Жилищно-коммунальное хозяйство.


Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Именно оно обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

В стране уровень развития жилищно-коммунального хозяйства не в полной мере соответствует предъявленным к нему требованиям, что в значительной мере влияет на качество жизни населения. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в Беларуси. Так, число семей (включая одиноких граждан), состоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий на конец 2003 г., составило 552,2 тыс., или уменьшилось по сравнению с 1990 г. лишь на 22 %.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).

Жилищная сфера - составная часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт.

От количества и качества услуг ЖКХ зависит уровень комфортности и благоустроенности жизни населения, что в конечном итоге сказывается на его работоспособности, здоровье, приросте населения, отношении к органам государственного управления. В отличие от других отраслей социальной сферы объемы и качество жилищно-коммунальных услуг не подлежат сокращению ниже определенного минимума. От развития ЖКХ зависит функционирование и производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса. В структуре платных услуг, предоставленных населению Республики Беларусь, ЖКХ в 2003 г. занимало первое место (32,3 %), что значительно превысило уровень 1990 г. (13,3 %).

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный комплекс разнообразных предприятий, служб, оказывающих услуги или производящих продукты - всего более 30 видов деятельности. В его состав входят две крупнейшие подотрасли: жилищное строительство и содержание жилого фонда. Коммунальное хозяйство включает санитарно-технические службы и предприятия (водопровод, канализацию и т.д.), энергетическое и транспортное хозяйство, хозяйство внешнего благоустройства.



Основным показателем, который характеризует жилищное хозяйство, является наличие жилого фонда. Динамика жилищного строительства в Беларуси в 1991-2003 гг. была крайне нестабильной. Так, начиная с 1992 г., резко уменьшились инвестиции в жилищное строительство. За 1991-1995 гг. жилищный фонд увеличивался в среднем за год на 3,6 млн м 2 , а в сельской местности - на 0,16 млн м 2 . Начиная с 1996 г., ввод жилья достиг 3,3-3,6 млн м 2 в год, однако и выбытие ветхого жилья увеличилось. Поэтому с 1995 по 2003 г. ежегодный прирост жилого фонда составлял 2,3 млн м 2 , а в сельской местности - 0,06 млн м 2 . Сказались на темпах жилищного строительства и последствия финансового кризиса в России в 1998 г.

Медленно растет и средняя обеспеченность населения жильем. В 2003 г. на одного жителя в городах приходилось 20,0 м 2 общей площади, а в сельской местности - 27,8 м 2 .

В текущем пятилетии предполагается обеспечивать ввод жилья в объеме 3,0-3,5 млн м 2 общей площади, чтобы средняя обеспеченность на одного жителя достигла 30-31 м 2 , или 1,1-1,3 комнаты на человека, что соответствует международным стандартам.

Уровень благоустройства жилищного фонда Республики Беларусь характеризуется резкими контрастами между городами и сельской местностью. Уровень благоустройства жилого фонда в сельской местности остается довольно низким. Это оказывает определенное влияние на его использование (оно не всегда востребовано).

В Республике Беларусь в июле 2003 г. принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года. Для реализации концепции необходимо обеспечить:

Внедрение высокоэффективных, надежных, экономически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;

Совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в отрасли;

Совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.

В ЖКХ остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Основными направлениями реформы ЖКХ являются:

Развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от качества и местоположения;

Совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;

Совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;

Передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.

Федеральное агентство образования Российской Федерации

Вологодский государственный технический университет

Экономический факультет

Р е ф е р а т

По экологии на тему:

«Влияние возможных изменений климата на развитие производства»

Выполнила студентка

группы ЭУП-31

Принял: преподаватель

Дороговцева Л.М.

г. Вологда


ВВЕДЕНИЕ

1.ВЛИЯНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

1.1Топливно-энергетические ресурсы

1.2Ветровые нагрузки и ветроэнергетический потенциал

1.3Гидроэнергетика

1.4Трубопроводный транспорт

1.5Сохранность и эксплуатация зданий и сооружений

1.6Комфортность проживания и здоровье населения

2.СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

3.ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

4.РЕЧНОЕ СУДОХОДСТВО

5.СУДОХОДСТВО ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ, РАБОТЫ НА ШЕЛЬФЕ, ЭКОНОМИКА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

6.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ЧЕРЕПОВЕЦКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1«СЕВЕРСТАЛЬ»: меньше пыли в воздух

6.2«АЗОТ»: очистка стоков

6.3ФМК: борьба с формальдегидом

6.4«АММОФОС»: сокращение выбросов серы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных материалов


Исследования, проводимые учеными различных стран мира с помощью климатических моделей исследования позволяют строить прогнозы изменений климата на длительный срок (вплоть до конца XXI в.), рассматривая при этом различные сценарии природных и антропогенных воздействий на климатическую систему и оценивая в качестве предполагаемой реакции на эти воздействия изменения в ней. Признавая важность таких исследований, следует, однако, отметить, что остается открытым вопрос о первоочередных мерах реагирования на те изменения климата, которые наблюдаются уже сейчас и ожидаются в ближайшей перспективе.

Проведенные в Росгидромете исследования показывают, что в настоящее время климатические условия на территории России существенно меняются, и тенденции этих изменений в ближайшие 5-10 лет сохранятся. Эти выводы подтверждаются результатами исследований других российских ученых, в частности Российской академии наук, и исследованиями большинства зарубежных специалистов.

Наблюдаемые изменения климата на территории Российской Федерации характеризуются значительным ростом температуры холодных сезонов года, ростом испаряемости при сохранении и даже при снижении количества атмосферных осадков за теплый период года, возрастанием повторяемости засух, изменением годового стока рек и его сезонным перераспределением, изменением условий ледовитости в бассейне Северного Ледовитого океана и в устьях северных рек. Перечисленные тенденции, как и многие другие особенности меняющегося климата различных частей территории России, оказывают существенные воздействия на условия жизни и социально-экономическую деятельность населения.

Последствия быстрой изменчивости климатических условий проявляются в росте повторяемости опасных гидрометеорологических явлений (паводки и наводнения, снежные лавины и сели, ураганы и шквалы и другие явления), и в увеличении неблагоприятных резких изменений погоды, которые приводят к огромному социально-экономическому ущербу, непосредственно влияют на эффективность деятельности таких жизненно-важных секторов экономики, как энергетика (в первую очередь гидроэнергетика), сельскохозяйственное производство, водопользование и водопотребление, речное и морское судоходство, жилищно-коммунальное хозяйство.

Доклады Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) неоднократно подчеркивали необходимость детального исследования происходящих и предполагаемых в будущем региональных изменений климата. Для России детализированные по регионам оценки наблюдаемых и предполагаемых изменений климата особо важны, поскольку из-за значительных природно-обусловленных различий климата на территории России изменения климата в ее регионах проявляются крайне неравномерно.

При выработке мер по обеспечению устойчивого развития регионов в условиях меняющегося климата необходим совместный учет региональных особенностей изменений климата и особенностей структуры и направлений развития экономики и социальной сферы в регионах (субъектах Российской Федерации). Применительно к каждой из сфер экономики и социальной жизни конкретных регионов предполагаемые изменения климата могут оказать как позитивное, так и негативное воздействие. Сохранение и даже усиление наблюдаемых тенденций изменения климата в различных регионах Российской Федерации, предполагаемые на ближайший период (по крайней мере, на ближайшие 5-10 лет), необходимо учитывать уже сейчас в экономической деятельности погодозависимых отраслей, в развитии социальной инфраструктуры.

В данном реферате рассматриваются тенденции изменения климата в различных регионах Российской Федерации, приводятся рекомендации по тем мерам, которые представляются первоочередными для реагирования на эти изменения в экономической и социальной сферах на региональном уровне. Не претендуя на полноту изложения проблемы, реферат содержит только очевидные результаты по нескольким секторам экономической деятельности, для которых, во-первых, влияние климатических изменений на региональном уровне наиболее критично, и, во-вторых, выводы о самих изменениях имеют приемлемую обоснованность.

Наиболее показательным примером воздействия на окружающую среду по Вологодской области, является производственная деятельность промышленных предприятий города Череповца. Одна из глав данного реферата рассматривает меры природоохранного характера предпринятые экологическими службами этих предприятий в 2008 году.


Предполагаемые к 2015 г. изменения климата окажут как позитивное, так и негативное воздействие на различные сектора энергетической отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и на здоровье населения Российской Федерации.

К положительным последствиям ожидаемых к 2015 г. изменений климата, в первую очередь, можно отнести сокращение отопительного периода и значительную, вследствие этого, экономию топливно-энергетических ресурсов.

