Экономические школы кратко суть учения. Классическая школа


Поиск

Классическая школа. Этапы развития классической школы

Классическая школа зародилась в конце XVII в. (Англия) - начале XVIII в. (Франция).

В развитии классической школы можно выделить 4 этапа:

1 этап охватывает период с конца XVII в. до начала 2-й половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей .

Представители этого этапа: Уильям Петти и Пьер Буагильбер, которые выдвинули теорию трудовой стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство продукции. Основу богатства государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Завершила 1-й этап школа физиократов, получившая распространение во Франции. Авторы этой школы Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго в поисках «чистого продукта» решающее значение наряду с трудом придавали земле.

2 этап охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем Адама Смита, который сформулировал концепцию экономического либерализма. Во много благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX в. неопровержимым считалось положение о невмешательстве государства в свободную конкуренцию.

3 этап приходится на 1-ю половину XIX века, когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. Среди представителей этого этапа: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Ф. Бастиа, Г. Кэрри.

4 этап охватывает 2-ю половину XIX в. Представители: Карл Маркс и Джон Стюарт Милль.

Общие характерные признаки классической школы:

1) неприятие протекционизма в экономической политике государства;

2) преимущественный анализ сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов анализа;

3) попытки выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или количеством затраченного труда;

5) попытка обосновать динамизм и равновесность состояния экономики;

6) деньги были признаны стихийно выделившимся товаром в товарном мире, который нельзя отменить никакими соглашениями.

Учение физиократов

Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле физиократы исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.

Центральные идеи теории физиократии таковы:

1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

2) источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;

4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;

5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

  • во-первых, налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;
  • во-вторых, должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами,
  • в-третьих, не должно быть слишком обременено издержками взимания.

Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694 - 1767) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет. Его основные труды: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758), который вошел в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа.

В этом произведении автор показал, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между социальными группами, а также представил основные пути его реализации в виде направленного движения с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Методологической платформой экономического исследования Кенэ стала разработанная им концепция про природный порядок, юридической основой которого, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, которые охраняют частную собственность, частные интересы, обеспечивая воспроизведение и правильное распределение благ. Как утверждал ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает только при государственном регулировании.

Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в руках одной просвещенной личности, которая владеет знанием законов - природного порядка, - необходимых для осуществления государственного управления.

В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение про чистый продукт, который сейчас называется национальным доходом. По его мнению, источниками этого чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистого увеличения дохода не происходит, а происходит только смена первичной формы этого продукта. Думая так, Кенэ считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения про продуктивную сущность разных социальных групп общества.

При этом Кенэ утверждал, что нация состоит из трех социальных групп:

а) производительной (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие);

б) бесплодной (лица, занятые в промышленности, а также купцы);

в) собственников (лица, получающие ренту - землевладельцы и король).

И хотя деление общества на фермеров, собственников и промышленников фактически соответствовало делению общества (крестьяне, дворяне, горожане), важно отметить, что Кенэ был одним из первых, кто разделил общество на классы на экономической основе, то есть на основе отношения каждого класса к производству и присвоению прибавочного продукта.

Основываясь на своем учении о чистом доходе (денежном выражении чистого продукта), Кенэ считал, что земельная рента должна быть единственным источником налогообложения.

Согласно распространенной точке зрения, особенно среди марксистов, система Кенэ имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения, якобы пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Обосновывается это тем, что якобы никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно марксизму, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации.

Тем не менее, существовали и иные взгляды на наследие Кенэ. Так, начиная с 1960-х гг. систему Кенэ творчески развивал Николай Руденко, а его достижения были высоко оценены Андреем Сахаровым в конце 1970-х., что доказало историческую важность наследия Кенэ как альтернативы марксизму в современном мире.

Анн Робер Жак Тюрго (1727- 1781) родился во Франции. Согласно семейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой. В 1774 - 1776 годах занимал должность генерального контролера финансов. Сотрудничал с просветителями в «Энциклопедии» Д. Дидро.

Главный труд А. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатств» (1770 г.).

Вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

Тюрго впервые описал разницу между капиталом и деньгами и выделил прибыль как особенный вид дохода. В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом надлежит отметить следующие его идеи:

  • доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);
  • обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;
  • уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;
  • текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

Концепция экономического либерализма

Адам Смит родился в 1723 г. в Шотландии в семье таможенного чиновника. В 1751 г. он был назначен профессором логики в Глазковском университете, а в конце года перешел на кафедру моральной философии. Дружба с экономистом Давидом Юмом привела его к изучению экономической науки.

