Агентство «РИА Рейтинг» сравнило регионы РФ по уровню долговой нагрузки. Риа рейтинг Долговые обязательства регионов


В общую систему долга Российской Федерации помимо суверенного долга входит субфедеральный и муниципальный долг. Он является следствием накопленного дефицита бюджетов регионов и местных бюджетов. Дефицит, превышающий 5% доходов, имеют более 20 субъектов Федерации, среди них такие крупные, как Краснодарский и Красноярский края.

Совокупная доля регионального и муниципального долга стабильно находится на уровне 20% общего долга страны. Размер долга представлен в табл. 7.9.

Таблица 7.9. Субфедеральный и муниципальный долг

Наибольшую долю (85%) в долге территорий занимает долг субъектов Федерации. За последние 5 лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался в среднем на 25% ежегодно (рис. 7.13). По состоянию на 1 ноября 2013 г. долг субъектов Федерации составил 1,47 трлн руб., или 2,2% ВВП.

Рис. 7.13.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем государственного долга субъекта Федерации и муниципального долга не должен превышать общий годовой объем доходов бюджета субъекта Федерации и муниципалитета без учета безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также субсидий из Инвестиционного фонда РФ) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, предельный объем государственного долга ограничен 50% вышеназванных доходов.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в финансовом году не должен превышать 15% объема расходов соответствующего бюджета (исключая расходы за счет субвенций из других бюджетов).

По состоянию на 1 сентября 2012 г. доля бюджетных кредитов в структуре регионального долга превышала 37%, доля ценных бумаг составила почти 30%, на долю банковских и других кредитов пришлось около 24%, на долю государственных гарантий субъектов – почти 10% (рис. 7.14).

Рис. 7.14.

Рыночный долг территорий в виде эмиссий бумаг регионов и муниципалитетов на конец 2012 г. составлял 345 млрд руб. (табл. 7. 10). Это 7,5% общего объема рынка государственных ценных бумаг. Портфель региональных облигаций, обращающихся на Московской бирже, состоял из 92 выпусков 36 эмитентов. Самым крупным заемщиков является Москва (44% всех выпусков).

Таблица 7.10. Внутренний рынок субфедеральных и муниципальных облигаций, млрд руб.

Особенностью структуры регионального долга является то, что в последние годы доля рыночного долга падала, а доля кредитов от других бюджетов росла.

Рост бюджетных кредитов объясняется сознательной общегосударственной политикой; в ближайшие годы бюджетное кредитование регионов будет снижаться, что даст регионам большую свободу в проведении эмиссий бумаг.

Регионы имеют право заимствовать и за рубежом. По условиям Бюджетного кодекса сейчас могут заимствовать за рубежом шесть субъектов – Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало- Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан. Но фактически только г. Москва и Республика Башкортостан имеют долги в иностранной валюте перед зарубежными банками. С целью выхода на внешние рынки только финансово устойчивых регионов планируется ввести следующую норму. Для внешних займов необходимо иметь кредитные рейтинги минимум от двух ведущих международных рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня суверенных рейтингов России. Требуемые кредитные рейтинги имеют лишь четыре субъекта из шести, коим разрешается занимать за рубежом.

Вместе с тем многие облигации субъектов Федерации и муниципалитетов имеют высокое качество: 35 выпусков включены в Ломбардный список Банка России. Это список высококачественных надежных активов, под которые Банк России выдает кредиты коммерческим банкам.

Накопленные долги требуют от регионов проведения взвешенной долговой политики. Большое значение имеют регулирование и мониторинг состояния государственного долга субъектов РФ и муниципального долга. Планируется жесткое соблюдение бюджетных ограничений на предельный размер долга, дефицита, расходов на обслуживание долга. Для облегчения финансового напряжения в регионах открыта программа реструктуризации долгов регионов по бюджетным кредитам, включающая консолидацию кредитов, списание штрафов и пени и погашение ссуд равномерными долями до 2016 г.

С целью укрепления финансовой устойчивости региональных бюджетов возможно создание резервных фондов субъектов РФ по аналогии с суверенными фондами. Особенно это важно для тех субъектов, чьи доходы подвержены изменениям макроэкономической конъюнктуры и где зарегистрированы крупные налогоплательщики. Регион сможет покрывать из средств своего резервного фонда дефицит свыше 10% размера доходной части – без учета федеральных трансфертов и средств от приватизации и регионального имущества.

Число российских регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось до пяти, следует из доклада НРА. Рекорд по размеру долга в России установила Мордовия

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Число российских регионов, находящихся в так называемой красной зоне (превышение госдолга над собственными доходами регионального бюджета), за год сократилось с восьми до пяти, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (есть у РБК). По итогам 2017 года в этот список наиболее закредитованных регионов входят Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия и Кабардино-Балкария.

