Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
Экономический механизм - система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономическое стимулирование). В состав экономического механизма входят: · правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование; · платность природопользования; · экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом: Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием: · вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; · экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем: O установления налоговых и иных льгот; O освобождения от налогообложения экологических фондов; O применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; O введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду; O применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. 11)
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.:
- 38.Экономическая оценка природных объектов. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
- 28. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
- 35. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
- 20. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды: методы, формы, функции управления. Соотношение административных и экономических методов управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
- Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды: понятие, методы.
- 23.Понятие, сущность и элементы организационно-правового механизма охраны окружающей среды
- 92.Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды.
- 9.Понятие и содержание эколого-правового статуса граждан. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Права граждан в области охраны окружающей среды. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Права и обязанности граждан в области использования природных ресурсов.
- 9. Использование достижений научно-технического прогресса с целью охраны и оздоровления окружающей среды и здоровья населения. Анализ состояния здоровья в зависимости от характера и уровня загрязнения окружающей среды.
- Экологическое управление как организационный механизм в сфере охраны окружающей среды (понятие, цели, принципы, виды, функции).
Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования ориентирован на обеспечение эффективного природоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природопользователя, включающих формирование ценообразования с учетом природоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финансирования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользованием, следует выделить:
· планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;
· предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды», пользование природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением, экономические механизмы управления природопользованием включают:
· платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи);
· компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вызванные деятельностью природопользователя;
· платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссионные платежи);
· штрафы за нарушение природоохранного законодательства;
· рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в экономический оборот и являющийся объектом рыночных операций;
· дифференциацию налогообложения с учетом экологических факторов;
· финансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных мероприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;
· страхование экологических рисков.
Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса, с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и др., последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды.
Плата за природные ресурсы(землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
· за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
· за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
· на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природопользователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а также на возмещение убытков возникающих из-за экологического ущерба окружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две существенно различающиеся между собой составные части.
Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ресурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Обычно, абсолютная величина платежа определяется по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффективность их эксплуатации. Например, месторождение более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине может быть изъят. В основе практического применения данного принципа лежит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методическим принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечисленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природопользователей в интенсификации использования природных ресурсов, внедрения новых, более эффективных безотходных и природоохранных технологий.
Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оплачиваемые природопользователем расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяйственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономическая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и финансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ресурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.
Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымаемые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресурсов, которые определяются уровнем развития техники, технологических процессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получают разрешение на использование природных ресурсов.
В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию, или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.
Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ориентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользование.
Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энергетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцениваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу используемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые земли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.
Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ.
Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользования землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (дохода). Отсюда, земельный налог носит фискальную направленность. Средства от его взимания поступают в бюджет (от местного до федерального). Земельный налог подразделяется на две основные группы:
· за земли сельскохозяйственного назначения;
· за земли несельскохозяйственного назначения.
Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий П з = п х S , где п - нормативная ставка земельного налога; S – площадь сельскохозяйственных угодий.
Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом «О плате за землю». Органам законодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров налога и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Плата за земли несельскохозяйственного назначения, с помощью соответствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного налога, классифицируется с учетом:
· экономической значимости и экологического состояния района РФ;
· уровня социально-культурного потенциала;
· уровня исторической ценности территории.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.
Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.
Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:
· финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;
· инженерное и социальное обустройство территории.
38. Экономический механизм в экологической сфере.
Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Элементы экономического механизма:
1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий
2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.
3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.
4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды
6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса
7. Заключение договоров в сфере природопользования
8. Экологическое страхование
9. Экологический аудит
Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.
В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.
39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
Статья 20. Платность использования природных ресурсов.
1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
* за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
* за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
* на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.
Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:
* земля (налог, средняя плата);
* лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);
* водные ресурсы (водный налог);
* животный мир (плата за пользование объектами животного мира);
* недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).
Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.
Экономический механизм охраны окружающей среды - совокупность предусмотренных экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены Законом «Об охране окружающей среды».
Основные элементы:
планирование и финансирование природоохранных мероприятий, лицензирование;
установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов;
установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
предоставление физическим и юридическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Государственными природоохранительными органами ведутся кадастры природных ресурсов. Кадастр - систематизированный свод данных, включающий опись объектов и явлений с их оценкой, может включать рекомендации по использованию и охране природных ресурсов.
Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды осуществляется на основе программ и прогнозов социально-экономиче-
данных мероприятий производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, экологических фондов, кредитов банков, взносов населений. Однако большинство программ недостаточно финансируются и оказываются невыполненными.
Одним из элементов охраны природы является лицензирование - система регулирования природопользования посредством экологических регламентации и ограничений. Осуществляется в виде выдачи лицензии на комплексное природопользование либо использование отдельных природных ресурсов. Лицензия - разрешение, выдаваемое специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды.