В 1764 г. он оставил кафедру и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка герцога Баклю. Путешествие длилось более 2-х лет. Смит побывал в Тулузе, Женеве, Париже, встречался с Кенэ и Тюрго. По возвращении в Шотландию он принялся за создание книги «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая вышла в свет в 1776 г.

Предметом изучения экономической науки Смит считал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Источником богатства является сфера производства.

Основные принципы, из которых исходил Смит, сформировались в тесной связи с учением о «естественном порядке», созданным физиократами. Однако если последние ставили «естественный порядок» в зависимости от сил природы, то Смит считал, что он определяется человеческой природой и ей соответствует. Человек – эгоист, он преследует только личные цели. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь интересами других. Общество состоит из множества индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов. Следовательно, анализ общественных интересов должен основываться на анализе природы и интересов индивида.

Люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, поэтому единственной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен.

Действием «экономического человека», единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит пытался объяснить все экономические процессы.

Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма: рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.

Государство должно поддерживать режим естественной свободы: охранять правопорядок, свободную конкуренцию и частную собственность. Оно должно выполнять и такие функции, как организацию народного образования, общественных работ, систем связи, транспорта и коммунальных служб.

Смит писал: «Деньги – это великое колесо обращения». Доход рабочих, по его мнению, находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Он отрицал закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

Широко известны взгляды ученого на разделение труда. Центральная идея Смита состоит в том, что источником богатства является труд. Богатство общества он ставит в зависимость от 2-х факторов: доли населения, занятого производственным трудом; производительности труда.

При этом Смит заметил, что второй фактор имеет большее значение. По его мнению, специализация повышает производительность труда. Он выявил универсальный характер разделения труда от простых операций на предприятии до отраслей производства и общественных классов. Поскольку разделение труда вызывает снижение издержек производства, то оно открывает простор для использования машин, так как механизировать можно было лишь простые операции.

Сосредоточив свое внимание на меновой стоимости, Смит обнаруживает мерило в затратах труда на производство товаров. Это лежит в основе обмена. Источником ценности является труд. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоемому центру колебаний. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными.

Капитал характеризуется Смитом как одна из двух частей запасов, от которой ожидают получить доход, а другая часть – это та, которая идет на потребление. Им было введено деление капитала на основной и оборотный. Смит считал, что капиталистическая экономика может находиться в 3-х состояниях: роста, падения и застоя. Он разработал 2 взаимосвязанные схемы простого и расширенного воспроизводства. В схеме простого воспроизводства осуществляется движение от общественного запаса к валовому продукту (доходу) и фонду возмещения. В схеме расширенного воспроизводства добавляются фонды сбережения и накопления. Расширенное воспроизводство создает динамику богатства страны, зависит от роста накопления капиталов и от более эффективного употребления. Смит открыл явление технического прогресса как фактора расширенного воспроизводства.

Источник - Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004

Классическая школа в экономической теории зародилась в последней трети 17го века, т.е. в период господства позднего меркантилизма, и господствовала в экономической мысли до конца 19 века, пока не ей на смену не пришли новые экономические школы.

Как всегда, новая экономическая школа, получившая впоследствии наименование классической, возникла как оппозиционное течение, противопоставляющее себя господствовавшему в то время меркантилизму. При этом, понятное дело, новая школа стремилась решить те вопросы, на которые не мог ответить меркантилизм, и исследовать те явления, которые были оставлены им без внимания.

Стоит заметить, что люди, создававшие экономическую классику, относились к иной формации, чем меркантилисты. Они не были практиками экономики или государственного управления, зато были людьми просвещенными, а просвещенный человек этого времени был гуманистом. Поэтому первые представители классической школы поставили те вопросы, которые меркантилисты обходили вниманием, ибо для меркантилизма эти вопросы не были существенными. Первым таким вопросом стал вопрос Что составляет богатство народа? (Не государства, а именно народа!) А после того, как был дан ответ на этот вопрос, неизбежно возникли новые вопросы, чтобы ответить на которые классическая школа была вынуждена исследовать сферу производства. Но, начав исследования со сферы производства, классическая школа затем вернулась к анализу сферы обращения, но уже с новых позиций, предложив новые принципы ценообразования и новое объяснение природы денег.

