Что означает понятие специальные налоговые режимы. Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят? Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции


Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 18 НК РФ

Статья 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы (действующая редакция)

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения;

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 18 НК РФ

Комментируемая статья определяет ключевые понятия такого института налогового права, как специальный налоговый режим.

В Налоговом кодексе РФ закреплено, что федеральные, региональные и местные налоги обязательны к уплате на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципального образования, за исключением случаев использования специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Устанавливая баланс между публичными и частными интересами в налоговом праве, формируя благоприятные условия для осуществления отдельных экономически и социально значимых видов предпринимательской деятельности, Налоговый кодекс РФ, наряду с общим налоговым режимом, предусматривает применение специальных налоговых режимов, создающих более благоприятные экономические и финансовые условия для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к малому бизнесу, являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или участниками соглашений о разделе продукции.

Специальный налоговый режим может быть определен как совокупность налоговых норм (институт налогового права), предусматривающих особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

В Российской Федерации применяется пять разновидностей специальных налоговых режимов.

Исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов содержится в комментируемой статье Налогового кодекса РФ, а правовые характеристики каждого специального налогового режима установлены во второй части Налогового кодекса РФ и в ряде случаев уточнены и дополнены в законах субъектов Российской Федерации и решениях представительных органов муниципальных образований в соответствии с полномочиями, переданными на региональный и муниципальный уровни.

В ранее действовавших редакциях Налогового кодекса РФ упоминались и другие специальные налоговые режимы (система налогообложения в свободных экономических зонах, закрытых административно-территориальных образованиях), впоследствии исключенные из налогового законодательства.

Условия использования налогоплательщиками специальных налоговых режимов перечислены в соответствующих одноименных главах второй части Налогового кодекса РФ. В них определены требования к налогоплательщикам, позволяющие им воспользоваться специальными налоговыми режимами, - допустимые виды предпринимательской деятельности, предельные размеры доходов, численности занятых и т.д. Кроме того, Налоговый кодекс РФ четко определяет суть трансформации налоговой обязанности при использовании специального налогового режима по сравнению с общим налоговым режимом. Например, налогоплательщики-организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а также не признаются налогоплательщиками по НДС. При этом иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим налоговым режимом, установленным законодательством о налогах и сборах.

Вместо тех налогов, от которых налогоплательщики освобождаются, они уплачивают налоговые платежи, которые рассчитываются по правилам, установленным для данного специального налогового режима. Так, например, индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 6 процентов от налоговой базы, определяемой как денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода, устанавливаемого на календарный год законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Переход на одни специальные налоговые режимы осуществляется по заявлению налогоплательщика (например, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения), а на другие - в императивном порядке, в силу непосредственного указания закона (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 2013 г.; с 1 января 2013 г. переход на ЕНВД также стал осуществляться по заявлению налогоплательщика).

Особняком среди специальных налоговых режимов стоит система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Действие этого специального налогового режима регулируется Налоговым кодексом РФ вместе с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Этот специальный налоговый режим имеет особое значение для российской экономики, поскольку призван стимулировать приток инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.18 , 88, 100, 101, 346.25, 346.27, 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации...

  • Решение Верховного суда: Определение N 1-АПГ14-11, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статьи 18 и 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации) В силу статьи 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности установленный законом субъекта Российской Федерации...

  • +Еще...

    Но и специальные налоговые режимы - НК РФ выделяет их в отдельный раздел VIII.1. О том, что это за режимы, в чем их различие и особенности, расскажем в нашем материале.

    Понятие и виды специальных налоговых режимов

    Любая налоговая система представляет определенный порядок взимания налогов с налогоплательщиков. Все системы в целом можно разделить на два типа: общий и специальные.

    Специальный налоговый режим - это система налогообложения, предусматривающая особую процедуру исчисления и уплаты налогов, отличную от общепринятой: несколько налогов, обязательных при общей системе, заменяются единым налогом. Характеристики этого налога для каждого из спецрежимов имеют свои особенности.

    Спецрежимы налогообложения вводятся с целью создания более благоприятных условий для определенных отраслей, а также для стимулирования малого и среднего предпринимательства, поскольку ощутимо снижают налоговую нагрузку .

    Согласно перечня п. 2 ст. 18 НК РФ, к специальным налоговым режимам относятся:

    • УСН, или упрощенная система налогообложения , предлагающая на выбор сразу два объекта налогообложения – «доходы» и «доходы за вычетом расходов» (гл. 26.2 НК РФ),
    • ЕНВД, или единый налог на вмененный доход , когда фактические доходы не имеют значения, а налогом облагается предполагаемый объем поступлений (гл. 26.3 НК РФ),
    • ЕСХН, или единый сельхозналог , применяемый к производителям сельскохозяйственной продукции (гл. 26.1 НК РФ),
    • ПСН, или патентная система , требующая приобретение патента на ведение определенной деятельности на ограниченный срок (гл.26.5 НК РФ),
    • СРП, или система при выполнении соглашений о разделе продукции – применяемая предприятиями, занимающимися добычей минерального сырья (гл. 26.4 НК РФ).