К 2015 г. продолжительность отопительного периода сократится в среднем по России на 3-4 дня, что может дать ощутимую экономию средств. Наибольшее сокращение отопительного периода (до 5 дней) ожидается на юге Приморского края. Сахалинской и Камчатской областей. Практически не изменится продолжительность отопительного периода в Таймырском АО.

Потепление климата приведет к улучшению теплового режима зданий при неизменном расходе топлива. Теплосопротивление стен зданий в городах всех субъектов Европейской территории Российской Федерации и в прибрежных районах Приморского края, зависящее от температуры наиболее холодных суток и пятидневки, увеличится на 20%, что приведет к поддержанию заданной температуры внутри зданий при меньшем расходе топлива.

Несмотря на сокращение средней продолжительности отопительного периода, при выработке стратегических решений необходимо принимать во внимание естественную изменчивость, проявляющуюся в том, что в отдельные годы в период до 2010-2015 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации реальная продолжительность отопительного периода может превысить установленные в настоящее время региональные средние значения продолжительности отопительного периода. Здесь может сказаться и тенденция к росту вариабельности климата, которая проявится в отклонениях реальных потребностей в отоплении от средних значений продолжительности отопительного периода.

В большинстве районов европейской части России, в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях, в Алтайском крае, в западных районах Приморского и Хабаровского краев положительные последствия ожидаемых изменений климата приведут к уменьшению (по сравнению с отмечаемыми в настоящее время) ветровых нагрузок на ЛЭП и высотные здания. При этом, например, на территории азиатской части России повторяемость «запроектных» значений нагрузок на здания и сооружения (энергетические, промышленные, коммунальные и транспортные), приводящих к авариям на сооружениях, которая определяется Научно-техническим центром по сейсмостойкому строительству и инженерной защите от стихийных бедствий Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, к 2015 г. уменьшится в 1,1 раза. Сократится число дней с критическими скоростями ветра при низких температурах воздуха, требующих дополнительной оплаты труда или прекращения работ. Это приведет к экономии расходов на строительные, ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

В то же время, в указанных выше регионах уже сейчас отмечается тренд в сторону уменьшения ветроэнергетического потенциала, который к 2015 г. уменьшится практически в два раза. Это наложит серьезные ограничения на эксплуатацию существующих ветроэнергетических установок и на дальнейшее их развитие в указанных регионах.

В ряде регионов, где к 2010-2015 гг. ожидается увеличение ветровых нагрузок по сравнению с наблюдаемыми сегодня в 1,2 раза (Северный Кавказ (Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край), Мурманская, Архангельская и Ленинградская области, северо-запад Республики Саха (Якутия), Магаданская и Иркутская области, прибрежные районы Ханты-Мансийского и Эвенкийского АО), число аварий на ЛЭП может увеличиться. Это скажется также на удорожании строительно-монтажных и других работ на открытом воздухе. В то же время, в этих регионах создаются определенные условия для развития ветроэнергетики там, где это экономически и технологически оправдано.

Изменение сезонного стока рек вследствие происходящих и ожидаемых изменений климата должно учитываться в гидроэнергетике.

Прогнозируемое изменение стока рек скажется на притоке воды к крупным водохранилищам. На 10-20% прогнозируется увеличение среднегодового притока к водохранилищам Волжско-Камского каскада, на 5-10% - к водохранилищам Северо-Западного федерального округа, в пределах от 0 до 15 % изменится приток к Ангаро-Енисейским водохранилищам, а также к водохранилищам на реках Вилюй, Колыма, Зея. Вместе с тем, следует ожидать уменьшения среднегодового притока в пределах от 5 до 15% к Цимлянскому, Краснодарскому и Новосибирскому водохранилищам.

К негативным последствиям влияния климатических изменений на обстановку в районах водохранилищ относятся: возможное затопление и подтопление населенных пунктов, увеличение длины полыньи в нижних бьефах с ухудшением климатических условий по берегам (увеличение влажности воздуха, повторяемости туманов, ухудшение видимости и т.п.), повышенное образование шуги, возможные зажорные явления на участках рек ниже полыньи, появление трещин и разводий на льду водохранилищ.

Прогнозируемые изменения притока воды к водохранилищам потребуют пересмотра режима их работы с учетом интересов основных потребителей, прежде всего, гидроэнергетики, и охраны окружающей среды.

В настоящее время в стране проложено около 50 тысяч км нефтепроводов и около 150 тысяч км газопроводов, пересекающих многие сотни и тысячи рек. Большинство из этих трубопроводов построены еще до 80-х гг., и проектный срок их эксплуатации, рассчитанный для условий стационарного климата, практически заканчивается. Места наиболее проблемных подводных переходов трубопроводов расположены на Верхней и Средней Волге и ее притоках в Нижегородской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, в республиках Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Чувашия, на реках во всех субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, в Тюменской области, в Красноярском крае, в Новосибирской, Омской, Томской и Иркутской областях, в Хабаровском крае и на Сахалине.

В условиях прогнозируемого к 2015 г. увеличения годового и сезонного стока многих российских рек и изменения их ледового режима нагрузки на подводные трубопроводы значительно возрастут. В период до 2015 г. увеличивается вероятность аварийных повреждений трубопроводов (вплоть до их разрывов) с разливами нефти и выбросами газа, влекущими значительные экологические катастрофы. Для предотвращения возможных аварий необходимо:

· пересмотреть в сторону уменьшения расчетные сроки эксплуатации подводных переходов трубопроводов, построенных до 1980-1990 гг.;

· организовать эффективную систему мониторинга состояния трубопроводов во избежание наступления на них аварийных ситуаций;

· при переукладке и прокладке новых трубопроводов через реки использовать современную технологию - метод наклонно-направленного бурения;

· проводить обязательную экспертизу проектов новых переходов трубопроводов (как магистральных, так и промысловых) опытными специалистами-гидрологами.

В осенне-зимний и зимне-весенний периоды в ряде регионов (на Европейской территории России, в Приморье и др.) вследствие увеличения повторяемости оттепелей и заморозков уже сейчас наблюдается ухудшение условий эксплуатации зданий и уменьшение их долговечности. Эта тенденция к 2015 г. может привести к сокращению периода доремонтной эксплуатации зданий до двух раз.

Увеличение глубины сезонного протаивания в районах с вечно-мерзлыми грунтами приведет к уменьшению несущей способности вечной мерзлоты и может иметь опасные последствия для стоящих на ней сооружений. Наибольшей опасности будут подвержены сооружения на Чукотке, в бассейнах верхнего течения Индигирки и Колымы, на юго-востоке Якутии и на значительной части Западно-Сибирской равнины, на побережье Карского моря, на Новой Земле, а также на Крайнем Севере Европейской территории России. В этих районах имеется развитая инфраструктура, в частности, газо- и нефтедобывающие комплексы, система трубопроводов Надым-Пур-Таз на северо-западе Сибири, Билибинская атомная станция и связанные с ней линии электропередач от Черского до Певека. Особую опасность представляет ослабление вечной мерзлоты на Новой Земле в зонах расположения хранилищ радиоактивных отходов, и на полуострове Ямал в районе перспективной нефтедобычи. В регионах повышенного риска необходимо организовать мониторинг состояния фундаментов зданий и опор линейных сооружений (трубопроводов, мостов} с целью своевременного обнаружения их деформаций и принятия мер по стабилизации фундаментов.

Из-за прогнозируемого к 2015 г. резкого увеличения зимнего (до 60-90%) и летнего (до 20-50%) стока рек в Центральном, Приволжском и в юго-западной части Северо-Западного федеральных округов и значительного увеличения зимнего и летнего стоков рек в других регионах страны (от 5 до 40%), в условиях уменьшения глубины и сокращения периода промерзания почвогрунтов, уровни грунтовых вод будут повышаться. Для равнинных территорий России, характеризующихся избыточным увлажнением, неглубоким залеганием грунтовых вод и слабой дренирующей способностью, это может привести к подтоплению обширных районов, к деформации и к ослаблению фундаментов различных зданий и сооружений.

Особенно могут пострадать от этого ценнейшие исторические центры городов, памятники и архитектурные ансамбли на территории Русского Севера, включающей Архангельскую, Вологодскую и Ленинградскую области, объекты в районе «Золотого Кольца России» в Костромской и Нижегородской областях, в других регионах Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Эти процессы происходят уже в настоящее время, и в условиях изменения климата следует ожидать их интенсификации в ближайшей перспективе.

В указанных субъектах Российской Федерации необходимо уже сейчас организовать полномасштабное обследование наиболее ценных исторических памятников русской старины, других важных зданий и сооружений, разработать и осуществить меры по их защите, включая мероприятия по управлению водным режимом подтапливаемых территорий.


