Эксклюзивные дома из клееного бруса. Элитные дома из клееного бруса: комфорт и эстетика


* В русских переводах книг Андерсена, изданных до 1970-х годов, обычно использовалось альтернативное написание «Ганс Христиан». Однако, в академической литературе писали «Ханс Кристиан», что было ближе к датской фонетике имени («Hans Christian Andersen» - [Хэнс Кры́стян А́нэсэн]). Современные русскоязычные издания произведений Андерсена также используют в основном этот вариант.

Писатель Ханс Кристиан* Андерсен - не только самый известный в мире датчанин, но и один из самых влиятельных литераторов всех времён и народов. Его произведения были переведены на более чем 100 языков, а общий их тираж измеряется сотнями миллионов. Произведения Андерсена много раз экранизировались, в том числе студией Уолта Диснея, поэтому в мире сложно найти человека, который не был бы в той или иной степени знаком с его творчеством.

Популярность произведений Андерсена стала настолько огромной и неиссякаемой, что некоторые персонажи из его сказок стали во многих европейских языках нарицательными понятиями. Так «гадким утёнком» часто называют человека, в детстве подвергавшегося неприязни и осмеянию, но в более позднем возрасте раскрывшего свой неординарный потенциал, «снежной королевой» - холодную женщину, слишком нежного и капризного человека могут назвать «принцессой на горошине», а «дюймовочкой» - девушку с очень хрупким телосложением. Все знают значение фраз «а король-то голый!», «осколки кривого зеркала» или «чёртик из табакерки». Всё это является наследием таланта великого уроженца Дании.

В городе Андерсену посвящено очень многое. Везде можно встретить изображения и скульптуры героев его произведений, либо что-то имеющее к нему отношение. Ему посвящены даже светофорные пиктограммы .

Центральной достопримечательностью города является музей Андерсена (H. C. Andersens Hus), занимающий половину квартала в центре.

Музей находится возле дома, где писатель родился 2 апреля 1805 года (через него проходит экспозиция). Поскольку семья Андерсена была бедной, точных документальных доказательств того, что он родился именно в этом доме, не существует, он считается местом его рождения на основании ряда устных свидетельств.

Сведения о детстве писателя малочисленны и противоречивы. Сам он не особо любил касаться этой темы, поскольку стеснялся своего «неблагородного» происхождения. Родился будущий сказочник в 1805 году. Известно, что его отец, Ханс Андерсен, был по профессии сапожником, который получил начальное образование и поэтому умел читать. Именно он впервые открыл сыну мир литературы, читая ему сказки «Тысячи и одной ночи». Он также смастерил для него маленький кукольный театр. Когда Андерсену было 7 лет, отец, гонимый нуждой, пошёл на войну с Наполеоном, где совершенно подорвал своё здоровье. Он умер в 1816 году. «Его забрала Снежная дева» - так объяснили его смерть 11-летнему мальчику.

Мать, Анна Мари Андерсдаттер, была неграмотной прачкой, рождённой вне брака (тогда это считалось тяжелейшим грехом). Спустя два года она снова вышла замуж. Во времена сильной нужды она имела склонность к злоупотреблению алкоголем.

Внутренняя часть родного дома писателя лишь условно реконструирует тогдашнюю обстановку. В те времена это было обычное жилище бедняков - с земляным полом, протекающей крышей и без какой-либо внутренней отделки. Каждую из 5 маленьких комнат занимала одна семья.

Когда Андерсену исполнилось четыре года, его семья переехала в другой дом, расположенный неподалёку. Именно в нём прошло его детство. Дом не входит в основную экспозицию музея, но туда можно войти по тому же самому билету.

На столе лежат инструменты отца.

Андерсен пошёл учиться в местную школу для бедняков, где получил начальное образование. Он был вынужден подрабатывать сначала помощником ткача, затем - портного. В 14 лет он отправился в Копенгаген («чтобы стать знаменитым» - пояснил он матери, которая была уверена, что он скоро вернётся домой). В столице после нескольких безуспешных попыток куда-то попасть ему удалось устроиться в Датский Королевский театр (на фото ниже), где ему давали играть второстепенные роли - у него был красивый голос, который, однако, довольно скоро поломался.

Но будущему сказочнику повезло - его заметил Йонас Коллин, королевский юрист и финансист, который был одним из членов дирекции театра, и которому множество тогдашних представителей бедной, но талантливой молодёжи были обязаны выходом в люди. Прочитав пьесу молодого Андерсена, Коллин сумел разглядеть в нём наличие литературного таланта, которой можно было бы развить, и послал его учиться в школу грамоты в Слагельсе, походатайствовав перед королём Дании, чтобы тот оплатил его обучение. Школьное время, однако, Андерсен вспоминает как самое тёмное в своей жизни. Он был вынужден жить в доме наставника, который обращался с ним жестоко, стремясь «улучшить его характер». Учителя не видели в нём способностей к писательству, а другие ученики издевались над некрасивым, худым и долговязым 17-летним парнем, который был на 6 лет старше их. Из-за этого Андерсен впал в тяжёлую депрессию и развил в себе массу комплексов, от которых так и не смог избавиться до самой смерти. Он также никогда полностью не освоил грамоту, и писал со множеством орфографических ошибок.

