Экономическая система. Типы экономических систем


Практически на всех этапах развития человечества перед обществом стоит главный вопрос: «Как и в каких количествах с ограниченностью ресурсов максимально повысить производительность?» Для решения этой проблемы придуманы экономические системы и их типы. Каждая из данных систем решает этот вопрос по-своему. У них есть плюсы и минусы. Рассмотрим более подробно. Оценка экономической системы - важный нюанс в политике государства.

Понятие экономической системы

Экономическая система — это объединяющая все экономические процессы, производственные отношения структура, которые есть в обществе. Под данным понятием следует понимать алгоритм, а также уклад производства, который, с одной стороны, определяет взаимоотношения с потребителями, а с другой - устанавливает связи между производителями.

Нужно заметить, что понятие "экономическая система" и ее типы сильно зависят от того, о какой научной школе идет речь. В одних рассматривается она при помощи макроэкономических концепций, в других - за счет влияния человека, в остальных акцентируется внимание на том, каковы механизмы экономической системы: системность и так далее.

В любой экономической системе будут основными процессы производства, распределения, обмена и потребления. В любой из имеющихся систем есть процесс производства, который создан при помощи специальных ресурсов. Однако некоторые элементы в данном вопросе отличаются. Речь идет о том, какие используются механизмы производства, мотивация самого производителя, а также то, насколько труден характер социально-экономических взаимоотношений.

Экономическая система и ее типы

Наиболее важной в анализе описываемого термина нужно назвать типологию. Характеристика каждого типа систем имеет 5 основных параметров, по которым они сравниваются между собой. Ниже типы экономических систем и их характеристика описаны подробно, а пока остановимся на более важной информации.

Речь идет о механизмах, при помощи которых система функционирует: о социальных параметрах, то есть о количестве рабочего и свободного времени, о том, как осуществляется охрана труда и реальный доход. Соотношение между планированием и рыночным регулированием также берется во внимание. Также сюда следует отнести отношения в сфере собственности, а также параметры технико-экономического типа. Благодаря этим данным экономисты смогли выделить основные экономические системы. Речь идет о традиционной, рыночной, смешанной, а также командно-плановой.

Традиционный тип экономической системы

Эта система экономики была самой первой. Она родилась еще в первобытное время. На тот момент система базировалась на натуральном хозяйстве. Сейчас традиционный тип практически нигде не встречается. Иногда его можно встретить в странах третьего мира, а также в некоторых регионах Америки, Азии и Африки. Для того чтобы поддерживать данную систему экономики, необходимо охотиться, использовать собирательство вместе с низкопродуктивным фермерством, которое полностью основано на ручном методе работы. Технологии здесь практически никакие не используются, если не брать во внимание максимально примитивные. Торговля при этом практически не развита, если она имеется вообще. Особенности экономической системы данного типа заключаются лишь в ее достоинстве.

Единственный плюс данной экономической системы заключается в том, что при работе не происходит загрязнение окружающей среды. Помимо этого, нагрузка на природу практически не осуществляется.

Командно-плановая

Данная система еще называется централизованной. Она тоже относится к историческим типам экономических систем. На данный момент в чистом виде встретить ее невозможно. Ранее она встречалась в Советском Союзе, а также использовалась в некоторых странах Европы и Азии. Другие типы экономических систем и их характеристика позволяют сделать вывод, что эта политика совершенно невыгодная.

Сейчас ученые больше выделяют недостатки системы, чем ее преимущества. Мы рассмотрим их.

Во-первых, производитель не имеет свободы, то есть сколько и что производить, могли решать только вышестоящие органы. Невозможно удовлетворить широкомасштабные экономические потребности покупателей. Некоторые товары в хроническом дефиците. Возникает черный рынок. Его появление - это реакция на вышеописанные нюансы. Также нельзя быстро и эффективно в процесс вводить новые технологии, чтобы увеличить производство, и так далее.

Именно из-за этого, как правило, данная система экономики всегда остается позади конкурентов, которые работают по другому типу, выходя на глобальный рынок. Хотя есть одно из немногих преимуществ: эта система позволяет добиться социальной стабильности каждого жителя страны.

