Представители школы классической экономической теории. Классическая экономическая школа


Любого из композиторов, о которых пойдёт речь в этой статье можно с лёгкостью назвать самым великим композитором классической музыки когда-либо существовавшим.

Хотя, сравнивать музыку, созданную за несколько столетий невозможно, но все эти композиторы очень чётко выделяются на фоне своих современников. В своих произведениях они стремились расширить границы классической музыки, достичь в ней новых высот, не досягаемых ранее.

Все великие композиторы классической музыки, приведённые ниже в списке достойны первого места, так что список представлен не по значимости композитора, а в виде информации для ознакомления.

Для мировой классики Бетховен является очень значимой фигурой. Один из самых исполняемых композиторов в мире. Он сочинял свои произведения в абсолютно всех существовавших жанрах своего времени. Является предвестником периода романтизма в музыке. Инструментальные произведения признаны самыми значимыми из всего наследия оставленного Людвигом Ван Бетховеном.

Величайший композитор и органист в мировой истории музыки. является представителем эпохи барокко. За всю свою жизнь написал свыше тысячи произведений, однако, при жизни было издано всего лишь около десятка. Творил во всех жанрах своего времени за исключением оперы. Является родоначальником династии Бахов, самой знаменитой в музыке.

Композитор и дирижёр, виртуозный скрипач и органист из Австрии, обладал невероятной музыкальной памятью и поразительным слухом. Творить начал с ранних лет и преуспел во всех жанрах музыки, за что по праву признан одним из великих композиторов классической музыки в истории.

Самое загадочное и таинственное произведение Моцарта – «Реквием», так и не было дописано автором. Причиной тому стала скоропостижная смерть в тридцать пять лет. Завершил работу над «Реквиемом» его ученик Франц Зюсмайер.

Великий немецкий композитор, драматург, дирижёр и философ. Огромное влияние оказал на модернизм и в целом всю европейскую культуру на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.

По приказу Людвига II Баварского в Байрейте был построен оперный театр по задумкам Вагнера. Он предназначался исключительно для произведений композитора. Музыкальные драмы Вагнера идут в нём и по сей день.

Русский композитор, дирижёр и музыкальный критик относится к одним из лучших мелодистов в мире. Его творчество внесло огромный вклад в развитие мировой классики. В среде любителей классической музыки является очень популярным композитором. В своих произведениях Пётр Ильич Чайковский успешно совместил стилистику западных симфоний с русскими традициями.

Великий композитор из Австрии, и дирижёр, и скрипач, и признанный всеми народами мира «король вальса». Творчество его было посвящено лёгкой танцевальной музыке и оперетте. В его наследии насчитывается свыше пятисот вальсов, кадрилей, полек, а также имеется несколько оперетт и балетов. В девятнадцатом веке благодаря Штраусу вальс обрёл неимоверную популярность в Вене.

Итальянский композитор, гитарист-виртуоз и скрипач. Очень яркая и необычная личность в музыкальной истории, является признанным гением в мировом искусстве музыки. Всё творчество этого великого человека было окутано некой таинственностью, благодаря самому Паганини. Он открывал в своих произведениях новые, ранее никому не известные виды скрипичной техники. Также является одним из основоположников романтизма в музыке.

Все эти великие композиторы классической музыки оказали очень большое влияние на её развитие и продвижение. Их музыка, проверенная временем и целыми поколениями, востребована и в наши дни, может быть даже в гораздо большей степени, чем при их жизни. Они творили бессмертные произведения, которые продолжают жить, и переходить к следующим поколениям, неся в себе эмоции и чувства заставляющие задуматься о вечном.

Итак, одним из величайших композиторов вот уже третий век признаётся Людвиг ван Бетховен. Его произведения оставляют глубокий след в душах и в умах самых искушённых слушателей. Настоящим фуррором в своё время стала прьемьера 9-й ре минорной симфонии композитора, в финале которой звучит знаменитая хоровая “Ода к Радости” на текст Шиллера. В одном из современных фильмов представлен хороший монтаж всей симфонии. Обязательно посмотрите!