Путь Андерсена к славе был нелёгким, однако, в отличие от многих великих людей, умерших в нищете и забвении, и получивших известность только после смерти, Андерсен смог добиться признания ещё при жизни. Его первым успехом была опубликованная в 1829 году история «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» (Fodreise fra Holmens Canal til Østpynten af Amager). В 1833 году он получил небольшой грант от короля, который позволил ему отправиться в первое из его многочисленных путешествий по Европе. Андерсен побывал в Швейцарии и поездил по Италии, в 1835 году опубликовав основанный на его путевых заметках роман «Импровизатор» (Improvisatoren), который также стал успешным.

В том же самом году он опубликовал свой первый сборник сказок, в который вошли произведения «Огниво» (Fyrtøiet), «Принцесса на горошине» (Prinsessen paa Ærten), «Дюймовочка» (Tommelise), «Новое платье короля» (Kejserens nye Klæder) и «Русалочка» (Den lille havfrue).

Часть сказок Андресена основывались на переработанных фольклорных сюжетах, но многие были полностю придуманы им самим. Изначально они не принесли ему особого успеха. Больше интереса сразу после публикации получили его романы «О. Т.» (1836, название является игрой слов - сокращением от имени главного героя и одновременно «Odense Tugthus» - «Оденская тюрьма») и частично автобиографическая трагедая «Всего лишь скрипач» (Kun en Spillemand, 1837).

В 1837 году Андерсен совершил путешествие по Швеции, во время которого проникся нордической романтикой, и в 1839 году опубликовал поэму «Я - скандинав» (Jeg er en Skandinav), в которой пытался отразить красоту нордического духа трёх братских народов (датчан, шведов и норвежцев). Поэма стала популярной после того как шведский композитор Отто Линдблад наложил её на музыку. В 1838 году был опубликован сборник новых сказок, в который вошли произведения «Ромашка» (Gaaseurten), «Стойкий оловянный солдатик» (Den standhaftige tinsoldat) и «Дикие лебеди» (De vilde svaner).

Одним из малоизвестных увлечений Андерсена было вырезание фигурок из бумаги, которых он сделал несколько сотен. Люди, ангелы, цветы, снежинки, библейские сюжеты, балерины, клоуны, пираты, деревья - воображение писателя было поистине безграничным.

Эти элементы можно увидеть в городском оформлении Оденсе.

Настоящим прорывом стал 1845 год, когда в нескольких европейских изданиях вышло несколько переводов сказок Андерсена. После этого его популярность в Европе стала расти. Андерсен постепенно стал знаменитостью, поддерживал отношения со многими известными представителями своей эпохи и много путешествовал, побывав в Швейцарии, Германии, Италии, Испании, Португалии, Англии и других странах Европы. Во время поездок он писал путевые заметки, содержавшие не только документальные наблюдения, но и философские размышления на разнообразные темы.

«Путешествовать - значит жить!» Х. К. Андерсен

оригинал
At rejse er at leve!

Интересно, что за границей его признание росло быстрее, чем на родине, где его часто недооценивали, считая выскочкой из простонародья. Тем не менее, со временем его заслуги признали и там. В Оденсе он получил звание почётного гражданина города, а король Дании за выдающиеся успехи в прославлении своей страны назначил ему пожизненное жалование. В королевском парке появилась его статуя («когда-то я сидел в этом саду, думая, как раздобыть на хлеб, а сейчас мне тут поставили памятник» - писал Андерсен). С 1845 по 1864 год писатель жил в Копенгагене по адресу Нюхавн , 67. В музее воссоздан его Копенгагенский рабочий кабинет.

Андерсен также пытался вернуться в театр, хотя и без особого успеха. Его сильно разочаровывало, что его ассоциируют исключительно со сказками, ведь он мечтал прославиться не как сказочник, а как автор серьёзных, драматических романов и пьес. Увидев проект первого памятника, изображавшего его с книгой в окружении детей, он рассердился и потребовал, чтобы детей у памятника не было, ведь он не считал себя детским писателем. Но отделаться от образа сказочника ему не удалось - в отличие от сказок, его другие произведения по сей день остаются малоизвестными широкому кругу читателей. Фактически, успех сказок сделал его их заложником - даже устав от этого жанра, он был вынужден продолжать им заниматься, чтобы зарабатывать на жизнь (нечто подобное случилось с Артуром Конаном Дойлом, который попал в такую же зависимость от рассказов о Шерлоке Холмсе, затмивших его остальное творчество).

Сказки, однако, пользуются такой популярностью, которой могут похвастаться очень немногие произведения мировой литературы. Переведённые на более чем 100 языков, они продолжают периодически переиздаваться вот уже почти два века, не теряя популярности и оставаясь одними из наиболее популярных произведений детской литературы.

Впрочем, даже только со своими сказками Андерсен не совсем подходит на роль исключительно детского писателя. К своим сказкам он относился скорее как к притчам, как к неким поэтическим аллегориям. Чего уж скрывать - сказки Андерсена сами по себе не очень детские. Они, как правило, очень печальны и зачастую имеют достаточно тёмный характер, их герои переносят страдания и лишения, счастливый конец, обязательный по законам жанра детской литературы, там встречается далеко не всегда.

