Что такое государственная компания: особенности, преимущества. Крупнейшие государственные компании России: список, рейтинг


Экономика любого государства основывается на развитии различных предприятий, которые за счет своих налоговых отчислений в казну страны формируют в итоге положительный баланс. Наличие денег в державе, в свою очередь, - залог успешной жизни населения, гарантия безопасности, целостности страны, ее стабильного развития. Одним из основных источников доходов во все времена в развитых странах считались государственные компании, список которых мы подробно рассмотрим с вами в этой статье. Данные предприятия играют значительную роль в национальном хозяйстве, а иногда даже занимают лидирующие позиции в своей нише.

Определение государственной компании

Данные финансовые организации могут быть достаточно различны по своим возможностям, однако в целом имеют определенные сходства. Итак, государственная компания - организация, которая может иметь любую организационно-правовую форму. При этом ее основными средствами владеет либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Руководители же назначаются на свои посты (нанимаются по органами. Стоит отметить и такой факт: госкомпания всегда руководствуется не только поиском источников наибольшего дохода, но и стремится максимально удовлетворить потребности общества, ведь само название описываемой организации говорит о том, что государство является основным элементом, выступающим как в роли создателя, так и потребителя.

Главные положения

Любая государственная компания:


Права

Государственная компания на основании законодательства может:

  • Открывать свои дополнительные представительства и создавать различные филиалы.
  • Быть участником ассоциаций и прочих объединений организаций.
  • Заключать юридические договоры.
  • Иметь свою символику (вымпелы, флаги, эмблемы, прочие символы) и регулировать порядок ее размещения и использования на своих объектах и транспортных средствах.

Основные достоинства для работника

Зачастую государственная компания, преимущества которой будут указаны ниже, не способна предложить высокую заработную плату для своей кадровой единицы (исключение могут лишь составить руководители высшего звена). В то же время работа на такую организацию будет происходить однозначно в чётком соответствии с Трудовым кодексом РФ. В свою очередь, для обычного человека это будет означать, что:


Также немаловажно и то, что для соискателей работы государственная компания выдвигает менее жёсткие требования по возрасту, нежели какая-либо частная структура. Это особенно актуально для людей старше сорока лет, которые по современным меркам находятся в группе риска в плане трудоустройства.

Западные тенденции

Во многих западной части нашей планеты уже довольно давно существует характерная устойчивая особенность, которая заключается в следующем: молодые люди изначально строят свою карьеру и обеспечивают себе хорошую материальную базу на будущее в частных фирмах и предприятиях. После этого в возрасте примерно 40-45 лет они меняют работу и переходят в государственные компании, особенности которых, в свою очередь, позволяют человеку несколько расслабиться, ведь в таких организациях меньше энергозатраты работника, а также хорошее пенсионное и социальное обеспечение, что благоприятно влияет на качество и продолжительность жизни. Кроме того, госкомпании крайне редко выставляют объявления о своих вакансиях на просторах всемирной сети Интернет и чаще всего наиболее плотно сотрудничают с различными биржами труда и муниципальными службами.

Правила создания

Создание государственной компании регулируется законодательно. При этом обязательно следует сформировать совет директоров (наблюдательный совет) компании (и то и другое - высший орган правления).

Данный управляющий орган организации может решать следующие вопросы:

  • Утверждать программу деятельности компании на долгий период времени. Этот документ должен предусматривать выполнение производственных, финансовых, инвестиционных показателей, если это установлено федеральным законом.
  • Утверждать принцип оплаты труда работников, в котором должна быть предусмотрена зависимость зарплаты от уровня достижения основных показателей эффективной деятельности.
  • Определять порядок использования прибыли компании.
  • Принимать решения о передачи части материального имущества организации в государственную казну РФ.

Также высший орган вправе сам формировать специальные комитеты и комиссии для решения различных вопросов. Порядок деятельности созданных структур и их персональный и количественный состав определяются отдельным постановлением наблюдательного совета.

Госкомпании в экономике страны

Государственные компании России занимают ведущие позиции во многих сферах отраслях народного хозяйства Федерации. Однако есть такие отрасли, где присутствие государственных организаций весьма незначительно (например, легкая и пищевая промышленность).