Л. ван Бетховен Симфония №9, ре минор (видео-монтаж)

Очень часто приходится слышать термин "классика" или "классический". Но что вкладывается в смысл этого слова?

Классика - это...

У слова "классика" есть несколько значений. Большинство толковых словарй предлагает одно из них - произведения классиков: литература, музыка, живопись или архитектура. Также данное слово употребляют по отношению к некоторым образцам искусства, например "классика жанра". Однако чаще всего данный термин упоминают как указание на конкретный временной период в развитии того или иного не забывая о том, что к числу классических авторов причисляются лишь некоторые, наиболее успешные. В литературе классикой считается все, что было написано в 18-19 веках. В 20-м веке классика уступает место модерну. Многие писатели-модернисты стремились к разрушению предсшествующей традиции, старались найти новую форму, темы, наполнение. Другие же, напротив, использовали произведения предшественников в своих целях. Так, произведения постмодерна полны аллюзиями и реминисценциями.

Классика - это то, что всегда будет в моде. Это некий образец, который формирует наше мировоззрение, в котором отражены все характерные особенности нации конкретного времени.

Какие писатели могут называться классиками?

Как уже отмечалось выше, в ряды классиков зачисляют не каждого автора, а только тех, чье творчество оказало значительное влияние на развитие русской культуры. Пожалуй, первые писатели-классики, оставившие значительный след в - это Ломоносов и Державин.

Михаил Васильевич Ломоносов

Его литературное творчество приходится на первую половину 18-го века. Он стал основоположником такого направления, как классицизм, поэтому не причислить его к классикам времени невозможно. Ломоносов внес огромный вклад не только в литературу, но и в языкознание (выделив в родном языке три стиля), а также в химию, физику и математику. Наиболее значительные его проиведения: "Утреннее/Вечернее размышление о Божием Величестве", "Ода на день восшествия...", "Разговор с Анакреоном", "Письмо о пользе стекла". Следует отметить, что большинство поэтических текстов Ломоносова носило характер подражательный. В своем творчестве Михаил Васильевич ориентировался на Горация и других античных авторов.

Гаврила Романович Державин

Писатели второй половины 19 века

Среди поэтов особо выделить следует Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Именно они ознаменовали собою всю поэзию второй половины 19 века. Среди прозаиков - такие яркие фигуры, как И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др. Произведения этого периода полны психологических изысканий. Каждый из реалистических романов открывает перед нами необыкновенный мир, где все герои прорисованы ярко и жизненно. Невозможно прочесть эти книги и ни о чем не задуматься. Классика - это глубина мысли, полет фантазии, образец для подражания. Как бы ни изощрались модернисты, говоря, что искусство должно находиться в стороне от морали, произведения писателей-классиков учат нас самому прекрасному, что есть в жизни.

Cтраница 1


Представители классической школы и их последователи считают, что доходы должны распределяться так, чтобы это стимулировало использование факторов производства (ресурсов общества) наилучшим образом.  

Однако представители классической школы обращают внимание на то, что каждое последующее увеличение возможностей потребления было связано с неравным распределением доходов и, соответственно, предметов потребления. Сениор (1790 - 1864) разделил потребительские товары на предметы необходимости, благоприличия и роскоши, заметив при этом, что по мере экономического развития роскошь для одного поколения становится приличием для следующего, а для дальнейших, возможно, и необходимостью. Об этом же говорит и такой видный представитель неоклассического направления, как А. Маршалл, отмечая, что широко доступные ныне (имеется в виду Англия последней трети девятнадцатого века) товары, такие как специи и газеты, первоначально являлись предметами роскоши.  

Провозглашенные представителями классической школы политэкономии принципы невидимой руки легли в основу доктрины невмешательства государства в экономику, согласно которой экономическая жизнь общества наилучшим образом управляется с помощью решений, принимаемых индивидами - отдельными предпринимателями, и практически исключает вмешательство государства. Эта доктрина известна как свобода предпринимательства. Согласно этой доктрине, индивиды, действующие исключительно в своих собственных интересах, способствуют максимизации общего богатства нации. Роль государства в достижении этой цели должна состоять в разрешении частной экономической деятельности и создании правового аппарата для обеспечения этой деятельности.  