В истории классической экономической школы можно выделить четыре этапа, которым примерно соответствуют этапы развития капиталистического устройства общества. Первый период в истории экономической классики - период до Адама Смита. В истории экономики и общества ему соответствует период становления капитализма, когда предпринимательство проникает не только в торговлю, но также в промышленное и аграрное производство. В это время предприниматели становятся влиятельной политической силой, а государства отказываются от вмешательства в экономику. Среди видных экономистов первого периода развития классической школы нужно упомянуть Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, а также представителей школы физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго.

Второй период в истории классической школы (последняя треть 18го века) связан с деятельностью одного человека - Адама Смита и его Богатством народов , ставшим экономическим бестселлером.

Третий период истории классической экономической школы охватывает первую половину 19го века. В это время множество экономистов пыталось развить идеи А. Смита и построить логически завершенную теорию экономики. Среди этих экономистов нужно упомянуть Давида Рикардо, Жана Батиста Сэя, а также Т. Мальтуса, Н. Сениора и Г. Кэрри. А в истории экономики данный период совпал с периодом расцвета чистого капитализма, когда капитал активно проникал в сферу производства, что выразилось в промышленной революции, происходившей в условиях отсутствия дефицита ресурсов и рабочей силы, а также в условиях неудовлетворенности спроса на промышленную продукцию.

Четвертый этап истории классической школы совпал с периодом кризиса чистого капитализма во второй половине 19го века. В это время оказалось, что без вмешательства государства экономика становится слишком подвержена кризисам, а конкуренция между предпринимателями завершается образованием монополий. Более того, в этот период оказалось, что свободная конкуренция приносит меньшие прибыли, чем политика протекционизма и ограничения конкуренции. А среди экономистов-классиков в это время можно упомянуть Дж. С. Милля и К. Маркса, доведших политическую экономию до логического завершения (а в некоторой мере и до абсурда.)

И в конце параграфа скажем об основных отличительных чертах экономической классики; о базовых принципах, на которых строилась вся теория политической экономии. Во-первых, классическая школа исследовала сферу производства, сделав сферу обращения вторичной. Применяя логический аппарат, включавший причинно-следственный метод, дедукцию и индукцию, а также научную абстракцию, классики выводили свои экономические законы из законов производства, носящих объективный характер. А поскольку законы производства были аксиомами для классической школы, то полученные результаты не нуждались в опытной проверке.

Во-вторых, законы ценообразования в классической школе вытекали из законов производства, т.е. цены имели затратную основу. Поскольку цены на рынке должны неизбежно основаны на затратах, то любой протекционизм является попыткой отклонения экономики от идеального состояния. Поэтому протекционизм воспринимался классической школой негативно.

В-четвертых, классическая экономическая школа старалась всесторонне исследовать проблемы экономического развития и повышения благосостояния населения. Но при этом она не обладала достаточным аппаратом для исследования данных проблем и строила свой анализ на недоказанных законах, таких как например закон Сэя.

В-пятых, классическая экономическая школа пришла к выводу о товарной природе денег, т.е. к тому, что деньги - особый товар, стихийно выделившийся из остальной массы товаров. И деньгам в классической политэкономии отводилась, в основном, роль средства обращения. Влиянием монетарного сектора экономики на реальный, которое активно исследовали меркантилисты, классики пренебрегали.

Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического развития общества и предложить определенные пути преодоления противоречий и основные направления дальнейшего развития общества.

В 1615 г. впервые появился термин «политэкономия» в книге Монкретьена с одноименным названием, хотя науки еще не было. Наука формируется тогда, когда появляется основной вопрос, на которой эта наука должна дать ответ. Вопрос, который встал перед человечеством, можно сформулировать так: «Что такое богатство, и каким образом его можно увеличить?». Разные Э. ш. давали разные ответы на этот вопрос. Основными Э. ш., которые пытались найти ответ на него, считаются меркантилисты, физиократы, классическая школа политической экономии, марксизм, маржинализм. В начале XX в. другой вопрос становится наиболее актуальным: «Что лежит в основе функционирования экономической системы, и насколько сильным должно быть вмешательство государства в регулирование экономики?» Ведущими школами, которые по-разному отвечали на этот вопрос, являются кейнсианство, неоклассицизм, монетаризм и институционализм .