    Не стоит считать, что разновидностью специального режима является режим особой зоны. Особая экономическая зона может предусматривать применение дополнительных льгот для своих резидентов, применяющих налоговые спецрежимы, но сама видом налогового режима не является.

    Хотя к специальным налоговым режимам относятся системы налогообложения, установленные федеральным законом, субъекты РФ, где эти режимы действуют, могут влиять на условия их применения, устанавливая дифференцированные или пониженные налоговые ставки, вводя льготы по спецналогам и определяя, по каким видам деятельности возможно применение спецрежима в регионе.

    Специальные налоговые режимы: общая характеристика

    Если общая система налогообложения (ОСНО) доступна всем без исключения, то для применения спецрежимов налогоплательщик должен соответствовать определенным критериям. Для каждого режима эти критерии свои, к ним могут относиться: вид деятельности лица, размер его дохода, число сотрудников, доля участия в организации других юрлиц и т.д.

    Характеризуя специальные налоговые режимы, кратко отметим некоторые их различия и общие моменты.

    Все спецрежимы являются для налогоплательщиков добровольными. Субъекты малого предпринимательства могут работать на любом из них, кроме системы при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) – для малого бизнеса этот режим недоступен. Применять патент могут только предприниматели, СРП используют только организации, а все остальные специальные режимы налогообложения доступны как для организаций, так и для ИП.

    По виду деятельности ограничений нет только для «упрощенки» (хотя есть исключения), в то время, как остальные спецрежимы могут использоваться лишь для видов предпринимательства, определенных законом.

    При УСН, ЕНВД, ЕСХН и патенте специальный единый налог заменяет налог на прибыль (или НДФЛ для ИП), НДС и налог на имущество, кроме налога, определяемого из кадастровой стоимости. При СРП единого спецналога нет, но предусмотрены льготы по ряду иных налогов, вплоть до полной отмены некоторых из них (на добычу полезных ископаемых , транспортный, на имущество и др.).

    В зависимости от того, какой разновидностью специального режима является та или иная налоговая система, зависит возможность ее совмещения с ОСНО и другими спецрежимами. Нельзя сочетать с другими режимами СРП. Между собой не совместимы ОСНО, ЕСХН и «упрощенка», но вместе с каждым из этих режимов могут применяться патент или ЕНВД, причем, эти два режима применимы и совместно.

    Спецрежимы и другие налоги

    Любой специальный режим – это не только уплата единого спецналога. Плательщики транспортного, водного , земельного, на добычу полезных ископаемых и прочих налогов, от которых спецрежим освобождения не дает, перечисляют их в бюджет как обычно, независимо от применяемой налоговой системы. В обычном порядке уплачиваются и местные налоги, госпошлины, сборы и прочие необходимые платежи.

    Кроме того, все работодатели, применяющие специальный налоговый режим, должны платить страховые взносы за своих сотрудников и перечислять НДФЛ в качестве налогового агента. Предприниматели не освобождаются от уплаты фиксированных страхвзносов «за себя» . Те же, кто применяет «упрощенку» с объектом «доходы», или ЕНВД, могут за счет уплаченных в налоговом периоде страхвзносов уменьшить сумму своего единого спецналога.

    Система налогообложения в РФ.

    Налоговый кодекс РФ определил принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также основы установления региональных и местных налогов. В нём чётко прописано правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, агентов, сборщиков налогов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учёта финансовых ресурсов и налогового учёта, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов.

    Налоговым кодексом РФ создана единая комплексная система налогов, определены функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

    Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации , принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

    Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. Основной постулат налогового законодательства состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    Налоговая система - совокупность налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

    Следует отметить, что понятие налоговая система шире, чем система налогообложения, так как она характеризуется не только экономическими, но и правовыми показателями. В России налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

    • 1) объект налогообложения;
    • 2) налоговая база;
    • 3) налоговый период;
    • 4) налоговая ставка;
    • 5) порядок исчисления налога;
    • 6) порядок и сроки уплаты налога.

    К необязательным элементам Кодекс относит налоговые льготы.

    В РФ трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами Налоговым кодексом могут устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.

    В то же время, наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существуют особые,

    отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение

    которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

    Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определялись виды налогов (сборов), но понятия "специальный налоговый режим" этот Закон не содержал. Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 09.07.1999 N 154-ФЗ) специальные налоговые режимы определялись как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом. Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст.18 Кодекса были внесены изменения, касающиеся в том числе и рассматриваемых режимов.

    Специальные налоговые режимы, применяемый в РФ:

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. (единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

    Упрощенная система налогообложения (УСНО).

