Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности


Экономический механизм - система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономическое стимулирование). В состав экономического механизма входят: · правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование; · платность природопользования; · экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом: Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием: · вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; · экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем: O установления налоговых и иных льгот; O освобождения от налогообложения экологических фондов; O применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; O введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду; O применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. 11)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.:

  1. 38.Экономическая оценка природных объектов. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
  2. 28. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
  3. 35. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
  4. 20. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды: методы, формы, функции управления. Соотношение административных и экономических методов управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды: понятие, методы.
  6. 23.Понятие, сущность и элементы организационно-правового механизма охраны окружающей среды
  7. 92.Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды.
  8. 9.Понятие и содержание эколого-правового статуса граждан. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Права граждан в области охраны окружающей среды. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Права и обязанности граждан в области использования природных ресурсов.
  9. 9. Использование достижений научно-технического прогресса с целью охраны и оздоровления окружающей среды и здоровья населения. Анализ состояния здоровья в зависимости от характера и уровня загрязнения окружающей среды.
  10. Экологическое управление как организационный механизм в сфере охраны окружающей среды (понятие, цели, принципы, виды, функции).

Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования ориентирован на обеспечение эффективного природоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природопользователя, включающих формирование ценообразования с учетом природоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финансирования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользованием, следует выделить:

· планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;

· предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды», пользование природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением, экономические механизмы управления природопользованием включают:

· платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи);

· компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вызванные деятельностью природопользователя;

· платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссионные платежи);

· штрафы за нарушение природоохранного законодательства;

· рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в экономический оборот и являющийся объектом рыночных операций;

· дифференциацию налогообложения с учетом экологических факторов;

· финансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных мероприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;

· страхование экологических рисков.

Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса, с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и др., последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды.

Плата за природные ресурсы(землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

· за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

· за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

· на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природопользователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а также на возмещение убытков возникающих из-за экологического ущерба окружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две существенно различающиеся между собой составные части.

Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ресурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Обычно, абсолютная величина платежа определяется по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффективность их эксплуатации. Например, месторождение более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине может быть изъят. В основе практического применения данного принципа лежит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методическим принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечисленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природопользователей в интенсификации использования природных ресурсов, внедрения новых, более эффективных безотходных и природоохранных технологий.

Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оплачиваемые природопользователем расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяйственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономическая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и финансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ресурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.

Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымаемые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресурсов, которые определяются уровнем развития техники, технологических процессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получают разрешение на использование природных ресурсов.

В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию, или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.

Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ориентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользование.

Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энергетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцениваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу используемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые земли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ.

Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользования землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (дохода). Отсюда, земельный налог носит фискальную направленность. Средства от его взимания поступают в бюджет (от местного до федерального). Земельный налог подразделяется на две основные группы:

· за земли сельскохозяйственного назначения;

· за земли несельскохозяйственного назначения.

Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий П з = п х S , где п - нормативная ставка земельного налога; S – площадь сельскохозяйственных угодий.

Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом «О плате за землю». Органам законодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров налога и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Плата за земли несельскохозяйственного назначения, с помощью соответствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного налога, классифицируется с учетом:

· экономической значимости и экологического состояния района РФ;

· уровня социально-культурного потенциала;

· уровня исторической ценности территории.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.

Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:

· финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

· инженерное и социальное обустройство территории.

  • 9. Конституционные основы экологического права.
  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.

    Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Элементы экономического механизма:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий

    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

    3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

    5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды

    6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса

    7. Заключение договоров в сфере природопользования

    8. Экологическое страхование

    9. Экологический аудит

    Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

    В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.

    39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).

    Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

    1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

    2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    * за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    * за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    * на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    * земля (налог, средняя плата);

    * лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);

    * водные ресурсы (водный налог);

    * животный мир (плата за пользование объектами животного мира);

    * недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

    Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.

