Таблица виды экономической политики. Виды государственной экономической политики


Экономическая политика государства представляет собой область деятельности государства, в которой, соединяются идеологические, культурные и научные положения государственной власти.

Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:

1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки;

2) поддержание и регулирование конкуренции;

3) перераспределение дохода и, как следствие, богатства;

4) целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля .

После определения целей, необходимо выделить факторы, которые влияют на ту или иную цель. Это поможет в прогнозировании проблем, которые могут возникнуть при достижении поставленных целей. На цель могут оказываться негативные, позитивные и вероятностные влияния. Естественно, что позитивные факторы необходимо поддерживать и развивать, негативные по возможности купировать и устранять. Что касается рисков и угроз, то для них стоит разрабатывать альтернативные варианты развития событий, предупреждать их развитие, желательно минимизировать. Факторный анализ необходим для дальнейшего эффективного формирования государственной экономической политики. В российской практике чаще всего идентификация проблемных факторов происходит на высшем государственном уровне, формируется политическая установка, которая очень часто субъективна и не имеет точного отражения существующей ситуации. Приятно отметить, что сейчас налаживаются обратные связи между государственными органами управления и органами местного самоуправления, что позволяет уменьшить субъективизм в принимаемых политических решениях. Важно при определении проблем учитывать мнение экспертов. Экспертная оценка поможет в ранжировании проблемных факторов и определении их влияния на поставленные цели.

Административные инструменты связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. С помощью таких инструментов государство создает правовую базу и правовые условия для нормального функционирования участников экономических отношений: предпринимателей и других субъектов хозяйственной деятельности. Данные инструменты обеспечивают юридическую стабильность, сохраняют конкурентную среду, охраняют права собственности и возможности самостоятельно принимать экономические решения. Примерами административных инструментов являются: Конституция Российской Федерации (например, статья 57 о взимании налогов), Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-ФЗ, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.

Непосредственное воздействие на процесс хозяйствования государство оказывает с помощью экономических инструментов. К ним относят меры финансовой политики, денежно-кредитной политики, а также программирование и прогнозирование.

Основные направления экономической политики.

При рассмотрении государственной экономической политики необходимо определить её соотношение с другими частными государственными политиками. Экономическая политика является частной и вполне самостоятельной политикой. Многие ученые относят ее к государственным политикам высшего уровня.

Экономическая политика также, в свою очередь, состоит из вполне самостоятельных государственных политик низшего уровня (экономических направлений), которые в управленческом смысле тесно связаны друг с другом. Во-первых, это социальный блок. Он включает в себя вопросы социального обеспечения населения, демографического роста, трудоустройства населения. В него входят:

Политика в сфере демографии и здравоохранения. Её цель – увеличение продолжительности жизни населения страны, управления внутренней и внешней миграцией;

Политика в сфере доходов и оплаты труда, целью которой является определение уровня оплаты труда в сфере государственной занятости и силовых структур, содействия достижению целевого уровня самозанятости населения, воздействия на уровень корпоративной оплаты труда занятых;

Пенсионная политика, которая направлена на достижение и поддержание коэффициента замещения пенсий на уровне успешных стран мира.

Политика занятости, цель которой поддержание занятости населения.

Политика в сфере образования – государственная политика в целях кадрового обеспечения потребностей национальной экономики Российской Федерации.

Политика в сфере ЖКХ и жилья направлена на обеспечение жильем населения России и поддержания его технического состояния.

Антиинфляционная политика – государственная политика сдерживания потребительских цен.

Во-вторых, в экономической политике есть финансовый блок. В этой сфере экономическая политика решает вопросы финансирования экономического роста и устойчивого развития государства, а также вопросы развития и поддержания рыночных отношений. Данными вопросами занимаются:

Инвестиционная политика, инструментарий которой позволяет различными методами финансировать инвестиционные фонды и стимулировать инвестиционную активность бизнеса в зависимости от целей государства;

Денежно-кредитная политика, которая обеспечивает устойчивые темпы развития национальной экономики, стабильные цены, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса.

Бюджетная и налоговая политики, при которых государство путем прямого и косвенного участия в бюджетной и налоговой сферах обеспечивает финансовый источник экономического роста и развития .