К 2015 г. ожидается сдвиг к северу зон различной степени дискомфортности проживания населения. В частности, южная граница зоны экстремальной дискомфортности, близкая к границе Крайнего Севера, сместится приблизительно на 60 км в северо-западной части России (Республика Коми, Архангельская область), на 150 км - в Ханты-Мансийском и Эвенкийском АО и на 250 км - в Республике Саха (Якутия), на севере Иркутской области и Хабаровского края. Дискомфортность проживания человека вблизи южной границы зоны Крайнего Севера уменьшится.

Практически на всей территории Российской Федерации в период до 2015 г. следует ожидать в летние периоды рост числа дней с высокими значениями температуры воздуха. При этом значительно увеличатся вероятности экстремально продолжительных периодов с критическими значениями температуры воздуха, так называемых «волн тепла» (годовые максимумы продолжительности таких периодов к 2015 г. возрастут в 1,1-1,5 раза). Это ухудшит условия функционирования систем поглощения тепла на электростанциях, а также увеличит затраты на кондиционирование зданий. Кроме того, увеличение экстремально продолжительных периодов с критическими значениями температуры воздуха, особенно в крупных городах, может неблагоприятно отразиться на самочувствии и здоровье жителей.

Принятие заблаговременных мер руководством городов и органов здравоохранения (реагирование на предупреждения о приближении «волн тепла», разработка рекомендаций по поведению населения в условиях критических температур воздуха, повышение готовности медицинского персонала, архитектурно-строительные решения, взаимодействие со СМИ и др.) может снизить эффект негативного влияния высоких температур воздуха на самочувствие населения, что особенно важно для детей и пожилых людей.


Предполагаемые изменения климата будут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для сельского хозяйства Российской Федерации. Положительные последствия связаны, главным образом, с предполагаемым потеплением.

Отрицательные последствия связаны с сопровождающим это потепление увеличением засушливости, а также с наблюдаемой тенденцией повышения вероятности экстремальных гидрометеорологических условий, которые могут оказаться пагубными для земледелия.

Одним из важнейших следствий потепления климата в современный период является значительное уменьшение повторяемости зим с опасной для озимых культур минимальной температурой почвы. В Центрально-Черноземном районе и в Поволжье частота таких зим снизилась с 18-22% до 8-10%, на Северном Кавказе - с 10 до 4% (по сравнению с климатическими условиями, наблюдавшимися в этих районах в период до 1990 г.). Сложились благоприятные условия для расширения посевов озимых культур на Северном Кавказе, в степных районах Поволжья, на Южном Урале и в отдельных районах Западной Сибири.

Изменилась обусловленная климатом урожайность сельскохозяйственных культур. Так, расчетная климатообусловленная урожайность зерновых культур в Ставропольском крае за последние 20 лет повысилась на 30%. Улучшение условий произрастания зерновых культур отмечается во многих районах европейской части России на фоне значительного (до 2°С за последние 10 лет) роста температуры воздуха зимой и при незначительном повышении температуры воздуха в летний период на юге региона.

Вместе с тем, наблюдающееся потепление в ряде регионов азиатской части России не всегда сопровождается повышением урожайности. Так, на территории Прибайкалья и Забайкалья, в условиях летнего потепления (до 0,5°С за последние 10 лет), наблюдается тенденция к падению урожайности зерновых культур.

За последнее тридцатилетие XX в. отмечается увеличение продолжительности периода вегетации (период с температурами воздуха выше +5°С) на большей части ЕТР (за исключением территории Южного федерального округа), а также на территориях Уральского и Сибирского федерального округов (за исключением северных районов: полуострова Ямал, Таймыр и прилегающие к ним территории). Среднее увеличение продолжительности периода вегетации составляет сейчас от 5 до 10 дней. Однако, на фоне увеличения продолжительности вегетационного периода, во многих районах не наблюдалось увеличения продолжительности периода без заморозков. Исключение составляют только северо-восточная часть Северо-Западного федерального округа и Центральный и Приволжский федеральные округа, где наблюдалось сокращение продолжительности периода без заморозков в среднем на 5-15 дней.

К 2015 г., при сохранении существующих тенденций, предполагаемые изменения климата приведут к существенным изменениям в агроклиматических условиях возделывания сельскохозяйственных культур. Повсеместно повысится теплообеспеченность. Так же увеличится продолжительность вегетационного и безморозного периодов года на 10-20 дней, что приведет к улучшению условий проведения сельскохозяйственных работ и к уменьшению потерь продукции при уборке урожая. Граница выращивания среднеспелых сортов кукурузы и позднеспелых сортов подсолнечника продвинется к северу до широты Москвы - Владимира - Йошкар-Олы - Челябинска.

К 2010-2015 гг. в связи с более благоприятными условиями температурного режима ожидается рост урожайности кормовых и зерновых культур в Северном и Северо-Западном (на 10-15%), Центральном, Волго-Вятском регионах и на Дальнем Востоке (до 10-15%). В Нечерноземной зоне Европейской территории России будет отмечаться рост запасов органического углерода (гумуса) в пахотных почвах, что приведет к повышению долговременной устойчивости земледелия. В этих регионах рост продуктивности сельскохозяйственного производства может быть обеспечен за счет расширения посевов более теплолюбивых и, соответственно, более урожайных сельскохозяйственных культур. В частности, могут быть увеличены посевы более позднеспелых и более урожайных видов (сортов) зерновых культур, кукурузы, подсолнечника, позднеспелых сортов картофеля, расширено свеклосеяние, повышена доля более теплолюбивых видов кормовых культур (сои, люцерны и др.). Посевы вторых (пожнивных) сельскохозяйственных культур также могут быть расширены, что приведет к укреплению кормовой базы животноводства. Вместе с тем, использование благоприятных последствий изменения климата для увеличения сельскохозяйственного производства в этих регионах возможно только при одновременном увеличении применения удобрений, средств химизации и других мер по защите растениеводства от прогнозируемой более высокой уязвимости к воздействию вредителей и болезней.

На Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье с учетом ожидаемого потепления климата может быть создана расширяющаяся зона интенсивного орошаемого земледелия с набором культур, которые возделываются сейчас на территории Узбекистана и Азербайджана (это хлопководство, виноградарство, садоводство, производство чая и цитрусовых).

Важнейшей негативной особенностью ожидаемых изменений климата является сопровождающий процессы потепления практически повсеместный рост засушливости. Повторяемость засух в основных зернопроизводящих районах России может к 2015 г. возрасти в 1,5-2 раза. Ожидаемый рост засушливости климата может привести к снижению урожайности в основных зернопроизводящих районах России, но не окажет, по-видимому, значимого отрицательного влияния на сельское хозяйство достаточно увлажненной Нечерноземной зоны. Из-за развития засушливости на Северном Кавказе, в Поволжье, на Урале, на территории Центрально-Черноземного региона, на юге Западной Сибири и в Алтайском крае, при сохранении существующих технологий сельскохозяйственного производства, вероятно значительное снижение урожайности зерновых и кормовых культур. Так, падение урожайности на величину до 22% от существующего уровня для зерновых культур может произойти практически во всех субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе. В Поволжье, на Урале и на юге Западной Сибири возможное снижение урожайности зерновых культур может оказаться на уровне 13, 14 и 12% от существующего уровня соответственно. На территории Центрально-Черноземного региона возможно снижение урожайности как кормовых, так и зерновых культур от 7 до 7,5 %. В настоящее время вклад регионов Северного Кавказа в валовой сбор зерновых по стране составляет примерно 19,3 %, Поволжья - примерно 17,6%, Урала - примерно 15,7%, юга Западной Сибири - примерно 13,7%, Центрально-Черноземного региона - 10,6%. Таким образом, потери сбора зерновых для страны в целом, в случае непринятия мер противодействия предполагаемому повышению засушливости в этих главных зернопроизводящих регионах, могут составить порядка одиннадцати процентов.

В зоне повышающейся вероятности усиления засушливых явлений (Северный Кавказ, Поволжье, Ростовская и Волгоградская области, степные районы Урала и Западной Сибири), адаптационные меры должны быть направлены на расширение посевов более засухоустойчивых культур - прежде всего кукурузы, подсолнечника, проса и др., расширение посевов засухоустойчивых озимых зерновых культур. В субъектах Российской Федерации этих регионов необходимо заблаговременное проведение значительных ирригационных работ, осуществление мероприятий, направленных на экономное расходование водных ресурсов и на более широкое внедрение влагосберегающих технологий.


Все оценки прогнозируемых изменений гидрологических характеристик, первоначально полученные для речных бассейнов или водоемов, затем обобщены по регионам или по субъектам Российской Федерации и приводятся в процентах или в количественных показателях по отношению к средним значениям, отмечавшимся на конец XX в.; оценка изменений водообеспеченности населения и нагрузки на водные ресурсы дается по отношению к современному периоду (2002-2005 гг.).