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Выбор режима налогообложения

    Налоговый режим предприятие выбирает самостоятельно при регистрации юридического лица либо к качестве индивидуального предпринимателя. По большому счету у всех два варианта - общий режим или специальный. Чтобы не ошибиться в выборе, необходимо оценить масштаб будущего бизнеса, его затратность и многое другое.

    Вид и размер налогов, а также порядок их уплаты и представления отчетности определяются тем налоговым режимом (системой налогообложения), который выберет предприятие.

    4 варианта уплаты налогов для юридических лиц.

    Общий налоговый режим.

    Специальные налоговые режимы:

    .

    .

    .

    Если на территории муниципального района, городского округа, Москвы или Санкт-Петербурга определенные виды деятельности переведены на ЕНВД и ваша компания осуществляет здесь именно такую деятельность, то платить налоги с дохода от нее придется в рамках ЕНВД .

    Перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД, определен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса . Уточнения по видам деятельности, переведенным на ЕНВД , можно найти на сайтах управлений ФНС России по субъектам Федерации www.rXX.nalog.ru , где XX - код субъекта Российской Федерации.

    При осуществлении определенных видов деятельности компании уплачивают ряд других налогов, помимо заданных в рамках выбранного режима. Например, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, акцизы. А еще налоги, связанные с наличием конкретных видов имущества (земельный, транспортный, на имущество организаций).

    Организация на общем режиме обязана:

    Вести бухгалтерский учет.

    Представлять в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

    Уплачивать основные налоги - на добавленную стоимость (НДС ) и на прибыль .

    Правила ведения бухгалтерского учета определены в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъектам малого предпринимательства. Любой специальный налоговый режим предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым).

    После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя мы продолжаем платить налоги, которые до этого уплачивали как физическое лицо.

    4 налога, которые мы продолжаем платить:

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - при получении заработной платы, а также доходов от продажи или сдачи в аренду недвижимости.

    Транспортный налог - если на вас зарегистрирован автомобиль.

    Земельный налог - если вы являетесь собственником (владельцем) участка земли.

    По земельным участкам, используемым для предпринимательской деятельности, налог исчисляется и уплачивается индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

    Налог на имущество физических лиц - если вы собственник недвижимости (дачи, квартиры, гаража и пр.).

    Кроме того, у вас появляется обязанность уплатить налог с доходов от предпринимательской деятельности. Вид и размер налогов, а также порядок их уплаты и представления отчетности определяются тем налоговым режимом (системой налогообложения), который вы выберете.

    5 вариантов уплаты налогов для индивидуальных предпринимателей.

    Общий налоговый режим.

    Специальные налоговые режимы:

    Упрощенная система налогообложения (УСН) .

    Упрощенная система налогообложения на основе патента .

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) .

    Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) .

    Общий налоговый режим является основным и применяется по умолчанию, если индивидуальный предприниматель не подал в налоговый орган заявление о переходе на один из специальных налоговых режимов.

    Главные налоги, которые предприниматель должен уплачивать при общем режиме:

    налог на доходы физических лиц (НДФЛ) ;

    налог на добавленную стоимость (НДС) .

    Специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъекту малого предпринимательства. Любой специальный налоговый режим предполагает замену нескольких основных налогов одним (единым).

    Список видов деятельности, по которым можно применять патентную УСН, приведен в гл. 26.3 Налогового кодекса и насчитывает 47 позиций. Если индивидуальный предприниматель одновременно занимается и видами деятельности, которых нет в этом списке, он вправе использовать по ним обычную «упрощенку».

    ТЕМА 3.3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

    Цель данной темы – изучение специальных налоговых режимов, установленных НК РФ и предусматривающих особый порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени.

    После изучения материалов данной темы студенты смогут:

    • перечислить виды специальных налоговых режимов;
    • назвать плательщиков единого сельскохозяйственного налога, изложить порядок его исчисления;
    • определить критерии перехода на упрощенную систему налогообложения;
    • применять порядок исчисления и уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения;
    • перечислить элементы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    • знать, от уплаты каких налогов освобождается инвестор при выполнении соглашения о разделе продукции.

    3.3.1. Понятие и виды специальных налоговых режимов РФ

    Согласно ст. 18 НК РФ специальный налоговый режим предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13–15 НК РФ. Специальные налоговые режимы применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальный режим налогообложения предполагает замену совокупности существующих налогов и сборов единым налогом.

    В настоящее время к специальным налоговым режимам относятся:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ);
    • упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);
    • система налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

    Следует отметить, что до 2005 г. ст. 18 НК РФ были предусмотрены специальные режимы налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). При этом уплата налогов в особых экономических зонах – Калининградская и Магаданская области – приравнивалась к специальным налоговым режимам. С 2006 г. Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ, установлен порядок создания и ликвидации особых экономических зон (ОЭЗ). Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Особенностью налогообложения резидентов ОЭЗ является установление налоговых льгот по отдельным налогам, например, по НДС, налогу на прибыль, акцизам, налогу на имущество организаций, земельному налогу. По ЕСН для резидентов ОЭЗ установлена специальная регрессивная шкала налогообложения с максимальной ставкой 14 %.

