Взгляды экономических школ на государственное регулирование экономики. Государственное регулирование экономики и его место в различных экономических школах Экономические школы о необходимости государственного регулирования экономики


Роль государства в экономическом регулировании на протяжении всей истории была в той или иной степени предметом экономической науки. В любом территориальном образовании государство не только выполняло нормативную деятельность по правовому регулированию общественной жизни, но и перераспределяло доходы, формируя бюджеты для реализации общих функций. Однако роль и границы государственной экономической деятельности всегда были предметом дискуссий. В зависимости от общей концептуальной направленности экономические научные школы по-разному оценивают суть и значение инструментария государственного регулирования экономики и направлений экономической политики. Основные положения современных экономических теорий о роли государства в экономике представлены на схеме 1.1.

Одной из первых научных школ, определивших экономические функции государства, стал меркантилизм (XVI-XVII вв.), крупнейшими представителями которого являются Т. Ман, Дж. Стюарт, Ж.-Б. Кольбер. Исходя из того, что источником богатства является внешняя торговля, результаты которой увеличивают количество золота и серебра в стране, меркантилисты обосновывали необходимость существования жестких мер государственного администрирования, направленного на недопущение оттока денег из страны, поддержки экспорта.

Экономическая политика поддержки национальных производителей и торговцев, ограничения импорта получила название протекционизма. Элементы такой политики нередко используются и сегодня. Развитые страны в определенных ситуациях применяют меры поддержки экспортеров и защиты внутреннего рынка от импорта, стремятся к сбалансированности торгового и платежного балансов. Одной из форм препятствия протекционизму является Всемирная торговая организация (ВТО), созданная для снятия экономических и административных барьеров, сдерживающих международную конкуренцию.

Схема 1.1. Основные теории государственного регулирования экономики

Существенное приращение научных знаний о роли макроэкономического регулирования внесла теория физиократов (XVII в.), представителями которых являются Ф. Кенэ, А. Р. Тюрго. Выступая за свободу торговли, представители этой школы считали источником богатства государства сельскохозяйственное производство, труд в земледелии, поскольку только в этой сфере создается чистый продукт. Заслугой данной школы является выход исследования на макроэкономический уровень, анализ воспроизводства, кругооборота общественного продукта и денежных доходов. При этом был сделан вывод о необходимости соблюдения межотраслевых пропорций между земледелием и промышленностью. Количество денег в обращении определено потребностями взаимоотношений между отраслями производства.

Теория физиократов ставила вопрос о выработке отраслевых приоритетов в экономической политике (земледелие), поддержки этих приоритетов инструментами государственного регулирования (налоги, пошлины).

Теоретическим основанием невмешательства государства в экономику, разделяемого большинством экономистов до сегодняшнего дня, является определение принципов саморегулирующегося рынка А. Смитом, изложенных в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно теории А. Смита, механизм рынка движется благодаря рациональным решениям его участников, постоянная корректировка осуществляется за счет свободной конкуренции, сигналы которой подают цены. Движение рынка направляется «невидимой рукой» спроса и предложения, где нет места государственному регулированию. В разных вариантах эта модель рынка воспроизводится в более поздних либеральных моделях рыночной экономики.

Однако, исходя из практики реального функционирования государства, А. Смит исследует важнейшие функции и инструменты государственного функционирования, такие как бюджет и налоги. Среди задач государства (монарха) А. Смит называет создание и поддержку общественных предприятий и учреждений, которые по соображениям отсутствия прибыльности не будут создавать частные лица, но необходимые всему обществу. В современных экономических терминах это положение развернуто в функцию производства общественных благ и создания положительных внешних эффектов. А. Смит определил основные общегосударственные расходы, к которым относил затраты государства на оборону, правосудие, инфраструктуру (дороги, мосты, порты), необходимые для развития торговли, а также расходы на обучение и воспитание молодого поколения.

Много внимания А. Смит уделял исследованию налоговой системы, определив ее главные принципы: равенство всех перед налогами, достоверность, удобство. Непременным условием функционирования государства А. Смит считал сбалансированность доходов и расходов: увеличение общественной задолженности может привести к разорению государства.

Общую эволюцию экономических теорий, отрицающих активную роль государства в экономике, нарушила теория Дж. М. Кейнса («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).

В отличие от позиций других научных школ кейнсианство первичным при рассмотрении движения рынка считает не предложение, а совокупный спрос и отрицает возможность полной самоорганизации экономики с помощью цен, зарплаты, процентной ставки. Выражением рыночного неравновесия являются безработица, сокращение производства. Анализируя совокупный спрос, Дж. М. Кейнс показал обстоятельства недостаточности инвестиций в экономике и необходимость государственного вмешательства для достижения эффективного использования имеющихся ресурсов и экономического роста. Главные проблемы рыночной экономики - безработица и сокращение инвестиций. Государство из своих источников должно инвестировать финансовые средства в экономику, стимулировать спрос и тем самым поддерживать эффективное равновесие. Источником дополнительных инвестиций в экономику является государственный бюджет. Поэтому бюджетно-налоговые инструменты государственного регулирования являются доминирующими, а бюджетный дефицит выступает как один из способов стимулирования спроса.