Хотя многие представители классической школы были сторонниками количественной теории денег, современные экономисты считают, что наибольший вклад в ее разработку внес американский экономист Ирвинг Фишер (Fisher, 1867 - 1947) из Иельского университета.  

В теории представителей классической школы государство представляет собой вооруженную силу, защищающую общество против всякого акта насилия со стороны других самостоятельных обществ и гарантирующую соблюдение договоров, по которым люди распоряжаются своим имуществом и пользуются хозяйственными средствами.  


Согласно взглядам представителей классической школы безработица вызвана высокой заработной платой занятых. Ниже представлен график (рис. 5.2), который иллюстрирует характерную ситуацию, когда величина заработной платы Рг находится выше равновесного уровня Pi, при котором предлагается столько рабочей силы, сколько требуется предпринимателям. При Рг возникает превышение предложения рабочей силы Si над спросом на нее Дь означающее причину развития безработицы.  

В целом, можно сказать, что у представителей классической школы учение о распределении сводится к учению о естественных уровнях цен факторов, каждый из которых находил свое объяснение в отдельной теории. Кроме того, цены на рынке продуктов классики приводили в зависимость от уровня цен на рынке факторов (в противоположность неоклассикам), а отсюда понятно их повышенное внимание к вопросам распределения как центральной проблеме экономики.  

Такой взгляд на проблему координации был впервые сформулирован еще представителями классической школы (А.  

Положения теории Н.А.Витке, с одной стороны, тоже корреспондируют с работами представителей классической школы (прежде всего А. Его важнейшим достижением была концепция использования природы человеческого фактора в организации, выдвинутая в конце 20 - х - начале 30 - х гг. Отчасти она напоминала принципы школы человеческих отношений.  

Можно сказать, что в рамках представлений немецкой исторической школы экономика подчинена этике, а не нейтральна по отношению к ней, как полагали представители классической школы. А реализацией этических ценностей занимается такой институт, как государство.  

Представители классической школы и их последователи относили его к одной из четырех фаз экономической деятельности наряду с производством, обменом и потреблением благ.  

Так, представители классической школы - Дэвид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Карл Маркс - делили общество на классы (землевладельцев, предпринимателей, рабочих) и рассматривали поведение каждого класса в отдельности: люди действуют по-разному в зависимости от того, к какому классу они принадлежат. Опыт показал, что оба подхода правомерны, хотя ни один из них не исключает другого, если учитывается состояние экономической среды.  

Любопытно, что и в рамках идеологии рыночного хозяйства присутствует идеал честного вознаграждения и понятие о справедливости, но судьей выступает не общество или государство, а его величество Рынок, как самый объективный и независимый арбитр. При этом и представители классической школы, и их последователи выказывают себя ярыми противниками любых перераспределительных процессов. Данная позиция вытекает из определенных ценностных установок.  

Глава, написанная Марксом, строго соответствовала общему замыслу всего произведения - дать отпор попыткам Дюринга принизить значение научного коммунизма и умалить заслуги его идейных предшественников. В противовес Дюрингу Маркс дал научную оценку вклада в развитие экономической мысли представителей классической школы политической экономии, начиная с Петти и Буагильбера, кончая Рикардо.  

Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического развития общества и предложить определенные пути преодоления противоречий и основные направления дальнейшего развития общества.

В 1615 г. впервые появился термин «политэкономия» в книге Монкретьена с одноименным названием, хотя науки еще не было. Наука формируется тогда, когда появляется основной вопрос, на которой эта наука должна дать ответ. Вопрос, который встал перед человечеством, можно сформулировать так: «Что такое богатство, и каким образом его можно увеличить?». Разные Э. ш. давали разные ответы на этот вопрос. Основными Э. ш., которые пытались найти ответ на него, считаются меркантилисты, физиократы, классическая школа политической экономии, марксизм, маржинализм. В начале XX в. другой вопрос становится наиболее актуальным: «Что лежит в основе функционирования экономической системы, и насколько сильным должно быть вмешательство государства в регулирование экономики?» Ведущими школами, которые по-разному отвечали на этот вопрос, являются кейнсианство, неоклассицизм, монетаризм и институционализм .