    3.3.2. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с 1 января 2002 г. и предусматривает уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) . Этот режим предусматривает его добровольный выбор плательщиками.

    Налогоплательщиками ЕСХН являются сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу. Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН только при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) по итогам работы за календарный год составляет не менее 70 %.

    Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на уплату этого налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление и документы, подтверждающие право на применение данного режима. Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган.

    Следует отметить, что не имеют права перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

    • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
    • организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

    Переход с ЕСХН на общий режим налогообложения производится также добровольно с начала календарного года. В этом случае необходимо уведомить налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года перехода на общий режим налогообложения.

    Применение ЕСХН организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты некоторых налогов единым налогом (см. табл. 3.9).

    Таблица 3.9

    Обязанности по уплате налогов и сборов в режиме ЕСХН

    Не уплачиваются

    Сохраняется обязанность по уплате

    организациями

    индивидуальными
    предпринимателями

    Налог на прибыль организаций,

    Единый социальный налог

    Налог на доходы физических лиц

    НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налог на имущество физических лиц

    Единый социальный налог

    Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

    При определении налоговой базы ЕСХН организации учитывают следующие доходы:

    • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

    При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

    Индивидуальные предприниматели при определении налоговой базы ЕСХН учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

    Перечень расходов, учитываемых при определении ЕСХН, содержится в гл. 26.1 НК РФ, насчитывает 29 видов и является исчерпывающим. Этот перечень содержит следующие расходы:

    1. на приобретение основных средств;
    2. на приобретение нематериальных активов;
    3. на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
    4. материальные расходы;
    5. расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;
    6. расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    7. суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
    8. суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
    9. расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
    10. суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством РФ;
    11. расходы на командировки (суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ);
    12. плату нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
    13. расходы на опубликование бухгалтерской отчетности, а также на опубликование и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять такое опубликование (раскрытие);
    14. расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
    15. расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
    16. расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
    17. суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
    18. расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;
    19. расходы на информационно-консультативные услуги;
    20. расходы на повышение квалификации кадров;
    21. судебные расходы и арбитражные сборы;
    22. расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба;
    23. расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков.

    При определении доходов и расходов применяется кассовый метод. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

    При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

    Налогоплательщики ЕСХН вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %. Сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

    Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом – полугодие.

    Ставка ЕСХН составляет 6 %.

    По итогам отчетного периода плательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Представление налоговых деклараций и уплата ЕСХН по итогам отчетного периода производится не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. При этом уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. По итогам налогового периода представление деклараций и уплата ЕСХН производится в следующие сроки:

    • организациями – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
    • индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

    Если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составит менее 70 %, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. При этом пени и штрафы не применяются.

    3.3.3. Упрощенная система налогообложения

    Специальный налоговый режим, регулирующий налогообложение малого бизнеса в РФ, первоначально регулировался Федеральным законом от 29.12.1995 г. № 122-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», согласно которого перейти на данную систему имели право субъекты хозяйственной деятельности с предельной численностью работников до 15 человек.

    С 1 января 2003 г. применение упрощенной системы налогообложения (УСН) регулируется гл. 26.2. НК РФ. Переход на эту систему или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно .

    Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 15 млн руб. (без учета НДС).

    Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

    1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
    2. банки;
    3. страховщики;
    4. негосударственные пенсионные фонды;
    5. инвестиционные фонды;
    6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    7. ломбарды;
    8. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
    9. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
    10. нотариусы, занимающиеся частной практикой;
    11. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
    12. организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    13. организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %;
    14. организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом РФ, превышает 100 человек ;
    15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов , определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.;
    16. бюджетные учреждения;
    17. иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

    Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 20 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн руб. , такой налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

    Применение УСН предусматривает замену уплаты некоторых налогов единым налогом (см. табл. 3.10).

    Таблица 3.10

    Обязанности по уплате налогов и сборов в режиме УСН

    Не уплачиваются

    Сохраняется
    обязанность по уплате

    организациями

    индивидуальными
    предпринимателями

    Налог на прибыль организаций

    НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налог на имущество организаций

    Единый социальный налог

    Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),

    НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)

    Единый социальный налог

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

    Иные налоги и сборы в соответствии с общим режимом налогообложения

    Выполнение обязанностей налогового агента

    Объектом налогообложения признаются:

    • доходы;
    • доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и не может изменяться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

    Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

    • доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
    • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

    При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

    Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

    Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

    Перечень расходов при применении УСН является закрытым и предусмотрен ст. 346.16. Так, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы :

    • расходы на приобретение основных средств;
    • расходы на приобретение нематериальных активов;
    • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
    • арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
    • материальные расходы;
    • расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;
    • расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ;
    • суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам);
    • проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
    • расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
    • суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ;
    • расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;
    • расходы на командировки (в пределах норм);
    • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
    • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
    • плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов (в пределах утвержденных тарифов);
    • расходы на аудиторские услуги;
    • расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации;
    • расходы на канцелярские товары;
    • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
    • расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям);
    • расходы на рекламу;
    • расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
    • суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
    • расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации и др.

