа

    Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

    Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.

    Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

    Мировой экономический кризис 1929--1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.

    Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования

    Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала кит а Дж. Кей-нса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в.макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

    Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

    В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

    Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

    В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.

    Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.

    Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента - спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.

    Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.

    Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

    Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной процентной ставки.

    Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

    Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.

    Во-первых , попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.

    "Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.

    Во-вторых , в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.

    И наконец, в-третьих , Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

    Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения". При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

    Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.

    Монетаристская количественная теория денег

    Послевоенный период вплоть до конца 60-х - начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60-70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

    Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

    Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

    Монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости.

    Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг.

    Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку.

    Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста, существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения абсолютного уровня цен.

    Таким образом, ускорение роста номинального ВНП, вызванное увеличением денежной массы, лишь вначале приобретает форму возрастающего реального объема производства, сопровождающегося уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального производства приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения номинального и реального ВНП.

    Исходя из того, что хорошие намерения слишком часто выполняются неправильно, монетаристы выступили против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения денег и процентной ставки.

    Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег. Центральный банк должен проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.

    В целом же в экономической науке сформировалось направление, получившее название "неоклассический синтез", которое включает разнообразные точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования современной смешанной экономики.

      Государственный бюджет: проблемы формирования и регулирования. Источники доходов государственного бюджета.

    Государственный бюджет - важнейший финансовыйдокументстраны. Он представляет собой совокупность финансовыхсметвсех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

    Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс .

    В бюджетную системуРоссийской Федерациивходят бюджеты следующих уровней:

      Федеральный бюджет

      бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

      бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

    Доходы государственного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

    Доходы формируются за счет:

      налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

      неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

      доходов целевых бюджетных фондов.

    В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7 %, доходы целевых бюджетных фондов - 9 %.

    Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

    Все расходы можно подразделить на следующие группы:

    • экономические;

      на социальные нужды;

      на внешнеполитическую деятельность;

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...