В целом для территории России к 2015 г. следует ожидать увеличения возобновляемых водных ресурсов на 8-10%, при этом водообеспеченность на одного жителя увеличится на 12-14%. Увеличение произойдет на большей части территории России: на Севере и северо-западе ЕТР, в Поволжье, в Нечерноземном центре, на Урале, на большей части Сибири и Дальнего Востока, т.е. в тех регионах, где формируется более 95% водных ресурсов страны.

Вместе с тем, в ряде густонаселенных регионов в субъектах Российской Федерации Черноземного центра (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская и Тамбовская области), Южного (Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область) и юго-западной части Сибирского (Алтайский край. Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области) федеральных округов, которые и в современных условиях имеют довольно ограниченные водные ресурсы, к 2015 г. следует ожидать их дальнейшего уменьшения (до 10-20%). Это необходимо учитывать при разработке условий дальнейшего социально-экономического развития этих регионов, при возрастании потребностей в водообеспеченности и увеличения нагрузки на водные ресурсы (от 5 до 25%).

В ближайшие 5-10 лет частота маловодных годов на территориях Белгородской, Курской областей, Ставропольского края и Калмыкии будет возрастать и приведет к снижению водообеспеченности населения этих регионов (до 1000-1500 м 3 в год на одного человека, и даже менее), что по международной классификации рассматривается как очень низкая или критически низкая водообеспеченность. В этом случае может отмечаться серьезный дефицит воды и необходимость строгого регулирования и ограничения водопотребления, а также привлечения дополнительных источников водообеспечения. В этих субъектах Российской Федерации нехватка воды становится фактором, сдерживающим экономический рост и повышение благосостояния населения.

В таких субъектах Российской Федерации, как Воронежская, Липецкая, Орловская, Тамбовская и Ростовская области, водообеспеченность ожидается в пределах 2000-4000 м 3 в год на одного жителя, что классифицируется как низкая. В этих регионах приоритетное внимание должно быть уделено вопросам регулирования водообеспечения и водосбережения.

В Алтайском крае, в Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях уменьшение водных ресурсов хотя и не приведет к низким значениям водообеспеченности и к высокой нагрузке на водные ресурсы, тем не менее весьма серьезные водные проблемы в маловодные периоды имеют место здесь и в настоящее время, и они могут приобрести особую остроту в перспективе. Это, прежде всего, связано с большой изменчивостью водных ресурсов во времени и по территории, а также с тенденцией к увеличению интенсивности использования стока трансграничных рек в Китае и Казахстане. Для решения проблем необходимо рассмотреть возможности регулирования стока и заключение международных договоров по совместному использованию водных ресурсов Иртыша.

Несмотря на прогнозируемое заметное увеличение водных ресурсов в нечерноземных областях Центрального федерального округа, и, прежде всего, в Московской области (вместе с г. Москва}, в результате развития экономики, увеличения численности и повышения благосостояния населения к 2015 г. можно ожидать значительного увеличения нагрузки на водные ресурсы и снижения водообеспеченности, которые и в настоящее время находятся на критическом уровне. Например, современная водообеспеченность здесь составляет 1000-1500 м 3 в год на одного жителя, и дальнейшее снижение ее может привести к негативным последствиям.

Таким образом, главный недостаток российских водных ресурсов - их крайне неравномерное распределение по территории, не согласующееся с потребностями в них, в перспективе еще более усугубится. В целом ряде регионов (Москва, Московская, Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Калмыкия), а также в маловодные годы в Алтайском крае, в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Курганской и Челябинской областях к 2010-2015 гг. и далее проблемы водообеспечения станут особенно острыми, что потребует проведения комплекса необходимых мер по их решению, включая регулирование и ограничение водопотребления, а также привлечение дополнительных источников водообеспечения.


Прогнозируемое к 2010-2015 гг. дальнейшее увеличение годового и меженного стока и сокращение периода ледостава практически для всех крупных рек России потенциально благоприятствует развитию речного судоходства и увеличению объема грузоперевозок по рекам и водоемам.

Вместе с тем, на большинстве судоходных рек России в последние годы, вследствие влияния изменений климата на сток рек наблюдаются существенные изменения в русловых процессах, осложняющих судоходство. К 2010-2015 гг. тенденции изменения русловых процессов будут нарастать.

Для бесперебойного обеспечения судоходства необходимо поддерживать требуемые глубины на перекатах в период межени путем проведения работ по выправлению русла рек и углублению дна судоходных частей рек. По данным Министерства транспорта Российской Федерации, в настоящее время объем таких работ, по сравнению с уровнем 1991 г., уменьшился почти в семь раз. Это крайне негативно отражается на судоходстве, в том числе при доставке грузов по сибирским рекам по «северному завозу».

Для решения проблемы необходимо последовательно увеличивать ежегодные объемы работ по углублению дна на перекатах судоходных рек с нынешнего уровня 45 млн.м 3 и довести их в ближайшее время до уровня не менее 300 млн.м 3 . Вторым (или параллельным) вариантом возможного решения проблемы (там, где работы по выправлению русел и углублению дна экономически не целесообразны), может быть использование более малотоннажных судов или судов с меньшей осадкой.

Вследствие продолжающегося потепления климата к 2010-2015 гг. следует ожидать сокращение периода ледостава на сибирских реках и в бассейне р. Кама до 15-27 суток с одновременным уменьшением максимальной толщины льда до 20-40%; ожидаются также значительные изменения в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек и водоемов. С одной стороны, эти изменения способствуют заметному продлению времени речного судоходства, а, с другой стороны, сокращают период и возможности доставки грузов в труднодоступные районы по зимним автомобильным трассам, проложенным по замерзшим руслам больших рек. Эти процессы имеют огромное значение для субъектов Российской Федерации Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, особенно для Якутии, Магаданской области и Чукотского АО, где основной объем грузов доставляется по речным руслам - летом судами, а зимой автомобильным транспортом. Администрациям указанных регионов особенно важно учитывать ожидаемые изменения ледовых условий при планировании грузоперевозок в труднодоступные населенные пункты.


Прогноз возможных изменений ледовых условий в арктических морях на 5-10 лет и далее до середины XXI в., на основе естественных 60-летних циклических колебаний ледовитости показывает, что до 2015 г. ледовые условия в арктических морях будут формироваться на пониженном фоне ледовитости.

До 2010-2015 гг. продолжительность ледового периода на трассах Северного морского пути (СМП) от пролива Карские ворота к востоку будет превышать шесть месяцев в году. Тем самым сохранятся основания для полного суверенитета России над СМП в соответствии со статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву. Поэтому в период до 2010-2015 гг. сохраняются все существующие ныне основания для применения российских «Правил плавания судов по трассам СМП», то есть для сохранения особого режима судоходства на СМП.

При сохранении существующего фона ледовых и гидрометеорологических условий, по крайне мере до 2010-2015 гг., существует вероятность формирования сложных и очень сложных ледовых условий (повторяемость 10-20%) в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова и Лонга, ограничивающих безледокольное плавание по СМП. Продолжительность периода сквозного плавания по СМП без ледокольной проводки при возникновении тяжелых ледовых условий сокращается до 10-15 суток в год (по сравнению с обычным двухмесячным периодом) или сквозное плавание без ледокольной проводки вообще невозможно. Усилятся негативные явления, обусловленные ростом ветро-волновой активности, а именно повторяемость ледовых штормов (шторм в холодный период года на акваториях с редким льдом); интенсивность брызгового обледенения; интенсивность разрушения берегов, сложенных рыхлыми вечномерзлыми породами.

Учитывая это, а также уже наблюдающуюся тенденцию к росту спроса на ледокольное обеспечение перевалки нефтепродуктов в замерзающих морях (Балтийское, Белое, Охотское), который будет усиливаться по мере освоения месторождений на арктическом шельфе, для обеспечения безопасности мореплавания недропользователям и транспортным компаниям необходимо предусматривать строительство новых ледоколов и судов ледового класса и развитие региональных и локальных систем гидрометеорологического обеспечения морских операций.

Следует ожидать сохранение наметившейся в конце XX - начале XXIвв. тенденции к увеличению вероятности появления айсбергов в районах северных морских месторождений, включая Штокмановское. Сохраняется риск вторжения арктических паковых льдов в более южные районы моря.

Недропользователям необходимо предусматривать создание специальных служб контроля айсберговой и ледовой опасности, которые должны включать активную защиту от айсбергов и ледовый мониторинг. Необходим пересмотр полученных ранее оценок экстремальных высот волн, значения которых заложены в проектные решения буровых платформ для нефтяных и газовых месторождений, таких, как Штокмановское, Приразломная и др.