До начала 70-х гг. XX в. кейнсианство было самой востребованной теорией, на которой базировалась экономическая политика развитых стран. Однако впоследствии на первый план вышли другие экономические теории, которые обосновывали возможность саморегуляции рынка. В 1970-е гг. на волне серьезного мирового энергетического кризиса выявилось два обстоятельства: спад производства и инфляция, получившие обобщенное название стагфляция.

По мнению критиков кейнсианства, эта теория не могла в достаточной степени объяснить новые явления экономического развития, а их выводы для экономической политики на практике углубляли негативные последствия.

Среди подобных теорий наиболее значимой является монетаризм (М. Фридман «Инфляция и денежное обращение», 1969 г.). Монетаризм как основание для экономической политики развитых стран оказался востребован по мере углубления кризиса кейнсианской концепции, в условиях новых явлений экономической жизни - инфляции и периодических рецессий.

Монетаризм, основываясь на признании возможности саморегулирования рыночной экономики без вмешательства государства, особое внимание уделяет исследованию денежного обращения, финансовой сфере, анализу причин и методов борьбы с инфляцией. Ход экономического цикла согласно монетаризму определяется цикличностью денежной массы в обращении, что и определяет деловой цикл. Государственные инвестиции и один из их источников - бюджетный дефицит - лишь активизируют инфляционные процессы. Поэтому главным объектом регулирования должна быть денежная масса, постоянство темпов ее роста в зависимости от величины темпов увеличения валового внутреннего продукта. Отметим, что регулирование денежной массы - функция не исполнительной власти, тем не менее относится к сфере общегосударственных институтов макрорегулирования - центральных банков (Федеральной резервной системы в США). Макрорегулирование экономики таргетированием денежной массы, варьированием процентной ставки, нормами обязательных резервов и другими финансовыми средствами свидетельствует о необходимости макрорегулирования финансовой сферы.

Однако, как показал мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., монетарные методы регулирования экономики сами по себе не дают бескризисных результатов - усложнение экономических взаимосвязей в глобальной экономике, видимо, требует корректировки этих методов. Почти во всех странах выходом из кризиса стали бюджетное финансирование, увеличение дефицита государственного бюджета.

Среди научных школ, отрицающих активную роль государства в регулировании экономики, находятся и разные ветви современной теории неоинституционализма (Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, Д. Норт и др.). Однако, основываясь на позиции необходимости определения прав собственности, контрактных отношений и нормативной деятельности государства в этой области, представители теории общественного выбора выделяют «провалы рынка», которые должно восполнять государство, т.е. ставят под сомнение сам механизм саморегулирования рынка. К таким «провалам» относятся монополии, асимметрия информации, необходимость производства общественных благ и внешние эффекты. В свою очередь, согласно этой теории, у государства есть свои «провалы» (недостаток достоверной информации, особенности политического цикла, бюрократия и коррупция), поэтому проблема заключается в оптимизации и эффективности экономических функций государства.

Практика экономического развития показала, что государственное воздействие на рыночные отношения не может ограничиваться исключительно нормативной деятельностью по установлению и реализации прав собственности. Новейшая история, начиная с 60-х гг. XX в., свидетельствует об активной роли государства в экономике.

Возросла роль государства в финансовой сфере, его влияние на стабильность финансовой системы осуществляется, прежде всего, через макрорегулирование процентных ставок, реализацию мер кредитной политики, обменных курсов национальной валюты. Государство, проводя закупки товаров и услуг для общегосударственных нужд, стало субъектом предпринимательской деятельности, влияет на рыночные цены, объемы спроса и предложения. Бюджетные, налоговые и финансово-кредитные инструменты выступают реальными факторами воздействия на экономическое развитие, стимулирование и поддержку стабильности и динамики. Увеличились трансферты государства незащищенным слоям населения и в целом инвестиции в человеческий капитал. По данным Всемирного банка, за три с половиной десятилетия (с 1960 по 1995 г.) масштаб государственного присутствия в экономике промышленно развитых странах увеличился вдвое.

В этих условиях современная экономика характеризуется как смешанная. Ее динамика и механизм основываются на действиях рынка и государства.

