Денежно-кредитная политика цб и методы денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика банка россии


Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Без проведения правильной денежно-кредитной политики, экономика не будет эффективно функционировать.

По мнения А.С. Селищева, денежно-кредитная (или монетарная) политика - это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило - центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007 с 275

То есть, денежно-кредитная политика - это комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, которые направленны на смену денежной массы в обращении. Она призвана регулировать экономический рост, сдерживать инфляцию, обеспечивать высокий уровень занятости и выравнивать платежный баланс.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это та совокупность мер, которую проводит Центральный Банк в области денежного обращения и кредитных отношений для того, чтобы направить макроэкономические процессы в сторону развития.

Другие авторы говорят о денежно-кредитной политике как об одном из ведущих средств, с помощью которого органы власти в рыночной экономике влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой является Центральный Банк, воздействует на валютный курс, ставку процента и общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Она представляет собой элемент экономической политики государства и прямо определяется приоритетами правительства. Правительство обычно четко определяет взаимоотношение с Центральным Банком по поводу проведения денежно-кредитной политики. Обычно правительство согласовывает с Центральным Банком только общую макроэкономическую политику, так как оно ограничено в своих действиях и не может влиять на его повседневную деятельность.

Принято различать стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует

денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства. Как правило, цели стратегической денежно-кредитной политики прописаны в законе о центральном банке страны, например, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но они могут быть уточнены и конкретизированы в различных указах, предписаниях и иных законах. В качестве приоритетной цели обычно выбирается стабильность денежного обращения и устойчивый курс национальной валюты. Существуют и другие цели стратегической денежно-кредитной политики, например: поддержание ликвидности коммерческих банков страны, смягчение конъюнктурных колебаний, увеличение денежной массы или объемов кредита в рамках ожидаемой величины экономического роста.

Текущая денежно-кредитная политика представляет собой совокупность целей и средств, которые предназначены для того, чтобы регулировать экономические процессы. Текущая монетарная политика нейтрализует в денежном секторе различные помехи и препятствующие импульсы, которые возникают в денежном, реальном секторах и в области психологии общества. Такая денежно-кредитная политика достигает своих целей путем манипулирования денежной массой, проведением процентной и кредитной политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007. С 138

Денежно-кредитная политика может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Экономический подъем, наоборот, часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование кредитно-денежной сферы ведется по нескольким направлениям: контроль над банковской системой; управление государственным долгом; регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

В качестве объекта денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. А в качестве субъекта - банки, как Центральный, который выполняет функцию проводника, так и коммерческие.

В зависимости от характера экономических отношений определяется и роль каждого из субъектов. Для реализации как общих, так и индивидуальных интересов, субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на денежные потоки, то есть объекты, с помощью имеющихся у них монетарных инструментов.

Денежно-кредитная политика включает в себя следующие элементы:

Анализ денежно-кредитной политики предыдущего года:

Цели и ожидаемые результаты политики;

Количественные анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики;

Динамика денежно-кредитных показателей;

Использование инструментов денежно-кредитной политики;

Политика валютного курса;

Характеристика состояния экономики и её основных секторов.

Цели денежно-кредитной политики на планируемый год:

Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;

Перспективы макроэкономического развития;

Прогноз основных показателей платёжного баланса России;

Основные параметры денежно-кредитной политики;

Основные показатели денежной программы;

Политика валютного курса;

Бюджетная политика;

Совершенствование системы финансового посредничества в экономике. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: - М.: Финансы и статистика. 2008. с 67

Являясь проводником денежно-кредитной политики, Центральный Банк призван выполнять такие функции, как: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Регулирующая функция заключается в регулировании денежной массы в обращении, за счет сокращения или увеличения наличной и безналичной эмиссии, регулирования государством процента, взимаемого банками при выдаче займов и учете векселей, проведения политики минимальных резервов и валютной политики.