При проектировании морских сооружений по действующим строительным нормам и правилам необходимо неукоснительно выполнять требования о гидрометеорологических инженерных изысканиях и учитывать произошедшие в 1980-2005 гг. изменения гидрометеорологических факторов и их тренды на ближайшие 5-10 лет.

Основные экономические секторы Российской Арктики включают нефтяную и газовую промышленность, горнодобывающую промышленность и транспорт. Большая часть территории занята тундрой и лесотундрой, поэтому сельское хозяйство представлено оленеводством и рыболовством. Лесная промышленность развита в отдельных регионах тайги в южной части Российской Арктики. Экономика Российской Арктики испытывает прямые и косвенные воздействия, обусловленные потеплением климата последние четверть века.

Изменение климата влияет также на инфраструктуру поселений и на здоровье населения северных территорий. В связи с этим необходима разработка новых методик оценки рисков и стратегий управления в условиях наблюдающихся климатических изменений, влияющих как на промышленную и социальную инфраструктуру, так и на здоровье населения. Особое внимание необходимо уделить надежной теплоизоляции и гидроизоляции фундаментов жилых зданий и промышленных объектов в условиях увеличения глубины сезонного протаивания вечной мерзлоты.

На период 2010-2015 гг. не ожидается связанных с климатическими факторами существенных изменений в оленеводстве, рыболовстве и лесной промышленности на Крайнем Севере, в структуре рыбных промыслов. Изменения в этих отраслях в большей степени обусловливаются не климатическими, а имеющими иную природу факторами.


Во многих регионах России из-за кризисных явлений в экономике страны, падения технологической дисциплины и накопленных за десятилетия структурных деформаций экономики существует сложная экологическая обстановка. Насколько реален переход от природоразрушающей экономики к природовосстанавливающей в нашей стране? Система контроля со стороны исполнительной власти ослаблена. Многие законы, существующие на бумаге, остаются незамеченными в регионах. Штрафы с предприятий и сборы за отходы не имеют целевого характера, хотя они должны аккумулироваться в специальных фондах и направляться на реализацию экологических программ и мероприятий .

Однако не все так безнадежно. Вдохновляющим примером могут служить реализованные в 2008 году экологические проекты крупнейших предприятий города Череповца.

Череповецкому «Азоту» в 2008 году было присуждено первое место в областном конкурсе «За вклад в сохранение окружающей среды», что подтверждает качество экологических мероприятий на предприятии. В этом году на «Азоте» продолжалась реконструкция производств аммиака и сложных минеральных удобрений с внедрением современной техники и экологичных технологий.

Усовершенствована система возврата очищенных сточных вод для повторного использования, запущенная в эксплуатацию несколько лет назад. Это позволило сократить объемы выбросов вредных веществ в атмосферу и бассейн реки Шексны.

В начале 2008 года был пущен в эксплуатацию новый полигон промышленных отходов, оборудованный по современным природоохранным технологиям. Внедрена система экологического менеджмента ИСО-14001, которая четко определяет природоохранные обязанности практически каждого работника предприятия. В ближайшее время ожидается запуск установки ультрафильтрации воды, что позволит в 5-6 раз сократить объемы отходов в цехе по производству аммиака.

В уходящем году штатные озеленители «Азота» высадили одиннадцать тысяч цветов и больше 2500 деревьев и кустарников. Работники вносят свой вклад в благоустройство - создают на промплощадке зеленые уголки с беседками и фонтанчиками.

Для выпуска качественной продукции в ЗАО «ЧФМК» необходимо применение «химии», которая неблагоприятно воздействует на окружающую среду.

На комбинате уже не первый год стоит вопрос о нейтрализации уходящих газов: древесной пыли, оксида углерода и особенно формальдегида, который выделяется при производстве ДСП.

По словам Владимира Шатунина, заместителя главного инженера, признанной и эффективной технологии по очистке уходящего воздуха от формальдегида в России не существует. В 2006 году предприятие начало сотрудничать с различными исследовательскими и научными институтами. ФМК был первым предприятием деревообрабатывающей промышленности, заинтересовавшимся более эффективными методами очистки уходящих газов от формальдегида. В итоге в мае 2008 года после длительных экспериментов в новом цехе ДСП смонтировали установку, которая позволит нейтрализовать до 90% формальдегида.

Кроме атмосферного воздуха, должное внимание уделяется и очистке сточных вод. На предприятии завершается проектирование по реконструкции существующих механических очистных сооружений в биологические.

̶ Основная идея в том, чтобы активные бактерии, подсаженные в зону прохождения сточных вод, перерабатывали и разлагали большинство химических соединений на простейшие компоненты, которые уже не причиняют никакого вреда, −говорит Владимир Шатунин. ̶ Благодаря существующей технологической схеме предприятия мы добились вторичного использования более 98% отходов. В целом при постоянном увеличении объемов выпускаемой продукции наблюдается стабильное снижение содержания вредных веществ в сточных водах и выбросах.

Программа по снижению воздействия неблагоприятных факторов на экологию ведется на «Аммофосе» поэтапно.

Техперевооружение предприятия касается каждого производства.

В 2008 году проведено строительство четвертой технологической системы СК-600 и перевод сернокислотного производства на выпуск кислоты из жидкой серы. За счет ввода в эксплуатацию систем СК-600 с использованием в качестве сырья серы вместо колчедана исключено образование отхода - ипритного огарка, который накапливался ежегодно в объеме не менее 500 тысяч тонн. Сейчас накопленные отходы вывозятся, они широко применяются в цементной промышленности.

Использование современного оборудования позволяет сократить выбросы сернистого ангидрида и серной кислоты.

Ввод в эксплуатацию узла приема и складирования жидкой серы с последующим ее использованием снижает объемы выбросов серы в окружающую среду, а также способствует повышению уровня промбезопасности. Увеличение объемов выпуска минеральных удобрений и фосфорной кислоты предполагает реконструкцию шламонакопителей фосфогипса. В 2008 году начаты работы по строительству нового буферного пруда и отсыпки ограждающей дамбы.

Залогом успешного выполнения экологических целей, разрабатываемых на предприятии, является функционирование системы экологического менеджмента, подтвержденного успешными результатами сертификационного аудита на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 14001:2004.

Материалы Стратегического прогноза Росгидромета показывают, что в условиях меняющегося климата, его проявления и воздействия на различные отрасли экономики и на условия жизнедеятельности носят ярко выраженный региональный характер. Это обстоятельство должно учитываться при разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, регионов и субъектов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основное внимание при этом должно быть уделено дальнейшей детализации оценок влияния изменений климата применительно к каждому из субъектов Российской Федерации, выявлению отраслей экономики, наиболее подверженных влиянию резких неблагоприятных погодно-климатических изменений, совершенствованию национальной системы раннего обнаружения опасных гидрометеорологических явлений (ОЯ) и прогнозированию их развития.

Как сами климатические изменения, так и вызванные ими изменения в окружающей среде влияют на различные сферы деятельности человека, включая экономику. Однако картина этих воздействий достаточно сложна, и часто вторичные эффекты влияют сильнее, чем первичные. Например, в целом расходы на отопление снижаются, но появляются резкие пиковые нагрузки в особо жаркие дни, связанные с использованием кондиционеров.

Естественно, что наиболее чувствительны к изменениям климата сектора экономики, и объекты, непосредственно зависящие от природно-климатических условий: сельское и лесное хозяйство, системы водоснабжения, здания и инженерные сооружения, а также транспортная инфраструктура территорий с вечной мерзлотой.

В мировом сельском хозяйстве деградация земельных и водных ресурсов в результате изменения климата может привести к растущему дефициту продовольствия для увеличивающегося населения планеты, что негативно скажется на продовольственной безопасности. Критическим порогом может стать глобальное потепление между 2 и 3 °C: – ниже этого порога изменения объемов сельскохозяйственного производства могут быть незначительными, выше – возможно существенное сокращение объемов.

Функционирование тепловых электростанций, металлургических и нефтеперерабатывающих предприятий и т. п. не зависит от изменения внешней температуры на несколько градусов. Но косвенно климатические изменения скажутся на работе почти всех отраслей экономики.

В условиях возрастания количества и интенсивности ОЯ одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных экстремальных погодно-климатических проявлений является повышение уровня гидрометеорологической безопасности, которая выступает как фактор устойчивого развития экономики.

Эффективность стратегии гидрометеорологической безопасности заключается в решении задачи минимизации экономических потерь. Усилия по реализации стратегии должны, в первую очередь, нацеливаться на создание и совершенствование информационной деятельности по раннему обнаружению, прогнозированию и предупреждению общества и органов, принимающих решения, об опасных гидрометеорологических явлениях. Важную роль в этом играет технологическая модернизация мониторинга состояния гидрометеорологической среды на территории страны (в том числе обеспечение современными техническими системами обнаружения ОЯ, такими, как радары и метеорологические радиолокаторы, спутниковые системы наблюдений и т.д.).

