Адаптация инструментов кластерной политики к условиям развития пропульсивных кластеров в регионах. Кластерная политика в россии Основы кластерной политики в рф


1

В статье авторами проанализировано теоретические подходы к определению «кластер», «кластерная политика». Определена сущность кластерной политики, а также выявлены формы и виды кластеров, характерные для российской экономики с учетом присущей ей специфики, идентификации возможности воздействия на процесс формирования кластерных образований на федеральном и региональном уровнях управления. Рассмотрен нормативно-правовой аспект реализации кластерной политики. Кластеры на территории России из-за отсутствия сформированных инновационных зон становятся своеобразными «полюсами роста», что подтверждает многоаспектность их роли: территориальная локализация кластеров делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий социально-экономического развития регионов; отраслевая специфика развития кластеров делает их важным инструментом отраслевой экономики; поддержка кластерных инициатив позволяет эффективно реализовывать миссию институтов развития по формирования инфраструктуры, обеспечивая необходимые предпосылки для развития инновационных проектов. Выделены основные проблемы кластерной политики, возникающие на федеральном и региональном уровнях. Определены приоритетные направления развития современной кластерной политики в России на ближайшую перспективу.

приоритетные направления

проблемы реализации кластерной политики

развитие кластерной политики в субъектах РФ

классификация

кластерная политика

1 Блудова, С. Н. Преимущества кластерного подхода в управлении экономикой // Сб. научн. тр. СевКавГТУ.– 2006 – № 1. Серия «Экономика». – С.72-78.

2 Екимова К. В. Развитие региона на основе формирования отраслевых кластеров: монография / К. В. Екимова, Е. В. Федина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – 114 с.

3 Лизунов В. В. Кластеры и кластерные стратегии: монография / В.В. Оизунов, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев. – 2-е изд., исправл. и дополн. – Омск: ИП Скорикова Е. В., 2012. – 280 с.

4 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд. доп.. – М. : ТЕМП. – 2010. – 644 с.

5 Растворцева С. Н. Приоритеты и формы реализации кластерной политики в российских регионах: монография / С. Н. Растворцева, Н. А. Череповская. – Белгород: КОНСТАНТА, 2013. – 206 с.

6 Румянцева А. А. Кластерная политика как стратегия регионального развития. – М. : Издательский дом МИСиС, 2013. – 235 с.

7 Самореализация территории в экономическом пространстве. – Екатеринбург: Институт экономики. Уральское отд. Рос. акад. наук, 2009. – С.59.

В современных условиях формирования государственной и региональной экономической политики кластерный подход декларируется в качестве одной из базовых. Однако, как показывает изучение теоретических подходов к определению кластерной политики, нет единого общепринятого определения данного экономического феномена.

Встречается некорректное употребление данного термина, в ряде случаев кластеры отождествляются с отраслями промышленности, иногда в качестве кластеров рассматриваются промышленные комплексы регионов. Попытаемся определить сущность кластерной политики, а также выявим формы и виды кластеров, характерные для российской экономики с учетом присущей ей специфики, идентификация возможности воздействия на процесс формирования кластерных образований на федеральном и региональном уровнях управления.

Целью исследования является выделение теоретических подходов кластерной политики, определение проблем реализации кластерной политики и разработка приоритетных направлений развития современной кластерной политики в России на ближайшую перспективу.

Основу для проведения исследования составили аналитические публикации, статистические данные.

Материал и методы исследования

При исследовании теоретических аспектов кластерной политики использовались различные методологические подходы, включая системный подход; методы и приемы научного исследования, в том числе метод восхождения от абстрактного к конкретному. Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе данных федеральных и региональных программ социально-экономического развития, Концепций и стратегий субъектов РФ, нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, а также собственных исследований автора.

Результаты исследования и их обсуждение

Впервые понятие «кластер» определил М. Портер в своей книге «Международная конкуренция». В своей теории о кластерном развитии он определил, что кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство из них включают в себя: компании «готового продукта», поставщиков специализированных форм производства, комплектующих изделий, сервисных услуг, финансовых институтов, фирмы в сопутствующих отраслях .

Другой исследователь, М. Энрайт выделил такую категорию кластеров, как региональные - это промышленный кластер, в котором формы-члены кластера находятся кластерах Главное отличие российских кластеров от западных аналогов заключается в отсутствии механизма взаимодействия в условиях растущей конкуренции и четкого распределения интересов среди его участников .

Опыт формирования российских кластеров невелик. Действующие кластеры сформировались на базе тех территориально-производственных комплексов, которые функционировали в условиях плановой экономики. Причины могут быть разные. С одной стороны, ещё слабы позиции рынка, до конца не сформированы рыночные институты, что не позволяет активно полагаться на эффект кластера в развитии региональной экономики. С другой стороны, отсутствует инициативная мотивация субъектов экономических отношений в создании кластера, поскольку еще не накоплен требуемый уровень знаний.

В России лидируют, в основном, кластеры, созданные в столичных городах в ведущих отраслях экономики, такие как энергетика, машиностроение, аэрокосмическая отрасль, информационные технологии и телекоммуникации. Однако все большее понимание находит подход к развитию регионов в России, основанный на создании кластеров. Процесс рыночных преобразований производственной базы плановой экономики в регионе требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с вузами и научно-исследовательскими институтами при безусловной поддержке органов власти всех уровней. Необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть поступательного развития в данных сферах, предоставляет кластер .

Кластерный подход - это несколько особый взгляд на традиционные проблемы того или иного региона. Не случайно по мере осознания места и роли кластеризации экономики в повышении конкурентоспособности территорий правительства и региональные администрации во всем мире инициируют и активизируют политику выращивания и развития кластеров. Эти тенденции стали укрепляться и в современной России .

Кластерная политика характеризуется, прежде всего, формированием взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, упрощением доступа к новым технологиям, распределением рисков в различных формах совместной экономической деятельности, организацией совместных научно-исследовательских работ, совместным использованием знаний и основных фондов .

В широком смысле под кластерной политикой государства следует понимать политику, направленную на развитие кластеров.

В толковом словаре Ожегова дается следующее определение: кластерная политика - это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий» и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями .

В соответствии с институциональной теорией, источником экономического роста и повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды является ресурс межличностных отношений, основанных на доверии и сотрудничестве между хозяйствующими субъектами, представляющий социальный капитал. Этот ресурс получает свое развитие в кластерной концепции, которая основана на формировании новых взаимоотношений между субъектами хозяйствования (сетевое сотрудничество), а также между органами государственного управления и бизнесом (государственно-частное партнерство), в результате которого реализуются конкурентные преимущества кластеров в активизации инноваций, развитии человеческого капитала, совершенствовании маркетинга.

По общим типам кластерную политику классифицируют на:

    Политику посредничества - создание условий для конструктивного диалога внутри кластера;

    Политику стимулирования спроса - формирование потребительских предпочтений в регионе;

    Образовательную политику - формирование необходимых компетенций и подготовка кадров высокой квалификации в регионе;

    Политика стимулирования внешних связей - устранение торговых барьеров;

    Политика создания благоприятных структурных условий.

Так как, реализация кластерной политики зависит от территории и интересов ее участников, то она должна реализовываться на трёх уровнях: федеральном, региональном и уровне бизнес-структур (рисунок 1) .

Рис. 1 .Реализация кластерной политики

Рассмотрим основные этапы реализации кластерной политики в РФ, которая берет свое начало с разработки методических рекомендаций по развития кластерных инициатив в регионах России в 2008 г. (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации (Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования) «О реализации кластерной политики в Российской Федерации» от 26 декабря 2008 года n 20615-ак/д19).

На федеральном уровне.

1 этап - 2005 г. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года.

2 этап 2012 г. - Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.