В современной экономической науке, несмотря на сохраняющиеся дискуссии и противоречия, существует общий подход, признающий следующие области деятельности государства в экономической сфере:

  • - координация макроэкономической политики (налоги, бюджет, нормы регулирования финансовой сферы);
  • - предпринимательская деятельность в определенных масштабах (государственные закупки);
  • - регулирование деятельности монополий;
  • - влияние на экономический рост (инвестиции в человеческий капитал, эффективность государственных институтов);
  • - предоставление пособий уязвимым слоям населения (пенсионерам, безработным, инвалидам).

К ключевым задачам теории и практики относятся определение границ участия государства в экономических процессах, оценка эффективности действий государственного регулирования, поиск форм и методов, не подрывающих основы рыночного механизма.

Система экономической политики

Условия возникновения: первичное накопление капитала под эгидой государства (16-17 вв.), активная колониальная политика.

Протекционизм – защита отечественного производителя (мануфактуры) и торговли.

Поле конкуренции - внешняя торговля.

    Физиократы о ГР

17-18 В. - государство не должно вмешиваться в управление экономикой.

Первая экономическая доктрина, требующая свободу, торговли, прежде всего. Земля – единственный источник и фактор производства и богатства. Регулирование в пользу сельского хозяйства.

Разработали теорию денежного обращения и торговли.

Полагали, что в жизни общества господствует некий естественный порядок, который необходимо определить и не нарушать. Главная забота государства – защита естественного права. В основе которого частная собственность.

Физиократы утверждали, что экономические законы так же естественны, как законы природы, их не нужно придумывать, их надо познавать и им подчиняться. В противовес меркантилистам физиократы отвергали гос.регулирование экономической жизни. Они выдвинули лозунг (Пусть идет, как идет). Роль государства, считали физиократы, сводится к охране свободы и собственности.

Физиократы отвергли необходимость гос.регулирования внешней и внутренней торговли и призывали правительство содействовать развитию сельского хозяйства. Они выступали за свободный механизм хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции. Принцип свободы экон.деятельности становится основополагающим у физиократов. Они отводили государству такие функции, как, сохранение естественного порядка, организация предприятий общественного характера, фискальную функция сбора налогов (основную функцию сбора налогов).

Основные представители: Франсуа Кенэ; А.Тюрго

Франсуа Кенэ – в экономической жизни участвуют три класса:

    Производительный (те кто обрабатывают землю, крестьяне-арендаторы)

    Класс собственников земли (король, дворянство, духовенство)

    Непроизводительный «бесплодный» (те, кто связан с промышленном производством: ремесленники, предприниматели, наемные рабочие, торговцы)

Кенэ показал, как в национальной экономике движутся товарные и денежные потоки между классами, в результате чего земледельцы производят питания для всех классов, сырье для промышленности, семена для следующего года. Полученный чистый продукт они передают собственникам земли в виде рента. Теоретическая концепция Кенэ была основой политических требований физиократов. Они считали, что поскольку весь чистый доход доставляется классу собственников, то нужно ввести с этого дохода и взимать его с земли собственников.

Дальнейшее развитие теория физиократов получила в творчестве и деятельности А.Тюрго – он попытался осуществить налоговые реформы, сократить расходы на содержание двора. Как и все физиократы, он выступал за свободу торговли, свободу ценообразования.

17-18 вв.- государство не должно вмешиваться в управление экономикой.

Первая экономическая доктрина

Земля - единственный источник и фактор производства и богатства, дающий излишек валового дохода над издержками производства.

Противопоставляли сельхоз-во торговле и обрабатывающей пром-ти.

Первая макроэкономическая схема потока продуктов. Регулирование в пользу сельского хозяйства.

Разработали теорию денежного обращения и торговли.

В жизни общества господствует некий естественный порядок, который необходимо определить и не нарушать.

    Классическая школа политэкономии о ГР

Классическая школа политэкономии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала.

За ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь «А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы”

Основные представители: А.Смита, Д.Рикардо

Основными принципами классической школы, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита. Его «экономический человек» и «невидимая рука» убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли переосмыслению и углубленной переработке основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж. Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора и др.

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., когда Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества. Выделим характерные признаки классической школы:

Неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.

Преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.

Выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно- следственный, дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию.

Опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.

Деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми.

По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:

Ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

Ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

Создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

PAGE 25

Введение………………………………………………………………...…..3

1. Государственное регулирование экономики и его место в экономических школах…………………………………………………….……..5

1.1. Государственное регулирование экономики и представители различных экономических школ…………………………………………………5

1.2. Теоретические модели государственного регулирования экономики………………………………………………………………………..15

2. Объекты государственного регулирования экономики…………….24

Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………….25

Введение

Тема взаимосвязи института государства и экономики занимает одно из центральных мест в гуманитарных и социальных науках. В современном мире такой социально-политический фактор, как государственное регулирование, стал общепризнанным и необходимым элементом экономической деятельности.

В разные исторические моменты и в различных государствах сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Однако многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики.