Меркантилизм — первая сформировавшаяся Э. ш., представители которой считали основным источником богатства страны внешнюю торговлю, т. е. сферу обращения. В период между XVI— XVIII вв. основные европейские страны находились под влиянием экономической теории меркантилизма. Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам, должны конкурировать между собой за получение прибыли. Следовательно, правительство, по их мнению, должно поддерживать такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а цены на экспортные товары (продаваемые в другие страны) — высокими. Так можно достичь «благоприятного торгового баланса»» т. е. притока денежных средств из-за границы.

«Благоприятный торговый баланс» являет собой ситуацию, при которой экспорт превышает импорт, т. е. вывоз превышает ввоз. Такое превышение, которое похоже на прибыль продавца, приведет к увеличению национального запаса золота и серебра. Как считало большинство людей того времени, такой запас и является реальной мерой благосостояния наций. Для достижения «благоприятного торгового баланса» основные европейские страны пытались захватить колонии. Они считали, что те смогут обеспечить метрополии дешевой рабочей силой, сырьем и создать рынок для сбыта произведенных товаров. Например, для достижения этих целей в своих американских колониях Англией был принят Закон о навигации. Он защищал британскую промышленность, запретив колониям производить шляпы, шерстяные изделия, кованое железо и другие товары. Закон также содержал список особых товаров, в основном сырьевых, которые не могли продаваться ни в одну страну, кроме Англии. Возмущение этим законом было настолько велико* что его назвали одной из главных причин Войны за независимость. В зависимости от ответа на вопрос, что такое богатство, сформировалось два направления в меркантилизме: ранний (денежный) и поздний (торговый). Сторонники раннего меркантилизма полагали, что богатство страны можно увеличить путем ввоза в страну золота, в то время как сторонники позднего направления полагали, что богатство страны увеличивается путем расширения межнациональной торговли, т. е. ввоз товаров из-за границы должен превышать вывоз товаров, поскольку именно потребительные стоимости, воплощенные в товаре, они считали действительным богатством страны. Несмотря на различные подходы к ответу на этот вопрос и ранние и поздние меркантилисты искали ответ на этот вопрос в сфере торговли, т. е. обмена. И сейчас есть сторонники борьбы за «благоприятный торговый баланс». Они считают, что федеральное правительство должно максимально препятствовать импорту и поощрять экспорт. Их называют неомеркантилистами. Именно они являются главными сторонниками протекционизма в международной торговле . Их оппоненты выступают за отмену всевозможных барьеров в международной экономической деятельности.

Физиократы — Э. ш. , представители которой видели основной источник богатства страны в сельском хозяйстве. Главный представитель и родоначальник этой школы — врач Ф. Кенэ . Новым в учении этой школы было то, что источником богатства они считали производство в сельском хозяйстве. Они впервые определили существенные и несущественные сферы экономики, ранжировали их по значимости в экономической жизни страны. Именно поэтому Маркс назвал их «действительными отцами политэкономии». Огромной личной заслугой Кенэ было создание математических таблиц для решения экономических задач. Предложения группы французских философов и экономистов XVIII в. сводились к тому, что общество должно отойти от практики поддержки бизнеса и промышленности и не обращать на них внимания. Они считали, что только продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются истинным источником богатства, так как они даны от Бога, а задача человека — правильно использовать этот источник богатства и преумножать его, в этом случае у правительства нет особых причин помогать бизнесу и промышленности увеличивать свою прибыль. Другими словами, так как реальное богатство происходит от « земли», то лучшее, что может сделать любое правительство, — это не трогать предпринимателей и позволить событиям развиваться своим естественным образом. Эта идея нашла свое отражение в высказывании «laisser faire» (свобода действии). Классическая политическая экономия — Э. ш., представители которой впервые в истории экономической мысли обосновали тезис о главенствующей роли сферы производства. Ее представители: У. Петти (математик), А. Смит (философ), Д. Рикардо (биржевой делец) и С. Сисмонди. Петти считается родоначальником экономической арифметики, или, выражаясь современным языком, статистики. Классики рассматривали производство как таковое, в отличие от своих предшественников, и в нем видели основной источник увеличения и создания богатства. Это был огромный шаг в экономической науке. Они впервые рассматривали процесс производства в широком смысле, как процесс воспроизводства, состоящий из четырех основных этапов: производство, обмен, распределение, потребление. Представители классической школы политической экономии сделали справедливый вывод о неравномерном распределении доходов в обществе и представили наиболее удачное объяснение ренты, которое лежит в основе современной теории рентных отношений.