Меркантилизм — первая сформировавшаяся Э. ш., представители которой считали основным источником богатства страны внешнюю торговлю, т. е. сферу обращения. В период между XVI— XVIII вв. основные европейские страны находились под влиянием экономической теории меркантилизма. Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам, должны конкурировать между собой за получение прибыли. Следовательно, правительство, по их мнению, должно поддерживать такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а цены на экспортные товары (продаваемые в другие страны) — высокими. Так можно достичь «благоприятного торгового баланса»» т. е. притока денежных средств из-за границы.

«Благоприятный торговый баланс» являет собой ситуацию, при которой экспорт превышает импорт, т. е. вывоз превышает ввоз. Такое превышение, которое похоже на прибыль продавца, приведет к увеличению национального запаса золота и серебра. Как считало большинство людей того времени, такой запас и является реальной мерой благосостояния наций. Для достижения «благоприятного торгового баланса» основные европейские страны пытались захватить колонии. Они считали, что те смогут обеспечить метрополии дешевой рабочей силой, сырьем и создать рынок для сбыта произведенных товаров. Например, для достижения этих целей в своих американских колониях Англией был принят Закон о навигации. Он защищал британскую промышленность, запретив колониям производить шляпы, шерстяные изделия, кованое железо и другие товары. Закон также содержал список особых товаров, в основном сырьевых, которые не могли продаваться ни в одну страну, кроме Англии. Возмущение этим законом было настолько велико* что его назвали одной из главных причин Войны за независимость. В зависимости от ответа на вопрос, что такое богатство, сформировалось два направления в меркантилизме: ранний (денежный) и поздний (торговый). Сторонники раннего меркантилизма полагали, что богатство страны можно увеличить путем ввоза в страну золота, в то время как сторонники позднего направления полагали, что богатство страны увеличивается путем расширения межнациональной торговли, т. е. ввоз товаров из-за границы должен превышать вывоз товаров, поскольку именно потребительные стоимости, воплощенные в товаре, они считали действительным богатством страны. Несмотря на различные подходы к ответу на этот вопрос и ранние и поздние меркантилисты искали ответ на этот вопрос в сфере торговли, т. е. обмена. И сейчас есть сторонники борьбы за «благоприятный торговый баланс». Они считают, что федеральное правительство должно максимально препятствовать импорту и поощрять экспорт. Их называют неомеркантилистами. Именно они являются главными сторонниками протекционизма в международной торговле . Их оппоненты выступают за отмену всевозможных барьеров в международной экономической деятельности.

Физиократы — Э. ш. , представители которой видели основной источник богатства страны в сельском хозяйстве. Главный представитель и родоначальник этой школы — врач Ф. Кенэ . Новым в учении этой школы было то, что источником богатства они считали производство в сельском хозяйстве. Они впервые определили существенные и несущественные сферы экономики, ранжировали их по значимости в экономической жизни страны. Именно поэтому Маркс назвал их «действительными отцами политэкономии». Огромной личной заслугой Кенэ было создание математических таблиц для решения экономических задач. Предложения группы французских философов и экономистов XVIII в. сводились к тому, что общество должно отойти от практики поддержки бизнеса и промышленности и не обращать на них внимания. Они считали, что только продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются истинным источником богатства, так как они даны от Бога, а задача человека — правильно использовать этот источник богатства и преумножать его, в этом случае у правительства нет особых причин помогать бизнесу и промышленности увеличивать свою прибыль. Другими словами, так как реальное богатство происходит от « земли», то лучшее, что может сделать любое правительство, — это не трогать предпринимателей и позволить событиям развиваться своим естественным образом. Эта идея нашла свое отражение в высказывании «laisser faire» (свобода действии). Классическая политическая экономия — Э. ш., представители которой впервые в истории экономической мысли обосновали тезис о главенствующей роли сферы производства. Ее представители: У. Петти (математик), А. Смит (философ), Д. Рикардо (биржевой делец) и С. Сисмонди. Петти считается родоначальником экономической арифметики, или, выражаясь современным языком, статистики. Классики рассматривали производство как таковое, в отличие от своих предшественников, и в нем видели основной источник увеличения и создания богатства. Это был огромный шаг в экономической науке. Они впервые рассматривали процесс производства в широком смысле, как процесс воспроизводства, состоящий из четырех основных этапов: производство, обмен, распределение, потребление. Представители классической школы политической экономии сделали справедливый вывод о неравномерном распределении доходов в обществе и представили наиболее удачное объяснение ренты, которое лежит в основе современной теории рентных отношений.