Рыночная экономическая система

Каждый, кто хоть немного разбирается в экономике, понимает, что рынок - довольно сложная система. Она сейчас присуща практически всем странах в современном мире. Также ее называют капитализмом.

Главная функция экономической системы — это принцип индивидуализма, предпринимательства, а также конкуренции, которая возникает при наличии спроса, предложения и при производстве продуктов. Как правило, на рынке всегда доминирует только частная собственность, а стимулом для совершения производства каких-либо товаров является получение прибыли.

Даже с такими преимуществами подобная система экономики не идеальна. Существуют недостатки, например доходы распределяются неравномерно, актуальным является социальное неравенство и незащищенность некоторых граждан. Также рыночная экономическая система довольно нестабильна. Она может вызывать кризис. От нее страдают природные ресурсы (из-за варварского отношения к ним), а неприбыльные программы практически никто не финансирует.

Смешанный тип

Экономисты выделяют четвертый тип - смешанный, который предполагает наличие одинаковой роли в обществе как у государства, так и у частного сектора. Функция экономической системы заключается в том, что государство поддерживает убыточные, но важные предприятия: финансируют науку, культуру, безработицу, а также другие многие функции, а частный сегмент занимается производством массовых товаров, предоставляет необходимые всем услуги.

Примеры экономических систем и типов

Обязательно следует рассмотреть современные страны, которые работают с той или иной экономической системой. Так как эти данные являются неофициальными, а наверняка судить о том, к какой системе экономики они относятся с точностью до 100 %, нельзя, экономические деятели пытаются все же максимально верно определить тип экономики, с которой работает то или иное государство.

Например, с традиционным типом экономики до сих пор работают Вануату, Барбадос, Зимбабве, Эфиопия и другие страны, которые не сильно развиты в этом плане.

Плановая больше присуща СССР, также этим типом пользовалась Индия до начала 1990 годов. Помимо этого, с такой же экономической системой работала гитлеровская Германия.

Рыночный тип практически у многих стран, которые на данный момент являются лидерами в экономике. Это США, Япония, Франция, Канада, Южно-Африканская республика и так далее.

Смешанный тип в Китае и России. Более подробно о типах экономических систем и их характеристиках выше.

Россия

Остановимся подробно на России. На данный момент нельзя точно сказать, с каким экономическим типом работает государство, но профессора из МГУ характеризуют политику страны как «мутацию позднего капитализма». Сегодня принято экономику Российской Федерации принимать в качестве переходной, нужно заметить, что она довольно успешная, так как рынок развивается с огромной скоростью.

Переходная экономика

Было бы справедливо рассмотреть и переходную экономику. Она в себе объединяет изменения в рамках текущей системы и приобретение каких-то характеристик из любой другой, которая существует.

На данный момент для того, чтобы произвести формирование экономической системы переходного типа к рыночному, необходимо реформировать государственный сектор, внедряя приватизацию и сдачу в аренду собственности. Также следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры, которая будет удовлетворять рынок и делать производство наиболее эффективным при наличии определенных ресурсов.

Немаловажным является то, что необходимо развивать малый и средний бизнес, а также поощрять людей, если они решат заниматься предпринимательством. Следует работать с товаропроизводителями, которые имеют разные формы собственности: частную или государственную. А также следует обратить внимание на вопрос ценообразования. Нужно внедрять рыночные механизмы.

Итоги

В статье рассмотрены экономические типы, примеры и особенности. Важно отметить, что тип экономических систем - это интересный вопрос, учитывая, что многие государства не объявляют о том, с каким механизмом работают.

Максимально эффективной будет рыночная экономическая система, так как она позволяет развивать экономику с лучшей стороны, а ее недостатки постепенно сокращаются к минимуму. Если страна начнет выходить на глобальный рынок со своими продуктами, то она сможет из любой ситуации вытянуть всю страну, улучшить экономику и привести в порядок жизни людей.