Нарастание противоречивости и усложнения современной социально-экономической жизни постепенно привели к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Мировой опыт свидетельствует, что государство и бизнес сосуществуют, дополняя друг друга. Постоянно идет поиск соотношения сил государства и бизнеса.

Актуальность темы определяется тем, что государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние. В основе государственного регулирования — использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Целью курсовой работы является раскрытие основ государственного регулирования экономики и определение его места в экономических школах. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи и рассмотреть:

Основы государственного регулирования экономики;

Методы государственного регулирования экономики;

Роль государства в экономических концепциях;

Объекты государственного регулирования экономики.

Предметом исследования является экономика государства, а объектом – государственное регулирование.

Государственное регулирование устанавливает правила и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил. В то же время государственное регулирование обеспечивает самостоятельную деятельность всех экономических структур.

Государственное регулирование экономики является научно-экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.

1. Государственное регулирование экономики и его место в экономических школах

1.1. Государственное регулирование экономики и представители различных экономических школ

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:

ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные «сбои рынка», с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим «сбои рынка», относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории «экономики предложения».

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис «конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо», они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства.

Сторонники теории «экономики предложения» считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики.

Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

экономический рост;

полная занятость;

стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что его «сверхзадача» связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический «фон», который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Рыночный механизм сам по себе в «чистом виде» не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Таковы функции, инструменты и методы государственного регулирования.

1.2. Теоретические модели государственного регулирования экономики

В экономической теории существуют два основных направления в вопросе регулирования общественного производства в условиях рыночных отношений. К ним относятся:

1) неоклассическое направление. Оно стоит на теоретических позициях автоматического саморегулирования рыночной экономики;

2) кейнсианское направление. Оно исходит из обязательного вмешательства государства в рыночную экономику, особенно в период экономического кризиса.

На позициях автоматического саморегулирования рыночной экономики стоит чикагская школа экономистов. Ее представители придают денежным факторам решающее значение в формировании конъюнктуры рынка и отрицают необходимость активного вмешательства государства в процесс воспроизводства. Школа зародилась в Чикагском университете (США) в начале ХХ века. Из-за акцента на экстраординарной роли денег концепция чикагской школы получила также название доктрины монетаризма.

Основоположником теоретического учения чикагской школы является американский экономист М. Фридмен (доктор философии и права, профессор экономики Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии). Идею невмешательства государства в экономику отстаивает несколько поколений ученых-экономистов Чикагского университета с начала 20-х годов ХХ в., и в первую очередь И.Филер, Г.Саймонс, Л.Минтс.

Чикагская школа находится в оппозиции к кейнсианскому направлению экономической мысли, которое настоятельно рекомендует государству регулировать рынок. Монетаристы отстаивают тезис об исключительной внутренней устойчивости капиталистической экономической системы. По их мнению, эта устойчивость как раз и делает ненужным государственное вмешательство в экономику. Монетаристы делают акцент на механизм рыночной конкуренции и ценообразования, которые должны автоматически приводить экономику в равновесное состояние. По их мнению, все противоречия воспроизводства порождаются лишь ошибками и просчетами в экономической политике государства.

В основе концепции чикагской школы лежит количественная теория денег.

Она обосновывает, что изменение количества денег, находящихся в обращении, служит главным и определяющим фактором изменений как общего уровня цен, так и денежной оценки. Согласно количественной теории денег скорость их обращения является постоянной, а уровень товарных цен изменяется прямо пропорционально количеству денег в обращении.

Однако появились несоответствия монетаристской теории и экономической действительности. И монетаристы заменили тезис о постоянстве показателя скорости обращения денег положением о стабильной функции спроса на кассовые остатки денежных средств фирм. А эта постоянная сумма денег допускает существенные колебания скорости обращения денег как в долговременном периоде, так и в течение отдельных фаз капиталистического цикла. Но в целом, как считают монетаристы, отношение между количеством денег в обращении и суммой денежных расходов является весьма стабильным и хорошо предсказуемым показателем.

На основе стабильной функции спроса на кассовые остатки монетаристы выдвинули следующий автоматический механизм восстановления нарушенного рыночного равновесия. Главным является умение экономических агентов приспособиться к меняющимся условиям денежного обращения. Так, увеличение по каким-либо причинам количества денег в обращении ведет к изменению установившейся пропорции между кассовыми остатками и суммой денежных расходов. Чтобы восстановить эту пропорцию, предприниматели начинают усиленно тратить деньги, что влечет за собой повышение спроса на товарных рынках и рост цен. В результате обесценивания денег рыночная экономика приходит к новому равновесию, где увеличившиеся кассовые остатки соответствуют новому, более высокому уровню цен.