Несказочные произведения Андерсена тоже не отличаются жизнерадостностью. Во всех его книгах так или иначе присутствует автобиографический элемент, история о человеке из низов, который пытается добиться успеха и признания в обществе. В повести «Всего лишь скрипач», в главном герое которой легко угадывается сам автор, рассказывается о талантливом бедном музыканте, мечты которого выйти в люди разбились о жестокую реальность. Читая произведения Андерсена, всегда думаешь о том, что человек, писавший это, был по жизни очень несчастным.

Этот же сюжет можно увидеть и в «Импровизаторе», который, однако, имеет не настолько тяжёлую атмосферу и оканчивается хорошо - всё-таки книга навеяна Италией, страной, где у истории не должно быть плохого конца.

Здесь мы плавно подходим к тому, из-за чего я, по понятным причинам, питаю повышенный интерес к биографии Андерсена, и что всегда определяло невесёлый характер большинства его произведений - к его личной жизни. В жизни Андерсен добился многого, но никогда не смог стать по-настоящему счастливым, потому что так никогда и не смог найти любовь.

Поначалу этому препятствовали бедность и неблагородное происхождение, но даже когда Андерсен добился известности и признания, он всё равно не смог найти ту, которая бы смогла оценить его как мужчину. Лишения, перенесённые в детстве и молодости, издевательства в школе - всё это наложило на характер Андерсена сильный отпечаток. Выражаясь современным языком, Андерсен страдал от сильного комплекса неполноценности. Он стеснялся не только «неблагородного» происхождения, но и сильно не любил свою внешность. Он считал своё лицо некрасивым, и постоянно фотографировался, пытаясь найти ракурс, в котором он выглядел бы более привлекательно (хотя в те времена фотография только появилась и была редким явлением, из-за этой особенности Андерсена сохранилось очень много его снимков). Андерсен также комплексовал из-за своего роста. Сегодня, когда средний рост датчанина составляет 183 см, Андерсен бы никак не выделялся из толпы, но в те времена средний мужчина имел всего 160 сантиметров, и Андерсен со своими 185 см выглядел каланчой, из-за чего подвергался насмешкам.

Первой любовью писателя была деревенская девушка по имени Риборг Войгт. Она не смогла принять чувства Андерсена, поскольку уже была помолвлена с сыном местного аптекаря. Когда писатель умер, в кожаном мешочке, который он носил на шее, обнаружили письмо от Риборг, написанное несколько десятилетий назад.

Младшая дочь Йонаса Коллина, юная красавица Луиза, тоже когда-то была объектом невзаимной страсти Андерсена.

Сильные чувства в своё время были у него к Софи Эрстед, дочери его друга, известного датского учёного химика и физика Ганса Эрстеда. Наиболее же известной его пассией стала шведская оперная певица Йенни Линд, которую прозвали «шведским соловьём». Считается, что сказку «Соловей» Андерсен написал именно в качестве аллегории на свои чувства к Линд. Певица была младше его на 15 лет. В 1844 году 39-летний Андерсен собрался с духом и предложил 24-летней Линд стать его женой. Стесняясь сделать это вживую, он написал ей письмо и принёс его к поезду, когда она уезжала на гастроли. Линд, однако, отклонила его предложение, написав, что он для неё как брат, и что она, тем не менее, является большой поклонницей его творчества.

У одиноких людей всегда развивается множество навязчивых идей и странных привычек, поскольку рядом нет человека, который бы смог на них вовремя указывать. Не имея возможности посмотреть на себя со стороны, такие люди порой сильно досаждают окружающим своим поведением, сами того не осознавая. Не избежал этой участи и Андерсен. У него была куча странностей и фобий. Как-то раз он приехал в гости к английскому писателю Чарльзу Диккенсу. Прогостив у него 5 недель, Андерсен так надоел романисту и его жене, что те прямо попросили его уехать. Диккенс впоследствии ни разу не ответил на письма Андерсена, из-за чего тот до конца жизни очень расстраивался.

У Андерсена никогда так и не случилось ни с кем взаимной любви, несмотря на страстное желание её найти:

Боже Всемогущий, только Ты есть у меня, Ты управляешь моей судьбой, и я должен отдаться Тебе! Дай мне средства к существованию! Дай мне невесту! Моя кровь хочет любви, как и моё сердце!
Х. К. Андерсен

оригинал
Almægtige Gud dig alene har jeg, Du styre min Skjæbne, jeg maa hengive mig Dig! Giv mig Udkomme! Giv mig en Brud! mit Blod vil Kjærlighed, som mit Hjerte vil det.

Надо отметить, что Андерсен всю жизнь был очень религиозным человеком. Христианские мотивы и относки к Библии очень часто встречаются в его сказках, правда, мы этого не знали - в советских изданиях его книг они всегда вырезались цензурой. Например, в сказке «Снежная королева» (Snedronningen, 1844) были удалены упоминания о псалме, который пели Кай и Герда, о том, что Герда усмирила ледяные ветра, охранявшие путь к Снежной королеве, прочитав «Отче наш», или что бабушка в конце сказки читала не просто книгу, а Евангелие от Матфея («если не будете как дети, не войдёте в Царствие небесное»). Из книги также были вырезаны несколько упоминаний Христа.