Перспективы развития российской экономики в условиях современного мирового хозяйства, которому присущи высокая динамика НТП, межстрановая асимметрия и финансовая неустойчивость, связаны с преодолением внешних и внутренних ограничений, приращением инновационнотехнологического, социально-экономического, организационного и экологического потенциалов, переходом к инновационной модели развития.

Сегодня необходима смена инерционной, рентоориентированной парадигмы хозяйственного поведения на всех уровнях экономики, что требует стратегического выбора – модернизации хозяйства с учетом прогрессивных тенденций, складывающихся в сфере государственной экономической политики: «Решение… экономических проблем, в особенности… связанных с НТР, часто не может быть основано на существующих методах, а требует новых идей и подходов».

Фискальная макроэкономическая политика распространяется на основные элементы казны государства и связана непосредственно с налогами, бюджетом, денежными поступлениями и расходами государства. В условиях рынка данная политика является основой экономической политики. К данной категории относят бюджетную, налоговую, а также политику расходов и доходов.

Важнейшей задачей фискальной политики является поиск способов и источников формирования денежных фондов государства, а также средств, которые будут способствовать выполнению целей экономической политики. Благодаря проведению финансово-бюджетной политики государственные органы могут регулировать глобальные процессы экономического характера в стране, поддерживать устойчивость денежного обращения, финансов, обеспечивать финансирование госсектора, способствовать лучшему использованию научно-технического и производственного и экономического потенциала. С помощью инструментов фискальной политики государство может оказывать влияние на совокупное предложение или спрос, тем самым воздействуя на конъюнктуру экономики, принимать противокризисные меры .

Кредитно-денежная макроэкономическая политика призвана регулировать денежную массу и обращение в государстве путем непосредственного самостоятельного воздействия или посредством центрального банка. Она оказывает влияние не только на деньги, но и на цены.

  • Бодрова Е. В. О достижениях и противоречиях государственной политики РФ в нефтегазовой сфере // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50). Ч. 1. С. 34-37.
  • Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М., 2016. 287 с.
  • Гостева С. Р. Некоторые проблемы современной российской модернизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, културология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (14). Ч. 1. С. 58-65.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Экономическая политика – это курс действий, который призван контролировать поведение экономики. Обычно экономическая политика осуществляется и устанавливается правительством страны. Примеры экономической политики включают в себя решения о 1) государственных расходах и налогообложении, 2) перераспределении доходов от богатого населения бедному и 3) росте денежной массы. Эффективность экономической политики можно оценить одним из двух способов, известными как позитивная и нормативная экономика.

    Позитивная и нормативная экономика

    Позитивная экономика пытается описать, как работает экономика и экономическая политика, не прибегая к оценочным суждениям о том, какие результаты являются лучшими. Отличительной особенностью позитивных экономических гипотез является то, что они могут быть протестированы , а затем подтверждены или отвергнуты. Например, гипотеза о том, что увеличение предложения денег ведет к росту цен относится к сфере позитивной экономики, потому что ее можно проверить, изучив данные о предложении денег и уровне цен.

    Нормативная экономика включает использование оценочных суждений для определения поведения экономики и экономической политики. Следовательно, нормативные экономические гипотезы не могут быть проверены. Например, гипотеза о том, что уровень инфляции слишком высок относится к сфере нормативной экономики, поскольку он основан на оценочном суждении и поэтому не может быть проверен, подтвержден или опровергнут. Неудивительно, что большинство разногласий среди экономистов относятся к нормативным экономическим гипотезам.

    Цели экономической политики

    Цели экономической политики состоят из оценочных суждений о том, какую именно экономическую политику следует проводить и, следовательно, подпадают под категорию нормативной экономики. Хотя имеются много разногласий относительно соответствующих целей экономической политики, некоторые из них, по-видимому, имеют широкое, хотя и не всеобщее признание. Широко распространенные цели включают:

    Экономический рост: экономический рост означает, что доходы всех потребителей и фирм (после учета инфляции) со временем увеличиваются.

    Полная занятость: Цель полной занятости заключается в том, что каждый человек , являющийся частью рабочей силы и имеющий желание работать, может найти работу.