Таким образом, по мнению экономистов чикагской школы, устойчивый спрос на кассовые остатки играет роль основного стимула, определяющего динамику воспроизводства. Главный лозунг монетаризма - деньги имеют значение, на практике он дополнительно интерпретируется ими следующим образом - только деньги имеют значение.

Представители чикагской школы выводят циклические колебания воспроизводства из изменений количества денег в обращении. Спады производства они трактуют как результат предшествовавших сокращений количества денег в обращении из-за недальновидной деятельности центрального банка. Несовпадение в динамике производства продукции и денежной массы в обращении (они очень часто подтверждаются статистикой) монетаристы объясняют наличием длительных и непредсказуемых лагов (задержек) между изменением количества денег в обращении и последующими колебаниями объема производимого продукта. Так объясняются любые несовпадения теоретической схемы с реальной действительностью.

На основе лагов в механизме воспроизводства связаны и рекомендации монетаристов в области государственной экономической политики. Они считают, регулирующие мероприятия не должны точно настраиваться на фазы воспроизводства. по оценкам М.Фридмена, лаги при проведении денежно- кредитной политики могут составлять от 5 до 21 мес. в условиях циклического спада и от 13 до 24 мес. в условиях подъема производства.

Монетаристы отрицают кейнсианские методы экономического регулирования.

Они отвергают комплекс бюджетных мероприятий (изменение налоговых ставок и расходов в рамках фискальной политики государства) по причине их малой эффективности. Без регулирующих мер, связанных с выпуском денег в обращение для покрытия бюджетных дефицитов, государственное вмешательство в экономику, по их мнению, оказывается неэффективным. При изменении денежной массы в обращении монетаристы предлагают особую процедуру эмиссии денег - так называемое правило постоянных темпов роста денежной массы. Оно служит главным фактором изменения конъюнктуры рынка. Представители чикагской школы считают, что необходимо увеличивать количество денег в обращении равномерно и постоянно на 3 - 5% в год. Причем делать это необходимо независимо от состояния конъюнктуры и фаз цикла воспроизводства.

Данный темп, как считают монетаристы, вычислен на основе вековой тенденции изменения денежной массы с учетом длительных темпов изменения скорости обращения денег. В настоящее время данный принцип дополняется предложением о равномерном увеличении денежной массы в обращении темпом, на 1 - 2 пункта превышающим темп роста производительности труда. По мнению представителей чикагской школы, равномерный прирост количества денег в обращении обеспечит стабильность экономики и устранит циклические колебания производства. В этом особо отчетливо проявляется суть монетаризма.

Монетаристы считают инфляцию чисто денежным имением. Между тем инфляция имеет многофакторный характер. Она связана как с состоянием денежной системы, так и с экономической политикой государства, а также и с монополистическим ценообразованием.

Чикагская школа выдвинула тезис о наличии некоторого естественного уровня безработицы. Монетаристы считают, что попытки уменьшить безработицу ниже этого уровня неизбежно вызовут инфляцию и диспропорции в экономике.

Поэтому они выступают против расширения гражданских статей государственного бюджета, против увеличения пособий по безработице, против снижения налогов на малоимущих. Монетаристы выступают за свободную игру рыночных сил, положительно оценивают кризисные фазы воспроизводства, которые избавляют производство от убыточных фирм и отраслей, ведут к интенсификации труда и позволяют предпринимателям говорить «на ты» с профсоюзами. Рекомендации монетаристов по проведению дефляционных мероприятий средствами денежно-кредитной и финансовой политики носят открыто антидемократический характер.[ 3 , 402 с ]

В отличие от чикагской школы экономистов, кейнсианство представляет важнейшую теоретическую основу государственного регулирования рыночной экономики. Основателем данной теории является английский экономист Дж.М.Кейнс, долгое время работавший в Кембриджском университете. Предметом исследования кейнсианства являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства, количественные связи совокупных макроэкономических дисциплин: капиталовложений и национального дохода; инвестиций и занятости населения, национального дохода, потребления и сбережений совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Дж.М.Кейнс исходит из примата сферы обращения над сферой производства.

Дж.М.Кейнс сформулировал свою концепцию как общую теорию занятости и связан ее с принципом эффективного спроса, ставшим центральным пунктом системы кейнсианства. Оно исходит из того, что ключевой проблемой воспроизводства являются емкость рынка и возможности его расширения в соответствии с увеличением предложения товаров. Дж.М.Кейнс пришел к заключению, что капитализм утратил механизм автоматического восстановления рыночного равновесия. Необходимо государственное регулирование экономики.

На этом пути государство прежде всего должно обеспечить необходимый объем эффективного спроса. Достигается он на основе всемерного увеличения платежеспособного спроса. Недостаток эффективного спроса, согласно учению Дж.М.Кейнса, лежит в основе кризисных явлений, безработицы, недогрузки производственного потенциала, низких темпов роста производства.