Религиозность была одной из причин, по которым Андерсен умер девственником. Мечты о настоящей любви, оформленной по всем канонам христианского брака, не разрешали ему реализовать свои желания при помощи девиц лёгкого поведения. Кстати, к проституткам Андерсен всё же захаживал - на старости лет он начал ходить по борделям, но не для удовлетворения низменных желаний, а чтобы читать куртизанкам мораль, безрезультативно пытаясь наставить их на путь истинный (эта привычка Андерсена также стала поводом для насмешек). Подозреваю, что в реальности им двигало не только стремление спасти чьи-то души, но и тайное желание взглянуть на молодых, раскрепощённых девушек, а заодно и утешить терзающее чувство неполноценности, вообразив себя непорочным борцом за нравственность, а тех, кому путь в мир плотских утех открыт - падшими грешниками (кому как не мне понимать истинные мотивы поведения таких людей).

Старость Андерсена была тяжёлой. Несмотря на известность и всеобщее признание, он очень страдал от одиночества и депрессии. У него развились многочисленные фобии и душевные расстройства. Он продолжал терзаться из-за своей личной невостребованности, завидуя женатым людям, и всё ещё мечтая о женщине, которая бы ответила на его чувства. Увы, этого так никогда и не произошло. Под конец жизнь он очень тяжело болел, сильно страдая не только от душевной боли, но и от физической. Умер писатель 4 августа 1875 года от рака печени, в возрасте 70 лет. На похороны собрался весь город. Пришёл король Дании, члены правительства, иностранные представители, различные важные и уважаемые люди, простые граждане. Последним пристанищем великого сказочника стало кладбище Ассистенс в северо-западной части Копенгагена.

Но его имя осталось навсегда бессмертным, и случилось это именно благодаря сказкам, печальная невинность, волшебная фантазия и тёмный пафос которых по-прежнему не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых.

В маленьком старинном городе Оденсе казалось бы, навсегда поселилась сказка. Много лет назад здесь, в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан Андерсен. Известные всему миру легендарные герои его сказок тоже родом из Оденсе. Маленький огород бабушки Андерсен использовал в «Снежной королеве», несчастная любовь легла в основу «Русалочки», эстетический взгляд на мир запечатлен в «Соловье». «Моя жизнь будет обеспечивать лучшее освещение всех моих работ», - писал автор.

Разумеется, именно в Оденсе, в 1908 году открыли первый музей писателя. В музее можно проследить весь жизненный путь сказочника: его трудное детство, обучение, дебют, писательскую карьеру словом все до самого финала. Перешагнув порог музея, посетители оказываются в водовороте знакомств и общения Андерсена, любви, жизни, творчества и его многочисленных путешествий. Творческий диапазон показан не только через рукописи, но и через его рисунки.

Музей имеет все современные удобства, и вы, можете отправиться исследовать вселенную Андерсена, листая его книги через компьютер и слушать его сказки с помощью аудиогида. Издания в коллекции есть совершенно уникальные. На некоторых книгах автор сделал рукописные надписи, другие очень редкие, часть книг прекрасно иллюстрирована и стоимость их очень велика. Залы в музее все тематические.

Есть историческая экспозиция, которая показывает мир, каким он был в начале XIX века - время великих перемен. Странные ощущения дарит коллекция старинных писем таких великих личностей как лорд Нельсон, Наполеон, Гете, Дженни Линд, Карл Маркс и Вагнер. Любопытен зал, который рассказывает об Андерсене как о простом человеке. Как известно ростом он был около 1,85 метра и это на 25 см выше среднего национального уровня.

Его внешность привлекала внимание, производила комическое впечатление на большинство людей. Выставка в зале «Человек» через внешность показывает внутренний мир писателя. Любопытно, что в центре зала установлен портрет Андерсена в натуральную величину. Посетителям предлагают сравнить свой рост с ростом писателя. Портрет выполнен в формате 3D-фотографии и очень натуралистичен.

Ганс Христиан Андерсен, автор, который был переведен на большинство языков мира. 160 лингвистических вариантов есть в музее. Огромная карта с сенсорным экраном показывает географию распространения книг. Андерсен проявил себя не только как великий писатель, но и как художник с очень своеобразной техникой. Его многочисленные рисунки, выполненные в фантастической манере, представлены на выставке в зале «Арт».

Мемориальный зал музея украшен красивыми фресками датского художника Нильса Ларсена Стевенса. Восемь больших картин, выполненных в 1930 году - это иллюстрации не к произведениям писателя, а к его жизни, которую он сам называл сказкой.

Копенгаген - сказочный город! И я даже не говорю об уютных улочках и двориках, о церквях и замках, башенках и колокольнях, ведь весь город пропитан духом сказок Ганса Христиана Андерсена . Где-то здесь находится маленький садик, в котором любили сидеть Кай и Герда, стоит старый дом, где на каминной полке любовались друг другом фарфоровые трубочист и пастушка, плещется канал, по которому в бумажной лодочке плыл бравый оловянный солдатик. В одном из четырёх зданий дворца Амалиенборг два мошенника день и ночь ткали невесомую материю для нового платья короля, а в замок Розенборг ненастной ночью постучалась принцесса слишком нежная для того, чтобы спать на горошине. На дворцовой площади приговорили к сожжению на костре немую Элизу и построили виселицу для солдата, обладавшего волшебным огнивом. Воображение датского сказочника преобразовывало всё вокруг, от богатого особняка до обычной чернильницы. Но что же нам известно о самом Андерсене?

Ганс Христиан (или Ханс Кристиан) Андерсен (Hans Cristian Andersen ) - всемирно известный писатель и поэт, автор таких сказок, как «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» и многих других.