Заслугой Смита считается его постулат о саморегулировании рынка, который получил название «невидимой руки Смита». Фактически это было развитие уже известного подхода «laisser faire». Наиболее значительная работа Смита «Исследование о природе и причине богатства народов», Рикардо — «Начало политической экономии». Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда пошло название классической школы политической экономии.

Марксизм — Э. ш., основоположником которой был К. Маркс. Считая себя последователем классической политической экономии, Марксе развивает трудовую теорию стоимости и впервые создает учение о прибавочной стоимости. Он считает, что излишек продукта, или новая стоимость, рождается непосредственно из процесса производства и создается трудом человека, его рабочей силой. Общественно-экономическую формацию Маркс определяет как взаимодействие производительных сил и связывающих их производственных отношений. Маркс считал, что развитие производительных сил опережает связывающие их производственные отношения, что неизбежно приводит к конфликту, разрешить который можно лишь насильственным, или революционным, путем, за которым следует смена общественно-экономической формации. Маркс соединил достижения своих предшественников (классической политической экономии) с необходимостью объяснить противоречия того времени, однако не смог выявить внутренние источники разрешения этих противоречий в самой капиталистической системе.

Маржинализм — одна из ведущих школ неоклассической экономической мысли, зародившаяся во второй половине XIX в. Представители этой школы утверждают, что экономическая стоимость определяется ценой последней единицы поступившего на рынок товара. С XVII в. конкурировали две концепции: трудовая теория стоимости Петти, Рикардо, Смита и теория полезности, которую позже назвали «примитивной теорией полезности» (товар стоит тем дороже, чем он полезнее). В такой примитивной формулировке ее разбил Смит: «Воздух, вода ничего не стоят, и, наоборот, вещи бесполезные, такие как алмазы и бриллианты, стоят дорого». Благодаря Смиту теория полезности была раскритикована и долгое время не получала развития. Только в XIX в. представители австрийского маржинализма вновь обратились к теории полезности и сделали вывод, что наряду с полезностью товара нужно говорить о его редкости, разрешив таким образом противоречие теории полезности, на которое обращал внимание Смит. Маржиналисты утверждали, что существует наиболее напряженная потребность воды: напиться, умыться, помыть сапоги и т. д. Ошибка примитивной теории полезности в том, что они брали самую напряженную потребность при определении ценообразующего фактора. На самом деле, говорит Менгер, именно последняя, наименее напряженная потребность, на которую еще хватает запасов блага, и есть решающий фактор при определении цены. Поскольку воды более чем достаточно, последняя наименее напряженная (а это и есть предельная) полезность воды ничего не стоит. Обратное происходит с бриллиантами — их мало, поэтому предельная полезность их высока. Бем-Баверк приводит историю одинокого земледельца: первый мешок зерна удовлетворяет самую напряженную потребность — голод, второй — наесться, третий — курам, четвертый — приготовить хлебную водку, пятый — на корм попугаям, болтовню которых приятно слушать.