Мордовия сохраняет статус крупнейшего должника. За прошлый год долговая проблема региона не только не приблизилась к решению, но и усложнилась, отмечается в исследовании НРА. Если по итогам 2016 года долг республики составлял 176% от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, то на 1 января 2018 года он превысил 200%, что является абсолютным рекордом для регионов России.

В двух других проблемных регионах с высокой долговой нагрузкой — Костромская область (111,07%) и Хакасия (122,55%) — впервые в новейшей истории . Это значит, что из-за большого объема накопленных долгов они смогут тратить деньги лишь под контролем Федерального казначейства. «Фактически это означает внедрение внешнего управления региональным бюджетом и госдолгом. В наступившем году данная практика может быть распространена и на другие регионы с высоким госдолгом», — отмечает НРА.

О планах Минфина использовать особый инструмент для регионов, чей долг будет превышать заложенные параметры, стало известно в конце прошлого года. Выступая в декабре в Госдуме, что регионы, у которых общий объем долговых обязательств по предоставленным бюджетным кредитам с начала года составил свыше 80% доходов их собственных бюджетов, будут переводиться на казначейское сопровождение.

Также с 1 января была запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Продлится она семь лет, за этот срок из бюджета 55 млрд руб. В первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам «вызволить» 438 млрд руб.

Вместе с тем за 2017 год число регионов, находящихся в «зеленой зоне» (госдолг в размере менее 10% от собственных доходов регионального бюджета), выросло с девяти до одиннадцати. Сейчас ним относятся Ханты-Мансийский автономный округ, Владимирская область, Республика Крым, Санкт-Петербург, Приморский край, Ленинградская область, Алтайский край, Москва, Тюменская область, а также Севастополь и Сахалинская область (в последних двух регионах государственной задолженности вообще нет).

Регионы отказываются от помощи банков

Совокупный объем госдолга регионов России в прошлом году незначительно снизился (на 1,6%) и составил 2,315 трлн руб., следует из данных Минфина. В структуре совокупного госдолга регионов по состоянию на 1 января 2018 года бюджетные кредиты составляли 43,64% от общего объема. Годом ранее данный показатель был 42,09%, следует из исследования НРА.

«Федеральный центр продолжает политику предоставления регионам дешевых бюджетных кредитов, однако объемы такого финансирования постепенно сокращаются и претендовать на него могут в основном слабые регионы, в то время как сильным приходится искать альтернативные источники долгового финансирования», — пишет агентство.

Что касается банковских кредитов (почти 667 млрд руб. на 1 января), их доля в структуре госдолга регионов продолжает снижаться (с 34,36 до 28,81% в 2017 году). Доля же государственных долговых ценных бумаг, наоборот, растет (с 19,44 до 23,69%). По мнению авторов исследования, данная тенденция свидетельствует о том, что для регионов более привлекательным вариантом становится выпуск облигаций, а не получение банковских кредитов.

«Долговые ценные бумаги регионов России пользуются спросом у инвесторов (большая часть облигаций субъектов РФ торгуются выше номинала), а текущие рыночные условия делают их размещение более выгодным по сравнению с привлечением кредитов от коммерческих банков», — говорится в отчете.

По итогам 2017 года 52 субъекта уменьшили свой государственный долг, следует из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении бюджета . Наибольшее сокращение госдолга отмечено в Челябинской области и Москве — в 1,8 раза, Ленинградской области — в 1,6 раза, Приморье — на 29,8%, Ямало-Ненецком автономном округе — на 25%.

Рост госдолга, по данным Счетной палаты, был зафиксирован в 31 субъекте. Среди «отличившихся» регионов аудиторы называют Санкт-Петербург — в 2,5 раза, Камчатский край — на 37,9%, Мордовию — на 24,3%, Республику Адыгея — на 21,7%, Тульскую область — на 18,7%.

При этом, как отмечает ведомство, сохраняется зависимость регионов от финансовой помощи из федерального бюджета. «Доходы восьми су​бъектов на 1 января 2018 года более чем на 60% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», — следует из доклада. Речь идет об Ингушетии, Чечне, Тыве, Дагестане, Республике Алтай, Крыме, Карачаево-Черкесии и Калининградской области.

В современных условиях посткризисного развития финансово-экономических систем и нестабильных экономических связей вопросы государственного долга субъектов Российской Федерации всех уровней являются одной из самых важных и острых задач сбалансированности и безопасности экономики регионов. В связи с этим на первый план выступают проблемы роста долговых обязательств субъектов Российской Федерации.