    Налоговой базой признается денежное выражение доходов – в случае если объектом налогообложения являются доходы. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

    Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.

    Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога (см. табл. 3.11).

    Таблица 3.11

    Пример расчета минимального налога (условные единицы)

    Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

    Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСН и использовал в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами.

    Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.

    Следует отметить, что убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.

    Ставка единого налога составляет:

    6 % – в случае если объектом налогообложения являются доходы

    15 % – в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Налоговым периодом при УСН признается календарный год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

    Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, исчисляют самостоятельно авансовые квартальные платежи нарастающим итогом с начала налогового периода и уменьшают их на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

    Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, исчисляют авансовые квартальные платежи нарастающим итогом по фактически полученным доходам, уменьшенным на величину произведенных и документально подтвержденных расходов.

    Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

    Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

    Налог по итогам налогового периода уплачивается не позднее срока подачи налоговой декларации:

    • организациями – не позднее 31 марта следующего года;
    • индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля следующего года.

    Следует отметить, что применение упрощенной системы налогообложения обеспечивает снижение налоговой нагрузки на организации малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей по сравнению с общим режимом налогообложения в 2–2,5 раза. Поэтому, начиная с 2003 г., по данным МНС России, на этот режим уже перешло свыше 500 тыс. организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

    С 2006 г. для индивидуальных предпринимателей вновь установлена система патентов, которая применялась до 2003 г. Применение УСН на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Патенты предусмотрены только на определенные виды деятельности, перечень которых определен НК РФ и включает 58 видов деятельности. При этом решение о возможности применения УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ, которыми определяются конкретные виды деятельности из перечня, установленного НК РФ. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке (6 %) процентная доля потенциального возможного к получению индивидуальным предпринимателем дохода, размер которого устанавливается также законами субъектов РФ отдельно по каждому виду деятельности.

    3.3.4. Единый налог на вмененный доход
    для отдельных видов деятельности

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности впервые была введена в РФ в 1998 г. Взимание ЕНВД до 1 января 2003 г. регулировалось Законом РФ от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности. С 1 января 2003 г. порядок обложения ЕНВД регулируется главой 26.3 НК РФ, которая претерпела существенные изменения с 2006 г.

    Система в виде ЕНВД вводится в действие на основе НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Особенностью ЕНВД в отличие от УСН является то, что плательщик не имеет права выбора. Если его деятельность попадает под установленный перечень, он обязан платить ЕНВД.

    Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности :

    1. оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
    2. оказания ветеринарных услуг;
    3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
    4. оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
    5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
    6. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м 2 по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 м 2 по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
    7. розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
    8. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м 2 по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
    9. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
    10. распространения и (или) размещения наружной рекламы;
    11. распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
    12. оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м 2 ;
    13. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

    При введении системы ЕНВД на территориях муниципальных образований, а также в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов определяются:

    • виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах установленного в НК РФ перечня. При введении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг;
    • значения коэффициента К2 или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

    Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

    Так же как и в случае применения УСН, ЕНВД заменяет собой ряд налогов, уплачиваемых по общей системе налогообложения (см. табл. 3.10). НК РФ допускает применение ЕНВД наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. В этой связи освобождение от уплаты общих налогов предусматривается только в части предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. В этом случае налогоплательщики обязаны вести раздельный учет.

    Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход налогоплательщика.

    Под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

    Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

    Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.

    Ставка ЕНВД установлена в размере 15 %.

    Таким образом, расчет суммы ЕНВД производится по следующей формуле:

    ЕНВД = БД × ФП × К1 × К2 × С %,

    где БД – базовая доходность, определяемая как условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях; ФП – физический показатель базовой доходности; К1 – коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ; К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности; С % – ставка ЕНВД.

    Физические показатели и базовая доходность по отдельным видам деятельности установлена НК РФ в зависимости от вида предпринимательской деятельности (см. табл. 3.12).

    Таблица 3.12

    Физические показатели и базовая доходность
    для отдельных видов деятельности в системе вмененного налога

    Виды предпринимательской деятельности

    Физические
    показатели

    Базовая
    доходность
    в месяц, руб.