Контролирующая и регулирующая функции очень тесно связаны. Получая информацию о состоянии того или иного банка, контролирующая функция определяет соответствие требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. осуществляет процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

Научно-исследовательская функция заключается в том, что центральный банк, проанализировав и опубликовав информацию о ситуации, которая сложилась в денежно-кредитной сфере, оперативно реагирует на различные экономические процессы. От того как проанализирована информация зависит какое направление денежно-кредитной политики выберет Центральный Банк. Данная функция включает в себя также и консультационную функцию.

Часто функции центрального банка переплетаются и переходят одна в другую, если того требует решение какой-либо поставленной задачи.

План

1.Общая информация о денежно-кредитной политике государства

2. Виды монетарных политик

3. Методы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Виды монетарных политик

Жесткая - направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

снижение нормы резервных требований

снижение учетной ставки процента

покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

повышение нормы резервных требований

повышение учетной ставки процента

продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

В одной из прошлых статей, мы познакомили наших читателей с мегарегулятором денежной политики страны – . Сегодня нам предстоит разобраться с теми инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые наиболее часто применяются Центробанком сегодня.

Цели Банка России

Прежде всего, следует разобраться, зачем мегарегулятор в принципе контролирует денежно-кредитную политику? Какие цели он при этом ставит и чего пытается достичь?

Итак, основными целями денежно-кредитной политики Банка России на сегодняшний день являются следующие направления работы.

Во-первых, это снижение темпов инфляции и контроль за курсом национальной валюты. Отметим, что в последнее время, Банк России старается отойти от такого подхода в пользу предоставления возможности рублю «уйти в свободное плавание». То есть курс рубля, в перспективе, должен будет определяться сугубо рыночными факторами. Однако вхождение в состав Российской Федерации Крымской Республики, ситуация на Украине, а также вызванная этим нестабильность финансовых рынков, по всей видимости, заставят мегарегулятор несколько скорректировать свои планы.

Во-вторых, Банк России должен способствовать, по мере своих возможностей, достижению финансовой стабильности в стране и обеспечивать устойчивость платежного баланса.

В-третьих, мегарегулятор создает условия для стимулирования экономического роста в стране. Здесь следует заметить, что единую государственную денежно-кредитную политику Банк России разрабатывает совместно с Правительством РФ.

Какая бывает денежно-кредитная политика?

Можно выделить два основных вида денежно-кредитной политики. Для каждого такого вида Банком России избирается собственный набор инструментов и методов регулирования . Итак, по порядку.

Рестрикционная денежно-кредитная политика

Основные направления данного типа политики – это:

· ужесточение условий кредитных операций банков второго уровня (коммерческих банков);

· ограничение объема кредитных операций банков второго уровня (коммерческих банков).

Проводится данная политика, как правило, путем повышения процентных ставок. Одновременно, в комплексе рестрикционной денежно-кредитной политики зачастую применяются такие меры регулирования как, например:

· увеличение налогов;

· сокращение государственных расходов .

Рестрикционная денежно-кредитная политика проводится в целях сдерживания инфляции, оздоровления платежного баланса, а также для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика

В комплекс экспансионистской денежно-кредитной политики входят следующие мероприятия:

· п онижение процентных ставок;

· расширение масштабов кредитования;

· ослабление контроля над приростом количества денег в обращении .

Одновременно, как правило, имеет место снижение налоговых ставок в экономике.

Тотальная и селективная денежно-кредитная политика

Отметим также, что в настоящее время норматив резервных требований представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Это отношение закрепляется в законодательном порядке. Причем соответствующие ставки могут быть как едиными, так и дифференцированными по видам депозитов.

Операции на открытом рынке

В практике также широко применяется международное название на латинице – open market operation .

Купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг приводит к изменению денежной массы .

Кроме того, подобные операции могут идти в тесном взаимодействии с Правительством РФ. Через Банк России власть устанавливает оптимальное соотношение между доходностью по государственным ценным бумагам (например, ГКО) и их номиналом.

Валютное регулирование

Банк России осуществляет валютное регулирование посредством проведения валютных интервенций различного масштаба. Они производятся для воздействия на суммарный спрос и предложение денег в экономике, а также непосредственно на курс рубля. Так, Банк России достаточно активно пользовался этим инструментом во время нестабильности финансовых рынков, чтобы не допустить резкого падения курса национальной валюты. Последний такой случай (на дату публикации статьи) – украинские события и Крымский инцидент, которые спровоцировали, в том числе, ослабление рубля.