В настоящее время формирование кластеров предусмотрено в нормативно-правовых актах инновационного законодательства субъектов РФ, как законы: регулирующие общие вопросы социально-экономического развития субъектов РФ; которыми утверждаются концепции и программы социально-экономического развития субъектов РФ; регулирующие развитие малого и среднего предпринимательства; промышленную политику и формирование промышленных зон; повышение инвестиционной привлекательности и реализацию приоритетных инвестиционных проектов; поддержку отдельных отраслей.

Следует отметить, что в законах, регулирующих инновационную деятельность, применение кластерной политики широкого распространения не получило: из 52 законов, принятых в 47 субъектах РФ, кластеры упоминаются только в законах двух регионов - Алтайского края и Новосибирской области (3,8%).

В настоящее время реализуется 29 программ, 9 концепций и 2 стратегии инновационного развития. Формирование кластеров предусмотрено в 11 из них (27,5% от принятых документов).

Следует отметить, что недостаточно развита на уровне субъектов РФ законодательное закрепление механизмов кластерной политики.

При реализации кластерного подхода возникают проблемы, которые можно условно разделить на общие трудности и специфику социально-экономической обстановки в конкретном регионе.

На федеральном уровне следует выделить проблемы, как:

    Основная особенность, осложняющая реализацию какой-либо кластерной политики - это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности, местоположения и внутренней организации;

    Власти различного уровня пытаются заимствовать опыт «лучших практик» кластеризации, что приводит к формированию региональных и национальных политик с аналогичными целями и инструментами;

    Повсеместное развитие кластеров с одной и той же специализацией;

    Политизированность термина «кластер», использование кластера как современный модный бренд;

    Реализация кластерной политики направлена на объединение и взаимоувязку интересов различных сторон, вовлечённых в процесс кластеризации;

    До настоящего времени в России отсутствуют комплексные кластерные программы, которые в развитых странах являются главным инструментом государства в сфере активизации развития кластеров.

На уровне регионов можно выделить следующие проблемы:

    Эффективность проводимой в российских регионах кластерной политики сдерживается недостаточной степенью координации действий различных сторон, принимающих участие в формировании и реализации инновационной политики; что приводит к неритмичности выделения средств в течение срока создания кластеров и низким показателям отдачи вложенных средств.

    Проблема закрепления кластерной политики в инновационном законодательстве субъектов РФ;

    Высокая степень бюрократизации процесса принятия решений и слабое участие бизнеса в софинансировании инновационных проектов;

    Слабая информационная поддержка при продвижении инвестиционного проекта в регионе;

    Препятствием для развития государственно-частного партнерства является слабая вовлеченность частного бизнеса в процесс выбора направлений (приоритетов) научно-технической и инновационной деятельности, по которым органы исполнительной власти планируют партнерские отношения.

    Неопределенность условий государственного контракта, когда государство в случае уменьшения бюджетного финансирования оставляет за собой право снижать объемы выделенных средств.

В качестве приоритетов развития кластерной политики следует выделить:

    Совершенствование нормативно-правового регулирования, через законодательное закрепление механизмов кластерной политики на уровне субъектов РФ;

    Внедрение новых форм информационного обеспечения, позволяющих выявлять и формировать инновационные кластеры;

    Обеспечение информационно-аналитической поддержки кластеров, через создание агентств регионального развития осуществляющих консультации и услуги предприятиям-резидентам кластеров, а также мониторинг реализации кластерных инициатив;

    Формирование организационной структуры управления кластерами и обеспечения эффективной организации бизнес-среды, через создание условий (активное поощрение инновационного развития и модернизации инновационного развития корпоративных структур) в которых участники кластера должны конкурировать за кадры, квоты и др.

    Обеспечение устойчивого развития существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив;

    Разработка методики оценки эффективности развития кластеров в субъектах РФ, посредством разработки критериев оценки;

    Формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров, через привлечение квалифицированных специалистов из других регионов и стран, а также обеспечение тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами предприятий кластеров.

Выводы. Приоритетное направление регионального развития связано с созданием механизма региональной кластерной политики. Кластеры на территории России из-за отсутствия сформированных инновационных зон становятся своеобразными «полюсами роста», что подтверждает многоаспектность их роли: территориальная локализация кластеров делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий социально-экономического развития регионов; отраслевая специфика развития кластеров делает их важным инструментом отраслевой экономики; поддержка кластерных инициатив позволяет эффективно реализовывать миссию институтов развития по формирования инфраструктуры, обеспечивая необходимые предпосылки для развития инновационных проектов. Таким образом, под кластерной политикой следует понимать стратегический инструмент регионального развития и государственно-частного партнерства (ГЧП), как механизм реализации кластерной политики.

Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №14-12-13029).

Рецензенты:

Якимова О.Ю., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск;

Полушкина Т.М., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Кочеткова С.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16281 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В научных разработках речь идет о кластерной политике двух поколений . Кластерная политика первого поколения заключается в осуществлении федеральными и региональными органами власти мероприятий по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе.

Кластерная политика второго поколения базируется на индивидуальном подходе к проблемам развития каждого кластера в отдельности. При это региональные органы власти могут проводить следующие мероприятия:

  • 1) создавать платформы для диалога различных участников кластера;
  • 2) проводить диверсификацию местного спроса посредством размещени у местных компаний государственных заказов; 3) повышать квалификаци местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создавать бренд региона для привлечения иностранных инвестиций .

По роли государства выделяют четыре типа кластерной политики :

  • 1) каталитическая, когда региональные органы власти способствую взаимодействию заинтересованных сторон (например, частных компани и исследовательских организаций), но обеспечивают ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;
  • 2) поддерживающая, при которой наряду с каталитической функцие региональных органов власти осуществляются инвестиции в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг;
  • 3) директивная, когда поддерживающая функция дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;
  • 4) интервенционистская, при которой региональные органы власт наряду с выполнением директивной функции перенимают у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формируют ег специализацию.

При этом исследователи подметили тенденцию; чем ближе к региональному кластеру находятся органы власти, тем они интенсивнее проводят кластерную политику .

Наряду с кластерной политикой, проводимой органами власти, существуют также кластерные инициативы - программы стимулирования развития кластеров, предлагаемые местными объединениями предпринимателей . Кластерная инициатива представляет собой организованную попытку увеличить темпы роста и создать конкурентоспособность кластер в определенном регионе, вовлекая в процесс кластерные фирмы, государство и (или) исследовательские институты .

Направления кластерной политики во многом определяются тем, что региональные кластеры образуются самостоятельно в результате простран-ственного проявления рыночных сил и являются в основном сосредоточием малых и средних предприятий. Иначе говоря, невозможно создат кластер с нуля и заставить фирмы взаимодействовать друг с другом, есл это для них невыгодно . Кластер может появиться, например, на основани уже функционирующего технопарка. Его развитию может способствоват предоставление информационных и маркетинговых услуг региональным органами власти, продвижение продукции кластера на международны рынки и т.д.

Таким образом, среди направлений кластерной политики можно выделить следующие :

  • выявление и мониторинг ситуации формирования и развития региональных кластеров;
  • поддержка кластерных инициатив, направленных на достижени результативной кооперации организаций;
  • формирование коммуникационных площадок для потенциальны участников территориальных кластеров, в том числе за счет их интеграци в процесс разработки и обсуждения стратегий территориального развития содействие обмену опытом между регионами по формированию кластерной политики;
  • способствование консолидации участников кластера, реализаци программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных кампаний, реализация образовательной политики, согласованной с основным представителями кластера, обеспечение возможности коммуникаци и кооперации предприятий и научно-исследовательских и образовательных учреждений;
  • развитие информационно-коммуникационной и рыночной инфраструктуры в регионах;
  • развитие инженерной инфраструктуры;
  • формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров;
  • развитие конкурентной среды на внутренних рынках.

К направлениям кластерной политики относится и организация сетевого сотрудничества между научно-исследовательскими организациями и производственным сектором посредством осуществления исследовательских программ в интересах нескольких клиентов в «центрах знаний»В или «виртуальных институтах»; разработки программ исследований представителями производственного сектора; совместных исследовательски программ; частичного финансирования компаниями исследований в обме на права на его результаты; консультационных советов, состоящих из представителей производственного сектора .