Также нужно не забывать о развитии бизнеса. Важно поощрять всех предпринимателей, которые занимаются им. За счет введения такой деятельности можно уменьшить затраты на производство широко востребованных приспособлений, но и получить выгоду из функционирования данной деятельности.

По некоторым данным, Россия относится к странам со смешанной экономикой, по другим - с переходной. Описанные выше типы экономических систем и их характеристики должны уже быть понятными для читателя. Нужно заметить, что, так или иначе, рынок в стране действительно очень хорошо развит, поэтому вряд ли в ближайшее время возникнут какие-то проблемы в экономической сфере.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

2.1. Экономическая система. Типы экономических систем

Экономическая система - это организация экономической жизни общества, основанная на определенной структуре взаимосвязей между экономическими агентами.

Тип экономической системы зависит от преобладающих в обществе экономических целей, форм собственности и методов решения экономических проблем.

Как отмечают в "Экономикс" К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю "...индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на средства производства; 2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность" (Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. М.:1992. - С.47). Выделяют два способа координации экономических выборов: стихийный и иерархический. Стихийный способ предполагает, что каждая фирма и домохозяйство самостоятельно решают что, как и для кого производить. Иерархический порядок выделяет такого экономического субъекта, который отвечает на фундаментальные вопросы экономики единолично за всех остальных экономических агентов.

Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Каждая система по своему отвечает на фундаментальные вопросы экономики.

Традиционная экономика - эта экономическая система основана на соблюдении исторически сложившихся обычаев, канонов религии, традиций, которые определяют технологию и средства производства, обмен, распределение и потребление экономических благ. Роль экономических агентов в экономической системе во многом определяется наследственностью и преемственностью экономических отношений, а также и делением общества на сословия. Экономические проблемы - что производить, как производить и для кого производить - определяются в основном сложившимися веками традициями. Обычаи определяют порядок распределения, обмена и потребления ресурсов и продуктов. Внедрение новых техники и технологии осуществляется очень медленно, так как вступает в противоречие с обычаями и традициями, угрожает их сохранению, а значит стабильности существующего общественного устройства. В настоящее время данная экономическая система функционирует с элементами рыночной экономики в приблизительно 140 странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Основными чертами традиционной системы являются (Баликоев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирский университет НГАС. Новосибирск, 1993. - С. 37):

1. Преобладание частной формы собственности.

2. Производство, распределение и обмен основываются на обычаях, традициях и культовых обрядах. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

3. Экономическую роль домашних хозяйств определяют наследственность и кастовость.

4. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Вследствие этого темпы экономического роста незначительны. Причем, темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства.

5. Неграмотность населения, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.

6. Огромный внешний долг государства, который трудно ликвидировать.

7. Большая роль государства и силовых структур (армии, полиции) в экономике и политике этих стран.

Рыночная экономика это экономическая система основная на стихийной координации экономических выборов. Для этого типа экономической системы характерно свободное предпринимательство, ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, преобладание частной собственности. На фундаментальные вопросы экономики рыночная система отвечает следующим образом. Фирмы производят те товары и услуги, которые пользуются спросом. Товары производятся при помощи такой технологии, которая способна минимизировать издержки. Товары и услуги производятся теми экономическими агентами, которые обладают преимуществами в производстве данного товара. Под преимуществами понимается возможность минимизации затрат. И, наконец, товары производятся для тех, кто обладает достаточными доходами. Люди, не имеющие доходов, оказываются вне процесса потребления благ. В рыночной экономике существует частная форма собственности на ресурсы и конечные товары и услуги.

В рыночной экономике государство не вмешивается в экономические отношения и не влияет на поведение агентов по поводу производства, распределения и потребления благ.

Командная экономика - э кономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Характеристика рыночной и командной экономических

систем по двум основным признакам

Смешанная экономика - это тип экономической системы, основанной на рыночном механизме ценообразования, но включающий вмешательство государства в экономические взаимоотношения.

В современных условиях все больше находит место сочетание двух типов экономических систем - рыночной и командной. Это позволяет использовать достоинства этих систем и, в какой-то степени, нейтрализовать их недостатки. Имеются страны, в которых преобладает рыночный механизм регулирования, а государственная собственность, как и государственное вмешательство в экономику, играют менее значительную роль. К ним относятся США и многие страны Западной Европы.