    Оказание бытовых услуг

    Оказание ветеринарных услуг

    Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

    Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств

    Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

    Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках

    Площадь стоянки (в квадратных метрах)

    Оказания автотранспортных услуг

    Количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов

    Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы

    Площадь торгового зала (в квадратных метрах)

    Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети

    Торговое место

    Развозная (разносная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения)

    Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

    Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей

    Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)

    Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залы обслуживания посетителей

    Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

    Распространение и (или) размещение наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением рекламы с автоматической сменой изображения

    Распространение и (или) размещение наружной рекламы с автоматической сменой изображения

    Площадь информационного поля экспонирующей поверхности (в квадратных метрах)

    Распространение и (или) размещение наружной рекламы посредством электронных табло

    Площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах)

    Количество транспортных средств, используемых

    для распространения

    Оказание услуг по временному размещению и проживанию

    Площадь спального помещения (в квадратных метрах)

    Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей

    Количество торговых мест, переданных во временное владение, пользование другим хозяйствующим субъектам

    Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на суммы (но не более чем на 50 %):

    • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог;
    • страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;
    • выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

    Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

    3.3.5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Одним из способов привлечения крупных и долгосрочных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс является освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции. Норму и правила, регулирующие осуществление деятельности на основе соглашения о разделе продукции (СРП), определены Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Согласно этому закону, СРП это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ.

    Особенностью СРП является применение специфического механизма налогообложения, предусмотренной гл. 26.4. НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции». Данная система предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена главой 26.4 НК РФ.

    Налогоплательщиками при выполнении СРП признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения. Инвестор – юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.

    Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование на условиях соглашения. Если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, каждое из них подлежит постановке на учет по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях соглашения.

    Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима при выполнении СРП оператору (с его согласия), который осуществляет предоставленные ему полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

    Уплата инвестором определенных налогов и сборов или освобождение от их уплаты зависит от условий раздела продукции.

    При использовании традиционного (обычного) варианта раздела продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» инвестор уплачивает следующие налоги:

    • налог на прибыль организаций;
    • единый социальный налог;
    • платежи за пользование природными ресурсами;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • плату за негативное воздействие на окружающую среду;
    • плату за пользование водными объектами;
    • государственную пошлину;
    • таможенные сборы;
    • земельный налог;
    • акцизы.

    При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов (в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту РФ, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных налогов и сборов). Так, инвестору возмещаются суммы уплаченных налогов: НДС, ЕСН, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

    Инвестор не уплачивает:

    • налог на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями;
    • транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

    При выполнении соглашения, предусматривающего прямой вариант раздела продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

    • единый социальный налог;
    • государственную пошлину;
    • таможенные сборы;
    • налог на добавленную стоимость;
    • плату за негативное воздействие на окружающую среду.

    Согласно НК РФ, по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов.

    Следует отметить, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от уплаты таможенной пошлины.

    Вопросы для самопроверки к теме 3.3

    1. Дайте определение понятия «специальный налоговый режим»?
    2. Какие специальные режимы предусмотрены НК РФ?
    3. Перечислите состав плательщиков ЕСХН.
    4. При каком условии организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и/или выращивающие рыбу, и осуществляющие ее первичную и последующую переработку, признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями?
    5. Какие налоги не уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕСХН?
    6. Укажите доходы, которые учитываются при исчислении налоговой базы по ЕСХН.
    7. Перечислите расходы, которые принимаются к вычету при исчислении налоговой базы по ЕСХН.
    8. Каков порядок исчисления и сроки уплаты ЕСХН?
    9. Назовите критерии перехода на УСН?
    10. Какие налоги не уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на упрощенную систему налогообложения?
    11. Что является объектом налогообложения при применении УСН?
    12. Какие ставки применяются при применении УСН?
    13. Вправе или налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов?
    14. В отношении каких видов деятельности может применяться ЕНВД согласно НК РФ?
    15. Что определяется нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при введении в действие ЕНВД?
    16. Что признается объектом обложения по ЕНВД?
    17. Какая ставка установлена по ЕНВД?
    18. Определите понятие СРП, укажите значение налогообложения при выполнении СРП?
    19. В чем заключается отличие налогообложения при выполнении СРП от других специальных режимов?
    20. От чего зависят варианты налогообложения при выполнении СРП?

    Библиография к теме 3.3

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
    2. Об особой экономической зоне в Калининградской области. Федеральный закон от 22.01.1996 г. №13-ФЗ.
    3. Об особой экономической зоне в Магаданской области. Федеральный закон от 31.05.1999 г. №104-ФЗ.
    4. О закрытом административно-территориальном образовании. Закон РФ от 14.07.1992г. №3297-1.
    5. О соглашениях о разделе продукции. Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ.
    6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. –М.: Юрайт, 2003.
    7. Гусева С. М., Севастьянова Н. П. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД в 2004 г. – М.: Библиотека журнала «Главбух», 2004.
    8. Истратова М. И. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД 2003 г. – М.: Статус-Кво 97, 2003.
    9. Климова М. А. Упрощенная система налогообложения. Актуальные вопросы. – М.: Налоговый вестник, 2003.
    10. Малый бизнес: упрощенная система налогообложения в 2003 году / Под ред. М. А. Пархачевой. – СПб.: Питер, 2003.
    11. Налоги и налогообложение. 4-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2003.
    12. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
    13. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
    14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000.
    15. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
    16. Толкушин А. В.