  • См., напр.: Пилипенко И. В. Кластерная политика [Прил. 6] // Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора: доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» / Б. Ю. Титов, А. В. Данилов-Данильян. М., 2007 URL: http://www.docme.ru/doc/1835/pr06-pilipenko
  • Solved О., Lindquist G„ Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The CompetitivenessВ Institute / VINNOVA. Gothenburg, 2003 ; Andersson T., Hansson E., Serger S. S., Soivik J. TheВ Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED, 2004.

Андросенко И.А.

Кластерная политика -- система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной "промышленной политики", в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. На основании Концепции в Российской Федерации предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Основными направлениями кластерной политики являются:

· содействие институциональному развитию кластеров, в первую очередь - разработка стратегии их развития;

· стимулирование инноваций и коммерциализации технологий;

· содействие в предоставлении консультационных услуг;

· мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;

· разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.

Меры, направленные на повышение конкурентоспособности участников кластера включают в себя:

· содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР;

· субсидирование части затрат предприятий на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану за рубежом изобретений;

· установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также налога на часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ; создание особых экономических зон регионального уровня;

· совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение целевой подготовки).

Формирование благоприятных условий для развития кластера:

· инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров. Реализация мер налогового регулирования для участников кластеров;

· финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы": обеспечение научным оборудованием центров коллективного пользования, поддержка проектов выполнения НИР и НИОКР;

· программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника): поддержка создания новых инновационных предприятий;

· помощь в реализации инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основе собственных разработок и при участии вузов;

· поддержка НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий на новые технологии и технические решения, приобретаемых у российских вузов, академических и отраслевых институтов.

На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, на конкурсной основе выдаются субсидии субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов РФ в целях реализации широкого спектра кластерных инициатив.

В настоящее время выделяется кластерная политика двух поколений. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе (отрасли). Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране или отрасли кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности. Государство может стимулировать развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий: 1) "брокерскую" политику - создание платформы для диалога различных акторов кластера; 2) диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; 3) повышение квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; 4) создание "брэнда" региона и отрасли для привлечения иностранных инвестиций.

Таким образом, для Российской Федерации кластерная политика - перспективное направление повышения конкурентоспособности государства и отдельных отраслей национальной экономики, а также механизм активизации инновационных процессов ведущих отраслевых комплексах, в том числе оборонного назначения. Она способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов производственного процесса, и, как следствие, повышению конкурентоспособности самих предприятий и производимой продукции.

Список литературы

кластер территориальный производственный экономика

1. Письмо Минэкономразвития России от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19 "О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации".

2. Инновационная Россия -- 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года), Минэкономразвития России, Москва, 2010 год (проект). Раздел IX. Территории инноваций.

3. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4. С. 25.

4. Пилипенко И.В. "Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов" // VIII Сократические чтения "Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России". / Сборник докладов под ред. В.А. Шупера. -- М.: Эслан, 2011. -- С. 177-211.

5. Хасбулатов О.Р. Региональная экономическая политика развитых стран мира: Автореф. дис…. канд. экон.наук. М., 2008. С. 20.

Размещено на Allbest.ru

Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Домбровский М. А.

старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики Пермского государственного социального университета

Методологические проблемы экономической кластеризации

В статье показаны современные направления инновационной экономики, обеспечивающие осуществление процесса экономической кластеризации. Дана характеристика основных элементов кластерной системы. Показана необходимость формирования эффективной методологии экономической кластеризации

Ключевые слова: инновационная экономика, кластер, кластерная политика, методология экономической кластеризации

Современная экономика придает мощные импульсы развитию инновационного направления. Сегодня формирование экономических структур направлено на повышение их конкурентоспособности на основе кооперации, специализации и интеграции, развития партнерских отношений. Сложившиеся в настоящее время в России региональные системы со слабым внутрисистемным и межрегиональным потенциалом рыночной инфраструктуры затрудняют проведение четкой политики взаимодействия государственных органов и бизнеса, ограничивают возможности развития социально-экономического пространства субъектов федерации.

Напротив, в развитых странах заметной и устойчивой тенденцией является формирование кластеров, как спонтанное, так и регулируемое государством.

В России процесс экономической кластеризации, т.е. кластерообразования, в настоящее время осуществляется преимущественно стихийно, под влиянием рыночных сил. Это вполне закономерное явление, однако, его теоретико-методологические и прикладные аспекты оказываются реализованными не в полной мере.

Теория управления кластерами, регулирования процесса их создания и функционирования не получила должного развития в экономической науке и практике Российской Федерации, а неадаптированное применение зарубежного опыта может не обеспечить необходимого эффекта в своеобразных социально-экономических и институциональных условиях страны.

Рассмотрим базовые положения методологии кластерного подхода. Как правило, в современных исследованиях авторы отмечают актуальность применения данного метода, однако не определяют сущность феноменов, лежащих в основе организации процесса экономической кластеризации: «кластерная политика», «кластерная инициатива», «кластерная технология», «кластерный консалтинг». Для формирования действенной методологии управления процессами кластеризации социально-экономического пространства регионов РФ необходимо конкретизировать терминологию.

Процесс экономической кластеризации реализуется на базе основных положений кластерной теории, которую отличает ее абстрактный характер. Управляющие усилия государства всегда конкретны, имеют определенную направленность, решают актуальные задачи развития территории, осуществляются посредством допустимого в условиях рыночной экономики набора инструментов кластеризации. Поэтому с одной стороны, важна четкая идентификация кластера, как объекта кластерной теории, а с другой стороны, как предмета государственного управления.

Понятие «кластер» является одним из элементов стратегии конкурентной борьбы, предложенной М. Портером, профессором кафедры делового администрирования Harvard Business School; ведущим специалистом в области конкурентной стратегии и конкурентной борьбы на международных рынках. Майкл Портер определил кластер как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере (рыночной нише) и взаимодополняющих друг друга .

В развитых странах кластерная теория на практике начала применяться в начале 1990‑х годов благодаря трудам М. Портера, М. Энрайта, Дж.Даннинга, Р. Мартина.

В современной России практическое применение кластерной теории связано с именами таких учёных, как М.К. Бандман, Н.Н. Колосовский, Н.И. Ларина, И.В. Пилипенко и др. В целом авторы формулируют три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования:

Это регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

Это вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

Это отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).

Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий.

Таким образом, кластер представляет собой форму организации экономических отношений. Первоначально ее использовали для повышения конкурентоспособности. Однако в принятом курсе на модернизацию экономики, построение инновационной экономики кластер стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:

При анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;

Как основа общегосударственной промышленной политики;

При разработке программ регионального развития;

Как основа стимулирования инновационной деятельности;

Как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.

Т.В. Миролюбова на основе обзора зарубежных и российских концепций и моделей классифицировала кластеры по следующим признакам: по территориальному охвату; по стадии развития кластера; по степени новизны выпускаемой продукции; по размерам; по отраслевой принадлежности; по различиям в структуре взаимосвязей; по степени инновационности; по роли в системе обмена и использования знаний; по наличию и степени развития элементов кластерной структуры; по уровню агрегации участников кластера; по соорганизации практико-ориентированной фундаментальной науки, проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности; по характеру отрасли предприятий-участников кластера .

В основе кластерной методологии лежит рассмотрение формы экономических отношений, направленных на создание «современного инновационного продукта», как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Следовательно, можно говорить о кластере как сложной экономической системе.

Кластерные системы характеризуются общими особенностями:

Наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иные стратегии всей региональной экономической системы;

Территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

Создание участниками некоммерческого объединения, добровольность вхождения в данное объединение и наличие координирующей организации и сайта;

Устойчивость стратегических хозяйственных связей в рамках кластерной системы, включая ее региональные, межрегиональные, внутригосударственные и международные связи;

Долговременная координация взаимодействия участников кластерной системы в рамках ее общенациональных и внутрирегиональных программ развития, инвестиционных проектов, инновационных процессов;

Наличие корпоративных систем управления, контроля бизнес-процессов, коллективного хозяйственного мониторинга.

