Десять на удивление доходных нелегальных видов торговли.


Cтраница 1


Нелегальный рынок включает два вида: а) теневую торговлю и б) чер-ньщ рынок. На черном рынке подпольно торгуют вещами, которые запрещено производить и продавать.  

Тип нелегального рынка близок по характеру поведения его субъектов к свободному рынку. Но имеются существенные различия между ними.  

Качественно отличной от свободного и нелегального рынка является регулируемая торговля. Регулируемый рынок подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Сейчас на Западе рынок превращается в социальный институт. Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, устанавливающая правила поведения людей и регулирующая их взаимоотношения. Лауреат Нобелевской премии Рональд Коуз (США) в речи при вручении этой премии (1991) с полным основанием заявил, что без соответствующих рыночных институтов невозможно развитие рыночной экономики любого уровня.  

МОРФИН извлекается из опия и поступает на нелегальный рынок в виде препарата различной степени чистоты и содержания активного компонента.  


Дело в том, что разница между этими кривыми представляет собой ПЛАТУ ЗА РИСК, который несут продавцы, пуская товар не в легальную торговлю, а на нелегальный рынок.  

Пик нелегального использования фентшилов в США приходился на 1985 г затем в течение нескольких последующих лет наблюдалось устойчивое снижение до осени 1988 г. когда подпольные лаборатории синтезировали и выбросили на нелегальный рынок 3 - М0ГИЛФЕНТАНИЛ (3 - МФ) - мощный и наиболее опасный аналог фентанила, в 6000 раз превышающий морфин и в 1000 раз героин по эффективности и вызвавший новую вспышку смертей среди опийных наркоманов. Минимальная летальная доза 3 МФ оценивается в 250 мкг.  

Государство из года в год закладывает в бюджет все меньшие суммы на финансирование системы образования, что отнюдь не способствует превращению получения образования в приоритетное направление государственной политики. В силу этого подростки выталкиваются на нелегальный рынок труда. Имеющиеся противоречия в законодательстве, нечеткое регулирование трудовых отношений подростков негативно сказываются на решении вопроса трудоустройства несовершеннолетних. Закон о занятости может признать гражданина безработным только по достижении им 16-летнего возраста.  

Для противодействия государственному контролю наркотиков подпольные лаборатории выработали тактику производить соединения, еще законодательно не регулируемые, за счет некоторой химической модификации молекулярной структуры, сохраняющей или даже увеличивающей фармакологическую активность исходных соединений. Пользователи и уличные торговцы дают этим новым средствам привычные уличные названия, под которыми распространяются пред-шествующие контролируемые аналоги, или даже имена других наркотиков, уже завоевавших нелегальный рынок.  

Второй тип рынка - нелегальный - близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность - теневую торговлю. Нелегальным является и черный рынок.  