    Экономический механизм охраны окружающей среды - совокупность предусмотренных экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены Законом «Об охране окружающей среды».
    Основные элементы:
    планирование и финансирование природоохранных мероприятий, лицензирование;
    установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов;
    установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
    предоставление физическим и юридическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
    возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Государственными природоохранительными органами ведутся кадастры природных ресурсов. Кадастр - систематизированный свод данных, включающий опись объектов и явлений с их оценкой, может включать рекомендации по использованию и охране природных ресурсов.
    Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды осуществляется на основе программ и прогнозов социально-экономиче-
    данных мероприятий производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений, экологических фондов, кредитов банков, взносов населений. Однако большинство программ недостаточно финансируются и оказываются невыполненными.
    Одним из элементов охраны природы является лицензирование - система регулирования природопользования посредством экологических регламентации и ограничений. Осуществляется в виде выдачи лицензии на комплексное природопользование либо использование отдельных природных ресурсов. Лицензия - разрешение, выдаваемое специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды.
    Лимиты на использование природных ресурсов устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, при этом учитывается экологическая обстановка в регионе. Лимитирование проводится 2 способами:
    "устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов;
    2) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения бытовых и производственных отходов. С лимитами связана платность использования природных ресурсов. Платность включает в себя:
    плату за природные ресурсы, т. е. за право пользования ими в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное ис-пользование природных ресурсов;
    плату за загрязнение окружающей природной среды, т. е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов.
    Страховым событием служит, внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.
    Страховые события, по которым страховщик не несет ответственности:
    1) события, связанные с последствиями военных действий, восстаний, забастовок, боевых действий; 2} события, вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;
    события, связанные с умышленными действиями страхователя;
    события, вызванные нарушением законов и других нормативных актов;
    события, связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это, а также лицами, страдающими душевными болезнями;
    иные страховые события.
    Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.
    Страховое возмещение включает в себя:
    компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;
    сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;
    расходы по очистке загрязненной территории и приведение ее в состояние, соответствующее нормативам;
    расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред;
    связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы, связанные с предъявлением исков.
    Зоны экологического бедствия - территория РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия. В таких зонах прекращается деятельность всех хозяйственных объектов, кроме объектов, связанных с обслуживанием населения, ограничиваются все виды природопользования, запрещается строительство, реконструкция хозяйственных объектов, принимаются меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон экологического бедствия производится в том же порядке, какой установлен для зон чрезвычайных ситуаций.
    Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит положения о преду- ^J* преждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает в себя аварийно-спасательные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций.
    Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является открытой. Власти обязаны оперативно, достоверно информировать население о принятых мерах, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения.

    Еще по теме 15. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ:

    1. Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды?
    2. В чем состоит экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды?
    3. Тема 22. Основные черты международной правовой охраны окружающей среды. Значение и необходимость международной охраны окружающей природной среды?
    4. § 1. Роль экономического механизма охраны окружающей среды в реализации экологической политики
    5. 75. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Лекция 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ

    ПРИРОДЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

    План лекции:

    1. Понятие экономического механизма.

    2. Цель, субъекты и объекты управления.

    3. Принципы экономического механизма управления.

    4. Элементы экономического механизма управления природопользованием: кадастры природных ресурсов, финансирование и материально-техническое обеспечение, платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологические фонды, экономическое стимулирование, лимитирование и лицензирование, экономическая ответственность.

    5. Оценка экономических ущербов.

    6. Экологическое страхование.

    7. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

    Понятие экономического механизма. Противостояние экономики и экологии – одна из узловых проблем охраны природы. Долгое время ее пытались решать административно-правовым путем на основе запретов, ограничений, административных и уголовных наказаний и т.д. Сегодня разработаны некоторые экономические механизмы, опирающиеся на материальную заинтересованность исполнителя в решении природоохранных задач.

    Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм, обеспечивающий рациональное ресурсосберегающее природопользование.

    Экономический механизм должен быть согласован как по вертикали власти, так и по горизонтали. Меры воздействия, принимаемые на различных уровнях управления, на различных стадиях технологической цепочки – от изъятия природных ресурсов до производства готовой продукции и ее реализации – не должны противоречить друг другу.

    Экономический механизм неразрывно связан с правовым. Правовые нормы раздела 3 Закона России «Об охране окружающей природной среды» (ООПС) и многочисленные подзаконные акты закрепляют экономический механизм и являются правовой формой для экономического содержания. Особенностью этого Закона является то, что в нем идет речь фактически о природопользовании, предполагающем охрану, а не только об охране окружающей природной среды.

    Цель экономического механизма – согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных – федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных – территориальных и ведомственных и между предприятиями.

    Субъектами управления природопользованием , в том числе и природоохранной деятельностью, выступают государственные органы общей компетентности, специально уполномоченные органы по охране окружающей среды, а также органы местного самоуправления.

    На уровне предприятия субъектами управления являются службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники.

    Объектами управления являются природопользователи, как юридические, так и физические лица независимо от характера и направления их деятельности.

    Связь и отношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользования и охраны окружающей среды поддерживается двумя способами: на основе компетенции, предоставленной им нормативно-правовыми актами и на основе договоров.

    Принципы экономического механизма управления, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов – это научная обоснованность и экономическая ответственность.

    Элементы экономического механизма управления природопользованием. Реализация экономических механизмов осуществляется через многие институты: кадастры, материально-техническое обеспечение, плата за пользование природными ресурсами и за загрязнение, лимитирование и лицензирование, экономическая ответственность.

    Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный, месторождений полезных ископаемых и др. На базе их данных определяются денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.

    Финансирование и материально-техническое обеспечение. Закон ООПС называет несколько источников финансирования охраны окружающей среды: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений и организаций. Мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию осуществляются на основе государственной экологической программы с учетом природноресурсного потенциала отдельных регионов.

    Финансирование экологических программ в федеральном, республиканском и других бюджетах должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

    Законом ООПС предусмотрено два вида платы : за пользование природными ресурсами (земля, вода, недра, лес и иная растительность, другие виды ресурсов) и за загрязнение окружающей среды.