Кластерные системы формируются на основе трех принципов в зависимости от структуры, размера и вида деятельности:

Общность интересов потенциальных участников - одни и те же или взаимосвязанные области деятельности, общий рынок или сфера активности;

Концентрация - расположение, удобное для регулярных контактов;

Взаимодействие - взаимосвязи, взаимозависимость с большим разнообразием формальных и неформальных отношений.

Естественно, крайне важными являются механизмы финансирования кластерной системы. Среди наиболее значимых статей затрат на деятельность кластера следует отметить:

Затраты на создание кластера как упорядоченную и организованную в какое-либо коммерческое объединение совокупность организаций;

Затраты на развитие инфраструктуры и ее поддержание;

Затраты на отдельные проекты и программы такого кластера.

Финансирование создания кластера, как правило, ведется на основе бюджетных ресурсов или крупного спонсора (это могут быть, например, стержневые предприятия кластера). Финансирование инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах осуществляется как на основе смешанного финансирования - взносы предприятий-участников кластеров и бюджетного финансирования (распространено в Германии), так и в отсутствие или с минимальным участием бюджетных ресурсов (наиболее свойственно Великобритании). Для России, на наш взгляд, оптимален вариант интеграции ресурсов бюджетов различного уровня через целевые программы и специализированные фонды, вкладов участников кластера.

Организация кластеров возможна по инициативе государственных органов различного уровня с целью развития конкурентоспособности и инновационной активности, по инициативе ведущего предприятия, располагающего достаточным капиталом, научным, технологическим потенциалом, трудовыми ресурсами и т.п. По мере повышения уровня взаимного доверия участников будущего кластера, должен происходить постепенный переход к более рискованным инновационным проектам. В процессе становления кластера он проходит следующие стадии:

Мотивацию потенциальных участников;

Разработку общей инновационной и кластерной стратегий;

Разработку пилотного проекта;

Разработку стратегического проекта;

Стадию инновационного проектирования.

Инновационное развитие экономики на основе стимулирования кластеризации предполагает инициативу и совместные действия не только бизнеса, но и государства. Мы считаем, что мотивацию участников кластера на стадии его формирования должно взять на себя государство не только путем финансирования через целевые программы, но и путем формирования специального законодательства в области налогообложения. Кроме того, требуется оценить и сформулировать «кластерную политику», которая должна включать ликвидацию формальных барьеров для развития инновационной деятельности; инвестирование в человеческий капитал, трудовые ресурсы и проблемы человеческого фактора; инвестирование в инфраструктуру. Кластерная политика может решать проблемы развития конкретных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Функции администрации всех уровней, научно-образовательных учреждений и предпринимателей при развитии кластеров должны быть взаимодополняющими. В частности, муниципалитет должен инициировать процессы кластеризации и всемерно оказывать поддержку потенциальным участникам объединения. Он должен проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами экономики. Развивать кластер в отрыве от развития территории региона в целом неэффективно. Следовательно, кластеры являются открытыми системами, которые стимулируют конкуренцию. Их целью не является фиксация цен или ограничение конкуренции.

Взаимный обмен информацией, совместные научные исследования или экспортное продвижение направлены на развитие конкурентоспособности фирм без ограничения конкуренции. Для этого в современных условиях экономического развития на базе кластеров должен достигаться консенсус развития кластеров между бизнесом и региональными властями. Кластерный подход на практике реализуется проведением кластерной политики - деятельностью по поддержке кластеров. Н.А. Корчагина раскрывает содержание данной деятельности: «совместные, целенаправленные, закрепленные документально, действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научно-исследовательских институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластеров и повышения эффективности деятельности всех их элементов» .

Кластерная политика предусматривает принятие стратегии и программ развития отдельных кластеров - т.н. «кластерные инициативы», а также формирование инструментальной базы для их реализации - т.н. «кластерные технологии».

По нашему мнению, кластерные инициативы представляют собой как отдельные, так и совместные организованные усилия кластерных фирм, правительственных, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определенной территории. Если кластерная политика это система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов и предприятий, входящих в кластер, а также внедрение инноваций, то кластерная инициатива - это деятельность по организации конкретных кластеров на конкретной территории.

Кластерная политика рассматривается как альтернатива традиционной «отраслевой политике», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий и отраслей . Выделим основные отличительные параметры кластерного подхода в сравнении с традиционным отраслевым:

Стратегия развития территории;

Взаимоотношения власти и бизнеса;

Производство и технологии;

Конкуренция;

Пространственное развитие;

Критерии экономической эффективности;

Рынок труда;

Институциональная среда;

Тип доминирующих коммуникаций между предприятиями.

Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым представлены в табл.1.

№ п/п Основные пара-метры сравнения Характеристика кластерного подхода Характеристика отраслевого подхода
1. Принцип формирования. Горизонтальная и вертикальная интеграция, оптимизация межотраслевых взаимодействий. По технологическому признаку.
Потенциал экономического роста. Эффекты синергии, обусловленные взаимодействием разнородных элементов. Присутствие «ключевого участника» (крупных предприятий, научных центров). Интенсификация производства предприятия (отрасли).
Возможность активизации инновационного потенциала. Высокий уровень инновационной активности, достигаемый за счет возможности концентрации ресурсов в отдельных элементах кластера, определяющих его инновационный потенциал. Ограничена в силу инерционности системы внедрения инноваций, проблем коммуни-каций.
Конкурентоспособность продукции ре-гиона. Повышается за счет территориальной концентрации элементов кластера, которая приводит к снижению транспортных и транзакционных издержек. Слабо выражена в силу территориальной рассредоточенности предприятий, реализующих воспроизводственные процессы в пределах одной отрасли.
5. Инвестиционная привлекательность. Определяется возможностью комплексного использования инвестиционных ресурсов. Эффект инвестиций определяется возможностями объекта инвестирования.
6. Уровень коммуникаций. Долгосрочные связи между участниками кластера, основанные на взаимовыгодных отношениях. Жесткая иерархическая структура, определя-емая технологическими и административно-управленческими связями.
7. Устойчивость региональной системы. Возможность адаптации к изменяющимся условиям внешней среды за счет более высокой диверсификации видов деятельности. Более высокая специализация, приводящая к снижению адаптивной способности региональной социально-экономической системы.

Таблица 1

Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым

Кластерная политика может заимствовать из отраслевой политики фокусирование на отдельных секторах экономики и специфические для этих секторов мероприятия, т.е. технологическую направленность. Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на достижения оптимального результата минимальными средствами . Под кластерными технологиями мы понимаем алгоритм формирования регионального кластера с учетом величины и степени реализации потенциала рыночной инфраструктуры региона в системе государственного управления субъектами РФ.

Сущность инфраструктуры состоит в эффективном удовлетворении потребностей региона в товарах и услугах на основе их продвижения за пределы своего региона и приобретения в других регионах. Потенциал инфраструктуры региона представляет способность многоаспектной системы экономических отношений максимизировать наполняемость региональных рынков товарами, скорость оборачиваемости ресурсов и качество предоставляемых услуг на основе имеющихся ресурсов .

Как известно, внедрение технологий состоит из последовательности проектных этапов, начиная с инициирования, разработки стратегии и плана действий по развитию кластера и заканчивая формированием специализированной ассоциации участников кластера, реализацией программы развития и оценкой ее эффективности .

Таким образом, что использование кластерных технологий представляет собой новый, проектно ориентированный подход для стимулирования развития кластеров и является специфическим инструментом кластерной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне.