    Ценовая стабильность: целью стабильности цен является предотвращение резкого неконтролируемого роста общего уровня цен, известного как гиперинфляция, а также снижение общего уровня цен, известного как дефляция .

    Цели экономической политики достигаются путем грамотного проведения бюджетной и монетарной политики.

    Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

    Экономика любой страны развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. Принято различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления цен, занятости и безработицы.

    Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой, воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства, и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики.

    Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, инвестиционных проектах, в государственных законах, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах. Экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных бюджетах или программах, но и текущими решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями.

    В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику .

    Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо гарантированных ресурсных возможностях, позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике , характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, равный примерно году или даже нескольким месяцам.

    Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйствования. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов, распределения государственных ресурсов.

    Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия: налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

    Наряду с фискальными инструментами значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента.

    Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства, предоставление социальных субсидий, региональных субвенций, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

    Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

    В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.

    Виды экономической политики:

    1). Фискальная (финансово-бюджетная). Фискальная политика объединяет в себе бюджетную, налоговую политику и политику доходов и расходов. Она проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению. Ее главная задача состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

    2). Монетарная (кредитно -денежная) экономическая политика. Монетарная политика - регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Монетарная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены. Эта политика преследует цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Целевые задачи монетарной политики - стабилизация уровня цен, подавление инфляции, поддержание покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

    3). Структурно-инвестиционная политика. Действия государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта. Проводимая государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, связанным с возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны, использование прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономической независимости и военной безопасности, достижение других аналогичных целей. В этом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают научно-техническая (инновационная политика), ориентированная на использование в экономике достижений НТП, и конверсионная политика, направленная на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых значительно сужается. Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная и аграрная политика поддержки и развития этих отраслей. Структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установлений рациональных областей их использования.

    4). Социальная политика. Она ориентирована на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, демографическая политика, направленная на регулирование численности, структуры, расселения граждан, а также миграционная политика, призванная воздействовать на перемещение населения, иммиграцию и эмиграцию.

    5). Региональная политика. Ее цель - достичь рационального размещения производительных сил, межрегионального обмена товарами и услугами, гармоничного развития экономики регионов страны. В региональную политику входит налаживание федеративных отношений между федерацией и ее субъектами, оказание содействия отдаленным, депрессивным регионам.

    6). Институциональная политика. Это проводимые государством меры, действия по устранению устаревших и формированию новых экономических институтов, т.е. элементов экономической и социальной структуры, характеризующих устройство, формы и способы регулирования хозяйственных процессов.

    7). Внешнеэкономическая политика. Она распространяется на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль .

    Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимально правовой и социальной защищенности личности.

    Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели.

    Основные цели социально-экономической политики государства:

    Экономический рост . Благодаря ему обеспечиваются увеличение количества, повышение качества жизненных благ, а в итоге и более высокий уровень благосостояния и социальной защиты граждан.

    Полная занятость . Все желающие трудиться обеспечиваются работой и возможностью зарабатывать необходимый доход. Общество избавляется от потерь, связанных с недоиспользованием его трудовых ресурсов.

    Экономическая эффективность . Все хозяйственные ресурсы общества применяются с максимальной отдачей.

    Экономическая свобода. Максимальная свобода для всех участников хозяйственных отношений - свободу предпринимательства, свободный выбор экономических партнеров и т.д.

    Обеспечение нетрудоспособных. Всем нетрудоспособным и престарелым, а также гражданам с ограниченными физическими возможностями должен быть обеспечен достойный человека образ жизни.

    Стабильный уровень цен. Общий взлет цен (инфляция) и резкое их падение (дефляция) нарушают нормальный ход развития экономики и не обходятся без негативных последствий.

    Баланс во внешних связях обеспечивает национальному хозяйству страны необходимое равновесие, благоприятные условия для развития отечественного производства, прочность позиций в различных отношениях (торговых, денежных и др.) с иностранными государствами .

    В современной экономической науке проблема установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Но и при таком подходе нет возможности однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.