Страницы:      1

Нелегальный рынок – совокупность отношений, осуществляющихся в нарушение действующих правовых норм и сводящих вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Нелегальный рынок является базовым институтом теневой и криминальной экономики.
По экономическому содержанию экономических благ выделяют рынки товаров, рынки услуг, рынки работ.
Различают также рынки готовых продуктов (услуг, работ) и рынки экономических ресурсов (рынки капиталов, рабочей силы, земли). По характеру реализуемых товаров различают:
рынки легальных, нормальных товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения нормальных потребностей;
рынки запрещенных товаров и услуг (рынки товаров и услуг, направленных на удовлетворение деструктивных потребностей – рынки наркотических средств; "человеческих влечений" – услуги по торговле телом (проституция); торговля людьми, запрещенная торговля животными, рынки краденого имущества, радиоактивных материалов). Особое место в этой категории принадлежит рынку криминальных услуг.
рынки криминальных услуг, связанных с применением насилия, угрозой его применения и другие, имеющие целью активное воздействие на поведение участников рыночных отношений (заказные убийства).
По уровню развития конкуренции среди нелегальных рынков представлены различные типы: от высокомонополизированных (наркобизнес) до высококонкурентного (рынок услуг по отмыванию преступных доходов).
По масштабу выделяют нелегальные рынки: местные (локальные), региональные, национальные и международные (транснациональные).
Причинами возникновения и развития нелегальных рынков являются следующие:
наличие правового запрета на обращение товаров, реализацию услуг, выполнение работ (наркотические средства, трансплантанты, краденное имущество, отмывание преступно полученных доходов);
наличие установленных законодательством барьеров для доступа на рынок (государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности (патент, товарный знак);
государственное регулирование цен (установление максимальных цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне, ниже равновесного);
высокий уровень налогообложения и других издержек, связанных с исполнением установленных законом обязательств;
недостаточная жесткость государственного контроля, неспособность государства реализовать правовой запрет либо исполнение регулирующих предписаний;
недееспособность государственных институтов регулирования рынка, обеспечения прав собственности, контрактной дисциплины (например, неэффективность судебной системы разрешения споров, исполнения судебных решений, связанных с истребованием долгов порождают рынок криминальных услуг по их "выбиванию").
Рассмотрим, каким образом установление государством цен на уровне ниже равновесного, создает экономические условия для возникновения нелегального рынка. Для этого можно воспользоваться анализом кривых спроса и предложения.
Влияние государственного регулирования цен на возникновение спекуляции и теневого рынка обстоятельно исследовал известный российский экономист В. В. Новожилов.
Рыночная система посредством "черного" рынка компенсирует вмешательство государственных органов в процесс обмена товаров. Однако в этих условиях существуют две цены, причем ни одна из них не является действительно равновесной ценой. Невозможно выяснить, какова действительная ценность для общества продукта. Кроме того, объем производства оказывается ниже равновесного, дефицит сохраняется, хотя и в меньших масштабах, а ресурсы в обществе используются не лучшим образом.
Возможна ситуация установления цены на нелегальном рынке на уровне ниже официального. Это может иметь место, если нелегальные рыночные отношения используются для уклонения от уплаты налогов, обязательных платежей или исполнения иных предусмотренных законом обязательств.
В хозяйственных системах различного типа масштаб и структура нелегальных рынков может существенно различаться. В условиях развитой рыночной экономики "черный" рынок большей степени ориентирован на удовлетворение деструктивных потребностей (наркотики, порнография, проституция, азартные игры). В условиях командной экономики он является компенсаторным механизмом обеспечения населения необходимыми товарами и услугами. Особенностью переходной экономики является вовлечение в теневой оборот также и ряда институциональных услуг в связи со слабостью государственного управления экономикой.
Особенности конкретного нелегального рынка и ценообразование на нем определяются множеством факторов, влияющих на характер и положение кривых спроса и предложения.
Среди этих факторов можно, в частности указать на эластичность спроса и предложения от цены, структура цены предложения. Чем менее эластичен спрос на товар или услугу, тем выше устойчивость теневых рыночных отношений, тем больше подвержен рынок монополизации со стороны организованных преступных групп.
В качестве примера нелегального рынка с низкоэластичным спросом можно привести теневые рынки товаров первой необходимости в условиях нерыночной хозяйственной системы советского типа.
С точки зрения структуры цены предложения нелегальные рынки различаются, в частности, удельным весом в рыночной цене издержек по страхованию риска. По общему правилу, чем жестче правовой запрет, чем более последовательно он реализуется, чем более суровы санкции за его нарушение и более неотвратимо их реальное применение, тем выше в структуре цены предложения рассматриваемая доля.
В качестве примера рынка с высокой долей страхового тарифа можно привести нелегальный рынок наркотических средств. Их доля фактически составляет основную часть цены, что более подробно отмечено при более детальном рассмотрении этого рынка. Примером рынка с низкой долей этих издержек может быть теневой рынок репетиторских, бытовых, ремонтных и других подобных услуг.
Способность государства оказывать влияние на структуру цены предложения товаров и услуг на нелегальных рынках должно учитываться при формировании политики в отношении незаконных видов деятельности. Так, исследователями нелегального рынка героина в ФРГ установлено, что полицейские меры следующим образом воздействуют на конъюнктуру рынка и потребление (1):
Удвоение квот конфискации снижает объем предложения на 9-28%.
Удвоение числа арестованных – на 8-24%.
Увеличение сроков наказаний с 5 до 20 лет для торговцев – на 10-15%.
Конфискация имущества в 5-кратном размере от ежегодной суммы доходов торговцев – на 5-6%. Значение экономических санкций в борьбе с наркобизнесом оценивается очень высоко. Так, 68% экспертов полагают, что основной целью расследования должен быть поиск путей конфискации наличных денег и имущества, добытых преступным путем.
Если использовать для иллюстрации данной закономерности уже применявшийся нами анализ спроса и предложения, то влияние жесткости преследования на рыночную конъюнктуру нелегального рынка может быть представлено графически (подробнее).

Нелегальный финансовый рынок имеет не менее сложную структуру, чем рынок официальный. Нами будут рассмотрены лишь два его сегмента:

· нелегальный валютный рынок;

  • нелегальный рынок банковских услуг (подпольные банковские системы).

Нелегальный валютный рынок – это сфера, где совершаются незаконные сделки по купле-продаже валюты на основе спроса и предложения.

Особенностями функционирования этих рынков является ограничение их сферы исключительно внебиржевым сектором, нарушение установленного законодательством порядка совершения операций с иностранной валютой, отклонением теневого валютного курса от официального. Отклонение от официального курса, как правило, может быть обусловлено наличием ограничений на обмен валюты, введение обязательного обмена по заниженному по сравнению с равновесным официальному валютному курсу, налоги на покупку или продажу валюты. Цена валюты на теневом рынке может зависеть также от наличия и жесткости санкций за нарушение валютного законодательства. В случае, если в финансовых операциях используются незаконно полученные доходы то развитию теневого рынка будет способствовать принятие законодательства об отмывании денег (введение требования прозрачности, идентификации участников сделок, фиксации операций и т.п.).

Так, в России активное развитие нелегального рынка валюты во многом является результатом действующего порядка осуществления купли-продажи иностранной валюты только через уполномоченные банки, введением налога на покупку валюты, а также отмены уголовной ответственности за незаконные операции с валютой при крайне незначительном риске привлечения к административной ответственности.

Подпольные банковские системы. В настоящее время в мире сформировались мощные и разветвленные подпольные банковские системы, которые позволяют перемещать огромные финансовые фонды вне системы государственного контроля. И без привлечения традиционных банковских процедур. Банкиры этой системы являются часто членами старинных семей или кланов менял и, одновременно – представителями уважаемых профессий, связанных с большим количеством деловых контактов и крупными суммами денег. Цели скрытого обмена и перевода денег за границу могут быть самыми различными – от пересылки эмигрантом небольшой суммы денег на родину до пересылки крупных сумм легальными бизнесменами для уклонения от налогов. Могут пересылаться и средства, полученные от преступной деятельности либо предназначенные для ее финансирования (подробнее).