Принятие заблаговременных адаптационных мер позволит повысить устойчивость экономики и производства к происходящим изменениям климата и к резким проявлениям погодно-климатической изменчивости, избежать (или, по крайней мере, насколько возможно, снизить) потери от опасных гидрометеорологических явлений и негативных проявлений климатической изменчивости, а также повысить эффективность производства за счет учета благоприятных изменений климата.


1. «Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015г.г. и их влияния на отрасли экономики России» РОСГИДРОМЕТ. Москва – М 2005г.

2. Бородин А.Ю. «Экологическая культура производства как основа инновационных технологий». Томский государственный университет. Томск – М 2006 г.

3. «Россия и сопредельные страны: экологические, экономические и социальные последствия изменения климата» WWF России, Oxfam. – М 2008 г.

4. Тарик Банури, Ханс Опшоор. «Изменение климата и устойчивое развитие» - Рабочий документ №56 Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам. 2007 г.

5. «Окружающая среда – концептуальный доклад» - Заседание высокопоставленных официальных лиц по Центрально-азиатскому региональному экономическому сотрудничеству 10-11 апреля 2006 года г. Урумчи, СУАР, Китайская Народная Республика

6. «ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ» Исполнительного Комитета Международного Фонда спасения Арала сентябрь, 2006 год, №6

7. Житницкий Е., Фомин Б. «Глобальное изменение климата и экономика». 1999 г. Режим доступа: http://www.archipelag.ru/agenda/geoklimat/economic-aspect/climate/?version=forprint


Зоны дискомфортности формируются на основании анализа комплекса климатических показателей. К территории Крайнего Севера относятся административные образования регионов Российской Федерации, в которых проживание населения по ряду критериев обеспечивается специальными условиями оплаты труда и льготами.

Направленность и темпы дальнейших преобразований в Российской Федерации, политическая стабильность в обществе в определяющей степени зависят от достижения стратегической цели государства – повышения уровня и качества жизни населения. Важнейшим направлением социально-экономических преобразований является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущей отраслью в составе данной сферы выступает жилищно-коммунальное хозяйство, которое обеспечивает содержание жилищного фонда и доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это многоотраслевой комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий различного назначения и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг, в числе которых: холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; тепло-, электро– и газоснабжение; сбор, вывоз и утилизация мусора; текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем; капитальный ремонт; текущая уборка мест общего пользования; содержание и благоустройство придомовых территорий. Следовательно, жилищно-коммунальное хозяйство – это та сфера, без которой невозможна жизнедеятельность человека и территории в целом, а качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг напрямую определяет благосостояние населения.

В Большом экономическом словаре благосостояние толкуется как «обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности» . Таким образом, благосостояние характеризует степень удовлетворения и развития потребностей отдельного человека, семьи, нации в целом.

Потребность людей в улучшении жилищных условий, повышении комфортабельности жилья является элементарной, так же как и потребность в пище, сне, одежде, обуви, предметах первой необходимости. Степень удовлетворения этих нужд выступает фактором, детерминирующим восстановление и сохранение жизнедеятельности индивидуума. Именно поэтому физиологические (органические) потребности в иерархической структуре (пирамиде) потребностей А. Маслоу находятся на базовом уровне (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия потребностей (пирамида А. Маслоу)

Очевидно, что потребности более высокого порядка (в безопасности, уважении, самоактуализации) могут быть реализованы только при условии удовлетворения потребностей, положенных в основание пирамиды. Следовательно, проблема улучшения жилищных условий, расширения спектра и повышения качества жилищно-коммунальных услуг по-прежнему остается актуальной в контексте решения задач повышения уровня и качества жизни, благосостояния россиян.

Жилищные условия населения, доступность и качество жилищно-коммунальных услуг, наряду с условиями труда, состоянием окружающей среды, степенью развитости объектов социальной инфраструктуры, являются основными составляющими понятия «условия жизни», оказывающими непосредственное влияние на такую интегральную характеристику, как «качество жизни» (рис. 2).

Рис. 2. Блок-схема состава и взаимосвязи качества жизни населения

В прямой зависимости от бесперебойного и качественного предоставления услуг по водо-, газо-, тепло– и энергоснабжению; от доли жилого фонда, подключенного к данным объектам инженерной инфраструктуры; от величины площади квартиры, приходящейся на одного члена семьи; от уровня комфортности проживания находятся состояние здоровья людей, их работоспособность.

Стремление людей повысить комфортность проживания вполне естественно и в последние годы все более возрастает. Речь идет не просто об обеспечении населения жильем, но и, что особенно актуально, о доступности и качестве жилищно-коммунальных услуг.

Развитые страны мира разрабатывают жилищную концепцию, которая в понятие качества включает качество и непосредственного окружения (жилую среду всего дома, в том числе его расположение) и услуг, начиная с текущего ремонта и содержания коммунального домового хозяйства и заканчивая обеспечением иных, не связанных с содержанием дома услуг различным группам населения (люди с ограниченными возможностями и пр.).

Кроме того, комфортное жилье и устойчиво функционирующая сфера жилищно-коммунального хозяйства являются одной из важнейших составляющих благоприятного имиджа территории. Состояние жилищного фонда, качество жилищно-коммунальных услуг и развитость рынка жилья оказывают существенное влияние на инвестиционный климат. Повышение степени обеспеченности жильем и улучшение его качества способствует росту потребления других товаров длительного пользования, создает условия для привлечения трудовых ресурсов. Это, в свою очередь, служит стимулом для экономического развития территории.

Таким образом, роль жилищно-коммунального хозяйства многогранна.

Этот вывод основывается на следующих аспектах деятельности отрасли. Во-первых, ЖКХ является важным сектором экономики, в котором сосредоточены огромные человеческие и материальные ресурсы и от эффективности функционирования которого зависит устойчивость социально-экономического развития территории и государства в целом.

Во-вторых, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами выступает одним из факторов роста благосостояния населения.

В-третьих, эта отрасль влияет на конкурентоспособность территории, способствуя привлечению ресурсов и тем самым ускоряя рост экономики, создает базу для повышения благосостояния населения.

Эти аспекты деятельности ЖКХ в условиях возрастающей конкуренции за ограниченные ресурсы приобретают особую значимость как для отдельных территорий, так и Российской Федерации в целом.

Высокая значимость ЖКХ для социально-экономического развития страны определила принятие решения о реформировании отрасли, предусматривающего ее переход в начале 1990-х годов на принцип самофинансирования, и об утверждении нового курса государственной жилищной политики .

Почти за два десятилетия было принято огромное количество законов и программ как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем существенных подвижек по улучшению ситуации не произошло. Данная сфера, по-прежнему выполняющая в первую очередь социальную функцию, при завышенных и не обеспеченных социальных обязательствах со стороны государства, неэффективном контроле участников рынка, отсутствии реальных экономических отношений и современных методов управления, характеризуется низким качеством предоставляемых услуг .

Основные цели современного этапа реформирования ЖКХ состоят в следующем :

– повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

– привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;

– улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;

– адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем одним из следствий проводимых в отрасли преобразований стал опережающий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с темпами инфляции и темпами роста доходов граждан. В результате этого усугубилась проблема бедности населения. Поэтому сложившийся в стране подход к реформированию ЖКХ требует внесения коррективов.

Проблемы функционирования жилищно-коммунальной сферы, в отличие от многих других, затрагивают интересы различных субъектов гражданского общества: населения, представителей бизнеса и органов власти. В связи с этим определение приоритетов и формирование механизмов реформирования ЖКХ возможны только на основе партнерства всех сторон.

Рассмотрим целевую первую группу – население. Интересы граждан состоят в том, чтобы, с одной стороны, получать качественные жилищные и коммунальные услуги, с другой – чтобы платить за эти услуги в разумных пределах, не превышающих определенной доли семейного бюджета и не снижающих уровень потребления других жизненно важных благ.

Большинство граждан относятся к реформированию жилищно-коммунального комплекса негативно. Как показали исследования, причинами этого стало следующее. Во-первых, процесс принятия решений собственниками жилья достаточно сложный. А информированность населения о возможностях, которые предоставляются им в ходе реформирования, и инструментах, с помощью которых они могли бы воспользоваться своими правами, остается низкой. Во-вторых, собственники жилья, не обладая профессиональными навыками и знаниями, не могут четко выразить свои пожелания в отношении управления домом и зачастую сталкиваются с трудностями при реализации своих же поспешно принятых, необдуманных решений. И наконец, в-третьих, до последнего времени у населения не было реальной возможности влиять на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Вторую целевую группу представляет бизнес, главная цель которого – получение максимальной прибыли в результате коммерческой деятельности. Сфера ЖКХ привлекательна для частного капитала. Однако его притоку мешают административные барьеры. В то же время в погоне за прибылью предприниматели стремятся в первую очередь к минимизации издержек в ущерб качеству выполненных работ и оказанных услуг. Это особенно заметно в сферах, где контроль со стороны органов власти ослаблен, а конкуренция низкая.