Едва оправившись от финансового кризиса 2008-2009 годов, разбалансировавшего бюджетную систему регионов и повлекшего за собой форсированное наращивание долговой нагрузки, субъекты столкнулись с новыми проблемами, ограничивающими возможности обеспечения положительного бюджетного баланса.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ продолжает расти. В течение последних шести лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался. В 2010 году государственный долг субъектов впервые превысил отметку в триллион рублей и на начало 2011 года региональная задолженность составила 1 095,9 млрд. рублей. Всего же за период с 1 января 2010 года по 1 января 2016 года долговые обязательства субъектов Российской Федерации увеличились на 1 427, 7 млрд. рублей, или в 2,5 раза. По состоянию 1 января 2016 года государственный долг субъектов Российской Федерации составил 2 318,5 млрд. руб. При этом максимальный рост – 28,2% пришелся на 2013 год. В 2013 году объем долговых обязательств увеличился на 386,1 млрд. рублей. Самое слабое увеличение происходило в течении 2011 года, где долговые обязательства субъектов увеличились на 75,9 млрд. рублей. Также за рассматриваемые период наблюдался рост расходов на обслуживание государственного долга субъектов РФ в среднем на 72,5% в год. Динамика государственного долга субъектов представлена на рисунке 1

Рис. 1 Динамика государственного долга субъектов Российской Федерации в 2010-2016 гг.

Вместе с этим, начиная с 2010 года наблюдается увеличение дефицитных регионов. Основной причиной ухудшения ситуации связывают с падением налоговых доходов после финансового кризиса 2008 года. Вместе с этим существенную нагрузку на регионы составили указы Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике». В основных целях реализации «майских указов» предписывалось увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений, активизация жилищного строительства в регионах. При этом основные расходы по реализации данных указов легли на бюджеты субъектов Федерации. После 2013 года, рекордного по количеству дефицитных регионов и совокупному объему бюджетного дефицита, темпам роста регионального и муниципального долга, в 2014 году регионы столкнулись с новыми вызовами макроэкономической среды – снижением доступности кредитных ресурсов, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением экономической активности, влекущей за собой снижение уровня налоговых поступлений. На фоне растущих социальных обязательств, частично компенсированных из федерального бюджета, расходов на обслуживание долга, регионы должны будут самостоятельно разработать антикризисные меры бюджетной и долговой политики, привлекать дополнительные источники финансирования .

Рис. 2. Динамика профицитных и дефицитных регионов в период с 2011-2015 гг.

С 2011 года количество профицитных регионов уменьшается, если на начало 2011 года их было 20, то к началу 2015 года всего 11 регионов не имели дефицит бюджета.

По итогам 2013 года совокупный дефицит региональных бюджетов вырос по сравнению с предыдущим годом в 2.3 раза и составил рекордные 640.0 млрд. рублей или 7.8% суммарных доходов субъектов (против 3.5% в 2012 году). В 2012 году расходная часть превышала доходную у 67 регионов (общий дефицит 355.0 млрд. рублей), профицитными были 16 региональных бюджетов (на общую сумму 76.0 млрд. рублей). Благодаря безвозмездным поступлениям из федерального бюджета в прошлом году шести регионам удалось исполнить бюджет с профицитом (Санкт-Петербург, Московская область, Республика Алтай, Камчатский край, Карачаево-Черкессия, Чеченская республика). Общая сумма профицита составила менее 27 млрд. рублей. Совокупный дефицит остальных 77 регионов составил 666 млрд. рублей, главной причиной которого стало падение поступлений от налога на прибыль

Несмотря на то, что в течение 2014 года бюджетный профицит фиксировался практически в трети российских регионов (в основном, экспортоориентированных), к началу 2015 года экономическое положение регионов показывало менее оптимистичные результаты: объем бюджетного дефицита регионов достиг 448 млрд. рублей и только 11 регионов свели бюджет с профицитом – экспортоориентированные (Ленинградская, Калининградская и Липецкая области, нефтяные – Сахалинская и Тюменская (включая входящие в ее состав ХМАО и ЯНАО) области) и высокодотационные субъекты (республики Ингушетия и Алтай, присоединенные территории Крымского федерального округа). Динамика профицитных и дефицитных регионов представлена на рисунке 2.1.2.

Адекватная оценка государственного долга субъектов РФ возможна на основе не только объема и динамики, но и его структуры. Как было отмечено ранее, государственный долг субъектов нарастает существенными темпами. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы, государственная политика в области государственного долга направлена на обеспечение исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного выпуска государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований. Вслед за нарастанием региональной задолженности – изменяется структура региональных заимствований. Для детального изучения структуры государственного долга субъектов РФ обратимся к таблице 1.