В теоретических исследованиях рынка Дж.М.Кейнс исходит из «Догмы Смита», которая связана с отождествлением стоимости общественного продукта с суммой доходов всех социальных слоев общества. Решающими моментами, определяющими спрос на предметы личного потребления, как считает Дж.М.Кейнс, являются:

Склонность к потреблению. Она понимается как доля национального дохода, идущая в личное потребление. Выделяются две группы факторов, влияющих на склонность к потреблению:

1) субъективные факторы (скупость, расчетливость);

2) объективные факторы (изменение уровня заработной платы);

Объем национального дохода. Он является решающим фактором увеличения потребительского спроса. Изменение потребительского спроса с динамикой национального дохода связывает функция, выраженная Дж. М. Кейнсом в так называемом основном психологическом законе. Психология общества такова, что с ростом занятости и увеличением совокупного дохода общества возрастает и личное потребление. Однако в меньшей мере, чем растет доход. В результате образуется сберегаемая часть национального дохода. Она изымается из обращения, и на эту величину относительно сокращается спрос на потребительские товары. С ростом дохода общества предельная склонность к потреблению имеет тенденцию сокращаться. Отсюда следует, что с ростом производства, занятости и национального дохода постоянно возрастают возможности накопления, что решающую роль играет рынок средств производства, а не рынок предметов потребления.

Важнейшей составной частью теории эффективного спроса Дж.М.Кейнса является его концепция мультипликатора. Его количественная определенность уже анализировалась нами. Сейчас же, применительно к концепции мультипликатора, необходимо отметить следующее:

1) данный теоретический подход направлен на поиски количественных зависимостей воспроизводства и выступает как теория эффективности государственных расходов. Они осуществляются с точки зрения воздействия их на объем производства, занятость, доход и рынок предметов потребления. Тем самым государство осуществляет затраты средств для формирования эффективного спроса;

2) теория мультипликатора служит обоснованием концепции происхождения доходов от инвестиций. При этом значение придается потребительскому рынку, являющемуся в отличие от рынка средств производства рынком конечного потребления. Дж.М.Кейнс моделирует производство как непосредственно подчиненное целям потребления и решающим образом зависящее от склонности к потреблению.

Конечной целью своего анализа Дж.М.Кейнс считает необходимость установить, чем определяется уровень занятости. Занятость рассматривается им как функция эффективного спроса, как обеспечение условий получения небольших прибылей. Однако условия максимизации прибыли и объем занятости далеко не тождественны. Под полной занятостью в кейнсианских работах понимается так называемый нормальный уровень безработицы, а отнюдь не ее полная ликвидация. Данный уровень безработицы находится на уровне 3 - 6% от общего числа занятых. Он достаточен для выполнения функции стимулирования занятых к высокоэффективному труду. Его и учитывает государство в своих социально-экономических программах развития малого, среднего и крупного бизнеса.

В заключение хочется отметить, что основная работа Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», как считает М.Блауг, была плохо изложенной книгой, полной двусмысленностей, отклонений от главной темы и многочисленных так и не разработанных проблем. Как считает М.Блауг, золотые слова сказаны по этому поводу П.Самуэльсоном: «Общая теория... ужасно написанная книга, она плохо организована... Она полна иллюзий и путаницы... Сама кейнсианская теория изложена в ней неясно... Вспышки озарений и интуиции перемежаются с нудной алгеброй. Неуклюжие определения внезапно сменяются незабываемым пассажем. Когда ее в конце концов одолеешь, то оказывается, что анализ в ней очевиден и в то же время нов. Короче говоря, это работа гения».

Дж. М. Кейнс заложил в своих работах основу анализа инфляции. Вместе с тем он понимал, что инфляция, вызванная давлением спроса. вскоре породит инфляцию издержек вследствие того влияния, какое чрезмерная занятость оказывает на уровень заработной платы. Результатом будет новая ситуация, в которой экономическая политика государства уже не сможет ограничиваться только управлением эффективным спросом. Правительство должно будет вмешаться в процесс, устанавливающий уровень заработной платы, а также во многие другие процессы, обеспечивающие пропорциональное развитие макро- и микроэкономики.

Можно ли сказать, что одна из рассмотренных моделей - монетаризм либо кейнсианство - заведомо лучше, прогрессивнее, чем другая? Нет. Преимущества и возможности каждой их них раскрываются в своих характерных условиях.

Заключение

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ — реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — социологизацией, повышением материального благосостояния населения.

Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Список литературы

1. Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 2012. - 324с.

2. История экономических учений: Учеб.пособие. / Под.ред. В.Р. Автономова. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 784с.

3. Караваева И.В. Основы экономики. Учеб.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 402с.

4. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. - М. 2011. - 396с.