Но есть и такие страны, где государство активно участвует в управлении экономикой в условиях рынка, ставя перед собой определенные цели развития и используя различные методы управления. Среди этих стран можно выделить две основные модели смешанной экономической системы. Одна из этих моделей отражает экономическую систему Японии, достигшей в послевоенный период высоких темпов развития. Другая модель - это экономическая система Швеции, в целевых установках которой преобладают социальные цели.

Таблица 2.2.

Основные черты японской и шведской моделей экономики

Японская модель

Шведская модель

1. Глобальная цель - высокие темпы экономического роста с последующим достижением социальных результатов.

1. Глобальная цель- решение социальных проблем.

2. Государственные планы экономического развития, имеющие рекомендательный (необязательный) характер, но способствующие более пропорциональному и эффективному развитию.

2. Активное участие государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов, создание для этого значительных общественных (государственных) фондов потребления.

3. Сохранение обычаев и традиций наряду с активным изучением и внедрением передового опыта других развитых стран.

3. Высокий уровень обеспечения гражданских прав, социальной справедливости.

Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.

В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.

К предпосылкам рыночных отношений относятся:

Опережающее создание правовой базы рыночной экономики;

Приватизация - разгосударствление значительной части средств производства, приводящее к появлению частных собственников, развитию предпринимательства и конкуренции;

Либерализация ценообразования - переход от жестких государственных цен к свободным рыночным ценам.

Условиями формирования рынка являются:

Постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;

Комплексный триединый подход к формированию основных видов рынка - товарного, финансового и рынка труда;

Активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры

Создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д.

Постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей;

Обеспечение со стороны государства социальной защищенности граждан.

Условиями функционирования рынка должны стать:

Свобода деятельности хозяйственных организаций (экономических агентов) в рамках государственных законов, регулирующих взаимоотношения субъектов;

Полная ответственность предпринимателей за результаты своей деятельности;

Свобода конкуренции, там, где она эффективна;

Свобода ценообразования, ограничиваемая для монопольных рынков.

Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.

Человечеству в своей непростой истории довелось «пережить» уже достаточно много разных экономических систем. Это и дает основание ставить вопрос об их классификации. Классификация в науке - всегда сложное дело. Ее успешность, научная обоснованность во многом зависит от верно подобранного “ключа”. Таким “ключом” является критерий разделения, т.е. главный его признак, “пробный камень” или мерило. От правильного выделения критерия (или критериев) зависит научность классификации.

В современной экономической науке при рассмотрении типов экономических систем используются разные критерии. Основными из них называют следующие:

господствующая форма хозяйствования; основные формы собственности; способ координации экономических субъектов и действий; способ распределения доходов; тип государственного вмешательства в экономику; включенность экономики в мирохозяйственные связи.

Поскольку критериев, а это значит, критериальных подходов к классификации много, то и самих классификаций будет несколько.

Рассмотрим их в следующем порядке.

Первая классификация связывает выделение типов экономических систем с господствующей формой хозяйствования. При таком подходе выделяются: экономическая система с натуральной формой хозяйствования; экономическая система с товарной формой хозяйствования. По другому критерию - “основная форма собственности” - различаются экономические системы: общинного типа; частнособственнического типа; кооперативно-общественного типа; смешанные. Согласно критерию “механизм (способ) координации действий хозяйствующих субъектов” можно выделить следующие типы экономических систем: традиционный; рыночный; плановый. “Превалирующий способ распределения доходов” как критериальный подход к экономическим системам позволяет выделить такие типы: общинно-уравнительный; с распределением доходов по земле; с распределением доходов по факторам производства (по земле, по капиталу, по труду); с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада. “Граница и тип государственного вмешательства в экономику” как критерий разделяет экономические системы на следующие типы: свободный, либеральный; административно-командный; экономически регулируемый; смешанный. По критерию “степени включенности в мирохозяйственные связи и отношения” экономические системы различают, как: закрытую; открытую. Наконец, по критерию степени зрелости экономические системы можно различать, как: формирующиеся; зрелые, развитые; деградирующие.