В условиях неблагоприятной экономической ситуации и необходимости выполнения социальных обязательств долги российских регионов продолжают расти, но по сравнению с предыдущими годами темпы немного снизились. Суммарный объем государственного долга всех субъектов Российской Федерации увеличился на 10% и на 1 января 2016 года составил 2 318,5 млрд. рублей, что на 228 млрд. руб. больше чем годом ранее. Для сравнения, в 2013 году государственный долг вырос на 25%, но до этого прирост был менее существенным, в 2011 году – 7%, в 2012 году – 15,6%.

Таблица 1 Структура государственного долга субъектов Российской Федерации в 2010-2016 годах, млрд.руб.

Показатели

на 01.01.10

на 01.01.11

на 01.01.12

на 01.01.13

на 01.01.14

на 01.01.15

на 01.01.16

Всего государственный долг субъектов РФ, в том числе:

890,80

1 095,99

1 171,80

1 351,46

1 737,4

2 089,51

2 318,59

а) государственные долговые ценные бумаги субъектов РФ

377,75

407,30

343,88

375,41

450,65

442,14

432,76

42,35

37,16

29,29

27,75

25,90

21,15

18,63

б) кредиты, полученные субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков

216,85

232,70

299,98

438,22

691,54

888,09

965,43

в % к объему государственного долга субъектов

24,26

21,25

25,53

32,42

39,78

42,50

41,63

в) государственные гарантии субъектов РФ

120,15

115,81

108,46

111,48

124,25

111,27

102,95

в % к объему государственного долга субъектов

13,48

10,50

9,22

8,21

7,13

5,31

4,40

г) бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъектов РФ от других бюджетов бюджетной системы

175,78

340,07

419,38

426,21

470,93

647,45

808,67

в % к объему государственного долга субъектов

19,66

31,05

35,78

31,53

27,05

30,97

34,85

д) прочие долговые обязательства субъектов РФ

0,26

0,18

0,86

0,85

0,85

0,55

0,87

в % к объему государственного долга субъектов

0,25

0,04

0,18

0,09

0,14

0,07

0,49

Период 2010-2016 гг. характеризовался существенным изменением структуры государственного долга субъектов Российской Федерации в сторону увеличения доли обязательств по привлеченным бюджетным кредитам от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и снижения доли рыночного долга. Наблюдаемое увеличение объемов бюджетных кредитов, предоставляемых регионам, – это мера, направленная на стабилизацию долговой нагрузки регионов в связи с ее резким наращиванием с 2013 года. На 1 января 2010 года долговые обязательства по бюджетным кредитам составляли 175,78 млрд.руб. За 6 лет объем долговых обязательств увеличился более чем в 4,5 раза, и на начало 2016 года составил 808,67 млрд.руб. Существенное увеличение было замечено в 2010 году. За 2010 год объем бюджетных кредитов возрос в 2 раза. Если в 2010 году доля бюджетных кредитов составляла 19,66% в общем объеме государственного долга субъектов, то на начало 2016 года доля составила 34,85%.

Рост долга вызван преимущественно федеральной инициативой увеличить зарплаты в бюджетной сфере. Предполагалось, что часть дополнительных расходов будет дотирована федеральным бюджетом, а часть средств регионы изыщут самостоятельно. Несмотря на оптимизацию отдельных статей региональных бюджетов и реструктуризацию расходов в пользу фонда оплаты труда, многие региональные органы власти были вынуждены наращивать коммерческий долг. В итоге долговая нагрузка на региональные стала слишком обременительной (до 5% и более от совокупных расходов регионов). Вследствие этого уже в 2014 году Минфин России был вынужден удвоить объемы выделяемых регионам бюджетных кредитов, однако это не избавило регионы от необходимости и дальше наращивать банковские займы.

Бюджетные кредиты являются самым выгодным инструментом финансирования дефицита региональных бюджетов – их стоимость составляет 0,1% годовых, срок предоставления – до трех лет. Совокупный объем бюджетных кредитов, запланированных на 2016 год, остается пока на уровне 2015 года – 310 млрд руб. Основания, по которым субъекты федерации смогут воспользоваться бюджетными кредитами в 2016 году, определяются Постановлением Правительства РФ от 27.01.2016 №40.

Также в структуре государственного долга субъектов РФ устойчивый рост наблюдался по кредитам полученным субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков. Начиная с 2010 по 2016 гг. объем государственного долга субъектов по данной колонке увеличился на 748,58 млрд. руб. и на начало 2016 года составил 965,43 млрд.руб. Примечательно, что на начало 2010 года доля кредитов составляла 24,26% от общего объема государственного долга субъектов, однако к началу 2016 года доля по данной графе составила чуть менее половины совокупной задолженности.