5. Липшиц И.В. Введение в экономику и бизнес (экономика для экономистов). - М.: Вита-пресс, 2012. - 368с.

6. Мамедов О. Ю. Современная экономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 350с.

7. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики. // Экономист. - 2009, № 2. - с. 31-33.

8. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 522с.

9. Русакова И.Г. Экономика. Учебник для вузов. - М.: Финансы, 2010. - 495с.

10. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 460с.

11. Яремчук Н. В. Экономическое развитие современной России. - М.: Экономист, 2010. - 378с.

12 Титов Н.Е. История экономических учений. Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2005 – 91с.

В настоящее время большинство экономистов единодушны в том, что государство является одним из главных субъектов рыночной экономики. В то же время различные экономические школы трактуют по-разному функции, которые должно выполнять государство, а также масштабы его вмешательства в экономику.

  • 1. Меркантилисты доказывали необходимость вмешательства государства в развитие экономики. Однако это распространялось только на торговлю (особенно на внешнеторговые отношения) и промышленность. Французские меркантилисты, например, провозглашали необходимость установления жестких запретительных ввозных пошлин и ратовали за протекционистскую политику развития местной промышленности.
  • 2. В период эпохи свободной конкуренции господствующими стали взгляды представителей классической школы о вреде активной экономической политики государства. А. Смит доказывал способность рыночной системы к саморегулированию. Поэтому государству отводилась роль «ночного сторожа», который должен охранять экономику, но ничего в ней не трогать. Государство должно было только регулировать общее равновесие и разрабатывать экономическое законодательство.
  • 3. Кейнсианство. В XIX и XX вв. периодически повторяющиеся кризисы, инфляция, безработица, резкая дифференциация доходов (так называемые провалы рынка) показали неспособность рыночной системы обеспечить нормальный процесс общественного воспроизводства. А если рыночная система самостоятельно не может выходить из кризисных ситуаций, то помочь ей в этом должно государство путем регулирования экономической жизни. Теоретическому осознанию активной роли государства в рыночной экономике способствовала работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он обосновал необходимость государственной политики как средства, которое способно уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризиса и обеспечивать ее стабильность. Экономическая программа кейнсианства предлагала использование различных методов государственного регулирования экономики. Среди них можно назвать увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной антиинфляционной и налоговой политики, регулирование занятости, ограничение роста заработной платы и др.
  • 4. В 70-е гг. XX в. кейнсианский подход к оценке роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. Последователи А. Смита, неоклассики , доказывали, что государство, так же как и рынок, имеет свои «провалы». Из теории общественного выбора нам известно, что государственные органы порой принимают неоптимальные решения, т. е. не всегда эффективные с точки зрения общества. Неоклассики утверждали, что рыночный механизм способен обеспечивать общую сбалансированность экономики без управления из центра. А роль государства должна сводиться к косвенному воздействию на развитие экономики через проведение разумной денежно-кредитной политики.
  • 5. Сторонниками активного государственного регулирования экономики являются представители концепции институционализма, которые критикуют теории автоматического регулирования рыночной экономики.

Мы видим, что представители различных школ предлагают либо вмешиваться государству в экономику, либо нет. Оба подхода, особенно если они абсолютизированы, страдают односторонностью. Эффективное развитие национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночного и государственного регуляторов. При этом государство должно не подавлять рынок, а помогать ему.

Наиболее существенные позиции государство занимает во Франции, Германии, Скандинавских странах, Испании, Японии. Гораздо меньшую роль оно играет в Канаде и Австралии. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой роль государства значительна.

Истоки экономической науки находятся в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Однако сам термин «экономика» изобрел в VΙ в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом, написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), который делил науку о богатстве на экономию (совокупность потребительных стоимостей) и хрематистику (искусство делать деньги).

Как самостоятельная наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVΙ-XVII веках. В период зарождения мануфактуры, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денежного обращения появляется такое направление в экономической науке, как меркантилизм. Сущность его сводится к определению источника богатства, находящегося, по их мнению, в сфере обращения. Меркантилисты были представителями торговли и само богатство видели лишь в деньгах. Один из представителей французского меркантилизма – Антуан Монкретьен ввел в научный оборот и новое имя для этой дисциплины – «политическая экономия». С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615 г.) экономическая наука более 300 лет развивалась как наука о законах хозяйствования в государстве (с греческого – «политэйя» – государственное устройство). С этого же труда наметился и отход от понимания денег как единственного источника богатства. Учение У. Петти (1623-1686) служит переходом от меркантилизма к классической (подлинной) науке, где источником богатства признаются уже труд и земля.

Физиократы, являясь выразителями интересов крупных землевладельцев, обогатили экономическую науку теорией воспроизводства и движения всего общественного продукта. Источником богатства признается не просто труд в земледелии, но превышение продукта произведенного над продуктом, потребленным в сельском хозяйстве (и только в сельском хозяйстве, что и является ограниченным в этом направлении экономической мысли).