    Каждая организация или индивидуальный предприниматель должны выплачивать в бюджет страны часть денежных средств со своей прибыли или доходов – налоги. Ко всем плательщикам при регистрации применяется общий налоговый режим – сложная и неудобная для многих система уплаты налогов. Для . Рассмотрим популярные спецрежимы.

    Зачем нужны спецрежимы налогообложения

    Для поддержки и стимулирования развития бизнеса в налоговой системе РФ, помимо предусмотрены еще и пять специальных.

    Спец режимы наиболее распространены в небольших и средних предприятиях, поскольку позволяют значительно упростить систему уплаты налогов и сдачи отчетности, а также сэкономить на платежах.

    Которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе.

    Понятие “специальный налоговый режим” согласно НК РФ

    Понятие “Специальный налоговый режим” подразумевает особую процедуру определения и взимания налогов, а также освобождения от их уплаты при наличии некоторых условий.

    Целью его введения является предоставление начинающим предпринимателям возможности работать в более благоприятных условиях.

    Что предусматривает переход

    Критериями, по которым определяется возможность перехода на одну из специальных систем, может быть:

    • вид деятельности, которым занимается предприятие;
    • численность сотрудников компании;
    • размер получаемого дохода;
    • форма собственности.

    Применение спецрежимов имеет такие положительные моменты:

    • многие приоритетные сферы предпринимательства испытывают меньшую налоговую нагрузку;
    • особые условия уплаты налогов стимулируют развитие малого бизнеса;
    • снижается уровень теневого оборота;
    • в сферах, где используются специальные режимы, повышается собираемость налогов.

    Общим для всех существующих специальных налоговых режимов является то, что они заменяют собой множество сборов общей системы путем введения одного единого налога.

    Конкретная ставка, налоговая база и особенности его расчета зависят уже от конкретного вида специального режима.

    Характеристики и сравнительный анализ видов спец режимов

    В Налоговом кодексе РФ имеется пять специальных режимов, которые могут использовать плательщики при наличии у них для этого оснований. Каждая из систем имеет как свои преимущества, так и недостатки, поэтому проведем сравнительный анализ каждого из популярных видов.

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

    Этот налоговый режим доступен только для тех предприятий и ИП, деятельность которых связана с сельским хозяйством. При этом доход от этой деятельности должен охватывать минимум 70% от всего полученного совокупного дохода.

    Деятельность, которая попадает под ЕСХН:

    • растениеводство;
    • животноводство;
    • разведение и выращивание рыбы;
    • лесное хозяйство и т. д.

    Чтобы иметь право применять эту налоговую систему, предприниматели должны именно производить такую продукцию, а не заниматься ее дальнейшей реализацией или переработкой.

    Переход на режим ЕСХН осуществляется добровольно и при наличии необходимых для этого условий, путем подачи специального заявления в налоговую.

    Данная система во многом схожа с УСН, с тем лишь отличием, что применяется она для сельскохозяйственных предприятий. Единый налог заменяет для ООО налог на прибыль, а для ИП – подоходный налог, а также для них обоих – налог на имущество и НДС (кроме таможенного). При этом за своих сотрудников НДФЛ будет продолжать выплачиваться – как у ИП, так и у предприятий.

    Налоговая ставка составляет 6%, а в качестве базы выступает прибыль – полученные доходы за вычетом всех документально понесенных расходов. При этом допускается уменьшить размер дохода, отняв от него убытки за прошлые периоды.

    Упрощённая система налогообложения

    Данная система доступна как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. Чтобы перейти на нее, нужно подать в налоговую специальное заявление. Сделать это можно лишь в течение трех дней после регистрации вновь созданного экономического субъекта или с 1 октября по 30 ноября.

    Для ООО единый налог заменяет:

    • налог на прибыль;
    • налог на имущество.

    ИП не будут платить такие налоги, как:

    • НДФЛ;
    • налог на имущество.

    Также все налогоплательщики освобождаются от уплаты НДС (кроме таможни). Вместе с тем обязательства по уплате страховых взносов в пенсионный фонд сохраняется как у ООО, так и у ИП.

    Единый налог может рассчитываться двумя способами:

    • от полученного дохода – в размере до 15% (конкретная цифра может быть установлена региональными законодательными актами);
    • от полученной прибыли (доход за вычетом расходов) – 6% от суммы.

    УСН доступна не для всех видов деятельности: банковская, страховая, инвестиционная сферы, производство подакцизных товаров и операции с ценными бумагами не попадают под действие этой системы. Для ИП существует также ограничение по численности сотрудников – их не должно быть больше 100. Список ограничений для организаций гораздо шире:

    • доход от реализации за 9 месяцев прошлого года должен быть не более 45 млн. руб.;
    • стоимость имущества не может превышать 100 млн. руб.;
    • должны отсутствовать филиалы и представительства;
    • доля в уставном капитале юрлиц не может быть больше четверти.