Если же в стране ощущается недостаток в твердой валюте, то Банк России имеет право ввести определенные ограничения на ее покупку и продажу.

Таким образом, мы разобрали в статье основные виды денежно-кредитной политики, а также инструментарий Банка России, которым он пользуется при проведении этой политики.

В заключение скажем, что на сегодняшний день и в ближайшей перспективе среди основных ориентиров в денежно-кредитной политике Банка России присутствуют традиционное уже обеспечение низкого уровня инфляции (с постепенным переходом к таргетированию), переход к полностью рыночной схеме формирования курса рубля, а также снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.

Резюме:

1. Цели Банка России: снижение темпов инфляции и контроль за курсом национальной валюты, способствование достижению финансовой стабильности и экономического роста в стране, обеспечение устойчивости платежного баланса.
2. Различают рестрикционную и экспансионистскую, тотальную и селективную денежно-кредитную политики.
3. Банк России обладает широким арсеналом инструментов и методов денежно-кредитной политики.

Руководство российского Центробанка разрабатывает трудно прогнозируемую и вместе с тем легко анализируемую схему управления обращения и комплексом кредитных ресуросов. Вышеуказанная структура позиционируется как крупнейший участник финансового рынка, который не имеет четкой и понятной стратегии в разработке механизмов, посредством которых осуществляется управление национальной экономикой.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ не подразумевает удовлетворение всех «чаяний» и пожеланий участников рынка, и при ее создании руководство главного финансового института данный параметр не учитывает.

Необходимо отметить, что при решении вопросов о выдаче займов первостепенное значение придается созданию безупречного имиджа Центробанку как системе управления в рамках мирового уровня. Руководство главного финансового института крайне заинтересовано в том, чтобы иностранные инвестиционные структуры, кредитные учреждения, клубы и прочие организации понимали, что проводимая денежно-кредитная политика ЦБ РФ соответствует нормам международного права. Оценка эффективности разрабатываемых мер со стороны российских экспертов не является для Центробанка приоритетной.

Осуществляемая денежно-кредитная политика ЦБ РФ, безусловно, преследует вполне конкретные цели, главная из которых - это снижение и одновременно с этим приумножение ВВП. При этом ставится задача по созданию условий для уменьшения числа безработных граждан и приумножению доходов у граждан.

Необходимо подчеркнуть, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ формируется по принципу таргетирования инфляции.

Согласно методу целевой инфляции приоритетным курсом единого механизма при регулировании кредитно-денежных отношений Центробанком является: степень монетизации экономики, увеличение денежной массы, размер процентных ставок, уровень обязательного резервирования.

Следует подчеркнуть, что на протяжении длительного времени кредитная политика ЦБ РФ основывалась на «туманных» и не вполне четких принципах, которые не отражали реальное положение дел по проблемам инфляции и валютного регулирования. Вместе с тем целевые показатели зачастую не соответствовали действительности.

Используемые методы денежно-кредитной политики ЦБ не способствовали скорейшему исполнению обязательств чиновниками, а реализация намеченных реформ попросту замедлялась. В этой связи усугублялось положение дел при осуществлении не регулировались тарифы, вырос уровень инфляции и прочее.

В действительности главный финансовый институт не желает быть ответственным за несдерживание уровня инфляции, усматривая в этом вину исполнительной власти.

Необходимо подчеркнуть также, что при разработке механизма управления системы денежного обращения ее авторы должны в обязательном порядке учитывать монетарный фактор на развитие инфляционных процессов, который необходимо всесторонне изучать и анализировать. И конечно же, следует обращать внимание на зависимость инфляции от степени влияния такой категории, как увеличение в экономике.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков;

Валютное регулирование;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения.

1. Процентные ставки.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

2 Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3. Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

4. Рефинансирование банков.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.

Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Ориентиры роста денежной массы.

Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности. В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций. С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований. Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.

В 2011-2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...