Особое внимание представляют государственные гарантии субъектов РФ. В структуре государственного долга субъектов их доля и объем незначителен. Если на начало 2010 года объем государственных гарантий субъектов составлял 120,15 млрд. руб., то на начало 2016 года объем практически не изменился, и составил 102,95 млрд. руб.

Не наблюдалось существенных изменений по государственным долговым ценным бумагам субъектов, за 6 лет значения практически не изменились и на начало 2016 года задолженность составила 432,76 млрд. руб. Стоит отметить, что доля государственных долговых ценных бумаг имеет понижающуюся тенденцию. Если на начало 2010 года доля составляла 42,35% от общего объема государственного долга субъектов, то на начало 2016 года доля заметно снизилась и составляет 18,63%, однако объем заимствования значительно не сокращался. Это вызвано прежде всего наращиванием долговых обязательств по другим инструментам.

В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2015 и плановый период 2016-2017 годов, для поддержания сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов принимаются меры, направленные на ограничение дефицитов бюджетов и уровня долга. Объем государственного долга субъектов представлен в приложении 1.

В частности, для поддержания сбалансированности региональных бюджетов обеспечивается условия получения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, в этих целях принимаются меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, сокращение неэффективных расходов, снижения привлечения дорогих коммерческих кредитов, сдерживание наращивания объема государственного долга. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предельный объем государственного долга субъекта не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Несмотря на общий рост суммарного долга, есть также положительные тенденции. В 2016 году некоторым регионам удалось сократить свои долги. Наиболее заметно (более чем на 20%) объем госдолга сократился в Липецкой области (-6%) и городе Москва (-14%). В трех регионах объем госдолга не изменился. В двух из них – г. Севастополе и Сахалинской области – государственная задолженность отсутствует, в г. Санкт-Петербурге госдолг остался на уровне начала 2015 года. Но на этом положительные тенденции заканчиваются. Непростая экономическая ситуация, как и ожидалось, продолжает вносить свои коррективы в бюджетные программы регионов, вынуждая искать внешние источники финансирования своих проектов и социальных обязательств. По итогам 2015 года 67 регионов увеличили объем госдолга. К этому списку присоединился Ненецкий автономный округ, который на протяжении нескольких лет вообще не имел задолженности. Помимо него, наиболее заметно объем госдолга вырос в Тюменской области (+218%), Иркутской области (+79%) и Магаданской области (+65%). В то же время несмотря на существенный рост объемов государственного долга в Тюменской области и в Ненецком автономном округе, уровень долговой нагрузки в данных регионах остается на низком уровне.

Наиболее высокий объем задолженности отмечен в г. Москве (140 миллиардов рублей) и Краснодарском крае (145 миллиардов рублей). Но, несмотря на то, что объемы долгов в этих двух регионах примерно равны, показатели долговой нагрузки на бюджет существенно различаются. Москва в течении 2015 года года сократила объем госдолга на 14%, а отношение госдолга к собственным доходам у столицы составляет 9.1%, что на 1.6 п.п. ниже, чем на 1 января 2015 года. По этому показателю Москва входит в десятку лидеров среди всех регионов РФ. В Краснодарском крае отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляет 93.6% и за прошедшие девять месяцев давление на региональный бюджет выросло почти на 1 п.п., а объем государственного долга увеличился на 1.9%. По итогам первого полугодия еще в одном регионе – Республике Татарстан уровень госдолга превышал 93 миллиарда рублей. Но Республика Татарстан за три месяца погасила часть долга, и на начало 2016 года объем задолженности составил 90 миллиардов рублей, что на 2.8% ниже, чем в начале года.

Для более детального анализа государственного долга субъектов Российской Федерации обратимся к таблице 2, где рассмотрим 5 наиболее сильных и слабых регионов по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику.

Общий уровень долговой нагрузки регионов к началу 2016 года практически не изменился по сравнению с показателями на начало года. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2015 года к суммарному объему собственных доходов за последние 12 месяцев составило 35% против 35.4% в начале 2015 г. При этом диапазон изменения показателя по регионам достаточно широк – от 0% в Сахалинской области и г. Севастополе до 176.2% у Республики Мордовия. Последней никак не удается стабилизировать положение: несмотря на то, что республика в течение довольно длительного времени является рекордсменом по долговой нагрузке, за 2016 год объем госдолга вырос еще на 20.3%, а объем собственных доходов за 8 месяцев 2015 года сократился на 23.5%. Таким образом, уровень долговой нагрузки Республики Мордовия вырос на 55.1 процентных пунктов, приблизившись к рекордному значению за последние годы.