На сегодняшний день кластерная политика, является важным этапом развития региональной политики в передовых странах. Результаты исследования М.Н. Мироновой показали, что в зарубежной практике кластерную политику исторически разделяют на два периода: первого и второго поколений . Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством по идентификации кластера, определению поля деятельности формирующих кластер фирм, созданию государственных органов его поддержки и осуществлению общей политики стимулирования всех кластеров в стране. В данном периоде ведущую роль в исследованиях играют экономические географы и региональные экономисты, которые с помощью средств пространственного моделирования должны выявить кластеры и определить их состав. Первый этап кластерной политики характерен, в основном, для государств с высокой степенью развитости традиционных производств - Испании, Португалии, Греции, Нидерландов и Италии.

Кластерная политика второго поколения, которая базируется на хорошем знании существующих в стране кластеров, подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности, так как государство может выступать в качестве менеджера, заказчика, инициатора производственного процесса, брокера, сводящего производителя и потребителя внутри кластера, и источником финансирования для фирм, работающих в кластере. Кластерная политика второго поколения превалирует в странах с высоким уровнем жизни (в Швейцарии, Швеции, Великобритании, Финляндии, Австрии, США), где «кластеризованы» все отрасли экономики - традиционная промышленность, сфера новых технологий и сектор услуг.

В зависимости от поставленных целей и культуры предпринимательства государство может выполнять различные функции при проведении кластерной политики. В этой связи выделяются две модели кластерной политики развитых стран - «континентальная» и «англосаксонская» .

«Континентальная» политика развития кластеров реализуется в ряде европейских стран - Швеции, Франции, Норвегии и др., где особую роль играет активная государственная (федеральная) политика развития кластеров. Она включает в себя комплекс мер - от выбора приоритетных кластеров и финансирования проектов по разработке стратегий и программ их развития до целевого создания ключевых факторов успеха их деятельности (например, создание инфраструктуры, центров совершенства в области НИОКР).

Основной принцип второй - «англосаксонской» - модели, применяемой в США и Великобритании, состоит в том, что кластер рассматривается как рыночный организм, и роль федеральных властей заключается в снятии барьеров на пути его естественного развития. К особенностям кластерной политики в этих странах относится то, что основными игроками являются региональные власти и региональные организации, которые вместе с ключевыми участниками кластеров разрабатывают и реализуют программы их развития. Федеральные власти в ряде случаев финансировали и поддерживали пилотные проекты.

М. Энрайт, ученик и последователь М. Портера, предложил рассматривать четыре механизма проведения кластерной политики :

1) каталитическая кластерная политика - правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские фирмы) и оказывает им ограниченную финансовую поддержку;

2) поддерживающая - каталитическая политика государства дополняется значительными инвестициями в инфраструктуру регионов (в образование, профессиональное обучение, маркетинг и др.), создавая благоприятную среду для развития кластеров;

3) директивная - поддерживающая функция государства дополняется специальными программами, нацеленными на трансформацию специализации региона через развитие кластеров;

4) интервенционистская - правительство, наряду с выполнением своей директивной функции, перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, административных ограничений или стимулов, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.

В связи с реализацией кластерной политики и кластерных инициатив становится актуальным еще один элемент кластерной системы - кластерный консалтинг, означающий предоставление услуг по проектам выделения на территории региона определенного вида кластеров, а также преподавание теоретических основ управления кластерными инициативами - кластерный менеджмент.

Наша страна переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, экономики, науки и образования, бизнеса и общества. Кластерная политика является новым направлением развития российской государственной региональной политики.

Тема кластеров и кластерной политики в России впервые официально была обозначена в документах Правительства РФ в конце 2005 - начале 2006 г. В 2005 г. Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад, в котором говорилось, что «единственный путь наращивания нашего экономического потенциала - это повышение производительности труда, диверсификация экономики» .

В дальнейшем вопросы кластерной политики нашли отражение и в других документах Правительства РФ. В проекте Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ определено понятие «территориальный кластер» - кластер, который объединяет динамичные и внутренне конкурентоспособные сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию, и которые совместно обеспечивают «хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий» .

В начале 2008 г. тема кластеров была обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. В Концепции рассмотрены три сценария развития страны: инерционный, энергосырьевой и инновационный. Отмечено, что переход к инновационному сценарию возможен при активном стимулировании предпринимательской инициативы и наращивании инновационной активности в экономике, что, в свою очередь, потребует совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, отличающих постиндустриальную экономику. В их числе названа «поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально производственных кластеров» .

В проекте Концепции совершенствования региональной политики в РФ затронута тема создания территориально-производственных кластеров для изготовления продукции с высокой добавленной стоимостью , даются рекомендации по формированию и развитию кластеров с учетом приоритетных для конкретного субъекта отраслей.

Явным недостатком вышеперечисленных Концепций является отсутствие единой методологии экономической кластеризации: она не носит системный характер. Имеющиеся на сегодняшний день методологические проблемы экономической кластеризации представлены на рис. 1.

Рис. 1. Методологические проблемы экономической кластеризации

Как видно из рис. 1, процесс экономической кластеризации является совокупностью взаимосвязанных стратегических и тактических компонентов, имеющих целью построение кластера. В современной концепции государственного управления представлены лишь основные составляющие кластерной системы; их базовые функции и эффекты, ожидаемые от их создания не учтены. Также отсутствует обоснование механизма, посредством которого субъект управления (органы государственной власти и управления субъекта РФ) с помощью кластерной политики способен оказывать продуктивное воздействие на процессы формирования и развития кластеров. В данном случае не учитывается иерархичная природа кластеров, их способность активизировать взаимодействия с внешней средой через обратную связь.

Результаты проведенного методологического анализа позволяют утверждать, что повышение эффективности процесса экономической кластеризацией в регионах России сопряжено с реализацией ряда аспектов системного подхода:

Включение процессов формирования и развития кластерных инициатив и кластерных технологий в состав ключевых объектов стратегического управления развитием кластеров;

Ориентация на достижение множества значимых для государства и участников процесса экономической кластеризации эффектов ожидания при планировании, организации поддержки и мониторинге результатов;

Учет многофункциональной роли государства, реализуемой им в процессах создания, функционирования и развития экономических кластеров через кластерный консалтинг;

Достижение высокого уровня разнообразия форм и инструментов, т.е. кластерных технологий, посредством которых органы государственной власти и управления обеспечивают управленческое воздействие на процесс экономической кластеризации;

Обеспечение широкой сферы использования механизма государственно-частного партнерства для развития процессов кластеризации социально-экономического пространства региона;

Обеспечение единства разных этапов процесса экономической кластеризации в разработке и реализации кластеров.

Таким образом, исходя из того, что кластеры - это структуры, самостоятельно образующиеся за счет пространственного проявления рыночных сил, то, соответственно, органы государственной власти должны создавать условия для их ускоренного и успешного развития, а не пытаться директивно развивать кластеры с нуля. Для этого первоначально необходимо создать эффективную методологию экономической кластеризации.

Литература

1. Денисов Г.А. Преимущества применения кластерного подхода в целях развития экономики региона // Вестник Майкопского гос. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 106–109.

2. Домбровский М.А. Управление потенциалом рыночной инфраструктуры региона: дис. ... канд. экон. наук. - Пермь, 2010.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «Стратегия-2020» // URL: http://www.minregion.ru/press_office/terms/955.html.

4. Корчагина Н.А. Оценка реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник Астраханского гос. технич. ун-та. Сер. Экономика. - 2010. - № 1. - С.131–138.

5. Миролюбова Т.В. Международное сотрудничество между регионами как элемент государственного управления экономическим развитием на региональном уровне // Вестник РУДН. Сер Экономика. - 2008. - № 3. - С.73–78.

6. Миронова М.Н. Мировой опыт кластерного подхода в государственной экономической политике: особенности и возможности применения в России // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2010. - № 2(28). - С. 32–38.

7. Одегов Ю. Экономика и социология труда. - М., 2002.

8. Andersson T. etc. The Cluster Policies Whitebook IKED 2004 // www.competitivenessorg/article/view/241

9. Porter M. Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990.

10. Raines Ph. The Challenge of Evaluating Cluster Behavior in Economic Development Policy // European Policies Research Center University of Strathclyde, 2002.