А.Смит и Д.Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии, исследовавшей идеи рыночной саморегуляции на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. А. Смит определяет источником материального богатства труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда. Популярность учения Смита была столь высока, что вплоть до XIX века политическая экономия считалась английской наукой, а изучающих политическую экономию называли смитианцами.



Классическая школа дала основу для двух противоположных школ – марксизма и маржинализма, возникших примерно в один период конца ХIХ- начала ХХ века. Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя представлена совокупностью социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Главный труд К.Маркса «Капитал» (1867) раскрывает объективные законы развития капиталистического способа производства, внутренний источник его самодвижения – противоречия. Здесь исследована формула производства прибавочной стоимости, процесс воспроизводства (простого и расширенного, за счет накоплений), дан глубокий анализ товара, его стоимости и эволюции форм стоимости, а также капиталистических издержек производства и цены производства, ренты, капиталистической формы эксплуатации и т.п. Рассмотрено понятие и причины экономических кризисов, раскрыт закон капиталистического народонаселения.

Маржинализм (от английского marginal – предельный) – это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явления, а их изменение в связи с изменением других явлений. Родоначальником этой теории считают представителя австрийской школы Карла Менгера (1840-1921). Главные категории, исследуемые маржинализмом – это предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и т.д. На базе субъективных оценок теория объясняет спрос и предложение, цену, поведение фирмы на рынке и т.п. Маржинализм в основном опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

К главным направлениям современной экономической мысли относятся: 1) неоклассическое; 2) кейнсианское и неокейнсианское; 3) неолиберализм; 4) институционализм и неоинституционализм.

Неоклассика – это направлении экономической теории, ориентирующее на свободное предпринимательство и рыночный механизм, ограниченное государственное вмешательство в экономику. Сегодня это самое популярное в мировой экономической литературе направление, имеющее в своем составе целый ряд разнообразных теорий, таких как монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения, теория экономических организаций и т.п. Это теории, утверждающие, что предложение рождает спрос, а потому экономику надо анализировать с точки зрения производителей и их интересов. Налоговая система должна поддерживать именно производителя, а денежные факторы являются главными в стабилизации экономики.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – родоначальник кейнсианского направления экономической мысли исследовал кризисную экономику и исходил из того, что спрос рождает предложение. Он обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Проблема занятости явилась у него связанной с проблемой роста национального объема производства. Основные категории, исследуемые кейнсианцами – это емкость рынка, принцип эффективного спроса, эффект мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и норма процента. Неокейнсианцы продолжили эти исследования, добавив анализ динамики экономических процессов (теории роста), теории несовершенной конкуренции, системы «встроенных стабилизаторов» в фискальной политике государства и т.д.

Неолиберализм – это направление в экономической науке, согласно которому государство лишь создает правила «игры» для субъектов рыночной экономики и поддерживает эти правила, но при этом свобода конкуренции остается незыблемой, так как при должной ответственности сторон частное предпринимательство способно не только вывести экономику из кризиса, но и обеспечить благосостояние населения. Наиболее популярна в последние годы, разработанная в рамках неолиберализма, теория социального рыночного хозяйства, автором которой был государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897-1977). Именно он постарался воплотить свои теоретические идеи на практике в той модели экономической системы, которая и была создана в Германии. Государство призвано гарантировать свободу конкуренции, равновесное состояние экономики и обеспечить социальную направленность в развитии этого общества, где каждый сам способен себя обеспечить.

Название институционального направления экономических учений происходит от латинского слова – institutum – установление, устройство. Все ученые этого направления рассматривают экономику как систему, где отношения складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов. Ключевое понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В этом направлении исключительное место занимает проблема трансформации современного общества. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (ДЖ. Гэлбрейт, Р. Арон, Ян Тинберген). Впрочем это направление также имеет несколько школ в своем составе: социально-психологический, социально-правовой, конъюнктурно -– статистический институционализм. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным и правовым проблемам в экономике. Широко известны стали последние достижения этой школы – экономическая теория прав собственности (Р. Коуз) и теория общественного выбора (Джеймс Бьюкенен). Сегодня это одно из динамично развивающихся направлений экономической науки, гибкое, способное к синтезу различных школ и взглядов. Поэтому можно с уверенностью сказать, что современная экономика как наука – это синтез всех достижений экономической мысли человечества.

Вопрос : Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, получила название…

+кейнсианской школы

классической школы

монетаризма

маржинализма


Лекция 2: Экономические отношения; экономические системы

  1. Историческое развитие экономических систем.
  2. Типы экономических систем.
  3. Собственность: понятие, субъект, объект.
  4. Формы собственности.
  5. Преобразование форм собственности.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...