Всего лишь 9% принадлежит госструктурам в производстве алкогольных товаров. Это стало возможным лишь благодаря «Татспиртпрому» и «Башспирту».

Такой же достаточно невысокий показатель - 9% - характерен для госкомпаний и в строительстве.

Степень проникновения государственного влияния в целлюлозно-бумажную отрасль составляет порядка 12%. Доходы в казну отчисляет лишь одно государственное предприятие - ФГУП «Госзнак». Основные же активы в данной сфере уже много лет принадлежат частным предприятиям и фирмам.

Телекоммуникационная сфера подвержена влиянию государства всего лишь на 14%. Основной государственной организацией здесь является «Ростелеком». 1 апреля 2011 года к нему были присоединены восемь региональных компаний «Связьинвеста» и ряд ФГУПов.

Государственное участие в производстве автомашин, полуприцепов и прицепов равно 17%, а в создании оборудования и механизмов - 15%.

Крайне слабые позиции государственного влияния в добыче руд различных металлов и металлургии. Здесь госкомпании имеют лишь 3% в отрасли цветной металлургии. При этом черной металлургией полностью владеют частные лица.

Добыча нефти. Страна контролирует 23% отрасли. Государственный контроль происходит благодаря активам «Роснефти» и «Газпромнефти».

Электроэнергетика принадлежит государственным структурам на 35%. Основная доля приходится на Московский регион («Мосэнерго», МОЭСК) и структуры федерального значения.

Учитывая, что государство владеет более чем половиной акций «Газпрома», контроль газодобывающей отрасли страной составляет 48%.

57% - именно столько принадлежит госкомпаниям в производстве различных судов, космических и летательных аппаратов. Позиции государства очень сильны в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Казанском вертолетном города Улан-Удэ, Объединенной судостроительной компании.

Самое сильное влияние крупные государственные компании имеют в транспортной отрасли - 73%. Здесь на первый план выходят железные дороги, нефте- и газопроводы. Железнодорожный транспорт находится в ведении ОАО «Российские железные дороги», которое полностью принадлежит государству. Нефтепроводы находятся под контролем «Транснефти», а газопроводы - «Газпрома».

Дорожный монополист

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана и действует исключительно с целью выполнения функций заказчика в процессе проектирования, строительства, реконструкции, проведения капитального ремонта и содержания автомобильных дорог. Также компания занимается (в том числе и управлением потоками транспорта), обеспечением необходимого уровня услуг (скорость, комфортабельность, безопасность), взиманием платы за проезд по платным дорогам, осуществляет контроль за обеспечением сохранности дорог, проводит оценку транспортно-эксплуатационных характеристик дорог. Помимо этого, государственная структура предоставляет консультационные, инжиниринговые и прочие услуги в своей установленной сфере деятельности. К ее обязанностям относится и полиграфическая деятельность, направленная на создание атласа автодорог Российской Федерации. Компания также создаёт, внедряет и применяет инновационные механизмы регулирования транспортными потоками, ведет учет показателей аварийности на трассах. Вместе с этим организация имеет право представлять к государственным наградам своих работников, осуществляющих свою деятельность в сфере дорожного хозяйства.

Создать государственную компанию было решено 17 июля 2009 года. Основой ее работы является подписанный Дмитрием Медведем Федеральный закон.

В 2014 году государственная компания «Российские автомобильные дороги» достигла соглашения с Российским фондом прямых инвестиций по поводу совместного привлечения инвесторов в различные проекты сферы Данный договор позволил повысить объемы постройки новых автодорог в стране под контролем государства. Контракт позволил привлечь от ведущих иностранных инвесторов не менее 25% финансирования проектов.

24 июня 2016 года в Пекине прошли переговоры Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, в которой принимал участие председатель «Автодора» Сергей Кельбах. Результатом заседания было утверждение перечня приоритетных проектов развития автомобильной инфраструктуры. Так, в частности, было уделено особое внимание строительству маршрута «Европа - Западный Китай». Проект является частью опорной сети скоростных автодорог. В данной глобальной стройке российская государственная компания является исполнителем, который должен будет построить порядка 2,3 тысячи километров дорог. Проект включает в себя две очереди. Первая составляет 567 километров скоростного автобана М-11 (Москва - Санкт-Петербург). Вторая очередь - от Центральной кольцевой автомобильной дороги до границы с республикой Казахстан.