Третья целевая группа – представители органов власти, для которых одной из главных проблем является чрезмерная нагрузка расходов ЖКХ на бюджет. Для устойчивого и надежного функционирования жилищно-коммунального сектора важно сочетать административные и рыночные механизмы управления, найти компромисс между социальной необходимостью и экономической целесообразностью, создать понятные правила игры на рынке жилищно-коммунальных услуг. При этом функция контроля должна остаться за органами власти.

Достижение стратегической для государства цели – роста благосостояния населения – требует решения таких задач, как повышение доступности жилья; модернизация жилищно-коммунальной сферы; обеспечение приемлемого для всего населения уровня платы за эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг; совершенствование тарифной политики. На это нацеливают стратегические документы, принятые на федеральном уровне и на местах.

Так, постановлением Правительства Вологодской области от 3 октября 2011 года № 1264 утверждена Стратегия реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года . Целями Стратегии является обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми видами коммунальных услуг нормативного качества и их доступной стоимости при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Для реализации целей Стратегии предполагается решение следующих задач: достижение к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченность всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов; обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также за счет реализации долгосрочной целевой программы «Вода Вологодчины» на 2011–2020 годы; обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Существует ограниченное количество исследований по вопросам воздействия изменения климата на сферу ЖКХ и водоснабжение в Северной Европе. Тем не менее, было выявлено одно исследование, позволяющее оценить воздействие изменения климата и вызванный им материальный ущерб от ураганов (). Следует отметить, что влияние изменения климата на сферу ЖКХ связано, в первую очередь, с влиянием водного фактора. Считается, что изменение климата способствует возникновению наводнений и засух во всем мире (Межправительственная Экспертная группа по Изменению Климата, IPCC, 2007a). Многие исследования по влиянию изменения климата на водоснабжение связаны с оценкой расхода воды в реках (Андреассон и др., 2004; Оценка Изменения Климата в РБМ (BACC, 2006); Олесен и др., 2007; Европейское агентство по вопросам окружающей среды (EEA, 2008)), однако, существуют и такие исследование, авторы которых уделяют внимание оценке рисков наводнений и засух (Лехнер и др., 2006). Воздействие изменения климата на пресноводные ресурсы является негативным. Снижение риска поводков, скорее всего, снизит стоимость услуг по обеспечению водными ресурсами (Межправительственная Экспертная группа по Изменению Климата, IPCC, 2007a).Территории, где риск возникновения паводков увеличится также не окажет положительного эффекта на обеспечение водными ресурсами, так как данная ситуация может привести к ухудшению качества воды и угрозе возникновения наводнений (из того же источника, на английском языке).

Сводная информация на основе выявленных сценариев представлена в . Более подробную информацию по каждому подразделу или исследованию, можно получить по ссылкам внизу таблицы. Советы по интерпретации информации содержатся в примере Швеции (ссылка справа, (на английском языке).

Таблица 1. Влияние изменения климата на ЖКХ и водоснабжение в странах-участницах проекта «Балтийский Климат» - сводная информация на основе выявленных сценариев на основе различных научных источников
( значительное повышение; незначительное повышение; ↓↓ значительное снижение; ↓ незначительное снижение; ○ отсутствие или несущественное изменение; ~ последствие очень неопределенное; ~ последствие неопределенное, увеличивающаяся тенденция; ~↓ последствие неопределенное, снижающаяся тенденция; ─ не включено в исследование)

Воздействие изменения климата на: SWE FIN EST LAT LIT RU GER
Материальный ущерб от ураганов ~
Pечной сток и ↓ и ↓ ↓↓ и ↓
Паводок на севере и ~↓ на юге
Наводнения ~ ~ ~ ~
Засухи ~ ~ ~ ~ ~

Более подробная информация, включая примеры воздействия изменения климата из различных научных работ / отчетов, представлена в следующих разделах:

Материальный ущерб от возникновения ураганов (Центральная Европа)

В ходе исследования были проанализированы данные девяти общих циркуляционных моделей (GCM) и восьми региональных циркуляционных моделей (RCM) для оценки материальных рисков, связанных с рисками возникновения ураганов (ван дер Линден и Митчелл, 2009). Климатические модели были разработаны для конца XXI столетия (2071-2100 годы) по сравнению с базовым периодом (1961-1990 годы) на основе климатического сценария A1b. В ходе исследования была использована регрессионная модель, не учитывающая изменения скорости ветра.

Результаты исследования показали 10% рост ущерба от ураганов для Германии (). Стандартные отклонения, обозначенные на рисунке 1, демонстрируют неопределенность ситуации. На отклонения оказывают сильное воздействие резко отклоняющееся значения (из того же источника). Обобщенный подход к проблеме материального ущерба от ураганов в Германии с учетом результатов исследования ван дер Линдена и Митчелла (2009) представлены в .

Рисунок 1. Изменение (в процентах) среднего ежегодного ущерба в 2071-2100 годы на основе девяти моделей GCM (верхний ряд) и восьми моделей RCM, (нижний ряд) на основе климатического сценария SRES A1B. Значения в скобках обозначают стандартные отклонения при использовании разных моделей (рисунок. 9.12, ван дер Линден и Митчелл, 2009) (Нажмите для увеличения)

Таблиц 2. Общий взгляд на проблему ущерба от урагана
(~ последствие неопределенное, увеличивающаяся тенденция; ─ не включено в исследование)

SWE FIN EST LAT LIT RU GER
Изменение ~

Расход воды в реках Европы


Рисунок 2. Расход воды в реках в 100-летней перспективе: изменение данных в 2071-2100 годах по отношению к базовому периоду 1961-1990 годам (карта 5.25, Европейского агентства по вопросам окружающей среды (2008)) (Нажмите для увеличения)

Таблица 3. Общий взгляд на расход воды в реках
( значительное повышение; незначительное повышение; ↓↓ значительное снижение; ↓ незначительное снижение)

SWE FIN EST LAT LIT RU GER
Изменение и ↓ и ↓ ↓↓ and ↓

Паводки (Швеция)

Рисунок 3. Изменение (в процентах) ежегодного среднего количества паводков для четырех климатических сценариев на период 2071-2100 годы по сравнению с 1961-1990 годами (рисунок. 5, Андреанссон и др. (2004)) (Нажмите для увеличения)

Таблица 4. Обобщенный взгляд на паводки
( значительное повышение; ~↓ последствие неопределенное, снижающаяся тенденция; ─ не включено в исследование)

SWE FIN EST LAT LIT RU GER
Изменение на севере , на юге ~↓

Риск возникновения наводнений и засух (Европа)

Рисунок 4. Планируемое изменение частоты 100-летних наводнений в 2020-е и 2070-е годы по сравнению с климатом и водопользованием в 1990-е годы (Рис. 8, Лехнер и др. (2006)) (Нажмите для увеличения)

Таблица 5. Обобщенный взгляд на возникновение наводнений
( значительное повышение; незначительное повышение; ~ последствие неопределенное, увеличивающаяся тенденция)

SWE FIN EST LAT LIT RU GER
Изменение ~ ~ ~ ~

Результаты исследования, посвященного анализу риска возникновения засухи в РБМ в течение 100 лет, показывают существенные отличия при использовании различных климатических сценариев в 2020-е годы (). Климатический сценарий ECHAM4 демонстрирует увеличение частоты событий в течение 100-летнего периода в Германии, период повторения которых составляет от <10 до 40 лет.

В южных регионах Швеции и Литве при использовании данного климатического сценария ожидается увеличение частоты событий с периодом их повторения от 40 до 70 лет. При использовании модели HadCM3 наибольшее увеличение частоты возникновения засухи в РБМ в течение 100 лет планируется в Швеции (период повторения события может составить от <10 до 40 лет). В других странах РБМ также ожидается увеличение частоты возникновения событий, но не такое существенное.

Однако к 2070 годам оба климатических сценария показывают схожую картину. Только в Германии и Финляндии ожидается увеличение частоты наступления событий. Некоторые регионы Германии и Финляндии в 2070-е годы столкнуться с увеличением числа засух в течение 100-летнего периода. Ожидается, что период повторения для данных регионов может составить 50 лет.