Заслугой Смита считается его постулат о саморегулировании рынка, который получил название «невидимой руки Смита». Фактически это было развитие уже известного подхода «laisser faire». Наиболее значительная работа Смита «Исследование о природе и причине богатства народов», Рикардо — «Начало политической экономии». Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда пошло название классической школы политической экономии.

Марксизм — Э. ш., основоположником которой был К. Маркс. Считая себя последователем классической политической экономии, Марксе развивает трудовую теорию стоимости и впервые создает учение о прибавочной стоимости. Он считает, что излишек продукта, или новая стоимость, рождается непосредственно из процесса производства и создается трудом человека, его рабочей силой. Общественно-экономическую формацию Маркс определяет как взаимодействие производительных сил и связывающих их производственных отношений. Маркс считал, что развитие производительных сил опережает связывающие их производственные отношения, что неизбежно приводит к конфликту, разрешить который можно лишь насильственным, или революционным, путем, за которым следует смена общественно-экономической формации. Маркс соединил достижения своих предшественников (классической политической экономии) с необходимостью объяснить противоречия того времени, однако не смог выявить внутренние источники разрешения этих противоречий в самой капиталистической системе.

Маржинализм — одна из ведущих школ неоклассической экономической мысли, зародившаяся во второй половине XIX в. Представители этой школы утверждают, что экономическая стоимость определяется ценой последней единицы поступившего на рынок товара. С XVII в. конкурировали две концепции: трудовая теория стоимости Петти, Рикардо, Смита и теория полезности, которую позже назвали «примитивной теорией полезности» (товар стоит тем дороже, чем он полезнее). В такой примитивной формулировке ее разбил Смит: «Воздух, вода ничего не стоят, и, наоборот, вещи бесполезные, такие как алмазы и бриллианты, стоят дорого». Благодаря Смиту теория полезности была раскритикована и долгое время не получала развития. Только в XIX в. представители австрийского маржинализма вновь обратились к теории полезности и сделали вывод, что наряду с полезностью товара нужно говорить о его редкости, разрешив таким образом противоречие теории полезности, на которое обращал внимание Смит. Маржиналисты утверждали, что существует наиболее напряженная потребность воды: напиться, умыться, помыть сапоги и т. д. Ошибка примитивной теории полезности в том, что они брали самую напряженную потребность при определении ценообразующего фактора. На самом деле, говорит Менгер, именно последняя, наименее напряженная потребность, на которую еще хватает запасов блага, и есть решающий фактор при определении цены. Поскольку воды более чем достаточно, последняя наименее напряженная (а это и есть предельная) полезность воды ничего не стоит. Обратное происходит с бриллиантами — их мало, поэтому предельная полезность их высока. Бем-Баверк приводит историю одинокого земледельца: первый мешок зерна удовлетворяет самую напряженную потребность — голод, второй — наесться, третий — курам, четвертый — приготовить хлебную водку, пятый — на корм попугаям, болтовню которых приятно слушать.

Если земледелец решил обменять зерно на рыбу, он откажется от наименее напряженной потребности в зерне. Рыбак поступит так же. Поэтому, говорят австрийцы, в хозяйстве каждого индивида формируется субъективная оценка блага. Потом они выходят на рынок, где формируется в процессе конкуренции объективная оценка ценности, т. е. цена. Заслугой маржиналистов считается введение субъективных оценок в экономическую теорию. Австрийцы считали, что все экономические отношения субъективны. Каждому человеку свойственно оценивать сегодняшнюю потребность выше, чем завтрашнюю. Человек занимается предпринимательством ради потребления. Он откажется от потребления сегодня в пользу будущего и за это должен получить компенсацию от общества в виде процента. При обмене в натуральном хозяйстве можно согласиться с австрийцами, но при развитом рынке товары уже производятся для продажи. Тем не менее австрийцы дали толчок к рассмотрению субъективных оценок, отрицать которые невозможно, например, категория ожидания важна при инфляционных ожиданиях, причем не только в рыночном хозяйстве. Субъективные ожидания оказывают воздействие на объективные явления.