В современной экономической литературе Запада, особенно в популярных учебниках, например К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю, классификация сводится к различию трех основных типов экономических систем:

1) традиционная экономическая система;

2) рыночная экономика;

3) командная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющая замкнутый характер.

Рыночный тип экономики трактуется как такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляется под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.

Плановая (командная) экономика определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяется административным центром на основе системы планов и команд.

Следует отметить, что такая классификация, хотя она в современной литературе и является наиболее распространенной, имеет определенную научную ограниченность. Во-первых, потому, что она основывается на разновидных, разносистемных критериях типологии экономических систем. Так, традиционный и рыночный типы выделяются на основе критерия “механизм координации действий субъектов экономики” (либо традиции, либо рыночные силы), а при выделении третьего типа - “плановая (командная) экономика” - использован уже иной критериальный подход - с позиций степени и способа государственного вмешательства в экономику. Во-вторых, критерий собственности также использован непоследовательно: в двух типах - рыночном и командном - он играет в типологии определенную роль (частная и общественная собственность противопоставляются), а в характеристике традиционного типа экономики вообще отсутствует. Даже такие логические дефекты данной типологии ограничивают ее научную значимость.

Преодолевая в некоторой мере ограниченность данной классификации, современная экономическая мысль выделяет еще один тип экономики - смешанная экономика. Для нее характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Именно такой тип экономики представляет собой ряд современных западноевропейских стран. Этот тип имеет объективные предпосылки. Так, один только рыночный механизм в современной жизни не обеспечивает действенного и устойчивого саморегулирования экономической системы, а ведет к известному разрегулированию экономики (кризисы, безработица, инфляция). Выход находят в определенной интеграции регулирующих механизмов - рыночного и государственного. В этом отношении экономическая система тоже становится смешанной.

Главное отличие смешанного типа экономики - ее разнообразность. Основными чертами этого типа являются:

сочетание частного и государственного секторов экономики; сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования; сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости в обществе.

Смешанную экономику можно считать особым типом экономической системы. Это обусловлено ее целостностью, устойчивостью, способностью к самовозобновлению, определенной совместимостью компонентов системы. А это все - свойства, присущие всякому типу экономической системы. Но реально приходится различать смешанную экономику развитых стран и смешанную экономику развивающихся стран. Это - виды смешанной экономики.

Экономические системы

Экономическая система - это совокупность сложных взаимодействующих между собой структур. Экономическую систему можно рассматривать, с одной стороны, как национальное хозяйство с его отраслями промышленности и сельского хозяйства, торговлей, сферой услуг и соответствующим хозяйственным механизмом, и, с другой стороны, как совокупность социально-экономических отношений между людьми, зависящих от отношений собственности на факторы производства. Любая экономическая система решает, по крайней мере, три фундаментальные проблемы общества: что производить, как производить, для кого производить.

Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести (например, пушек и масла). Невозможно иметь всё, что желает общество при имеющихся ограниченных ресурсах, поэтому необходимо решать, что производить и в каких пропорциях.

Как производить? Другими словами, какие ресурсы, и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? Многие виды продукции можно производить и с помощью простой технологии, требующей больших затрат ручного труда, и с помощью передовой современной технологии, не требующей больших затрат труда. (В первом случае речь идёт о трудоёмкой технологии, а во втором случае - о капиталоёмкой технологии.) Вероятно, что в развитых странах, например, в США и в Западной Европе, где имеется избыток капитала, а рабочая сила является дорогой, в большей степени используется капиталоёмкая технология. В странах же менее развитых, например, в Китае и в Индии, в большей степени используется трудоёмкая технология. В производстве определённого продукта также может использоваться разное сырьё в разных пропорциях, разные типы и количества оборудования. Проблема, как производить, является сложной, но каждое общество стремиться найти разумное и эффективное решение, исходя из имеющихся возможностей и сложившихся приоритетов.

Для кого производить? Как произведённая продукция должна быть распределена между членами общества? Кому и по какому принципу распределять ограниченное количество благ при неограниченных потребностях? Из всех проблем, решаемых экономической системой, эта проблема является наиболее острой и часто обсуждаемой в обществе. Одни предпочитают уравнительное распределение, при котором все получают пусть мало, но одинаково, независимо от трудового вклада. Другие считают, что вознаграждение должно соответствовать вкладу в производство, зависеть от опыта и квалификации члена общества, от того, как много работает человек. Третьи доказывают, что если человек отдаёт обществу для использования свой капитал, то этот человек должен также получить вознаграждение. При всех различиях во взглядах на принципы распределения большинство людей склоняются к тому, что должны быть стимулы для экономической деятельности, которые делают экономическую систему динамичной и эффективной.

История знает множество экономических систем, по-разному решавших фундаментальные проблемы общества. Эти системы существенно различались по своему устройству, и по уровню материально-технической базы, и по формам собственности на средства производства и предметы потребления, и по способу координации связей между производителями и потребителями, то есть по своему хозяйственному механизму.

Классификация экономических систем зависит от выбора определяющего критерия. В качестве такого критерия можно использовать различия в той или иной структуре, характеризующей экономическую систему. Это могут быть различия в материально-технической структуре, в социально-экономической или в организационно-хозяйственной структуре. В частности, если в качестве критерия классификации экономических систем взять уровень развития материально-технической базы, то исторически можно выделить: доиндустриальную экономику, индустриальную, постиндустриальную. Современную постиндустриальную экономику развитых стран характеризуют как информационную экономику.

Экономические системы различаются также в зависимости от типа социально-экономической структуры. Главная характеристика этой структуры в экономической системе - это господствующая форма собственности на средства производства. По данному критерию в истории выделяются такие экономические системы, как, первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм. В этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная.

Современные экономические системы рассматриваются главным образом с позиций особенностей организационно-хозяйственной структуры экономики, то есть с позиций её хозяйственного механизма. С этой точки зрения, можно выделить: традиционную, рыночную, смешанную, централизованно планируемую и переходную экономику.

Традиционная экономика - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми. В основе своей традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики лишь зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремёсел.

Объёмы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, и иерархическими отношениями внутри рода и общины, и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учётом пола и возраста, действуют и элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоёмы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведёт к её перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.

Смешанная экономика рассматривается как разновидность рыночной экономики, как такая экономическая система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и государственный сектор экономики.

В большинстве развитых стран Запада действуют государственные предприятия и развит механизм государственного регулирования экономики. Поэтому экономическую систему этих стран называют смешанной экономикой. Фундаментальные проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются в смешанной экономике во взаимодействии рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Степень развития государственного предпринимательства и государственного регулирования экономики значительно различается в странах с развитой рыночной экономикой. В частности, если для Японии характерно централизованное индикативное планирование экономики с элементами директивности в планах социально-экономического развития страны, то в США такое планирование отсутствует, но эффективно действует механизм макроэкономического регулирования, т.е. механизм бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. На рубеже ХХ и ХХΙ веков наблюдаются тенденции развития разных экономических систем в направлении к смешанной экономике.

Централизованно планируемая экономика (административно-командная экономика) - экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика длительное время существовала в бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее время эта система сохраняется на Кубе, в Корейской народно-демократической республике (КНДР). В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия в большинстве из этих стран начались радикальные экономические реформы, направленные на преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. Но в переходной экономике некоторых из этих стран административно-командный хозяйственный механизм занимает значительное место.

Особенностью социально-экономической структуры централизованно планируемых экономик является господство государственной собственности на средства производства, государственного сектора в производстве и распределении продукта. Распространённая в этой экономике кооперативная собственность, по существу была разновидностью государственной собственности. Частная собственность и частные предприятия существовали лишь в некоторых странах и не оказывали существенного влияния на развитие экономики.

Монополизм государства определял и специфику организационно-хозяйственного механизма этой экономической системы: директивное централизованное размещение ресурсов и распределение продуктов и доходов, с одной стороны, и неразвитый рыночный механизм, с другой стороны. Государственные органы, через систему обязательных плановых заданий предприятиям, определяли объёмы и структуру производства, рост производительности труда. Это предполагало и централизованное обеспечение предприятий ресурсами, в том числе и фондом заработной платы. Цены также устанавливались государством, что вело к произволу в ценообразовании и формированию искажённых цен, не отражающих стоимость продукции и её полезность. Планирование производства осуществлялось от достигнутого уровня и фактически стимулировало затратный характер производства, когда главным был не рост эффективности производства, а увеличение его объёмов.

Централизованно планируемая экономика – это преимущественно экстенсивный тип экономического развития, когда экономический рост достигается, главным образом, за счёт вовлечения дополнительных ресурсов в производство, а не за счёт более эффективного использования имеющихся ресурсов (в последнем случае имеет место интенсивный тип экономического развития). Это связано не только с жёстким затратным механизмом директивного планирования и ценообразования, но и с системой мотивации производителей. В этой экономической системе преобладает тенденция к уравнительному распределению доходов, которое не стимулирует рост производительности труда работников.

Господство государственной собственности и централизованное планирование вело к общему отчуждению производителей от принятия решений, от распоряжения продуктами своего труда, порождало их пассивность и иждивенчество. Поэтому в административно-командной экономике действовали и неэкономические методы принуждения к труду. Использование этих методов возможно лишь при отсутствии политической демократии. Не случайно, для политической системы стран с централизованно планируемой экономикой, характерна однопартийная система. Исторически, административно-командная экономика сформировалась в странах, где не сложилась система политической демократии, имело место резкое социальное расслоение, были сильны противоречия в социально-политической и экономической сферах. Порождаемые этими противоречиями социальные катаклизмы приводили к установлению авторитарных режимов и централизованных механизмов решения этих противоречий. Централизованно планируемая экономика была одним из исторических путей создания индустриального общества и решения проблемы нищеты и социального неравенства. Исторические издержки этого пути были огромны. В конце ХХ века эта экономическая система в силу своего экстенсивного и принудительного характера оказалась неспособной приспособиться к новым условиям современной научно-технической революции, что привело к кризису этой системы. Этот кризис и распространение политической демократии в странах с централизованно планируемой экономикой положили начало её трансформации в рыночную экономику. В настоящее время в них существует специфическая экономическая система, получившая название переходной экономики.

Переходная экономика - это современная экономическая система, существующая в странах, где идёт преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. С точки зрения хозяйственного механизма, в переходной экономике ещё существуют элементы централизованного управления экономикой, особенно в отношения предприятий государственного сектора. Вместе с тем, этот механизм был в основном разрушен в 90-е годы ХХ века.

Одновременно, в переходной экономике возникли и развиваются рыночные экономические структуры, развивается механизм распределения ресурсов общества посредством рынка, где соотношение спроса и предложения, рыночные цены указывают, как лучше использовать ресурсы. Центральное место в процессе формирования нового экономического механизма принадлежит разгосударствлению и приватизации, рыночному ценообразованию, новой макроэкономической политике, индикативному централизованному планированию. Таким образом, главные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - в переходной экономике решаются в результате сложного взаимодействия отживающих директивных методов централизованного управления народным хозяйством и развивающегося рыночного механизма распределения и использования ресурсов.

По своей социально-экономической структуре, переходная экономика представляет собой совокупность частной, государственной, смешанной и коллективной форм собственности. В большинстве стран с переходной экономикой, государственный сектор уже не занимает господствующее положение. Например, если в начале 90-х годов ХХ в. в России предприятия государственного сектора производили более 90 % всей продукции, то в начале первого десятилетия ХХΙ в. на государственный сектор в России приходится менее 40 % произведённой продукции. Большая часть товаров и услуг производится частным сектором экономики. В результате реформ меняется правовое и экономическое положение государственных предприятий. Это происходит в процессе коммерциализации их деятельности, расширения степени участия работников в капитале предприятия. Большинство государственных предприятий были приватизированы. На основе приватизации быстрыми темпами развивался частный сектор экономики. В этот сектор входят как мелкие частные предприятия, так и крупные финансово-промышленные группы. По своей материально-технической структуре страны с переходной экономикой являются индустриальными странами. Но сформировавшаяся ранее индустриальная структура экономики была преимущественно экстенсивной, воспроизводящей старую индустриальную технологию, мало восприимчивой к нововведениям. Поэтому одной из важнейших задач переходной экономики является формирование новой структуры народного хозяйства, позволяющей перейти от старой индустриальной технологии к новой информационной технологии, перейти к воспроизводству преимущественно интенсивного типа. Переходная экономика - это также и переход от индустриальной экономики к постиндустриальной информационной экономике.

Переходное состояние экономической системы характерно не только для стран, где ранее существовала централизованно планируемая экономика. В современном мире переходные процессы имеют место и во многих развивающихся странах. Но специфика последних состоит, главным образом, в переходе от традиционной к рыночной экономике. Такого рода эволюция известна в мире уже несколько столетий. Переход же от административно-командной экономики к рыночной - новый исторический феномен конца ХХ столетия. Поэтому экономические системы бывших социалистических стран - это переходные экономики нового типа, а экономические системы развивающихся стран - это переходные экономики традиционного типа.

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Одним из важнейших признаков классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановой). В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию XIX века и современный Гонконг; капиталистической «плановой» экономики - гитлеровскую Германию; социалистической «рыночной» экономики - Югославию; социалистической плановой экономики - СССР.

В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением . Дляпроизводства

Требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга :

  • социально-экономические отношения;
  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • система стимулов и мотиваций участников;
  • экономические связи между предприятиями и организациями.

Характер собственности на средства производства и способ регулирования хозяйственных связей - основные признаки экономической системы. Выделяют четыре типа экономических систем :

›› Традиционная система существует в экономически слабо развитых странах. Такая система основывается на общей (общинной)собственности , натуральном хозяйстве, мелкотоварном производстве, где ограниченные ресурсы распределяются и используются в соответствии с традициями и обычаями.

›› Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) характеризуется частным владением экономических ресурсов, свободой предпринимательства, свободой выбора и конкуренцией, опирается на личные интересы. Координация деятельности между субъектами системы происходит через рыночный механизм.

Государство практически не вмешивается в процесс экономического регулирования. Поэтому главными недостатками рыночной системы являются: высокая вероятность нарушения макроэкономических пропорций, которые восстанавливаются длительным естественным путем; социальная незащищенность граждан в случае болезни, безработицы и старости.

›› Административно-командная система (плановая экономика) - способ организации экономической жизни, при котором основные средства производства принадлежат государству, ресурсы распределяются в основном централизованно, путем директивного планирования.


Главное преимущество такой системы – обеспечение минимальных социальных гарантий трудящихся. Недостатки – высочайший уровень монополизации экономики, отсутствие конкуренции и неэффективное использование ресурсов, изоляция экономики от мирового технического прогресса.

›› Современная рыночная экономика (современный капитализм) - смешанная экономическая система сочетает частный и государственный сектор, конкурентно-рыночное, корпоративное и государственное регулирование, опирается на многообразие форм собственности. Она характерна для многих государств. Но при этом национальные модели смешанной экономики существенно разнятся в развитых и развивающихся странах и внутри этих групп.

В условиях качественного преобразования экономического развития общества, перехода от одной экономической системы к другой, возникает состояние переходной экономики .

Необходимо отметить что, анализируя экономическую систему с разных точек зрения, возникают и другие классификации типов экономических систем. Например, выделяют такие типы, как закрытая и открытая экономическая система. Закрытая экономикапредставляет собой независимую производственно-хозяйственную систему с ограниченными внешнеэкономическими связями.

Открытая экономическая система ориентирована на максимальное участие в мирохозяйственных связях и международном разделении труда. Считается, что по основополагающим принципам и параметрам открытая экономика совпадает с рыночной.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...