    В зависимости от срока реализации государственной программы экономических действий, т.е. по временному диапазону, различают краткосрочную и долгосрочную политику. В условиях нестабильности экономических процессов разрабатывается краткосрочная экономическая политика, когда формируется вектор экономических действий на период до одного года. Предсказуемость и устойчивость в развитии экономических процессов, подкрепленные гарантированной ресурсной обеспеченностью, позволяют разработать стратегию экономической политики на несколько лет.

    Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы. Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

    Фискальная экономическая политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем на рынке, как внешнем, так и внутреннем (экономически развитые страны тратят на закупки порядка 1/4- 1/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей(пенсии, пособия).

    Характер фискальной политики зависит от фазы экономического цикла, в которой находится национальная экономика. В условиях быстрого экономического роста эта политика сдерживает параметры роста в допустимых пределах (ограниченная направленность фискальной политики), в условиях кризиса она носит расширительный характер (направлена на расширение производства). Относительно устойчивому состоянию экономики соответствует стабилизационная фискальная политика, когда государство в допустимых пределах удерживает инфляцию, обеспечивает высокий уровень занятости, стремясь приблизить объем ВВП к возможному в сложившихся условиях уровню. В зависимости от того, какой механизм положен в основу стабилизации, различают автоматическую и регулируемую стабилизационную фискальную политику. В первом случае действуют автоматические стабилизаторы - это законодательно закрепленные нормы, позволяющие без вмешательства государства реагировать на отклонения от устойчивого состояния экономики. Например, выплата денежного пособия по больничному листу, автоматическое снижение величины взимаемого налога при уменьшении доходов и т.п. Если действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, государство вводит новые правила (дискретные меры) - стабилизация становится регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов являются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субсидии) и т.д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т.е. регулируемые стабилизаторы, могут стать автоматическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности.

    Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

    Монетарная экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. Сообразно цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр.

    Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит характеризуют жесткую монетарную политику. Прямо обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики.

    Элементами, составляющими монетарную политику, являются: 1) политика рефинансирования, или учетная политика, - воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов; 2) операции на открытом рынке - продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг; 3) политика резервирования - воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы ("принуждая" коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ); 4) политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

    Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

    Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

    Устойчивый рост национального производства;

    Поддержание эффективного размера занятости;

    Стабилизацию уровня цен;

    Обеспечение внешнеторгового баланса.

    В зависимости от конкретных объектов гос. регулирования гос-во проводит необходимую экономическую политику.

    Основные виды эк. политики:

    Антицикличекая;

    Структурная: формирование современной прогрессивной и эффективной структуры НЭ;

    Амортизационная;

    Инвестиционная;

    Науч.техническая и информационная;

    Фискальная;

    Монетарная;

    Ценовая;

    Внешнеэк-кая;

    Социальная;

    Конкурентная;

    Региональная;

    Экологическая.

    8.Государственные институты и механизм регулирования НЭ.
    Традиционно различают 3 вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную.
    Система органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием страны включает центральные и местные органы.
    Центральные органы гос власти и управления :

    А)Верховный Совет Украины – высший законодательный орган. Принимает и вносит изменения в законодательные акты, определяет основы государственной экономической политики, утверждает госбюджет.

    Б)Президент страны – формирует стратегию соц-но-экон-ого развития, осуществляет правовое регулирование экономики, координирует деятельность.

    В)Кабинет Министров – Высший исполнительный орган гос власти. Обеспечивает реализацию законов, координирует деятельность всех министерств и ведомств.
    Местные органы власти – самостоятельные участники экономических отношений, управляют местным бюджетом, распоряжаются природными ресурсами, обеспечивают управление минимальных соц стандартов.
    Органы местного самоуправления – представлены советами народных депутатов (областные, городские, районные, сельские).
    Органы исполнительной власти на местах – гос администрации области, города, района, села.