Кейнсианство — одно из основных направлений экономической мысли XX в., заложенное работами Дж. Кейнса. Представители этой школы рассматривали вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Само развитие экономических отношений поставило перед учеными экономистами новые проблемы, которые различные школы и направления в экономической мысли решают по-разному. Так, с возникновением необходимости регулирования рыночных отношений встает вопрос о роли государства. Известный экономист нашего столетия Кейнс (1883—1946) своей работой «Общая теория занятости, процента и денег» определяет одно из основных направлений в современной экономической мысли, названное в его честь кейнсианством. Он утверждал, что капиталистическая рыночная система не в состоянии сама решить многие проблемы, поэтому необходима сильная власть государства, которое могло бы регулировать эти рыночные отношения и непосредственно воздействовать на них. Таким способом он предлагал найти выход из кризиса, который разразился в Америке в 1929—1931 гг., и, надо сказать, его выводы были небезуспешно применены на практике.

Неоклассическая школа — одно из ведущих направлений экономической мысли XX в., выросшее на выводах классической школы и теории маржинализма. Главный представитель неоклассической школы — А. Маршалл (1842—1924) (самая известная работа — «Теория спроса и предложения ») и его последователи сформировали свою концепцию предельной полезности и предельной производительности и представили наиболее разработанную теорию рыночного предпринимательства в условиях совершенной конкуренции, механизм свободного ценообразования и конкуренции. Поскольку наиболее удачными были попытки представителей этой школы объяснить экономические явления и закономерности на микроуровне, свое даьнейшее развитие неоклассическое направление получило в рамках неоклассического синтеза, обогащенного кейнсианской макроэкономической теорией.

Монетаризм — одно из основных течений современного неоклассического направления, виднейшим представителем которого является М. Фридмен. Основной тезис монетаристов — « деньги — главный и решающий фактор рыночного хозяйства». Абсолютизация сферы обращения характерна для этого направления развития экономической мысли. Основной заслугой монетаристов считается детальная проработка вопросов, связанных с антиинфляционной денежной политикой государства. Рекомендации монетаристов легли в основу многих экономических реформ, проводимых в странах, вставших на путь рыночных преобразований, в частности реформы Гайдара в России. Освобождение с января 1992 г. цен от государственного регулирования (т. н. либерализация) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учета специфики российской экономики.

Институционализм — направление экономической мысли, в котором основное внимание уделяется деятельности институтов в области принятия экономических решений. Причем термин « институт» получает достаточно широкое толкование. Сторонники этого направления называют институтами государство, законодательство, общественные организации, структуры, семью и т. д. Институционализм начинает развиваться с конца XIX в. Такие виднейшие представители институционализма, как Гелбрейт, Ойкен, Веблен и др., развивают теорию нового постиндустриального общества , основанного на деятельности независимых организованных институтов. Сегодня широкое распространение получила теория Коуза, так называемая теория трансакционных издержек , которая объясняет функционирование рынка наличием прав собственности и издержек, возникающих в результате взаимодействия этих прав, т. е. при заключении сделок (операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение — trance acts — дословно «между сделками»).

Русская экономическая школа — обобщенное название представителей русских ученых-экономистов, имеющих серьезнее научные достижения в различных областях экономических знаний. Так, А. Чаянов внес значительный вклад в теорию аграрных отношений , В. Дмитриев разработал конкретную методику использования прикладной математики в экономической теории, Л. Канторович использовал теорию линейного прогнозирования для оптимального планирования ресурсов, теория длинных волн Н. Кондратьева и сегодня лежит в основе концепции циклического развития рыночной экономики. Имена таких ученых, как В. Леонтьев (разработал концепцию «затраты - выпуск» и использовал ее в теории производства), Е. Слуцкий (внес большой вклад в развитие теории потребительского поведения и разработку математического аппарата в экономической науке) и др., известны сегодня всему миру.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ,

МЕТОД, ФУНКЦИИ

История становления экономической

Теории как науки.

Основные экономические школы (теории)

Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.


Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.

Экономические школы.

Меркантилизм 16-18 вв.

От итальянского ʼʼmercanteʼʼ - торговля.

Представители: Томас Мэн (1571 – 1641), француз Антуан Монкретьен, А. Сера, У. Стаффорд, Ж-Б. Кольер, И. А. Посошков.

Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Его представители считали,что доход создается в сфере торговли.

В это время стало ясно, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортный товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. По этой причине государственная власть стала покровительствовать мануфактурам и насаждать промышленное производство.

Физиократы 18 в.

От греческого – власть природы.

Представители: Франсуа Кенэ, Жак Тюрго (ʼʼЭкономические таблицыʼʼ 1758 ᴦ.)

Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения (торговли) в сферу производства, и относили к ней только те отрасли, которые связаны с природой, ᴛ.ᴇ. сельское хозяйство и горно-добывающее производство.

Классическая политическая экономия (18 – 19 вв.)

Представители: Адам Смит, давидРикардо, Жан батист Сэй, Джон Стюард Милль, Уильям Петти.

Объектом исследования здесть стало материальное производство в целом, а не только сельское хозяйство. В 1776 ᴦ. вышла книга А. Смита ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ.

Основные идеи А. Смита:

Государство не должно вмешиваться в экономику;

- (как следствие п.1) рыночное саморегулирование на базе свободных цен;

Анализ модели ʼʼэкономического человекаʼʼ: человека, который стремится к собственному богатству, способствующего накоплению богатства общества.

Он ввел понятие laissezfaire–невидимая рука (спрос и предложение). Цены на товары формируются только под воздействием спроса и предложения.

Марксизм 70-е ᴦ. 19 в.

Основоположники теории марксизма – Карл Маркс (Капитал, 1867 ᴦ.) и Фридрих Энгельс. Источник богатства – труд.

Другие представители: Лафарг, Ленин.

Маржинализм (теория предельного анализа) середина и конец 19 в.

Представители: Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем-Бавек, Джон Бейтс Кларк, Леон Вальра, Вильфред Парето, У. Джевонс, О. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.

Внесли математику в экономику.начинают уделять внимание потребительскому спросу, а не только производству.

Неоклассическое направление (начало 20 в.)

Представители: А. Маршалл (книга ʼʼПринципы экономиксʼʼ, исследовал взаимодействие спроса и предложения, разработал теорию эластичности), Джон Кларк, А. Пигу, ВильфредоПаретто.

Объект исследования – поведение и субъективные мотивы ʼʼэкономического человекаʼʼ.

Школы данного направления:

- Монетаризм (Милтон Фридмен ʼʼКоличественная теория денегʼʼ, Ирвинг Фишер ʼʼПокупательная сила денегʼʼ). Предмет исследования – законы движения денежной массы.

Кейсианство 30 –е ᴦ. 20 в.

Джон Мейнард Кейс (1883 – 1946) ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ 1936 ᴦ., где он писал об активном вмешательстве государства в рыночную экономику. Он исследовал: национальный доход, инвестиции, потребление, сбережения и др.
Размещено на реф.рф
Решил проблему выхода из великой депрессии. Предмет анализа Кейнса – народное хозяйство в целом. Использовал макроэкономический подход.

Институционализм.

Представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, З. Зомбарт, Д. Гэлбрэйт, Г. Мюрдаль, Д. Коммонс, Дж. Кларк, А. Берли.

Экономическая система развивается под воздействием институтов (семья, государство).

Экономические школы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономические школы." 2017, 2018.

  • - Экономические школы.

    Общенаучные частные Общенаучные методы: Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Материалистический подход. Метод... .


  • - Современные экономические школы.

    1)Теория постиндустриального общества как школа, выросла из институцианолизма в этой школе большое место, отводится современным воздействиям научно-технического прогресса на жизнь общества. Основание возможности существования смешанной экономики, где взаимодействуют... .



  • - Основные макроэкономические школы.

    В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики. 1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость.... .


  • - Общее макроэкономическое равновесие и его роль в экономике. Основные экономические школы о макроэкономическом равновесии и государственном регулировании экономики.

    В предыдущей теме было показано, что в в рыночной экономике существует макроэкономическая нестабильность, означающая нарушение равновесия в макроэкономике. Что же такое макроэкономическое равновесие? В микроэкономике под рыночным равновесием понимается... .


  • -

    Цели ценовой политики С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся: 1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание.... .


  • - Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены

    Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены До настоящего времени не существует единого, сколь­ко-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения: Ø По признаку первопричины... .


  • - Экономические школы теории макроэкономики.

    Вопрос 14. Монетаризм. Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины. Монетаризм, появление и развитие которого... .


  • - История развития экономической мысли. Основные экономические школы.

    Вопрос 3. Склонность потребителя предпочитать отдельные виды товаров наталкивается на весьма существенные преграды: цены товаров и доход самого потребителя. Построим бюджетную линию при определенных условиях. 1)месячный бюджет потребителя=300р. 2)на рынке... .


  • Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...