Ганс Христиан родился в семье бедного башмачника в 1805 году в городе Оденсе на острове Фюн. Любимой игрой мальчика был кукольный театр - Ганс устраивал дома настоящие импровизированные представления.

В 14 лет Андерсен уехал в Копенгаген с единственной целью - устроиться на работу в театр и прославиться. Какое-то время подросток играл второстепенные роли, но его уволили, как только начал ломаться голос.

Тем не менее Андерсену удалось устроиться в школу за счёт королевской казны, благодаря чему финансовые проблемы временно отошли на второй план. Правда школьные годы Андерсен вспоминает без особой радости, так как грамматика ему давалось тяжело, из-за чего приходилось постоянно выслушивать критику в свой адрес.

Андерсен написал большое количество литературных произведений, включая романы, повести и пьесы, но наибольший успех и всеобщее признание принесли ему сборники сказок. Первый том «Сказок» вышел в 1835 году.

Андерсен много путешествовал, но всегда возвращался в Копенгаген, где жил в районе Нюхавн рядом с каналом.

На нескольких домах сохранились памятные таблички в его честь.



Один из главных бульваров столицы был назван в честь сказочника. Андерсен стал знаменитым ещё при жизни, но это не принесло ему ни богатства, ни любви.

Андерсен с тростью и в цилиндре наблюдает за оживлённой улицей, повернув голову в сторону одной из достопримечательностей города, о которой вы узнаете в конце рассказа.

Достаточно прогуляться по городу, чтобы вспомнить сюжеты некоторых сказок. В одном из четырёх зданий дворца Амалиенборг, возможно, трудились над королевским нарядом два обманщика из сказки «Новое платье короля». Знаменитая фраза «А король-то голый!» превратилась со временем в крылатое выражение.

На этой самой площади ждала сожжения на костре Элиза из сказки «Дикие лебеди», прижимая к груди одинадцать рубашек из крапивы, а солдат пытался избавиться от петли при помощи волшебного огнива.

В сказочном замке Розенборг вполне могла оказаться нежная принцесса, почувствовавшая горошину через сорок тюфяков и пуховиков.

В музее датского писателя можно рассмотреть сцены из известных сказок, а также послушать их в записи, сделанной профессиональным рассказчиком.

Сказка «Стойкий оловянный солдатик» повествует о несчастной любви и превратностях судьбы. Многие сказки Андерсена вполне можно назвать автобиографическими.

Сказка «Русалочка» - снова о несчастной любви и самоотверженности.

«Девочка со спичками» - одна их самых трагичных сказок Андерсена на мой взгляд. В детстве произвела на меня огромное впечатление.

«Дюймовочка» - грустная сказка с счастливым концом.

Настало время узнать, куда смотрит памятник Андерсену на одноимённом бульваре. А смотрит он в сторону сказочного парка развлечений «Тиволи». Если честно, я не собирался тратить драгоценное время на аттракционы и сладкую вату, но в один из вечеров оказался рядом с входом и решил заглянуть внутрь. Я был просто поражён.

Парк «Тиволи» открыл свои двери в 1843 году, когда Андерсену было 38 лет. Это один из старейших и наиболее посещаемых парков в Европе, а то и в мире.

Наиболее выгодно «Тиволи» смотрится после наступления темноты. Вся территория украшена лампочками, гирляндами, фонариками. Везде цветы, газоны (по которым можно ходить!), прудики, фонтаны. У меня от неожиданности просто дух захватило - я словно вновь окунулся в детство. А ведь в парижском Диснейленде я и близко не испытал ничего подобного.

Театр пантомимы в китайском стиле с занавесом, выполненном в виде павлиньего хвоста.

Кстати, Уолт Дисней как-то раз посетил «Тиволи» и был впечатлён атмосферой праздника и беззаботности.

Отель «Нимб» в восточном стиле по слухам входит в сотню лучших отелей мира.





Открытие китайского павильона (опять же по слухам) вдохновило Андерсена на сказку о соловье и китайском императоре.

В какой-то момент я вдруг услышал эпическую музыку и увидел цветные всполохи. Началось лазерное шоу с фонтанами. Зрелище казалось ещё более сказочным, благодаря ратушной башне на заднем плане.


Это было просто незабываемо, и я теперь всем буду советовать сходить в «Тиволи» и обязательно остаться до закрытия. Парк, как и сказки Андерсена, понравится и взрослым, и детям.

Кстати, Андерсен всегда говорил, что пишет сказки для всех возрастов. Он даже отказался, чтобы на его памятнике присутствовали дети - ведь взрослые тоже имеют право мечтать. Многие из нас прочитали «Огниво», «Оле-Лукойе» или «Диких лебедей» в ранние годы, но полностью понять смысл некоторых сказок получится скорее всего лишь в более взрослом возрасте. К сказкам датского писателя можно возвращаться спустя много лет и открывать для себя новое. Этим они и хороши.

Сказка Старый дом Андерсена - чудесная история мимолетной встречи маленького мальчика и старенького дедушки из не менее старого дома. У дедушки уже не осталось друзей, и он был ужасно одинок, так говорили все в округе. Дом его был обшарпанным и слишком старым, чтобы находиться на одной улице с другими домами. По крайней мере, так считали все жители улицы, кроме, пожалуй, доброго мальчика. Он подарил дедушке одного из своих оловянных солдатиков и даже побывал в гостях в необычном доме. Годы прошли, и вот уже мальчик подрос и вместе со своей женой поселился в новом доме, построенном на месте старого. Неожиданно нашелся оловянный солдатик, а вместе с ним и много воспоминаний. Сказка Старый дом читается на одном дыхании, она обязательно понравится мечтательным малышам с хорошим воображением.