Если земледелец решил обменять зерно на рыбу, он откажется от наименее напряженной потребности в зерне. Рыбак поступит так же. Поэтому, говорят австрийцы, в хозяйстве каждого индивида формируется субъективная оценка блага. Потом они выходят на рынок, где формируется в процессе конкуренции объективная оценка ценности, т. е. цена. Заслугой маржиналистов считается введение субъективных оценок в экономическую теорию. Австрийцы считали, что все экономические отношения субъективны. Каждому человеку свойственно оценивать сегодняшнюю потребность выше, чем завтрашнюю. Человек занимается предпринимательством ради потребления. Он откажется от потребления сегодня в пользу будущего и за это должен получить компенсацию от общества в виде процента. При обмене в натуральном хозяйстве можно согласиться с австрийцами, но при развитом рынке товары уже производятся для продажи. Тем не менее австрийцы дали толчок к рассмотрению субъективных оценок, отрицать которые невозможно, например, категория ожидания важна при инфляционных ожиданиях, причем не только в рыночном хозяйстве. Субъективные ожидания оказывают воздействие на объективные явления.

Кейнсианство — одно из основных направлений экономической мысли XX в., заложенное работами Дж. Кейнса. Представители этой школы рассматривали вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Само развитие экономических отношений поставило перед учеными экономистами новые проблемы, которые различные школы и направления в экономической мысли решают по-разному. Так, с возникновением необходимости регулирования рыночных отношений встает вопрос о роли государства. Известный экономист нашего столетия Кейнс (1883—1946) своей работой «Общая теория занятости, процента и денег» определяет одно из основных направлений в современной экономической мысли, названное в его честь кейнсианством. Он утверждал, что капиталистическая рыночная система не в состоянии сама решить многие проблемы, поэтому необходима сильная власть государства, которое могло бы регулировать эти рыночные отношения и непосредственно воздействовать на них. Таким способом он предлагал найти выход из кризиса, который разразился в Америке в 1929—1931 гг., и, надо сказать, его выводы были небезуспешно применены на практике.

Неоклассическая школа — одно из ведущих направлений экономической мысли XX в., выросшее на выводах классической школы и теории маржинализма. Главный представитель неоклассической школы — А. Маршалл (1842—1924) (самая известная работа — «Теория спроса и предложения ») и его последователи сформировали свою концепцию предельной полезности и предельной производительности и представили наиболее разработанную теорию рыночного предпринимательства в условиях совершенной конкуренции, механизм свободного ценообразования и конкуренции. Поскольку наиболее удачными были попытки представителей этой школы объяснить экономические явления и закономерности на микроуровне, свое даьнейшее развитие неоклассическое направление получило в рамках неоклассического синтеза, обогащенного кейнсианской макроэкономической теорией.

Монетаризм — одно из основных течений современного неоклассического направления, виднейшим представителем которого является М. Фридмен. Основной тезис монетаристов — « деньги — главный и решающий фактор рыночного хозяйства». Абсолютизация сферы обращения характерна для этого направления развития экономической мысли. Основной заслугой монетаристов считается детальная проработка вопросов, связанных с антиинфляционной денежной политикой государства. Рекомендации монетаристов легли в основу многих экономических реформ, проводимых в странах, вставших на путь рыночных преобразований, в частности реформы Гайдара в России. Освобождение с января 1992 г. цен от государственного регулирования (т. н. либерализация) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учета специфики российской экономики.

Институционализм — направление экономической мысли, в котором основное внимание уделяется деятельности институтов в области принятия экономических решений. Причем термин « институт» получает достаточно широкое толкование. Сторонники этого направления называют институтами государство, законодательство, общественные организации, структуры, семью и т. д. Институционализм начинает развиваться с конца XIX в. Такие виднейшие представители институционализма, как Гелбрейт, Ойкен, Веблен и др., развивают теорию нового постиндустриального общества , основанного на деятельности независимых организованных институтов. Сегодня широкое распространение получила теория Коуза, так называемая теория трансакционных издержек , которая объясняет функционирование рынка наличием прав собственности и издержек, возникающих в результате взаимодействия этих прав, т. е. при заключении сделок (операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение — trance acts — дословно «между сделками»).