UDK 332.122
BBK 65.050.22

The article discusses the legal and theoretical aspects of the selective industrial policies’ implementation to support and encourage regional cluster development. On the basis of classification of old industrial regional’ clustering author proposes cluster policies’ instruments and defines parameters to measure the effectiveness of its implementation with the position of the system and resource approaches.

Keywords: industrial and post-industrial clusters , cluster , cluster policy , selective industrial policy .

На современном этапе мировым сообществом признано, что активное развитие кластеров является эффективным направление инновационной предпринимательской деятельности. Вместе с тем, опыт зарубежных стран (Великобрита-ния, Германия, Япония и др.) свидетельствует о необходимости тщательной, комплексной разработки селективных инструментов поддержки кластеров в контексте общестратегических документов как в целом, страны, так и отдельной территории.

Кластерная политика может быть определена как комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности страны через стимулирование развития кластеров. В Российской Федерации существует целый пакет программных документов, отражающий тенденции и «правила» кластеризации экономики.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года предусматривается создание сети территориаль-но-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологических класте-ров в России. Следует отметить, что законодательное определение «кластер» на уровне федеральных законов отсутствует. Данный факт объясняется тем, что законы, чаще всего, принимаются законодатель-ным органом с некоторым опозданием во времени с момента возникновения тех общественных отноше-ний, которые они впоследствии регулируют.

Основной целью реализации кластерной политики в России является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособ-ности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производст-венных и сервисных услуг, научно-исследователь-ских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры .

В рамках реализации поставленной цели в качестве основных задач кластерной политики определены:

1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устра-нение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стои-мости, а также обеспечивающей наращивание конку-рентных преимуществ участников кластера.

2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкуренто-спобсоности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономической политики по направлениям:

  • поддержки развития малого и среднего предпринимательства
  • инновационной и технологической политики
  • образовательной политики
  • политики привлечения инвестиций
  • политики развития экспорта
  • развития транспортной и энергетической инфраструктуры
  • развития отраслей экономики.

3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образова-тельной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправ-ления, объединений предпринимателей по реализа-ции кластерной политики.

Результатами реализации кластерной поли-тики должен стать рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активиза-ция привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.

Реализация кластерной политики предпола-гает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российс-кой Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей. Функции по обеспечению инициирования разработки стратегий развития кластеров, содействию их организацион-ному развитию и основному объему финансовой поддержки кластерных инициатив будут реализо-вываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Актуальность применения кластерной политики в российских территориально-отраслевых отношениях подтверждается стремлением федераль-ных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций. Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. №20615-АК/Д19) , которые направлены на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России. Методические рекомендации подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономи-ческого развития Российской Федерации и содержат основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России.

В соответствии с указанными рекоменда-циями целью кластерной политики является укрепление сетей взаимосвязей между экономии-ческими субъектами - участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет интенсификации контактов ведущих специалистов, снижения трансакционных издержек взаимодействия за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Среди основных направлений содействия развитию кластеров, рекомендованных Минэконом-развития для реализации органами государственной власти и местного самоуправления, можно выделить содействие институциональному развитию класте-ров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организа-ции развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

1. Повышение качества управления на предприятиях кластера, включая:

  • содействие предоставлению консультационных услуг предприятиям участников кластера в области менеджмента;
  • проведение систематической работы по выявлению примеров лучшей практики по новым методам и механизмам управления на предприятиях кластера и содействие их эффективному распростра-нению;
  • содействие внедрению и сертифи-кации предприятиями системы управления качеством в соответствии со стандартами ИСО 9000, отраслевыми стандартами организации производства, а также иными стандартами качества и подтверждения соответствия;
  • содействие развитию механизмов субконтрактации, включая распространение информации о возможности оказания промышлен-ных услуг по субконтрактным договорам, на основе информации о наличии общих и специализирован-ных производственных мощностей и потребностях производственных предприятий, в том числе на основе развития специализированных консульта-ционных организаций - центров субподряда.

2. Стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, под-держка сотрудничества внутри кластера между исследовательскими коллективами и предприятиями в области НИОКР;

3. Содействие маркетингу продукции (това-ров, услуг), выпускаемой предприятиями - участни-ками кластера и привлечению прямых инвестиций.

Следует отметить, что общим недостатком всех документов, касающихся приоритетов кластерной политики, как в целом в стране, так и в отношении отдельных регионов и отраслей, является отсутствие практических прикладных моделей анализа, оценки и прогнозирования кластерного развития региона, параметров влияния кластера на территории присутствия, законодательные условия ограничения деятельности данных структур. Рекомендации носят, как правило, общий характер, не определяя специфики кластерообразования в различных регионах. Соответственно основным источником взаимоувязки интересов является применение программно-целевого метода и интеграция приоритетов стратегического развития региона, заложенных в Концепции или Стратегии социально-экономического развития, Схеме тер-риториального планирования и Финансовой страте-гии на среднесрочную перспективу, с целями разви-тия кластеров.

В системе стимулирования развития кластеров в российской экономике условно можно выделить селективные инструменты поддержки внепространственных (национальных) и пространст-венных кластеров (региональных), развития кластерных инициатив (локальных кластеров). Кроме того, отдельным направлением государственной политики является развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов на основе использования эффекта размещения, концентрации, комбинирования и кооперирования.

Таблица 1 - Основные направления проведения кластерной политики

Формы организации кластеров

Территории присутствия

Органы власти, ответственные за проведение политики

Основные направления реализации политики

Формы реализации политики

Внепространственные (национальные) кластеры

Федеральные органы власти

  • поддержка конкуренции;
  • повышение образовательных и экологических стандартов;
  • продвижение интересов компаний кластера на иностранных рынках
  • принятие НПА;
  • заключение международных договоров.

Территориаль но-производственные комплексы

Регион или несколько регионов

Федеральные и региональные органы власти

  • освоение новых месторождений полезных ископаемых;
  • развитие инфраструктуры в районах нового освоения;
  • расширение существующих ТПК.
  • законодательное закрепление статуса ТПК.

Пространственные (региональные) кластеры

Регион, муниципалитет

Региональные органы власти, органы местного самоуправления

  • продвижение продукции на российских и зарубежных рынках;
  • оздание «бренда» региона;
  • интенсификация контактов между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и частными компаниями.
  • государственно-частное партнерство;
  • нормативно-правовое регулирование;
  • проведение исследований о развитии кластера;
  • государственные заказы для диверсификации деятельности компаний;
  • организация выставок.

Кластерные инициативы (локальные кластеры)

Муниципалитет

Органы местного самоуправления

  • развитие сетей компаний в смежных подотраслях;
  • развитие сотрудничества между органами власти, университетами, НИИ, технопарками и компаниями;
  • создание «бренда» региона;
  • продвижение продукции на российские и зарубежные рынки.
  • государственно-частное партнерство;
  • проведение исследований о развитии взаимодействия между членами кластерной инициативы;
  • государственные заказы для диверсификации деятельности компаний; организация выставок.

Политика по отношению к национальным кластерам в России связана с реализацией потенциала конкурентоспособности ведущих отраслей промышленности. В настоящее время в России имеется несколько внепространственных промышленных кластеров: нефтегазовый, черная металлургия, цветная металлургия, лесной и пищевой кластер. Для повышения конкурентоспособности этих кластеров государственная политика должна соответствовать следующим рекомендациям: поддержка конкуренции в отрасли, содействие продвижению отечественных компаний на зарубежные рынки для приобретения новых технологий, установление высоких образовательных стандартов и внедрение новых методов образования, содействие развитию кооперации между компаниями и научно-исследовательскими институтами для скорейшей коммерциализации новых знаний, развитие базовой инфраструктуры, установление жестких экологических и технических стандартов.