Гиганты российских просторов

Крупнейшие государственные компании России, безусловно, являются теми организациями, которые во многом определяют экономическое состояние всей страны. Поэтому будет вполне целесообразно рассмотреть перечень этих титанов. В их числе значатся:

  • "Ростехнологии".
  • "Росатом".
  • "РусГидро".
  • Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы.
  • "Роснефть".
  • "Газпром".
  • "Транснефть".
  • РАО "Энергетические системы Востока".
  • "Аэрофлот".
  • "Объединенная авиастроительная корпорация".
  • "Российские железные дороги".
  • "Алмаз-Антей".
  • "Объединенная судостроительная корпорация".
  • Корпорация "Тактическое ракетное вооружение".
  • "АвтоВаз".
  • Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения".
  • Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева.
  • Акционерная компания "Алроса".
  • "Вега".
  • Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор".
  • Центр технологии судостроения и судоремонта.
  • "Росхимзащита".
  • "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского".
  • Концерн "Океанприбор".
  • "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева.
  • Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром".
  • "Микроген".
  • ФГУП "Космическая связь".
  • ФГУП "Почта России".
  • ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
  • Иркутское ОАО энергетики и электрификации.
  • Системный оператор Единой энергетической системы.
  • Международный аэропорт Шереметьево.
  • Аэропорт Кольцово.

Все эти крупнейшие государственные компании России находятся под контролем органов исполнительной власти федерального значения и комиссии по высоким технологиям и инновациям. Делается это с целью разработки и реализации инновационных программ развития.

Наибольшее участие государства

  1. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Государственная компания входит в сектор машиностроения. Государство владеет 93,4% акций. Корпорация появилась на свет в 2006 году. Изначально все 100% акций были во владении госструктур, однако в 2009-м часть акций была распродана частным лицам.
  2. «Алроса» - самый крупный производитель алмазов в стране. Государству принадлежит 90,9% акций.
  3. «Таттелеком». Власть не владеет компанией напрямую, а благодаря холдингу "Связьинвестнефтехим". При этом в управлении государства находится 87,2% акций.
  4. «Роснефть» находится под пристальным вниманием правительства. Государство удерживает 82% акций.
  5. Энергетическая компания «ЕЭС» находится по большей части в ведении Росимущества (79,55%).
  6. «Транснефть». 78,11% имеющегося уставного капитала - собственность государства.
  7. Банк "ВТБ". "Росимущество" выкупило 75,5% акций.
  8. «Кубаньэнерго» Энергетическое предприятие, отвечавшее за обеспечение электроэнергией олимпийских объектов Сочи, принадлежит государству на 70%.
  9. «Русгидро». Доля Росимущества в компании составляет 60,5%.
  10. «Интер РАО». Страна владеет почти 60% акций.
  11. «Аэрофлот» - полноправный член авиационного альянса SkyTeam, 51,17% акций которого принадлежат государству.

В заключение отметим: надеемся, что данная статья все же смогла вам помочь понять, какие компании государственные на сегодняшний день, в чем их основные положительные качества и какова доля участия в развитии России.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация , учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам . Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц , подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.

Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.

Организационное единство . По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов . Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления , в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущественная обособленность . Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал , который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов .

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Самостоятельная имущественная ответственность . Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).

Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Одним из любимых либеральных мифов на протяжении вот уже нескольких десятилетий было утверждение о заведомой и тотальной неэффективности государственных компаний.

Нам твердили с высоких трибун, а затем устами либеральных СМИ, что государственные компании, в силу размытости прав собственности («общее – значит ничье») не могут на равных конкурировать с частными фирмами и менеджмент в госсекторе также оставляет желать лучшего.

Однако последний отчет международной антикоррупционной организации Transparency International показывает, что утверждения о неэффективности и непрозрачности государственных корпораций как минимум неверны. В этом рейтинге отечественный «Газпром» и «Роснефть» заняли более высокие места чем столь любимые креативными хомячками корпорации Apple и Google.