Сказка Старый дом скачать:

Сказка Старый дом читать

В одной улице стоял старинный-старинный дом, выстроенный ещё около трёхсот лет тому назад, — год был вырезан на одном из оконных карнизов, по которым вилась затейливая резьба: тюльпаны и побеги хмеля; тут же было вырезано старинными буквами, и с соблюдением старинной орфографии целое стихотворение. На других карнизах красовались уморительные рожи, корчившие гримасы. Верхний этаж дома образовывал над нижним большой выступ; под самой крышей шла водосточная труба, оканчивавшаяся драконовою головой. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из живота, — труба была дырявая.

Все остальные дома в улице были такие новенькие, чистенькие, с большими окнами и прямыми ровными стенами; по всему видно было, что они не желали иметь со старым домом ничего общего и даже думали: «Долго ли он будет торчать тут на позор всей улице? Из-за этого выступа нам не видно, что делается на улице по ту сторону его! А лестница-то, лестница-то! Широкая, будто во дворце, и высокая, словно ведёт на колокольню! Железные перила напоминают вход в могильный склеп, а на дверях блестят большие медные бляхи! Просто неприлично!»

Против старого дома, на другой стороне улицы, стояли такие же новенькие, чистенькие домики и думали то же, что их собратья; но в одном из них сидел у окна маленький краснощёкий мальчик, с ясными сияющими глазками; ему старый дом и при солнечном, и при лунном свете нравился куда больше всех остальных домов. Глядя на стену старого дома с истрескавшейся и местами пообвалившейся штукатуркой, он рисовал себе самые причудливые картины прошлого, воображал всю улицу застроенной такими же домами с широкими лестницами, выступами и остроконечными крышами, видел перед собою солдат с алебардами и водосточные трубы в виде драконов и змеев… Да, можно таки было заглядеться на старый дом! Жил в нём один старичок, носивший короткие панталоны до колен, кафтан с большими металлическими пуговицами и парик, про который сразу можно было сказать: вот это настоящий парик! По утрам к старику приходил старый слуга, который прибирал всё в доме и исполнял поручения старичка-хозяина; остальное время дня старик оставался в доме один-одинёшенек. Иногда он подходил к окну взглянуть на улицу и на соседние дома; мальчик, сидевший у окна, кивал старику головой и получал в ответ такой же дружеский кивок. Так они познакомились и подружились, хоть и ни разу не говорили друг с другом, — это ничуть им не помешало!

Раз мальчик услышал, как родители его говорили:

— Старику живётся вообще недурно, но он так одинок, бедный!

В следующее же воскресенье мальчик завернул что-то в бумажку, вышел за ворота и остановил проходившего мимо слугу старика.

— Послушай! Снеси-ка это от меня старому господину! У меня два оловянных солдатика, так вот ему один! Старый господин, ведь, так одинок, бедный!

Слуга, видимо, обрадовался, кивнул головой и отнёс солдатика в старый дом. Потом тот же слуга явился к мальчику спросить, не пожелает ли он сам навестить старого господина. Родители позволили, и мальчик отправился в гости.

Медные бляхи на перилах лестницы блестели ярче обыкновенного, точно их вычистили в ожидании гостя, а резные трубачи — на дверях были, ведь, вырезаны трубачи, выглядывавшие из тюльпанов, — казалось, трубили изо всех сил, и щёки их раздувались сильнее, чем всегда. Они трубили: «Тра-та-та-та! Мальчик идёт! Тра-та-та-та!» — Двери отворились, и мальчик вошёл в коридор. Все стены были увешаны старыми портретами рыцарей в латах и дам в шёлковых платьях; рыцарские доспехи бряцали, а платья шуршали… Потом мальчик прошёл лестницу, которая сначала шла высоко вверх, а потом опять вниз, и очутился на довольно-таки ветхой террасе с большими дырами и широкими щелями в полу, из которых выглядывала зелёная трава и листья. Вся терраса, весь двор и даже вся стена дома были увиты зеленью, так что терраса смотрела настоящим садом, а на самом-то деле это была только терраса! Тут стояли старинные цветочные горшки в виде голов с ослиными ушами; цветы росли в них как хотели. В одном горшке так и лезла через край гвоздика: зелёные побеги её разбегались во все стороны, и гвоздика как будто говорила: «Ветерок ласкает меня, солнышко целует и обещает подарить мне в воскресенье ещё цветочек!»

С террасы мальчика провели в комнату, обитую свиною кожей с золотым тиснением.

Да, позолота-то сотрётся,
Свиная ж кожа остаётся!

говорили стены.

В той же комнате стояли разукрашенные резьбою кресла с высокими спинками.

— Садись! Садись! — приглашали они, а потом жалобно скрипели. — Ох, какой лом в костях! И мы схватили ревматизм, как старый шкаф. Ревматизм в спине! Ох!

Затем мальчик вошёл в комнату с большим выступом на улицу. Тут сидел сам старичок-хозяин.

— Спасибо за оловянного солдатика, дружок! — сказал он мальчику. — И спасибо, что сам зашёл ко мне!