Кроме того, в отношении отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости (например, машиностроение) необходимо сосредоточиться на разработке инструментария, стимулирующего замену предприятиями изношенного оборудования, повыше-нии качества высшего и среднего профессионального образования, организации стажировок для групп отечественных специалистов за рубежом.

Особое место среди внепространственных кластеров занимают кластеры военно-промышлен-ного комплекса, отраслей авиастроения и судостроения, стратегических отраслей, развитие которых или напрямую зависит от государственных заказов или в значительной степени определяется стратегией и политикой государства. Создание ОАО «Объединен-ная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объеди-ненная судостроительная корпорация» является логичным ходом по консолидации активов для повышения конкурентоспособности России в этих сильно монополизированных отраслях мировой экономики.

Политика по отношению к региональным кластерам . В настоящее время наиболее перспективными, по нашему мнению, являются исследования формирования кластеров, прежде всего, в новых передовых отраслях хозяйства, развивающихся после перехода России к рыночной экономике. Данные кластеры имеют в своем составе большое количество инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биотехнологии, производство новых конструкционных материалов и т.п., а также связанной с ними сферы услуг. В создании ВВП страны и обеспечении занятости населения компании этих отраслей играют пока незначительную роль (3 % и 12 % соответственно). Однако они обладают необходимым потенциалом для роста и в будущем могут сформировать сети поставок для более крупных заводов, которые будут с их помощью модернизировать свою структуру.

Главной целью кластерных инициатив, по мнению автора, является создание сети взаимо-действий между учеными, студентами, предпринима-телями и государственными служащими, чтобы при принятии решений органами государственной власти были в максимальной степени учтены мнения представителей всех участников кластерной инициативы. Для обеспечения текущего функциони-рования кластерной инициативы должен создаваться исполнительный комитет во главе с менеджером, который будет отвечать за исполнение задач и достижение целей данной кластерной инициативы.

Развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов в сырьевых отраслях и в основном в районах нового освоения должно быть отдельным направлением государственной политики по диверсификации экономики и углублению степени переработки сырья. При этом наиболее приемлемым инструментом реализации этой политики является государственно-частное партнерство, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив. Однако для начала реализации широкомасштабной программы по созданию новых ТПК, необходимо разработать и принять Программу развития и размещения производительных сил страны, в которой обозначить государственные приоритеты по развитию конкретных регионов и отраслей в увязке с развитием электроэнергетики и другими стратегиями развития отраслей промышленности.

В целом политика по стимулированию развития внепространственных кластеров и созданию территориально-производственных комплексов должна осуществляться по отношению к отраслям экономики, ориентированным в основном на производителя, а кластерная политика по стимулированию пространственных кластеров и развитию кластерных инициатив - по отношению к отраслям промышленности, ориентированным на потребителя, и сфере услуг.

Общая схема кластерной политики в Российской Федерации представлена на рис 1.

Рис. 1. Интегральная схема кластерной политики в Российской Федерации

Приоритеты развития конкретных кластеров должны учитывать, в первую очередь, специфику пространственного размещения, сложившейся сис-темы территориально-производственного комплекси-рования территории. Политика поддержки внепрос-транственных кластеров является достаточно разра-ботанной с точки зрения нормативно-правового и методического обеспечения. Формирование клас-терных инициатив в современных условиях затруд-нено в силу недостаточной развитости сетей заинтересованных сторон на локальном уровне. Вместе с тем наиболее приоритетной остается задача поддержки сложившихся территориально-произ-водственных комплексов и формирования на их основе (с использованием их пространственных и синергетических преимуществ) региональных кластеров. Однако и здесь есть ряд сложностей, связанный, в первую очередь, с тем, что нормативные документы (стратегии, концепции, программы) развития региональных кластеров отдельных территорий (Москва, Иркутская, Самарская области, Пермский, Алтайский края и др.) носят универсальный характер с точки зрения принятия решения о поддержке кластерных инициатив, выявления потенциала кластерного развития отрасли или территории и т.д. Конкретные механизмы реализации кластерной политики применительно к отдельным отраслям и территориям должны разрабатываться на уровне региона и носить не только селективный, но и уникальный характер, обоснованный спецификой территориально-отрас-левого комплексирования, пространственного раз-вития, функциональной специализацией территории. Основным актором реализации политики по отношению к конкретным кластерам являются органы государственной власти соответствующих субъектов.

Особое значение селективная промышленная политика поддержки региональных кластеров приобретает для старопромышленного региона, что обосновано ключевыми детерминантами функциони-рования данного типа территорий: сложившаяся, устойчивая структура хозяйственного комплекса, высокая доля износа основных производственных фондов, наличие признаков моноспециализации.

В старопромышленном регионе можно проследить четкое разделение кластеров на традиционные (процессные и дискретные) и постиндустриальные.

Кластеры традиционного типа в старопро-мышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой верти-кально или диагонально интегрированные системы, имеющие устойчивые или потенциальные межфир-менные связи с элементами инновативности, конгломерат крупных предприятий (кластеры «центра и спиц» и кластеры государственных предприятий) в центре внутренней структуры и множество малых предприятий, реализующих дополнительные, вспомогательные и обслуживаю-щие функции. Еще одной специфичной чертой таких кластеров является активное участие федеральных и региональных органов власти в стимулировании их формирования.

Кластеры постиндустриального типа в старопромышленном регионе с точки зрения детерминант внутренней структуры представляют собой горизонтально интегрированные системы на основе сочетания конкуренции и кооперации с потенциальными межфирменными связями, высоким уровнем инновативности, инновационной ориента-цией, сформированные, как правило, спонтанно «снизу-вверх» без участия органов власти. Для постиндустриальных кластеров характерно отсутствие формальной структуры, а также обслуживающих и дополнительных объектов, что связано с самим предметом потребления - услугой, предоставляемой кластером (она не овеществлена и отождествляема с актором, предоставляющим ее).

Поскольку принципиальным отличием кластерных структур от иных территориально-отраслевых систем является самостоятельность формирования, обусловленная в старопромышлен-ном регионе сложившейся системой территориально-производственного комплексирования, реализация промышленной политики по отношению к кластерам должна носить индивидуальный, общекоординацион-ный, стратегический характер.

Основные принципы реализации промыш-ленной политики по отношению к кластерам:

  • селективность в финансировании наиболее комплексных и конкурентоспособных проектов на конкурсной основе;
  • соответствие стратегическим приоритетам развития территории;
  • взаимоувязка тактики реализации промыш-ленной политики в целом и политики в отношении отдельных кластеров;
  • превалирование экономических над административными инструментами реализации политики поддержки кластеров;
  • интеграция подхода «сверху-вниз» и «снизу-вверх» при выборе приоритетов точечной поддержки кластерных инициатив;
  • интеграция и взаимоувязка приоритетов региональной, промышленной и политики в сфере науки и технологий в рамках поддержки кластеров;
  • интеграция территориальной и отраслевой парадигм конкурентного развития региона в рамках кластерного подхода;
  • децентрализация усилий по поддержке кластеров с возможностью привлечения федераль-ных, региональных и местных органов власти, общественных и частных агентов сетевого взаимодействия при одновременном четком закреплении стратегических приоритетов кластер-ного развития.

Методологической основой реализации промышленной политики в отношении кластеров является интеграции трех подходов:

  • системный (процессный) подход: вход (усилия органов государственной власти региона и усилия органов местного самоуправления по формированию кластеров) à внутренние процессы à выход (результативность для экономики старопромышленного региона);
  • ресурсная концепция фирмы;
  • концепция заинтересованных сторон.

Оказание поддержки развитию кластеров с позиции ресурсной концепции и ресурсного обмена предполагает следующие инструменты:

  • организационное, инфраструктурное (инновационное, транспортное, энергетическое, социальное, инженерное) развитие;
  • методическое и информационное консультирование;
  • образовательная поддержка;
  • инвестиционное стимулирование;
  • развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием;
  • организация российских экспозиций в зарубежных выставках и ярмарках.