    Если за отчетный период стоимость имущества, которое было реализовано, превысит 60 млн. руб., то и организации, и ИП должны будут вернуться к общему режиму.

    Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

    Применение режима ЕНВД также доступно как для ИП, так и для организаций, и с 2013 года является полностью добровольным решением плательщика. Его суть состоит в том, что налогоплательщик выплачивает вместо нескольких разных налогов один, в размере 15% от налоговой базы.

    Особенность режима состоит в том, что налоговая база не зависит от фактически полученного результата деятельности.

    Не имеет значения величина дохода или прибыли, поскольку налог платится с вмененного дохода.

    Вмененный доход – это денежная сумма, которая установлена в фиксированном значении и считается средним показателем доходности того или иного вида деятельности.

    ЕНВД может сочетаться с другими режимами, поскольку эта система применяется только для законодательно установленного перечня видов деятельности:

    • транспортные перевозки (как пассажиров, так и грузов), а также обслуживание различных видов автомобилей;
    • розничная торговля;
    • сфера общественного питания;
    • оказание ветеринарных услуг и т.д.

    В каждом регионе РФ есть свой перечень конкретных видов деятельности, попадающих под этот режим. Существуют ограничения и по масштабам работы предприятия, то есть по таким критериям, как:

    • численность персонала (не больше 100);
    • доля других юрлиц в уставном капитале (меньше 25%);
    • производственная площадь (зависит от вида деятельности).

    Также ООО или ИП не должен являться крупным налогоплательщиком. Если все показатели остаются неизменными, то декларация составляется всего один раз и далее дублируется каждые три месяца.

    При ЕНВД не предусмотрено возможности сдавать нулевые декларации и не платить налог, если деятельность не ведется. Налогоплательщик обязан либо вовремя совершать все отчисления, либо переходить на другой налоговый режим.

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Этот режим используется в регулировании отношений сторон договора о разделе продукции и заменяет часть необходимых к уплате налогов. Сторонами договора являются:

    1. Инвестор – это предприниматель, который платит определенную денежную сумму за получение права заниматься поисками и добычей минерального сырья на территории, указанной в договоре.
    2. Государство в лице местного исполнительного органа, который и предоставляет инвестору право пользоваться недрами.

    В соответствии с условиями данной системы, в случае добычи ценной продукции она будет разделена между инвестором и государством. Такое разделение заменит часть установленных законодательством налогов и сборов. При этом он должен платить такие налоги, как:

    • страховые взносы;
    • налог на прибыль;
    • акциз;
    • госпошлину;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • платежи за использование природных ресурсов;
    • земельный налог;
    • плату за оказание негативного влияния на окружающую среду.

    Практически все данные налоги в дальнейшем инвестору будут возмещены. Разделение произведенной продукции может осуществляться при помощи двух вариантов:

    • 75% и 25% (между инвестором и государством соответственно) – базовый вариант;
    • 68% и 32%.

    – все, что нужно знать про расчет итогового результата деятельности компании.

    Последний вариант используется редко, лишь в исключительных случаях, и может зависеть от технико-экономического обоснования проекта или проведенной стоимостной оценки недр.

    Патентная система налогообложения

    Данный налоговый режим доступен только для индивидуальных предпринимателей и направлен на стимулирование развития малого бизнеса. Его могут применять ИП, которые занимаются ограниченным перечнем видов деятельности, например:

    • оказание парикмахерских услуг;
    • работы по ремонту обуви;
    • пошив одежды;
    • косметические услуги;
    • индивидуальные образовательные услуги (репетиторство или ведение курсов);
    • дизайнерские услуги;
    • ремонт мебели и т.д.

    Предприниматель, занимающийся одним из данных видов деятельности, может применять патентную систему при выполнении следующих условий:

    • он имеет не более 15 сотрудников;
    • его выручка за год составляет менее 64,02 млн. руб.

    Работа осуществляется на основе полученного патента – он действует в течение одного года и лишь на территории того субъекта РФ, где и был выдан. Налог установлен в размере 6% от потенциально возможного дохода.

    Последняя величина прописывается в местных нормативных актах и может составлять от 100 000 руб. до 1 млн. руб. Также, в зависимости от различных факторов, она может корректироваться при помощи специальных коэффициентов.

    В конце года или перед окончанием периода действия патента его необходимо продлевать – без выполнения этого условия предприниматель не сможет далее работать на этой системе.

    Также о спецрежимах налогообложения смотрите в этом видео:

    Сравнение принципов налогообложения

    Применение специального режима должно быть основано на таких принципах:

    1. Упрощение процедуры налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым.
    2. Налоговое благоприятствование – спецрежим должен иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным.
    3. Добровольность – предприниматель сам решает, оставаться ли ему на общем режиме налогообложения или переходить на специальный.
    4. Избирательность – законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим.
    5. Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых).
    6. Замещение – единый налог каждого спецрежима заменяет несколько других из общей системы.
    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...