Лимиты на использование природных ресурсов устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, при этом учитывается экологическая обстановка в регионе. Лимитирование проводится 2 способами:
"устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов;
2) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения бытовых и производственных отходов. С лимитами связана платность использования природных ресурсов. Платность включает в себя:
плату за природные ресурсы, т. е. за право пользования ими в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное ис-пользование природных ресурсов;
плату за загрязнение окружающей природной среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов.
Страховым событием служит, внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.
Страховые события, по которым страховщик не несет ответственности:
1) события, связанные с последствиями военных действий, восстаний, забастовок, боевых действий; 2} события, вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;
события, связанные с умышленными действиями страхователя;
события, вызванные нарушением законов и других нормативных актов;
события, связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это, а также лицами, страдающими душевными болезнями;
иные страховые события.
Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.
Страховое возмещение включает в себя:
компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;
сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;
расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в состояние, соответствующее нормативам;
расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред;
связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы, связанные с предъявлением исков.
Зоны экологического бедствия - территория РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия. В таких зонах прекращается деятельность всех хозяйственных объектов, кроме объектов, связанных с обслуживанием населения, ограничиваются все виды природопользования, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, принимаются меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического бедствия производится в том же порядке, какой установлен для зон чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит положения о преду- ^J* преждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает в себя аварийно-спасательные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является открытой. Власти обязаны оперативно, достоверно информировать население о принятых мерах, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения.
Еще по теме 15. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ:
- Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды?
- В чем состоит экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды?
- Тема 22. Основные черты международной правовой охраны окружающей среды. Значение и необходимость международной охраны окружающей природной среды?
- § 1. Роль экономического механизма охраны окружающей среды в реализации экологической политики
- 75. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ
ПРИРОДЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
План лекции:
1. Понятие экономического механизма.
2. Цель, субъекты и объекты управления.
3. Принципы экономического механизма управления.
4. Элементы экономического механизма управления природопользованием: кадастры природных ресурсов, финансирование и материально-техническое обеспечение, платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологические фонды, экономическое стимулирование, лимитирование и лицензирование, экономическая ответственность.
5. Оценка экономических ущербов.
6. Экологическое страхование.
7. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий.
Понятие экономического механизма. Противостояние экономики и экологии – одна из узловых проблем охраны природы. Долгое время ее пытались решать административно-правовым путем на основе запретов, ограничений, административных и уголовных наказаний и т.д. Сегодня разработаны некоторые экономические механизмы, опирающиеся на материальную заинтересованность исполнителя в решении природоохранных задач.
Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм, обеспечивающий рациональное ресурсосберегающее природопользование.
Экономический механизм должен быть согласован как по вертикали власти, так и по горизонтали. Меры воздействия, принимаемые на различных уровнях управления, на различных стадиях технологической цепочки – от изъятия природных ресурсов до производства готовой продукции и ее реализации – не должны противоречить друг другу.
Экономический механизм неразрывно связан с правовым. Правовые нормы раздела 3 Закона России «Об охране окружающей природной среды» (ООПС) и многочисленные подзаконные акты закрепляют экономический механизм и являются правовой формой для экономического содержания. Особенностью этого Закона является то, что в нем идет речь фактически о природопользовании, предполагающем охрану, а не только об охране окружающей природной среды.
Цель экономического механизма – согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных – федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных – территориальных и ведомственных и между предприятиями.
Субъектами управления природопользованием , в том числе и природоохранной деятельностью, выступают государственные органы общей компетентности, специально уполномоченные органы по охране окружающей среды, а также органы местного самоуправления.
На уровне предприятия субъектами управления являются службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники.
Объектами управления являются природопользователи, как юридические, так и физические лица независимо от характера и направления их деятельности.
Связь и отношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользования и охраны окружающей среды поддерживается двумя способами: на основе компетенции, предоставленной им нормативно-правовыми актами и на основе договоров.
Принципы экономического механизма управления, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов – это научная обоснованность и экономическая ответственность.
Элементы экономического механизма управления природопользованием. Реализация экономических механизмов осуществляется через многие институты: кадастры, материально-техническое обеспечение, плата за пользование природными ресурсами и за загрязнение, лимитирование и лицензирование, экономическая ответственность.
Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный, месторождений полезных ископаемых и др. На базе их данных определяются денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.
Финансирование и материально-техническое обеспечение. Закон ООПС называет несколько источников финансирования охраны окружающей среды: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений и организаций. Мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию осуществляются на основе государственной экологической программы с учетом природноресурсного потенциала отдельных регионов.
Финансирование экологических программ в федеральном, республиканском и других бюджетах должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами.
Законом ООПС предусмотрено два вида платы : за пользование природными ресурсами (земля, вода, недра, лес и иная растительность, другие виды ресурсов) и за загрязнение окружающей среды.
Назначение платы за загрязнение окружающей среды – компенсация причиняемого вреда, стимуляция сокращения выбросов и экономическое обеспечение оздоровления и охраны окружающей среды.