Теневая банковская система оказывает влияние на рост преступности в стране, стабильность политической ситуации и развитие экономики. Для достижения поставленных целей подпольный банкир может также использовать сделку с родственной или контролируемой структурой за рубежом (подробнее).

В современных условиях, когда преступная деятельность приобретает транснациональный характер, нелегальные валютные рынки во многих странах используются для обслуживания криминального внешнеторгового оборота. При этом интересы легального бизнеса порой неразрывно переплетаются с интересами организованных преступных сообществ. При финансировании преступной деятельности теневыми банкирами используются и более сложные способы.

Преступник может использовать теневую банковскую систему для осуществления предварительной оплаты незаконной партии товара, например, наркотиков или оружия. При этом он может воспользоваться ранее описанной схемой.

Однако преступник может быть заинтересован в получении ссуды для осуществления преступной сделки. Банкир, имея возможность совершать финансовые операции в филиалах национальных банков и не называя имен своих клиентов, может обеспечить необходимую для преступника анонимность. Для получения требуемой ссуды для совершения сделки преступник может обратиться к подпольному банкиру. Последний, занимаясь не только подпольными, но и легальными экспортно-импортными операциями, может учесть бестоварный вексель в банке и вырученные деньги предоставить в ссуду. Преступник возвращает ссуду с процентами, существенно превышающие учетную ставку банка. Подпольный банкир, для обеспечения гарантий платежа может также принять участие в криминальной сделке, получая часть прибыли.

Государством, где подпольные банковские системы получили широкое развитие, является Индия. Подпольный банковский бизнес ("havala") появился с разделом Индии в 1947 г. на две независимые страны: преимущественно мусульманский Пакистан и, в основном, индуистскую Индию. Как полагают, возникшие тогда подпольные сети уцелели, адаптировались к новым реалиям и стали более изощренными чем прежде.

Хорошо известен также способ, связанный с использование бюро по обмену валют. Деньги, полученные в результате преступной деятельности, могут быть обменены на денежные знаки других стран либо для перевода в соответствующую страну, либо для обратного обмена.

В качестве примера криминального использования теневой банковской системы рассмотрим некоторые особенности черного валютного рынка в некоторых странах Латинской Америки (Перу, Колумбии, Эквадоре).

Нелегальные рынки обмена валюты в этих странах активно используются наркобизнесменами для целей отмывания денег. Менялы в Перу, Колумбии и Эквадоре (странах, где открытая уличная продажа долларов США представляет собой не только законную, но и широко распространенную практику) покупают наркодоллары у дельцов и продают их легальным бизнесменам и другим лицам, желающим конвертировать свои прибыли и сбережения в доллары и депонировать эти доллары в США.

Нелегальный рынок труда

Рост нелегальной занятости характерен сегодня практически для всех государств мира и связан с увеличением масштабов теневой экономики.

О темпах этого роста дают представление следующие цифры. Если в 1974-1982 годах в нее было вовлечено 8-12% трудоспособного населения Германии, то в 1997-1998 годах этот показатель вырос до 22%. Сегодня рекордсменом по занятости в теневом секторе является Италия, где, по разным оценкам, в нем занято от 30% до 48% экономически активного населения (3). По оценке профессора Шнайдера, в странах Европейского Союза не менее 10 млн человек занято исключительно в теневой экономике, а в целом по ОЭСР – порядка 17 млн (4).

Обширный теневой рынок труда сложился в российской экономике с начала 90-х годов. По своим масштабам и значению это новое явление. К услугам теневого рынка труда сегодня обращаются большинство населения страны. Он стал практически самостоятельным сегментом рынка труда со значительной численностью занятых, определенными сферами деятельности, сложившимся социально-демографическим и профессионально-квалификационным составом работающих.

По самым общим расчетам, неформально занято около 30% взрослого населения, или около 25-30 млн. человек.

Определенное представление о масштабах теневого рынка труда в России позволяет получить анализ скрытой заработной платы, проведенный Госкостатом РФ. Для ее оценки используется баланс совокупных доходов и расходов населения. При обследовании выявилось, что домашние хозяйства в России тратят на различные нужды и откладывают в виде финансовых активов намного больше средств, чем получают виде заработной платы, пенсий и других трансфертов, доходов от собственности и индивидуального бизнеса. Предполагается, что недостающие суммы получаются в виде скрытой заработной платы.

Расчеты показывают, что скрытая заработная плата в 1993 году составила 9,1 трлн. руб. (5% ВВП), в 1994 году – 52 трлн. руб. (9% ВВП), а в 1995 году – 170 трлн. руб. (10% ВВП). По экспертным оценкам, в 1996 году объем скрытой заработной платы достиг примерно 250 трлн. руб, что составляет 11% ВВП (5). Быстро росли не только номинальные, но и реальные значения скрытой оплаты труда.

Наиболее типичными формами теневой занятости являются: уличная торговля, услуги населению по строительству, ремонту, пошиву,; частные услуги – уборка, приготовление пищи; репетиторство, частные уроки, а также, в значительной степени, брокерство и посредническая деятельность. Все эти виды деятельности, как правило, осуществляются без патента, контракта, не декларируются в налоговых органах.