«Так, так» или, скорее, «кхак, кхак!» — закряхтела и заскрипела комнатная мебель. Стулья, столы и кресла просто лезли друг на друга, чтобы взглянуть на мальчика, но их было так много, что они только мешали один другому.

На стене висел портрет прелестной молодой дамы с живым весёлым лицом, но причёсанной и одетой по старинной моде: волосы её были напудрены, а платье стояло колом. Она не сказала ни «так», ни «кхак», но ласково смотрела на мальчика, и он сейчас же спросил старика:

— Где ты её достал?

— В лавке старьёвщика! — отвечал тот. — Там много таких портретов, но никому до них нет и дела: никто не знает, с кого они писаны, — все эти лица давным-давно умерли и похоронены. Вот и этой дамы нет на свете лет пятьдесят, но я знавал её в старину.

Под картиной висел за стеклом букетик сушёных цветов; им, верно, тоже было лет под пятьдесят, — такие они были старые! Маятник больших старинных часов качался взад и вперёд, стрелка двигалась и всё в комнате старело с каждою минутой, само того не замечая.

— У нас дома говорят, что ты ужасно одинок! — сказал мальчик.

— О! меня постоянно навещают воспоминания прошлого… Они приводят с собой столько знакомых лиц и образов!.. А теперь вот и ты навестил меня! Нет, мне хорошо!

И старичок снял с полки книгу с картинками. Тут были целые процессии, диковинные кареты, которых теперь уж не увидишь, солдаты, похожие на трефовых валетов, городские ремесленники с развевающимися знамёнами. У портных на знамёнах красовались ножницы, поддерживаемые двумя львами, у сапожников же не сапоги, а орёл о двух головах; сапожники, ведь, делают всё парные вещи. Да, вот так картинки были!

Старичок-хозяин пошёл в другую комнату за вареньем, яблоками и орехами. Нет, в старом доме, право, было прелесть как хорошо!

— А мне просто невмочь оставаться здесь! — сказал оловянный солдатик, стоявший на сундуке. — Тут так пусто и печально. Нет, кто привык к семейной жизни, тому здесь не житьё. Сил моих больше нет! День тянется здесь без конца, а вечер и того дольше! Тут не услышишь ни приятных бесед по душе, какие вели, бывало, между собою твои папаша с мамашей, ни весёлой возни ребятишек, как у вас! Старый хозяин так одинок! Ты думаешь, его кто-нибудь целует? Глядит на него кто-нибудь ласково? Бывает у него ёлка? Получает он подарки? Ничего! Вот разве гроб он получит!.. Нет, право, я не выдержу такого житья!

— Ну, ну, полно! — сказал мальчик. — По-моему, здесь чудесно; сюда, ведь, заглядывают воспоминания и приводят с собою столько знакомых лиц!

— Что-то не видал их, да они мне и незнакомы! — отвечал оловянный солдатик. — Нет, мне просто не под силу оставаться здесь!

— А надо! — сказал мальчик.

В эту минуту в комнату вошёл с весёлою улыбкой на лице старичок, и чего-чего он только ни принёс! И варенья, и яблок, и орехов! Мальчик перестал и думать об оловянном солдатике.

Весёлый и довольный вернулся он домой. Дни шли за днями; в старый дом по-прежнему посылались, а оттуда получались поклоны, и вот, мальчик опять отправился туда в гости.

Резные трубачи опять затрубили: «Тра-та-та! Мальчик пришёл! Тра-та-та!» Рыцари и дамы на портретах бряцали доспехами и шуршали шёлковыми платьями, свиная кожа говорила, а старые кресла скрипели и кряхтели от ревматизма в спине: «Ох!» Словом, всё было как и в первый раз, — в старом доме часы и дни шли один как другой, без всякой перемены.

— Нет, я не выдержу! — сказал оловянный солдатик. — Я уж плакал оловом! Тут слишком печально! Пусть лучше пошлют меня на войну, отрубят там руку или ногу! Всё-таки хоть перемена будет! Сил моих больше нет!.. Теперь и я знаю, что это за воспоминания, которые приводят с собою знакомых лиц! Меня они тоже посетили, и поверь, им не обрадуешься! По крайней мере ненадолго. Под конец я готов был спрыгнуть с сундука!.. Я видел тебя и всех твоих!.. Вы все стояли передо мною, как живые!.. Это было утром в воскресенье… Все вы, ребятишки, стояли в столовой, такие серьёзные, набожно сложив руки, и пели утренний псалом… Папа и мама стояли тут же. Вдруг дверь отворилась, и вошла незваная двухгодовалая сестрёнка ваша Маня. А ей стоит только услыхать музыку или пение — всё равно какое — сейчас начинает плясать. Вот она и принялась приплясывать, но никак не могла попасть в такт, — вы пели так протяжно… Она поднимала то одну ножку, то другую и вытягивала шейку, но дело не ладилось. Никто из вас даже не улыбнулся, хоть и трудно было удержаться. Я таки и не удержался, засмеялся про себя, да и слетел со стола! На лбу у меня вскочила большая шишка — она и теперь ещё не прошла — и поделом мне было!.. Много и ещё чего вспоминается мне… Всё, что я видел, слышал и пережил в вашей семье так и всплывает у меня перед глазами! Вот каковы они, эти воспоминания, и вот что они приводят с собой!.. Скажи, вы и теперь ещё поёте по утрам? Расскажи мне что-нибудь про малютку Маню! А товарищ мой, оловянный солдатик, как поживает? Вот счастливец!.. Нет, нет, я просто не выдержу!..