Рисунок 5. Планируемое изменение частоты 100-летних засух в 2020-е и 2070-е годы по сравнению с климатом и водопользованием в 1990-е годы (Рис. 9, Лехнер и др. (2006)) (Нажмите для увеличения)

Таблица 6. Обобщенный взгляд на возникновение засух
( значительное повышение; ○ отсутствие или несущественное изменение; ~ последствие неопределенное, увеличивающаяся тенденция)

SWE FIN EST LAT LIT RU GER
Изменение ~ ~ ~ ~ ~

Федеральное агентство образования Российской Федерации

Вологодский государственный технический университет

Экономический факультет

Р е ф е р а т

По экологии на тему:

«Влияние возможных изменений климата на развитие производства»

Выполнила студентка

группы ЭУП-31

Принял: преподаватель

Дороговцева Л.М.

г. Вологда

ВВЕДЕНИЕ

1. ВЛИЯНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Топливно-энергетические ресурсы

1.2 Ветровые нагрузки и ветроэнергетический потенциал

1.3 Гидроэнергетика

1.4 Трубопроводный транспорт

1.5 Сохранность и эксплуатация зданий и сооружений

1.6 Комфортность проживания и здоровье населения

2. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

3. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

4. РЕЧНОЕ СУДОХОДСТВО

5. СУДОХОДСТВО ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ, РАБОТЫ НА ШЕЛЬФЕ, ЭКОНОМИКА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ЧЕРЕПОВЕЦКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1 «СЕВЕРСТАЛЬ»: меньше пыли в воздух

6.2 «АЗОТ»: очистка стоков

6.3 ФМК: борьба с формальдегидом

6.4 «АММОФОС»: сокращение выбросов серы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных материалов

ВВЕДЕНИЕ

Исследования, проводимые учеными различных стран мира с помощью климатических моделей исследования позволяют строить прогнозы изменений климата на длительный срок (вплоть до конца XXI в.), рассматривая при этом различные сценарии природных и антропогенных воздействий на климатическую систему и оценивая в качестве предполагаемой реакции на эти воздействия изменения в ней. Признавая важность таких исследований, следует, однако, отметить, что остается открытым вопрос о первоочередных мерах реагирования на те изменения климата, которые наблюдаются уже сейчас и ожидаются в ближайшей перспективе.

Проведенные в Росгидромете исследования показывают, что в настоящее время климатические условия на территории России существенно меняются, и тенденции этих изменений в ближайшие 5-10 лет сохранятся. Эти выводы подтверждаются результатами исследований других российских ученых, в частности Российской академии наук, и исследованиями большинства зарубежных специалистов.

Наблюдаемые изменения климата на территории Российской Федерации характеризуются значительным ростом температуры холодных сезонов года, ростом испаряемости при сохранении и даже при снижении количества атмосферных осадков за теплый период года, возрастанием повторяемости засух, изменением годового стока рек и его сезонным перераспределением, изменением условий ледовитости в бассейне Северного Ледовитого океана и в устьях северных рек. Перечисленные тенденции, как и многие другие особенности меняющегося климата различных частей территории России, оказывают существенные воздействия на условия жизни и социально-экономическую деятельность населения.

Последствия быстрой изменчивости климатических условий проявляются в росте повторяемости опасных гидрометеорологических явлений (паводки и наводнения, снежные лавины и сели, ураганы и шквалы и другие явления), и в увеличении неблагоприятных резких изменений погоды, которые приводят к огромному социально-экономическому ущербу, непосредственно влияют на эффективность деятельности таких жизненно-важных секторов экономики, как энергетика (в первую очередь гидроэнергетика), сельскохозяйственное производство, водопользование и водопотребление, речное и морское судоходство, жилищно-коммунальное хозяйство.

Доклады Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) неоднократно подчеркивали необходимость детального исследования происходящих и предполагаемых в будущем региональных изменений климата. Для России детализированные по регионам оценки наблюдаемых и предполагаемых изменений климата особо важны, поскольку из-за значительных природно-обусловленных различий климата на территории России изменения климата в ее регионах проявляются крайне неравномерно.

При выработке мер по обеспечению устойчивого развития регионов в условиях меняющегося климата необходим совместный учет региональных особенностей изменений климата и особенностей структуры и направлений развития экономики и социальной сферы в регионах (субъектах Российской Федерации). Применительно к каждой из сфер экономики и социальной жизни конкретных регионов предполагаемые изменения климата могут оказать как позитивное, так и негативное воздействие. Сохранение и даже усиление наблюдаемых тенденций изменения климата в различных регионах Российской Федерации, предполагаемые на ближайший период (по крайней мере, на ближайшие 5-10 лет), необходимо учитывать уже сейчас в экономической деятельности погодозависимых отраслей, в развитии социальной инфраструктуры.

В данном реферате рассматриваются тенденции изменения климата в различных регионах Российской Федерации, приводятся рекомендации по тем мерам, которые представляются первоочередными для реагирования на эти изменения в экономической и социальной сферах на региональном уровне. Не претендуя на полноту изложения проблемы, реферат содержит только очевидные результаты по нескольким секторам экономической деятельности, для которых, во-первых, влияние климатических изменений на региональном уровне наиболее критично, и, во-вторых, выводы о самих изменениях имеют приемлемую обоснованность.

Наиболее показательным примером воздействия на окружающую среду по Вологодской области, является производственная деятельность промышленных предприятий города Череповца. Одна из глав данного реферата рассматривает меры природоохранного характера предпринятые экологическими службами этих предприятий в 2008 году.

    ВЛИЯНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Топливно-энергетические ресурсы

Предполагаемые к 2015 г. изменения климата окажут как позитивное, так и негативное воздействие на различные сектора энергетической отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и на здоровье населения Российской Федерации.

К положительным последствиям ожидаемых к 2015 г. изменений климата, в первую очередь, можно отнести сокращение отопительного периода и значительную, вследствие этого, экономию топливно-энергетических ресурсов.

К 2015 г. продолжительность отопительного периода сократится в среднем по России на 3-4 дня, что может дать ощутимую экономию средств. Наибольшее сокращение отопительного периода (до 5 дней) ожидается на юге Приморского края. Сахалинской и Камчатской областей. Практически не изменится продолжительность отопительного периода в Таймырском АО.

Потепление климата приведет к улучшению теплового режима зданий при неизменном расходе топлива. Теплосопротивление стен зданий в городах всех субъектов Европейской территории Российской Федерации и в прибрежных районах Приморского края, зависящее от температуры наиболее холодных суток и пятидневки, увеличится на 20%, что приведет к поддержанию заданной температуры внутри зданий при меньшем расходе топлива.

Несмотря на сокращение средней продолжительности отопительного периода, при выработке стратегических решений необходимо принимать во внимание естественную изменчивость, проявляющуюся в том, что в отдельные годы в период до 2010-2015 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации реальная продолжительность отопительного периода может превысить установленные в настоящее время региональные средние значения продолжительности отопительного периода. Здесь может сказаться и тенденция к росту вариабельности климата, которая проявится в отклонениях реальных потребностей в отоплении от средних значений продолжительности отопительного периода.

1.2 Ветровые нагрузки и ветроэнергетический потенциал

В большинстве районов европейской части России, в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях, в Алтайском крае, в западных районах Приморского и Хабаровского краев положительные последствия ожидаемых изменений климата приведут к уменьшению (по сравнению с отмечаемыми в настоящее время) ветровых нагрузок на ЛЭП и высотные здания. При этом, например, на территории азиатской части России повторяемость «запроектных» значений нагрузок на здания и сооружения (энергетические, промышленные, коммунальные и транспортные), приводящих к авариям на сооружениях, которая определяется Научно-техническим центром по сейсмостойкому строительству и инженерной защите от стихийных бедствий Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, к 2015 г. уменьшится в 1,1 раза. Сократится число дней с критическими скоростями ветра при низких температурах воздуха, требующих дополнительной оплаты труда или прекращения работ. Это приведет к экономии расходов на строительные, ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

В то же время, в указанных выше регионах уже сейчас отмечается тренд в сторону уменьшения ветроэнергетического потенциала, который к 2015 г. уменьшится практически в два раза. Это наложит серьезные ограничения на эксплуатацию существующих ветроэнергетических установок и на дальнейшее их развитие в указанных регионах.

В ряде регионов, где к 2010-2015 гг. ожидается увеличение ветровых нагрузок по сравнению с наблюдаемыми сегодня в 1,2 раза (Северный Кавказ (Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край), Мурманская, Архангельская и Ленинградская области, северо-запад Республики Саха (Якутия), Магаданская и Иркутская области, прибрежные районы Ханты-Мансийского и Эвенкийского АО), число аварий на ЛЭП может увеличиться. Это скажется также на удорожании строительно-монтажных и других работ на открытом воздухе. В то же время, в этих регионах создаются определенные условия для развития ветроэнергетики там, где это экономически и технологически оправдано.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...