Для большинства занятость на теневом рынке труда является вторичной. В основном к ним относятся лица, работающие не полную рабочую неделю по инициативе администрации или находящиеся в административных отпусках. Лица со вторичной теневой занятостью заняты чаще в отраслях с относительно низким уровнем оплаты труда, а также с характером работы, допускающим относительно свободный режим.

Численность занятых в неформальном секторе на условиях первичной занятости, рассчитанная на основе социологических опросов населения, составляет около 40 млн. человек, из них учащиеся – 0,8 млн., пенсионеры – 0,6 млн., занятые в домашнем хозяйстве – 1,4 млн., учитываемые как безработные – 1,2 млн. человек.

Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран. Сопоставимые размеры имеет неформальный сектор занятости лишь в Италии, где доля теневой экономики достигает 30%. Эти масштабы сопоставимы с уровнем теневого рынка труда в развивающихся странах, где его доля составляет 25-45%.

Согласно данным социологических опросов, в сельской местности неформальная занятость намного меньше, чем в городах. В последних неформально занято около 36% экономически активного городского населения, в том числе без учета вторичной занятости – 10%. Относительно регулярная занятость составляет соответственно около 17 и 7% (6).

Вовлеченность населения в неформальную занятость возрастает по мере снижения социально-профессионального статуса. Исключение составляют пенсионеры. В неформальную занятость вовлечено значительно больше лиц с высокими доходами, чем с низкими, что может свидетельствовать о более высоких доходах лиц, вообще имеющих дополнительную занятость. Специалисты объясняют этот факт тем, что более высокий уровень доходов соответствует более высокой конкурентоспособности на рынке труда.

Особенностью российского теневого рынка труда является значительное его расслоение и поляризация. На одном полюсе находятся занятые с очень высоким уровнем доходов, что позволяет им перейти в более крупный бизнес. На другом – представители бедных слоев населения, лица с пониженной трудоспособностью, люмпенизированные слои. Для них возможность найти работу в формальном секторе экономики ограничена.

Характерной особенностью российского теневого рынка труда является размывание границ между формальной и неформальной занятостью. С одной стороны, происходит отток занятых из формального сектора в неформальный, с другой – занятость в формальном секторе все больше приобретает такие черты, как массовое сокрытие доходов и несоблюдение трудового законодательства в части социальных гарантий работникам. Значительная часть занятых в неформальном секторе поддерживает тесную связь с формальным сектором.

Высокий уровень вторичной трудовой теневой занятости среди лиц, имеющих работу в формальном секторе экономики, обусловлен нестабильность и низкой заработной платой в государственных структурах, нестабильным положением многих предприятий негосударственного сектора. Теневая занятость также нестабильна, что удерживает работников от увольнения с основного места работы даже при низкой заработной плате.

Значение неформального сектора для российской экономики неоднозначно. С одной стороны, весьма позитивна его роль в обеспечении дополнительной занятости населения и увеличении его доходов, расширении производства товаров и услуг. Неформальный сектор сдерживает резкое падение уровня жизни населения и рост безработицы. Он предоставляет возможность для многих выбрать удобный режим работы.

Вместе с тем неформальный сектор занятости порождает множество социальных проблем. Здесь отсутствуют социальные гарантии, контроль за условиями труда, качеством предоставляемых товаров и услуг, занятые работники теряют квалификацию и профессиональные навыки. Скрытая занятость создает дополнительные условия для развития криминальной среды. Государство теряет значительные средства в результате сокрытия доходов от налогообложения.

Нелегальный рынок трансплантантов

В настоящее время ни одна страна не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности в человеческих органах для пересадки, и число людей, ожидающих операции по пересадке органов, растет быстрее, чем их предложение. Так, например, в Ирландии лишь 85 процентам пациентов, проходящим лечение с помощью диализа, делается операция по трансплантации в течение первого года, в то время как в Соединенных Штатах Америки число таких лиц составляет 25 процентов, а в Японии – менее десяти процентов. Как указывает статистика, в одних только Соединенных Штатах Америки по состоянию на июнь 1991 года 24 000 лиц ожидали операции по трансплантации. В Австралии число лиц, которые ожидают трансплантацию почек, в настоящее время составляет 2000 человек, причем каждый год совершается около 400 таких операций. Средний период ожидания такой операции составляет три года.

Такое положение не могло не быть использовано преступными организациями, поскольку при дефиците имеющихся для пересадки органов преступная деятельность в этой области может принести высокие доходы. Как заявил директор Австралийского института криминологии, "не удивительно, что возник "черный" рынок..., на котором человеческие органы продаются по высокой цене". Большое число бедных и бездомных лиц, в том числе детей, в городских районах, особенно в развивающихся странах, являются главными поставщиками органов, предназначенных для пересадки. По мере технического прогресса, который позволяет продлить срок сохранения органов после их удаления и осуществлять их транспортировку на большие расстояния, "черный" рынок этих товаров, безусловно, приобретет еще большее значение.

Одна из причин возникновения обстановки тревоги за судьбу похищенных людей объясняется подозрением на то, что их убивают в целях использования органов. Хотя сведений о том, что людей похищали именно с этой целью, очень мало, бесспорно одно: "черный" рынок органов человеческого тела существует и приносит прибыли. Например, в Аргентине известны случаи серьезного злоупотребления процедурой трансплантации, когда у пациентов, находящихся в состоянии клинической смерти на основании сфабрикованных сканограмм мозга, нередко удаляли роговицу глаза.