Русская экономическая школа — обобщенное название представителей русских ученых-экономистов, имеющих серьезнее научные достижения в различных областях экономических знаний. Так, А. Чаянов внес значительный вклад в теорию аграрных отношений , В. Дмитриев разработал конкретную методику использования прикладной математики в экономической теории, Л. Канторович использовал теорию линейного прогнозирования для оптимального планирования ресурсов, теория длинных волн Н. Кондратьева и сегодня лежит в основе концепции циклического развития рыночной экономики. Имена таких ученых, как В. Леонтьев (разработал концепцию «затраты - выпуск» и использовал ее в теории производства), Е. Слуцкий (внес большой вклад в развитие теории потребительского поведения и разработку математического аппарата в экономической науке) и др., известны сегодня всему миру.

Поиск

Классическая школа. Этапы развития классической школы

Классическая школа зародилась в конце XVII в. (Англия) - начале XVIII в. (Франция).

В развитии классической школы можно выделить 4 этапа:

1 этап охватывает период с конца XVII в. до начала 2-й половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей .

Представители этого этапа: Уильям Петти и Пьер Буагильбер, которые выдвинули теорию трудовой стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство продукции. Основу богатства государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Завершила 1-й этап школа физиократов, получившая распространение во Франции. Авторы этой школы Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго в поисках «чистого продукта» решающее значение наряду с трудом придавали земле.

2 этап охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем Адама Смита, который сформулировал концепцию экономического либерализма. Во много благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX в. неопровержимым считалось положение о невмешательстве государства в свободную конкуренцию.

3 этап приходится на 1-ю половину XIX века, когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. Среди представителей этого этапа: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Ф. Бастиа, Г. Кэрри.

4 этап охватывает 2-ю половину XIX в. Представители: Карл Маркс и Джон Стюарт Милль.

Общие характерные признаки классической школы:

1) неприятие протекционизма в экономической политике государства;

2) преимущественный анализ сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов анализа;

3) попытки выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или количеством затраченного труда;

5) попытка обосновать динамизм и равновесность состояния экономики;

6) деньги были признаны стихийно выделившимся товаром в товарном мире, который нельзя отменить никакими соглашениями.

Учение физиократов

Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле физиократы исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.

Центральные идеи теории физиократии таковы:

1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

2) источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;

4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;

5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

  • во-первых, налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;
  • во-вторых, должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами,
  • в-третьих, не должно быть слишком обременено издержками взимания.

Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694 - 1767) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет. Его основные труды: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758), который вошел в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа.

В этом произведении автор показал, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между социальными группами, а также представил основные пути его реализации в виде направленного движения с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Методологической платформой экономического исследования Кенэ стала разработанная им концепция про природный порядок, юридической основой которого, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, которые охраняют частную собственность, частные интересы, обеспечивая воспроизведение и правильное распределение благ. Как утверждал ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает только при государственном регулировании.

Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в руках одной просвещенной личности, которая владеет знанием законов - природного порядка, - необходимых для осуществления государственного управления.

В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение про чистый продукт, который сейчас называется национальным доходом. По его мнению, источниками этого чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистого увеличения дохода не происходит, а происходит только смена первичной формы этого продукта. Думая так, Кенэ считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения про продуктивную сущность разных социальных групп общества.

При этом Кенэ утверждал, что нация состоит из трех социальных групп:

а) производительной (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие);

б) бесплодной (лица, занятые в промышленности, а также купцы);

в) собственников (лица, получающие ренту - землевладельцы и король).

И хотя деление общества на фермеров, собственников и промышленников фактически соответствовало делению общества (крестьяне, дворяне, горожане), важно отметить, что Кенэ был одним из первых, кто разделил общество на классы на экономической основе, то есть на основе отношения каждого класса к производству и присвоению прибавочного продукта.

Основываясь на своем учении о чистом доходе (денежном выражении чистого продукта), Кенэ считал, что земельная рента должна быть единственным источником налогообложения.

Согласно распространенной точке зрения, особенно среди марксистов, система Кенэ имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения, якобы пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Обосновывается это тем, что якобы никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно марксизму, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации.