В рамках традиционных типов кластеров в старопромышленном регионе задачами органов государственной власти должно стать в первую очередь развитие не ядра (поскольку оно сформировано на базе средообразующей группы компаний и сложившихся территориально-отрасле-вых отношений и обладает устойчивостью струк-туры), а развитие обслуживающих дополняющих и вспомогательных объектов. Реализация стратегии по отношению к указанным объектам должна быть основана на отдельных программных документах по указанным сферам, например, «Программа развития малого и среднего предпринимательства в регионе», «Программа поддержки сети коллективного пользования при вузах» и т.д.

Поскольку главным тезисом ресурсной концепции является неоднородность конкуренто-способности фирм (в данном случае отраслевых комплексов), которая является устойчивым следствием обладания уникальными ресурсами и организационными способностями, являющимися источниками ключевых рент, то именно эти ресурсы, а не иные факторы производства или традиционные управленческие компетенции являются залогом успешной кластерной политики в регионе. Задача органов власти заключается в создании режима благоприятствования для развития ключевых компетенций кластера. Для кластера традиционного типа в старопромышленном регионе таковыми будут являться уникальные НИОКР, инновационный продукт, наличие внутренних связей и выстраивание цепочки добавленной стоимости.

В рамках нетрадиционных (постиндустри-альных кластеров) задачи органов власти меняются, что связано со спецификой внутренней структуры. Сервисные кластеры в старопромышленных регионах обладают такими специфическими организацион-ными чертами, как

  • горизонтальная интеграция внутренних интересов;
  • пространственная локализация и с достаточно большим охватом потенциальных потребителей;
  • отсутствие единого координационного центра;
  • коллективное пользование инфраструкту-рой;
  • отсутствие жесткой привязки к НИОКР, финансовому центру и сервисным ремонтным центрам.

Задачами органов государственной власти в данном случае должны стать:

  • стимулирование эффективного террито-риального размещения участников кластера;
  • создание транспортных и логистических развязок;
  • привлечение в районы размещения сервисных кластеров операторов консультационных, лизинговых и юридических услуг на льготной основе;
  • паритетное финансирование строительства центров сбыта готовой продукции или центров торговли, отдыха и развлечений и т.д.

Ключевыми компетенциями кластерных структур сервисного типа будут являться территориальное размещение (близость к потребителю) и комплексность услуг, репутация поставщиков.



Рис. 2. Перспективная модель взаимодействия организаций в традиционном кластере (на примере металлургического) и участия органов государственной власти и местного самоуправления


Детализируя указанные направления в рамках идеи «черного ящика» (системного подхода), задачами органов власти региона по отношению к традиционным кластерам на входе будут:

  • формирование системы финансирования разработок: сети региональных научно-технических и венчурных фондов (например, привлечение к кластерным инициативам Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере), заключение генеральных соглашений со страховыми компаниями, банками, инвестицион-ными компаниями о сотрудничестве, предоставлении финансовых услуг на льготных условиях либо с отложенным временным сроком оплаты;
  • формирование системы продвижения продукции кластеров: строительство бизнес-инкубаторов, ини-циирование выставок, экспозиций, поддержка сер-тификации и регистрации НИОКР;
  • формирование системы кадрового обеспечения кластера: создание в регионе сети непрерывного образования, единого образовательного поля, разработка программ повышения квалификации, заключение генеральных соглашений с институтами подготовки и повышения квалификации, образова-тельными центрами о предоставлении образова-тельных услуг на льготных основах;
  • формирование системы информационного обеспе-чения: разработка и поддержание интернет-портала по кластерным инициативам, базы данных заказчиков и поставщиков услуг для целей развития кластеров, заключение соглашений о допуске представителей кластеров в центры коллективного пользования уникальными приборами и обору-дованием.

Задачами органов власти по отношению к сервисным кластерам должны стать:

  • формирование системы продвижения услуг кластеров: выставочная и экспозиционная деятельности;
  • обеспечение благоприятного налогового режима для участников;
  • строительство объектов инфраструктуры и развязок.

Важным аспектом реализации кластерной политики в стапропромышленном регионе является не только выстраивание приоритетов поддержки и стимулирования создания кластеров, но и взаимоувязка эффективности функционирования кластеров и развития территорий присутствия.

Процесс реализации кластерной политики является важнейшей составляющей селективной промышленной политики региона. На данном этапе необходимо создать условия для трансформации стратегических целей и направлений в отраслевые, целевые программы и проекты, а также текущие планы мероприятий. Мы считаем, что в основу механизма реализации кластерной политики должен быть положен программно-целевой подход, предполагающий, что по «точкам роста», выявленным на стадии разработки анализа потенциала кластеорообразования, будут сформиро-ваны областные целевые программы. Цели, задачи и мероприятия программ и проектов должны органически вписываться в общую кластерную и промышленную политики региона, быть соразме-рены с потребностями территорий, их потенциалом, служить достижению целей развития.

Реализация кластерной политики на территории старопромышленного региона также должна включать в себя сценарное планирование и прогнозирование пространственных изменений в экономике, позволяя предсказать удаленные события, сформировать представления о перспек-тивных социально-экономических процессах, выяв-ленных тенденциях.

Наиболее важными показателями, отра-жающими степень достижения задач по формиро-ванию условий для эффективного организационного развития кластеров, направленных на повышение их конкурентоспособности, выступают:

  • уровень занятости населения на территории присутствия кластеров;
  • уровень доходов населения на территории присутствия кластеров;
  • объем валового регионального продукта;
  • объем валового регионального продукта на душу населения;
  • динамика приобретения дополнительных функций и диверсификации имеющихся преиму-ществ экономики региона;
  • удельный вес наукоемких отраслей на территориях присутствия кластеров;
  • удельный вес сектора услуг на территориях присутствия кластеров;
  • уровень физического объема промышленного производства на территориях присутствия кластеров;
  • уровень физического объема инвестиций на территориях присутствия кластеров;
  • уровень инвестиций на душу населения на территориях присутствия кластеров;
  • уровень среднедушевого розничного товаро-оборота на территориях присутствия кластеров;
  • уровень производительности труда на тер-риториях присутствия кластеров;
  • динамика изменений административно-право-вого статуса муниципальных образований в регионе;
  • динамика формирования агломераций и инте-грационных объединений муниципальных образова-ний в регионе.

Таким образом, методика формирования и реализации кластерной политики в регионе заключается в определении приоритетов стимули-рования кластерного развития во взаимоувязке со стратегическими документами вышестоящего уров-ня, селективности проектов и инструментов под-держки, учете ресурсов и оценке результатов с позиции ресурсной и системной концепций.

Литература

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О концепции кластерной политики в России [электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.expert.ru/ printissues/ ural/ 2008/ 14/ qa_klasternaya_politika (дата обращения 12.10.2011)
  3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [электронный ресурс]: Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации 20615-АК/Д19 от 26.12.2008 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России //Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.rsr-online.ru/doc/norm/222.pdf (дата обращения 12.10.2011)

Bibliography

  1. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020 : the Order of the Government of the Russian Federation from November, 17th, 2008 N 1662-r - Access from legal-reference system "ConsultantPlus". - an access Mode: http:// www.consultant.ru
  2. About the concept кластерной politicians in Russia . - an access Mode: URL: http:// www.expert.ru/printissues/ural/2008/14/qa_klasternaya_politika.
  3. Methodical recommendations about the cluster policies’ realization in subjects of the Russian Federation : the Letter of the Ministry of economic development of the Russian Federation 20615-AK/D19 from 12/26/2008 - Access from legal-reference system "ConsultantPlus". - an access Mode: http://www.consultant.ru
  4. Pilipenko I.V.Cluster policies’ realization in Russia//the Appendix 6 to the Annual economic report of 2008 of the All-Russian public organization «Business Russia» «Strategy 2020»: from economy of "instructions" to economy of "stimulus" //an access Mode: http://www.rsr-online.ru/doc/norm/222.pdf
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...