Отмечены случаи экспорта человеческих органов с использованием поддельных документов и подтвержденные случаи продажи человеческих органов из Аргентины, Бразилии, Гондураса, Мексики и Перу покупателям из Германии, Италии и Швейцарии.

С экономической точки зрения значительное влияние на развитие нелегального рынка трансплантантов оказывает содержащийся в законодательстве большинства стран запрет на куплю-продажу органов и тканей.

Так, согласно закону США о трансплантации органов (1984 г.) запрещается продажа органов и тканей человека для пересадки. Органы человеческого тела могут только жертвоваться.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 22.12.92 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли – продажи. Купля – продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, хотя законодательство и запрещает продажу органов и тканей, оно не может обесценить их как товар. Вместо этого оно мешает людям – владельцам органов (живым или семьям умерших доноров) узнать их реальную экономическую ценность и, возможно, предложить их нуждающимся. В результате многие вынуждены либо обходиться без легальных трансплантантов и либо обращаться к услугам дельцов черного рынка, либо оставаться без перспектив на излечение и продление жизни.

Отсутствие легального рынка трансплантатов с экономической точки зрения приводит к многомиллиардным долларовым потерям как у потенциальных доноров, не реализующим трансплантаты по их действительной стоимости, так и у реципиентов.

Такова экономическая точка зрения на причины возникновения и развития нелегального рынка трансплантатов. Безусловно, существуют и веские доводы против запрещения продажи органов человеческого тела. Первый связан с проблемой неполноты информации. Продавцы могут скрывать неблагоприятную информацию о состоянии своего здоровья. Но экспертами высказывается мнение, что и в этом случае проверка и связанные с ней издержки будет боле эффективной, чем запрещение продажи.

Второй довод заключается в том, что распределять предметы насущной необходимости в зависимости от платежеспособности является несправедливым. Данный довод не экономического характера, однако, и у него есть экономический аспект. Установление цены крайне дефицитного блага на нулевой отметке вызывает резкое ограничение его предложения, обострение дефицита блага и развитие нелегального рынка, перераспределяющего основную массу прибыли в пользу криминальных посредников. Одним из отрицательных результатов для желающих стать донорами лиц, особенно из числа малообеспеченных граждан, является невозможность официально предложить свои органы по реальной рыночной цене и необходимость уступать их по заниженной цене криминальным посредникам.

 интенсивная подготовка преподавателя

Плановая игра Применение знаний на практике Близость к практике, высокая активность, высокий учебный эффект, интегрированный контроль успешности обучения Большие издержки, ограниченное число участников

Ориентация на обучаемых не означает ослабление функций преподавателя, наоборот, подготовка активного занятия (изготовление рабочих заданий, материалов) нередко требует больших затрат сил, чем написание доклада, а также во время проведения занятия преподаватель должен быть готов оказать консультационную помощь. В современных условиях качество образования - одна из важнейших характеристик конкурентоспособности учебного заведения. Именно поэтому организации учебного процесса должно уделяться первостепенное значение.

Проблема форм учебных занятий в официальной педагогической науке продолжает оставаться открытой. Оптимальное проведение учебных занятий зависит от организационных условий: дидактически обоснованное планирование работы; определение уровня знаний и уровня готовности к занятиям; выполнение заданий для самостоятельной работы; знакомство с методическими указаниями, алгоритмами, рекомендациями выполнения заданий; работа с литературой; проведение самоконтроля; подведение итогов работы.

Герасимец H.H., Кантемирова К.В., Васильева В.В.

ТЕНЕВОЙ РЫНОК. НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

« В мире есть более 550 млн единиц оружия. Одна пушка на 12 человек в мире. Вопрос в том, как вооружить оставшихся 11...»

«Мир хочет войны. Он ее получит Вам нравится кровь и Вы мечтаете убивать? Только в этом случае торговцы оружием могут преуспевать в своем бизнесе. Не кляните их. Загляните в себя»

Торговцы сигаретами или торговцы автомобилями убивают куда больше народу, но они же могут работать. А у оружия есть предохранитель. Ведь именно спрос рождает предложение.

Этот рынок не является стихийным, он не является хаотичным. Это управляемый рынок. У него есть хозяева, стоящие довольно высоко в иерархической лестнице.

Сегодня по уровню доходности и динамизму развития незаконный оборот оружия, уступает лишь индустрии наркобизнеса. Различие между законными и незаконными поставками вооружений в значительной мере определяется не характером продукта, а тем, кто является конечным потребителем. Большие деньги в войнах между государствами, а не в гангстерских разборках.

На мировом «черном рынке» оружия правят бал... наши люди- семь «оружейных олигархов». Все они - выходцы из бывшего СССР. На продажу предлагается любое ручное оружие, танки, мины, гранаты, ПЗРК, истребители, подводные лодки и вертолеты. По разным оценкам, «черная» торговля оружием приносит 5-10 млрд. долл. в год. По данным ООН, четверть стрелкового оружия в мире продается на «черном рынке»! Большая часть прибылей оседает в карманах «великолепной семерки».

ООН строго запрещает продавать оружие 12 государствам - поскольку там постоянно идет война (Анголы, Камбоджи, Ирака, Гаити, Либерии, Ливии, Сомали, Южной Африки и бывшей Югославии).. Но эмбарго нисколько не мешает небольшой группе людей зарабатывать колоссальные деньги на продаже вооружения тем, кто воюет - как правило, в Африку.