    9.Повышение конкурентоспособности государства как цель государственного регулирования НЭ.
    Государственное регулирование НЭ в конечном итоге направлено на повышение конкурентоспособности государства.
    Национальная конкурентоспособность – это возможность страны в условиях свободных и прозрачных рыночных отношений производить товары и услуги, которые соответствуют международным требованиям, а так же повышать реальные доходы своего населения.
    Основные препятствия на пути обеспечения конкурентоспособности украинской экономики: узкий внутренний рынок; фискальная направленность налоговой политики; отсутствие стимулов инновационно-инвестиционной деятельности; тенезация экономики; распространение коррупции;Неспособность системы государственного управления защитить отечественных товаропроизводителей.
    Важнейший критерий конкурентоспособности НЭ- это сводный индекс конкурентоспособности. Это комплексный интегральный показатель сравнительной конкурентоспособности стран, расчитываемый на основе относительных величин (количественные оценки основных экономических показателей и качественной оценки экспертов).

    По этому показателю: 1 место занимает США, 2 место- Швейцария, 3 место – Дания. Украина – 73 место.
    Основой современной конкурентоспособности являются инновации – технико-технологические, организационные, структурные, институциональные.
    Основные конкурентные преимущества Украины:

    Высокий уровень образования трудоспособного населения

    Развитая сеть научных учреждений

    Наличие достаточно крупных запасов природных ресурсов.

    Выделяют 2 основные модели инновационного развития страны:
    а)индустриальная (пассивная роль государства, предпочтение отдается рыночным регуляторам)
    б)постиндустриальная (активная роль государства, гос заказы на научно- исследовательские разработки).

    Гос инновационная политика – это комплекс экономических, организационных, правовых мероприятий гос-ва, направленных на внедрение результатов НТП производства.
    Основная цель инновационной политики государства – объединение НТ и инновационной политики.
    Принципы гос инновационной политики:

    Ориентация на инновационный путь развития

    Определение гос приоритетов инновационного развития

    Формирование нормативно- правовой базы для поддержания конкуренции

    Эффективное применение рыночных механизмов инновационной деятельности

    Способствование развитию инновационной инфраструктуры.

    Организационные формы реализации инновационной деятельности:

    1)университетско- промышленные исследовательские центры – объединяют финансовую, материально- техническую базу промышленности с квалифицированными ВУЗовскими кадрами.

    Государство финансирует НаучТехн программы на конкурентной основе.

    2)технопарки – акционерные компании, занимающиеся патентированием, лицензированием, предоставлением консультаций при проведении исследовательских работ.
    3)Технополисы – территориальные формы интеграции науки и производства, обеспечивают высокие темпы НТР территории.

    4)инновационные инкубаторы – создаются на базе технополисов, для инкубаторов формируются особо благоприятные условия(обучение, современное оборудование, новые технологии).
    5) венчурные (рискованные) предприятия – это малые предприятия, специализирующиеся на разработке научных идей и их внедрения в новую продукцию.
    Приоритетные направления инновационного развития в Украине:

    1) создание энергосберегающих технологий
    2)применение перспективных информационных и электронных технологий.
    3) разработка новых биотехнологий для сельского хозяйства, пищевой, фармацевтической промышленности.
    4) создание научных основ охраны здоровья населения.
    5) изобретение и практическое применение новых материалов.

    10.Сущность и формы демократии

    Демократия -форма общественной власти и государства, основанная на признании народа, как источника власти.

    Основные принципы демократии:

    Равноправность всех граждан;

    Наделение граждан социальными, политическими и национальными, и др. правилами и свободами, закрепленные в законах и традициях;

    Право на участие в управлении государством и обществом;

    Подчинение меньшинства большинством.

    Характерные черты демократии:

    Юридические признаки и суверенитет верховной власти народа;

    Периодичность выбора основных органов государства;

    Принятие решения большинством.

    Основой демократии в НЭ является:

    Экономическая демократия, означающая реальную возможность и право, реализовать свои права собственности;

    Право индивида на собственные усмотрения выбирать сферу деятельности.

    Экономическая демократия- это теория, практика и последствие воплощение принципов демократии в экономических отношениях.

    На уровне НЭ развитие экономической демократии предполагает:

    Наличие органов социального партнерства или экономического самоуправления;

    Процесс привлечения профсоюзов к укреплению предприятий;

    Контроль за определенной сферой хозяйственной деятельности(социальная,политическая);

    Развитие демократической НЭ тормозит бюрократическое общество.

    Следует различать бюрократию, как элемент системы и бюрократизм.

    Бюрократия- система экономических, социальных, политических и административно управленческая основа на разграничении полномочий власти с целью формирования единого управленческого центра. Для координации всех элементов.