Таблица 2 Сравнительная характеристика уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации на начало 2016 года

Субъект РФ

Отношение госдолга субъекта на 01.01.16 к налоговым и неналоговым доходам на 01.01.15, в %

Отношение госдолга субъекта на 01.01.15 к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2014 года, в %

Объем госдолга субъекта РФ на начало 2016 года, млн. руб.

Изменение госдолга за 2015 год, в %

Изменение налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ в 2015 году к 2014 году, в %

г. Севастополь

17.6

Сахалинская область

64.4

Тюменская область

1 139,9

218.8

12.0

Республика Крым

405,16

13.4

51.4

г.Санкт-Петербург

14 736,91

Белгородская область

113.4

106.1

42 330,42

Чукотский автономный округ

117.6

144.5

14 097,10

51.3

Костромская область

123.6

121.1

17 692,12

Республика Северная Осетия – Алания

126.1

114.9

9 063,69

12.3

Республика Мордовия

176.2

121.1

36 042,83

20.3

23.5

Помимо Республики Мордовия, еще в одиннадцати регионах отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам превышает 100% и в пятерку анти-лидеров по этому показателю также входят: Республика Северная Осетия – Алания (126,1%), Костромская область (123.6%), Чукотский автономный округ (117.6%) и Белгородская область (113.4%). Причем давление на бюджет сокращается только в Чукотском автономном округе, с 144.5% до 117.6% за 2016 год, во всех остальных перечисленных регионах долговая нагрузка растет. Кроме того, еще в двадцати двух регионах РФ уровень долговой нагрузки находится в диапазоне от 70% до 100%.

По-прежнему только в девяти российских регионах отмечается низкий уровень долгового бремени. Госдолг ниже 10% от объема налоговых и неналоговых доходов в Сахалинской области (0%), г. Севастополе (0%), Тюменской области (0.8%), Республике Крым (1.3%), г. Санкт-Петербурге (3.5%), Ненецком автономном округе (3.6%), Алтайском крае (4.5%), Ханты-Мансийском автономном округе (6.5%) и г. Москве (9.1%). Несмотря на то, что объем государственного долга ощутимо вырос и в Тюменской области, и в Ненецком автономном округе, на бюджетной стабильности это не отразилось.

Всего в 22-х российских регионах отношение госдолга к собственным доходам не превышает 35%. Причем, по итогам девяти месяцев 2015 года в двух регионах этот показатель остался неизменным, а еще в 17-ти – снизился. Всего же по России снижение долговой нагрузки на бюджет зафиксировано в 42-х российских регионах. Лидерами по динамике стали Чукотский автономный округ (-26.5 п.п. с начала 2015 года), Республика Бурятия (-18.6 п.п.) и Республика Ингушетия (-18.1 п.п.).

Таким образом, ситуация с государственными долгами регионов остается напряженной. В 2015 году снижение государственного долга фиксируют только отдельные регионы. В соответствии с основными характеристиками региональных бюджетов в предстоящий период большинство субъектов Российской Федерации планируют иметь дефициты бюджетов. Большинство регионов имеют высокую долговую нагрузку и высокую задолженность по государственному долгу. Несмотря на стагнирующую экономику, регионам приходится искать средства для реализации социальных обязательств.

(дата обращения: 02.12.2016)

  • Официальный сайт Российского рейтингового агентства ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», 2016. URL: http://riarating.ru/ (дата обращения: 02.12.2016)
  • Кирюшкина А. Н. К вопросу о секьюритизации государственного долга субъектов РФ // А. Н. Кирюшкина. - Финансы России в условиях глобализации: материалы всероссийского круглого стола с международным участием, приуроченного ко «Дню финансиста - 2016». Воронежский экономико-правовой институт. - 2016. - С. 154–156
  • Быкова Н. Н. Способы укрепления налоговых доходов муниципальных образований на примере бюджета городского округа Тольятти // Азимут научных: экономика и управление. - 2013. - №4. - С. 13-16
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    МОСКВА, 27 фев — РИА Новости. Объем государственного долга в 2017 году сократился в 49 регионах России, в 31 регионе — вырос, в пяти — не изменился, при этом в семи регионах объем госдолга превышает собственные доходы бюджета, свидетельствуют результаты исследования уровня долговой нагрузки регионов, которое подготовили эксперты рейтингового агентства "РИА Рейтинг " медиагруппы МИА "Россия сегодня".

    По данным министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам прошлого года снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2,315 триллиона рублей. Что касается структуры регионального госдолга, то по-прежнему большая часть приходится на бюджетные кредиты. На начало 2018 года доля бюджетных кредитов составила 44% против 42% годом ранее. Хотя количество регионов, в структуре которых бюджетные кредиты составляют более 90% от общего уровня задолженности, сократилось до семи.