Нелегальная торговля оружием в современном мире отличается от прочих международных криминальных промыслов тем, что за ширмой нелегальности здесь часто скрываются действия вполне официальных государственных инстанций.

Данный вид криминального транснационального бизнеса начал активно развиваться еще в период "холодной войны", когда сложилась практика как тайных сделок на государственном уровне с использованием "политических цен" и взяток, так и прямой контрабанды.

Международный нелегальный рынок оружия фактически делится на два: собственно криминальный, мафиозный ("черный"), и квази-криминальный ("серый"). Первый рынок поставляет преимущественно легкое оружие и малыми партиями; за оптовыми поставками мощных видов оружия (ракет, пушек, снарядов, вертолетов) чаще скрываются правительственные спецслужбы или легальный большой бизнес. Особенности нелегальной торговли оружием:

Первоисточник тайных поставок почти всегда находится в легальной экономике. Потому что оружие производить нелегальным образом пока практически невозможно.

Более высокая, в сравнении с другими видами контрабанды, ее потенциальная опасность. 9 из 10 умирают от стрелкового оружия. Атомные ракеты стоят себе на складах, а АК-47 это настоящее оружие массового поражения.

Основная опасность международной нелегальной торговли оружием связана не столько с гипотетической контрабандой оружия массового уничтожения (ядерного, биологического, химического) сколько с контрабандой обычного стрелкового оружия.

Нелегальная торговля оружием - это поток товаров, который, в отличие от наркотиков, течет в основном в обратном направлении, с "богатого Севера" на "бедный Юги. Военные конфликты в странах «третьего мира» этнического и религиозного характера, а так же политическая нестабильность в них способствуют резкому увеличению спроса на нелегальном рынке оружия.

Если в годы "холодной войны" весь мир с напряжением следил за военными конфликтами в "третьем мире", рассматривая их как авангардные сражения Третьей мировой войны, то в 1990-е гг. интерес к подобным событиям резко упал. Между тем гражданские войны и межгосударственные конфликты в странах Африки и Латинской Америки отнюдь не снизили своего накала. Наоборот, если ранее пристальное внимание мировой общественности заставляло участников конфликтов воздерживаться от наиболее "грубых" действий, то теперь, когда события где-то в джунглях Конго или Колумбии мало кого интересуют, у воюющих сторон руки более свободны.

Масштабы нелегальной торговли оружием лучше всего рассмотреть на примере стран, которые являются наиболее активными покупателями данного товара

Афганистан

Советский Союз начал поставлять Афганистану вооружения и военную технику еще во времена правления династии Надир-Шаха - первые поставки были зафиксированы в 1955 году, а уже с 1956-1957 годов они приобрели масштабный характер и включали в себя танки, истребители, бомбардировщики и военно-транспортные самолеты.

Крупным поставщиком оружия сюда всегда были США Во времена войны 1979-1989 годов ЦРУ через подставные фирмы закупало в странах Варшавского блока вооружения советского производства, а затем по нескольким каналам (в основном через Пакистан) отправляло их моджахедам, воюющим против 40-й армии. По оценочным данным, за этот период моджахеды только от ЦРУ получили более 400 тысяч автоматов Калашникова.

Крупнейшим поставщиком вооружений в Афганистан в 1990-х годах можно смело назвать Пакистан. Во время организованной ЦРУ операции по поставкам вооружений США использовали Исламабад как основной перевалочный пункт и транзитный канал. Однако не все оружие, закупленное американцами, достигло моджахедов - значительная его часть (по оценкам, от одной до двух третей) осело в Пакистане, который стал распоряжаться им по-своему - через неофициальные каналы вооружение попадало в различные «конфликтные» регионы (прежде всего, в тот же Афганистан и боевикам террористических организаций в Индии).

Украина тоже считается крупным поставщиком вооружений в Афганистан, причем, в отличие от других экспортеров ВВТ, украинские - руководствуются только экономическими соображениями: за весь период 1990-х годов было зафиксировано большое количество их трансфертов афганцам, причем как талибам, так и их противникам.

Сейчас Россия осуществляет поставки в относительно крупных объемах - называются цифры в 35^40 млн. долларов.

"В Африке купить оружие гораздо легче, чем сходить в кино, получить приличную пищу или

На страны этого континента приходится 90% спроса на мировом «черном рынке» оружия.

По информации ООН, только в Могадишо циркулирует I млн. автоматов - и это на 1,3 млн. населения, включая младенцев.

Каждый год в Сомали от легкого огнестрельного оружия погибают 50 тыс.человек.

Основные страны-поставщики контрабанды - Россия, Китай; менее известные поставщики -Белоруссия, Бразилия, Болгария, Северная Корея, Румыния, и Словакия. Внутренние источники -Уганда, Южная Африка, Судан, или Зимбабве.

Нелегальное оружие приобретается в обмен на алмазы, экзотических животных и ворованную гуманитарную помощь. Покупается оружие чаще всего через неправительственные фонды и отряды народной милиции.

В прошлогодней войне между Грузией и Южной Осетией тоже не все чисто. Польша поставляла Грузии оружие, по словам польского МИДа, вполне легально. Но на самом деле был нарушен ряд ограничений.