    Бюрократизм - монополизация в корыстных целях основных рычагов власти в руках определенной работы и ориентации низких звеньев на формально выполнение приказов.

    В современных условиях модели демократии делится на:

    Индивидуалистская; (источник власти - личность)

    Плюралистический; (групповые) - источник власти - группа;

    Коллективистские (народ, нация, класс).

    Существуют такие разновидности демократии:

    Деспотичная демократия- абсолютно ни кем, ни чем не ограниченная власть большинства;

    Тоталитарная демократия - власть большинства требуется полное подчинение личности и стремится к установлению всеобщего контроля;

    Конституционная демократия - власть большинства заключается в определенные рамки, ограничивается полномочиями и функционирует при помощи конституции.

    Существуют формы демократии:

    Прямая демократия - непосредственное участие граждан в подготовке обсуждения, принятие, реализация решений. Применяется при решении вопросов местного значения, когда от граждан не нужно специальной подготовки.

    Плебисцитная демократия - предполагает открытие волеизъявления народа, но только на определенной фазе подготавливает решение. (референдум)

    Представительская демократия - наиболее сложная форма политического участия граждан. Предполагает опосредованное введение граждан в процесс принятия решений через правительство, которое выбирает в законодательной или исполнительной органов власти.

    11.Современная демократия и проблемы ее становления

    Демократия западного образца сформировалась из либеральной политической системы и унаследовала ее основные организационные принципы:

    Конституционализм

    Разделение власти

    Индивидуальная свобода

    Права человека

    Современная демократия существенно отличается от нее, она построена на синтезе идей, концепций, форм организации. Она объединяет традиционные либеральные ценности с идеями социального, коммунистического христианского и других движений.

    Назначение демократии- стимулировать разнообразность взглядов, плюрализм мнений в обществе, предоставить возможность гражданам свободно выражать свои интересы.

    Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии то можно выделить следующие основные элементы:

    1.Заинтересованная группа- центральный элемент демократической политической системы, гарантирующий реализацию интересов, прав и свобод человека.

    2.Общая свобода как результат взаимодействия разных групп и их компромиссов.

    3.Соперничество и баланс групповых интересов

    4.«Разумный эгоизм» личные и групповые интересы должны взаимодействовать

    5.государство как орган отвечающий за нормальное функционирование всех элементов общественной системы

    6.Диффузия- разделение власти между центрами политического влияния

    7.Демократическая организация самих групп как условие представления интересов граждан входящих в эти группы

    Принципиальная проблема демократии это то каким образом демократия взаимодействует с природой человека, или исходт из реальной противоречивой природы современной личности, ограниченности ресурсов, запретов, комплексов или ориентируется на определенный идеал человека.

    12.Экономический порядок и экономическая свобода

    Конкретными формами проявления экономической демократии, является экономический порядок и экономическая свобода.

    Экономический порядок- это качественная характеристика состояния соц-эк системы относительно морально-этических и политических норм.

    Свобода в широком смысле это способность отдельного человека, трудоспособного коллектива, отдельных соц. Групп принимать решени в действовать в соответствии с собственными интересами и целями с учетом объективных условий и общечеловеческих интересов и принципов жизнедеятельности.

    Экономическая свобода в широком смысле это формы и варианты экономического повдения предпринимателей, семьи, отдельных граждан, в выборе сферы, применения своих способностей

    Основой экономической свободы является:

    Плюрализм форм собственности

    Наличие политической свободы

    Законодательство ориентироваанное на права человека

    Экономический прогресс

    Минимализация безработицы

    Экономическая свобода домашнего хоз-ва,это самостоятельное принятие решений относительно потребления материальных и духовных благ, свобода выбора потребностей.

    Экономическая свобода наемных работников- ограничена правом собственности только на свою раб силу, свобода выбора сферы приложения своих способностей.

    Экономическая свобода производителя- возможность выбора хозяйственной деятельности и и организации хозяйства, структуры и объема производства, условий реализации, распределение прибылей. Такая свобода должна сочетаться с экономической ответвтвенностью за качество товаров и услуг, за выполнение условий договора, за соблюдение законодательства.


    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...