Тем не менее, существовали и иные взгляды на наследие Кенэ. Так, начиная с 1960-х гг. систему Кенэ творчески развивал Николай Руденко, а его достижения были высоко оценены Андреем Сахаровым в конце 1970-х., что доказало историческую важность наследия Кенэ как альтернативы марксизму в современном мире.

Анн Робер Жак Тюрго (1727- 1781) родился во Франции. Согласно семейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой. В 1774 - 1776 годах занимал должность генерального контролера финансов. Сотрудничал с просветителями в «Энциклопедии» Д. Дидро.

Главный труд А. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатств» (1770 г.).

Вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

Тюрго впервые описал разницу между капиталом и деньгами и выделил прибыль как особенный вид дохода. В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом надлежит отметить следующие его идеи:

  • доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);
  • обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;
  • уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;
  • текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

Концепция экономического либерализма

Адам Смит родился в 1723 г. в Шотландии в семье таможенного чиновника. В 1751 г. он был назначен профессором логики в Глазковском университете, а в конце года перешел на кафедру моральной философии. Дружба с экономистом Давидом Юмом привела его к изучению экономической науки.

В 1764 г. он оставил кафедру и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка герцога Баклю. Путешествие длилось более 2-х лет. Смит побывал в Тулузе, Женеве, Париже, встречался с Кенэ и Тюрго. По возвращении в Шотландию он принялся за создание книги «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая вышла в свет в 1776 г.

Предметом изучения экономической науки Смит считал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Источником богатства является сфера производства.

Основные принципы, из которых исходил Смит, сформировались в тесной связи с учением о «естественном порядке», созданным физиократами. Однако если последние ставили «естественный порядок» в зависимости от сил природы, то Смит считал, что он определяется человеческой природой и ей соответствует. Человек – эгоист, он преследует только личные цели. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь интересами других. Общество состоит из множества индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов. Следовательно, анализ общественных интересов должен основываться на анализе природы и интересов индивида.

Люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, поэтому единственной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен.

Действием «экономического человека», единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит пытался объяснить все экономические процессы.

Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма: рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.

Государство должно поддерживать режим естественной свободы: охранять правопорядок, свободную конкуренцию и частную собственность. Оно должно выполнять и такие функции, как организацию народного образования, общественных работ, систем связи, транспорта и коммунальных служб.

Смит писал: «Деньги – это великое колесо обращения». Доход рабочих, по его мнению, находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Он отрицал закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

Широко известны взгляды ученого на разделение труда. Центральная идея Смита состоит в том, что источником богатства является труд. Богатство общества он ставит в зависимость от 2-х факторов: доли населения, занятого производственным трудом; производительности труда.

При этом Смит заметил, что второй фактор имеет большее значение. По его мнению, специализация повышает производительность труда. Он выявил универсальный характер разделения труда от простых операций на предприятии до отраслей производства и общественных классов. Поскольку разделение труда вызывает снижение издержек производства, то оно открывает простор для использования машин, так как механизировать можно было лишь простые операции.

Сосредоточив свое внимание на меновой стоимости, Смит обнаруживает мерило в затратах труда на производство товаров. Это лежит в основе обмена. Источником ценности является труд. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоемому центру колебаний. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными.

Капитал характеризуется Смитом как одна из двух частей запасов, от которой ожидают получить доход, а другая часть – это та, которая идет на потребление. Им было введено деление капитала на основной и оборотный. Смит считал, что капиталистическая экономика может находиться в 3-х состояниях: роста, падения и застоя. Он разработал 2 взаимосвязанные схемы простого и расширенного воспроизводства. В схеме простого воспроизводства осуществляется движение от общественного запаса к валовому продукту (доходу) и фонду возмещения. В схеме расширенного воспроизводства добавляются фонды сбережения и накопления. Расширенное воспроизводство создает динамику богатства страны, зависит от роста накопления капиталов и от более эффективного употребления. Смит открыл явление технического прогресса как фактора расширенного воспроизводства.

Источник - Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...