Экспортеры обязаны принимать во внимание внутреннюю и региональную ситуацию в стране-получателе - есть ли на ее территории вооруженные конфликты, учитывать, соблюдает ли страна-получатель международно-правовые и иные обязательства, касающиеся в том числе неприменения силы, соблюдения норм международного права. А также воздерживаться от передачи вооружений странам, которые могли бы привнести в какой-либо регион дестабилизирующий военный потенциал или нестабильность, использовать полученное оружие в репрессивных целях, для обеспечения силой признания своих территориальных притязаний. Поставляя «Гром», собранный на основе российских комплектующих, в Грузию Польша нарушила еще и обязательство перед Россией, использовать российские изделия только для потребностей Минобороны Польши.

Украина тоже помогала режиму Саакашвили готовить грузинскую армию к нападению на Южную Осетию. Она поставляла военную технику, использовавшуюся в. насту нательных операциях Грузии- танки, а также ракетные установки и комплексы.

Комиссия располагает материалами о продаже Грузии по заниженным ценам танков Т-72. Как удалось узнать, 74 танка были были проданы в Грузию по $250 тысяч за единицу при рыночной цене около $1 млн.

Нельзя не отметить роли России в мировом обороте оружия.

Россия сегодня превращается в регион быстрого распространения этого черного бизнеса. Через границы Российской Федерации оружие перемещается по двум основным направлениям. Во-первых - это контрабандный ввоз в Россию легкого стрелкового вооружения (в основном пистолетов), и с другой- настойчивые попытки вывоза за рубеж крупных партий боевого оружия и техники под видом законных коммерческих сделок.

Наиболее крупным и стабильным источником поступления оружия в уголовную среду и в зоны национальных конфликтов остаются части российских вооруженных сил (более половины находящегося в нелегальном обороте оружия попадает в него со складов и хранилищ частей Министерства обороны).

В начале 90-х на юге России покупатели оружия находили продавцов на скобяных развалах, существовал даже общепринятый опознавательный знак -- гильза на лотке. И сегодня оружейных дилеров, если постараться, можно обнаружить на рынках, около оружейных магазинов, но, как правило, они сами ищут того, кто может купить ствол: тем самым минимизируется риск нарваться на оперативника. На практике же обычному человеку без рекомендации купить его почти невозможно. Могут просто отнять деньги ("кинуть") или продадут "грязный" (засвеченный в преступлении) ствол. Но бывают исключения.

В 1993 году было незаконно приобретено оружия на 15 млрд рублей (около $17,7 млн), в 1994-м- на 22 млрд ($10,4 млн). Впрочем, по мнению самих торговцев оружием - эти цифры не соответствуют действительности, речь идет о сотнях миллионов долларов в год.

Среднестатистическую сделку по огнестрельному оружию в России оценивают в $700. Таким образом, оборот нелегального рынка оружия вполне может составлять $500-600 млн в год. Конечно,

часть преступных группировок делают "заготовки" для себя, то есть собственно в рыночной купле-продаже не участвуют. С другой стороны, в этих расчетах не учтена стоимость боеприпасов.

Хотя рынок оружия наиболее опасен, ему уделяется куда меньше внимания, чем показной "воине с наркотиками".

Черный рынок оружия имеет огромную важность для изолированных стран, таких, как Иран, Ирак, Северная Корея, Сербия, чьи вооруженные силы и военная промышленность находятся под международным контролем.

Хотя черный рынок не приспособлен для поставок крупного вооружения в больших количествах, но он идеален для закупки различных его компонентов и малофактурных технологий. Например, именно благодаря черному рынку Ирак получил возможность создать свое ядерное оружие и баллистические ракеты.

Отсюда видно, что черный рынок для отдельных стран является едва ли не единственной возможностью поддержания национальной боеготовности на должном уровне.

В заключение необходимо отметить^ что незаконный оборот оружия оказывает общее дестабилизирующее воздействие на политическую ситуацию во многих регионах мира, способствует обострению местных и региональных конфликтов, а также увеличивает возможности террористических групп добиваться своих целей и угрожать миру и безопасности. По данным исследований, торговля наркотиками и торговля оружием во все большей степени взаимосвязаны. Возрастание спроса на оружие способствует возрастанию объемов незаконных операций с наркотиками. Все чаще наблюдаются случаи участия этнических групп в торговле наркотиками с целью приобретения оружия.

Единственная война, которая должна остаться в XXI столетии, - это война с преступностью и международным терроризмом. Но чтобы победить в ней завтра, мир должен уже сегодня объединить свои усилия.

Водопьянов И.В.

ФУНКЦИИ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ Процесс и функции управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими расходами, с целью получения оптимальных результатов.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М.Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, 1руда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

1. Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе предприятие должно определить, каких реальных результатов оно может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

2. Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То

Нелегальный рынок – совокупность отношений, осуществляющихся в нарушение действующих правовых норм и сводящих вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Нелегальный рынок является базовым институтом теневой и криминальной экономики.
По экономическому содержанию экономических благ выделяют рынки товаров, рынки услуг, рынки работ.
Различают также рынки готовых продуктов (услуг, работ) и рынки экономических ресурсов (рынки капиталов, рабочей силы, земли). По характеру реализуемых товаров различают:
рынки легальных, нормальных товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения нормальных потребностей;
рынки запрещенных товаров и услуг (рынки товаров и услуг, направленных на удовлетворение деструктивных потребностей – рынки наркотических средств; "человеческих влечений" – услуги по торговле телом (проституция); торговля людьми, запрещенная торговля животными, рынки краденого имущества, радиоактивных материалов). Особое место в этой категории принадлежит рынку криминальных услуг.
рынки криминальных услуг, связанных с применением насилия, угрозой его применения и другие, имеющие целью активное воздействие на поведение участников рыночных отношений (заказные убийства).
По уровню развития конкуренции среди нелегальных рынков представлены различные типы: от высокомонополизированных (наркобизнес) до высококонкурентного (рынок услуг по отмыванию преступных доходов).
По масштабу выделяют нелегальные рынки: местные (локальные), региональные, национальные и международные (транснациональные).
Причинами возникновения и развития нелегальных рынков являются следующие:
наличие правового запрета на обращение товаров, реализацию услуг, выполнение работ (наркотические средства, трансплантанты, краденное имущество, отмывание преступно полученных доходов);
наличие установленных законодательством барьеров для доступа на рынок (государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности (патент, товарный знак);
государственное регулирование цен (установление максимальных цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне, ниже равновесного);
высокий уровень налогообложения и других издержек, связанных с исполнением установленных законом обязательств;
недостаточная жесткость государственного контроля, неспособность государства реализовать правовой запрет либо исполнение регулирующих предписаний;
недееспособность государственных институтов регулирования рынка, обеспечения прав собственности, контрактной дисциплины (например, неэффективность судебной системы разрешения споров, исполнения судебных решений, связанных с истребованием долгов порождают рынок криминальных услуг по их "выбиванию").
Рассмотрим, каким образом установление государством цен на уровне ниже равновесного, создает экономические условия для возникновения нелегального рынка. Для этого можно воспользоваться анализом кривых спроса и предложения.
Влияние государственного регулирования цен на возникновение спекуляции и теневого рынка обстоятельно исследовал известный российский экономист В. В. Новожилов.
Рыночная система посредством "черного" рынка компенсирует вмешательство государственных органов в процесс обмена товаров. Однако в этих условиях существуют две цены, причем ни одна из них не является действительно равновесной ценой. Невозможно выяснить, какова действительная ценность для общества продукта. Кроме того, объем производства оказывается ниже равновесного, дефицит сохраняется, хотя и в меньших масштабах, а ресурсы в обществе используются не лучшим образом.
Возможна ситуация установления цены на нелегальном рынке на уровне ниже официального. Это может иметь место, если нелегальные рыночные отношения используются для уклонения от уплаты налогов, обязательных платежей или исполнения иных предусмотренных законом обязательств.
В хозяйственных системах различного типа масштаб и структура нелегальных рынков может существенно различаться. В условиях развитой рыночной экономики "черный" рынок большей степени ориентирован на удовлетворение деструктивных потребностей (наркотики, порнография, проституция, азартные игры). В условиях командной экономики он является компенсаторным механизмом обеспечения населения необходимыми товарами и услугами. Особенностью переходной экономики является вовлечение в теневой оборот также и ряда институциональных услуг в связи со слабостью государственного управления экономикой.
Особенности конкретного нелегального рынка и ценообразование на нем определяются множеством факторов, влияющих на характер и положение кривых спроса и предложения.
Среди этих факторов можно, в частности указать на эластичность спроса и предложения от цены, структура цены предложения. Чем менее эластичен спрос на товар или услугу, тем выше устойчивость теневых рыночных отношений, тем больше подвержен рынок монополизации со стороны организованных преступных групп.
В качестве примера нелегального рынка с низкоэластичным спросом можно привести теневые рынки товаров первой необходимости в условиях нерыночной хозяйственной системы советского типа.
С точки зрения структуры цены предложения нелегальные рынки различаются, в частности, удельным весом в рыночной цене издержек по страхованию риска. По общему правилу, чем жестче правовой запрет, чем более последовательно он реализуется, чем более суровы санкции за его нарушение и более неотвратимо их реальное применение, тем выше в структуре цены предложения рассматриваемая доля.
В качестве примера рынка с высокой долей страхового тарифа можно привести нелегальный рынок наркотических средств. Их доля фактически составляет основную часть цены, что более подробно отмечено при более детальном рассмотрении этого рынка. Примером рынка с низкой долей этих издержек может быть теневой рынок репетиторских, бытовых, ремонтных и других подобных услуг.
Способность государства оказывать влияние на структуру цены предложения товаров и услуг на нелегальных рынках должно учитываться при формировании политики в отношении незаконных видов деятельности. Так, исследователями нелегального рынка героина в ФРГ установлено, что полицейские меры следующим образом воздействуют на конъюнктуру рынка и потребление (1):
Удвоение квот конфискации снижает объем предложения на 9-28%.
Удвоение числа арестованных – на 8-24%.
Увеличение сроков наказаний с 5 до 20 лет для торговцев – на 10-15%.
Конфискация имущества в 5-кратном размере от ежегодной суммы доходов торговцев – на 5-6%. Значение экономических санкций в борьбе с наркобизнесом оценивается очень высоко. Так, 68% экспертов полагают, что основной целью расследования должен быть поиск путей конфискации наличных денег и имущества, добытых преступным путем.
Если использовать для иллюстрации данной закономерности уже применявшийся нами анализ спроса и предложения, то влияние жесткости преследования на рыночную конъюнктуру нелегального рынка может быть представлено графически (подробнее).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...