    Для составления рейтинга субъектов по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2017 году, эксперты "РИА Рейтинг" использовали данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки применено отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2017 год.

    Общее снижение

    Общий уровень долговой нагрузки регионов, свидетельствуют эксперты, продолжается снижаться второй год подряд. Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Но разброс показателей между регионами велик и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 225,7% в Мордовии.

    Положительные тенденции специалисты фиксируют в 61 российском регионе, и связаны они как с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где долговая нагрузка сократилась на 38,1 процентных пункта за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 30,9%, а также снижения госдолга на 5,9%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кемеровской, в Белгородской и в Вологодской областях. В 15 российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

    Уровень долговой нагрузки вырос в 22 субъектах РФ, из них в семи — более чем на 10%. Самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 49,7 процентных пункта. В Кабардино-Балкарской Республике долговая нагрузка выросла на 39,8 процентных пункта, а в Чукотском автономном округе — на 20,4.

    Аутсайдерская семерка

    В целом количество регионов, в которых госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, сократилось с восьми до семи, свидетельствует исследование. Помимо Мордовии, Хакасии, Костромской области и Карелии, которые не первый год входят в замыкающую рейтинг группу, объем госдолга превышает собственные доходы также в Кабардино-Балкарии, Орловской и Псковской областях.

    Мордовия продолжает устанавливать антирекорды, и уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ. По данным составителей рейтинга, если годом ранее можно было отметить какие-то позитивные изменения, то по итогам 2017 года найти их не удалось. Долговая нагрузка на региональный бюджет выросла почти на 50 процентных пунктов, при этом объем госдолга увеличился на 24,3%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 3,1%.

    В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Хакасии и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. По данным экспертов, фактически это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами, но, по их мнению, данная мера в полной мере не сможет помочь, так как необходимо решать проблему пополнения региональной казны.

    Составители рейтинга отмечают, что за прошлый год в Хакасии произошли некоторые позитивные изменения. Во-первых, долговая нагрузка снизилась до 136,4% (-9.1 п.п.). Во-вторых, в долговой структуре произошли заметные изменения. Ранее эксперты отмечали перекос в сторону коммерческих кредитов и облигационных займов, но по итогам 2017 года региональные власти полностью расплатились по коммерческим займам и воспользовались возможностью кредитования по линии Минфина РФ, что в перспективе должно снизить нагрузку на региональный бюджет за счет более низкой стоимости обслуживания таких кредитов. В-третьих, налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 14,7%, что выше прироста объема республиканского госдолга (+7,6%).

    В Костромской области также фиксируют некоторые позитивные изменения: долговая нагрузка снизилась до 135% (-8,3 п.п.) за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (9,4%) относительно роста объема регионального госдолга (+3,1%).

    В целом же в 47 регионах РФ государственный долг на 1 января 2018 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе сократилось — на 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 36 регионах.

    Смена состава лидеров

    По-прежнему в девяти российских регионах эксперты зафиксировали низкий уровень долговой нагрузки, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. В лидирующую группу, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, также входят Тюменская область, Москва, Ленинградская область, Алтайский и Приморский края, Санкт-Петербург, а также Республика Крым, которая заняла место Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

    Всем регионам в группе, за исключением Санкт-Петербурга, удалось сократить свою долговую нагрузку.

    Время возвращать долги

    Наступивший год станет годом реструктуризации бюджетных кредитов, выданных регионам в 2015-2017 годах. В зависимости от динамики доходов консолидированных бюджетов для каждого региона изменится срок их погашения, увеличившись на 7-12 лет. Данная мера позволит регионам высвободить ресурсы для покрытия своих бюджетных расходов без наращивания госдолга и снизить уровень дефицита бюджетов, что должно положительно сказаться и на динамике долговой нагрузки. С другой стороны, в 2018 году у регионов не будет возможности кредитоваться за счет средств федерального бюджета, а значит, в отдельных случаях не исключено наращивание доли коммерческих кредитов или облигационных заимствований.

    Эксперты "РИА Рейтинг" по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом прошлого года. При этом рост объема налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов не превысит 10%. В таком случае долговая нагрузка составит 28-30% и по сравнению с итогами 2017 года изменится незначительно.

    Подробно с результатами исследования можно познакомиться на сайте riarating.ru .

    Министерство финансов России опубликовало информацию об объемах государственного долга субъектов Российской Федерации на 1 января 2018 года. Материалы доступны по ссылке .

    Согласно данным, общий долг всех регионов России составляет 2,315 триллиона рублей. За год объем задолженности вырос на 174 миллиарда рублей. По сравнению с 1 января 2011 года показатель вырос более чем в два раза.