Члены экспертной группы «Трансперенси» оценивали их по трём характеристикам: раскрывают ли они антикоррупционные стратегии, насколько прозрачна их корпоративная и организационная структура, а также по критериям открытости финансовых показателей их зарубежных операций

Следует отметить, что госкомпания «Роснефть» получила довольно приличный бал за раскрытие данных о внедрённых антикоррупционных программах, набрав 81 очко из 100 возможных. Этот показатель близок к тем, которые смогла достичь американская компания ExxonMobil. А вот «Газпром» оказался на высоте в рейтинге раскрытия своей корпоративной структуры. Показатели компании оказались примерно равными с «Роснефтью».



Данные Transparency International по сути демонстрируют несостоятельность мифа о неэффективности российский госкорпораций. Дело оказывается вовсе не в структуре собственности, а в наличии нормального менеджмента, который способен выдерживать западные же стандарт открытости и корпоративной эффективности.

А вот западные гиганты IT-индустрии типа Гугла и Эппла эти стандарты оказались не в силах соблюдать. И виной тому – корпоративная жадность и стремление максимально «оптимизировать» налогообложение. Естественно, что когда речь идет о миллиардах долларов, которые можно сэкономить используя «серые» оффшорные схемы ухода от налогов, от «социальной ответственности» западных компаний не остается и следа.

Речь идет о знаменитой схеме, под условным названием «Двойная ирландская с голландским сэндвичем».

Американские корпорации, в частности тот же Google, Apple и Microsoft, использовали механизм, предусматривающий создание 3-х кампаний. Одна дочерняя компания крупной корпорации создавалась в Ирландии и ей лицензировались права на интеллектуальный продукт, принадлежащий материнской компании. Затем создавалась компания – «прокладка» в Голландии, которой эти права в свою очередь сублицензировались. А затем уже третья компания, опять в Ирландии сублицензировала права у 2-й компании.

Причем третья компания в большинстве случаев являлась «дочкой» первой ирландской компании. За счет разного рода «дырок» в налоговых законодательствах Голландии и Ирландии американские корпорации экономили на налогах существенные суммы, к примеру, позволяя снижать налоги с 50-60% до 12,5%, которые распространяются на упомянутые выше схемы в Ирландии.

Однако если схемы с уходом от налогообложения посредством ирландских компаний известны довольно давно и столь же давно подвергаются критике со стороны общественности, то недавний скандал с государственным «крышеванием» оффшорных схем в Люксембурге способен существенно подорвать представление о «честности» и законопослушности крупного западного бизнеса.

Выяснилось, в частности, что у Люксембурга существовали (и вполне возможно существуют) тайные налоговые соглашения с 340 крупнейшими корпорациями мира, в частности, Apple, IKEA, Amazon, Pepsi, банк Credit Agricole, 26 предприятий и семей из Бельгии.

Базируясь на этих соглашениях в период с 2002 по 2010 годов эти крупнейшие налогоплательщики получили со стороны налоговых служб Люксембурга специальные разрешения, дающие возможность, по мнению ряда левых политиков в Германии, инициировавших расследование, экономить миллиарды евро на фискальных сборах, потерянных для тех государств, в которых доходы были получены.

Схема работала посредством создания в Люксембурге филиалов предприятий или переноса туда их штаб-квартир. Также эксперты указывают на то, что одним из способов ухода от налогов посредством Люксембурга было создание так называемых кондуитных компаний, что впоследствии подкреплялось специальным tax-ruling соглашением, то есть заключением налоговых органов, по которым в будущем компаниям, оптимизарующим налоги не предъявлялись претензии.

Все это существенног снижало риски доначисления налога в великом герцогстве. Стоит отметить и то, что уже звучат обвинения в причастности к этим «серым» схемам многолетнего главу правительства Люксембурга Жан-Клода Юнкера, который к тому же занял недавно пост председателя Еврокомиссии.

В итоге оказывается, что «король то голый», то есть западные рейтинги, очищенные от разного рода популистской и демагогической шелухи вроде взятых с потолка оценок уровня «толерантности» или «восприятия коррупции», дают России и российским компаниям вполне европейские баллы по уровню эффективности и адекватности менеджмента.