Закон ООПС предусматривает виды платы за загрязнение: 1) за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов, 2) за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов либо без разрешения. Порядок установления платы включает три этапа: определение базовых нормативов, дифференцированных ставок и конкретных размеров платы загрязнителя.
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды в России осуществляется следующим образом:
Установлением налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении малоотходных технологий, использовании вторичных ресурсов и осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
Освобождением экологических фондов от налогообложения;
Передачей части экологических фондов в кредит предприятиям, гарантирующим снижение выбросов загрязняющих веществ;
Установлением повышенных норм амортизации основных производственных, природоохранных фондов;
Применением поощрительных цен на экологически чистую продукцию;
Введением специального налога на экологически вредную продукцию;
Применением льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность.
Лимитирование и лицензирование. Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование – это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и размещения отходов. Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства предприятий, дорог и др. Применяются лимиты потребления воды, использования лесных ресурсов и т.д. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты.
Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ, ПДН и т.д.
Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии.
Экономическая ответственность является составляющей хозрасчета юридических лиц и заключается в возмещении вреда, причиненного природной среде и здоровью человека. К ней относятся платежи за сверхнормативное загрязнение, штрафы, возмещение убытков и т.д.
Оценка экономических ущербов. Под экономическим ущербом, наносимом окружающей среде, понимают фактические и возможные убытки, причиняемые хозяйству и человеку в результате ухудшения качества окружающей среды, и дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. Социальный, моральный, эстетический ущербы сегодня практически не оцениваются. Поэтому расчетный экономический ущерб всегда занижен по отношению к реально существующему.
Факторы, формирующие экономический ущерб, делятся на три группы: факторы влияния, восприятия и состояния.
Факторы влияния – это уровень и характер антропогенных воздействий. Например, в случае загрязнения атмосферного воздуха – это концентрация и токсичность вредных веществ, технические особенности источника выбросов, климатические и топологические особенности и т.д.
Факторы восприятия – это основные объекты, попадающие в зону влияния и воспринимающие негативные воздействия: население, коммунальные хозяйства, городские застройки, сельскохозяйственные и лесные угодья, основные фонды промышленности, транспорта, связи, природные экосистемы и др.
Факторы состояния – это экономические показатели, используемые для перевода изменений в обществе и природе в стоимостные оценки. Основные из них: стоимость единицы продукции, производимой одним работников в день; выплаты по больничным листам; стоимость жилищно-коммунального хозяйства и транспорта на 1000 человек; стоимость единицы утилизированного сырья; потери прибыли от рекреации при разрушении экосистем и др.
Методы количественной оценки экономического ущерба подразделяются на методы прямого счета, аналитический и эмпирический.
Метод прямого счета основан на сравнении показателей загрязненного и условно чистого районов. Аналитический метод базируется на получении математических зависимостей (многофакторный анализ) между показателями состояния экономической системы и качества окружающей среды. Суть эмпирического метода заключается в том, что зависимость ущербов от уровня воздействий, полученная первыми двумя методами для частных объектов, обобщается и используется для аналогичных ситуаций. В результате вырабатывается методика, в основе которой лежат эмпирические оценки удельных ущербов.
В отечественной практике накоплен опыт оценки удельных ущербов. Получены показатели ущерба на 1 т выбросов для предприятий черной металлургии, медеплавильных и коксохимических производств. Разрабатываются методы оценки удельных ущербов для других предприятий на единицу материальных и энергетических ресурсов при выбросах в атмосферный воздух и водные объекты. Так, на основании данных, полученных по 38 объектам черной и цветной металлургии, сделана оценка экономического ущерба от промышленных загрязнений по стадиям производства и потребления металлопродукции: геологоразведка – 2% (нарушение массива пород, загрязнение ландшафта и т.д.), добыча руд – 20% (изъятие угодий, загрязнение территорий, водного и воздушного бассейнов и т.д.), обогащение руд – 20% (те же нарушения), переработка сырья – 50% (то же), обработка металлов и получение продукции – 5%, использование металлопродукции – 1%.
Экологическое страхование – это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью людей. Предприятие заключает договор со страховой компанией, согласно которому оно уплачивает страховой взнос за страховую услугу. Страховая услуга состоит в том, чтобы при возникновении экономического ущерба окружающей среде в результате деятельности предприятия, ему будут выплачены средства для возмещения ущерба.
Экологическое страхование бывает обязательным и добровольным.
Экономическая эффективность природоохранных мероприятий оценивается, прежде всего, по повышению эффективности общественного производства. Но экономический эффект от этого повышения нельзя определить на основании анализа деятельности в базовом году одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижается заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т.д. Полный же экономический эффект оценивается приростом национального дохода, который является конечной целью реализации средств на защиту окружающей среды. В конечном счете полный экономический эффект от затрат на охрану природы можно выразить через снижение экономического ущерба.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации