Экономическая безопасность научная статья. Экономическая безопасность


Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом экономическая безопасность , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 87 за период c 2002 по 2019 год).

1. Караваева И.В., Лев М.Ю.
// Вопросы инновационной экономики. (№ 1 / 2019).
В статье анализируется причины возникновения понятия справедливой цены в историческом аспекте в экономических учениях различных школ и религий. История экономических учений свидетельствует, что проблема безопасности в древности, с дохристианских времен, например, в античной философии рассматривалась как проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, и предпринималась попытка рас¬крыть ее роль в общественной жизни.
Авторы на основании экономических дохристианских учений, раннехристианских, мусульманских источников раскрывают понятие «справедливой цены», и представляют новое прочтение истории экономических учений, которое может помочь преодолеть те трудности, возникшие с начала либерализации цен и продолжаются на пути к современному состоянию развития экономики, в преодолении постоянных барьеров, таких как: инфляция, падение доходов населения, сокращение роста ВВП, нереальный банковский процент.
Предлагается определять на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены, как например, на упаковке табачных изделий, тем более, что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

Предлагается определять на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены, как например, на упаковке табачных изделий, тем более, что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

Караваева И.В., Лев М.Ю. Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39764.

5. Вартанова М.Л., Дробот Е.В.
// Российское предпринимательство. (№ 9 / 2018).
Евразийский экономический союз играет важную роль в стремлении России расширить внутренний рынок и, особенно в ее стремлении обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность на постсоветском пространстве. Авторы отмечают, что, несмотря на то, что во всех странах проводится много исследований по сотрудничеству на евразийском пространстве, в экспертной среде пока не сложилось единого представления о том, как оно должно развиваться. В исследовании предлагаются варианты сближения и синхронизации экономических механизмов в странах Евразии, и, в частности между Россией и Китаем, чтобы они учились на опыте друг друга при создании инклюзивной системы сотрудничества и взаимодействия.

Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы расширения евразийского пространства в контексте укрепления торгово-экономического и финансового сотрудничества России и Китая // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – с. 2323-2344. – doi: 10.18334/rp.19.9.39331.

10. Примышев И.Н., Черемисина С.Г., Скараник С.С.
// Российское предпринимательство. (№ 5 / 2018).
В статье рассматривается современное состояние производственного и кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма в контексте развития его приоритетных отраслей. Определены основные проблемы и тенденции развития отраслей растениеводства и животноводства Крыма. В ходе исследования выявлены серьезные диспропорции в структуре кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма. Проанализирована динамика образовательного уровня руководителей сельскохозяйственных предприятий и работников массовых профессий в аграрной сфере экономики региона. Установлена негативная тенденция роста текучести кадров и снижения профессионального уровня потенциала руководящих кадров в сельскохозяйственных предприятиях Крыма. Авторы акцентируют внимание на необходимости применения обоснованной целевой государственной поддержки сельского хозяйства и развития его кадрового потенциала.

Примышев И.Н., Черемисина С.Г., Скараник С.С. Современное состояние производственного и кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 5. – с. 1597-1610. – doi: 10.18334/rp.19.5.39055 .

14. Глебова О.В., Симонов А.В.
// Вопросы инновационной экономики. (№ 1 / 2018).
В статье рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности участников высокотехнологичных проектов разработки и реализации продукции гражданского и двойного назначения. На основе контрактного подхода предложена классификация участников высокотехнологичных проектов, их способностей по предотвращению рисковых событий. Предложенные в работе классификации позволяют дифференцировать выбор предохранительных мероприятия, способствующих экономической безопасности участников высокотехнологичных проектов.

Глебова О.В., Симонов А.В. Управление экономической безопасностью участников высокотехнологичных проектов разработки и производства продукции двойного и гражданского назначения на основе контрактного подхода // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 1. – с. 117-128. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38857 .

16. Вякина И.В., Александров Г.А.
// Российское предпринимательство. (№ 1 / 2018).
Сегодня Россия находится в поиске новой парадигмы социально-экономического развития. Произошедшие кардинальные сдвиги в условиях функционирования предприятий и их отношений с органами власти предопределили изменения в методологии мониторинга и оценки эффективности инвестиционной деятельности с позиций стратегической безопасности экономики страны. При этом особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, связанных с изменениями социальных, политических и экономических отношений.

Вякина И.В., Александров Г.А. О необходимости развития методологии оценки эффективности инвестиций // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 1. – с. 195-206. – doi: 10.18334/rp.19.1.38697 .

19. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А.
// Креативная экономика. (№ 11 / 2017).
Целью представленной работы является критическое рассмотрение содержания, направленности действия и гипотетических последствий (эффектов) реализации различного рода правительственных и президентских экономических новелл, затрагивающих коренные интересы подавляющего большинства российских граждан. В статье представлен анализ результатов исследования различных Международных организаций по определению аспектов благополучия и счастья с целью получения объективного представления о дистанции, отделяющей Россию от проактивных государств, которая идентифицируется с данными российской статистики и социологических исследований и является следствием жесточайшего равнодушия властей к народу, ограничения личной свободы россиян, свободы их благополучия и субъектности. Для того, чтобы преодолеть выявленное отставания России от развитых стран мира по различным аспектам благополучия и счастья, необходимо удовлетворить Конституционное право голоса граждан страны, их право знать о конкретных намерениях – действиях властного треугольника «президент – парламент – правительство», в котором остаётся слабой системность взаимоотношений указанных властей в решении задачи человеческого развития для всех и каждого, право участвовать в общественной дискуссии и быть субъектами формирования своей жизни, с одной стороны, и создать благоприятные возможности для всех (граждан) пользоваться плодами прогресса в области человеческого развития, с другой стороны.

Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. Разумная социально-экономическая действительность как равнодействующая двух контрастных полюсов естественного света разума – глупости и мудрости // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 11. – с. 1255-1302. – doi: 10.18334/ce.11.11.38493 .

20. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2017).
Данная работа посвящена анализу институциональной специфики формирования государственной системы управления развитием предприятий стратегических отраслей экономики. Выделены основные общие и специфические институты среды функционирования предприятий стратегических отраслей, проведен анализ возможных форм воздействия на развитие данных предприятий. В качестве основных проблем выделено отсутствие в нашей стране понятия стратегических активов и единой концепции управления ими, что критически важно в период действия экономических санкций.

Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 19. – с. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358 .

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения экономической безопасности . Автор рассматривает вариант создания службы экономической безопасности .
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, обеспечение экономической безопасности.

В настоящее время значимость такого аспекта функционирования предприятия как экономическая безопасность неуклонно возрастает. Обеспечение экономической безопасности является основой существования любого хозяйствующего субъекта в современных условиях. Экономическая безопасность предприятия при этом трактуется как возможность эффективно достигать основной цели своей деятельности в рыночной экономике, - получать прибыль, - за счет четкого выполнения предприятием своих функций в условиях влияния внутренних и внешних угроз. Понятие «угрозы безопасности» отражает такие изменения во внешней и внутренней среде субъекта, которые приводят к негативному изменению предмета безопасности. В качестве предмета угроз могут выступать те составные части хозяйственной системы предприятия, параметры которых могут выйти за допустимый интервал.

Существуют различные классификации угроз экономической безопасности предприятия. По отношению к субъекту угрозы могут быть внешними и внутренними. Внешние обусловлены воздействием внешней среды - политическая и экономическая нестабильность, обострение глобальных экологических проблем, непредсказуемая реакция торговых партнеров и т.п.; внутренние - состоянием самого предприятия. При этом внутренние факторы могут как усиливать, так и ослаблять действие внешних угроз, и наоборот.

Также выделяют реальные, уже произошедшие изменения, и потенциальные, которые могут произойти при каких-то условиях. Существуют угрозы, целенаправленно создаваемые другими субъектами, и возникающие стихийно, которые вызваны последствиями случайных событий. Угрозы могут носить опосредованный характер, действовать при определенных дополнительных условиях, и проявляться непосредственно, прямо вызывая негативные изменения. Различают угрозы, порождающие негативные изменения через короткие временные промежутки (в свою очередь они бывают регулярными и спорадическими), и перспективные, проявление которых может наступить через длительный период времени после возникновения данной угрозы. Они, в свою очередь, подразделяются на экономические, политические, социальные и экологические. Выявленные угрозы можно отнести к частично поддающимся нейтрализации и к не поддающимся сознательному управлению.

Наибольшее практическое применение на сегодняшний день нашла классификация угроз экономической безопасности по сфере их возникновения. В данном контексте выделяют следующие угрозы :

Предприятию как целому - финансовая несостоятельность, некомпетентный менеджмент или порча репутации (ведущие к несостоятельности);

Информации - утечка стратегически важных сведений;

Материальным активам - физическое исчезновение (уничтожение или пропажа) или порча;

Нематериальным активам - их ликвидация (к примеру, отзыв лицензии, непродление сертификата и пр.);

Финансам - пропажа;

Перспективам развития - неблагоприятная рыночная конъюнктура.

Разумеется, указанные угрозы не являются взаимоисключающими, а пересекаются друг с другом. Любая классификация в определенной мере условна.

Угрозы экономической безопасности предприятия в зависимости от источника возникновения делят на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимы от принятых решений, действий менеджера - это состояние финансовой конъюнктуры, научные открытия, форс-мажорные обстоятельства и т. д. Их необходимо распознавать и обязательно учитывать в управленческих решениях. Субъективные угрозы порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе государственных и международных предприятий конкурентов. Поэтому и их предотвращение во многом связано с воздействием на субъектов экономических отношений.

В целом, источниками угроз экономической безопасности могу выступать :

1) внешние источники:

Рынок - изменение спроса, курсов валют, продуктовой линейки, стоимости кредитов, усиление конкуренции;

Недобросовестная конкуренция и иные незаконные действия третьих лиц, направленные против предприятия;

Угрозы репутации предприятия по страновым, политическим, религиозным и иным мотивам, исходящие от органов государственной власти и общественных организаций;

Промышленные катастрофы, аварии, террористические акты, стихийные бедствия.

2) внутренние:

Персонал - разглашение конфиденциальной информации, умышленные нарушения контрольных процедур в целях хищения, халатность, саботаж;

Несовершенство механизма контрольных процедур (отсутствие необходимого контроля, незнание их персоналом).

Факторы экономической безопасности предприятия - это комплекс окружающих условий, воздействующих на параметры безопасности. Данные факторы подразделяют на внутренние и внешние. Внешние факторы при этом можно разделить на три подгруппы :

1) макроэкономические: стадия развития экономики страны, стабильность хозяйственного законодательства, уровень инфляции, паритет валют, покупательная способность населения, состояние финансовой системы, государственная политика (антимонопольная, инвестиционная, налоговая, инновационная, регуляторная, внешнеэкономическая, ценовая);

2) рыночные: потребительский и производственный спрос, уровень цен на сырье и готовую продукцию, динамика конкуренции в регионе и отрасли, поведение конкурентов, емкость рынка, платежеспособность контрагентов;

3) прочие: темпы научно-технического прогресса, демографические тенденции, криминогенная обстановка, природно-климатические факторы и др.

Совокупность внутренних факторов экономической безопасности можно разделить на следующие группы :

1) финансовые: структура и ликвидность активов, структура капитала, обеспеченность собственным оборотным капиталом, уровень рентабельности, доходность инвестиционных проектов, дивидендная политика,;

2) производственные: использование оборотных и основных средств, состояние и структура основных фондов, система контроля качества, структура себестоимости;

3) кадровые: организационная структура управления, мотивация персонала, наличие стратегии развития, квалификация и структура персонала, параметры оплаты труда, уровень рационализаторской активности, социальные мероприятия;

4) материально-технического обеспечения: уровень диверсификации поставок сырья, качество поставляемого сырья, ритмичность поставок, использование современных технологий;

5) инвестиционно-технологические: НИОКР, наличие инвестиционных ресурсов, уровень инновационной активности;

6) сбытовые: ассортимент продукции, ценовая политика, портфель заказов, степень диверсификации потребителей, политика расчетов с потребителями, готовность отгружаемой продукции, проведение маркетинговых исследований;

7) экологические: внедрение новых технологий, осуществление природоохранных мероприятий.

Служба безопасности предприятия - важное структурное подразделение, организуемое администрацией для обеспечения безопасности экономических, технико-технологических, правовых, коммерческих, физических и режимных компонентов предприятия. Служба безопасности является структурной единицей, непосредственно участвующей в работе предприятия. ее структуру и штат определяет руководитель предприятия в зависимости от особенностей деятельности и ее масштабов. Назначение на должность начальника службы безопасности, а также его освобождение производится руководителем предприятия.

Структура службы безопасности определяется исходя из результатов анализа функций обеспечения экономической безопасности. К ее основным функциям можно отнести следующие:

Организационно-управленческая - воздействие на формирование и совершенствование организационной структуры управления, помощь в организации координации и взаимодействия отдельных звеньев системы управления для достижения поставленных организационных целей;

Планово-производственная - разработка комплексных программ и отдельных специальных целевых планов обеспечения безопасности предприятия;

Социально-кадровая - участие в расстановке кадров, предупреждение и локализация внутриорганизационных конфликтов, создание здоровой рабочей обстановки в коллективе;

Административно-распорядительная - подготовка решений по организации и обеспечению функционирования корпоративной системы безопасности, определению полномочий, обязанностей, прав и ответственности работников в сфере обеспечения безопасности;

Хозяйственно-распорядительная - участие в планировании и выделении ресурсов, необходимых для эффективного решения задач безопасности предприятия, в подготовке и реализации мероприятий по обеспечению безопасности;

Учетно-контрольная - определение наиболее важных направлений финансово-хозяйственной деятельности и работа по организации своевременного обнаружения внутренних и внешних угроз финансовой устойчивости и стабильности предприятия, оценка их источников, налаживание контроля за критическими факторами, ведение учета негативных факторов;

Организационно-техническая - материально-техническое и финансовое обеспечение системы безопасности предприятия;

Научно-методическая - накопление и освоение передового опыта обеспечения безопасности, обучение штатного персонала, научная проработка возникающих проблем обеспечения безопасности, методическое сопровождение деятельности в данной сфере;

Информационно-аналитическая - целенаправленный сбор, хранение и обработка информации в области обеспечения безопасности.

Формирование службы безопасности предприятия производится на основе разработанных документов (устава и инструкций), в которых сформулированы цели, задачи и обязанности службы.

Цель функционирования службы безопасности предприятию заключается в своевременном выявлении и нейтрализации условий и причин, способствующих нанесению возможного ущерба.

Перечень основных задач службы безопасности определяется необходимостью достижения указанной цели и представляет собой требования к осуществлению мер по следующим направлениям:

Обеспечение защиты имущества предприятия;

Обеспечение безопасности персонала;

Обеспечение защиты коммерческой тайны и т.д.

Структура службы безопасности предприятия и ее штат определяется в соответствии с целями, задачами и функциями обеспечения безопасности. Ее деятельность должна быть нацелена на комплексное решение отмеченных выше задач на основе разработанной стратегии и применения широкого спектра тактических приемов подготовки и проведения мероприятий по обеспечению безопасности.

Служба безопасности должна осуществлять разработку режимов безопасности, установление и поддержание данных режимов, а также контроль за их соблюдением. Она может включать подструктуры внутренней безопасности, экономической разведки, физической защиты и т.п. В составе службы безопасности предприятия могут быть также образованы информационно-аналитические и вспомогательные подразделения, а также прочие организационные звенья по направлениям обеспечения безопасности, созданы временные структуры с привлечением сторонних специалистов для решения комплексных сложных задач обеспечения безопасности, определяемых конкретными целями и складывающейся обстановкой.

Взаимоотношения службы безопасности с другими подразделениями и службами предприятия определяются специальным уставом и организационно-распорядительными документами по вопросам данных отношений, которые оформляются в форме приказов и распоряжений руководства предприятия.

Ответственность службы безопасности перед руководством предприятия, его подразделениями и трудовым коллективом определяется в соответствии с функциями. За результаты своей работы она и ее работники несут юридическую, дисциплинарную и материальную ответственность. Службе безопасности предоставляется возможность использовать весь потенциал для решения проблем обеспечения безопасности.

Деятельность службы безопасности состоит в создании необходимых организационных, материальных и правовых, условий выявления, пресечения и предупреждения посягательств на имущество, благоприятную коммерческую конъюнктуру, интеллектуальную собственность и научные достижения, устойчивость хозяйственных связей, производственную дисциплину, социально-психологическую обстановку, технологическое лидерство, охраняемую информацию.

Организационные условия формируются на основе разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности предприятия, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки и обучения персонала.

Материальные условия создаются за счет выделения и использования финансовых, кадровых, интеллектуальных, технических, информационных и прочих ресурсов, обеспечивающих своевременное выявление, подавление или ослабление внутренних и внешних источников угроз, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности предприятия. Эти ресурсы наполняют организационные меры необходимым материальным содержанием, создающим реальную основу развития системы обеспечения безопасности предприятия.

Создание правовых условий заключается в разработке, толковании и реализации норм права, установлении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерного поведения персонала предприятия по отношению к его криминологической безопасности, использовании мер государственного и административного принуждения, применении санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия, постоянном совершенствовании правовой технологии деятельности службы безопасности.

  1. Балкова, К.М. Особенности формирования службы экономической безопасности предприятия / К.М. Балкова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11. - С. 812-814.
  2. Волкова, М.Н. Функциональные направления службы безопасности предприятия / М.Н. Волкова, Д.С. Иванников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 4. - С. 144-147.
  3. Горбачев, Д.В. Комплексный подход к организации деятельности службы экономической безопасности предприятия / Д.В. Горбачев, М.В. Кононова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - № 1. - С. 165-170.
  4. Кавыршина О.А. Управление затратами учебное пособие / О. А. Кавыршина, А. Л. Шарыкина; ГОУВПО "Воронежский гос. технический ун-т". Воронеж, 2010.
  5. Моисеева В.М. Направления повышения клиентоориентированности / В.М. Моисеева // Экономинфо.- 2009. - № 12. - С. 19-21.
  6. Радченко В.М. Основы инвестиционной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500.18 "Профессиональное обучение (экономика и управление)" / В. М. Радченко, А. В. Котельников; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежский гос. пед. ун-т". Воронеж, 2006.
  7. Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности / Т.В. Сабетова // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015. - № 5-6. - С. 22-27.
  8. Саламова С.С. Теоретические подходы к обеспечению экономической безопасности предприятия / Т.А. Волкова, М.Н. Волкова, Н.В. Плужникова, С.С. Саламова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия - 2015. - №3. - С.29-32.
  9. Суглобов, А. Е. Экономическая безопасность предприятия: учебное пособие / А. Е. Суглобов, С. А. Хмелев, Е. А. Орлова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 271 с.

Научный руководитель : к.э.н., доцент Волкова М.Н.

Экономическая безопасность России

Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., в определённых аспектах продолжающийся и в настоящее время, оказал существенное негативное воздействие на социально-экономическое положение практически всех стран-субъектов мирохозяйственных связей.

Российская экономика также оказалась втянутой в водоворот мировой рецессии, причем последствия этого для нашей страны оказались даже более разрушительными, чем для инициатора текущего кризиса - США. Так, в 2009 г. ВВП США снизился на 2,6% против предыдущего года, а российский ВВП - на 7,8%. Рецессия продолжается, и перспективы восстановления безопасных темпов роста национального дохода России выглядят не очень оптимистично. По оценке Минэкономразвития РФ, в 2012 г. рост ВВП составил всего 3,4%, а прогноз на 2013 г. - менее 3%, в то время как минимальный темп роста, при котором можно лишь поддержать стабильность экономической ситуации в стране и не более того, составляет около 5%.

В условиях системного кризиса национальной экономики проблема экономической безопасности страны обретает особую значимость и остроту. Вряд ли следует напоминать о том, что экономическая безопасность является фундаментом, во многом определяющим как саму сущность государства как субъекта мирохозяйственных взаимоотношений, способного обеспечить жизнедеятельность собственного населения, как и перспективы его существования в будущем. А такие важнейшие направления деятельности государства как укрепление оборонного потенциала, энергетической и продовольственной безопасности и др., представляют собой важные, но все-таки производные составляющие общей политики обеспечения его экономической безопасности.

Под экономической безопасностью государства следует понимать положение устойчивого динамического равновесия национальной экономики, располагающей механизмами, гарантирующими восстановление и удержание в заданных пределах ключевые параметры функционирования экономики в услови-

В.Н. Бурмистров

УДК 351.862.6 (470) ББК 66.2 (Рос) Б-915

ях любых предсказуемых или случайных дестабилизирующих импульсов и рисков как внутреннего характера, так и внешних.

Используя терминологию теоретической механики можно добавить, что под устойчивостью любой динамической системы понимается её способность восстанавливать и поддерживать в заданных пределах ключевые параметры функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложное социально-политическое и экономическое явление, включающее в себя и опирающееся на целую систему важных взаимодополняющих и взаимозависимых факторов. Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН определены около 150 показателей национальной экономики и социально-политической сферы, которые в той или иной форме и пропорциях определяют состояние и эволюцию экономической безопасности государства.1 Объём статьи даёт возможность анализа лишь самых основных факторов из упомянутого количества показателей и именно тех факторов, которые прямо или косвенно увязаны с особенностями внешнеэкономической деятельности страны, но, главное, уже находящиеся в состоянии, прямо угрожающем экономической безопасности государства. Среди них:

♦ масштабы, отраслевая структура и технологический уровень национального промышленного производства;

♦ наличие природных ресурсов, их количественные и структурные параметры, а также формы собственности и распоряжения ими;

♦ природно-климатические условия и другие особенности аграрного производства;

♦ трудовые ресурсы как составляющая экономической безопасности государства;

♦ интеллектуальный потенциал страны;

♦ валютные ресурсы, источники и особенности использования;

♦ внутренний рынок;

♦ профессионализм и эффективность государственных институтов.

Конечно же, в приведенном списке представлены только постоянно действующие факторы, прямым образом формирующие экономику страны и определяющие её безопасность. Есть и некоторые другие импульсы, имеющие чаще всего временный характер, но также могущие пусть косвенно, но деформировать внутренние экономические процессы. Это и военно-политические события как общемировые, так и регионального уровня, внутренняя социально-политическая ситуация и др.

Рассмотрим более подробно основные постоянно действующие факторы, определяющие экономическую безопасность России.

1 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. //Вопросы экономики. 2001.№8, с.74.

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Наличие богатейших природных ресурсов во все периоды российской истории служило важным, а в ряде случаев и решающим фактором обеспечения государственной безопасности. Страна располагает широкой гаммой энергоносителей: нефть, газ, уголь и др., а также значительными, а в ряде случаев и комплексными, т.е. обеспечивающими работу целых отраслей производства, запасами стратегического промышленного сырья.

На территории страны размещены самые крупные в мире разведанные и подтвержденные запасы таких полезных ископаемых, как: железная руда -32%, природный газ - 35,4%, никеля - 31%, алмазы - 26%, апатиты - 64,5%, уран - 14, цинк - 16%, нефть - 13%, олово - 27%, кобальт - 21%, свинец - 12%, медь - 11% и т.д.2 Россия объективно принадлежит к малочисленной группе “самодостаточных” в экономических аспектах государств, куда также входят США, Китай, Индия и Бразилия.

Такой потенциал первого сектора производства явился мощной предпосылкой и основой для решения проблем индустриализации страны как в годы первых пятилеток, в военные годы и послевоенного восстановления национальной экономики. Однако роль природных ресурсов изначально не ограничивалась только сырьевой функцией. Не менее важное предназначение природных ресурсов заключалось в формировании валютных поступлений от их вывоза на мировой рынок. В связи с резким сокращением обрабатывающих отраслей в национальном производстве в последние годы эта функция и роль сырьевых ресурсов в формировании отраслевой структуры ВВП стала преобладающей. Это отчетливо отражено в последовательном росте экспортных квот основных товарных позиции национального экспорта. Так, по данным Таможенной статистики РФ, в 2011 г., например, доля экспорта нефти сырой составила почти 47% объёма производства, а по нефтепродуктам - еще значительнее - почти 51% . Если же определить общую экспортную квоту нефти сырой, т.е. включая то количество нефти, которое вывезено в виде нефтепродуктов, то суммарная экспортная квота нефти сырой будет близка к 80%. Примерно такая же квота по таким позициям, как целлюлоза бумажная и минеральные удобрения.

По другим товарным позициям экспортные квоты не столь драматичны, но тоже существенны: уголь каменный - 43, газ природный - более 27, фанера клееная - почти 52, прокат черных металлов - более 27 процентов и т.д. Значительные квоты по большинству из перечисленных товаров обусловлены в большой степени экономическими мотивами, т.е. более высокой коммерческой эффективностью реализации продукта на внешнем рынке, и не могут серьёзно повлиять на экономическую безопасность страны в целом, хотя по отдельным позициям (прокат

2 Национальный доклад “Стратегические ресурсы России.” М., 1996.С.35

черных металлов, уголь каменный и газ природный) с учетом их стратегической значимости такие опасения вполне оправданы.

Совсем иная ситуация с нефтью. Особенности этой товарной позиции заключаются в том, что, во-первых, это ресурс не возобновляемый, во-вторых, это одна из ведущих товарных позиций, определяющих сальдо счета текущих операций платежного баланса страны, а также, в-третьих, - это остродефицитный ресурс. По данным западных экспертов, при современных объёмах добычи нефти (более 500 млн т в год) разведанных запасов России хватит на 15-20 лет, после чего страна может перейти в статус нетто импортера нефти и нефтепродуктов. Возможности Арктического шельфа помогут лишь отсрочить это событие, но не исключить, учитывая, что стоимость геологоразведки, обустройства месторождений, а также добычи и транспортировки нефти в арктических условиях имеет совсем другой порядок, да и практическая реализация этой идеи сталкивается с пока неразрешаемыми техническими задачами.

ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Продовольственная безопасность является одной из ключевых составляющих общей экономической безопасности любого государства, а в последние годы эта проблема приобретает уже и глобальный характер. Последовательный рост численности населения, активные процессы мировой урбанизации, сопровождающийся неизбежным сокращением посевных площадей и другие негативные факторы, еще более усложняют задачи обеспечения продовольствием. По официальным данным ООН, в настоящее время при численности населения мира в 7 млрд чел. около 1 млрд чел., т.е. почти 15% - голодают.

В России вопросы обеспеченности продовольствием и, в более широком аспекте, продовольственной безопасности, также достаточно актуальны. Нынешние диспропорции внутреннего рынка продовольствия являются прямым результатом реформ агропромышленного комплекса. Сформировавшийся громадный дефицит продовольствия на внутреннем рынке был восполнен проверенным многочисленной группой стран третьего мира способом - на пути расширения импорта. Так, по данным Таможенной статистики, только в 2011 г. Россия ввезла продовольствия и сельхозсырья на сумму почти 45 млрд долл. (14,2% общей стоимости российского импорта). А если учесть т.н. “серый” импорт, который по оценке Института мировой экономики и международных отношений РАН по товарной группе “Продовольствие и сырье для его производства” составляет около 40%, то фактические валютные затраты на импорт этой группы товаров составляют 60-70 млрд долл. ежегодно. Это привело к тому, что в настоящее время в общем объёме потребляемого продовольствия в России импортная продукция занимает около 40%, а в Москве и Санкт-Петербурге - более 70%.

Очевидно, что страна нуждается в чрезвычайной политике, целью которой должен быть выход на уровень самообеспеченности продовольствием по крайней мере по таким основным позициям, как мясо, молоко и молокопродукты, овощи, фрукты и др. В связи с этим не лишним будет напомнить, что известный китайский лидер Дэн Сяопин в Стратегии восстановления китайской экономики первым по значимости приоритетом обозначил именно достижение самообеспеченности продовольствием.

Для достижения этой цели Россия имеет весьма весомые предпосылки. Прежде всего, огромная и разнообразная по климатическим условиям территория. Показатель территории, приходящейся на душу населения, составляет в России около 11,5 га, в то время как в США - 3,35, в Китае - 0,76, а в Японии - всего 0,29 га. Протяженность страны как по меридианам, так и по параллелям столь значительна, почвы столь разнообразны, что при любых природных катаклизмах при профессионально грамотном ведении хозяйства можно иметь оптимальные и гарантированные урожаи.

Вместе с тем, эти предпосылки могут быть реализованы и стать основой возрождения аграрного сектора лишь при формировании и реализации совершенно новой аграрной стратегии, учитывающий уже почти двадцатипятилетний негативный опыт реформирования сельскохозяйственного сектора в нашей стране.

Основной вывод, который вытекает из этого опыта состоит в том, что решающим сектором агропроизводства фермерские хозяйства так и не стали. Несмотря на крупномасштабную передачу в частную собственность земли (около150 млн га или почти 65% всех сельхозугодий) фермерские хозяйства дают всего 3-5% товарной продукции. При этом основными участниками агропроизводства выступают комерциализировавшиеся приусадебные индивидуальные хозяйства (более 57%) и реформированные колхозы и совхозы (более 40%).3

Если говорить о структурно-социальных аспектах проблемы, то достижение уровня самообеспеченности видится в создании в каждой подотрасли сельскохозяйственного производства системы крупных вертикально интегрированных специализированных комплексов различных форм собственности (государственной, государственно-частной, частной и пр.), обеспечивающих весь производственный цикл от обработки почвы и до переработки выращенного сырья до стадии готовой продукции. Очевидно, что в этом процессе предусматривается участие также фермерских и приусадебных производств на полностью паритетных началах, причем и эти два сегмента агропроизводства должны быть обеспечены, по крайней мере в начальной стадии работы, эффективной государственной поддержкой.

В современных социально-экономических условиях реализация этой стратегии, как, впрочем, и любой другой, предусматривающей восстановление российского

3 Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность. - М.: Экономика, 2002. С.109

АПК, невозможна без активного участия государства во всех основных аспектах этого процесса: создание и постоянное совершенствование инфраструктуры в сельских регионах, прямое финансирование проектов, предоставление тарифных льгот, решение социальных проблем села, оптимизация импорта сельхозпродукции и многое другое. Существующая отстраненность государства от системного решения проблемы возрождения АПК не может считаться разумной и чревата потерей государственного суверенитета страны.

Те меры, которые предпринимаются для поддержки сельскохозяйстенного производства в настоящее время: льготные тарифы на энергоносители весной, финансовые вливания фермерам и пр., не могут считаться достаточными для решения всех масштабных и весьма срочных задач выхода страны на уровень самообеспеченности продовольствием и, следовательно, укрепления продовольственной безопасности как важной составной общей экономической безопасности.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Трудовые ресурсы - один из основных факторов производства, в связи с чем существующее положение и эволюция их количественных и структурных параметров играют важную роль в формировании и укреплении экономической безопасности страны. При общей численности населения России на начало 2013 г. в немногим более 142 млн человек численность экономически активного населения составляет ок.76 млн чел., или почти 44%. В целом можно оценить приведенные параметры как вполне благоприятные предпосылки для работы по возрождению национального производственного и научного потенциала по крайней мере в количественных аспектах.

Что же касается качественных и структурных показателей, то в течение последних 20-ти и даже более лет просматривается явная негативная тенденция последовательного снижения профессионального уровня трудовых ресурсов. Этому содействовал массовый исход инженерно-технических и научных кадров из разрушаемых научно-исследовательских, конструкторских и производственных предприятий госсектора в 90-х годах, а также масштабная иммиграция неклвалифици-рованной рабочей силы.

Есть ошибки в существующей системе подготовки специалистов и в структуре специальностей. Отмечается явное перепроизводство экономисты, юристы, менеджеры общего плана и т.д. С другой стороны, машиностроение (несмотря на усохшие масштабы) ощущает острый дефицит инженерно-технических кадров и рабочих кадров. Эти и многие другие диспропорции обусловлены бессистемной, стихийной практикой подготовки специалистов в секторе частных учебных заведений в количестве около 460. Однако есть в этом вина и государственных ВУЗ ’ов.

Существенную брешь в кадровом обеспечении российской науки и производства привносит и эмиграция, получившая утвердившее название «утечка мозгов». По достаточно условным оценкам экспертов за рубежом в настоящее время трудятся около 1,2 млн российских специалистов, как надо понимать - не самых бездарных. В мировой практике существуют оценки стоимости подготовки специалиста до уровня пригодности для работы в современном западном предприятии. Она колеблется от 300 до 800 и более тыс. долл. С учетом известных недоработок в общеобразовательной системе и в подготовке научных кадров в России, выберем среднее и остановимся на уровне 500 тыс. долл. Таким образом, общую сумму нашей безвозмездной помощи страдающей от кризиса западной экономике можно оценить примерно в 600 млрд долл.

В целом, оценка наличествующих трудовых ресурсов страны далеко не однозначна. При достаточно позитивных количественных показателях имеющихся трудовых ресурсов очевидна тенденция последовательного снижения квалификационных показателей в связи с деградацией и даже исчезновением ряда отраслей машиностроения. Очевидно, что воссоздание и техническое перевооружение станкостроения, энергомашиностроения, авиастроения и др. отраслей потребует и заблаговременной подготовки адекватного уровня конструкторских, инженернотехнических и рабочих кадров.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ

Классическая политэкономия, определяя конкурентоспособность государства, важное значение придавала наличию абсолютных преимуществ в таких факторах производства, как наличие природных ресурсов (их количественные и структурные характеристики), недорогие и доступные капиталы, а также трудовые ресурсы с оптимальными количественными и квалификационными параметрами. Но эти факторы определяли конкурентные преимущества государства лишь на самых ранних стадиях эволюции производительных сил и обусловливали естественное и, в большой степени, стихийное формирование международного разделения труда.

Активный научно-технический прогресс и общецивилизационные процессы в мире обусловили существенную качественную деформацию в структуре и значимости тех или иных факторов в современной эволюции как в обеспечении жизнеспособности отдельно взятого государства, так и в эффективности международного разделения труда в целом. Хотя и в настоящее время наличие природных, климатических и других естественных ресурсов играет существенную роль в жизнедеятельности отдельных государств и регионов, и в значительной степени обусловливает их положение в общей системе мирохозяйственных связей. (Россия, Норвегия, страны-члены ОПЕК и др.).

Вместе с тем, по мере углубления НТП и перехода во второй половине прошедшего столетия ряда промышленных стран в стадию постиндустриального развития появляется все больше оснований говорить о новом - четвертом факторе

производства, который можно определить как интеллектуальный потенциал общества.

Это понятие достаточно сложное по структуре и разноплановое по содержанию составляющих его компонентов. Прежде всего - это группа факторов, которые можно охарактеризовать как комплекс накопленных обществом знаний, материализованных в используемых научно-производственных процессах и технологиях (как собственных, так и привлеченных), а также знаний, зафиксированных в официальных патентах, лицензиях, ноу-хау и др. формах регистрации научных результатов как национального, так и международного уровней. Понятие интеллектуального потенциала общества включает в себя также и такие факторы, как масштабы, отраслевая структура и технологический уровень всей научно-технической базы страны, интенсивность инновационных процессов в научной сфере в целом и по отраслям. А также эффективность и оперативность использования научных результатов, производительность научного труда на отраслевых уровнях и по научной отрасли в целом, эффективность общей системы образования страны и подготовки научных кадров, в частности, и многое другое.

Важность этого понятия как составной части экономической безопасности государства заключается в том, что эффективная наука и система образования - две сферы деятельности, определяющие и пролагающие дорогу общества в будущее и пренебрежение этими отраслями неминуемо приведет страну к деградации и даже потере суверенитета.

На развитие НИОКР выделяется менее 2% ВВП, в то время как в США - почти 3%, а в Китае и того более. В абсолютных показателях эта разница выглядит еще более угрожающе: в 2009 г., например, в России на душу населения было выделено на НИОКР около 150 долл., а в США - почти 1300 долл.4 Хроническое недофинансирование науки обусловливает последовательное отставание научно-технической и производственной базы страны от современных мировых стандартов и невозможность технического перевооружения практически ни одной отрасли производства собственными силами без активного привлечения зарубежных технологий и опыта. А отсутствие современной научно-технической и производственной базы, наряду с неадекватным материальным обеспечением научных кадров, являются одними из основных причин как исхода кадров за границу, так и низких объёмов ПИИ в нашу экономику.

ВАЛЮТНЫЕ РЕСУРСЫ, ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Стабильный положительный торговый баланс страны, составивший в 2012 г. почти 194 млрд долл. (экспорт по методологии платежного баланса - 529,3 и импорт 335,4 млрд долл.) обусловливает регулярное пополнение валютных резервов страны и поддержание их на достаточно безопасном уровне - почти 530 млрд

4 R&D Magazine. 2010 Global R&D Funding Forecast., p.5

долл., т.е. более чем полуторократное обеспечение стоимости годового импорта (при норме - 3-хмесячной стоимости импорта). С формальной позиции приведенные показатели обозначают высокий уровень обеспеченности валютными средствами национальных потребностей в импортных поставках. Однако, при объективной оценке государственных валютных ресурсов и источников их пополнения положение оказывается не столь безоблачной.

Во-первых, значимость этого фактора существенно снижается из-за безальтер-нативности основного источника валютных поступлений, а именно поступления от экспорта энергоносителей и других видов промышленного сырья. Ненадежность этого источника обусловлена нашей жесткой зависимость от внешних факторов, находящихся вне нашего влияния, т.е. от уровня мировых цен на указанные товары. Последствия этой зависимости наша экономика полностью испытала на себе в кризисный 1998-й год, когда США обрушили мировую цену на нефть до менее 10 долл. за баррель, ввергнув, тем самым, российскую экономику в жесточайший кризис. Российская экономика лишена возможности компенсировать потери валютных поступлений, обусловленных конъюнктурой внешних рынков, через увеличение поставок других товаров с высокой добавленной стоимостью (наукоемкая продукция, например), поскольку российская промышленность в состоянии с помощью этой товарной позиции сформировать лишь около 2,0-2,5% стоимости национального промышленного экспорта. (Для США этот показатель - почти 30%, в Китае - почти 33%).

Во-вторых, кажущаяся безопасность, обозначенная в валютных резервах, практически полностью обесценивается текущим внешним государственным долгом, который в последние годы оценивается в почти 500 млрд долл.

И, наконец, в-третьих. Немаловажны и способы использования рассматриваемых валютных ресурсов, поскольку именно они определяют как их доходность, так и эффективность при оперативном решении тех или иных проблем социальноэкономического развития страны.

ВНУТРЕННИЙ РЫНОК РОССИИ

Как известно, среди основных рекомендаций Всемирного экономического форума, фиксируемых в регулярных исследованиях конкурентоспособности государств-субъектов международных экономических связей, присутствует и пожелание о разработке и реализации агрессивной экспортной политики в целях завоевания своей ниши на мировых рынках. Эта рекомендация, понятно, обращена в первую очередь к странам группы “догоняющего развития”, крайне заинтересованных в оптимальном использовании основных функций внешнего рынка, а именно: быть дополнительной (внутреннему рынку) сферой сбыта и источником сверхприбыли за счет разницы между экспортной ценой (интернациональной стоимостью) и внутренней ценой (национальной стоимостью).

Россия как страна с переходной экономикой также весьма заинтересована в использовании преимуществ международного разделения труда и в экономии общественно необходимых затрат. Ранее уже отмечалась безальтернативность имеющихся у России источников валютных поступлений (экспорт сырья), в связи с чем любая, самая агрессивная экспортная стратегия, не подкрепленная наличием ресурсов конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией, не даст ничего. Капитал должен быть вложен в инновации немедленно и работать на повышение производственного потенциала, а не ожидать возможных потрясений. Планировать грядущий кризис - такая же ошибка, как и планировать заранее брак в производстве.

Достаточно либеральное таможенное регулирование (Федеральный закон “О Таможенном тарифе” и Таможенный кодекс были приняты только в мае 1993 г.) привели к широкой экспансии иностранных поставщиков на российский рынок продовольствия, ТНП, медикаментов и многих других товарных групп. Присоединение России к ВТО завершило процесс либерализации внешнеэкономической сферы страны с существенным ослаблением защиты внутреннего производства и сокращением фискальных поступлений. Так, средневзвешенный уровень таможенного обложения снизился с 14 до 9,8%, что уже в 2013 г. даст сокращение объёма валютных поступлений от таможенного обложения импорта на сумму не менее 15 млрд долл. Другим негативным последствием либерализации внешнеторгового режима (наряду со значительным сокращением отечественного производства) стала потеря национальными товаропроизводителями значительных секторов российского внутреннего рынка. Так, в последние годы импортными поставками удовлетворялось почти половина внутренних потребностей в продовольствии, до 80% в медикаментах, почти % - в легковых автомобилях. Что же касается легкой промышленности, то доля её продукции на российском рынке (включая обувь и одежду) составляет 10-15%, остальное - импорт. Есть и более опасные факты, а именно: более 95% внутренних потребностей (в том числе - ВПК) в элементной базе электроники также приобретаются за рубежом.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Очевидно, что нормальная жизнедеятельность государства возможна лишь при эффективной работе законодательной, исполнительной и других ветвей власти. Одной из значимых функций и обязанностей властных структур является создание и оперативное совершенствование необходимой и достаточной правовой базы управления, регулирования и контроля исполнения всего комплекса социальноэкономических задач развития государства. Другой, не менее важной функцией государственных институтов является разработка и реализация реальных концеп-

УДК 343.9 ББК 67.0

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

Александр Григорьевич САЧЕК, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: sachek_a@ tut.by

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Формирование правового государства, перестройка политической системы общества требуют переосмысления национальной безопасности, экономической безопасности как определенной формы ее выражения. Уровневый подход к обеспечению экономической безопасности позволяет выявить основные угрозы и разработать эффективные меры по их нейтрализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, угроза, безопасность субъекта хозяйствования, уровневый подход.

Annotation. The formation of a legal state, the restructuring of the political system of society require rethinking national security, economic security as a definite form of its expression. A tiered approach to economic security allows you to identify major threats and to develop effective measures to neutralize them.

Key words: economic security, national security, threat, security entity, a tiered approach.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется значительным количеством конфликтов в различных сферах жизнедеятельности. Вследствие низкой эффективности существующих систем безопасности обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов, межличностного взаимодействия размывает грань между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными процессами. С целью нивелирования рисков государства вступают в различные интеграционные образования, призванные обеспечить защиту национальных интересов как в военно-политической, так и экономической сферах.

В Республике Беларусь активно ведется работа по формированию комплексного подхода в сфере обеспечения национальной, в том числе и экономической, безопасности государства. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (далее - Концепция) экономическая безопасность определяется как состояние экономики, при котором гарантиро-

ванно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Однако Концепция закрепляет лишь общий подход к понятию угрозы и говорит об угрозе национальной безопасности как о потенциальной или реально существующей возможности нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь.

По нашему мнению, следует обратить внимание на широту понятия экономической безопасности и на многообразие угроз экономической сфере.

Как правило, большинство ученых говорят об экономической безопасности с точки зрения экономики, либо управленческой функции государства.

Так, В.К. Сенчагов и М.В. Мясникович считают, что экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал1.

В.В. Пузиков рассматривает экономическую безопасность как совокупность экономических

ЗАКОН И ПРАВО 12-2014

отношений, условий и факторов, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию2.

Говоря об угрозах экономической безопасности и факторах, их детерминирующих, представляется целесообразным определиться с их уровнями. Мы согласны с мнением Л.Д. Шарого и М.Я. Корнилова, которые предлагают выделять три уровня угроз: угрозы экономической безопасности личности, угрозы экономической безопасности субъекта хозяйствования, угрозы экономической безопасности государства3.

Однако следует отметить, что данный подход не в полной мере отражает современное геополитической положение Республики Беларусь. Наше государство является участником Договора о создании Союзного государства, что позволяет говорить о формировании четвертого уровня угроз экономической безопасности - угрозы экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства.

Анализ работ отечественных и российских ученых позволяет сделать вывод о формировании двух основных подходов к вопросу об угрозах экономической безопасности.

Первый подход - комплексный, он нашел отражение в Концепции и представляет собой всесторонний анализ угроз экономической безопасности не только в сфере экономики, но и в сферах социальной, политической, противодействия преступности и др. Сложность же данного подхода заключается в необходимости разработки и учета значительного количества индикаторов (например, криминогенного состояния), которые оказывают не прямое, а опосредованное влияние на экономическую безопасность.

Сущность второго, более традиционного подхода заключается в разработке системы индикаторов экономического развития, которые позволяют определять опасность как совокупность условий, факторов и действий, направленных на расшатывание, сбои в работе, нарушение функций и стабильности в экономической системе. Выход за рамки пороговых показателей при рассматриваемом подходе позволяет говорить о возникновении кризисной ситуации, для выхода из которой необходимо оперативное вмешательство государственных органов.

Таким образом, приверженцы второго подхода основной задачей считают разработку пороговых значений эффективности развития экономики, являющихся основой эффективной национальной стратегии в области экономической политики.

Представляется необходимым отметить, что постепенно приверженцы второго, исключительно экономического подхода к проблеме угроз экономической безопасности все больше склоняются к необходимости анализировать значительно большее количество факторов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что экономическая безопасность - сложная многоуровневая категория, включающая не только экономические, политические, военные, экологические, но и криминальные аспекты проблемы. При анализе угроз экономической безопасности необходимо обращать повышенное внимание не только на экономические, но и на ряд других факторов, в том числе криминогенных.

В современных условиях следует говорить не просто об экономической безопасности Республики Беларусь, а об экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства как состоянии социально-экономической сферы, при котором органы государственной власти Беларуси и России обеспечивают полноту реализации и защищенность приоритетных экономических интересов; стабильность, устойчивость, поступательность развития экономики Союзного государства с учетом требований эффективности и конкурентоспособности в границах пороговых значений экономической безопасности.

1 См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В.К. Сенчагов и др. М.: Дело, 2005; Мясникович М.В. Проблемы экономической безопасности: Учеб. пособие. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2001.

2 Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн.: ЗАО «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2001.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Для каждого предприятия «внешние» и «внутренние» угрозы сугубо индивидуальны. Вместе с тем, на наш взгляд, указанные категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности.

К внешним угрозам и дестабилизирующим факторам можно отнести противоправную деятельность криминальных структур, конкурентов, фирм и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, несостоятельных деловых партнеров, ранее уволенных за различные проступки сотрудников предприятия, а также правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов.

К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам относятся действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании, утечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и / или конфиденциальную информацию), подрыв ее делового имиджа в бизнес-кругах, возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов), конфликтных ситуаций с представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала и т.д.


Задачи. Принципы построения. Основные элементы

Количественный и качественный анализ перечисленных выше угроз позволяет сделать вывод о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации. В связи с этим в лексиконе профессионалов, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса коммерческих структур, появился термин «СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» предприятия.

Системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является комплекс организационно-управленческих, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз.

К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся:

– защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

– сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

– изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

– своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

– недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

– противодействие техническому проникновению в преступных целях;

– выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

– защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

– обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

– добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;

– физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

– формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

– возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

– контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

С учетом перечисленных задач, условий конкурентной борьбы, специфики бизнеса предприятия строится его система экономической безопасности. Необходимо отметить, что СЭБ каждой компании также сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника СЭБ, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.

Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов:

– законности;

– прав и свобод граждан;

– централизованного управления;

– компетентности;

– конфиденциальности;

– разумной достаточности, соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности;

– комплексного использования сил и средств;

– самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности;

– передовой материально-технической оснащенности;

– корпоративной этики;

– координации и взаимодействия с органами власти и управления.

К основным элементам СЭБ предприятия относятся:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) пропагандистское обеспечение, социально-психологическая, предупредительно-профилактическая работа среди персонала и его обучение по вопросам экономической безопасности;

17) экспертная проверка механизма системы безопасности.

В наши дни все большую актуальность приобретает защита интересов предприятия от противоправной деятельности коррумпированных представителей контролирующих и правоохранительных органов. В связи с этим, данное направление работы многими начальниками служб экономической безопасности коммерческих структур выделяется в качестве отдельного элемента СЭБ.

Основной смысл подобной системы состоит в том, что она должна носить упреждающий характер, а основными критериями оценки ее надежности и эффективности являются:

– обеспечение стабильной работы предприятия, сохранности и приумножения финансов и материальных ценностей;

– предупреждение кризисных ситуаций, в том числе различных чрезвычайных происшествий, связанных с деятельностью «внешних» и / или «внутренних» недоброжелателей.

Особенностью и, одновременно, сложностью при построении системы экономической безопасности является тот факт, что ее действенность практически полностью зависит от человеческого фактора. Как показывает практика, даже при наличии на предприятии профессионально подготовленного начальника службы безопасности, современных технические средств, Вы не добьетесь желаемых результатов до тех пор, пока в Вашем коллективе каждый сотрудник не осознает важность и необходимость внедряемых мер экономической безопасности.

А они будут не популярны:

– кто-то утратит возможность в рабочее время или после работы развлекаться в Интернете, скачивать музыку и иную информацию, читать книги в электронном варианте и т.д.;

– кому-то покажется в тягость один раз в неделю менять пароль на своем компьютере;

– кто-то посчитает ниже своего достоинства всякий раз подниматься для того, чтобы уничтожить черновик в бумагорезательной машинке, убрать со стола документы и закрыть окно после окончания рабочего дня, опечатывать и сдавать свой рабочий кабинет под роспись в журнале службе охраны;

– у кого-то исчезнет возможность приводить на работу (в том числе и по выходным дням) своих друзей либо бахвалиться на стороне личными достижениями в работе или успехами фирмы;

– некоторые не смогут использовать служебные автотранспорт и мобильный телефон в личных целях, а также часами вести личные разговоры по служебным проводным каналам телефонной связи и т.д.

Поэтому для юридически правильного, эффективного и всестороннего использования СЭБ в защите интересов предприятия от всех видов недоброжелателей требования по обеспечению безопасности бизнеса излагаются в соответствующих приказах руководителя, трудовых договорах с сотрудниками и их должностных обязанностях, специальных инструкциях, положениях, контрактах с деловыми партнерами и т.д. После чего доводятся до персонала под роспись в процессе занятий и инструктажей.

В вопросах экономической безопасности как никогда важна роль и понимание актуальности проблемы в первую очередь самим руководителем предприятия. Директор и, при наличии, начальник службы безопасности, должны пропагандировать среди персонала одно из основных корпоративных правил: «Фирма – это твоя вторая семья. Предприятие дает всем сотрудникам работу, материальные блага, перспективы служебного роста и т.д. В связи с этим задача каждого сотрудника – приумножать успех и материальное положение компании (как и своей семьи). Ведь успех предприятия – это стабильность и перспективы его персонала».

Вместе с тем, как показывает практика, кто-то из Ваших сотрудников может не выполнять установленные в компании требования или допускать ошибки по забывчивости, кто-то по неаккуратности, а кто-то – из мести. У кого-то могут возникнуть финансовые затруднения в связи с болезнью близких или в связи с проигрышем в казино, и он решит их «компенсировать» за счет фирмы. Кто-то посчитает, что был незаслуженно наказан директором, что давно достоин повышения в должности или что его вклад в деятельность компании заслуживает гораздо более высокой зарплаты, а руководство этого не замечает и т.д.

Словом, с возрастом, изменением социального статуса, материального благосостояния, появлением вредных наклонностей, а также при возникновении некоторых объективных обстоятельств люди могут меняться либо вести себя неадекватно.

При этом необходимо понимать, что в вопросах обеспечения экономической безопасности «второстепенных» должностных лиц нет, а есть только особенности (в связи с выполняемыми каждым из сотрудников функциями и обязанностями).

Секретарь – наверное никто не будет возражать, что эта категория обладает серьезным объемом самой разноплановой информации о фирме.

Уборщица может похитить с рабочего стола директора документ с важной информацией или переписать, запомнить, ксерокопировать его содержание, добросовестно выбросить из мусорной корзины не уничтоженные документы либо документы, уничтоженные таким образом, что не составляет никакого труда их восстановить.

Охранник в состоянии сделать все то же самое, а в ночное время и выходные дни у него появляется дополнительная возможность впустить в офис посторонних, которые, в свою очередь, могут Вам навредить (начиная от банального хищения документов и имущества и заканчивая постановкой в Вашем кабинете подслушивающей техники или «перекачки» закрытой информации из вашего компьютера).

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что СЭБ предприятия только тогда будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям, когда весь персонал понимает важность обеспечения безопасности компании и сознательно выполняет все установленные указанной системой требования. Достигается же данная цель в результате проведения непрерывной, кропотливой воспитательной и профилактической работы с сотрудниками предприятия, их обучения и специальной подготовки по вопросам действующего законодательства и различным аспектам экономической безопасности.

Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. В качестве основных факторов, отрицательно влияющих на безопасность предпринимательской деятельности в России можно выделить следующие:

· активное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельности;

· использование криминальных структур для воздействия на конкурентов;

· отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции;

· отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований;

· отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении;

· отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;

· применение оперативных и технических методов с целью получения нужной информации о конкурентах.

Следует отметить, что сегодня не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Именно в этом таятся корни «слабого» понимания специфики этих проблем прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение их к не основной деятельности. Особенно же сложно бывает определить конкретные действия, необходимые для защиты тех или иных жизненно важных ресурсов. Вследствие этого, многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, почти полностью исключая из арсенала организационно – технические и правовые методы, средства и способы защиты информации.

В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации.

Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять, исходя их принципа разумной достаточности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», так как чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к серьезным убыткам.

Итак, проект обеспечения экономической безопасности объекта представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности. Ее основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности (СБ), ее место в организационной структуре предприятия, сфера ее компетенции, права и полномочия, варианты действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями. Их подоплека обычно лежит как раз в том, что многие считают требования, предъявляемые СБ, необоснованно завышенными либо из-за того, что СБ «везде сует свой нос». Соблюдение вышеизложенных условий позволит ликвидировать почву для подобных ситуаций или разрешать их быстро и безболезненно. Политика экономической безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Следует отметить, что эффективность политики безопасности только тогда будет находиться на должной высоте, когда ее реализация будет представлять собой результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Не менее важным фактором, влияющим на действенность политики безопасности, представляется готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию режима безопасности. Соблюдение политики безопасности должно гарантироваться наличием ответственного по каждому виду проблем.

Разумеется, все основные положения политики безопасности должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, состав и содержание которых определяются спецификой объекта. Однако, как правило, ни одна организация не сможет обойтись без положений о коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети, правил, разграничивающих доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах, правил допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка критичной информации, порядка проведения служебного расследования по факту нарушения правил безопасности.

Работы по оснащению и поддержке деятельности СЗИ, создание системы распорядительных документов входят в комплекс организационных мер, на основе которого может быть достигнут высокий уровень безопасности информации. Тем не менее, перечисленные меры не позволяют на должном уровне поддерживать функционирование системы защиты без проведения целого ряда организационно-технических мероприятий. Их полный перечень слишком широк для того, чтобы полностью приводить его в данной статье, скажем лишь, что они позволяют своевременно выявлять новые каналы утечки информации, принимать меры по их нейтрализации, совершенствованию системы защиты и оперативно реагировать на нарушения режима безопасности.

Разработанные документы определяют функции, необходимые для организации работы СБ, а также контрольно-проверочные и другие специальные функции, осуществляемые ею в процессе деятельности. Основными функциями являются:

· административно-распорядительная – подготовка решений по поддержанию режимов безопасности и конфиденциальности; определению положений, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам безопасности, а также по осуществлению представительских функций предприятия в данной области ее деятельности;

· хозяйственно-распорядительная – определение (совместно с другими подразделениями предприятия) ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовка и проведение мероприятий организационно – технического и правового характера, направленных на сохранность его собственности, в том числе интеллектуальной;

· учетно-контрольная – определение критически важных направлений финансово-экономической, производственно – коммерческой и других видов деятельности, подлежащих защите, а также возможных каналов утечки информации и других угроз финансовой стабильности и устойчивости предприятия, оценка источников их возникновения; налаживание действенного контроля;

· организационно-техническая – создание организационной структуры СБ, а также других структур по отдельным направлениям работы (защита информации, экономическая безопасность); организация взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, способствующими достижению целей политики безопасности;

· планово-производственная – разработка комплексных программ и отдельных планов обеспечения безопасности предприятия, подготовка и проведение соответствующих мероприятий;

· материально-техническая – направляемая на материально – техническое и технологическое обеспечение деятельности СБ, оснащение ее специальной техникой;

· научно-методическая – накопление и распространение передового опыта в области обеспечения безопасности; организация обучения сотрудников других подразделений (в необходимом им объеме);

· информационно-аналитическая – сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание и использование необходимых для этого технических и методических средств.

Тем не менее, следует иметь в виду, что обеспечение СБ надежным инструментарием, грамотная расстановка приоритетов ее деятельности, как и всякая квалифицированная работа, требует участия в ней специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и, что не менее важно, обладающих достаточно большим практическим опытом в этой области. Систему безопасности предприятия должны создавать профессионалы, а сотрудничество с ними может быть плодотворным, только если оно долгосрочное.

Переход экономики на рыночные отношения требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Соответственно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля за правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его безопасности, поэтому процесс управления предприятием находятся в тесной взаимосвязи с вопросами безопасности.



Заключение

В интересах стабильного функционирования фирмы, предприниматели должны в тех или иных объемах заниматься бизнеса или . Размер, капиталоемкость, технологическая сложность и публичность бизнеса определяют лишь объем тех работ, которые предприниматели проводят по бизнеса и их бюджет.

Не заботясь о соблюдении элементарных мер экономической , фирма может оказаться на грани банкротства, например в результате неплатежей: любой выданный товарный кредит может повлечь за собой риск неплатежа, если не предприняты определенные меры по сбору минимальной , не проведена элементарная . Участвуя в сделке в качестве покупателя или инвестора, необходимо проводить определенный набор процедур, цель которого – проверка достоверности излагаемых о себе продавцом или получателем средств сведений. Проведение данной информационно-аналитической работы позволит снизить риск купить «кота в мешке» и потратить деньги впустую. предполагает, что на фирме также должны быть продуманы определенные меры по снижению потерь, вызываемых действиями проверяющих структур, например в рамках уполномоченных структур, которая также может закончиться для предпринимателя невосполнимыми потерями. В любом случае вовремя проведенный профессиональный позволит предприятию предотвратить большинство форс-мажорных затрат, направленных на ликвидацию последствий просчетов в обеспечении безопасности бизнеса.

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: курс лекций. М.: Инфа М, 2003 г.

2. Полукарпов В.Л. Краткий курс менеджмента М., 2004 г.

3. Полукарпов В.Л. Менеджмент: анализ и основные тенденции. М., 2007 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...