— Ты подарен! — сказал мальчик. — И должен оставаться тут! Разве ты не понимаешь этого?

Старичок-хозяин явился с ящиком, в котором было много разных диковинок: какие-то шкатулочки, флакончики и колоды старинных карт; таких больших, расписанных золотом, теперь уж не увидишь! Старичок отпёр для гостя и большие ящики старинного бюро и даже клавикорды, на крышке которых был нарисован ландшафт. Инструмент издавал под рукой хозяина тихие дребезжащие звуки, а сам старичок напевал при этом какую-то заунывную песенку.

— Эту песню певала когда-то она! — сказал он, кивая на портрет, купленный у старьёвщика, и глаза его заблестели.

— Я хочу на войну! Хочу на войну! — завопил вдруг оловянный солдатик и бросился с сундука.

Куда же он девался? Искал его и сам старичок-хозяин, искал и мальчик — нет нигде, да и только.

— Ну, я найду его после! — сказал старичок, но так и не нашёл. Пол весь был в щелях, солдатик упал в одну из них и лежал там, как в открытой могиле.

Вечером мальчик вернулся домой. Время шло; наступила зима; окна замёрзли, и мальчику приходилось дышать на них, чтобы оттаяло хоть маленькое отверстие, в которое бы можно было взглянуть на улицу. Снег запорошил все завитушки и надпись на карнизах старого дома и завалил лестницу, — дом стоял словно нежилой. Да так оно и было: старичок, хозяин его, умер.

Вечером к старому дому подъехала колесница, на неё поставили гроб и повезли старичка за город в фамильный склеп. Никто не шёл за гробом, — все друзья старика давным-давно умерли. Мальчик послал вслед гробу воздушный поцелуй.

Несколько дней спустя в старом доме назначен был аукцион. Мальчик видел из окошка, как уносили старинные портреты рыцарей и дам, цветочные горшки с длинными ушами, старые стулья и шкафы. Одно пошло сюда, другое туда; портрет дамы, купленный в лавке старьёвщика, вернулся туда же, да так там и остался: никто, ведь, не знал этой дамы, никому и не нужен был её портрет.

Весною приступили к сломке старого дома — этот жалкий сарай давно уже мозолил всем глаза — и с улицы можно было заглянуть в самые комнаты с обоями из свиной кожи, висевшей клочьями; зелень на террасе разрослась ещё пышнее и густо обвивала упавшие балки. Наконец, место очистили совсем.

— Вот и отлично! — сказали соседние дома.

Вместо старого дома на улице появился новый, с большими окнами и белыми, ровными стенами. Перед ним, то есть собственно на том самом месте, где стоял прежде старый дом, разбили садик, и виноградные лозы потянулись оттуда к стене соседнего дома. Садик был обнесён железною решёткой, и вела в него железная же калитка. Всё это выглядело так нарядно, что прохожие останавливались и глядели сквозь решётку. Виноградные лозы были усеяны десятками воробьёв, которые чирикали наперебой, но не о старом доме, — они, ведь, не могли его помнить; с тех пор прошло столько лет, что мальчик успел сделаться мужчиною. Из него вышел дельный человек на радость своим родителям. Он только что женился и переехал с своею молодою женой как раз в этот новый дом с садом. Оба они были в саду; муж смотрел, как жена сажала в клумбу какой-то приглянувшийся ей полевой цветок. Вдруг молодая женщина вскрикнула:

— Ай! Что это?

Она укололась, — из мягкой рыхлой земли торчало что-то острое. Это был — да, подумайте! — оловянный солдатик, тот самый, что пропал у старика, валялся в мусоре и, наконец, много-много лет пролежал в земле.

Молодая женщина обтёрла солдатика сначала зелёным листком, а затем своим тонким носовым платком. Как чудесно пахло от него духами! Оловянный солдатик словно очнулся от обморока.

— Дай-ка мне посмотреть! — сказал молодой человек, засмеялся и покачал головой. — Ну, это, конечно, не тот самый, но он напоминает мне одну историю из моего детства!

И он рассказал жене о старом доме, о хозяине его и об оловянном солдатике, которого послал бедному одинокому старичку. Словом, он рассказал всё, как было в действительности, и молодая женщина даже прослезилась, слушая его.

— А, может быть, это и тот самый оловянный солдатик! — сказала она. — Я спрячу его на память. Но ты непременно покажи мне могилу старика!

— Я и сам не знаю, где она! — отвечал он. — Да и никто не знает! Все его друзья умерли раньше его, никому не было и дела до его могилы, я же в те времена был ещё совсем маленьким мальчуганом.

— Как ужасно быть таким одиноким! — сказала она.

— Ужасно быть одиноким! — сказал оловянный солдатик. — Но какое счастье сознавать, что тебя не забыли!

Оказалось, что это говорил лоскуток свиной кожи, которою когда-то были обиты комнаты старого дома. Позолота с него вся сошла, и он был похож скорее на грязный комок земли, но у него был свой взгляд, и он высказал его:

Да, позолота-то сотрётся,
Свиная ж кожа остаётся!

Оловянный солдатик, однако, с этим не согласился.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...