    Практически вся эта задолженность - внутренняя. Единственным регионом, у которого есть задолженность в иностранной валюте, является Крым. Республика имеет внешнюю задолженность в 4,7 миллиона долларов.

    Объем задолженности муниципальных образований составляет порядка 367,95 миллиарда рублей.

    Мы размещаем на сайте сводную таблицу, содержащую сведения об общем долге субъектов на 1 января 2018 года.

    Субъект РФ Объем государственного долга, тыс. рублей
    Центральный федеральный округ 484 651 281,47
    Белгородская область 39 762 487,38
    Брянская область 11 747 650,16
    Владимирская область 4 161 910,77
    Воронежская область 33 489 491,35
    Ивановская область 16 765 973,92
    Калужская область 30 177 622,45
    Костромская область 21 989 339,33
    Курская область 9 264 115,09
    Липецкая область 16 401 913,50
    Московская область 97 310 995,22
    Орловская область 18 341 519,84
    Рязанская область 24 361 852,86
    Смоленская область 29 500 159,97
    Тамбовская область 16 540 850,87
    Тверская область 25 645 450,63
    Тульская область 18 676 396,00
    Ярославская область 36 165 994,14
    г.Москва 34 347 558,00
    Северо-Западный федеральный округ 244 058 986,49
    Республика Карелия 24 987 082,14
    Республика Коми 38 549 944,99
    Архангельская область 40 916 650,03
    Вологодская область 23 832 464,17
    Калининградская область 22 581 867,95
    Ленинградская область 3 910 922,08
    Мурманская область 18 982 689,78
    Новгородская область 15 757 293,30
    Псковская область 16 372 264,05
    г.Санкт-Петербург 34 842 808,00
    Ненецкий автономный округ 3 325 000,00
    Южный федеральный округ 281 284 205,16
    Республика Адыгея (Адыгея) 3 819 673,14
    Республика Калмыкия 3 848 542,22
    Республика Крым 4 312 790,15
    Краснодарский край 149 149 386,30
    Астраханская область 27 756 940,00
    Волгоградская область 53 359 154,01
    Ростовская область 39 037 719,33
    г.Севастополь 0,00
    Северо-Кавказский федеральный округ 83 184 671,19
    Республика Дагестан 12 193 740,29
    Республика Ингушетия 2 251 341,00
    Кабардино-Балкарская Республика 12 193 328,37
    Карачаево-Черкесская Республика 5 528 244,42
    Республика Северная Осетия - Алания 9 290 866,93
    Чеченская Республика 4 871 111,34
    Ставропольский край 36 856 038,84
    Приволжский федеральный округ 545 008 183,00
    Республика Башкортостан 18 152 569,25
    Республика Марий Эл 13 453 322,44
    Республика Мордовия 49 990 019,59
    Республика Татарстан (Татарстан) 93 316 484,59
    Удмуртская Республика 48 940 006,81
    Чувашская Республика - Чувашия 14 120 803,54
    Пермский край 17 877 096,60
    Кировская область 26 055 690,80
    Нижегородская область 76 026 497,78
    Оренбургская область 27 015 434,37
    Пензенская область 20 225 514,63
    Самарская область 64 392 236,97
    Саратовская область 50 330 082,73
    Ульяновская область 25 112 422,92
    Уральский федеральный округ 153 765 080,27
    Курганская область 16 586 948,84
    Свердловская область 75 602 489,90
    Тюменская область 1 600 209,68
    Челябинская область 15 606 479,85
    Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 19 095 283,00
    Ямало-Ненецкий автономный округ 25 273 669,00
    Сибирский федеральный округ 364 701 203,56
    Республика Алтай 1 509 632,81
    Республика Бурятия 11 311 501,11
    Республика Тыва 2 274 372,00
    Республика Хакасия 24 612 960,74
    Алтайский край 2 010 715,44
    Забайкальский край 28 284 884,46
    Красноярский край 99 633 835,52
    Иркутская область 18 585 587,01
    Кемеровская область 55 991 352,77
    Новосибирская область 47 135 826,13
    Омская область 44 978 839,19
    Томская область 28 371 696,38
    Дальневосточный федеральный округ 158 750 851,62
    Республика Саха (Якутия) 51 816 353,85
    Камчатский край 4 572 959,96
    Приморский край 4 384 337,40
    Хабаровский край 41 108 239,77
    Амурская область 27 665 834,89
    Магаданская область 13 300 049,00
    Сахалинская область 0,00
    Еврейская автономная область 5 210 873,74
    Чукотский автономный округ 10 692 203,00
    Итого 2 315 404 462,75
    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...