    Назначение платы за загрязнение окружающей среды – компенсация причиняемого вреда, стимуляция сокращения выбросов и экономическое обеспечение оздоровления и охраны окружающей среды.

    Закон ООПС предусматривает виды платы за загрязнение: 1) за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов, 2) за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов либо без разрешения. Порядок установления платы включает три этапа: определение базовых нормативов, дифференцированных ставок и конкретных размеров платы загрязнителя.

    Экономическое стимулирование охраны окружающей среды в России осуществляется следующим образом:

    Установлением налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении малоотходных технологий, использовании вторичных ресурсов и осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

    Освобождением экологических фондов от налогообложения;

    Передачей части экологических фондов в кредит предприятиям, гарантирующим снижение выбросов загрязняющих веществ;

    Установлением повышенных норм амортизации основных производственных, природоохранных фондов;

    Применением поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

    Введением специального налога на экологически вредную продукцию;

    Применением льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность.

    Лимитирование и лицензирование. Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование – это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и размещения отходов. Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства предприятий, дорог и др. Применяются лимиты потребления воды, использования лесных ресурсов и т.д. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты.

    Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ, ПДН и т.д.

    Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии.

    Экономическая ответственность является составляющей хозрасчета юридических лиц и заключается в возмещении вреда, причиненного природной среде и здоровью человека. К ней относятся платежи за сверхнормативное загрязнение, штрафы, возмещение убытков и т.д.

    Оценка экономических ущербов. Под экономическим ущербом, наносимом окружающей среде, понимают фактические и возможные убытки, причиняемые хозяйству и человеку в результате ухудшения качества окружающей среды, и дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. Социальный, моральный, эстетический ущербы сегодня практически не оцениваются. Поэтому расчетный экономический ущерб всегда занижен по отношению к реально существующему.

    Факторы, формирующие экономический ущерб, делятся на три группы: факторы влияния, восприятия и состояния.

    Факторы влияния – это уровень и характер антропогенных воздействий. Например, в случае загрязнения атмосферного воздуха – это концентрация и токсичность вредных веществ, технические особенности источника выбросов, климатические и топологические особенности и т.д.

    Факторы восприятия – это основные объекты, попадающие в зону влияния и воспринимающие негативные воздействия: население, коммунальные хозяйства, городские застройки, сельскохозяйственные и лесные угодья, основные фонды промышленности, транспорта, связи, природные экосистемы и др.

    Факторы состояния – это экономические показатели, используемые для перевода изменений в обществе и природе в стоимостные оценки. Основные из них: стоимость единицы продукции, производимой одним работников в день; выплаты по больничным листам; стоимость жилищно-коммунального хозяйства и транспорта на 1000 человек; стоимость единицы утилизированного сырья; потери прибыли от рекреации при разрушении экосистем и др.

    Методы количественной оценки экономического ущерба подразделяются на методы прямого счета, аналитический и эмпирический.

    Метод прямого счета основан на сравнении показателей загрязненного и условно чистого районов. Аналитический метод базируется на получении математических зависимостей (многофакторный анализ) между показателями состояния экономической системы и качества окружающей среды. Суть эмпирического метода заключается в том, что зависимость ущербов от уровня воздействий, полученная первыми двумя методами для частных объектов, обобщается и используется для аналогичных ситуаций. В результате вырабатывается методика, в основе которой лежат эмпирические оценки удельных ущербов.

    В отечественной практике накоплен опыт оценки удельных ущербов. Получены показатели ущерба на 1 т выбросов для предприятий черной металлургии, медеплавильных и коксохимических производств. Разрабатываются методы оценки удельных ущербов для других предприятий на единицу материальных и энергетических ресурсов при выбросах в атмосферный воздух и водные объекты. Так, на основании данных, полученных по 38 объектам черной и цветной металлургии, сделана оценка экономического ущерба от промышленных загрязнений по стадиям производства и потребления металлопродукции: геологоразведка – 2% (нарушение массива пород, загрязнение ландшафта и т.д.), добыча руд – 20% (изъятие угодий, загрязнение территорий, водного и воздушного бассейнов и т.д.), обогащение руд – 20% (те же нарушения), переработка сырья – 50% (то же), обработка металлов и получение продукции – 5%, использование металлопродукции – 1%.

    Экологическое страхование – это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью людей. Предприятие заключает договор со страховой компанией, согласно которому оно уплачивает страховой взнос за страховую услугу. Страховая услуга состоит в том, чтобы при возникновении экономического ущерба окружающей среде в результате деятельности предприятия, ему будут выплачены средства для возмещения ущерба.

    Экологическое страхование бывает обязательным и добровольным.

    Экономическая эффективность природоохранных мероприятий оценивается, прежде всего, по повышению эффективности общественного производства. Но экономический эффект от этого повышения нельзя определить на основании анализа деятельности в базовом году одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижается заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т.д. Полный же экономический эффект оценивается приростом национального дохода, который является конечной целью реализации средств на защиту окружающей среды. В конечном счете полный экономический эффект от затрат на охрану природы можно выразить через снижение экономического ущерба.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...