Согласно статистике, Россия добыла в 2011 году 511,3 млн тонн нефти. Примерно половина добытой нефти отправлена на экспорт в сыром виде, вторая половина отгружена на нефтеперерабатывающие предприятия. Заводы произвели бензин, дизельное топливо, керосин, мазут и прочие нефтепродукты, из которых опять же половина ушла на экспорт. Таким образом, в сыром и переработанном виде на экспорт поставляется около 3/4 добытой нефти. Зачем Россия добывает так много нефти? Ответ несложно найти в тех же статистических материалах. Государственный бюджет на 49% сформирован за счёт доходов от нефтегазовой отрасли. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Пока Россия не может уйти от сырьевой зависимости, а значит возможности государства по финансированию здравоохранения, образования, обороны страны и выполнения прочих важнейших функций в значительной мере зависят от налоговых сборов с нефтяных компаний.

Профессиональные аналитики оценивают эффективность работы компаний при помощи множества сложных коэффициентов. По моему мнению, одним из важнейших показателей работы компании является её способность превращать запасы нефти, залегающие в недрах, в деньги, поступающие в бюджет страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, но всё же они не безграничны. Чем больше долларов перечислит в бюджет нефтяная компания с каждой тонны нефти, извлечённой из недр, тем лучше для страны и её граждан.

Добычу нефти в России ведут несколько компаний, как частных, так и государственных. Самыми крупными их них являются "Роснефть" и ЛУКОЙЛ. Известно, что частные компании ведут бизнес намного эффективнее, чем государственные. Но меня больше интересуют не то, сколько зарабатывают акционеры, а сколько получает бюджет страны. По абсолютной величине платежей первое место по наполнению бюджета среди нефтяных компаний занимает "Роснефть", перечислившая в прошлом году $46,9 млрд. ЛУКОЙЛ находится на втором место по размеру платежей - $37,8 млрд. Однако, "Роснефть" извлекает из недр намного больше нефти, что неудивительно, ведь госкомпании выделяются самые лучшие месторождения. Если поделить размеры отчислений в бюджет на объём добычи, то получается, что с каждой тонны нефти "Роснефть" заработала для государства $383, а ЛУКОЙЛ - $418. Вторая государственная нефтяная компания, Газпром нефть, перечислила в бюджет $311 с тонны нефти. Парадоксально, но частный бизнес намного лучше решает задачу зарабатывания денег для государства!

Согласно Конституции России, все недра принадлежат государству. Компании, желающие разрабатывать месторождения полезных ископаемых, покупают лицензии у государства. Очевидно, что для государства выгоднее как можно дороже продавать лицензии, а достичь этой цели можно только при высокой конкуренции. В настоящее время перед частными компаниями построен ряд искусственных препятствий на пути к лицензиям, например они не могут вести разработку месторождений арктического шельфа. Конечно, при отсутствии заявок со стороны частников, госкомпании имеют возможность значительно сэкономить при покупке лицензий. Оберегая неэффективные госкомпании от конкурентов, государство проигрывает дважды - сначала задёшево отдавая лицензии, потом получая меньшие налоговые платежи по сравнению с тем, что могли бы заплатить частники. Где же логика?

Впрочем, есть надежда на исправление этой порочной практики. Глава правительства России Дмитрий Медведев заявил, что к 2016 году государство намерено полностью выйти из капитала "Роснефти". Но тут же отыскались противники приватизации, призывающие отказаться от этой затеи. Один из главных контраргументов заключается в том, что госсобственность придётся продавать "за копейки". Во-первых, для страны десятки миллиардов долларов, которые можно получить за акции госкомпаний - это вовсе не "копейки", во вторых - скидка за активы госкомпаний отчасти оправдана, инвесторы не хотят переплачивать за малоэффективный бизнес. Противники приватизации предлагают подождать до тех пор, пока государственное имущество не поднимется в цене. Вот только непонятно, на чём основана уверенность в том, что через некоторое время инвесторы поменяют свою оценку? Убеждённые противники частного капитала также предостерегают от потери контроля над стратегическими ресурсами. Но о какой потере контроля может идти речь, если согласно Конституции недра в любом случае принадлежат государству? Уж если на экспорт всё равно уходит 3/4 добытой нефти, вне зависимости от того, частная или государственная компания её добыла, следует позаботиться о том, чтобы эти ресурсы использовались с максимальной выгодой для бюджета страны.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...